Рождество иоанна предтечи как отмечают. Особенности праздничного богослужения

Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, усекновение его главы - 11 сентября, первое и второе обретение реликвии - 24 февраля, а ее третье обретение - 25 мая. Каждый вторник молитвы о нем возносятся перед Богом.

История праздника

В Евангелии от Луки повествуется о том, как праведные супруги, престарелые Захария и Елисавета стали родителями долгожданного младенца. Много лет они просили Господа о таком счастье. И молитва их была услышана. Этому счастливому дню предшествовали удивительные события.

Захария, будучи священником, однажды вошел в Храм Господень для совершения каждения. Он молился о прощении и утешении всего иудейского народа. По правую руку от жертвенника он увидел Ангела Господня. Испугался и смутился праведный Захария. Ангел же возвестил о том, что их молитва услышана, и что его жена родит сына в назначенный срок. Наречен он будет Иоанном и приготовит многие племена к спасению.

Священник усомнился в словах Ангела. Он потребовал подтверждения пророчества. За это Заахария и был наказан немотой. Выйдя из храма, он не смог обрадовать жену услышанной новостью. Заговорил он только в день, когда нужно было нарекать новорожденного сына. Счастливый отец вознес хвалу Богу и назвал первенца Иоанном.

© Sputnik / Юрий Абрамочкин

Почитание Рождества Иоанна Предтечи

Лишь три христианских праздника, утвержденных в честь рождения прославляемого лица, названы Рождеством. Речь идет о появлении на свет Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Уже наличие этого факта подчеркивает особый статус Крестителя среди почитаемых святых. Каноны праздника в честь рождения святого мученика были написаны Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным. Его стихиры писались выдающимися гимнографами.

Рождество Иоанна Предтечи неизменно празднуется в Петров пост. Дата праздника была вычислена по свидетельству Евангелия от Луки о том, что Иоанн Креститель рожден за полгода до рождения Спасителя. Поскольку к зимнему солнцестоянию приурочено Рождество Христово, появление на свет Крестителя стало отмечаться в день летнего.

Поскольку православная церковь в России использует юлианский календарь, было потеряно астрономическое соответствие праздника. По григорианскому календарю Рождество Предтечи отмечают в июне, а по юлианскому - 7 июля. В честь этого события в Москве был возведен храм Рождества Иоанна Предтечи.

© Sputnik / Павел Балабанов

Репродукция иконы "Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча" (Деисус) работы неизвестного мастера конца 12-го века. Государственная Третьяковская галерея.

За что почитают Иоанна Предтечу?

Будучи ровесником Христа, Иоанн был свидетелем всех событий, которые последовали вслед за рождением Богомладенца. Чудом он избежал смерти по приказу неистового Ирода, когда тот решил истребить всех младенцев, чтобы предотвратить восхождение Христа на трон.

Оставшись сиротой, Иоанн не умер с голоду. По милости Божией он был укрыт в лоне природы вдали от человеческих глаз. Хранимый Всевышним, мальчик рос в окружении животных, которые заботились о нем. Дух Святой вел его и укреплял в молитве. Иоанн рос, не видя людей и их хитростей, грехов и слабостей. По мнению древних христианских толкователей, он принес Богу редчайший в Ветхом Завете обет девства. Его уста были помазаны великой силой обличения.

Войдя в возраст, он стал уличать грехи фарисеев и саддукеев. Корысть и гордыня, властолюбие и стяжательство - вот пороки, которые вскрывал Иоанн. Народ, понимая праведность его слов, почитал справедливого пророка и наставителя.

Когда пробил час, десять городов, стоящих на Иордане, услышали мощный призыв Иоанна. Простые люди тотчас же оставили свои дела и отправились к берегам Священной реки. Там он исповедовал каждого и заводил людей в струи воды. Осознав содеянное, мытари и блудницы присягали Иоанну в верности. Они примыкали к рядам его учеников и верных последователей. Все они ожидали пришествия Иисуса, который по воле Отца Небесного шел к берегу Иордана, чтобы спасти людей.

© Sputnik / Илья Питалев

Выставка "Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков"

В назначенный час Креститель указал людям на Христа и сказал: "Вот Агнец, который возьмет грехи всего мира на себя". Спаситель был крещен Иоанном. Он оставил завет верности Господу и любви к его сыну. Всю свою жизнь Иоанн Предтеча посвятил служению Богу. После смерти Креститель был назван Церковью мучеником, первым по благодати.

