Как относится к прививкам православная церковь. Православный врач — о гриппе, прививках и молитве

Инфекционные заболевания встречаются все реже, и родители, позабыв, как сами когда-то страдали от кори и коклюша, все чаще пишут отказы от прививок. Это, мол, «химия» и грубое вмешательство в иммунитет ребенка. Другие, наоборот, не думая, дают согласие, «потому что врач сказала: надо». И забывают при этом, что вакцины -- все-таки не вода. А как тогда надо?
Православный -- значит не привитый

Моя знакомая Ксения пять лет работает участковым педиатром, а начинала она свою медицинскую карьеру сестрой милосердия в Свято-Димитриевском сестричестве. У Ксении на участке 700 детей. «Я уже заранее знаю: если семья православная -- дети почти наверняка не привитые. Мусульмане, наоборот, детей прививают охотно, даже спрашивают, не появилась ли какая новая вакцина, чтобы ничего не пропустить. У них детей всегда много, и они очень боятся инфекций. А наши, получается, сторонники естественного отбора». -- «Это как?» -- спрашиваю. -- «Ну, если болезнь или другая беда, слабые погибнут, сильные выживут. Но вообще-то, все дети имеют право на жизнь -- и слабенькие, и сильненькие. Только родители, получается, этого не понимают. Одни забывают про прививки, другие отказы пишут. А ведь пока дети маленькие, они за их жизнь отвечают». После такого монолога, конечно, задумаешься. Среди нас, значит, есть родители-варвары и родители-вредители... «Если бы можно было, -- продолжает Ксения, -- я бы водила таких мам и пап на экскурсию в какое-нибудь детское инфекционное отделение. Просто чтобы они видели, как тяжело даются детям все эти болезни, от которых мы прививаем. И как дети страдают, и сколько в них гормонов и антибиотиков приходится вливать, чтобы вылечить». Я сразу вспоминаю, что на антипрививочных интернет-форумах прививки называют «химикалистой дрянью». В этих ампулах, действительно, в большинстве случаев есть «химия» -- консерванты и стабилизаторы раствора. Но понятно, что по сравнению с «химией», которая есть в таблетках, это абсолютное ничто. «У меня на участке недавно непривитая девочка заболела тяжелой формой коклюша, пришлось класть в больницу, ей там десять дней кололи преднизолон, потом антибиотики. И после выписки она мучилась три месяца -- все время кашляла. Надо один раз пережить такое, чтобы понять, зачем нужны прививки. Если честно, я не понимаю тех, кто пишет отказы». В устах человека, который работает, что называется, «на земле», каждый день бегает по вызовам, скрепя сердце выписывает тяжелые антибиотики грудничкам с температурой под сорок и отправляет «по скорой» задыхающихся от коклюша младенцев, простые доводы в пользу вакцин звучат убедительно. Во всяком случае, намного убедительнее, чем из уст чиновников от медицины и руководителей различных научных институтов. Но на многих даже страшные рассказы участковых педиатров не действуют, они убеждены: прививки -- это зло.
Священники-врачи не отвергают прививок

Среди православных, действительно, бытует мнение, что прививать ребенка от болезни, которой он пока не заболел, значит выражать недоверие Божьему промыслу, дерзко ставить свой разум и свою волю выше. С другой стороны, никто ведь не задумывается, что, когда мы моем руки перед едой или чистим зубы, мы тоже «дерзко» предупреждаем различные болезни. Известно, что в России XIX века оспопрививание входило в программу обучения священнослужителей. Даже некоторые российские святые занимались вакцинопрофилактикой: например, святитель Иннокентий (Вениаминов) и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Кажется, следуя такой логике, можно отказаться и от применения лекарств -- тоже ведь изобретение «непокорного разума». Протоиерей, доктор медицинских наук, профессор Сергий Вогулкин считает: если Господь сочтет, что для нашего душевного и духовного состояния будет полезно поболеть, то мы заболеем, несмотря на прививки. А рисковать, не прививаясь из принципа, по его мнению, все-таки не стоит: «Мы все в руках Божиих, и слава Богу, что жизнь непредсказуема. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) прививал людей против оспы и, как хирург, не считал грехом вторгаться в тело человека для его исцеления или предупреждения более тяжкого заболевания. Мне кажется, что Православная Церковь и каждый священнослужитель в отдельности, если он не детский врач, иммунолог или инфекционист, не должны вмешиваться в чисто врачебные вопросы. Прививки -- из их числа. Я никогда не считал для себя возможным давать или не давать благословение на прививки прихожанам, это дело их выбора. В отношении прививок детей я всегда говорил: вы можете не делать прививку от полиомиелита, это ваше право, но как потом вы будете смотреть в глаза своему ребенку-инвалиду? А от паротита мальчику, который потом не сможет иметь детей? От краснухи девочке, которая может вам потом родить больного внука? Да, ребенок должен быть перед прививкой здоров, вакцина должна быть максимально чистой, педиатр должен быть опытным и внимательным. А родители должны быть добрыми христианами. Вот тогда прививка не повредит, а спасет». Протоиерей Сергий Филимонов, профессор, доктор медицины и председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга , говорит, что именно по своему милосердию Господь посылает нам различные способы борьбы с болезнями: «Через ученых, исследующих механизмы передачи заболеваний, человечеству были открыты знания, позволяющие справляться с инфекциями». В связи с тем что некоторые православные храмы и монастыри стали распространять антипрививочные мифы, Общество православных врачей даже выпустило недавно информационную брошюру для родителей «Вакцинопрофилактика у детей», где представлен трезвый и объективный взгляд на эту проблему.
Доказано или нет?

