Джон Локк – краткая биография. Основные идеи Джона Локка (кратко)

ЛОКК ДЖОН (англ. John Locke) - английский фи-ло-соф и по-ли-тический мыс-ли-тель.

Вос-пи-ты-вал-ся в пу-ри-тан-ской се-мье юри-ста. Учил-ся в Вест-мин-стер-ской шко-ле (1646-1652), в кол-лед-же Крайст-черч Окс-форд-ско-го универ-си-тета (1652-1656), где за-тем пре-по-да-вал греческий язык, ри-то-ри-ку и мо-раль-ную фи-ло-со-фию. Од-но-вре-мен-но за-ни-мал-ся ес-те-ст-во-зна-ни-ем, по-мо-гал Р. Бой-лю в его хи-мических экс-пе-ри-мен-тах, про-во-дил ме-тео-ро-ло-гические на-блю-де-ния и изу-чал ме-ди-ци-ну.

В 1668 году из-бран чле-ном Лон-дон-ско-го ко-ро-лев-ско-го общества. В 1667 году Локк ос-та-вил кол-ледж, став ком-пань-о-ном и до-маш-ним вра-чом лор-да Ан-то-ни Эш-ли Ку-пе-ра (бу-ду-ще-го 1-го гра-фа Шеф-тс-бе-ри), од-но-го из ли-де-ров оп-по-зиции ре-жи-му Рес-тав-ра-ции. Ко-гда Ан-то-ни Эш-ли по-сле не-удав-ше-го-ся ан-ти-пра-ви-тельственного за-го-во-ра бе-жал в Гол-лан-дию, Локк так-же был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать (1683).

В Гол-лан-дии, где Локк сбли-зил-ся с кру-гом прин-ца Виль-гель-ма Оран-ско-го, он за-кон-чил ра-бо-ту над сво-им глав-ным фи-лософским сочинением «Опыт о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии» («An essay concerning human un-der-standing», 1690, русский перевод 1898, 1985), из-дал ано-ним-но «По-сла-ние о ве-ро-тер-пи-мо-сти» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), под-го-то-вил фун-даментальный труд по по-ли-тической фи-ло-со-фии «Два трак-та-та о прав-ле-нии» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опы-те о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии», над ко-то-рым Локк ра-бо-тал около 20 лет, он из-ло-жил сис-те-му эм-пи-рической фи-ло-со-фии, од-ной из главных за-дач ко-то-рой бы-ло до-ка-зать не-ос-но-ва-тель-ность до-пу-ще-ния в по-зна-нии каких-либо умо-зри-тель-ных пред-по-сы-лок и вме-сте с тем не-воз-мож-ность ме-та-фи-зи-ки, за-ни-маю-щей-ся транс-цен-дент-ны-ми про-бле-ма-ми. В свя-зи с этим Локк про-ти-вопос-та-вил свою кон-цеп-цию воз-зре-ни-ям кар-те-зи-ан-ст-ва, кем-бридж-ских пла-то-ни-ков и уни-вер-си-тет-ской схо-ла-стической фи-ло-со-фии. По Локку, не су-ще-ст-ву-ет ни-ка-ких вро-ж-дён-ных идей и прин-ци-пов - ни тео-ре-ти-че-ских, ни прак-ти-че-ских, вклю-чая идею Бо-га. Всё че-ло-ве-че-ское зна-ние про-ис-те-ка-ет из чув-ст-вен-но-го опы-та - внеш-не-го (ощу-ще-ния) и внут-рен-не-го (реф-лек-сии). В ос-но-ве зна-ния ле-жат про-стые идеи, чув-ст-вен-ные об-ра-зы, воз-бу-ж-дае-мые в уме различными ка-че-ст-ва-ми ве-щей - пер-вич-ны-ми, с ко-то-ры-ми эти идеи сход-ны (про-тя-жён-ность, фи-гу-ра, плот-ность, дви-же-ние), или вто-рич-ны-ми, с ко-то-ры-ми идеи не сход-ны (цвет, звук, за-пах, вкус). По-сред-ст-вом при-су-щей уму спо-соб-но-сти со-еди-не-ния, со-пос-тав-ле-ния и аб-ст-ра-ги-ро-ва-ния из про-стых идей об-ра-зу-ют-ся слож-ные и об-щие идеи. Есть идеи яс-ные и смут-ные, ре-аль-ные и фан-та-сти-че-ские, аде-к-ват-ные сво-им про-об-ра-зам и не-аде-к-ват-ные. По-зна-ние ис-тин-но, ес-ли идеи и их со-еди-не-ния или обо-зна-чаю-щие их зна-ки со-об-раз-ны обо-зна-чае-мым ими объ-ек-там. Зна-ние бы-ва-ет ин-туи-тив-ное (са-мо-оче-вид-ных ис-тин, на-ше-го собственного су-ще-ст-во-ва-ния), де-мон-ст-ра-тив-ное (по-ло-же-ний ма-те-ма-ти-ки, эти-ки, бы-тия Бо-га) и сен-си-тив-ное (су-ще-ст-во-ва-ния еди-нич-ных ве-щей). В «Опы-те…» рас-смат-ри-ва-ют-ся ос-но-ва-ния и сте-пе-ни ве-ро-ят-но-го зна-ния, а так-же при-ро-да и ос-но-ва-ния ве-ры, или мне-ния, при этом эпи-сте-мо-ло-гия Локка за-час-тую об-ре-та-ет чер-ты пси-хо-ло-гии соз-на-ния.

