Проблемы развития молодежного туризма в беларуси. Особенности организации религиозного туризма в республике беларусь и в республике франция

Конищева Н.И.
Вісник ДІТБ. Серія «Економіка, організація і управління підприємствами»
(в туристичній сфері). - 2006. - №10. - С.229-235.

Проблемы развития религиозно-паломнического туризма в Украине

Посещение святых мест и поклонение им является основной целью совершения паломничества. По своей сущности паломничество - это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее все признаки туристской деятельности, но в определенных отношениях, стоящее вне таковой. Оно отличается от массовых видов туризма, принятых в светском обществе. Паломническая деятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозных организаций христиан, мусульман, иудеев и других конфессий.

Понятие «религиозный туризм», как правило, используется в качестве синонима термина «паломничество». В широком смысле это допустимо. А в узком смысле паломничеством считается посещение главных святынь данной конфессии в строго определенное время и с соблюдением режима пребывания, чем подчеркивается элитность паломничества по отношению к другим формам религиозного туризма. Например, в православии паломничеством называют только посещение Святой Земли в течение не менее 10 дней. Все остальные религиозные поездки определяются термином «богомолье». У мусульман посещение Мекки может быть признано хаджем только в том случае, если было совершено в месяце зуль-хиджа во время праздника Ид аль-адха. Прочие культовые поездки, и не только в Мекку, называют «умра» .

В основе поездок верующих с целью совершения культовых действий лежит информация о сверхъестественных способностях объекта посещения. Она является побудительным мотивом религиозного туризма и от нее зависит масштабность паломничества. На мировом рынке паломнического туризма страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%) .

Среди верующих в Украине доминируют христиане (95%), из которых 54,5% православные и 18,6% католики . Именно для них характерна традиция паломничества или религиозного туризма, известная в Украине, согласно литературных источников, с XI столетия . В Украине издавна принимали паломников в святых местах и украинские паломники посещали святые места в далеких от ее земель странах. Это не был туризм в современном понимании этого полифункционального явления, но в нем были заложены коммуникативные, информативные, интегративные, социальные и другие функции. Доказательством этого является паломничество украинцев к Святой Земле, одно из которых нашло своего летописца в лице Данила Паломника. Он первым описал свое паломничество, которое осуществил в 1106-1108 гг., в произведении «Житие и хождение Данила Руськия земли игумена» .

В современной Украине религиозные традиции христиан, католиков, мусульман и представителей других религий создают постоянный спрос на паломнические туры как внутри страны, так и за ее пределами, что активизирует развитие рынка религиозного туризма. Украина - многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой насчитывается более 100 конфессий и разных религиозных течений . Населению Украины присущи толерантность, веротерпимость, стремление к свободе совести и религии в духовной жизни. Статья 35 Конституции Украины закрепляет право каждого человека, проживающего на территории страны на свободу мировоззрения и вероисповедания. Демократические параметры отношений государства и церкви закреплены Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» .

Результаты социологических исследований свидетельствуют, что в общественной мысли украинского социума превалирующим является убеждение о праве на существование любой религии, которая провозглашает идеалы добра, любви, милосердия и не угрожает существованию другого человека . Так считают 47% населения Украины: среди тех, кто признает себя верующим, - 43,5%; среди неверующих - 56,7%. Утверждению, что право на существование имеют все религии как разные пути к Богу, отдали предпочтение 24,3% населения государства, из которых 25,7% тех, кто считает себя верующим. Всего 10,4% верующих высказались только за традиционные для Украины религии (9,7% среди всего населения). Определенную религиозную нетерпимость - «истинной является только та религия, которую я исповедую» задекларировали 13,9% верующих (9,3% всего населения) . Ориентация на религиозный плюрализм и толерантность преобладает и у современной молодежи.

За годы независимости в Украине наблюдается устойчивая тенденция роста религиозных организаций всех конфессий, численности церквей, монастырей и других культовых учреждений. Причем, если накануне горбачевских реформ в стране насчитывалось не больше 6 тысяч религиозных организаций, то в настоящее время их почти 30 тысяч, т.е. за 1995- 2005 гг. их численность возросла на 88,2%, в том числе количество монастырей увеличилось в 2,5 раза, воскресных школ - в 2,66 раза, духовных учебных заведений - в 3,53 раза. В них учатся почти 20 тысяч человек. Количество священнослужителей возросло с 14018 до 27902, или на 99% (табл. 1).

Таблица 1

Религиозные организации в Украине (на начало года)

Название организаций годы
1995 2000 2002 2003 2004 2005
Всего религиозных организаций 15784 22518 25942 27446 28740 29699
Из них:
Центры 154 221 248 269 285 294
Общины 15309 21693 24919 26343 27569 28481
Монастыри 152 250 317 344 365 378
Миссии 91 184 242 261 283 298
Братства 29 49 69 73 75 75
Духовные учебные заведения 49 121 147 156 163 173
Воскресные школы 4529 7165 9057 9974 11501 12039

На начало 2004 г. из 28740 зарегистрированных религиозных организаций в Украине 15340 составляют православные (53,4%), 7770 протестантские (27,0%), 4459 католические (15,5%), 260 общины иудейского вероисповедания (0,9%), 455 общины мусульман (1,58%), 82 организации восточных культов (0,29%), 374 других организаций (1,3%). На начало 2005 г. из 29699 зарегистрированных религиозных организаций в Украине 15780 составляют православные (53,1%), 7949 протестантские (26,8%), 4541 католические (15,3%), 274 общины иудейского вероисповедания (0,92%), 468 общины мусульман (1,58%), 82 организации восточных культов (0,28%), 605 других организаций (2,04%) (табл. 2).

Таблица 2

Рост религиозных организаций в Украине, % (2001 г. = 100%)

Название организаций годы
2002 2003 2004 2005
Всего зарегистрированных религиозных организаций 106,7 112,9 118,2 122,2
Из них:
Общины мусульман 110,4 120,7 127,5 131,1
Протестантские 110,6 120,3 127,4 130,3
Православные 106,1 112,1 116,6 119,9
Общины иудейского вероисповедания 113,0 119,3 109,2 115,1
Организации восточных культов 109,6 115,1 112,3 112,3
Католические 101,7 102,8 104,3 106,2
Другие организации 130,9 147,3 340,0 550,0

Доминирующей в православии Украины является Украинская православная церковь Московского патриархата. Она объединяет более 11,5 тысяч организаций, имеет 35 епархий, 105 монастырей, 14 учебных учреждений, 37 периодических изданий, 2,1 тысяч воскресных школ и 16 братств. Церковную службу осуществляют более 6,5 тысяч священников .

В сакральном просторе христианского мира Украина является «перекрестком» паломнических путей и имеет огромные ресурсы для развития религиозно-паломнического туризма. Украина и ее столица - колыбель русского православья г. Киев - принимают верующих других государств, которые стремятся постичь глубинные источники религиозности славян, поклониться святыням, познакомиться с культурой и традициями украинского народа. Первоочередными объектами для подобных религиозных маршрутов является множество монастырей, которые на протяжении многих веков остаются своеобразными центрами духовности в Украине. В них сохраняются мощи святых, религиозные реликвии, чудотворные иконы, которые привлекают паломников. Среди наиболее известных монастырей: Киево-Печерская Лавра, Фроливский, Почаевский монастыри в г. Киеве, Почаевская Лавра в Тернопольской области, Святогорская Свято-Успенская Лавра в г. Святогорске Донецкой области, получившая этот статус в сентябре 2004 г.

