Политико-правовые воззрения В.С. Соловьёва

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени, таких как право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России. В магистерской диссертации "Кризис в западной философии. Против позитивизма" (1881) он во многом опирался на критические обобщения И. В. Киреевского, на его синтез философских и религиозных идей, на идею цельности жизни, хотя и не разделял его мессианских мотивов и противопоставления русского православия всей западной мысли. Его собственная критика западноевропейского рационализма основывалась также на аргументации некоторых европейских мыслителей.
Впоследствии философ смягчил общую оценку позитивизма, ставшего в России одно время не просто модой, но вдобавок объектом идолопоклонства. В итоге "за целого Конта выдавалась только половина его учения, а другая - и по мнению учителя более значительная, окончательная - замалчивалась". Учение Конта содержало, по заключению Соловьева, "зерно великой истины" (идея человечества), правда, истины "ложно обусловленной и односторонне выраженной" (Идея человечества у Августа Конта. 1898).
Вл. Соловьев со временем стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом он резко отмежевался от славянофильского идеализма, основанного на "безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью" и от моралистического радикализма Л. Толстого, ущербного прежде всего тотальным отрицанием права.
Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм. "Россия обладает, быть может, важными и самобытными духовными силами, но для проявления их ей во всяком случае нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой. Наша вне-европейская и противу-европейская самобытность всегда была и есть пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха".
К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых поначалу разделял.
По-другому сложилось его отношение к идеалу теократии, в обсуждении которого он отдал дань увлечения идеей вселенской теократии под началом Рима и с участием самодержавной России. В обсуждении проблем организации теократии ("богочеловеческого теократического общества") Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое расчленение, по мнению философа, естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма "не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения" (т. е. равенства всех в своем человеческом достоинстве). Необходимость личных руководителей народа обусловливается "пассивным характером народной массы" (История и будущность теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. 1885-1887). Позднее философ пережил крушение своих надежд, связанных с идеей теократии.
Более плодотворными и перспективными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников.
Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его моральной доктрины и нравственной философии (Оправдание добра.1897).
Политическая организация в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ - "и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которой мы идем" (Оправдание добра).
Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. "Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу". Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу - улучшить условия этого существования, содействующие "свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия".
Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия "для достойного существования и совершенствования людей".
Другой важный аспект политической, организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в "постоянном согласии их высших представителей"- первосвятителя и царя". Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы - человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть "атрибутом демократии" - настоящую свободу человек должен "заслужить внутренним подвигом".
Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Правда, степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания. Французская революция имела бесспорный ценный опыт в этой области, что было связано с "объявлением человеческих прав". Это объявление было исторически новым по отношению не только к древнему миру и Средним векам, но также и позднейшей Европе. Но в этой революции было два лика - "провозглашение человеческих прав сначала, а затем неслыханное систематическое попирание всех таких прав революционными властями". Из двух начал - "человек" и "гражданин", бессвязно, по мнению Соловьева, сопоставленных рядом, вместо того чтобы второго подчинить первому, низший принцип ("гражданин") как более конкретный и наглядный оказался на деле более сильным и вскоре "заслонил собою высший, а затем и поглотил по необходимости". Нельзя было в формуле человеческих прав добавлять после "права человека" фразу "и гражданина", поскольку тем самым смешивалось разнородное и ставилось на одну доску "условное с безусловным". Нельзя в здравом уме сказать даже преступнику или душевнобольному "Ты не человек!", но гораздо легче произнести "Еще вчера ты был гражданином". (Идея человечества у Августа Конта.)
Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права (праву как ценности) характерно еще стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права, согласно которому право является прежде всего "низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным" (Право и нравственность. Очерки по прикладной этике. 1899).
Естественное право для него не есть некое обособленное натуральное право, предшествующее исторически праву положительному. Не составляет оно и нравственного критерия для последнего, как, например, у Е. Н. Трубецкого. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Естественное право и положительное право для него лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет.
При этом естественное право воплощает "рациональную сущность права", а право положительное олицетворяет историческую явленность права. Последнее является правом, реализованным в зависимости "от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий". Понятно, что эти условия предопределяют особенности постоянного дополнения естественного права правом положительным.
"Естественное право есть та алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права". Естественное право сводится всецело к двум факторам - свободе и равенству, т. е. оно, собственно, и являет собой алгебраическую формулу всякого права, его рациональную (разумную) сущность. При этом этический минимум, о котором говорилось ранее, присущ не одному естественному праву, но и положительному.
Свобода есть необходимый субстрат, а равенство - его необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная только (не сумма отдельных целей). Эта общая цель по существу своему внутренне соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремится осуществить справедливость, но стремление это лишь общая тенденция, "логос" и смысл права.
Право положительное лишь воплощает и реализует (иногда не вполне совершенно) в конкретные формы эту общую тенденцию. Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь. При этом любовь есть нравственный принцип церкви, а справедливость есть нравственный принцип государства. Право в отличие от "норм любви, религии" предполагает принудительное требование реализации минимального добра.
"Понятие права по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или требование реализации". Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществиться, т. е. чтобы свобода других "независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах со всеми". Право в его историческом измерении предстает "исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага". То же самое в другой формулировке раскрывается как равновесие между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага.
Правопонимание Соловьева оказало заметное влияние на правовые взгляды Новгородцева, Трубецкого, Булгакова, Бердяева, а также на общий ход дискуссий по вопросам взаимоотношений церкви и государства периода "русского религиозного ренессанса" (первое десятилетие XX в.).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик. Оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России.

