Идеалом нила сорского является общинное. Нил сорский

В XIV - XV вв. после двух столетий татаромонгольского ига стало формироваться централизованное Московского государство, но оставались сильны центробежные тенденции, связанные с интересами удельных князей и боярской олигархической верхушки.

В это же время после унии с Римской католической церковью под натиском турок пала Византийская империя в 1453 г. Московская Русь стала последним независимым государством, в котором сохранялись устои православия. Западные славяне, греки оказались под владычеством мусульман. Естественно, что Московская Русь стала рассматриваться как преемница Византии - православной империи. В это же время среди православных народов были апокалиптические ожидания в связи с окончанием 7-го тысячелетия после сотворения мира, что вызвало целую волну религиозных течений, в том числе еретического характера. Ересь, имевшая, очевидно иудейские корни, охватило широкие слои духовенства, дворянства и даже проникло в великокняжеские круги, вплоть до царя Иван III. Формирование самодержавное власти, усиление церковной власти и нарастающие угрозы со стороны удельных князей, боярства, еретических движений породили целый ряд течений и имен в традиционной политико-правовой мысли России этого исторического периода - нестяжателей, иосифлян, Филофея, Ивана IV (Грозного), Ивана Пересветова, Андрея Курбского и

Особую роль в формировании традиционной политикоправовой идеологии Московской Руси сыграли два течения русской мысли - стяжатели и нестяжатели. До сих пор в отечественной литературе распространена концепция, рассматривающая эти духовные школы в качестве непримиримых противников. Отчасти, данная точка зрения содержит зерно истины. Действительно, между стяжателями и нестяжателями существовали отдельные идеологические противоречия, что привело к преследованию целого ряда представителей нестяжательства - Вассиана Патрикеева и Максима Грека. Но, все-таки между основателями названных течений Нилом Сорским и Иосифом Волоцкий было больше общих точек соприкосновения, чем это принято считать. В верности православию, устоям праведной жизни между ними нет никаких расхождений. Одинаковы были нестяжатели и иосифляне непримиримыми борцами против ереси. Известен случай, когда Нил Сорский сделал подарок Иосифу Волоцкому - книгу Иосифа «Просветитель» в красочном переплете. Нил

Сорский и Иосиф Волоцкий - скорее единомышленники, стоявшие на идеях исихазма - аскетической жизни монахов, внутреннего духовного деланья. Справедливо митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал о

том, что спора между ними никогда не было. Они лишь выдвигали на первый план разные формы иноческого служения. Ту же мысль проводит В.А. Томсинов: «На самом деле борьбу против Иосифа вел Вассиан Косой, между собой боролись «иосифляне» и «нестяжатели», взгляды которых не во всем совпадали со взглядами Иосифа и Нила. Факты свидетельствуют, что при всех разногласиях по вопросам устройства монастырского общежития в главном Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были едины, а именно: в оценке «ереси жидовствующших» как чрезвычайно опасного для

русского общества и православной церкви движения» .

Различие можно усмотреть лишь в оценке ими более оптимальных форм иноческого служения. Нил Сорский был сторонником скитского житья, а Иосиф Волоцкий стоял на позиции аскетической жизни духовенства в монастырях. Но, едины они были в убеждении о превосходстве жизни духа над внешним миром, благами окружающего мира. Свидетельства историков показывают, что Иосиф Волоцкий, хотя и был сторонником неприкосновенности монастырских земель имущества, сам вел весьма аскетический образ жизни и пытался в своем монастыре Волоколамском сохранить строгие монастырские порядки - сам одевался в ветхие одежды, трудился наравне с остальными, раньше других приходил на службу и всячески истязал свою плоть, носил вериги, чтобы оградить себя от искушений и греха. Наконец, по-разному, идеологи нестяжательства и иосифлянства относились к ответственности еретиков. Нил выступал за прощение раскаявшихся еретиков, а Иосиф Волоцкий был на стороне строгих и жестких мер наказания еретиков, вплоть до лишения их жизни.

Основоположником идеологии нестяжательства стал Нил Сорский (1433 - 1508). О вехах его жизни известно немного. До сих пор среди историков нет единства мнений о его происхождении. Сам он лишь упоминал о своем мирском имении - Майков, что позволило ряду исследователей вести его происхождение из высших слоев общества (известен боярин по фамилии Майков, возможно, брат Нила Сорского). Хотя, некоторые историки, полагают, что он может быть выходцем из черносошного крестьянства, поскольку он именует себя «поселянином» и выступает за прекращение эксплуатации человека человеком, особенно в монастырских владениях.

Нил Сорский принял монашеский постриг в Кирилло- Белозерском монастыре. Известно, что он вместе со своим другом Иннокентием побывал на Афоне, Константинополе, Святой Земле, изучал там тексты отцов церкви, традиции исихазма. По возвращении в Московское государство на севере за Волгой у реки Соры он основал скит - поселение для нескольких отшельников, живущих исключительно своим трудом и взаимно поддерживающих друг друга в служении Богу. Такой иноческий подвиг был весьма суровым, и хотя и привлекал к себе новых сторонников, к концу жизни Нила Сорского в ските было не более 12 человек. Скит Нила за Волгой и дал второе название этому идеологическому течению - заволжских старцев.

Свое мировоззрение Нил Сорский выразил в нескольких посланиях, завещании и Уставе скитской жизни. Центральной идеей Нила Сорского было учение об умном делании - внутренней духовной работе, которая в противоположность внешней суетной жизни, закладывает путь к принятию благодати. Нил Сорский резко осуждает внешний мир, заботы о материальном достатке, мелочность человеческих страстей и желаний. В одном из своих посланий он говорит: «Какую пользу принес мир держащимся за него? Хотя и славу, и честь, и богатство некоторые имели, не все ли это ни во что обратилось и, как тень, прошло мимо и, как дым, исчезло? И многие из них, вращаясь среди дел мира сего и любя движение его, во время юности и благоденствия своего смертью пожаты были: как цветы полевые, процветше, опали и против желания отведены были отсюда. А пребывая в мире сем, не уразумели они зловония его и заботились об украшении и покое телес, изобретая способы, пригодные для получения прибылей в мире сем, и проходили обучение тому, что венчает тело в сем преходящем веке. И если это все они получили, а о будущем и нескончаемом блаженстве не позаботились, то что надо думать

о таковых?» .

