Патриарх тихон анафема советской власти. Анафема сталину и послание патриарха тихона

Ника Кравчук

8 интересных фактов из жизни Патриарха Тихона

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай — безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.

1. Потомственный священник, «Архиерей» и «Патриарх»

Родился Василий Беллавин, будущий глава Русской Православной Церкви, на Псковщине, в селе Клин. Его отец, Иоанн, был потомственным священником. Неудивительно, что в девять лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище, затем — в Псковскую духовную семинарию. Во время учебы друзья-семинаристы прозвали его «Архиереем». После окончания семинарии учился в Санкт-Петербургской духовной академии. В этом учебном заведении друзья шутя называли его «Патриархом». Спустя 29 лет после окончания учебы Василий Беллавин станет… Патриархом Тихоном.

2. Любимый епископ Люблинский

26 декабря 1891 года Василий Беллавин принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского), вскоре его рукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.

Будущий глава РПЦ несколько лет прослужил в Польше. Сначала он был инспектором, а затем и ректором Холмской духовной семинарии. Через пять (по некоторым данным — семь) лет его рукоположили в епископа Люблинского.

Молодого архиерея полюбили не только православные, но и греко- и римо-католики. Согласно свидетельствам очевидцев, когда епископа переводили на другую кафедру, паства никак не хотела его отпускать. Плакали и сожалели не только православные, но и христиане других конфессий. Они сняли поездную обслугу, а некоторые даже легли на рейсы, чтобы только не увезли их любимого епископа. И только когда будущий патриарх Тихон попросил верующих не мешать тому, что должно произойти, они успокоились.

3. Североамериканский епископ

В сентябре 1898 святой стал епископом Алеутским и Аляскинским , поэтому на протяжении следующих девяти лет укреплял православие в Америке. За это время ему удалось построить много храмов, открыть духовные семинарии, поддержать перевод богослужебных книг и переход инославных в православие.

В 1905 епископа Тихона возвели в архиепископы. В этом же году он перенес кафедру с Сан-Франциско в Нью-Йорк, где к тому времени уже воздвигли Свято-Николаевский собор. Также в 1905-м владыка освятил Свято-Троицкий храм в канадском Виннипеге и открыл первую в Америке духовную семинарию.

Будущий патриарх Тихон благословил строительство первого в США православного монастыря с школой-приютом для сирот. Также владыка всячески поддерживал христиан в Америке. Его деятельность и благочестивый пример вдохновили 32 греко-католических общины на переход в православие.

4. Архиепископ Ярославский и Ростовский, Виленский и Литовский

В 1907 году владыка вернулся в Россию и стал архиепископом Ярославским и Ростовским. Через пять лет его перевели на Виленскую кафедру, но перед этим городская власть Ярославля почтила его титулом «Почётного гражданина города Ярославля». Что характерно, это был фактически единичный случай, когда епископа избирали почетным гражданином.

Служение на Виленской кафедре прервала Первая мировая — владыку эвакуировали в Москву. Но где бы он ни был, его везде окружали люди. Говорят, что за благословением к нему обращались не только православные, но и католики и староверы.

5. Святитель Московский

Падение монархии изменило историю русского православия. В мае 1917 года появилась возможность выбирать правящих архиереев. Так владыка Тихон стал епископом Московским и Коломенским , а через три месяца — митрополитом.

6. Патриарх Московский

Сложно найти плюсы для православной Церкви после установления советской власти. Но все же одно преимущество было — собрание Поместного Собора, на котором и приняли решение восстановить патриаршество.

Среди трех фаворитов по промыслу Божьему избрали одного. А произошло это так. 18 ноября 1917 в Храме Христа Спасителя отслужили Литургию и молебен, затем перед Владимирской иконой Богородицы старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий — «митрополит Тихон». Так митрополит Московский стал Патриархом.

7. Грядущий за истиной

В январе 1918 святитель Тихон огласил анафему безумцам, затеявшим гонение на Церковь. Хотя в «Воззвании» не было конкретного указания на большевиков, считается, что именно против них и выступил Патриарх.

Также он открыто засудил расстрел императорской семьи и то, что Исполнительный комитет признал это законным.

В принципиальных вопросах он отстаивал свою позицию, в менее важных — иногда шел на компромисс со властью.

Правда, советы видели в нем своего противника, поэтому всячески старались от него избавиться. Более года Патриах провел в тюрьме. Дважды на него покушались (во время второй попытки погиб келейник святителя). Но даже после всего пережитого Патриарх Тихон продолжал служить и принимать людей.

На Благовещение, 7 апреля 1925 года, он отошел к Богу. По официальной версии, 60-летний Патриарх умер от сердечной недостаточности. Но многие считают, что святителя отравили. Патриарх предчувствовал свою кончину, поэтому за несколько часов до смерти сказал:

Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная.

8. Всенародный патриарх

По воспоминаниям очевидцев, проститься с Патриархом приходили толпы людей — около миллиона верующих — и это в советское время!

На отпевании многотысячная толпа в Донском монастыре и возле обители пела хором. Это было фактически всенародное прославление. Официально святого канонизировала сначала РПЦ за границей — это произошло в 1981 году. Спустя восемь лет РПЦ также причислила Патриарха Тихона к лику святых. Тогда еще никто не знал, где точно находятся мощи святого.

Но в 1992 году неизвестные подожгли Малый собор Донского монастыря. Во время восстановления храма обрели мощи святителя Тихона. В наше время они выставлены для всеобщего поклонения в Большом соборе этой же обители.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, .

Трагизм прошлого замалчивается

За последние два десятилетия после падения атеистического режима, по воле Божией, в нашей стране, наряду с массовым открытием храмов, возникновением некоторого количества учебных учреждений, стали также публиковаться книги и документы. Из вновь публикуемых документов и новых исследований стала все более подробно выявляться небывалая картина ужасающих преследований, обрушившихся на Русскую Церковь и на весь русский народ в течение ряда десятилетий.

