Католикос грузии илия 2. Креативный патриарх илья

27.07.2011 // 00: 05

Георгий Двали, Тбилиси

Абхазия раздора

Находящийся с визитом на Украине глава Грузинской православной церкви (ГПЦ) католикос-патриарх всея Грузии Илия II встретился в Киево-Печерской лавре с патриархом всея Руси Кириллом. Как стало известно «Ъ”, главной темой встречи была ситуация в церковных делах Абхазии. По признанию источников „Ъ” в ГПЦ, договориться патриархам не удалось.

Илия II прибыл с четырехдневным визитом на Украину по приглашению патриарха Кирилла и иерархов украинской православной церкви (московского патриархата) для участия в праздновании Дня крещения Руси, который отмечается 28 июля. Главным же событием визита грузинского патриарха стала его встреча c патриархом всея Руси. В своей проповеди перед отъездом в Киев Илия II даже призвал паству «молиться за благополучное завершение переговоров с патриархом Кириллом».

Как сообщили «Ъ” в патриархии ГПЦ, главной темой переговоров с московским патриархом „конечно же, является ситуация в Абхазии“». Эта тема уже давно осложняет отношения между Московским и Мцхета-Тбилисским патриархами. Хотя в конце грузино-абхазской войны 1992-1993 годов Абхазию покинуло все грузинское духовенство, Абхазия формально считается частью канонической территории ГПЦ, а отец Виссарион Аплия, до последнего времени управлявший церковными делами в Абхазии, является рукоположенным клириком ГПЦ.

Это положение не изменилось и после признания РФ независимости Абхазии: РПЦ, правда, не раз обращалась к грузинскому патриарху с просьбой разрешить иерархам РПЦ окормлять паству в Абхазии на временной основе и по разрешению патриарха Илии, но всегда получала отказ. Нарушить же каноническую территорию ГПЦ Московская патриархия не может, поскольку, как считают эксперты, в ответ грузинская патриархия признала бы украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с «раскольником Филаретом». Но с другой стороны, РПЦ не может быть безучастной к судьбе православия в Абхазии.

Ситуация в межцерковных взаимоотношениях особенно обострилась после того, как весной патриарх Кирилл без предварительного согласования с патриархом Илией принял в Москве отца Виссариона Аплию. Источники в патриархии ГПЦ сообщили «Ъ”, что грузинский патриарх дважды в те дни звонил главе РПЦ, но патриарх Кирилл уклонился от разговора. Оскорбленный католикос-патриарх Грузии бросил тогда, что „патриарх Кирилл должен знать, где проходят границы России“».

Недовольство ГПЦ вызвало еще и то, что после встречи с отцом Виссарионом патриарх Кирилл (опять-таки без согласования с Илией II) назначил новым настоятелем новоафонского монастыря представителя Московской патриархии игумена Ефрема (Виноградова) вместо абхазского священника отца Андрея (Ампара). Это решение вызвало возмущение не только грузинских иерархов, но и абхазских священников, выступающих за независимость абхазской церкви как от России, так и Грузии. В итоге игумен Ефрем так и не был допущен к управлению новоафонским монастырем.

А 5 мая в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне состоялось церковно-народное собрание, инициаторами которого выступили иеромонах Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар) и иеродиакон Давид (Сарсания). Его участники поддержали предложение о придании церковно-народному собранию статуса высшего органа управления Православной церкви в Абхазии — до «полноценного сформирования института АПЦ». Был создан и новый церковный институт — Священная митрополия Абхазии, которая должна поэтапно преобразоваться в независимую Абхазскую православную церковь (АПЦ). Участники избрали Совет Священной митрополии и его председателя — им стал иеромонах Дорофей (Дбар). Они также обратились к предстоятелям и священным синодам всех поместных православных церквей с просьбой создать комиссию под председательством представителя Вселенского патриарха с обязательным участием представителей Совета абхазской митрополии — для урегулирования канонического статуса Священной митрополии Абхазии и создания независимой АПЦ.

Это вызвало недовольство и грузинского, и российского патриархов. Заместитель главы отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов предупредил, что создание новой митрополии в Абхазии только усложнит решение абхазского церковного вопроса. «Каноны церкви не предусматривают принятия решений о создании новых митрополий или тем более автокефальных церквей на „церковно-народных” собраниях, — заявил он. — А выдвижение „народным сборищем” кандидатов в епископы прямо запрещено каноническим правом““. Абхазские иеромонахи (в отличие от отца Виссариона, они формально являлись клириками РПЦ) были отлучены от священнослужения, а Московская патриархия возобновила поиск компромисса с ГПЦ — чтобы не допустить роста влияния в Абхазии Константинопольского патриархата.

В создавшейся ситуации РПЦ считает, что Илия II должен обратиться к Московскому патриарху с просьбой временно окормлять верующих в Абхазии. Однако, по данным «Ъ”, грузинский патриарх пока исключает такую возможность, поскольку в Грузии это будет воспринято как согласие на выход Абхазии из лона грузинской церкви. По словам источников „Ъ” в ГПЦ, на встрече с патриархом Кириллом Илия II поставил вопрос об их совместном визите в Новоафонский монастырь. Это предложение ставит в трудное положение уже Московского патриарха. Ведь, признавая канонические границы ГПЦ, РПЦ не может не поддержать идею Илии II. Но абхазский премьер Сергей Шамба уже предупредил, что „МИД Абхазии не выдаст визу грузинскому патриарху““.


По признанию источников «Ъ” в ГПЦ, стороны пока очень далеки от достижения компромисса. Поэтому ситуация в церковных делах Абхазии останется нерешенной еще долго.

Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.

Биография

Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии.

В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II .

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илия II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила католикос-патриарху Илии II почeтное звание доктора богословия.