Для него главное - это работа духа над своими страстями. Человек может и отступать от жестких канонов церкви в посте, молитве, благочестии, но если он внутренне борется с собой, дисциплинирует свой дух, душевно преображается. Поэтому Нил Сорский первенство отдает нравственному самосовершенствованию в противоположность формальному внешнему благочестию. По его мнению, все внешнее, земное, включая государственные и правовые учреждения - это тлен. Необходимо совершенствовать не внешние условия жизни, а душу человека. Нил Сорский продолжил линию традиционной духовной мысли Руси о приоритете нравственных устоев личности над внешними общественными порядками, о чем ранее замечали Владимир Мономах, Феодосий Печорский. Духовная работа по совершенствованию личности должна состоять в борьбе с человеческими страстями, которых Нил Сорский насчитывает восемь: «Поскольку сказали отцы, что главных [страстных] помыслов, от каковых и прочие многие страстные помыслы рождаются, восемь: 1) чревообъядения, 2) блудный, 3) сребролюбия, 4) гнева, 5) печали, 6) уныния, 7) тщеславия, 8) гордости, - и первым из всех поставили они [помысел] чревообъядения, то и мы о нем прежде скажем, чтобы чина премудрых нам, неразумным, не переменить; но, последуя словам святых отцов, сделаем так».

Для удержания страстей Нил Сорский советует использовать молитвы, предаваться

Нил Сорский идею первенства душевной работы распространил на всю человеческую жизнь, не только монахов, но и мирян. Поэтому Нил Сорский резко осуждал обладание монастырями земель, сел, имущества, богатых украшений и утвари в церквях, полагая, что погоня за внешним материальным устройством противно духу христианской религии. Нил Сорский в наставлении писал: «Не возжелай также вести беседы с обычными друзьями, думающими о мирском и занятыми попечением о бессмысленном - о приращении монастырского богатства и стяжании имуществ, воображающими, что они делают это как благое дело, и от незнания божественных писаний или от своих пристрастий полагающими, что идут путем добродетели. И ты, человек Божий, с таковыми не общайся. Не подобает на таковых и словами наскакивать, ни поносить, ни укорять их, но надо предоставлять это Богу: Бог в силах их исправить» 175 .

По его мнению, человек, и в особенности, инок должен жить только теми средствами и доходами, который он

заработал своим физическим и духовным трудом. Любое богатство, нажитое на эксплуатации человека человеком, Нил Сорский отвергал как несправедливое и нарушающее божественные установления. Вследствие погони людей за богатством и материальными благами вся внешняя человеческая жизнь несет на себе отпечаток греха и несправедливости. Более того, Нил Сорский при такой организации жизни, когда труд - единственный источник для проживания человека, становится невозможной милостыня. Милостыня есть там, где есть социальная несправедливость, существуют богатые и бедные. Отвержение мирской жизни, всего внешнего, наносного, тленного выразилось и в его завещании, в котором он просил после смерти бросить его недостойное тело на съедение птицам и животным.

Идеал нестяжания, освобождения человека от материальных забот выразился в обличении Нилом Сорским пороков монастырской системы землевладения и эксплуатации крестьянства. На Церковном Соборе в 1503 г. Нил Сорский прямо заявил о необходимости изъять земли у монастырей. Нестяжательские идеи Нила Сорского были по нраву Ивану III, который поставил этот вопрос на обсуждение среди духовенства. Большинство исследователей видели в этом факте не поддержку Иваном III концепции нестяжательства, а его давние планы по секуляризации церковных земель как средства обогащения царской казны и противовес возрастающему влиянию церкви как крупного землевладельца. Но, иосифляне во главе с Иосифом Волоцким отстояли неприкосновенность монастырских земель как материальной основы для осуществления церковью своей миссии по отправлению культа, просвещению, заботы о нуждающихся.

Наибольший интерес в творчестве Нила Сорского вызывает его концепция взаимодействия государства и церкви. Нил Сорский был сторонником четкого размежевания духовной и светской властей, их невмешательства в дела друг друга. Наиболее ярко эта идея проявилась в вопросе наказания еретиков. Нил Сорский стоял на позиции прощения тех еретиков, которые раскаялись и отказались от своих убеждений в пользу православия. Тех же еретиков, которые остались верными своим убеждениям, Нил Сорский не призывал казнить и преследовать, если эти убеждения не были опасны для общества. Нил Сорский по сути дела первым поднял вопрос о свободе мысли и убеждений, и отсутствии преследования за убеждения. Сферу убеждений человека он считал неприкосновенной и недоступной для государственного вмешательства.

Необходимость прощения раскаявшихся еретиков была выражена в «Послании кирриловских старцев по поводу слова Иосифа Волоцкого о еретиках». Заволжские старцы ссылались на Священное писание как основу для милосердного отношения к еретикам, которые отступились от противных христианству убеждений: «Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное - что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел он погибших сыскать и спасти».

Причем, нестяжатели приводили примеры из Священного Писания о прощении Богом еретиком. К тому же они отметили, что в основном положения о наказании еретиком смертью находятся в Ветхом Завете - источнике иудаизма, просветленный благодатью учения Христа. Новый же Завет исходи из принципа всепрощения и милости, который нес с собой Иисус Христос, простивший мытаря, разбойника, блудницу. В Послании говорится: «И когда привели к нему женщину, схваченную за блуд, сказал милосердный Судья:

«Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от Бога по своим делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом Завете, что ненавистно Богу».

Несмотря на то, что все-таки с подачи иосифлян верхушка еретиков была казнена или отправлена в заточение, все-таки идеи нестяжателей были восприняты официальной идеологией Московского государства. По сути, по вопросу о свободе убеждений и веры концепция нестяжателей стала официально действующей правовой доктриной в рамках церковного и уголовного права России. В отличие от католической инквизиции, в России случаи преследования за убеждения были единичными и касались наиболее опасных для православия и государства ситуаций, как в случае с ересью жидовстующих, охвативших верхушку духовенства, родню великого князя и самого Ивана III, что угрожало православию и государственности. Н.М. Золотухина справедливо заметила, что «тем, что в России преследования за веру никогда не принимали такого характера, как в католических странах, она немало обязана Нилу, его сторонникам и последователям, которые со рвением доказывали невозможность применения смертной казни за вероотступничество. Смертную казнь за религиозные убеждения «нестяжатели» рассматривали как отступление от основных постулатов православного вероучения. И хотя в споре о формах воздействия на еретиков они проиграли (Собор 1504 г. приговорил еретиков к смерти), влияние нестяжателей на формирование общественного мнения несомненно. Казни еретиков носили единичный

характер и распространения не получили»

Область человеческого духа, веры, убеждений в российской правовой традиции рассматривается как сфера духовной жизни, доступной лишь церкви с ее

ненасильственной формой воздействия на человека. Для государства духовная свобода человека не может быть предметом вмешательства и преследования. В ней государство бессильно что-либо изменить или исправить. Говоря юридическим языком, нестяжатели были активными борцами за недопустимость юридической ответственности за голый умысел, его обнаружение - по принципу «мысли не наказуемы».

