Предвечный совет. Предвечный совет пресвятой троицы

От редакции "РН": Икона Пресвятой Троицы — вершинное в мировой культуре выражение этой Духовной Реальности создана прп. Андреем Рублевым как духовный отклик на Куликовскую битву и "похвала" Преподобному Сергию Радонежскому. О том, Кто и что изображено на этой Иконе, и рассказывает статья А.Салтыкова.

Автор Александр Салтыков ныне протоиерей, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, известный искусствовед, однин из первых научных сотрудников Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, член Союза художников России.

Данная статья "Иконография "Троицы" Андрея Рублева" опубликована (в сокращениях) в издании Храма свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее "Толмачевский листок" №30 за 2009 год .

Изображение "Троицы" в виде трех ангелов основывается на тексте 18 главы книги Бытия: "И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. ... И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их".

"Троица ветхозаветная" является единственным в восточнохристианском искусстве догматическим сюжетом, который преподносится в виде библейской сцены. Поэтому необходимо учитывать, что в каждом изображении "Троицы" совмещаются два уровня содержания: повествовательный и догматический. Различные соотношения этих двух уровней определяют разнообразие композиций.

Икона "Троицы" написана прп. Андреем Рублевым в первой трети XV в. для церкви Троицы в Сергиевой лавре. Прп. Никон Радонежский [*] поручает иконописцу написать храмовую икону с мемориальной целью: "в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу".

[*] Прп. Никон Радонежский — любимый ученик прп. Сергия Радонежского, который перед смертью назначил его своим преемником. Прп. Никон был игуменом Троице-Сергиевой лавры в 1392-1426 гг.

Прп. Сергий Радонежский прославлялся в качестве имеющего особое "дерзновение ко святой Троице". Создатели гимнов в его честь называли его "Троице вселение". Образ в его "похвалу" должен был носить сугубо умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений "Троицы", хотя бы без праотцев (до прп. Андрея Рублева существовало несколько типов изображения Троицы, различающихся композицией ангелов и праотцев, в том числе и вовсе без праотцев (Авраама и Сарры). Однако последних было мало и, в основном, это были изображения на произведениях мелкой пластики и миниатюрах).

Троица "ветхозаветная". Икона новгородской школы. XV век. (Колористическая мысль Рублева становится особенно ясной при сопоставлеии рублевской иконы с псковской Троицей" из московского Успенского обора и новгородской "Троицей" из собрания Государственного Русского музея. Там киноварноалая доминанта в одеянии ангелов говорит не о примирении, не о светлой печали. Она — начало огненное, опаляющее величием явившегося человеку божества).

Начиная с "Троицы" Рублева появляется на Руси отвлеченный тип "Троицы". Позднейшие весьма многочисленные изображения этого типа уже не имеют иного содержания, кроме изображения Самой Троицы.

Малая распространенность изображений Троицы без праотцев в дорублевское время объясняется, видимо, тем, что иконография лишь постепенно и параллельно с развитием догматики раскрывала представления о явленном Божестве. Созданный прп. Андреем Рублевым вариант имел огромное влияние на дальнейшую русскую иконографию. Если "Троица" с праотцами является библейско-историческим образом, то "Троица" без них уже до Андрея Рублева являлась откровением самой троичности — столь существенной для христианской догматики.

По-видимому, до написания "Троицы" прп. Андреем Рублевым в монастыре главным храмовым образом была икона "Троицы" с праотцами. Ее Рублев, несомненно, знал и, по замыслу Никона, должен был превзойти ее.

Первая лаврская "Троица" была обычным пятифигурным изображением — три ангела явились Аврааму и Сарре. Рублеву нужно было выразить ту чистую идею троичности, которая под влиянием Сергия стала наивысшим выражением идеалов эпохи.

В "дорублевской" "Троице" Авраам и Сарра изображены приблизившимися вплотную к божественной трапезе, чем подчеркивается евхаристический [*] и вместе с тем "домостроительный" смысл события.

