Иверской божьей матери на всполье. Храм иверской иконы на ордынке

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.

Патриаршее подворье
Приписана к храму Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря

Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а.
Телефон/факс храма Богоявления Господня: (495) 698–37–71.
Сайт: www.bgkg.ru .
Электронная почта: [email protected] .

Проезд от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Богослужения

Ежедневно с 8.00 до 20.00 совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Иверская». Служит поочередно все московское духовенство.

Престольные праздники

Празднование Иверской иконы Божией Матери — 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы.

История




Часовня у стен Воскресенских ворот, разделяющих Красную и Манежную площади, построена в честь чудотворной иконы Иверской Божьей матери – списка с иконы Иверской Богоматери Вратарницы, хранящейся в монастыре на Святой Горе Афон в Греции. Эта икона была доставлена в Россию в 1614 г. и находилась сначала в Валдайском Иверском монастыре. В 1669 г. ее перевезли в Москву. До 1782 г. она оставалась в Никольском греческом монастыре, рядом с Кремлем, а затем по окончании строительства часовни, заняла приготовленное ей место.
В 1801 г. купол часовни увенчала фигура ангела с крестом. После 1917 г. представители новой власти изъяли из часовни все украшения и церковную утварь, содержащие золото и серебро, а само здание было передано в ведение обновленческой церкви. В 1929 г. и она была закрыта, а в 1931 г., вместе с Воскресенскими воротами разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники на Красную площадь во время проведения парадов.
Икона Иверской Богоматери была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова.
В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина.
А в октябре 1995 года в Москву из Иверского монастыря на горе Афон была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы.
25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.



Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери в Очаково-Матвееском

АДРЕС: Мичуринский проспект, д. 68

НАСТОЯТЕЛЬ: иерей Валерий БАРАНОВ

Инвестор и подрядчик: ООО ПСФ "Крост"

Официальный сайт храма: iverskoye-podvorie.ru

10 апреля 2016 года , в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего подворья в Очаково-Матвеевском г. Москвы - храма Иверской иконы Божией Матери при Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме.

Верхний престол храма освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, нижний - во имя великомученика Георгия Победоносца.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

31 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма Иверской иконы Божией Матери в московском районе Очаково-Матвеевское (Мичуринский проспект, 70).

Храм построен по инициативе руководства и слушателей Академии ФСБ России. Посвящение храма связано с тем, что на протяжении веков к молитвам перед Иверской иконой Божией Матери прибегали во всех опасностях, войнах и бедах, грозивших Русской земле. С 1669 года Иверский образ, именуемый также «Вратарницей», был установлен у врат Московского Кремля.

Храм столпообразный, шатровый, пятиглавый, во внешнем убранстве стилистически воспроизводит характерные приемы московской архитектуры XV-XVI веков. Несущие стены возведены из кирпича. Стены храма окрашены в белый цвет, а пять глав покрыты золотом.

Вмещает 800-1000 прихожан, площадь - 1280 кв. м, высота - 57 м.

Имеет два придела, верхний в честь Иверской иконы Божией Матери, нижний в честь вмч. Георгия Победоносца. В звоннице храма - 13 колоколов, самый большой из которых весит три тонны. Художественное убранство храма разработано и выполнено известными специалистами из Российской академии художеств, которые работали над воссозданием Храма Христа Спасителя и Кронштадтского Морского собора.

В верхнем храме находится список Иверской иконы Божией Матери, созданный иконописцами монастыря Иверон на Святой Горе Афон. Иконы для иконостаса нижнего храма в честь вмч. Георгия Победоносца написаны монахами в скиту «Белозерка» на Афоне.

При храме возведен приходской дом, в котором разместилась воскресная школа, хозяйственные и служебные постройки, трапезная.

При храме Иверской иконы Божией Матери на Мичуринском проспекте образовано молодежное движение. Главная цель – помощь нуждающимся, служение ближним, объединение и воспитание подрастающего поколения в духе православия и патриотизма.

