Молитва матушке александре дивеевской. Преподобная Александра (Мельгунова) Дивеевская

(1789-06-25 )
Серафимо-Дивеевский монастырь

Схимона́хиня Алекса́ндра (в миру - Ага́фья Семёновна Мельгуно́ва ; конец 1720-х - начале 1730-х - 13 июня ) - основательница Дивеевской монашеской общины .

Биография

Агафья Семеновна Мельгунова, урождённая Белокопытова, была женой богатого полковника - владимирского помещика . В возрасте около 30 лет став вдовой, решила посвятить себя Богу и приняла монашество во Флоровском монастыре в Киеве , под именем Александры. После смерти мужа у неё осталась трехлетняя дочь, умершая в девятилетнем возрасте.

Канонизация

После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом, - в храм Рождества Богородицы.

Мощи преподобных жен Дивеевских были перенесены в Казанскую церковь в ноябре 2006 года из-за ремонтных работ в церкви Рождества Богородицы.

Мощи преподобных первоначальниц почивают в храме Рождества Богородицы. Отец Серафим так говорил М. В. Мантурову о месте строительства этого храма: «Царице Небесной угодно, чтобы была у них (сестер) своя церковь к паперти же Казанской церкви, так как паперть эта достойна алтаря! Ведь Матушка Агафия Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла её» .

Напишите отзыв о статье "Александра (Мельгунова)"

Примечания

Литература

  • Н. Н. Крашенинникова // Православная энциклопедия . Том I. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2000. - С. 545-546. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-006-4

Ссылки

  • , nne.ru
  • . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 2000. - 63 с. . st-nikolas.orthodoxy.ru (22.12.2004). Проверено 22 августа 2007. .

Отрывок, характеризующий Александра (Мельгунова)

Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.


Преподобная Александра Дивеевская: Житие


«Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!»

Преподобная Александра Дивеевская , в миру – Агафия Семеновна Мельгунова.
Конец 1720-х – начало 1730-х, Переславль-Рязанский (в н.в. – Рязань) – 13 июня 1789, Дивеево, Нижегородская губерния.

Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.

Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.

На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве , Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.

После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево . Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.

Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.

Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.

В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.

Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.

Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители.
После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы .
6 марта 2009 года в монастырь был возвращён портрет матушки Александры.

Один из освящён во имя основательницы монастыря. Смотреть страницу . На Крещенье, в День памяти преподобной Александры, в праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник» и иные сюда приходят Крестным ходом освящать воду.


Свидетельство благодатной помощи

«11 июня 1827 года она во сне явилась молодой припадочной женщине и велела ей идти к отцу Серафиму «Он тебя ожидает к себе завтра и исцелит тебя». Больная спросила: «Кто ты такая и откуда?» - « Я из Дивеевской общины, первая тамошняя настоятельница Агафья». Страдалицу повезли в Саров. Батюшка исцелил её и сказал: «Ходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафьи, возьми себе земли и сотвори на сем месте, сколько можешь, поклонов: она о тебе сожалеет и желает тебе исцеления ».

/Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь // Православные монастыри: Путешествие по святым местам. № 24. Еженедельное издание. – М., 2009. – С. 11/.

На верхнем фото – преподобная Александра Дивеевская. Живописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Работа начала 20 века. Репродукция скопирована с фотоальбома «Обитель преподобного Серафима».
На нижнем фото – Преподобная Александра Дивеевская. Старинный живописный портрет. Дивеево. Скопирован с путеводителя «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь»

Преподобная мать наша Александра является первоначальницей Четвертого Вселенского жребия Царицы Небесной, основоположницей великой Серафимо-Дивеевской обители.
Приблизительно около 1760 г. прибыла в Киев со своей трехлетней дочерью некая богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерний, вдова, полковница Агафия Семеновна Мельгунова, урожденная Белокопытова — дворянка Нижегородской губернии.

Здесь она приняла монашество во Флоровском монастыре под именем Александры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, сподобилась она видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусския места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!» «И перста видение».
Старцы Киев-Печерской Лавры посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем полковницы Агафии Семеновны Мельгуновой безбоязненно пуститься в путь, указанный ей Богоматерью.
Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами и нигде в записках и рассказах не значатся. По показаниям старожилов, она в 1760 году шла из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево, отстоящем от Арзамаса в 55 верстах и от Нижегородского Ардатова в 24 верстах. Мать Александра выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и сподобилась, по словам священников отца Василия Дертева и отца Василия Садовского, а также Николая Александровича Мотовилова, слышать от Нее следующее:
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной . И как звезды небесныя, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу, и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленнаго!»
Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на боголюбивую мать Александру своим местоположением и величественностью. Саровские старцы посоветовали ей, чтобы исполнить волю Богоматери, поселиться вблизи Дивеева, в деревне Осиновка, стоящей всего на две версты от села.
Агафия Семеновна исполнила советы святых Саровских старцев и поселилась в деревне Осиновка у госпожи Зевакиной. Здесь вскоре заболела ее 9 или 10-летняя дочь и скончалась. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще указание Божие и подтверждение всего возвещенного ей Царицею Небесною. Порвалось последнее звено, связывающее ее с миром.
Тогда Агафия Семеновна по благословению Саровских старцев решила действительно отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями. Для этого она покинула Осиновку и Саров и отправилась в свои поместья. Немало времени потребовалось ей для устройства дел: отпустив своих крестьян на волю за небольшую плату, а тех, которые не желали воли, распродав за сходную и недорогую цену тем добрым помещикам, которых они сами себе выбрали, она совершенно освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем она часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а, главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить или возобновить храмы Божий. Мать Александра обеспечивала немало сирот, вдов, нищих и требующих помощи Христа ради. Современники ее указывают 12 церквей, построенных и возобновленных Агафией Семеновной. Среди них и Успенский собор Саровской пустыни, достроить который матушка помогла значительным капиталом.
Нигде не говорится о том, в каком году вернулась Агафия Семеновна в Саров и Дивеево, но надо предполагать, что несколько лет потребовалось для распродажи имений и крестьян. В записках Н. А. Мотовилова значится, что она прожила в деревне Осиновка 3,5 года до смерти дочери. Вероятно, возвращение ее произошло около 1764-66 гг. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника отца Василия Дертева, жившего вдвоем с женою, известного своею духовною жизнию, с которым мать Александра была уже знакома во время своего нахождения в деревне Осиновка.
Таким образом Агафия Семеновна выстроила себе келию на дворе дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. По своему смирению, она упражнялась в самых трудных и черных работах, очищая хлев отца Василия, ходя за его скотиной, стирая белье.
Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы, Евдокии Мартыновны, записанных Н. А. Мотовиловым: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и при том зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную, кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки — полные.