В день кончины, в Соборах Афонских преподобных и преподобных русских Святогорцев

Происходил из боярского рода Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского , где пользовался советами благочестивого старца Паисия (Ярославова) , впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Затем преподобный странствовал несколько лет со своим учеником, монахом Иннокентием, по Восточным святым местам и, прожив долгое время в Афонских , Константинопольских и Палестинских монастырях, возвратился в Кириллов монастырь на Белоозеро.

Удалясь оттуда на реку Сору в Вологодской земле, он поставил там келлию и часовню, а вскоре вокруг них выросла пустынножительная обитель где иноки жили по скитским правилам, почему святой Нил и почитается начальником скитского монашеского жития в России . По завету преподобного Нила, в его знаменитом уставе составленном по образу восточных, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь.

В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный Нил являлся основоположником движения нестяжателей . Он участвовал на Соборе 1490 года , а также на Соборе 1503 года , где первый подал голос за то чтобы у монастырей не было сел, а жили бы монахи трудами рук своих.

Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая года .

Почитание

Мощи святого Нила, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.

В преданиях Нилосорского скита хранится сказание, что во время посещения Белоезерских монастырей, царь Иоанн Грозный был в году в Нилосорской обители и повелел вместо деревянной, преподобным Нилом устроенной церкви, основать каменную. Но, явившись Иоанну в сонном видении, святой Нил воспретил это делать. Взамен неисполненного предприятия государь пожаловал скиту, за собственноручным подписанием, грамоту об отпуске монашествующим денежного жалованья и хлебного оклада. Грамота сия утеряна.

Труды

Составленный святым Нилом устав и "Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне" являются основополагающими текстами русского скитского монашества, устав - одним из первых монашеских уставов составленных на Руси. В нем преподобный Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания.

На русском языке издано:

  • Устав - в Истории Российской Иерархии .
  • Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском , изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Москва, 1820, 1849 (Житие и писания святых отцев , т. I).
  • Преподобиый Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей , Санкт-Петербург, 1864.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Удалився бегая Давидски мира, / и вся яже в нем яко уметы вменив, / и в месте безмолвне вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: / и Единому Богу изволив служити, / процвел еси яко финикс, / и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. / Темже благодарственно вопием: / слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, / слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, / слава молитвами твоими и нас Спасающему .

Ин тропарь, глас 1

Мiрскаго жития отвергся и мятежа житейскаго бегая, преподобне и богоносне отче наш Ниле, не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих, и в пустыню вселився, процвел еси, яко крин сельный, отнюдуже прешел еси и в небесныя обители. Научи и нас, честно почитающих тя, твоим царским путем шествовати и молися о душах наших .

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной воеводе)

Любве ради Христовы удалився мiрских смущений, радостною душею вселился еси в пустыни, в нейже подвизався добре, яко ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. Еяже ныне сподобився, во свете неизреченыя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя, моли, молимтися, припадающе, чада твоя, сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний видимых и невидимых враг и спастися душам нашым .

Ин кондак, глас 3

Терпя, потерпел еси суетныя обычаи и мiрския нравы братий твоих, обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався, ученьми твоими правыя стези указал еси нам шествовати ко Господу. Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

Молитва

О, преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мiрских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и яко ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того Единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати. Возлюбити всякую тесноту монашескаго жития, и возненавидети красная мiра сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мiре живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению утвердит их в вере, и благочестии, и в делании заповедей своих, сохранит от лести мiра сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу, да в пустыни и в мiре жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности, и Того усты и сердцем прославим купно со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Преподобный Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками ("заволжские старцы"; см.). Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным направлением своих идей.

Нил Сорский. Икона с житием

По возвращении в Россию (между 1473 и 89 гг.) Нил основывает скит, собирает около себя немногочисленных последователей, "которые были его нрава", и отдается замкнутой, уединенной жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями. Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях "божественного писания", как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека. Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает "с разных списков, тщася обрести правый", делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них "много неисправленна", старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место ему кажется "неправым", а исправить, не по чему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: "От зде в списках не право", или: "Аще где в ином переводе обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется", - и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что "по возможному согласно разуму и истине...". Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на "писания" от обычных, господствовавших в его время, не могли пройти для него даром. Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединенной жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так наз. "новгородским еретикам" и о монастырских имениях. В первом случае, его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о новгородских еретиках и Паисий Ярославов, и Нил Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г. новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учеными старцами и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом; к ним не обращается и главный борецс ересью, Иосиф Волоколамский. Между тем, оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва лине влияют на самое решение собора. Первоначально все иерархи "стали крепко" и единогласно заявили, что "вся (всех еретиков) сожещи достоит" - а в конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию. Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-6елозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший "ученик", князь-инок Вассиан Патрикеев. Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Перед кончиной Нил написал "Завещание", прося своих учеников "повергнуть тело его в пустыне, да изъедят é зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения". Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его. Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившейся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя "великого старца".

Нил Сорский. Икона 1908 г.

Литературные произведения Нила Сорского состоят из ряда посланий к ученикам и вообще близким людям, небольшого Предания ученикам , кратких отрывочных Заметок , более обширного Устава , в 11 главах, и предсмертного Завещания. Дошли они в списках XVI - XVIII вв. и все изданы (большинство и важнейшие - крайне неисправно). Главным сочинением Нила является монастырский устав, в 11 главах; все остальные служат как бы дополнением к нему. Общее направление мыслей Нила Сорского - строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело "по потребе без мала", даже "успокоивать его в мале", снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви: еще ни один человек не осужден Богом за то, что он не украшал храмов. Церкви должны быть чужды всякого великолепия; в них нужно иметь только необходимое, "повсюду обретаемое и удобь покупаемое". Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити". Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против "самочинников" и "самопретыкателей", он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету - "божественных писаний". "Испытание" божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока. Недостойная жизнь инока, да и вообще человека, исключительно зависит, по мнению Нила, "от еже не ведети нам святая писания...". С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: "писания многа, но не вся божественна". Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех "заволжских старцев" - и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних всякая вообще "книга" являлась чем-то непререкаемым и боговдохновенным. И книги Св. Писания в строгом смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и правила св. апостолов и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к толкованиям, явившиеся впоследствии, наконец, даже и разного рода греческие "градстии законы", т. е. указы и распоряжения византийских императоров, и другие дополнительные статьи, вошедшие в Кормчую - все это в глазах древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, одинаково авторитетным. Иосиф Волоколамский, один из ученейших людей своего времени, прямо, напр., доказывал, что упомянутые "градстии законы" "подобни суть пророческим и апостольским и св. отец писаниям", а сборник Никона Черногорца (см.) смело называл "боговдохновенными писаниями". Понятны, поэтому, укоры со стороны Иосифа Нилу Сорскому и его ученикам, что они "похулиша в русской земле чудотворцев", а также тех, "иже в древняя лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, чудесем их вероваша, и от писания изметаша чудеса их". Одна попытка сколько-нибудь критического отношения к списываемому материалу казалась, таким образом, ересью. Стремясь к евангельскому идеалу, Нил Сорский - как и все направление, во главе которого он стоял, - не скрывает своего осуждения тем нестроениям, которые он видел в большинстве современного русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал энергический протест Нила против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от мира и всего, "яже в нем" - как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны "не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати"... Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря: монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми целями и стремлениями, и предосудительное иноку предосудительно и для монастыря. К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патристических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Aфоне; ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Василия Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита. На некоторых из этих писателей Нил Сорский особенно часто ссылается; некоторые сочинения их и по внешней форме, и по изложению особенно близко подходят, напр., к главному сочинению Нила Сорского - "Монастырскому уставу". Ни одному из своих источников Нил, однако, не подчиняется безусловно; нигде, напр., он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита.