За те годы, в течение которых Илия II возглавляет Грузинскую православную церковь, были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук. Число епархий выросло до 39. Пять из учрежденных при Илие II епархий восстановлены на территориях за пределами современной Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 октября 2002 года была учреждена также Западноевропейская епархия. Открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 монастырей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц .

По благословению Илии II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.

В конце 2016 года Илия II перенес вирусную инфекцию, которая повлекла за собой воспаление желчного пузыря. Из-за ухудшения состояния здоровья Илия II не смог присутствовать на литургии в честь 39-летия со дня его интронизации 25 декабря 2016 года.

2 февраля 2017 года Илия II отправился в берлинскую клинику для планового обследования состояния здоровья. 12 февраля 2017 года источник телеканала "Рустави-2" сообщил, что патриарха пытались отравить . В аэропорту Тбилиси был задержан руководитель службы по управлению имуществом патриархии Грузии отец Георгий Мамаладзе, который направлялся в Германию. У него в багаже правоохранители обнаружили яд и оружие .

Примечания

  1. Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) // Официальный сайт Московского патриархата.
  2. Цифры по состоянию на конец 2009 года.

Неожиданно для всех сегодня патриарх Грузии Илия Второй назвал имя местоблюстителя. Им стал хорепископ патриарха митрополит Сенаки и Чхороцку Шио Муджири. Решение патриарха взволновало грузинское общество, породив множество предположений. В числе прочих есть и такое: грузинский патриарх назвал своего преемника.

В День святого Георгия патриарх Грузии Илия Второй преподнес сюрприз общественности. На праздничной службе в тбилисской церкви Кашвети Илия Второй зачитал пастве свое постановление о назначении местоблюстителя:

«Святой Георгий пожелал, чтобы мы имели местоблюстителя, и таким является владыка Шио. Я поздравляю его с этим высоким званием, надеюсь, он оправдает возложенную обязанность».

Оказавшись в оцеплении журналистов, 48-летний священнослужитель стал уверять, что для него это было такой же неожиданностью, как и для всех остальных, что он не заслуживает такого высокого звания. Но при этом признался, такой чести мало кто был удостоен.

No media source currently available

0:00 0:05:08 0:00

В отдельном окне

«Это особая ситуация, я не припоминаю, чтобы такое случалось в нашей истории. Поэтому в ближайшем будущем станет ясно, какими будут эти обязательства», – заявил Шио Муджири .

Не припоминает назначения местоблюстителя в новейшей истории Грузии и теолог Леван Абашидзе . Но это, по его словам, не означает, что Илия Второй назвал своего преемника.

«Это означает, что он вместе с патриархом будет участвовать в управлении церковью. В случае кончины патриарха в течение 40 дней он будет исполнять его обязанности, а потом должен созвать Большое церковное собрание для избрания нового патриарха. Естественно, Шио Муджири будет одним из главных претендентов на пост патриарха. Формально это не так, но неформально может означать именно это. Видимо, по состоянию здоровья патриарху нужен официальный представитель, то есть местоблюститель. По моему мнению, выбрали самого уравновешенного, образованного и подходящего человека», – говорит Леван Абашидзе.

Леван Абашидзе лично знаком с митрополитом Шио Муджири. Теолог не разделяет мнение тех, кто считает, что с выдвижением Шио Муджири в грузинской патриархии усилилось пророссийское крыло.

О местоблюстителе патриарха известно то, что он – близкий друг пророссийского бизнесмена Левана Васадзе и президента Георгия Маргвелашвили, с которым они учились вместе в школе. Муджири окончил тбилисскую консерваторию по классу виолончели. В 24 года был посвящен в монахи, закончил тбилисскую духовную академию, а затем московский Православный Свято-Тихоновский богословский институт. С 2003 года митрополит Сенаки и Чхороцку.

Шио Муджири действительно может оказаться кандидатурой, устраивающей всех, считает другой специалист по вопросам религии – Бека Миндиашвили :

«Шио не считается фундаменталистом, реакционером и ультраконсерватором, он считается духовным лицом умеренных взглядов. Он может оказаться приемлемой кандидатурой для России, поскольку именно она является решающим фактором при избрании патриарха Грузии. И ей важно сохранить такой влиятельный институт в стране для проявления своей мягкой силы».

Бека Миндиашвили не исключает, что кандидатура местоблюстителя была согласована в ходе недавнего (1-2 ноября) .

Митрополит Шио может устраивать и грузинскую власть, считает теолог. Именно с острой заинтересованностью власти в вопросе, кто будет следующим патриархом,связывает Бека Миндиашвили сделанный достоянием общественности церковный скандал вокруг «дела о цианиде». В феврале нынешнего года приближенный к патриарху протоиерей Георгий Мамаладзе был задержан в аэропорту Тбилиси на пути в Берлин. Как тогда косвенно указывали высокопоставленные чиновники, .

Спустя восемь месяцев протоиерей Георгий Мамаладзе был признан судом виновным, однако по обвинению в намерении отравить не главу церкви, а его секретаря-референта Шорену Тетруашвили. В ходе шумного судебного процесса, который вызвал бурную критику правозащитников, один из предполагаемых кандидатов на пост патриарха, родной племянник Илии Второго митрополит Дмитрий Шиолашвили публично отрекся от претензий на церковный престол. Он заявил, что не вступит в этот сан даже в том случае, если об этом попросит его сам патриарх.

Хотя и топорными методами, как тогда отмечали грузинские наблюдатели, но власти добились своего – по кулуарной информации, в «Грузинской мечте» не одобряли кандидатуру Дмитрия Шиолашвили.

С учетом всего этого, а также преклонного возраста Илии Второго (5 января ему исполнится 85) и болезни, многие считают естественным, мудрым и почти беспрецедентным его решение при жизни назначить своего местоблюстителя. Это он сделал за месяц до важной даты – 25 декабря исполнится 40 лет, как Илия Второй взошел на патриарший престол Грузинской православной церкви.

(Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 4.01. 1933, Орджоникидзе (до 1931 и с 1990 Владикавказ, в 1944-1953 Дзауджикау)), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977). История рода Гудушаури насчитывает 15 веков. По преданию, царь Грузии св. Вахтанг Горгасали (V в.) стал восприемником основателя рода И.- Гудуши, сына Сно, соратника царя. Шиолашвили - одна из ветвей рода Гудушаури, потомки Шиолы Гудушаури (XVII в.), известного своим мужеством. Именем Шиолы названа Шиолская крепость в Казбегском р-не. Родители И. принадлежали к крестьянскому сословию и жили в Пшаво-Хевсурской вол. Тионетского у. Тифлисской губ. (ныне Казбегский р-н Грузии): отец, Георгий Семенович (1883-1967),- в с. Сно, мать, Наталия Иосифовна Кобаидзе (1895-1962),- в с. Сиони. В 1927 г. они купили дом во Владикавказе и зимы проводили там.

И., 4-й ребенок в семье, был крещен в день Рождества Христова архим. Тарасием (Канделаки; впосл. епископ Цилканский, секретарь Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили)) во владикавк. ц. св. равноап. Нины, в то время находившейся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Восприемницей стала мон. Зоила (Двалишвили; позже настоятельница жен. мон-ря Бедиа в Абхазии, в 50-70-х гг. настоятельница жен. мон-ря Самтавро в Мцхете). Младенца нарекли в честь мч. Ираклия Севастийского и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), при котором 24 июля 1783 г. был подписан Георгиевский трактат с Россией. Семья Георгия и Наталии вела христианский образ жизни. В доме находили убежище гонимые советской властью духовные лица, оказавшие значительное влияние на формирование мировоззрения будущего Католикоса-Патриарха. Семью хорошо знал Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе ; 1932-1952), связывавшийся через Георгия с владикавк. православными грузинами.

И. вспоминает, что с его родителями дружили и горцы-мусульмане, которые часто гостили в их доме. В 1947 г. супруги вместе со своими единомышленниками воздвигли в Дзауджикау правосл. храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (ныне в Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ). В 1997 г., во время празднования 50-летия основания церкви, здесь по приглашению служил И. Среди наиболее почитаемых святынь церкви - Моздокский список Иверской иконы Божией Матери , память о грузинах - основателях храма.

В 1952 г. Ираклий окончил рус. среднюю школу № 22 в Дзауджикау и поступил в МДС, затем продолжил обучение в МДА (1956-1960). Уже на 1-м курсе ДС он был награжден за лучшее курсовое сочинение. На 2-м курсе МДА он решил принять постриг. Получив благословение ректора МДА проф. прот. Константина Ружицкого и Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , он уехал в Тбилиси за благословением Католикоса-Патриарха Грузии Мелхиседека III (Пхаладзе) . Католикос-Патриарх, убедившись в твердом решении семинариста, благословил старца еп. Степанаванского Зиновия (Мажугу) постричь его.

Постриг был совершен 16 апр. 1957 г. в тбилисском храме во имя св. блгв. кн. Александра Невского, настоятелем которого был еп. Зиновий. Новопостриженный был наречен в честь прор. Илии. В Великий четверг, 18 апр., в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони Католикос-Патриарх Мелхиседек III рукоположил его во диакона. 10 мая 1959 г. Патриарх Московский Алексий I в ц. во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры рукоположил И. во иерея и наградил его золотым крестом.

В 1960 г. И. защитил в МДА соч. «История Иверского монастыря на Афоне» и был удостоен степени кандидата богословия. Выпускнику была предоставлена возможность продолжить научную деятельность в академии, однако И., связывавший свое будущее со служением в ГПЦ, поехал в Тбилиси к Католикосу-Патриарху Ефрему II (Сидамонидзе) , который посоветовал поступить так, «как подсказывает сердце».

И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных.

Архиерейское служение

25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI)), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г.

1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках.

С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

И. высоко ценил роль подвизавшихся на Афоне груз. монахов в развитии национального самосознания и культуры, поэтому 1-я его печатная публикация (1966) была посвящена одному из наиболее значимых святых ГПЦ - подвижнику и переводчику на груз. язык Свящ. Писания и святоотеческой лит-ры прп. Георгию Мтацминдели (Афонскому).

Особое внимание архиерей уделял также работе по защите прав человека. Личность И., его вера, преданность Церкви, богословское образование и широкий кругозор вызывали всеобщее уважение и на родине, и за рубежом. 28 июня - 4 июля 1970 г. в Женеве на заседании комиссии «Церковь и общество» Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), членом которого ГПЦ стала в 1967 г., И. призвал участников конференции осудить неприемлемые для человечества биологические эксперименты и с осторожностью отнестись к технологическим успехам, ибо «нецелевое использование научно-технического прогресса принесет большой вред».

И. принимал участие во мн. международных форумах в Чехословакии, США и Греции, в заседаниях Богословской комиссии при Христианской мирной конференции (ХМК) в Амстердаме (1974) и в Бухаресте (1975). В 1976 г. находился с официальным визитом в Индии, встречался с Президентом страны Фахруддином Али Ахмедом и премьер-министром Индирой Ганди, а также принял участие в заседании Богословской комиссии ХМК в Бангалоре, где были затронуты вопросы прав личности. В 1977 г. И. в составе делегации ГПЦ участвовал в работе Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва).

7 апр. 1972 г. преставился Католикос-Патриарх Ефрем II. По единодушному мнению груз. паствы и клира, Патриарший престол должен был занять И. Однако его кандидатуру отклонил председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР В. А. Куроедов , сославшись на срыв совещания на о-ве Родос в 1964 г. 1 июня 1972 г. на XI Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран Давид V (VI) (Девдариани).