Диссертации: «Кризис западной философии (про­тив позитивистов, «Критика отвлеченных начал».

Труды: «О праве и нравственности», «Россия и Все­ленская церковь», «Оправдание добра», «Русская идея», сборник статей «Национальный вопрос в России».

Его учение противоречиво.

3 периода в творчестве (условно, Трубецкой): 1) разработка основ религиозной философии; 2) создание теократической утопии («Вселенской теокра­тии»); 3) разочарование в теократическом учении и продолжением pa6oты над созданием системы христианской философии.

Особенность политических воззрений Соловьева – он не мыслит существования человека, общества, гос-ва без церкви или вне церкви. Поэтому политический вопрос всегда приобретает у Соловье­ва характер религиозно-церковного.

Убеждения Соловьева:

Право, правовые убеждения необходимы для нравственного прогресса.

- историческая миссия Рос­сии состоит в том, чтобы отвергнув национальный эгоизм , стать подлинно христианским гос-вом, объединить все на­роды во всемирную теократию, дать вселенской церкви полити­ческую власть, необходимую ей для спасения и возрождения Ев­ропы и всего мира.

В основе христианской философии Соловьева лежат 2 исходных компонента:

теория всеединства: Бог и со­творенный им мир – единое целое. Связующее звено м/у Богом и миром – София (мировая душа). Связь Бога и мира реально обнаруживает себя в человеке. Только человек, человечество способны воплотить заложенную в мировом бытии норму всеединства и восстановить утраченную в результа­те грехопадения связь материальной природы и Бога.

учение о Богочеловечестве: Богочеловечество – это есть человечество, вернувшееся к Богу; своего рода совершенное человечество, преодолевшее мировое зло (людские пороки, войны, болезни, физическую смерть). Соответственно цель мировой истории – в появлении Богочеловечества, в достижении человечеством Царства Божия. История человечества рассматривается как движение человека к Богу. Центральным событием мировой исто­рии, по Соловьеву, стало пришествие в мир Богочеловека Иисуса Христа, своей жизнью и воскресением доказавшего возможность воссоединения с Богом.

Доктрина теократии («богочеловеческое теократическое общество»)

Объединение католической и православной церквей с центром в Риме (под властью папы) и передачи светской власти русскому царю.

По Соловьеву, теократия - это «идиально-политический строй, к-ый должен установиться на всей земле и с помощью к-го человечество должно восстановить связь с Богом, т.е. стать Богочеловечеством. В этом смысле теократия - это «врата в Царство Божие». Теократия позволяет достичь подлинного все­единства, солидарности церквей, наций и классов.

В условиях теократии в полной мере реализуются христианские нормы, сво­бода и любовь становятся основой взаимоотношений людей, торжествует социальная справедливость, устанавливается «доб­рый христианский мир».

3 элемента соц. структуры теократии:

Священники (часть божия),

Князья и начальники (часть активно-человеческая)

Народ земли (часть пассивно-человеческая).

Данное деление естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма «не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения» (т.е. равенства всех в своем человеческом достоинстве).

Необходимость личных руководителей народа обусловлена «пассивным хар-ром народной массы».

Христианская политика (фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников).

Вне теократической утопии (консерватор) Соловьев выступает либералом, сторонником правового гос-ва.

Политическая организация есть благо природно-человеческое, необходимое для нашей жизни , как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из под наших ног той лестницы, по которой мы идем».

Гос-во есть воплощенное право. Гос-во вы­водит человека из звериного состояния в сферу собственно человеческую, сферу культуры. Сдерживая мстительные инстинкты толпы, оно выступает необходимым условием прогресса.

Гос-во носит нравственный хар-р , т.к. в нем находит историческое воплощение человеческая соли­дарность, оно является необходимым условием осущ-я добра в мире. Общее благо требует, чтобы противоположные силы уравновешивали друг друга и их борьба не перерастала в насилие.