Если отодвинуть в сторону философские рассуждения, то останется как раз самое неприятное: реальные проблемы и болезни. В чем только не обвиняют вакцины. Они вызывают аутизм, аллергию, аутоиммунные заболевания, неврологические расстройства, в том числе ДЦП и слабоумие, они становятся причиной рака... У каждого из нас есть подруга, знакомая, знакомая знакомой, у которой есть больной ребенок и которая убеждена: болезнь спровоцировала прививка. Проблема в том, что в большинстве случаев невозможно установить прямую связь и доказать, что это было именно так. Например, согласно нашему национальному календарю прививок ребенок до двух лет должен получить 15 прививок от десяти инфекций (в Германии -- 17 прививок от 13 инфекций, в США -- 21 прививку от 14 инфекций). Руководитель центра иммунопрофилактики Института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор Владимир Таточенко : «Любое заболевание в первые годы жизни случается после прививки, потому что дети все время находятся в состоянии “после прививки”. Поймите, если не вакцинировать детей, они все равно будут болеть теми заболеваниями, против которых мы не вакцинируем. Если вакцинировать -- то тоже будут болеть. Если привить от кори, не значит, что ребенок не заболеет ревматизмом». Говорят, например, после прививок иммунная система может дать ответ в виде аутизма. Но на это утверждение есть данные английского исследования, доказывающие, что при неизменном уровне охвата вакцинацией число аутистов в Англии постоянно растет. Выходит, другие причины. Профессор Таточенко рассказывал, как одна волгоградская бабушка годовалой девочки сорвала международные исследования, параллельно проводившиеся в десяти странах мира. Выясняли, эффективно ли будет прививать детей от кори, паротита и краснухи вместе с ветряной оспой. «У одного ребенка заподозрили аутизм. Девочке был год, и после вакцинации, по словам бабушки, она перестала говорить и проситься на горшок. Если речь идет о годовалом ребенке, вы понимаете, что это абсурд». Тем не менее дело разбиралось комиссиями, прокуратурой, и когда поняли, что оснований для обвинений нет, исследование уже было сорвано.

Еще говорят, у привитых людей во взрослом возрасте чаще развивается бронхиальная астма. По-видимому, это тоже опровергли. Так называемое «тасманское исследование» доказало, что все наоборот. Смотрели детей в подростковом возрасте и взрослых, как привитых, так и непривитых. Непривитые болеют астмой чаще.

Есть данные о том, что после прививки может развиться аутоиммунное заболевание (системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит и др.). Но и тут, по словам педиатра и клинического фармаколога, кандидата медицинских наук Ивана Дронова , который занимался такими исследованиями, есть свои «но»: «Мы знаем случаи, когда аутоиммунное заболевание развивается у детей после прививки. Но, по нашим с коллегами данным, инфекции и инсоляция (пребывание на солнце) на порядок чаще, чем прививки, являются триггерами (“пусковыми факторами”) развития аутоиммунных заболеваний. Вероятнее всего, иммунная система была уже готова к болезни и для развития проблемы достаточно было любого воздействия. И на самом деле, при использовании современных вакцин антигенная нагрузка на иммунную систему обычно не больше, чем при ОРВИ».

Таким образом, на каждое обвинение и подозрение противников вакцинации есть ответ сторонников. И наоборот, противники, в свою очередь, тоже находят соответствующие данные и факты. В результате слухи муссируются, страхи ползут, и многие уверены, что не бывает дыма без огня.

Некоторые вообще считают, что многими инфекционными болезнями лучше переболеть в нежном возрасте -- на то они и называются детскими, что в детстве переносятся легче. Иван Дронов: «Коклюшем и корью однозначно в детстве переболеть не лучше. Корь раньше земские врачи называли “убийцей детей”: летальность от нее была два-три процента, а болели практически все. То есть из ста родившихся детей два-три ребенка умирали от кори. Коклюш как раз очень опасен для маленьких детей. А если рассматривать инфекции, которыми болеют не только дети, но и взрослые: дифтерию и столбняк, -- умереть можно в любом возрасте, даже если сразу госпитализируют в самую лучшую клинику и будут применять самые лучшие средства лечения».
Осложнения и другие «сюрпризы»

От гепатита В у нас вообще прививают в первые 24 часа жизни. По статистике это оправдано: до введения этого правила гепатитом В заболевали 45 детей из 100 000, сейчас -- два. Но если заранее известно, что мама и никто из родственников не относятся к группе риска и не страдают этой болезнью, некоторые специалисты все же советуют написать отказ от столь ранней прививки. Причем подготовить этот отказ нужно еще до родов.

Прививка АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк) стала притчей во языцех -- в большинстве случаев она вызывает у детей тяжелую реакцию (хотя реакция -- это еще не ПВО). Виноват коклюшный компонент. Если есть деньги, лучше делать импортную вакцину, где коклюш представлен в ослабленном (бесклеточном) виде (стоит такая вакцина 1000-1600 рублей).

Прививки от кори и коклюша могут вызвать поражение нервной системы -- фебрильные судороги и энцефалит. Поэтому они небезопасны для детей с неврологической патологией, в том числе скрытой (ее косвенным признаком может быть повышенный мышечный тонус). Некоторые родители детей, больных ДЦП, уверены, что заболевание проявилось после прививки именно этими вакцинами, хотя врачи утверждают, что такого быть не может: причины развития ДЦП возникают еще в период беременности или во время родов. Но проявляется заболевание несколько позже. С другой стороны, по статистике, неврологические осложнения после самих коклюшей и кори встречаются намного чаще, чем после прививки.

С полиомиелитом были проблемы до 2008 года, пока детей прививали живой вакциной. Ежегодно в стране регистрировали 10-12 случаев паралича у детей с иммунодефицитом. Теперь первую вакцинацию от полиомиелита официально можно проводить только инактивированной (то есть неживой) вакциной.