Святогорье называют Донецкой Швейцарией. Воды реки Северский Донец берегут стародавние тайны времен «Слова о полку Игоревом». Неповторима красота Национального природного парка «Святые Горы». В их обрамлении незабываемое впечатление производит Святогорская Святая Успенская Лавра с уникальными сооружениями на меловых скалах. Около километра тянутся подземные лабиринты с пещерными храмами, келиями и нишами для захоронения монахов. Рядом с меловой скалой сохранились другие пещерные сооружения: келии монахов-пустынников, подземная церковь Святых Преподобных Антония и Феодосия. Большинство пещерных сооружений отреставрировано, обновлены иконостасы пещерных храмов. Настоящей жемчужиной украинского барокко является созданная неизвестными мастерами в XVII ст. на меловой скале Николаевская церковь. Важно подчеркнуть, что в целом по Украине богослужения проходят в 20 тысячах архитектурных сооружений, каждое пятое из которых - памятник архитектуры.

Регионами международного паломнического туризма могут и должны стать Прикарпатье и Закарпатье, связанные с культурой и памятными местами народов, родственных с католицизмом, иудаизмом, Армянской церковью. Киев, Чернигов, Одесса, Полтава - эти и другие города являются носителями не только христианской монокультуры, но и многоконфессиональной культуры, как в прошлом, так и в наши дни. Здесь сохранились памятники давней христианской и даже дохристианской - языческой цивилизации. Регионами активного международного паломнического туризма может быть Крым - здесь расположены историко-культурные памятники дохристианских религий, ислама, иудаизма, караизма, христианства.

Значительное влияние на развитие духовной жизни в Украине с давних времен имела католическая церковь. Впервые римско-католические епископы посетили Киев уже в X столетии. Первое самостоятельное епископство в Украине возникло в начале XIV века . Сейчас Римско-Католическая церковь в Украине насчитывает 7 диецезий (Львовская архидиецезия, диецезии Киевско-Житомирская, Каменец-Подольская, Луцкая, Мукачевская, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская), 804 прихода, имеет 11 епископов и 3 Высшие духовные семинарии (Львовская в Брюховичах, Киевско-Житомирская в Ворзеле и Каменец-Подольская в Городке). Почти каждая седьмая религиозная община в Украине из 27569 принадлежит католическим церквям: Украинской Греко-католической (3328) и Римско-католической церкви в Украине (854).

В современных условиях из 1 млрд. приверженцев католицизма в мире в Украине проживает, по разным данным, 400-875 тысяч римо-католиков . Опросы общественного мнения, проводимые Киевским международным институтом социологии, «Фондом свободы» и другими, показывают, что греко-католики составляют 7% населения (эта же цифра указана в энциклопедии «Британика») или 3,4 млн. Они имеют значительное число приверженцев в Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Закарпатской, Ровенской, Волынской и Черновицкой областях - 35,1% населения. В остальных регионах Украины к ним относятся до 0,7% населения. Всего число католиков в Украине оценивается в 6 млн.

В Украине имеются прекрасные памятники католической архитектуры: самый старый католический храм Киева - костел св. Александра, освященный 30 августа 1830 г.; чудесные храмы древнего Львова - кафедральный костел Девы Марии, Доминиканский костел Божьего Тела, который называли «Ватиканом польским», соборы св. Марии Магдалины, св. Эльжбеты, Ружанцовой Девы Марии. С украинской землей тесно связана история чудотворной Бельзско-Ченстоховской иконы Божьей Матери .

Ряд городов Украины связаны с историей хасидизма . Хасидизм, как религиозное течение в иудаизме, возник в Украине в первой половине XVIII в. среди еврейского населения Волыни, Подолья и Галичины.

В настоящее время активно формируется туристская инфраструктура в основных местах паломничества хасидов в Черкасской, Житомирской, Киевской, Винницкой областях. Святые для еврейского народа места сохранились в Киеве и Бердичеве, в Белой Церкви и Умани, в Хмельницкой и Житомирской областях. Здесь находятся могилы цадиков («праведников», «провидцев»), почитаемых евреями-хасидами. Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов (1700-1760 гг.) родом из Меджибожа на Подолье и похоронен в Меджибоже Летичевского района Хмельницкой области. Здесь же жил продолжатель дела Баал-Шем-Това - его внук Барух Бен Иехеле. В этом поселке провел свои детские годы правнук Баал-Шем-Това, будущий основатель «брацлавского» направления хасидизма цадик (праведник) раби Нахман. Он умер в Умани в 1810 г. и до сих пор считается раби (учителем) хасидов, представляющих ортодоксальное иудаистское направление .

На территории Хмельницкой области в Шепетовке, Полонном, Ганополе, Славуте находятся могилы пяти учеников Баал-Шем-Това. В г. Гадяче Полтавской области похоронен основатель движения Хабад - Шнеур-Залман - первый Любавичский раввин. Могила второго Любавичского раввина Дов-Бер находится в г. Нежин. В Бердичеве на еврейском кладбище похоронен раввин Леви-Ицхак. В Белой Церкви находятся могилы многих последователей этого течения в иудаизме, среди которых особо почитаема могила раввина из Чернобыля. В г. Брацлаве Винницкой области у самого входа на еврейское кладбище находится могила раввина Натана, ближайшего ученика и последователя раби Нахмана .

В Украине проживает 1,5 млн. мусульман, которые объединены в 455 общин под эгидой трех центров - Духовного управления мусульман Украины (г. Киев), Духовного управления мусульман Крыма (г. Симферополь) и Независимого духовного управления мусульман Украины (г. Донецк) . Для каждого мусульманина обязательным обрядовым действием является хадж. Ежегодно десятки миллионов мусульман со всего мира посещают «святые места» - Мекку и Медину в Саудовской Аравии. Исламское паломничество имеет свою специфику. Оно обслуживается на территориях исламских стран исключительно мусульманскими туристическими фирмами. Паломничество мусульман Украины требует внимания и изучения с точки зрения будущего украинской индустрии туризма.

С 1991 г. вследствие возрождения национального сознания и приобретения религиозной свободы в Донецке начинает действовать первая мусульманская и иудейская община. Благодаря деятельности местных лидеров и поддержке диаспоры Донецк становится одним из трех исламских центров в Украине. В 1991 г. начинается строительство мечети «Ахать-джами». В 1995 г. осуществляется окончательное размежевание Донецкого центра мусульман от киевского центра - Духовного управления мусульман Украины, в котором руководство перешло к выходцу из Ливана Ахмеду Тамима. Он получил название Духовный центр независимых мусульманских общин Украины. В Донецке формируется фактически третий (после Киева и Симферополя) центр ислама в Украине. В 1997 г. создана партия мусульман Украины, в 1998 г. открылся культурный центр, в 1999 г. - Украинский исламский университет. В Донецкой области в настоящее время действует 17 мусульманских религиозных общин, 9 из которых принадлежат Духовному центру независимых мусульманских общин Украины, 8 - Духовному управлению мусульман Украины .