Гос-во явл-ся главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование.

Сущ. признаком го­сударства явл-ся его светский характер , свобода со­вести должна быть гарантирована, а церковь - отделена от госу­дарства. Государство не вправе вмешиваться в духовный мир человека.

Человек – носитель безусловной свободы. Свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом», она не может принадлежать толпе, не м.б. «атрибутом демократии».

Права человека, вытекающие из его божественной и нравственной природы, следует юридически защищать с помощью принудительной силы гос-ва.

Право явл-ся «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным». Это принуди­тельное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Задача права в том, чтобы мир не превратился в ад.

Право имеет свою абсолютную основу в Боге, религиозные и моральные нормы определяют содержание норм правовых.

Право - это связующее звено м/у религией и нравственностью, с одной стороны, и гос-вом - с др. Принудительность права не противоречит требованию религии и морали.

Право исторически изменчиво, т.к. «минимум добра» в разные эпохи не м.б. одинаковым и зависит от степени соотношения личной свободы и общего блага.

ПРОТИВОРЕЧИЕ: подлинный прогресс права и его нор­мальное функционирование возможны лишь при наличии хрис­тианского самодержца. В этом случае авторитет и мнение не­ограниченного в своей власти монарха фактически оказываются выше права.

Национальный вопрос: Все народы со­единены общностью происхождения от Адама и Евы и в перспективе опять должны вернуться к состоянию единства в форме всемирной теократии. Между нациями существует вражда как зоологический факт, но Соловьев убежден в по­беде христианских ценностей над национальным эгоизмом.

Проблема войны: Соловьев - про­тивник пацифизма, к-ый, по его мнению, является оборот­ной стороной анархизма и отсутствия чувства гражданства. Война есть зло не абсолютное, а относительное (влияние Гегеля), она выступает средством установления мира.

Позитивно оценивает завоевательные войны (Римской империи, Ал. Македонского), по­скольку они расширяли круг мира, внутри к-го войны были исключены.

План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

2. Схема русского исторического процесса в диссертациях С.М. Соловьева.

3. Работа над «Историей России с древнейших времен» и её структура.

4. Историческая концепция С.М. Соловьева.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) родился в семье священника. По окончанию гимназии он поступил в Московский университет. По окончании в 1842 г. университета Соловьев совершил заграничную поездку в качестве репетитора в семье графа А.П. Строганова. Заграничная поездка расширила знакомство Соловьева с европейской исторической наукой. Вернувшись в Россию Соловьев в 1845 г. сдал магистерские экзамены и приступил к чтению в университете лекций по русской истории.

После защиты докторской диссертации «История отношений между князьями Рюрикова дома» (1847), Соловьев был утвержден экстраординарным профессором, а в 1850 г. – ординарным профессором Московского университета. С 1871 по 1877 годы Соловьев являлся ректором Московского университета.

С.М. Соловьев, одно время испытавший влияние славянофилов, примыкал к западникам. Как и другие либералы, он крайне критически относился к характеру правления Николая I, чей режим, по мнению историка, был воплощением реакции и противодействия всему, что пережила Европа с конца XVIII века. Правда, либерализм Соловьева всегда был крайне умеренным. Осторожный в политическом отношении Соловьев подчеркивал: «перемены в правительственных формах должны исходить от самих правительств, а не должны вымогаться народами у правительств путем возмущений». Его политическим идеалом являлось надклассовое государство, отражавшее интересы всего общества и объединяющее отдельные сословия в направлении общей цели. В то же время он скептически относился к роли общественных сил в историческом процессе. Например, общественное движение, связанное с отменой крепостного права, которое он, кстати, считал позором России, зачастую вызывало у него неприятие, как неподготовленное к новым условиям жизни. Впоследствии он разочаруется в государственных способностях реформаторов. Определяя задачи сообщества ученых-историков, Соловьев, видимо, не придерживался мнения об аполитичности науки. Поэтому диссертации и многотомный труд «История России с древнейших времен» имели у Соловьева политическую направленность - пролиберальную.

На мировоззрение Соловьева повлияла немецкая классическая философия. Соловьев рассматривал историю как «науку народного самопознания», призванную раскрыть объективные закономерности последовательной смены основных этапов в прогрессивном развитии человечества в целом и каждого исторического народа в отдельности. Другими словами, речь шла об определении исторической судьбы русского народа. Соловьев признавал исторический процесс внутренне обусловленным, органическим, пронизанным идеями диалектического развития на основе борьбы противоречивых начал.