[*] Трапеза ангелов является прообразом величайшего таинства новозаветной Церкви — Евхаристии (греч. благодарение), в котором под видом хлеба и вина верующие причащаются Истинных Тела и Крови Христа.

Евхаристическое содержание "Троицы" Рублева является дальнейшим развитием более ранних представлений. Следует сказать, что лаврский предшественник Рублева был опытным и вдумчивым мастером, он был в курсе современных как художественных, так и богословских представлений и исканий. Превзойти его было не просто.

Однако Рублев нашел новые возможности для выражения владевшей им идеи и создал достойную "похвалу" Сергию.

КОМПОЗИЦИЯ "ТРОИЦЫ"

Особенным совершенством обладает композиция "Троицы". О композиции рублевской "Троицы" существует огромная литература, высказано немало тонких наблюдений. Здесь же перечисляются те необходимые особенности, которые не повторяются в памятниках "без праотцев" и определяют существо "временного" развития события, запечатленного в иконе.

Троица. 1427 г. (А.Рублев)

Наиболее существенный, с нашей точки зрения, композиционный прием прп. Андрея Рублева состоит в том, что ангелы предельно выдвинуты на передний план. По сравнению с его "Троицей" в других одноименных композициях фигуры обычно несколько отодвинуты назад. В иконе Рублева стремление предельно выдвинуть фигуры привело к уже отмечавшейся в литературе особенности: кажется, что средний ангел находится на переднем плане. [В.И.Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1969, с. 39.].

В свое время М.В.Алпатов отметил, что ангелы вписаны в круг. Можно допустить, что Рублев использовал ритм, характерный для изображений на панагиях, но механический перенос круговой композиции на прямоугольную плоскость, конечно, совершенно недостаточен для создания художественного произведения. Как отмечал Л.А.Успенский, в панагиях расположение фигур по кругу обусловливается формой предмета, а не догматической мыслью. Андрей Рублев взял старые элементы из хорошо известных иконографических вариантов "Троицы", но по-новому "гармонизировал" их, подчинив основной идее изображения.

Выдвинутость ангелов "на зрителя", уменьшение масштаба пейзажных элементов, срез крыльев правого и левого ангелов, сближение подножий под острым углом — все это способствует не только внесению в композицию разнообразных ритмов, но и служит четкому определению позиции зрителя, всегда ориентируемого на прямое предстояние среднему ангелу.

Следует еще раз обратить внимание на выбор "временного" момента. Ангелы как бы миновали кущу Авраама и заключают завет уже вновь, но не только с праотцем Израиля, а со зрителем, который, предстоя чаше, "замыкает" круг, лежащий в основе композиции, с четвертой стороны.

КОГО СИМВОЛИЗИРУЮТ АНГЕЛЫ?

Перейдем к главному — изображению самих ангелов. В искусствоведческой литературе стало устойчивой традицией говорить об изумительной изысканности линий силуэтов ангелов, так соответствующей тихой гармонии их образов. Нередко отмечается геометрическая правильность синусоид и парабол контуров, о чем впервые с увлечением говорил Ю.А.Олсуфьев. Часто проводится мысль, что "каждый из ангелов безмолвно погружен в себя. Они не связаны взглядами ни друг с другом, ни со зрителем"[*].

[*] См.: Ю.А.Олсуфьев. Иконописные формы как формулы синтеза. Сергиев, 1926, с. 10-12.; "История русского искусства", т. III. M., 1955, с. 152.

Однако подобные наблюдения, при всей их верности и тонкости, не отвечают на вопрос: какова затаенная мысль, которая сквозит в едва заметных действиях ангелов? Чтобы попытаться ответить на него, обратимся в первую очередь к образу среднего ангела.

Средний ангел символизирует Бога Сына

Композиционное положение — в центре — и фасовый, в отличие от других, разворот, делают его образ основным для непосредственного восприятия. Такое положение ангела определяется тем, что он изображает второе Лицо Троицы — Сына Божия. Это вполне соответствует традиции [*].

