Человек умер на какой день хоронят. Православный похоронный обряд

Смерть – это естественный процесс, через который предстоит пройти каждому человеку. Во всех культурах существуют определенные ритуальные действия, направленные на проводы покойного. Как проходит обряд похорон у русских? Внимательно разберемся в процедуре.

Что это такое

У всех народов существовали определенные традиции прощания с человеком. Различия погребения связаны с религиозными и национальными обычаями. Тело отдавали какой-либо из стихий:

  • земле (захоронение в склеп, могилу);
  • огню (кремация);
  • воздуху (подвешивание останков);
  • воде.

Сейчас можно встретить комбинированные ритуалы, которые совмещают в себе несколько обрядов. Покойника хоронили в естественном состоянии или подгибали конечности. Современные традиции отдают предпочтение земному погребению.

Во многих культурах смерть – это переход из одного мира в другой. Чтобы не помешать усопшему, надо соблюдать определенные ритуальные действия. Некоторым народам запрещалось плакать и горевать при прощании. Другим наоборот необходимо было максимально проявлять свою скорбь.

Христианство оказало огромное влияние на многие культуры. Особенность религии в том, что она не разрушала полностью старые обычаи, а незаметно подстраивалась. Похоронные обряды в православии сохранили отголоски древних языческих верований.

Как эволюционировало погребение

Традиционный ритуал намного длиннее того, что происходит сейчас. Он начинался с того момента, как показались первые признаки смерти. Знания о таинстве утратили, а современное погребение сократили.

Еще в 19 веке русские крестьяне готовились к уходу заранее. Считалось хорошим тоном, если гроб человек делал самостоятельно. Его ставят на чердаке и наполняют зерном. В день похорон злаки высыпали птицам.

Одежду для последнего наряда так же шили загодя. Существовала специальная методика, которая позволяла сотворить убранство без единого узла и пуговиц. Женщины готовили «приданое» как себе, так и супругу. В узелок завязывали все необходимые атрибуты для смерти.

В 20 веке начинается активная борьба с православием, поэтому ритуал максимально приземляется и упрощается. Разрушение веры в загробный мир сделало обряд скучным и постным. Исчезло сакральное значение всех действий, а осталось банальное погребение мертвого тела.

Проводы

Похороны — это такое событие, что случится с каждым человеком. Если провести все действия по правилам, то умершему будет легче покинуть дом. Разберем основные аспекты.

В этот этап надо подготовить тело к таинству. Для омовения останков приглашали людей, не связанных кровными узами. Усопшего моют теплой водой, читая молитвы «Господи, помилуй» или «Трисвятое». Помните, что для процедуры подходят только представители пола покойника.

Для похорон у русских принято использовать чистую, новую одежду. Нельзя брать чужие наряды, особенно родственников. В этом случае покойник «заберет» человека с собой. Наших предков одевали в лучшее убранство. Холостых принято было наряжать, как на свадьбу.

Тело укладывали на стол и накрывали саваном – белым покрывалом. Перед тем, как переложить усопшего в гроб, останки и «деревянный дом» окропляли освященной водой. Под голову устанавливали подушку, а на лоб – «венчик». Помните о том, что глаза обязаны быть закрыты, а губы сомкнуты.

Руки сложены крестообразно – правая поверх левой. Чтоб зафиксировать конечности, их связывали специальными путами, которые перед погребением освобождали. Обязательно надевали крестик, а на грудь клали икону: для мужчин Спасителя, а для женщин Богородицу. Пока в помещении находится усопший, в доме горит лампадка или свеча у изголовья.

Суеверия пока покойник дома

Похоронные обряды русских плотно обросли приметами. Какие существуют правила поведения до того, как гроб вынесут из помещения? Есть много моментов, о которых не стоит забывать.

Есть суеверие, что нельзя оставлять покойника одного в комнате. Все предметы, связанные со смертью, являются желаемым артефактом для колдунов. Находящиеся поблизости следят, чтобы ничего не пропало или не подложили в гроб.

Плохой приметой были открытые глаза мертвеца. Считается, что тот человек, на которого упадет взгляд, вскоре умрет. Внимательно осматривают тело, не допуская даже малейшей щели между веками.

Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет.

Пока гроб стоит в помещении, нельзя заметать, иначе можно «вымести» всех живущих в доме. После того, как останки увезли на кладбище, остается человека, который занимается уборкой. Чтобы выгнать смерть, тщательно моют пол и выбрасывают веник, ведро и тряпку.

Предметы мебели, на которых стоял саркофаг с умершим, потом переворачивают ножками вверх. Установить его в нормальном состоянии можно только спустя сорок дней. Чтобы дух не тревожил жильцов, в деревнях разбивали табуретки и сжигали на костре.

Вынос

Традиции на русских похоронах требовали, чтобы гроб стоял в центре комнаты. Отпевание назначается в период между полднем и заходом солнца. Любые погребальные мероприятия вечером у православных запрещены. В жилище закрывали зеркала и останавливали часы. Часто на окнах вывешивали полотенца, на которых отдыхала душа.