Монастырский устав Нила Сорского, с присоединением в начале "Предания учеником", издан Оптиной пустынью в книге "Преподобного Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском" (М., 1849; без всякой научной критики); послания напечатаны в приложении к книжке: "Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и его устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей" (СПб., 1864; 2 изд. M., 1869; за исключением "Приложений", все остальное в этой книжке не имеет ни малейшего научного значения).

Литература о Ниле Сорском подробно изложена в предисловии к исследованию А. С. Архангельского: "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (СПб., 1882).

А. Архангельский .

Нил Сорский, в миру Николай Майков (Майковы – знаменитая боярская фамилия. Позднее в XIX веке будет известный поэт Майков). Он рано постригся в монахи Кирилло- Белозерского монастыря (начало ему положил известный церковный деятель Кирилл Белозерский), славившегося своей библиотекой и строгим уставом. Сходил на Афон, приобщился к учению мистиков-исихастов, побывал на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь. Вернувшись с Афона просветленным, основал свой скит на реке Соре (отсюда Сорский), неподалёку от бывшей своей обители. Вообще в христианстве существовало два типа монашествующих: общежитествующие (с IV в.), те кто жили вместе (что-то вроде армии); анафореты - те, кто жили отдельно от всех. Нил же придумал скиты - поселения, где живут монахи, но маленькими группами по 5 человек. Обязательно в лесу, так как пустыни на Руси не было. «Пустынь» у нас от слова «пусто», «никого нет». Жили и питались от рук своих, весьма аскетично. «Заволжские старцы» - те, кто жил «за Волгой», то есть к северу от Валдайской возвышенности, на территории нынешней Вологодской области. А вокруг много-много скитов.

Он стал духовным вождем нестяжателей, полемизировавших с иосифлянами по поводу монастырского землевладения. На Руси потом будет 2 монастырских (церковных) устава: Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Самое крупное и содержательное творение Нила Сорского - Устав, называемый иногда Большим. . 2 пункта учения Нила Сорского вызывали особенное недовольство иосифлян. Во-первых, запрет монастырской собственности На церковном соборе 1503 г. старец открыто провозгласил, «чтобы у монастыря сел не было, а жили черницы по пустыням, а кормили бы себя рукоделием», физическим трудом. Во-вторых, он призывал отказаться от украшения храмов: «яко нелепо чудится делам человеческих рук и о красоте зданий своих величитися». Он считал, что внешняя обрядность не имеет такого важного значения, которое придает прежде всего внутренняя настроенность и постоянное нравственное совершенствование Нил Сорский также скептически относится к «чудесам» и даже к священным книгам - писанная книга, ... не всия божественная суть». В своем уставе Нил Сорский дает тонкий психологический анализ возникновения страстей в душе человека. Нил Сорский выделяет 5 стадий формирования страстей: «прилог» - первоначальное влечение, начальная стадия развития страсти. Сам по себе прилог не грешен, если ум не останавливается на нем, не вникает в его содержание. Прилог этически нейтрален, ибо безгрешен. Если же ум склоняется к причастию по мысли, «тогда наступает вторая стадия» - «сочетание» - соединение возникшей идеи с «произволением человека, его волей». На этом уровне возникает заинтересованность в данном образе, мысли, чувстве; это уже принятие помысла, мысленное с ним собеседование, уже зависит от вола человека и оно «не всяко безгрешно». Проще говоря, богоугодна только такая мысль, которая может быть направлена в русло благих деяний. Всякая иная мысль должна быть решительно отсечена, ибо в противном случае возникает «сложение» - третья стадия - т.е., согласие души с тем, что «глаголет вражий помысел». «Сложение» - это начало стремления, увлечения, привязанности, - «преклонение... души к явившемуся помыслу или образу». Затем наступает «пиянение» - подчинение уже внедрившемуся в сознание образу, «если пиянен будет ум, пиянены будут помыслы». Если же пиянение из временного, эпизодического становиться постоянным, неотделимым от натуры человека, то наступает заключительная стадия -- «страсть» - высшая любовь и принятие земного мира, человеческих «мечтаний». Страсть формирует нрав человека, его жизненные позиции. Нил Сорский считал, что всякое дело нужно начинать с «мудрования», рассуждения, чтобы душа не поработилась ощущениями, а уж боги очищают от «лукавых помыслов». Без мудрования губительно даже церковных книг. В делах веры существует только один критерий - Иисус Христос, Евангелие. Он считал, что через мудрование приходит разумение, а через плач утверждается благоразумение. Разумение есть раскрытие богооткровенной тайны, благоразумение - умолчание о ней, признание ее непогрешимости. Благоразумение уравновешивает ум, освобождая его от словесных форм. Оттого оно равнозначно молчальничеству, исихии. Таким образом, мистика у Нила Сорского получает своего рода логическое основание, превращается в аргументированный постулат веры.



Монахи, жившие в скитах, читали философско-богословскую литературу, были грамотными людьми. Исследовали отношение к греху, учились чувствовать, изобретали разные психотерапевтические приемы (например, молиться про себя, задерживать дыхание).



В завещании Нил Сорский написал, что «людям моего нрава молю, бросьте тело моё в глуши, чтобы звери и птицы съели его, потому что грешило оно много и недостойно погребения». На лицо чин самоумаления. «Я постараюсь поскольку в моих силах не быть сподобленной чести и века своего ни в жизни своей, ни после смерти моей».

