Можно ли диакону работать на светской работе. Профессия православный священник

На телеканале КРТ в передаче “На сон грядущий” выступил протоиерей Андрей Ткачев с рассуждениями о заработке духовенства. По мнению священника, пастыри не должны зарабатывать на Церкви, а для пропитания должны иметь светскую специальность.

Со взглядом отца Андрея выразили несогласие некоторые супруги священников.

К сожалению, с библейской аргументацией уважаемого и любимого многими отца Андрея Ткачёва, цитирующего апостола Павла в вышеупомянутой передаче, решительно невозможно согласиться.

Действительно, апостол Павел неоднократно подчёркивал свою полную материальную независимость от общины, пока в ней жил, учил и проповедовал. Однако он с благодарностью принимал от этой же любые дары и пожертвования после своего ухода. Например, трудясь в Фессалониках, и подчёркивая свою независимость от пожертвований фессалоникийской общины, Павел в то же время с благодарностью принимает пожертвования христиан из Филипп, где он трудился несколько раньше: «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Фил.4:15-17). Точно так, трудясь в Коринфе, и отказываясь принять помощь от коринфян, Павел принимает приношения от Македонских и других церквей: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор.11:8,9).

Причина такой политики Апостола ясна и вполне оправдана: пока Павел находился в каком-либо месте, он отстаивал свою абсолютную независимость, не будучи обязанным никому. Ведь крайне трудно принять дар от кого-либо, а потом обличить его или проповедовать против него. Пока Павел находился среди филиппийского братства, он не мог быть обязанным кому-либо. Но после его ухода условия изменились. Тогда он мог принять любой дар, доказывавший любовь филиппийцев к нему, ибо тогда он не был обязан кому-либо в Филиппах. Столь же невозможным было для Павла принять материальную поддержку от коринфян, пока он находился у них, и сохранять необходимую независимость. Он не был непоследовательным, а лишь поступал мудро (комментарий Баркли).

При этом не нужно забывать тот факт, что белое, т.е. женатое духовенство не может следовать примеру апостола Павла просто потому, что Павел не имел и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя.

Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/ разрушен/храма нет совсем – его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д.

Если священник в таких условиях будет “плести палатки”, чтобы прокормить семью, кто будет заниматься Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла?

Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды», – говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне», – пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10).

Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» – даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

Причина этого вполне ясна: священство – это не ремесло, а служение, подобное службе военного. Чтобы в нём совершенствоваться, человек в идеале не должен распыляться на заботу о пропитании. В первом официальном собрании законов Римской империи – Кодексе Феодосия – сказано: “Мы запрещаем людям, занятым на военной службе, заниматься гражданскими профессиями”. Говоря о священстве в контексте материального обеспечения священнослужителя, ап.Павел сравнивает его именно с военной службой: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор.9:7), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4). Солдат – это только солдат, также и священник – это только священник, который должен сконцентрировать все свое время, все свои силы, и, что особенно немаловажно, все свои помыслы на служении. Если все офицеры большую часть времени начнут заниматься частным извозом или разгрузкой вагонов – армии конец. Если все священники большую часть времени начнут тратить на зарабатывание денег – конец Церкви.

Об этом же говорит и Устав Православной Церкви: об обязанности, а не добровольности, прихожан содержать своего священника. Хорошо, когда священнику удается совмещать свою пастырскую работу со светской, но практика показывает, что это далеко не всегда возможно без ущерба для священнического служения. Для того, чтобы приход жил, священник должен жить приходом, а не посторонней работой и мыслями о заработке на хлеб насущный, что нам и предлагает о.Андрей. «Нехорошо, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6:2). Именно поэтому, чтобы забота о его собственном столе не заменяла священнику заботы о проповеди Слова Божия, в некоторых поместных Православных Церквях, например, Кипрской, священнослужителям вообще не разрешаются никакие подработки на стороне.

Того же мнения придерживается и нынешний : приходской священник не должен быть «обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи», он не должен искать подработки на светских должностях, но должен полностью сконцентрироваться на своём служении (из доклада Патриарха на епархиальном собрании, Москва, декабрь 2009 г)

Вопрос о том, на какие средства должен жить священник и его семья гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дело здесь в том, как мы на самом деле относимся к священнику и его служению. Считаем ли мы, что священство – это не более, чем хобби, которым достаточно заниматься пару раз в неделю в перерывах между основной работой (крановщиком, юристом или учителем), причём священник сам же должен это «хобби» оплачивать? Или же мы признаём, что священство – это самоотверженное служение, которое должно занимать все силы и время служителя? В той клятве, которую даёт любой священник перед рукоположением, есть такие слова, что отныне он полностью посвящает себя служению Алтарю и приходу.

Совершенно непонятно стремление о.Андрея превратить всех священников в светских работников, изредка исполняющих своё служение в нерабочее время. Ненормальна ситуация, когда священник вынужден пренебрегать своими обязанностями пастыря и искать другой способ поддержать материальное состояние своей семьи и своего храма. Такой человек просто будет не в состоянии часто служить, проповедовать, миссионерствовать, восстанавливать храмы, посещать школы, больницы, тюрьмы, ездить в отдаленные села и деревни, в которых нет собственных храмов, заниматься самообразованием, т.е. исполнять свои прямые священнические обязанности.

Почему получать деньги от служения – это “стяжательство”, а всю неделю, вместо заботы о храме и пастве, пахать на свой карман – это не стяжательство, не обворовывание собственных прихожан? Священник обязан работать и как можно меньше брать от прихожан?

Встает вопрос: а кто тогда обязан служить, если священник большую часть своего времени будет занят зарабатыванием денег для себя? Кто обязан в любой момент все бросить и поехать за несколько десятков километров напутствовать умирающего в глухом селе? Кто обязан в любое время по телефонному звонку, даже ночью окормить пасомого? Кто обязан искать спонсоров для строительства храма, а затем и строить сам храм, беря на себя функции администратора, прораба и завхоза в одном лице? Кто кроме священника обязан остановить самоубийцу, заниматься с молодежью, доказывать администрации, что жизнь района надо улучшать, и брать на себя конкретные шаги по улучшению? Нет, оказывается, 5 дней в неделю он должен быть крановщиком, и лишь иногда, в свободное от этой работы время ещё и священником. Двум господам работать…

Мы хотим, чтоб священник был “без страха и упрека”, умел катехизировать, вести полемику с иноверцами, посоветовать в жизненной ситуации, был молитвенником и эрудитом хотя бы в своей области. А для священника желательно наличие еще и светского образования. Тогда он должен заниматься только своим делом, как хирург, как учитель. Если мы говорим хирургу, чтоб он оперировал за бесплатно, а по ночам подъезды мыл, то сами будем виноваты, когда попадем на операцию к человеку, засыпающему в оперблоке и потерявшему квалификацию.

Пример, который привел отец Андрей в конце беседы, вообще не следовало бы озвучивать зрителям, тем более в положительном ключе. Ситуация священника, бросившего нищий приход и семью, ради работы на стройке в столице – это позор и развал нашей Церкви, который нам предлагается поддержать! Это должно стать болью каждого православного: и мирянина, и священника, и архипастыря. Если к настоятелю большого прихода приходит его бедствующий собрат, то предложить ему работу на кране – это не помощь, но следующий шаг, подталкивающий священника ещё дальше в мiр, отдаляющий его ещё больше от паствы и Престола.

Бедному батюшке можно было бы помочь по-другому. Можно на своем приходе организовывать регулярный целевой сбор средств для бедствующего прихода. Можно заглянуть в свою ризницу – а вдруг там есть комплект облачения, который может еще быть использован по назначению, а не пылиться в ненужности и забвении в закромах. Так же можно поступить и с книгами, и с церковной утварью. В любом случае помощь и внимание дадут силы бедному священнику, поддержку и ощущение того, что он не брошен, что он не один, ведь идет под руку с бедностью.