Но странное явление: чем больше появляется вновь открытых и построенных храмов и чем больше написано книг – тем меньше люди знают о своем недавнем прошлом. Эпоха гонений становится уделом специалистов-историков, как будто речь идет о чем-то доисторическом, а не о буквально вчерашних трагических событиях, имеющих колоссальное значение для всего будущего нашего народа.

Но человек, не знающий своей истории – слеп. Не понимать, что прошлое и будущее неразрывно связаны – значит примитивно мыслить. События эпохи гонений должны по-настоящему и всесторонне изучаться во всех школах и получать в учебниках достойную оценку. Однако происходит обратное – трагизм прошлого замалчивается, новое поколение растет в уверенности, что советское время было прямо-таки каким-то замечательным периодом благополучия, успехов… Официальная пропаганда успешно действует, демонстрируя толерантное, предупредительно-изысканное отношение к коммунистической партии как к уважаемому, достойному партнеру… Общественная психология такова, что если каждый день белое называть черным, а черное белым, то множество людей в конце концов так и начинают думать. Советская эпоха это как раз и подтвердила блестяще.

Чтобы не быть обманутым, нужно иметь хорошее образование. Но сейчас речь идет у нас о главном, что происходило в нашей стране после 1917 года.

В 1918 году 19 января по старому стилю направил всем верующим Послание о неслыханном гонении, обрушившимся на Русскую Церковь. Это было извещательное окружное Послание в начале тяжелых испытаний с призывом к верующим сплотиться вокруг Матери-Церкви и с самым резким осуждением гонителей. Это историческое Послание раз и навсегда дает церковную оценку гонения, равного по силе гонениям раннехристианского времени, на Русскую Церковь, а с нею и на весь народ. О гонителях, погромщиках храмов и убийцах, сказано:

«Остановитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы … это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас , если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «изымите злаго от вас самих» (1 Кор. 5, 13)».

Далее перечисляются основные преступления гонителей: разгром и уничтожение храмов, в том числе расстрел храмов Кремля; кощунства, отвержение таинств, захват храмов и обителей, «которые объявляются каким-то народным достоянием»; уничтожение православных школ, «которые … обращаются в училища безверия или даже в рассадники безнравственности»; захват имущества «под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»; широчайший обман народа: «власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над святою Церковью Православной».

Захватчики именуются в Послании также «безбожными властелинами тьмы века сего». В заключение Послание призывает всех верующих становиться в ряды «духовных борцов» и выражает твердое упование, «что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова…».

Победили ли коммунисты?

Кто же эти злодеи, творящие, согласно Посланию, сатанинские дела? Они нам хорошо известны. Это – Ленин и все прочие деятели новой власти. Не называя их, Послание ясно указывает на власть, обещавшую право, правду, свободу, порядок, но творящую прямо противоположное.

Не случайно Послание получило в православном народе название « советской власти». Эта новая власть, совершившая вооруженный переворот в октябре 1917 года (так называемая «Октябрьская революция») и только что силой разогнавшая Учредительное Собрание, состояла из большевиков (коммунистов) и отчасти из левых эсеров, с которыми большевики вскоре покончили. Таким образом, именно большевики (коммунисты) в первую очередь анафематствованы Патриархом Тихоном и, что особенно важно, эта анафема подтверждена заседавшим в то время Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Поэтому анафема, наложенная Патриархом на гонителей, становится соборным деянием, и никем и никогда не может быть отменена (кроме равного соборного решения, что, как очевидно, невозможно). Именно поэтому в Послании указывается, что эти гонители подлежат «страшному проклятию потомства».

Потомство – это мы, современные люди, освободившиеся уже 20 лет назад от их гнета, но до сих пор не осознавшие значения всего происшедшего за время их правления. За 70 лет государственного атеизма, насилия и тоталитаризма люди в немалой степени привыкли к беззаконию как к некоей норме и ему почти не противятся. Каковы могут быть последствия такой нравственной пассивности, понять не трудно.

В наши дни иногда можно даже услышать, что, мол, «коммунисты стали другими». К сожалению, это совсем не так. Современное поколение, конечно, не знает, какова тактика коммунистов, выработанная и Троцким.

Обратите внимание, например, что на съезде РСДРП 1903 года было решено принимать в члены партии верующих рабочих. Это было разрешено потому, что в тот момент это было выгодно, поскольку среди рабочих было много верующих. Но сразу после революции отношение к верующим резко меняется. На праздновании 4-й годовщины Октябрьской революции Ленин заявил: «Мы с религией боремся хорошо!» Уже были убиты тысячи священнослужителей, уже было разрушено множество церквей. А в материалах к Х-й партийной конференции в 1922 году Ленин писал: «Наша главная задача – борьба с религией, но не надо этого выпячивать».

Не надо «выпячивать» – потому что время еще не пришло. Но несколько позже, когда гражданская война уже кончилась и коммунисты вошли в полную силу, они сразу развернули еще более массовый террор против Церкви. В том же 1922 году на секретном заседании советского руководства было решено считать Православную Церковь «последней контрреволюционной партией». Таким образом, Церкви был вынесен смертный приговор.

Террор велся против всех сословий: «уничтожить как класс » – знаменитая формула террора 20-30 годов, о чем нынешняя молодежь не имеет никакого представления. «Как класс» – это значит, всех. Уцелеть могли лишь единицы. Уничтожали как класс аристократию, дворянство, купечество, духовенство, интеллигенцию, зажиточное крестьянство. И все объявлялись «врагами народа». Как? Зачем? Почему? Это, ведь, и есть без малого весь народ!

Но и в послевоенный период, когда классы были уже уничтожены, положение мало изменилось. Продолжали уничтожать всех инициативных, независимо мыслящих. Всю страну покрыли густой сетью концентрационных лагерей, о которых сейчас предпочитают не говорить, а напрасно. Народ должен знать подлинную историю трагического ХХ века. Народ, не знающий своей истории, бессилен и становится игрушкой в чужих руках. Лишь, пожалуй, с конца 70-х годов обстановка стала мало по малу меняться, да и то очень медленно и незначительно.

