Аум синрике годы жизни. Теракты в Японии

Секта «Аум Синрикё» стала известна на весь мир после случившегося в 1995 году ужасного теракта с распылением ядовитого газа в токийском метро. Судебные разбирательства по этому делу длились целых 20 лет и завершились казнью лидера секты.

Фактрум погрузился в таинственную и опасную атмосферу деятельности одной из самых известных сект в истории.

Тидзуо Мацумото

Основание «Аум Синрикё»

Детство Тидзуо Мацумото (именно так по-настоящему зовут основателя секты Сёко Асахару) было непростым, он жил в многодетной семье и страдал от глаукомы, частично потеряв зрение. Долгое время Тидзуо пребывал в интернате для слепых, уже там став своеобразным лидером. Поскольку он немного видел, а другие дети были полностью слепыми, то он брал с них деньги, оказывая услуги поводыря.

Не сумев поступить в медицинскую школу, Мацумото увлёкся традиционной китайской медициной и вскоре основал свою аптеку. Однако почти сразу он попал в поле зрения полиции, продавая запрещённые препараты. Именно тогда Тидзуо решил больше не продавать «заряженные энергией» препараты, а торговать самой энергией.

Долгое время Мацумото увлекался разными восточными учениями и даже вступил в необуддийскую секту, из которой спустя несколько лет он ушёл. В этой секте он почерпнул идею для создания собственной и объявил себя бодхисатвой - человеком, равным Будде, но не покинувшим этот мир, и взял псевдоним Асахара, что переводится как «дух истины».

В 1984 году Асахара основал свою церковь «Аум Синрикё», то есть «Учение истины». Вступившим в неё предстояло познать учение «Аум», прочитав все книги лидера и пробудив в себе энергию кундалини. За основу учения была принята доктрина о наступлении скорой гибели человечества, спастись от которой смогут лишь те, кто, как и Асахара, достигли просветления.

Структура и особенности секты

В самом начале «Аум Синрикё» позиционировалась как религия для элиты. Людям обещалось, что после вступления в церковь они смогут подняться по карьерной лестнице и влиять на людей так, как этого требуется им. Разумеется, доверчивые и помешанные на карьере японцы не могли пройти мимо.

В скором времени количество участников секты выросло в несколько раз. Вступление стоило всего 10 долларов, но за поднятие на каждую следующую ступень нужно было вносить всё более и более крупные пожертвования. Таким образом капитал секты за короткое время стал огромным. Кроме того, в «Аум Синрикё» были собственные «министерства» культуры, науки, обороны и прочего.

Одним из основных принципов «Аум Синрикё» было и остаётся соблюдение строгой асхимы, то есть ненасилия. Кроме того, первой в списке заповедей значилась фраза «не убивай, а люби». Но что тогда подтолкнуло Сёко Асахару к планированию и осуществлению терактов?


© Kyodo / MAXPPP

Теракты в Японии

В один далеко не прекрасный момент, а именно после убийства адвоката Сакамото Асазары, решившего представлять интересы пострадавших от секты людей, Асахара ввёл новую доктрину. Согласно ей, люди с плохой кармой будут отправлены в ад, но если их карму исправит кто-то из «просвещённых», то они будут спасены. Спасать же людей предлагалось путём их убийства руками последователей секты.

Решение о первом теракте было принято Асахарой после того, как он проиграл выборы в парламент Японии. Он посчитал, что раз японцы его не выбрали, то они не достойны того, чтобы им правил самый настоящий бодхисатва. Тогда было решено распылить тоскин ботулизма, но план потерпел провал из-за некомпетентности учёных «министерства науки».

В 1994 в подпольных лабораториях секты стали разрабатывать и изготавливать ядовитый газ зарин. Он-то и был применён 20 марта 1995 в токийском метро. Несколько членов секты на разных станциях одновременно проткнули зонтиками пакеты с газом прямо в вагонах, но таких жертв, на которые рассчитывал глава секты, не получилось. Погибло «всего» 13 человек, а несколько тысяч получили отравления разной степени тяжести.

Полиция Японии быстро вычислила все подпольные лаборатории «Аум Синрикё», где изготавливался не только зарин, но и иприн, а также ЛСД и другие наркотические вещества. Сам Сёко Асахара был задержан лишь месяц спустя. Судебные разбирательства по его обвинениям длились 20 лет, и лишь в июле 2018 года Сёко Асахара был казнён через повешение.

«Аум Синрикё» сегодня

Сегодня деятельность секты Асахары официально запрещена во многих странах, в том числе и в России, где численность её последователей на 2016 год составляла примерно 30 000. Однако секта не прекратила свою деятельность. Пересмотрев ряд доктрин и отказавшись от некоторых учений, секта стала называться «Алеф». Некоторая часть членов «Аум Синрикё» продолжает деятельность в «Хикари-но Ва» - организации, созданной бывшим руководителем российского отделения «Аум Синрикё» в России. В ней сохраняются некоторые положения «Аум Синрикё», но участники отказались от поклонения Асахаре.

Начальный период

Асахара часто путешествовал за границу и знакомился с разными известными учителями йоги и буддийскими религиозными представителями, такими как Далай-лама XIV , Калу Ринпоче (лама тибетской школы Кагью) и Кхамтрул Ринпоче (бывший генеральный секретарь Совета по культурным и религиозным делам Правительства Тибета в изгнании). Китайская газета «Жэньминь жибао » отмечает, что при этом с Далай-ламой XIV Асахару связывали очень близкие дружественные отношения.

До известных событий в токийском метро, они, начиная с 1987 года , встречались 5 раз и находились в постоянной переписке. Во время первой встречи Далай-лама обратился к Сёко Асахаре со следующими словами: «дорогой друг, буддизм в Японии пришел в упадок, если так будет и впредь, то буддизм исчезнет с земли Японии. Ты обязан распространять настоящий буддизм на твоей Родине, ты - самый подходящий человек, поскольку ты понимаешь мысль будды. Я рад, что именно ты несешь ответственность за эту работу, так как тем самым ты помогаешь мне».

Деятельность последователей Аум, нацеленная на популяризацию буддийских текстов была также отмечена правительствами Шри-Ланки, Бутана, и Тибетского правительства в изгнании, расположенного в индийском городе Дхарамсала . В ту пору Аум считался крайне сомнительным японским феноменом и не был ещё связан с серьёзными преступлениями. Тогда же Асахара получил редкие буддийские книги и был награждён ступой с реликвиями Будды Шакьямуни .

Постер с изображениями разыскиваемых сектантов. По состоянию на 2012 год все арестованы

Благодаря амбициозным молодым выпускникам ведущих японских университетов, система «отделений» Аум изменила свое название. Так например, «медицинское отделение» стало «министерством здоровья», «научная группа» стала «министерством науки», и люди владеющие боевыми искусствами или военными способностями были собраны в «министерство разведки». Последователи женского пола, заботящиеся о детях, были определены в «министерство образования» соответственно.

События до 1995 года

Секта стала центром острой полемики в конце 1980-х с обвинений в обмане новичков и удержании членов группы против их воли и принуждении их жертвовать деньги. Убийство члена группы, который пытался уйти, как стало известно в наши дни, произошло в феврале 1989 года .

Теракт в токийском метро

Суд над Асахарой

В результате самого длительного в истории Японии судебного процесса, суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в приговорил его к смертной казни. Сам Сёко Асахара отказался от дачи показаний и в ходе процесса сохранял молчание, отказываясь также от общения с родственниками и последователями основанной им религиозной группы.

Однако решение суда до сих пор вызывает споры среди критично настроенных людей. Ряд из них даже выдвигает тезис , что судебный процесс над Сёко Асахарой является воскрешением эпохи «Охоты на ведьм». В этом отношении показательными являются книги адвокатов Сёко Асахары: Ясуды Ёсихиро «Право на жизнь» и Ватанабэ Осаму «Думаете, казните Асахару и жить станет легче?».

Алеф , организация-наследник прекратившей существование Аум Синрикё, пересмотрела ряд своих религиозных доктрин, в том числе были изъяты из обращения т. н. «учения ваджраяны», принесла извинения по поводу совершённого семьям жертв и основала специальный компенсационный фонд для выплат пострадавшим в инцидентах, связанных с деятельностью Аум Синрикё. В настоящее время существуют две группы: сама организация Алеф и группа, руководителем которой является Фумихиро Дзёю . В группу Алеф входят последователи, возражавшие против «курса на сокрытие гуру». Фумихиро Дзёю стал проповедовать «курс на сокрытие гуру», и, в результате, вышел из организации Алеф со своими последователями. В настоящее время две эти группы существуют отдельно друг от друга. Ряд высших функционеров старой организации («Аум Синрикё») сохраняют нейтралитет, не принимая ту или иную точку зрения.

Действия организации в России

Первые последователи Аум Синрикё в России появились в начале 1990-х годов. Весной 1992 года Сёко Асахара посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал в МГУ , МИФИ , МГТУ им. Баумана , МГИМО и других ведущих вузах перед студентами. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности Аум Синрикё заплатила около миллиона долларов США , обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2×2» . В том же 1992 году Аум синрикё была зарегистрирована Министерством юстиции с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. Просуществовав два года, российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых музыкальный концерт в спортивном комплексе «Олимпийский». Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии. По оценкам лидеров Аум синрикё, в январе 1994 года число их последователей в Москве составляло 35000 человек, а в целом по РФ - немногим менее 50 000 человек.