Организацией как международных, так и внутренних паломнических туров, занимаются преимущественно структуры, созданные под эгидой христианских церквей, и структуры, созданные отдельными общинами и культурно-религиозными общественными организациями. Именно они являются наиболее численными субъектами данного рынка . Законоположительных государственных актов, прямо регулирующих паломничество, нет и не может быть как таковых, поскольку паломничество является прерогативой не государства, а отделенных от государства в своей внутренней деятельности религиозных организаций. В законах и нормативных актах можно найти только опосредованные отношения, регулирующие паломническую деятельность, поскольку таковая частично протекает вне территорий и зданий религиозных организаций и подчиняется общим законам и нормам общественного бытия и межгосударственным отношениям .

К основным причинам, препятствующим развитию религиозного туризма, относятся:

Отсутствие комплексной программы развития религиозного туризма;
- неразвитость туристической инфраструктуры;
- недостаточное количество гостиничных мест и несоответствие их структуре спроса;
- отсутствие надлежащего общественного порядка в местах осуществления паломничества;
- отсутствие рекламно-информационной продукции, пропаганды и продвижения религиозного туризма;
- отсутствие системы управления религиозным туризмом .

На сегодняшнем рынке религиозного туризма существует немного предприятий, работающих со столь специфическим турпродуктом и осознающих все его тонкости .

Для успешной организации туризма в духовных центрах требуется сотрудничество туристических предприятий с деятелями церкви. Примером может служить работа Управления туризма и рекреации Курской области, которое провело маркетинговое исследование для одной из четырех главных святынь России - Коренной Пустыни. Были рассмотрены туристские потоки, их социальный срез, сезонность, транспортное обеспечение и прочее. Составлен перспективный план развития Коренной Пустыни. Подобного рода исследования планирует-ся провести для всех наиболее значимых монастырей России. Ярким примером такого рода взаимодействия стала и работа Российской международной академии туризма, которая в 1998 г. совместно с Московской Епархией разработала программу развития паломничества под названием «Паломник». Благодаря этой работе стало поступать много интересных предложений, касающихся тематики паломничества .

Большую работу по развитию религиозного туризма осуществляет Донецкий институт туристического бизнеса. Прежде всего, это подготовка рекламно-информационной и учебной литературы: в 2004 г. издано учебное пособие по религиеведению для менеджеров туристического бизнеса, утвержденное Министерством образования и науки Украины . В институте постоянно разрабатываются познавательные экскурсии, например, «По святыням православия», «Разрешите представить - Донецк!», «Разрешите представить - Святогорск!» .

Таким образом, Украина - перспективная, безопасная и привлекательная страна для развития международного религиозно-паломнического туризма. В последнее время здесь отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. В результате бурного роста в последнее десятилетие религиозных организаций в Украине начала формироваться нормативно-правовая база развития религиозного туризма. Как указано в ст. 4 Закона Украины от 18 ноября 2003 г. №1282-IV «О внесении изменений в , религиозный туризм относится к одному из основных видов туризма .

В п. 18 распоряжения Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. №390-р «Об утверждении мероприятий по развитию иностранного и внутреннего туризма» отмечается, что Государственная туристическая администрация Украины и другие центральные органы исполнительной власти должны давать предложения по обеспечению развития соответствующей инфраструктуры и определения туристических маршрутов для организации паломнического туризма , а в п. 24 Государственной программы развития туризма на 2002-2010 гг. отмечено, что необходимо создавать благоприятные условия, соответствующую инфраструктуру и новые туристические маршруты для развития перспективных тематических направлений туризма, а именно религиозного .

На современном этапе в Украине сформирован видовой сегмент рынка религиозного туризма, который приобретает все большее развитие. В связи с увеличением количества предложений по организации паломнических поездок задача специалистов туристического бизнеса состоит в том, чтобы грамотно организовать работу в этом секторе отечественного туризма на основе проведения маркетинговых исследований и четкой работы менеджеров. Для того, чтобы в дальнейшем религиозный туризм стал полноценным видом туристской индустрии, необходим комплекс правовых, экономических и организационных мер, способствующих его развитию.

Литература

1. Дмитриевский А.В. Религиеведение для менеджеров туристического бизнеса: практиче-ские аспекты: Учебное пособие. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2004. - 306 с.
2.
3. Любіцева О.О., Романчук С.П. Напрямки розвитку релігійного туризму в Україні // Ма-теріали Міжнар. наук.-практ. конф. “Туризм у XXI столітті: глобальні тенденції і регіональні особливості” (10-11 жовтня 2001 р., м. Київ). - К.: Знання України, 2002. - С.61-65.
4. Любіцева О.О., Романчук С.П. Християнське паломництво до Святої Землі (ретроспек-тивний аналіз організаційних засад) // Туристично-краєзнавчі дослідження. - Вип. 3. - К.: ЧП Ільчен-ко, 2000. - С.191-203.
5. Павлов С.В., Мезенцев К.В., Любіцева О.О. Географія релігій: Навчальний посібник. - К.: АртЕК, 1998. - 504 с.
6. Романчук С.П. Паломництво українців до Святої Землі. Історико-географічний нарис // Географія та основи економіки в школі. - 2000. - №1. - С.11-14.
7. Яроцький П.Л. Паломницький туризм в Україні // Наукові записки КІТЕП: щорічник. - Вип. 1. - К.: Український Центр духовної культури, 2001. - С.123-130.
8. Черній А.М. Релігієзнавство: Посібник. - К.: „Академвидав”, 2003. - 352 с.
9. // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - №30. - Ст. 141. - С.381-417.
10. Про свободу совісті та релігійні організації: Закон України від 23 квітня 1991 р. №987-XII // Відомості Верховної Ради Української Радянської Соціалістичної Республіки. - 1991. - №25. - Ст. 283. - С.656-666.
11. Куц Ю. Реалізація прав людини і націй // Юридический вестник. - 2002. - №1. - С.82-85.
12. Мицик В. На захист національних меншин // Політика і час. - 2001. - №1. - С.50-61.
13. Дудар Н., Шангіна Л. Релігія і Церква в суспільному житті України // Національна безпека і оборона. - 2002. - №10. - С.9-13.
14. Дудар Н. Детермінанти сучасного стану релігійності // Людина і політика. - 2003. - №2. - С.93-110.
15. Дудар Н. Детермінанти сучасного стану релігійності // Людина і політика. - 2003. - №3. - С.130-135.
16. Статистичний щорічник України за 2003 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2004. - 632 с.
17. Україна у цифрах за 2004 рік. - К.: Державний комітет статистики України, 2005. - 372 с.
18. Статистичний щорічник України за 2000 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2001. - 600 с.
19. Статистичний щорічник України за 2001 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2002. - 646 с.
20. Статистичний щорічник України за 2002 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2003. - 664 с.
21. Історія релігії в Україні: Навчальний посібник / А.М. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Ло-бовик та ін. - К.: Т-во „Знання”, КОО, 1999. - 735 с.
22. Кислюк К.В., Кучер О.М. Релігієзнавство: Навчальний посібник. - К.: Кондор, 2004. - 646 с.
23. Ходькова Л.П. Релігієзнавство: Навчальний посібник. - Львів: Афіша, 2000. - 312 с.
24. Академічне релігієзнавство: Підручник / За наук. ред. проф. А. Колодного. - К.: Світ Знань, 2000. - 862 с.
25. Украина туристическая: Путеводитель. - К.: Украинская корпорация по иностранному туризму «Укрвнешинтур», 2004. - 65 с.
26. Попов В. Динаміка релігійного життя Донеччини на межі тисячоліть // Схід. - 2003. - №4(54). - С.59-64.
27.
28. Маїло Я.В. Проблеми розвитку релігійного туризму в Україні // Матеріали Всеукр. студентської наук. Конф. “Студентська наука в новому тисячолітті: сучасні проблеми громадського харчування, готельного господарства та туризму” (19-21 квітня 2000 р., м. Київ). - К.: Київський держ. торговельно-економічний ун-т, 2000. - С.119-121.
29. Щербакова Т.В. Возрождение и становление паломничества в России: проблемы организации паломнического туризма // Материалы науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы туризма’99: Социальные проблемы туризма в малых и средних городах. Перспективы развития туризма в Северо-Восточном Подмосковье» (16 апреля 1999 г., г. Москва). - М.: Российская международная академия туризма, 1999. - С.239-241.
30. Разработка экскурсионных маршрутов и материалы к тексту экскурсий «По святыням православия» / А.Я. Бовсуновская, А.С. Гулый, Е.Ю. Мазурова, А.В. Дмитриевский. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2000. - 36 с.
31. Разрешите представить - Донецк!: Путеводитель / Сост. А.В. Дмитриевский / Под общ. ред. А.В. Кузьменко. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2003. - 198 с.
32. Разрешите представить - Святогорск!: Путеводитель / Сост. А.В. Дмитриевский / Под общ. ред. А.В. Кузьменко. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2004. - 128 с.
33. Про внесення змін до : Закон України від 18 листопада 2003 р. №1282-IV // Офіційний вісник України. - 2003. - №50. - Ст. 2600. - С.34-55.
34. Про затвердження заходів щодо розвитку іноземного і внутрішнього туризму: Розпоря-дження Кабінету Міністрів України від 27 червня 2003 р. №390-р // Офіційний вісник України. - 2003. - №27. - Ст. 1339. - С.207-215.
35. Державна програма розвитку туризму на 2002-2010 роки: Постанова Кабінету Міністрів України від 29 квітня 2002 р. №583 // Офіційний вісник України. - 2002. - №18. - Ст. 935. - С.144- 154.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие религиозного туризма: виды и формы. Страны, считающиеся центрами религиозного паломничества. Россия - центр религиозного паломничества. Популяризация религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга. Особенности организации паломнических туров.

