Что такое канон история средних. Православные каноны по дням недели

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

***********************************************************************************

Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы » .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок — это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Словарь Ушакова

Канон

кано н , канона, муж. (греч. kanon).

1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п. ), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк. ).

2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск. ). Романтики были разрушителями классического канона.

3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т.н. священного писания (церк. ). Библейский канон. Новозаветный канон.

4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит. ). Пушкинский канон.

5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк. ). Пасхальный канон.

6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. в 3 знач. ; муз. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Канон

(от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер:

1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Этимологический Словарь Русского Языка

Канон

Старославянское – канонъ.

В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского.

Канон – определенное правило, утверждавшееся на протяжении длительного времени. Чаще всего слово употребляют по отношению к церкви (церковные каноны).

Производные: канонический, канонизировать, канонизированный.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Канон

(от греч.

1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным;

2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст;

3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.

Культурология. Словарь-справочник

Канон

(греч. kanon – норма, правило)

свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Церковный канон: правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Канон (в изобразительном искусстве) – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления, служащая нормативным образцом.

в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Католическая Энциклопедия

Канон

(греч. κανών), в общем значении - правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике - совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве - статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви - постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии - анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) - один из жанров; в вост. иконографии - правила создания сакрального образа.

Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. είρμός - связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название - богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч., καταβάςια, множественное число от καταβάσιον от καταβάίνω - сходить; название связано со способом исполнения - посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр - кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.

Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение - это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды - по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. - Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).

Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Szöverffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.

С. Никитин

Архитектурный словарь

Канон

Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. kanon - правило, предписание)

В изобразительном искусстве канон - свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения отдельных персонажей и сюжетных сцен. Канон связан с господствующей идеологией общества. Строго каноническим было искусство Древнего Египта ордерная система античной архитектуры также по сути своей канонична известен трактат древнегреческого скульптора ПОЛИКЛЕТА. Канон, жесткая система предписаний, установленных религией господствовала в искусстве средних веков, для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ характерны попытки рационалистическим путем установить идеальные нормы для произведений искусства, позднее многочисленные правила догматического характера были связаны с академизмом в искусстве с соцреализмом. Развитие реалистического искусства всегда сопровождалось преодолением старых застывших канонов.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Этнографический Словарь

Канон

канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке.

Античный мир. Словарь-справочник

Канон

1) К. писателей и поэтов - список лучших представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской филологии: 10 ораторов, 9 лирич. поэтов, по 3 трагич. и комич. автора.

2) К. христианский - соч. Нового Завета (числом 27), признанные церковью священными. Стал складываться во II в. н. э. и оконч. закрепился в нач. V в.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Православие. Словарь-справочник

Канон

(греч. «правило», «установление»)

1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа ...» (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу – «Честнейшую Херувим ».

В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда – в переносном значении – «правило», «норму» или «список».

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Канон

, а , м.

Церковное песнопение в честь праздника или святого.

* [Пушкин :] Что пользы в том, что явных казней нет, Что на колу кровавом, всенародно Мы не поем канонов Иисусу . // Пушкин. Борис Годунов // *

Гаспаров. Записи и выписки

Канон

♦ ИстВ 25, 1904, 1090, в некрологе - перечень больших писателей, чьи полные собрания сочинений купил А. Ф. Маркс: Г. Данилевский, Шеллер, Лесков, Григорович, Чехов, Щедрин, Потапенко, Майков, Полонский, Фет, Случевский, Станюкович, Авсеенко, Луговой, Терпигорев, Головин-Орловский, Баранцевич, Ромер, Альбов, Полевой, Сементковский, Стерн.

Православный энциклопедический словарь

Канон

1) (греч. - прямой шест, отвес, линейка) - постановление Церкви, как относящееся к вероучению, так и касающееся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

2) богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.

Словарь музыкальных терминов

Канон

(гр. kanon - норма, образец, правило)

1. Многоголосное про­изведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.

2. Армянский народный щипковый инструмент, похожий на цитру.

