В предпразднство благовещения пресвятой богородицы. Тропарь празднику


Четверг 6-й седмицы, в а́ ий . Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Заха́рии монаха. Свт. Арте́мия, еп. Солу́нского .

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпра́зднство Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы» .

Порядок чтений, согласно календарю:

На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха), служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и служба Архангела Гавриила (с 25–26 марта).

Примечание. В текущем году отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (26 марта) выпадает на Лазареву субботу. Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в суббо́ту Ла́зареву, или́ Неде́лю ва́ий, или́ во еди́н от дне́й Страстны́я седми́цы, или́ Све́тлыя: тогда́ отда́ния Благове́щения не́сть, и пою́тся стихи́ры и кано́н попра́зднства, и Арха́нгела на повече́рии в мимоше́дших дне́х шесты́я неде́ли» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»).

Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста.

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 8-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й .

4-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 4-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8.

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви .

Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Наше́ствием Ду́ха Всесвята́го...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...».

По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло спасе́ния...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 8-го).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Язы́ка, его́же не ве́дяше...».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с покло́ны, по обы́чаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы).

На 1-м часе – кафизма 9-я. На 3-м часе – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я.

Изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском – кондак храма, кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й.

В этой связи следует отметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в канун праздника Благовещения, совпавший с понедельником, вторником и четвергом первых шести седмиц Великого поста (кроме вторника и четверга 5-й седмицы) , не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно .

Примечание. «На трапе́зе же разреша́ем на вино́ и еле́й, в ки́йлибо день случи́тся, во славу Пресвяты́я Богоро́дицы» (Типикон, 25 марта).

Прп. Заха́рия и свт. Арте́мий, еп. Солу́нский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 586–596, 648.

Современная редакция Типикона умалчивает об особенностях пения канона предпразднства Благовещения в песнях без трипеснцев. Согласно указаниям старопечатных Уставов, в этих песнях канон предпразднства пелся на 4 (без учета ирмоса). См.: Устав. М., 1610. Л. 624 об.; Устав. М., 1641. Л. 542 об.

Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

Служба предпразднства Благовещения не требует отмены кондаков дня и кондака «Со святыми упокой...» на изобразительных, поскольку в своем последовании содержит дневные тексты Октоиха.

Ср.: Богослужебные указания на 2000 год для священно-церковнослужителей. М., 1999. С. 184–185; Богослужебные указания на 2001 год для священно-церковнослужителей. М., 2000. С. 200.

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 626–629.

Существует мнение, что вечерня праздника Благовещения при совпадении предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров (см. об этом ниже).

Вечерня начинается обычным началом, поскольку 9-й час был совершен перед изобразительными.

На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.

По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних... 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую... 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко... и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м... 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́... Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения следует совершать со следующими особенностями. Изобразительны после 9-го часа завершаются точно так же, как указано в основном тексте «Богослужебных указаний», за исключением молитвословий: «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й), которые переносятся на Литургию Преждеосвященных Даров. На вечерне в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Кафизмы нет (перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 5: самогласен стихир на стиховне, глас 8-й: «Бога́таго неми́лостиваго подо́бия...» (дважды; см. в четверг 6-й седмицы поста вечером), и подобны с «Господи, воззвах», глас 4-й и глас 8-й (мученичен стиховных стихир Триоди: «Му́ченицы Госпо́дни...», опускается); и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Госпо́дь да сохрани́т…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го...»; 3-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом...»). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. (Агнец для данной Литургии Преждеосвященных Даров заготовляется на Литургии свт. Василия Великого в Неделю 5-ю Великого поста.)

Если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в среду или пятницу 5-й седмицы поста, служба предпразднства Благовещения переносится с 24 марта на 23 марта, а накануне праздника на утрене поется Великий канон прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») и на вечерне совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

См., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458.

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий, именуемая Уставом Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа , совершается обычно в Великий Четверток вечером. Литургия в Великий Пяток не совер-шается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

Утреня

Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и ве-ликой ектении поется Аллилуиа со и тропарь: (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на се-редину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение.

По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же читается св. Страстей.

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пла-менную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.

В (от Иоанна) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Антифоны,

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: И о сподобитися нам , и читается Евангелие.

Антифоны,

Антифоны,

Антифоны,

Антифоны,

После поются (или читаются) , произносится малая екте-ния и поется прокимен: , после чего читается - о крестных страданиях Господа.

Читается -й псалом и следует - о распятии Господа и исповедании бла-горазумного разбойника.