«По-сла-нию о ве-ро-тер-пи-мо-сти» пред-ше-ст-во-ва-ли ос-тав-шие-ся в ру-ко-пи-сях «Опыт о ве-ро-тер-пи-мо-сти» и «За-щи-та нон-кон-фор-миз-ма». В «По-сла-нии...» Локка вы-ска-зал взгляд на сво-бо-ду со-вес-ти как на не-отъ-ем-ле-мое пра-во ка-ж-до-го че-ло-ве-ка. Пра-во вы-бо-ра и ис-по-ве-да-ния ре-ли-гии со-от-вет-ст-ву-ет ин-те-ре-сам и сво-бо-де лю-дей и по-это-му долж-но быть при-зна-но го-су-дар-ст-вом, юрис-дик-ция ко-то-ро-го про-сти-ра-ет-ся толь-ко на их гражданские пра-ва. Сво-бо-да со-вес-ти от-ве-ча-ет и ин-те-ре-сам ис-тин-ной Церк-ви, ко-то-рая в сво-ей дея-тель-но-сти не мо-жет ру-ко-во-дство-вать-ся на-си-ли-ем. Од-на-ко ве-ро-тер-пи-мость не мо-жет рас-про-стра-нять-ся на тех, кто всту-па-ет в про-ти-во-ре-чие с за-ко-на-ми го-су-дар-ст-ва и мо-раль-ны-ми нор-ма-ми об-ще-ст-ва, кто сам не-тер-пим в во-про-сах ре-ли-гии или ис-поль-зу-ет её для по-лу-че-ния при-ви-ле-гий и кто во-об-ще от-ри-ца-ет су-ще-ст-во-ва-ние Бо-га. «По-сла-ние...» со-дер-жа-ло тре-бо-ва-ние пре-дос-тав-ле-ния ре-лиг. об-щи-нам рав-ных прав и от-де-ле-ния Церк-ви от го-су-дар-ст-ва.

В «Двух трак-та-тах о прав-ле-нии» впер-вые из-ло-же-на по-ли-тическая док-три-на ли-бе-ра-лиз-ма. 1-й трак-тат со-дер-жит оп-ро-вер-же-ние взгля-дов роя-ли-ста Р. Фил-ме-ра: его пат-ри-ар-халь-но-аб-со-лю-ти-ст-ской кон-цеп-ции про-ис-хо-ж-де-ния вла-сти от вер-хов-ной вла-сти Ада-ма, по-лу-чен-ной им от Бо-га; 2-й - тео-рию про-ис-хо-ж-де-ния государственной вла-сти из об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра. Лю-ди, вна-ча-ле жив-шие в ес-те-ст-вен-ном со-стоя-нии, по со-гла-ше-нию объ-е-ди-ни-лись в не-ко-то-рое по-ли-тическое це-лое - го-су-дар-ст-во - для за-щи-ты сво-их не-от-чу-ж-дае-мых ес-тественных прав, дан-ных им За-ко-ном При-ро-ды, - прав на жизнь, лич-ную сво-бо-ду и соб-ст-вен-ность. В ес-тественном со-стоя-нии лю-ди сво-бод-ны и рав-ны и все при-род-ные бла-га при-над-ле-жат им в рав-ной ме-ре. Но то, к че-му че-ло-век при-ло-жил свой труд, вы-хо-дит из все-об-ще-го дос-тоя-ния и ста-но-вит-ся его ча-ст-ной соб-ст-вен-но-стью. Выс-шая за-ко-но-дательная власть в го-су-дар-ст-ве ус-та-нав-ли-ва-ет-ся на-ро-дом; она из-да-ёт за-ко-ны, на-прав-лен-ные на со-хра-не-ние об-ще-ст-ва в це-лом, на обес-пе-че-ние бла-га его чле-нов и за-щи-ту ка-ж-до-го от про-из-во-ла и на-си-лия со сто-ро-ны дру-гих. Ис-пол-нительная власть пре-тво-ря-ет за-ко-ны в жизнь и сле-дит за их ис-пол-не-ни-ем. Фе-де-ра-тив-ная же власть осу-ще-ст-в-ля-ет внеш-ние сно-ше-ния, ре-ша-ет во-про-сы вой-ны и ми-ра, уча-стия в ме-ж-ду-народных коа-ли-ци-ях и сою-зах. Локк оп-ре-де-ля-ет взаи-мо-от-но-ше-ния этих вет-вей вла-сти в го-су-дар-ст-ве, слу-чаи воз-мож-ной узур-па-ции вла-сти, пре-вра-ще-ния её в ти-ра-нию, а так-же ус-ло-вия рас-па-да сис-те-мы прав-ле-ния. Пра-ви-тель-ст-во долж-но под-чи-нять-ся за-ко-ну, рав-но как и гра-ж-да-не, ибо имен-но за-кон ох-ра-ня-ет их пра-ва и сво-бо-ды. На-род ос-та-ёт-ся без-ус-лов-ным су-ве-ре-ном и име-ет пра-во не под-дер-жи-вать и да-же нис-про-вер-гать без-от-вет-ст-вен-ную власть, на-ру-шив-шую об-щественный до-го-вор.

