История храма до революции. О существе революции и судьбе церкви

Оригинал взят у cat_779 в Снос храмов и монастырей в СССР. Как это было. Часть 5.

«Главенствующую» роль в «культурной революции» Ленин отводил партии большевиков, на которую возлагалась задача обеспечения идейно-целенаправленного, социалистического характера всех процессов в сфере культуры, торжества «миросозерцания» марксизма. Партийные органы стали на путь прямой подмены государственных органов, внедрили административно-командный стиль руководства культурным строительством. Все это пагубно сказалось на процессе развития всех областей культуры после Октября 1917 г.


Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25-26 октября 1917 года (7-8 ноября по новому стилю), к власти пришли большевики.
Самыми первыми декретами новоявленного правительства были: Декрет о земле и Декрет "о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния".
Произошёл юридический, идеологический, культурный, энергетический переворот. В те далёкие времена народ не сразу мог осознать большевисткое "планов громадьё" и этих планов зловещую суть.

27 октября (по ст. ст.) 1917 года II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов был принят Декрет о земле , согласно которому, принадлежавшие Церкви земли, среди прочих, переходили «в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле».
Изданная 2 ноября 1917 года Советом народных комиссаров «Декларация прав народов России» провозглашала, среди прочего, «отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений ».
Согласно декрету «О расторжении брака» (16 декабря 1917 г.) и декрету «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (18 декабря 1917 г.) брак объявлялся частным делом , а соблюдение или несоблюдения религиозных обрядов больше не оказывало влияние на юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми.
Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви - нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров Российской Республики 20 января (2 февраля) 1918 года и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации.
Этими четырьмя основными декретами с первых дней советской власти было узаконено право на геноцид русского народа в потрясающиx масштабax.


Именно эти первые четыре декрета лягут в основу политики большевиков, в результате которой у трофейного населения будет отобрано всё до последней нитки-земля, имущество, ценности, дети, нравственность и культура.

Механизм порабощения российского народа:
"Уже в первые дни Советской власти одной из основных задач нового режима стало максимальное изъятие оружия у частных лиц. 10 декабря 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет «О сдаче оружия», в котором, в частности, указывалось:
«1. Обязать все население, все учреждения гражданского ведомства сдать находящееся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца;
2. За укрывательство оружия, задержание сдачи его или противодействие сдаче виновных подвергать лишению свободы на срок от одного года до десяти…»
Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, и лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не изымалось только у членов РКП (б), но не более одной винтовки и одного револьвера на человека. При этом оружие закреплялось за конкретным владельцем.
Согласно инструкции к данному декрету, право на хранение и ношение оружия давали обычные партийные билеты. Таким образом, в советской России право на оружие приобрело партийную принадлежность" .
Человек, не имеющий оружия, превращается в раба, который не может защитить себя и свою семью.С таким человеком правительство и бандиты, которых стало очень много в послереволюционные годы голода и разрухи, могли делать всё, что им заблагорассудиться. Правительство же, после конфискации оружия у населения, это изъятое оружие против населения и повернуло.

После конфискации оружия у собственного населения неминуемо следовал тотальный геноцид этого же населения, власть лишая собственное населения права на оборону, в конечном итоге использует свое превосходство для жесткого подавления инакомыслия.

Весной 1922 года большевики, разоружив население и отразившие к тому времени внешние угрозы, перешли к этапу активной борьбы с религиозными институтами и прежде всего с православной церковью, которая рассматривалась ими как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих.

Необходимо понять железную логику большевиков: до тех пор, пока они не были уверены в том, что закрепились на российской территории и не разоружили население, они не смогли бы начать изымать церковные ценности, устраивать гонения на священнослужителей, сгонять население в города под видом коллективизации и сносить храмы и монастыри!
Их встретил бы такой организованный вооружённый отпор, что они не смогли бы удержать власть!


" большевистское правительство для пополнения валютного запаса с размахом продавало за границу бесценные картины, иконы, драгоценности. Об истинных масштабах этой распродажи рассказала изданию "Ъ-Власть" в 2001 году искусствовед Наталья Семенова, попытавшаяся составить список утраченного.
По ее данным, за период с 1917 по 1923 год продано 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры – 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было. Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. На покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию. А в 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Норману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде осталось только 71. К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысяч. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон."
http://pravo.ru/news/view/109884/

Изъятие церковных ценностей началось очень удачно, большевиками было награблено огромное количество золота, серебра, драгоценных камней, икон, и т.д. Предвкушая дальнейшую добычу, было решено начать разграбление храмов по всей огромной стране.В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность «сооружения» к памятникам - момент его постройки. Сооружения, построенные:
до 1613 г. - были объявлены неприкосновенными;
в 1613-1725 гг. - «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
в 1725-1825 гг. - сохранялись только фасады;
после 1825 г. - к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
в 1991 Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР. Руководствуясь этим критерием, на местах был инициирован массовый снос храмов - общее их количество уменьшилось с 79 тысяч в 1917 до 7,5 тысяч -году.


Снос церквей в СССР

Правительство СССР приняло ряд организационных мер для создания индустрии разграбления и разрушения церквей, монастырей, часовен, крепостей-звёзд, для чего поработило Туркестан, расчленило его на отдельные республики и заставило переориентировать на монокультуру -хлопок, который шёл на производство пороха для взрывных работ.Экономики республик Средней Азии были изуродованы так, что они в дальнейшем уже не смогут жить без поставок хлеба и товаров из России! И это аукнется нам в 21-ом веке многомиллионным нашествием мигрантов!

Далее, в 1930 году был создан ГУЛАГ, одной из основных целей которого и было разграбить и снести эти неугодные большевикам архитектурные постройки.

Заключённые ГУЛАГа не только грабили церковные интерьеры, они искали спрятанные документы, архивы, драгоценные металлы и камни, технологии..В церквях хранились записи о рождении, крещении, имущественные акты. Всё это или почти всё, было изъято.
Правительство СССР понимало, что после отделения церкви от государства и церкви от школы, разграбления церковных ценностей и сноса храмов, монастырей и крепостей-звёзд наступит идеологический и культурный вакуум. Трофейным населением надо было управлять и заставить его быть себе лояльным, для этого надо было скрыть все свои преступления и показать своё правление в самом выгодном свете.


Кроме того, надо было скрыть свою вину за разрушение храмов, переложить её на предыдущие правительства!

Для этого необходимо переписать историю, создать новое мировоззрение, новую культуру, новое образование, показать себя в самом выгодном свете, вычеркнуть из народной памяти всё плохое, за что нет прощения! Дети, внуки и правнуки убитых и обобранных советской властью с самого начала большевистского переворота, не должны знать прошлое, быть верными идеалам КПСС и нерушимости СССР, верить в идеалы дружбы народов, братства, должны работать с энтузиазмом и строить коммунизм в аскетических условиях.

У большевиков было всё схвачено с первых дней советской власти, был создан Наркомпрос (народный комитет просвещения), который был затем преобразован в Главнауку, потом будет создана Академия наук СССР.

