Почему мы рабы божьи а не дети. Семёнов Олег Андреевич Я сын Божий, я не раб

Что значит Раб Божий?

Ра́бство Бо́гу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.

В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями...» (Ин.15:14-15). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан - это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Все смущения этой фразой происходят от незнания Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источник жизни, истины, любви, правды, всех добродетелей. Рабство предполагает труд, работу, а в контексте отношений с Богом – со-работничество, ведь Бог самодостаточен, ему нет необходимости в нашем труде. Разве унизительно быть в таком понимании рабом Любви, рабом Истины, рабом Милосердия, рабом Премудрости; рабом Того, кто ради Своего Творения добровольно восшел на Крест?

Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.

В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает.

Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает.

Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха.

Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.

Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы.

очень давно волнует вот какой вопрос: почему в православии прихожан (при совершении таинств, обрядов, молитв) именуют "раб Божий", а в католицизме "сын Божий"?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Утверждение это не соответствует действительности. Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков – Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твоии народ Твой святой, памятуя благословенное Страдание и Воскресение от преисподних и славное на небо Вознесение Того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим преславному Величеству Твоему от Твоих благ и даров…». Во время поминовения усопших произносится молитва: «Помяни еще, Господи, рабов и рабынь Твоих, которые предварили нас со знамением веры и почивают сном мира». В продолжении молитвы за усопших священник говорит: «И нам грешным рабам Твоим, уповающим на обилие милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и Мучениками, с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцелином, Петром, Фелицитатою, Перпетуею, Агафиею, Луциею, Агнессою, Цецилиею, Анастасиею и всеми святыми Твоими, в сообщество которых приими нас…». В латинском тексте стоит существительное famulus (раб, слуга).

Наше духовное сознание должно быть очищенным от мирских представлений. Мы не должны понятия, заимствованные из области юридических и социальных отношений, применять к высшей реальности, в которой действуют иные начала и законы. Бог хочет всех привести к вечной жизни. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать всеблагой воле Господа. Священное Писание человека, который совлекся своей греховной воли и предал себя спасительной воле Господа, называет «рабом Божиим». Это очень почетное звание. В библейских священных текстах слова «раб Господень» применяются в первую очередь к Мессии-Христу, Сыну Божию, Который до конца исполнил волю пославшего Его Отца. Мессия говорит через пророка Исаию: «Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:16). В Новом Завете апостол Павел говорит о Спасителе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:7-9). Пресвятая Дева Мария говорит о Себе: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Кого еще Слово Божие называет «рабом Божиим»? Великих праведников: Авраама (Быт.26:24), Моисея (1Пар.6:49), Давида (2Цар.7:8). Св. апостолы применяют к себе это звание: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Петр.1:1), «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (1:1). Право называться рабом Божиим надо заслужить. Многие ли могут с чистой совестью сказать о себе, что они - рабы Божии и не являются рабами своих страстей, рабами греха?

Спрашивает Наталья
Отвечает Александра Ланц, 04.06.2010


Здравствуйте, Наталья!

Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами . Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле .

Ученик – учится (постигающий)
Раб – исполняет (исполняющий)
Ребёнок – наследует состояние отца (наследующий)

И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом , если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен? При этом ученик обладает возможностью понимать причины того или иного действия Бога, понимать, изучать, почему то или иное Его распоряжение правильно. И хорошим учеником невозможно стать, если не выполнять «домашние задания», т.е. не действовать как действовал бы раб .

Давайте попробуем присмотреться к каждому их этих трёх слов с тем, чтобы потом попросить Бога объединить их в нашем сознании и помочь нам правильно видеть себя по отношению к Нему , нашему Создателю и Спасителю.

РАБ . Тот, кто исполняет волю господина, не подвергая сомнениям её авторитетность и правильность. Т.е. для раба воля его господина – это наивысший, не подлежащий пересмотру или сомнениям закон. Раб не просто служит своему господину, но исполяет все его желания без ропота или недовольства, просто потому, что так говорит господин. У раба как бы уже нет никакой своей воли, но воля господина рассматривается, как собственная воля раба. Если господин желает, чтобы раб умер, раб умирает, чтобы жил – раб живёт, чтобы женился – раб женится и пр. при этом, как уже было сказано, раб воспринимает волю господина неотделимо от своей воли.