18 апреля 1995 года по иску «Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект» Останкинский межмуниципальный суд принял решение о ликвидации Аум синрикё в России. Эксперты из «Комитета по спасению молодёжи от тоталитарных сект» утверждают, что и после ликвидации Аум синрике продолжает активно действовать, при этом в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч её последователей .

Доктрина

Непостоянство.

В Аум синрикё проповедуется освобождение от страданий с помощью духовной практики, и превосхождение одного за другим страстей и мирских желаний называют достижением освобождения. И фундаментом учения Мацумото, который известен в самой Японии как единственный достигший окончательного освобождения, является «непостоянство» и «разрушение мирских желаний».

В соответствии со словами Мацумото: «Человек умрет, непременно умрет, обязательно умрет, смерть неизбежна», выражающие буддийское мировоззрение о непостоянстве, в этом мире все непостоянно. Следовательно, из-за того, что все радости когда-нибудь закончатся, захваченность мирскими радостями обязательно рождает страдания.

И наоборот, когда превзойдены собственные мирские желания, когда превзойдено непостоянство - это есть состояние Нирваны, то есть абсолютная свобода, абсолютное счастье, абсолютная радость (разрушение мирских желаний).

Поа

Слову «Поа» дается следующее определение: «Поа - это перенесение сознания в высокие миры». Это можно истолковать как ослабление факторов мирских желаний, имеющихся в сознании, а не то, что касается реального рождения и смерти. Самое важное в этом процессе Поа - это перенесение сознания в промежуточном состоянии, которое следует непосредственно после смерти. Оно определяет момент перевоплощения в следующей жизни.

Следовательно, перенесение сознания в момент смерти - это «Поа» в узком смысле. Продолжая эту тему, также есть специальная техника, называемая «Поа», с помощью которой «дают перевоплощение, перенося сознание в более высокие миры, что влечет за собой (в реальности) позитивную смерть». Это стало основанием для того, чтобы со стороны следствия утверждать, что под словом «Поа» оправдывается безжалостное убийство.

(Такое толкование было дано в связи с рядом преступлений, основываясь на реальных примерах Поа, проведенных руководством религиозной общины внутри организации).

Бог Шива

Бог, который покровительствует и руководит Аум синрикё - это Всевышний Бог Шива. Всевышний Бог Шива для Аум синрикё означает «наивысшее сознание», с ним объединяются и сливаются души достигших освобождения, находящихся в Маха-Нирване, также можно понимать в том же значении, как и саму Маха-Нирвану. В индуизме (индийской мифологии) тоже есть имя бога Шива, но это не более чем одно из тел его Воплощений. Также, Асахара Сёко является учеником Шивы и вместе с тем также является и феноменальным телом Шивы.

Учение

Учение Аум синрикё было частично связано со школой агон (агама) в буддизме.

Учение Аум синрикё основывается на йоге и буддизме, на палийских сутрах, оно заимствовало техники тибетского эзотерического буддизма. Затем, в качестве разъяснения выражения «все религии - один путь» проповедуется о том, что все религии находятся в составе одной из частей Йоги и Буддийского мировоззрения. Исходя из этого, проповедуется о том, что Бог - создатель в христианстве - это Бонтэн (в Аум синрикё переводится как «Великое святое небо») и т. д.

Следовательно, в Аум синрикё придерживаются курса, когда в различных религиях: конфуцианстве, даосизме, христианстве, зороастризме и т. п., ведя поиски, находят «истину», которую содержат в себе эти религии и мистические доктрины. В результате этого было признано, что и христианская эсхатология - это не более чем один из периодов разрушения, повторяющихся по буддийскому циклу: «создание, существование и разрушение».

В качестве конкретной системы практики, монахи практикуют семь видов и тридцать семь элементов освобождения из буддизма Верхсидящих, а верующие-миряне практикуют шесть парамит их буддизма «большой колесницы», также используются йога, эзотерический буддизм и другие виды технических практик.

В качестве столпов Учения.

В качестве «Пяти столпов» Учения Аум синрикё приводятся нижеследующие пункты, которым придается особое значение как «религиозной практике».

  1. Существование гуру, который ведет в духовной практике до достижения конечного пункта (духовный наставник).
  2. Правильное учение, основанное на непостоянстве.
  3. Система духовной практики, которая позволяет получить реальный личный опыт этого учения.
  4. Существование практикующих, которые в реальности начав практику этого учения, уже продвинули и развивают свою духовную практику.
  5. Существование инициаций для продвижения духовной практики.

Возможные связи с Далай-ламой

Учение, которое связывают с инцидентом

В Аум синрикё проповедуется о том, что содержание духовной практики можно разделить на три или на четыре вида. Малая Колесница (Хинаяна), Большая Колесница (Махаяна) и Тайная Алмазная Колесница (Тантра -Ваджраяна), а когда проповедуют в более строгой форме, то делят на Тантраяну и Ваджраяну. Здесь говорится о системе духовной практики, поделенной на четыре вида. Ниже приведены определения, принятые в организации и они отличаются от определений, используемых обычно в буддизме.

Структура и особенности деятельности

Секта построена по строго централизованному принципу. В структуре реализуется абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. Существует глубокая конспирация, режим секретности внутри культа и тотальная слежка среди адептов. Все происходящее с адептами культа учитывается и фиксируется. Чтобы вступить в секту, требуется заполнить весьма подробную анкету и заплатить солидное «пожертвование». Каждый новый адепт культа заносится в компьютерный каталог, ему присваивается личный номер и, после инициации, новое имя. Только получившие членский номер сектанты могут начинать путь духовного совершенствования. Причем, оставление дома, в соответствии с учением, ускоряет продвижение в религиозных занятиях и рекомендуется, прежде всего, молодым последователям учения. В случае оставления дома Аум синрике, как одну из процедур, требует высшее пожертвование: «Я оставляю все мое имущество Аум и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум». Желательно, чтобы «имущество, которым можно распорядиться, было максимально обращено в наличные».

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Существует так называемый «внутренний круг» адептов-монахов. Разработаны 20 ступеней посвящения. Для перехода на следующий уровень необходимо набрать, безвозмездно трудясь на Асахару, определённое количество баллов или внести круглую сумму наличными. Для деятельности организации характерно использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Представители культа активно готовились к «концу света». После взрыва в Токийском метро полиция вышла на завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия. Найдена технологическая документация по обогащению урана. Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров. Сохраняется высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа.

Идейное влияние других религий

Влияние буддизма

Согласно учению Аум, путь к конечному просветлению (по словам Шакьямуни Будды, это «место где все достигнуто и не осталось ничего, что еще можно было бы желать достигнуть») ведет к достижению множества маленьких просветлений (нирван) каждого поднимая сознание практикующих это на более высокий уровень и, таким образом, делая его или её разумнее, лучше, развитее путём сближения их с их «собственной истины» («атман »). Как верил Асахара, тропинка буддизма будет наиболее эффективной, поэтому он выбрал оригинальное учение Будды Шакьямуни как основу для доктрины Аум. Тем не менее он также добавлял различные вариации из других традиций, таких как китайская гимнастика (для полного улучшения телесного здоровья) или асаны из йоги (чтобы подготовиться для долгого сохранения поз при медитации). Он также перевел много из традиционной буддийской терминологии на современный японский язык и затем изменил их написание чтобы сделать термины менее запутывающими и более легкими для запоминания и понимания. Он отстаивает свои инновации, ссылаясь на Будду Шакьямуни, который выбрал язык пали вместо санскрита для того, чтобы сделать учение доступным для населения, которые не могли понимать язык древней образованной элиты Индии.

По мнению Асахары, доктрина Аум заключает в себе все три главные буддийские школы: тхеравада (нацеленная на достижение индивидуального просветления (нирваны)), махаяна («великая колесница», нацеленная на помощь другим), и тантрическая ваджраяна («алмазная колесница», которая включает в себя тайные посвящения, тайные мантры и продвинутые эзотерические медитации). В своей книге «Посвящение» Асахара сравнивает стадии просветления известных «Йога-сутр » Патанджали с Восьмеричным путём, заявляя что эти две традиции описывают одни и те же действия, но с помощью разных слов. Асахара является автором множества других книг, среди которых наиболее известны «По ту сторону жизни и смерти» и «Махаяна-сутра». Книги объясняют процесс достижения различных стадий просветления, почерпнутый из древних книг, и приводит сравнения этого с опытами Асахары и его последователей. Он также издал комментарии к древним священным книгам. И наконец, учение Асахары посвящено особым идеям (от путей сохранения правильных поз в медитации до методов увеличения уровня детского здоровья), изучаемым последователями Аум. Некоторые положения учения кажутся совершенно простыми в части решения ежедневно возникающих ситуаций таких как отсутствие счастья, возникающее из-за проблем в человеческих отношениях. Другие используют усложненный язык и описывают проблемы более изощренным языком, предназначенным для образованных элит. Полное и постоянное отречение обычно учит аспектам, связанным с продвижением на более высокий уровень, в то время как мирские последователи концентрируются в большей степени на том, как преодолеть трудности, носящие общий характер. Некоторые положения учения, относящиеся к «начальному уровню» не является обучением (хорошим примером здесь является телевизионные интервью или записи, которые передаются по радиостанции Аум)

Влияние христианства

В 1992 году Асахара издал книгу, в которой объявляет себя «Христом» - японским абсолютно просветленным наставником и «Агнцем Божьим». Он заявлял, что его миссией является взять на себя грехи всего мира. Асахара говорил, что он может передать своим последователям духовную силу и в конечном счёте унести их грехи и плохую карму. Он также видел злой умысел во всем, что распространяют евреи, масоны и соперничающие с его учением другие японские религии.