Главнаука (Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями) - государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды науки и культуры в РСФСР в 1921-1930 годах. Был сформирован в составе Академического центра Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) в 1921 году.
В 1918 году был образован Научный отдел Наркомпроса, первым его возглавил Д. Б. Рязанов. В 1921 году отдел был преобразован в секцию академического центра Наркомпроса - Главнауку.

Акаде́мия нау́к СССР (АН СССР)
― высшее научное учреждение СССР с 1925 по 1991 год, объединявшее ведущих учёных страны, подчинённое непосредственно Совету Министров СССР, до 1946 года - Совету народных комиссаров СССР.

В 30-е годы был создан Союз писателей СССР.
Союз писателей СССР - организация профессиональных писателей СССР.
Создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Сталин осыпал членов Союза писателей немыслимыми благами: машины, квартиры, дачи, высокая зарплата, премии!

Обратите внимание на количество членов Союза писателей СССР, с таким количеством хоть каждый год всю мировую историю переписывай, перетряхивай архивы и библиотеки, изымай неугодные книги и включай в архивы и каталоги библиотек любые фальшивки!

Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов СП):
1934-1500 членов
1954 - 3695
1959 - 4801
1967 - 6608
1971 - 7290
1976 - 7942
1981 - 8773
1986 - 9584
1989 - 9920
В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза, 3 665 пишут на русском языке.
Союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». Единый СХ СССР был создан в 1957. 1-й съезд состоялся в 1957. Высший руководящий орган - Всесоюзный съезд. Исполнительные органы - Правление и Секретариат.

Пиши и редактируй учебники для всех учебных заведений СССР на всех языках народов СССР,рисуй красочные картинки для пущей убедительности, направляй молодое неопытное поколение в нужное советской власти русло! Так создавалась информационная матрица, в которую впечатали всех родившихся в послевоенные годы.

И, конечно же, наши книги по истории самые-самые правдивые! Это прежние цари-самодержцы разрушали храмы, уничтожали церковные документы и книги, спаивали и уничтожали русский народ, а вот советское правительство ведёт к светлому будущему и строит развитой социализм и коммунизм!

А в стране, тем временем, продолжали разрушать храмы, грабить их интерьеры, подвалы, фундаменты, продолжали для этих целей производить порох в огромных количествах, переписывалась история, но советский народ об этом ничего не знал, разрушение храмов происходило вплоть до самого конца существования СССР.

В 1965 году был создан Союз кинематографистов СССР. Так советское правительство и КПСС получили возможность показать нам нашу историю в выгодном для них толковании, впечатать нам в сознание, КАКОЙ НА САМОМ деле была наша история!

Неудивительно, что всю нашу историю мы знаем по учебникам и по фильмам, созданным уже в советские послевоенные годы! Нам показали "правду" о нашем прошлом, из которой были тщательно вырезаны все негативные моменты первых десятилетий советской власти.

Что самое главное: всей идеологической работой руководила КПСС!

Не имея в кармане партбилета, невозможно было стать руководителем даже самого малой организации!
За весь период существования СССР только партийная верхушка и их приближение не знали, что такое голод и дефицит. За несогласие с политикой КПСС могли отлучить от сытной кормушки. Поэтому переписать историю и заставить молодое поколение вызубрить школьные уроки, на которых она преподавалась, не составляло трyдностей.

А вот эту информацию в школах и в институтах нас не заставляли изучать:

"В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.
В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей."

Потом вину за эти преступления переложат на русских царей.
Фальсификаторы хорошо постараются, чтобы нарисовать убедительные средневековые гравюры и картинки, писатели напишут правдоподобный рассказ о том, что-де в старину запросто делали порох примитивным способом, и этого количества пороха хватало, чтобы взорвать храмы толщиной 1-3 метра.
Не верьте! Производство пороха-это очень сложный и опасный технологический процесс. Даже СССР в первые годы с огромным трудом смог наладить его производство!
Реальная цена промышленного производства пороха в СССР-это порабощение Туркестана и переориентирование всей его экономики на производство и переработку хлопка, и порабощение российского крестьянина, который кормил хлебом узбекского дехканина и его семью, потому что каждый клочок земли засевался хлопком!

Фальсификаторы, покажите промышленное производство пороха во всех деталях, тогда можно будет поверить, что храмы можно было взрывать до начала 20-го века за их ненадобностью!
Покажите весь производственный процесс от начала до конца: добыча сырья, транспортировка, оборудование, технологии, а не просто картинки, на которых этот процесс нарисован и описан. Любой художник Вам может нарисовать правдоподобные картинки и любой писатель без труда красочно и ярко опишет, но покажите это технологу, знакомому с производством, и эта фальшивка лопнет, как мыльный пузырь!

А ещё пусть господа фальсификаторы ответят, почему храмы и крепости-звёзды так хорошо сохранились на "загнивающем и бездуховном" Западе, и почти не сохранились на территории бывшего СССР?

Крепость Акко, Израиль.

Разрушенный храм села Лаки (Горянка). Крым.
Зачем на самом деле правительству большевиков разрушать такое количество храмов, монастырей, крепостей-звёзд на огромной территории страны, не жалея ни людских, ни материальных ресурсов?

В основе механизме порабощения народа лежит фальсификация истории.

Пока народ помнит свою историю, его невозможно поработить!
Чтобы написать для захваченного трофейного населения новую историю, сначала надо уничтожить все доказательства существования старой , иначе как обьяснить существование около 100 тысяч храмов, монастырей, крепостей-звёзд, великолепных культурных ценностей, украшений из драгоценных металлов и камней, книг, портретов, статуй и т.д., одним словом всего того, чего правительство большевиков никогда не сможет создать? Как заставить народ терпеть голод, холод, нищету и убогость, когда перед глазами такая роскошь, созданная в "дремучие" времена без руководства КПСС? Большевики ничего не могли предложить народу, поэтому уничтожали и распродавали всё ценное, что уже было создано, чтобы народ думал, а вот, на Западе, там могут создавать, а Россия всегда была отсталой, а лапотный русский мужик всегда был тупым и ленивым пьяницей. И только благодаря правительству СССР весь народ, наконец-то увидел свет в окне, приобщился к цивилизации и культуре.

Как заставить всю страну перейти на топливную энергетику, несущую голод, дефицит и разруху, если раньше добывали бестопливные виды энергии: из атмосферного электричества, солнечную и ветровую, если не разрушить их носители-церкви и крепости звёзды?

Как сделать трофейное население неимущими рабами? Юридически, после прихода к власти правительства большевиков, правительство отняло у церкви право регистрировать акты о рождении и бракосочетании.

