Одно предложение содержащее информацию. Итак, какое понятие политического режима можно дать

Для начала давайте с вами разберем алгоритм решения задания номер 25.

Рассмотрим задание, которое размещено в демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?

Казалось бы, тут четко написано: составьте два предложения. Но не так все просто. Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение - это как раз определение понятия “политический режим”.

Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко - бал может быть снижен.

Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.

Итак, какое понятие политического режима можно дать?

Например, можете сказать так: политический режим - это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

Но обществоведческие понятия тем и отличаются, что какого-то одного единственного определения не существует, вы можете дать и другие. Главное, чтобы они передавали правильно смысл понятия, не имели каких-то неточностей.

Например, вы можете написать, что это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Или какое-то другое подходящее определение.

Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно, и я объясню почему. Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.

Ну а теперь давайте, выполнив, так сказать, начальное дело, без чего теряет вообще смысл решение этого задания, - дали определение понятия, пойдем дальше.

Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов.

Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.

Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.

Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.

Именно поэтому эксперты ЕГЭ - не случайные люди. Они проходят специальную подготовку, потому что во второй части возможны вариативные ответы. Не задано строго, что можно ответить только так. Главное, чтобы ответ был правильный.

Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

    Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.

    Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.

    Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.

То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать. :-)

И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Как пример:

    Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

    Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.

Это задание не должно представлять каких-либо сложностей для того человека, который систематически повторял курс обществознания. Обычно предлагаются обществоведческие термины и понятия, которые относятся к основным. То есть вы, готовясь к экзамену, с ними будете встречаться и будете разбирать в любом случае. Каким бы образом вы подготовку ни строили, вы мимо них не пройдете.

Другой вопрос, что надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия - напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах - пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях - так о критериях, о демократическом режиме - так о демократическом режиме.

Давайте для тренировки попробуем разобраться с еще одним заданием такого типа. Я выбрала понятие, с которым мы с вами уже встречались на занятиях в этом курсе.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Какой смысл обществоведы вкладывает в понятие «чувственное познание»?

Вы уже знаете, что начинать надо с определения понятия.

Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах; ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах. Можно сказать, что это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств. То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

Но главное - не написать лишнего. Можно слишком увлечься характеристикой понятия и написать то, что к этой характеристике не относится. Это будет не в вашу пользу.

Если вы помните все три формы чувственного познания, вы можете составить предложение именно об этом. Например: к формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

Ну и о какой форме писать следующее предложение, выбирайте сами. Что лучше знаете, о том и говорите.

Вы можете написать, скажем, определение восприятия. Восприятие - это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

А можете вспомнить информацию, которая поясняет, как формируется восприятие. Например, предложение такого рода: восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

И тот, и другой вариант приемлемы для этой части задания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Что проверяет задание № 25 ? 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

4 слайд

Описание слайда:

Критерии проверки ответа на задание № 25 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия –2 балла Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов Максимальный балл - 3

5 слайд

Описание слайда:

Что значит правильное раскрытие понятия? выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его (не требуется научное понятие!) В качестве существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.

6 слайд

Описание слайда:

если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)

7 слайд

Описание слайда:

Что это? Какое это? Для чего это? Норма права – это общеобязательное формальное правило поведения, установленное государством, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей каждого участника и закреплённое в законодательных актах.

8 слайд

Описание слайда:

Задание № 25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.

9 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса творческий характер мышления, например: Особенности мышления человека позволяют ему выходить за рамки привычных представлений, предлагать идеи, не имеющие аналогов. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее творческий характер мышления.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

10 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.

11 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: конституционный строй – это система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о разделении властей в РФ, опирающейся на знание курса, например: Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и др.); (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса действующий в РФ принцип идеологического многообразия, например: В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

12 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

13 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

14 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

15 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: истина – это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека); (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др. (Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.)

16 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм

17 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Социальная норма – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах социальных норм, опирающейся на знание курса, например: Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и др.; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальных норм.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса всеобщий (универсальный) характер социальных норм, например: Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса всеобщий (универсальный) характер социальных норм.)

18 слайд

Описание слайда:

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

19 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества

10. Смысл понятия «деятельность» одно предложение с информацией о структуре деятельности одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности

1)смысл понятия: Деятельность – присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе. 2)Структура деятельности включает субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели. 3)Мотив деятельности представляет собой осознанную потребность, которой вызвана деятельность.

17. Смысл понятия «познание» одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания

1) смысл понятия: Познание – это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности. 2) Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета. 3) Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущения передают отдельные свойства предметов, а восприятие – целостный образ.

