Противоречивость общественного развития. Общественный прогресс и регресс

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Прогресс и регресс общества - (от лат. progressus - движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресс противоположно понятию регресс. Вера в прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация. Прогресс можно определить как поступательное развитие, при котором все изменения, в особенности же качественные, идут по восходящей линии, раскрываемой как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. На культурно-ценностном горизонте человечества идея прогресса появилась сравнительно поздно. Античность ее не знала. Не знали ее и Средние века. По-настоящему вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в., век просвещения, разума, веры в великую освободительную миссию науки, объективно-истинного знания. Вера в прогресс становится чем-то само собой разумеющимся, а по глубине, внутренней убежденности, готовности служить, следовать и подчиняться - даже сродни вере в Бога. За прогрессом закрепляется атрибут
исторической непреложности.

Прогресс и регресс - диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс общества связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, - отмечал Энгельс, - является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях»102.

В ХХ веке прогресс осуществлялся неоднозначно. Ощутимый удар по гарантированному прогрессу нанесла первая мировая война. Она показала
тщетность надежд на значительное совершенствование природы человека. Последующие события эту тенденцию разочарования в прогрессе только укрепили. В условиях постиндустриального общества пришло осознание того, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что за него надо бороться. И что прогресс неоднозначен, что он несет с собой отрицательные социальные последствия. Применительно к отдельному человеку прогресс означает веру в успех, одобрение и поощрение продуктивной деятельности. Успех, личные достижения определяют социальный статус человека, его собственный прогресс. Образ жизни, ориентированный на успех, на редкость креативен и динамичен. Он позволяет человеку быть оптимистом, не падать духом в случае неудачи, стремиться к новому и неустанно творить его, легко расставаться с прошлым
и быть открытым будущему.

Прогресс и регресс в развитии общества

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состоя-ния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения об-щества. Вначале рассмотрим суть прогрес-сивного и регрессивного направлений.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, ус-пех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низ-шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его про-изводительности, в новых достижениях науки и культуры, улуч-шении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.

Регресс (от лат. regressus – обратное движение), на-против, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движе-ние вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негатив-ным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухуд-шении здоровья населения, увеличении смертности, падении уров-ня духовности и нравственности людей и т.д.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества.

Первойстадиейбыл "золотой век", когда люди жили легко и беспечно.

Второй – "серебряный век" – начало падения морали и благочестия. Спускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке" , когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы

Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Роббер Тюрго (1727-1781).

Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) видит исторический прогресс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

К. Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Вспомним факты из истории XIX-XX вв. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков.

Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества. Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, культ грубой силы.

Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам и т.д. Но прогресс техники, развитие индустрии привели к разрушению природы.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Использование компьютерной техники не только расширило возможности труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея: ухудшение зрения и др.

Рост крупных городов, усложнение производства и ритмов жизни в быту – увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы. Современная история, также как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс.


Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в час-тности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослаб-ление конфронтации (конфронтация – от лат. con – против + irons – фронт – противо-стояние, противоборство) между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству все большего числа зем-лян, утверждение политической демократии, развитие общече-ловеческой нравственности и подлинной гуманистической куль-туры, всего человечного в человеке, наконец.

Важным признаком социального прогресса, далее, ученые счи-тают и растущую тенденцию к освобождению человека - осво-бождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллек-тива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Ины-ми словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

По степени обеспечения прав и свобод граждан современный мир являет собой весьма пеструю картину. Так, по оценкам аме-риканской организации в поддержку демократии в мировом сооб-ществе "Фридом хаус" (англ. Freedom House – Дом Свободы, ос-нованный в 1941 г.), ежегодно публикующей "карту свободы" мира, из 191 страны планеты в 1997 г.