Стоит упомянуть и еще один момент: строительные специальности имеют повышенный риск травматизма. Сможет ли продолжать служение священник, в случае, если, не дай Бог, с ним произойдет несчастный случай?

Если верить Руссо, французская королева Мария–Антуанетта, будучи оповещенной о голоде среди французских крестьян, ответила буквально следующее: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!». Один из Российских губернаторов, комментируя журналистам ситуацию с пробками на Ленинградском шоссе, предложил автолюбителям пересаживаться на вертолеты: «Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин». Не менее легкомысленным выглядит призыв столичного настоятеля отказываться от священнических зарплат и искать средства для жизни подработками на стороне.

Неужели жизнь отца Андрея совершенно оторвана от той реальности, в которой живёт абсолютное большинство его собратьев-священников? Многие рядовые священники имеют максимум 1-2 выходных в неделю, служат годами без отпусков и при этом вынуждены содержать семьи, часто многодетные, на весьма скромную священническую зарплату. Как в таких условиях возможно содержать семью на какие-то иные доходы? Какому работодателю нужен такой работник, у которого постоянно то службы среди недели, то отпевания, то венчания, то Крещения?

Слова отца Андрея вызвали недоумение и несогласие среди жен православных священнослужителей: среди тех женщин, которые изо дня в день видят все тяготы священнического служения и являются зачастую первыми помощницами своих мужей. Эта статья, собственно, и родилась в результате дискуссии между Православной Церкви.

Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года.

Профессии, совместимые и не совместимые со священством

В течение длительного исторического периода состояние в клире не предполагало необходимость несения иных профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что такой подход сохраняется в большинстве стран православной традиции, условия современной жизни порой ставят вопрос о совмещении священнослужения и светской профессии.

I . Апостол Павел писал Коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14). Тем самым Апостол указал на обязанность христиан содержать своих пастырей, чтобы освободить их от изыскания средств на содержания себя и своих близких от иных видов деятельности. В то же время его собственный пример, о чем он пишет далее: «Но я не пользовался ничем таковым» (1 Кор. 9, 15), - а из книги Деяний Святых Апостолов известно, что он занимался плетением палаток (Деян. 18, 3) - указывает и на иную возможность, когда служение Богу и Церкви оказывается совместимым с содержанием себя за счет оплачиваемого труда вне церковной организации.

Со времени обретения Церковью свободы в Римской империи и затем усвоения ей привилегированного статуса, когда христианство стало исповеданием значительного большинства граждан Римской империи, а позже также других государств, преобладает практика, когда священнослужители «питаются от благовествования» (ср. 1 Кор. 9, 14). Эта практика преобладает и в тех современных государствах, где христианство утратило былой статус господствующей, государственной или официальной религии, но где оно остается национальным вероисповеданием, к которому принадлежит преобладающая или значительная часть населения, и где поэтому прихожане в состоянии содержать и храм и служащих в нем лиц.

II . Во все времена существовала и другая практика, которая в наше время особенно распространена в странах, где православная паства пребывает в диаспоре. В этих странах верующие, принадлежащие одному приходу, по своей малочисленности оказываются не в состоянии содержать духовенство прихода и других церковных работников. В связи с этим клирики изыскивают средства на содержание самих себя и своих семей иной оплачиваемой деятельностью. Подобная ситуация существует и в ряде епархий канонической территории Русской Православной Церкви.

Условием осуществления клириком светской профессии, является её безупречность с религиозной и нравственной точки зрения. Кроме того, светская работа не должна наносить ущерб пастырскому или диаконскому служению. Для священнослужителя долг перед Богом и Церковью в любых обстоятельствах должен быть безусловным приоритетом.

III . Не всякая профессиональная деятельность совместима со священством. На этот счет имеются известные канонические запреты: так, согласно 81-му Апост. прав., не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления», а 83-е Апост. прав. гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови».

Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и предпринимательством. Отцы Халкидонского Собора в 3-м прав. изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступити сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию». Правило определяет, по толкованию Зонары, чтобы все принадлежащие к клиру занимались исключительно делами своей службы, и никоим образом, из «гнусной страсти к наживе», из сребролюбия, не занимались бы мирскими делами, в ущерб служению Богу, Которому себя посвятили.

Любое, даже непредосудительное, занятие хозяйственной деятельностью, особенно в условиях рыночной экономики, несет в себе риск - как репутационный, так и собственно материальный — через нанесение ущерба участникам экономического процесса. Предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает в качестве базовой цели извлечение прибыли путем совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров, неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

В 6-м Апост. прав. говорится: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина». Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2, 4). Это предписание выражено и во многих других канонических правилах (Апост. 20, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11). Так, прав. 20 святых апостолов гласит: «Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен», то есть должно быть извержено из сана всякое духовное лицо, выступающее чьим-либо поручителем в делах мирских, судебных, торговых или тому подобных, имея в виду материальную выгоду. Неоднократно устанавливается для клириков и запрет на ростовщическую деятельность. В частности, прав. 10 Трулл. Соб. гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы или так именуемыя сотыя, или да перестанет, или да будет извержен». (см. также 4 прав. Лаод. Соб., 14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.).

Вместе с тем, каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение этого рода занятий с духовным служением клирика в ущерб последнему. Исходя из этого возможно, в частности, сделать вывод, что клирик может владеть на правах собственности тем или иным видом непредосудительного бизнеса, непосредственно не участвуя в управлении им - например, передав дело иному светскому лицу в доверительное управление, либо передав имущество в аренду. Вальсамон, толкуя 9 правило Трулльского Собора, запрещающее клирику ведение корчемной торговли, указывает, что клирикам не запрещается «иметь корчемницу на правах собственности и отдавать ее в наем другим, ибо это делают и монастыри и разные церкви».

Вместе с тем, занятие частным бизнесом следует четко отличать от собственно хозяйственной деятельности самой Церкви, участие в которой для многих клириков является прямой обязанностью и видом служения. Современное светское законодательство разрешает религиозным организациям вести предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ. В этом случае речь не идет о прямом участии клириков в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли ради личного обогащения, а о приумножении приходского или монастырского имущества для общей пользы всей Церкви. Такая деятельность должна осуществляться высокопрофессиональными людьми, которые могут назначаться, в том числе, из клириков, что следует из 26 прав. IV Всел. Собора: «Поскольку в некоторых церквах, как нам сделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без экономов, того ради рассуждено: всякой церкви, имеющей епископа, иметь из собственного клира эконома, который бы распоряжался церковным имуществом, по воле своего епископа, дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ее имущество, и дабы не падало нарекание на священство. Если же кто сего не учинит, то таковой повинен Божественным правилам».

Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст.132). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Широко известно, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) совмещал архипастырское служение с преподаванием медицины и хирургической практикой, и эта его деятельность приносила благие плоды. Это исключение, связанное с обстоятельствами времени, в которое он подвизался, не следует возводить в правило. Правящий архиерей может санкционировать врачебную или фельдшерскую деятельность клирика, если таковая способна принести благие плоды.

Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, также возбраняется охота и другие виды деятельности, неизбежно связанные с пролитием крови, хотя бы и животной (Номоканон, правило 135).

Канонический запрет рукополагать актеров (55 прав. Карф. Соб.) безусловно исключает занятие клириков актерской профессией, включая профессиональное занятие танцами (балетом) или сценическим пением. Кроме того, в условиях, когда работа в сфере развлекательного шоу-бизнеса влечет за собой усиленные соблазны, недопустимо осуществление клириком профессий в этой области.

IV. Суммируя канонические запреты и церковную практику разных эпох, можно составить следующий перечень профессий, несовместимых со священством.