[*] Вопрос соотношений ангелов с ипостасями, вызвавший много споров в литературе, легко решается, если внимательно ознакомиться с иконографией, в которой, как правило, средний ангел имеет атрибуты Сына Божия — прежде всего крестчатый нимб, а также некоторые другие. Исключения, подобные "Зырянской Троице", видимо, настолько нетрадиционны, что требовали надписей над ангелами, обозначавших Лица Троицы. Было бы совершенно неисторичным представить, что Андрей Рублев произвольно изменил бы каноническое расположение ипостасей, которое он, как монах и ведущий московский иконописец, должен был считать незыблемым.

Средний ангел склоняет голову вправо, т.е. в направлении первого ангела. Очевидно, это выражает внимание к первому ангелу, правая рука которого представлена в жесте благословения. Ответ второго ангела на благословение первого не ограничивается, однако, склонением головы. М.В.Алпатов отметил приподнятость левого колена среднего ангела. Правое колено остается на месте. Очевидно, ангел встает, внимая первому ангелу. Эта существенная особенность прошла мимо внимания исследователей. Плавные, гармоничные линии лишь "маскируют" стремительность его движения. Чтобы увидеть это, внимательно вглядимся в его силуэт, в контуры плеч. Они почти симметричны. Но симметрия эта достигается тем, что плечи даны в сложном развороте: левое плечо уходит в глубь изображения, что подчеркивается вертикально уходящими назад складками гиматия (гиматий — верхняя одежда); правое плечо вместе с рукой выдвигается вперед.

Напряженность действия, скрытое движение передается особенностями одежды — формой рукава, положением драпировок, особенностями выреза хитона у среднего ангела.

Сочетание покоя с бурным движением, с таким мастерством переданное Рублевым, создает ощущение гармонии. Степень напряжения среднего ангела достигает максимума благодаря сочетанию противоположных движений, хотя художник с удивительным совершенством скрывает обнаженность действия и этим усиливает его эффект.

В построении фигуры прп. Андрей Рублев как будто совсем немного отходит от традиционного образа среднего ангела, например в первой лаврской "Троице", где мы видим ту же треугольную компоновку фигуры. Но там нет отмеченных элементов динамики. Эти элементы присутствуют в подобном же сочетании в византийских и балканских изображениях ангелов другого типа — в сценах "Жены мироносицы у гроба Господня", где мы видим ряд тех же деталей — разворот плеч, при котором складки гиматия "уходят" вертикально по дальнему плечу, вырез на плече, которое выходит вперед, рукав, круглящийся от движения руки.

В образе, созданном Рублевым, сочетаются элементы разных иконографических типов ангелов. Используемые им развороты восходят к античной пластике, но трансформированной глубже, чем у византийцев, — форма подчинена в гораздо большей степени линии, которая, в свою очередь, характеризуется спокойным ритмом геометризованных форм.

Куда же спешит средний ангел? Какое поручение первого ангела он торопится выполнить? Прежде чем на это ответить, обратимся к образу первого и третьего ангелов.

Первый ангел символизирует Бога Отца

Ангел сидит более прямо, чем остальные; помимо благословляющего жеста отметим также прямую постановку жезла ("мерила"), выдвинутого при этом вперед в отличие от склоненных жезлов второго и третьего ангелов. Руки сдвинуты почти вплотную, такой жест выражает собранность и целенаправленность. Как и у второго ангела, его нога немного приподнята. На смысле этого движения мы остановимся ниже.

Знаки власти символизируют Бога Отца. Его благословение относится не только ко второму, но также и к третьему ангелу.

Третий ангел символизирует Бога Святого Духа

Последний олицетворяет наибольший покой, в нем есть умиротворенная сосредоточенность, даже некоторая расслабленность и размягченность. Характерно положение жезла третьего ангела; он лежит на плече, а в нижней части расположен удобно и устойчиво между слегка раздвинутыми коленями и скрещенными ногами ангела. Такое положение соответствует позе задумчивого, неторопливого размышления.

