Епископ Троицкий Панкратий: Зачем самые разные люди стремятся попасть на Валаам? Утешение монаха. Беседа с игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием

При употреблении слова «монах», сразу на ум приходит не самый продвинутый в технологиях человек, но Монахи Валаамского монастыря — люди очень современные, они ведут аккаунты в социальных сетях, а для связи с материком используют веб-камеры. Они производят антисанкционные сыры и мучаются над вопросом как справиться с потоком туристов и паломников. За три летних месяца их количество достигает 100 тысяч человек. Каждый хочет прикоснуться к такому древнему и такому современному, реальному и загадочному, святому Валааму.

Освоение Валаама

Валаамский архипелаг насчитывает более 50 островов. Крупнейший остров Валаам занимает площадь 27,8 кв. километров. Остров отстоит от материка на 22 километра, а до близлежащего города Сортавала — 42 километра.

С финского языка «Валаам» переводится как «высокая земля». По некоторым версиям остров назван по имени «ваала» — языческого Бога или библейского прорицателя «Валаама».

В древности, когда расселившиеся в Приладожье славяне и финно-угры только готовились принять христианство, острова были огромным языческим жертвенником. Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, двигаясь на Север, распространял христианскую веру. Из Новгорода он направился на Валаам, где установил каменный крест и напророчил острову великое будущее.

Будущее Валаама, действительно, стало великим и трагичным. В X веке остров начали осваивать православные монахи. В XVI веке монастырь пережил многочисленные набеги шведов. Оставаясь на одном месте, он оказывался в разных государствах, и едва не был утрачен в эпоху атеизма.
После провозглашения в 1917 году независимости Финляндии, Валаамские острова оказались на её территории. В 1940 году Советский Союз заключил мирный договор с Финляндией, по которому вся Карелия, в том числе Валаам, отошли к СССР.

Декабрьской ночью 1989 года на землю крупнейшего, из островов архипелага, вступили в 6 монахов, они открыли новую страницу в истории Валаама. Началось возрождение храма.

Спасо-Преображенский монастырь

Сегодня, глядя на великолепие острова, трудно представить, что когда-то монастырские здания служили загонами для коров, а на вершинах обесцвеченных луковиц церквей сияли Красные Звезды. В эпоху атеизма монастырь был практически разорён.

Любое путешествие по Валааму начинается с посещения Спасо-Преображенского собора. Для его постройки была выбрана самая высокая точка острова. Высота монастыря 47 метров, колокольни – 76 метров. На постройку храма, который вмещает 3000 верующих, пошло 3,5 миллиона кирпичей. Здесь покоятся мощи родоначальников монастыря, святых преподобных отцов Германа и Сергия Валаамских. Среди икон есть одна из самых почитаемых, чудотворная икона Божьей Матери. В 1878 году её написал инок-живописец Алипий.

Современная жизнь монастыря

С древних времен Валаамский монастырь именовали мужицким за его крепкое хозяйство. На территории храма работают гончарный, кирпичный и кожевенный заводы. Здешние богатые сады монахам удалось разбить буквально на скалах. Члены религиозной общины содержат пекарню, здесь есть даже своя фотомастерская. Сегодня завидное монастырское хозяйство идет в ногу со временем. Так, в ответ на санкции, монахи готовы предложить альтернативу норвежской сёмги. Валаамская форель — любимый деликатес жителей и гостей острова. Годовые объемы добычи более 70 тонн, а при необходимости этот показатель может быть увеличен до 200 тонн.

Еще одной гордостью Валаама считается молочное производство. Здесь научились изготавливать сыры: моцареллу, качотту и рикотту. За секретами приготовления монахи специально ездили на родину этих сортов в Италию. Валаамские сыры по вкусу ничуть не уступают заморским, в этом убеждаются туристы, регулярно посещающие остров. Гостиниц на Валааме немного, поэтому один из самых оптимальных вариантов — однодневные поездки, а лучшее время посещения — лето.

Заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, внутренними озерами и проливами Валаам, можно увидеть даже не посещая остров. На сайте монастыря установлена новая функция — трансляция в онлайн режиме с веб-камер. Их установили на колокольне Спасо-Преображенского собора. Это позволяет не только любоваться пейзажами Валаамского мира, но и виртуально побывать на фестивале православного пения, который проходит здесь каждое лето.

По данным Всемирного банка, доступа к электричеству нет у 13% процентов населения Земли. Это около миллиарда человек. Они живут в той же Центральной, Южной Азии и Африке. Но с каждым годом мест, где нет света, становится все меньше. В России, например, представить себе жизнь без электричества трудно даже в самых отдаленных уголках. Например, на острове Валаам. Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях. Как это получается, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

Валаам – остров на Ладожском озере размером с подмосковный город Долгопрудный. До ближайшего берега 22 километра, до ближайшего населенного пункта 42 километра.

Когда здесь появился монастырь, точно неизвестно. Одни источники упоминают XI век, другие XIV век. Но в любом случае первые монахи искали уединенное место с суровым климатом, чтобы не отвлекаться от молитвы. Вот и выбрали Валаам, до которого даже сегодня по воде нужно идти почти час.

«Провести сюда газ, завезти сюда уголь, получить тепло невозможно из-за нашего островного расположения. Используем энергию земли, энергию воды, энергию воздуха», – сказал эконом Валаамского монастыря, монах Ефрем.

И еще энергию солнца. Солнечные батареи установили недавно для отопления зимних теплиц с овощами. Хотя главную проблему с электричеством здесь решили пять лет назад – проложили по дну озера кабель.

Парадокс, но из-за своей географии Валаам стал в России одним из центров инноваций. Иначе было не выжить. В XIX веке деревянный монастырь превратился в каменный. А в 1863 году здесь появился водопровод в один год со столичным – петербургским. Воду из Ладожского озера через туннель в гранитной скале поднимали на высоту 40 метров. Да и сегодня местные монахи охотно пользуются плодами прогресса: разъезжают на квадроциклах и электромобилях.

Та же картина и в сельском хозяйстве. Например, местная ферма является образцово-показательной.

Или монастырская сыроварня. Производство современное. Пульт управления для выставления нужных параметров, несколько больших емкостей для изготовления продукта. Есть устройства для измельчения сыра: лира и булава. И технологии и оборудование итальянские. Монахи даже специально ездили учиться. У лучших специалистов из этой страны.

Сыров производят несколько сортов. Есть и мягкий, и твердый. Рикотта, качотта, пастораль или монастико, что значит «монастырский», с которым можно экспериментировать.

«Каждые три месяца он меняет вкус. Ни хуже, ни лучше, но другой вкус. Через полгода совершенно другой вкус. А через год – вообще сказка. Он просто отдает влагу, и остается сама суть сыра. Очень вкусная суть», – сказал кладовщик в сыроварне послушник Вячеслав.

Еще в XIX веке на Валааме появился и свой экологический проект - рыбоводческое хозяйство. Монахи выпускали в озеро десятки тысяч мальков – сига и палию.

«Этим тогда вообще никто не занимался. Рыбу просто вылавливали. А монастырь понимал, что когда-то рыба кончится. И если ее не воспроизводить, то в округе рыбы будет мало», – рассказал эконом Валаамского монастыря монах Ефрем.

Ферма на озере работает до сих пор. Правда, и виды рыбы уже другие, и откармливают ее до товарных размеров.
Выращивают здесь форель, причем американскую. Она и крупнее, и растет быстрей.

Впрочем, были в истории монастыря и тяжелые времена. В 1940-х годах он опустел. Две сотни русских монахов с Валаама бежали в Финляндию, опасаясь советских репрессий. Купили усадьбу Паппиниеми – Поповский мыс и основали здесь Новый Валаам.

Поминальная молитва произносится на финском языке, но звучат русские имена. Сегодня на Новом Валааме русских монахов нет. Вся братия граждане Финляндии – это примерно 10 человек. По-русски говорит только эконом отец Михаил.

«Монастырь – это такое место, где можно быть ближе к господу Богу. Там хорошие условия для этого», – поделился казначей-эконом Ново-Валаамского монастыря, иеромонах Михаил.