Локк воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну в 1689 году по-сле «Слав-ной ре-во-лю-ции» и ак-тив-но вклю-чил-ся в ра-бо-ту ад-ми-ни-ст-ра-ции но-во-го английского ко-ро-ля Виль-гель-ма III. Про-дол-жая за-щи-щать свои взгля-ды на ре-ли-гию и Цер-ковь от кри-ти-ков, Локк опуб-ли-ко-вал вто-рое (1690) и третье (1692) по-сла-ния о ве-ро-тер-пи-мо-сти (чет-вёр-тое ос-та-лось не-за-кон-чен-ным), в 1695 году из-дал трак-тат «Ра-зум-ность хри-сти-ан-ст-ва, ка-ким оно пред-став-ле-но в Свя-щен-ном Пи-са-нии» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В хри-сти-ан-ст-ве, ос-во-бо-ж-дён-ном от позд-ней-ших на-слое-ний, он ви-дит са-мое ра-зум-ное нрав-ст-вен-ное уче-ние. Де-лая ак-цент на един-ст-ве Бо-га, Локк не-яв-но опус-кал не-ко-то-рые дог-ма-ты, пре-ж-де все-го дог-мат Тро-ич-но-сти. Это не-ор-то-док-саль-ное со-чи-не-ние по-ло-жи-ло на-ча-ло двум но-вым те-че-ни-ям ре-лигиозной мыс-ли: ла-ти-ту-ди-на-риз-му - ши-ро-кой ве-ро-тер-пи-мо-сти, ко-то-рая на не-ко-то-рое вре-мя во-зоб-ла-да-ла в Анг-ли-кан-ской церк-ви, и английскому де-из-му.

Свои пе-да-го-гические взгля-ды Локк из-ло-жил в книге «Мыс-ли о вос-пи-та-нии» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней со-дер-жа-лись ре-ко-мен-да-ции, как вы-рас-тить из ре-бён-ка здо-ро-во-го те-лом и ду-хом бла-го-вос-питан-но-го джент-ль-ме-на, по-лез-но-го для сво-ей стра-ны гра-ж-да-ни-на. Локк от-да-вал при-ори-тет фи-зическому и нрав-ст-вен-но-му вос-пи-та-нию пе-ред об-ра-зо-ва-ни-ем: ре-бён-ку сле-ду-ет да-вать лишь те зна-ния, ко-то-рые бу-дут по-лез-ны ему в по-сле-дую-щей жиз-ни и дея-тель-но-сти. При этом вос-пи-та-ние и об-ра-зо-ва-ние долж-ны быть стро-го ин-ди-ви-ду-аль-ны и учи-ты-вать ес-тественные склон-но-сти и спо-соб-но-сти де-тей.

Локка за-ни-ма-ли так-же про-бле-мы эко-но-ми-ки и фи-нан-сов. Он опуб-ли-ко-вал со-об-ра-же-ния о пу-ти пре-одо-ле-ния ин-фля-ции, уча-ст-во-вал в про-ве-де-нии де-неж-ной ре-фор-мы и в уч-ре-ж-де-нии Бан-ка Анг-лии. По-след-ний государственный пост, ко-то-рый он за-ни-мал, - упол-но-мо-чен-но-го по де-лам тор-гов-ли и ко-ло-ний. Бо-лезнь лёг-ких по-бу-ди-ла его ос-та-вить Лон-дон и по-след-ние го-ды жиз-ни про-вес-ти в сель-ской ме-ст-но-сти (в местечке Отс), в усадь-бе сво-их дру-зей - суп-ру-гов Ма-шем.

