Неизвестные фрески васнецова обнаружены в храме на пресне. В.М.Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX- начала XX вв

Всякий раз, когда я бываю в Киеве, я обязательно прихожу во Владимирский собор. Это один из любимейших моих православных храмов, и очень грустно осознавать, что сегодня он оккупирован украинскими раскольниками.
Построенный в псевдовизантийском стиле, собор соединяет в себе несколько пластов высоких культур: византийскую, древнерусскую и дореволюционную российскую. Византийские своды здесь соседствуют с муравчатыми узорами из Древней Руси, а стены украшены выдающимся русским художником Виктором Васнецовым.

Я вообще очень и очень скептически отношусь к живописи на стенах православных храмов. То, что эту живопись называют высоким словом «академическая», часто ее не спасает. За исключением некоторых мастеров, чаще всего это плохое и безвкусное художество. Все-таки для православного храма уместнее традиционная иконографическая роспись.
Но есть автор, у которого, на мой взгляд, получилось создать живопись, подходящую для храма, причем живопись выдающуюся! Искусствоведы могут иронизировать надо мною, но мне кажется, что живопись Васнецова в храмах смотрится органично.
Приходя во Владимирский Киевский собор, я всегда с большим удовольствием рассматриваю фрески, выполненные Васнецовым. Его картины вызывают сильные эмоции, они притягивают, магнетизируют. Сам Васнецов был благочестивым человеком, и, конечно, он вложил в свои работы и большое религиозное чувство.
Единственно, что расстраивает, это то, что на стенах и сводах Владимирского собора эти фрески плохо видны. Не будешь, в самом деле, бинокль с собой в храм брать…
А в альбомах (я уже не говорю об открытках) сила воздействия картин снижается в разы.

Тем более, я был очень обрадован, когда узнал, что в Москве, в Третьяковской галерее, производится выставка… этих самых работ. Ну, не этих самых, конечно, со стен собора их не снимешь, но полотен, созданных Васнецовым как эскизы, как образцы для написания фресок. То есть сначала художник создал эти картины, комиссия их одобрила, и потом он (и специальные мастера) их написали на стенах собора.
Итак, перед нами – полотна, написанные рукой Виктора Васнецова. Практически в ту самую величину, в какую они даны на стенах собора. Эти полотна перед нами, и их можно рассматривать не торопясь: разглядывать детали, открывать доселе неизвестные подробности, думать над цветовым или художественным решением художника в данном сюжете.
Уверяю вас, они производят очень сильное впечатление!
(выставка проходила в 2013 г. - Пчёлка Майя)
Давайте вместе посмотрим на эти работы и поделимся теми мыслями и чувствами, что у нас возникают.Напоминаю, что приведенные мною фотографии можно увеличить, кликнув по той или иной фотографии.


Владимирский собор города Киева.


В ойдем под его прекрасные своды.

Крещение Руси святым князем Владимиром.
Мне очень нравится эта картина своим пафосом, энергетикой. Кстати сказать, в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси (в этом году пройдут торжества в честь 1025-летия), эта картина стала официальным символом праздника.
Князь Владимир воздевает руки к Небесам, и оттуда льется свет – русским язычникам воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш!
И тут же начинается работа духовенства – крестят людей в водах Днепра. Тут и старики, и дети…



Здесь можно спокойно сидеть и думать над изображенным. На этом длинном полотне изображен момент из Апокалипсиса: Ангелы приглашают войти в Царство Божие всех праведных людей. И те, воскресшие и преображенные, устремляются в Царство отовсюду.
Впрочем, давайте приблизим отдельные моменты этого сюжета.



К ак прекрасно художник передал торжество прославления праведников! К вечному Царству Ангелы возносят мучеников и праведников. Кто-то из мучеников держит меч – эта мученица, вероятно, была казнена мечом. Среди мучеников есть совсем молодые люди, как этот сонм девушек, замученных во имя Христа в древнеримские времена.
Слева – ветхозаветные праотцы и праведники в древних одеждах. Между ангелами – царственная пара: святые равноапостольные Константин и Елена. За девушками-мученицами – два молодых брата. Это, несомненно, первые русские святые братья Борис и Глеб.
А что за особая честь деве, которую возносят Ангелы на самом переднем плане?.. Кто она?
Я люблю загадывать загадки. Давайте и в этот раз спрошу вас: кто она, эта прекрасная незнакомка, которая даже несколько испугана воздаваемой ей честью?