В 1767 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери взамен старого деревянного и приходящего в ветхость храма святителя Николая Чудотворца. Этот важный для нее вопрос во всех отношениях она порешила по благословению нового Саровского подвижника о. Пахомия, который отличался необыкновенными духовными дарованиями и особенно пришелся по духу матери Александре. Впоследствии он стал строителем Саровской пустыни, и вместе с казначеем Исаией они всегда помогали ей молитвой и советами, являясь ее духовниками.
Мать Александра в постоянной заботе об исполнении ею воли Божией, возвещенной Царицею Небесною, и совершенно свободная от житейских дум и дел, с мудрою осторожностью приступила к созиданию общины, которая впоследствии должна была разрастись в монастырь. Несомненно, во время неустанной ее молитвы Матерь Божия открыла ей, что следует прежде всего озаботиться о построении каменной приходской церкви и именно в честь Казанской Ее иконы. Саровские старцы с отцом Пахомием, к которому мать Александра чувствовала особенную духовную любовь, со своей стороны молились, получили внушение и благословили праведницу на построение церкви. Агафия Семеновна подала прошение епархиальному начальству и, когда получила разрешение, приступила к постройке на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная.
Протоиерей Василий Садовский пишет в своих записках, что старики ему рассказывали о страшном голоде в 1775 году и о том, как матушка Агафия Семеновна их всех собирала тогда, еще малолетних, к строящейся Казанской церкви и заставляла подносить кирпичи к кладчикам. За это она кормила их вечером сухарями с водою и платила каждому по пятаку в день, приказывая деньги отдавать родителям. Таким образом дивеевские прихожане прожили голодное лето при пособии матери Александры без нужды, когда окрестные крестьяне страшно нуждались и мучились с семьями.
Когда была освящена Казанская церковь, в точности неизвестно, но надо предполагать, что построение ее окончилось, судя по святому антиминсу, через пять лет, т. е. в 1772 году. Антиминс главного престола во имя иконы Казанской Божией Матери священнодействован Высокопреосвященнейшим Палладием, архиепископом Рязанским. Левый придел в память бывшей на этом месте деревянной церкви святителя Николая Чудотворца посвящен имени того же святителя, и антиминс освящен в 1776 году Рязанским епископом Симоном. Правый придел по особому чудному указанию Божиему посвящен имени святого первомученика и архидиакона Стефана, и антиминс его священнодействован в 1779 году так же Симоном, епископом Рязанским. Мать Александра недоумевала, какому святому посвятить третий придел, и поэтому однажды всю ночь молила в своей келий Господа указать Свою волю. Вдруг послышался в маленьком окне ее стук и за ним голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана!» С трепетом и радостию бросилась мать Александра к окну, чтобы видеть, кто ей говорит, но никого не было, а на подоконнике она обрела чудно и невидимо откуда явившийся образ святого первомученика архидиакона Стефана, написанный на простом, почти не отесанном обрубке бревна. Этот образ был всегда в церкви, а впоследствии перенесен в келию первоначальницы Дивеевского монастыря. Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию этой великой избранницы Царицы Небесной. В доме были две комнатки и две каморки. В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей, около лежанки оставалось место только для того, чтобы в свое время там, у умиравшей матушки, мог встать настоятель Пахомий, и на коленях перед матушкой иеродиакон Серафим, получивший от нее благословение заботиться о дивеевских сестрах. Больше там не было места. Тут же была дверь в темную каморку — молельню матушкину, где уже могла поместиться на молитве лишь одна она перед большим Распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было.
Это «молитвенное созерцание матушкино перед Распятием положило отпечаток на весь дух жизни дивеевских сестер. Молитва на мысленной Голгофе, сострадание Распятому Христу — самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры создавался благословенный Дивеев». (прот. С. Ляшевский).
Мать Александра по сооружении храма ездила в город Казань, где получила вернейший список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, и в город Киев для испрошения для своей церкви частиц святых мощей. Мощи ей вложили в серебряный и позолоченый крест. Из Москвы она привезла колокол в 76,5 пудов и необходимую утварь. Иконостас в Казанскую церковь был отдан из старого Саровского собора строителем отцом Ефремом. Он был зеленого цвета с позолотой, но впоследствии зеленая краска заменена была красною.
Келейные ея подвиги остались неизвестны, но протоиерей Василий Садовский записал все, что рассказывали ему о матери Александре отец Серафим, отец Василий Дертев, сестры Дивеевской общинки, соседи-помещики, почитатели ее и дивеевские крестьяне, сохранившие воспоминания о ея глубоком смирении и тайных благотворениях. Кроме исполнения самых трудных и черных работ у отца Василия Дертева, мать Александра хаживала в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей. Все это она делала потихоньку, дабы никто не знал и не видал. Однако, несмотря на все старания и укрывательства, крестьяне стали мало-помалу признавать благодетельницу. Дети указывали на мать Александру, а она с удивлением смотрела на благодаривших ее и отказывалась от своих поступков и действий. Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы — сороки и красивые полотенца.
В течение 12 лет в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании Литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней.

Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Многообразные подвиги ее настолько умягчили сердце ее и так угодили Господу Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез (об этом часто вспоминал отец Серафим).
По освящении всех трех приделов Казанской церкви Агафия Семеновна незадолго до своей кончины решила устроить общину, чтобы вполне выполнить все приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. За шесть месяцев до ее кончины, в 1788 году, одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, наслышавшись об обетованной Агафии Семеновне Материю Божиею обители, желая поусердствовать осуществлению этого дела, пожертвовала матери Александре 1300 квадратных сажен усадебной господской земли своей рядом с церковью.
По совету Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келий с надворным строением и оградила пространство деревянною оградою; одну келию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, во множестве идущим через Дивеево в Саров, и третию предназначила для приглашенных жить трех послушниц.
При матушке находилась крестница отца Василия Дертева, круглая сирота, девица Евдокия Мартынова из деревни Вертьяново, затем еще три послушницы: крестьянская вдова Анастасия Кириллова, крестьянская девица Ульяна Григорьева и крестьянская вдова Фекла Кондратьева.
Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всем руководствовалась советами отца Пахомия. Она и сестры, кроме того, шили свитки, вязали чулки и работали все нужное из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для их земного существования; так что даже пищу привозили сестрам раз в сутки с саровской трапезы.
В июне 1788 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий ангельский образ. Для этого она послала Евдокию Мартыновну с другой какой-то девушкой в Саров, и отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг ее во время вечерни в схиму и нарек ей имя Александры. Пострижение это было за неделю или за две до кончины, в Петровский пост.
Через несколько дней после пострига отец Пахомий с казначеем отцом Исаией и иеродиаконом отцом Серафимом отправились по приглашению в село Леметь, находящееся в шести верстах от нынешнего города Ардатова Нижегородской губернии, на похороны богатого благодетеля своего помещика Александра Соловцева, и заехали по дороге в Дивеево навестить Агафию Семеновну Мельгунову.
Мать Александра была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников, ради любви Христовой, особоровать ее. Отец Пахомий сперва предлагал отложить елеосвящение до возвращения их из Лемети, но святая старица повторила свою просьбу и сказала, что они ее не застанут уже в живых на обратном пути. Великие старцы с любовию совершили над нею таинство елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела. По свидетельству жившей с нею девицы Евдокии Мартыновой своему духовнику протоиерею Василию Садовскому, матушка Агафия Семеновна передала строителю отцу Пахомию мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешка меди, суммою в сорок тысяч, прося выдавать ее сестрам все потребное в жизни, так как они сами не сумеют распорядиться. Матушка Александра умоляла отца Пахомия поминать ее в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц ее, а также попещись в свое время об обители, обетованной ей Царицею Небесною. На это старец отец Пахомий ответил: «Матушка! Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной попечением о твоих послушницах не отрекаюсь, также и молиться за тебя не только я до смерти моей буду, но и обитель вся наша никогда благодеяний твоих не забудет. Впрочем, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим,- духовность его тебе известна, и он молод,- доживет до этого; ему и поручи это великое дело». Матушка Агафия Семеновна начала просить отца Серафима не оставлять ея обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит.
Старцы простились, уехали, а дивная старица Агафия Семеновна скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине матушки были только Евдокия Мартыновна и еще старушка Фекла, которым она говорила: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли». В этот день она приобщилась Святых Тайн, Которые принимала в последнее время каждодневно, и лишь только священник ушел из келий, то она и скончалась в самую полночь.
Отец Пахомий с братией на обратном пути как раз поспели к погребению матушки Александры. Отслужив Литургию и отпевание соборно, великие старцы похоронили первоначальницу Дивеевской общины у алтаря Казанской церкви.

В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. А на праздник основания Дивеевской обители 22 декабря свершилось их прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии!

6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; † 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии. Вопрос об общецерковном прославлении был поставлен на соборе в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

), схимонахиня , первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря , преподобная

В миру Мельгунова Агафия Семёновна. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности Агафии Семёновны: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев , где приняла тайный иноческий постриг .

Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре . Сподобилась явления Богородицы , повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле . По совету старцев Агафия Семёновна скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около г. по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с. Дивееве , где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. Агафия Семёновна поселилась в дер. Осиновке . Через 3 года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия Семёновна отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева , и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В г. заботами матушки было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в ). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань , за частицами мощей - в Киев , за колоколом - в Москву . После освящения всех трех приделов храма (правый - в честь свт. Николая, левый - в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) м. Агафия решила устроить общину. В г. она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с матушкой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками м. Агафии были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия.

Незадолго до кончины матушку посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский , в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра.

Скончалась 13 июня года. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители .

Почитатели м. Александры свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы.

27 сентября года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены , в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии . 6 октября года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ - слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/ благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Кондак, глас 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Литература

  • ЖПодв. Июнь. С. 126-136;
  • Серафим (Чичагов) , архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1;
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905;
  • Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 1985. Серг. П., 1992р;
  • Четвертый удел Богородицы / Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995;
  • Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители / Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997;
  • Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001.

Использованные материалы

  • Н. Н. Крашенинникова. Александра Дивеевская. Православная энциклопедия, т. 1, с. 545-546
  • Статья сайта Седмица.Ru :
    • http://www.sedmitza.ru/text/1268485.html - тропарь

Пре-по-доб-ная Алек-сандра в ми-ре зва-лась Ага-фия Се-ме-нов-на. Про-ис-хо-ди-ла она из ста-рин-но-го ря-зан-ско-го ро-да дво-рян Сте-па-но-вых, из-вест-но-го с се-ре-ди-ны XVI ве-ка. Ро-ди-лась в бла-го-че-сти-вой се-мье Си-мео-на и Па-рас-ке-вы в кон-це 1720-х - на-ча-ле 1730-х го-дов. Отец ра-но умер, и мать са-ма вос-пи-ты-ва-ла ее в ду-хе бла-го-че-стия. Прас-ко-вья Ан-дре-ев-на в юных го-дах вы-да-ла Ага-фию за сы-на со-се-дей-по-ме-щи-ков Мель-гу-но-вых. Яков Мель-гу-нов слу-жил пра-пор-щи-ком в Му-ром-ском пе-хот-ном пол-ку. Ага-фия Се-ме-нов-на недол-го бы-ла за-му-жем. Ее су-пруг ра-но скон-чал-ся (око-ло 1755-56 г.), оста-вив ее с ма-лень-кой до-че-рью на ру-ках. Имея об-шир-ные по-ме-стья и 700 душ кре-стьян, об-ла-дая боль-шим ка-пи-та-лом и бу-дучи в мо-ло-до-сти при-ят-ной на-руж-но-сти и яс-но-го ума, Ага-фия Се-ме-нов-на вы-бра-ла путь слу-же-ния Бо-гу.

