Можно ли молиться в пасху на коленях. Земной поклон как делать правильно в православии? I

Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу - Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных - наклонить голову и коснуться пола пальцами.

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами.

То есть поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы - 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», - 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) - поклон;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями - по поклону;
— на каждом иерейском возгласе - по поклону.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» - 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием - поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

За всеми ектениями на всех прошениях - по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
– на всех иерейских возгласах - по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» - поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» - крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» - поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом – 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» - поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника - поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» - по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
— на «Отче наш», в начале - земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») - поклон;
— на возгласе «Святая святым» - 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» - земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, - земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
— при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей - поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Каждый верующий приходящий в церковь креститься и совершает поклоны.Казалось бы всё понятно и просто. Однако, как говорил Василий Великий:
“В Церкви все благообразно и по чину да бывает”
Крестное знамение (т.е. изображение знака креста),является видимым свидетельством и подтверждением нашей православной веры.
Для того, чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить человека перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Ибо “Верный в малом и во многом верен” (Лк. 16, 10).
Внешне молитвенное состояние проявляется в том, что человек креститься и совершает поклоны – малые (поясные) и великие (земные, касаясь земли коленями, руками и головой пола храма, земли).
Крестное знамение совершается правой рукой.
Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два других – безымянный и мизинец – пригибаем к ладони.
Тремя соединенными перстами (пальцами) прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов (пальцев) означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутые перста (пальца) означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа.
Соединения таким образом персты(пальцы) мы свидетельствуем, что Иисус Христос имеет два естества: Он — есть Бог и человек.

Крестное знамение совершается обычно при словах (словословии) :

“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа” или при любом другом начале молитвы,

и словах “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.

Когда священник благословляет верующих, произнося слова “Мир всем”, надо поклониться, не совершая крестного знамения.

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны не спеша и не замирая (например, с рукой, воздетой ко лбу), одновременно со всеми молящимися в храме.

Перед совершением поклона нужно перекреститься и только потом делать поклон.

При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего своеволия и желания..

Свт. Филарет, митр. Московский пишет:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)»

Пред началом всякого Богослужения нужно совершить по 3 поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком словословии; “Приидите, поклонимся”, на “Святый Боже”, на троекратном “Аллилуиа” и на “Буди Имя Господне” совершаются по 3 поясных поклона, только на “Аллилуиа” при чтении псалмов, поклоны не совершаются, но совершается крестное знамение. На словах “Сподоби, Господи” как на вечерни, так и на утрени совершаются по 3 поясных поклона

В церковной практике крестяться с поясным поклоном:

— При входе в храм и при выходе из него - три раза.

— При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

— На всех ектениях церковных служб (при прошениях) при возглашениях: “Господи, помилуй” или “Подай, Господи”, совершается поясной поклон.

— При пении и а чтении молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: “припадем”, “поклонимся”, “молимся”

— При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

— При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».

— При словах «Честнейшую Херувим».

— При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».

— Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (окончанием службы)- по три раза.

— При взывании к Господу, Божией Матери или святым.

— На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

Крестяться с земным поклоном:

— В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.

— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

— В начале пения «Достойно и праведно есть».

— После слов «Тебе поем».

— После слов «Достойно есть»

–При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

–При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».

— В Великий пост, на Великом повечерии,при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне совершаются три поклона.

— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

–В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Совершается 3 земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения совершается:

При словах священника

— «Мир всем»

— «Благословение Господне на вас»,

— «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

— «И да будут милости Великаго Бога» и

— При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Крестяться без поклонов:

— В середине шестопсалмия на словах «аллилуиа» 3 раза.

— В начале Символа Веры «Верую».

— На отпусте «Христос, истинный Бог наш».

— В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься не положено

— Во время псалмов.

— Вообще во время пения.

— Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

Не допускается земных поклонов:

В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в этот день совершается 3 земных поклона Кресту).

Известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?

Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя», - то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

По поводу Вашего вопроса - действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает - и все молящиеся единообразно кланяются.

Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа - и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: “Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, - мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах - тоже плохо, крестится - плохо, вошел в храм - плохо, вышел - тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы - кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

священник Димитрий Беженарь

С какой целью верующие совершают поклоны и когда их нужно делать?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога - неотъемлемое свойство духовной природы человека. Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:3). Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ (Вт.9:25). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10).

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин.4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением.

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-го Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения:

— «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу » (20-е правило I-го Вселенского собора).

— «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение » (90-е правило VI Вселенского собора).

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам » (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы.

Преподобный Иоанн Пророк назначил одному брату для борьбы с искушениями 49 поклонов. Тот спросил: «делать ли земные поклоны в Пятидесятницу, или нет?». Ответ старца: «А о земных поклонах в Пятидесятницу тебе уже было сказано в другое время, что надобно их класть только в своей келлии» (Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 95). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, описывая жизнь египетских монахов, говорит: «египтяне не преклоняют колен и не постятся с вечера субботнего вечера до вечера воскресения, равно как и во всю Пятидесятницу» (Писания. Кн.2, гл.18-я). О других праздниках ничего не сказано.

Почему из всех праздников только в воскресение преклонение колен отменяется? Это разъясняет св. Василий Великий в творении "О Святом Духе", извлечение из которого составило 91-е каноническом правило: "В первый день седмицы [т. е. воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную. Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что через грех пали на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо». (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 471 - 72).

Итак, совершенно ясно, почему не во всякий праздник, пусть даже великий, отменяются преклонения колен и поклоны. Потому, что праздник воскресения предъизображает наше пребывание в Царстве Небесном. Моление стоя есть знамение полной победы Христа над диаволом.

Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» пишет: "Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа - первого по полудни".

В некоторых монастырях Российской империи для единообразия поведения братии в храме вводились свои уставы о поклонах («аще изволит настоятель»). Один из таких опытов обобщен в работе святителя Игнатия (Брянчанинова) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (Полное собрание творений, М., 2003, т.V, с.14 - 15). Внимательно относясь к этому труду, нужно помнить, что он никогда не претендовал на то, чтобы быть каноническим документом. Опыт этот мог иметь отличия от практики других известных российских обителей.

mob_info