Основные подходы к исследованию общества. Основные социологические подходы к изучению общества


Предметом социальной философии является

1) общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т. е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы.

2) взаимодействие между собой различных обществ.

3) исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

3) практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности – производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической – люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Основные подходы к изучению общества

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

1) натуралистический(17-18 века). Он связан с развитием естествознания. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. Эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье, русский историк Л.Н. Гумилёв. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

2) Культурно-исторический подход к изучению общества (конец 19- начала 20 в). Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н.Я. Данилевский.

3) Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. (Т. Гоббс и Дж. Локк.)

4) Идеалистический подход. Целостность и единство общества в его духовной жизни.. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

5) материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Сущность материалистического понимания истории

Исторический материализм – марксистская наука об обществе, исследующая общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм утверждает материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. «Нищета философии» 1847 – основы исторического материализма.

Единство и различие природы и общества

Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, Вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается географическая среда. Географическая среда – это среда обитания человека, часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном этапе развития и которая вовлечена в его деятельность. Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем:

1) общество есть продукт саморазвития природы;

2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы;

3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга.

Между природой и обществом существуют различия. Общество является относительно обособленной частью природы. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и способные трудиться. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения материи. Социальное движение подчиняется собственным законам: экономическим, политическим, социально-психологическим и др. Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. Люди не могут отменить социальные законы, как и законы природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Взаимодействие человека и общества со средой обитания изучает социальная экология. В 20 веке это взаимодействие поднялось на новый уровень, для описания которого появилось понятие «ноосфера» (В.И. Вернадский). Ноосфера (сфера разума) – это оболочка Земли, в пределах которой определяющей геологической силой выступает разумная человеческая деятельность. Но могущество разума противопоставило человека природе. Стихийный рост производства привёл к нарастанию экологического кризиса.

Географический и демографический факторы в развитии общества

Географическая среда оказывает существенное влияние на развитие общества:

1) она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства;

2) она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной;

3) географическая среда опосредованно влияет на политическую систему;

4) географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика общества.

В тоже время необходимо помнить, что географическая среда не является определяющим фактором развития общества. Как именно скажется её влияние на общество, будет зависеть от самого общества. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества.

Важную роль в развитии общества играет также демографический фактор. Главные показатели: численность населения, половозрастная структура, плотность расселения, миграционная подвижность, здоровье. Демографические показатели с одной стороны влияют на характер и темпы развития общества, а с другой стороны сами становятся результатом этого развития.

Материальная жизнь общества представляет собой производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление. Материальное производство – процесс взаимодействия общества и природы, в ходе которого люди преобразуют природную среду для получения необходимых материальных благ. Наиболее известный анализ материальной сферы жизни общества принадлежит марксизму. Центральное понятие марксистской социологии – производительные силы: это – система элементов, необходимых для осуществления обмена веществ между обществом и природой. В производительные силы входят: человек, его знания и опыт – главная производительная сила; орудия труда – то, чем человек непосредственно влияет на природу; предметы труда – то, на что направлен труд человека; средства труда – все остальное, необходимое для процесса производства (транспорт, производственные здания). Также, согласно К.Марксу, в процессе общественного производства и движения общественного продукта между людьми складываются производственные отношения. Они включают отношения людей при производстве (включая организацию экономики), распределении, обмене и потреблении. Основа производственных отношений – это отношения собственности на средства производства и на произведенный продукт.

Ведущая сторона способа производства – производительные силы, которым соответствуют определенные производственные отношения. В то же время, производственные отношения могут оказывать влияние на производительные силы, ускоряя или тормозя их развитие. Производительные силы непрерывно развиваются, и, наконец, приходят в противоречие с сохранившимися производственными отношениями, которые превращаются в тормоз для их развития. Противоречие усиливается, и разрешается революцией – уничтожением устаревших производственных отношений и установлением новых. Общественная жизнь, согласно К.Марксу, имеет две стороны – объективную, или общественное бытие, и субъективную, или общественное сознание. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе. Они объективны, то есть существуют независимо от сознания людей. К общественному бытию относятся: материально-техническая база общества – совокупность орудий и средств труда, технологий и приемов организации производства; географические условия – климат, полезные ископаемые, растения и животные т.п.; демографические характеристики – численность народонаселения, его плотность и т.п.; производственные отношения. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, характерных для общества в целом; осознание обществом самого себя и окружающей действительности. К.Маркс утверждал, что сознание не может быть чем-либо иным, чем осознанным бытием, т.е. осознанием реальной жизни: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»1. Из комплекса общественных отношений К.Маркс ведущими считал производственные, называя их базисом, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»2. Базис – это совокупность производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и обмена материальных благ.