В 1972 г. И. был награжден правом ношения 2-й панагии, в 1975 г.-бриллиантового креста на скуфье.

9 нояб. 1977 г., после кончины Католикоса-Патриарха Давида V(VI), решением большинства голосов собравшегося в тот же день Свящ. Синода ГПЦ Местоблюстителем Патриаршего престола был избран И. 23 дек. в Тбилисском Сиони состоялся XII Поместный Собор ГПЦ, Главой Церкви стал Сухумско-Абхазский митр. Илия. 25 дек. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели состоялась интронизация, на к-рой присутствовали архиереи ГПЦ, делегации РПЦ во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Армянской Церкви во главе с Католикосом Вазгеном I . По свидетельству современников, «наплыва такого количества людей не было во Мцхете после 12(25) марта 1917 года - дня восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви».

Торжественно прозвучали слова И., обращенные к собравшимся: «Я осознаю ту тяжелейшую и в то же время почетную обязанность, которую возложил на меня Господь под сводами этого святого храма... Преклоняю главу пред Грузинской Церковью и ее паствой - грузинским народом, которому должен служить с благоговением всеми силами и разумом своим, с той верой, защищая и сохраняя которую наш малочисленный народ пролил столько крови».

Патриаршее служение

На момент интронизации И. высшее священноначалие ГПЦ было представлено 7 архиереями; действовали 15 епархий (в т. ч. 5 вдовствующих), 34 церкви (были зарегистрированы) и 4 мон-ря (не имели регистрации). Из-за давления советской идеологической пропаганды паствы почти не было, отсутствовала богослужебная и духовная лит-ра. Уже в следующем, 1978 г. И. хиротонисал 4 новых епископов; были проведены торжества, посвященные 1500-летию создания 1-го груз. агиографического произведения - Мученичества св. Шушаник; Грузию посетили церковные делегации из США, К-поля, Антиохии, с Афона. По состоянию на янв. 1979 г. в Грузии действовали уже 46 зарегистрированных церквей, священно- и церковнослужителей насчитывалось до 80 чел.

Уделяя особое внимание просвещению паствы, И. определил, что каждый вечер вторника в Тбилисском Сиони будет читаться 3 проповеди, одну из к-рых всегда произносил он сам. 8 февр. 1978 г. на заседании Свящ. Синода ГПЦ было принято решение о создании Издательского отдела Патриархии и выпуске официального периодического печатного органа ГПЦ. 23 марта 1978 г. на заседании Совета по делам религий было разрешено издание церковного календаря в 2 видах: стенного листового и складывающегося карманного общим тиражом 5 тыс. экз. С 1979 г. тиражом 1 тыс. экз. стал выходить ж. «Джвари Вазиса» (Крест виноградной лозы).

При Тбилисском Сиони была открыта воскресная школа, при к-рой на добровольных началах проводились занятия в группах по обучению церковному чтению, клиросному пению, рукоделию. Представители молодежи, несмотря на давление со стороны властей, грозивших исключением из ун-та и увольнением с работы, бесплатно исполняли послушания чтецов, иподиаконов, преподавателей,переписчиков, уборщиков и др. Популярность И. среди верующих и уважение к нему привлекали даже членов семейств высокопоставленных груз. партийных работников, к-рые стали тайно посещать Сиони. Значительно возросла численность верующих и в др. церквах: напр., в сухумский кафедральный собор на Пасху 1978 г. (29 апр.) пришли 5 тыс. чел., в то время как в предыдущие годы на службе было не более 1,5 тыс. верующих.

Светские власти не оставили без внимания происходившие в ГПЦ изменения: в отчете уполномоченного Совета по делам религий по Грузинской ССР Т. Онопришвили за 1979 г. выражена крайняя обеспокоенность активными действиями Первоиерарха, укреплявшего епископат ГПЦ и привлекавшего к священнослужению новые кадры. В документе особо отмечалось, что в отчетном году был впервые укомплектован 1-й курс Мцхетской ДС (16 очников и 7 заочников), на 2-м обучались 8, на 3-м - 5 студентов; ГПЦ направила семинаристов на обучение в МДС и МДА, в Ленинградскую ДС, на богословский фак-т Афинского ун-та. И. настоятельно рекомендовали снизить число проводимых им богослужений и произносимых проповедей; Онопришвили был освобожден от занимаемой должности по причине «неудовлетворительной работы».

В течение 2 лет Патриаршества И. были рукоположены 34 священнослужителя, несмотря на то что выбор духовного поприща в то время считался унизительным. И. продолжал ходатайствовать о регистрации фактически действовавших церквей и мон-рей и об открытии храмов, здания к-рых были заняты советской инфраструктурой. В 1980 г. он направил в Совет по делам религий ходатайство об открытии наиболее значительных для ГПЦ духовных центров: тбилисских церквей свт. Николая, вмч. Георгия, Джварисмама, Болниси, Метехи , Анчисхати , монастыря Лурджи и др., кафоликонов мон-рей Кватахеви , Шемокмеди , Шиомгвиме , Зарзма , Сапара , Гелати, Икалто , Мартвили , Давидгареджийского, храмов Ананури , Цаиши , Греми , Эртацминда, Самтависи , Кинцвиси , Цроми , Баракони, Болнисского Сиона , Атени Сиони, в Зугдиди и др. В Грузии действовали 5 монастырей (не все были зарегистрированы Отделом по делам религий): Бетаниа (мужской), Самтавро, Ольгинский , Джикети, Теклати (женские). И. писал Председателю Правительства Грузинской ССР: «Непонятно, почему не было принято во внимание то, что монастырь Шиомгвиме является действующим, у которого есть настоятель, и там не прекращалось богослужение? Ставится вопрос, причем в грузинском монастыре орган? Рассмотрим положение и других церквей: в Метехском храме, где погребена св. вмц. Шушаник (V в.),- молодежный театр, проводятся спектакли с танцами; в великолепном Пицундском храме, где была кафедра Католикоса-Патриарха в Западной Грузии, находится орган и проводятся концерты, церковь свт. Николая в Тбилиси превращена также в концертный зал, в Анчисхатской Патриаршей церкви - мастерская, в церкви Богородицы в Надзаладеви - баня, в Цхнетской церкви - пекарня. В городах и районах Грузии множество церквей и монастырей превращены в склады, в места общественных развлечений и отдыха».