Идеи Локка по-ло-жи-ли на-ча-ло идео-ло-гии Про-све-ще-ния, их влия-ние ис-пы-та-ли мн. мыс-ли-те-ли са-мой раз-ной фи-лософской ори-ен-та-ции. В Ве-ли-ко-бри-та-нии - А. Шеф-тс-бе-ри, Б. Ман-де-виль, Дж. То-ланд, А. Кол-линз, Д. Гарт-ли, Дж. При-стли, Дж. Берк-ли и Д. Юм; во Фран-ции - Воль-тер, Ж.Ж. Рус-со, Э.Б. де Кон-диль-як, Ж.О. де Ла-мет-ри, К.А. Гель-ве-ций и Д. Дид-ро, в Северной Аме-ри-ке - С. Джон-сон и Дж. Эд-вардс. По-ли-тическая фи-ло-со-фия Локка по-лу-чи-ла раз-ви-тие у Ш. Л. Мон-тес-кьё и бы-ла вос-при-ня-та идео-ло-га-ми Вой-ны за не-за-ви-си-мость в Северной Аме-ри-ке 1775-1783 годов - Б. Франк-ли-ном, С. Адам-сом и Т. Джеф-фер-со-ном.

Сочинения:

The works. L., 1812. Vol. 1-10;

Two trea-tises of government / A critical edition with an introduction and apparatus criticus by P. Las-lett. Camb., 1960;

A letter on toleration / Ed. by R. Klibansky. Oxf., 1968;

The correspondence. Oxf., 1976-1989. Vol. 1-8;

An essay concer-ning human understanding / Ed. by P. Nid-ditch. Oxf., 1979;

Сочинения: В 3 томах. М., 1985-1988;

Два трак-та-та о прав-ле-нии / Вступительная статья и примечания А.Л. Суб-бо-ти-на. М., 2009.

Воспитания, права и государственности, которые были актуальными в середине 17 века. Он является основоположником нового политико-правового учения, которое позже стало известно как «доктрина раннебуржуазного либерализма».

Биография

Родился Локк в 1632 году в пуританской семье. Образование получил в Вестминстерской школе и в колледже Крайст-Черч. В колледже он и начал свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого и риторики. В это период завязывается знакомство с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводил метрологические наблюдения, глубоко изучал химию. Впоследствии Джон Локк серьезно изучал медицину и в 1668 году стал членом Лондонского королевского общества.

В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача.

Политические интриги и неудавшаяся попытка заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка.

Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.

След в философии

Основное философское сочинение как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».

В этом труд закрепляет за каждым человеком право на Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» - равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви.

«Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего - свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями - английским деизмом и латитудинаризмом - учением о веротерпимости.

След в теории государства и права

Свое видение устройства справедливого общества Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Основой для сочинения являлась доктрина о возникновении государства из «естественного» общества людей. По мнению ученого, в начале существования человечество не знало войн, все были равны и «никто не имел больше другого». Однако в таком обществе отсутствовали контролирующие органы, которые бы устраняли разногласия, решали имущественные споры, вершили справедливый суд. В целях обеспечения образовали политическое сообщество - государство. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей - основа для создания государственного строя. Так утверждает Джон Локк.

Основные идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы защищали права всех людей. За государством остается право на применение силы для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для контроля над соблюдением внутренних законов. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью.

След в педагогике

«Мысли о воспитании» - сочинение Дж. Локка, в котором он утверждает, что на ребенка решающее влияние оказывает окружающая среда. В начале своего развития ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, который являются для него нравственным образцом. По мере взросления ребенок получает свободу. Уделял внимание философ и физическому воспитанию детей. Обучение, как было сказано в сочинении, должно основываться на использовании практических знаний, необходимых для жизни в буржуазном обществе, а не на изучении схоластических наук, не имеющих практической пользы. Данный труд был раскритикован епископом Вустерским, с которым Локк неоднократно вступал в полемику, отстаивая свои взгляды.

След в истории

Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист - все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия - столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды Джона Локка

  • «Опыт о человеческом разумении»
  • «Два трактата о правлении»
  • «Опыты о законе природы»
  • «Письма о веротерпимости»
  • «Мысли о воспитании»

Философия познания

Главным орудием познания Локк считает разум, который «ставит человека выше остальных чувствующих существ». Предмет философии английский мыслитель видит прежде всего в исследовании закономерностей человеческого разумения. Определить возможности человеческого разума, и, соответственно, определить те области, которые выступают в качестве естественных пределов человеческого познания в силу самой его структуры, значит направить усилия человека на решение реальных проблем, связанных с практикой.

В своём фундаментальном философском труде «Опыт о человеческом разумении» Локк исследует вопрос о том, как далеко может простираться познавательная способность человека и каковы её реальные границы. Он ставит проблему происхождения идей и понятий, посредством которых человек приходит к познанию вещей.

Задача заключается в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализирует основные источники человеческих представлений, к которым относит чувственные восприятия и мышление. Для него важно установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.