– полностью свободными были 79;

– частично свободными (куда отнесена и Россия) – 59;

– несвободными – 53. Среди последних особо выделены 17 наиболее несвободных государств (категория "худшие из худших") – таких, как Афганистан, Бирма, Ирак, Китай, Куба, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркмения и дру-гие. Любопытна география распространения свободы по земному шару: главные ее очаги сконцентрированы в Западной Европе и Северной Америке. В то же время из 53 стран Африки свободны-ми признаны лишь 9, а среди арабских стран – ни одной.

Прогресс просматривается и в самих человеческих отноше-ниях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чу-жие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы (компромисс – от лат. compromissum – соглашение на основе вза-имных уступок) , должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные при-знаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.

Регресс чаще носит локальный характер, т. е. касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных пери-одов . К примеру, в то время как Норвегия, Финляндия и Япония (наши соседи) и другие страны Запада уверенно поднимались по ступенькам прогресса и процветания, Советский Союз и его "то-варищи по социалистическому несчастью" [Болгария, ГДР (Вос-точная Германия), Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и другие] регрессировали, неудержимо скатываясь в 1970-80-х гг. в пропасть развала и кризиса. Более того, прогресс и регресс зача-стую сложно переплетаются .

Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заво-дами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступно-сти – это очевидные "метки" регресса. Но есть и обратное – знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т.д.

Вопросы и задания

1. Дайте определение прогрессу и регрессу.

2. Как рассматривали путь человечества в древности?

Что изменилось по этому поводу в эпоху Возрождения?

4. Можно ли при неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

5. Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическом током? Свой ответ обоснуйте.

6. Что из ниже перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса:

А) развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения;

Б) развитие производств ведет к изменению социального статуса рабочего;

В) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире;

Г) человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ЕГЭ. Общество. Тема 6. Прогресс. Регресс

Любое развитие - это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс - от от лат. progressus - движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека - потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс - это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу.

В итоге - значительное ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, - одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятие общественного прогресса

Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено. Мы верим в лучшее и надеемся на лучшее. Наши деды и отцы, претерпевая все тяготы жизни, военное лихолетье, работая не покладая рук были убеждены в том, что нам, их детям, достанется счастливая жизнь, более легкая, чем та, что прожили они. И так было всегда.

На протяжении XVI – XVII веков, когда европейцы раздвинули просторы Ойкумены (Земли обетованной) открыв Новый свет, когда стали возникать новые отрасли науки, появилось слово «прогресс ».

Это понятие имеет в своей основе латинское слово «progressus» — «движение вперед».

В современном научном словаре под общественным прогрессом стали понимать совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Однако, даже закоренелые оптимисты, убежденные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступательно. Иногда, за движением вперед следует откат – попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивные ступени развития. Данный процесс был назван «регрессом ». Регресс противостоит прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «с тагнация » или «застой». Стагнация – чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед – двигаешься назад»..

И прогресс, и регресс и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития. Часто при изучении исторических событий, например, реформ или революций, вы встречались с таким понятием как «контрреформы», «реакционный поворот». К примеру, при рассмотрении «великих реформ» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к ниспровержению крепостного права, созданию бессословных органов местного самоуправления (земств и городских дум», независимой судебной власти) мы не можем не отметить последовавшую за ними реакцию – «контрреформы» Александра III. Так обычно бывает, когда новации слишком значительны, быстры и общественная система не успевает к ним успешно адаптироваться. Неизбежна наступает коррекция этих перемен, своеобразная «усушка» и «утруска». Известный российский публицист М.Н.Катков, современник «великих реформ», писал, что Россия слишком далеко продвинулась по пути либеральных преобразований, что настало время остановиться, оглянуться назад, осмыслить, как эти перемены соотносятся с российской действительностью. И, безусловно, внести поправки. Как вам известно из уроков истории, именно в 1880-е – начале 1890-х годов были ограничены полномочия судов присяжных, установлен более жесткий контроль за деятельностью земств со стороны государства.