Уполномоченный Совета по делам религий Г. Майсурадзе в отчете от 9 нояб. 1987 г. вновь указывал, что ГПЦ особое влияние оказывает на молодежь, чему причиной «приход молодого, энергичного, более образованного, умного и гибкого Ильи II». Майсурадзе также отмечал, что, несмотря на ограниченные возможности ГПЦ издавать церковную лит-ру, «эта ситуация используется рационально... основным ориентирующим средством для верующих является настольный календарь в объеме 25-27 печатных листов». Вскоре стал выходить «Богословский сборник». С 1990 г. издается церковная газ. «Мадли» (Благодать), с 1999 г.- газ. «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии). Под эгидой Издательского отдела Грузинской Патриархии стали выходить научные труды и учебники, богословская лит-ра, издаются оригинальные памятники древнегруз. церковной лит-ры и переводные произведения.

В 1985 г. И. добился разрешения Совета по делам религий на издание Библии в переводе на совр. груз. язык. Библия была издана в 1989 г., 26-30 июня в Тбилиси прошел научный симпозиум, посвященный проблемам перевода Библии, в котором участвовали представители Болгарской, Польской, Финляндской, Элладской Поместных Церквей, ученые из ин-тов перевода Библии (Швеция, Великобритания) и Библейских об-в (Франция, Греция, ФРГ, США).

Изменение политического курса СССР в 1988 г. сказалось и на положении ГПЦ. За этот год были открыты 45 церквей. На территории Азербайджанской ССР в юрисдикции ГПЦ в церкви в г. Кахи служили 2 священника и псаломщик, на территории Армянской ССР были восстановлены 2 церкви, где служили 2 священника. В том же году открылась Тбилисская Духовная Академия , в этом поддержку И. оказал уполномоченный по делам религий А. Циклаури. Мцхетская ДС была перенесена в Тбилиси и находилась в одном здании с ДА. В речи на торжественной церемонии открытия академии 1 окт. И. отметил, что «в академии не только будут воспитываться образованные духовные лица, но это учебное заведение должно превратиться в центр научных исследований, с которым будут связаны как духовные лица, так и ученые, мы будем сотрудничать с другими высшими учебными заведениями, а также с православными христианскими учебными центрами».

В 1994 г. при Тбилисской ДА начал функционировать Богословский ин-т. Обучение в ин-те проводится на 3 фак-тах: психологии и религиеведения, искусствоведения и педагогики, иконописи и реставрации. 25 мая 1995 г. в Кутаиси возобновила работу Гелатская академия, основанная св. царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного.

С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)).

По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

В 1979 и 1995 гг. в патриаршем соборе Светицховели И. совершил чин освящения св. мира. Стали традиционными крестные ходы по местам, где осуществляли миссию просветители Грузии - св. ап. Андрей Первозванный (от Аджарии до Мцхеты) и св. равноап. Нина (от оз. Паравани до Мцхеты).

14 окт. 2002 г. в Светицховели Президент Грузии Э. Шеварднадзе и И. подписали конкордат - Конституционное соглашение ГПЦ с гос-вом, 2-й по значению после Конституции Грузии закон страны, регулирующий отношения Церкви и гос-ва (подробнее см. в ст. Грузия).

Весьма значительным событием, происшедшим за период патриаршего служения И., стало приуроченное к 2000-летию Рождества Христова возведение в Тбилиси на народные пожертвования и средства меценатов нового патриаршего кафедрального собора - лавры Самеба (Св. Троицы; 1995-2004). Этот наиболее крупный собор в Грузии и один из самых больших в православном мире (77×65 кв. м, высота 68 м) имеет 11 престолов.

На торжественной литургии после освящения собора (23 нояб. 2004) И. сослужили архиереи и клирики К-польской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Православных Церквей, а также Православной Церкви в Америке. И. назвал Самеба «автопортретом грузинского народа».

8 февр. 2005 г., в день почитания св. царя Давида IV Строителя, И. учредил Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха Грузии «Возрождение и развитие духовности, культуры и науки». При нем в 2006 г. был основан Международный центр груз. церковной музыки и народной песни. Одним из основных направлений своей деятельности фонд Католикоса-Патриарха определил поддержку внедрения превентивных мер в борьбе против наркомании.

Особое внимание И. уделяет вопросам милосердия. Он издал указ, в к-ром призвал верующих посвящать каждую субботу ближнему: посещать больных, заключенных, обездоленных и по возможности словом или делом оказывать им помощь. В апр. 1990 г. И. направил письменное обращение Президенту СССР М. С. Горбачёву с призывом отменить смертную казнь и заменить ее иным наказанием, проявить милосердие к осознавшим свои ошибки, покаявшимся и готовым к исправлению. И. регулярно посещает места лишения свободы, встречается и беседует с заключенными. Почти во всех местах заключения в Грузии устроены молитвенные комнаты или уголки; по просьбе узников и с их помощью строятся храмы. Особый интерес к вере проявляют несовершеннолетние заключенные.