В конечном счёте Асахара обрисовал пророчество дня страшного суда, который включает в себя Третью мировую войну. По Асахаре, финальный конфликт достигнет своей кульминации в ядерном Армагеддоне . Асахара использовал термин «Армагеддон», который он взял из Откровения Иоанна Богослова . Человечество прекратит свое существование за исключением нескольких избранных - тех, кто сумеет достигнуть Аум. Миссия Аум не только в том, что распространять по миру спасение, но также в том, чтобы пережить этот «конец времен». Асахара предсказывал, что Армагеддон случится в 1997 году.

Асахара постоянно делал нападки на евреев и даже британскую королевскую семью как на главных виновников в заговорах. Он называл США Зверем Апокалипсиса , предсказывая, что США со временем нападёт на Японию.

Влияние индуизма

Аум применяют весьма специфическую методологию и приводит доктрину обучения в соответствие со специальной системой «когаку» (по-японски: обучение). В когаку каждая новая стадия достигается только после того, как успешно были сданы экзамены, тем самым имитируется привычные для японцев экзаменационные правила. Медитационная практика объединена и базируется на теоретическом обучении. При этом Асахара настаивает, что некоторые теоретические предметы не служат успешному достижению цели, если это не будет достигнуты на практике. Тем не менее он советовал не объяснять ничего, что ещё не было пережито самим человеком и предлагает вместо этого читать книги Аум.

Последователи Асахары разделились на две группы: непрофессиональные практики и «самана» (слово пали для обозначения монахов и монахинь), которые включают «сангха» (монашеский орден). Первые живут со своими семьями, вторые ведут аскетический образ жизни и обычно живут в группах.

Согласно классификации Аум, последователи могут достичь следующих изобретенных стадий с помощью практики: раджа-йога , кундалини-йога , махамудра (иногда называемая джняна-йога), махаяна-йога, астральная йога, казуальная йога и финальная стадия - конечное просветление. Подавляющее большинство последователей из тех, кто, предполагается, достиг цели, были монахами, хотя среди них были также непрофессиональные ученики раджа-йоги и кундалини-йоги. Для того чтобы последователь мог считаться достигнувшим цели, специфические состояния должны произойти с последователем учения в присутствии старших членов ордена сангха, чтобы они могли признать данные состояния. Например, на стадии кундалини-йоги требуется продемонстрировать уменьшение потребления кислорода, изменения в электромагнитной мозговой активности и снижение сердечного ритма (измерение производится с помощью соответствующего оборудования). Последователи учения, которые смогли продемонстрировать данные изменения, считаются вошедшими в состояние «самадхи» («целостность») и таким образом заслуживают звания и позволения учить других. Каждая стадия имеет свои собственные требования. Продвижения и успехи в теоретическом обучении не дают последователям права учить других чему-либо за исключением базовой доктрины. Согласно Асахаре, настоящий опыт медитации может быть единственным критерием для принятия решения, имеет ли последователь способность быть учителем и тренером.

Аум также унаследовал индийскую эзотерическую традицию йоги шактипат , также упоминаемую в буддийских текстах махаяны . Согласно верованиям шактипата, возможно достижение непосредственного переноса духовной энергии от учителя к ученику, и это практиковал Асахара с некоторыми своими выдающимися учениками, включая Дзёю Фумихиро и Исии Хисако.

Вслед за формальным закрытием Аум синрикё были предприняты шаги по изменению некоторых аспектов, касающихся общества и властей. Некоторые из наиболее противоречивых частей доктрины были убраны, в то время как базовые, главные аспекты остались нетронутыми. По этой причине информация о религиозной доктрине, представленная в данной статье является по большей части актуальной и для новой организации Алеф.

См. также

Примечания

  1. Пахомов С.В. Буддизм в Японии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2007. - С.181. - 432 с. - (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-469-00861-3 , ISBN 5-469-00861-4
  2. J. G. Melton Aleph // Encyclopaedia Britannica
  3. Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан // Национальный антитеррористический комитет , Федеральная служба безопасности России
  4. Борьба за власть // Газета «Коммерсантъ » № 122 (2725) от 15.07.2003 г.
  5. Главный химик Аум Сенрикё должен умереть //Портал «Юридический гид Санкт-Петербурга» // Информационное Агентство «Клерк. Ру», 18.08.2006 г.
  6. Главный химик «Аум Синрике» приговорен к смертной казни // Lenta.ru , 30.01.2004
  7. Григорий Смирнов Японский суд подтвердил смертный приговор химику «Аум Синрике» //Газета.ру , 18.08.2006
  8. List of proscribed terrorist organisations in Australia, USA, United Kingdom, Canada, European Union and United Nations // Special bulluten of AntiTerrorist Center of Republic of Moldova
  9. В свете истины: дружеские отношения между Далай-ламой, нацистами и сектой «Аум Синрикё» //«Жэньминь жибао » он-лайн, 06/01/2009.
  10. Иск к телеканалу «2Х2». «Аум Синрике» хотят заставить оплатить лечение учеников // Газета КоммерсантЪ , № 196 от 15.10.1994 года
  11. Во Владивостоке завершился судебный процесс по делу приморских боевиков религиозной секты «Аум Синрике» // РИА новости , 23.01.2002 г.

Литература

  • Прокопишин Р. А., Герасимов А. В., Кудеярова Н. Ю. Особенности динамики изменений личности у последователей псевдорелигиозных корпораций. , тезисы конференции 15-16 сентября 1999 г., Москва.
  • Shoko Asahara, Supreme Initiation: An Empirical Spiritual Science for the Supreme Truth , 1988, AUM USA Inc, ISBN 0-945638-00-0 . Talks by the «Master», includes a photo of Him levitating.
  • Shoko Asahara, Life and Death , (Shizuoka: Aum, 1993)
  • Shoko Asahara, Disaster Approaches the Land of the Rising Sun: Shoko Asahara’s Apocalyptic Prodictions , (Shizuoka: Aum, 1995)
  • Ikuo Hayashi, Aum to Watakushi (Aum and I) , Tokyo: Bungei Shunju, 1998.
  • Robert Jay Lifton, Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism , Henry Holt, ISBN 0-8050-6511-3 , LoC BP605.088.L54 1999
  • Haruki Murakami, Underground (stories)|Underground: The Tokyo Gas Attack and the Japanese Psyche , Vintage, ISBN 0-375-72580-6 , LoC BP605.O88.M8613 2001 Interviews with victims.
  • Global Proliferation of Weapons of Mass Destruction: A Case Study on the Aum Shinrikyo , Senate Government Affairs Permanent Subcommittee on Investigations, October 31, 1995. online
  • David E. Kaplan, and Andrew Marshall, The Cult at the End of the World: The Terrifying Story of the Aum Doomsday Cult, from the Subways of Tokyo to the Nuclear Arsenals of Russia , 1996, Random House, ISBN 0-517-70543-5 . An account of the cult from its beginnings to the aftermaths of the tokyo subway attack, including details of facilities, weapons and other information regarding aum’s followers, activities and property.

Ссылки

  • Право на жизнь Отрывки из книги адвоката Сёко Асахара Ёсихиро Ясуда .
  • Думаете, казните Асахару и жить станет легче? Отрывки из книги адвоката Ватанабэ Осаму. Ватанабэ Осаму.
На английском языке
  • CESNUR’s Aum/Aleph page (недоступная ссылка) : a collection of Aum/Aleph-related newspaper articles, updated regularly by the Centre for Study of New Religions.
  • a Japan Times article about two documentary films on Aleph.
На японском языке

Начальный период

Асахара часто путешествовал за границу и знакомился с разными известными учителями йоги и буддийскими религиозными представителями, такими как Далай-лама XIV , Калу Ринпоче (лама тибетской школы Кагью) и Кхамтрул Ринпоче (бывший генеральный секретарь Совета по культурным и религиозным делам Правительства Тибета в изгнании). Китайская газета «Жэньминь жибао » отмечает, что при этом с Далай-ламой XIV Асахару связывали очень близкие дружественные отношения.

До известных событий в токийском метро, они, начиная с 1987 года , встречались 5 раз и находились в постоянной переписке. Во время первой встречи Далай-лама обратился к Сёко Асахаре со следующими словами: «дорогой друг, буддизм в Японии пришел в упадок, если так будет и впредь, то буддизм исчезнет с земли Японии. Ты обязан распространять настоящий буддизм на твоей Родине, ты - самый подходящий человек, поскольку ты понимаешь мысль будды. Я рад, что именно ты несешь ответственность за эту работу, так как тем самым ты помогаешь мне».