Еще одна проблема, связанная с вакцинацией, -- аллергия. Аллергию можно выявить, только сделав прививку. Но внимательный врач может ее предугадать, если подробно расспросит маму обо всех болезнях родственников и тщательно осмотрит ребенка. В поликлинике у Ксении был один случай анафилактического шока у девочки после прививки (это смертельно опасная внезапная аллергическая реакция). Девочку спасли, причем мама с тех пор не отказалась от вакцинации. Просто перед каждой прививкой ребенка специально готовят и кладут на один день в стационар, где и прививают. Ксения говорит, что это был единственный случай ПВО, случившийся в ее поликлинике за то время, пока она там работает.
Человек и человечество

Врачи говорят: вероятность получить осложнение или умереть после вакциноуправляемой инфекции намного выше, чем после любой вакцины. То есть благодаря прививкам в этом или в прошлом году не заболели и не умерли сотни. Но наша психика устроена так, что мы об этом не думаем. Нас больше волнует, что какое-то, пусть и минимальное, количество человек умерло или заболело только лишь из-за них (ведь официальным данным у нас никто не верит). Страх, что ты попадешь именно в эту десятку или сотню, понятен. И психологически родителям сложно принять это: ведь вакцинацию делают с их личного согласия.

Важно еще понять, что на фоне отступивших инфекционных болезней осложнения кажутся страшнее и реальнее. Но проблема в том, что, как только снижается охват вакцинацией, болезни сразу же начинают «прорываться» к людям. Например, корью в России еще десять лет назад, пока вакцинация не была всеобъемлющей, ежегодно болели до полутора миллионов человек. В 2008 году заболело всего 27. В 2010-м, когда в дальневосточные регионы России приехали инфицированные жители Китая, число заболевших россиян выросло до 127.

«Ради всеобщего здоровья меня вынуждают подвергать риску собственных детей», -- сказала мне одна знакомая. Но практически невозможно определить, где здесь грань между личным и всеобщим. В какой момент кончается личное и начинается всеобщее. Личное зависит от того, насколько массово придут вакцинироваться другие. Но массовости не получится, если все решат не рисковать по личным причинам.

Светлана АБРИКОСОВА

Санкт-Петербургское общество православных врачей.

Православный взгляд на вакцинопрофилактику.

Православный взгляд на вакцинопрофилактику. // Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга. // Православный женский журнал «Славянка» № 11, 2007 год.

Что необходимо знать о прививках?
Споры о безопасности и целесообразности профилактических прививок не утихают уже много лет – среди врачей нет единого мнения по этому поводу. По-разному относятся к прививкам и священники, за советом к которым все чаще обращаются родители. в результате противоположные точки зрения не только вводят людей в замешательство, но и вносят раздор в церковную среду.

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию протоиерея Сергия Филимонова, доктора медицинских наук, председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга .

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЕЗНЬ
Здоровье человека - это величайший дар Божий. И болезни, подающиеся Господом, не случайны, это своего рода лекарства, врачующие наши души и тела от грехов. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Все от Бога - и болезни, и здоровье, все от Бога подается нам во спасение наше».
Изначально Господь наделил нас мощной зашитой от внешних и внутренних инфекций. Такой защитой является иммунная система, которая исправно выполняет свои функции и не позволяет инфекциям, попавшим в организм, развиваться и прогрессировать, если человек живет по Закону Божию.
Поэтому все наши телесные недуги - это попущение Божие ради спасения вечной души. И инфекции, также являющиеся болезнью, часто посылаются людям как наказание за богоотступничество и нарушение Заповедей Божиих.
Об этом свидетельствуют многие примеры из Священного Писания. Например, первые люди ранней послепотопной эпохи - потомки Ноя, как мы видим, не нуждались в дополнительных мерах защиты от инфекции. Но когда народ Израилев стал делать злое пред очами Господа (Суд. 2, 11), Бог послал ему тяжкую кару в виде стихийных бедствий, войн, египетских казней (см. Исх. 7-12) и моровой язвы, унесшей семьдесят тысяч жизней после переписи населения, проведенной царем Давидом в Израиле (см. 2 Цap. 24; 1 Парал. 21). Так постепенно народонаселение сынов Израилевых возросло, и вместе с этим увеличилась греховность людей, из-за чего и стали стремительно распространяться заразные болезни.
Однако Господь по Своему милосердию предлагает нам способы борьбы с этими бедствиями. Через ученых, исследующих механизмы передачи заболеваний, человечеству были открыты знания, позволяющие справляться с инфекциями. Так, на основе работ скромного английского ученого, сельского врача из семьи священнослужителя, Эдуарда Дженнера возникло новое медицинское направление - иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Именно благодаря его исследованиям в мире было побеждено такое страшное вирусное заболевание как черная оспа и применены первые вакцины.
Но в настоящее время в средствах массовой информации нередко появляются сообщения, выражающие скептическое, а порой откровенно негативное отношение к иммунопрофилактике.
Такая точка зрения в отношении прививок, к сожалению, зачастую находит отклик среди родителей, в том числе и православных. Недоверие, страх и настороженное отношение к вакцинации детей может быть связано с целым рядом причин. Приведу некоторые из них.
Причины недоверия родителей к иммунопрофилактике.

  • поствакцинальные осложнения, заканчивающиеся инвалидностью ребенка (причинами осложнений могут быть особые свойства вакцины, вызывающие побочные эффекты, а также индивидуальные особенности человека и различные технические погрешности при проведении вакцинации);
  • недостаточная информированность родителей об особенностях современных вакцин, а также незнание некоторых клинических проявлений нормальной реакции организма ребенка на введение вакцины;
  • незнание родителями собственных прав, а врачами – своих обязанностей в отношении вакцинации.