По при-ме-ру же-ны род-но-го дя-ди её му-жа, ко-то-рая ов-до-вев, при-ня-ла мо-на-ше-ство в Ря-зан-ском Бо-го-яв-лен-ском мо-на-сты-ре, Ага-фия Се-ме-нов-на со сво-ей до-че-рью от-пра-ви-лась в Ки-ев и по бла-го-сло-ве-нию стар-цев по-сту-пи-ла в Ки-е-во-Фло-ров-ский мо-на-стырь.

Од-на-жды ма-туш-ка Алек-сандра спо-до-би-лась ви-деть Пре-свя-тую Бо-го-ро-ди-цу и слы-шать от Нее та-кие сло-ва: "Это Я, Гос-по-жа и Вла-ды-чи-ца твоя, Ко-то-рой ты все-гда мо-лишь-ся. Я при-шла воз-ве-стить те-бе во-лю Мою: так те-бе ныне гла-го-лю: иди в зем-лю, ко-то-рую Я по-ка-жу те-бе. Иди на се-вер Рос-сии и об-хо-ди все ве-ли-ко-рус-ские ме-ста свя-тых оби-те-лей Мо-их, и бу-дет ме-сто, где Я ука-жу те-бе окон-чить бо-го-угод-ную жизнь, и про-слав-лю Имя Мое там, ибо в ме-сте жи-тель-ства тво-е-го Я ос-ную оби-тель ве-ли-кую Мою, на ко-то-рую низ-ве-ду все бла-го-сло-ве-ния Бо-жии и Мои, со всех трех жре-би-ев Мо-их на зем-ле: Иве-рии, Афо-на и Ки-е-ва. Иди же в путь твой, и бла-го-дать Бо-жия непре-стан-но да бу-дут с то-бою!" Оч-нув-шись, мать Алек-сандра со-об-щи-ла о ви-де-нии сво-е-му ду-хов-но-му от-цу, за-тем дру-гим от-цам Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ры. Мать Алек-сандра про-си-ла их разо-брать, что за ви-де-ния удо-сто-и-лась она. Но свя-тые стар-цы еди-но-глас-но ре-ши-ли, что ви-де-ние Ца-ри-цы Небес-ной бы-ло ис-тин-ное и что мать Алек-сандра удо-сто-и-лась быть из-бран-ни-цей Бо-жи-ей Ма-те-ри во все-лен-ной. Стар-цы по-со-ве-то-ва-ли ма-те-ри Алек-сан-дре скрыть свое по-стри-же-ние и под преж-ним име-нем вдо-вы-под-по-ру-чи-цы Ага-фии Се-ме-нов-ны Мель-гу-но-вой пу-стить-ся в путь, ука-зан-ный ей Бо-го-ма-те-рью. Све-де-ния о том, где и сколь-ко вре-ме-ни стран-ство-ва-ла мать Алек-сандра, утра-ти-лись с го-да-ми.

В 1760 г. шла она из г. Му-ро-ма в Са-ров-скую пу-стынь. Не до-хо-дя 12 верст, мать Алек-сандра оста-но-ви-лась на от-дых в се-ле Ди-ве-е-во. Она вы-бра-ла се-бе ме-стом от-ды-ха лу-жай-ку у за-пад-ной сте-ны неболь-шой де-ре-вян-ной церк-ви. Уста-лая, она усну-ла си-дя и в лег-кой дре-мо-те удо-сто-и-лась уви-деть Бо-жию Ма-терь и услы-ша-ла от Нее сле-ду-ю-щее: «Вот то са-мое ме-сто, ко-то-рое Я по-ве-ле-ла те-бе ис-кать на се-ве-ре Рос-сии, и вот здесь жи-ви и уго-ждай Гос-по-ду Бо-гу до кон-ца дней тво-их, и Я все-гда бу-ду с то-бою и все-гда бу-ду по-се-щать ме-сто это. И, как звез-ды небес-ные и как пе-сок мор-ской, умно-жу Я тут слу-жа-щих Гос-по-ду Бо-гу и ве-ли-ча-ю-щих Ме-ня, Ма-терь Све-та, и Сы-на Мо-е-го Иису-са Хри-ста!» Ко-гда ви-де-ние окон-чи-лось, мать Алек-сандра просну-лась и по-шла до Са-ров-ской пу-сты-ни в ве-ли-кой ра-до-сти.

Об-ще-жи-тель-ная Са-ров-ская пу-стынь про-из-ве-ла силь-ное впе-чат-ле-ние на мать Алек-сан-дру. Стро-гое бла-го-чи-ние, про-дол-жи-тель-ная цер-ков-ная служ-ба, про-сто-та, убо-гость и су-ро-вость мо-на-ше-ству-ю-щих, ста-рин-ное стол-по-вое пе-ние по чи-ну Афон-ской Го-ры, ску-дость пи-щи и вся об-ста-нов-ка вос-хи-ти-ли ду-шу ма-те-ри Алек-сан-дры.

По-зна-ко-мив-шись со стар-ца-ми, Ага-фия Се-ме-нов-на от-кры-ла им ду-шу свою и по-про-си-ла от них со-ве-та и вра-зум-ле-ния.