Контрастным к общему покою фигуры третьего ангела является положение его крыльев. Если у первого и второго ангелов крылья расположены в общем спокойно и ровно, то у третьего они склонены в разной степени, что указывает на движение. Подъем левого крыла переводит взгляд зрителя к горе, чем достигается единство по вертикали всех элементов изображения.

Движения крыльев выражают духовный подъем, дополняющий образ духовного покоя. Как и в других ангелах, в третьем ангеле сочетаются состояния движения и покоя, причем движение выражено преимущественно в символах,

тогда как в среднем ангеле их сочетание выражено через "дискретность" форм самой фигуры, а в первом — их противопоставление почти сглажено, вместе с тем второй и третий ангелы противопоставлены друг другу как преимущественные носители и движения, и покоя.

Однако согласно одной из классических формулировок, содержащейся в творениях Василия Великого, "Сын есть образ Отца, а Дух — образ Сына". Это определение вообще очень важно для средневекового искусства, так как занимает видное место в византийской теории образа, как общей основы художественного творчества, сформировавшейся особенно в период борьбы с иконоборчеством. В рублевской "Троице" оно находит широкое и полное выражение прежде всего через подобие ангелов. Это подобие имеет определенную художественную сложность. Некоторые черты сближают первого и второго ангелов, другие — второго и третьего.

Как постоянно отмечается в публикациях, головы второго и третьего ангелов склоняются к первому. Если мысленно реконструировать "реальное" положение всех трех ангелов вокруг стола, то это склонение будет признаком симметрии. Другими такими же признаками будут положения рук. У второго и третьего они несколько раздвинуты, правая — на столе, левая — на колене, а у первого руки приподняты и сближены. Симметрично также положение склоненных жезлов. Рисунок одежд ангелов обладает зеркальной симметрией. У второго гиматий перекинут слева направо, а у третьего — справа налево. Однако синие пятна одежд соответствуют "повторной" симметрии. Несовпадение симметрии формы с симметрией цвета — один из приемов древнерусского искусства, усложняющий образ. У первого ангела одежда на обоих плечах лежит одинаково, т. е. симметрично по отношению ко второму и третьему ангелам при реконструкции "реального" положения.

Приведенные наблюдения над симметрией позволяют сказать следующее. Если при обычном — плоскостном — восприятии второй ангел является естественным центром, по отношению к которому симметричны первый и третий, то при пространственном восприятии центральным становится любой ангел, и два других образуют симметричную фигуру по отношению к нему. Таким образом, идеальное соотношение ангелов можно условно уподобить равенству углов в треугольнике.

Та же трансформация происходит с элементами пейзажа, поскольку они нераздельно связаны с пространством каждой фигуры. Перемещаемые при мысленной реконструкции вслед за фигурами, эти элементы образуют за Троицей внешний круг. Таким образом, Троица находится как бы в центре космоса, центром же Троицы является чаша.

В результате пространственного осмысления композиции можно ответить на ранее поставленный вопрос о смысле движения среднего ангела: Отец посылает Сына в мир, причем особенно важным является мотив любви к миру [*]. Художник остается в рамках библейского историзма, но изображение праотцев становится необязательным.

[*] На это указывает, в частности, Н.Демина (см. Н.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1963, с. 48) на основании текста: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин. 3, 16-17).

Рублевым изображен момент, предшествующий отосланию одним из ангелов двух других в Содом и Гоморру (Быт. 18, 21-22). Сын мгновенно отвечает согласием исполнить порученное ("слово плоть бысть"),

поэтому бурность его движения выражает любовь и послушание. Подъем ангела изображает его нисхождение в мир и готовность к искупительной жертве. Символами его жертвы, как известно, в иконе рассматривается древо и чаша; композиционно ангел представлен посреди них. Исторический и надисторический смысл в обоих символах перекрещиваются, и напряженность движения ангела получает обоснование в смысловой напряженности, раскрывающейся через символы.

ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Произведение Рублева является полным художественным отображением восточнохристианского учения о Троице. Следует отметить, что в этом произведении художник изобразил, конечно, не сами ипостаси, а ангелов, в действиях и атрибутах которых они (ипостаси) проявляются.