Смерть Предтечи была страшной. Он указал Ироду на то, что тот нарушил седьмую заповедь закона Моисея, взяв в жены Иродиаду, жену собственного брата Филиппа. Ирод не посмел сразу казнить пророка, побоявшись народного гнева, а бросил его в темницу. Позже он приказал казнить Иоанна по просьбе дочери Иродиады. Иоанн Креститель был обезглавлен в тюремной камере. Его голову слуги принесли на блюде к ногам неверной женщины. Тело мученика было погребено учениками Предтечи. Глава Крестителя была выкрадена благочестивой служанкой Иродиады. Позже эта реликвия была утеряна и обреталась трижды.

Рождество Иоанна Крестителя - один из великих христианских праздников. В этот день Церковь вспоминает появление на свет Пророка и Крестителя Божия, который по божественному замыслу должен был прийти прежде Мессии и приготовить Ему путь - вспахать землю, в которую упадет доброе семя.

Если Рождество Пресвятой Богородицы именуют началом евангельской истории, то Рождество Иоанна Крестителя можно назвать началом христианской миссии. Ведь Предтеча еще до апостолов проповедует о Христе как о Спасителе человечества, Агнце, Который возьмет на себя грехи мира. Он первым несет благую весть о возможности исцеления и преображения души через принятие крещения.

Предтечей Христа святой Иоанн становится не только в проповеди. Чудо зачатия Иоанна бесплодной пожилой женщиной предваряет чудо непорочного зачатия Девой от Святого Духа. Жизнь в пустыне предшествует 40-дневному посту (также в пустыне) Иисуса Христа. Иоанн раньше выходит на проповедь, и крещение в водах реки Иордан подготавливает народ иудейский к крещению Духом Святым. Мученическую смерть святой принимает от Иродова меча прежде, чем на смерть на Кресте во искупление человеческих грехов отправится Спаситель. Во всем Предтеча идет впереди Господа, становясь его провозвестником.

История праздника

История рождения Иоанна Крестителя подробно описана лишь в одном из Евангелий - от Луки. Евангелист сообщает о том, что священник Захария и его благочестивая жена Елисавета, уже войдя в преклонные лета, оставались бездетными. В то время бездетность считалась у иудеев дурным знаком, великим несчастьем и вызывало порицание общины. Супруги долго молились Богу о даровании ребенка, и, наконец, их молитва была услышана. Однажды, когда Захария молился в храме об оставлении грехов израильскому народу, перед ним чудным образом явился Божий посланник Архангел Гавриил и возвестил священнику, что его супруга Елисавета зачнет и родит младенца, которого назовут Иоанном. Их сына ожидает великая миссия - приготовить народ израильский ко встрече с Господом.

Захария был поражен этим явлением, однако выразил сомнение в возможности такого чуда, ведь он был уже стар и до сих пор оставался бездетным… Но едва священник произнес эти слова, как уста его словно запечатались - он вмиг лишился речи и слуха. В этом событии можно увидеть тройственный смысл. Это произошло, во-первых, в назидание Захарии, не поверившему слову Ангела; во-вторых, для того чтобы по прошествии времени была явлена Сила Божия; и в-третьих, как знак, что Божии замыслы остаются сокровенны до тех пор, пока не исполнятся. Кроме того, неверие Захарии противопоставлено ответу Божией Матери, полному абсолютного доверия: да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1: 38).

Пророчество Архангела Гавриила немедленно сбылось: Елисавета зачала и в течение пяти месяцев сохраняла свою беременность в тайне, радуясь и боясь одновременно. В это время ее посетила Дева Мария, бывшая ее родственницей. Она уже также носила под сердцем ребенка. Эта встреча двух матерей сопровождалась дивными знамениями (почувствовав приближение Богородицы, младенец Иоанн взыграл во чреве своей матери) и провидческими словами: и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1: 43).

На восьмой день после рождения Иоанна в доме Захарии и Елисаветы собрались родственники, радуясь вместе с ними. Пришли также и священнослужители, чтобы совершить обряд обрезания, установленный Моисеем. В этот день новорожденному давали имя. Младенца хотели назвать в честь отца, и когда Елисавета назвала имя Иоанн, все удивились, ведь никто из их рода ранее не носил этого имени. Тогда обратились к самому Захарии, и тот начертал палочкой на вощеной доске: Иоанн имя ему (Лк. 1: 63). В это же мгновение к нему вернулась способность говорить, и он прославил Бога.