Словарь церковных терминов

Канон

(греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55 ) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

Православная энциклопедия

Канон

сложное произведение, состоящее из множества строф. Церковный гимн, посвященный прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери, какого-либо святого или праздника. Входит в состав многих богослужений. Канон подразделяется на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Тема каждой песни – одна из библейских песен, которые в старину читали перед каноном. В настоящее время библейские песни читают только Великим постом. Число песен канона может составлять от трех до девяти. Однако каноны из трех и четырех песен также поют и читают Великим постом. Канон, состоящий из девяти песен, в современных богослужениях используется редко. Это Великий канон Андрея Критского, который служат особым чином. Обычно в церковных службах используют каноны, состоящие из восьми песен, то есть каноны без второй песни. После восьмой песни канона положено петь так называемую Песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа .», которая прославляет Божью Матерь. В дни двунадесятых праздников вместо нее поют величание празднику. Греческие каноны составлены таким образом, что ирмос и тропари имеют один размер и их можно петь. При переводе на славянский это единство было утрачено, поэтому ирмос поется, а тропари читает чтец. Единственным исключением является канон Пасхи, который поется весь, целиком. Напев ирмосов канона подчиняется гласу. В большие праздники и по воскресеньям канон принято петь с катавасией.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Канон

Канон

♦ Canon

Любая разновидность правила (от греческого kanon – правило), способная служить нормой, образцом или моделью.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Канон

(греч. kanon - правило, предписание)

совокупность нормативных требований, предписывающих художественно-эстетическому сознанию следовать определенным образцам, соблюдать определенные приемы творческой деятельности. Каноны формируются на протяжении длительного времени, постепенно обретая авторитет незыблемого императива, диктатура которого начинает господствовать в пределах эстетического сознания. Это отчетливо видно в истории искусства, существовавшего в традиционных обществах древних цивилизаций Востока и Запада. В христианском искусстве средневековой Европы каноны определяли развитие всех основных видов искусства - архитектуры, живописи, музыки.

«Канон » Поликлета . Древнегреческий скульптор Поликлет (V в. до н. э.) вошел в историю искусства как создатель трактата «Канон» и скульптуры «Дорифор» («Копьеносец») (432 г. до н. э.), явившейся практическим воплощением, наглядным примером теоретических, художественно-эстетических принципов, сформулированных в трактате. Находясь под влиянием учения Пифагора о присущей космосу гармонии числовых соотношений, Поликлет предпринял попытку взглянуть на человека в свете этих же принципов. Так у него появилась вначале умозрительная, а потом скульптурная бронзовая модель человеческого тела как целостности, подчиненной определенным числовым соотношениям. Поликлет был убежден, что его исчисления давали идеальную фигуру гармонично сложенного человека. Ее высота в переводе на современные единицы длины составляла 1 м 99 см. Голова относилась к общей высоте как 1: 8. Пуп располагался строго посредине. Длина ступни составляла 1/6 от длины тела. Лицо делилось на три равные части - лоб, нос и подбородок. Профиль точно вписывался в квадрат, а общая линия лба и носа составляла прямую. Соблюдение всех этих соотношений рождало впечатление безупречного, абсолютного совершенства. Для своего «Дорифора» Поликлет придумал характерную позу перекрестной уравновешенности тела -устойчивой и вместе с тем динамичной. Эта поза («хиазм») свидетельствовала о физической и моральной силе изображенного человека, об его уверенности в себе и способности поддерживать гармоничные отношения с миром, космосом.

Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии (от греч. kalos - прекрасный; agathos - добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.

Поликлетовский «Канон» стал для греческих скульпторов эталоном художественного мастерства. Характерна дошедшая до нашего времени история двух братьев-скульпторов, создавших статую Аполлона, находясь при этом в разных точках Эллады - один в Эфесе, а другой на Самосе. Определившись с замыслом и приняв за основу I нормативы Поликлета, они порознь приступили к работе над правой и левой половинами. Когда по окончании обе половины были соединены, у зрителей возникло впечатление, что скульптура создана одним мастером.

В современном художественно-эстетическом сознании существуют две противоположных трактовки канона. Одна гласит, что канон теснит воображение художника, сковывает его творческое сознание и оказывает губительное воздействие на развитие художественного таланта. Согласно другой, канон ни в коей мере не лишает художника творческой свободы. Эту, вторую, точку зрения точно и ярко охарактеризовал П. А. Флоренский. «Каноническая форма, - писал он, - это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны... В канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое» (Флоренский П. А. Иконостас . - М., 2001. - С. 82).