Чтобы покойник никого не забрал из родственников, надо выносить ногами вперед. Наши предки верили, что такая манипуляция заставит умершего забыть дорогу домой. При перемещении гроба, необходимо стараться не задеть им дверь или стены. На севере России после того, как усопший покинет дом, под угол здания клали камень. Такой оберег защищал всех близких от скорой смерти.

Вынос покойника – это важная процедура, сопровождающаяся эмоциональным состоянием родных. Общество осуждало тех, кто не плакал на похоронах или недостаточно горевал. При этом матерям запрещено было проливать слезы за умершими детками. Считалось, что после смерти они превращались в ангелов, поэтому нельзя было грустить.

У славянских народов традиции запрещали оставлять умерших одних. Всегда рядом сидел кто-то из друзей, соседей или знакомых людей. Считается, что душа очень уязвима в первые три дня, поэтому максимально оказывали поддержку – произносили молитвы из Псалтыри или приглашали специальных чтецов.

Шествие

К похоронам в православии относились очень трепетно, поэтому процессия сопровождалась рыданиями родных. Во главе шел мужчина, который нес на погребальном полотенце распятие или икону. По церковным правилам, гроб с останками обязаны нести кровные родственники и друзья. Но укрепились суеверия о том, что действие доверяли исключительно посторонним людям.

С языческих времен остались страхи перед смертью, поэтому старались не прикасаться руками к атрибутам похорон. Крышку и саркофаг переносили в перчатках или на специальных полотнищах. Зимой на кладбище привозили на санях. Сейчас такую миссию выполняют катафалки.

Первому человеку, с которым процессия встречалась по пути, надо было дать завернутый в полотенце хлеб. Это древний ритуал символизировал свидание мира живых и обиталища мертвых. «Путник» обязан был помолиться о душе покойного.

До кладбища или церкви останавливаться шествию было запрещено. Единственными исключениями могли стать только места, дорогие умершему. Считалось, чем более уважаемым был покойник, тем дольше носили гроб.

Приметы похоронной процессии

После того, как гроб вынесли из дома, существовали определенные суеверия. Если траурный ход шел мимо окон, то наши предки старались разбудить всех спящих. Считалось, что покойный забирал с собой любого человек, пребывающего в дреме.

Обряд похорон у православных запрещал смотреть на процессию через стекло. Согласно приметам, душа находилась рядом и могла обидеться на такое некультурное поведение. Наказанием наглецу становились болезни и быстрая смерть. Старики советовали не пялиться в окно и на мертвеца, а отвести взор, осенить себя крестным знамением.

Нельзя переходить дорогу перед траурным шествием. Если человек умер от несчастного случая или хвори, то неприятность «перескакивала» на нарушителя табу. Лучше переждать процессию в стороне, чем получить негативный удар по ауре.

Когда мертвеца выносят из дома, старики не советовали заглядывать в окна. Неосторожное движение головой притянет смерть в эти жилища. Чтобы родственники покойного не умерли, во время процессии нельзя оборачиваться назад.

Панихида

Церковная служба по усопшему проводилась перед захоронением. Ее можно осуществлять как в храме, так и дома. Священник читает молитвы и псалмы, помогающие успокоить душу и адаптировать ее для нового мира. В текстах образно рассказывают о земном пути человека и его жизненных мытарствах. В конце упоминают о небесном проведении и великой любви к людям.

Зачем нужна панихида? Когда дух выходит из тела, вокруг него собираются бесы и пытаются утащить в ад. Именно в этот момент нужна максимальная помощь церкви, а действие ритуала облегчает переход. В течение трех дней после смерти душа будет находиться в местах, где о ней молятся.

Светская панихида – это церемония прощания у гроба, которая предшествует погребению. Гражданский обряд не несет никакого религиозного подтекста, хотя часто проходит в присутствии батюшки. Каких-либо серьезных требований к ритуалу нет, поэтому он проводится по сложившимся традициям или воле покойника.

Похоронные приметы - суеверия, традиции, ритуалы

Православные похороны. Обряд похорон

5 ВИДОВ ПОХОРОН В РАЗНЫХ СТРАНАХ | Де-Факто

Погребение

Похоронные обряды у христиан совершаются до тех пор, пока солнце не начнет садиться за горизонт. Осталось языческое верование, что дневное светило забирает с собой и душу покойного. Если близкие не успеют закопать гроб до этого периода, то вслед за усопшим уйдет кто-то из родственников.

Прощаясь с умершим, надо целовать его в венчик на лбу. Разрешается плакать и причитать. Священник произносит молитвы. Крышку прибивают гвоздями и тело аккуратно опускают в яму. Сакральным действием является горсть почвы, брошенная в могилу со словами: «Земля пухом».

В яме гроб располагают лицом к востоку. В ногах устанавливают крест, обращенный к западу. Согласно верованиям, «взор» умершего должен падать на христианский символ. Древние традиции требовали, чтобы на могиле был только деревянный памятник, изготовленный вручную родственниками. Современные каменные плиты не соответствуют народным верованиям.