Формально финский Валаам с российским никак не связан, но их объединяет общая история, традиции и реликвии. Например, 20 тысяч старых книг, привезенных из Карелии. Среди них есть уникальные рукописные экземпляры.

Хотя есть и свои особенности. Старый монастырский погреб. Но в дубовых бочках вовсе не кагор, а самый настоящий виски, односолодовый, выдержка от 6 до 12 лет. Правда, само производство на традиционное монастырское не похоже. Аналог самогонного аппарата на фоне плакатов с монахами стоит миллион триста тысяч евро. Чудо современной техники.

«Мы продолжаем греческую историю – производства вина и крепких напитков. Например, на Афоне, и в монастыре на Кипре, производят ракию на продажу», – сказал настоятель Ново-Валаамского монастыря, архимандрит Сергий.

Что касается Валаама российского, то он начал возрождаться в конце 1980-х. А былое величие вернул в нулевых. Сегодня открыт для всех желающих за исключением некоторых скитов. Можно приехать туристом, а можно трудником.

«Я не деньги зарабатывать сюда приехал. У меня конкретная цель есть: ради Божьей матери и спасения своей души», – сказал трудник Евгений.

Кстати, следуя особенным местным традициям, уборку картошки планируют также механизировать. Тяжелый труд – не самоцель.

«Для исторического монашества, да. Они специально шли в такие места, трудные. А в пещеру звать сейчас. Ну, может кто-нибудь и придет, но так сомневаюсь, что у него все в порядке с головой будет», – считает игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий.

А вот сама суть монашества, по мнению игумена Панкратия, с годами и даже веками не меняется.

«Здесь, в обители, монахи возносят молитву за весь мир. И эта молитва действует», – отметил Панкратий.

Рассказывает о жизни обители.

— Владыка, расскажите самые главные новости жизни Вашей обители: сколько в ней насельников, как идет восстановление монастыря и самой монастырской жизни?

— Самая хорошая новость для монастыря, когда никаких новостей нет. Когда идет спокойная, размеренная монашеская жизнь, и ничто ее не беспокоит.

События, конечно, случаются, такие как приезд Патриарха, Президента, других высоких гостей. Этим летом Святейший Патриарх освятил домовый храм в восстановленной после пожара гостинице. Но эти события относятся к внешней жизни. А главное — это то, к чему направлена все монашество — это жизнь во Христе.

Насельников наших точно не сосчитаешь. Наше братство находится в разных местах, насельники живут не только на Валааме, но и на подворьях в Москве, Петербурге, Приозерске, в Сортавале. Всего примерно человек 160-170. И на самом Валааме у нас сейчас 8 скитов, ферма, на которой братия несет послушание. Вместе собираемся на большие праздники, и только тогда видно, что братство большое. А так, в Центральной усадьбе постоянно живет примерно 40 человек. Трудников, думаю, в два раза больше — около ста.

— Нет, конечно. Восстановить за 20 с небольшим лет построенное за 200 физически невозможно. Даже если бы были все необходимые средства на восстановление. А если учесть, что восстановительные работы надо совмещать с жизнью обители (строительные шумы, неудобства — это же все влияет на состояние человека), то мы не стремимся к максимальным темпам, не форсируем. Все делаем постепенно.

Монахи сюда приехали зимой 1989-го, а в 90-м началось восстановление. Сейчас практически восстановлены все основные скиты, осталось два-три на дальних островах. Но мало восстановить скит, надо восстановить и скитскую, монашескую жизнь. Скитская жизнь, тем более на удаленных островах, особенная, послать туда любого брата невозможно, нужен опытный человек, который знает, как бороться с искушениями, как молиться. Без молитвы на острове, вдали от монастыря, от братии, человеку просто не прожить.

— Разве стремление к уединению редкостно среди монахов?