    дипломная работа , добавлен 13.12.2009

    Виды и формы религиозного туризма, его место и практическое использование в России. Анализ деятельности туристических фирм по организации религиозных туров. Концепция развития религиозного туризма. Популяризация религиозного туризма в Санкт-Петербурге.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Религиозные ценности как часть культурного наследия и объекты туризма. Роль религиозного туризма в системе международного и внутреннего туризма. Влияние религиозной мотивации на туристические потоки. Обзор основных центров религиозного паломничества.

    презентация , добавлен 01.07.2011

    Сущность и отличительные особенности религиозного туризма, история и основные этапы его развития в России и в мире. Состояние и деятельность турфирм по организации религиозного туризма в Республике Татарстан, разработка и оценка познавательного тура.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Религиозный туризм: сущность, его виды и формы. Тенденции развития религиозного туризма. География развития паломничества в мире. Центры христианского, мусульманского, буддийского паломничества. Воздействие религиозного туризма на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Религиозный туризм как объект изучения, его место в системе туристской деятельности. Основы практической организации поездок. Разновидности религиозного туризма. Виды и особенности паломничества. Религиозный туризм в христианстве, исламе, буддизме.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2012

    Определение и разновидности религиозного туризма. Практика организации религиозных туров на примере экскурсионной программы "К духовным святыням" по маршруту Глубокое-Мосар-Будслав. Основные объекты паломничества на территории Гродненской области.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

Предпосылками для развития туризма в Беларуси являются: непло­хие дороги, уникальные природные ресурсы и сами люди, толерантность и гостеприимство которых не позволяют поставить под сомнение во­прос безопасности нахождения в нашей стране. Кроме того, в Белару­си расположены четыре национальных парка, заказники, тысячи рек и озер. В республике открываются широкие возможности для спортивно- оздоровительного туризма, большое поле деятельности для развития экс­курсионного обслуживания, так как у нас очень много мест, связанных с историческими личностями и событиями, а также храмов, которыми ин­тересуются представители различных конфессий. Поэтому перспектив­ных направлений в белорусском туризме много, и заказчик сам выберет, что ему больше по вкусу.

Значительная часть приезжих следует через Беларусь транзи­том - почти полтора миллиона. Но для нашего государства географи­ческое положение, позволяющее иностранцам быть в стране проездом, только плюс. Если человек проезжает через Беларусь, это вовсе не озна­чает, что из достопримечательностей он увидит только дороги или вокза­лы - он поинтересуются и природой, и культурой страны. Для страны не главное, сколько туристов посетило ее в составе организованных групп, важна ее доступность - чем больше людей посетит просторы Беларуси, тем узнаваемее станет она в мире, тем больше иностранцев в нее потянут­ся и тем больше выиграет от этого белорусская экономика.

Не следует удивляться тому, что количество потраченных белорусами денег на отдых за пределами нашей страны по- прежнему велико - 87,3 млн долл. Жители Беларуси как выезжали за ру­беж, так и будут выезжать в дальнейшем, так как климатические условия не позволяют получить здесь отдых в его традиционном понимании, например, на морском побережье. Другое дело, что часть импорта можно сократить за счет внутренних ресурсов. Для этого нужна хорошая база, сеть гостиниц, нормальный транспорт, цены на услуги, соответствующие их качеству. Соз­дана национальная программа развития туризма в Беларуси, где большая подпрограмма посвящена развитию инфраструктуры туризма. Без приве­дения инфраструктуры к европейским требованиям ситуация не изменится.

В 2005 г. была разработана национальная программа развития туриз­ма в Беларуси на 2006-2010 гг. В ней определено, что в 2010 г. турфирмы с учетом сегодняшнего темпа роста смогут обслужить около 200 тыс. ино­странных граждан. Темп роста позволяет вплотную приблизиться к этой планке, особенно с учетом того, что в эксплуатацию к 2010 г. будет вве­дено более 800 новых объектов, из которых 16 - туристские комплексы, 37 - новые гостиницы, в основном в районных центрах. Новая програм­ма ставит максимальные задачи перед туристической индустрией страны. Для их выполнения принят целый ряд документов. Так, в 2008 г. внесены поправки в закон о туризме, принят Указ № 667 «О порядке изъятия и вы­деления земельных участков», действуют Указы № 371 «О мерах государ­ственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» и № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» и другие.