Иногда на кладбище проводили ритуал выкупа земли. Присутствующие брали мелкие монеты и бросали в яму. Это осколки языческих обрядов, которые дошли до наших времен. Православные традиции исключают любые нехристианские обычаи.

Возвращаясь с кладбища, было важно не принести с собой частицу мира мертвых. С обуви тщательно струшивали землю, а контактирующие с покойником мылись в бане. Нельзя для похорон у русских христиан приглашать оркестр. Запрещено совершать погребение на Рождество или Пасху.

Приметы на кладбище

Вырытая не по размерам могила – это верная примета смерти одного из членов семьи. Такое же значение имеет забытая дома крышка или траурные венки. Помните о том, что заколачивать гроб нужно исключительно на месте захоронения. Смерть заберет не только человека, нарушившего запрет, но и семью усопшего.

Детям и беременным запрещали присутствовать на похоронах. У малышей нет естественной энергетической защиты, поэтому возможна негативная атака со стороны злых сил. Женщины на сносях могли получить сильную порчу, которая перейдет по наследству крохе. Первому встречному полагалась пища «на помин».

Уже на кладбище входят через калитку, а усопшего провозят через главные ворота. На обратной дороге можно выбрать любой путь. Помните о том, что впереди покойника тоже не идут. Вначале проносят гроб, а потом подходят живые.

Когда забивают гвозди в крышку, необходимо следить, чтобы тень человека не попала на саркофаг или могилу. Старые люди обращали внимание, чтобы на мертвеце не было колец, а пуговицы расстегивали. Перед опусканием в яму обязательно развязывают узелок, скрепляющий путы. Если забыть это сделать, то кто-то из близких умрет.

Если внутренняя сила отталкивает человека от покойника, то не стоит насиловать себя и целовать ушедшего в венчик. Живые часто боятся мертвецов, поэтому не могут пересилить страхи. Кстати, в древности можно было избавиться от боязни обычным прикосновением к ноге усопшего.

Поминки

Согласно обрядам, после погребения организовывают скромный стол для копателей ямы. Обязательными блюдами являются кутья, блины, а остальное уже по желанию родственников. Алкоголь не был необходимым продуктом, поэтому его наличие обсуждали заранее. На холмике оставляли хлеб или печенье для птиц, которые считались душами умерших.

Проводили поминки в день похорон, через 9 и 40 суток после смерти. Наши предки верили, что ангелы приносили душу умершего в дом, где ее ждали. В этот период надо было пойти на кладбище, чтобы отведать пищи вместе с почившим. Немного оставляли на могиле, а также раздавали людям.

Поминальный обряд собирал за одним столом родственников, друзей и убогих. Считалось, что пока дух путешествует по земле, он испытывает те же потребности, что и живые. Для него отводилось специальное место под образами и ставили отдельный прибор. В тарелку клали ложку кутьи, а стакан с напитком накрывали куском хлеба.

Христианские традиции запрещали людям употребление алкоголя. Хмельное питье – это пережиток языческих тризн. Избыток спиртного наводит человека на грешные мысли, мешая душе усопшего переходу в иной мир.

Нельзя проводить церемонию в будние дни Великого поста. Мероприятие переносят на ближайшие субботу или воскресенье. После поминок принято было раздавать милостыню. Сейчас эта процедура трансформировалась в обряд дарения печенья и конфет.

Приметы после похорон

Правила гласят, что после кладбища нельзя было ходить в гости. Считалось, что человек несет в себе частицу смерти, поэтому возможна трагедия в этом доме. Покидая погост, предки не рекомендовали оглядываться.

Во время поминок ставят изображение ушедшего, а возле него – стакан с напитком и хлеб. Любой, кто выпьет или съест пищу мертвого, скоро умрет. Это же касается и животных. Чтобы предоставить несчастье, жидкость выливали вне дома, а продукт закапывали или сжигали.

После того, как приезжали с кладбища, люди всегда согревали руки живым (открытым) огнем или мыли в горячей воде. Принято было зажигать свечи и держать над ними конечности. Пламя сжигает всю негативную энергию, которая находится в местах смерти.

На поминках запрещено горевать и сильно плакать. Предки верили, что человек отправляется в лучший мир, а в слезах близких может утонуть. Нельзя напиваться на траурном обеде. Такой необдуманный поступок накладывает на род проклятье алкоголизма. Первый блин, ложку кутьи и кисель отдают усопшему.

Уже дома наливают стакан с водой, который накрывают сверху хлебом и посыпают солью. Предмет стоит в течение сорока дней, после чего все выливают и закапывают вне дома. Следует следить, чтобы никто случайно не разлил жидкость или не забрал продукты.

Трапеза на девятый день

Православные традиции требуют от родственников, чтобы они собирались за одним столом спустя 9 суток после смерти. Ритуал перешел от языческих предков и прочно укрепился в православии. Зачем нужен этот обряд?