В народе рождался грустный юмор, например, ходил такой анекдот. На некоем предприятии объявляется общее собрание. Выступает секретарь парторганизации и объявляет: завтра производится всеобщее повешение! Явка обязательна! Ставлю на голосование! Кто против? Против нет! Кто воздержался? Воздержавшихся нет! Принято единогласно! Вопросы есть? – Поднимается чья-то рука: У меня вопрос: веревку с собой приносить, или на месте дадут?

Коммунисты пришли к власти в 1917 году в первую очередь на почве уже распространенного безбожия, а также невежества и несправедливости, всегда царящей в мире. Существовавшее при них мощное государство – так называемый СССР – развилось, с одной стороны, за счет тех возможностей, которые уже были заложены в предшествующее время, при царской власти. Перспективы России были огромны и намного превышали то, что сделали коммунисты за период нахождения у власти. С другой стороны, укрепляя свою мощь, они одновременно буквально гробили и разоряли народ, и в конечном результате мы получили то, что имеем.

Есть ли душа у Ленина?

Известно, как Ленин, еще будучи подростком, сорвал с себя крест и растоптал его ногами. Его последователи – принципиальные богоборцы и, имея власть, вели непримиримую борьбу с Церковью. Но при этом давно замечено, что в коммунизме есть некий собственный религиозный элемент. И это вновь подтверждается.

Недавно на предвыборном съезде компартии «в присутствии» ленинского скульптурного бюста на сцене г-н Зюганов «выдал» Ленину мандат (все же посмертный, естественно) номер один, что было показано по телевидению. Удивительно лишь, почему он ему не поклонился? Зал принял событие с энтузиазмом. Стало быть, верят, что душа Ленина жива. Иначе что может означать сия публичная акция?

И в советское время они твердили, что «Ленин и теперь живее всех живых». Даже называли его «вечно живым» и также выдавали ему мандаты. И еще хорошо звучит, пророчески: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». – И, верно, будет делать свои прежние дела. Но дела совсем не такие, как внушали детям: «Мы знаем, великий Ленин заботлив и ласков был…». Реальные дела были иные.

Так, по поводу событий в Шуе в 1922 году (народ не хотел отдавать церковные сосуды), он требовал: «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». После этого пусть объяснят, что у него теперь за жизнь – там, за гробом?

Кстати, в свое время нельзя было даже и помыслить о таком вопросе: сразу схлопочешь «тюрягу». Теперь время иное. Пока иное. Только что им тут говорить? Они ведь, вслед за своим учителем, выдают себя за атеистов и требуют от всех быть атеистами. Ну, скажут, это, мол, метафора. Но беда в том, что ведь метафора как образный прием скрывает веру в некую особую, внутреннюю реальность, то есть в душу, в вечность, в духов. Так что пусть они признают, что верят в некоего «вечного Ленина», который беспощадно и с предельной жестокостью воюет против Иисуса Христа, Господа нашего.

Вскоре после «вручения» мандата мертвецу и открытия в Уфе памятника Ленину в окружении толпы народа и красных флагов г-н Зюганов отправился в храм Христа Спасителя в Москве, к Поясу Пресвятой Богородицы, о чем также было возвещено в СМИ, причем даже с фотографиями.

Говорят, что он даже берет благословения у священников. Но, как известно, двум богам не служат, ибо одного, сказано, такой человек будет любить, а другого ненавидеть. Какому же богу служит г-н Зюганов? В Св. Писании сказано, что нельзя поклоняться Христу и Велиару. Также нельзя поклоняться одновременно Христу и Ленину.

Однако, как мы уже говорили, в 1903 году можно было принимать в партию верующих, правда только до захвата власти. Это ведь вопрос тактики. У Ленина есть статья «Две тактики социал-демократии», которую в обязательном порядке изучали студенты всех вузов. Там сказано, какой должна быть настоящая, умная тактика борьбы за власть: «В союзе с мелким капиталом уничтожить крупный капитал, а потом уничтожить мелкий капитал», то есть своих союзников. Вступать в союз ради власти можно с любыми «попутчиками», ведь потом их убрать не трудно. Сказано откровенно.

Такая позиция неудивительна: ведь Ленину принадлежит еще одно замечательное определение – что такое нравственность. Оказывается, по этому определению, «нравственно то, что выгодно пролетариату» и никому более. А что выгодно этому непогрешимому пролетариату, определяют, разумеется, коммунисты. А выгодно «экспроприировать экспроприаторов», включая любого мужика, если у него есть лошадь.

Так что, если очень хочется власти, можно даже зайти в храм, раз религия в наши дни популярна: пусть верующие полюбуются.

Можно ли верить обещаниям коммунистов?

Судите сами. Они вновь обещают создать некий рай на земле без Бога, и ничего другого. На самом деле, они лишь стремятся достичь власти и удерживать ее любой ценой, что уже показала история. Как людям им можно доверять лишь при том условии, что они полностью, реально откажутся от ленинской идеологии, в которой изначально заложены идеи богоборчества и предательства, и от всех прочих мало различимых коммунистических вариаций и действенно покаются во всех преступлениях, содеянных их предшественниками.

А пока что близятся выборы, и общественные деятели обсуждают, какая партия сколько наберет голосов. Идет борьба, растет взаимное недоверие. Коммунисты борются за «правду» и обещают выставить огромную армию собственного контроля для отслеживания нарушений.

А в советское время не было никаких партий, кроме коммунистической. Никаких конфликтов и – удивительное дело – все дружно шли на выборы и также дружно, единодушно голосовали за единственную партию. И, представьте себе, голосование всегда было необыкновенно успешным: эта удивительная партия всегда набирала не менее 99 процентов голосов! И вы должны думать, что это получалось благодаря необыкновенной демократичности, мудрости, заботе о гражданах и прочее. При этом голосование всегда было открытым: зачем там всякие кабинки. В чем секрет таких необыкновенных достижений, предоставляю догадаться читателям.