1) Воинская служба и всякая вообще служба, хотя бы и в частных корпорациях, предполагающая ношение и применение оружия. Исключение, если в этом есть необходимость, может составлять преподавательская деятельность в военных или правоохранительных школах, не предусматривающая ни ношение, ни употребления оружия; очевидно, что данный запрет не имеет отношения к служению военного духовенства, также не предполагающее употребление или ношение оружия (полковые, армейские священники, капелланы), даже если капелланам присваиваются воинские чины или звания.

2) Государственная служба в органах исполнительной власти, исполнение судейских обязанностей и всякое вообще профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях, а также служба в муниципальных органах власти. Возможность для клирика участвовать в органах законодательных и представительных на государственном, региональном и муниципальном уровне оговаривается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления» (III.11). В документе Архиерейского Собора 2011 года «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» также подтверждается, что «иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные)». В указанном документе предусмотрены исключения из этого правила, «в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». В каждом подобном случае «Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии».

Не является государственной службой в собственном смысле слова, запретной для клириков, преподавание в государственных или муниципальных учебных заведениях, работа на государственных предприятиях или в государственных учреждениях в качестве рабочих, инженеров, технических работников и подобных должностях. Клирикам запрещена государственная служба, предполагающая повышенные, в сравнении с общегражданскими, обязательства, например, относительно секретности, служебной тайны, которые могут вступать в конфликт интересов с исполнением пастырского долга. В исключительных случаях ввиду высших интересах церковной пользы и служения пастве могут быть допущены исключения, но не иначе как по благословению правящего епископа;

3) Клирики не должны быть практикующими врачами, в особенности хирургами, или занимать должности иных медицинских работников. Врачебная или иная медицинская деятельность может быть в порядке исключения письменно разрешена клирику епархиальным архиереем. Безусловно возбраняется клирику деятельность, сопряженная с пролитием животной крови: работа ветеринаром, егерем или иная.

4) Клирикам запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобным. Работа по найму на руководящих или рядовых должностях в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности в этих учреждениях не носит элементов ростовщичества. Клирикам канонами дозволяется продажа изделий собственных рук, но иные виды торговли представляются несовместимыми со священством, равно как и адвокатская защита частных интересов в судах и в иных правоотношениях.

5) Недопустимо клирикам быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения: в игорных домах, казино, барах и иных.

7) Служение в клире несовместимо с актерством, с профессией танцора или сценического певца.

Все время раздражаюсь на коллегу! Как сосуществовать вместе 8 часов на работе?
Святые отцы учат нас, что, в первую очередь, корень греха нужно искать в нас самих, если мы раздражаемся, то, возможно, в другом месте нас раздражало бы что-то другое. Господь посылает Вам общение с Вашей коллегой, чтобы Вы увидели в себе страсть, ведь, возможно, без общения с ней, Вы бы и не узнали о существовании в Вас этой страсти. Во многом Вы сами ответили на свой вопрос - старайтесь вежливо уклоняться от праздных разговоров. Следите за тем, что говорите, и старайтесь больше работать на работе, а самое главное - горячо кайтесь в своих грехах и искренне молитесь о спасении души Вашей коллеги. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Я ответила вежливо и сдержанно на вопросы коллеги из другого региона. Но когда она уходила, то сказала, что я очень грубо к ней отнеслась и когда заболею, я о ней вспомню. Что мне делать? Катерина.
Дорогая Катя! Иногда при общении с другими людьми мы, сами того не желая и не замечая, говорим что-то, что может показаться собеседнику оскорбительным, или интонация наша покажется, например, несколько высокомерной. Как писал Ф.И. Тютчев: “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…” Для того, чтобы преодолеть этот конфликт молитесь о здравии Вашей коллеги.

Ко мне постоянно придирается одна сотрудница…Я перешла на новое место работы (я секретарь) и столкнулась с тем, что ко мне постоянно придирается одна сотрудница: кричит, не дает слова сказать, оскорбляет? Юля.

Дорогая Юля! Прежде всего, постарайтесь разобраться в том, когда ваша сотрудница делает вам замечание справедливо, и постарайтесь исправиться. Это наиболее простая часть стоящей перед вами задачи. Вторая более трудная - научиться прощать. Как говорят французы: «Маленькие подарки укрепляют дружбу». Попробуйте делать какие-то шаги навстречу. Молитесь Божией Матери о спасении ее души.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Можно ли вести дела в бизнесе с людьми другой веры? Есть среди моих партнёров люди, которые носят крест, в офисах у них православные иконы, но в тоже время они часто рассуждают о высшей материи, кому что открыто, или закрыто. Могу ли я вести с ними дела в бизнесе? Павел

На мой взгляд, работать с людьми, исповедующими другую веру можно. Положительное влияние на окружающих людей должен оказывать наш христианский пример и наша христианская жизнь, ибо мы призваны отличаться духовным благородством и жертвенностью. священник Александр Ильяшенко

Не будет ли грехом зарабатывать на жизнь, открыв игровой зал (игровых автоматов)?.. Дмитрий.

Здравствуйте, Димитрий!
Безусловно, для христианина «игорный бизнес» - недостойное, греховное дело. Оно построено на обмане людей, на эксплуатации их низменных, греховных страстей. Постарайтесь найти иной, может быть, менее доходный, но здоровый вид деятельности. Помоги Вам Господь найти достойную честного человека работу, священник Александр Ильяшенко

Как наладить бизнес? Дохожу до какого-то момента в развитии своего бизнеса, и начинаются проблемы-все буксует, народ разбегается, количество сделок падает, начинаются долги, проблемы, разборки.

Здравствуйте, вероятно, Вы спутали Церковь Христову со школой менеджеров. Господь спасает от греха и смерти всякого человека желающего быть с Ним. А в каком социальном состоянии нам спасаться с духовной точки зрения не столь уж важно. Да и “трудно богатому войти в Рай”. Впрочем, если Вы выполняете волю Божию: “Возлюби ближнего своего как самого себя”, то “разборок” будет меньше, а народ будет “разбегаться” только в случае крайней нужды и со слезами на глазах. Если Богу угодно, чтобы Вы были преуспевающим бизнесменом, то так оно и будет. Только помните, что Ему угодны творящие волю Его.
Помоги Вам Господи, священник Димитрий Лин

Я - менеджер, недовольна этой работой. Может быть, искать что-то другое? Работаю в коммерции, но недовольна еще больше, т.к. совсем другой уровень отношений в коллективе. Нет абсолютно никакого уважения к работникам, только потребительское отношение, как к рабсиле. Поэтому нахожусь в постоянном раздражении, дожидаясь изменений к лучшему… Лидия.

Лида, все наши неудачи, также как и удачи - наших рук дело. Первое - это нужно научиться брать ответственность на себя, а не ждать от других, что они создадут нам какие-то условия. Других мы не можем изменить. А себя, если захотим, сможем.
Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов

Как относиться к коллеге по работе, если он настолько живет жизнью в храме, что да работы ему и дела нет. Елена.
Дорогая Елена!
Относиться, в любом случае, надо хорошо. Ваш вопрос сложный: если коллега не выполняет свою работу и обязательства, то, несомненно, он поступает неправильно, пренебрегая работой. Ведь в Священном Писании говорится «работайте Господеви со страхом». Поэтому выполнять свои обязанности на работе и выполнять хорошо - долг православного человека.
С другой стороны, если Ваш коллега, выполняя свою работу, держится отстраненно от праздных разговоров и обсуждений, которые, не секрет, нередко занимают значительную часть рабочего дня, если внутренне храм для него важнее работы, то это дело внутреннего мира человека. И радостно, что в нашем мире, где у людей подчас нет других ценностей и идеалов, кроме материальных, есть люди, для которых дорога вера.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Может ли православный христианин работать в воскресение?
Мир Вам!
Если не ради прибыли, а по долгу (как врач, священнослужитель, солдат, полицейский и т.д.), для общей пользы или в благотворении, то несомненно может. Другие случаи могут дать совести повод для смущения. Впрочем, главное - не совершать в воскресный день греховных поступков: «уклонись от зла и сотвори благо».
С уважением, священник Алексий Колосов

Как относится к тому, что воскресенье делают рабочим днем? Что следует в таком случае делать?