Считается, что с девятого по сороковой день душа блуждает по мытарствам – преградам в виде грехов. Помощниками со злом выступают добрые ангелы. Только после прохождения «экзамена» человек может предстать перед Богом для получения окончательного приговора.

Близкие усопшего создают соответствующую атмосферу в помещении, где будет проходить поминовение. Выделяют отдельное место, на которое можно поставить стакан с водой, хлеб и зажечь свечу. С утра в храме заказывают молебен и раздают милостыню за упокой.

За столом собираются не только кровные родственники, друзья, но и коллеги. Чем больше будет людей, тем легче душе. Согласно традиции, на поминки никого не приглашают. Приходят только те, кто считает важным вспомнить об умершем. Но если боятся, что кто-то забудет о дате, то разрешается за несколько дней до события напомнить.

Обязательными блюдами являются компот, кутья или любая каша. Именно они становятся тем связующим звеном, который соединяет потерянного близкого и окружающих. Помните о том, что собрались не просто поесть. В этот день вспоминают лучшие моменты из жизни покойника.

Особенности сорока дней

Завершает похоронные обряды важный ритуал. Согласно поверьям, душа в течение 40 суток после смерти еще находится на земле. За это время она проходит через мытарства и подготавливается к переходу в иной мир. Последняя грань, после которой человек попадает в рай или ад.

Христианские обычаи рекомендуют близким в этот день собраться вместе за одним столом. Ритуал поминок – это проводы усопшего, поэтому важно правильно подготовиться к действию. Заранее заказывают молебен за упокой и дают милостыню нищим. С утра отправляются с цветами на кладбище: на могилке зажигают освященную свечу и оставляют сладости на холмике.

Помните о том, что мероприятие – это не способ для встречи с родственниками или знакомыми. На трапезе запрещены песни, веселье и употребление спиртных напитков. Обязательным блюдом на столе являются кутья и блинчики, разрешены овощные салаты и рыбные яства. В доме выделяют место для покойного, располагая стакан с водой и кусок хлеба.

Застолье начинается с минуты молчания. Каждый из собравшихся произносит доброе слово об усопшем. Важно сдерживать эмоции и не плакать: близкий человек находится последний день на земле, поэтому не надо омрачать его пребывание.

Важные мелочи для родственников

Смерть – это горе для близких людей, которое выбивает из привычной жизни. Этим часто пользуются колдуны для свершения магических ритуалов. Чтобы избежать подобных ошибок, разберем наиболее вероятные действия.

Ничего нельзя класть в гроб, особенно это касается чужих вещей, фотографий, денег. Закопанный в землю предмет «позовет» хозяина за собой. Это очень страшное колдовство, которое бьет как по владельцу, так и по конечному исполнителю.

Около саркофага часто расстилают полотенце. Помните о том, что запрещено наступать на него: все, что связано с похоронным ритуалом, надо опустить в могилу или сжечь. Исключением являются освященные иконы. Православные традиции запрещают уничтожение святынь, но и дома их хранить нельзя. Рекомендуем отнести образы в храм.

Путы, омывальная вода и предметы гигиены – это самые сильные магические артефакты. Каждый колдун охотится за подобными вещами и старается любыми способами добыть. Веревки закапывают вместе с гробом, а жидкость выливают далеко от дома. Расческу и мыло, которыми очищали тело, оставляют в могиле.

Особенности жизни после похорон

Православные правила требовали от близких придерживаться траура. В этот период нежелательны любые увеселительные мероприятия, в том числе телевизор и социальные сети. Чаще всего соблюдают девятидневный срок, а уже потом можно переходить к привычной жизни.

Черная одежда – это не обязательный атрибут. Церковь не рекомендует ломать голову над нарядами. Лучше уделить время молитве и поминанию умершему. Наши предки жертвовали деньги на колокол, каждый звук которого отмаливал грехи покойному.

Можно ли после похорон делать свадьбу? Часто к событию готовятся в течение нескольких месяцев. Если эмоциональное состояние пары позволяет совершать церемонию, то мероприятие не отменяют. В православии разрешают венчание до сорокового дня после смерти.

Существует суеверие, что после похорон нельзя мыться и стричься в течение срока траура. Примета является отголоском языческих верований, а церковь не считает нужным следовать таким требованием. В этот период ставят свечи за упокой в храме и раздают нищим милостыню.

В течение 40 дней нельзя ничего делать с вещами покойного. Исключением является кровать, на котором человек умер – ее выбрасывают или сжигают. По окончании траура, одежду раздают на память близким людям или беднякам. Нежелательно продавать или менять на что-то другое.

Мы разобрались, как проходят похороны у русских. Древние языческие традиции так тесно переплетены с православием, что сложно определить, что правильно, а что – суеверие. Наши рекомендации помогут соблюсти тонкости последнего ритуала.

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.

Похороны человека представляют собой обряд погребения умершего, символизирующий прощание и окончание земной жизни и начало новой, вечной. Весь ритуал похорон у славян имеет как христианские, так и языческие корни, тесно переплетенные и уже не разделимые в силу многовековых устоев.

