Клирик православной российской церкви священник роман краза: «о. александр ильяшенко разделил обществу на элиту и демографический материал для обслуживания государства

  • 1972 г. - окончил факультет "Двигатели летательных аппаратов" Московского авиационного института.
  • Работал в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимался нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов.
  • 1995 г. - окончил Богословско-Пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ныне - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) (Замоскворечье, Новокузнецкая ул., 23Б).
  • Служил диаконом в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре, Москва.
  • 9 октября 1995 г. - рукоположен в сан священника.
  • Служил священником в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре, Москва.
  • Служит в храме святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье, Вишняковский пер., 15).
  • Настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре.
  • Заведующий сектором по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами (Замоскворечье, Б. Серпуховская ул., 24).
  • Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Замоскворечье, Новокузнецкая ул., 23Б).
  • Председатель редакционного совета интернет-портала "Православие и мир" (http://www.pravmir.ru ).
  • Руководитель проекта "Непридуманные рассказы о войне" (world-war.ru).
  • Декабрь 2007 г. - возведен в сан протоиерея ("за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета").

Жена - Ильяшенко (Амбарцумова) Мария Евгеньевна, врач-педиатр. Дети: Татьяна, Филипп, Иван, Варвара, Александра, Даниил, Владимир, Екатерина и Мария (близнецы), Николай, Сергей, Ольга.

Сочинения (неполный перечень):

    Как найти семейное счастье. Издательство "Даниловский благовестник", М., 2001

    Дух века сего. Еще раз об экуменизме. Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2002

    С чего начинается счастье. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008 (в соавторстве с Т. Шипошиной)

    Большая семья - большие надежды: Демография и нравственность. Изд. Спасское Братство, 2008

О. Александр о праве на личное огнестрельное оружие:

"Я считаю, что в настоящий момент разрешить каждому желающему носить личное оружие было бы преждевременным. В принципе, к возможности для человека носить оружие я отношусь положительно, но в настоящее время наше общество совершенно не готово к тому, чтобы каждый мог иметь его при себе.

Мне кажется, что можно начать с того, чтобы разрешить носить оружие тем, кто носит мундир и принимает присягу - военным и сотрудникам правоохранительных органов. Быть при оружии офицер должен всегда, ведь он принимает присягу на всю жизнь, а не только на рабочий день.

Могут возразить - а как же Евсюков? И совершенно справедливо возразят – должен быть жесточайший критерий отбора на военную службу и службу в правоохранительных органах.

Говорят, что нужно сокращать армию. Согласен. Давайте оставим в армии людей, которым можно доверить оружие, ужесточим отбор, пусть служат храбрые, уравновешенные люди, которые не потеряют контроль над собой и в стрессовой ситуации. А тех офицеров, которым по каким бы то ни было причинам нельзя доверить оружие, можно перевести на должность сотрудников, имеющих другой статус, с сохранением зарплаты, которую они сейчас имеют. Но офицер, которому можно доверить носить личное оружие всегда, конечно, должен получать значительно больше, потому что на нем лежит большой груз ответственности.

Разрешение офицерам носить оружие окажет очень значительное влияние на их самосознание. Если офицер идет с оружием, когда он его может достать и применить, у него самосознание другое, и к нему отношение совсем другое. Рядом с ним матом не выругаешься и женщину не обидишь.

Думаю, что эта мера позволит сократить численность органов внутренних дел, избавиться от оборотней в погонах, то есть приведет к оздоровлению всех силовых структур, повышению авторитета их сотрудников.

Что касается гражданских лиц, то, я думаю, должно пройти два-три поколения, прежде чем можно было бы и гражданскому человеку, имеющему справку о психическом здоровье, разрешить носить оружие.

Конечно, должна быть разработана непротиворечивая правовая база, которая регламентировала бы ношение оружия. Например, так же как нельзя пьяному садиться за руль, так, и даже строже, должен быть наказан нетрезвый человек, если он имеет при себе оружие.

Как-то я говорил с одним адвокатом на тему, неприкосновенна ли человеческая личность. Он говорил, что, конечно, же, неприкосновенна. Я ему пытался возразить, что неприкосновенность личности не может быть безусловной, и привел два примера: гипотетический и реальный.