«Далее Бог да простит всех» - это идея апокатостазиса. Эту идею ещё в конце II в. высказал христианский апологет Ориген, позже принявший мученическую смерть. Он подумал о том, как могут души праведников спокойно смотреть, скажем, на души родственников в аду. Церковь ответила жёстко, что «возрадуется праведник, когда увидит отмщение». Оригеновская идея говорит об очищении душ. Ада не будет: на страшном суде всех простят, Бог исправит недостатки людей и простит их. Бог исправит человеческие души. Не будет смысла в вечных муках. Это идея возникла. т.к. для человека с совестью видеть чужие проблемы, несчастья и мучения в аду - сложно. Церковь отвергает эту идею и объявляет ее еретической, т.к. должен быть гнев божий, а иначе чем стращать народ. Это гуманно. «Писаний много, но не все божественны» - человек сам должен думать, какое из них божественно. То, что Нил Сорский вспоминает об этом в своем завещании, хорошо характеризует его. Он был канонизирован лишь в 18 веке, т.к. церковь его недолюбливала, т.к. на соборе 1503 г. он потребует отнимать села у монастырей (а к тому времени крупные монастыри закрепостят крестьян).

8. Свободомыслие и его оценка иосифлянами и нестяжателями (Вассиан Патрикеев). Процессы над еретиками и вольнодумцами (Феодосий Косой, Максим Грек, Матвей Башкин), их влияние на духовную жизнь общества

Позиция Волоцкого заключалась в том, что церкви надлежит сдавать еретиков светской власти, а та пусть разбирается с ними сама. Отсюда берет начало недоверие простого народа к церкви.

Нестяжатели запомнятся полемикой в философской области. Главой станет Вассиан Патрикеев (около 1470 - 1532), в миру князь Василий Иванович Патрикеев. Он был из родовитой княжеской семьи, родственник великих князей, мог претендовать на московский престол. В 1499 г. он подвергся опале и был насильно пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, где хотел даже кончить жизнь самоубийством, так как считал, что жизнь для него кончена. Но вскоре стал учеником Нила Сорского. Знакомство с Нилом Сорским определило направленность его мировоззрения. Он стал одним из наиболее ревностных приверженцев нестяжательства. Нил Сорский сделал из него книжника-писателя, далее именно он, Вассиан Патрикеев, будет возглавлять полемику с Иосифом Волоцким.

Последний будет говорить, что знает единственный способ дознания – пытку, и единственное средство исправления – казнь. На что ему Патрикеев будет писать: «Если ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет до празднования субботы и до всего, что в Ветхом Завете ненавистно Богу». Т.е он объясняет, что жестокость и резкость - это не христианская позиция. Он рассказывает, как один архиепископ связал «Двух людей и сжег их в молитвах». Далее он говорит, что грешников прощать, а не корить их смертью - вот христианская позиция. «Если бы ты не знал, следовало бы тебе объяснить, где в Евангельском богословском предании есть жизнь». «Не говорят хорошее те, кто не имеют власти над своим рассудком, тоже случилось и с церковнослужителями, - пишет он. Вассиан четко говорит о том, что если занимаешься денежными делами, то причем здесь святость, вера, 6лагодать? «И о тех бы говорите как о еретиках, и один только я заступаюсь за них. Правильно было бы, говорю, наказывать их, а не умерщвлять. Как вы хотите, мудрствуя от чрева. вашего, чем об установлении святых отцов, говоря не по писанине? Не надо убивать еретика, ибо вражда непримиримая с тем в мире начнется. Если вы захотите взять оружие и убить им еретика, то неизбежно многие святые с ним погибнут, ибо так вы отщепите зерно от плева». Он говорит о том, что в духовной сфере нельзя до конца регламентировать мысли. Жесткая регламентация очень трудна. «Еретики, - говорит он, - это люди, которые думают не так, как мы. Значит, если человек думает не так, как любой другой, он - еретик, но это совсем не так. Некоторые не понимают этого до сих пор. В своих «Прениях с Иосифом Волоцким», построенных в форме опровержений вождя - стяжателя. После краткого вступления следует основной текст, где попеременно приводятся тезисы Иосифа Волоцкого и их критика Вассианом Патрикеевым. Полемика касается отношения к еретикам, монастырского землевладения, авторитарности библейских книг и постановлений вселенских соборов. Вассиан считает противозаконным устанавливать новые правила сверх канонических, ибо это приводит к произволы церковных властей и злоупотреблениям. Невинно казненных еретиков он считает мучениками. Вассиан вступается за своего учителя Нила Сорского и отвергает обвинения в непочитании русских чудотворцев, бросая резкие слова своему оппоненту. Жизнь Вассиана Патрикеева оборвалась трагически: победившие иосифляне добились осуждения Вассиана на соборе 1531 г. Вассиана обвинили том, что он постановления русских соборов «злыми и развращенными называл…. Христа именовал тварию», использовал «елинских мудрецов учения»: Аристотеля, Гомера, Платона, развращал последователей своим учением. Вассиан был сослан в их цитадель – Иосифо- Волоцкий монастырь, где они, как напишет князь Курбский, «по малу времени его уморили».

Максим Грек (1470-1556), в миру Михаил Триволис, греческий монах, из знатного рода, уроженец г. Арты, он получил прекрасное домашнее образование, для продолжения которого выехал в Северную Италию, именно сюда приезжали греки после падения Византии; для того, чтобы получить хорошее образование, в Италию он поступает В Университет (католический монастырь), стал монахом, примкнул к великому итальянскому проповеднику Савонарола, борьба для которого кончилась плохо, т.к. его сожгли. Максим Грек в 1517 г. приезжает на Русь в качестве переводчика, и здесь он был очень хорошо принят. К нему приставили много хороших людей (Артемий Троицкий, Вассиан Патрикеев). И все было бы хорошо, если бы он не примкнул к нестяжателям и попал под суд, как еретик. На него было собрано масса доносов, но не было доказательств и тогда нашли ошибку в его переводе (он написал не "сидевшую одесную отца», а «сидевший одесную отца») – это, в их понимании, было отрицанием вечности Бога. А это уже была серьезная ересь, и за это его упекли в иосифлянский монастырь, где он за один год чуть не погиб от холода, голода, без света. Потом его решили окончательно засудить и послали в другой монастырь - Тверской - здесь он начинает писать и становится одним из самых почитаемых философов на Руси. Здесь он проживает 20 лет своей жизни. В это время иосифляне расправляются с Вассианом и отправляют его в тот же монастырь, где был Грек, Грека, убирают оттуда, Вассиан же погибнет в церкви голодной смертью. Под конец жизни Максима Грека игуменом монастыря становится нестяжатель, и он забирает труды Грека. Последние годы своей жизни Максим Грек будет жить в почете, т.к. будет под крылом у главы нестяжателей. В этом монастыре его будут посещать Андрей Курбский, Иван Грозный.