Последние новости прихода:

На приходе Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском продолжается цикл культурных событий

Шаги навстречу

Народный парк с детской площадкой создается при храме Иверской иконы Божией Матери на Мичуринском проспекте

При Иверской церкви в Очаково-Матвеевском открылась выставка, посвященная храмам нашей Программы

Единство приходов

Руководство Академии Федеральной службы безопасности передало в дар Иверской церкви на Мичуринском храмовую икону




Храм при Академии ФСБ отметил свой первый престольный праздник




О ХРАМЕ

Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы возведен на территории Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Воспитанники Академии смогут получить духовно-нравственное воспитание в лучших традициях нашего великого государства.

Участок находится на юго-западе Москвы, на пересечении Мичуринского проспекта и ул. Лобачевского, на территории парковой зоны, образованной на месте засыпанного склона и долины реки Очаковка. Участок вплотную примыкает к территории Академии ФСБ России.

Площадь участка - 0,61 га, площадь застройки - 953 кв.м, площадь благоустроуства территории - 0, 273 га. Общая площадь храма - 1280 кв.м: подземная часть - 522 кв.м, надземная - 758 кв.м. Высота - 57 м.

Общая площадь приходского дома - 588 кв.м.

На территории комплекса предусмотрена площадка перед входом в храм, а в границах отведенного участка за оградой - стоянка автомашин. Лицам с ограниченными способностями обеспечен доступ во все помещения.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иверская икона Божьей Матери прославилась множеством чудес и исцелений. На протяжении десяти столетий к ней шли нескончаемым потоком паломники, чтобы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Где бы она ни находилась – на Афоне, в России или Канаде – везде от нее исходила обильная благодать, дарующая исцеление и утешение всем приходящим.

Заложники «Норд-Оста», захваченные террористами 10 лет назад во время спектакля в Театральном центре на Дубровке, были освобождены по молитвам Церкви именно на праздник Иверской Иконы Божией Матери.

История образа

Как повествует предание, во дни Своей земной жизни Божия Матерь по неизреченной любви к людям благословила святого апостола и евангелиста Луку написать Ее изображение. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила еще в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Ее Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали Ее последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». (Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую).

Первое после этого известие об образе относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу императоров-еретиков уничтожались и предавались поруганию иконы и мощи святых, закрывались церкви и монастыри.

В Никее одна благочестивая вдова по имени Феодора хранила у себя драгоценное изображение Богоматери. Когда к женщине ворвались воины, чтобы отнять образ, то один из них ударил святыню копьем. Тотчас из лика Пречистой потекла кровь. Воины были поражены и в страхе бежали, а благочестивая вдова пошла к морю и, помолившись, пустила икону по волнам.

Через два века насельники Иверского монастыря на Афоне увидели на море огненный столп. Он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Братия усердно помолились и просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу Грузину, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и по-детски простым нравом, и повелела ему лично взять Свою икону.

Наутро старец, укрепляемый благословением Богородицы, безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудесную святыню. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм. Однако на другой день образ обнаружили над монастырскими воротами. Его отнесли на прежнее место в главный храм, но и на следующий день он вновь оказался над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. До тех пор, пока вы будете видеть Мой лик на вратах обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Тогда иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает и по сей день. В Греции ее называют также Портаитисса, что значит Вратарница.

В истории Иверского монастыря известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления больных, избавления монастыря от врагов. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря, и неприятельские корабли затонули. В живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иверский образ в России

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Никон, будущий патриарх, обратился к настоятелю Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. 13 октября 1648 года икону встречал в Москве царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и толпы православного народа. Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.

Другой список по повелению патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список. В 1669 году его установили в часовне у Воскресенких ворот, выходящих на Тверскую - главную улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Заступницей москвичей.

Все гости города, прибывая в столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской. Икону возили по домам, служили перед ней молебны.

После революции Иверскую часовню уничтожили, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

Монреальский список Иверской иконы

В Монреале список Иверской иконы оказался в 1982 году. Его привез с Афона Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, принявший православие. Однажды ночью икона обильно замироточила. Миро истекало из рук Богоматери и Христа, а также из звезды, находящейся на правом плече Пречистой Девы.

Мироточивая икона была отнесена в храм, и от нее совершилось множество чудес. Был исцелен парализованный молодой человек, и выздоровела женщина, болевшая тяжелой формой воспаления легких. В другой раз Богородица спасла девочку, страдавшую тяжелой формой лейкоза, и бедную женщину, которая, узнав о смерти своего сына, хотела лишить себя жизни: тронутая до глубины души видом чудотворной иконы, несчастная раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась.

Образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе. И везде эта икона излучала умиротворение и любовь. Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а чудотворная Иверская икона бесследно пропала.

Восстановление Иверской часовни в Москве

4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение закладного камня Иверской часовни. В сентябре 1995 года Предстоятель Русской Церкви обратился к настоятелю афонского Иверского монастыря архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с иконы «общей нашей Заступницы - Богоматери Вратарницы».

25 октября 1995 года список прибыл в Москву. На следующий день, 26 октября, крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор, где Святейший Патриарх отслужил Божественную литургию. Около часа дня святыню пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе нашей Заступницы и Хранительницы не только в настоящей, но и в будущей жизни.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Фото: Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке

Фото и описание

Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке возведена в период с 1993 года по 1995 год. Часовня освящена 26 октября 1995 года в честь Иверской иконы Божией Матери.

Церковь-часовня состоит при средней общеобразовательной школе с этнокультурной грузинской составляющей. В здании школы ранее (в 1988 году) был открыт детский сад для грузинских детей, а позже открыта школа.

Церковь-часовня Иверской иконы Божией Матери представляет собой небольшое здание восьмиугольной формы. Здание башнеобразное без выделенной апсиды. С западной стороны здания находится притвор. Восьмискатная крыша здания увенчана крестом.

Интересна история иконы Божией Матери «Иверская» «Вратница». В 9 веке близ города Никеи (ныне территория Турции) в доме благочестивой вдовы находилась икона Божией Матери. Это были времена иконоборства. Когда икону нашли воины, целью которых было находить и уничтожать иконы Богородицы, вдова упросила за вознаграждение оставить ей икону до утра. Воины согласились, но, уходя, один воин ударил копьем в лик Богородице. Мгновенно из пронзенной иконы потекла кровь. Испугавшись, воины ушли. Вдова отнесла икону к морю и опустила в воду, желая спасти икону. Икона не легла на воду, а стоя двинулась по морю.

Через два века икона была обретена монахами Иверской обители в Афоне. Ее поместили в храм, но утром нашли над воротами. Так повторялось несколько раз. И вот Пресвятая Богородица явилась преподобному Гавриилу и сказала, что не хочет быть хранимой иноками, а желает сама быть Хранительницей. Иноки возвели надвратную церковь. В ней чудотворная икона находится поныне. «Иверской» икона названа по имени обители, а по месту нахождения – «Вратницей».

О чудотворной иконе хорошо знали в России. В царствование Алексея Михайловича в Иверском Афонском монастыре был заказан список иконы. Доску для иконы изготовили из кипарисного дерева. После Божественной литургии смешали святую воду и частички святых мощей. Иконописец смешал их с красками и написал икону Божией Матери. В октябре месяце 1648 года икону привезли в Москву. Ее торжественно встречал царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и множество людей. С тех пор это одна из самых чтимых православных икон.

ЦЕРКОВЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Храм расположен вдоль маленького Иверского переулка между Малой и Большой Ордынками. Раньше на месте Иверского храма находилась деревянная церковь Георгия Великомученика, что на Всполье. Церковь стояла за полем, на самой южной окраине города. В книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» сообщается: «Церковь Святого Великомученика Георгия известна с 1625 года; в 1673 году гостем Семеном Потаповым построена вместо деревянной каменная церковь; приделы Иоанна Воина и Иверской Божией Матери, по коей и ныне слывет эта церковь».

Другие названия храма – «на Болвановке», «в Солодовниках», «на Ордынке», «у Серпуховских Ворот», «на Яру». Богатый купец Семен Потапов на свои средства построил еще и церковь Михаила Архангела, что в Овчинниках. Раньше в храме Иверской иконы Божией Матери был цинковый крест, словно исторический документ подтверждавший дату постройки и имя благодетеля. Церкви принадлежал большой участок земли с погостом и постройками церковного причта между Большой и Малой Ордынками, Иверским переулком и не дошедшим до наших дней тупиком с северной стороны храма. Первая каменная церковь состояла из трапезной, колокольни и четверика с трехчастной апсидой, который венчало пятиглавие.