Конечно, прививки небезопасны и иногда могут отрицательно повлиять на организм ребенка. Но все-таки они необходимы в связи с неблагополучной эпидемической обстановкой в нашей стране. Главное - четко соблюдать все правила по подготовке к прививке и иммунизации, позволяющие избежать прививочных осложнений и способствующие развитию у ребенка иммунитета к той или иной инфекции.

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ КРАСНУХИ
Краснуха в России, несмотря на проводимую в последние годы иммунизацию, все еще имеет широкое распространение. Об этом свидетельствуют данные Роспотребнадзора, проводившего исследования о состоянии заболеваемости краснухой в нашей стране.
В исследованиях отмечается, что дети в возрасте до двух лет в 91,4% случаев не имеют защитных антител к вирусу краснухи.
У детей детсадовского возраста (до семи лет) антитела к вирусу не были обнаружены лишь в 40% случаев, а среди обследованных школьников менее 15% детей не имели в крови антител к краснухе – у остальных 85% антитела содержались в высоких титрах. Скорее всего, они перенесли эту инфекцию в легкой форме без постановки диагноза и, следовательно, приобрели стойкий иммунитет к краснухе. Эти данные говорят о том, что вопрос о необходимости иммунопрофилактики против этой инфекции лучше решать после предварительного обследования ребенка на наличие у него специфических антител.
Вакцинация против краснухи в раннем детском возрасте, которую календарь прививок предписывает проводить дважды (в 12 месяцев и в 6 лет), не всегда целесообразна, так как в большинстве случаев эта инфекция протекает в легкой форме, не давая никаких осложнений. По этой же причине и женщинам, желающим забеременеть и получившим рекомендацию в женской консультации сделать прививку против краснухи, необходимо предварительно сдать кровь на наличие специфических антител, так как часто защитные антитела уже имеются, и прививка в этом случае не нужна.
О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА
Несмотря на всеобщую вакцинацию против туберкулеза, в России наблюдается рост заболеваемости, связанной с этой инфекцией. Это можно обьяснить недостаточно высокой эффективностью вакцины БЦЖ (от лат. BCG, бацилла Кальметта-Герена, вакцинный штамм микобактерии туберкулеза - ред.) и изменчивостью важнейших биологических свойств возбудителя туберкулеза, таких, как степень болезнетворности вируса и его чувствительности к противотуберкулезным препаратам.
Но есть еще две причины, по которым следует относиться с большой осторожностью к вакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ. Во-первых, вакцина БЦЖ сама по себе может вызывать первичный туберкулез, что и явилось причиной отказа многих стран от ее использования. Во-вторых, в экспериментах, проводимых в Северо-Западном регионе России, было выявлено, что вакцина БЦЖ, которая применяется в настоящее время для иммунизации людей против туберкулеза, совершенно не обеспечивает эффективной защиты против циркулирующих на Северо-Западе России микобактерий туберкулеза. Следовательно, необходимо не увеличение кратности прививок против туберкулеза, а срочное внедрение новых эффективных вакцин с учетом изменчивой структуры возбудителя и принятия мер по ограничению распространения особо устойчивых форм микобактерий.
Имеются данные, что среди детей, заболевших туберкулезом, около 80% были вакцинированы вакциной БЦЖ и около 30% - ревакцинированы этой же вакциной. В связи с этим применение вакцины БЦЖ становится спорным.

О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ ГЕПАТИТА В
Вирусный гепатит В - инфекционное заболевание печени, вызываемое одноименным вирусом и характеризующееся тяжелым поражением печени.
По действующему сейчас национальному календарю профилактических прививок первая вакцинация против вирусного гепатита В проводится в первые 12 часов с момента рождения. Но в отношении этой вакцинации нет однозначного мнения специалистов. Некоторые иммунологи считают, что прививка в этот период жизни совершенно необходима, потому что при заболевании в возрасте до года многие из заболевших становятся хроническими носителями вируса. Другие высказывают мнение, что прививать новорожденного просто недопустимо, потому как само появление ребенка на свет является большим стрессовым моментом, к тому же в крови малыша до 12-18 месяцев циркулируют материнские антитела, защищающие его от инфекции. Вакцинация в этом случае необходима тем детям, которые родились от матерей-носительниц вируса гепатита В или имеют родственников с хронической формой этого заболевания.
В связи с этим вакцинацию против гепатита В можно рекомендовать в следующих случаях:

  • в закрытых детских учреждениях (интернатах, домах ребенка);
  • в социально неблагополучных семьях;
  • в семьях, где имеются больные острым или хроническим гепатитом В;
  • для зашиты профессиональных групп риска (специалистов, деятельность которых предполагает контакт с кровью и различными биологическими субстратами - хирургов; стоматологов, лаборантов и т.д.).

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРИВИВКЕ
При правильной подготовке к вакцинопрофилактике риск развития осложнений сводится к минимуму. Для этого родителям следует:

  • заранее узнать о качестве предлагаемой вакцины и о том, какие побочные реакции она уже вызывала (при негативных отзывах об этой партии вакцины следует узнать, в каком учреждении применяются вакцины, не дающие побочных эффектов, и там провести вакцинацию);
  • ограничить контакты ребенка с другими детьми и посторонними в течение как минимум недели до прививки;
  • свести к минимуму возможность простуды ребенка и потребления продуктов питания, которые могут вызвать аллергическую реакцию;
  • если у ребенка имеется склонность к аллергическим реакциям, то необходимо провести по согласованию с педиатром предвакцинальную противоаллергическую подготовку ребенка антигистаминными препаратами согласно возрасту и массе тела, начиная за 3-4 дня до прививки и продолжая в течение 2-3 дней после прививки.