Относиться нужно с прискорбием. Святейший Патриарх уже не раз обращался к властям предержащим нашей страны с тем, чтобы они стремились избежать таких переносов священного для христиан воскресного дня, делая его днем рабочим. И, к сожалению, они пока должным образом не откликнулись, что мы видим и в декабре 2002 года, в частности. Я думаю, что христианин, в том случае, если он имеет какую-то возможность, перенести и дополнить воскресный день за счет отгула, заблаговременно взятого, краткого отпуска иле еще чего-то, должен постараться это сделать, потому что воскресный день - святыня. Если он не имеет такой возможности, то, может быть, он сможет сходить в храм, где есть ранняя служба. Во многих московских храмах есть службы и в 7 и в 10 часов утра в воскресный день. Можно успеть куда-нибудь на семичасовую службу тому, кому не строго к 9 нужно на работу. Ну а если нет и такой возможности, то, по крайней мере, побольше и повнимательнее помолившись дома, зная, что другого выхода о нет, езжайте на работу выполнять свой служебный долг. протоиерей Максим Козлов

Я работаю главным бухгалтером, и в то же время состою на учете в психоневрологическом диспансере. Хотел бы поменять работу, но больше ничего другого не умею?!

Перво-наперво стоит запомнить, что постоянным упрощением рода деятельности ничего не решить. Справляетесь с Божьей помощью? Справляйтесь и дальше - если будет совсем невмоготу, то это будет ясно не по внутреннему самоощущению, а по самой ситуации: молитесь и Господь подаст силы.
Что же касается апатии («пропала охота что-либо делать…»), то… у нас часто пропадает охота к тому или иному, но приходится себя понуждать - так и Вы: отрывайте себя от Интернета, проснитесь и трудитесь. Скорее всего, это расслабленность, происходящая от малодушия. Как с ним бороться? Регулярная исповедь и Причащение Святых Христовых Таин разрушают сети диавола. Кроме того, если у Вас есть духовник или священник, которому Вы доверяете, то поговорите с ним о возможности Соборования - иногда это таинство разрушает те узы, которые сокрыты в глубине души и не видимы разумом.
Мир Вам и благословение Божие! Священник Алексий Колосов

Моя семья открывает свою фирму, как посоветуете ее назвать? Ксения.
Дорогая Оксана!
Не так важно, какое название для фирмы Вы выберете. Много важнее начать дело с Божьего благословения, поэтому советую Вам отслужить молебен о начале доброго дела. В отношениях с сотрудниками, партнерами, и даже конкурентами руководствуйтесь принципом “не делай другому того, чего не желаешь себе”.
Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Можно ли православной женщине работать на руководящей должности? Я преподаю в ВУЗе, замужем, воспитываю двух сыновей. Ирина.
Дорогая Ирина!
Православная женщина может занимать руководящую должность, но она не должна забывать и про то, что она женщина, имеет семью, детей, которым нужно уделять внимание, что руководить нужно на работе, а в семье - подчиняться мужу.
С уважением,
священник Александр Ильяшенко

В книге «Подробная исповедь» не нашла греха в профессии актёра, хотя слышала много раз, что это греховное занятие. Всегда ли эта профессия греховна? Или, если роли не являются богопротивными (ведьмы и т. д.), а только служат для искоренения пороков, то это не грех? Как мне быть, если приходится работать в театре и это единственная моя профессия? Светлана

Уважаемая Светлана, рассуждать об этом можно по-разному. Действительно, в самой по себе в профессии актера есть нечто непростое для участия в ней верующего человека. Как ни крути, одевание личины, с которым каждому, занимающемуся этой профессией, приходится сталкиваться, не есть вещь вовсе нравственно нейтральная. Но прямо недопустимым является не это, а участие в такого рода представлениях, постановках, которые с христианской точки зрения нравственно неприемлемы. Если Вам удается сочетать Вашу профессию с неучастием в развращающем, нравственно оскорбительном, влекущем человека к пороку или к прилеплению к пустому и пошлому, то можно заниматься этой профессией. Но если нынешний театр становится таков, что это фактически невозможно, то, наверное, можно и задуматься.

Протоиерей Максим Козлов.

The Village продолжает рассказывать, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске - священник. В России церковь живет на пожертвования, зарплата священникам выплачивается из тех денег, которые собирает его же храм. Бюджеты небольшого деревенского храма с простыми прихожанами не сравним с доходом крупного столичного прихода, у которого есть ктиторы (крупные благотворители). И доходы, которые получают священники, могут отличаться в десятки раз. Приходской священник анонимно рассказал The Village, как получить место в богатом храме, на что живет приход, какова наценка на свечки и куда идут пожертвования.

Профессия

Священник

Доход

20 000–200 000 рублей

в среднем 70 000–120 000 рублей

Траты

4 000–5 000 рублей

оплата коммунальных услуг

15 000–20 000 рублей

продукты и кафе

20 000 рублей

бензин и обслуживание автомобиля

15 000–20 000 рублей

3 000 рублей

тренажерный зал

10 000–15 000 рублей

20 000–40 000 рублей

накопления

Духовное образование

Священниками становятся только те, кто получил духовное образование и окончил семинарию. Раньше было проще: обычный человек мог стать священником, если имел желание и долго прислуживал в церкви. Несколько лет назад семинарии приравняли к государственным вузам, но сделано это было только на бумаге, потому что на самом деле духовное образование сильно отличается от светского.

Вступительные экзамены в семинарию проводятся по Закону Божьему. Когда принимают ребенка в школу, требуют, чтобы он умел считать и писать. Здесь точно так же. Все то же самое ему будут преподавать в течение четырех лет, только углубленно. Основные предметы - Новый Завет, Ветхий Завет, библеистика, история церкви, история русской церкви. Чтобы диплом был приравнен к диплому бакалавра, добавили общеобразовательные предметы: русский язык, русскую литературу, иностранный. Полный список предметов зависит от места, где находится семинария.

Престижными считаются Московская духовная академия и семинария и Санкт-Петербургская семинария. Это давно существующие школы. В новообразованных или переделанных из училищ семинариях не дают как такового образования, обучение там основано на заповедях Русской православной церкви, а именно на послушании. Послушание - это, например, работа под началом своего собрата, чистка снега, уборка листьев, мытье полов и туалетов. Фактически это превращается в систему унижений, потому что провинившиеся делают такую работу чаще, чем понравившиеся начальству.

В семинарии есть должность помощника проректора по воспитательной работе. Он занимается распределением послушаний. Это такая психологическая «давилка» на более-менее свободолюбивых ребят, чтобы заставить их смирить свой пыл. Многие не выдерживают и уходят. Дежурные помощники так и говорят: «Ты пришел смиряться, отдать все и положить свою жизнь церкви». Здесь срабатывает эффект позвоночника: кто гибкий, тот освобождается от работы и потом получает лучшие места. Некоторых освобождают от грязной работы вовсе, если те приближаются к священнику и начинают заниматься церковной службой. Так выстраивается иерархия.

В моей семинарии воспитательную работу возглавлял очень мягкий человек. Сначала мне было удивительно, как он может быть лоялен к слабостям семинаристов, которым разрешается пить или курить. Потом я понял, что так определялись слабости человека, а потом его брали на крючок. Такие люди оставались как бы в кулаке и после окончания семинарии.

Сейчас почти в каждой епархии и митрополии большого областного центра есть семинария. Хотя это абсолютно не нужно: слишком много священников выпустили в последнее время. Если все «выйдут в поля», то не смогут себя прокормить. Поэтому кто-то ушел на светскую работу, а кто-то живет в деревне подсобным хозяйством. Чем дальше от центра, тем уровень семинарий ниже, несмотря на то, что диплом везде один.