Советское государство стало выдавать новорожденным свидетельство о рождении, но не значит ли это, что все, родившиеся после октябрьского переворота дети, стали собственностью государства большевиков и корпорации СССР, так же как и всё движимое и недвижимое её имущество, включая недра?
Смысл монополизирования актов о рождении ЗАГСами СССР-это превращение всех нас в предмет, в собственность корпорации СССР и дальнейшее право этой корпорации распоряжаться нами, как ей будет выгодно. Мы-не люди, мы имущество, трудовые ресурсы.
То же самое происходит в корпорации США, там свидетельства о рождениии торгуются на фондовой бирже Нью-Иорка, как и нефть, металлы и прочие ресурсы,
и во всём мире, учитывая глобальный характер мировой экономики
Обратите внимание на серию и номер Вашего свидетельства о рождении, напечатанный красным цветом.
Этот номер-секьюрити номер на мировом фондовом рынке, по этому номеру Вас могут найти в компьютере и проверить Вашу стоимость, т.к. Вы стоите денег. Под залог свидетельства о рождении государство может оформить займы у международного банка, иначе зачем нумеровать свидетельства о рождении?
Посмотрите видео п, начиная с 3:20, там и без перевода многое будет понятно:

http://nesaranews.blogspot.com/2013/01/the-truth-about-you-and-your-birth.html
Мы не помним нашу родословную дальше, чем бабушек-дедушек, прабабушек-прадедушек, мало кто может найти в архивах информацию ранее 1917 года. Уничтожая храмы, крепости звезды и церкви, советское правительство изъяло все книги о регистрации рождений, имущественные акты, ценные документы, теперь мы не можем доказать, что наши предки когда-либо жили на этой земле и имели какое-либо имущество!
Большевики захватили нашу землю и наши документы, подтверждающие наши родословные и имущество, а взамен пообещали коммунистический рай и создали нам иллюзорную матрицу прошлого и настоящего.
Сейчас наступил момент, когда ложь фальшивой истории всплывает на поверхность, эта матрица рушится, у многих людей наступает ломка, как у наркомана. Привычная доза лжи и пропаганды не поступает, поэтому и кажется в СССР было лучше!
Наступило время восстанавливать не только храмы, но и настоящую православную религию, написанную в тех самых запрещённых советской властью старых книгах .

После революции в 1920-30-х гг. все церковное имущество было реквизировано в пользу государства, а сами церкви отдавались под клубы, мастерские, склады и т.п.
При этом зачастую церковные элементы максимально убирались из внешнего и внутреннего вида здания. Многое восстановили в 1990-х, но многие очень красивые церкви так до сих пор стоят обезглавленными, а порой и церквями-то и не являются и для простого пешехода выглядят как простые административные здания.

Сегодня мы расскажем и покажем несколько изображений того, как могли выглядеть некоторые улицы Москвы, если бы красивейшие детали церквей не были снесены —>


Это здание на Б.Серпуховской, 31 корп. 4, принадлежащее Лесопромышленному банку, до революции было Храмом во имя Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при благотворительных учреждениях им. братьев Ляпиных.

В 1923 г. храм закрыли и передали парфюмерной фабрике «Новая Заря». Надстройка и крыльцо были снесены, в результате храм стал выглядеть как обыкновенный одноэтажный дом

Об этом событии в 1923 г. даже написал сатирический журнал «Красный перец»


Сверху мелким шрифтом: По ходатайству рабочих мыльного завода «Новая Заря» церковь по Б.Серпуховке отведена под клуб .

В результате переделки, конечно, изменился и внутренний вид храма. Новая религия порождала новых героев.


(на фото изображен не данный конкретный храм, но выглядело все примерно также)

Клуб просуществовал до 1990 г., а через год здание передали коммерческому банку.

По адресу Милютинский переулок, 18а, с советских времен располагается НИИ Гипроуглемаш и активно сдает офисы небольшим фирмам.

А располагается советское НИИ в бывшем католическом костеле апостолов Петра и Павла (построен в 1849 г.)

Ныне в общем здание выглядит следующим образом:

А так оно выглядело до революции:


Вид на костел из переулка

На Покровке, 13, и в постсоветское время возродилась церковь Троицы Живоначальной на Грязех (изначально здесь было топкое место вблизи Поганых прудов, ныне Чистые, см. )
Церковь так и стоит без красивого купола, некогда бывшего одной из доминант района.

На этой же улице, напротив дома 4 сейчас просто небольшой сквер, а до 1936 года здесь возвышалась одна из самых прекрасных церквей Москвы — Церковь Успения на Покровке.


(на фото вдали видна также Церковь Троицы на Грязех)

Построенный еще при Петре к 1699 году храм по легенде настолько понравился даже самому Наполеону, что тот выставил караул, охранявший церковь от мародеров. По другой версии он еще и приказал разобрать церковь по кирпичику и перевезти в Париж.
Но даже эта история не спасла этот шедевр от варваров 1930-х.

Обратите внимание на маленький «домик-крошка в три окошка» рядом с церковью. Он сохранился, ныне в нем располагается кофейня Starbucks, куда непременно стоит зайти, подняться на второй этаж и, о чудо, увидеть живую стену, оставшуюся от церковных построек

Кроме того, в кофейне висит картина с дореволюционным видом улицы. Молодцы!

В советское время, в особенности до 1960-х во многих реквизированных церквях располагались не только склады, кинотеатры, мастерские, но даже жилые помещения. В частности коммуналки были и в англиканской церкви Св.Андрея (см. ), позже ее переоборудовали под студию фирмы «Мелодия». Все советские диафильмы нашего детства производились в бывшей кирхе Свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.

Интересный отрывок про использование церквей и монастырских помещений есть в фильме «Светлый путь» (1940 г.)

Главная героиня живет в общежитии ткацкой фабрики, которое размещается в монастыре. Живут среди икон и фресок.

И, напоследок, примечательная история из первых уст про Церковь Тихона, епископа Амафунтского, у Арбатских ворот, которая стояла ровно на месте вестибюля Арбатской-голубой (тот который в виде звезды).

Из воспоминанийЯ. Е. Гитмана, Начальника строительства ст. м. «Арбатская площадь» (проектное название «Арбатской»-голубой):

Чрезвычайно интересна организация бетонных работ на этом участке. Бетонный завод мы устроили в помещении бывшей церкви Тихона. Но мы не сказали, что самые стены церкви использовали как материал для производства бетона. Мы постепенно срезали верхушку церкви и направляли в стоявшую внизу камнедробилку. Таким образом верхняя часть церкви была своеобразной каменоломней, а нижняя - тепляком для бетонного завода.

«Каменоломни» нам хватило только до половины апреля. К этому времени церковь была разобрана окончательно. Пришла весна с ее теплом, крыша над бетонным заводом нам уже не нужна была, а кроме того площадь, занятую церковью, следовало освободить для сооружения перекрытия станции. Мы распрощались с церковью, она перестала существовать, частично превращенная в бетон. Камнедробилка и бетономешалка передвинулись к тем участкам, где шло сооружение перекрытия.

Из этой церкви и была сделана станция метро — новый символ страны советов 1930-х.