При любых признаках недомогания или повышении температуры у ребенка за неделю до прививки нужно отменить ее и перенести на более благоприятное время; делать прививку следует не ранее, чем через 4-6 недель после перенесенной простуды (ОРВИ) при условии благополучного состояния здоровья ребенка.
Непосредственно перед прививкой врач обязан провести осмотр ребенка и собрать иммунологический и аллергологический анамнез. Родители должны сообщить педиатру о самочувствии ребенка в течение месяца перед иммунизацией, об имевшихся ранее реакциях на прививки.

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ
В современных условиях, особенно в городах, наши дети неизбежно попадают в большие организованные коллективы - детские сады, кружки, школы. Скученность и тесный контакт между детьми приводят к высокому риску эпидемий инфекционных заболеваний. Поэтому вакцинацию ребенка все-таки следует проводить, но с соблюдением ряда условий:

  • желательно до начала вакцинации определить напряженность иммунитета (то есть уровень специфической невосприимчивости организма в отношении определенного возбудителя инфекции - ред.). Если в крови имеются защитные антитела в высокой концентрации, то прививку делать не надо. Оценить напряженность иммунитета может иммунолог или участковый педиатр;
  • при вакцинации по возможности должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому ребенку как в отношении срока начала иммунизации и прививочного календаря, так и в отношении используемых препаратов;
  • при назначении прививок в первую очередь следует учитывать физическое состояние ребенка и готовность иммунной системы дать полноценную реакцию;
  • для вакцинации должны использоваться высокоиммуногенные (вызывающие формирование в организме специфических антител - ред.) и ареактогенные (с отсутствием побочных действий - ред.) препараты, которые дают полноценную защиту от инфекции с минимальным риском для здоровья.
  • Вопрос о прививке ребенка в первую очередь следует решать самим родителям. Если родители хотят привить ребенка, им нужно определить совместно с педиатром, когда и где это лучше сделать.
  • Еще до рождения малыша позаботиться о том, чтобы предохранить ребенка от инфекций. Родители (и в первую очередь будущая мать) должны вести здоровый образ жизни, правильно и полноценно питаться, чтобы укрепить начинающую функционировать еще до рождения иммунную систему ребенка, которая и предназначена защищать его от любой инфекции.
  • Заранее, если подошел срок родов, будущие родители должны решить вопрос о прививке своего ребенка от туберкулеза и гепатита В, которую обычно осуществляют в роддоме, сразу же после его рождения. Если родители решили не прививать ребенка на первой неделе его жизни, то тогда они должны заранее написать письменный отказ от прививок и передать его медперсоналу роддома при поступлении роженицы. Ранняя (в роддоме) вакцинация детей против туберкулеза (БЦЖ) и гепатита В связана с доступностью для исполнения и максимального охвата прививками, так как здесь можно охватить вакцинацией почти всех новорожденных детей, причем иногда и без ведома родителей, которые порой даже не подозревают, что их ребенок уже вакцинирован.
  • Начинать вакцинацию детей лучше как можно позже, независимо от рекомендаций действующего национального календаря прививок. Следует также учитывать, что дети первого года жизни, находящиеся на естественном вскармливании, получают дополнительную защиту от инфекций с грудным молоком.
  • Прививать ребенка следует только при условии полного здоровья, когда иммунная система может дать полноценный, защищающий от инфекции ответ на вводимую вакцину, так как качество вакцинации (то есть зашита ребенка от инфекции) будет зависеть от состояния его иммунной системы и общего состояния здоровья.
  • Родители должны удостовериться, что вводимая вакцина сертифицирована, безвредна, высоко иммуногенна, то есть позволит организму выработать высокий защитный уровень антител, а персонал, который проводит вакцинацию, имеет достаточно высокую квалификацию, выполняет работу по совести и не нанесет вреда своей некомпетентностью. Ни в коем случае не вакцинировать своего ребенка живой вакциной против полиомиелита, которая может вызвать у человека так называемый вакциноассоциированный полиомиелит (полиомиелит, вызванный вакциональными микроорганизмами - ред.), а применять только убитую вакцину, имеющую сертификат и достаточный срок годности.
  • Для вакцинации ребенка лучше обращаться в специализированные медицинские учреждения - центры вакцинопрофилактики, в которых имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку. В подобном центре до начала вакцинации квалифицированные специалисты собирают подробный анамнез, фиксируют состояние здоровья малыша и его иммунной системы, его окружение, условия быта, которые могут повлиять на исход вакцинального процесса. После этого определяется препарат и индивидуальная схема вакцинации, а если потребуется, то и предвакцинальная подготовка и обязательное последующее врачебное наблюдение в поствак.

ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА
Следует помнить, что проблемы, связанные с вакцинопрофилактикой - это не церковные, а медицинские вопросы. Сегодня малоцерковные и невоцерковленные люди, по сути являющиеся церковными неофитами, искусственно втягивают Церковь в решение проблем, не относящихся к области вероучительных истин, то есть несвойственных ей вопросов. Поскольку многие православные родители, прежде чем делать ребенку прививки, советуются со своими духовниками и получают порой диаметрально противоположные благословения; это вносит раздор в церковную среду. Однако стоит напомнить, что в решении этой проблемы, прежде всего, необходимо учитывать саму ценность дара жизни, данного человеку Богом и высокую вероятность смерти, связанную с особо опасными инфекциями.
В связи с тем, что в вопросы вакцинации втягиваются многие священнослужители, данная проблема затрагивает область пастырского богословия. В таком ракурсе противоречия между различными точками зрения духовников не имеют принципиального характера, так как Промысл Божий в отношении каждого человека особый. Поэтому если один священник благословил свое духовное чадо на прививку, а другой не благословил, это не противоречит воле Божией в отношении конкретного ребенка. И один и второй могут быть правы, и разногласий на этой почве просто не должно возникать.
Поэтому в заключение хотелось бы сказать: «Родители! В конечном итоге, делать себе или детям прививки - решать только вам. Вы, и только вы, несете персональную ответственность перед Богом как за свою жизнь, так и за жизнь своих детей».

КОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ВАКЦИНАЦИЮ

  • в роддоме, в первые 12 часов с момента рождения;
  • в период, когда иммунная система не способна адекватно отреагировать на вводимую вакцину;
  • при наличии в организме в высокой концентрации специфических антител к инфекции, против которой проводится вакцинация;
  • при наличии у ребенка острых вирусных или острых кишечных инфекций (даже на фоне отсутствия температурных реакций);
  • при наличии хронических инфекций, которые могут ухудшить состояние ребенка;
  • против краснухи в раннем возрасте (в 12 месяцев, 6 лет);
  • при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, легочной системы, аллергических состояниях;
  • при наличии неадекватных реакций на предыдущее введение вакцины.

В декабрьском номере газеты (№ 23, 2009) публикуется статья, рассказывающая о позиции Русской Православной Церкви в отношении вакцинопрофилактики.

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!» В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на в Воронеже.

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, - отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. - Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:

Эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
- вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
- вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
- развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
- массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
- органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
- медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе , организованным . В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

Совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

Просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.

На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Общество православных врачей России приняло решение прекратить дискуссию о проблеме вакцинации с непрофессионалами. Ряд немедицинских изданий критикует Общество за занятую по вопросам вакцинации позицию. Редакция портала “Православие и мир” знакомит читателя с некоторыми важными фактами и документами.

Опровергнуты данные о связи прививок и аутизма

В начале февраля 2010 Медицинский журнал The Lancet отказался от статьи 1998 года, сообщающей о взаимосвязи между вакциной MMR и аутизмом и ставшей причиной мирового переполоха среди родителей и главным доказательством в руках противников вакцинации. Повторный и безоговорочный отказ от публикации обусловлен новыми обстоятельствами, открывшимися в ходе расследования научной деятельности Уэйкфилда. Выдвинутая британским исследователем “прививочная” гипотеза происхождения аутизма была многократно опровергнута научным сообществом . В частности, несколько масштабных статистических исследований показали, что аутизм с одинаковой частотой выявляется как у получавших прививки, так и у не проходивших вакцинации детей.The Lancet впервые отказался от статьи Уэйкфилда в 2004 году. Поводом для такого решения стало сокрытие конфликта интересов: автор не сообщил редакции журнала о своем сотрудничестве с юристами общественных организаций , представляющих родителей страдающих аутизмом детей .

Вакцинация является мощным средством профилактики инфекционных заболеваний, включая и чрезвычайно опасные для человека.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ круглого стола на тему: «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения» Москва, 23 сентября 2008 г.

В последнее время в средствах массовой информации и популярных изданиях небольшой группой лиц усиленно распространяются ложные сведения о вреде профилактических прививок против инфекционных болезней (вакцинации). Извращая факты, распространители этой пропаганды внушают населению, что вред от прививок многократно превышает их пользу, преподносят проведение вакцинации как попытку истребления народа России.

Надо отметить, что данные медицины, включая официальные сведения, предоставляемые органами здравоохранения, компетентными специалистами, опровергают эти измышления. Православные врачи также неоднократно выступали в печати и других средствах массовой информации против «антипрививочной» пропаганды. Вакцинация является мощным средством профилактики инфекционных заболеваний, включая и чрезвычайно опасные для человека. В ряде случаев прививки действительно вызывают осложнения, что чаще всего связано с нарушением правил вакцинации, использованием ее у ослабленных детей. Предупреждение этих осложнений является сугубо медицинской проблемой.

Особенно огорчает и тревожит тот факт, что распространение «антипрививочной» литературы, аудио- и видеоматериалов активно осуществляется в церковной ограде – храмах, монастырях, церковных книжных лавках. Доверчивые прихожане отказываются от прививок, а священнослужители нередко поощряют эти отказы не благословляя проводить вакцинацию. При дальнейшем сохранении такого положения здоровью детей России может быть нанесен большой ущерб. Церковный амвон не может и не должен использоваться для распространения среди прихожан «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20).

Участники Круглого стола призывают обратить самое пристальное внимание на недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви «антипрививочной» литературы, аудио- и видеопродукции.

Заявление Исполкома Общества православных врачей России

В № 23 за 2009 г. газеты «Русский Вестник» была размещена публикация «Десять причин сказать «нет!» прививкам» врача-гомеопата Александра Котока, известного противника вакцинации, организатора наиболее крупного антипрививочного сайта в русскоязычной части сети Интернет, где помимо публикаций, направленных против прививок, активно проводятся заочные консультации пациентов с назначением лечения.
Исполком Общества Православных врачей России заявляет о том, что содержащаяся в данной публикации информация во многом не соответствует действительности и в целом носит псевдонаучный характер.

Позиция Общества православных врачей отражена в итоговом документе круглого стола на тему: «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», состоявшегося 23 сентября 2008 г. в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Ознакомиться с документом можно на официальном сайте общества: http://opvr.ru/mnews/2.htm.

Проблема рассматривалась также Церковно-общественным советом по биомедицинской этике при Московском Патриархате; материалы обсуждения и заявление Совета помещены в сборнике «Православие и проблемы биоэтики», вып. 3, 2009 г.