Существенные потрясения вызвали для нашей страны реформы Петра I, по выражению А.С.Пушкина, «поднявшего Россию на дыбы». И в определенной степени, как метко определил современный российский историк А.Янов, потребовалась «депетровизация» страны после смерти царя Петра.

В прочем, реакцию не стоит рассматривать только в негативном плане. Хотя чаще всего, на уроках истории мы говорим именно о негативной ее стороне. Реакционный период – это всегда свертывание реформ, наступление на права граждан. «Аракчеевщина», «николаевская реакция», «мрачное семилетие» — вот примеры подобного подхода.

Но ведь реакция бывает разная. Она может быть откликом, как на реформы либерального характера, так и на консервативные преобразования.

Итак, мы отметили, что общественный прогресс – понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути усовершенствования. Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности данного явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, вовсе не обязательно должен дополняться прогрессом в других областях. Более, того, даже то, что мы сегодня считаем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия ученых, так, например, открытие рентгеновских лучей или явления деления ядра урана вызвали к жизни новые виды страшного оружия – оружия массового поражения.

Далее, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История дает нам множество подобных примеров. Среднеазиатский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других земель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Затронем и еще одну проблему, затрагивающую тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном» — мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека, может не являться таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей.

На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъективного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.

Тема: «Проблемы общественного прогресса»

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления и технологии «деловой игры» .

Урок 2 из 3.

Образовательные цели:

Обучающие:

    на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса;

    способствовать развитию умения создавать логические схемы.

Развивающие:

    развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;

    развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;

    развивать аналитико-синтезирующее мышление кадет.

Воспитательные:

    привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;

    способствовать повышению уровня культуры общения;

    умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.

Методические цели:

    изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;

    активизация познавательной деятельности кадет через применение технологии развития критического мышления; «деловой игры»

    мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения кадет к поставленной проблеме.

Оборудование занятия

Презентация в Power Point – «Общественный прогресс»

Ход урока

Перед уроком дать вопрос с целью определиться, в какую группу ребята попадут при работе на уроке.

На экране даны несколько высказываний, ваша задача определить проблему или проблемы обсуждения на сегодняшнем уроке и объяснить логику своего мышления. Ранжирование проблем, формулировка темы урока.

« История – не тротуар Невского проспекта» Н.Г. Чернышевский.

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

« Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое» (Л.Левинсон)

«Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли)

«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Спенсер)

«Если кричат: « Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: « Прогресс чего?» С. Лец.

« Каждый прогресс… является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие во многих других направлениях» Ф. Энгельс.

Итог- запись проблем обсуждения на доске:

Возможные варианты

По какому пути идет человечество: Циклический круговорот? Череда подъёмов и спадов? Восхождение от низшего к высшему? Движение от высшего к низшему?

Имеет ли место общественный прогресс?

Прогресс – это добро или зло?

Как измерять общественный прогресс?

Универсальный критерий прогресса – утопия или реальность?

Учитель- Т. о. наша задача на занятии обсудить обозначенные проблемы, сделать выводы и самоопределиться в отношении каждой из них.

Тема – Проблема направленности общественного развития. Проблема общественного прогресса.

Предлагаю вам начертить нашу проблему урока в виде схемы

Опираясь на полученные ранее знания, назовите известные вам направления общественного развития.

Переведите материал из словесной формы в графическую. Объянить причины разночтений и можно ли данные сценарии считать взаимоисключающими друг друга. Попробуйте поспорить с авторами высказываний.

Возможные варианты ответов.

Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

Итог – сформулировать определение прогресса и регресса.

    дайте определение понятию «прогресс»;

    подберите синонимы к этому термину;

    дайте определение понятию «регресс»;

    подберите синонимы к этому термину.

Изучение новой темы:

Сегодня речь пойдет о понимании общественного прогресса. Существует два таких понимания.

Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.

Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.

(изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу) . Объяснение схем.