Все описанные события происходили в горном городе Хевроне. Люди, слышавшие о них, говорили между собой: «И кем же будет этот младенец?» Эти слухи дошли и до Ирода, царствовавшего в то время в Иудее, и также весьма его удивили.

После рождения на свет Иисуса Христа волхвы сообщили Ироду, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. Эта весть страшно испугала и разгневала царя. В ответ он отдает один из самых страшных приказов в истории иудейского народа: истребить всех младенцев до двух лет. Плач, стоявший в Вифлееме, достиг и Хеврона. Елизавета, не медля ни минуты, скрылась вместе с сыном в горах пустыни. Существует предание, что по молитве матери гора расступилась и скрыла их в своей утробе.

Не найдя младенца Иоанна в городе, слуги Ирода пришли к Захарии и стали требовать открыть, где Елисавета спрятала своего сына. Захария ответил, что не знает, и за это был убит воинами Ирода - прямо между жертвенником и храмом, о чем позже вспомнит Иисус Христос во время обличительной речи против фарисеев.

Спустя 40 дней после убийства Захарии преставилась и его супруга. Иоанн же жил в пустыне, где Ангел питал его и хранил великого пророка для будущего служения.

Особенности праздничного богослужения

Праздник Рождества Предтечи не относится к числу двунадесятых, однако имеет литургический статус великого. Он всегда приходится на период Петрова поста. Праздничная литургия предваряется совершением всенощного бдения. В VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным был написан канон праздника. Позже другой канон составил святитель Андрей Критский.

День празднования изначально устанавливался исходя из того, что между рождением Иисуса Христа и Иоанна Предтечи прошло 6 месяцев. Дата Рождества Предтечи оказалась близкой ко дню летнего солнцестояния (в то время как день Рождества Христова связан с зимним солнцестоянием). Символическое соответствие оказалось удивительно красивым: после Рождества Христова солнечный день начинает расти, после Рождества Крестителя - сокращаться: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3: 30).

Молитвы Иоанну Крестителю

Тропарь Рождеству Иоанну Предтече, глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи, глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва Рождеству Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших. Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́ших николи́же поболе́хом и о Ца́рствии Небе́снем не попеко́хомся: но не пре́зри на́с, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, бо́лий рожде́нных все́х, по́стником и пусты́нником наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в. Тя мо́лим, к тебе́ прибега́ем: не отри́ни на́с, прося́щих твоего́ заступле́ния, обнови́ ду́ши на́ша покая́нием, е́же е́сть второ́е креще́ние: твои́м хода́тайством пре́д Го́сподем испроси́ на́м очище́ние грехо́в. Уста́ недосто́йная вопию́т к тебе́, и душа́ смире́нная мо́лится, се́рдце сокруше́нное из глубины́ воздыха́ет: простри́ пречи́стую твою́ десни́цу и защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых. Ей, Го́споди Иису́се Христе́! Моли́твами свята́го Иоа́нна Крести́теля Твоего́, изря́днее же Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, Влады́чицы на́шея Богоро́дицы, спаси́ на́с, гре́шных рабо́в Твои́х, ка́ющихся о гресе́х. Ты́ бо еси́ Бо́г ка́ющихся, и на Тя́, Спаси́теля, возлага́ем наде́жду, сла́вяще Пресвято́е и́мя Твое́, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иван Купала - один из самых весёлых и шумных народных праздников, отмечаемых летом. Массовые обливания водой и купания, гулянья и хороводы, поиски в лесу цветущего папоротника и ловля русалок - каких только традиций на Ивана Купала нет. Однако верующие отмечают 7 июля праздник православный - Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Как могут уживаться языческий и православный праздники? Оказывается, всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Рождество Иоанна Предтечи: история праздника

Ровно за полгода до рождения Иисуса Христа, 7 июля, родился тот, кто крестил самого Мессию, - Иоанн Креститель. Его удивительному рождению и посвящён этот православный праздник, именуемый как Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Чем удивительно и необычно это событие? Какова история Рождества Иоанна Предтечи, этого необычного праздника?

Иоанну было суждено родиться у престарелой пары, которая, по всем человеческим суждениям, не могла родить ребёнка чисто с физиологической точки зрения. Его отец, Захария, был священником уже в преклонных годах, когда однажды в храме ему явился сам архангел Гавриил. Когда Захарий услышал от ангела, что вскоре станет отцом чудесного младенца, он просто не поверил Гавриилу, за что был наказан немотой.