Гипотетический пример. Представим, что хулиган пристает к девушке. Поскольку его личность неприкосновенна, другие люди ему не могут применить физическую силу, а могут стать рядом и начать увещевать: «Уважаемый хулиган! Послушайте нас, пожалуйста! Задумайтесь, может быть, ваши действия не очень приятны девушке? Может быть, вы немного отойдете в сторону?» А если он не захочет? Но, если к насильнику применить насилие, то, раз его личность неприкосновенна, он подаст в суд, и там того, кто защитил девушку спросят: «Он тебе что-то говорил? – Нет. – Он тебя оскорблял? – Нет. – Он к тебе прикасался? – Нет. – А за что ты его ударил?» И все – защитник будет осужден.

Другой пример – из прекрасной книги писателя Виктора Николаева «Живый в помощи». Он воевал в Афганистане и описывает такой случай. Как-то наш отряд попал в горах в засаду. Откуда стреляют не видно – пули свистят, летят осколки камней, грохот. Наши бойцы бросились на землю, укрылись за камнями, начали отстреливаться. Кромешный ад. Тут у одного бойца отказали нервы, он поднялся во весь рост, начал орать. Секунда – и его убьют! Тут рядом лежащий, рискуя собой, вскочил, дал ему по морде, тот рухнул за камень. Тем самым жизнь его была спасена. Надо ли в суд подавать? Неприкосновенность-то личности была нарушена!

Конечно, неприкосновенность личности может быть нарушена только при каких-то особых условиях, это серьезная этическая и юридическая проблема. Может получиться как в анекдоте про ковбоев: «Сэм, мне не нравится вот тот ковбой. – Тут все ковбои. – Ну, тот, в шляпе! – Они все в шляпах! – Достает пистолет, стреляет: – Вот тот, что остался».

В Англии, Америке, Франции, люди имели право носить оружие, это было регламентировано законом. В Императорской России и в СССР до войны офицеры имели право носить оружие. Но после войны по приказу партии и правительства, не только солдаты, но и офицеры доблестной армии, победившей фашизм, были лишены права носить личное оружие, было приказано сдать и трофейное. Очевидно, власть не доверяла своему народу и боялась своей армии. С того времени офицеры ходят без оружия.

После войны маршал Г.К. Жуков попал в опалу, его отправили командовать Одесским военным округом. Там была грандиозная банда «Черная кошка», которая терроризировала город, в составе ее были уголовники, которых на фронт призвали из тюрем. Вернувшись с фронта, они занялись прежним ремеслом. Жуков своим боевым офицерам приказал выдать пистолеты, и они патрулировали город по ночам - город быстро очистили. Это опыт Жукова, он маршал Победы, мог себе позволить такое, но этот опыт о многом говорит.

Один прихожанин рассказал мне такую историю, которая произошла лет двадцать назад: офицер сменился с дежурства, у него пистолет еще остался – не успел сдать. Начальник вызвал его к себе, стал к нему придираться: дай ручку, ах, нет у тебя ручки, ах ты такой-сякой - и понес его. Офицер ему и говорит: «Товарищ генерал, ручки у меня нет, а пистолет есть». Тут же разговор перешел в другую тональность: «А, ты, наверное, устал, иди, иди, отдохни». К вооруженному человеку совершенно иное отношение, его нельзя безнаказанно унизить.

Вооруженный бандит получает возможность диктовать условия невооруженному большинству, но это ненормально. Если преступник берет в руки оружие, он должен знать, что он сам ставит себя вне закона и что он рискует, так как может получить самый суровый ответ. Разрешение офицерам в мундире быть при оружии поможет снизить уровень преступности в стране, избавиться от балласта в вооруженных силах, это может привести к значительному нравственному прогрессу.

Необходимо восстановить морально-правовую иерархию: люди, берущие на себя ответственность за безопасность сограждан, хранящие мир в обществе, должны пользоваться его уважением. Но защитники, безусловно, должны внушать доверие, действовать в рамках закона и пользоваться его защитой."

О. Александр об Екатерине Лаховой: "Недавно мне предложили выступить на канале НТВ, в передаче "Принцип домино". Там выступают попарно, и моей собеседницей должна была быть Екатерина Лахова, всем известный деятель, внедряющий в нашей стране бесчеловечные программы планирования семьи. Я сказал, что охотно выступлю с ней в паре, мне есть, что сказать, я знаю, о чем говорить. Тогда мне сказали, что Екатерина Филипповна ставит условие: священник должен выступать в гражданской одежде, то есть в костюме!!! На это я спросил, какое она имеет право требовать от меня, чтобы я пришел одетый так, как ей угодно. Разве я не свободный человек свободной страны? Нет, ответили мне, таково ее требование. Но ведь требовать этого так же дико, как если бы я потребовал, чтобы Екатерина Филипповна выступала в купальнике, возразил я. На это мне было объявлено, что в таком случае они не могут меня пригласить."