Са-ров-ские стар-цы по-со-ве-то-ва-ли ей все-це-ло пре-дать-ся во-ле Бо-жи-ей и ис-пол-нять все ука-зан-ное Ца-ри-цей Небес-ной. Ма-туш-ка Алек-сандра, по-слуш-ная во-ле и ука-за-нию Ца-ри-цы Небес-ной, со-би-ра-лась пе-ре-ехать на жи-тель-ство в Ди-ве-е-во. Но се-ло Ди-ве-е-во бы-ло то-гда весь-ма неудоб-но для жиз-ни мо-на-хи-ни, ищу-щей мо-лит-вен-но-го по-коя. По-сто-ян-ный шум от боль-шо-го чис-ла ра-бо-чих на от-кры-тых здесь за-во-дах, до-бы-вав-ших же-лез-ную ру-ду, ссо-ры, дра-ки, раз-бои - все это при-да-ва-ло мест-но-сти осо-бый ха-рак-тер, непри-яз-нен-ный для все-го мир-но-го, свя-то-го и бо-же-ствен-но-го. Кро-ме то-го, с ней бы-ла ма-ло-лет-няя дочь, для ко-то-рой бы-ли необ-хо-ди-мы неко-то-рые жиз-нен-ные усло-вия. По-это-му са-ров-ские стар-цы по-со-ве-то-ва-ли ма-те-ри Алек-сан-дре, чтобы ис-пол-нить во-лю Бо-го-ма-те-ри, по-се-лить-ся в двух вер-стах от Ди-ве-е-ва, в де-ревне Оси-нов-ка.

Ага-фия Се-ме-нов-на по-се-ли-лась в де-ревне Оси-нов-ка. Здесь вско-ре за-бо-ле-ла и скон-ча-лась ее 9- или 10-лет-няя дочь. Это про-изо-шло око-ло 1764 г. Мать Алек-сандра уви-де-ла в смер-ти сво-ей един-ствен-ной до-че-ри еще од-но ука-за-ние Бо-жие и под-твер-жде-ние до-сто-вер-но-сти все-го воз-ве-щен-но-го ей Ца-ри-цей Небес-ной. По-рва-лось по-след-нее зве-но, свя-зы-ва-ю-щее ее с ми-ром.

То-гда Ага-фия Се-ме-нов-на ре-ши-ла от-ре-шить-ся от все-го сво-е-го иму-ще-ства и окон-ча-тель-но рас-по-ря-дить-ся сво-и-ми име-ни-я-ми. Для это-го она от-пра-ви-лась в свои по-ме-стья.

Нема-ло вре-ме-ни по-тре-бо-ва-лось ей для устрой-ства дел. В 1766-1767 гг. она про-да-ла все свои ря-зан-ские име-ния. Она осво-бо-ди-лась от вся-ких зем-ных за-бот и зна-чи-тель-но уве-ли-чи-ла свой и без то-го боль-шой ка-пи-тал. За-тем она часть ка-пи-та-ла по-ло-жи-ла вкла-да-ми в мо-на-сты-ри и церк-ви для по-ми-но-ве-ния ро-ди-те-лей, до-че-ри и род-ных, а глав-ное, по-спе-ши-ла на по-мощь ту-да, где на-до бы-ло по-стро-ить хра-мы Бо-жии.

Ага-фия Се-ме-нов-на вер-ну-лась в Ди-ве-е-во в кон-це 1767 г. Са-ров-ские стар-цы бла-го-сло-ви-ли ей по-се-лить-ся у при-ход-ско-го ди-ве-ев-ско-го свя-щен-ни-ка Ва-си-лия Дер-те-ва, жив-ше-го вдво-ем с же-ной. Ему бы-ло око-ло 40 лет (1727 го-да рож-де-ния), но он был уже из-ве-стен в окру-ге сво-ей ду-хов-ной жиз-нью. На его дво-ре Ага-фия Се-ме-нов-на вы-стро-и-ла се-бе кел-лию и про-жи-ла в ней 20 лет, со-вер-шен-но за-быв свое про-ис-хож-де-ние и неж-ное вос-пи-та-ние.

В ду-хов-ных во-про-сах мать Алек-сандра во всем со-ве-то-ва-лась с Са-ров-ски-ми стар-ца-ми. Она очень по-чи-та-ла стар-ца На-за-рия, игу-ме-на Ва-ла-ам-ско-го. Его жи-во-пис-ный порт-рет ви-сел в кел-лии ма-туш-ки Алек-сан-дры, и она каж-до-днев-но при вся-ком де-ле ему кла-ня-лась. Впо-след-ствии она ста-ла об-ра-щать-ся к са-ров-ским по-движ-ни-кам иеро-мо-на-хам Па-хо-мию и Ис-а-ии.

В то вре-мя в Ди-ве-е-ве был при-ход-ской де-ре-вян-ный храм во имя свя-то-го пер-во-му-че-ни-ка и ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на. Он был хо-лод-ный, пред-на-зна-чен-ный для слу-же-ния толь-ко в теп-лое вре-мя го-да. Ма-туш-ка Алек-сандра с бла-го-сло-ве-ния са-ров-ских стар-цев за-ня-лась бла-го-устрой-ством ди-ве-ев-ской церк-ви. Сна-ча-ла она при-сту-пи-ла к ре-мон-ту глав-ной ча-сти Сте-фа-нов-ской церк-ви, а за-тем при-стро-и-ла при-дел во имя свя-ти-те-ля и чу-до-твор-ца Ни-ко-лая, ко-то-рый был освя-щен в 1772 г., а так-же теп-лый при-дел во имя Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, освя-щен-ный в 1775 г.

Во вре-мя неустан-ной мо-лит-вы Бо-го-ро-ди-ца от-кры-ла ма-туш-ке Алек-сан-дре, что сле-ду-ет оза-бо-тить-ся о по-стро-е-нии ка-мен-ной при-ход-ской церк-ви в честь Ка-зан-ской Ее ико-ны. Са-ров-ские стар-цы с от-цом Па-хо-ми-ем, по-мо-лив-шись, бла-го-сло-ви-ли пра-вед-ни-цу на по-стро-е-ние церк-ви. Ко-гда бы-ло по-лу-че-но раз-ре-ше-ние, ма-туш-ка Алек-сандра при-сту-пи-ла к по-строй-ке хра-ма на том са-мом ме-сте, где яви-лась ей Ца-ри-ца Небес-ная.