Единственным объектом человеческого мышления является идея. В отличие от Декарта, стоявшего на позиции «врождённости идей», Локк утверждает, что все без исключения идеи, понятия и принципы (как частные, так и общие), которые находим в человеческом уме, берут своё начало в опыте, а в качестве одного из важнейших источников их служат чувственные впечатления. Такая познавательная установка получила название сенсуализма, хотя, сразу отметим, что в отношении философии Локка этот термин может применяться лишь до известных пределов. Дело в том, что Локк не приписывает чувственному восприятию, как таковому, непосредственную истинность; также он не склонен выводить всё человеческое знание только из чувственных восприятий: наряду с внешним опытом в качестве равноправного в познании им признаётся и внутренний опыт.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия (такие как: Бог, человек, материальное тело, движение и пр.), равно как и общие теоретические суждения (напр., закон причинности) и практические принципы (напр., заповедь любви к Богу) суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Локком в следующих положениях:

  • не существует врождённых уму идей, знаний или принципов; человеческая душа (ум) есть «tabula rasa» («чистая доска»); только опыт посредством единичных восприятий записывает на ней какое-либо содержание
  • ни один человеческий разум не способен создать простых идей, равно как он не способен уничтожить уже существующие идеи; они доставляются нашему разуму чувственными восприятиями и размышлением
  • опыт является источником и неотделимым пределом истинного познания. «На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит»

Давая ответ на вопрос о том, почему в уме человека нет врождённых идей, Локк критикует концепцию «всеобщего согласия», служившею отправной точкой для сторонников мнения о «присутствии в разуме предшествующего [опыту] знания от момента его существования». Основные аргументы, выдвигаемые Локком, здесь такие: 1) в действительности мнимого «всеобщего согласия» не существует (это видно на примере маленьких детей, умственно отсталых взрослых людей и культурно отсталых народов); 2) «всеобщее согласие» людей по определённым идеям и принципам (если его всё же допустить) не обязательно проистекает из фактора «врождённости», его можно объяснить, показав, что существует другой, практический способ добиться этого.

Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.

Как уже было сказано, Локк не отождествляет опыт целиком с чувственным восприятием, но трактует данное понятие гораздо шире. В соответствии с его концепцией, к опыту относится всё то, из чего человеческий разум, изначально подобный «неисписанному листу бумаги», черпает всё своё содержание. Опыт состоит из внешнего и внутреннего: 1) мы чувствуем материальные объекты или же 2) воспринимаем деятельность нашего ума, движение наших мыслей.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.

Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Сами идеи как содержания мышления человека («то, чем может быть занята душа во время мышления») разделяются Локком на два вида: на идеи простые и идеи сложные.

Всякая простая идея содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные другие идеи. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.

Чувства сначала дают толчок к рождению единичных идей, и, по мере того, как разум осваивается с ними, они помещаются в памяти. Всякая находящаяся в разуме идея является или наличным восприятием, или вызываемая памятью она может вновь им стать. Идея, которая никогда не была воспринята разумом посредством ощущений и размышлений, не может быть обнаружена в нём.

Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.

Локковская теория абстракции продолжает традиции, сложившиеся до него в средневековом номинализме и английском эмпиризме. Наши представления сохраняются при помощи памяти, но далее абстрагирующее мышление образует из них понятия, которые не имеют непосредственно соответствующего им предмета и представляют собой отвлечённые представления, образованные при помощи словесного знака. Общий характер этих представлений, идей или понятий заключается в том, что они могут быть применимы к многообразию единичных вещей. Такой общей идей будет, например, идея «человек», которая применима к множеству единичных людей. Таким образом, абстракция, или общее понятие – это, по Локку, сумма общих, присущих разным предметам и объектам свойств.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк задаётся вопросом: в каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств вещей.

Первичные качества – это свойства самих вещей и их пространственно-временные характеристики: плотность, протяжённость, форма, движение, покой и др. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеют субъективный характер. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Локк показывает, как субъективное с неизбежностью привносится в познание и в сам человеческий разум через чувственные восприятия (ощущения).

Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей. Получая простые идеи, душа пассивна. Однако, имея их, она получает возможность совершать над ними различные действия: комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи от остальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всё то, что представляет собой существо человеческого познания. Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связи и соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное). Интуиция открывает нас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идей непосредственно через них самих без вмешательства других идей. В случае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствие или несоответствие идей при посредстве других идей, которые сами являются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении. Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственное познание даёт познание существования единичных вещей. Так как чувственное познание не простирается дальше существования вещей, данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намного ограниченнее предыдущих. Для каждой ступени познания (интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые степени и критерии очевидности и достоверности знания. Интуитивное познание выступает как главный вид познания.

Все свои идеи и положения, к которым разум приходит в процессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локка находим представление об истине, которое можно определить как имманентное: для человека истина заключается в согласии представлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное, как правильное сочетание представлений. В этом смысле она не связана напрямую с каким-либо единичным представлением, но возникает лишь там, где человек подводит под определённые законы содержания первичных представлений и ставит их в связь друг с другом.