Привлечение туристов, создание новых туристических маршрутов невозможны без развитой инфраструктуры. За 2006-2007 гг. создано и ре­конструировано 144 объекта. К 2010 г. планируется довести их количество до 848. Значительное внимание уделяется развитию регионов - основ­ная часть выдающихся памятников архитектуры, исторических мест со­средоточена именно там. Планируется создание 71 гостиницы в малых городах, 178 агроусадеб, 146 объектов придорожного сервиса, 107 домов ремесел, 78 объектов досуга и зон отдыха, 27 санаторно-оздоровительных организаций, 70 домов охотника.

В Беларуси 27 туристических зон. С появлением новых объектов воз­никают и новые туристические маршруты. В прошлом году их создано77, а к 2010 г. запланировано появление еще 287. Развитая инфраструк­тура просто необходима. Современный турист требует современных стандартов в создании комфорта своего отдыха. Сегодня преобладают виды туризма, связанные с достойным уровнем проживания, хорошим питанием, нормальным транспортным и прекрасным экскурсионным об­служиванием.

Странами, откуда в Беларусь приезжает больше всего туристов, явля­ются: Россия, Украина, Литва, Польша, Германия, Италия, Великобритания, Чехия, Израиль и США. Белорусы же традиционно предпочитают Украину с ее курортами в Крыму и Одессе, а из стран дальнего зарубежья - Герма­нию, Италию, Испанию, Чехию, Болгарию, Румынию, Турцию и Египет. По статистике, белорусы бывают примерно в 140 государствах ежегодно, и представители такого же количества стран посещают Беларусь.

Важным фактором дальнейшего развития туризма в Республике Бе­ларусь будет являться развитие авиасообщения. На сегодняшний день транспортная проблема у нас все-таки существует. Необходимо расши­рить географию авиаперелетов и решить вопрос их стоимости.

Шаршунов И. В. , туристическая компания «Алатан-тур», начальник отдела

Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:

· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);

· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;

· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;

· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;

· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;

· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);

· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;

· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии - завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:

· оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;

· разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;

· определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:

· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;

· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;

· должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;

· государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;

И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.

Также, если мы хотим, чтоб внутренний туризм имел хорошие перспективы в будущем, необходимо развивать направления основных видов туризма: транзитный и трансграничный туризм, водный, познавательный туризм, агро - и экотуризм, спортивный, рекреационный и оздоровительный туризм, деловой и религиозный туризм.

Выделим по каждому виду туризма основные направления.

1. Транзитный и трансграничный туризм

Исходя из геополитического положения страны программой предопределено:

Развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;

Организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

Создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, и др.);

2. Водный туризм

Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.

С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается: на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря; на реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля:

· Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.

· Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха.

Программой предусмотрено строительство пассажирских судов соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов;

3. Познавательный туризм

Основой для развития познавательного туризма предусматривается использование культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается:

Создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики;

Более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;

Более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому.

4. Агро - и экотуризм

Программой предусматриваются следующие направления развития агротуризма:

Создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

Активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах;

Создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Основными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются: организация туристских походов в нетронутые уголки природы; фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях; туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной;

5. Спортивный туризм

Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили три основных направления в развитии спортивного туризма: оздоровление нации через развитие активных форм туризма; развитие «фанат-туризма» через организацию туристских маршрутов с посещением массовых спортивных мероприятий; возрождение туристско-спортивных клубов;

6. Рекреационный и оздоровительный туризм.

Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является более эффективное использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры. В этой связи предусматривается:

Более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики;

Обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых туристских услуг в местах отдыха и оздоровления;

Создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок;

7. Деловой туризм

Рост деловой активности, расширение международных контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма. Основное внимание будет уделено:

развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организации международных торговых выставок, ярмарок; создание условий для оказания туристско-экскурсионных услуг бизнесменам, работающим в Республике Беларусь;

8. Религиозный туризм

Определены следующие направления его развития:

Использование потенциала основных религиозных конфессий;

Организация паломнических туров;

Организация туров по местам религиозных святынь Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь 2006-2010гг. - С.13-16..

Перспективными для развития можно выделить такие специфические виды туризма, как медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.).

Устойчивое развитие туризма - процесс длительной перспективы, требующий поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде. Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; формирование определенных традиций гостеприимства; внедрение нововведений и широкое использование информационных технологий; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и санаторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии.

В целом же туризм, развивающийся устойчиво, позволяет повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и природные лечебные ресурсы Подробную информацию можно узнать на сайте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Я.КУПАЛЫ»

Отделение «Туризм и гостеприимство»


Курсовая работа по дисциплине «Организации туризма»

На тему: «Особенности развития религиозного туризма (на примере Гродненской области)»


Работу выполнила:

Горбач Алеся Юрьевна.

учащаяся 2 «А» группы

специальности 2-890101

«Туризм и гостеприимство»

Научный руководитель:

Л. Э. Рожко.


Гродно 2014



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

1.1 Определение и разновидности религиозного туризма

1.2 Практика организации религиозных туров

2.1 Паломничество как основа религиозного туризма

2.2 Основные объекты паломничества на территории Гродненской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ВВЕДЕНИЕ


Во все века люди стремились попасть Святые места. Одни из них путешествовали туда с целью изучения культупы, архитектуры, живописи, скульптуры характерных для Святых мест. Другие совершали паломничества по зову души, чтобы поклониться чудотворным иконам, искупаться в святых источниках, побывать в местах где совершались чудесные исцеления.

В каждой стране существуют места религиозного культа, к которым стремяться паломники, туристы и просто местные жители. Зачастую эти места обладают не только исторической и культурной ценностью, но и богатым духовным потенциалом,который на протяжении многих веков притягивает потоки путешествующих людей со всего мира.

Актуальность данной работы заключается в том, что культурно-историческое наследие каждой страны, созядаемое на протяжении веков, отображает все богатство человеческой души, разнообразие талантов мастеров, дух каждой эпохи. И это наследие содействует духовному воспитанию детей и молодежи, а также поддерживает религиозно-нравственный потенциал общества в целом. Объекты религиозного туризма широко используются в образовательно-воспитательном процессе многих колледже и ВУЗов.

Цель этой курсовой работы заключается в изучении особенностей развития религиозного туризма в Гродненской области.

На пути достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

охарактеризовать разновидности религиозного туризма;

рассмотреть практику организации религиозных туров в РБ;

описать паломничество как основу религиозного туризма;

изучить основные объекты паломничества на территории Гродненской области.

Объектом курсовой работы является непосредственно сам религиозный объект. Предмет - объекты религиозного туризма в Гродненской области.

Методы исследования: анализ, индукция, обобщение, прогнозирование.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ


1 Определение и разновидности религиозного туризма


Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

паломнический туризм;

религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

желание исцелиться от душевных и физических недугов;

помолиться за родных и близких;

обрести благодать;

отмолить грехи;

проявить преданность вере;

стремление к подвижничеству во имя веры;

обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных.

В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим <#"justify">ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


1 Паломничество как основа религиозного туризма


В переводе с латинского слово «паломник» означает «несущий пальмовую ветвь». Те, кто отправлялись в Святую Землю поклониться Гробу Господню, обычно привозили оттуда и пальмовые ветви - такими же народ устилал путь Спасителя при входе Его в Иерусалим.