Каждое общество имеет сложную структуру: оно представляет собой систему взаимосвязанных групп, различающихся своими социальными функциями. Элементами социальной структуры являются: национальные общности, классы и социальные слои, профессиональные группы, демографические, религиозные и т.п. Эта структура постоянно меняется. В современном обществе наиболее важны национальные и классовые общности.

Национальная общность – обладающая неповторимым своеобразием совокупность людей, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями. Она возникает независимо от воли и сознания людей, меняется по ходу истории и представлена в форме основных типов:

1. Род и племя – данные общности характерны на ранних стадиях развития, они невелики и обеспечивают совместное противостояние внешним природным силам. Род – первичная форма социальной организации, основанная на кровнородственной связи, носитель всей совокупности общественных отношений (производственных, бытовых, идеологических, религиозных и т.д.) Для рода характерны общий труд, общее имущество, уравнительное распределение. Несколько родов объединялись в племя, имевшее территорию и самоуправление, а также общность языка, религии, обычаев, самосознания.

2. Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые территорию, язык, культуру, религию. Ни экономическая, ни политическая общность для народности не обязательны. Эта форма возникает в классовом обществе.

3. Нация – общность людей, характерная для современности. Ее признаки – общность экономической жизни (хозяйственная специализация различных районов и прочные торговые связи между ними), общность политическая, языковая, культурная, территориальная (включая свободу перемещения людей по территории) и единое национальное самосознание (основанное уже на национальной идее, а не на религии).

Для человеческого общества характерно разделение труда: постепенно определенные виды деятельности закреплялись за отдельными группами. Различное место в системе общественного производства и управления вело к различиям в жизни людей. Основные общественные разделения труда – отделение скотоводческих племен (кочевых) от земледельческих (оседлых), ремесла от сельского хозяйства, торговли от производства, умственного труда от физического. Возникновение частной собственности разделило людей по их отношению к средствам производства. Уже к концу первобытного строя внутри общины выделились социальные слои – группы людей, объединяемых характером труда, размерами доходов и способами их получения, доступом к власти, социальным престижем.

По отношению к структуре общества, отражающей общественное разделение труда, имеются два основных подхода:

классовый – общество делится на большие группы людей с антагонистическими интересами – общественные классы, между которыми постоянно идет борьба;

стратификационный – общество состоит из многочисленных социальных групп, которые сотрудничают и дополняют друг друга, конфликты между ними временны.

Социальная общность (или группа) – это общественное образование, складывающееся на основе устойчивых связей между людьми и выражающаяся в единстве образа жизни, общей направленности развития, проявляющейся в характере взаимоотношений с другими социальными группами

Социальная структура – это совокупность социальных групп конкретного общества, различающихся в зависимости от их положения в обществе. Они разделяются на пять видов:

по социально-экономическому положению (классы, слои, сословия);

по этническому основанию (нации, народности);

по социально-демографическим характеристикам (поло-возрастные, профессиональные группы);

по отношению к. семье (многосемейные, малосемейные, не имеющие семьи, одиночки);

по отношению к религии (атеисты, неверующие, приверженцы различных религий).

Этническая структура общества и её составляющие:

Род, как первое объединение людей, представлял собой единство кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.

Общество развивалось, и на смену роду пришло племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Племя выполняло лишь часть общественных функций, а например, хозяйственные выполняла родовая община.

В основу следующей, более высокой формы общности – народности – легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Еще более сложной народностью является нация. Нация характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Третьим признаком нации является общность экономической жизни. На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации – общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа.