Идеи. Максим обнаружит уклонения русской церкви во внешнюю сторону, обрядоверие: богослужебная часть (литургия, храм, церковное пение) внешне чисто обрядна и за это отвечает дьякон (богословская сторона – внутреннее, то, что говорят не важно, важно как). Так вот Максим Грек обнаружит, что богослужебная сторона развита во вред богословской (что говорят не важно, главное как), он обнаружит слабость богословия: внутреннего содержания нет. Ушла суть – ради чего говорится? Максим Грек объясняет это все таким образом, - что нет икон, священники учатся при монастырях, грамоте «мало-помалу», заучивают тексты наизусть, и это со временем забывается. Максим Грек объясняет, что так нельзя, потому что должен быть смысл происходящего, ведь церковь превращается в ритуал. Это очень важно для церкви, но они этого не оценят. Духовенство на севере, в нестяжательских монастырях, иосифляне будут уделять время лишь внешней стороне.

Феодосий Косой . Вершиной еретической мысли русского Средневековья является «новое учение» Феодосия Косого. Он был холопом московского боярина, бежал из кабалы и принял постриги в одном из нестяжательских монастырей в Белозерье. Глубоко изучив Священное Писание и сопоставив его с действительным положением вещей, он потом из него черпал аргументы для обличения социального неравенства. Он считал основным положением Священного писания заповедь «возлюби ближнего». Феодосий создал «новое учение», выражавшее интересы бедного крестьянства, развивал идею о «духовном разуме», о равенстве людей: «все люди едино суть у Бога, и татарове, и немцы и прочие...» Сперва он проповедовал среди монахов, а затем стал учить своей ереси и мирян. В 1554г. он был схвачен и предан суду церковного собора. Однако ему вместе с двумя единомышленниками удалось бежать из под стражи в Литву, на территорию нынешней Белоруссии. И здесь он продолжал смело и энергично проповедовать свои идеи, в стал одним из вольнодумцев. Зиновий Отенский (церковный обличитель Феодосия Косого) обличению «безбожия» Феодосия Косого посвятил два обширных сочинения: «Истины показания к вопросившим о новом учении» и «Послание многословное», являющееся основными источником сведений о ереси холопа. Моменты учения: Он отрицал божественность Христа. Он полагал, что в основе бытия лежат элементы или стихии: «суши, мокра, студено, вода, воздух, огонь, кои суть не сотворены и вечны». Зиновий Отенский опровергает это мнение Косого, прибегая к следующей аргументации, выдвинутой еще Аристотелем: противоположности не могут существовать одна рядом с другой, не уничтожая друг друга. На его взгляд нам только кажется, что стихии никем не сотворены и пребывают изначально. Этого не может быть, т.к. вода губит огонь, огонь погубит воду. Судя по всему, «самобытие мира» Феодосий выводит главным образом из идеи неизменности стихий. «Но если бы стихии не изменялись, то не возникли бы и веши, - говорит 3иновий, - все изменяется, а все, что меняется, движется, обладает началом, каковым и является Бог». Феодосий также отвергал учение о боговоплощении, усматривал в нем возможность многобожия. Отсюда следовал важный вывод: раз Бог сущностно не соединялся с плотью, значит, и почитание его не может быть обрядовым, внешним. На этом основание Феодосий признавал «незаконным» существование церковных храмов, молитвам он предпочитал «чистое сердце» и «отступление от неправды». Подвергал сомнению постные дни: «Кто дни разделил на постные и не постные? Дни изначально Богом одинаковы сотворены». Для него ничего не значили все церковные таинства – священство, причащение, пение, покаяние. Словом, Феодосий был решительным противником церковной религиозности, трактуя «истинную веру» исключительно в контексте морального совершенства и «правды». Человек, по его мнению, сотворен свободным, и никто не вправе требовать от него покорения, ни светская, ни духовная власть, само существование которых противно божественным заповедям. Таким был завет, проповедованный Феодосием Косым, недавним «рабом», освободившимся из неволи «мужеством и разумом» своим. Он и его единомышленники были предтечами крестьянских восстаний в России XVII - XVIII вв.

Матвей Башкин. Созванный в 1490 году церковный собор осудил ересь. Заговорщики были казнены, многие угодили в монастырские тюрьмы. Однако церковь была озабочена ростом еретичества. Идеи стригольников и «жидовствующих» находили свое продолжение в учении дворянства. Матвей Башкин и примкнувшие к нему в критике церкви опирались на Священное Писание, в особенности на Евангелие, из которого черпали аргументы для обличения социального неравенства. Считая основным положением Святого Писания заповедь «возлюби ближнего своего», Башкин указывал на недопустимость владения подобными себе людьми. Сам отпустил на волю тех, кто был в кабальной зависимости у него. Церковь обвинила его в «развратном толковании Евангелия» и по указанию Ивана IV был схвачен. В религиозной форме повторил идеи Кирилла Туровского о зависимости духовного мира человека от телесного. Аргумент таков: Бог сперва сотворил тело Адаму, а уж после вдохнул в него душу, т.к. «вся духовная от телесная рождается», как «от зерна колос происходит».

Одним из последствий победы иосифлян станет процесс вынужденного ухода гуманизма в подполье, тогда как на поверхности останутся антигуманизм и стяжательство.

9. Христианский гуманизм и антигуманизм в Московской Руси (Арсений Троицкий, «Домострой» Сильвестра). Политико-идеологическая полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским.

В «письме Иосифа Волоцкого княгине Глинской» говорится, что 20 рублей на поминовение души её мужа – это не грабеж, а договор, так как священник даром ни одной службы не служит». Иосифляне победят физически, а вот духовно победа останется за нестяжателями. Все авторы того времени – нестяжатели.