8. Смысл понятия «мировоззрение» одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов

1)смысл понятия: Мировоззрение – система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому. 2)Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрения. 3)Религиозное мировоззрение опирается на веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними.

16. «Мировоззрение» одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения

1)Смысл понятия: Мировоззрение – система взглядов… 2)Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения. 3) Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

29. «Научное познание» одно предложение с информацией об уровнях научного познания одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения как метода научного познания

1)Смысл понятия: Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний об окружающем мире. 2) В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни. 3) Наблюдение предполагает активное, систематическое, целенаправленное, планомерное и преднамеренное восприятие объекта.

5. Смысл понятия «истина» одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины одно предложение, раскрывающее объективный характер истины

1)смысл понятия: Истина – утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность. 2) Истина может быть представлена в форме суждений, умозаключений, теорий. 3) Объективный характер истины проявляется в том, что ее содержание не зависит от конкретного субъекта познания.

12. Смысл понятия «социальная группа» одно предложение с информацией о критериях выделения социальных групп одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе

1)смысл понятия: Социальная группа – относительно устойчивое объединение людей, имеющих общие социальные признаки. 2) По размеру и численности выделяют группы большие и малые. 3) Социальная группа выполняет интегративную функцию, она состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность» Одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности. Одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

1)Смысл понятия: Социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы. 2)Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность. 3)Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

7. Смысл понятия «каналы социальной мобильности» одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества

1)смысл понятия: Каналы социальной мобильности (социальные лифты) – пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие. 2)Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия брак, политические, экономические и профессиональные организации. 3)В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию.

27. «Социальный конфликт» одно предложение с информацией о причинах социальных конфликтов одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины

1) смысл понятия: Социальный конфликт – столкновение индивидов или социальных групп по поводу ценностей, власти и т. п. 2) Основная причина социальных конфликтов – противоречие, политических, духовных интересов различных общественных сил, а также социальное неравенство. 3) Поводом социального конфликта может стать любое событие, послужившее последней каплей, переполнившей чашу терпения, в то время как причины представляют собой глубокие социальные противоречия.

26. «Глобализация» одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в экономической сфере одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в духовной сфере

1) смысл понятия: Глобализация – процесс становления единого человечества. 2) Глобализация экономики проявляется в мировом разделении труда, формировании глобальных стандартов потребления, развитии мировых товарных и финансовых рынков. 3) К негативному проявлению глобализации относится унификация в ущерб развитию национальных культур.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос» ? Одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса Одно предложение, раскрывающее закон спроса

1)Смысл понятия: Спрос - зависимость объема товара определенного вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами. 2)Один из факторов, влияющих на формирование спроса, - культурные и религиозные традиции. 3)Повышение цен обычно ведет к снижению спроса, а снижение цен – к его увеличению.

6. Смысл понятия «предложение» одно предложение, содержащее информацию о любом из факторов, влияющих на формирование предложения одно предложение, раскрывающее сущность закона предложения

1)смысл понятия: Предложение – сложившаяся на рынке зависимость объема товара определенного вида, который производители/продавцы готовы предложить (величины предложения), от цен, по которым этот товар может быть продан. 2)Один из факторов, влияющих на формирование предложения, - стоимость факторов производства. 3)Как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого количества.

25. «Рынок труда» одно предложение с информацией о формировании предложения на рынке труда одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда

1) Смысл понятия: Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги или иные материальные блага. 2) Граждане, ищущие работу, формируют предложение на рынке труда. 3) Рынок труда – рынок производного спроса, т. е. спрос на трудовые услуги зависит от спроса на товарном рынке.

11. Смысл понятия «заработная плата» одно предложение с информацией о формах заработной платы одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников

1)смысл понятия: Заработная плата – оплата трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками. 2) Существует оплата в форме оклада, сдельная и премиальная формы оплаты труда. 3) Одной из причин устойчивых различий в оплате труда является различная квалификация работников.

18. Смысл понятия «инфляция» одно предложение с информацией о видах инфляции, в зависимости от причин возникновения одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих видов

1) Смысл понятия: Инфляция – процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен. 2) В зависимости от причины возникновения инфляции различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. 3) Инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию.

23. «Инфляция» одно предложение с информацией о критерии выделения ползучей, галопирующей и гиперинфляции одно предложение, раскрывающее сущность ползучей инфляции

1) смысл понятия: Инфляция – процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен. 2) Критерием выделения ползучей, галопирующей и гиперинфляции является темп/размер/уровень инфляции. 3) Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен на 3 -5%.