Итак, Мы пришли к выводу, что основными направлениями общественного развития учёные обществоведы называют ЧТО?–прогресс и регресс . А какой позиции будем придерживаться мы? На этот вопрос мы ответим в конце занятия после обсуждения промежуточных проблем.

(элемент деловой игры) В последнее время у нас на ТВ проходит много передач, где вместе с экспертами проблемы обсуждают и зрители, для самоопределения по проблеме урока давайте представим себе такую ситуацию: вы стали участниками открытой студии, где обсуждается острый вопрос о последствиях изменений в России после распада СССР. Для начала давайте вспомним те сферы, которые составляют жизнь общества. Сколько их? ( 4: экономическая, социальная, духовная, политическая).

перед уроком я попросила вас определиться с оценкой последствий изменений в России с 1991 по 2015 год). Часть кадет считают их позитивными, часть- негативными. И я попросила вас сесть согласно вашим ответам. В результате у нас возникли 2 группы.

Сейчас задача ваших групп: обсудить свою позицию позитивных или негативных последствий и высказать свое мнение по схеме ответа: тезис- аргумент- пример)

После обсуждения, таким образом мы сможем сделать вывод, что мы имеем в наличии сторонников и противников прогресса. Почему мы одни явления оцениваем по-разному?

Ответ- Прогресс противоречив. Давайте докажем это.

Работа в группах

1 группа текстом учебника (п.2 параграфа 15) и

2 группа с текстом документа и составление таблицы

Противоречивость прогресса

Проявление противоречивости

прогресса

Позитивные последствия

Негативные последствия

Вывод: Прогресс противоречив и относителен. А почему?

1.противоречивость критериев

2. многоликость, сложность и динамичность самого общества

3. субъективность оценивания одних и тех же явлений (относительность прогресса)

Сейчас я предлагаю вам вернуться к нашей схеме проблемы урока, и т.к. , проблема, которая перед нами стояла в начале урока решена в качестве вывода предлагаю Вам заполнить эту схему

Противоречивость прогресса:

1. В «голове» рыбы записать проблему, которую мы рассмотрели:

Процесс исторического развития противоречив

2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:

Прогресс техники, развитие индустрии,

открытия в области ядерной физики,

использование персональных компьютеров,

рост городов (урбанизация)

3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:

Экологический кризис,

атомное оружие,

болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподиномия),

социальная изоляция,

нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечно-сосудистые заболевания, болезнь органов дыхания, и т.д.)

4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:

общество, конечно, развивается, прогрессирует, но при этом прогресс имеет и свои противоречия, которые заключаются, прежде всего, в последствиях.

А от чего это зависит мы будем изучать на следующем уроке.

1. пар. 15 п.2,4

2. Работа с источником с. 155-156 письменно.

Приложение 2.

Прочитайте текст, заполните таблицу

Противоречия прогресса

Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса, принеся человеку множества щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человечеством невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

Человечеству и сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».

Было бы величайшей, а возможно и фатальной ошибкой, если бы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер, для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

А. Печчеи.

Приложение 3.

Противоречивость прогресса (заполните таблицу)

Проявление противоречивости

прогресса

Примеры (факты социальной действительности)

Позитивные последствия

Негативные последствия

Приложение 1.

Вопрос: Как вы думаете, каковы последствия общественных изменений в России в постсоветское время? (с 1991 по 2015 гг)?. Если Вы считаете, что они положительны, садитесь за 1 ряд; если вы считаете, что они отрицательны, то садитесь за 3 ряд?

Прогресс – понятие противоречивое. На первый взгляд, оно имеет сугубо положительное значение, надо вставать на рельсы и стремиться только вперед к светлому будущему. Однако любые нововведения или реформы всегда вызывали в обществе волнения и страх. Все люди в какой-то степени стремятся к духовному единству с окружающим миром, а результаты научно-технического прогресса становятся инородным телом в этом налаженном механизме.