Крупным планом – Архангелы, приглашающие всех войти в Царство Божие.
Вы обратили внимание, что я стараюсь не употреблять выражение Царство Небесное. В Новом Завете эти два выражения взаимозаменяемы. Евреи старались не употреблять попусту слово Бог, поэтому заменяли его какими-нибудь другими словами, в частности Небо, Небеса.
Таким образом, выражение Царство Божие часто произносилось как Царство Небесное.
И у современного человека, для которого небо – это пространство над головой, складывается впечатление, что речь идет о каком-то Царстве, которое Господь построит на небесах. На самом деле, речь идет о Царстве, которое Господь построит в нашей преображенной Вселенной, на нашей с вами земле.
То есть если для древних людей выражение Царство Небесное означало лишь Царство, построенное Господом, у нас это понятие вызывает неверные пространственные представления.

Итак: Ангелы приглашают всех войти в тот прекрасный город, или великолепное Царство, которое Бог откроет и осуществит на земле.


С другой стороны к этому Царству Божию тоже устремляются люди. Мы можем узнать благоразумного разбойника, с диковатым лицом и… царя Давида, который не расстается спсалтирью (древний музыкальный инструмент, прародитель арфы).


А вот еще другие люди, устремляющиеся в Царство Божие. Младенцы (может быть, Вифлеемские?) и… несомненно наши любимицы и красавицы Вера, Надежда, Любовь и София.
Я не мог отвести глаз от этих милых мучениц, льнущих к матери, которые даже тут, когда последовало приглашение войти в радость Господа, по деликатности своей не решаются этого сделать.



Вот она – кульминация жертвенности и любви Господа. Сын Божий отдает Себя на поругание и на смерть, отдает в руки грешных людей.
Обратите внимание: Ангелы прячут лица или закрывают глаза, не в силах смотреть на это Таинство Жертвы, на этот ужас Богоубийства.
Ангелы, даже демоны ужаснулись содеянному. Только люди не ужаснулись, а, умыв руки, пошли к пасхальному столу пировать и праздновать победу…


Очень многозначительный сюжет, который невозможно понять человеку, незнакомому с образами книги Апокалипсис.
Несколько слов в пояснение:
А) Ангел держит свиток с грехами людей и весы, на которых будет взвешивать их злые и добрые поступки. Свиток пока не развязан, то есть Суд пока не начался.
Б) На Великий и окончательный Суд собираются люди отовсюду. Все мертвецы, абсолютно все прибудут сюда.
В) Ангелы трубят, и ломаются могильные камни. Одновременно море начинает отдавать мертвецов, как Господь и предупреждал. То есть все, даже потонувшие, съеденные рыбами, размолотые на части, – все явятся на Суд.
Г) Обратите внимание на епископа справа. Это какой-то грешник, который, видимо, думал, что его сан защитит его от праведного Суда. Но на Вечном Божьем Суде никакие наши регалии, ордена, чины и знакомства нам не помогут. Будет иметь значение только то, каким ты был на самом деле!

Давайте увеличим вот эти, боковые, части фрески, рассказывающей про собирание людей на Суд Божий.




Господь предает Сына Своего на Смерть. Всемогущий Бог отдает Своего Сына в руки людей, доверяя им. В то же время Бог Отец знает, что произойдет. Эта мудрая покорность написана в Лике и всей позе Господа.
Мне, когда я посмотрел эту фреску, сначала, пришло иное толкование. Мне показалось, что это изображение Бога, окончившего творение мира, как говорится, выложившегося, давшего прекрасный мир, чудесное мироздание человеку. Отсюда такая усталость…
Впрочем, сам Васнецов писал здесь Бога Отца как Того, Кто отдает Сына Своего в руки людей.

Принять участие в оформлении интерьера только что отстроенного Владимирского собора в Киеве - храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, - Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию... чрезвычайно серьёзным», живописец посвятил ему десять лет жизни.


«Радость праведных о Господе». По клику - на весь экран.


Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошёл к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. «Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», - писал он В.Д.Поленову.
Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства, затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.







Во Владимирском соборе Васнецов при участии помощников выполнил основную работу - расписал весь центральный неф храма, три стороны столпов, отделяющих центральную часть собора от двух боковых нефов, и среднюю часть хор. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Бог Саваоф» и «Распятый Иисус Христос» - на плафонах главного нефа…



«Распятый Иисус Христос»



«Бог Саваоф»



«Страшный суд»


П.М.Третьяков высоко ценил творчество Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе. Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
И хорошо, что выставка расположена в залах, завершающих экспозицию главного здания - очень яркая точка от посещения музея остаётся, так сказать, с сильным послевкусием… Хотя не показать самые знаменитые работы художника, собирающие просто толпы зрителей, было бы неправильно. Тем более, что на официальном сайте Третьековской галерее представлены далеко не все и, по какой-то печальной традиции, с отвратительной цветопередачей. Не скажу, что наши фотографии - идеальные репродукции, но, даже снятые обычной «мыльницей», выглядят лучше, чем во многих дорогих альбомах, не говоря уж об Интернете… Но лучше, конечно, один раз увидеть - своими глазами!