Во время обучения бывают дежурства в храме и череды, когда студент помогает на клиросе, прислуживает на церковном богослужении, участвует в общей молитве. В каждом городе есть духовный глава - епископ, митрополит или архиепископ. Для его службы нужно большое количество церковных служителей. На эту роль берут ребят из семинарий. Те, кто более-менее способен к пению, долгим стояниям на службе и отличается представительским видом, становятся иподиаконами. Они помогают в богослужении - подают митрополиту свечу, снимают с него шапку, держат книгу и делают еще сто малозначимых мелочей.

Как стать священником

Человеку, который окончил семинарию, очень сложно устроиться на нормальную, «светскую», работу, поэтому он находится как бы в крепостническом положении и согласен выполнять то, на что обычный человек не согласится. У того, кто оканчивает семинарию, стоит выбор: либо он оканчивает ее неженатым и постригается в монашество (но редко кто выбирает такое - это сложно), либо ему срочно нужно жениться. От этого зависит, получит ли он место, рукоположение (посвящение в духовный сан. - Прим. ред.) и должность. Есть условный клуб православных девушек, которые общаются с учащимися семинарии и выбирают себе мужа.

Если семинарист очень удачливый, то он женится на дочери попа, и его определяют в тот же храм, где служит священником ее отец. В Петербурге были целые священнические семьи, кланы, династии, когда места в лучших центральных храмах передавались по наследству - от отца к сыну или к мужу дочери.

После женитьбы выпускник семинарии пишет на имя епископа прошение определить его в священники. Либо просит пострига в монашество, и уже после определения в монастырь может стать священником. После этого менять семейное положение или уходить из монастыря уже нельзя.

Все стараются выбить себе место через каких-то друзей, знакомых, покровителей. Могут договориться о практике - пойти в храм в качестве чтеца. Там уже священник смотрит, нужен ли ему такой потенциальный «коллега» или нет, сможет ли он с ним сработаться или нет. Обычно быстро берут глупеньких, которые не будут совать нос в дела, управление и финансы.

Церковная карьера

В церковной иерархии есть церковнослужители и священнослужители (вторые прошли рукоположение и могут совершать таинства и обряды). Промежуточное между ними звено - иподиаконы. Церковнослужители не допущены к совершению таинств, они лишь помогают в ведении служб. Священнослужители - это диаконы, потом иереи, то есть священники, которые могут совершать богослужения, выполнять любые требы и управлять приходом. Следом - архиереи, епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх.

То, сколько времени у семинариста займет путь в священники, зависит от способностей конкретного человека. Можно пройти посвящение из иподиакона в дьяконы, а на следующий день стать иереем. Я знаю случаи, когда в 17 лет человек уже был священником. Вообще, после окончания семинарии в 21 год человек может стать священнослужителем. Если к этому времени он нашел себе место, то для посвящения нет никаких препятствий.

Обычные люди относятся к священнику с благоволением. Как правило, он не делает никакой грязной работы. Если это приход с большим количеством прихожан, нанимаются уборщицы, привратники, свечницы, а священник приходит только на службу. Если приход в деревне, то там доход небольшой и ему с матушкой приходится делать все самим.

Судьба священника зависит от симпатий начальства. Если человек очень способный, но неуживчивый, то у него не будет никакой карьеры. Способность к послушанию стоит на первом месте. Если у человека есть связи в миру, то его не будут продвигать, потому что это означает слишком большую самостоятельность. Как правило, карьеру делают напористые, не очень далекие и крайне лояльные к руководству люди. Такие мальчики могут в 22 года стать ректором гимназии или правой рукой епископа. Но обычно они остаются там ненадолго, потому что работа нервная и даже опасная. У человека сразу образуется множество завистников. А в юном возрасте сложно понять баланс сил, расстановки в городе или области, тем более, если мальчишка приехал из деревни. Где-то он перегибает палку, где-то срабатывает жадность.

В приходах своя история. Есть глава прихода. Это либо давно назначенный священник, либо молодой, который только что получил приход. Внутри прихода между священниками тоже постоянно идет борьба за влияние, власть и деньги. Новый человек начинает переманивать часть паствы, прихожан на свою сторону, старается им угодить, показать, что он гораздо лучше, чем предстоятель, чтобы со временем его заменили. Он перетягивает на свою сторону и влиятельных пожертвователей прихода, и самых активных бабушек, которые могут усложнить жизнь его начальству.

В первые века христианства было хорошо: священника избирали люди из своего состава там, где он проживал. Там до своей смерти он и оставался. Теперь в России перевод священников - дело очень частое. Сами священники уходят редко: если разочаровываются в христианстве вообще. Бывает, что священник разочаровался в религии, но остается служить все равно. Таких случаев больше, потому что человек, не имея профессии, не может никуда уйти.

Провинившегося могут сначала отправить в деревенский приход, потом в неоплачиваемый отпуск, а потом и вовсе уволить.

Увольняют за проступки, которые повлекли за собой публичный ущерб церкви. Провинившегося могут сначала отправить в деревенский приход, потом в неоплачиваемый отпуск, а потом и вовсе уволить. Не терпят пьянства. Но часто дела заминаются, если это удается. Если все попадает в газеты, как история про священника на большой машине, который сбил человека, его карьера заканчивается. В целом в личную жизнь никто не лезет, главное, чтобы никакие порочащие церковь действия не вышли в публичное пространство.

Каждый сам осознает, где он может остановиться. Чем выше по карьерной лестнице, тем выше конкуренция. Только очень хитрые и пронырливые люди могут балансировать между силой главы церкви, архиереем и теми, кто хочет их сместить. Это очень шаткое положение, и если раз его потерять, то сложно завоевать заново. Репутация в церкви очень важна.

На что живет приход

Приход живет только на пожертвования прихожан и захожан. Тех, кто приносит денежки, покупает свечи, иконки, крестики, записки, заказывает требы (священнодействия, которые совершает священник по просьбе отдельных людей - крещение, венчание, освящение и так далее. - Прим. ред.) . Тут месяц на месяц не приходится. Летом люди разъезжаются по дачам, и доход сразу падает. Самый большой доход приходится на Пасху, а также на рождественские и крещенские службы. Еще все зависит от места, где находится приход. Я знаю, что есть приходы, где и 10 тысяч рублей не наберется в месяц. Потому что там придут бабульки, принесут банку варенья, десяток яиц, конфеты, положат на канон и говорят: «Помяни моего дедушку». Большие храмы в областных городах могут иметь 1–2 миллиона рублей в месяц. Если храм в Москве, то доход может исчисляться миллионами. Этими деньгами распоряжается настоятель. Настоятель - глава юридического лица, местной православной религиозной организации. Храм не может считаться храмом, если на бумаге у государства не зарегистрирован.

Деньги, которые проходят через расчетный счет и отражаются в бухгалтерских документах, нельзя использовать нецелевым образом. Цели прописаны в уставе религиозной организации. Все такие поступления действительно идут на уставную деятельность. Неофициальные доходы у прихода возникают потому, что настоятель не хочет фиксировать большое количество денег. По разным причинам. Я знаю, что одного священника вызывали наверх, потому что на счету у прихода скопилась большая сумма, а он никуда не тратил. Его из-за этого сняли: надо уметь тратить любые суммы.

Самая большая наценка на свечи - в десятки раз. Это деньги из воздуха.

Не все пожертвования и деньги от продаж иконок проходят через бухгалтерию. Кстати, вы только думаете, что покупаете крестик в церкви, а на самом деле вы жертвуете рекомендуемую сумму, а взамен получаете крестик. Чисто юридически вы его потом не сможете вернуть, потому что получили его как бы бесплатно. В основном речь как раз об обычных пожертвованиях, когда дядечки и тетечки приносят деньги за свечечки. Если кто-то отстегнул миллиончик на новую колокольню, это большая редкость. В общем, основной доход - торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. Самая большая наценка на свечи - в десятки раз. Это деньги из воздуха.