К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение, что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах не обладает никаким ручательством за их тождественность с действительностью. Всеобъемлющая полнота познания – эта цель, всегда вожделенная для человека, является для него изначально недостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локка выражается в следующем виде: мы, вследствие психологической законосообразности, должны представлять себе мир так, как мы это делаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным. Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать, и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Говоря о пределах человеческого познания, Локк выделяет объективные и субъективные факторы, ограничивающие его возможности. К субъективным факторам можно отнести ограниченность наших органов чувств и, следовательно, предполагаемую на этой основе неполноту наших восприятий, а в соответствии с его структурой (роль первичных и вторичных качеств) и до некоторой степени неточность наших представлений. К объективным факторам он относит устройство мира, где находим бесконечность макро и микро миров, недоступных для наших чувственных восприятий. Однако, несмотря на несовершенство человеческого познания в силу самой его структуры, человеку доступны те знания, которые, при правильном подходе к процессу познания, тем не менее, постоянно совершенствуются и вполне оправдывают себя практически, принося ему несомненную пользу в его жизни. «У нас не будет причин жаловаться на ограниченность сил своего разума, если мы воспользуемся ими для того, что может принести нам пользу, ибо к этому они весьма способны… Свеча, которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших целей. Открытия, которые мы можем сделать при её свете, должны удовлетворять нас».

Социальная философия Джона Локка

Свои взгляды на развитие общества Локк излагает в основном в «Двух трактатах о правлении». Основу его социальной концепции составляют теории «естественного права» и «общественного договора», ставшие идейной основой политической доктрины буржуазного либерализма.

Локк говорит о двух последовательно переживаемых обществами состояниях – естественном и политическом, или, как он его ещё называет, гражданском. «Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В гражданском обществе, в которое люди объединяются на основе соглашения создать «одно политическое тело», на смену естественной свободе, когда человек не починён ни какой стоящей выше его власти, но руководствуется только законом природы, приходит «свобода людей в условиях существования системы правления». «Это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека». Жизнь этого общества регулируется уже не естественными правами каждого человека (самосохранения, свободы, собственности) и стремлением самолично их защищать, но постоянным законом, общим для каждого в обществе и установленным законодательной властью, созданной в нём. Целью государства является сохранение общества, обеспечение мирного и безопасного сосуществования всех его членов, на основе всеобщего законодательства.

В государстве Локк выделяет три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть, функция которой заключается в выработке и утверждении законов, – это верховная власть в обществе. Она учреждается народом и осуществляется посредством высшего выборного органа. Исполнительная власть следит за неукоснительностью и непрерывностью исполнения законов, «которые созданы и остаются в силе». Федеративная власть «включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества». Власть законна в той мере, в какой она поддерживается народом, её действия ограничены общим благом.

Локк выступает против всяких форм насилия в обществе и гражданских войн. Его социальные взгляды характеризуются идеями умеренности и рационального устройства жизни. Как и в случае с теорией познания, в вопросах образования и функций государства он занимает эмпирические позиции, отрицая любые представления о врождённости идей общественной жизни и законов её регулирующих. Формы общественной жизни определяются реальными интересами и практическими потребностями людей, они «могут осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Этическая философия Джона Локка

Характер и наклонности человека, считает Локк, зависят от воспитания. Воспитание создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на душу в детстве, имеют очень важные и длительные последствия. «Я думаю, что детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду…». Поэтому всё, что должен получить человек от воспитания и что должно повлиять на его жизнь, необходимо своевременно вложить в его душу.

При воспитании личности следует в первую очередь обращать внимание на внутренний мир человека, заботится о развитии его интеллекта. С точки зрения Локка, основу «честного человека» и духовно развитой личности составляют четыре качества, «внедрённые» в человека воспитанием и впоследствии проявляющие в нём своё действие с силой природных качеств: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Основу добродетели и всякого достоинства Локк видит в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и «следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону». Эту способность необходимо приобретать и совершенствовать с ранних лет.

Мудрость Локк понимает «как умелое и предусмотрительное ведение своих дел в этом мире». Она является продуктом сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта.

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Джон Локк – английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, представитель эмпиризма и либерализма, «интеллектуальный вождь XVIII в.», сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

Родился в городе Рингтон на западе Англии в пуританской семье, которая не признавала власть в стране англиканской церкви и находилась в оппозиции абсолютной монархии Карла I. С детства Локк испытывал влияние политических идеалов отца − провинциального адвоката, отстаивавшего суверенитет народа.

Во время обучения в Вестминстерской монастырской школе с 1646 г. был одним из лучших учеников. В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где сблизился с энтузиастами научного направления, противостоявшего схоластической философии, господствовавшей в то время в английских университетах.