«Богатыри»



«Три царевны подземного царства»



«Алёнушка»



«Витязь на распутье»



«Иван Царевич на Сером волке»

P.S.Васнецов Виктор Михайлович. Обучался с перерывами в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1868–1874. Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885). Действительный член ИАХ (1893–1905). Почётный член многих российских и иностранных учебных и художественных учреждений. Принимал участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1880-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), художественного союза «Изограф» (1917), Союза русских художников (с 1918) и других объединений. Васнецов занимает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ века, он является основоположником национально-романтического направления. С 1880-х обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам. Начав творческий путь с реализма, в дальнейшем пришёл к декоративно-монументальному неорусскому стилю. В 1885–1896 гг. исполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.

Со времени работы над "Каменным веком" Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.


Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.


На художника легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь.к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.
За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников Новгородского,Московского Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.


Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажеи живыми участниками истории,пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независим ость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней полвине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.


Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.


В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в peлиrиoзной живописи».


В начале XX века в отношениях BacнeцoBa и художественной общественности призошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.
«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтo я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг -это уже от гордости - технику этого старого времени. Oказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того временя был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и Нам далеко до их техники, до их живописного эффекта». -таково было мнение самого Васнецова.
Этот отзыв -мужественное и гoрькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского ху- дoжника святее и плодотворнее дела как украшение храма».
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение.

Журнал "Мир искусства" писал о сoборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным прoизведением и выдающимся памятником сoвременного русского религиозного сознания.»

Традиционна для русского зодчества.

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889

Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина - 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.

По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет "храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира", нашло отклик в сердцах многих верующих. Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.

Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И.В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств. Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П.И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения.
Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А.В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза. Именно по проекту А.В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира.

В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания. Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи.

Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году.

Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А.В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира.

Мрамор - главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Не секрет, что основная ценность Владимирского собора - это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский, работавшие под руководством А.В. Прахова.

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)

Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то "Крещение князя Владимира" и "Крещение Киевской Руси", а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.

Виктор Васнецов.Крещение князя Владимира

Виктор Васнецов.Крещение Киевской Руси

Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.

Правый неф

Левый неф

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами.

Искусствоведы недаром назвали этот образ "Васнецовской Божьей Матерью", ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. Таким образом, из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: "Я поставил свечку Богу".

Евхаристия

Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей

Русские епископы

Бог Слово

Бог - Сын (Крестная смерть)

Христос Вседержитель

Ветхозаветные Пророки

Пророки Ветхого Завета

Страшный суд

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Евангелист Иоанн

Евангелист Матфей

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Виктор Васнецов.Добрыня - дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Кирилл

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Мефодий

Нестеров Михаил Васильевич.Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Котарбинский Вильгельм Александрович.Тайная вечеря

Котарбинский Вильгельм Александрович.Воскресение Лазаря

Котарбинский Вильгельм Александрович.Распятие Иисуса Христа

Котарбинский Вильгельм АлександровичМоление о чаше

Котарбинский Вильгельм Александрович.Святой Пафнутий

Котарбинский Вильгельм Александрович.Серафимы - Малый купол Собора

Котарбинский Вильгельм Александрович.Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет "Преображение Господне".

Сведомский Павел Александрович.Преображение Господне

Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.

В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре.

Здесь же хранятся мощи св. Макария.

На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату.

Цитата из летописи о событиях тысячелетней давности


Сергей Брандт.Киев.Владимирский собор.Вид из ботанического сад Цитата сообщения

Со времени работы над "Каменным веком" Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между народом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другой, в их отношении к русской иконописи.

На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.

Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

Князь Александр Невский.


Княгиня Ольга.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Княгиня Евдокия.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Дом-музей В.М.Васнецова

Нестор-летописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алипий-живописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.


Крещение святого князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890 г. Холст, масло.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве
Государственный музей русского искусства, Киев


Князь Андрей Боголюбский.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва

На художника легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь.к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.

За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников Новгородского,Московского Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажей живыми участниками истории,пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независим ость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Богоматерь с Младенцем на престоле.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».


Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.


Христос-Вседержитель.
Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Распятый Иисус Христос.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло. 134х249.
Государственная Третьяковская галерея


Бог Саваоф.
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Единородный сын Слово Божие".
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.


Ангел с лампой
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Левая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Центр.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Правая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи».


Блаженство Рая.
В.М.Васнецов. 1885-1896 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


Искушение Евы змием.
В.М. Васнецов. 1885-1896
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.

«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта», - таково было мнение самого Васнецова.

Этот отзыв - мужественное и горькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма».

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное новаторское значение.

Журнал "Мир искусства" писал о соборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания».

mob_info