О. Александр о посещении кладбищ на Пасху: "Пасха - это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто-то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений. Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день - Радоницу во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище - помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им. Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру - возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: "Вино веселит сердце человека"(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: "Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд" (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка".

Ответить Подписаться Скрыть

Священник Александр Ильяшенко - коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет "Двигатели летательных аппаратов"), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве. Отец Александр - настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре и также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед - священник Владимир Амбарцумов - новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники...

Великий труд, но и великая радость - взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии...

Старшая дочь Татьяна - кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации - "Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова". Она мама троих детей. Старший сын Филипп - диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана двое детей. Варвара - преподаватель Свято-Тихоновского института.

Александра - так же, как и мама, медик, воспитывает троих детей. Сын Даниил заканчивает медуниверситет и ПСТГУ. Володя - студент истфака МГУ, Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа, Олечка - школьники.

Всем им запас прочности для жизни дает большая, дружная, православная семья.

Протоиерей Александр Ильяшенко, отец 12 детей, на примере своей семьи рассказывает о том, как выстраивать гармоничные отношения со своими близкими, и как он, будучи сотрудником знаменитого Курчатовского института, решил изменить свою жизнь и стать священником.

– Отец Александр, у Вас удивительная семья. Мне хотелось бы большую часть нашей беседы посвятить именно ей. Не с целью показать, какие вы замечательные, а чтобы показать, что такие семьи должны стать нормой для современной России. У вас двенадцать детей, сколько на сегодняшний момент внуков?

– Пока тридцать девять.

– Вы всех внуков помните по именам?

– Если сказать честно, уже надо напрягаться! Помню, но не как дважды два.

– Вам удается уделять достаточно внимания каждому из внуков?

– Нет. К сожалению, современная жизнь почему-то разводит людей, даже самых близких. Приходится редко общаться и с друзьями, и с родными. То ли уже возраст, то ли такая стала жизнь. Мои родители общались гораздо больше, чем, например, мы. Мне кажется, для нас это некий недостаток, в том числе мой.

– В чем заключается Ваша роль дедушки в семье?

– Думаю, в том, что дедушка существует.

– Вы часто видитесь, естественно, в храме…

– Дети преимущественно ходят в тот храм, в котором они являются прихожанами. Я служу в другом храме и сам являюсь прихожанином Николо-Кузнецкого храма. Но иногда они приходят. Традиционно сложилось, что на Рождество и Пасху мы собираемся всей семьей в моем храме.

– Вы росли в большой семье? В чем опыт воспитания в этой семье Вам помог?

– У меня брат и сестра (к сожалению, скончалась совсем недавно), то есть нас было трое. Нельзя сказать, что семья была большая, но все-таки и не маленькая.

– Удивительна судьба семьи Вашей супруги, расскажите.

– По отцовской линии она внучка священномученика Владимира (Амбарцумова), пресвитера Московского, уникального человека. Уникальность его даже не в том, что он отдал свою жизнь за веру (это сделало множество людей). Он родился в протестантской семье, в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец армянин, а мать немка-протестантка, которая воспитывала сына в протестантской традиции. Затем он переехал учиться в Москву и здесь вступил в христианский студенческий кружок (это было до революции). Все могли быть членами этого кружка: православные, протестанты. Для продолжения образования он уехал в Берлин. В 1914 году он понял, что война не за горами, и уехал, как оказалось, на одном из последних поездов из Германии в Россию. Он наполовину немец, немецкий язык был для него родным, и по культуре он был близок к Германии, но его родиной была Россия.

– Он принимает православие и становится священником уже в 20-е годы, после того как его несколько раз арестовывали. Он понимал, чем это грозит, и сделал этот осознанный выбор

– Он, как и многие из тех, кто в те годы принимал священный сан, подписывал себе отложенный смертный приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году в Бутово, где его, как и тысячи других людей, расстреляли.