В 1722 году был построен придел Иоанна Воина. Традиционно приход церкви составляли богатые дворянские семьи, купеческих семей было значительно меньше. К концу XVIII века зданию потребовалась перестройка. Вот что можно прочитать в книге издательства «Православная Таганка», посвященной Иверской церкви: «1788 года, июня, означенной церкви священник Василий Никитин с приходскими людьми, Церковь Иверской иконы Божией Матери поданным митрополиту Платону прошением просили разрешения «на настоящей св. вмч. Георгия церкви по малому ея пространству из 5 глав сделать одну с возможною великолепностию, а придел во имя вмч. Иоанна Воина за теснотою его и трапезы, требующих распространения, перестроить… и устроить в трапезе другой придел – во имя Пресвятой Богородицы Иверския».

Вскоре началось строительство нового каменного храма, а старую церковь пришлось разобрать. Средства на постройку выделил капитан И.И. Савинов, который жил напротив церкви. В 1802 году храм был выстроен. Он представлял собой ротонду с объемной трапезной и высокой колокольней. Вдоль Большой Ордынки и Иверского переулка возвели кирпичный забор с железной оградой и двумя воротами. Церковь освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, а бывший ее придел переименовали в Георгиевский. Точно неизвестно, кто являлся архитектором Иверского храма, но иногда называется имя И.В. Еготова – ученика В.И. Баженова. Храм приобрел округлые очертания – признак зрелого русского классицизма: двухъярусную ротонду с апсидой со скругленными концами и цилиндрический барабан, завершенный одноглавием. Западный вход украсил портик ионического ордера, увенчанный фронтоном.

В новый храм был перенесен список со знаменитой иконы Иверской Божией Матери из часовни у Воскресенских ворот. Этот образ Богородицы исстари считался Матушкой-Заступницей Москвы. Оригинал иконы, которую, согласно легенде, написал апостол Лука, хранится на Афоне. В 1648 году по просьбе патриарха Никона был сделан список с чудотворной иконы, ничем не отличающийся от оригинала («новая аки старая», как говорили раньше). Встречать афонских монахов, которые привезли икону в Москву, пришел царь с семьей, патриарх, бояре и всякий люд православный . На месте встречи, у Воскресенских ворот, была установлена Иверская часовня.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Всякий, кто прибывал в столицу, – будь то царь или простой человек – первым делом шел поклониться Иверской иконе. Бронзовый знак нулевого километра Москвы до сих пор расположен прямо напротив Иверской часовни, которая с раннего утра и до поздней ночи переполнена молящимися.

В 1792 году с Иверской иконы был сделан список. Когда икону выносили из часовни для крестных ходов, торжественных поклонений или молебнов в домах, вместо нее выставлялся этот список. В 1802 году он обрел пристанище в заново выстроенной церкви Иверской иконы Божией Матери. После пожара 1812 года деревянных построек не осталось, кроме того, французами была разграблена и сама Иверская церковь. Первое обновление после пожара произошло в 1842 году, а второе – по случаю столетнего юбилея написания храмовой иконы Иверской Божией Матери – в 1892 году.

В 1898 – 1900 годах на средства семьи московских купцов Лебедевых в храме поновили и позолотили иконостас и сделали новую роспись. В начале XX века на территории церковного двора располагались дома священнослужителей и причта, каменная богадельня, прачечная, несколько деревянных строений и сад. Когда великая княгиня Елизавета Федоровна купила усадьбу на Большой Ордынке для строительства там Марфо-Мариинской обители, она часто приходила в Иверскую церковь на богослужения. Существует легенда, что в 1918 году в один из дней Пасхальной недели Елизавету Федоровну арестовали именно здесь во время крестного хода. А теперь в храме хранится икона с частицами мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары, которую церкви подарили монахи иерусалимского монастыря Марии Магдалины, где находятся мощи Елизаветы Федоровны.