Деятельность последователей Аум, нацеленная на популяризацию буддийских текстов была также отмечена правительствами Шри-Ланки, Бутана, и Тибетского правительства в изгнании, расположенного в индийском городе Дхарамсала . В ту пору Аум считался крайне сомнительным японским феноменом и не был ещё связан с серьёзными преступлениями. Тогда же Асахара получил редкие буддийские книги и был награждён ступой с реликвиями Будды Шакьямуни .

Постер с изображениями разыскиваемых сектантов. По состоянию на 2012 год все арестованы

Благодаря амбициозным молодым выпускникам ведущих японских университетов, система «отделений» Аум изменила свое название. Так например, «медицинское отделение» стало «министерством здоровья», «научная группа» стала «министерством науки», и люди владеющие боевыми искусствами или военными способностями были собраны в «министерство разведки». Последователи женского пола, заботящиеся о детях, были определены в «министерство образования» соответственно.

События до 1995 года

Секта стала центром острой полемики в конце 1980-х с обвинений в обмане новичков и удержании членов группы против их воли и принуждении их жертвовать деньги. Убийство члена группы, который пытался уйти, как стало известно в наши дни, произошло в феврале 1989 года .

Теракт в токийском метро

Суд над Асахарой

В результате самого длительного в истории Японии судебного процесса, суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в приговорил его к смертной казни. Сам Сёко Асахара отказался от дачи показаний и в ходе процесса сохранял молчание, отказываясь также от общения с родственниками и последователями основанной им религиозной группы.

Однако решение суда до сих пор вызывает споры среди критично настроенных людей. Ряд из них даже выдвигает тезис , что судебный процесс над Сёко Асахарой является воскрешением эпохи «Охоты на ведьм». В этом отношении показательными являются книги адвокатов Сёко Асахары: Ясуды Ёсихиро «Право на жизнь» и Ватанабэ Осаму «Думаете, казните Асахару и жить станет легче?».

Алеф , организация-наследник прекратившей существование Аум Синрикё, пересмотрела ряд своих религиозных доктрин, в том числе были изъяты из обращения т. н. «учения ваджраяны», принесла извинения по поводу совершённого семьям жертв и основала специальный компенсационный фонд для выплат пострадавшим в инцидентах, связанных с деятельностью Аум Синрикё. В настоящее время существуют две группы: сама организация Алеф и группа, руководителем которой является Фумихиро Дзёю . В группу Алеф входят последователи, возражавшие против «курса на сокрытие гуру». Фумихиро Дзёю стал проповедовать «курс на сокрытие гуру», и, в результате, вышел из организации Алеф со своими последователями. В настоящее время две эти группы существуют отдельно друг от друга. Ряд высших функционеров старой организации («Аум Синрикё») сохраняют нейтралитет, не принимая ту или иную точку зрения.

Действия организации в России

Первые последователи Аум Синрикё в России появились в начале 1990-х годов. Весной 1992 года Сёко Асахара посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал в МГУ , МИФИ , МГТУ им. Баумана , МГИМО и других ведущих вузах перед студентами. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности Аум Синрикё заплатила около миллиона долларов США , обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2×2» . В том же 1992 году Аум синрикё была зарегистрирована Министерством юстиции с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. Просуществовав два года, российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых музыкальный концерт в спортивном комплексе «Олимпийский». Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии. По оценкам лидеров Аум синрикё, в январе 1994 года число их последователей в Москве составляло 35000 человек, а в целом по РФ - немногим менее 50 000 человек.

18 апреля 1995 года по иску «Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект» Останкинский межмуниципальный суд принял решение о ликвидации Аум синрикё в России. Эксперты из «Комитета по спасению молодёжи от тоталитарных сект» утверждают, что и после ликвидации Аум синрике продолжает активно действовать, при этом в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч её последователей .

Доктрина

Непостоянство.

В Аум синрикё проповедуется освобождение от страданий с помощью духовной практики, и превосхождение одного за другим страстей и мирских желаний называют достижением освобождения. И фундаментом учения Мацумото, который известен в самой Японии как единственный достигший окончательного освобождения, является «непостоянство» и «разрушение мирских желаний».

В соответствии со словами Мацумото: «Человек умрет, непременно умрет, обязательно умрет, смерть неизбежна», выражающие буддийское мировоззрение о непостоянстве, в этом мире все непостоянно. Следовательно, из-за того, что все радости когда-нибудь закончатся, захваченность мирскими радостями обязательно рождает страдания.

И наоборот, когда превзойдены собственные мирские желания, когда превзойдено непостоянство - это есть состояние Нирваны, то есть абсолютная свобода, абсолютное счастье, абсолютная радость (разрушение мирских желаний).

Поа

Слову «Поа» дается следующее определение: «Поа - это перенесение сознания в высокие миры». Это можно истолковать как ослабление факторов мирских желаний, имеющихся в сознании, а не то, что касается реального рождения и смерти. Самое важное в этом процессе Поа - это перенесение сознания в промежуточном состоянии, которое следует непосредственно после смерти. Оно определяет момент перевоплощения в следующей жизни.

Следовательно, перенесение сознания в момент смерти - это «Поа» в узком смысле. Продолжая эту тему, также есть специальная техника, называемая «Поа», с помощью которой «дают перевоплощение, перенося сознание в более высокие миры, что влечет за собой (в реальности) позитивную смерть». Это стало основанием для того, чтобы со стороны следствия утверждать, что под словом «Поа» оправдывается безжалостное убийство.

(Такое толкование было дано в связи с рядом преступлений, основываясь на реальных примерах Поа, проведенных руководством религиозной общины внутри организации).

Бог Шива

Бог, который покровительствует и руководит Аум синрикё - это Всевышний Бог Шива. Всевышний Бог Шива для Аум синрикё означает «наивысшее сознание», с ним объединяются и сливаются души достигших освобождения, находящихся в Маха-Нирване, также можно понимать в том же значении, как и саму Маха-Нирвану. В индуизме (индийской мифологии) тоже есть имя бога Шива, но это не более чем одно из тел его Воплощений. Также, Асахара Сёко является учеником Шивы и вместе с тем также является и феноменальным телом Шивы.

Учение

Учение Аум синрикё было частично связано со школой агон (агама) в буддизме.

Учение Аум синрикё основывается на йоге и буддизме, на палийских сутрах, оно заимствовало техники тибетского эзотерического буддизма. Затем, в качестве разъяснения выражения «все религии - один путь» проповедуется о том, что все религии находятся в составе одной из частей Йоги и Буддийского мировоззрения. Исходя из этого, проповедуется о том, что Бог - создатель в христианстве - это Бонтэн (в Аум синрикё переводится как «Великое святое небо») и т. д.

Следовательно, в Аум синрикё придерживаются курса, когда в различных религиях: конфуцианстве, даосизме, христианстве, зороастризме и т. п., ведя поиски, находят «истину», которую содержат в себе эти религии и мистические доктрины. В результате этого было признано, что и христианская эсхатология - это не более чем один из периодов разрушения, повторяющихся по буддийскому циклу: «создание, существование и разрушение».

В качестве конкретной системы практики, монахи практикуют семь видов и тридцать семь элементов освобождения из буддизма Верхсидящих, а верующие-миряне практикуют шесть парамит их буддизма «большой колесницы», также используются йога, эзотерический буддизм и другие виды технических практик.

В качестве столпов Учения.

В качестве «Пяти столпов» Учения Аум синрикё приводятся нижеследующие пункты, которым придается особое значение как «религиозной практике».

  1. Существование гуру, который ведет в духовной практике до достижения конечного пункта (духовный наставник).
  2. Правильное учение, основанное на непостоянстве.
  3. Система духовной практики, которая позволяет получить реальный личный опыт этого учения.
  4. Существование практикующих, которые в реальности начав практику этого учения, уже продвинули и развивают свою духовную практику.
  5. Существование инициаций для продвижения духовной практики.

Возможные связи с Далай-ламой

Учение, которое связывают с инцидентом

В Аум синрикё проповедуется о том, что содержание духовной практики можно разделить на три или на четыре вида. Малая Колесница (Хинаяна), Большая Колесница (Махаяна) и Тайная Алмазная Колесница (Тантра -Ваджраяна), а когда проповедуют в более строгой форме, то делят на Тантраяну и Ваджраяну. Здесь говорится о системе духовной практики, поделенной на четыре вида. Ниже приведены определения, принятые в организации и они отличаются от определений, используемых обычно в буддизме.

Структура и особенности деятельности

Секта построена по строго централизованному принципу. В структуре реализуется абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. Существует глубокая конспирация, режим секретности внутри культа и тотальная слежка среди адептов. Все происходящее с адептами культа учитывается и фиксируется. Чтобы вступить в секту, требуется заполнить весьма подробную анкету и заплатить солидное «пожертвование». Каждый новый адепт культа заносится в компьютерный каталог, ему присваивается личный номер и, после инициации, новое имя. Только получившие членский номер сектанты могут начинать путь духовного совершенствования. Причем, оставление дома, в соответствии с учением, ускоряет продвижение в религиозных занятиях и рекомендуется, прежде всего, молодым последователям учения. В случае оставления дома Аум синрике, как одну из процедур, требует высшее пожертвование: «Я оставляю все мое имущество Аум и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум». Желательно, чтобы «имущество, которым можно распорядиться, было максимально обращено в наличные».