В отдельных поздних исследованиях 1870-х годов Соловьев, сохраняя верность гегелевской философии истории, в то же время проявил известный интерес к многофакторному анализу, характерному для позитивистского подхода, получавшего в эти годы распространение в России. Соловьев выделял три главных фактора исторического процесса: 1) географический (природа страны), 2) этнографический (этническая специфика), 3) внешний (соприкосновение с другими народами). Особенно Соловьев выделял «природу страны», что было не свойственным для исследователей того времени. В ряде случаев этот фактор приобретал у него первоочередное значение.

Соловьев утверждал, что объектом истории является народ. Однако его попытки определить условия исторической жизни народов (природные и политические, в частности) сосредоточили его внимание на определении роли государства в историческом процессе. По мысли Соловьева, именно в государстве сосредоточивались «все силы и соки народной жизни». Поэтому «для истории нет возможности иметь дело с народными массами». Попытки на материалах русской истории сбалансировать соотношение двух исторических сил в виде государства и общества, не привели историка к установлению паритета в их расстановке в созданной им исторической концепции. История народа устойчиво отождествлялась Соловьевым с историей государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

политика право вольтер руссо эпоха

Список использованной литературы

1. Политико-правовое учение В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) оставил видный след в обсуждении злободневных проблем второй половины XIX века. Его направлениями были: право, нравственность, христианское государство, права человека, социализм, славянофильство, старообрядчество, революция и судьба России. В своей работе «Кризис в западной философии. Против позитивизма» (1881) он во опирался на критические обобщения И.В. Киреевского, на его деление философских и религиозных идей хотя и не разделял его некоторых взглядов.

Учение Конта содержало, по заключению Соловьева, «зерно великой истины» (идея человечества), правда, истины «ложно обусловленной и односторонне выраженной» (Идея человечества у Августа Конта - 1898) Рубаник С.А. История политических и правовых учений / С.А. Рубаник. - М.: Юрайт, 2012. - С. 189..

Со временем В. Соловьев стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом он резко отделялся от славянофильского идеализма, основанного на «безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью» и от моралистического радикализма Л. Толстого, «ущербного прежде всего тотальным отрицанием права».

Он был патриотом и пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм. «Россия обладает, быть может, важными и самобытными духовными силами, но для проявления их ей во всяком случае нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой. Наша вне-европейская и противу-европейская самобытность всегда была и есть пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха» Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории / В.С. Соловьев. - М.: Право, 2011. - С. 151..

К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых поначалу разделял.

Иначе сложились его взгляды к основе теократии, в обсуждении которого он отдал дань увлечения идеей вселенской теократии под началом Рима и с участием самодержавной России. В обсуждении проблем организации теократии («богочеловеческого теократического общества») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое расчленение, по мнению философа, естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма «не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения» (т. е. равенства всех в своем человеческом достоинстве). Необходимость личных руководителей народа обусловливается «пассивным характером народной массы» (История и будущность теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни). Далее философ пересмотрел свои взгляды, связанные с идеей теократии Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / М.: Норма, 2012. - С. 120..

Более продуктивными и развивающими оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников. Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его моральной доктрины и нравственной философии (Оправдание добра).

Политическая организация в представлении Соловьева: «есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ - и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которой мы идем» Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. - С. 156..

Особое значение в этой работе придаётся христианскому государству и христианской политике: «Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу». Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу - улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

По мнению В.С. Соловьева, правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Другой важный аспект политической, организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у философа прослеживаются контуры направления, которое впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей - первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы - человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» - настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом» Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Теоретическая философия / В.С.Соловьев. - М.: Академический Проект, 2011. - С. 89..

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Правда, степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания. Французская революция имела бесспорный ценный опыт в этой области, что было связано с «объявлением человеческих прав». Это объявление было исторически новым по отношению не только к древнему миру и Средним векам, но также и позднейшей Европе. Но в этой революции было два лика - «провозглашение человеческих прав сначала, а затем неслыханное систематическое попирание всех таких прав революционными властями». Из двух начал - «человек» и «гражданин», бессвязно, по мнению Соловьева, сопоставленных рядом, вместо того чтобы второго подчинить первому, низший принцип (гражданин) как более конкретный и наглядный оказался на деле более сильным и вскоре «заслонил собою высший, а затем и поглотил по необходимости». Нельзя было в формуле человеческих прав добавлять после «права человека» фразу «и гражданина», поскольку тем самым смешивалось разнородное и ставилось на одну доску «условное с безусловным». Нельзя в здравом уме сказать даже преступнику или душевнобольному «Ты не человек!», но гораздо легче произнести «Еще вчера ты был гражданином» (Идея человечества у Августа Конта).

Для правопонимания Соловьева кроме общего уважительного отношения к идее права (праву как ценности) свойственно еще стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права, согласно которому право является прежде всего «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным» (Право и нравственность. Очерки по прикладной этике).