И весь народ пел: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Однако ни одного человека не выпускали за границу без особых собеседований и проверок. Почему-то обо всем этом уже забыли; а может быть, следует помнить?

Канонизация святых новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру Христову, на Соборе 2000 года стала явным подтверждением пророчества св. Патриарха Тихона в его Послании о посрамлении врагов веры силою Креста Господня. Но и сегодня мы не должны забывать о врагах веры.

Кого анафематствовал патриарх Тихон?

Анафема патриарха Тихона наложена не только на тех, кто когда-то сам разрушил храм, а и на всех тех, кто стоит на принципиальной богоборческой, антирелигиозной позиции, на позиции возможного разрушения храмов и убийств людей за веру во Христа. На тех, чье учение и практика призывают к этим преступлениям, к насилию и геноциду по религиозному или по любому другому признаку. Она наложена на всех, кто принимает ленинскую идеологию, на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия .

разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем ») и утверждённоеПоместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князьДмитрий Донской , анафематствованный законнымКиевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемыпрославлен в лике святыхПоместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольскимАфинагором и папой римскимПавлом VI в1964 году вИерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

К чему всЁ это? а вот к чему:


и вот к чему:

Анафематствование Ленина и Сталина.

Мало кому известно, что в 1970 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала Ленина и иже с ним.

Вероятно, еще менее известно, что в 2010 году церковное сообщество митроп. Антония (Орлова) анафематствовало также Ленина и Сталина.

Текст анафемы 1970 г., приводимый ниже, поясняет причину, вызвавшую это церковное мероприятие, а именно протест против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина.

Вторая анафема 2010 года фактически копирует первую, причем, против всякой логики, сохранив в постановлении провозглашение вечной памяти Царю-Мученику и иже с ним, тем временем уже прославленным!

В обоих случаях ссылка делается на анафему Патриарха Тихона, которая, без указаний лиц, касалась всех «безумцев», творящих «поистине дело сатанинское»: «Властью, данную нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Произнесение анафемы с церковного амвона на Ленина и Сталина ставит, однако, вопрос о несовместимости с благочестием озвучения в святом месте зловонных слов.

Анафема 1970 г.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей
19 декабря 1969 г./1 января 1970 г.

Имели суждение: О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рожденія Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин, мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.
Постановили: Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасеніи нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:
1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасеніи державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:
Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.
Хор поет: трижды анафема.
3. Возгласит Вечную Память:
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память,
Хор трижды: Вечная память.
и 4. Возгласить Многолетие:
Православному Епископству гонимыя Церкве Россійскія и господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоіерарху Русскія Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имярек Епархиального Архиерея), страждущей стране нашей Россійстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в разсеяніи сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же победу и одоленіе и многая лета.
Хор трижды: Многая лета.
О чем с приложением текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейшего Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.

Председатель Архиерейского Синода
Митрополит Филарет
Секретарь: Епископ Лавр

Указъ № 107. 9/22 января 1970 г.

Анафема 2010 г.
Российская Православная Церковь
УКАЗ - Февраль 6/19/2010

1. Вь Нед ѣ лю 1- ю В е ликаго Поста 8 / 21 февраля 2010 года в о всѣх ъ храма хъ Россійской Православной Церкви во отечеств ѣ и за рубежомъ огласить Пос ланіе Святаго П а тріарх а Тихона отъ 1918 года объ отлученіе большевиковъ.

2. Посл ѣ отпуста молебна возгласить анафему Владиміру Ленину, I осифу Сталину и всѣмъ гонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссі и ским ъ Тихономъ въ 1918 году, по следующей формѣ:

ВЛАДИМИРУ ЛЕНИНУ, I ОСИФУ СТАЛИНУ И ПРОЧИМЪ ГОНИТЕЛЯМЪ ХРИСТОВЫ ЦЕРКВЕ, НЕЧЕСТ ИВ ЫМЪ ОТСТУПНИКАМЪ, ПОДНЯВШИМЪ РУКИ ПА П ОМАЗАНИКА БОЖ I Я, УБИВАЮЩИМЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПОПИРАЮЩИМЪ СВЯТЫНИ, РАЗРУШАЮЩИМЪ ХРАМЫ БОЖІИ, ИСТЯЗУЮЩ ИМЪ БРАТ I Ю НАШУ И ОС К ВЕР НИВШИМЪ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, АНАФЕМА.

Хоръ поетъ: трижды Анафема.

3. Возгласить В ѣ чную Память :

Во бляженпомъ ус п ені и Вѣчн ый покой подаждь Господи, усопшимъ рабо мъ Твоимъ, Убіенному Благочестивѣй ш ему Царю Мученику Николаю Александровичу и всѣмъ съ нимъ убіенн ымъ , Святейшему Па тріар х у Тихону, Убіеннымъ М и трополитамъ, Архіепи с копамъ, Епископамъ, Священнослужителямъ, Монахамъ и Монахинямъ, Войнамъ и всѣмъ православнымъ людямъ отъ безбожной власти убі еннымъ и ум у ченн ымъ за Вѣру, Царя я Отечество и сотвори имъ В ѣ чную Память .

Хоръ поет ъ : трижды В ѣ чная Память .

4 . Многол ѣ тіе :

Православному Епископству гонимой Церкви Россій скія и Господину Нашему Высокопре ос вяще н нѣй ш ему Антонію, Первоіерарху Россійской Православной Церкви, и Господину нашему /имя рекь Епархіял ь наго Архіерея/, страждущей странѣ нашей Росс ій стѣй, вс ѣ мъ подвизающимся за православную вѣру и отечество и вс ѣ мъ русскимъ людямъ въ порабощенномъ безбожниками отечеств ѣ и въ разсѣяніи сущи мъ , подаждь Господи, благоденственное и мирное жи ті е , здравіе и спасені е , на враги же побѣду и одолѣ ні е и многая лѣта .