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Существует так называемый «внутренний круг» адептов-монахов. Разработаны 20 ступеней посвящения. Для перехода на следующий уровень необходимо набрать, безвозмездно трудясь на Асахару, определённое количество баллов или внести круглую сумму наличными. Для деятельности организации характерно использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Представители культа активно готовились к «концу света». После взрыва в Токийском метро полиция вышла на завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия. Найдена технологическая документация по обогащению урана. Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров. Сохраняется высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа.

Идейное влияние других религий

Влияние буддизма

Согласно учению Аум, путь к конечному просветлению (по словам Шакьямуни Будды, это «место где все достигнуто и не осталось ничего, что еще можно было бы желать достигнуть») ведет к достижению множества маленьких просветлений (нирван) каждого поднимая сознание практикующих это на более высокий уровень и, таким образом, делая его или её разумнее, лучше, развитее путём сближения их с их «собственной истины» («атман »). Как верил Асахара, тропинка буддизма будет наиболее эффективной, поэтому он выбрал оригинальное учение Будды Шакьямуни как основу для доктрины Аум. Тем не менее он также добавлял различные вариации из других традиций, таких как китайская гимнастика (для полного улучшения телесного здоровья) или асаны из йоги (чтобы подготовиться для долгого сохранения поз при медитации). Он также перевел много из традиционной буддийской терминологии на современный японский язык и затем изменил их написание чтобы сделать термины менее запутывающими и более легкими для запоминания и понимания. Он отстаивает свои инновации, ссылаясь на Будду Шакьямуни, который выбрал язык пали вместо санскрита для того, чтобы сделать учение доступным для населения, которые не могли понимать язык древней образованной элиты Индии.

По мнению Асахары, доктрина Аум заключает в себе все три главные буддийские школы: тхеравада (нацеленная на достижение индивидуального просветления (нирваны)), махаяна («великая колесница», нацеленная на помощь другим), и тантрическая ваджраяна («алмазная колесница», которая включает в себя тайные посвящения, тайные мантры и продвинутые эзотерические медитации). В своей книге «Посвящение» Асахара сравнивает стадии просветления известных «Йога-сутр » Патанджали с Восьмеричным путём, заявляя что эти две традиции описывают одни и те же действия, но с помощью разных слов. Асахара является автором множества других книг, среди которых наиболее известны «По ту сторону жизни и смерти» и «Махаяна-сутра». Книги объясняют процесс достижения различных стадий просветления, почерпнутый из древних книг, и приводит сравнения этого с опытами Асахары и его последователей. Он также издал комментарии к древним священным книгам. И наконец, учение Асахары посвящено особым идеям (от путей сохранения правильных поз в медитации до методов увеличения уровня детского здоровья), изучаемым последователями Аум. Некоторые положения учения кажутся совершенно простыми в части решения ежедневно возникающих ситуаций таких как отсутствие счастья, возникающее из-за проблем в человеческих отношениях. Другие используют усложненный язык и описывают проблемы более изощренным языком, предназначенным для образованных элит. Полное и постоянное отречение обычно учит аспектам, связанным с продвижением на более высокий уровень, в то время как мирские последователи концентрируются в большей степени на том, как преодолеть трудности, носящие общий характер. Некоторые положения учения, относящиеся к «начальному уровню» не является обучением (хорошим примером здесь является телевизионные интервью или записи, которые передаются по радиостанции Аум)

Влияние христианства

В 1992 году Асахара издал книгу, в которой объявляет себя «Христом» - японским абсолютно просветленным наставником и «Агнцем Божьим». Он заявлял, что его миссией является взять на себя грехи всего мира. Асахара говорил, что он может передать своим последователям духовную силу и в конечном счёте унести их грехи и плохую карму. Он также видел злой умысел во всем, что распространяют евреи, масоны и соперничающие с его учением другие японские религии.

В конечном счёте Асахара обрисовал пророчество дня страшного суда, который включает в себя Третью мировую войну. По Асахаре, финальный конфликт достигнет своей кульминации в ядерном Армагеддоне . Асахара использовал термин «Армагеддон», который он взял из Откровения Иоанна Богослова . Человечество прекратит свое существование за исключением нескольких избранных - тех, кто сумеет достигнуть Аум. Миссия Аум не только в том, что распространять по миру спасение, но также в том, чтобы пережить этот «конец времен». Асахара предсказывал, что Армагеддон случится в 1997 году.

Асахара постоянно делал нападки на евреев и даже британскую королевскую семью как на главных виновников в заговорах. Он называл США Зверем Апокалипсиса , предсказывая, что США со временем нападёт на Японию.

Влияние индуизма

Аум применяют весьма специфическую методологию и приводит доктрину обучения в соответствие со специальной системой «когаку» (по-японски: обучение). В когаку каждая новая стадия достигается только после того, как успешно были сданы экзамены, тем самым имитируется привычные для японцев экзаменационные правила. Медитационная практика объединена и базируется на теоретическом обучении. При этом Асахара настаивает, что некоторые теоретические предметы не служат успешному достижению цели, если это не будет достигнуты на практике. Тем не менее он советовал не объяснять ничего, что ещё не было пережито самим человеком и предлагает вместо этого читать книги Аум.

Последователи Асахары разделились на две группы: непрофессиональные практики и «самана» (слово пали для обозначения монахов и монахинь), которые включают «сангха» (монашеский орден). Первые живут со своими семьями, вторые ведут аскетический образ жизни и обычно живут в группах.

Согласно классификации Аум, последователи могут достичь следующих изобретенных стадий с помощью практики: раджа-йога , кундалини-йога , махамудра (иногда называемая джняна-йога), махаяна-йога, астральная йога, казуальная йога и финальная стадия - конечное просветление. Подавляющее большинство последователей из тех, кто, предполагается, достиг цели, были монахами, хотя среди них были также непрофессиональные ученики раджа-йоги и кундалини-йоги. Для того чтобы последователь мог считаться достигнувшим цели, специфические состояния должны произойти с последователем учения в присутствии старших членов ордена сангха, чтобы они могли признать данные состояния. Например, на стадии кундалини-йоги требуется продемонстрировать уменьшение потребления кислорода, изменения в электромагнитной мозговой активности и снижение сердечного ритма (измерение производится с помощью соответствующего оборудования). Последователи учения, которые смогли продемонстрировать данные изменения, считаются вошедшими в состояние «самадхи» («целостность») и таким образом заслуживают звания и позволения учить других. Каждая стадия имеет свои собственные требования. Продвижения и успехи в теоретическом обучении не дают последователям права учить других чему-либо за исключением базовой доктрины. Согласно Асахаре, настоящий опыт медитации может быть единственным критерием для принятия решения, имеет ли последователь способность быть учителем и тренером.

Аум также унаследовал индийскую эзотерическую традицию йоги шактипат , также упоминаемую в буддийских текстах махаяны . Согласно верованиям шактипата, возможно достижение непосредственного переноса духовной энергии от учителя к ученику, и это практиковал Асахара с некоторыми своими выдающимися учениками, включая Дзёю Фумихиро и Исии Хисако.

Вслед за формальным закрытием Аум синрикё были предприняты шаги по изменению некоторых аспектов, касающихся общества и властей. Некоторые из наиболее противоречивых частей доктрины были убраны, в то время как базовые, главные аспекты остались нетронутыми. По этой причине информация о религиозной доктрине, представленная в данной статье является по большей части актуальной и для новой организации Алеф.

См. также

Примечания

  1. Пахомов С.В. Буддизм в Японии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2007. - С.181. - 432 с. - (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-469-00861-3 , ISBN 5-469-00861-4
  2. J. G. Melton Aleph // Encyclopaedia Britannica
  3. Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан // Национальный антитеррористический комитет , Федеральная служба безопасности России
  4. Борьба за власть // Газета «Коммерсантъ » № 122 (2725) от 15.07.2003 г.
  5. Главный химик Аум Сенрикё должен умереть //Портал «Юридический гид Санкт-Петербурга» // Информационное Агентство «Клерк. Ру», 18.08.2006 г.
  6. Главный химик «Аум Синрике» приговорен к смертной казни // Lenta.ru , 30.01.2004
  7. Григорий Смирнов Японский суд подтвердил смертный приговор химику «Аум Синрике» //Газета.ру , 18.08.2006
  8. List of proscribed terrorist organisations in Australia, USA, United Kingdom, Canada, European Union and United Nations // Special bulluten of AntiTerrorist Center of Republic of Moldova
  9. В свете истины: дружеские отношения между Далай-ламой, нацистами и сектой «Аум Синрикё» //«Жэньминь жибао » он-лайн, 06/01/2009.
  10. Иск к телеканалу «2Х2». «Аум Синрике» хотят заставить оплатить лечение учеников // Газета КоммерсантЪ , № 196 от 15.10.1994 года
  11. Во Владивостоке завершился судебный процесс по делу приморских боевиков религиозной секты «Аум Синрике» // РИА новости , 23.01.2002 г.