Прогресс и регресс

Это два полюса одного шара. Они тесно переплетены между собой и шагают всегда рука об руку. Но что же они несут?

Для начала разберемся с понятиями общественного прогресса и регресса. Первое – движение к совершенству, а второе означает возвращение назад, переход к более низким формам организации общества. Это противоположные, но взаимосвязанные понятия. Отделить их друг от друга часто бывает просто невозможно. В этом и кроется противоречивость общественного прогресса.

Добро неразрывно связано со злом, а прогресс - с регрессом. Таковы правила игры в жизнь. Проблема общественного прогресса состоит в том, что положительные изменения в одной сфере практически всегда сопровождаются деградацией или упадком во второй. Знаменитый английский врач-сексолог XX века Генри Хэвлок Эллис говорил, что прогресс является всего лишь заменой одной неприятности на другую.

О прогрессе писали многие философы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Франсуа-Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Николя де Кондорсе и другие. И у каждого из них был свой взгляд на это явление.

Критерии прогресса


Маркс отождествлял понятие общественного прогресса исключительно с развитием и совершенствованием производства. Кондорсе считал, что движение вперед есть эволюция человеческого разума, науки и просвещения.

На сегодняшний день нет универсальных критериев оценки прогресса. У разных философов свое видение проблемы. Наиболее объективными мерилами степени прогресса являются:

  1. Развитие орудий труда и производительных сил. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что исторический процесс обусловлен степенью превосходства человеком природы (экономический фактор).
  2. Улучшение условий жизни. Чем комфортнее и увереннее чувствует себя индивид, тем благоприятнее среда для его развития (социальный фактор).
  3. Рост степени свободы. Ее осознание помогает личности самореализоваться, происходит нравственное, моральное развитие (духовный фактор).

Переходим к обсуждению следующего вопроса.

Поговорим об умозаключениях ученых


Узнаем о взглядах на источники общественного прогресса «великих умов». Они выделяют их несколько. Итак, это:

  • деятельность самого человека, так как она носит характер преобразований;
  • материальное производство, поскольку социум развивается за счет производительности труда;
  • общественные классы;
  • социальные силы.

Многие исследователи полагают, что источник прогресса кроется в противостоянии производительных сил и трудовых отношений, в несоответствии материальных и культурных нужд человека. Основной причиной происходящих изменений является разница в потребностях и деятельности людей.


Поговорим о взглядах поэтов и писателей на проблему

Продолжаем разбираться в вопросе о противоречивости общественного прогресса. Приведем цитату современного французского писателя-прозаика М. Кундера:

Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед - это шаг на пути к концу.

Очень часто прогресс в одной сфере становится причиной регресса в другой, поэтому явление невозможно оценить однозначно. Чтобы получить результат, нужно сначала чем-то пожертвовать, иного пути развития просто нет. В этом и состоит главная проблема общественного прогресса.

У многих писателей и поэтов в произведениях приведены примеры общественного прогресса. Например, Рэй Брэдбери в своей книге «451° по Фаренгейту» рассказывает о потребительском социуме, о людях, которые разучились думать, переживать, страдать, а могут только получать призрачное удовольствие. Прогресс подарил им блага цивилизации, у них есть все: современные машины, квартиры, говорящие стены и много чего еще. Только главного нет – души и духовности, которую они где-то потеряли. Это книга, но она наглядно показывает, к чему может привести прогресс.

Продолжаем рассуждение с примерами


Проблемы общественного прогресса лучше всего проиллюстрировать на конкретных примерах. Так, с появлением интернета стала доступна любая информация, значит, фактически каждый человек может узнать все, что захочет. Есть множество вариантов для развития и самосовершенствования. Однако возникновение новых технических возможностей обесценивает человеческие знания. В интернете появляется много мусорной информации, которую приходится тщательно фильтровать. Большая часть материала, содержащегося во Всемирной сети, не проверена, много ошибочных данных. И порой слово превращается в орудие, которым распоряжаются совсем нечестно, организовывая информационные войны и дискредитируя людей.

