Воскресная школа: про рай и ад, грех и добродетель на языке, понятном для детей. Рай и ад

ЖИВОЕ СЛОВО


РАЙ И АД

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка (Киров)):

– Честно скажу, ни разу ни один ребёнок меня не спросил об этом, и это меня беспокоит. Что же всё-таки ему ответить, если вопрос прозвучит? В старших классах нашей Вятской православной гимназии мы с ребятами обсуждаем, что такое рай и ад, читаем вторую книгу Бытия, где говорится о том, как жили наши прародители до грехопадения. И через это узнаём не только о том рае на земле, который был и которого нет, но и то, что рай – это состояние человеческой души, источник счастья, а определяется оно послушанием Богу.

Мы не только имеем начатки ада и рая в своей душе, но опытно постигаем уже в земной жизни, что они собой представляют. Пребывающий в послушании испытывает блаженство, которое невозможно ни с чем сравнить; ни одна сладость, ни одно развлечение не могут дать нам того счастья, того мира в душе, которые мы испытываем при богообщении. А начаток ада – жизнь по страстям, по грехам, которая наполняет пустотой, разочарованием, мучениями, страданиями, потерей смысла жизни, страшным одиночеством. Это настолько невыносимо, что человек, оказавшись в таком состоянии, хочет покончить с собой.

Говоря о рае и аде, мы обсуждаем не столько посмертное состояние души человека, о котором нам мало известно, – мы выбираем не между идеями, но между опытно постигнутой радостью рая и опытно прочувствованной горечью ада. Чем меньше ребёнок, тем образней ему нужно об этом рассказать. Лучше всего пересказать свидетельства о рае и аде, оставленные нашими святыми. Ответ ни в коем случае не должен быть теоретическим. Теорию дети не воспринимают. Например, если прочитаешь ребёнку что-то из Евангелия, обязательно нужно сопроводить это рассказом из жизни какого-то человека. Когда учителя расспрашивают ребят, что они усвоили из проповеди отца Сергия, то есть меня, оказывается, что дети прочно запоминают Священное Писание, когда евангельский смысл преломился в действиях конкретных людей, в конкретной ситуации.

Про рай я бы рассказал, опираясь на житие святого Андрея, Христа ради юродивого, как он был в райском саду, видел и ощущал то, что составляет суть райской жизни. Что касается ада, то о нём лучше всего рассказать, опираясь на притчу о Лазаре и богаче. Акцент при этом нужно делать не на том, почему одни идут после смерти туда, а другие – сюда, а нужно попытаться вместе с детьми понять, почему одни люди выбирают путь, который ведёт их в Царствие Небесное, а другие идут к погибели. Тем, кто отказался от Бога, рай не нужен, он для них невыносим. Вот этот вопрос выбора по-настоящему важен, дать понятие о нём – цель воспитания.

Игумен Рафаил (Беловолов) (г. Воркута, Республика Коми):

– Ребёнку нужно объяснять на понятных примерах. Сказать, например: «Помнишь, твоя добрая бабушка умерла, которая так тебя любила? Тебе было грустно, когда её не стало. Но там, у Бога, все живы, и вы ещё встретитесь, если ты будешь этого достоин!»

Мы очень мало знаем о посмертной участи человека. Апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2, 9). И ещё он свидетельствовал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, 2-5).

Так же и большинство из нас не может похвалиться, что имеет ясное представление о том, что нас ждёт за гробом. Но выдумывать на этот счёт ничего не стоит, нужно быть очень деликатным в этом вопросе. Вот некоторые рассказывают о сковородках, на которых жарятся грешники, а дети слышат и начинают думать, что христианское учение состоит из подобных сказочек. Допускается и другая ошибка. Одна мать всё время пугала сына адом, говорила, что если он не будет её слушаться, плохо будет учиться, то попадёт в ад; если будет редко ходить в храм, то гореть ему в геенне, и так далее. В конце концов сын ответил: «Мама, какой мне смысл ходить в храм, если я всё равно попаду в ад?»