— В принципе, монашество подразумевает уединение. Общежительная жизнь в монастыре — скорее первый этап. Но у кого-то этот этап может затянуться на всю жизнь. Люди достигают и в общежитии очень высокой духовной жизни. И валаамские наши старцы, и современные — тот же отец Кирилл из , всю жизнь проживший в общежитии — тому пример. Так уж Бог судил им. А для многих полезно быть в уединении, вдали от соблазнов, где меньше всякого рода попечений, и больше возможность посвятить себя Богу. Жить так, чтобы вся жизнь была пронизана Богообщением — скит для этого создан. А в старину у нас на Валааме было еще и отшельничество. Но это исключительный подвиг, его у нас уже 150 лет как нет. Люди не достигают того уровня, чтобы принять такой образ жизни.

— Но ведь в 70-х годах прошлого века в горах Кавказа были отшельники.

— Я сам там провел год вместе с моим другом отцом Симоном, он жил в горах потом еще почти 10 лет, писал в уединении замечательные духовные стихи. Теперь он живет на Афоне, его знают как духовного писателя, который пишет под псевдонимом Симеон Афонский.

Кавказское пустынничество в советское время возникло главным образом потому, что мало было монастырей. Мужских — всего четыре на весь Советский Союз. И надо было пройти очень большие преграды, чтобы попасть в них. Прием в обитель людей с высшим образованием был особенно затруднен.

Поэтому некоторые люди, стремящиеся к монашеству, шли отшельничать в горы Кавказа.

Меня пригласили туда в самом начале моего церковного пути, когда я приехал поступать в семинарию Троице-Сергиевой лавры. И передо мной встал выбор: либо идти в духовную семинарию и затем в лавру, либо — сразу на Кавказ в «пустыню». Для меня это был очень трудный выбор. Мне очень нравилась жизнь в монастыре, замечательные лаврские службы, послушания, жизнь с опытными старцами. К тому же я понимал, что я еще новоначальный, и ехать на Кавказ мне было духовно небезопасно. Да и неизвестно, к кому попадешь.

— И что Вы выбрали?

— Лаврский духовник сказал, что следует поступать в семинарию. И если примут, значит, воля Божия учиться в семинарии и поступать в лавру. А если не примут, то воля Божия ехать на Кавказ. Меня приняли. Но потом все равно, уже из лавры, я поехал на Кавказ. И как это обычно бывает, через год пришлось и мне столкнуться с немалыми искушениями.

В кавказской «пустыне», главным образом в Абхазии, жили самые разные люди: и высокой духовной жизни, и обычные, которым неплохо было бы пожить в общежительном монастыре, чтобы научиться смирению, послушанию, терпению — качествам, которые необходимы человеку для того, чтобы у него родилась настоящая молитва. Если человек стремится к молитве и даже очень много подвизается в молитвенном делании, но оно не растворено у него смирением, это значит, что он на опасном пути. К тому же молитва должна быть соединена с трудом. Обычный человек не может все время посвящать молитве, только уж когда находится в благодатном состоянии. Молитва и труд — два весла, говорил один старец, будешь нажимать равномерно, и лодка поплывет прямо. А если нажимать сильнее на одно весло, лодка станет крутиться на месте. На Кавказе среди пустынников были, к сожалению, и люди явно прельщенные (духовно поврежденные).

Через год я приехал к своему духовнику отцу Кириллу за советом, и он мне сказал, что надо оставаться в лавре. Я, честно говоря, был очень огорчен. Хотел вернуться. Но вскоре там началась война.

Общежительный монастырь — этот становление монашеской жизни, гармонизация души и подготовка к более сложным искушениям и более высоким духовным состояниям. Здесь самое главное — борьба со страстями (а они очень хорошо раскрываются в общежитии) и возрастание в смирении через послушание. Кто-то из отцов очень удачно сравнил жизнь братьев в общежитии с камушками на берегу моря. Они волнами обкатываются, друг о друга трутся и становятся гладкими, кругленькими — даже кирпич. А братья сталкиваются друг с другом и, смиряя себя, «сглаживают острые углы». Это быстро не происходит. Человек и в 60 лет продолжает учиться. Кое-кто начинает унывать: как же так? Святые подвижники достигали очень высоких духовных состояний — реальной святости, их жизнь была благодатной жизнью с Богом, а почему я так плох? Главное — исключить уныние. И тогда это будет правильный взгляд на себя. Если осознаешь свое плохое состояние — исправляйся. Если тебе много лет, и ты еще не исправился, не отчаивайся. Если ты отойдешь ко Господу в борьбе за жизнь христианскую, то Он тебя помилует. Даже если ты не достиг того, к чему призван каждый христианин — святости.