Церковные предприятия вроде свечного заводика - это скорее исключение. В ручном труде задействовано много людей. Они должны где-то жить, их нужно кормить, заказывать производные для товаров. Это сложная схема, но без перспективы получения каких-то сногсшибательных доходов. Производство -затратное, а потому редкое явление. Если оно и есть, то это скорее социальная деятельность - занять людей или приютить бомжей.

Священники в России выполняют роль недопсихологов. С ними люди не лукавят, стараются рассказать самое сокровенное, легко идут на контакт. Если священника пригласили освящать квартиру, то стараются ему всячески угодить - таким образом завязываются отношения. Священник начинает поздравлять семью с праздниками, те в ответ приглашать его на семейные торжества. Более состоятельным людям священник, конечно, уделяет больше внимания, потому что они пожертвуют больше, чем какая-нибудь старушка. Бывает, священник, видит, что человек работает на заводе, и делится с ним, что вот, мол, строим колокольню, нужна сетка-рабица. И человек от чистого сердца сетку-рабицу несет. Бывает, приходят священники к директору организации и в лоб говорят: «У меня вот храм в вашем районе, нам нужна машина щебня». Но, как правило, это все же свободная воля. Или появился в области новый завод - приходит батюшка его освящать, а потом мельком говорит о проблемах прихода. Некоторые могут даже задружиться с директорами.

Крупные поступления редко бывают денежными - их часто дают строительными материалами, оплатой счетов за электричество, но не напрямую. Но некоторые конторы заинтересованы в выводе капитала через благотворительность, потому что очень сложно посчитать, сколько денег ушло на строительство храма. Бывает, что смета завышается в два раза.

Расходы

Самые крупные расходы - это содержание штата. На зарплаты и обязательные налоговые отчисления тратится около 40 % всей прибыли. Есть штатное расписание, где указаны все сотрудники: настоятель, священник, диаконы, свечницы, уборщицы, звонари. Если я глава прихода, могу нанять не свечницу, а владычицу морскую. Унифицированных окладов нет. Стараются делать не ниже прожиточного минимума, чтобы не было проблем с налоговой. Если человеку нужен стаж, оформляют его на полставки. Зарплата свечницы, допустим, 9 тысяч рублей. У священника чуть больше, чтобы как-то отличаться. Но там может быть что угодно написано - в основном по минимуму, чтобы платить поменьше налогов.

Другая официальная статья расходов - крупные закупки товаров. Здесь действуют вполне рыночные отношения, и настоятель старается найти, где подешевле. В течение года ему звонят разные поставщики, привозят образцы, присылают предложения на электронную почту. Если в ходу определенные серебряные крестики, их заказывают с запасом. Сейчас все просто: компании доставляют все что угодно. В РПЦ есть «Софрино» - это крупное предприятие, которое производит всю церковную утварь, иконы, сосуды для богослужений, иконостасы, свечи, облачения. Несмотря на то что это необязательный поставщик, каждая епархия должна оформить там заказ, чтобы загрузить производственные мощности. Обычно епархиям нужно закупиться в «Софрино» на несколько миллионов в год, чтобы не получить проблем с руководством.

Если приход очень богатый, то самое дорогое, что могут заказать, - иконостас. Заменить его или сделать новый стоит от 1,5 до 10 миллионов рублей. Хотя такие покупки редки даже в богатых храмах. В церквях на окраине иконостас часто печатают на фотобумаге, чтобы издалека не было понятно, икона это или репродукция. Кадила, литургические наборы, другие предметы богослужения могут стоить десятки и сотни тысяч рублей. Иногда такие подарки делает какой-нибудь богатей, который выбирает себе храмик и считается его покровителем.

Крупные расходы в приходе бывают, когда готовятся к приезду высокого чина. Некоторые священники в маленьких храмиках даже берут кредиты, чтобы накупить цветов. Так демонстрируют лояльность. Если архиерей один раз сказал священнику, что тут нужен забор, а там надо украсить дорожку, в следующий его приезд священник просто обязан поставить забор и постелить дорожку, даже если она пригодится всего один раз. Самодурство епископов не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Это проверка послушания.

Отчисления

Нельзя занимать хорошее место, если не отстегиваешь наверх. Без этого священник не продержится и месяца. Каждый большой праздник глава епархии старается служить в крупных храмах. Там происходит передача денег, не только ему, но и всем, кто с ним служит, - каждому по конверту. Настоятель может отдавать больше половины (иногда доходит даже до 80 %) прибыли, которая вчерную идет мимо кассы, нигде не проходя по бумагам. Дальше все идет по цепочкам выше и выше. Одна цепочка очень короткая: в епархии, где мало священников, все отдают напрямую епископу. Если это большая разросшаяся бюрократическая машина, как в Московской области, то все идет через благочинных. Все это, помимо церковного налога (около 20%), который платится официально.

Церковная верхушка аккумулирует эти средства. Когда человек приходит на первый курс семинарии, он уже видит эту цель. Плох тот семинарист, который не хочет стать архиереем. Почему? Именно из-за благ, которые можно получать.

Через год после назначения епископ может купить дом где-нибудь в Италии.

Через год после назначения епископ может купить дом где-нибудь в Италии. Хранить деньги на счетах - дурной тон. Как правило, люди покупают себе дорогие украшения, кресты с драгоценными камнями, улучшают быт настолько, насколько это вообще возможно: обустраивают дом как барскую усадьбу, не отказываются от дорогих кушаний. Один человек при должности в Петербурге просил приносить ему устриц, чтобы они «аж пищали». Он ее кушает, а она пищит.

Доход священника

Рабочий день священника зависит от расписания богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7–8 утра, а заканчивается в 11 часов. Потом садятся за трапезу прямо в храме или берут еду из дома, потому что утреннее богослужение совершается натощак. Священнику нельзя есть после полуночи, нельзя есть и пить до причащения во время богослужения. После этого священник устраивает себе небольшой отдых или у него назначены требы.

Требы - это частные богослужения, которые люди заказывают для себя: венчание, освящение, отпевание, беседы перед крещением. Всем этим занимается батюшка. Доход рядового священника складывается из оклада и денег, полученных от треб.

Рекомендованная сумма пожертвований за требы ограничивается только фантазией настоятеля. Иногда все четко прописано в объявлении на притворе храма. Иногда, когда спрашивают, сколько должны, священники отвечают «Ну, обычно дают 3 тысячи» или «Сколько можете подать». Человек переживает, что мало, и дает больше. Некоторые священники могут упасть в ноги и начать плакаться, говорить, что дети в обносках ходят, а матушка болеет. Но это крайность, конечно.

Если человек заказал требу в храме - пришел в церковную лавку и попросил освятить квартиру, - то доход пойдет на нужды храма. Если священник «получает заказ» по своим каналам, то деньги кладет себе в карман. Одна треба стоит от 500 рублей до 30 тысяч рублей. Знают историю, когда за освящение вертолета дали именно 30 тысяч. Но в среднем освящение дома стоит 3 тысячи рублей.

В областном городе у рядового священника, не настоятеля, в месяц выходит от 20 до 200 тысяч рублей. Начинающий священник априори не может много зарабатывать: 20 тысяч на требах и 15 тысяч зарплата - всего 35 тысяч. Но для выпускника вуза в областном городе это нормально. Я не говорю о Москве. Москва - другая страна. Священники тут могут 200 тысяч в среднем получать. Настоятель центрального храма - от миллиона рублей.