В недалеком прошлом микрорайон Давыдково района Фили-Давыдково был окраиной Москвы, в настоящее время – это престижный район на Западе Москвы, в 9-и километрах от Кремля, с развитой инфраструктурой и станцией метро «Славянский бульвар».
Давыдково располагается на месте бывшей деревни Давыдково, известной с 14 века.
Название деревни, очевидно, происходит от имени владельца деревни Давыда. Это имя носил сын воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского, соратника князя Дмитрия Донского. Боброку-Волынскому принадлежало село Волынское, расположенное рядом на другом берегу речки Сетунь, в настоящее время это территория микрорайона Матвеевское.
Позднее судьба деревни была неразделима с историей Волынского. Вместе с Волынским Давыдково входило в конце XVI в. в состав царских владений, затем стало собственностью окольничего Андрея Петровича Клешнина, а в начале XVII в. попало в руки князей Лобановых-Ростовских, позже хозяйкой Давыдкова становится Ирина Никитична Годунова, затем деревня достается касимовским царевичам, от которых в начале XVIII в. переходит к Долгоруковым, а от них Шереметьевым. Позже это место становится собственностью камер-юнкера Абрама Петровича Хвощинского. Последними владельцами имения были Кноппы — представители известной династии фабрикантов.
В деревне Давыдково в 1884 году была построена часовня Боголюбской Богоматери. Волынское было знаменито своим чудесным храмом Спаса Нерукотворного, построенным в 1703 году.
В XIX веке деревня стала популярным местом отдыха горожан. Путеводитель 1867 года сообщал, что «все крестьянские домики в летнее время заняты москвичами».
Не обошли стороной эти места и Октябрьская революция 1917 года и строительство социализма в последующие годы.
В 1917 году местные крестьяне разгромили усадьбу, шесть лет усадебный дом пустовал, а затем сгорел во время пожара.
В первые советские десятилетия здесь еще оставалось множество садов.
Воздух был чист, природа прекрасная. В прозрачных водах реки Сетунь водилось много рыбы. В те годы эти места были настолько лесисты и живописны, что именно здесь японский кинорежиссер Акиро Куросава снимал свой фильм «Дерсу Узала».
В 1920 году в окрестностях Волынского размещались дачи Высшей партийной школы. В селе насчитывалось 47 жителей, которые в основном занимались обслуживанием дачников. В 1930-е годы в Волынском располагалась дача М.И. Калинина, а, напротив, в Давыдкове, находилась дача Сталина. Несколько лет спустя в селе было образовано «хозяйство Волынское-2», которое специализировалось на обслуживании государственных дач.

Советская власть уничтожила все храмы.
Составитель справочника «Сорок сороков» П.Г. Паламарчук писал, что старожилы показали ему место церкви, которая «ранее стояла на обрыве у Сетуни, где кончается одна из двух оставшихся аллей громадных лип, в кругу березок. Около лежал еще последний камень, оставшийся от уничтоженных надгробий бывшего погоста». На другой, левой стороне Сетуни стояла деревня Давыдково, располагавшаяся примерно там, где проходит нынешняя Давыдковская улица.
На рисунках, представленных ниже, изображены карты территории Давыдкова в 1698, 1951 и 2013 годах.

В деревне Давыдково было 63 двора и проживало 192 человека, они могли посещать два храма (часовню Боголюбской Богоматери и церковь Спаса Нерукотворного). Рядом с часовней стояла колокольня.

Сейчас в Давыдково проживает около 80 тысяч человек. Среди них по статистике примерно крещенных 64 тысячи, посещающих храм 8 тыс. человек и воцерковленных (посещающих храм не менее 2-х раз в неделю) около 1-ой тысячи человек.
Прежние храмы были разрушены, и в 1998 году на добровольные пожертвования тех, кто участвовал в ликвидации последствий бед и катастроф, в честь погибших бойцов МЧС, на территории Центрального регионального центра МЧС был построен храм Святого великомученика Георгия Победоносца.
Храм в шаговой доступности для всех жителей Давыдково, весьма скромный по размерам (вмещает до 200 человек) и по воскресеньям не всегда способен вместить всех желающих принять участие в молитве.
С 2002 года рассматривался вопрос о строительстве еще одного храма в шаговой доступности для жителей Давыдкова — храма в честь иконы Смоленской Божией Матери.
23 ноября 2014 года, на территории, выделенной под строительство храма Смоленской иконы Божией Матери, состоялось освящение временного деревянного храма Боголюбской иконы Божией Матери.
01 октября 2016 года дан старт началу с
троительства большого каменного храма в честь Смоленской Божией Матери.

На 1908 год в России насчитывалось 51 959 храмов и 20 610 часовен Русской Православной Церкви.
К 1935 году храмов осталось 25 тысяч, а после витка гонений второй половины 1930-х – только 3 021, из которых 1 744 находилось на вновь вошедших в состав России землях Прибалтики, западных Белоруссии и Украины.
На 1 января 1948 года в СССР было уже 14 329 действующих церквей и молитвенных домов, что составляло примерно 18% от количества церквей, молитвенных домов и часовен в 1914 году.
В 1938 году в СССР не было ни одного монастыря. На 1 января 1948 года в СССР действовали 85 монастырей, что составляло 8,3% от числа монастырей в 1914 году, когда в России их было 1 025.
Число духовенства в стране в 1908 году составляло 107 906 человек, а на 1 января 1948 года – 13 10160. За годы послереволюционных гонений были расстреляны более 100 архиереев и десятки тысяч священнослужителей.

Уничтожение колокольни ейского храма Николая Чудотворца.
1936 год

В чём причины трагедии? Как русские люди могли её допустить?

Важнейшие вопросы, не правда ли?
Ответы на них жизненно важны для русского народа. Понимание причин произошедшего равнозначно пониманию того, как нам нужно жить.

Конечно, немало людей в России уже задавалось этими вопросами, и многие находили на них ответы. В немалом количестве случаев эти ответы сводятся к двум крайним точкам. Они могут быть обозначены примерно так:
- чуждые русским по духу и часто по крови большевики навязали свою власть русскому народу, а потом во многом повредили, надломили или исковеркали, его традиционные, по большей части православные, основы жизни, – первая;
- русский народ смёл кровавую царскую деспотию, жестокую власть угнетателей, которую целиком поддерживала и благословляла Православная Церковь, а значит, произошедшее со страной, со старою властью и её Церковью было закономерным и правильным, – вторая.

Красноармейцы первых послереволюционных лет

Надо сказать, что именно подобные крайности, владевшие умами русских, стали одними из основных причин самой главной беды, которая только может быть в нашем, как и вообще человеческом, обществе – разобщения. Итогом тогда стали Гражданская война и 10,5 миллионов погибших в результате боевых действий, красного, белого и зелёного террора, голода и эпидемий, и ещё больше исковерканных судеб.

Названные крайности, омрачающие умы наших людей сегодня, так же опасны. Но даже если теперь это не закончится кровью – ложь по определению не способна принести никакой пользы. А это именно ложь, ведь правыми здесь не являются ни те, ни другие.