Затем поется трипеснец Кос-мы Маиумского: К Тебе утреннюю (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни Честнейшую не поем. Диа-кон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: Чест-нейшую херувим , а хор продолжает: И славней-шую ....

По 9-й песни поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиле-ния светилен:

После светильна читается - о сло-вах Господа Спасителя, обращенных к Матери и воз-любленному ученику, о смерти Спасителя и прободе-нии ребра.

Затем читаются обычные хвалитные псал-мы: Хвалите Господа с небес , и поются стихиры на хвалитех, после которых читается - о снятии с Креста и погребении Господа.

По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается - о погребении те-ла Господа в новом гробе.

Затем - стиховные стихи-ры и - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

После утреня оканчивается обычным порядком.

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 182:41 мин. Размер 87.7 Mb)

Великие часы , совершаемые в Великую Пятницу, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину великих ча-сов в навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псал-мы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На Слава на каждом часе поется особый свой тро-парь; после Богородична часа поются три особых тро-паря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста).

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепи-скопом Александрийским (Vв.). По Уставу, их долж-но совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по на-шему времени.

1-й час

Читаются псалмы , ,
Поется тропарь
По Трисвятом - кондак

3-й час

Читаются псалмы , ,
Поется тропарь
После Богородична часа поются особые , читаются, и
По Трисвятом - кондак

6-й час

Читаются псалмы , ,
Поется тропарь
После Богородична часа поются особые , читаются , и
По Трисвятом - кондак

9-й час

Читаются псалмы , ,
Поется тропарь
После Богородична часа поются особые , читаются, и
По Трисвятом - кондак

В конце вели-ких часов читаются изобразительны «поскору», начиная: Во царствии Твоем помяни нас, Господи и т.д., и бывает особый отпуст.

Литургию в Великий Пяток совершать не положено.

Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной семинарии.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 113:10 мин. Размер 54.4 Mb)

На великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополуд-ни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.

Стихиры на Господи воззвах - и, стихира на Славу -Триоди, на И ныне - Благовещения

После стихир на Господи, воззвах и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны (прокимен , ч итается Триоди, поется, читаются и паремии Триоди), затем читаются.

По окончании последней паремии царские врата отверзаются. Поется прокимен . Читается (Кор., зач. 125-е — о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и (Мф., зач. 110-е), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), — о страданиях и крестной смерти Господа.

Стихиры на стиховне поются , стихира на Славу - Благовещения, на И ныне - Триоди. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле.

По Трисвятом - Тропарь Благовещения, Слава и ныне - тропарь.

Во время пения тропаря Благообразный Иосиф предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на середину храма и полагает на уготованную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

Окончание великой вечерни обычное.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие , на котором поется . Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом.

После малого отпуста совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь

Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день - день радости людской -
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.

Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.

А. С. Пушкин.

Называется это событие Благовещение (церковно-славянское Благовѣщеніе; калька греческого Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат. Annuntiatio - возвещение) что простыми словами означает «радостная, добрая новость», и ведет начало своего празднования с IV века.

Суть праздника

События Благовещения описаны в Евангелии лишь апостолом Лукой. Однажды к Деве Марии, состоявшей в браке с Иосифом, явился Архангел Гавриил и возвестил ей благую весть: от Святого Духа у нее родится сын, который станет Спасителем всего людского рода. Но Архангел спустился на землю не только с целью рассказать Марии о ее предназначении свыше, но и получить согласие на это. Женщина ответила одобрением и стала участницей нашего спасения.

Благовещение – особый светлый и радостный христианский праздник, который священнослужители любят называть началом Святых торжеств. Именно событие в его основе изменило жизнь значительной части планеты, дав начало христианской эпохе.

Чаще всего Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Великий пост или пасхальную неделю (Светлая Седмица). Хотя истории известны случаи, когда праздник «накладывается» на Великую Пасху, тогда значение событий удваивается, именуется такой праздник Кириопасха. Но бывает такое крайне редко. Например, последнее подобное совпадение было в 1991 году, а следующее ожидается лишь в 2075.

Традиции Благовещения и обычаи праздника

Праздник с незапамятных времен был в почете у народа и воспринимался как символ начала весны и процветания - как в природе, так и в человеческой жизни. Издревле Благовещение окутано массой примет и обычаев, отхождение от которых, верили люди, грозит бедами и несчастьями. С другой стороны, уважительное отношение к традициям праздника существенно повышало шансы на безбедное существование в течение целого года. Связь с далекими предками и нежелание на собственной шкуре проверять состоятельность/несостоятельность обычаев привело к их строгому соблюдению и принятию за истину.