Особого внимания требует такой признак как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
  • 2. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ОБЩЕСТВУ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Функционирование социальных отношений, институтов и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т.п. Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности, которые образуют социальные институты и организации. Это придает актуальность данному исследованию.
  • Объект исследования - история социологии.
  • Предмет - основные подходы к изучению истории социологии.
  • Цель исследования - определить особенности различных подходов к изучению истории социологии.
  • Для достижения поставленной цели решались следующие задачи : дать определение основным подходам к изучению истории социологии; рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к обществу.
  • Методологической основой исследования является диалектический методи принципы философского познания. В работе нашли отражение положения и выводы по затронутым проблемам, содержащиеся в научных трудах: Е.М. Бабосова, В.И. Добренькова, И.Ф. Девятко, Г.Е. Зборовского, И.Н. Кузнецова и других.
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
  • Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении.
  • История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой, и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов Девятко И.Ф. Методы социологическо-го исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург, 1998. - С.125. .
  • В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.
  • Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.
  • Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.
  • Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировоззрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.
  • Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.
  • Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется, прежде всего, в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.
  • В этом отношении специфика социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
  • Такое понимание предмета отражает особенности в подходах при рассмотрении этого вопроса на протяжении всей истории социологии.
  • Основатель социологии О. Конт обращал внимание на две особенности данной науки: 1) Применение научных методов к изучению общества; 2) Практическое использование социологии в функционировании общества Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - С.231. .
  • При анализе общества социология использует различные подходы и других наук: демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.
  • Структура современного социологического знания обусловливает значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей и т.д.
  • В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.
  • Функциональные теории впервые возникли в XIX веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г. Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей - экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда название теории - функционализм.
  • Развернутую концепцию функционализма предложил и развил французский социолог Э. Дюркгейм. Развивать это направление анализа продолжают современные функционалисты Т. Парсонс, Р. Мертон. Главные идеи современного функционализма: это понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируются общественная целостность и стабильность.
  • Марксизм, обосновывающий структуру и взаимодействие элементов структуры в обществе, можно с определенными оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако в западной социологии марксизм анализируется с иной точки зрения. Поскольку К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.
  • Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.
  • Среди приверженцев подхода к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г. Зиммеля и Р. Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта - власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.
  • Современный американский социолог Л. Козер полагает, что причины конфликта в конечном итоге коренятся в том, что существующей в обществе системе распределения люди начинают отказывать в правомочности ее существования, что, как правило, происходит в период обнищания масс.
  • Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта видят общество постоянно изменяющимся через разрешение противоречий.
  • Второй уровень, объединяющий социологические теории, изучающие поведение и взаимодействие людей в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция - взаимодействие). Видную роль в развитии теорий интеракционализма сыграли У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель. Авторы интеракционистских теорий полагали, что взаимодействие людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.
  • Один из вариантов интеракционализма - символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям, символы.
  • Особое место в микросоциологических подходах занимает теория ролей, связанная с именами Я.Л. Морено, Р.К. Мертона, Р. Линтона. Смысл ролевой теории можно понять из слов В. Шекспира:
  • ...Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры,
  • У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск: НТООО «Тетрасинтемс», 2002. - С.148. .
  • Теория ролей рассматривает социальный мир как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.
  • Социология, изучая общественные процессы, классифицирует общество по разным основаниям. В одних случаях, рассматривая стадии развития общества, берутся за основу классификации состояние развития производительных сил и технологий (Дж. Гелбрейт). В марксистской традиции в основу классификации положена идея формации. Классифицировали общество и на основе господствующих религий, языка, способа получения средств существования и т.д.
  • Смысл любой классификации заключается в необходимости определить, что представляет из себя современное общество.
  • Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.
  • На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов - вписать новое в уже существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности - каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.
  • Таким образом, социологи стали приходить к выводу, что нет жесткой теории, нет жестких методов в социологии. Адекватное отражение процессов, происходящих в обществе, обеспечивают качественные методы исследований. Смысл этих методов в том, что явлению придается большее значение, чем причинам, породившим его.
  • 2. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ОБЩЕСТВУ

Согласно формационному подходу , представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования / И.Н. Кузнецов. - М. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - С.105. .

К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство - земля - принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него).

Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд - это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту «стройную» схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие «азиатский способ производства»). Кроме того формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

Цивилизационный подход к развитию общества . Слово «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» - «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие «цивилизация» приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889-1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 - 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация - это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять: 1) Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. 2) Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности - предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. 3) Стадия «сдвига». Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования. 4) Стадия «зрелости». Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения. 5) Эра «высокого массового потребления». Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - С.346. .

Теории локальных (локальный с лат. - «местный») цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации - это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, «богоизбранных» личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно «тушить», поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою.

Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

микросоциология общество цивилизационный

История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировоззрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. При анализе общества социология использует различные подходы и других наук: демографический, психологический, групповой, ролевое поведение личностей, культурологический.