По настоянию И. в последнее время духовным лицам разрешено не только навещать заключенных, но и ходатайствовать об их помиловании, что дало возможность Католикосу-Патриарху и в целом ГПЦ предоставить свободу сотням заключенных; такие освобожденные ведут христ. образ жизни, регулярно причащаются и не замечены в совершении тяжких преступлений. По благословению И. в 2002 г. в Грузии был восстановлен институт полковых священников, что, по мнению Католикоса-Патриарха, «в значительной степени будет способствовать духовному возвышению военнослужащих».

И. проявляет особую опеку по отношению к лишенным родительской заботы детям и не имеющим пристанища пожилым людям. В 90-х гг. XX в. монахини искали на улицах детей, лишившихся родителей в годы гражданской войны в Грузии. Сироты находили приют в тбилисском Преображенском жен. монастыре. Позже был открыт детский дом ГПЦ при монастыре Дзегви . Церковь следит за судьбой сирот даже после их выпуска из детского дома. Патриаршие детские дома были открыты в Ахалкалаки, Батуми, Бедиани, Сачхере, Сурами. Также были основаны бесплатные столовые для всех нуждающихся, независимо от их национальности и вероисповедания. Под эгидой ГПЦ созданы объединения матерей, потерявших детей; члены таких семей духовно и материально поддерживают друг друга, что позволило многим из них выйти из кризиса и начать новую жизнь.

И. всегда находится в эпицентре всех происходящих в стране событий. 9 апр. 1989 г., во время массового митинга в Тбилиси на проспекте Руставели перед зданием Правительства Грузинской ССР (ныне парламента), где звучали призывы к выходу Грузии из состава СССР, И., обеспокоенный тем, что к проспекту стягивались советские военные части, в 3 ч. ночи вышел к митингующим и призвал народ к умиротворению, настаивая на том, чтобы демонстранты пошли вместе с ним молиться в находящуюся рядом ц. Квашвети. Однако большинство участников митинга не вняли его словам; в результате столкновения с военными частями погибли 19 чел. Личность И. и его участие в событиях сыграли значительную роль в преодолении грузинским народом боли трагедии 9 апр., объявленного в Грузии Днем скорби, и последующих дней.

В дек. 1991 - янв. 1992 г. в стране вспыхнула гражданская война. И. старался примирить враждующие стороны, дал согласие на проведение в Патриархии переговоров между ними. Встречи имели определенный результат, хотя избежать столкновения все же не удалось. Этот тяжелый для Грузии период этноконфликтов привел к разрушениям, жертвам и прекращению многолетних связей между грузинами и абхазами и грузинами и осетинами, а также к военным действиям между Грузией и Россией в авг. 2008 г.

Однако, несмотря на это, ГПЦ и РПЦ сохранили дружественные отношения, т. о. показав мировой общественности, что именно Православие является той основой, на которой возможно будущее мирное сосуществование 2 соседних суверенных гос-в. При содействии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя ОВЦС РПЦ митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) И. смог вывезти тела погибших из зоны конфликта (Цхинвальский р-н), дав возможность родным похоронить их по правосл. обычаю. И. активно участвовал в ведении переговоров и процедуре освобождения военнопленных.

Особое внимание И. уделяет вопросу исправления демографической ситуации в Грузии. Католикос-Патриарх обратился к жителям Грузии с новой инициативой: «В случае желания родителей крестным отцом каждого третьего ребенка любой семьи, независимо от их этнической принадлежности, станет лично Католикос-Патриарх». Первое такое крещение прошло 19 янв. 2008 г. в Самеба. На данный момент состоялось 8 крещений (последнее - 28 сент. 2009). И. имеет уже 3,7 тыс. крестников. Увеличение числа регистрируемых браков и рождаемости в Грузии, которое наблюдается за последние 2 года, специалисты квалифицируют как демографический бум, основным фактором которого они называют именно инициативу И.

По состоянию на кон. 2009 г. усилиями И. состав высшего клира ГПЦ увеличился до 39 архиереев; в юрисдикцию Церкви входит столько же епархий. Пять из учрежденных при И. епархий восстановлены на исторических территориях Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 окт. 2002 г. для приходов Зап. Европы была учреждена Западноевропейская епархия . В предстоятельство И. были открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 мон-рей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц.

Внешнеполитическая деятельность

И.в первые годы Патриаршествабыла прежде всего направлена на решение вопроса о признании автокефалии ГПЦ К-польским Патриархатом и др. Поместными Православными Церквами. 4 марта 1990 г., в день празднования Торжества Православия, К-польский Патриарх Димитрий I (Пападопулос) передал И. грамоту, удостоверяющую «издревле существующее независимое управление Грузинской Церкви и исторический и традиционно подтвержденный древними грамотами Патриарший титул грузинского Первоиерарха... как архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Католикоса-Патриарха всей Грузии». Было определено место ГПЦ в диптихе: 11-е после Болгарской Православной Церкви (БПЦ); в диптихе РПЦ и большинства др. Поместных Православных Церквей - 6-е после РПЦ.

Большое внимание И. уделяет восстановлению отношений с зарубежными мон-рями, в свое время принадлежавшими ГПЦ, в особенности с Иверским мон-рем (Ивироном) на Афоне и с Крестовым мон-рем в Иерусалиме.

Католикос-Патриарх всегда проявляет заботу по отношению к грузинам, проживающим за рубежом; всячески старается укрепить в них национальные чувства и поддержать стремление возвратиться на родину, чему также способствуют груз. священники, служащие в груз. общинах за рубежом.

И. с самого начала своего патриаршего служения установил теплые взаимоотношения с правосл. Церквами и их Предстоятелями и главами других конфессий; Предстоятели Церквей обменялись визитами. Углублению отношений способствовало и избрание И. на пост президента ВСЦ (1978-1983). И. принимает участие в различных международных конференциях и неизменно как на внутрицерковной, так и на внешнеполитической арене отстаивает миротворческую позицию.