В Оксфорде на него оказывали глубокое влияние учёный Джон Уилкинс со своей страстью к научным экспериментам, и Ричард Лоувэ, впервые применивший переливание крови и увлекший Локка медициной. В университете появился интерес к философии Декарта и Гассенди благодаря знакомству с Робертом Бойлем (1627-1691), с которым Локк проводил естественнонаучные эксперименты. После получения в 1655 г. степени бакалавра искусств и в 1658 г. степени магистра, преподавал студентам греческий язык и риторику.

Год пробыл в Берлине (с 1664 г.) в качестве секретаря посла Вальтера Фена. По возвращении начал заниматься вопросом отношений церкви и государства, в частности проблемой веротерпимости и свободы совести.

Знакомство в 1666 г. с лордом Энтони Эшли стало поворотным событием в жизни Джона Локка. Благодаря Энтони Локк начинает интересоваться политикой и теологией. По просьбе лорда он в 1667 г. пишет «Опыт о веротерпимости», в этом труде отражена концепция религиозной терпимости, которая затем воплотилась в четырёх «Письмах о веротерпимости».

На протяжении последующих пятнадцати лет он активно участвует в политической жизни Англии и находится под покровительством своего союзника Э. Эшли. Локк начинает исследования в области теории происхождения государства, сущности политического общества, его собственности, описанные в его работе «Опыты о законе природы» (1660-1664 гг.).

Карьера Локка во многом зависела от служебных взлётов и падений лорда Эшли, который стал в 1672 г. лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии, но будучи лидером оппозиционной королю партии вигов, положение его было непрочным. Поэтому в период с 1672 по 1679 гг. Локк получал различные должности в высших правительственных кругах.

Вслед за Шефтсбери в 1683 г. Джонн Локк эмигрировал в Голландию, понимая, что оставаться в Англии без своего покровителя небезопасно. Вскоре лорд скончался в Амстердаме. Как отмечал Локк, это были годы тревоги и опасности. Правительственные агенты следили за ним и докладывали о каждом его шаге, в Голландии ему приходилось скрываться под чужим именем, чтобы не быть арестованным в обвинении заговора против Англии.

«Славная» революция, произошедшая в 1688 г., положила конец монархии Стюартов. Королём был провозглашён Вильгельм Оранский, значительно ограничив власть парламента. Поэтому в результате наступившей развязки, Локк смог вернуться домой в Англию и продолжить литературную и научную деятельность, а также занимать различные административные посты. Однако постепенно ухудшающееся здоровье: постоянные припадки застарелой болезни, мучавшая его уже несколько лет астма, принудили просить у короля отставки.

Основные сочинения:

«Два трактата о государственном правлении» 1690 г.

«Опыт о человеческом разумении» (Essay Concerning Human Understanding) 1690 г.

«О разумности христианской религии» 1695 г.

Основные идеи:

Дж. Локк провозглашал идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности, верховенства закона, восстания против деспотизма и тирании. Он ставил суверенитет народа выше суверенитета, созданного им государства и при осуществлении правителями деспотической власти, наделял народ правом по «изначальному и превосходящему все людские законы … воззвать к небесам».

  • до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, т. е. состоянии полной свободы и равенства при распоряжении свои имуществом и своей жизнью, мира и доброжелательности, мира и безопасности;
  • государство − совокупность людей, объединённых под верховенством закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников;
  • люди, строя государство, прислушиваются к голосу разума и, отмеряя предельно точно объём полномочий, передают ему. Но право на жизнь, свободу, равенство, владение имуществом они не отчуждают никому, т. к. это естественные права каждого с рождения, которые нельзя преступать государству;
  • общий закон − конституирующий государство признак, признанный по общему согласию народа в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий;
  • закон − не любое предписание, исходящее от гражданского общества или установленного людьми законодательного органа, а акт стабильный и долговременного действия, указывающий каждому разумному существу такое поведение, которое бы соответствовало собственным интересам и служило достижению общего блага;
  • главная угроза свободе − неразделённая власть и сосредоточение в руках монарха абсолютной власти, поэтому публично-властные полномочия государства необходимо разграничить и поделить между разными органами, разделить на 3 основные ветви: законодательную, исполнительную и федеральную;
  • первое место занимает законодательная ветвь власти, от нее зависит форма правления, остальные ветви должны подчинятся ей;
  • если законодательная власть находится в руках общества, то это демократическая форма правления; если верховная власть в руках нескольких избранных лиц и их потомков или преемников − олигархия; если в руках одного лица − монархическая форма правления;
  • не отдавая предпочтения ни одной из существующих форм правления, категорически отвергал абсолютную власть монарха и предпочитал говорить только об ограниченной, конституционной, власти монарха.

Его социальная философия и теория познания оказали сильнейшее влияние на общество, а также способствовали разработке американской конституции и формированию современной британской политической системы. Идеи Локка произвели воздействие на таких великих учёных, как Беркли, Кант, Вольтер, Руссо, Шопенгауэр и других философов-политиков, американских революционеров и шотландских мыслителей Просвещения.