Созданный прп. Андреем Рублевым иконографический тип может быть назван образом "Троицы — Предвечного Совета"[*].

[*] Предвечный Совет — таинственное решение Божественных Лиц, которое предшествовало созданию человека: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1, 26). Славянское слово "совет" означает "волеизъявление", а не "совещание", ибо "совещание" по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина.
Бог создал человека свободным существом, которое способно злоупотребить своей свободой, повернуться спиной к своему Создателю. Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в Искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства — воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительная жертва.

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира.

Святой Дух усвояет искупленным грешникам плоды жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2, 13).

В таком случае понятно, почему средний ангел изображен в иконе без обычного крестчатого нимба.

Все сказанное не исключает активного общественного значения "Троицы". Следует согласиться с теми исследователями, которые видят в "Троице" символический отклик на Куликовскую битву.

В своем произведении прп. Андрей противопоставил "ненавистной розни мира сего" идеал согласия и любви, он сумел поведать современникам нечто совершенно новое и в форме, и в содержании "Троицы", вполне оставаясь притом в пределах традиционных элементов и формы, и содержания. Так воздал "похвалу Сергию" и всей древнерусской культуре гениальный художник и великий мыслитель древней Руси Андрей Рублев.

ПАОЛА ВОЛКОВА: МОСТ НАД БЕЗДНОЙ. АНДРЕЙ РУБЛЕВ "ТРОИЦА"

В восточно-христианской богословской и литургической традиции утверждается, что сотворению человека предшествует «Предвечный Совет» о творении человека и его дальнейшей судьбе, о том, каким будет ответ Бога на возможное уклонение человека от воли Божией. Преп. Иоанн Дамаскин называет его «предвечным и всегда неизменным Советом» Божиим (Слова против порицающих святые иконы. 1. 10).

В шестой день Бог творит человека, но творит иначе, чем все остальное. Творение человека предваряет Предвечный Совет Божий: если для создания новых видов жизни (растений, рыб, птиц, зверей) Бог, повелевая стихиям, земле и воде, производит тот или иной вид (Быт 1. 11, 20, 24), то при творении человека Он как бы советуется с Самим Собой: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1, 26).

Комментируя библейский рассказ о сотворении человека, отцы Церкви обращают внимание на то, что «когда полагаемо было основание… миру… творение совершалось как бы спешно… совокупно изрекаемым повелением». Но сотворению человека «предшествует совет, и Художником по начертанию слова предизображается будущее создание, и каково должно быть оно и какого первообраза носить на себе подобие; и для чего оно будет, и что произведет по сотворении, и над чем ему господствовать, - все это предусматривает Слово, чтобы человек приял достоинство, которое выше его бытия, приобрел власть над существами прежде, нежели сам пришел в бытие». Только к созданию человека Творец всего приступает с осмотрительностью, чтобы и вещество приуготовить для его состава, и образ его по красоте уподобить первообразу, и определить цель его существования, и создать естество соответственное ему (Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 3).

В таинственной фразе, где Бог, обращаясь к Самому Себе, употребляет глагол во множественном числе - Сотворим (Быт 1. 26), святые отцы Церкви видели указание на совещание трех Лиц Святой Троицы. Преп. Максим Исповедник говорит о «Великом Совете Бога и Отца» как «окруженном молчанием и неведомом таинстве домостроительства. Единородный Сын открыл и исполнил его через воплощение, став Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца» (Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 2. 23).

Одна из стихир праздника Благовещения Пресвятой Богородицы начинается словами: «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...». Весть, которую получила Богородица от ангела, была следствием Божественного решения, принятого на Предвечном Совете Святой Троицы, - решения о том, что для спасения и обожения человека Бог воплотится и Сам станет человеком.