– Вернемся к Вашей биографии. Вы окончили очень престижный авиационный институт в Москве, долгое время работали в знаменитом атомном Курчатовском институте. Чего Вам не хватало в жизни, почему Вы стали священником?

– Люди принимают решение не от того, что им чего-то не хватает, а от того, что, наоборот, появляются какие-то возможности. Глубокое вхождение в веру у меня было достаточно медленным, я не быстрый человек. Когда я получил образование в Свято-Тихоновском университете, то по благословению (это была не моя идея, хотя я, естественно, об этом задумывался) вступил на такой духовный путь. Конечно, очень благодарен Господу за то, что Он меня привел на эту стезю.

– В советское время Вы воспитывались в верующей среде?

– Тогда о вере старались говорить как можно меньше. Мой отец был крупным ученым и немного скептиком, он не был церковным человеком, не выражал по поводу Церкви ни согласия, ни отрицания. Он родился в 1909 году, в то время было дореволюционное, скептическое отношение ко всему, что и послужило на самом деле главной причиной тех потрясений, которые пережила Россия в XX веке. Мама была человеком верующим, но она была преподавателем института Международных отношений (создатель этого института академик Сказкин пригласил ее, свою ученицу, в число сотрудников, так что она с основания института там работала), и как преподавателю ей было опасно ходить в храм: если бы заметили, сразу выгнали бы с работы. Поэтому она очень редко ходила в храм.

Мы росли в очень доброжелательной, культурной, образованной среде. В кругу маминых знакомых были глубоко верующие люди, и они оказали очень сильное влияние на меня, моих брата и сестру. Прямой начальник моего отца, который возглавлял огромное конструкторское бюро, Михаил Макарович Бондарюк, был сыном исключительно верующей матери. К сожалению, не могу о ней подробно рассказать, еще недостаточно материала собрал, но это человек удивительной веры, удивительной силы духа. Сын унаследовал от нее необыкновенную силу духа и оптимизм. Это были люди, далекие, собственно, от Церкви, но молитва сопровождала их всю жизнь. Моего папу, Сергея Михайловича, назвали Сергеем, потому что в семье бабушки и дедушки очень долго не было ребенка, и бабушка Анна Александровна ездила к преподобному Сергию. Мой папа – вымоленный сын, поэтому она назвала его Сергием. Пусть опосредованно, но такой дух веры окружал нас и наших близких.

– Расскажите о своей супруге и вашем знакомстве.

– Наши родители оставили нам самое драгоценное наследство: нашу веру и наших друзей. Моя мама еще до войны была хорошо знакома с отцом моей супруги Марии Евгеньевны, будущим священником. Поэтому мы слышали друг о друге, хотя не виделись. Они жили под Ленинградом, так как отец Евгений, для того чтобы принять сан, был вынужден уехать из Москвы, в столице это сделать было невозможно. С матушкой мы встретились в семье наших крестных. Борис Петрович был моим крестным, а его супруга Екатерина Александровна была крестной моей будущей жены. Поскольку эта встреча была в доме, в котором случайных людей быть не может, то очень скоро я понял, что должен сделать предложение. Наше предсвадебное знакомство продолжалось две недели. 6 февраля 1974 была первая годовщина смерти моего крестного, и моя будущая матушка приехала в Москву. Мы с ней поехали в Ленинград – я очень хотел и с ней познакомиться, и город посмотреть. Пробыв там несколько дней и вернувшись домой, через две недели я вновь приехал в Ленинград и сделал предложение. 13 марта мы расписались, а 26 апреля повенчались.

– Удивительно!.. Современному человеку сложно представить процесс обсуждения, сколько в семье должно быть детей. У вас такой процесс был? Как вы решились на двенадцать детей?

– Мы ехали в Ленинград и, конечно, разговорились. Браки совершаются на небесах, Господь все устроил. Я, особо ни о чем не задумываясь, стал вещать о том, что детей в семье должно быть много. Попал просто «в десяточку», говорил именно то, что матушке нужно было услышать, потому что у нее душа любвеобильная. На нашем венчании ее старший брат произнес тост за то, чтобы у нее было восемь детей (она четвертая из семи детей в семье, он ей пожелал восемь). Она тут же ответила: «Что ты меня ограничиваешь!»

– Как вашей семье жилось в советском быте, в советских жилищных условиях?