ПОЛИТИКА политическая система общества государство форма правления политический режим гражданское общество референдум

30. «Политическая система общества» одно предложение с информацией о структуре политической системы общества одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы

1) Смысл понятия: Политическая система общества – система организованного взаимодействия политических субъектов, связанных с осуществлением власти, и отношений между ними. 2) В политическую систему общества входят институциональная, нормативная, коммуникативная и культурная подсистемы. 3) Одна из функций политической системы – определение целей и направлений развития общества и государства.

21. Смысл понятия «государство» одно предложение с информацией о форме государства одно предложение, раскрывающее любую из функций государства

1)смысл понятия: Государство – особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения. 2) К форме государства относят форму правления, форму государственнотерриториального устройства и политический режим. 3) Одна из внутренних функций государства – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

13. Смысл понятия «форма правления» одно предложение с информацией об основных формах правления одно предложение, раскрывающее признаки любой формы правления

1)смысл понятия: Форма правления – элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании. 2)Основные формы правления – республика и монархия. 3) Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим» ? одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов политических режимов одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного режима

1)смысл понятия: Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество. 2)Критерием разделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. 3)Особенностью тоталитарного режима является стремление государства к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные ср-ва воздействия.

25. Смысл понятия «гражданское общество» одно предложение с информацией о любой предпосылке формирования гражданского общества одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества

1) смысл понятия: Гражданское общество – это система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах. 2) Одной из предпосылок формирования гражданского общества является рыночная экономическая система. 3)Гражданское общество призвано защищать частные интересы людей.

24. «Референдум» одно предложение с информацией о юридической силе решений референдума одно предложение, раскрывающее отличие референдума от выборов

1) смысл понятия: Референдум – прямое голосование граждан страны для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни. 2) Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти. 3) Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов на определенные должности или за партии.

ПРАВО конституционный строй гражданство юридическая ответственность альтернативная гражданская служба (АГС) правоохранительные органы трудовой договор

20. Смысл понятия «конституционный строй» одно предложение с информацией о разделении властей в РФ одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия

1) смысл понятия: Конституционный строй – система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. 2) Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и др.) 3)В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

15. Смысл понятия «гражданство» одно предложение с информацией об основаниях приобретения гражданства одно предложение, раскрывающее любой из принципов российского гражданства

1)смысл понятия: Гражданство – устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. 2) Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства. 3) Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

4. смысл понятия «юридическая ответственность» одно предложение, содержащее информацию об одной из целей юридической ответственности одно предложение, раскрывающее особенности любого из видов юридической ответственности

1)смысл понятия: Юридическая ответственность – неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые на правонарушителя в установленной законом форме. 2)Одной из целей юридической ответственности является восстановление нарушенного права. 3)Уголовная ответственность – меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

9. Смысл понятия «альтернативная гражданская служба (АГС)» одно предложение с информацией о сроках АГС одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС

1)смысл понятия: АГС – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. 2)Срок альтернативной гражданской службы в 1, 75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву. 3)Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

14. Смысл понятия «правоохранительные органы» одно предложение с информацией о системе правоохранительных органов РФ одно предложение, раскрывающее задачу любого из правоохранительных органов РФ

1)смысл понятия: Правоохранительные органы – группа преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). 2)В систему правоохранительных органов РФ входят полиция, прокуратура, ФСБ, таможня и т. п. 3)Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами и должностными лицами.

1) смысл понятия: Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, устанавливающее их взаимные права и обязанности. 2) Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в 2 -ух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. 3) Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

28. «Трудовой договор» одно предложение с информацией о возрасте заключения трудового договора по общему правилу одно предложение, раскрывающее любую особенность заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками

1) Смысл понятия: Трудовой договор – соглашение… 2) Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. 3) Трудовой договор может быть заключен с обучающимся, достигшим возраста 14 лет, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровья и не нарушающего процесса обучения.


1) раскройте смысл понятия «источник права»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах источников права;

− одно предложение, раскрывающее информацию об одном из видов источников права.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: источник права – способ, с помощью которого закрепляются нормы права;

2) одно предложение, содержащее информацию о видах источника права: к источникам права относятся правовой обычай, нормативный договор, и др.;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах источниках права.)

3) одно предложение, раскрывающее информацию об одном из видов источник права: нормативный договор – соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.).