Хоръ поетъ трижды: Многая Л ѣ та.
Председатель Архіерейскаго Синода
+ Митрополитъ Антоній

Печатается с сайта Заметки на полях http://his95.narod.ru

Смиренный Тихон, Божею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе пастырям, архипастырям и всем верным чадам Православной церкви Российской.

Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого (Гал.,1, 4).

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христа о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному, все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и с беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны, и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.). Все сие преисполняет сердце наше глубокой болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету Св. Апостола: "Согрешивших перед всеми обличай, да и прочие страх имут" (1-е Тим., 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Гонения воздвигнуты на святую церковь Христову: благодатные таинства, освещающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующими обители святые (как Алексавдро-Невская и Пачаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности. Имущества монастырей и церквей Православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа.

И,наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.

Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Св.Апостола: "Кто не разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35)".

А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попранных ныне прав церкви Православной, немедленно устройте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов.которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного крестоносца: "Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ея".

Патриарх Московский и всея России Тихон
Церковные ведомости. 1918. N 2. С. 11-12.

Выверено по изданию: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993.

ключевые слова: тихон, русский вопрос, анафема, церковь, антиэлита, детандемизация

Не мешало бы ещё анафематствовать тандем и курилла в купе с выше перечисленными господами самим РН в качестве искупления и причащения, - жертва так сказать...

http://pisma08.livejournal.com/191289.html - про кобу
о роли Собора 1917 года в восстановлении церковного уклада, позволяющего эффективно функционировать ряду церковных институтов и уровней церковной жизни с коллегой более внимательно прочитали материалы этого собора и увидели послание Св. Патриарха Тихона от 19 января 1918 года и официально одобренное 22 декабря 1918 года Собором - с чётким определением "анафема" и указанием на кого она распространяется. Так и не смогли найти информации каково же состояние на данный момент - анафема снята? Не видел постановлений более поздних Соборов о её снятии (плюс к этому я так понял есть ряд обязательных условий для её снятия).
Соответственно преследует ощущение шизофреничности ситуации, с одной стороны канонизированы новомученики с другой стороны не было какого-то публичного общенародного покаяния за дела предков (с учётом "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной").
Так и будем жить с этой анафемой и одновременно гордиться "великим прошлым"?

"Анафематствованием большевиков" этот документ назвали публицисты и комментаторы. В тексте Послания большевики не названы по имени. В самом документе речь идет о гонителях Церкви. Но и члены Собора, и власти прекрасно понимали, что речь идет именно о большевиках. Но с формальной точки зрения анафематствованы не большевики, а гонители. С гонителей ни один собор снимать анафему не будет.
НО. К раскольническим соборам это не относится. Анафематствование снял обновленческий собор 1923 г. (официально он назывался Поместный собо Русской православной Церкви 1923 г.). На заседании 3 мая 1923 г. была принята такая резолюция: "Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы - методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех ее признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы"
Следующий пункт этого решения лишал патриарха Тихона сана и монашества...
Так что раскольники эту анафему сняли. Но к Православной Церкви это решение отношения не имеет
Материалы этого раскольнически-еретического собора были изданы в 1923 г.

Как-то так и предполагал что по формулировке анафемы её отменить практически невозможно. Совершенно логично что она относится не только к большевикам, но и к самому советскому народу (просто на слуху она именно такова и ряд тенденциозных публицистов её пытаются исказить до некого политического инструмента - на чём основано много спекуляций и обвинений РПЦ в политической ангажированности)

http://kuraev.ru/smf/index.php?action=printpage;topic=432065.0

Уже 2 марта 1917г. члены Синода предали Помазанника Божьего и признали необходимым сотрудничество с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви»; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло. Возмездие Божие настигло быстро их...

С декабря 1917 г. большевики умножили захваты церковных зданий, храмов, монастырей, в январе 1918 г. конфисковали синодальную типографию, 13 января вынесли такое же постановление о конфискации Александро-Невской лавры.

19 января отряд красногвардейцев совершил нападение на лавру, при этом престарелый протоиерей Петр Скипетров, призвавший красноармейцев не осквернять святыни, был убит, а митрополит Петроградский Вениамин и наместник епископ Прокопий были арестованы.

В ответ на это в тот же день 19 января 1918 г. Патриарх Тихон выпускает свое знаменитое Послание с анафемой большевицкой власти и призывом к народному сопротивлению усиливающимся нападениям большевиков на храмы и убийствам духовенства:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения...

Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее"».

Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви. Известие о патриаршей анафеме врагов Церкви и государства было разослано верующим через посланников Собора. Они зачитывали его в храмах, призывали к сплочению ради защиты Церкви.

Ответом большевиков на анафему стал принятый на следующий день декрет Совнаркома об "отделении Церкви от государства": точнее – Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками. Была открыта "законная" дорога жидовскому холокосту над Русским православным народом.

Вот каков был результат предательства Помазанника Божьего церковным священноначалием РПЦ в 1917 году!

Духовное состояние России тогда выявилось в поведении высших архиереев Русской Православной Церкви. Они не осудили Февральской революции, не выступили в защиту Царя, не поддержали его духовно, а лишь подчинились Временному правительству, несмотря на призывы товарища обер-прокурора Н.Д. Жевахова и телеграммы некоторых отделений Союза русского народа к Синоду поддержать монархию.

Уже 2 марта члены Синода «признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной Думы», то есть с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви »; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло, которое являлось «символом порабощения Церкви государством» .