Человек создается свободным, причем свобода его настолько неограниченна, что он, если захочет, сможет отделиться от Бога и свое желание жить так, как ему хочется, противопоставить воле Божией и Промыслу Божию. Предвечный Совет означает согласие всех Лиц Святой Троицы взять на Себя ответственность за судьбу человека.

По мысли Тертуллиана, создавая человеческую плоть, Бог творил ее не только для человека, но и для собственного Сына, имея в виду Его будущее воплощение (О воскресении плоти. 6). «Ибо Он не имел бы, действительно, плоти и крови, посредством которых Он искупил нас, если бы не воссоединил в Себе древнее создание Адама» (Против ересей. V 1. 2), - говорит священномученик Ириней Лионский. Согласно преподобному Анастасию Синаиту, «сочетание души и тела в нас есть [сотворенное] по подобию воплощения Слова» (Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божию. Слово 1. 1). Сын Божий, воплотившись, то есть соединив в Себе божественную природу и человеческую, обожил последнюю, создав таким образом возможность для осуществления той особой цели, ради которой человек, это исключительное творение, получил бытие. «Бог до такой степени украсил наше естество, - говорит святитель Григорий Палама, - как бы будущую Свою одежду… в которую Ему предстояло облечься…» (Беседа 26).

2. Человек – венец творения. Царственный статус человека в мире

Человек сотворен последним в шестой, завершающий день творения; он был сотворен последним для того, чтобы войти во вселенную как властелин (ср.: Быт 1. 26).

Человек - наивысшее создание Божие. По словам святителя Иринея Лионского, «слава Божия есть живущий человек» (Против ересей. IV 20. 7).

Видимый мир образовался до человека и для человека. Это были небо, земля, море, солнце, луна, звезды, животные, растения. Человеку с самого начала его бытия предназначено было стать царем: Бог ставит его на земле как надзирателя над видимой тварью, посвященного в таинства этой твари и ответственного за нее, как царя над тем, что на земле, отвечающего перед царством, которое свыше, говорит святитель Григорий Богослов (Слово 38).

Сотворив человека, Бог наделяет его правом нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, чтобы видеть, как тот назовет их, и чтобы таково и было их имя. И нарек человек имена всем скотам и птицам и всем зверям (Быт 2. 19–20). Дав человеку право нарекать имена тварям, Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином. Право нарекать имена, кроме того, указывает на способность человека прозревать суть вещей, тем самым уподобляясь Богу и участвуя в Божественном творчестве. По словам Василия Селевкийского, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие» (Василий Селевкийский. Слово 2. Об Адаме).

Первый человек был создан для того, чтобы «возделывать землю» (ср.: Быт 2. 5). В этом также можно усмотреть указание на призвание человека к творчеству по образу Творца.

По природе человек - уникальное существо среди прочих творений, он совмещает в себе телесное и духовное. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так: «Создал Бог духовную сущность, т. е. ангелов и все небесные чины, ибо ангелы, без всякого сомнения, имеют духовную и бестелесную природу… Кроме того Бог создал и чувственную сущность, т. е. небо, землю и то, что находится между ними». Дальше в своем рассуждении преподобный Иоанн передает слова святителя Григория Богослова: «Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных -сего опыта высшей Премудрости, сей щедрости в отношении обеих природ… Восхотев и сие показать, Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимая и видимая природа» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II 12(56); Григорий Богослов, свт. Слово 38).

Таким единством и стал человек, микрокосмос, то есть «малый мир», как он называется в христианской традиции, ибо он носит на себе образ всего великого мира.

Человек как образ Божий поставлен посредником между Богом и всем Его творением. Человеку с самого начала его бытия предназначено стать царем над видимой тварью, он посвящен в таинства этой твари и ответствен за нее перед «небесным царством», говорит святитель Григорий Богослов1.

Царственное достоинство человека определяет огромную меру ответственности человека за мир, который вручен ему Богом.

Бог сотворил мир гармоничным и прекрасным. Вместе с тем человек властен влиять на судьбы мира, поэтому реализация благого творческого замысла о мире зависит не только от Бога, но и от людей, в том числе от их нравственного совершенства.