Естественное право для него это не некое обособленное натуральное право, предшествующее исторически праву положительному. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, это формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Естественное право и положительное право для него лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет.

При этом естественное право воплощает «рациональную сущность права», а право положительное воплощает историческое явление права. Историческое право является реализованным в зависимости «от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий». Эти условия предопределяют особенности постоянного дополнения естественного права правом положительным.

«Естественное право есть та алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права». Естественное право сводится всецело к двум факторам - свободе и равенству, т. е. оно, собственно, и являет собой алгебраическую формулу всякого права, его рациональную (разумную) сущность. При этом этический минимум, о котором говорилось ранее, присущ не одному естественному праву, но и положительному.

Свобода есть необходимый субстрат, а равенство - его необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная только (не сумма отдельных целей). Эта общая цель по существу своему внутренне соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремится осуществить справедливость, но стремление это лишь общая тенденция, «логос» и смысл права.

Право положительное лишь воплощает и реализует (иногда не вполне совершенно) в конкретные формы эту общую тенденцию. Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь. При этом любовь есть нравственный принцип церкви, а справедливость есть нравственный принцип государства. Право в отличие от «норм любви, религии» предполагает принудительное требование реализации минимального добра» Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. - С. 169..

«Понятие права по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или требование реализации». Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществиться, т. е. чтобы свобода других «независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах со всеми». Право в его историческом измерении предстает «исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага». То же самое в другой формулировке раскрывается как равновесие между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага.

Правопонимание Соловьева оказало значительное влияние на правовые взгляды Булгакова, Бердяева и др., а также на общий ход дискуссий по вопросам взаимоотношений церкви и государства периода «русского религиозного ренессанса» (первое десятилетие XX в.).

Итак, подводя итоги учениям В.С. Соловьева о праве можно сделать вывод что:

Мораль - всегда стремится к построению идеала; предписывает должное поведение, обращена только к внутренней стороне воли индивида.

Право - носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат; рассматривает внешнее проявление воли - имущество, действие, результат действия.

Задача права - не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад.

Цель права - уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. «Общее благо» должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.

Закон - это «ограничение личной свободы требованиями общего блага».

Признаки закона: 1) публичность; 2) конкретность; 3) реальная применимость.

Признаки власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.

Государство - охраняет интересы граждан.

Христианское государство - охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.

Прогресс государства - состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей».

«Правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача - препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)». Общество не может жить исключительно только по нравственному закону. Для защиты всех интересов нужны юридические законы и государство.

2. Выделите характерные черты средневековой политико-правовой мысли

Политические и правовые учения в Западной Европе средневековой эпохи постоянно видоизменялись. Вершившиеся в них перемены и существенные сдвиги являлись закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы. Эволюция включает в себя три крупных исторических этапа Шарапова Т.А. История политических и правовых учений. Конспект лекций / Т.А. Шарапова. - М.: А-Приор, 2012. - С. 89.:

первый - раннефеодальный (конец V - середина XI в.);

второй - пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI - конец XV в.);

третий - позднее Средневековье (конец XV - начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений.

Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западно-европейской политико-юридической мысли. Своеобразие настроениям людей придавал факт исключительно сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. На протяжении всей политической истории западно-европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство) Рубаник С.А. История политических и правовых учений / С.А. Рубаник. - М.: Юрайт, 2012. - С. 143..

Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Например, согласно доктрине «двух мечей», разрабатывавшейся в XII-XIII вв., основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Другой церковь вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела. Самой церкви использовать обнаженный меч, держать кровавое оружие не пристало. Однако она пускает его в ход, но при помощи государей, наделяемых церковью правом повелевать людьми и карать их. Как утверждали богословы, государь есть слуга церкви, служащий ей в таких делах, которые недостойны духовного лица.

Стоит заметить, что те, кто противился стремлению церкви подчинить себе государей, светских феодалов, кто сопротивлялся ее настойчивым попыткам руководить политической жизнью в обществе, кто выступал за примат государства над духовной властью, в целом разделяли принципы христианского вероучения. Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, язык богословия и т.д. - все это обычно присутствовало в выступлениях представителей каждого из враждовавших между собой лагерей. Различные идейные течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргерские ереси), тоже в общем не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Правда, социально-политические программы, рождавшиеся в лоне этих оппозиционных движений, резко отличались от общественно-классовых установок идеологов феодализма. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений / И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2012. - С. 105.

Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следует отнести, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.

В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного догматизма. Но присутствовала в нем и ярко выраженная тенденция обеспечить строгость рассуждения, последовательность, непротиворечивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и проч. При соответствующих обстоятельствах акцентирование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к обоснованию рационалистической методологии, блистательно проведенному в XVII в. Ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.

Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, общения и обмена, потребности политического и правового развития не давали пребывать политико-юридическим учениям западноевропейского средневековья в состоянии покоя, стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. Медленно, отнюдь не прямолинейно и просто, но эти знания прогрессировали во многих направлениях. Они явились необходимым и важным звеном истории мировой политико-юридической мысли Мазарчук Д.В. История политических и правовых учений / М.: ТетраСистемс, 2011. - С. 65..

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных. При доминирующем положении религии в общественном сознании средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную оболочку. Он принял в Западной Европе форму различных отклонений от доктрины и практики римско-католической церкви, папства. Течения, оппозиционные либо прямо враждебные официальному вероучению, получили наименование ересей.

На первом этапе эволюции феодальных отношений ереси еще не имели массовой базы. В XI-XII вв. произошел подъем еретических движений. В них стали принимать участие уже довольно значительные группы людей. В XI-XIII вв. поток оппозиционных еретических движений не был строго дифференцирован по социально-сословным признакам. Позднее, в XIV-XV вв., выделились в самостоятельные течения плебейско-крестьянские и бюргерские (городские) ереси.

Одно из первых крупных еретических движений, имевших европейский резонанс - богомильство (Болгария, Х-XIII вв.). Богомильское учение отражало настроения закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступили против феодальноцерковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империей. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшие примерно на одинаковой (с богомильством) социальной почве, проповедовали в Западной Европе в XI-XIII вв. катары, патарены, альбигойцы, вальденсы и др.

Оппозиционный характер упомянутым ересям придавала прежде всего содержавшаяся в них острая критика современной им католической церкви. Резко осуждались ее иерархическая структура и пышная обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязшие в пороке священнослужители, извратившие, по убеждению еретиков, подлинное учение Христа. Пафос большинства этих ересей заключался, в частности, в том, что они клеймили установившееся и все усиливавшееся неравенство (особенно имущественное), отвергали собственность, порицали наживу. Для богомилов, катаров, вальденсов была неприемлема не только официальная церковь и ее институты; они отрицали также государственность, весь строй социальной жизни Дьячкова Н.Н. История политических и правовых учений. Часть 1. История политических и правовых учений зарубежных стран / Н.Н. Дьячкова, В.Е. Доля. - М.: МГОУ, 2011. - С. 114..

Программы еретических движений, выразившие интересы самых обездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви. Библия стала в руках еретиков грозным и мощным орудием в их борьбе против римско-католической церкви. Тогда последняя просто-напросто запретила мирянам (булла папы Григория IX, 1231 г.) читать главную книгу христианства.

Самые радикальные из еретических течений восприняли еще и некоторые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир (природно-космический и социальный, человеческий) порождением дьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения и уничтожения. Подобное огульное очернение мира в целом, равно как и отнесение полагаемого идеала к прошлому, искажало действительные общественно-политические потребности народных масс того времени; оно ослабляло притягательную силу еретических движений Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / М.: Норма, 2012. - С. 167..

В XIV-XV вв. в общем потоке оппозиционных еретических движений отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Первая отразила общественно-политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним социальных групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими же концепциями государства, в которых теоретически осмысливалась назревшая потребность образования единой национальной государственности. Политический лейтмотив этой ереси - требование «дешевой церкви», означавшее установку на упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви.

Видные представители бюргерской ереси - в Англии Джон Уиклиф) и чешский теолог Ян Гус. Дж. Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Вместе с тем он отклонял уравнительные лозунги крестьянско-плебейских идеологов, полагая наличную частную собственность и деление общества на сословия идущими от бога. Ян Гус был последователем Дж. Уиклифа. Неортодоксальное содержание проповедей Я. Гуса совпадало с мотивами национально-освободительной борьбы широких масс Чехии против немецких феодалов. Идеи Уиклифа и Гуса мало отличались друг от друга.

Крестьянско-плебейские еретические движения XIV-XV вв. представлены выступлениями лоллардов (нищенствующих священников) в Англии и таборитов в Чехии. Лолларды, которые желали передачи земли крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества, пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан. В таборитском движении проступала республиканская тенденция. Ни лоллардам, ни таборитам не удалось добиться своих целей. Они были разгромлены объединенными усилиями духовных и светских феодалов.

Петля, топор палача, костер всегда были последними аргументами церкви и тогдашнего государства в борьбе с ересями. Со смертью еретиков еретические идеи не погибали и не исчезали бесследно.

Таким образом, в истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V-XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья. Можно выделить основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества: господствующая роль церкви в идеологии средневекового общества; идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты святого писания; проблемы государства и права обсуждались в процессе и результате борьбы за власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами; еретические движения, как форма политико-правовой идеологии, оппозиционной феодализму.