– Господь нас постоянно опекал. Конечно, какие-то трудности были. Начинали мы жизнь все-таки в отдельной квартире, пусть малогабаритной (примерно 38 квадратных метров), с двумя смежными проходными комнатками. Пока детей было мало, это было прекрасно. Когда детей стало больше, стало немножко тесно, и для четвертой дочки, пока она была грудная, я сделал полочку на стене над нашей кроватью. Еще примерялся, чтобы она, если свалится, на пол не скатилась, а на кровати осталась. Когда родилась пятая и стало совсем невыносимо, нам дали огромную 4-комнатную квартиру, еще через какое-то время 5-комнатную, а потом еще целый этаж в новом доме. Так что нельзя сказать, чтобы мы страдали от того, что нам жить негде. Конечно, все время было тесно, хотелось иметь жилье побольше, но мы жили, не испытывая каких-то тяжелых проблем.

– Как относились к этому окружающие? Все-таки для советского времени такая большая семья тоже не была нормой.

– Для любого человека, когда идет большая семья, это, конечно, особое явление. Смотрели на нас, детям было неприятно, я особо не обращал внимания. Когда дети чуть подросли, старшие убегали вперед или садились в другой конец вагона (мы ехали в храм все вместе), потому что им было неловко, они не хотели, чтобы на них смотрели.

– В советское время вы ездили в храм все вместе?

– Да, конечно. Прессинг в наше время был уже значительно мягче, чем в период, когда моя жена была ребенком и подростком. Например, ее дядюшка по папе Глеб Александрович, будущий отец Глеб, супруг Лидии Владимировны Коляды, строго следил за тем, чтобы все было четко, организовывал походы в храм так, чтобы они шли не вместе. Если бы большая семья регулярно по воскресеньям куда-то отправлялась, это привлекало бы внимание, в то время этому придавалось очень большое значение. Они на рожон не лезли, умели как-то конспирироваться, хотя это было трудно. А нам и таиться не надо было, никто не обращал внимания.

– Вы бывали в домовом храме отца Глеба? Скажите несколько слов об этом.

– Да, конечно. Я сейчас чуть-чуть сделаю шаг в сторону. Лет десять назад мне довелось быть в Польше, мы поселились в церковной католической гостинице. Меня там встретил монах-францисканец, и первый вопрос, который он мне задал, был такой: «Скажите, как ваша Церковь взаимодействует с КГБ?» Я приехал вечером и ответил, что утром расскажу. Утром я спускаюсь из своего номера, чтобы пойти на организованную встречу, и вижу: на площадке стоит господинчик в шортах (дело было летом), курит сигарету, смеется хриплым прокуренным смехом. Я прохожу мимо, прихожу в условленное время в аудиторию. Туда поднимается уже целая процессия, которая возглавляется этим господинчиком – он, оказывается, католический священник. У них совсем другая традиция. В аудитории был длинный стол, они садятся за длинную сторону и усаживают меня напротив так, что я оказываюсь перед всем этим советом. Задают этот вопрос. Я начинаю рассказывать про отца Владимира Амбарцумова, про отца Глеба и между прочим говорю, что он прошел всю войну, участвовал в боях за освобождение славного города Данцига (ныне Гданьск) и потом стал священником, совершал богослужения на квартире. Это их проняло, потому что для них это, видимо, тоже было характерной чертой в советское время, они тоже совершали богослужения по домам.

Храм был в советской квартире, в маленькой комнатке площадью, наверное, 8-9 квадратных метров. Это был кабинет отца Глеба. Комната была очень плотно заставлена, в ней были книги, большой письменный стол с фотографиями близких ему людей, а в углу был шкафчик, как правило плотно закрытый, так что у посторонних людей не могло возникнуть никаких особых подозрений. Когда совершалось богослужение или отец Глеб принимал близких людей, дверцы были открыты, горела неугасимая лампадка, видны были иконы святых, которых отец Глеб особенно почитал. Сам престол, на котором совершалось богослужение, был самодельный. На службе были члены его семьи и еще несколько приглашенных человек, больше там некому было поместиться. Окна занавешивались и заделывались специально сделанными матрасами-щитами, чтобы на улицу не проникало никакого звука. Они жили на первом этаже, и даже если кто-то проходил под окнами, ничего нельзя было услышать. На кухне негромко включали радио, чтобы никто ни о чем не мог подумать. Атмосфера исключительного положения, в какой-то мере преследования, опасности сопутствовала особенно старшему поколению. Мы, повторю, в гораздо меньшей степени это переживали, а современные люди знают об этом только понаслышке. Многие не понимают и относятся к Церкви с большой долей скепсиса и насмешки, но повторяю, что этих реальных трудностей, которые пережило героическое поколение наших отцов, современные люди себе просто не представляют.