Согласно формационному подходу общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Цивилизационный подход отталкивается от определения, что цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Таким образом, изучение общества отталкивается от исторически сложившихся подходов к исследованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск: НТООО «Тетрасинтемс», 2002. - 640 с.

2. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологическо-го исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург, 1998. - 265 с.

4. Зборовский Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: ГАРДАРИКИ, 2004. - 592 с.

5. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования / И.Н. Кузнецов. - М. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 144 с.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Изучение разных определений общества - определенной группы людей, объединившейся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Традиционное (аграрное) и индустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории. Античные мыслители об обществе. Особенности древних цивилизаций. Отличия древних цивилизаций от первобытности. Общество на современном этапе развития, проблема взаимодействия Запада и Востока.

    учебное пособие , добавлен 30.10.2009

    Взаимосвязь понятий "страна", "государство" и "общество". Совокупность признаков общества, характеристика его экономической, политической, социальной и культурной сфер. Типология обществ, сущность формационного и цивилизационного подходов к их анализу.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Общество как совокупность людей и социальная организация. Признаки и виды учреждений. Условия появления организации. Формационный и цивилизационный подходы к типологизации общества. Основные направления и формы его движения. Аспекты социальной динамики.

    презентация , добавлен 04.06.2015

    Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

    курс лекций , добавлен 15.05.2013

    Предпосылки возникновения и становление социологии музыки. Проблема взаимосвязи музыки и общества. Музыка как объект социологического анализа. Подходы к изучению музыки. Социология эстетического удовольствия. Элементы конструктивизма в работе М. Вебера.

    реферат , добавлен 06.09.2012

    Характеристика социальных наук. Взаимодействие социальных институтов, их влияние друг на друга. Необходимые условия для формирования истинной демократии в стране. Цивилизационный подход к развитию общества по М. Элиаде, его сущность и особенности.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Методология изучения в статистике и социологии. Теоретические аспекты оценки доходов и уровня жизни населения. Выявление дифференциации статистическими методами. Социологический подход к изучению бедности и благосостояния, дифференциации доходов.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Анализ различных подходов к структуре социологии. Трехуровневая модель социологии и ее роль в развитии науки. Основы структурирования социологического знания. Основные категории и функции социологии. Место социологии в системе общественных наук.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

Подходы к определению общества?

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Социальная философия

1. Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли.

2. Общество как материальная система.

3. Основные сферы общества.

4. Общественное сознание, его формы и уровни.

5. Проблемы и перспективы развития современного общества. Глобализация и ее роль в жизни общества.

6. Человек и исторический процесс. Личность и массы, их роль в истории. (75)

7. Проблема свободы и ответственности личности. (53)

Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.

Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.

В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.

1)Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).

2)Теологический подход отстаивает идею божественного предопределения устройства общества, которое призвано обеспечить человеку условия для личного совершенствования и служения Богу. Августин Аврелий выделял в человеческой истории два вида общественного устройства: «град земной», основанный на грехе и насилии (он отождествлялся с Римской империей) и «град Божий», в котором царствует добро – это высшая духовная общность, которая утверждается благодаря христианской церкви.

3)Идеалистический подход рассматривает общество как порождение духовной деятельности людей, сущность общественных связей видится здесь в комплексе идей. Этот подход восходит к учению Платона и получил наиболее яркое выражение в философии Гегеля, который представил человеческую историю как саморазвитие Абсолютной идеи. К идеалистическим учениям об обществе можно отнести теорию общественного договора, которая получила свое развитие в философии Нового времени (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.). Согласно этой теории, общество – это искусственное изобретение человеческого разума, результат сознательно заключенного между людьми договора, благодаря которому осуществился переход людей из «естественного» состояния в «гражданское».


4)Материалистический подход в понимании общества получил свое наиболее значительное воплощение в философии марксизма . Материалисты утверждают, что первоосновой развития общества является материально-производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей человека. Для удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют как с природой, так и друг с другом – из этого складывается общественное бытие. В предисловии к «Критике политической экономии» Маркс писал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Основой общественного развития, по Марксу, является способ производства материальных благ, который складывается объективно и определяет структуру общества и характер общественных отношений. Все многообразие общественных отношений делится на первичные, или базисные – это материально-производственные отношения, и вторичные, или надстроечные – это отношения политические, правовые, нравственные, эстетические и др.

Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:

Закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

Закон классовой борьбы.