Еще одним примером общественного прогресса, который наглядно иллюстрирует его противоречивость, являются исследования в области ядерной физики. С одной стороны, появился рентген, флюорография, ученые получили возможность наблюдать за самыми маленькими биологическими частицами, диагностировать болезни на ранних стадиях. А с другой стороны, люди создали и оружие массового поражения – атомную бомбу. Один из разработчиков этого чудовища Роберт Оппенгеймер потом сильно жалел о том, что породил такого монстра. Он выступал за введение международного контроля производства атомного оружия.

Стоит ли игра свеч?


За прогресс приходится платить, но иногда цена его оказывается слишком высокой. Продолжаем говорить о проблемах общественного прогресса.

Изобретение оружия привело к тому, что в войнах стало гибнуть больше людей. Количество человеческих жертв росло прямо пропорционально развитию снаряжения. Что же получится в сухом остатке? Жизни миллионов людей стали всего лишь разменной монетой в руках глав государств, которые вели свою политическую игру. Около 47 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны. Все это случилось не лишь по прихоти одного индивида, а стало закономерным результатом прогресса. Катастрофа не может случиться на ровном месте, этому всегда предшествует цепочка определенных действий, событий и явлений.

Жить становится проще и лучше, но отсутствие одних проблем порождает другие, возможно, более серьезные. Поэтому возникает резонный вопрос: а не теряем ли мы больше, чем приобретаем?

А что дальше?


Машина прогресса летит вперед, совершаются все новые открытия, изобретаются удивительные вещи. Но инновации не всегда попадают на подготовленную почву, и у людей просто нет к ним иммунитета. Из-за такого несоответствия и возникают побочные эффекты. Об этом свидетельствует большое количество примеров общественного прогресса, которые привели к неожиданным результатам.

Глупо было бы пытаться законсервировать сложившуюся систему, прогресс неизбежен просто потому, что жизнь – это постоянное движение вперед. Можно было бы обвинить человекоподобную обезьяну в том, что она взяла в руки палку и вступила на скользкий путь эволюции и развития, но ведь это же неразумно. Все проявления общественного прогресса просто нужно принимать и адаптировать, учиться внедрять в жизнь, не забывая при этом о вечном.

Общественный прогресс внутренне противоречив. Эти противоречия можно разделить на три основных типа:

1. Глобальные противоречия , разрешение которых есть вместе с тем решение вопроса сохранения человеческой истории, укрепления цивилизации.

2. Региональные противоречия , суть которых состоит в том, что различные регионы Земли в геополитическом плане противостоят друг другу, пытаясь решить свои проблемы за счет других народов и государств. Так, развитый Север противостоит менее развитому Югу. Так называемый «золотой миллиард» противостоит остальной части человечества, чей уровень жизни на порядок ниже, чем у первых.

3. Внутригосударственные (внутринациональные) противоречия , выражающиеся, прежде всего, в противоречиях между трудом и капиталом. Это противоречие выражается в росте безработицы в ряде стран Запада: Франции, Германии, США и др. Нынешняя Россия в этом отношении не составляет исключения.

Все эти противоречия можно конкретизировать, выделив среди них:

А. «Демографический взрыв» . Ныне на Земле насчитывается примерно 6,5 млрд человек. Рост численности населения происходит в основном за счет народов Азии, Африки, Латинской Америки. Население Китая к концу XX столетия достигло 1,3 млрд человек. Приближается к миллиарду численность населения Индии. Наряду с этим сокращается численность народов европеоидной расы. Американские социологи уже бьют по этому поводу тревогу. П. Дж. Бьокенен считает, что в период с 2000 по 2050 гг. население земного шара возрастет до более чем 9 млрд человек, но за этот же период люди европейского типа будут исчезать. Если в 1960 г. они составляли четверть мирового населения, то в 2000 г. — только шестую часть, а к 2050 г. будут составлять десятую часть населения планеты.