За редкими исключениями, архиереи удивительно поспешно определением от 7 марта вычеркнули имя Помазанника Божия из богослужебных книг и предписали вместо него поминать «благоверное Временное правительство», то есть никем не избранных для этой должности масонов-заговорщиков, которые в тот же день решили арестовать Царскую семью. Верховные архипастыри не вспомнили даже о клятвопреступлении , де-факто освободив армию и народ от присяги законному Царю, которую каждый служивший гражданин Империи приносил на Евангелии.

7 марта всем епархиям был разослан текст присяги новой власти со словами: «В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь»; принятие присяги производилось с участием духовенства. И, наконец, в знаменитом Обращении СвятейшегоСинода от 9 марта говорилось:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни... доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства...» .

Тем самым Синод, вместо призыва к соблюдению Основных законов и присяги Помазаннику Божию, совершил церковное оправдание революции ради земных благ «истинной свободы, счастья и славы». Синод мог хотя бы подчеркнуть временный и условный характер нового правительства, но архиереи еще до решения будущего Учредительного собрания (которое должно было решить вопрос о форме правления) сочли монархию безвозвратно упраздненною «волей Божией» и «общим разумом»; послание подписали все члены Синода, даже митрополиты Киевский Владимiр и Московский Макарий, имевшие репутацию монархистов-черносотенцев.

Такой призыв от имени Церкви парализовал сопротивление монархических организаций и православного церковного народа по всей стране. Лишь в немногих приходах продолжала звучать молитва о Государе и из немногих городов в Синод поступили запросы о присяге и призывы к сопротивлению революции. Бόльшая часть духовенства растерянно отмолчалась, а многие епархиальные собрания (во Владивостоке, Томске, Омске, Харькове, Туле) также приветствовали «новый строй». 12 июля Синод обратился с соответствующим посланием к гражданам России, «сбросившей с себя сковывавшие ее политические цепи»...

Неважно, сделали это архиереи под давлением масонской власти или из чувства своей "порабощенности" светской властью в соперничестве с нею. В любом случае это стало возможно из-за того, что даже возглавление Русской Церкви поддалось общему апостасийному процессу и утратило понимание удерживающей сути православной монархии. В этом и была главная причина революции: сначала она произошла в головах ведущего слоя. И это было главной причиной внутренней слабости России перед натиском ее врагов...

Собор отцов Поместном о собора 1917-18 года
Икона написана в Храме Воскресения Христова в Кадашах

В текущем 2018 году, среди многих, чрезвычайно важных событий столетней давности, мы вспоминаем знаменитую анафему, провозглашенную святым Патриархом Тихоном на Поместном соборе Русской Церкви в январе 1918 года против гонителей Церкви. Анафема эта никогда не забывалась в церковной среде, но в страшные советские времена рассуждать о ней, как о событии, было невозможно. За прошедшие 30 лет появилась большая церковно-историческая литература о Церкви советского периода, где немало упоминаний об анафеме и ее значении.

100-летний юбилей заставляет нас вновь вернуться к этой теме.

Скажем сразу, что Послание об анафеме является одним из важнейших результатов деятельности собора.

По Промыслу Божию, созыв Собора и его деятельность полностью совпали с самыми роковыми событиями русской и мировой истории. И это свыше предопределенное «совпадение» имело важнейшие последствия.

После захвата власти большевиками в октябре 1917 года, обострение отношений новой власти с Церковью нарастало с каждым днем. Неслыханный террор почти мгновенно охватил всю гигантскую страну. К середине января 1918 года бесовское торжество ненависти ко всему православно-русскому стала остро ощущаться не только на соборе, но и повсюду, куда дотягивалась «железная рука пролетариата»…

Происходящие кровавые события вынудили собор поднять свой голос для того, чтобы дать истинную оценку неслыханным потрясениям, в которые были ввергнуты Церковь и вся Россия. Ровно через два месяца после восстановления Патриаршества (в ноябре) обстоятельства вынудили Патриарха ознаменовать обновление деятельности Русской Церкви небывало грозным обращением поистине всемирного значения.

На Крестопоклонной неделе Великого Поста, 19 января 1918 года святой Патриарх Тихон опубликовал Послание, в котором анафематствовал пришедшую к власти в России группу лиц. С формальной стороны, это действие Патриарха Тихона имело под собой церковно-юридическую основу, поскольку в 1869 г. добавили анафему тем, кто дерзает на бунт и измену против православных царей.

Возможность издания такого документа обсуждалась на предварительных совещаниях. Это прямо указывается в деяниях собора. Послание об анафеме не было только лишь собственной инициативой одного Патриарха Тихона. Более того, первоначально предполагалось, что над этим документом будет работать группа участников собора, но потом Патриарх решил взять все составление послания на себя лично. Нет сомнения, что он прекрасно отдавал себе отчет в том, какие последствия вызовет этот документ и хотел оградить от преследований других лиц.

Чтобы определить значение Послания, мы должны посмотреть, как оно было воспринято современниками - прежде всего участниками собора. Послание было впервые оглашено 20 января, на следующий день после его составления, на соборе, в присутствии более ста членов собора и включено в его 66-е деяние. Прежде оглашения Послания, Патриарх в кратком слове обратил внимание всех присутствовавших на враждебную к Церкви позицию действующего правительства: оно, говорит патриарх, «обратило неблагосклонное внимание на Церковь Божию, оно выпустило ряд декретов, которые начинают приводиться в исполнение и нарушают основные положения нашей Церкви». Иначе говоря, лично Патриарх Тихон прямо связывает Послание с политикой нового правительства. Патриарх предлагает обсудить эту ситуацию и соборно выработать позицию Церкви: «как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять». Послание направлено конкретно против декретов и других мероприятий большевиков. Указав все это, Патриарх покинул соборную палату. Сразу после его ухода послание было оглашено архиепископом Тамбовским Кириллом (будущим священномучеником) в присутствии только членов собора. Серьезность положения не допускало присутствия посторонних лиц. Таким образом, основой предложенного Патриархом обсуждения возникших отношений Церкви и государства, явилось его Послание, ставшее, благодаря этому, неотъемлемой частью соборной деятельности. Как и было сказано Патриархом: «Наступающая сессия собора… кроме текущих задач имеет и специальную задачу: обсуждение того, как отнестись к текущим событиям, касающимся Церкви Божией».