Нестяжатели подарят нам ещё одну фигуру – Арсения Троицкого . Он станет игуменом Троице-Сергиева монастыря и станет играть важную роль в церковно- политической жизни 16в. Здесь он примет Максима Грека, где тот доживёт остаток своих дней. Возглавив Троице-Сергиеву лавру, он год не будет принимать ни одного земельного вклада, таким образом, внедряя нестяжательное православие. В итоге, монахи засыплют начальство доносами на него, и Арсений вынужден будет бежать на Север. Но его вернут и осудят: в 1553г. привлекут к соборному суду за то, что он критиковал «любостяжательное монашество», его захотят обвинить в ереси за то, что он сказал: «сожгли… и сами не знают, за что сожгли». Арсения осудили и сослали в Соловецкий монастырь, откуда он сумел сбежать в Литву вместе с еретиком Феодосием Косым. Там он будет самым крупным борцом за русскую веру. Иосифлянские священники не были способны спорить (они были посажены на свои места, но сами толком ничего не знали). На территориях, захваченных Польшей, будет установлена уния (православие соединится с католицизмом) и литовская верхушка перейдёт на сторону Польши и будет бороться во главе с Арсением. В итоге низы будет православными, верхи – «лишь бы платили». Основу учения Троицкого составляют вопросы морали, нравственности. В каждом человеке, на его взгляд, изначально присутствует наклонность к добру. Её видимым образом является любовь к ближнему. Это самая естественная добродетель, под влиянием которой творятся все благие дела в мире. Злоба же возникает в результате умаления добродетели. Причина зла – сам человек; в отличии от всех живых существ, человек – единственный кого божественное провидение предоставило самому себе. Свобода воли и даёт начали либо любви к ближнему, либо человеческой злобе. Арсений рассматривал страсть как извращение естества, приходящее от нашего небрежения. В вере человек обретает истинный разум, способный противостоять «суетному разуму» мирских наук, философии. Таким образом, для Арсения Троицкого оставался незыблемой основой постулат исхаизма о богооткровенной сущности христовых заповедей, неприменимости к ним рационального мышления, логики.

«Домострой Сильвестра» . Домострой – книга по домоводству. Но славянофилы не признавали её христианской книгой, так как в ней разрешено сечь жену и бить сына из-за страха божьего. Домострой создался в результате того, что строгой регламентации подвергалась частная жизнь граждан Российского государства. Различают раннюю, новгородскую редакцию и основную, принадлежавшую царскому духовнику попу Сильвестру, переработавшему текст в духе реформ Ивана Грозного и добавившему назидательное поучение в форме поучения к своему сыну Анфиму. По мысли составителя, «книга…имеет в себе вещи полезные, во учение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням». Домострой Сильвестра состоит из 64 глав, включающих «духовное строение» (гл.1-15) о почитании веры, «мирское строение» (гл. 10-29) об организации семейной жизни, «домовое строение» (гл. 30-63) о ведении хозяйства со множеством практических советов. Текст написан ярким, образным языком, с приведением изречений не только из обыденной, житейской мудрости, но и с умелой вставкой афоризмов. Он сравним по своему воспитательному значению с сочинениями Ксенофанта «О хозяйстве». В центре внимания Сильвестра создание образцового «подворья», крепкой, зажиточной, подчиненной хозяину семье, где все домочадцы с самого раннего утра заняты делом, где нет праздности, пересудов, взаимных обид и свар, где дом представляют полную чашу и воплощение порядка. Каждый член семьи должен быть гостеприимен, щедр, милостив, терпелив, недосадлив, не гордец, не златолюбец. Властям следует повиноваться. Дом украшенным и чистым иметь. Родители отвечают перед Богом за детей своих, дети же должны повиноваться родителям и почитать их. Порицаются те, кто чинит всякую неправду и насилие, обиду, захватывает чужое имущество, ссориться с соседями, ведет недостойный образ жизни. Заканчивается «Домострой» «указом свадебного чина». «Домострой» несомненно имел воспитательное значение, он был своеобразным кодексом феодального образа жизни, выражал идеал домашнего устройства и индивидуального хозяйства. Но в Новое время он стал рассматриваться как идеализация патриархальной, ограниченной стенами дома, жизни, как система жесткого подчинения членов семьи её главе, жены – мужу, детей – родителям.

«Политико- идеологическая полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским» . Возникает своеобразный тип полемики между Грозным и Курбским. Знаменитая их переписка есть попытка спора на важные темы: проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре этой переписки. Есть три письма Курбского и два – Грозного. Иван IV, когда был молодым, хорошо начинал своё правление, очень известен по своим войнам. Стоглавый Собор тоже содержал в достаточной мере важные вещи, с точки зрения развития церковного духовенства, но потом начались погромы, избиения. Этому историки не могут найти объяснения, не найти мотива действий. Грозный был по типу отклонений параноик - это человек, психологическое состояние которого характеризуется стремлением создать сверх ценные идеи. Основная идея для параноика – это идея о высоком предназначении его личности, тот, кто с этим не согласен, в лучшем случае плохой человек, в худшем случае, - его личный враг. Сталин видел в Грозном своё отражение, он был для него своего рода оправдательным документом, индульгенцией. Но Сталин мог вовремя остановиться и выпустить из лагеря маршала Рокоссовского и других. А Грозный не смог и проиграл Ливонскую войну. Андрей Курбский был его военачальником и когда понял, что его могут схватить, уехал в Литву. Курбский писал, что Грозный лишил его светской Руси и что ему (царю) нужно бояться и мёртвых людей. Также он говорит, что он не один такой, таких, как он, много. Грозный ответил: «Горе царству, коли владеют многие». Божье наставленье ему, а другим оно не требуется, жалую и казню своих подданных без отчета». Господь на небе, на земле властвуют люди. Он как бы нарушил сферу ответственности.

В полемике с Курбским Грозный на первый план выдвигает вопрос о статусе светской власти. Идеалом Курбского была сословная монархия. Он говорил, что царь должен править государством «не токмо по совету всех», «но и всенародно». Бог судит «не по богатству внешнему и силе царства, но по правости душевной; ибо не зрит бог на могущество и гордость, но на правость сердечную». В представлении Курбского правость – это правда, закон, они-то и должны определять склад государственного правления. И князь неустанно отстаивал эту идею в посланиях к московскому самодержцу. Для Грозного было неприемлемо всякое совластие, ограничение его воли. Отвергая сословно-представительские учреждения, он категорически утверждал, что российская земля «правится» лишь своими государями, а не князьями, воеводами или стражниками. Также Иван Грозный говорил о соотношении светской и духовной власти. По его мнению, «святительная власть и царское правление» существенно различны. Священники спасают души верующих, и оттого они могут быть наказуемы за свои мирские прегрешения. Царь, напротив, заботится о блага своих подданных, действуя и страхом, и запрещением, и обузданием. Его нельзя обвинить в преступлениях, нельзя бесчестить. Следовательно, царство выше священства, достойней его. Курбский обвиняет Грозного в жестокости, необузданности и других грехах. Что насчёт этой переписки, то вряд возможно встать на чью-либо сторону. Грозный не хороший, Курбский не хороший (однако нельзя его обвинять в том, что он уехал). Карамзин писал по этому поводу: «Бегство не всегда измена, гражданские законы не могут быть сильнее естественных». Но горе гражданину, который за тирана мстит отечеству. Это значит, что, конечно, Грозный плох, но перейдя на другую сторону, Курбский становится военачальником польской стороны. «Он лишил себя выгоды быть правым и главного утешения в бедствиях, внутреннего чувства добродетели, - писал Карамзин. – Он мог без угрызений совести искать убежища в самой Литве, к несчастью…пристал к врагам отечества». Казалось бы, есть плохой человек, борись с ним, но очень часто возникает борьба со всеми, а не с одним. Например, в 30-е годы Бухарин был отправлен в Париж. Он понимал, что дни его сочтены. Париж был для него городом его юности. Что ему мешало остаться и идти после вместе Гитлером против отечества. Он не остался, он не смог этого сделать.