Как могут быть правыми первые, если большевики вовсе не были чужими пришельцами? Они не были «народом незнаемым», возникшим, как когда-то, неизвестно откуда. А как иначе, если русский народ не то, что принял их власть – он воевал за неё 5 лет в Гражданскую, составив Рабоче-крестьянскую Красную армию и положив за неё 950 тысяч жизней? Это ведь означает, что установившаяся в России большевистская, советская власть... была русской властью, так как была установлена русским народом.

Стоит задуматься – что могли сделать единицы, десятки, сотни или даже тысячи большевиков-инородцев, о которых мы так много и хорошо узнали за последние пару десятков лет – все эти тайные или явные евреи, латыши, поляки, кавказцы, чехи или китайцы, – что они могли сделать с Россией, если бы не были поддержаны миллионами русских? А они были ими поддержаны.

Россия начала XX века являлась страной крестьян. Они составляли самое многочисленное сословие Российской империи – около 85% всего населения. По данным Всероссийской переписи 28 августа 1920 года Красная армия и Красный флот большевистской России состояли из крестьян на 75%. И даже в составе командных кадров РККА крестьяне, русские крестьяне, преобладали: на конец 1920 года из 217 тысяч человек они составляли более 60%.

Русские крестьяне

Больше того, в составе Красной армии за новую власть воевали не только простые русские люди – в годы Гражданской войны в ней служили 70–75 тысяч офицеров старой царской армии, то есть 30% всего старого офицерского корпуса России. А в Белой армии служили около 100 тысяч, то есть 40%, офицеров; остальные офицеры уклонились от участия в войне. В Красной армии было 639 генералов и офицеров «царского» Генерального штаба, в Белой – 750. Из 100 командармов, которые были в Красной армии в 1918–1922 годах, 82 были ранее «царскими» генералами и офицерами61.

Итак, русский народ воевал и отдавал жизни за новую, большевистскую, власть, которая, соответственно, была народной, русской, властью, и всё, что произошло после её утверждения в России, было в достаточной степени закономерным.
Выходит, всё-таки правы вторые? Русский народ закономерно и правильно избавился от несправедливой власти угнетателей, а её Церковь закономерно и правильно подверглась гонениям? Нет, и они не правы. Потому что закономерность не всегда означает правоту.
Как это? Давайте попробуем разобраться.

В крестьянской стране России начала XX века главным, то есть таким, от которого зависела сама жизнь государства, являлся вопрос о земле.
Страна жила за счёт крестьян – подавляющей части своего населения. Сельское хозяйство являлось основной отраслью русской экономики. При этом производительность сельскохозяйственного труда находилась на чрезвычайно низком уровне. Большая часть освоенной посевной земли в России принадлежала общинам крестьян, но это не означало совместной обработки земли – община только осуществляла её передел между своими членами, а также выполняла различные административные функции.

Одной из ключевых точек истории стал рост населения.
Сельское население страны на рубеже веков росло чрезвычайно быстрыми темпами. В европейской части России (без Польши и Финляндии), где крестьянство составляло более 85%, в 1897 году жили 94 млн. человек, а в 1914-м – почти 129 млн.
Это привело к неизбежному следствию – обеспеченность крестьян землёй упала, крестьянские дворы делились на отцовские и сыновние и, соответственно, мельчали, что вело к ещё большей неэффективности хозяйства, а значит экономическому упадку и обнищанию увеличивающегося количественно крестьянства.

Что делать?
Первое, что приходит на ум – если крестьяне, число которых растёт, начинают бедствовать в условиях безземелья, нужно дать им больше земли. За чей счёт? За счёт того, кто владеет землёю помимо крестьян, и, возможно, владеет несправедливо.
Вот так думали и крестьяне. Беда в том, что в начале XX века в России просто не существовало достаточного земельного фонда для наделения освоенной землёй всех нуждающихся. Ведь если бы вся помещичья и государственная земля была передана крестьянам, это прибавило бы только незначительный мизер к среднему в начале XX века размеру крестьянского надела и никак не могло сделать жизнь основной части населения страны лучше.

Русские крестьяне в народной столовой

Что же тогда вместо этого?
Единственный выход – решительное изменение уклада жизни людей в России.
Как? Способов было несколько.
Один из них – переселение нуждающихся в земле масс крестьянского населения на неосвоенные восточные земли. Но это было затратно и не могло дать немедленного эффекта. Правительство всемерно поощряло переселение, но оно поглощало не более 10% от прироста числа крестьян.
Другой состоял в решительном изменении приводивших к безземелью и бедности способов хозяйствования, консервировавшихся общинной формой владения земли в коренной России. В создании альтернативы общине, а ею были кооперативная и частная формы землевладения, следовательно – в создании возможностей для оставления крестьянами общины, ухода избытка крестьянского населения в город или на те же целинные земли. Эти очевидные решения и проводила в жизнь царская власть посредством столыпинской реформы.

Однако крестьянство не желало менять уклад своей жизни.
В составлявшихся крестьянами в начале XX века приговорах и наказах на имя царя, правительства и Думы реформа Столыпина отвергалась «принципиально и непримиримо». Исследователи подчеркивают, что в полноте этих приговоров и наказов не было «ни одного, в котором выражалась бы поддержка этой реформы»62.
Приведём характерные примеры, показывающие умонастроения русских крестьян, то есть русского народа, начала XX века.

В постановлении крестьян Рыбацкой волости Петербургского уезда и губернии во II Госдуму (май 1907 года) относительно указа, разрешавшего выход из общины и приватизацию общинной земли, говорилось:

«Мы видим, что всякий домохозяин может выделяться из общины и получить в свою собственность землю; мы же чувствуем, что таким образом обездоливается вся молодежь и все потомство теперешнего населения. Ведь земля принадлежит всей общине в ее целом не только теперешнему составу, но и детям и внукам.
Всей землей правила вся община и за таковую землю вся община платила подати, несла разного рода повинности и распоряжалась землею, убавляя от многоземельных и прибавляя малоземельным и потому никто не может требовать себе выдела земли в частную собственность, и потому наша волость этого допустить не может. Она не может допустить и мысли, чтобы малосемейные, но многоземельные крестьяне обогащались за счет многосемейных, но малоземельных крестьян»63.

Русские крестьяне у земского начальника

Приговор крестьян Муравьёвской волости Мышкинского уезда Ярославской губернии в I Госдуму (июнь 1906 года) гласил:

«Мы признаем землю Божьей, которой должен пользоваться тот, кто ее работает; оградите переход земли в одни руки, ибо будет тоже, что и теперь – ловкие люди будут скупать для притеснения трудового крестьянства; по нашему глубокому убеждению, частной собственности на землю допустить невозможно»64.