В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.

Можно выделить три теоретических подхода объяснению общества: натуралистический, идеалистический и материалистический.

1. В рамках натуралистического подхода общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций общество и исторический процесс определяются особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений(А Чижевский, Л. Гумилев), природной организацией человека и его психологией (Г. Тард, 3. Фрейд).

2. Согласно идеалистическому подходу основой общества является некое духовное начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей силой идеалистический подход к обществу разработан в философии Г. Гегеля.

3. Материалистический подход разработал К. Маркс. Представители этого подхода считают, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, который складывается независимо от сознания людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законы-тенденции в сочетании с субъективными факторами.

В современном обществознании трудно выделить какой-либо господствующий подход к объяснению общества, но наиболее разработанной моделью общества и общей теорией развития является материалистическое понимание общества.

Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют системный подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют определенную

целостность. Элементы представляют собой далее неразложимые компоненты системы, из которых могут быть образованы отдельные ее части, называемые подсистемами. Структура представляет собой связь и взаимодействия между элементами, благодаря которым возникают новые интегративные свойства системы, отсутствующие у ее элементов. Эти связи и взаимодействия между элементами обеспечивают целостность и форму существования объекта. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, подсистем и связей между ними.

Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический характер. Оно состоит из подсистем, которые обладают относительной самостоятельностью и включают в себя собственные подсистемы. В качестве универсального элемента общества и его подсистем выступает человек, без активной деятельности которого невозможен никакой процесс в обществе. Структурой общества являются общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами системы. Причем общественные отношения влияют на функционирование элементов (индивидуумов), которые подчиняются этим отношениям.

Важнейшим свойством общества как целого является его самодостаточность, т.е. способность общества своей собственной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

1.2. Основные сферы жизни общества

Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Подсистемы общества называют сферами общественной жизни. Каждая из этих сфер представляет собой систему различных элементов, находящихся во взаимодействии. Остановимся на их краткой характеристике.

Экономическая сфера

Экономическая сфера представляет собой материальное производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Экономическая сфера сложна и многогранна. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей народного хозяйства и международное экономическое сотрудничество. Основополагающим элементом экономики считают материальное производство, так как в нем воспроизводятся материальные условия существования людей - продукты питания, одежда, жилище и т.д. Экономическая сфера оказывает существенное влияние на функционирование.

и развитие других сфер общественной жизни. Многие мыслители считают способ производства основой, фундаментом существования и развития общества. Так, по мнению Маркса, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный прогресс жизни вообще.

Социальная сфера

Социальная сфера - сфера деятельности и взаимоотношений в обществе этнических общностей людей (народностей, наций и т.д.), социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев по поводу социальных условий их жизни. Это сфера регулирования социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, образования и уровня жизни людей.

Политическаясфера

Политическая сфера - сфера отношений между классами, социальными группами, нациями, политическими партиями и движениями, общественными организациями по поводу использования политической власти в целях реализации собственных интересов и потребностей. Эта сфера также включает в себя политические организации (государство, политические партии и т.д.), политические нормы (конституции, законы, уставы и т.д.) и политические взгляды, идеи и теории.

Духовная сфера

Духовная сфера - сфера отношений людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Духовная сфера жизни общества включает формы и уровни общественного сознания. Общественное сознание - это идеальное отражение общественной жизни.

Выделяют два уровня общественного сознания - обыденное и теоретическое, отличающиеся по глубине отражения объективного мира, включая общественное бытие. Обыденное сознание отражает общественное бытие поверхностно, а теоретическое сознание проникает в закономерную сущность явлений. К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, моральное, религиозное сознание, искусство, наука и философия. Они отличаются предметом и способами отражения действительности, социальными функциями.

Подсистемы общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни выполняют только им свойственные функции, обладают относительной самостоятельностью и имеют собственные закономерности развития.

1.3. Взаимосвязь общества и природы

Одной из актуальных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия "Вселенная". В узком смысле слова - в соотношении с понятием "общество" - под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте природа отождествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эволюционного развития природы сформировались необходимые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом. Общество черпает из природы продукты питания и сырье для изготовления средств производства.

Существование и развитие общества в определенной степени определяется запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные природные богатства как средства к жизни (естественное плодородие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в лесах и пр.) и средства труда (уголь, нефть, газ, водные ресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства как средства к жизни играли для людей гораздо большую роль. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природные богатства, являющиеся средствами труда.