В 1929 году церковь Иверской иконы Божией Матери была закрыта. Иверскую икону перенесли в храм Николы в Кузнецах. В разное время в церкви помещались клубы 2-го авторемонтного завода и кондитерской фабрики «Марат», кинотеатр, а с 1989 года – галерея современного искусства «Арт-модерн». К нашему времени на участке, принадлежащем церкви, не осталось никаких построек, кроме двухэтажной богадельни, которая теперь причислена к историческим зданиям. В храме была сломана колокольня до нижнего яруса, снесена глава с крестом, разрушена ограда, пробиты дополнительные окна, утеряна настенная живопись и фрески братьев Белоусовых, расписывавших Грановитую палату Московского Кремля. В храме не осталось ни одного иконостаса, а многие иконы были сожжены. Иверская церковь подверглась настоящему разграблению: из нее было вывезено около тонны серебра (риз, окладов икон, богослужебной утвари).

В 1993 году храм и его историческая территория были возвращены Русской православной церкви. В 1994 году начались церковные службы. К счастью, теперь храм полностью восстановлен, надстроены верхние ярусы колокольни, воссоздана глава, произведена реставрация росписей внутри церкви. Некоторые из отреставрированных масляных росписей датируются XVIII – XIX веками. Церкви возвращен облик 1792 – 1802 годов. Помимо храмовой чудотворной иконы Иверской Божией Матери, особо чтимыми образами в Иверской церкви считаются икона Божией Матери Неупиваемая Чаша, икона целителя Пантелеимона и икона святого великомученика Георгия Победоносца. Одной из святынь храма является мощевик с частицами мощей киево-печерских и оптинских святых.

Сегодня Иверская церковь занимает особое место в архитектуре Замоскворечья, прекрасно вписываясь в классицистический ансамбль зданий, находящихся возле церкви. Объемы разных частей как будто сливаются друг с другом: ротонда с трапезной, трапезная с колокольней. Только верхний цилиндрический ярус колокольни, украшенный пилястрами, своим блестящим шпилем устремлен вверх. Гармоничность облика церкви достигается за счет едва заметных деталей, например единства форм и пропорций арок боковых порталов и окон ротонды. Стены храма украшены белокаменными тягами и карнизами, подчеркивающими объемы сооружения. Внутреннее пространство церкви, впечатляющее своей обширностью, – результат объединения трапезной и приделов арками. Трапезная и боковые притворы с арочными порталами утяжеляют нижний ярус ротонды. Храму немного недостает легкости и пластичности, но, наверное, он изначально и не был на это рассчитан. Церковь Иверской иконы Божией Матери не обладает такими выдающимися индивидуальными особенностями, как, например, Скорбященская церковь или церковь Николы в Пыжах, но ее можно назвать ярким примером русского классицизма.

Из книги В поисках морального абсолюта: сравнительный анализ этических систем автора Латцер Ирвин У

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Глава 30. Об прошении помощи Божией и вере в возвращение благодати Его Сын Мой, Я - Господь, дающий силы на день скорби. Приди ко Мне во время скорби своей. Оттого медлит так небесное утешение, что ты слишком поздно обращаешься к молитве: и прежде чем станешь усердно просить

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Глава 2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве На благость Твою, Господи, и на великое Твое милосердие уповая, я приступаю недужный к Целителю, голодный и жаждущий к Источнику жизни, безродный к Царю Небесному, раб к Господу, создание к Создателю,

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Цыпочки – иконы стиля Июньским вечером 1998 года они вторглись в нашу жизнь. Четыре незамужние сексапильные молодые женщины, эмансипированные, раскованные, с большим чувством юмора. Им было по тридцать, и они не побоялись сказать, что любят секс, хотя и не скрывали своего

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

ПО ПУТИ К ХРАМУ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ На месте дома № 18 когда-то была усадьба Семена Ивановича Ягодкина. Во многих путеводителях указано, что она принадлежала надворному советнику Ягодкину в 1837 году. Но согласно архивному документу, представитель

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Большая Ордынка, № 20) Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не

Из книги автора

Изображение Божией Матери Николай Надеждин

Из книги автора

Для каких целей Св. Церковь ввела в употребление св. иконы? Св. Церковь призвала в свою область живописное художество с тем, чтобы возвысить его до тех высоких идей, которые едва доступны уму человеческому, чтобы сообщить живописи направление, достойное всех усилий

mob_info