Выходит, русские люди были неправы?
Но в чём? Они только любили землю, на которой родились, любили свою связанную с землёю жизнь и не хотели её терять, считая при этом, что земля Божья, а значит – должна быть общей, а не частной.
Возможно, они были неправы в том, что не доверились власти, понимавшей, что освоенной земли всё равно не хватит на всех. Но и власть, желая разрушить общину, обязана была создать условия для устройства жизни тех, кто её покинет.
Было ли это сделано? Нет, не было.

Не забудем и о других несправедливостях – об изжившем себя сословном разделении общества или о дискриминационной в отношении низших сословий образовательной политике государства.
Стоит вдуматься в приговор схода крестьян деревни Пертово Монаковской волости Муромского уезда Владимирской губернии, направленный во Всероссийский крестьянский союз 5 декабря 1905 года:

«Думая только о том, как бы достать хлеба, нам и некогда, да и не на что, обучать своих детей, а мы хотим, чтобы наши дети получали такое-же образование, как и дети других более состоятельных сословий и это образование должно быть на государственный счет. Мы хотим света и знания. Мы хотим и прав равных с богатыми и знатными. Мы все дети одного Бога и сословных различий никаких не должно быть. Место каждого из нас в ряду всех и голос беднейшего из нас должен иметь такое же значение, как голос самого богатого и знатного...»65.
И если в случае с главным, земельным, вопросом старая власть всё-таки старалась найти верное решение, то, например, мысль о введении бессословности отвергалась ею категорически.

Всё это означает, что изменение прежнего уклада жизни России было неизбежным.
Этого требовали как новые условия жизни страны, так и сама справедливость. Однако изменение превратилось в слом, который был осуществлён самим русским народом.
Когда то, что ценно, подвергается ломке, а не исправлению – это всегда трагично, это всегда беда. А русское государство – это наша безусловная ценность.
Кто был виноват в том, что пришлось ломать, а не править? Уверен, в таких случаях всегда виноваты обе стороны противостояния. Но на взгляд автора книги (и пускай каждый читатель сам судит, насколько последующее обобщение является справедливым), вина власти, бесспорно, больше. Потому что править – это её прямая обязанность. Когда же власть не справляется, приходит беда.

Не исправленный прежней властью главный вопрос о земле был сломан народом через колено.
Русский народ установил советскую власть – при этом уместно утверждать, что Советы стали просто калькой с такой давно известной крестьянскому миру формы власти, как управлявший общиной сельский сход, а также нужно помнить, что первый совет в России был создан ещё в 1905 году и уже после Февральской революции 1917 года советов насчитывались сотни, – и получил то, что хотел: отобранную у помещиков, Церкви и государства землю, которая стала общей, а кроме этого отмену сословности, бесплатное качественное образование и бесплатную, доступную медицину.

В дальнейшем неизбежно и достаточно скоро выяснилось, что отобранной земли всё равно не хватает, и большинство крестьян как было безземельным или малоземельным, так и осталось. Вот только на этот раз никуда не девшийся вопрос переизбытка сельского населения и модернизации неэффективного сельскохозяйственного производства был решён властью быстро и уверенно: мелкие, разрозненные крестьянские хозяйства были объединены в более эффективные крупные, коллективные, – в колхозы, а ушедшие из деревень крестьяне превратились в мощный человеческий ресурс начавшейся индустриализации.

Стоит подчеркнуть в очередной раз – то, что произошло, должно было произойти, жизнь общества не могла не измениться, а трагическая форма произошедшего это вина старой власти, не сумевшей исправить несправедливости и справиться с рождённой демографическим всплеском ситуацией. Верхушку же новой, советской, власти нельзя не упрекать за насильственный метод переделки страны и значительное подавление – в первую очередь в хозяйственной части жизни общества – народной, частной инициативы, народной творческой, созидательной самостоятельности. В то же время и названный метод был обусловлен временем, которого у страны не было: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»66. Иными словами, не будь метода – возможно, не было бы великой Победы, а значит, не было бы самой России, не было бы нас самих.

Победители.
1945 год


Советские дети.
1951 год


Главною же, настоящею виною большевиков – не советской власти вообще, которая, как это уже показано, была установлена русским народом в основанном на глубоко христианском чувстве справедливости поиске Божьей, а значит крестьянской, народной, земли, а также законных человеческих прав и равенства, – не советской власти, а совершенно конкретных людей, вдруг получивших возможность утверждать в окружающем мире собственные убеждения, – настоящею их виною, безусловно, являлось утверждение безбожия, которое, конечно же, никакого оправдания не имеет.
Но ведь и здесь возникает вопрос: смогли ли бы те, кто не были безбожниками, избрать именно такой метод, который состоял не только в бессмысленном живодёрстве, а значит успеть подготовить страну* к последующим испытаниям?

Безбожие оказавшихся у власти лидеров нового общества стало причиной его разрушения спустя много десятков лет.
Могла ли избежать разрушения Русская Православная Церковь после установления в России советской власти?
Могла, если бы на вершине советской власти не оказались безбожники.
А могли ли они не быть безбожниками? Безусловно. Как кажется, даже должны были не быть безбожниками, даже обязаны были быть христианами. Ведь что такое коммунистическая идея, согласно которой «все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, т. е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества... [На место частной собственности] заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества»67 – что это такое, если не изложение основанных на нестяжательстве и бескорыстии, соборности и отказе от личной собственности правил жизни православного монастыря?
Но если в монастырь не идут по указу и если именно безбожники смогли подготовить Россию к встрече с самым страшным врагом за всю её историю... не является ли жертва Церкви евангельской, а значит необходимой?
...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода.
Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную.
Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
Ин. 12:24–26.

Понимал ли русский народ, установивший советскую власть и позволивший ей уничтожать храмы и губить духовенство, евангельское существо происходящего? Навряд ли.
Почему же, будучи искателем земли Божьей и Божьей справедливости, допускал это?

Падение колокольни храма Николая Чудотворца в Ейске.
1936 год


Одной из причин трагедии, безусловно, являлось то, что Церковь, не по своей воле, стала таким же государственным институтом прежнего, несправедливого общества, как и все прочие пошедшие под слом старые министерства и ведомства.
Вплоть до Февральской революции 1917 года Церковь управлялась напрямую государством через учреждённый им Святейший Правительствующий Синод. Синод действовал от имени императора, чьи распоряжения по церковным делам были окончательными и обязательными для исполнения. Эти распоряжения касались не только Церкви, но и всего общества: пост, исповедь и причастие, как минимум один раз в год, были объявлены обязательными для всех чиновников на государственной службе и всех воинских чинов православной веры.
Любопытно, что на первом же после революции собрании Синода, состоявшемся 4 марта 1917 года, из зала его заседаний самими иерархами Церкви было показательно вынесено царское кресло (трон), которое предназначалось исключительно для императора, стояло во главе стола заседаний и по мнению членов Синода являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской»68.

Подчеркнём и здесь – не Церковь захотела стать государственным министерством, частью светской власти. Такою её сделал царь Пётр I Алексеевич, и за это тоже пришла расплата. Причём, состояла она, эта расплата, в первую очередь вовсе не в разграблении и сносе храмов, и не в уничтожении духовенства. Эти вещи стали только очередными следствиями уже случившегося.