Вре-мя по-стро-е-ния хра-ма бы-ло тре-вож-ным для Рос-сии. В 1773 г. в По-вол-жье на-ча-лось кро-ва-вое и же-сто-кое пу-га-чев-ское вос-ста-ние. В ав-гу-сте 1774 г. был взят го-род Тем-ни-ков, и опас-ность вплот-ную при-бли-зи-лась к Са-ро-ву и Ди-ве-е-ву. Ко-гда Ага-фия Се-ме-нов-на умо-ля-ла Гос-по-да и Ца-ри-цу Небес-ную об из-бав-ле-нии их края от это-го зло-дея, рав-но как и от по-сле-до-вав-ше-го за-тем го-ло-да, ей бы-ло от-кры-то, что гнев Бо-жий ми-ну-ет их. Дей-стви-тель-но, пу-га-чев-ские от-ря-ды не до-шли до Ди-ве-е-ва.

Мать Алек-сандра по со-ору-же-нии хра-ма ез-ди-ла в го-род Ка-зань, где по-лу-чи-ла вер-ней-ший спи-сок с чу-до-твор-ной Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, и в го-род Ки-ев ис-про-сить для церк-ви ча-сти-цы свя-тых мо-щей. Мо-щи ей вло-жи-ли в се-реб-ря-ный и по-зо-ло-чен-ный крест.

Со-хра-ни-лось пре-да-ние, что ма-туш-ка Алек-сандра дол-го ду-ма-ла, ко-му по-свя-тить при-дел с пра-вой сто-ро-ны, и всю ночь мо-ли-лась, про-ся Гос-по-да, да вра-зу-мит Он ее. Гос-подь услы-шал мо-лит-ву.

Во вре-мя ноч-ной мо-лит-вы слы-шит она стук в ок-но и го-лос: «Ты недо-уме-ва-ешь, в чье имя устро-ить при-дел? Со-здай его во имя мое». - «Кто ты?» - в стра-хе во-про-си-ла ма-туш-ка Алек-сандра. «Я - апо-стол пер-во-му-че-ник ар-хи-ди-а-кон Сте-фан!» - от-ве-чал го-лос и за-молк, а утром, на рас-све-те, на том са-мом окне, в ко-то-рое был стук но-чью, ма-туш-ка на-шла об-раз свя-то-го апо-сто-ла и пер-во-му-че-ни-ка ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на. Он был на-пи-сан на длин-ном и уз-ком брус-ке (об-руб-ке), очень ста-рин-но-го пись-ма. Сна-ча-ла он хра-нил-ся в церк-ви, а за-тем в кел-лии ма-туш-ки Алек-сан-дры.

Ка-зан-ский храм был освя-щен от-цом Па-хо-ми-ем в на-ча-ле 1780 г.

Боль-шую часть сво-е-го ка-пи-та-ла Ага-фия Се-ме-нов-на по-жерт-во-ва-ла в Са-ров-скую пу-стынь. Ее вклад в стро-и-тель-ство Успен-ско-го со-бо-ра в Са-ро-ве, на-ча-то-го в 1770 г. и от-ло-жен-но-го в го-лод-ные го-ды, поз-во-лил за-вер-шить по-строй-ку. Пре-по-доб-ный сви-де-тель-ство-вал, что «со-бор со-ору-жен усер-ди-ем ма-туш-ки Алек-сан-дры».

Ми-ло-сты-ня ма-те-ри Алек-сан-дры бы-ла все-гда тай-ная; она слу-жи-ла всем, чем толь-ко уме-ла и на-сколь-ко мог-ла.

Она по-мо-га-ла мно-гим де-ви-цам-си-ро-там в ми-ру: чтобы со-блю-сти их чи-сты-ми от гре-ха, на-де-ля-ла их при-да-ным, и они мог-ли вый-ти за-муж. Бед-ным неве-стам Ага-фия Се-ме-нов-на вы-ши-ва-ла го-лов-ные убо-ры - со-ро-ки и кра-си-вые по-ло-тен-ца.

В те-че-ние 12 лет со вре-ме-ни окон-ча-ния бла-го-устрой-ства де-ре-вян-ной церк-ви в празд-ни-ки и вос-крес-ные дни Ага-фия Се-ме-нов-на ни-ко-гда не ухо-ди-ла из церк-ви пря-мо до-мой, но по окон-ча-нии ли-тур-гии все-гда оста-нав-ли-ва-лась на цер-ков-ной пло-ща-ди и по-уча-ла кре-стьян, го-во-ря им о хри-сти-ан-ских обя-зан-но-стях и о до-стой-ном по-чи-та-нии празд-нич-ных и вос-крес-ных дней.

Внеш-ность ма-туш-ки Алек-сан-дры из-вест-на со слов ее по-слуш-ни-цы Ев-до-кии: «Одеж-да Ага-фии Се-ме-нов-ны бы-ла не толь-ко про-стая и бед-ная, но и мно-го-швей-ная, и при-том зи-мою и ле-том од-на и та же; на го-ло-ве она но-си-ла хо-лод-ную чер-ную круг-лень-кую шер-стя-ную ша-поч-ку, опу-шен-ную за-ячьим ме-хом, по-то-му что она ча-сто стра-да-ла го-лов-ною бо-лью. На поле-вые ра-бо-ты хо-ди-ла в лап-тях, а под ко-нец сво-ей жиз-ни ха-жи-ва-ла уже в хо-лод-ных са-пож-ках. Ма-туш-ка Ага-фия Се-ме-нов-на бы-ла сред-не-го ро-ста, ви-да ве-се-ло-го; ли-цо у нее бы-ло круг-лое, бе-лое, гла-за се-рые, нос ко-рот-кий, лу-ко-вич-кою, ро-тик неболь-шой, во-ло-сы в мо-ло-до-сти бы-ли свет-ло-ру-сые, ли-цо и руч-ки - пол-ные».