Слово «раб», когда оно используется для того, чтобы показать положение человека в мире , несёт значение полного, тотального, абсолютного подчинениния господину. Тот, кто называет себя рабом Господа Вседержителя, тем самым заявляет, что у него нет своей воли, но воля Господа стала его собственной. Однако давайте помнить о том, что называть себя рабом Бога и реально быть им – это две большие разницы ( ; ; ...)

Библия утверждает, что мы все рождаемся в этот мир рабами сатаны, потому что от отцов принимаем падшую плоть, а потом у отцов же учимся, как жить в этом рабстве и даже радоваться ему. «я плотян, продан греху » () . Но вот в один прекрасный день мы узнаём о Боге, о том, что Любовь Божия хочет вернуть нас Себе и зовёт нас Домой: «Верен Призывающий вас » ( ; ).

И тут начинается самое главное: мы, осознавая, что невозможно одновременно служить двум господам, пытаемся выйти из-под господства сатаны в господство над нами Бога.

Из эгоизма в любовь.

Из состояния, когда мы бежали ко греху, в состояние, когда мы бежим от греха.

Из тьмы в Свет.

Из смерти в Жизнь.

Давайте всмотримся в основные пункты того, что несёт нам рабство сатане и рабство Богу

Быть рабами сатаны – значит, жить по его законам, не подвергая их абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет... Быть рабами Бога – значит, жить по Его законам, не подвергая из абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет...
продверженность болезням, разочарованиям оптимальное для текущего дня здоровье и уверенность в завтрашнем дне.
любовь, сосредоточенная на себе и топчущаяся по чужим жизням любовь, сосредоточенная на Бога и других людях
жизнь ради конечных целей жизнь ради уподобления Богу
духовноя слупота и глухота способность различать голос Бога
моральная и духовная нечистота святость
смешение понятий добра и зла, неспособность использовать своб силу воли для постоянного избрания добра чёткое различение добра и зла и способность, не взирая на обстоятельства, избирать только добро
неверие вера, двигающая горы
открытый или скрытый бунт против Творца (ропот, недовольство) открытое неповиновение греху (спокойствие, радость, уверенность)
саморазрушение (как физического, так и духовного тела) самосовершенствование (под внимательным взглядом Идеального Учителя)
физическая и навечная смерть (первая и вторая смерть)
Вечная Жизнь

Апостол Павел сказал обо всём этом так:

Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти , или послушания к праведности ?

Ибо, когда вы были рабами греха , тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Всё, что здесь говорит апостол основано на Христовых словах: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха » ().

Поэтому все апостолы, отдавшие свои жизни, свои судьбы в руки Христа, постоянно подчёркивали, что они теперь служат Любви Бога – Иисусу, а не сатанинскому эгоизму, который есть основа всякого греха.

Вот как Пётр начинание свои послания: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» ()

Вот Иаков, пишущий братьям: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ()

Так Иуда (не Искариот, конечно) начинает своё послание к святым Божииим: «Иуда, раб Иисуса Христа» ()

Вот искренее признание Павла: «Павел, раб Иисуса Христа» () «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ()

Попробуйте, зная то, что Иисус Христос – это воплощение праведности, святости, любви и милости Божииих, подставить вместо слов «Иисус Христос» Его характеристики. Что у вас получится?

«Павел, раб праведности, святости, любви, милости Божиих» () Понимаете? Получается, что этот человек находится под предводительством всего перечисленного, не подвергая сомнению великую ценность всех этих качеств. Может ли такой человек грешить?

ДИТЯ БОЖИЕ. Если вы решились стать рабом Вседержителя, то вы получаете от Бога Святого Духа, Который постоянно помогает вам побеждать грех, умервщляя свои плотские похоти, чтобы вы могли служить только Богу (быть рабом только Бога), а получив Духа Святого, вы автоматически становитесь и ребёнком Бога, который в конце-концов получит всё наследство Отца. Смотрите, как об этом сказал апостол Павел:

«если Христос в вас , то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете . Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии . Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления , Которым взываем: "Авва, Отче!"

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии , сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ().