Так, крестьяне, ставя в кадку с зерном специальную икону, читали над ним молитву для благословения на урожай. Крепкая вера в очищающую силу пламени заставляла жителей деревень сжигать ветошь, окуривать избы, бани, хлева и хозяйственные постройки. В канун праздника было не принято тушить лампады и огни на ночь: считалось, что оставленный свет служит гарантией хорошего урожая пшеницы и картошки, защитой от молний.

Одной из главных традиций Благовещения на Руси было освобождение птиц, томящихся в клетках. Тысячи пичуг разных мастей взмывали в небо в разных уголках страны. Подобный жест расценивался как помощь скорому приходу тепла и символический знак: люди чтут свободу от греха, что им даровали Бог и Божья Матерь.

Характерной особенностью праздника являлось и наложение множественных запретов в различных сферах жизни, что особенно было в ходу в деревнях на Руси. Так, 7 апреля запрещено было давать деньги в долг или что-то отдавать из дома, даже если это приготовленный заранее подарок. Иначе есть риск отдать в чужие руки собственное благополучие и здоровье. Праздное безделье не подразумевало и похода к цирюльнику.

Нельзя

Мясо, молочные продукты, яйца, рыба, вино, растительное масло, свежеприготовленная горячая пища

Можно

Овощи, фрукты, орехи, сухофрукты, овощные и грибные консервы, квашеная капуста, хлеб, приготовленная впрок (например, запеченная) и охлажденная растительная пища без масла

Ты ищешь доказательства тому, что сказано Богом? Я не дам тебе его. Бог это сказал, Бог об этом говорил, - для меня Его слово и есть самое большое доказательство. Доказательства я оставляю в стороне, уклоняясь от споров; для меня, чтобы веровать, достаточно только знать Того, Кто говорит. Вера не допускает меня сомневаться в сказанном, не разрешает мне судить. Зачем мне исследовать, каким образом истинно то, о чем возвестил Бог, если не следует сомневаться в истинности сказанного Богом.

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Служба дня

Молитвы дня

Евангелие дня

В день памяти апостола от 70-ти Ерма и иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной в Церкви вечером совершаются великое повечерие и утреня. На великом повечерии читается канон Богородицы и служба преподобного Феофа́на, исповедника Сигрианского. Утром совершаются часы, изобразительны, особое богослужение, напоминающее Литургию, и Литургия Преждеосвященных Даров.

На утрене читаются 20-я, 1-я и 2-я кафизмы.

В связи с продолжающимся Великим постом за богослужением читаются отрывки из Ветхого Завета и молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего….» с земными и поясными поклонами.

Вечером в среду, на утрене четверга в храмах читаются Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

Тропарь предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы , глас 4

Днесь всемирныя радости начатки / предпразднственное воспети повелевают: / се бо Гавриил приходит, / Деве нося благовестие, / и к Ней вопиет: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Кондак предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы , глас 8

Всем земным начало спасения нашего Ты еси, Богородице Дево, / Божий бо служитель с Небес послан предстати Тебе, / великий чиноначальник Гавриил, / радость обрадованную Ти принесе. / Тем вси зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах , глас 3

Постническаго ради твоего жития, блаженне Захарие,/ яко приемый велию на бесы крепость,/ моли и нам техже козней избыти,/ получити грехов прощение/ и велию милость.

Кондак преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах , глас 1

В постничестве светло яко просиявый/ и бесом страшен яко явивыйся,/ всечестне Захарие,/ укрепи и нас твоими молитвами/ постническое житие имети/ и бесовскаго избавитися злодейства,/ яко да ублажаем тя.

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских , глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских , глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение

На 6-ом часе читается:

Книга пророка Исаии, глава 41, стихи 4-14

4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же. 5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «крепись!» 7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: «хороша»; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо. 8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - 9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»: 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. 11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». 14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

На вечерне читаются:

Книга Бытия, глава 17, стихи 1-9

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. 3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. 9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Книга притчей Соломоновых, глава 15, стихи 20-32, глава 16, стихи 1-9

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. 21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. 22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. 23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! 24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. 25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. 26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. 27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. 28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. 30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. 31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. 32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. 33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

1 Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка. 2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. 3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. 4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия. 5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. 7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. 8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. 9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

mob_info