Литература

  • Прокопишин Р. А., Герасимов А. В., Кудеярова Н. Ю. Особенности динамики изменений личности у последователей псевдорелигиозных корпораций. , тезисы конференции 15-16 сентября 1999 г., Москва.
  • Shoko Asahara, Supreme Initiation: An Empirical Spiritual Science for the Supreme Truth , 1988, AUM USA Inc, ISBN 0-945638-00-0 . Talks by the «Master», includes a photo of Him levitating.
  • Shoko Asahara, Life and Death , (Shizuoka: Aum, 1993)
  • Shoko Asahara, Disaster Approaches the Land of the Rising Sun: Shoko Asahara’s Apocalyptic Prodictions , (Shizuoka: Aum, 1995)
  • Ikuo Hayashi, Aum to Watakushi (Aum and I) , Tokyo: Bungei Shunju, 1998.
  • Robert Jay Lifton, Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism , Henry Holt, ISBN 0-8050-6511-3 , LoC BP605.088.L54 1999
  • Haruki Murakami, Underground (stories)|Underground: The Tokyo Gas Attack and the Japanese Psyche , Vintage, ISBN 0-375-72580-6 , LoC BP605.O88.M8613 2001 Interviews with victims.
  • Global Proliferation of Weapons of Mass Destruction: A Case Study on the Aum Shinrikyo , Senate Government Affairs Permanent Subcommittee on Investigations, October 31, 1995. online
  • David E. Kaplan, and Andrew Marshall, The Cult at the End of the World: The Terrifying Story of the Aum Doomsday Cult, from the Subways of Tokyo to the Nuclear Arsenals of Russia , 1996, Random House, ISBN 0-517-70543-5 . An account of the cult from its beginnings to the aftermaths of the tokyo subway attack, including details of facilities, weapons and other information regarding aum’s followers, activities and property.

Ссылки

  • Право на жизнь Отрывки из книги адвоката Сёко Асахара Ёсихиро Ясуда .
  • Думаете, казните Асахару и жить станет легче? Отрывки из книги адвоката Ватанабэ Осаму. Ватанабэ Осаму.
На английском языке
  • CESNUR’s Aum/Aleph page (недоступная ссылка) : a collection of Aum/Aleph-related newspaper articles, updated regularly by the Centre for Study of New Religions.
  • a Japan Times article about two documentary films on Aleph.
На японском языке

АУМ синрикё - секта, созданная японским проповедником и авантюристом Сёко Асахарой. В основу учения было положено ожидание Судного дня и спасение человечества с помощью учения АУМ и лично Асахары. Секта совершила знаменитый террористический акт в Токийском метро в марте 1995 г.

«Система, в которой присутствует смертная казнь, лишь умножает страдания! Пожалуйста, создайте новую систему, где смертная казнь не нужна», - говорил в своем последнем слове один из самых высокопоставленных членов секты АУМ синрикё Томомитсу Ниими. Интересно, задумывался ли он над проблемами гуманности в современном мире, когда отправлял на тот свет ни в чем не повинных людей? Впрочем, похоже, что человек, попавший под влияние этой секты и ее руководителя Сёко Асахары, теряет способность трезво мыслить.

* * *

Настоящее имя Сёко Асахары - Тидзуо Мацумото. Он родился 2 марта 1955 г. в городе Яцуширо на южном острове Кюсю. В раннем детстве в связи с глаукомой Тидзуо практически потерял зрение . Таким образом, он не мог помогать отцу в его ремесле - плетении циновок-татами. Все, что видел в детстве Тидзуо, - это крайняя бедность. Семья Мацумото, в отличие от своих клиентов, не могла себе позволить дорогих татами. В шесть лет мальчик был послан учиться в школу префектуры для слепых. В классе, где большинство учеников были полностью слепы, частично зрячий Мацумото стал лидером. Этому способствовали и амбиции будущего пророка. Те, кто знал Асахару в детстве, отмечают два его основных желания - быть богатым и иметь власть.

В 18 лет Мацумото попытался поступить в Токийский университет (знакомым он доверительно сообщал, что поступление - шаг к достижению большой цели - поста премьер-министра страны). Однако, несмотря на долгие месяцы подготовки, вступительного экзамена Тидзуо не выдержал. Мацумото вернулся в родные места.

По возвращении в Токио Тидзуо женился на студентке колледжа Томоко. У супругов родился ребенок - первый из шести. Томоко сыграла значительную роль в карьере своего мужа. Именно семья жены вложила большую сумму денег в медицинский бизнес, которым занялся Мацумото. Тремя китами, на которых держалась лечебная теория Мацумото, были иглоукалывание, травы и йога. Все это в аптеке и клинике новоявленного Джеффа Питерса представлялось за большие деньги, совершенно не соответствующие «пользе» от такого врачевания. Зато клиенты Мацумото утверждали, что доктор обладает удивительной способностью слушать и вникать в чужие проблемы.

В 1982 г. Тидзуо Мацумото был осужден и оштрафован за продажу «волшебного средства», которое в действительности было настойкой из мандариновых корочек. Надо отметить, что штраф, наложенный на шарлатана, был в десятки раз меньше, чем сумма, вырученная Мацумото в ходе медицинской практики.

Потеряв лицензию на торговлю лечебными травами, Тидзуо углубился в изучение мистики и религии, более плотно занялся йогой. Вскоре друзья выдающегося слепца узнали, что во время медитации его пронзила необычная физическая энергия и теперь он может видеть ауру, окружающую «злых людей».

Надо сказать, что в 1980-х годах Япония переживала настоящую религиозную эпидемию. Власти стремились доказать свою приверженность к идеям свободы совести и вероисповедания. Новые секты и религиозные культы появлялись в огромных количествах, получали большие налоговые льготы, а на их деятельность контролирующие органы смотрели сквозь пальцы. Основатель движения АУМ хорошо видел те преимущества, которые он мог получить, придав своей деятельности организованный религиозный характер.

В 1984 г. Мацумото зарегистрировал компанию под названием «Корпорация АУМ», которая неофициально была известна как «Ассоциация горных волшебников АУМ», - громкое название для организации, располагавшей лишь одной арендованной комнатой. Руководитель ассоциации открыл школу йоги. Широкой общественности он стал известен после того, как в журнале «Сумеречная зона» появилась фотография Тидзуо, очевидно парящего в воздухе в позе лотоса. (Йоги веками практиковали технику особых движений мышц бедра, позволяющих высоко подпрыгивать в такой позе.)

Акция сработала, и вскоре в школе появились сотни новых учеников. Их деньги позволили открыть несколько новых учебных заведений и магазинов по продаже религиозных товаров. Мацумото получил известность как «благородный» и мудрый учитель. У него появилось время для «гастролей» - проведения мероприятий религиозного характера на пляжах, в горах, населенных пунктах Японии. Во время одной из такой встреч «учитель» встретился с несколько эксцентричным студентом-историком, который поведал Мацумото собственную мистическую теорию - вскоре наступит Армагеддон и спасется только «раса очищенных». Тидзуо внимательно выслушал «прорицателя», идея ему понравилась - спасение людей, подготовка их к концу света. Это могло стать прекрасной основой для новой религии, для привлечения последователей, для обретения власти.

Вернувшись из своего вояжа, Мацумото объявил, что собирается переделать этот мир и его соратники станут важными лицами при осуществлении этой задачи. Главный АУМо-вец стал носить белые одежды, отрастил длинные волосы и бороду. В конце концов он сменил и имя. Тидзуо Мацумото звучало слишком избито и бледно для спасителя человечества. С тех пор он стал известен как Сёко Асахара. Пророк взялся за дело собственной раскрутки с чрезвычайным рвением. Каждый день он читал долгие лекции перед все возрастающим количеством поклонников, пораженных силой убеждения, эмоциональным настроем Асахары, его фантастическими пророчествами. Новые «ученики» увеличивали прибыли «просветленного».

Асахара совершил несколько поездок и в другие страны - не только для того, чтобы распространить там влияние АУМ, но и чтобы приспособить свое учение к другим известным религиозным концепциям.

В 1987 г. Асахара посетил небольшой городок Дармшала в Гималаях. Он появился как раз во время пребывания в городе

Особое внимание создатели военной империи АУМ уделяли связям с Россией. По мнению некоторых экспертов, именно из России были тайно вывезены технологии изготовления зарина. Японцы активно искали выходы на сотрудников комбината под Волгоградом, на котором раньше производили нервно-паралитические вещества, а также посетили несколько научных учреждений в Москве, в частности НИИ газогидродинамики, где интересовались программным обеспечением, моделированием взрыва и распространением продуктов этого взрыва в виде облака.

Из России в Японию контрабандой доставили и образец автомата Калашникова, который сектанты пытались массово копировать на своих тайных заводах. В бумагах побывавших в Москве эмиссаров АУМ полиция нашла подробные заметки о ситуации на черном рынке оружия, включая цены на небольшие подводные лодки и танки. Три группы боевиков были направлены для тренировок в Россию, в Кантемировскую и Таманскую дивизии. Во время посещения Ковровского завода аумовцы пытались выторговать пулемет под предлогом того, что он им нужен как образец для детских игрушек.

У подножия горы Фудзияма, где располагалась штаб-квартира АУМ синрикё, был обнаружен вертолет Ми-17 с опознавательными знаками СССР. Как показали на допросах арестованные боевики секты, как раз с этого вертолета Сёко Асахара собирался распылять нервно-паралитические отравляющие вещества над Токио, чтобы вызвать панику и дать возможность штурмовым отрядам сектантов захватить госучреждения и установить в Японии «Царство истины АУМ».

Секта приобрела участок земли и в Австралии. Предварительный анализ показал, что эти места содержали залежи урана. Здесь же было исследовано действие нервно-паралитических газов на овец.