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

Какого-нибудь исчерпывающего ответа на данный вопрос в православной богословской литературе мы не найдем. Богословие – это не только «слово о Боге», но в то же время и слово Самого Бога, а потому не все в богословии может быть выражено человеческим языком и доступным человеческому пониманию. Так, святой апостол Павел, описывая один из своих духовных опытов, говорит, что, будучи восхищенным в рай, он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (см.: 2 Кор. 12:4). Спасение, по словам первоверховного апостола, – это «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), а потому многие истины мы должны принимать на веру и не пытаться постичь их своим ограниченным умом.

К одной из таких истин мы можем отнести и представление о Предвечном Совете Пресвятой Троицы. По мнению большинства богословов, под данным термином следует понимать некий внутритроичный предвечный (то есть существовавший еще до начала времени) Божественный замысел о сотворении мира и, в частности, о спасении человека.

Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, знал о том, что некогда созданная Им же Самим тварь может отпасть от своего Творца, а потому приуготовил все возможные средства для будущего восстановления и спасения человека. Причем, по словам преподобного Максима Исповедника, для реализации этого плана единственно возможным становится Боговоплощение, то есть пришествие в этот мир Самого Бога, Который должен будет стать подобным нам человеком и принести Себя в жертву ради каждого из нас. Именно поэтому известный христианский писатель – апологет К. С. Льюис однажды сказал: «Господь видел Распятие еще тогда, когда творил первые туманности».

Однако, когда мы говорим о некоем Совете между Лицами Пресвятой Троицы, то должны понимать, что само слово «совет» не отражает всей глубины вопроса. Как уже было сказано ранее, человеческий язык недостаточен для того, чтобы максимально адекватно выражать те или иные Божественные реалии. Так, слово «совет» вызывает в нашем представлении некий спор, возможность рассмотрения различных, иногда противоречащих друг другу вариантов, относящихся к проблематике «совета». Но в данном случае никакого спора не было и быть не могло. Пресвятая Троица – это троичность Божественных Ипостасей при единстве Божественной природы, а так как воля – это свойство именно природы, а не лица, то никакого разногласия в волеизъявлении Божественных Лиц быть не может.

Исходя из этого, Предвечный Совет более уместно выразить понятием «Предвечное волеизъявление», ведь по большому счету никакого совещания между Лицами Пресвятой Троицы быть не могло. Об этом говорит, между прочим, и преподобный Иоанн Дамаскин: «Бог созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Именно такие «мысли», по мнению преподобного, и составляют Совет Божий.

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Д о сотворения человека, состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором решалось Богом, быть или не быть человечеству.

«В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. - пишет протоиерей Олег Стеняев. - Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством.

Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя - всегда настоящее.

Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми.

Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога - оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается.

Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа - ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.

Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого.

Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте.

Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9,32-33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5).

По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству - выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти.

Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас.

В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно - пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6, 54-57).

В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу» .

Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, - есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение».

Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6,4).

Обновленная жизнь - есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.

Для католиков с их «юридической» теорией Искупление - это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление - это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление.

Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого - здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание.

Сказано о Тайне Боговоплощения: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1,9-10).

«Прежде положил в Нем» - и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого.

Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4-5).

О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19-20).

Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения):

Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36).

Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13).

Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9,11-12); и еще: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24).

Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира».

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ? ОТВЕТ: В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством. Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя - всегда настоящее. Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми. Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога - оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается. Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа - ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога. Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого. Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте. Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас»(Иов 9,32–33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5). По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству - выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас. В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно - пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6,54–57). В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, - есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение». Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим.6,4). Обновленная жизнь - есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом. Для католиков с их «юридической» теорией Искупление - это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление - это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление. Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого - здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание. Сказано о Тайне Боговоплощения:«открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1,9–10). «Прежде положил в Нем» - и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого. Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4–5). О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19–20). Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения): Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3,16). Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36). Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13). Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9,11–12); и еще:«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24). Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира. Протоиерей Олег Стеняев.

mob_info