Православные похороны в России, возможно, наиболее полно объединили в себе дохристианские традиции погребения и религиозные правила и порядок захоронения, традиции после похорон.

Это объясняется относительной терпимостью православия к языческим пережиткам, наличием многих социальных и исторических особенностей на различных территориях страны.

Предание земле, похороны умершего в каждой культуре и религии сопровождается определенной церемонией и обрядами. Таинственный и мистический переход из царства живых в царство мертвых находится вне сферы человеческого понимания, поэтому люди, в зависимости от религиозного миропонимания, исторических и культурных особенностей, выработали целую систему правил и традиций при похоронах. Они должны помочь усопшему освоиться в новом мире — ведь подавляющее большинство религий и вероисповеданий исходит из того, что смерть означает лишь конец земного периода существования.

Ритуальный обряд совершается в первую очередь в помощь умершему, хотя в настоящее время многие ошибочно рассматривают соблюдаемые обычаи захоронения и поминок как желание поддержать близких и родственников, разделить с ними горечь потери, проявление чувства уважения к усопшему.

Этапы похорон, православные традиции на похоронах в России включают в себя следующие основные мероприятия и обряды, в совокупности представляющие последовательную процедуру захоронения;

  • подготовка;
  • проводы;
  • отпевание;
  • погребение;
  • поминание.

Хоронить близких приходится каждому человеку. Важно соблюдать похоронный ритуал. Издавна сложились русские православные традиции (в том числе и не применяемые в настоящее время или используемые в отдаленных местностях у православных). Существует обязательный минимум, что нужно знать человеку, участвующему в процедуре захоронения.

Православный человек должен знать минимум необходимый для правильного стройства похорон

Особенно важна такая информация верующим. Многие люди приходят к Богу в зрелом возрасте и не знают некоторых обычаев, придавая значение не имеющим отношения к религии суевериям и, тем самым, не помогая душе умершего вступить в загробную жизнь. Для неверующих соблюдение традиций важно из чувства уважения к усопшему и собравшимся его проводить.

Подготовка к погребению

Подготовка является предпогребальным этапом похорон, включающим в себя несколько составных обрядовых мероприятий. При приготовлении тела к захоронению соблюдаются и некоторые языческие обычаи. Смерть в христианстве рассматривается как начало дороги в новую жизнь, поэтому покойник должен быть подготовлен и собран к дороге. Приготовление тела умершего к неземному пути имеет как религиозное и мистическое содержание, так и санитарно-гигиеническую составляющую.

Омовение тела

Усопший должен предстать перед Создателем чистым и духовно, и телесно.

Мистической составляющей обряда является то, что обмывание тела должны были совершать определенные люди — омывальщики.

Они не могли находиться в близком родстве с покойником, чтобы слезы не попали на тело. Оплакивание умершего не сочетается с христианским пониманием смерти как переходу к вечной жизни и встречи с Богом. Существует поверье, что материнская слеза жжет умершего ребенка. Омывальщики выбирались из числа старых дев и вдовых людей, которые чисты и не совершают телесных грехов. За работу в качестве награды полагались белье и одежда покойного.

Тело обмывалось на полу у порога дома, покойник располагался ногами к печке. Использовалась теплая вода, гребень и мыло. Считалось, что на применяемые при обмывании вещи переходят потусторонние мертвые силы, поэтому от них необходимо было избавиться как можно скорее. Горшки, в которых была вода для обмывания, гребни, мыльные остатки выбрасывали в овраг, выносили на перекрестки дорог, за поле. Использованная вода считалась мертвой и выливалась в дальнем углу двора, где не ходили люди и ничего не высаживалось.

Все эти традиции являются отражением мистической составляющей языческого понимания смерти и страха перед потусторонним светом.

Соблюдение таких ритуалов было необходимым для того, чтобы мертвый не явился с того света и не забрал с собой своих близких. Христианский смысл заключается в необходимости очищения перед Богом не только душевного, но и телесного. Современное обмывание в морге несет сугубо санитарно-гигиеническое содержание.

Облачение покойника

Сейчас традиционным является облачение умершего мужчины в темный костюм и белую рубашку, женщины — в одежду светлых тонов. Однако в эпоху Древней Руси и в Средние века всех хоронили в белом. В этой традиции сочетались как христианские представления о чистоте души, так и традиционные белые одеяния, принятые на Руси.

Традиционно покойника одевают в белое

Для захоронения выбирается лучшая одежда умершего, часто приобретаются специальные похоронные комплекты или новые костюмы и платья, что тоже символизирует чистоту человека перед Богом. Ноги обувают в белые тапочки без твердой подошвы — знакомый всем символ похоронных принадлежностей. Использовать одежду родственников или других людей запрещено. Голова женщин укрывается платком, что сочетается с христианскими и культурными традициями, на мужчину надевают венок с молитвой.

Отдельные традиции соблюдаются в отношении умерших молодых девушек и парней, не успевших вступить в брак.