Будучи Местоблюстителем Патриаршего престола, он принимал участие в состоявшейся 14 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре встрече Глав и представителей Церквей и религ. объединений СССР, во время к-рой выразил протест против производства нейтронного оружия и его размещения на территории стран Зап. Европы. В 1978 г. выступил против массовых гонений и убийств армян в Бейруте (Ливан). В 1983 г. на заседании ВСЦ в Женеве И. и председатель ОВЦС РПЦ митр. Кирилл призывали вывести советские войска из Афганистана, что было примером большой гражданской смелости. В 1990 г. были завершены начатые по благословению И. работы по установлению места захоронения пленных немцев в Тбилиси. 29 апр. 1991 г. И. направил Президенту Турции Т. Озала письмо, в к-ром осудил факт допроса К-польского Патриарха Димитрия I тур. властями.


Каталикос-Патриарх всей Грузии Илия II у гроба Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Храм Христа Спасителя. Москва. Фотография. 9 дек. 2008 г.

29 мая 2001 г. на встрече в Тегеране с руководителем Организации по вопросам исламской культуры и связей Ирана аятоллой М. Али Ташкири И. отметил, что высоко оценивает инициативу диалога между цивилизациями, с к-рой выступил президент М. Хатами. В частности, И. указал на то, что хотя «бытие Православной Церкви далеко от международной политики, но созданная в мире ситуация естественно требует высказать и наше мнение в этом направлении... Религиозные лидеры тоже обязаны поддержать механизмы создания мировой безопасности, что заключается в следующих направлениях: 1. Активизация и расширение ООН новыми структурами, где право решающего голоса будут иметь все независимые государства, члены ООН; 2. Признание территориальной целостности и фиксированных границ, существующих на сегодняшний день; 3. Реальные действия для достижения мирного сосуществования между мировыми государствами; 4. Создание международных вооруженных сил для мировой безопасности».

Судьбе малочисленных наций посвящено выступление И. на Международном форуме «Глобализация и диалог между цивилизациями», прошедшем в 2002 г. в Тбилиси. Католикос-Патриарх отметил, что глобализация неизбежна и связана с научно-техническим прогрессом, что, однако, не должно приводить к поглощению крупными странами духовных и национальных ценностей малых стран в целях создания единой, но безликой культуры.

В февр. 2003 г. в Тбилиси было распространено заявление И., резко осудившего положение в Ираке. «Время холодного мира,- отметил он,- в ближайшем будущем может стать серьезной угрозой для тысяч и миллионов… людей». В 2007 г. И. подверг критике факт размещения в прессе нек-рых европ. гос-в карикатур на Мухаммада, осудив их как оскорбление религ. чувств верующих.

По инициативе И. в окт. 2007 г. в Тбилиси прошел Международный форум мира, в работе к-рого приняли участие ученые из Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, России, США, Чехии, представители Болгарии, Армении и Литвы. В рамках форума состоялся 3-й Международный симпозиум «Диалог цивилизаций - просвещение и воспитание как возможность сотрудничества сторон»; его организаторами стали Международный центр христ. исследований при Грузинской Патриархии и Гелатская АН. Были затронуты темы духовного просвещения, религ. этики, практической педагогики, просветительных технологий, интерференции культур, диалога цивилизаций.

7 июня 2008 г. в Баку Глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде и И., «намереваясь продолжить совместные труды ради созидания мира на Кавказе», подписали мирную декларацию. В документе отмечено, что Управление мусульман Кавказа и ГПЦ «обладают уникальным опытом межрелигиозного сотрудничества, который приносит добрые плоды и может служить поучительным примером... Стремление народов жить в добром соседстве, не отчуждая себя друг от друга, храня взаимопонимание и взаимоуважение,- это единственный путь, гарантирующий прочный и справедливый мир, освященный благословением Всевышнего».

В апр. 2007 г. И. был приглашен в Кувейт и Бахрейн, где он встретился с гос. и религ. деятелями ислам. стран. Это первый в новейшей истории прецедент, когда христ. религ. лидер с офиц. визитом посетил араб. страны.

В марте 2007 г. И. с офиц. визитом посетил Москву и Троице-Сергиеву лавру, принял участие в презентации XIII т. Православной энциклопедии, в состав к-рого вошла серия статей, посвященных Грузии и ГПЦ, сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на литургии в храме Христа Спасителя. 24-27 дек. 2008 г. состоялся ответный визит в Грузию российской церковной и общественной делегации, приуроченный к 31-й годовщине интронизации И. Делегацию возглавили митр. Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук)


Иверская икона Божией Матери. Иконописец Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. XX в. (кафедральный собор Самеба в Тбилиси)

Проповеди и послания И. в 3 томах имеют большую популярность; эти издания стали для мн. верующих настольной книгой. В них с особой остротой поставлены вопросы, в ответах на которые, по мнению И., нуждается сегодня груз. народ,- независимость, свобода, воспитание мышления, экономическое развитие страны.

И. принадлежит неск. молитвословий, среди к-рых наиболее известны: Покаянная молитва, хвалебные песни Св. Троице, Пресв. Богородице, свт. Николаю, архиеп. Мирликийскому, и вмч. Георгию, молитва «За мир и благополучие Родины». Особое значение И. придает разработанному им для всей паствы ГПЦ суточному 7-кратному молитвенному правилу и часто отмечает, что это самое важное, что он совершил. Молитвы правила читаются по часам: в 6.00 (начальные молитвы, Пс 22, «Спаси, Господи, люди Твоя»), в 9.00 («Отче наш», Пс 50, «Богородице Дево»), в 12.00 («Отче наш», Пс 90, «Милосердия двери»), в 15.00 («Отче наш», Пс 142, тропарь св. Нине), в 18.00 («Отче наш», Пс 69, тропарь вмч. Георгию), в 21.00 («Отче наш», Пс 127, тропарь свт. Николаю) и в 00.00 («Отче наш», Пс 133, молитва об усопших, «Се, Жених грядет в полунощи»).