— Многие мои светские знакомые любят повторять: «Если в Церкви есть старцы, то пусть выйдут и заявят о себе. И погромче. Чтобы мы слышали не только официальные голоса». Вот вы говорите, что самый высокий уровень для монаха — отшельничество, а мир требует их «выйти». Что вы скажете по этому поводу?

— Миру нужны монахи. Потому что монахи — свет миру. А свет монахам — ангелы. Так говорили святые отцы.

Конечно, служение миру является обязанностью монаха. Но для того, чтобы человек обрел то, чем он может по-настоящему служить миру, сначала нужен уход от греха, от зла, которым переполнен мир. И самое главное, нужен подвиг, преодоление греха в самом себе. Для этого и существует аскеза, молитва, пост, бдение. Это не самоцель. Это путь к стяжанию благодати Божией.

Серафим Саровский, прежде чем стать таким, каким мы его знаем, много лет положил в монастыре, в уединении и в пустыне — на тяжелую борьбу с самим собой, со своими грехами, страстями, с «ветхим» человеком внутри себя. То же самое можно сказать и о преподобном Сергие Радонежском и о других святых. Сложно назвать того, кто бы сразу стал святым старцем среди городского шума. Хотя есть, конечно, исключения. Но все же монашеский путь, преимущественно подразумевает уход от «мира». Или даже бегство, как говорил Арсений Великий, «бегай людей и спасешься».

Людям нужны старцы, поэтому нужны условия для «бегства» от «мира». А сегодня «мир» все больше и больше вторгается в обители. Особенно через такие удобные современные вещи, как Интернет. Казалось бы, человек в полном одиночестве на Афоне. Но если у него Интернет — весь мир в его келье.

— Паломники вам тоже приносят «мир»?

— Конечно, но в меньшей степени. Тем более, что монашеству полезно и необходимо пастырство. Но прежде нужно укрепиться, а для этого необходимо уединение. Валаам чем хорош? В зимние месяцы мы — в уединенном состоянии. Часто слышу: как вы здесь зимой живете? Это же так трудно! Но все трудности меркнут по сравнению с благом, которое мы получаем. Зимой как раз и наступает время настоящей монашеской жизни. Летом раздаем, зимой — собираем…

— Вернемся к теме восстановления монастыря.

— Сейчас нам помогает вся Россия: от Москвы до Урала. Большая часть средств поступает от благотворителей. Эта помощь продолжается уже очень давно, два десятилетия. Но были и годы, когда мы оказывались на грани выживания. Представьте себе, содержим большое хозяйство, несем затраты, каждый месяц платим людям зарплату, завозим на зиму продукты, топливо, я уж не говорю о строительстве и реставрации, а будут средства или нет, неясно, ты — в руках Божиих.

Огромную помощь нам оказала федеральная сетевая компания, проложившая электрический кабель по дну Ладоги. Мы теперь получаем электричество из единой энергетической системы России, а раньше у нас были ветхие дизельгенераторы, зимой работающие с перебоями. Очень тяжело было. Зимой самым популярным предметом на Валааме были ручные фонарики. Многие часы — полная темнота. Теперь никаких проблем с электричеством нет, реставрационные работы ведутся без перерыва.

Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях.

19.11.2018 Роман Никифоров, МТРК «Мир» 1 018

ФОТО: Сайт президента РФ. По данным Всемирного банка, доступа к электричеству нет у 13% процентов населения Земли. Это около миллиарда человек. Они живут в той же Центральной, Южной Азии и Африке. Но с каждым годом мест, где нет света, становится все меньше. В России, например, представить себе жизнь без электричества трудно даже в самых отдаленных уголках. Например, на острове Валаам. Знаменитый на всю страну монастырь живет по уставу древности, но в современных реалиях. Как это получается, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

– остров на Ладожском озере размером с подмосковный город Долгопрудный. До ближайшего берега 22 километра, до ближайшего населенного пункта 42 километра.