Нервно-паралитический газ зарин создали в 1936 г. ученые Третьего рейха. Однако он так и не был использован вермахтом до конца войны. Сайеши Эндо остановил свой выбор на зарине из-за легкости производственного процесса и доступности составляющих. Кроме того, зарин - одно из самых сильных отравляющих веществ: капли, попавшей на кожу, достаточно для того, чтобы убить взрослого человека. Через минуту после соприкосновения с зарином у жертвы начинается сильное слезотечение, сопровождающееся спазмами в груди. Вскоре человек теряет сознание и умирает в конвульсиях.

Аумовские ученые смогли создать «готовый к употреблению» зарин в октябре 1993 г. Как уже говорилось выше, первые попытки его применения были недостаточно успешны, хотя и показали убийственную силу газа. Асахара был готов к осуществлению Армагеддона.

Гуру так стремился занять «подобающее ему место» лидера современного общества, что разрабатывал бредовые планы захвата мира, собирался потрясти общество, кардинально изменить существующие порядки. Но не только это послужило причиной заринового теракта в марте 1995 г. На самом деле, Асахаре в этот момент светила печальная перспектива утраты даже тех позиций, которые он смог занять благодаря своей долгой и бурной деятельности. Многочисленные сигналы от жителей соседних с сектантскими лагерями поселков, результаты проверок после выборов в парламент, разоблачительные публикации в прессе заставили силовые органы более внимательно отнестись к личности мастера и его соратников. После похищения Киёши Кари и (престарелого брата сбежавшей сектантки) полиция стала готовиться к тому, что должно было стать крупнейшей полицейской акцией (попросту говоря, облавой) в истории Японии.

* * *

Сёко Асахара спешил. Собрав около сотни приверженцев, он взял с них клятвенное обещание пожертвовать при необходимости жизнью и бороться «все как один». Предупреждая, что он может быть арестован, он обещал последователям вернуться. Это было последнее личное обращение Сёко Асахара к сектантам.

Объектом последнего решающего удара было выбрано Токийское метро, оружием - зарин. До сих пор не совсем понятно, почему Асахара все-таки решился именно на такой теракт. Конечно, в результате атаки погибли люди. Но этого, наверное, было недостаточно для завоевания власти. Паника, постигшая город, не помешала полиции уже через два дня начать широкомасштабное наступление на АУМ. Так что атака лишь ускорила следственный процесс. Сёко, вместо того чтобы ловить рыбку в мутной воде общественного хаоса, пришлось бежать и скрываться. Есть предположение, что Асахара планировал не массовое убийство, а психическую обработку большого количества людей, которые под воздействием газа должны были стать восприимчивы к гипнозу… Наиболее же правдоподобной выглядит версия, что акция АУМ в метрополитене - это был злобный и отчаянный укус загнанного в угол зверя.

Подземка Токио перевозит в год 2,7 миллиарда пассажиров. За один день услугами столичного метрополитена пользуются около 5 миллионов людей. Главной целью удара была выбрана станция Касумигасеки. Время атаки - понедельник, 20 марта 1995 г., 8 часов утра (час пик в японском транспорте).

Руководителем операции был назначен Хидэо Мураи. Согласно разработанному им плану, избранные члены секты должны были занести сумки с зарином в поезда, проткнуть их и выпустить газ. Исполнителями стали Кениши Хироше, Ясуо Хаяши, Масато Ёкояма, Тору Тоёда и доктор Икуо Хаяши. Пакеты из токсинепроницаемого материала были наполнены зарином и упакованы в большие сумки. В руках у террористов были зонтики с острыми шипами на конце для того, чтобы в нужный момент проткнуть смертоносные пакеты. Все пять сектантов сели на разных станциях в поезда, идущие на Касумигасеки, на станции террористы проткнули пакеты и вышли из метро.

Зарин быстро распространялся. Уже на следующих остановках поездов несколько пассажиров были мертвы, многие бежали к выходу. Некоторое время полиция не могла понять, что именно произошло. Только несколько часов спустя после эвакуации людей и закрытия метрополитена военные эксперты определили, что теракт был осуществлен с помощью зарина. Последствия аумовской атаки были печальными. Погибло 12 человек. Еще 5,5 тысяч пассажиров получили отравления различной степени тяжести. Токио, один из самых безопасных городов мира, был шокирован.

У полиции на тот момент было достаточно сведений, собранных о деятельности секты, чтобы связать террористическую акцию с АУМ синрикё. Полицейский рейд был назначен на 22 марта. Аумовцы понимали, что их лагеря все будут штурмовать. День и ночь в лагерях секты сжигали и закапывали химические препараты, уничтожали записи, перевозили оборудование; многие сектанты бежали. 21 марта из лагеря АУМ синрикё на большой скорости выехал «роллс-ройс» Сёко Асахары. В Токио главе секты удалось уйти от полиции.

22 марта более тысячи полицейских штурмовали поселок угоры Фудзи. Атакующие были одеты в специальные защитные костюмы. В течение следующей недели полицией были обнаружены тонны химикалий и аппаратов, предназначенных для производства отравляющих веществ и взрывчатки. Также были найдены опасные наркотики, сейфы с миллионами долларов, пыточные камеры, во многих из которых все еще находились заключенные. Однако далеко не сразу удалось арестовать кого-либо за атаку в Токийском метро. В распространенной вскоре видеозаписи скрывающийся Асахара заявлял, что теракт был осуществлен спецслужбами США с целью очернить культ. Но это уже не могло остановить следствия.

Лидеры секты стали самой желанной добычей для японской полиции. Ею было проведено 90 рейдов, задачей которых являлась поимка сектантов, а также разоблачение их деятельности. В то же время аумовцы продолжали огрызаться. Трижды полиция предотвращала очередные химические атаки в метро. На начальника главного полицейского управления было совершено покушение. Губернатор Токио едва избежал смерти, когда ему пришла посылка с бомбой. К счастью, организаторы и исполнители этих преступлений были найдены.

Первым арестованным членом внутреннего круга Асахары был доктор Икуо Хаяши , затем пришла очередь Томо-митсу Ниими и Киёхидэ Хаякавы. В одном из зданий АУМ были обнаружены Сейеши Эндо и Масимо Цусия. Избежал тюрьмы Хидэо Мураи. Он был убит экстремистом, который признался в том, что задание свое получил от членов Якудзы . 16 мая 1995 г. телевидение транслировало арест самого Сёко Асахары.

Руководителям секты были предъявлены обвинения в самых различных преступлениях, среди которых многочисленные убийства, распыление зарина, насильственное удержание людей в лагерях АУМ и т. д. К марту 1996 г. за решеткой оказались уже 400 членов АУМ синрикё.

Инуи - руководитель разведслужбы секты - был приговорен к пожизненному заключению. К октябрю 2003 г. смертный приговор получили 10 высокопоставленных аумовцев - в том числе Эндо, Хаягава, Накагава, Ниими, Одзаки. Жена Сёко Асахары недавно вышла из тюрьмы, полностью раскаявшись в своих действиях. Она объявила, что вышла замуж за полуслепого Мацумото из жалости, а затем муж подавил ее волю.

Процесс над самим Асахарой продолжался более семи лет. На него было потрачено свыше трех миллионов долларов, заслушано около 200 свидетелей. Слушания постоянно прерывались, Асахара невнятно бормотал загадочные мантры, засыпал в судебном зале. С 1999 г. глава АУМ синрикё отказался давать какие-либо показания. В апреле 2003 г. обвиняющая сторона огласила свои итоговые требования: Асахаре предъявлено 17 обвинений, среди которых похищения и убийства, за которые прокуратура требовала для главного аумовца казни через повешение. Защита высказала свою точку зрения в конце октября 2003 г., потребовав полного оправдания для Асахары по всем пунктам. Окончательный приговор суда был оглашен в феврале 2004 г. Асахара был приговорен к смертной казни.

* * *

Секта АУМ синрикё не прекратила своего существования, хотя ее нынешние руководители и убеждают общественность в том, что они кардинально изменили внутренние порядки, изменили свои взгляды на действия секты в прошлом. Сектанты отказались от ассоциировавшихся с АУМ цветных балахонов и перешли к европейским костюмам с узкими галстуками. В январе 2000 г. название организации было изменено на «Алеф». В то же время государством был установлен гласный надзор над данным культом. Секта обязана предоставлять полные финансовые отчеты, списки всех членов секты и т. д. Сейчас лидером Алефа является Фумихиро Иоу, кстати, прославившийся и даже завоевавший симпатии женской половины населения Японии во время регулярных телевизионных передач об АУМ еще в 1995 г.

Сейчас в Японии официально насчитывают лишь полторы тысячи членов группы Алеф. Однако полиция не спешит прекращать наблюдение за сектой. Продолжает действовать сеть компьютерных магазинов, приносящих секте немалые прибыли. Члены Алефа почитают Асахару в качестве верховного жреца, его дочь считается наследницей духовной власти гуру, сектанты все еще ждут Судного Дня. Есть данные, что бывшие аумовцы скупили ряд участков, расположенных в непосредственной близости от места заключения мастера и почитают его тюрьму как «святое место».