Паломничество имеет длительную историческую традицию, как в христианстве, так и в других религиях. Паломничество, предпринятое с целью посещения святого места - гроба святого, места, где произошло какое-либо известное религиозное событие, - всегда, по общему признанию, считалось делом, полезным для души. Паломничество, позволявшее получить благословение, отдать дань уважения какому-либо святому или очиститься от собственных ошибок прошлого, было особенно эффективным средством духовного совершенствования. Само по себе расставание с домом и привычным существованием, освобождение от укоренившихся привычек и знакомой среды могут вызвать перемены в личной жизни.

Кроме того, со всех странах и во все времена (положение изменилось лишь в последние 100 - 150 лет) оно было предприятием сложным, обременительным и таило в себе непредсказуемые последствия. Средневековый еврейский комментатор Раши замечал, что паломничество уменьшает богатство человека, его известность и плодовитость: в большинстве случаев это замечание было совершенно справедливым. Длительное и тяжелое путешествие означало в то время отказ от привычного комфорта и среды. За исключением авантюристов-одиночек, обычному человеку, чтобы решиться на паломничество, требовалось испытать очень большую тягу к переменам.

В истории христианства паломники почитались людьми благочестивыми, то есть стояли ниже мучеников и монахов, но были праведными мужчинами и женщинами, достойными похвалы. Любимыми местами паломничества были Иерусалим, по улицам которого ходил сам Иисус и откуда пошла история церкви, а также Рим, где, согласно преданию, приняли мученическую смерть апостолы Петр и Павел и где находится папский престол. Веками благочестивые христиане тянулись в эти города, чтобы помолиться, прося прощение грехов, чтобы приблизиться к Богу. Но на раннем этапе развития христианства паломничество было частным делом актом личного благочестия, обычно предпринимавшимся обеспеченными людьми, которым оно стало по карману.

В VI в. ирландские монахи, наводнившие Европу, стали назначать паломничество как средство покаяния за грехи, как правило, скандального свойства. Длительные паломничества предписывались священникам или дворянам, уличенным в каких-либо преступлениях. Со временем этот мотив паломничества приобрел большое значение.

К XII в. многие верующие стали предпринимать паломничества, как по назначению священника, так и по собственной воле; они считали, что совершили столько грехов или грехи их так серьезны, что требуют определенного наказания, которое лишь одно может принести их искупление. (К этому времени церковь пришла к мнению, что, хотя исповедь и снимает вину за грехи, все-таки за них надо подвергнуться наказанию, обычно в чистилище, после смерти.) В то же время приобрела важность доктрина индульгенций; папа через местных епископов предоставлял прощение грехов, частичное или полное тем, кто отправлялся в паломничество либо делал пожертвование, и/или тем, кто присутствовал при освящении храма.

Вначале индульгенции были редкостью и являли собой отпущение лишь части грехов. Но с конца XI в. их стали давать все чаще и чаще. Первая индульгенция с отпущением всех грехов была предложена папой Урбаном II всем участникам первого крестового похода.

Таким образом, паломничество переместилось в центр христианского благочестия. Европейские христиане стали больше заботиться об очищении от грехов. Именно в этот период стало очень популярным паломничество к алтарю святого Иакова в Испании.

В XII в. стать паломником значило принять на себя важные обязательства, чуть ли не принять монашеский обет. Некоторые, разумеется, направлялись в паломничество, движимые менее важными соображениями. Например, с паломниками следовали купцы, чтобы продать свои товары, авантюристы в поисках острых ощущений, но истинные паломники желали стать ближе к Богу. Поскольку паломники предполагали отсутствовать долго, они вначале приводили в порядок свои дела и составляли завещания. Последнее было тогда обычной практикой, и неоспоримая привилегия завещания принадлежала паломникам, которым разрешалось решать, как распределится принадлежащее им имущество в случае их смерти.

Затем паломник, шел ли он в путь добровольно или, исполняя наказание за грехи, направлялся к священнику на исповедь. Полная исповедь во всех грехах была необходимым условием паломничества. Паломники изобрели символы своего статуса: род туники (часто с изображением креста), посох и мешок для вещей. Эти аксессуары были неофициальными знаками отличия святых людей, выделявшими их из общей массы путешествующих. Предполагалось, что благодаря им в пути легче получить ночлег и вспомоществование. Паломники несли с собой деньги, чтобы платить дорожные налоги или делать религиозные пожертвования, помимо этого им надлежало путешествовать налегке, подражая Иисусу и полагаясь на подаяния. Но бедные в материальном смысле, они ожидали роста своего духовного потенциала. Каким бы маршрутом не шли путешественники, они посещали величайшие, самые святые места в Европе. Например, паломник из Бургундии (Восточная Франция) прежде всего отправлялся в Клюни, гордостью этого аббатства были мощи апостолов Петра и Павла. Затем можно было пойти в Клермонт, где папа Урбан II возвестил начало крестового похода, где в церкви Нотр Дам де Порт имелась знаменитая статуя Девы Марии с младенцем (10в.).

Затем следовал Ле Пий, древний центр паломничеств, который, возможно, был святым местом еще у друидов в дохристианские времена. Ле Пий славился своими вулканическими кратерами, а также терновым шипом из венца Христа, пожертвованным Людовиком Святым. Там же находился Pierre de Fievres (камень лихорадки), на котором лежали недужные, пока священники читали на нем молитвы, обращенные к Деве Марии. Далее следовала церковь Сент-Фуа де Конк, где также проходили исцеления, в особенности слепых и людей страдающих заболеваниями глаз. Всем было известно, что конкские монахи выкрали свою реликвию Фуа, но это не уменьшало ее святости. В конце концов мощи не допустили бы, чтобы их похитили, если бы не желали перенестись в другое место.

Кроме того, там имелись реликвии, включая знаменитую венценосную статую, называемую «Маджести». Еще в церкви находился знаменитый ковчег короля Пипина, в котором хранились мощи Девы Марии, а также святых Петра, Павла, Андрея, Георгия, евангилиста Иоанна и Ипполита, а также крайняя плоть и пуповина Иисуса. Прежде, чем достичь Пиренеев, паломник останавливался в церкви Святого Петра в Муассаке, которую, согласно преданию, в 496 г. основал король Хлодвиг, первый обращенный среди франков. Паломник из Центральной и Северной Франции направлялся в Орлеан, где в соборе Святого Креста можно было видеть чашу, освященную Иисусом, и фрагмент креста.

В Туре, в великой базилике Святого Мартина, содержались Мощи этого святого, одного из покровителей Франции. В Пуатье паломник мог поклониться останкам епископа Хилэри, знаменитого защитника ортодоксального христианства в борьбе с еретиками. Пуатье также было местом известного сражения с мусульманами, состоявшегося в 732г., в котором победили войска, предводительствуемые Карлом Мартелом, сохранившим Галлию для христианства. В Сен-Жан-дАнжели хранилась голова Иоанна Крестителя; там же паломники могли слушать на литургии величественный стоголосый монашеский хор, звучавший день и ночь.В Сент-Ромэн-де-Бле находилось тело знаменитого рыцаря Роланда; в Берлине было захоронение соратников Роланда. Эти воины пали в битвах против басков, возвращаясь из первого крестового похода. Но в предании говорится, что они бились с мусульманами. Поэтому почитались как святые, мученики войны с неверными.