Иисус учит нас обращаться к Богу, как к Отцу: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое...» () Иоанн восхищённый и потрясённый этой истиной пишет ко всем нам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (). А если вы продолжите читать слова Иоанна, то увидите ещё более потрясающую истину.

Получается, что если ты не раб Бога (т.е. раб Его праведности, святости, любви, милости...), то ты и не дитя Его, а если ты – раб Бога, то ты и дитя Его, придназначенное ко спасению для Вечной Жизни. Смотрите, что говорит Иоанн: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (). Слово «делающий» отсылает нас к слову «раб», ведь раб – это как раз тот, кто делает, исполняет волю господина!

УЧЕНИК ХРИСТА. Человек, ставший рабом Бога, не может не стать учеником Христа. Ведь для того, чтобы верно служить Богу, как делает это верный раб, человек должен учиться праведности, познавать волю своего Господина. В Павел пишет Тимофею о том, что он будет хорошим служителем (рабом) Христа, если продолжит питаться верным учением , проще говоря, если продолжит оставаться учеником Христа.

Апостол Иоанн тоже утверждает, что только пребывающий в учении Христа (научаемый Христом), принадлежит Богу ()

Да будет имя Бога благословенно, да поможет Он нам


научиться

быть Его рабами ,

чтобы Ему иметь возможность назвать нас Своими детьми

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Многие нецерковные люди негодуют на христианство за то, что в нем человек считает себя рабом Божиим. По их мнению, это угнетает свободу личности и унижает верующего. Но действительно ли этот статус значит второсортность и безволие, или же речь о новой свободе, начинающейся со смирения перед Богом и полного принятия Его Воли в собственной жизни?

Если на вопрос, что значит раб Божий, поискать ответ в Священном Писании, то в первую очередь это слова святого первоверховного апостола Петра: «…такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, − как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1-е Петр. 2:15–16). Апостол говорит, по сути, о принципиально новом способе восприятия мира, сущность которого − избавление от страстей путем сознательного отказа от них ради Бога.

Для язычества, которому активно противостояла молодая христианская Церковь, это было немыслимо: ведь языческие боги, сами будучи зависимыми от своих стихий (не только земных, но и чувственных; не случайно существовали боги любви, зависти, мести, гнева и т.д.), не могли сделать свободными от них смертных людей. Христианство же почитает от тех времен до нашего ХХІ века Сына Божия, имеющего власть над земным и небесным и в то же время не подчиняющегося ничьей власти на земле и на небе, кроме власти Отца (причем по смирению, так как все Лица Святой Троицы равны между собой). Более того: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу», − пишет преподобный подвижник VI–VII веков святой Иоанн Лествичник. Поэтому, провозглашая себя рабом живого Бога, христианин свидетельствует о пути преодоления рабства земных стихий и пороков ради иной духовной реальности, царствия небесного, ради которого будет разрушена эта земля и все дела на ней.

Такие взгляды на жизнь всегда высмеивались в языческих обществах, в том числе современном, где вместо древних Ваала и Астарты царят идолы успеха, красоты, доллара и супермаркета. Никто не говорит, что четыре последних плохи сами по себе: плоха только жизнь ради них. И эти кумиры порабощают человеческий разум гораздо сильнее, чем любое традиционное христианское вероучение, только вот за внешним лоском не заметно, насколько сильно человек ко всему этому прилипает и на какие мерзкие даже с точки зрения языческой морали поступки может пойти ради того, чтобы его не потерять.

Декларация о свободе от веры в сочетании с плохо скрываемой зависимостью от мирских благ − то же самое, что лекция о здоровье с сигаретой в руках. Можно послушать, конечно, но ничего, кроме иронической улыбки, по большому счету не вызывает. Именно с горькой иронией писал когда-то о таких проповедниках псевдосвободы святой апостол Петр: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2-е Петр. 2:18–19). Раб Божий − это человек, принявший сознательное решение переступить через рабство тления и идти дальше, ко спасению во Христе. Хотя Сам Богочеловек предупредил своих учеников о том, что мир, которым правит дьявол, пренебрежения к себе не прощает…