Елисавета, жена Захария, действительно, зачала ребёнка. Услышав об этом, её пришла навестить родственница Елисаветы - Дева Мария, которой вскоре предстояло родить Иисуса. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, младенец в утробе заволновался, предвосхищая этим самым скорое рождение Христа. Так что Предтеча и Христос были родственниками.

Когда произошло чудесное рождение младенца, Захарий дал ему имя Иоанн. Так как имя было необычным для его рода, а сам Захарий продолжал оставаться немым, родственники попросили его подтвердить данное ребёнку имя письменно. Как только престарелый священник это сделал, Господь вернул ему дар речи.

Такова история праздника Иоанна Предтечи, отмечаемого всеми православными ежегодно 7 июля. Давай попробуем выяснить, при чём же здесь тогда Иван Купала, празднуемый в этот же день?

Как связан с Иоанном Крестителем Иван Купала?

Как могло получиться, что языческий праздник Ивана Купалы совпал с таким значимым православным событием - Рождеством Иоанна Предтечи? Всё происходило постепенно.

До принятия Русью православия язычники широко праздновали День Солнцеворота, когда день начинает идти на убыль. Когда было принято христианство, народ трудно отвыкал от любимых языческих обрядовых праздников. А тут как раз так совпало, что в православии День Рождества Иоанна Крестителя был максимально близок к Дню Солнцеворота.

Тут же Иоанну Предтечи народ дал своё, более простое именование - Иван Купала, в связи с тем, что Иоанн (Иван) купал Христа при крещении. Получается, что название «Иван Купала» - это славянский народный вариант имени «Иоанн Креститель». Поэтому День Ивана Купалы совпадает с этим православным праздником. И оба они необычайно богаты на традиции и обычаи, уходящие своими корнями вглубь дохристианских времён. А вот Русская Православная Церковь отвергает это языческое название и не признаёт той обрядовости, которая дошла до нас в празднование Ивана Купалы. Считается, что все эти гулянья носят бесовской характер.

Рождество Предтечи и Иван Купала: традиции и обычаи праздника

На сегодняшний день празднование Ивана Купала широко отмечается народом по всей России. Кто-то 7 июля идёт в храм на службу, а кто-то - выходит на массовые гулянья. Каковы традиции и обычаи Ивана Купалы?

В ночь на Ивана Купалу

Народные приметы на Ивана Купалу

Конечно, такой народный праздник, как Иван Купала, богат народными приметами и поверьями. Считается, что при восходе 7 июля начинает играть солнце, но увидеть эту игру дано только праведному и очень хорошему человеку. Можешь также проверить ещё парочку народных примет в этот день.

На реку пусти венок: утонет - любимый разлюбит, поплывёт - будешь счастливой.

Особой магией наделялись цветы иван-да-марьи. Если сорвёшь их в ночь на Ивана Купалу и поставишь в доме, на весь год убережёшь своё жилище от воров.

Ночью, не глядя, сорви охапку травы и положи под подушку. Наутро посмотри, наберётся ли там разных 12 трав. Если да - быть тебе скоро .

Ещё на Ивана Купалу варили чёрную кошку, сваренная кость которой якобы делала владельца невидимкой. Ну уж этого мы с тобой делать не будем. Лучше сходи в этот день в храм и помолись. Теперь ты знаешь, что 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) и Иван Купала - сразу два праздника, таких разных и так тесно связанных между собой.

Фрагмент иконы Иоанна Предтечи. Вторая четверть XV в.

Православная церковь 7 июля празднует один из великих праздников - Рождество Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка Израиля, который подготовил израильский народ к пришествию Мессии - Иисуса Христа - и крестил Его в реке Иордан.

Рождение самого пророка и Крестителя Господня было предсказано пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему".

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Сам Спаситель говорил о нем так: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя".

Чудо зачатия и рождества

Фрагмент иконы Рождество Иоанна Предтечи. XV в. Византийский и христианский музей, Афины.

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна повествует евангелие от Луки. Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хевроне (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Родители будущего пророка - праведные Захария и Елисавета достигли старости, не имея детей, так как Елисавета была бесплодна. Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: "…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн". Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного. Так, по милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город, где жили праведники.

Путь к пророчеству

Иоанн Предтеча. XVI в. Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Будущий Святой, скрываясь в глубине пустыни и ища только общения с Богом, ждал, когда Сам Господь призовет его для пророческого служения. Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.

Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Хотя, крещение Предтечи не было еще благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.

Креститель Господень

Иоанн Предтеча. Первая половина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось все больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: "Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

И этот день настал - Иисус Христос - Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься. Крещение сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…"

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира". Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона-Петра).