3. Составьте сравнительную таблицу политико-правовых взглядов французских просветителей: Ф-М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо

Взгляды Вольтера

(1694-1778 гг.)

Взгляды Руссо

(1712-1778 гг.)

Направление

Просвещение, классицизм

Политический радикализм

Наука и искусство

Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ.

«Прогресс наук и искусств, ничего не прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы». Распространение ненужных человеку знаний порождает роскошь, которая в свою очередь приводит к обогащению одних за счет других, к отчуждению богатых и бедных

«Христианство и разум не могут существовать одновременно», - писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным (“черни”, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда - известное изречение Вольтера:

«Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать».

Обладал глубоким религиозным чувством. «Христианство, -- пишет Руссо, -- проповедует лишь рабство и зависимость; дух его слишком выгоден для тирании... Истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами; они знают об этом, и это их мало смущает. Краткая земная жизнь имеет слишком мало ценности в их глазах». Материализму, скептицизму и даже атеизму типичных французских просветителей он противопоставил веру в верховное существо.

Революция

Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии либеральной буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. «Когда чернь примется философствовать, - утверждал Вольтер, - все погибло». Возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

В естественном состоянии все держится на силе, на законе сильнейшего. Восстание против тирании является правомерным актом, как и те распоряжения, посредством которых деспот управлял своими подданными. «Насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем». Пока народ вынужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо, писал мыслитель. Но если народ, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он поступает еще лучше. Приведенные высказывания содержали оправдание революционного (насильственного) ниспровержения абсолютизма.

человека

На смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права - право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др.

В естественном состоянии права не существует.

собственность

Управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (мы все в равной степени люди), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой - бедных, которые служат».

Клеймит частную собственность, порождающую роскошь и нищету, обличает «избыток праздности у одних, избыток работы у других». Противник обобществления частной собственности.

Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с идеологами либеральной буржуазии, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого, он формулирует и определение закона. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон».

государства

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Общее благо как цель государства, по его убеждению, может быть выявлено только большинством голосов. «Общая воля всегда права», - утверждал мыслитель.

Разделение властей

Отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

Против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную -власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Таким образом, философская деятельность Вольтера и Жана-Жака Руссо, двух, пожалуй, главных идеологов Великой французской революции, является разнополюсной. Они являлись символами французского Просвещения, так сказать два антипода. В представленной выше таблице были приведены взгляды этих мыслителей по различным сферам жизни, таким как: государственное устройство, цели государства, закон и свобода, религия и культура и т.д.

Список используемой литературы

1. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. - М.: Наука,1988. - 752 с.

2. Дьячкова Н.Н. История политических и правовых учений. Часть 1. История политических и правовых учений зарубежных стран / Н.Н. Дьячкова, В.Е. Доля. - М.: МГОУ, 2011. - 220 с.

3. Мазарчук Д.В. История политических и правовых учений / М.: ТетраСистемс, 2011. - 128 с.

4. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений / И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2012. - 416 с.

5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / М.: Норма, 2012. - 704 с.

6. Рубаник С.А. История политических и правовых учений / С.А. Рубаник. - М.: Юрайт, 2012. - 480 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Исповедь; Прогулки одинокого мечтателя; Рассуждения о науках и искусствах; Рассуждение о неравенстве: Сборник (пер. с фр. Горбова Д.А., Розанова М.Н., Хаютина А.Д.)/ Ж.-Ж.Руссо. - М.: Феникс, 2004. - 888 с.

8. Руссо Ж.Ж.Об общественном договоре / Ж.Ж.Руссо. - М.: Феникс, 2001. - 416 с.

9. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории / В.С. Соловьев. - М.: Право, 2011. - 275 с.

10. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Теоретическая философия / В.С.Соловьев. - М.: Академический Проект, 2011. - 296 с.

11. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. - 480 с.

12. Шарапова Т.А. История политических и правовых учений. Конспект лекций / Т.А. Шарапова. - М.: А-Приор, 2012. - 192 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Главные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Основные положения теории Фомы Аквинского о государстве и праве. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Краткая характеристика средневековой юридической мысли.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2009

    Идеология политико-правового учения Ж.Ж. Руссо: политический радикализм и теория естественного права. Понятие общественного договора. Происхождение неравенства - один из центральных вопросов в проблеме свободы человека. Религиозное мировоззрение Руссо.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Причины происхождения неравенства, его виды, этапы развития. Учение Руссо о государстве и праве. Учение о народном суверенитете. Закон как выражение общей воли.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2004

    Средневековье, основные черты политико-правовой мысли западной Европы. Биография Фомы Аквината и его воззрения на государство и право. Россия в конце XIX - начале XX века: основные черты политико-правовой мысли. Учение Ивана Ильина о государстве и праве.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Учение о происхождении государства и права в XI-XVIII в.: Мономах, Заточник, Пересветов, Посошков и Татищев. Политико-правовые учения в XIX в.: Сперанский, Бакунин, Чичерин. Учения о государстве в России в XX в.: Новгородцев, Бердяев, Шершеневич.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Даосизм. Конфуцианство. Моизм. Легизм. Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества.