Еще одно примечательное высказывание Флоренского касается церковных канонов как ритуальных норм, которые регулируют жизнь православной и католической церквей. Он называет эти каноны «регулятивными символами церковного общества» и указывает как на их необходимость, так и на трудновыполнимость их в повседневной церковной жизни: «Никогда они не выполнялись целиком, да и нельзя ждать, чтобы были выполнены когда-либо до точности; но всегда их должно было и должно есть иметь в виду для яснейшего сознания своей виновности перед Богом» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. - М. 1990.-С. 425).

Лит.: Ротенберг Е. От канона к стилю //Вопросы искусствознания . 1994. № 2-3; Соцреалистический канон . - СПб., 2000 ; Флоренский П. А. Иконостас . - М., 2001.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Канон

♦ (ENG canon)

(греч. kanôn, лат. - правило)

церковные постановления, принятые церковным собором или отдельной церковной организацией. Также - церковное право (каноническое право); собрание священных книг (канон Священного Писания); список святых; главная часть мессы.

Словарь духов и богов

Канон

одно из самых популярных божеств японского буддизма. Она милосердная застУПНИЦа к которой каждый мог обратиться за помощью вне зависимости от своего статуса и положения- Канон умела превращаться и каждому человеку являлась в подходящем образе: к старику - стариком, к ребенку - ребенком, к женщине - женщиной. На ранних рисунках ее изображали с тысячей рук. Считалось, что каждой рукой она спасала грешника.

Энциклопедический словарь

Канон

  1. (от греч. kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными" , применяемых в богослужении в качестве "Священного писания" . Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
  2. (канун), струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.
  3. жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).
  4. форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).
  5. в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

Словарь Ожегова

КАНО Н, а, м.

1. Правило, непреложное положение какогон. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны.

3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.).

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"
  • Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики
  • Канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)
  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес», "линейка для графления», "правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    канон

    м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях.

    Типографское печатальные буквы, набор.

    Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    канон

    канона, м. (греч. kanon).

      Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.).

      совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона.

      Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.

      перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский канон.

      Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.

      Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (имитация в 3 знач.; муз.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    канон

      Правило, непреложное положение какого-н. направления учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

      Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны,

      Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.

      прил. канонический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    канон

      1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.

        То, что твердо установлено, принято за образец.

        То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.

    1. Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.

      Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.

      Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    канон

    КАНОН в изобразительном искусстве система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

    канон

    форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).

    канон

    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).

    канон

    КАНОН (канун) струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.

    канон

    КАНОН (от греч. kanon - норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер:

      библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

      церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

      (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

    Канон (телеканал)

    «КАНОН » - первая независимая частная телекомпания Сызрани.. Начал вещание в 1 мая 1991 года. Сетевым партнёром с 16 сентября 2012 года является телеканал Ю.

    Канон (песнопение)

    Кано́н (- правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других. Также канон читается на молебнах, по усопшим, за болящих и в келейной молитве.

    Полный канон состоит из девяти частей, или песней, однако все 9 песней используются редко.

    Канон (искусство)

    Канон (в переводе с греч. - Правило ) - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

    Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека.

    В начале XX века в изобразительном искусстве и в музыке происходит решительный разрыв норм, укоренившихся в течение нескольких веков.

    По определению профессора А. Ф. Лосева, канон - это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

    Канон (буддизм)

    • Палийский канон - собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады.
    • Китайский канон - китайский буддийский Канон имеет несколько названий, наиболее употребляемые из них это; "Саньцзан" . Китайская Трипитака начала складываться во II в. н.э.
    • Тибетский канон - многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур, тиб. བཀའ་འགྱུར, Вайли bKa"-"gyur), к которому прилагается свод комментариев (Данджур, тиб. བསྟན་འགྱུར, Вайли bsTan-’gyur).

    Канон

    Кано́н традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu , «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    • Набор норм и правил:
      • Канон - совокупность норм и правил в искусстве.
      • Канон - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
      • Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области :
        • Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.
        • Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
    • Религия:
      • Христианство:
        • Церковный канон - правило или свод правил.
        • Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
        • Евхаристический канон , или ана́фора - центральная часть литургии.
        • В Православии слово канон имеет еще и следующие значения :
          • Великим постом.
          • Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами . Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
      • Другие религии:
        • Канон - буддийский канон.
        • Канон - джайнистский канон.
    • Музыка:
      • Канон - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
      • Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
      • Канон - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
    • Другие значения:
      • Канон - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси , ремейков, экранизаций и т. д.
      • Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
      • Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.