На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятными являются средние широты, а менее благоприятными - районы Севера и пустынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).

Общество, в свою очередь, в процессе жизнедеятельности оказывает влияние на природу через материальное производство: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя природу, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенденций:

  • 1) с развитием общества расширяется господство человека над природой;
  • 2) одновременно постоянно увеличивается дисгармония между обществом и природой.

Закономерным результатом взаимодействия общества и природы выступает обмен веществ между ними: человек потребляет вещества

1,4. Проблема периодизации общества: формационный и цивилизационный подходы

Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, проблемы периодизации и направленности исторического процесса.

К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода:

  • 1) представители формационного подхода считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества;
  • 2) представители цивилизационного подхода исходят из того, что человеческая история - это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.

Формационный подход

Формационный подход к исследованию исторического развития общества разработал К. Маркс в рамках материалистической концепции истории. Основными понятиями этого подхода являются:

  • общественно-экономическая формация;
  • способ производства;
  • базис и надстройка;
  • социальная революция.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру.

Способ производства является фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это люди и средства производства: предметы, орудия и средства труда.
Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы. На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции. Результатом является смена формаций.

В структуре формации выделяют базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственных отношений, экономический строй общества.
Над базисом возвышается надстройка , представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями.

Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни.

Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества.

К. Маркс разделил всю историю человечества на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Правда, у Маркса встречается и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация, основанная на частной собственности (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм).

Многие ученые отмечают ограниченность формационного подхода к истории человечества. Они считают, что формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность ступеней развития, определенную заданность, смысл и финал этого развития - коммунизм как идеальное состояние общественной жизни.

Цивилизационный подход

Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационный подход к развитию общества.

В современном обществознании термин "цивилизация" используется в различных смыслах:

  • как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация);
  • как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.);
  • как конечный этап в развитии локальной культуры, означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер).

При всех различиях в подходах главная мысль в содержании понятия "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами.

Впервые понятие "цивилизация" появилось в XVIII в. Французские просветители цивилизованным называли общество, основанное на началах разума, справедливости и права. В XIX в. начинает формироваться цивилизационная концепция исторического развития, направленная против идей европоцентризма. Согласно европоцентризму человеческая история - это процесс приобщения варварских народов к западно-европейской культуре и установление единой мировой цивилизации, основанной на этой культуре. Стали разрабатываться представления об истории как совокупности локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю и отличается духовно-нравственными ценностями и культурными традициями, особенностями образа жизни и типом личности.

Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.

Так, например, по Н. Данилевскому, цивилизации - это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет

собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политической и социально-экономической основе. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Данилевский выделил десять таких цивилизаций: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает.

Английский историк А. Тойнби считал, что цивилизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространственные и временные рамки. Основу цивилизации составляет совокупность религиозных ценностей. Рассматривая цивилизации как динамические образования, Тойнби выделяет в каждой цивилизации фазы исторического существования: рождение, рост, надлом, упадок и разложение. Тойнби полагает, что в настоящее время существует пять крупных цивилизаций: западная, восточно-православная, исламская, индуистская и дальневосточная. Каждая цивилизация существует до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на "вызовы" истории. Замкнутость и обособленность цивилизаций не исключают их духовного взаимодействия. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

Ключевым понятием концепций Н. Данилевского и А. Тойнби является культура во всем ее многообразии, но чаще всего на первый план выступает духовная культура.

Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный - чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков.

1.5. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход

Представители пессимистического подхода утверждают, что в истории господствует регресс, т.е. такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди развращаются, в силу чего каждый последующий век оказывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный - железный - век, современный Гесиоду, демонстрирует полный развал нравственности.

В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Как правило, идеи общественного регресса разрабатываются в период глубоких социальных кризисов и потрясений.

Оптимистический подход

Представители оптимистического подхода исходят из того, что в истории господствует прогресс, т.е. такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному.

Представление о прогрессе - направленном изменении к лучшему - также возникло в древности. Так, древнегреческий философ Демокрит делит историю общества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее). Переход от одного периода к другому, по мнению Демокрита, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.

Особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека.

Гегель всемирную историю характеризовал Как прогресс в сознании свободы. Он выделял восточную, греко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская - свободу некоторых (аристократия и демократия), германская - абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, которая является вершиной развития мировой истории.

mob_info