Наверное, лучше всего на прямое и главное следствие случившегося в старой России «цезарепапизма», или «обмирщения», – можно называть это так или иначе, – указывает следующее: «Когда Временное правительство весной 1917 года отменило приказ об обязательной исповеди и причастии в войсках, добровольно причащающихся осталось около 10%»69.

Упадок веры у русских людей случился в тяжёлое, переломное время мировой войны и обеих Революций 1917-го?
Нет, такой вывод был бы несправедлив: «В начале XX века благочинный 7-й пехотной дивизии писал: "...Если своевременно издавался приказ о посещении богослужения нижними чинами, полковые храмы были полны молящихся; а запоздает предпраздничный приказ, и картина совершено изменится: молящихся в церкви не останется почти что ни одной души"»70.

Такая картина была характерна для армии? Тоже нет.
Во всех русских школах досоветского времени Закон Божий являлся предметом, обязательным для изучения. По свидетельству, оставленному игуменом Никоном (Воробьёвым), одним из самых искренних проповедников и подвижников Церкви в советской России, «в школе он веру потерял полностью». – В школе царской России. Он вспоминал: «уроки Закона Божьего у нас превратились в часы кощунств и острот»71.

Игумен Никон (Воробьёв) (1894–1963)

Последний протопресвитер военного и морского духовенства царской России, впоследствии деятельный участник белого движения72 Георгий Шавельский писал в 1935 году в эмиграции:

«В... 1905–1906 годы семинарское богослужебное бесчинство стало выливаться в форму отвратительнейших скандалов, попадавших иногда на страницы печати. "Колокол" сообщал о "движении семинаристов... против богослужения". "Симбирские же семинаристы устроили "химическую обструкцию" даже в самой своей церкви во время богослужения". "Теперь, – заявлял 26 мая 1906 г. Могилевский еп. Стефан, – явно требуют (семинаристы) отмены обязательного посещения богослужения, причастия Св. Тайн и даже глумятся над всем святым". Этого требовали подготовлявшиеся пасти Христово стадо!..».

На разосланный в 1906 году студентами Московской академии воспитанникам всех духовных семинарий вопрос: «Много ли известно вам лиц из окончивших семинарию, принимающих сан священства по искреннему убеждению?» тобольские семинаристы дали ответ: «Принимающих священство по искреннему убеждению из окончивших нашу семинарию мы ни одного не знаем»73.

Нельзя забывать, в досоветское время Церковь являлась одним из крупных землевладельцев, что не могло не вызывать соответствующего отношения со стороны основной части населения России: земля принадлежала монастырям и причтам, при этом последние зачастую использовали её для сдачи в аренду.
Как следствие, в дневниковых записях А. Блока революционных лет (как и во многих других документальных свидетельствах того времени) содержатся неоднократные упоминания о селянах, спокойно созерцавших антицерковный разбой.
С. Булгаков устами одного из персонажей своего сочинения констатировал: «Церковь была устранена без борьбы, словно она не дорога и не нужна была народу, и это произошло в деревне даже легче, чем в городе. ...Русский народ вдруг оказался нехристианским»74.

Так кто был виноват в случившемся? Только ли царь Пётр и его потомки?
Стоит привести написанные в 1921 году в Омской епархии строки:

«...население хотя и религиозно, но почти исключительно в обрядовом направлении... в том направлении, которое мало касается духа, слабо затрагивает сердце... Если в населении и пробуждаются...запросы к более углубленному пониманию и усвоению веры, то в таких случаях всегда открывается опасность увлечения сектантством... Это печальное обстоятельство стоит в прямой зависимости и от религиозной неустойчивости в народе при его малой осведомленности в области веры, и от недостатка образования в среде духовенства, обязанного быть на страже церковной ограды. Сколько-нибудь образованные священники... чрезвычайно редки. ...Поневоле и скрепя сердце приходится рукополагать неучей, стремящихся к священству по соображениям материального характера»75.

Нисколько не сомневаюсь, что только пониманием неизбежности, горькой закономерности и евангельского существа происходящего мог руководствоваться митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), будущий патриарх Московский и всея Руси, подписавший опубликованную 19 августа 1927 года в «Известиях», обращённую к русскому народу да и ко всему миру Декларацию, в которой, в частности, говорилось:
«Утверждение Советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели... Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому (имеется в виду произошедшее в то время в Польше убийство советского посла Войкова – А. С.), сознается нами как удар, направленный в нас»76.

Митрополит Сергий (Страгородский) (1867–1944)

Примечательно, что именно эти строки Декларации вызвали тогда «всеобщее возмущение и неприятие как в России, так и за рубежом. Более того, с этого момента саму Декларацию стали издевательски называть "ваши радости – наши радости"». Ещё более примечательно, что похожее отношение существует и сегодня. Эту Декларацию и теперь воспринимают с непониманием, негодованием, изумлением, оценивают как попытку купить у власти её расположение77.

Скажем прямо, причина такого неприятия – боязнь или неспособность увидеть правду.
Признать, что к случившемуся привела неправота прежней власти, её неумение или нежелание исправлять кривду тогдашнего уклада народной жизни. Что русский народ был вынужден сломать эту неправоту. Что именно русский народ, а не оказавшиеся на вершине власти безбожники, остался основанием и солью новой государственности. Что не быть с ними, – с народом и государством, – не жить всё так же всею их радостью и всем их горем, было нельзя. Что оставление народа и государства было сравнимо тогда с иудиным выбором. Что Бог и Его Церковь поругаемы не бывают. Что если Бог не мог не отдать Свою Плоть на страдание, то Его Церкви нельзя не принимать то же как должное. Что чванливое неприятие, осмеяние или издёвки, обращённые вроде бы к соглашательству, а по сути к Жертве, естественной и, наверное, неизбежной в мире, указывают на далёкие от жизни и учения Христа ум и сердце.

«Ваши беды – наши беды».
1942 год

«Ваши радости – наши радости».
1962 год


Увидевшие же и сумевшие признать правду сделали выбор, подобный Христову. Ведь что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.
Стоит привести два примера.

Протоиерей Александр Пурлевский в дореволюционные годы окончил сельскохозяйственное училище, работал агрономом, затем окончил Киевскую духовную академию. Революция застала его в Харькове, где он преподавал в духовной семинарии. Хорошо знавший отца Александра митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), будущий временный управляющий Кубанской епархией и первоиерарх РПЦЗ, несколько дней гостил у него в Харькове в 1919 году. По воспоминаниям дочери Пурлевского Марии, митрополит уговаривал её отца эмигрировать вместе с ним, но тот отказался. Возможность эмигрировать представлялась ему дважды, но он оба раза отказался покинуть Родину.
В последующие годы Александр Пурлевский переехал с семьёй в Краснодар, где служил ключарём Екатерининского кафедрального собора, а после обновленческого раскола священником единственного в Краснодаре оставшегося верным Церкви Ильинского храма. После смерти жены он принял монашество с именем Фотий и в феврале 1935 года был возведён в епископский сан. 1 августа 1937 года епископа Омского Фотия (Пурлевского) арестовали, и 3 января 1938 года он был расстрелян в тюрьме города Горького (ранее и теперь – Нижний Новгород).
В середине 1920-х годов, когда протоиерей Александр находился в ссылке в Самарканде, дочь Мария спросила его, почему некоторые священники оставляют Церковь, их семьи живут обеспеченно и дети ходят в школу, а их семья скитается и нищенствует. Отец ответил ей словами Евангелия: «...пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их» (Ин. 10:11, 12)78...