– Вернемся к семейной тематике. Вы написали книгу о семейном счастье. Можете дать короткий рецепт нашим зрителям?

– Мне кажется, из нашего лексикона выпало слово «доброжелательность». Хорошо, если все друг к другу относятся доброжелательно и следят за этим. Ясно, что все люди женятся по любви, и слова о любви – это дежурные фразы. Но как любовь проявлять? Если ты доброжелательно относишься к своим близким, значит ты действительно любишь и бережно (тоже хорошее слово) относишься к окружающим. А мы порой позволяем себе относиться небрежно, это характерно для нашего широкого общения. Когда мы вернулись из ЗАГСа, старший брат матушки Марии (мы расписывались в том городке, где они жили, потому что там было быстрее) включил замечательную советскую песню:

Не обижайте любимых упреками,

Бойтесь казаться любимым жестокими.

Очень ранимые, очень ранимые

Наши любимые.

Он в самую точку попал. Мне кажется, когда бережно относишься к своим близким, это создает мирную, спокойную, устойчивую атмосферу. Могут быть какие-то конфликты, но все-таки они благополучно разрешаются.

– Это даже гораздо проще. Когда люди замкнуты друг на друге, это их, конечно, утомляет; это известный недостаток маленькой семьи. А когда у тебя все время водоворот, новые впечатления, когда ты не замкнут все время на одном человеке, не превращаешься в зануду, наоборот, это очень помогает. Старшие дети становятся прекрасными воспитателями для младших. Конечно, их надо контролировать, явление дедовщины вполне может быть в большой семье, и нам тоже приходилось с ним бороться, может быть, не самым лучшим образом. У каждого явления есть свои трудности, но в большой семье незаметно решается масса проблем, которые остро встают в маленькой семье.

(Продолжение в следующей программе.)

Ведущий Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Протоиерей Александр Ильяшенко ,
настоятель храма Всемилостивого Спаса.

Протоиерей Александр Ильяшенко — коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве.

Отец Александр служит и в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Директор и председатель редакционного совета портала Православие и мир и руководитель проекта Непридуманные рассказы о войне.

4 декабря 2007 г. в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Александр Ильяшенко за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете, в связи с 15-летием университета был возведен в сан протоиерея.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники…

Великий труд, но и великая радость — взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии…

Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации — «Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова». Татьяна мама пятерых детей. Старший сын Филипп — священник, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана четверо детей. Варвара — преподаватель Свято-Тихоновского института. Александра — так же, как и мама, медик, сейчас учится в педагогическом университете, воспитывает пятерых детей. Сын Даниил закончил медуниверситет и ПСТГУ. Недавно у него родился сын. Володя — окончил истфак МГУ. Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа — выпускники московских ВУЗов, младшая дочь Ольга — студентка. У отца Александра и Марии Евгеньевны уже 33 внука.


Иерей Фома Диц.

Отец Фома Диц (Thomas Diez) — человек с очень необычной судьбой. Родился в 1963 году, вырос в Германии в лютеранской семье. Приняв католическую веру, он был в течении 18 лет членом общин католического движения Неокатехумената, в семинариях которого он получил духовное образование (Берлин и Рим). Через два года после окончания богословского образования в Риме со степенью бакалавра богословия, Томас Диц перешел в Православие в РПЦЗГ в Мюнхене, а затем поступил в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка.

Стал первым клириком Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата: в Неделю Торжества Православия 2006 г. ректор Московской Духовной Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений, рукоположил в сан диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица. В 2010 году окончил церковно-практическое отделение Московской Духовной Академии.

О. Фома является редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» и проводит по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.

У матушки Иоанны и отца Фомы растут четыре дочки и два сына. Летом 2016 года о.Фома и его семья уехали из Москвы на родину, в Германию.

Русской православной церкви . Младший брат математика Юлия Ильяшенко . Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря . Сотрудник сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . Директор и председатель редакционного совета портала «Православие и мир »

Биография

В 1995 году окончил богословско-пастырский факультет . Рукоположён в сан диакона; служил в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре .

В январе 2004 года вместе с прихожанами своего храма Анатолием Даниловым и Анной Любимовой основал сайт «Православие и мир » .

К празднику Святой Пасхи 2004 года за «усердное служение Церкви Божией» Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награждён правом ношения наперсного креста .

4 декабря 2007 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Алексием II возведён в сан протоиерея «за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета» .

24 июня 2015 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награждён медалью ордена святого равноапостольного князя Владимира в связи с 20-летием служения в сане пресвитера .

Семья

Супруга, матушка Мария, происходит из священнического рода. Её дед - священник Владимир Амбарцумов - новомученик , в 1937 году был расстрелян за веру.

В семье отца Александра и матушки Марии 12 детей: Татьяна, Филипп, Иван, Варвара †, Александра, Даниил, Владимир, Екатерина и Мария (близнецы), Николай, Сергей, Ольга . Двое из них (сын иерей Филипп и дочь Варвара) - преподаватели ПСТГУ (истории и английского языка соответственно).

В октябре 2016 года Варвара Ильяшенко умерла от онкологического заболевания.

Публикации

  • Как найти семейное счастье. Издательство «Даниловский благовестник», М., 2001
  • Дух века сего. Ещё раз об экуменизме. Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2002
  • С чего начинается счастье. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008 (в соавторстве с Т. Шипошиной)
  • Большая семья - большие надежды. Демография и нравственность. - Спасское братство, 2008. - 272 с.

Напишите отзыв о статье "Ильяшенко, Александр Сергеевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ильяшенко, Александр Сергеевич

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...
Аксель стоял совершенно оглушённый и, опять никого не замечая вокруг, провожал взглядом свою прекрасную даму, а его покорённое сердце медленно уходило вместе с ней... Он не замечал, какими взглядами смотрели на него проходящие молодые красавицы, и не отвечал на их сияющие, зовущие улыбки.

Граф Аксель Ферсен Мария-Антуанетта

Человеком Аксель и в правду был, как говорится, «и внутри, и снаружи» очень привлекательным. Он был высоким и изящным, с огромными серьёзными серыми глазами, всегда любезным, сдержанным и скромным, чем одинаково привлекал, как женщин, так и мужчин. Его правильное, серьёзное лицо редко озарялось улыбкой, но если уж это случалось, то в такой момент Аксель становился просто неотразим... Поэтому, было совершенно естественным усиленное к нему внимание очаровательной женской половины, но, к их общему сожалению, Акселя интересовало только лишь одно на всём белом свете существо – его неотразимая, прекрасная королева...
– А они будут вместе? – не выдержала я. – Они оба такие красивые!..
Стелла только грустно улыбнулась, и сразу же «окунула» нас в следующий «эпизод» этой необычной, и чем-то очень трогательной истории...
Мы очутились в очень уютном, благоухающем цветами, маленьком летнем саду. Вокруг, сколько охватывал взгляд, зеленел великолепно ухоженный, украшенный множеством статуй, роскошный парк, а вдалеке виднелся ошеломляюще огромный, похожий на маленький город, каменный дворец. И среди всего этого «грандиозного», немного давящего, окружающего величия, лишь этот, полностью защищённый от постороннего взгляда сад, создавал ощущение настоящего уюта и какой-то тёплой, «домашней» красоты...
Усиленные теплом летнего вечера, в воздухе витали головокружительно-сладкие запахи цветущих акаций, роз и чего-то ещё, что я никак не могла определить. Над чистой поверхностью маленького пруда, как в зеркале, отражались огромные чашечки нежно-розовых водяных лилий, и снежно-белые «шубы» ленивых, уже готовых ко сну, царственных лебедей. По маленькой, узенькой тропинке, вокруг пруда гуляла красивая молодая пара. Где-то вдали слышалась музыка, колокольчиками переливался весёлый женский смех, звучали радостные голоса множества людей, и только для этих двоих мир остановился именно здесь, в этом маленьком уголке земли, где в этот миг только для них звучали нежные голоса птиц; только для них шелестел в лепестках роз шаловливый, лёгкий ветерок; и только для них на какой-то миг услужливо остановилось время, давая возможность им побыть вдвоём – просто мужчиной и женщиной, которые пришли сюда, чтобы проститься, даже не зная, не будет ли это навсегда...

mob_info