Но, к счастью, всегда находились и находятся те, кто, несмотря на насмешки и гонения, имеют свободу открыто заявить, что они − рабы Божии, как это сделал в одной из своих публикаций «протодиакон всея Руси», отец Андрей Кураев: «Словосочетание “раб Божий” − это словосочетание не закабаляющее, не унижающее, а освобождающее. Потому что если я − раб Божий, я больше ничей не раб. Во-первых, это означает, что я уже не раб моих страстей и привычек, во-вторых, я не раб общественных мнений − я не раб НТВ и “Московского комсомольца”, потому что я из иных источников черпаю свое суждение, оценки и реакции, не этим я питаю свою душу и свой ум. Я не раб политических партий, я не раб мод, если я действительно раб Божий не на словах, а на деле. Вспомните классический принцип феодального общества: человек, который имеет статус слуги царя, − самый свободный человек в обществе, потому что если я слуга царя, я больше ничей не слуга, ни один феодал надо мною не имеет власти. Если я раб Божий − это означает, что у меня есть принцип дипломатической неприкосновенности в мире сем как таковом. Ничто больше не властвует надо мною».

Раб Божий − это еще и первая ступень спасительной веры, без которой невозможно стать на две последующих − наемника и сына. Если охарактеризовать этот этап становления личности в богопознании словами Священного Писания, то на ум приходит строка из притчей Соломоновых: «Начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Такой страх не имеет ничего общего с трусостью − он скорее похож на опасение обидеть того, кого искренне и сильно любишь. Когда человек любит, он всегда в какой-то степени становится рабом своей любви, по крайней мере потому, что не может и не хочет без нее жить. Когда человек серьезно чем-то увлечен, нельзя сказать, что он полностью свободен от своего хобби. Но мы относимся ко всему этому вполне нормально, потому что понимаем: без таких привязанностей не бывает развития, а значит, не формируется и личность человека как таковая.

Но если земная любовь к другому человеку может выродиться в обыкновенную похоть, «любовную лихорадку», а увлечение любимым делом – превратиться в настоящую зависимость от него, то любовь к Богу, если ее, конечно, не путают с обычным фанатизмом, ведет к спасению и вечности.

В вечности же тот, кто при жизни земной имел смирение назвать себя рабом Божиим, будет называться Сыном Всевышнего. Об этом во время Своей земной жизни говорил Сам Богочеловек Иисус Христос: «…раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:35–36). Он «принял на Себя зрак раба» для того, чтобы сделать рабов тления и смерти сыновьями Божиими. Но для того, чтобы приобщиться к этой Жертве, нужно иметь смелость сказать правду себе о себе же. И через это стать лучше и совершеннее в Том, Кто может сделать из раба Господня бога по благодати…

В оформлении статьи использован рисунок Игоря Колгарёва

«Мы выбираем не между свободой от Бога и рабством Богу, а между рабством людям и рабством Богу, между людьми и Богом. Более того: даже не о себе, а о других важнее научиться говорить: «раб Божий». Кто видит в другом раба Божьего, тот не будет ближним повелевать, как своим рабом, судить - как собственного холопа, яриться на него, как на своего слугу. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его» (Рим 14,4).

Сказать «раб Божий» означает унизить не ближнего перед собою, а себя перед ближним, означает отказаться от прав на другого, уважать его автономность, сообщаться с ним лишь через Бога. Когда мы освоимся в положении рабов, тогда мы можем начать восхождение к положению наемника - а после того, к богосыновству. Но ощущение себя рабом Божиим не исчезнет.

Сообщение от Лука

Путь христианина — это путь от раба Божьего к Божьему сыновству. У раба нет своей воли т.к. он отдает ее Господу. Но сделать это нужно добровольно, как Христос отдал Свою волю Отцу. «Лук.22:42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.»
Но сыном Божьим человек сам по своей воле стать не может, но таковым признает его Отец Небесный.

Иисус сказал, что больше не называю вас рабами.

Но, если посмотрите с чего начинали ВСЕ Апостолы свои послания, то увидите, что отдать себя в «рабство» учению Христа, есть самая великая ПОЧЕСТЬ.
Апостолы так же называют верующих СВЯТЫМИ, всех в общей массе, попробуйте найти где бы при жизни КОГО-ТО ПЕРСОНАЛЬНО НАЗВАЛИ СВЯТЫМ в Новом Завете.