Что Господь сказал разбойнику? Обнадёжил, утешил, обрадовал. Не запугивать нужно ребёнка, а так его направить, чтобы он сам стремился к радости, к раю. Царство Небесное начинается на земле. И ад тоже. Нередко ребёнок даже из православной семьи видит споры, скандалы родителей, и это умерщвляет в нём веру. И совсем другое дело, когда в семье царит любовь, когда дети видят воочию частицу рая и начинают стремиться к тому, чтобы обрести его во всей полноте. Недаром семью называют иногда таинством рая.

Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.):

– При объяснении нужно избегать фантазий, например, средневековых латинских представлений об аде, когда грубо-материально изображались мучения. Кто-то сказал, что ад и муки каждый представляет как желает, но каковы они есть, никто не знает. В Священном Писании сказано, что там царят плач и скрежет зубовный. Одного этого достаточно для понимания, что ад – не то место, где нам хотелось бы провести вечность.

В разговоре с ребёнком можно несколько более образно сказать, что это такое место, где, наверное, очень холодно и темно, но самое страшное – тебя там никто не будет любить, там нет любви, и длиться это будет бесконечно. Рай же – место, где царит радость. И здесь можно спросить ребёнка, какие самые приятные, чудесные места он знал в своей жизни. Сказать, например: «Вот мы на природу в лес ездили, помнишь, как там было красиво, как нам было там хорошо? Так вот вся эта красота, эти счастливые минуты – лишь напоминание о рае, лишь отблеск той красоты, что нас ждёт в Царстве Небесном.

В последнее время читаю творения святого Иоанна Златоуста. Говорится у него и о нашей загробной участи. Что если бы не было геенны, мы были бы хуже и вряд ли бы совершили что доброе. Увы, так устроен человек – нередко именно страх перед адом в душе и адом за гробом заставляет его творить добрые дела, мешает творить злые. Некоторые, впрочем, настолько привыкли жить в духовных потёмках, что иного существования не представляют. Ко мне иногда приходят, просят отпеть человека, который всю жизнь был враждебен Церкви. Но зачем устраивать этот театр? Ведь это лицемерие – в чине отпевания мы молим Бога о том, что, если кто не сотворил добрых дел, Господи, вмени ему то, что он до последнего веровал, называем усопших христолюбцами. Но если покойный ни во что не веровал, чем ему поможешь? Да, нужно молиться и за таких, но отпевать их как христолюбцев – это просто обман.

И на вопрос, почему Господь всех подряд не пускает в Царство Небесное, ответ очень прост. Господь никому не воспрещает приходить к Нему, но для богоборца рай будет адом. Здесь он и пяти минут за всю жизнь не нашёл на то, чтобы воздать хвалу Господу, как же он станет прославлять Бога в раю, вместе с ангелами? Насильно ведь никто заставлять не станет. Кто в этом мире был живым мертвецом, тот и в загробном им останется. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл это состояние отсутствием жизни при сохранении жизни.

А профессор Алексей Ильич Осипов описывает ситуацию, когда простой сельский учитель спас богатого человека. Тот замерзал где-то в пустынной местности, а учитель его обнаружил, помог. И когда спасённый позвал его на пир в честь случившегося, учитель страшно растерялся за столом. Он не умел пользоваться столовыми приборами, а потом и вовсе выпил воду из сосуда, предназначенного для мытья рук. И конечно, чувствовал себя за столом ужасно. Но кто знает – может быть, столь же ужасно почувствует себя в Царстве Небесном этот богач, если он привык повелевать, а не пребывать в послушании, если царство мира его полностью удовлетворяло и ничего другого ему не нужно. Хорошо в раю будет только любящим Бога, потому что они обретут Того, Кого всю жизнь искали. Иные же, как преподобный Серафим Саровский, уже в этой жизни становятся гражданами Царства Небесного.

90 процентов всех верующих представляют ад и рай именно такими, как их описывал Данте: совершенно материальными. Подобные представления нередко можно встретить и в православной литературе, предназначенной «для широкого читателя». До какой степени такие представления допустимы?

Прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде , всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает» . Точно так же, по мысли прп. Ефрема Сирина , «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию» . Рассуждая о тайнах будущего века, Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает воспитательное значение, которое имеет ад для человека: «Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе» . Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде - таким образом, он решительно отрицает те грубые представления, которыми полно франко-латинское предание. Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание они предлагают обратить на «внутреннее» происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем веке. Духовные рай и ад - это не награда и наказание со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а души больные, то есть не соизволившие подъять труд очищения, - действие опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что, кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на совершенную невещественность: ангелы и души, конечно, обладают качественно отличной от видимого мира природой, но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным строем или нестроением.