Проблема широкого распространения в православной среде псевдонаучных сведений, касающихся вакцинопрофилактики, обсуждалась в ходе II Всероссийского съезда православных врачей, состоявшегося в октябре 2009 г. в Воронеже, что нашло отражение в резолюции съезда: http://vob.ru/news/2009/oktober/02/in.htm

Рассматривая изложенные в публикации положения, считаем необходимым предоставить читателям следующую информацию:
1. К вопросу о том, что «вакцины являются ядами по определению», следует вспомнить слова великого врача Парацельса: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Действительно, вакцинные препараты содержат токсические вещества. Однако и проведенные исследования, и многолетняя практика свидетельствуют о том, что мизерные концентрации этих веществ, содержащиеся в вакцинах, не оказывают неблагоприятного влияния на организм человека . Тем не менее, фармацевтическая наука ведет постоянную работу по повышению безопасности вакцин, в результате чего во многих современных вакцинах токсические вещества отсутствуют.

2. Утверждение «многие вакцины готовятся на основе клеточных структур животных и содержат их вирусы» подкрепляется единственным фактом более 50- летней давности. В настоящее время технология изготовления вакцин практически исключает попадание в препарат посторонних микроорганизмов.

3. Довод «принуждение, запугивания, преследования, замалчивание «отдельных фактов», ложь и прямая фальсификация статистики неизменно сопровождают прививки на протяжении всей их двухсотлетней истории» является голословным. Хочется напомнить, что уже более 11 лет вакцинопрофилактика в Российской Федерации является добровольной. Вместе с тем Исполком ОПВР признает наличие нарушений в сфере иммунопрофилактики и призывает к строгому соблюдению правил проведения вакцинации.

4. Тезис о том, что «производство вакцин является самым прибыльным фармацевтическим бизнесом» не вызывает принципиальных возражений, но и не может служить аргументом против прививок. Следует напомнить, что практика массовой вакцинопрофилактики широко применялась и в Советском Союзе в те годы, когда существовало безусловное государственное регулирование экономики и финансовая выгода от производства вакцинных препаратов фактически отсутствовала.

5. Заявление о том, что «не существует никаких доказательств того, что именно прививки помогли человечеству победить в борьбе с некоторыми опасными инфекционными болезнями», не соответствует действительности. Глобальные популяционные исследования в различных странах мира очевидно подтверждают, что внедрение вакцинопрофилактики приводило к резкому снижению числа многих заболеваний. По меньшей мере, странным выглядит утверждение врача о том, что в борьбе с воздушно-капельными антропонозными инфекциями (коклюш, корь, дифтерия) сыграли роль такие факторы, как уничтожение зараженного скота, хлорирование воды и контроль качества продуктов сельского хозяйства.

6. Утверждение, что «прививки являются причиной смертей и пожизненных увечий тысяч детей во всем мире ежегодно», не имеет обоснованных подтверждений. В то же время мировая статистика говорит о том, что ежегодно более 3 миллионов людей в мире умирает от инфекций, которые могли бы быть предотвращены с помощью вакцинации.

7. Тезис о том, что «В последнее время появляется все больше научных публикаций, показывающих связь прививок с такими болезнями как аутизм, сахарный диабет, рассеянный склероз, ревматоидный артрит, лейкемия», искажает реальную картину. Действительно, в научной литературе имелся ряд публикаций о возможной взаимосвязи ряда серьезных заболеваний с прививками. Однако научные исследования последних лет как раз опровергают или ставят под сомнение связь указанных заболеваний с вакцинацией.

8. Высказывание о том, что «прививки отражают лишь аллопатический подход к пониманию инфекционных болезней и их предупреждению, который отнюдь не является единственно возможным», не может рассматриваться как причина отказа от проведения вакцинопрофилактики. Подход, который автор называет «аллопатическим», общепризнан и имеет серьезное научное обоснование.

9. Рассматривая утверждение о том, что «политика массовых прививок совершенно игнорирует индивидуальные особенности наследственности, подверженности различным болезням, состояния иммунитета, психоэмоционального статуса и прочих прививаемых», прежде всего хотелось бы отметить, что массовые прививки направлены прежде всего на предотвращение эпидемий инфекционных заболеваний, представляющих серьезную угрозу здоровью населения. Необходимо сказать и о том, что у лиц с нарушениями иммунитета эти вакциноуправляемые инфекции протекают более тяжело и представляют для них серьезную угрозу жизни.

10. Заявление «в случае, если прививки станут причиной смерти или увечья, медицинские власти безусловно приложат все усилия, чтобы доказать, что прививки не имели никакого отношения к произошедшему. Примеры, когда (особенно в России, но и другие страны отнюдь не исключение) осиротевшие или с ребенком-инвалидом на руках родители, оставались без какой-либо денежной компенсации, обещанной им по закону, многочисленны», является голословным и носит лозунговый характер. Вместе с тем Исполком ОПВР выступает за тщательное расследование случаев смерти в поствакцинальном периоде и адекватную социальную поддержку в случаях поствакцинальных осложнений.

Также хотелось бы обратить внимание читателей на то, что автор, называя лживыми и фальсифицированными данные официальной медицинской статистики, тем не менее, выстраивает на их основании ряд позиций своих тезисов.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что ОПВР рассматривает вакцинопрофилактику как одно из важнейших средств предупреждения инфекционных заболеваний. Более подробно с нашей позицией можно ознакомиться на сайте ОПВР: http:/opvr.ru.

Современная медицина сегодня полна новыми возможностями. С помощью нее не только можно бороться с болезнями, которые раньше уносили тысячи жизней, но и существенно менять тело и судьбу человека. Православный человек должен внимательно относиться к нововведениям и моде на те или иные вещи, например, независимо от популярности он не должен татуировать себя или менять свое тело другим способом, поскольку оно даровано Творцом.