Епископ Фотий (Пурлевский) (1881–1938)

Священник Павел Флоренский в дореволюционные годы окончил физико-математический факультет Московского университета, Московскую духовную академию и начал преподавать в последней. В годы советской власти, в 1921 году, будучи уже крупным учёным, поступил на работу в Главэнерго ВСНХ РСФСР79, участвовал в ГОЭЛРО, сделал ряд крупных научных открытий. На службу в советские учреждения, не боясь недовольства властей, ходил в священническом подряснике. В первый раз его арестовали в 1928 году. В 1933 году последовал новый арест, приговор к 10 годам лагерей и ссылка на Дальний Восток.
Одна из духовных дочерей Павла Флоренского Т. А. Шауфус, ставшая секретарём президента Чехословакии Томаша Масарика, обратилась через Масарика к советским властям с просьбой о выезде отца Павла из СССР. Разрешение на выезд было получено, при этом позволено было эмигрировать со всей семьёй, но отец Павел отказался, и отказался дважды. На первое предложение он отозвался, ссылаясь на слова апостола Павла, что надо довольствоваться тем, что есть (Фил. 4:11). А во второй раз он просто попросил прекратить какие-либо хлопоты, касающиеся выезда.
В ссылке Флоренский сначала попал в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучал проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (через много лет, когда его уже давно не будет в живых, по его методу построят Норильск и Сургут). Осенью 1934 года отца Павла перевели на Соловки, где он сделал более десятка научных открытий. Расстреляли Павла Флоренского 8 декабря 1937 года.
За полгода до смерти он писал своей жене: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…»80.

Священник Павел Флоренский (1882–1937)

Не умершая, как и Сам Христос, Церковь восстала в наши дни. Своей жертвой она послужила спасению страны по меньшей мере один раз – терзавшая Церковь новая власть привела Россию к победе в войне.
Кто знает, быть может, поворот этой власти к Церкви в дни, когда главные сражения уже были выиграны, а победа стала только делом времени, означал какое-то осознание произошедшего, недаром же будучи совершённым бывшим семинаристом.
Кто знает, может быть, большее наше спасение состоит в другом. Консервация основ русской цивилизации и непримиримое противостояние миру цивилизации западной привели к тому, что сегодня мы, к счастью, всё-таки и всё ещё отличаемся от мира последней.

________________________________________ ____________
* По оценкам только западных экономистов рост русского Валового национального продукта за 10 лет первых трёх пятилеток – то есть в 1928–1938 годы, в период мирового экономического кризиса, тяжелейшей «Великой депрессии», – составил около 60%. За те же годы Валовой национальный продукт в США упал на 30%.

С освящением второго придела храм все еще не принял своего современного облика - все приделы были изолированы друг от друга и имели низкие своды, за перестройку которых прихожане взялись в 1825 году - своды обоих приделов были разобраны, приподняты, сложены заново и в них устроены одноярусные иконостасы. По сути из трех отдельных приделов возник единый трехпрестольный храм. Работы затянулись - престол Грузинской иконы Божией Матери был освящен в 1828 году, а престол святых Захарии и Елисаветы только в 1839 году. В 1898 году по проекту архитектора Ивана Чарушина эти престолы были вновь, уже в третий раз, перестроены (тогда-то и появился над главным объемом храма характерный «чарушинский кокошник») и освящены вятским владыкой Алексием.

Дом архитектора Ивана Чарушина за храмом Иоанна Предтечи

Освидетельствование перестроенной церкви строительное отделение поручило архитектору Бухгольцу «...с выяснением правильно ли произведены работы и не может ли быть открыта церковь для совершения богослужений без опасности для молящихся». По акту осмотра, составленному Бухгольцем, значится, что «...вся постройка исполнена вполне правильно и прочно: согласно с утвержденным проектом отступлений нет». Таким храм простоял до 1930-х годов, когда церковь закрыли. Тогда здание лишилось колокольни и восьмериков завершения. И если бы не партийный архив, под хранение которого отвели помещения изуродованного храма, город лишился бы еще одного древнего здания.

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей. Утраченные части памятника восстановлены в 1990-х годах (ведущий архитектор проекта реставрации И. Г. Носков).

В 1904 году в нашем храме служил праведный Иоанн Кронштадтский, оставив добрый след в истории храма, так как при его молитвенной поддержке рядом с храмом была построена каменная двухэтажная церковноприходская школа (где в 1994-2006 годах размещалась Вятская православная гимназия). В 1900 году Государь Император Николай II заболел тифом, во всех епархиях стали совершаться молебны о его здравии. Молились об этом и вятские люди. А когда наконец до Вятки долетела радостная весть о выздоровлении Царя, Вятский Епископ Алексий (Опоцкий) предложил в память выздоровления Государя построить в городе церковноприходскую школу. Об этом было доложено Царю Николаю II, который оставил такое резюме на докладе от 26 января 1901 года: «Прочел с удовольствием» .

Организацию строительства школы поручили священнику Вениамину Тихоницкому, будущему Архиепископу Кировскому и Слободскому. Но поначалу пожертвования оказались очень скудными, и тогда отец Вениамин обратился за помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который прислал в ответ икону Спасителя. После этого вятские купцы сделали несколько богатых пожертвований, и уже через два года школа была открыта. Вполне вероятно, что отец Иоанн Кронштадтский, будучи в Вятке, увидел и новую церковноприходскую школу, к судьбе которой имел прямое отношение.

Хроника возведения храма Иоанна Предтечи:

1711 - в конце Ильинской и Воскресенской улиц г.Хлынова построена и освящена деревянная церковь во имя Святого Иоанна Предтечи

1719 - построен и освящен каменный однопрестольный Предтеченский храм

1729 - освящен придел во имя Грузинской иконы Божией Матери

1735 - при храме построена и освящена каменная колокольня

1781 - предпринята перестройка купола храма, который украсили два световых восьмерика

1793 - освящен второй придел во имя святого пророка Захарии и праведной Елизаветы

1825 - началась перестройка престолов храма, соединившая их в единый храм

1898 - третья перестройка храма по проекту архитектора Ивана Чарушина

1903 - при храме построено и освящено здание приходской школы

1935 - храм был закрыт, в разные годы в нем располагались архив и планетарий

mob_info