Светские траты

Очень редкий священник вне церкви ведет жизнь, отличную от светского человека. Деньги уходят на аренду квартиры или покрытие ипотеки, на еду, бензин, ремонт машины, отдых. Что-то откладывается на крупные покупки. Все как у обычного человека. Если у священника есть несколько детей, конечно, основные траты будут на питание, школу и детские сады, одежду, лекарства.

Специальные служебные квартиры имеют редкие богатые храмы. Это скорее исключение. Священник должен сам оплачивать жилье. Деревенские храмы, как правило, находятся рядом со священническим домиком. Но домики эти пребывают в жалком состоянии, и туалет там на улице. При некоторых монастырях бывают гостиницы, но все это временные варианты на переночевать. Жилье священник ищет сам. Снимает комнату или квартиру, а со временем продает жилье в своем городе, переезжает и перевозит семью. Мой доход колеблется от 70 до 120 тысяч рублей. У меня есть своя квартира, на оплату коммунальных услуг уходит 4–5 тысяч рублей.

На еду можно потратить 15–20 тысяч рублей. На это уходит не так много, потому что в России есть традиция приносить продукты за поминовение усопших. Так что хлеб, крупы, растительное масло, кагор, конфеты мы вообще не покупаем. Священник может спокойно уносить домой этот «сухой паек» - это обыденные вещи, но в питании вполне пригодные. Часто приносят что-то с огорода - лук, яблоки. В основном ем дома, но могу зайти в кафе или перекусить в фастфуде несколько раз в неделю. Это никак не возбраняется ни начальством, ни обществом. Конечно, люди оглядываются на человека в рясе, но большинство священников выходят в город в нормальной одежде.

На бензин и обслуживание машины расход большой, потому что на требы приходится выезжать на автомобиле: нужно везти с собой облачение и специальные предметы. Доходит до 20 тысяч рублей в месяц.

На одежду много не трачу. Какие-то расходные предметы гардероба могу обновить за 15–20 тысяч рублей. А подрясник и ряса настолько медленно изнашиваются, что покупается раз в пять-десять лет. Ряса стоит 15 тысяч рублей, подрясник еще 10 тысяч.

Ряд священников в крупных городах открывают мелкий бизнес - кафешки или магазины. Мечта каждого священника - чуть-чуть подкопить и получить свободу от духовного руководства. Потому что прессинг достаточно высокий, а хочется быть спокойным за свое будущее.

Священники редко берут кредиты, потому что есть постоянный приток денег. Чаще образуются накопления, которые переводят в недвижимость. У меня, например, есть вторая квартира, и я ее сдаю. Ряд священников в крупных городах открывают мелкий бизнес - кафешки или магазины. Мечта каждого священника - чуть-чуть подкопить и получить свободу от духовного руководства. Потому что прессинг достаточно высокий, а хочется быть спокойным за свое будущее.

Почти все священники стараются посещать спортзал, чтобы себя не запустить, потому что богослужения,длящиеся часами, требуют физических сил. Ведь от долгого стояния со временем начинает болеть поясница. В месяц на это уходит около 3 тысяч рублей.

Все специфические траты идут за счет прихода. Например, облачение священника - это расходы церкви. Священник пользуется одним и те же облачением чуть ли не в течение всей жизни. Конечно, какое-то облачение может находиться в его собственности, но в основном все храмовое. Если человек хочет, то может дополнительно покупать для треб масло, свечи и иконки. Но это настолько малая сумма, что вряд ли отражается на его бюджете.

По законодательству священнику предоставляется отпуск - 28 дней. Нужно подгадать, чтобы он не совпал с отпуском другого священника. Как и где отдыхать, священники вольны выбирать. Редкий священник едет в отпуск в церковной одежде. Хотя в облачении священников часто пропускают без очереди или продают что-то подешевле. Я людей, которые этим пользуются, считаю позерами. В остальном священника в очереди на вылет на юг России не так просто отличить: мода на бороды отняла последний шанс.

Один-два раза в год священники выезжают за границу в паломнические поездки. Если победнее, то на русский юг. Стараются хоть раз в жизни побывать в святых местах - в Иерусалиме или на Афоне. Но, откровенно говоря, священники избегают таких поездок. Они относятся к этому как к работе: в таких местах их будет ждать куча прихожан. Соглашаются, если их зовут бесплатно сопроводить группу паломников и поработать гидом. В свой отпуск священник редко ездит по святыням. Предпочитает море, чтобы позагорать.

Межсоборное присутствие — совещательный орган Московского патриархата, призванный содействовать решению основных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви — в январе опубликовал проект документа "Профессии, совместимые и несовместимые со священством". В нем, в частности, содержится прямой запрет священнослужителям заниматься медицинской практикой, актерской деятельностью, профессиональным спортом, а также состоять на государственной и военной службе (исключение делается для полковых капелланов, если им присваиваются воинские чины и звания).

"Клирики не должны быть практикующими врачами, в особенности хирургами, или занимать должности иных медицинских работников… Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана", говорится в распространенном тексте.

Со ссылкой на Номоканон — основной канонический сборник православной Церкви, изданный в Константинополе в 883-м году и впоследствии неоднократно дополненный - авторы проекта напоминают о запрете священнослужителям заниматься любой деятельностью, связанной с пролитием крови, в том числе животных. Изменит ли его возможное одобрение жизнь врачей-священников, разбирался корреспондент РИА Новости.

Призвание и необходимость выбирать

"Данный текст пока что является проектом, который не имеет силу церковного закона. Этот документ еще планируется обсудить, он опубликован, чтобы пройти, если можно так выразиться, общественные слушания, и любой христианин может как-то откомментировать его, выразить свои пожелания, более того, текст будет разослан во все епархии, чтобы получить содержательные, как мы надеемся, отзывы", — подчеркнул в интервью агентству заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

По его словам, канонический запрет священнику заниматься врачебной практикой, особенно хирургией, никак не умаляет значения врачебной науки, самоотверженности врачей и их ежедневного подвига.

"Речь идет просто о том, что священник не может проливать человеческую кровь, поскольку это несовместимо с духовным саном. А это неотъемлемая часть врачебной практики", — считает священнослужитель.

Между тем, одним из самых почитаемых в последние годы святых, прославленных Русской православной церковью, считается архиепископ Лука Войно-Ясенецкий — российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор и лауреат Сталинской премии. Его монография "Очерки гнойной хирургии" стала настольной книгой нескольких поколений врачей; по свидетельству современников, молодой хирург, имея эту книгу, мог осуществлять операции даже в тяжелых условиях провинциальной больницы.

И хотя в тексте документа его служение названо исключением, которое "не следует возводить в правило", примерно в это же время врачеванием занимались и другие священнослужители — это и протоиерей Дмитрий Крылов, и епископ Серпуховский Максим (Жижиленко), и епископ Муромский Николай (Муравьев-Уральский), а так же прославленный впоследствии как преподобномученик иеромонах Феодор (Богоявленский).

"Пример святителя Луки наиболее на виду, наиболее известен, тем более что святитель действительно очень почитаем многими, что никак не умаляет величину подвига других его современников, они просто не так известны в народе. Но то, что сказано о святителе Луке, об исключительных обстоятельствах времени, о каких-то благих плодах, которые приносило совмещение должностей — медицинской практики и пастырского действия, это скорее всего верно и для его современников, так же осуществлявших медицинскую практику", — считает архимандрит Савва.

При этом он признает, что есть случаи, когда по целому ряду причин полезно отступиться от "строгой буквы закона" и дать возможность священнику "практиковать врачебные занятия". В существующей редакции документа такое право оставлено за епархиальным архиереям.

"Могут быть случаи, когда сохранение за священником действующей медицинской практики может быть полезным и целесообразным. Но все-таки в первую очередь надо помнить, что для человека, когда тот становится священником, первое и основное призвание — совершать священнодействия. Врачебная практика это тоже призвание, действительно служение людям, но иногда приходится выбирать то или другое. Не всегда можно это совместить", — утверждает замглавы управделами патриархии.