Когда здесь появился монастырь, точно неизвестно. Одни источники упоминают XI век, другие XIV век. Но в любом случае первые монахи искали уединенное место с суровым климатом, чтобы не отвлекаться от молитвы. Вот и выбрали Валаам.

Провести сюда газ, завезти сюда уголь, получить тепло невозможно из-за нашего островного расположения. Используем энергию земли, энергию воды, энергию воздуха,

Сказал эконом Валаамского монастыря, монах Ефрем.

И еще энергию солнца. Солнечные батареи установили недавно для отопления зимних теплиц с овощами. Хотя главную проблему с электричеством здесь решили пять лет назад – проложили по дну озера кабель.

Парадокс, но из-за своей географии Валаам стал в России одним из центров инноваций. Иначе было не выжить. В XIX веке деревянный монастырь превратился в каменный. А в 1863 году здесь появился водопровод в один год со столичным – петербургским. Воду из Ладожского озера через туннель в гранитной скале поднимали на высоту 40 метров. Да и сегодня местные монахи охотно пользуются плодами прогресса: разъезжают на квадроциклах и электромобилях.

Та же картина и в сельском хозяйстве. Например, местная ферма является образцово-показательной.

Или монастырская сыроварня. Производство современное. Пульт управления для выставления нужных параметров, несколько больших емкостей для изготовления продукта. Есть устройства для измельчения сыра: лира и булава. И технологии и оборудование итальянские. Монахи даже специально ездили учиться. У лучших специалистов из этой страны.

Сыров производят несколько сортов. Есть и мягкий, и твердый. Рикотта, качотта, пастораль или монастико, что значит «монастырский», с которым можно экспериментировать.

Каждые три месяца он меняет вкус. Ни хуже, ни лучше, но другой вкус. Через полгода совершенно другой вкус. А через год – вообще сказка. Он просто отдает влагу, и остается сама суть сыра. Очень вкусная суть,

Сказал кладовщик в сыроварне послушник Вячеслав.

Еще в XIX веке на Валааме появился и свой экологический проект - рыбоводческое хозяйство. Монахи выпускали в озеро десятки тысяч мальков – сига и палию.

«Этим тогда вообще никто не занимался. Рыбу просто вылавливали. А монастырь понимал, что когда-то рыба кончится. И если ее не воспроизводить, то в округе рыбы будет мало», – рассказал эконом Валаамского монастыря монах Ефрем.

Ферма на озере работает до сих пор. Правда, и виды рыбы уже другие, и откармливают ее до товарных размеров.

Выращивают здесь форель, причем американскую. Она и крупнее, и растет быстрей.

Впрочем, были в истории монастыря и тяжелые времена. В 1940-х годах он опустел. Две сотни русских монахов с Валаама бежали в Финляндию, опасаясь советских репрессий. Купили усадьбу Паппиниеми – Поповский мыс и основали здесь Новый Валаам.

Поминальная молитва произносится на финском языке, но звучат русские имена. Сегодня на Новом Валааме русских монахов нет. Вся братия граждане Финляндии – это примерно 10 человек. По-русски говорит только эконом отец Михаил.

«Монастырь – это такое место, где можно быть ближе к господу Богу. Там хорошие условия для этого», – поделился казначей-эконом Ново-Валаамского монастыря, иеромонах Михаил.

Формально финский Валаам с российским никак не связан, но их объединяет общая история, традиции и реликвии. Например, 20 тысяч старых книг, привезенных из Карелии. Среди них есть уникальные рукописные экземпляры.

Что касается Валаама российского, то он начал возрождаться в конце 1980-х. А былое величие вернул в нулевых. Сегодня открыт для всех желающих за исключением некоторых скитов. Можно приехать туристом, а можно трудником.