    Канон (культура)

    Культурный канон - совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.

    Понятие культурного канона довольно часто употребляется по отношению к литературе. Примерами литературного канона могут служить издававшаяся в советское время « Библиотека всемирной литературы » или список литературы, обязательной для изучения в школе.

    В Дании официально утверждён датский культурный канон, включающий 108 произведений искусства.

    Канон (нарратив)

    В массовой культуре канон - материалы, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика ». Соответственно, «канонический» - это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению. Фанфики не признаются каноническими, в то время как события из «официальных» источников - признаются. В некоторых вселенных, особенно фэнтези , канон может называться «мифологией».

    Примеры употребления слова канон в литературе.

    Однако я нашел там два или три стихотворения, судя по их языку, сравнительно старых и, по-видимому, действительно вдохновленных богом, которые Август, чье слово было законом для жрецов Аполлона, не включил в канон из-за их вполне ясного и устрашающего смысла.

    Троицкий старец Курачов писал, что слышал от Артемия неприличные речи об Иисусове каноне и акафисте богородичном.

    И Палата Пэров, и Тайный Совет -- пережившие свое время многолюдные говорильни, согласно канонам тысячелетней давности имевшие право дилетантски вмешиваться буквально во все, топить любую новую идею в бесконечных дискуссиях, забалтывать проекты, которых попросту не понимали, приводя специалистов в тихое бешенство.

    Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не мог не сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, а подчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон .

    Я художник, посвятивший много лет изучению канонов древности, - он повел рукой к стенам храмов, на которых застыли, будто в истоме зноя, чудесные скульптуры.

    Так Рембрандт, застроив дальние планы таинственной и величественной архитектурой и затенив их так, что мы не видим замыкающихся стен, выводит интерьер из привычных в живописи канонов , в то же время заражая зрителя поэзией грандиозности пространства, свойственной многим из его поздних произведений.

    Вопрос этот слишком обширный и сложный, чтобы излагать его хотя бы вкратце, замечу лишь вскользь, что судьба стран, принявших византийский канон -- Россия, Болгария, Греция, Сербия, -- форменным образом выламывается из европейской истории, отличаясь ненормально большим количеством невзгод.

    В спокойной, выдержанной манере он изложил преимущества гениальной политики изоляционизма, разработанной лично товарищем Каноне .

    Федор Кнорре пишет для детей книги-сказки, но сказки эти нарушают общепринятые каноны , по которым персонажи четко делятся на добрых и злых, в которых добро обязательно торжествует над злом.

    Формальное напряжение через ускорение достигается здесь укорачиванием кусков не только согласно формуле кратности основной схемы, но и в нарушение этого канона .

    Трудность подобного вычленения заключается прежде всего и в том, что образ возлюбленной у Маньи гораздо более условен, нежели у Луизы Лабе, и не выходит за рамки неопетраркистского канона .

    Увидев это, Леандр отправился к иезуитам и потребовал разрешения на любую церковь по любому канону , потому что самым главным для него было строить, а все остальное казалось не столь уж важным.

    Таким образом будет устранено и второе лжеучение в разборе его оснований с точки зрения здравого понимания канона .

    Так же и третье лжеучение, основывающееся на словах канона и утверждающее, что чары ведьм - лишь плод фантазии, отрицается действительным толкованием слов того же канона .

    Что эти лжеучения еретичны и противоречат здравому смыслу канона , будет доказано на основании божественного церковного и гражданского прав,- это вообще, а в частности - из толкования слов канона .

    Глубокая, узкая речная долина с высокими и очень крутыми склонами. Крупнейший каньон в Северной Америке – Большой Каньон в шт. Колорадо. Он также является самым большим по протяженности в мире. Слово «каньон» испанского происхождения, означает «труба, ущелье».

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КАНОН

    греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально – прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения и взвешивания) 1. Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, – окончательно сформировался в период иконоборчества (728 – 842). Патриарх Никифор (? – 829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточнохристианского искусства, как важнейший культуросозидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог – это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2. Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь – переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья – благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    mob_info