Поэтому кратко остановимся на обзоре текста Послания. Оно может быть представлено, как ряд развернутых положений, которые участники совещания должны обсудить и высказаться.

Послание начинается с широко известных, часто цитируемых слов: «Тяжелое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле, гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово». Значение этой фразы в том, что она является возвещением всему православному народу от имени Главы Церкви о впервые начавшемся на Руси преследовании веры. Сразу определяется цель гонителей: «погубить дело Христово». Те, кто этим занимается, есть, по смыслу, слуги антихриста. Гонение далее вполне точно называется «жесточайшим», хотя все только еще начиналось. В Послании указывается, что гонение воздвигли «явные и тайные враги Церкви». Кто были явные враги, понятно из публичных слов Патриарха о действиях правительства, приведенных выше, но упомянуты еще и тайные враги. Кто они - не раскрывается, но почему-то Патриарх решил указать, что таковые существуют… Патриарх указывает, в чем уже выразилось это гонение и обращается к гонителям с необходимым, по завету Апостола, «грозным словом обличения и прещения». Их он грозно именует «извергами рода человеческого». Они - «безбожные властелины тьмы века сего». Это - самые крайние выражения, какие можно употребить в церковном документе, причем речь идет именно о действующей власти. То, что творят эти изверги, дела которых только-только начинались - не просто жестокое дело, но «дело сатанинское». Здесь все сказано в самом прямом и бескомпромиссном смысле: они - прямые слуги сатаны. Они наказываются, говорит Патриарх, огнем геенским в вечной жизни, а также,- указывает он,- они подлежат «страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной». Слова эти - не риторика, поскольку они являются частью официального документа, предложенного собору и затем собором одобренного. Это продуманные, точные и окончательные определения. Авторитетом духовного Главы православного народа России проклятие уже произнесено, и притом «страшное», от имени будущих поколений. Таким образом, Патриарх Тихон своим Посланием обращается и к потомству с несомненной уверенностью, что оно присоединится к объявленным им прещениям. Он предупреждает потомков, что с этими гонителями не может состояться никакого примирения, поскольку они не будут каяться.

В период гонений, который оказался более длительным, чем, очевидно, ожидали современники, какие-либо свободные высказывания в пределах исторической России были невозможны. Однако Патриарх Тихон в нем обязал потомков занять определенную позицию по отношению к этим разрушительным силам.

Анафематствование соединено с запрещением приступать к Тайнам Христовым, на что также указано в послании, то есть относится только к лицам христианского происхождения, поскольку лишенные благодати крещения без того подпадают проклятию по своим кровавым делам. Определение новых «властелинов тьмы», как слуг сатаны, также по сути есть проклятие.

Слово «анафема» означает отнятие благодати, что по смыслу и есть проклятие. В данном случае указано на свидетельство о наказании в вечной жизни, но проклятие как таковое, в этом и заключается, в соответствии со словами Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25,41). Оно упомянуто, хотя предоставлено в более прямом смысле лишь потомкам, как грядущее подтверждение вечности этого крайнего отлучения. Но об отлучении будет вновь сказано несколько позднее, в Послании о голодающих и об изъятии церковных ценностей в 1922 г.

Здесь в анафематствовании, очевидно, имеются в виду не только властелины, но и многочисленные погромщики русского происхождения, которые анархически по всей стране уже захватывали и грабили Церковь, и вообще все, но не только они.

«Безбожные властелины тьмы века сего», согласно Послания, есть вполне конкретные носители реальной на тот момент власти, которую они захватили. Слово «властелины» подразумевает прямо власть тех, кто издавал антицерковные и в целом антинародные декреты, на что указал патриарх во вступительном слове. В Послании прямо указано: «Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святою Церковью Православной». Это - власть, воцарившаяся в России с октября 1917 года. Она состояла в тот момент из лиц разных национальностей, не все принадлежали к православной Церкви по происхождению, однако, тем не менее в основном это были крещеные люди и потому они попадали в целом под анафему. В списке лиц, вошедших в состав первого советского правительства - так называемого Совета народных комиссаров, в основном, числятся лица русского происхождения, и почти все они принадлежат к партии большевиков, отчасти левых эсеров. Другая, влиятельнейшая группа лиц - еврейского происхождения, в новых властных структурах были также грузины, армяне, латыши и прочие; но среди них было много лиц, крещеных в детстве. Общая ситуация гонения на Церковь целенаправленно развивалась именно партией большевиков.

Таким образом, послание объявляет всем о наступившем периоде гонений, обличает советскую власть в многочисленных преступлениях, предупреждает ее носителей о вечных муках, анафематствует и предупреждает о грядущем проклятии от потомков, отлучает от святого причастия и церковного общения лиц крещеных, призывает православный народ и иерархию к защите святынь.

Сразу за оглашением Послания последовало его обсуждение участниками совещания. Это обсуждение - интереснейший материал, свидетельствующий о восприятии современниками происходившего. На заседании выступило восемь человек с достаточно пространными речами, в основном, серьезного аналитического характера. Все выступавшие безусловно поддержали Послание. Обсуждение продолжалось и на последующих заседаниях. Было высказано немало мыслей в обоснование и развитие положений Послания.

Так, по словам протоиерея И.В. Цветкова, «самое сильное место в послании Патриарха - анафематствование врагов родины и Церкви и запрещение входить с ними в общение… но все-таки оно требует объяснений… я высказался бы, что анафематствованию подлежат власти, ныне существующие…» (п.44). Проф. И.М. Громогласов (будущий священномученик) говорил о необходимости соборной поддержки деяния Патриарха. Епископ Селенгинский Ефрем (священномученик) среди прочего, указал на вину духовенства, он также прямо указал на «букет большевизма», «против которого в существе и направлено послание Святейшего патриарха». (п.52). С этим очевидным фактом никто не спорил.