По- этому, переживания топикстартера по поводу, кто же он есть «сын» или «раб» понятны, это младенческое.

Почему мы называем себя рабами Божьими? Не детьми, не учениками, а рабами?Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами. Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле.

Ученик – учится (постигающий)
Раб – исполняет (исполняющий)
Ребёнок – наследует состояние отца (наследующий)

И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом, если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен?

Почему православный – “раб Божий”, а католик – “сын Божий”?

Почему православный – “раб Божий”, а католик – “сын Божий”?

Вопрос: Почему в православии прихожан именуют «раб Божий», а в католицизме «сын Божий»?

Ответ: Утверждение это не соответствует действительности. Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков - Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твои.

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.

Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны.

Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae), а вещами.

Все сообщения Сверяя некоторые стихи из Русской и английской Библии, я понял, что в английской Библии при переводах в отличие от русской Библии стараются избегать слово РАБ, заменяя его на слово СЛУГА только лишь для того, чтобы исполнить ТОЛЕРАНТНОСТЬ, невзирая при этом на то, что нарушается христианский смысл этого слова. Так и в России есть верующие, которых оскорбляет Слово Божье и ищут они ему замену по своим человеческим понятиям.

О понятии “раба” в православном христианстве

Дорогой Сергей Николаевич!

Читаю ваши книги уже 20 лет, начиная с первой. С удовольствием смотрю записи ваших выступлений. Это очень помогает лучше понять себя и положение, в котором мы находимся.

Вы справедливо критикуете православие и христианство в его настоящем обличии. Но при этом допускаете, как мне кажется, досадные ошибки, которые делают ценность вашей критики меньше, чем она того стоит.

Предлагаю два замечания и надеюсь, что вы их учтете, и ваша работа на благо человечества станет еще лучше.

Понятие «раба» в христианстве.

Вы говорите, что «раб божий» — неправильное выражение, и поясняете, что бог в нас. Поэтому мы не можем быть рабами бога, что это понимание себя как раба предполагает, что в нас нет бога. Мысль ясна, не так ли? Тогда почему же у нас так распространено это выражение? Неужели все, кто так говорит и говорил, ошибаются и ошибались?

Егор Кошенков

Мне кажется это ступени духовного восхождения. Вначале мы рабы, т.е. человек принимает на себя ярмо небес, будучи не в силах понимать Высшую волю самостоятельно. Затем, по мере духовного взросления человек сам постигает волю Небес и действует исходя из мысли Высшего, тем самым становлясь сыном, т.е осознанным человеком.

Евгений Обухов

Да, Егор, тяжёл путь из духовного рабства. Нелегки шаги, и каждый самостоятельно проходит их. Есть такое понятие — послушание. Даже говорят: «Послушание паче поста и молитвы». Да вот только забывают подчас объяснить, кому послушание, Богу, или церковному батюшке?

Не верю я в «ярмо небес». И не «послушание» непонятно кому, но Слышание Воли Божией и не только Слышание, но и полнота дела по Воле Вышнего на земле…. Если начать с ярма, то можно дальше рабствования никуда не продвинуться.

О значении понятия «Раб Божий»

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику».

Если рассматривать подобный вопрос с позиций 21 века и с римско-греческой культуры, то тогда весь текст Писания выглядит неудобоваримо.
Ну а если попробовать перейти на еврейские позиции, и их культуру времен написания этих текстов, то тогда многие вопросительные знаки снимаются с повестки дня.
Слово «раб» в иудаизме того времени, по отношению к своим собратьям — это не то, что римский раб.
Он не терял никаких гражданских, религиозных, и иных прав членов иудейского общества.
То же самое относится и к тому, как Господь обращается к своему творению.
Давид называет себя рабом Бога, хотя Творец называет его сыном:
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; (Пс.2:7)
Так что никакого противоречия в этих словах нет.
Есть проблема только в том, как сам себя человек считает, по отношению к Тому, Кто дает ему дыхание жизни.
Если человек говорит, что он сын Бога, для того, чтоб прославить Его, то тут никаких проблем.

Подумалось, а почему называя себя «рабами Божьими», в молитве «Отце наш», мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы — это рабы хозяина мира — Бога или все же Его …дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

mob_info