Смерть молодого человека — всегда исключительное событие. Преждевременная кончина в наиболее активном возрасте вызывает особое сожаление и печаль. Незамужних девушек и в старые времена, и сейчас хоронят в белых, а часто в свадебных платьях, укладывают в гроб фату. Похороны невесты могут сопровождаться некоторыми подвенечными обычаями — распитием шампанского, распеванием свадебных песен.

Умершим молодым людям, не успевшим вступить в брак, на безымянный палец правой руки надевают обручальные кольца. Обряжение молодых людей происходит так, как при подготовке к свадебной церемонии. Аналогичные традиции существуют не только в православном мире.

Положение во гроб

После омовения и облачения покойника кладут на лавку лицом к иконам, подстелив солому или что-то мягкое. В доме должна соблюдаться тишина, телефоны, аудио- видеоаппаратура должны быть отключены. Зеркала, стеклянные поверхности кроме окон (дверцы шкафов и сервантов, межкомнатные двери и т.п.) должны быть закрыты белой бумагой или материей, фотографии и картины сняты или завешаны.

Гроб (устаревшее название домовина — от слова «дом») рассматривается в качестве последнего земного пристанища человека. Этому элементу уделяют много внимания в похоронной процедуре.

В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т.п.), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Внутри гроб устилается мягким материалом. Дорогие гробы могут быть отполированы, отделаны ценными материалами и обиты мягким покрытием. Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. Под голову подкладывается маленькая подушка. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами.

Гроб в христианской традиции — это имитация постели

Крещеные хоронятся с нательным крестиком. В гроб укладывается образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанная или напечатанная молитва, отпускающая грехи. Ее вкладывают в правую руку умершего, На груди в скрещенные руки устанавливают свечу. Покойному могут положить вещи, которыми он постоянно пользовался или особо дорожил при жизни. Стало распространенным хоронить вместе с сотовыми телефонами.

Ранее для перекладывания тела в гроб надевали рукавицы, дом постоянно окуривали ладаном. До выноса гроба нельзя выбрасывать мусор из дома — этот обычай соблюдается и в наше время.

Проводы умершего

Проводы умершего также представляют собой симбиоз православных обрядов, мистических верований и традиций и проходят в несколько этапов. В настоящее время в устоявшиеся старые обычаи тесно вплелись современные традиции, которые включают в себя:

  • установление у гроба портрета и наград умершего, их демонстрацию в траурной процессии;
  • прощальные речи;
  • размещение фотографий на могильных памятниках и крестах;
  • похоронную музыка, пение, огнестрельный салют;
  • соболезнования через СМИ и т.д.

Прощание с усопшим

Гроб устанавливается в комнате на столе, покрытом материей, или на табуретах ногами к двери. Крышка располагается вертикально узкой частью к полу в коридоре, часто на лестничной площадке. На протяжении 3 дней гроб с телом покойного должен оставаться в доме.

Навестить покойника приходят родственники, друзья, знакомые и соседи. Двери не закрываются. Ночью вокруг гроба должны собираться родня и близкие — проститься с усопшим, вспомнить его мирскую жизнь, события, участником которых был покойник.

Раньше в обязательном порядке над гробом родственники или специально приглашенные лица (не обязательно священники) читали псалтырь. Сейчас соблюдение этой традиции отнесено на усмотрение ближайших родственников. Над умершим следует читать канон «Последование по исходе души из тела».

Если в доме есть образа, необходимо поставить перед ними стакан воды, накрытый кусочком хлеба. Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. У изголовья гроба на столе или ином возвышении зажигают свечу, перед образами должна гореть лампада. Свечи могут быть установлены в углах домовины.

Портрет с черной ленточкой устанавливают у изголовья гроба, награды размещают на подушечке у ног. Венки выстраивают вдоль стен комнаты, венок от родных располагают в ногах между гробом и подушечкой с наградами. Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возле гроба требуется постоять или посидеть некоторое время, длительно или на протяжении ночи у покойника собираются только близкие. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Прощание осуществляется до момента выноса тела.

В настоящее время традиция трехдневного прощания не соблюдается в мегаполисах и крупных городах, но в небольших городских поселениях и сельской местности сохранилась повсеместно.

Соблюдение трехдневного прощания отнесено на усмотрение родственников и зависит от фактических обстоятельств, в которых происходит погребение.

Нередко тело для захоронения забирается из морга уже подготовленным, процессия сразу направляется в церковь или на кладбище. Священнослужители не настаивают на точном соблюдении всех обрядов, на отпевании это не сказывается.

Вынос тела и траурная процессия

Вынос тела назначают не ранее 12 — 13 часов и с тем расчетом, чтобы захоронение произошло до заката солнца. Обычно вынос стараются провести до 14 — 00. Выносят покойника ногами вперед, не задевая порог и дверные косяки, что должно обезопасить от возвращения мертвеца. Существует еще один специальный защитный обряд — замещение места покойного. Необходимо некоторое время посидеть на столе или табуретах, на которых находился гроб, после чего перевернуть их ножками кверху на сутки.