Смерть праведника

Крещением Спасителя пророк Иоанн практически завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.

В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата - Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу.

Но, ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей все, что она пожелает.

По наущению матери она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, а Соломия отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, Святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

Особенности богослужения

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

Особенность великого праздника состоит в том, что он имеет один день попразднества, которого не бывает у схожих праздников. По выражению церковных песнопений, Святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы Святому, однако значение самого Святого Иоанна и праздника его Рождества отмечается в богослужении тем, что на утрени прежде читается канон Иоанну Предтече, которые не предваряется каноном Пресвятой Богородице.

По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым великим праздникам. В связи с такой выдающейся торжественностью в этот радостный день из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом, а не просто запрещает вносить поминальные моления в общественное богослужение.

Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петровский пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля. На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

Через Святого Иоанна каждый приходит в церковь с покаянием – он покровитель всех верующих.

Молитва

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

7 июля по новому стилю совершается празднование Рождества святого пророка и Крестителя Господня Иоанна .

Евангельское повествование о Рождестве святого Иоанна Крестителя
Пророк и Креститель Господень Иоанн является одним из самых почитаемых святых в Православной Церкви, поэтому было установлено несколько праздников в его память, связанных с событиями жизни Предтечи Господня, самым радостным из которых является день его Рождества.
О рождении Иоанна Крестителя повествует лишь один евангелист Лука, однако его рассказ достаточно подробный. Родителями великого святого были священник Захария из рода Аарона и Елизавета, которые жили во времена Иудейского царя Ирода. Их семья отличалась большой праведностью, однако супруги дожили до преклонного возраста бездетными. В то время евреи верили, что если Бог не дает детей, то это свидетельствует о нечестивости и грешности супругов. Таким образом, бездетность считалась большим позором. Праведные супруги Захария и Елизавета всю жизнь страдали от людского поношения, но при этом не оставляли надежду на Бога, продолжая просить о даровании им ребенка: их молитва была услышана.
Евангелист Лука пишет о том, что когда Захария однажды служил в Иерусалимском храме и совершал каждение ему явился ангел, который предсказал рождение Елизаветой сына. В предсказании также говорилось о том, что он будет великим святым, а рождение его принесет радость не только Захарии, но и многим людям. Священник не мог поверить в это, поскольку он сам и его жена были уже стары: за неверие Господь лишил его дара речи. Ангел обещал, что Захария сможет говорить, когда пророчество свершится. По возвращении Захарии домой Елизавета вскоре зачала и родила в свое время сына, однако дар речи вернулся к Захарии на восьмой день после рождения ребенка, когда ему дали имя Иоанн.
Евангелист Лука сообщает, что рождение святого Иоанна Предтечи совершилось на полгода раньше Рождества Христова.

Особенность празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Рождество Иоанна Предтечи является великим праздником, потому богослужение этого дня отличается особенной торжественностью, несмотря на то, что праздник всегда попадает на Петровский пост. В церковном календаре очень редко встречается празднование дня рождения святого, и тот факт, что Церковь особенно отмечает Рождество Иоанна Крестителя, свидетельствует о большом значении этого святого в истории христианства.

Икона праздника
Сюжет с изображением Рождества святого Иоанна Крестителя начинает встречаться в христианском искусстве начиная с середины XI века. Существовали различные иконописные изображения, посвященные этому дню. Чаще всего изображается праведная Елизавета, лежащая на ложе, и сидящий рядом с ней Захария, который пишет на дощечке имя сына по причине своей немоты. В средневековой иконописи изображения часто дополнялись бытовыми деталями, такими как, например, сцена укачивания младенца. Часто икона Рождества святого Иоанна Предтечи включается в его житийные изображения. Народные традиции празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Среди славян праздник Рождества святого Иоанна Крестителя был особенно любим. В народе этот день назывался Иван Купала, и существовало множество обрядов, которые представляли собой пережитки языческих верований. Хотя отношение Русской Православной Церкви к этим традициям было отрицательным, они сохранялись в народной среде на протяжении веков. Так, например, в ночь перед праздником многие отправлялись в лес на поиски цветка папоротника, который, по поверию, приносит счастье. Девушки гадали о суженом, сплетая венки и бросая их в воду. Кроме того, существовали приметы, связанные с земледелием и предсказывающие будущий урожай. Участие в подобных мероприятиях является грехом, который требует покаяния.

Тропарь, глас 4:
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3:
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание:
Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

mob_info