В 2007 г. был записан диск «Слава в вышних Богу», куда вошли созданные И. муз. композиции церковных произведений: Трисвятое, «Ис полла эти, деспота», «Отче наш», ектения при рукоположении, «Милость мира», «Покаяния отверзи ми двери», «Свят Господь Бог наш», заупокойная ектения, «Прииди ко мне, Господи», исполняемый на акафисте гимн св. Нине «Радуйся, прекрасная» и песня на стихи груз. поэта Важа Пшавелы «Эрекле перед боем». Песнопения на музыку И. часто исполняются на церковных и народных праздниках.

В 2007 г. в Тбилиси был издан альбом с воспроизведением икон, написанных И.: «Троица», «С нами Бог», «Ветхий денми», «Грузия под покровом Всевышнего», Иверской и Влахернской икон Божией Матери, образов архангелов Михаила и Гавриила, прор. Давида, св. царей Соломона II и Вахтанга Горгасали, св. царицы Тамары и др. Иконы работы Католикоса-Патриарха можно увидеть в Самеба, в Тбилисском Сиони, в ц. Пресв. Богородицы в монастыре Манглиси , в кафедральном соборе св. царя Вахтанга Горгасали в Рустави, в Грузинской Патриархии. Его кисти принадлежит фреска с изображением св. царицы Тамары в ц. Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси); в соавторстве с ним разработана иконография Спасителя для росписи в куполе Самеба. Католикосу-Патриарху принадлежат также живописные и скульптурные портреты известных груз. мирян.

Награды и звания

И. является почетным членом МДА (с 1978); почетным доктором богословия Нью-Йоркской ДА (с 1991); действительным членом Международной академии информатизации при ООН и почетным членом Критской ДА (с 1997); почетным доктором богословия Свято-Тихоновской ДС Православной Церкви в Америке (с 1998); почетным доктором богословских наук Тбилисского государственного ун-та (с 2003); почетным членом АН Грузии (с 2005).

Имеет много церковных наград и светских знаков отличия, среди которых - ордена св. равноап. Нины и вмч. Георгия (ГПЦ) «за усердное служение Церкви Христовой» (1972 и 1977); орден св. Иоанна Рильского 1-й степени (БПЦ; 10 мая 1977); орден Дружбы народов «за большую патриотическую деятельность в защиту мира и в связи с 50-летием»; орден св. царя Давида IV Строителя (высшая гос. награда Грузии) «за восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны» (1997); орден Славы (высшая гос. награда Азербайджана) «за развитие отношений между Грузией и Азербайджаном» (июнь 2005); Золотой орден хитона Господня (ГПЦ) «за неоценимые заслуги перед грузинским народом» (27 июня 2008); орден Культурного наследия (Международная федерация русскоязычных писателей стран СНГ) «за просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия» (июль 2008); орден св. кн. Ярослава Мудрого 3-й степени (Украина) «за многолетнее пастырское служение и милосердно-благотворительную деятельность, за выдающийся личный вклад в развитие грузино-украинских духовных связей» (17 окт. 2008) и мн. др.

Деятельности И. посвящены документальные фильмы «В гостях у Патриарха» (режиссер Г. Шалуташвили, 2007) и «Крест Патриарший» (режиссер Г. Торадзе, 2007), кн. «Патриарх» (2005), монографическое исследование С. Вардосанидзе «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II» (2008) и кн.-альбом «Солнечная ночь» (2008). Следует отметить, что последнее название - это слова, принадлежащие И., которыми он характеризует период своего Патриаршества.

Арх.: Шиолашвили Ираклий Георгиевич, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: Личное дело // ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 7. Д. 193.

Лит.: На интронизации нового Предстоятеля Церкви Грузии // ЖМП. 1978. № 4. С. 46-51; Никитин В. Из жизни Грузинской Православной Церкви // Там же. 1980. № 12. С. 63-64; Визит Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II // Там же. 1996. № 12. С. 29-34; Празднование 25-летия Первосвятительского служения Предстоятеля Грузинской Православной Церкви // Там же. 2003. № 1. С. 94-95; Дуларидзе Л. Четверть века патриаршего служения: 25 лет со дня интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II // Там же. С. 92-94; Шихашвили Г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II об актуальных вопросах социально-экономического развития // Логос. Тбилиси, 2004. № 3. С. 82-84 (на груз. яз.); Патриарх / Ред.: М. Кацадзе, прот. Г. Звиададзе и др. Тбилиси, 2005 (на груз., англ. языках); [Илия II]: Сб., посвящ. Католикосу-Патриарху Илии II в связи с его 75-летием и 30-летием его интронизации / Груз. Нац. АН; ред.: Р. Метревели, Н. Гиошвили, М. Инасарадзе. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Еркомаишвили А. Прекрасный музыкант // Там же. С. 31-33; Надирашвили Ш. Святейший и Блаженнейший Патриарх Илия - покровитель духовности грузинского народа // Там же. С. 79-83; С нами Бог: Альбом / Ред.: прот. Г. Звиададзе. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Солнечная ночь: Жизнь и служение Католикоса-Патриарха Грузии Илии II / Ред.: М. Курдиани, Н. Чавчавадзе, Л. Тогонидзе и др. Тбилиси, 2008 (на груз., англ. языках); Вардосанидзе С. Католикос-Патриарх всей Грузии Святейший и Блаженнейший Илия II. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ

mob_info