Вынос тела начинают в 12 — 13 часов

Перед выносом пришедшие проститься и проводить в последний путь выстраиваются вдоль пути следования процессии. Первоначально из дома выносят венки, портрет покойного, подушечку с орденами и медалями, крышку гроба. Через 10 — 15 минут выносят гроб и проносят его к катафалку, за гробом выходят родственники. Перед катафалком гроб на несколько минут устанавливают на табуреты и оставляют открытым, чтобы дать возможность проститься тем людям, которые не побывали дома и не едут на отпевание и кладбище.

В автокатафалке гроб размещают на специальном постаменте изголовьем вперед, укладывают венки.

Специфическим обычаем при выносе является оплакивание умершего, причем оплакивают чаще не родственники или близкие люди. Причитания над гробом и слезы по традиции должны характеризовать личность умершего. Чем лучше были отношения с окружающими и уважение со стороны общества, тем больше плача. В старину существовали особые плакательщицы, которых специально приглашали на церемонию. Фольклор сохранил и похоронные плачи — песни-причитания, которые исполнялись надсадным воющим голосом.

Траурная процессия от дверей дома к катафалку выстраивается в следующем порядке:

  • оркестр;
  • церемониймейстер;
  • человек, несущий портрет;
  • люди, несущие подушечки с наградами покойного;
  • люди с венками;
  • люди, переносящие крышку гроба;
  • несущие гроб;
  • близкие родственники;
  • другие прощающиеся.

Существовал интересный обряд первой встречи, олицетворяющий единение земной и неземной жизни. Обряд заключался в том, что первому встреченному процессией человеку дарился хлеб, который он заворачивал в полотенце. Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего. Предполагалось, что умерший должен первым встретить в ином мире человека, которого одарили хлебом. По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Присутствие птиц считалось добрым знаком, иногда их отождествляли с душами умерших.

Траурная процессия по церковным канонам могла останавливаться только в церкви и возле кладбища. Зачастую движение замедлялось или приостанавливалось при прохождении каких-либо памятных для усопшего или знаковых мест и объектов: около дома недавно умершего соседа или родственника, на перекрестках дорог, у крестов, и т.д. По мере прохождения таких мест часть провожающих могла отсеяться.

Данный обычай в какой-то степени сочетается с традициями, связанными с 40-дневным пребыванием души умершего на земле. В этот период душа посещает наиболее значимые для человека в земной жизни места.

Гроб не разрешается носить ближайшим родственникам. Чаще всего носильщиками выступают либо специально приглашенные люди, либо друзья, коллеги и дальние родственники. Обряд ношения гроба сильно отличается от существовавшего ранее. Общим осталось то, что чем дальше гроб переносится на руках, тем более уважаемую позицию занимал умерший. По пути следования гроба разбрасывают живые цветы — гвоздики для умершего мужчины и розы для женщин и девушек.

Отпевание

Умерший отпевается на 3 день после кончины, кроме дней Святой Пасхи и Рождества Христова. Обряд проводится только единожды в отличие от панихид, которые могут служиться и до захоронения, и после неоднократно. Отпевать позволяется только крещеных людей. Не могут быть отпеты отрекшиеся от веры или отлученные от церкви, самоубийцы. В совершенно исключительных случаях последние могут быть отпеты по благословлению архиерея.

Самоубийц не отпевают в церкви

Для совершения обряда гроб с усопшим вносится в церковь и устанавливается головой к алтарю. Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Священник возглашает Вечную память и зачитывает разрешительную молитву, которой отпускаются лежащие на усопшем неисполненные клятвы и совершенные им при жизни грехи. Разрешительная молитва не прощает грехи, раскаиваться в которых умерший не захотел сознательно, прощены могут быть только признанные на исповеди или о которых умерший не сообщил по незнанию или забывчивости.

Листок со словами молитвы вкладывается в руки умершего.

По окончанию молитвы собравшиеся тушат свечи и обходят вокруг гроб с телом, целуют венчик на лбу и икону на груди, просят прощения у усопшего. После окончания прощания тело покрывается саваном. Гроб закрывают крышкой, после отпевания его открывать больше нельзя. С пением Трисвятого покойника выносят из храма, процессия движется к месту захоронения. Существует процедура заочного отпевания, если нет возможности доставить покойника в храм или пригласить священнослужителя домой.

Погребение

Погребение должно закончиться до захода солнца. К моменту доставки тела к месту захоронения могила должна быть готовой. Если погребение осуществляется без отпевания, гроб закрывают у разрытой могилы, предварительно дав возможность собравшимся окончательно проститься с усопшим. Над раскрытым гробом произносят последние речи, вспоминают достоинства и хорошие дела умершего. Гроб опускают в могилу на длинных полотенцах. Собравшиеся по очереди бросают горсть земли на крышку гроба, первыми проходят родственники. Можно кратко помолиться про себя со словами: Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное. Совершают эту молитву и на поминальном обеде перед новым блюдом.