(Может быть оставлено любое другое предложение, раскрывающее информацию об одном из видов источников права.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «сделка»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о формах сделок, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

− одно предложение, раскрывающее сущность односторонних сделок.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: правомерные действия субъектов права, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о формах сделок, опирающееся на знание курса, например: законодательство Российской Федерации предусматривает устную, простую письменную, письменную, нотариально заверенную формы сделок;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность односторонних сделок: Односторонней признаётся сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны

(Может быть составлено другое близкое по смыслу предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность односторонних сделок)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содер-жать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «наука»;

2) составьте два предложения:

Одно предложение, содержащее информацию о видах науки;

Одно предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Наука - это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о видах науки, опирающейся на знание курса, например: одной из основ деления наук на виды является предмет и метод познания;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах наук.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одной из моделей развития научного знания, например: Развитие науки предполагает интеграцию научного знания через использование методов и средств различных наук.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «знание»;

2) составьте два предложения:

Одно предложение, содержащее информацию о видах знания;

Одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: Знание - результат познавательной деятельности человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о видах знания, опирающееся на знание курса, например: К видам знания относятся житейское, научное, художественное и другие виды знания;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах знания.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из видов знаний, например: житейское знание носит эмпирический характер, основано на здравом смысле и обыденном сознании.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации;

− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:

1) смысл понятия, например: Многомерная структура общества, основанная на социальном неравенстве;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальные нормы»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нормами;

− одно предложение о видах со­ци­аль­ных норм.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) cмысл понятия, например: правила, пред­пи­са­ния и со­от­но­си­мые с ними эталоны, об­раз­цы поведения; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение).

2) одно предложение, с ин­фор­ма­ци­ей о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нормами, например: Ос­нов­ны­ми спо­со­ба­ми ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми являются: дозволение, предписание, запрет. (Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нормами).

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса виды со­ци­аль­ных норм например: Мода, пра­ви­ла этикета, эс­те­ти­че­ские нормы яв­ля­ют­ся ви­да­ми со­ци­аль­ных норм. (Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­ных норм).

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­но­го конфликта;

− одно предложение о при­чи­нах со­ци­аль­но­го конфликта.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столк­но­ве­ние двух и более субъ­ек­тов (сторон) со­ци­аль­но­го взаимодействия, при­чи­на­ми которого яв­ля­ют­ся несовместимые потребности, ин­те­ре­сы и ценности; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о видах со­ци­аль­но­го конфликта, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: со­ци­аль­ный конфликт может быть скры­тым и явным; (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, со­дер­жа­щее информацию о видах со­ци­аль­ных конфликтов.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса при­чи­ны социального конфликта, например: при­чи­ной социального кон­флик­та может стать столк­но­ве­ние интересов в любой сфере че­ло­ве­че­ских взаимоотношений, например, лич­ност­ные различия. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее причины со­ци­аль­но­го конфликта.)

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысла по­ня­тия и/или его аспектов.

Предложения, со­дер­жа­щие сущностные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о типах (видах) мировоззрения;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность од­но­го из этих типов.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: си­сте­ма взглядов, оценок, норм и установок, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к об­ще­ству и природе, себе самому; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о типах (видах) мировоззрения, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: Раз­ли­ча­ют обы­ден­ное (житейское), религиозное, на­уч­ное мировоззрение. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса сущ­ность од­но­го из этих типов, например: Ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние че­ло­ве­ка опи­ра­ет­ся на веру в су­ще­ство­ва­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил и воз­мож­ность об­ще­ния с ними. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса сущ­ность од­но­го из этих типов).

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальной мобильности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана c перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более существующих каналах социальной мобильности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.)

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп;

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: относительно устойчивое объединение людей, имеющих общие социальные признаки;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией о критериях выделения социальных групп, опирающейся на знания курса, например: По размеру и численности выделяют группы большие и малые;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных групп в обществе, например: Социальная группа выполняет интегративную функцию, она состоит в том, что люди стремятся к объединению B трудных для них ситуациях.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов;

− одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: столкновение индивидов или социальных групп по поводу ценностей, власти и т. п.;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией о причине(-ах) социальных конфликтов, опирающейся на знания курса, например: Основная причина социальных конфликтов - противоречие экономических, политических, духовных интересов различных общественных сил, а также социальное неравенство;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса отличие повода социального конфликта от его причины, например: Поводом социального конфликта может стать любое событие, послужившее последней каплей, переполнившей чашу терпения, в то время как причины представляют собой глубокие социальные противоречия.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса отличие повода социального конфликта от его причины.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная норма»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм;