  • Школа Вестминстер [d]
  • Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирождённых потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей . Локк желал обратить внимание людей на опыт , а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании .

    Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса , у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие. В трактате о языке, то есть в третьей книге «Опыта», Локк развивает мысли Гоббса. В учении о воле Локк находится в сильнейшей зависимости от Гоббса; вместе с последним он учит, что стремление к удовольствию есть единственное проходящее через всю нашу психическую жизнь и что понятие о добре и зле у различных людей совершенно различно. В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле .

    Наконец, следует признать ещё и третье влияние на Локка, а именно влияние Ньютона . Итак, в Локке нельзя видеть самостоятельного и оригинального мыслителя; при всех крупных достоинствах его книги в ней есть некоторая двойственность и незаконченность, происходящая от того, что он находился под влиянием столь различных мыслителей; оттого-то и критика Локка во многих случаях (например, критика идеи субстанции и причинности) останавливается на полпути .

    Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся во взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет своё определённое назначение. Назначение человека - познание и прославление Бога и благодаря этому - блаженство в этом и в ином мире .

    Большая часть «Опыта» имеет теперь только историческое значение, хотя влияние Локка на позднейшую психологию несомненно. Хотя Локку как политическому писателю часто приходилось касаться вопросов нравственности , но специального трактата об этой отрасли философии у него нет. Мысли его о нравственности отличаются теми же свойствами, как и его психологические и гносеологические размышления: много здравого смысла, но нет истинной оригинальности и высоты. В письме к Молинэ (1696 год) Локк называет Евангелие таким превосходным трактатом морали , что можно извинить человеческий разум, если он не занимается исследованиями этого рода. «Добродетель » , говорит Локк, «рассматриваемая как обязанность, есть не что иное как воля Бога, найденная естественным разумом ; поэтому она имеет силу закона ; что касается её содержания, то оно исключительно состоит в требовании делать добро себе и другим; напротив того, порок не представляет ничего иного, как стремление вредить себе и другим. Величайший порок - тот, который влечет за собой наиболее пагубные последствия; поэтому всякие преступления против общества гораздо более важны, чем преступления против частного лица. Многие действия, которые были бы вполне невинными в состоянии одиночества, естественно оказываются порочными в общественном строе» . В другом месте Локк говорит, что «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий» . Счастье состоит во всем том, что нравится и удовлетворяет дух, страдание - во всем том, что обеспокоивает, расстраивает и мучит дух. Предпочитать преходящее наслаждение наслаждению продолжительному, постоянному, значит быть врагом своего собственного счастья .

    Педагогические идеи

    Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской » и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт - рефлексию.

    «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире») .

    Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы - утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой .

    Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
    • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
    • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
    • Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
    • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

    Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

    Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география , этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык , латинский язык , арифметика , геометрия , астрономия , фехтование, верховая езда, танцы, нравственность , главнейшие части гражданского права , риторика , логика , натурфилософия, физика - вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла .

    Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей» .

    Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк - не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания .

    Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своем «Эмиле» довел до крайних выводов .

    Политические идеи

    Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года », которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию».

    Основы правового государства

    Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. Роберт Фильмер в своем «Патриархе» проповедовал неограниченность королевской власти, выводя её из патриархального начала; Локк восстает против этого взгляда и основывает происхождение государства на предположении обоюдного договора, заключённого с согласия всех граждан, причём они, отказываясь от права лично защищать своё достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. При своем вступлении в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Состояние деспотизма хуже, чем естественное состояние, потому что в последнем каждый может защищать своё право, а перед деспотом он не имеет этой свободы. Нарушение договора уполномочивает народ требовать обратно своё верховное право. Из этих основных положений последовательно выводится внутренняя форма государственного устройства. Государство получает власть:

    Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:

    Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power» , то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества .

    Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной .

    Государство и религия

    В «Letters on toleration» и в «Reasonableness of Christianity, as delivered in the scriptures» Локк пламенно проповедует идею терпимости. Он полагает, что сущность христианства заключается в вере в Мессию, которую апостолы ставят на первый план, с одинаковою ревностью требуя её от христиан из иудеев и из язычников. Отсюда Локк делает вывод, что не следует давать исключительное преимущество какой-нибудь одной церкви, потому что в вере в Мессию сходятся все христианские исповедания. Мусульмане, иудеи, язычники могут быть безукоризненно нравственными людьми, хотя эта нравственность и должна стоить им большего труда, чем верующим христианам. Самым решительным образом Локк настаивает на отделении церкви от государства . Государство, по мнению Локка, только тогда имеет право суда над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община ведёт к безнравственным и преступным деяниям .

    В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимает за основание религии откровение, но ставит непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов . Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твёрдо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога .

    mob_info