Сокращение численности европеоидного населения и относительно благополучная жизнь Севера послужили толчком для массовой иммиграции других народов, прежде всего мусульманских, в европейские страны.

Увеличение численности населения Земли остро ставит проблемы кислорода, продуктов питания, пресной воды, жилищную и др. Возникает вопрос: какое количество людей может содержать Земля? По расчетам специалистов, каждому человеку для осуществления его жизнедеятельности необходимо пространство в 17,5 тыс. кв. м. Это означает, что на 1 кв. км могут проживать 57 человек, а на всей Земле - 5,7 млрд. Следовательно, уже сейчас планета наша перенаселена.

Б. «Проблема голода». Если «Север» более или менее обеспечил себя продуктами питания, то «Юг» страдает от недоедания. Это относится, прежде всего, к народам Африки, Азии, Латинской Америки и др. Ныне не менее 800 млн человек в мире живут ниже черты бедности. В это же время богатые страны Севера излишки продуктов, ради сохранения прибылей, просто уничтожают. В России, по словам Президента, четверть населения голодает.


В. «Энергетическая проблема» приобретает все большее значение. Энергетические ресурсы оцениваются числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном уровне. Если брать оценку энергоресурсов по трем показателям - разведанные, возможные и вероятные, то угля хватит примерно на 600 лет, нефти — на 90, природного газа — на 50, урана, при нынешних реакторах на медленных нейтронах — на 27 лет. По информации Министерства природных ресурсов (МПР) России, запасы эффективных для разработки месторождений закончатся в стране через 10-15 лет. Разведка новых месторождений не производится, ибо разрушена геологоразведочная служба.

Г. «Экологические проблемы». Сжигание большого количества энергоресурсов ведет к интенсивному засорению атмосферы. На сжигание угля, нефти и газа ежегодно из атмосферы изымается 20 млн. т кислорода, взамен которого в нее вбрасываются сотни миллионов тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Предполагается, что в 2000 г. было вброшено в атмосферу не менее 105 млн тонн различных отходов от человеческой деятельности: углекислого газа, твердых частиц, нефтепродуктов, мелких частиц резины, асфальта и т. п.

Численность населения Земли растет, а площади пригодных для земледелия земель сокращаются. По разным оценкам, пахотная земля составляет от 13 до 15 млн кв. км. Но в результате застройки, горных работ, засоления почвы и опустынивания ежегодно теряется 50-70 тыс. кв. км ценных земель. В нынешней России бывшие пахотные земли, но сейчас заброшенные, зарастают кустарником и выбывают из культурного пользования. Все это вместе взятое ведет к тому, что количество культурной земли, приходящейся на одного человека, сокращается. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га, то к середине века — только 6, к концу века — около 3, сейчас же — не более 2 га.

Д. «Проблема глобализма». Ее суть состоит в том, что на основе современных достижений в областях науки, техники и высоких технологий, развитой системы информации и т. д. происходит сближение, единение народов, наций, стран независимо от имеющихся между ними различий. Глобализм представляет собой объективно-историческое явление, противостояние которому практически невозможно, да и не нужно.

Следует различать по своему содержанию понятия «глобализм» и «глобализация». Последнее означает процесс осуществления глобализма, во главе которого стоят США, навязывающие всему миру свое видение исторического развития народов и насильственно внедряющие его по всему земному шару. Более того, некоторые авторы говорят о существовании и действиях мирового правительства , в состав которого якобы входят руководители наиболее крупных транснациональных корпораций (ТНК), распространяющих свое влияние по всему миру.

Наряду с этими двумя категориями употребляется понятие «антиглобализм», выдвинутое представителями одного из социально-политических движений, именующими себя антиглобалистами . Они выступают не против глобализма как закономерного явления, но против глобализации, которая осуществляется американо-европейскими финансово-промышленны-ми и выражающими их стремления политическими кругами.

mob_info