За шесть ме-ся-цев до кон-чи-ны ма-туш-ки Алек-сан-дры на-ста-ло вре-мя устро-ить мо-на-ше-скую об-щи-ну, чтобы ис-пол-нить все при-ка-зан-ное Бо-жи-ей Ма-те-рью. К это-му пред-ста-вил-ся осо-бый слу-чай. В 1788 г. од-на из по-ме-щиц се-ла Ди-ве-е-ва, гос-по-жа Жда-но-ва, на-слы-шав-шись об Ага-фии Се-ме-новне, же-лая по-усерд-ство-вать осу-ществ-ле-нию бла-го-го де-ла, по-жерт-во-ва-ла ей 1300 квад-рат-ных са-жен сво-ей зем-ли ря-дом с цер-ко-вью. По со-ве-ту Са-ров-ских стар-цев и с раз-ре-ше-ния епар-хи-аль-но-го на-чаль-ства мать Алек-сандра по-стро-и-ла на этой зем-ле три кел-лии с на-двор-ным стро-е-ни-ем и огра-ди-ла про-стран-ство де-ре-вян-ной огра-дой; од-ну кел-лию за-ня-ла са-ма, дру-гую предо-ста-ви-ла для от-ды-ха стран-ни-кам, иду-щим через Ди-ве-е-во в Са-ров, и тре-тью пред-на-зна-чи-ла для при-гла-шен-ных жить трех по-слуш-ниц.

Мать Алек-сандра до кон-ца сво-их дней ве-ла жизнь бо-го-угод-ную, по-движ-ни-че-скую, крайне су-ро-вую, в по-сто-ян-ном тру-де и мо-лит-ве, управ-ляя сест-ра-ми в ду-хе кро-то-сти. Стро-го ис-пол-няя все труд-но-сти Са-ров-ско-го уста-ва, она во всем ру-ко-вод-ство-ва-лась со-ве-та-ми от-ца Па-хо-мия.

Са-ров-ский устав в ос-но-ве сво-ей имел пра-ви-ло, ко-то-рое дал Ан-гел Гос-по-день пре-по-доб-но-му , учре-ди-те-лю ино-че-ско-го об-ще-жи-тия, со-сто-я-щее из пред-на-чи-на-тель-ных мо-литв, 50-го псал-ма, ста Иису-со-вых мо-литв и от-пу-ста. Та-ких мо-ле-ний над-ле-жа-ло со-вер-шить по чис-лу су-точ-ных ча-сов: две-на-дцать днем и две-на-дцать но-чью.

Так-же в Са-ро-ве по-ла-га-лась об-щая ве-чер-няя мо-лит-ва: ве-чер-ня с ка-но-ном Бо-жи-ей Ма-те-ри из Ок-то-и-ха и ка-но-ном дня неде-ли. По-сле по-ве-че-рия бра-тия слу-ша-ла ве-чер-нее пра-ви-ло с тре-мя ка-но-на-ми: Иису-су Слад-чай-ше-му, Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це с ака-фи-стом и Ан-ге-лу Хра-ни-те-лю. Через час по-сле об-щей тра-пезы бра-тия со-би-ра-лась для сов-мест-но-го ис-пол-не-ния пя-ти-со-тен-но-го ке-лей-но-го пра-ви-ла со мно-ги-ми зем-ны-ми по-кло-на-ми и без-молв-ны-ми мо-лит-ва-ми, за-тем чи-та-лось по-уче-ние из кни-ги пре-по-доб-но-го , по-мян-ник и мо-лит-вы на сон гря-ду-щий. В кон-це - вза-им-ное про-ще-ние бра-тии. Мо-лит-вы с по-кло-на-ми по-ла-га-лось про-из-но-сить неспеш-но и чин-но, преж-де про-из-но-ся мо-лит-ву, а по-том де-лая по-клон.

Ве-ли-кая ста-ри-ца, мать Алек-сандра с осо-бен-ным ува-же-ни-ем об-ра-ща-лась к еще юно-му в то вре-мя по-слуш-ни-ку, мо-на-ху и за-тем иеро-ди-а-ко-ну Се-ра-фи-му, про-ви-дя в нем ис-пол-ни-те-ля на-ча-то-го ею Бо-жия де-ла.

В июне 1789 г., пред-чув-ствуя при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, мать Алек-сандра по-же-ла-ла вос-при-ять на се-бя ве-ли-кий Ан-гель-ский об-раз. Отец Ис-а-ия, при-быв в Ди-ве-е-во, по-стриг ее в схи-му и на-рек ей имя Алек-сан-дры.

Через несколь-ко дней по-сле по-стри-га отец Па-хо-мий с каз-на-че-ем от-цом Ис-а-и-ей и иеро-ди-а-ко-ном Се-ра-фи-мом от-пра-ви-лись по при-гла-ше-нию в се-ло Ле-меть, на-хо-дя-ще-е-ся в ше-сти вер-стах от ны-неш-не-го го-ро-да Ар-да-то-ва Ни-же-го-род-ской об-ла-сти, на по-хо-ро-ны бла-го-де-те-ля по-ме-щи-ка Алек-сандра Со-лов-це-ва и за-еха-ли по до-ро-ге в Ди-ве-е-во на-ве-стить ма-туш-ку Алек-сан-дру.

Она бы-ла боль-на и, по-лу-чив от Гос-по-да из-ве-ще-ние о ско-рой кон-чине сво-ей, про-си-ла от-цов-по-движ-ни-ков осо-бо-ро-вать ее. Ве-ли-кие стар-цы с лю-бо-вью со-вер-ши-ли над нею Та-ин-ство Еле-освя-ще-ния. За-тем, про-ща-ясь с ни-ми, мать Алек-сандра от-да-ла от-цу Па-хо-мию по-след-нее, что име-ла, и умо-ля-ла по-ми-нать ее в Са-ро-ве за упо-кой, не остав-лять и не по-ки-дать неопыт-ных по-слуш-ниц ее, а так-же по-пе-чись в свое вре-мя об оби-те-ли, обе-то-ван-ной ей Ца-ри-цей Небес-ной.

Стар-цы про-сти-лись, уеха-ли, а див-ная ста-ри-ца, схи-мо-на-хи-ня Алек-сандра, скон-ча-лась 13 июня, в день свя-той му-че-ни-цы Аки-ли-ны, в воз-расте не бо-лее 60 лет.