Спецслужбы США, продолжают вносить АУМ в список наиболее опасных террористических организаций. В январе 2003 г. следственное управление общественной безопасности Японии представило более 400 доказательств того, что деятельность экстремистской группировки до сих пор представляет опасность для общества. Гласный надзор за деятельностью Алефа был продлен еще на три года.

В России первое уголовное дело против АУМ было заведено еще за месяц до газовой атаки в Токио. В апреле 1995 г. решением Останкинского межмуниципального суда деятельность секты в России была запрещена. В течение следующих двух лет было проведено большое количество различных экспертиз, в основном психологического характера, опрошено огромное число свидетелей; 28 человек признаны потерпевшими от действий секты, нанесшей им моральный и материальный ущерб. Суд постановил взыскать с российского филиала АУМ синрикё компенсацию в пользу пострадавшим.

В декабре 1995 г. по решению суда был наложен арест на все банковские счета и недвижимость этой секты в России, а весной 1996 г. АУМ синрикё была объявлена банкротом.

Верные своим «идеалам», члены АУМ в СНГ, так же как и японцы, продолжили свою деятельность. Они перешли на нелегальное положение. Количество последователей культа колеблется в пределах нескольких сотен человек. Журналисты утверждают, что многие саманы (монахи) остались верны секте и не вернулись домой, к семьям, по-прежнему проживая на явочных квартирах, ревностно выполняя аумовские ритуалы и практически бесплатно работая на свое руководство. До тысячи раз в сутки они прочитывают мантры с электронным счетчиком на руке, спят на голом полу при включенном свете под записанные на магнитофон слова «учителя» Асахары: «Я буду подчиняться гуру. Я буду жертвовать на пределе предела. Ради спасения я буду жертвовать изо всех сил». По сообщению агентства ИТАР-ТАСС, в 2000 г. ядро нелегально действующей в России и на Украине АУМ синрикё составляли четыре законспирированные группы, в которые входило около двухсот адептов, порвавших со своими семьями и скованных жесткой дисциплиной; секта имела тайный «монастырь» в Симферополе, объекты в Киеве и Харькове. Есть сведения о филиалах АУМ в Ялте, Черкассах и Ивано-Франковске.

Летом 2000 г. во Владивостоке была задержана группа российских приверженцев Сёко Асахары, тщательно готовившая террористическую акцию в Токио, целью которой являлось освобождение из-под ареста бывшего (а может, и действительного) главы секты и Томомитсу Ниими. Террористам удалось добыть значительную сумму денег, взрывные устройства, транспорт…

* * *

Сёко Асахара считал пророком Адольфа Гитлера… Сёко Асахара, вообще, действовал так, как будто сценарий для него писали на скорую руку в Голливуде. Вспомните карикатурных злодеев из американских фильмов - Гитлер, орудия пыток, припадки ярости отрицательного героя и т. д. Такой персонаж в реальной жизни сам по себе поразителен и страшен. Но еще поразительнее и страшнее то, что ему беспрекословно подчинялись - убивали, пытали, похищали - талантливые ученые, критически мыслящая молодежь нового поколения, мирные дотоле обыватели. Похоже, что они были охвачены истинным религиозным чувством. Но чем же был опасен для их религии годовалый сын адвоката Сакамото?

Правда, тем опытом Асахара остался удовлетворен. Облако ядовитого газа отнесло ветром от здания суда, и в результате погибло несколько ни в чем не повинных людей. Зарин сработал.

Кария оставил записку, в которой предупреждал, что если он пропадет без вести, то это дело рук АУМ синрикё.

К тому моменту более 100 членов секты находились в заключении. Однако, им были предъявлены обвинения в незначительных правонарушениях.

[Учение истины Аум], синкретическая секта, основанная Асахарой Сёко в Японии в 1987 г. Основатель и верховный гуру секты (наст. имя - Тидзуо Мацумото) род. в г. Яцусиро (префектура Кумамото), закончил школу для слабовидящих детей и работал иглотерапевтом, а затем аптекарем. За мошенничество при выписке счетов и продажу фальсифицированных лекарств привлекался к судебной ответственности. Асахара начал заниматься йогой в 1977 г., а в 1984 г. в Токио он открыл зал для занятий йогой и основал компанию по продаже культовых предметов. В 1986 г. в Гималаях Асахара достиг «окончательного спасения» и впосл. присвоил себе титул «духа истины святейшего преподобного учителя». Произвольно истолковав Апокалипсис, Асахара начал готовить последователей к Армагеддону - всемирной катастрофе, к-рая, по убеждению Асахары, должна была произойти в 1999 г. Он провозгласил себя воплощением Христа на земле. В кн. «Провозглашая себя Христом» он признавался: «До 23 октября 1991 г. я не читал ни одной страницы Нового Завета, за исключением Откровения Святого Иоанна Богослова. В этот день я убедился, что в этой книге содержится пророчество о том, что я являюсь Спасителем (Мессией)» (с. 5). «Дух истины - это не кто иной, как я, руководитель Аум Синрикё... Новый Завет - это книга, которая пророчествует о том, что я являюсь Христом» (с. 27). Чтобы спасти мир от Армагеддона, Асахара обещал продолжить миссию Христа: «Иисус Христос был распят, но я не должен быть распят, но должен пойти дальше и распространить истину по всему миру» (С. 104).

А. С. построена по строго централизованному принципу с абсолютным подчинением нижестоящих адептов вышестоящим. Данные о каждом адепте (вплоть до указания группы крови) заносятся в компьютер. В А. С. существовал институт монашества. Чтобы стать монахом («саманом»), необходимо покинуть дом и совершить «высшее» пожертвование: «я оставляю все мое имущество Аум, и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум»; «имущество, которым можно распорядиться, должно быть максимально обращено в наличные».

Эклектическое учение секты А. С. содержит элементы буддизма , тантризма , йоги и христианства. А. С. провозгласила идею «триединого спасения»: 1) научить людей избавляться от болезней, 2) помочь им в обретении душевного покоя, счастья и мудрости, 3) достичь просветления и освобождения. Асахара обещал, что с помощью практики Аум можно менее чем за 2 года привести человека к достижению сверхъестественных энергий и просветлению. В практику Аум входили длительные психофизические упражнения, пение мантр, медитации, техника глубокого дыхания, истощающие ограничения сна и питания. В секте разработаны 20 ступеней посвящения. Все обряды и инициации платные. Важный элемент практики Аум - «поднятие кундалини». По объяснению Асахары, кундалини - это духовная энергия, спящая в копчике, к-рая в виде змея должна вползти в позвоночник, подняться до мозга и уничтожить прежнее сознание. Один из главных обрядов секты - инициация, называемая «шактипат», в ходе к-рой гуру (Асахара или один из его приближенных) прикосновением большого пальца ко лбу ученика «передает ему свою энергию, одновременно беря на себя греховную карму ученика». Др., «тайная», инициация приобщает ученика к «сперме и крови» своего гуру. Практика Аум направлена на достижение экстаза, динамических галлюцинаций и в редких случаях «самадхи» - экстремального, почти безжизненного состояния. Помимо психофизических упражнений использовались электрические приборы, напр., во время инициаций адепта подключали к т. н. электрическому «шлему спасения». В нек-рых случаях использовались наркотические вещества. А. С. проводила целый комплекс медицинских экспериментов над людьми. В заключении медицинской комиссии под председательством руководителя клинического отд-ния Московского НИИ психиатрии Ю. И. Полищука было признано, что деятельность таких организаций, как А. С., сопровождается «нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и личности... Фактически людей доводят до психического самоуничтожения».

В России филиалы секты А. С. были зарегистрированы в нач. 1992 г. По оценкам лидеров А. С., на янв. 1994 г. число их адептов в Москве составляло 35 тыс. чел., а в целом по России на апр. 1994 г.- около 50 тыс. (впрочем, данные могут быть преувеличенными). С помощью регулярных радио- и телепередач секта успешно рекламировала себя. Из российских музыкантов был создан симфонический оркестр «Кирэн», исполнявший «астральные» симфонии Асахары. Для обещанного Асахарой спасения обязательно накопление «заслуг» и «баллов». «Заслуги» можно накопить, внося пожертвования в А. С. или, если нет денег и др. ценностей, вербуя в секту новых адептов. «Те, кто привел в Аум Синрикё 2 человек - получают фото Учителя (Асахары), 10 человек - портрет Учителя, 20 человек - большой портрет, 30 и более - титул Спасителя».

В окт. 1989 г. в Японии была образована Ассоциация жертв А. С. под председательством юриста Сакамото Цуцуми. В нояб. 1989 г. Сакамото и его семья были похищены адептами А. С. и убиты. В июне 1994 г. в префектуре Нагано (Япония) адептами А. С. был осуществлен террористический акт с использованием отравляющих веществ, в результате к-рого погибло 7 чел. 20 марта 1995 г. по приказу руководства А. С. был совершен террористический акт в метрополитене Токио. От отравления боевым газом зарином пострадало 5,5 тыс. чел., 11 из них погибли. 16 мая 1995 г. Асахара и др. лидеры А. С. были арестованы.

В России секта была запрещена весной 1995 г., однако нек-рые адепты Асахары перешли на нелегальное положение.

Лит.: Асахара Секо . Провозглашая себя Христом. М., 1993; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997; Егорцев А. Ю . Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997.

А. Ю. Егорцев

mob_info