"В Церкви ничего не хотят запрещать!"

В том, что такие исключения все же необходимы, убежден и глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда. В эфире радио "Вера" он заявил, что по канонам Церкви священник, невольно послуживший причиной смерти человека, в том числе и занимаясь медицинской практикой, может понести определенную епитимью (нравственно-исправительная мера в Церкви — ред.), но сохранить за собой сан.

"Понятно, что есть какие-то вещи, которые не позволят человеку сочетать профессию со священническим служением. Многие из них достаточно очевидны — то, что касается государственных служащих, есть четкая позиция Русской церкви, связанная с невозможностью участвовать священникам в политической борьбе. Если человек занимает высокий государственный пост, просто в силу занятости это невозможно. Что касается таких неожиданных вещей, как профессия врача, то там есть варианты, и решение остается за архиереем", — считает Легойда.

Глава синодального отдела повторил, что, согласно древним канонам, священник не может заниматься тем, что связано с пролитием крови. Однако эти каноны ничего не говорят против пролития крови с лечебной целью как таковой, считает настоятель Никольского храма в Байоне, штат Нью-Джерси, США священник Михаил Капчиц. По его мнению, статья Номоканона, налагающая возможное ограничение на врачебную деятельность священника, говорит лишь о запрете служения после хирургической операции в течение 7 дней.

"Это совсем не то же самое, что извержение из сана, которым наказывается священник за невольное убийство, и это же свидетельствует о том, что кровопролитие с лечебной целью никогда не рассматривалось Церковью как невольное убийство или что-то даже близкое к нему; поэтому и распространять на врачебную деятельность кровопролитие вообще по любой причине (…) как препятствие к священнодействию в толковании к правилу, осуждающему невольное убийство, представляется неправомочным", — считает священнослужитель.

Реаниматолог: священник-врач — это миссионерство

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), врач анестезиолог-реаниматолог скорой помощи, реаниматолог-консультант хосписной паллиативной службы "Милосердие" при Марфо-Мариинской обители, к обозначенной проблеме применяет одно слово — надуманная. Он цитирует ветхозаветную книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, где дословно говорится, что все врачевание — "от Вышнего", а через "приготовляющего лекарства" бывает "благо на лице земли", и удивляется, как можно считать медицину не богоугодным занятием.

"Медицина медицине рознь. Я еще могу как-то понять ограничение хирургической деятельности врача. Но почему священник не может быть терапевтом, физиотерапевтом или врачом лечебной физкультуры, кардиологом?" — недоумевает священнослужитель.

По его словам, кровь проливает любой человек, банально поцарапавшись, а каждый священник рано или поздно столкнется с необходимостью вытащить занозу у своих детей — кровь при этом, напоминает иеромонах, идет довольно часто, но в служении за это никого не запрещают. Так что, заключает он, говорить, что пролить кровь само по себе предосудительно, как минимум, неправильно.

"Что касается второго момента — что священник может быть обвинен в убийстве — безусловно, такая возможность существует. Но дело в том, что сейчас медицина немножко другая, и предположить, что священник может убить человека в силу того, что он занимается медициной вообще, довольно сложно. Сейчас достаточно мало ситуаций, когда непосредственно ошибка врачей может привести к смерти больного", — считает отец Феодорит. К таким, добавляет он, можно отнести, например, операции на крупных сосудах. Но врачебные ошибки, во-первых, исправимы, во-вторых, сами по себе зависят не только от врача.

"Ведь можно и будучи преподавателем обидеть учащегося так, что он пойдет и повесится", — замечает иеромонах.

Cтранным он считает и предлагаемый вариант отдать разрешение заниматься врачебной деятельностью "на откуп" правящим архиереям. По существующим церковным нормам, любой священнослужитель и так должен получать благословение епископа в том случае, если ведет какую-либо внебогослужебную деятельность. "По факту зачем-то вводится еще одна запретительная норма, которая потом создаст проблему всем — и клирикам, и особенно архиерею, который совершенно законно сможет спросить: "а почему я должен нарушать то, что запрещено", — подчеркнул священник.

"А если учесть, что у нас сейчас, мягко скажем, священство не богатеет, и рассчитывать на то, что приход всегда может прокормить своего священника… Ну, наверное, крупный приход в Москве настоятеля прокормит, или кладбищенский приход. А если это приход деревенский, приход маленького города, если батюшка где-то подрабатывает, то это хорошо и для Церкви тоже. Кроме того, это имеет и определенное миссионерское значение — священник, работающий врачом. И в миссионерском плане это является вещью очень положительной. Думаю, что лучше удержаться от таких запретов".

Уберечь священника от риска

Как ни удивительно, среди священников-врачей есть другие мнения. "С одной стороны, мы имеем такие примеры, как святитель Лука, с другой — действительно, у врачей, тем более у хирургов, есть риск смерти пациента, а священник, так или иначе допустивший его гибель, не может служить. Наверное, чтобы уберечь священника от таких рисков, вводится такой запрет конкретно для этой профессии — для врача", — считает клирик петербургского храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, кандидат биологических наук и старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины РАН протоиерей Константин Константинов.

Впрочем, по мнению отца Константина, некоторые врачебные специальности все же могут быть совместимы со священнослужением, но этот вопрос надо обсуждать. По его словам, за последние годы священники слишком увлеклись светскими профессиями, и новый документ, если будет одобрен Священным синодом, станет важным каноническим инструментом при разрешении спорных ситуаций.

"Можно сослаться на апостола Павла, который жил и питался тем, что шил палатки. Какое-то время, в принципе, это возможно, но какие-то регуляторы несомненно здесь необходимы", — размышляет священник. При этом он согласен, что совмещение двух служений практически всегда "вполне успешно" и приносит пользу людям — "как профессиональную, так и несет проповедь Христову".

В 2015 году Русская православная церковь и федеральное министерство здравоохранения заключили соглашение о сотрудничестве, договорившись, в частности, о совместной подготовке специалистов в сфере охраны здоровья. Помимо прочего, Минздрав обязался проводить "обучающие мероприятий для священнослужителей и иных работников религиозных организаций Русской православной церкви по актуальным вопросам современной медицины", а Церковь — обеспечить "участие священнослужителей и медицинских сестер милосердия в оказании медицинской и духовно-психологической помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций".

В Русской православной церкви сегодня существует более 350 сестричеств милосердия, объединенных в Ассоциацию во имя Казанской иконы Божией Матери, открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия — первое в современной России православное медицинское учебное заведение. Созданное в 1992 году, оно выдает дипломы государственного образца, выпускники училища работают в крупнейших больницах столицы. Сёстры столичной Марфо-Мариинской обители, основанной известной благотворительницей великой княгиней Елизаветой Федоровной, работают в военных госпиталях, НИИ скорой помощи имени Склифосовского, при ней открыты приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. В 2010 году на территории монастыря создан медицинский центр "Милосердие", специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом, годом позже — детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение.

Церковь создала несколько больниц, в том числе Центральную клиническую имени святителя Алексия митрополита Московского — многопрофильное лечебное учреждение на 250 мест. Ежегодно ее врачи принимают около 20 тысяч пациентов. В клинике лечатся не только москвичи, но и люди из других регионов России вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, многие пациенты поступают в больницу по скорой помощи. Обследование и лечение в больнице бесплатно для всех. С 1994 года в Биробиджане существует православная больница при приходе святого великомученика и целителя Пантелеимона, сейчас в ней реализуется проект медицинской реабилитации детей-инвалидов с ДЦП. Церковные больницы открыты в Санкт-Петербурге и Тюмени, при Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в подмосковной Коломне с 1997 года действует православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Помощь пациентам в нем оказывают монахини, имеющие медицинское образование.

mob_info