В 16 веке было 2 изменника: и тот и другой значительные люди. Курбский будет долго жить в Польше. Он будет нужен польскому королю, ему дадут город и поместье. Он женится на польской графине, будет бить её, она подавать на него в суд, он же в суде будет оправдываться «мол жну не бил, а плеткой стегал вежливенько». Он же московский барин, и уехав, не смог превратиться в другого человека. Жена с ним развелась. Курбский получил во владение г. Полоцк, но его все считали предателем. От этого он много пил и воевал с соседями, которые считали его ниже себя. Его же буйный нрав не мог с этим смириться. Ему как-то нужны были деньги в долг, но никто не дал, тогда он всех загнал в пруд с пиявками, пока те не согласились одолжить ему. Курбского считали на Руси предателем наравне с Каталихиным, который служил в посольском приказе. Он продался шведам, стал им сообщать информацию, потом к ним бежал, где по их же просьбе написал книгу «О быте и нравах Руси». Но он плохо кончил: однажды во время пьянки зарезал хозяйку, у которой жил, и шведы его осудили вполне по европейским меркам – отсекли голову. Она до сих пор стоит в музее естественных наук с надписью «русский московит».

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

5. Нил Сорский

5. Нил Сорский

Куликовская битва (1380), а затем великое Стояние на Угре (1480) стали решающими событиями в обретении суверенитета Московским государством. В период великих княжений Ивана III (1462-1505) и Василия Ш (1505-1533) произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение земель вокруг Московского княжества. Великий князь московский стал верховным правителем, полномочиям которого не было равных на всей русской земле. Брак Ивана Ш с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес Руси герб Восточной Римской империи (Византии) - двуглавого орла.

Падение Константинополя в 1453 г. под ударами Османской империи привело к тому, что Москва стала единственным оплотом православия, преемницей древнего Царьграда.

Активизация политической полемики в XV-XVI вв. обнаружила у ее участников высокую культуру политического мышления и книжную образованность, что, безусловно, предполагало наличие преемственности культурных традиций Древнерусского государства, ибо без усвоения наследия древнерусской письменности, восприятия византийского, славянского и европейского влияний русские полемисты не смогли бы обнаружить такой глубины, тонкости и широкой осведомленности в понимании целого ряда культурных, политических и особенно правовых проблем, а также воспользоваться значительным жанровым разнообразием форм ведения политической полемики.

Основными темами публицистических споров эпохи образования единого суверенного государства и формирования сословно-представительной монархии как формы правления были проблемы, касающиеся происхождения русского государства, родословия его князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношений церкви и государства, а также группа вопросов, связанных с отправлением правосудия в стране.

С конца XV в. острую полемику стали вызывать экономическое положение церкви и ее владельческие права, в особенности право владеть населенными землями и использовать подневольный труд живущих на ней крестьян. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.

Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило известность как нестяжательство. Приверженцы сохранения экономического статуса церкви и монастырей стали называться иосифлянами, по имени главы этого направления Иосифа Волоцкого.

Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского, мирское имя - Николай Майков (ок. 1433- 1508), о котором известно немногое. Он поселился далеко за Волгой, в заболоченной стороне вологодского края, где и организовал свою Нило-Сорскую пустынь, в которой реализовал идеал пуствшножительства. Слава Нила «снаше... яко светило в пустыни на Беле озере», а и сам великий князь (Иван III. - Н. 3.) «держал его в чести велице».

Концепция Нила Сорского во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды («отвне естества»); задача православного христианина состоит в его преодолении.

Идеалом Нила является общинное устройство. Монахи такой общины (скита) «нужную потребу добывающе от трудов рук своих» и живут по апостольским заповедям: «не делай бо, рече апостол, да не яшь». Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Но главный принцип жизни пустынножительствующих монахов заключается в умении довольствоваться плодами «делания своего» и не собирать «по насилию от чужих трудов». Нил занимает в этом вопросе бескомпромиссную позицию. Он полагает, что накопление богатств нельзя оправдать даже «благими целями» в виде частичного его использования на подаяния, ибо «нестяжание вышши подаяния». Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную, «яко душа вышши тела». Современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому Нил полагает неправомерным их существование, отдавая предпочтение такой форме несения иноческого подвига, как скитничество («житие безмолвно, беспечально, от всех умерщвлено»).

Логика рассуждений Нила не допускала владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. Именно поэтому великий князь Иван III предпринял попытку обосновать с помощью идеала Нила секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу государства. На Церковном Соборе 1503 г. Иван III «восхоте... у митрополита и у всех владык и всех монастырей села поимати», а все духовенство перевести на жалованье из царской казны. Но великий князь потерпел поражение от иерархически организованного духовенства. Собор признал, что все церковные стяжания «не продаваема, не отдаваема, не емлимы никим и во веки нерушима» и если «князи... или кто от бояр вступитися во что церковное... то будут прокляты в сей вец и будущий». Иван III не решился вступить в открытый конфликт с церковью, и таким образом экономическое положение церкви было законсервировано на долгие годы.

При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия.

Такая позиция определяла отношение мыслителя и к проблеме еретичества. В публицистических спорах остро стоял вопрос о роли государства в преследовании врагов церкви - еретиков. При разрешении этой задачи Нил связал проблему еретичества с постулатом о свободе воли человека. Поиски духовного спасения каждым христианином глубоко индивидуальны и выбираются им самостоятельно по внутреннему убеждению на основе личного опыта и знаний. Он категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.

«Мнозем ненавидимо... от своей воли отсечение, но свое кождо оправдание лихоимствует». Полное послушание пагубно для человека, ибо у послушного чужой воле и действующего без рассуждения человека «и доброе на злое бывает». В выборе линии поведения большую роль играют опыт и знания, уважение к которым прослеживается во всех рассуждениях сорского старца. Подобные мысли исключают возможность наказания еретика силами и средствами государства, да еще с применением таких жестоких санкций, как смертная казнь. По его мнению, даже церковь не имеет прав преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь дружеской беседой, советом и наставничеством. Если человек уклонился от правой веры (православия), то только Бог способен внушить ему исправление. Люди не могут «на таковых ни речьми наскакати, ни поношати, ни укоряти...». В русской политической мысли Нил прямо поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли.

mob_info