Отец Се-ра-фим в ду-хов-но-на-зи-да-тель-ных бе-се-дах сво-их с при-хо-дя-щи-ми ча-сто го-во-рил: «Ма-туш-ка Ага-фия Се-ме-нов-на ве-ли-кая же-на и всем нам бла-го-тво-ри-тель-ни-ца бы-ла и столь изоби-ло-ва-ла бла-го-да-тию Бо-жи-ею, ска-жу вам, что удо-сто-и-лась да-ра ду-хов-но-го, имея слез ис-точ-ник непре-стан-ный та-кой, что в быт-ность ее здесь, в Са-ро-ве, во вре-мя служб цер-ков-ных, ко-гда она ста-но-ви-лась в теп-лом со-бо-ре, про-тив чу-до-твор-ной ико-ны Жи-во-нос-но-го Ис-точ-ни-ка, из глаз ее тек-ли не сле-зы, а ис-точ-ни-ки слез, точ-но она са-ма со-де-лы-ва-лась то-гда бла-го-дат-ным ис-точ-ни-ком этих слез! Ве-ли-кая и свя-тая же-на бы-ла она, ма-туш-ка Ага-фия Си-мео-нов-на, вель-ми ве-ли-кая и свя-тая!»

Отец Се-ра-фим пред-ре-кал, что со вре-ме-нем, по Бо-жи-е-му из-во-ле-нию, долж-ны в оби-те-ли по-чи-вать от-кры-ты-ми свя-тые мо-щи ма-те-ри Алек-сан-дры, и при-ка-зы-вал всем каж-дый день утром и ве-че-ром хо-дить и кла-нять-ся ее мо-ги-ле, про-из-но-ся при этом: «Гос-по-жа на-ша и мать, про-сти ме-ня и бла-го-сло-ви! По-мо-лись, чтобы и мне бы-ло про-ще-но, как ты про-ще-на, и по-мя-ни ме-ня у Пре-сто-ла Бо-жия!»

По-сле за-кры-тия Ди-ве-ев-ско-го мо-на-сты-ря в 1927 г. кел-лия ма-туш-ки Алек-сан-дры, как и мо-ги-ла ее, бы-ли уни-что-же-ны, и на их ме-сте устро-е-на пло-щадь, за-ли-тая ас-фаль-том.

Жи-те-ли се-ла Ди-ве-е-ва хра-ни-ли бла-го-дар-ную па-мять о пер-во-на-чаль-ни-це оби-те-ли и в те-че-ние по-чти 200 лет от-ме-ча-ли ее дни па-мя-ти по-ми-наль-ны-ми обе-да-ми.

В 1991 г. по-сле про-из-ве-ден-ных ар-хео-ло-ги-че-ских рас-ко-пок мо-ги-ла ма-туш-ки Алек-сан-дры бы-ла вос-ста-нов-ле-на по уцелев-ше-му под ас-фаль-том фун-да-мен-ту ча-сов-ни, а так-же мо-ги-лы по-хо-ро-нен-ных ря-дом с ней схи-мо-на-хи-ни Мар-фы и мо-на-хи-ни Еле-ны. На мо-ги-лах бы-ли уста-нов-ле-ны де-ре-вян-ные кре-сты.

Чест-ные мо-щи пер-во-на-чаль-ни-цы ма-туш-ки Алек-сан-дры бы-ли об-ре-те-ны в празд-ник Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня 26-27 сен-тяб-ря 2000 г., пе-ре-не-се-ны в цер-ковь Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, где и по-чи-ва-ют, как пред-ска-зал ве-ли-кий ста-рец пре-по-доб-ный Се-ра-фим.

В 2000 г. пре-по-доб-ная Алек-сандра Ди-ве-ев-ская бы-ла про-слав-ле-на в ли-ке мест-но-чти-мых свя-тых Ни-же-го-род-ской епар-хии, а опре-де-ле-ни-ем Ар-хи-ерей-ско-го Со-бо-ра 2004 г. она бы-ла при-чис-ле-на к ли-ку об-ще-цер-ков-ных свя-тых.

Молитвы

Тропарь преподобной Александре Дивеевской

Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.

Перевод: Раба Христова и избранница Пречистой Его Матери, Киевского удела Ее жительница и молитвенница, земли Ее обетованной искательница, Дивеевского монастыря первая руководительница и создательница, молись о нас, Александра преподобная, да спасет нас Пресвятая Богородица и помилует , да избавимся мы от адских мук и наследуем райское блаженство.

Кондак преподобной Александре Дивеевской

Преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, любо́вь двуеди́ную к Бо́гу и бли́жним твои́м стяжа́ла еси́ и избра́нницею Бо́жией Ма́тери яви́лася. Ея́же после́дний уде́л в земли́ Росси́стей обрела́ еси́, и Диве́евскою первонача́льницею ста́ти сподо́бившися, вели́кому Серафи́му печа́ловатися о нем завеща́ла еси́. Зде́ же и поко́ишися с ним. Ны́не моле́ния на́ша приими́ и ко Го́споду вознеси́, да поми́лует ны.

Перевод: Преподобная мать Александра, любовь к Богу и одновременно к ближним твоим ты и явилась избранницей Божией Матери. Ее же последний удел в Российской земле ты обрела и, удостоившись стать Дивеевской первой руководительницей, великому завещала заботиться о нем. Здесь же и покоишься с ним. Сейчас моления наши прими и ко Господу вознеси, да помилует нас. Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва преподобной Александре Дивеевской

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Алекса́ндро, Диве́евская первона́чальнице и похвало́, ве́ру несумне́нную дела́ми богоуго́дными яви́вшая, во исполне́ние обетова́ния Богоро́дицы в труде́х и по́двизех непреста́нных неле́стно потруди́вшаяся, и в благоустрое́нии земли́ святы́я Ея́ все име́ние и житие́ твое́ ижди́вшая, проро́чество Цари́цы Небе́сныя в насле́дие избра́ннику Ея́ саро́вскому пред кончи́ною твое́ю пра́ведною вве́рившая, и ду́шу твою́, сами́м Го́сподом предочи́щенную, в ру́це Бо́жии преда́вшая, моли́ся за ны, малове́рныя и неради́выя, да и мы присту́пим к до́брому де́ланию с пра́вою ве́рою, в терпе́нии содева́я свое́ спасе́ние, за Златоу́стом взыва́юще в печа́ли и ра́дости, ско́рби и утеше́нии: сла́ва Бо́гу за вся́. Ами́нь.

mob_info