Обряд захоронения может сопровождаться рядом обычаев и ритуальных действий:

  1. Вместе с гробом в могилу опускают церковные свечи, горевшие в храме во время обряда отпевания.
  2. В могилу бросают мелкие монеты. Этот обычай толкуется как выкуп умершим места на кладбище у «хозяина» подземного царства или места на том свете, оплаты прохода в иной мир.
  3. После закапывания на могиле оставляют слезный платок.

Данные обычаи имеют языческие корни, но не противоречат православным канонам.

На могильном холме устанавливают временный православный крест или обелиск, иной знак с фотографией умершего, именем и датами жизни. Постоянный памятник можно установить не ранее, чем на следующий год после захоронения. Зарывают могилу обычно рабочие кладбища — копатели. После погребения обычай предписывает угостить рабочих традиционными поминальными блюдами и водкой за упокой души. Остатки еды разбрасывают на могиле для привлечения птиц.

Похороны военнослужащих, участников войны и боевых действий, сотрудников силовых ведомств сопровождается салютом из стрелкового оружия.

В старину существовал интересный обряд — потаенная милостыня. Родственники в течение 40 дней после погребения тайно раскладывали по окнам и на крыльцо бедным соседям подаяния — хлеб, яйца, блины, куски холста и т.д. Одаренные должны были молиться за умершего, при этом считалось, что часть грехов они забирают к себе. С раздачей подаяний связаны и обычаи раздавать слезные платки, пироги, сладости. в некоторых местах раздавались новые деревянные ложки, чтобы об умершем вспоминали всякий раз во время еды. Состоятельные родственники могли сделать крупные пожертвования на новый колокол (считалось, что колокол может вызволить грешную душу из ада). Существовал обычай подарить соседу петуха, чтобы он пел за грехи усопшего.

Поминание

Похороны завершаются поминальным обедом, на который приглашаются все желающие. Поминки служат не только для напоминания об умершем, но и олицетворяют продолжение жизни. Поминальная трапеза имеет определенные особенности в выборе и последовательности блюд. Основой, головой питании в русских традициях выступал хлеб, мучные изделия. Поминки начинаются и заканчиваются блинами или оладьями с медом, кутьей. Кутья в зависимости от местных особенностей готовится из зерен пшеницы, отваренных в меду, риса с сахаром и изюмом.

На первое в обязательном порядке подаются мясные щи или суп. На второе готовят кашу (ячневая, пшенная) или картофель с мясом. Отдельными закусками может подаваться рыба, студень. В постные дни мясо заменяют рыбой и грибами. Обязательна подача сладкого третьего. В соответствии со старыми традициями на третье должен быть овсяной кисель, но в настоящее время его заменяют компотом. Отдельными закусками может выступать жареная рыба, студень. На поминках угощают водкой, женщинам можно предложить вино.

Обязательным атрибутом являются пироги с мясом, капустой, сладкие. Пироги раздаются присутствующим с тем, чтобы они угостили ими своих домашних.

Поминки проводятся на 9 и 40 день. 9 день означает обращение к 9 ангельским чинам, которые выступают в роли просящих перед Богом о снисхождении и помиловании грешной души. С 9 дня после похорон по 40 душа обречена на блуждание по мытарствам, представляющее посещение различных мест, где были совершены грехи. Ангелы должны помочь душе преодолеть греховные преграды на пути в иной мир. Создатель первоначально не определяет душу ни в ад, ни в рай. В течение 40 дней умерший замаливает свои грехи, проводится оценка содеянного добра и зла. Поминки проводятся в форме поминальной трапезы. На время поминок дом убирают также, как и во время прощания с усопшим в течение 3 дней после смерти.

40 день — последний день пребывания души на этом свете. В этот день вершится Высший суд, душа на время возвращается в свое бывшее жилище и остается там до проводин — поминок. Если проводины не устраивать, по усопший будет мучиться. На 40-ой день определяется дальнейшая внеземная жизнь человека. Существует обычай в течение 40 дней вешать в углу дома полотенце. Душа, возвращаясь домой после мытарств, вытирается полотенцем и отдыхает.

Сладкие пироги — обязательное блюдо поминального стола

Молитва способна облегчить удел грешной души во внеземной жизни, поэтому родственники усопшего заказывают в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении 6 недель после смерти — сорокоуст. Вместо обедни можно заказать чтение сорокоуста читальщику, который читает канон 40 дней в доме покойника. Имена умерших записывают в годовое поминовение — синодик.

Траур по главе семьи соблюдают более продолжительное время, чем по старикам. Внешне траур выражается в ношении темной одежды.

Черный платок женщины носят в течение 40 дней после похорон. В период траура часто посещают усопшего на кладбище, ходят в церковь, отказываются от развлекательных мероприятий и празднований. Более продолжительные сроки траура характеризуют тяжесть утраты. До года и более соблюдают траур матери умерших детей, молодые вдовы. В отношении умерших престарелых родителей, супруга в пожилом возрасте траур может быть сокращен до 6 недель. Мужчины придерживаются траурной формы одежды для участия в поминальных обрядах, в остальные дни внешне траур не выражается.

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.

mob_info