− одно предложение, раскрывающее характер различия между основными видами социальных норм.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальная норма - это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах социальных норм, опирающейся на знание курса, например: Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и др.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальных норм.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса характер различия между основными видами социальных норм, например: Различие между социальными нормами заключается в степени важности регулируемых отношений и в обязательности их выполнения.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее характер различия между основными видами социальных норм.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальная группа - это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах социальных групп, опирающейся на знания курса, например: По размеру и численности выделяют большие и малые социальные группы;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую из функций социальных групп в обществе, например: Социальная группа выполняет функцию социализации новых поколений.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных групп в обществе.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля;

− одно предложение, раскрывающее сущность любого из элементов социального контроля.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп наличность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: Социальный контроль включает в себя социальные нормы и санкции; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого из элементов социального контроля, например:

Социальные нормы - это система разрешений, ограничений и запретов, основанных на принятии их большинством членов общества. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого из элементов социального контроля.)

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, например: вертикальная социальная мобильность может быть внутрипоколенной и межпоколенной;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) одно предложение, раскрывающее информацию о каналах социальной мобильности в современном обществе, например: к каналам социальной мобильности в современном обществе можно отнести образование, брак, бизнес, профессию, СМИ, массовую культуру.

(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее информацию о каналах социальной мобильности в современном обществе.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества;

2) одно предложение с информацией о типах социальной мобильности, опирающееся на знание курса, например:

Типами социальной мобильности являются вертикальная и горизонтальная мобильность;

3) одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. например: маргинальность предполагает промежуточное, социально неопределённое состояние социального субъекта в процессе социальной мобильности.

(Может быть составлено любое другое предложение, характери-зующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности.)

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

2) одно предложение с информацией о типах религий, опирающееся на знание курса, например: Выделяют такие виды религий как мировые, национальные и локально-племенные. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о типах религий.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность компенсаторной функции религии, например: компенсаторная функция религии проявляется в том, что она даёт верующему человеку утешение в страданиях, показывает выход из трудных ситуаций, помогает преодолеть страх перед смертью. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность компенсаторной функции религии.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об исторических типах стратификационных систем, опирающейся на знание курса, например: к историческим типам стратификационных систем относятся рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая системы.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более исторических типах стратификационных систем.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе, например: в традиционном обществе социальная стратификация закреплялась государством на законодательном уровне, социальные страты различались по набору юридических прав и обязанностей, принадлежность к социальной страте определялась прежде всего происхождением человека.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Каталог заданий.
Социальные отношения

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­ци­аль­ная мо­биль­ность - пе­ре­ме­ще­ние ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы в структуре

общества, свя­зан­ное с из­ме­не­ни­ем со­ци­аль­но­го статуса; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например:

«Важнейшими ка­на­ла­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ют­ся образование, брак, бизнес, СМИ и мас­со­вая культура, про­фес­си­о­наль­ный спорт»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о двух и более ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе, например: «Демократическое об­ще­ство яв­ля­ет­ся открытым, в нём нет ис­кус­ствен­ных преград, за­труд­ня­ю­щих вос­хо­дя­щую мобильность». (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, рас­кры­ва­ю­щие с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе).

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысл по­ня­тия и / или его аспектов. Предложения, со­дер­жа­щие сущ­ност­ные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «со­ци­аль­ная груп­па»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различиях межличностных связей в малой и большой группах;

− одно предложение, в котором названа функция социальных групп.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Социальная группа - совокупность людей, объединенных общими признаками, осознающих принадлежность к данной социальной группе.

1) Межличностные связи в малой группе носят более тесный, сплоченный, преимущественно неформальный характер, нежели в большой группе, для которой характерна меньшая степень близости между членами группы и формальные отношения.

2) Функцией социальных групп в обществе является социализация индивидов - в социальной группе индивид усваивает ценности общества и осваивает новые социальные роли.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «малая социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт семьи как малой социальной группы.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1. определение понятия: малая социальная группа – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе, которая признана другими людьми;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)

2. одно предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп: Одной из классификаций малых социальных групп является их деление на первичные и вторичные;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп.)

3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт семьи как малой социальной группы: одной из отличительных черт семьи является общность быта её членов.

(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты семьи.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля;

− одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля

3) Одной из особенностей малых групп выступает непосредственное межличностное взаимодействие ее членов.

mob_info