    реферат , добавлен 28.05.2003

    Принципы организации и деятельности аппарата государства. Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли. Государство и общество: политико-правовые основы взаимодействия. Пути становления правового государства в Республике Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Политические и правовые учения Древнего Египта, Древней Руси. Учение о государстве Полибия, о праве средневековых юристов в Западной Европе. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве. Формирование и развитие политико–правовых воззрений в исламе.

    шпаргалка , добавлен 14.11.2010

    Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политико-правовые взгляды древних государств: Китая, Греции, Индии и Рима. Правосознание средневековой Европы. Правовые учения периода Реформации. Концепции государства и права ХІХ и XX века.

    шпаргалка , добавлен 14.09.2010

    Исследование основных направлений развития политико-правовой мысли XIX - начала XX веков. Характеристика взглядов Л.И. Петражицкого на право. Психологическая теория права и её критика. Творческое наследие правоведа и современное осмысление его идей.

Шпаргалка по истории политических и правовых учений Халин Константин Евгеньевич

80. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В.С. СОЛОВЬЕВА

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России.

Вл. Соловьев со временем стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом он резко отмежевался от славянофильского идеализма, основанного на «безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью» и от моралистического радикализма Л. Толстого, ущербного прежде всего тотальным отрицанием права. Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм. К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых поначалу разделял. Плодотворными и перспективными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников. Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его моральной доктрины и нравственной философии. Политическая организация в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство, христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» – настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом».

Правопонимание Соловьева оказало заметное влияние на правовые взгляды Новгородцева, Трубецкого, Булгакова, Бердяева.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

13. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ АВГУСТИНА Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Был автором, разработавшим основные положения христианской философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

25. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику и появившемуся в период феодальной раздробленности.Произведение Даниила выражало

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

46. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЯКОБИНЦЕВ Якобинская политико-правовая идеология – органическая часть, неотъемлемый компонент общественного сознания той бурной революционной эпохи, которую Франция пережила на исходе XVIII в. В это время возникают и функционируют

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

56. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А. ГАМИЛЬТОНА Признанный лидер федералистов Александр Гамильтон (1757–1804) был выдающимся государственным деятелем широкого масштаба и кругозора, автором глубоких разработок власти конституционной теории и практики и энергичным защитником

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

61. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.М. СПЕРАНСКОГО М.М. Сперанский (1772–1839) – видный политический деятель в истоии России. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

65. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ На рубеже 30-40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

70. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИДЕОЛОГОВ СОЦИАЛИЗМА В первые десятилетия XIX в., когда либералы стремились укрепить, усовершенствовать и воспеть буржуазные порядки (строй капиталистической частной собственности, свободу предпринимательства, конкуренцию и т. п.), в

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

77. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ РЕФОРМАТОРОВ XIX – НАЧАЛА XX В Лидером радикального крыла дворянских реформаторов считался А. Унковский. «Либеральная партия» в конце 50-х гг. была представлена Кавелиным и Чичериным, которые рассматривали свою партию окруженной с

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

78. РАДИКАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В 60-е гг. отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и общественными акциями. Историки (А.И. Володин и Б.М. Шахматов)

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

79. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ КОНСЕРВАТОРОВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В Взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культурнационализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

81. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В К началу XX в. все застарелые конфликты на политической и идейной почве – незавершенность аграрной реформы и перехода к конституционализму, усиление позиций русского марксизма и новый подъем

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

86. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СОЛИДАРИЗМА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Политическая мысль Франции начала века фокусировалась на двух основных направлениях, связанных с истолкованием традиционных консервативных и либеральных учений и на истолкованиях привлекавшего все большее

автора Коллектив авторов

§ 2. Политико-правовые направления в исламе Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм,

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 3. Политико-правовые идеи Реформации В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio - преобразование, перестройка) -" массовое движение против католической церкви.Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743-1826), ставшего после образования США их третьим президентом, были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Социалистические политико-правовые учения В начале XX в. получили развитие основные направления социалистической идеологии XIX в.А. Марксистская политико-правовая идеология (социал-демократия и большевизм). Деятельность двух Интернационалов, социалистических,

mob_info