Основные сферы духовной жизни человека. Эстетическая сфера

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Духовная сфера общества -- это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

В духовной жизни выделяются структурные элементы, облагающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения, агрессивности или усталости. Это зависит от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его -- через митинг, пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д.

Конечно, всякая полноценная социокультурная система включает в себя и специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в частности, многие проявления праздничной культуры, получающие, пожалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у всех народов. Таковы и многие проявления массовой культуры, широко внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко отделенных от производства с его жесткой рациональностью и принципами эффективности.

Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализ таких влечений и состояний -- сфера социальной психологии. Конечно, как социология культуры, так и социальная психология изучают в некоторой степени одно и то же поле -- закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные присущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привычками. Эти внутренние мотивации неизменно соотносятся с какими-то внешними духовными факторами, формируемыми как коллективное сознание или же как бессознательное начало. Однако культура охватывает все же более постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Если психология учитывает состояния и движения малых групп, временных объединений, толпы или индивидов, то культура определяет характер социальных слоев, этнических или национальных групп или цивилизаций на протяжении более длительных периодов времени. Конечно, и личность -- существенная носительница культуры. Так, в явлении моды несомненно присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды, ее национальное своеобразие. Но психология определяет ритмы смены деталей и орнаментики, степень их распространения, замедленную или ускоренную вариативность в одежде и внешнем облике. Конечно, влияние культуры сказывается и в том, что чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты, в том числе и мода. Этнические культуры обходятся набором постоянных вариантов одежды, вполне обозримым в хорошем музее этнографии. Столица обычно вмещает несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.

Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение как преодоление тех экстатических и оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке обозначается как богооставленность, а на светском -- бесцельность и бессмысленность бытия.

Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь и светской нормативной культуры в ее сложившемся, классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в психоаналитическом направлении, представленном прежде всего работами 3. Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов, с одной стороны, -- необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом в основе своей как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессознательного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих инстинктов является источником художественного и научного творчества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской культуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества, прежде всего его крайний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят к отчуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе социальной жизнедеятельности.

Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии.

Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обряд и ритуал -- более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной культурной регуляции. Обряд и ритуал -- формализованное поведение или действие, имеющее, прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и т.п. -- процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. У славян, например, не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек, прежде всего, вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято».

Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в ино-культурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами:

«Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения: образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Такого рода формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность нового со старым, его принятие как утвердившегося в обществе положения, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.

В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям.

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности -- объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!). Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-необходимую дистанцию.

Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной деятельности.

Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.

Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.

С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.

В общественной жизни складываются довольно сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества -- с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера -- это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.

сознание идеализм материалистический духовный

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Духовная сфера
Рубрика (тематическая категория) Социология

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных блаᴦ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности главный элемент духовной сферы - существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т.д.

производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах или же в современных электронных носителях информации. Но всœе же главное в этих предметах - не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи . Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях , т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы всœелœенной и т. д. Образование призвано передавать открытые учеными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели.

Культура призвана создавать вненаучные , а именно - художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества.

Целое, как учил Аристотель, должна быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма составляющих его частей . По этой причине чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Это следующие свойства:

Самодеятельность;

Самоорганизация;

Саморазвитие;

Самодостаточность. - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать всœе необходимые условия собственного существования, производить всœе потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из указанных выше типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить в одиночку, обеспечить себя всœем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всœех видов деятельности, всœе вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать всœе необходимые условия для своего существования

Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который принято называть ʼʼРусская Правдаʼʼ, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Что касается социальной сферы , то и здесь можно говорить о ее прямой зависимости от развития материальной сферы , где создается общественное богатство - строятся школы, жилые дома, больницы, санатории и дома отдыха, производятся одежда, обувь, продукты питания, медикаменты, т. е. всœе, что служит удовлетворению первичных и самых важных потребностей людей. При этом состояние социальной сферы тоже влияет на материальное производство, ибо от нее зависит духовное и физическое самочувствие людей, уровень их воспитания и образования и, следовательно, подготовленности к работе в материальном производстве.

Духовная сфера - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Духовная сфера" 2017, 2018.

  • - Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание, его структура и закономерности развития.

    Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной, ибо именно здесь воочию рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными и... .


  • - Духовная сфера

    Структура политики Политическая сфера Политика (греч. рolitike – полисный, общественный) -) (в широком смысле) – постановка целей и программа по их достижению; -) (в узком смысле) – сфера целенаправленных отношений между людьми, целью которой является: --)... .


  • - Духовная сфера

    Политическая система Экономика ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДИССИДЕНТСКОМ ДВИЖЕНИИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СССР (1953-1964 гг.) ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (1953-1964... .


  • - Духовная сфера.

    Политическая сфера. 1.3.1. Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления,кризис которой, после правления Николая I, стал очевидендля наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части...

    • Что такое духовная сфера?
    • Что относится к духовным ценностям?
    • Из чего складывается духовная культура?
    • Что такое нравы?

    Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

    Духовная сфера общества является важной частью культуры.

    Что такое культура?

    В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

    Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

    Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

    Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

    Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

    Из чего складывается духовная культура

    Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

    К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

    Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

    В чём значение науки, образования в жизни человека?

    Существуют разные религии (среди них - три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) - представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

    Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

    Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

      Дополнительное чтение
      В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу - «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
      В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
      С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
      Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.
      Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования - науки и культуры.

    Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

    Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

    В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

      Интересные факты
      В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

    Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

    Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

      Умная мысль
      «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
      - - Публий Сир, древнеримский поэт - -

    Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

      Подведём итоги
      Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

      Основные термины и понятия
      Духовная сфера общества, культура, нравы.

    Проверьте свои знания

    1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
    2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
    3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
    4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

    Практикум

    mob_info