В результате обсуждения Собор принял свое постановление, одобряющее Послание Патриарха. Это постановление или, по тексту, Определение, было составлено специально созданной при Соборном Совете комиссией. На заседании 22 января текст Определения был доложен Собору протоиереем А.П.Рождественским и принят по предложению председательствующего митрополита Арсения Новгородского. Оно было незамедлительно опубликовано 7(20) февраля 1918 г. в «Церковных ведомостях» №5, на с.24: и, таким образом, сразу стало всеобщим достоянием. Это документ, озаглавленный: «Постановление Священного Собора от 22 января 1918 г.». Текст опубликован был и в деяниях собора (деяние 67, пункт 35-37).

Также Послание было разослано по приходам и зачитывалось священниками. Оно вызвало много откликов, некоторые из них были включены в соборные деяния.

Как мною уже было отмечено, Собор именует Послание Патриарха «духовным мечом» «против тех, кто совершает непрерывные надругательства над святынями веры и совести народной». Необходимо отметить и следующую фразу Определения: «Священный Собор свидетельствует, что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской, внемлет его призыву и готов жертвенно исповедывать веру Христову против ее хулителей». Итак, собор полностью принимает послание - в полнейшем единении с Патриархом - то есть в части анафематствования, обличения, грозных предупреждений и остального. Свою выраженную здесь готовность на исповедание веры участники Собора реально подтвердили: почти все из них были позднее замучены и ныне причислены к Лику святых.

Это важно, потому что признание Поместным Собором анафемы Патриарха означает, что анафему, наложенную на «безбожных властелинов тьмы века сего» - партию большевиков, их последователей и им подобных, отменить никто не может. Она наложена навеки и ей подлежат все последователи, преемники большевистской идеологии, а также все гонители, грабители и погромщики Церкви, даже без всякой идеологии, как церковные воры. «Церковная татьба» всегда считалась одним из тяжелейших грехов, и виновный всегда подвергался церковному отлучению, но никогда этот грех не достигал такого всеобщего масштаба.

Многие члены собора считали, что этих документов недостаточно. И они были правы, поскольку агрессия нарастала. Уже 25 января собор принял новое Постановление в ответ на советский декрет об отделении Церкви от государства, Этот ответ в деянии Собора назван «историческим». Документ составлен в духе патриаршего Послания об аафематствовании «властелинов тьмы», являясь его реальным продолжением. Постановление анализирует декрет, вскрывает его антирелигиозный смысл, именует его «сатанинским». Собор заявляет, что декрет «имеет вид закона, но на самом деле представляет собой… злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения». Констатируя это, собор напоминает, что «Бог поругаем не бывает», призывает православный народ к сплочению и выражает уверенность в том, что «совершится праведный суд Божий над дерзновенными хулителями и гонителями Церкви» (деяние 69, пп.21-23).

В следующем документе - Постановлении собора по поводу декрета «о свободе совести» - собор выступает в том же духе и прямо напоминает о Послании Патриарха от 19 января, где он призывает народ к подвигу. При этом собор предполагает продолжение гонений и указывает, что если не будет народного сопротивления, «то ведь Русь святая православная обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную…». Последующая история полностью подтвердила правоту этих документов, а большинство участников собора стали мучениками за веру. Упоминание «земли антихристовой» также представляет немалый интерес. Собор, во-первых, в принципе допускает такую вероятность в будущем; во-вторых, он, со всей очевидностью разумеет под нею территорию глобального, всестороннего гонения на христианство; и в-третьих, Собор призывает народ не допустить на Руси господства антихриста. Собор, конечно же, не собирался утверждать, что пришел антихрист в прямом смысле. Но вся деятельность «властелинов тьмы» вполне согласовывается с православным учением об антихристе: у него будут свои «предтечи», к которым сбор и относит большевиков. Действительно, новые властелины уже мечтали о всемирной власти: уже готовились революции в других странах, проектировалась «всемирная (!) республика советов» и т.д. Но для этого зверь еще не обладал достаточной силой…

Такими образом, Послание Патриарха Тихона об анафематствовании явилось важнейшим первичным документом, определившим дух и характер необходимой в сложившихся условиях цепочки соборных выступлений против сил, впервые в истории развязавших беспощадную антицерковную войну подобного масштаба. Это Послание является центральным в группе документов, в которых последовательно и всесторонне анализируются антихристианские действия новой власти, дают ей вполне точную и окончательную оценку. Именно в этих документах собор выполнил одно из своих главных предназначений: предупредить русский народ и все человечество о небывалой доселе угрозе прямой антихристовой власти, о наступившей новой эре так же небывалого противостояния Церкви и сил зла. Послание об анафеме и примыкающие к нему документы исполнены пророческого гнева и пафоса, и в этом их значение.

В 1923 году Патриарх Тихон заявил, что «отныне он не враг советской власти». Конечно, он как и вся Церковь не были врагами какой-либо власти, лишь сама земная власть может быть врагом Церкви.

Завещанное потомству от Патриарха Тихона и Собора 1917-1918 гг проклятие врагов Церкви получило, действительно, свое реальное воплощение в новой анафеме, провозглашенной Собором зарубежной Церкви в 1970 году. В этом определении персонально назван Владимир Ленин, а также прочие гонители. Новым также является указание на убийство Помазанника Божия - Государя Николая 2-го.

Приводим выписку из текста:

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей

Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:

1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:

Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовы Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.

Хор поет трижды: анафема.

Русская Церковь Московского Патриархата никак не выступала по поводу этого анафематствования, находясь тогда в плену безбожной власти. Но обе части Церкви воссоединились в 2008 году, взаимно признав законность

всей церковной деятельности обеих сторон.

mob_info