Существовали и другие маршруты для паломников из остальных областей Франции и из Италии, а также много дополнительных маршрутов, которые включали такие известные города, как Шартр или Амьен. Северные маршруты вели к склонам Пиренеев, зачастую паломники поднимались к высокогорным точкам.

На перевале в Остабат каждый паломник устанавливал деревянный крестик, подражая самому королю Карлу Великому, который, согласно преданию,поставил там большой каменный крест. Они направлялись в Ронцесваль, где можно посетить скалу, которую Роланд расколол своим мечом. В прочих городах были свои реликвии. Так, в Леоне (Испания) находились мощи святого Исидора, знаменитого мыслителя. Некоторые паломники могли отклониться от основного маршрута и отправиться в церковь святого Сальвадора в Овьедо, где король Альфонс открыл большую арку со святыми мощами. Наконец, пройдя длинный отрезок пути по засушливой долине, путники входили в Компостелу.

Паломники погружались в воды святого источника, находившегося в двух милях от города, подобно паломникам на земле обетованной, совершавшим омовение в реке Иордан. Это было почти вторым крещением, очищением новообращенного. Каждый паломник поднимал камень из местного известнякового карьера и нес его в город, таким образом делая вклад в строительство святыни. Войдя в город, паломники шли по улицам, наполненным купцами и ремесленниками; возможно, они останавливались, чтобы сделать покупки. Каждый паломник покупал раковину устрицы, которая считалась символом Компостелы. Теперь главной задачей паломника было найти ночлег, чтобы потом отправиться на службу в местную базилику.

Большинство паломников старались хотя бы раз за время своего пребывания участвовать во всенощном бдении. Разумеется, они как можно чаще присутствовали на мессе в церкви, так же как до этого посещали мессы во всех церквах, мимо которых лежал их путь. Наконец, посетив утреннюю службу, паломники собирались вокруг священника, чтобы получить у него индульгенции, которые они заслужили своим паломничеством. Они возлагали на алтарь дары - монеты и драгоценности, кланялись реликвиям св. Иакова - его цепи, короне, шляпе, скипетру, ножу и камню. Затем им вручались индульгенции.

Они прикасались к святому гробу и целовали его, искренно молились и давали обет добрых дел на будущее. Предполагалось, что они испытают особое чувство, связанное с отпущением их грехов. После этого обряд отпущения грехов считался завершенным. Наставало время купить раковины устрицы как знак завершения паломничества. После этого они могли осмотреть город, а могли и отправиться домой.

Паломничество можно считать длительным и тщательным приготовлением к окончательному очищению, которое наступало, когда паломник присутствовал на службе в базилике или молился перед гробом святого. Там, достигнув цели своего путешествия, он мог ощущать очищение, полное прощение, обновление, практически ему казалось, что он заново вступает на путь спасения, но это лишь краткое и упрощенное описание событий, происходящих при совершении этого ритуального акта; надо сказать, что любая церковь может отпустить грехи и поправить жизнь верующего. Почему надо посещать все церкви на пути и ходить к святым местам? Зачем обращаться к далекому Иакову, когда в твоей местности, поблизости есть свой святой? Дальнее путешествие может служить катализатором, способствующим процессу очищения жизни верующего, но как нам понимать весь этот продолжительный ритуал путешествия?

Можно толковать его как выражение тяги к большей святости, имеющее количественное значение: если одна месса хорошо, двадцать - лучше. Но такому подходу не достает средневекового чувства благочестия. С точки зрения паломника, каждое святое место имело свою особую святость. Исцеление слепоты в Ле Пий отличалось от исцеления лихорадки в Конкс. А благочестие епископа Хилэри отличалось от святости евангелиста Иоанна. Христианская святость того времени имела массу разновидностей, была очень многогранна, и к каждой грани можно было прикоснуться в особом месте .


2 Основные объекты паломничества на территории Гродненской области


Лавришевский Свято-Елисеевский мужской монастырь

Лавришевский монастырь - один из древнейших монастырей Беларуси. Согласно церковному преданию, он был основан сыном Литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 г. в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 г. преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. Сам убийца, будучи бесноватым, исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. Преподобный Елисей был канонизирован митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 г.. В XIII в. монастырь был центром летописания в Беларуси.

Около 1329 г. для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие - памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове. Из записей в евангелии видно, что древний монастырь назывался «Пресвятой Богородицы Лавришевский монастырь». Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, была богатая библиотека.

Около 1505 г. татары, разорившие Новогрудок, приблизились к Лавришевскому монастырю. Господь явил чудо через Своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.

Примерно около 1530 г. монастырь был разорен, вероятнее всего татарами. Перед разорением монастыря, мощи и имущество монастыря были сокрыты в землю. До сего дня мощи святого не найдены, несмотря на многократные попытки их обретения. Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот.

Возрождение монастыря было предпринято около 1590 г., но уже на другом месте - в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области. Возрожденный монастырь в начале XVII в. насильно захватили униаты. С 1615 г. монастырь стал принадлежать Базилианскому ордену. В конце XVIII - первой трети XIX вв. при монастыре действовала униатская семинария, 20 студентов которой содержались за счет монастыря. По учреждении униатской семинарии в Жировичах в 1828 г., доходы Лавришевского монастыря были обращены на содержание Жировичской семинарии.

В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775 - 1780 гг. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.

В 1824 г. в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 г. монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин Слонимского уезда - ныне с. Деречин Зельвенского района Гроденской области. Монастырская церковь была обращена в приходскую.

Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX в. стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева.

Священномученик Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 г. совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную литургию и молебен. Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, говорил следующее: «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была лавра, служившая оплотом местному Православию. Это какой-то особенный благодатный уголок. Народ здесь и до сих пор живет чисто церковным укладом жизни. Это, несомненно, наследие влияния Лавришевского монастыря.

Враги католики понимали его громадное значение и старались уничтожить его совершенно, так что даже не осталось камня на камне - никаких следов его существования. Мало того, чтобы изгладить совершенно из памяти народной и само имя монастыря, католики придумали название для его развалин: «Незвище», и обыватели, как дрозды напетые, пошли называть за поляками это святое место «Незвищем». Теперь, благодаря графу Хребтовичу, устроен там небольшой деревянный храм. Место дивное! На берегу Немана возвышается конусообразная гора - это место Лавришевского монастыря, и теперь там стоит храм! Сердце мое радовалось, когда на освящение мною этого храма пришло видимо - невидимо народу. Сейчас там оставлен иеромонах и народ несметными толпами движется в обитель; наблюдаются трогательные картины народной веры. Я думаю, со временем там будет монастырь хотя и не богатый, но народом любимый».

Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 г.. Тщанием графа Хребтовича-Бутенева был построен братский корпус и дом для паломников.

Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В июле 1913 г. на подворье был назначен иеромонах Донат (в миру Иулиан Литвинко). Он родился в 1851 г., в возрасте 42 лет поступил в Пинский Богоявленский монастырь Минской епархии. В 1897 г. был рукоположен во иеромонаха. В 1903 - 1907 гг. был настоятелем Ляденского монастыря Минской епархии. В последующее время до 1913 г. подвизался в Свято-Духовом монастыре г. Минска. В августе 1913 г. на подворье прибыли два монаха из Рясняжского монастыря Харьковской епархии: монах Геронтий (в миру Георгий Белозубов) и монах Илиодор (в миру Иоанн Уколов). Монах Геронтий исполнял послушание регента, а монах Илиодор - псаломщика. В октябре 1913 г. на подворье прибыл послушник из Почаевской Лавры - Емельян Жигайло.