Многие родители хотят получить от общества православных врачей ответ «Можно ли вакцинировать ребенка?» и не является ли это противоречием или нарушением библейских и церковных принципов. Следует разобраться в этом вопросе.

Православный взгляд на болезнь

Есть в доктрине Православной Церкви вопросы, о которых богословы до сих пор ведут споры и не имеют однозначного ответа. Люди зачастую пытаются трактовать места из Писания себе в угоду, говоря, что болезни и все прочее - от беса, но это ставит под сомнение всемогущество и всезнание Господа.

Православная Церковь верит, что болезни и здравие происходят от Господа и человек должен принимать все с благодарностью . («За все благодарите» пишет ап. Павел). Вера в Бога - это, в первую очередь, принятие от Него всего, независимо хорошее это или плохое.

Православная церковь советует благодарить Бога и за болезни, и за здоровье

Болезнь может быть послана человеку по многим причинам:

  • как физическое и духовное испытание;
  • как искушение;
  • для наставления;
  • для того, чтобы человек отошел от дел и отдохнул от стресса;
  • для обращения души ко спасению.

Господь, прежде всего, хочет спасения человеческой души, а для этого иногда необходимо подвергнуть физическое тело болезни. Это не значит, что лечение следует отвергать, ведь Бог создал врачей для лечения (вспомнить стоит хотя бы апостола Луку, который был врачом по образованию). Сегодня век эффективных лекарств, а представители народной медицины готовы предоставить массу методов лечения травами и растениями, так что не использовать все это для профилактики заболеваний или лечения просто глупо.

Сотрудник Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании Владимир Николаевич Вишнёв говорит:

«Молитва - великое дело при лечении всякого недуга! … Господь еще ранее болезни дает такие чудесные средства от самых разных недугов!»

После чего православный врач перечисляет различные профилактические и народные методы борьбы с гриппом.

Следует понимать и принимать Божью руку во всем, благодарить за болезни и за здоровье, но делать все зависящие, чтобы вылечиться. Важно лишь не переступать библейские принципы. К профилактике заболеваний относится и вакцинация, почему же существуют противники этого действия? Члены общества православных врачей помогают православным христианам разобраться в этом вопросе.

Противники вакцинации

Вакцинация - это введение в организм человека антигенного материала (клетки вируса), который вызывает реакцию и заставляет формировать иммунную защиту от болезни.

Вакцинация детей помогает защитить их от опасных заболеваний

Простыми словами. В организм вводиться малая доза клеток вируса, чтобы организм смог выработать к нему антиген и вовремя противостоять полноценному заболеванию. Обычно вакцинируют детей, чтобы они в малом возрасте переболели и имели стойкий иммунитет к тем или иным возбудителям.

История говорит, что прививать людей начали еще в 10 в. н. э. в Древних Индии и Китае, что позволило этим странам избежать страшных эпидемий оспы и чумы. На территории стран СНГ такая практика появилась лишь в 1800-х годах.

Противники вакцинации появились 15 сентября 1988 года, когда вирусолог Г. П. Червонская выступила с критикой системы в виде публикации в «Комсомольской правде», где она подробно описала побочные действия прививок и их неэффективность. С тех пор зародилось движение «Антипрививочников» и родители стали бояться вакцинировать детей.

Их главные тезисы таковы:

  • эффективность вакцинации не доказана;
  • в водимых веществах присутствуют токсичные компоненты, и они негативно влияют на иммунитете;
  • прививки вызывают мутации генов, осложнения и неизлечимые заболевания;
  • вакцинопрофилактика - это лишь бизнес, а СМИ и врачи распространяют ложную информацию об этом для своего обогащения.
Внимание! Традиционная медицина уже давно пытается переубедить сторонников этого движения, но с обеих сторон выпускают различные научные публикации, которые опровергают друг друга и в этом споре не видно конца.

Как же поступать православным родителям, противоречит ли вакцина догматам церкви?

Православный взгляд на прививки

Председатель общества православных врачей епископ Пантелеимон на вопрос о прививках говорит, что запрета Церкви на них нет, более того, неоднократно были выпущены указы архиереям и священникам, чтобы они разъясняли пользу этого процесса пастве.

Православная церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями

Говоря о вакцинации, Владыка сравнивает прививку с малым искушением от Господа, которое Он посылает дабы искусить человека малым злом и научить его бороться с ним. Подводя итоги, архиерей говорит о важности упования на Господа, но при этом убеждает, что именно через врачей, лекарства и вакцинацию Господь посылает исцеление человеку, поэтому пренебрегать ими не стоит.

Исполком Общества Православных врачей России в 2008 году опубликовал документ, который стал итогом круглого стола, главным вопросом которого были прививки. Этот круглый стол стал противодействием псевдонаучной литературы, которая начала распространяться в среде православных.

Документ содержит следующие тезисы:

  • несмотря на содержание в некоторых вакцинах токсичных веществ, мировая практика свидетельствует, что мизерное их количество не может нанести существенного вреда организму;
  • современные медицинские технологии изготовления вакцин исключают попадание в препарат посторонних вредных веществ;
  • исполком ОПВР признает существование нарушений в данной сфере и призывает к строгому соблюдению правил проведения процедуры;
  • глобальные исследования подтверждают, что именно своевременно сделанные прививки являются причиной снижения числа заболеваний и эпидемий в различных странах.

Несмотря на существующие случаи осложнений после прививок, их пользу сложно недооценить. Человечество веками страдало от эпидемий чумы, оспы, полиомиелита, но сегодня Господь позволил людям жить и не бояться их, принимая профилактические меры. Делать или нет прививки детям - это решают их родители.

Важно! Православная Церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями.

О прививках с православной точки зрения

mob_info