«Я не деньги зарабатывать сюда приехал. У меня конкретная цель есть: ради Божьей матери и спасения своей души», – сказал трудник Евгений.

Кстати, следуя особенным местным традициям, уборку картошки планируют также механизировать. Тяжелый труд – не самоцель.

«Для исторического монашества, да. Они специально шли в такие места, трудные. А в пещеру звать сейчас. Ну, может кто-нибудь и придет, но так сомневаюсь», – считает игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий.

А вот сама суть монашества, по мнению игумена Панкратия, с годами и даже веками не меняется.

«Здесь, в обители, монахи возносят молитву за весь мир. И эта молитва действует», – отметил Панкратий.

Кто упрям - иди на Валаам...


В алаам это не только монастыри.
Тут еще живут валаамцы - простые люди, которые жили тут всегда. Этот пост об их трудной, но счастливой жизни на острове. Стать местным жителем в настоящее время еще сложнее, чем монахом... прописка тут уже закрыта.

Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 80 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа. Монахов тут теперь уже больше, чем просто жителей.

История Валаама это не только история скитов и монастырей. В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. Повод - на Валааме хороший чистый воздух и природа, но по сути, это была ссылка калек который уже не могли работать, но мозолили глаза другим гражданам СССР напоминая о войне.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны... каково им было калекам, собранным вместе, знают только они сами. Но сомневаюсь, что весело.

В результате тяжелейшего ранения этот воин потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году.

Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

Богадельни находились в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях.

По местному поселению острова нас прокатил водитель. Спасибо ему за экскурсию.

Местный "Водоканал")))

Такие "таблетки" УАЗы тут популярны...

Хорошие друзья у фермы)))) раз такие машинки дарят)))

В этом здании он прожил почти всю свою сознательную жизнь. Тут все как у людей - центральное водоснабжение, электричество. На Валааме есть свой детский сад и школа))) тут у него машина, катер. Зимой рыбалка, летом туристы, которым надо показать скиты, рассказать что что никто больше не расскажет... в Сортавала выбирается редко.

Этот сарай старый, дореволюционной постройки. Только крыша новая и пристройка.

Как я понял, это детский сад.

Вид на главный или центральный монастырь Валаама.

Машины приезжих ВИПов и местной братии)))

Тут живут трудники. Для паломников отдельные места и гостиницы.

Еще один способ тут заработать. Цены кусаются. Час 8000 руб.

А вот и наш водитель - экскурсовод))) спасибо за экскурсию)))

Такое впечатление что тут везде играют в футбол)))

Когда развалился СССР, местные жители писали письма Ельцину, просили вернуть монахов, поднять монастыри, возродить туризм. А теперь возродили. На свою голову...

Чувствуется местные обижены на церковь и монастыри. Теперь местные жители монастырям мешают. Монастыри запрещают им причаливать к пристани, мешают перевозить и регистрировать машины, вытесняют всячески. Прописать даже родившегося ребенка можно только через суд - прописка тут закрыта. Пытаются закрыть детский сад и школу. Местные тут не нужны, тут нужны туристы, трудники и паломники...

Монастырь построил два больших дома в Сортавале и предоставил квартиры желающим переехать. Существуют программы по переселению местных жителей на материк, но переезжать хотят не все.

Счастья подвалило...

Сейчас тут прокладывают новые электрические линии, новые трубы для водопровода (с электронными датчиками на улице) и т.п.

Дорога к Никольскому скиту.

Этот дом построили себе энергетики Валаама)) тут живут и рядом работают.

Тропинка...

Отвлек от важных дел кошечку...)))

Котята это святое!

Другие интересные факты:

Общая площадь 50 островов - 36 кв. км.

На южной оконечности острова Валаам находится небольшая, но действующая воинская часть МО РФ.

В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.

По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один, при этом Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь.

Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки.

Возможно скоро просто так на Валаам уже не попадешь. Только как паломник и по благословлению (т.е. с разрешением). За основу регулирования РПЦ хочет взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, каждому из них выдается особое письменное благословение — дьямонитирион. И нет лишних людей типа нас.

Некоторые фото (С) интернет.

mob_info