Но возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1914 г. началась Первая мировая война. Линия фронта стала приближаться к Лавришевскому монастырю. В 1915 г. в результате наступательных действий немецких войск храм сгорел, постройки - были разрушены, а братия вынуждена была навсегда покинуть подворье.

Известно, что послушник Емельян в мае 1915 г. переехал в Свято-Троицкий монастырь г. Вильно. Иеромонах Донат окончил свою жизнь в 1924 г. в с. Турец Кореличского района Гродненской области. Сохранился его могильный памятник высотой 1.7 метра, сделанный в виде ствола дерева с обрубленными ветвями и макушкой, на котором выгравирована назидательная надпись:

«Прохожий, ты идешь, но ляжешь как и я,

Присядь и отдохни на камне у меня.

Сорви былинку и вспомни о судьбе,

Я дома - ты в гостях, подумай о себе».

В годы Первой мировой войны близ обители погибли, защищая Отечество, русские солдаты и офицеры. Их тела были захоронены в братской могиле близ монастырской церкви. Могила их сохранилась до наших дней. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом. Какой-то благочестивый человек, чтобы не потерять место существования церкви, там, где был Престол храма, посадил куст сирени. Но все же слова священномученика Митрофана о возрождении Лавришевской обители можно считать пророческими. В 1993 г. было освящено место, где стоял монастырский храм, и установлен там памятный знак.

В апреле 1997 г., епископ Новогрудский и Лидский Гурий назначил клирика епархии священника Анатолия Янушко ответственным за восстановление монастырской церкви. После того, как был выкорчеван лес, срублен куст сирени и сделаны раскопки церковного фундамента были начаты работы по постройке нового кирпичного храма. По милости Божией работы продвигались быстро, и концу 1997 г. здание храма фактически было построено. В 1998 г. были произведены внутренние отделочные работы, и в начале ноября этого же года епископом Новогрудским и Лидским Гурием храм был освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, хозяйственные постройки. С 2001 г. при храме была зарегистрирована приходская община - приход храма преподобного Елисея Лавришевского с. Гнесичи Новогрудского района. Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 г. приход был преобразован в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. На сегодняшний день в обители насчитывается 12 насельников. В 2011 г. на территории монастыря были проведены археологические раскопки.

Кракоткинский Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь

Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь в д. Великая Кракотка берёт своё начало от прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы. В 1883 г. в д. Великая Кракотка на высоком холме местными крестьянами под руководством немецких мастеров из бутового камня был построен крестообразный храм. В ноябре 1884 г. он был освящен во имя св. преподобного Антония. После разграбления в годы 1-й мировой войны и ремонта храм был переосвящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1959 - 1961 гг. во время гонений на веру храм был закрыт и отдан под клуб. Церковное имущество было разграблено. К концу 1980-ых гг. от некогда красивейшей церкви остались полуразрушенные стены. В 1990 - 1991 гг. храм был восстановлен. И снова в его стенах зазвучало славословие Богу. В 2002 г. в соседствующем с храмом здании бывшей школы стала обустраиваться братия Свято-Успенской Жировичской обители. Возникли скит и пасека. 4 июля 2005 г. архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием был освящён домовой храм в честь преподобных Соловецких чудотворцев. 25 июля 2005 г. в обитель были доставлены частицы святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. 21 августа того же года с особой торжественностью братья, прихожане и многочисленные паломники впервые отпраздновали престольный праздник - Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Недалеко от обители в сосновом бору на берегу ручья Иорданка уже более сотни лет бьёт из песка целебный источник, освящённый в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь совершаются водоосвятные молебны, с особой торжественностью - в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля). Воду из этого источника берут не только местные жители, но и паломники, путешественники из ближнего и дальнего зарубежья.

В монастыре находятся великие святыни. Паломники могут поклониться частицам мощей святых Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев. Частицы их мощей были лично доставлены настоятелем из Соловецкого монастыря. В обители пребывает список чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница», доставленный с Афона.

Таким образом, история паломничества людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.


Заключение


Религия занимает важное место в жизни человека. Пребывание в храме оставляет в душах людей неизгладимое впечатление. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, погруженные в молитвы. Находясь в храме, человек чувствует себя рядом с Богом, ведь храм - это дом Царства Божьего. Все это создает впечатление ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, более доверчивый и открытый, чем окружающая действительность.

Цель религии состоит в том, чтобы научить человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, не наносить обиду ближнему своему, помочь ему перенестись из мира жестокой реальности в мир добра и красоты религиозных обителей. Надо признаться, что в настоящее время в наш прогрессивный, суматошный век с его компьютерными технологиями религия все же стала отодвигаться на второй план, особенно в нашей стране. Да, конечно, ещё остались люди которым интересны вероучения, христианские храмы; люди, которые совершают поломничество к святым местам и люди которые бывают на экскурсиях религиозной тематике. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Экскурсии в храмы стали популярными как для прихожан различных приходов, так и для граждан, никогда ранее не посещавших церковь или костёл. Экскурсия даёт возможность людям, познакомиться с вероучениями людей, исповедующих другую религию. Они смогут увидеть храмы и познакомиться с особенностями проведения богослужения. Такие экскурсии нужны в экскурсионной тематике, для большего расширения кругозора людей.


Список использованных источников


Бабкин А.В. Специальные виды туризма - с. 4-6;

Козлова В.А., Артемова Е.Н. Учебное пособие. - Орёл: ОрёлГТУ, 2005г.;

Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005г.;

Народы, культуры, и соц. Процессы на пограничье: международная научно - практическая конференция (Гродно 22-23 февраля 2010г.) (Министерство образования РБ, УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» - Гродно, 2010г. - с. 166-171;

Национальная программа развития туризма на 2005 - 2010гг.;

Региональная экономическая политика: материалы международной научно - практической конференции: в 2 ч. - ч. 2 - Гродно,2007г. - с. 105-110;

Религиозные традиции мира. В 2-х томах. Том 1/перевод с английского - М.: КРОН - ПРЕСС, 1996г. - с. 576;

Сенин В.С. Организация международного туризма. Учебник. - М.6 Финансы и статистика, 2003г.

Христов Г.Г. Религиозный туризм. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005г. - с. 35 - 40;

Верниковская О. Белорусский туризм: тенденции и перспективы / Оксана Верниковская // Директор. - 2009. - № 10. - с. 68 - 70;

Кухаревич, Е. И. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь / Е. И. Кухаревич. - Минск, 2011. - с. 172;


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рисунок 1 - Храм во имя преподобного Елисея Лавришевского


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Рисунок 2 - Икона преподобного Елисея, основателя обители


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Рисунок 3 - Церковь рождества Пресвятой Богородицы Зосимо-Саввтиевского монастыря


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Рисунок 4 - Икона «Скоропослушница в храме монастыря


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

mob_info