Всё-таки есть ли какая-то разница между тем раем, куда попадают праведники после смерти, Царствием Божиим и будущей, вечной жизнью после всеобщего воскресения?

Очевидно, разница есть, так как, по мысли Святых Отцов, и блаженство, и мучение увеличатся после всеобщего воскресения , когда души праведников и грешников воссоединятся с их восстановленными из праха телами. Согласно Писанию, полноценный человек есть Богом созданное единство души и тела, поэтому разлучение их противоестественно: оно является одним из «оброков греха» и должно быть преодолено. Святые Отцы рассуждали, что само соединение, вхождение души в воскрешённое Богом тело будет уже началом усугублённых радости или страдания. Душа, соединяясь со своими телесными членами, которыми она когда-то творила добро или зло, будет сразу испытывать особые отраду или скорбь и даже отвращение.

Об аде. Понятно, почему его называют «вечной мукой», но встречается и такое выражение, как «вечная смерть»… Что это? Небытие? Вообще, если всякая жизнь от Бога, то как могут существовать (пусть даже в вечной муке) те, кто отвергнут Богом?

Вообще-то в Священном Писании нет выражения «вечная смерть», встречается сочетание «вторая смерть» (Деян. 20 и 21). Зато постоянно говорится о тайне «вечной жизни» , «вечной славе» спасённых. Понятие «второй» или «вечной» смерти разъясняется у Святых Отцов. Так, поясняя её тайну, свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что «преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении жизни» . Это вечное прекращение личного общения с Богом будет главным страданием осуждённых. Свт. Григорий Палама так поясняет соединение внешних и внутренних мук: «при отъятии всякой благой надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и грызение совести плачем будет безмерно увеличивать надлежащую муку» .

Даже в аду нельзя говорить о совершенном отсутствии Бога, Который наполняет Собой весь тварный мир, в то же время не смешиваясь с ним. «Аще сниду во ад, Ты тамо еси» , - возглашает богодухновенный Давид. Однако прп. Максим Исповедник говорит о различии благодати бытия и благобытия. Очевидно, что в аду бытие сохраняется, а благобытия быть не может. Происходит таинственное истощание всякого блага, что и может быть названо духовной смертью. Самого дара бытия не может отречься созданное Богом творение, а присутствие Творца становится мучительным для отрекшихся от бытия с Ним, в Нём и по Его законам.

Почему Церковь говорит о двух судах: частном, случающемся с человеком непосредственно после смерти, и всеобщем, Страшном? Разве не достаточно одного?

Душа, попадая в загробный мир, понимает со всей отчётливостью, что не может быть согласия между добром и злом, между Богом и сатаной. Пред лицом Божественного Света человеческая душа видит сама себя и ясно осознаёт соотношение света и тьмы в себе. Это и есть начало так называемого частного суда, в котором, можно сказать, человек сам себя судит и оценивает. А окончательный, последний, Страшный суд связан уже со Вторым пришествием Спасителя и окончательными судьбами мира и человека. Этот суд более таинственен, он учитывает как ходатайство Церкви о своих чадах, особенно через безкровную литургическую жертву, приносимую в ходе истории, так и глубинное всеведение Божие о каждом из Его творений и окончательное определение всякой свободной личности в своём отношении к Богу, когда Он явится перед лицом всех и каждого.

В нашей жизни люди, отрицающие чью-то любовь - Божескую ли, человеческую ли, - живут очень хорошо: они, как говорится, не грузят себя лишними проблемами. Почему же после смерти, отрицая Божескую любовь, они будут мучиться? Другими словами: если человек сам, по своей воле, по своему вкусу выбрал путь противления Богу, почему он от этого будет страдать?

Страдание человека, отвергшего Бога и Божественную любовь, отвергшего христианское самопожертвование, будет заключаться в том, что ему откроется вся бесконечная красота Бога, который есть Любовь. Откроется ему и уродство собственного эгоистического бытия. До конца осознав истинное положение вещей, человек-эгоист неизбежно ощутит страдание - так страдает уродец и предатель, оказавшийся в обществе благородных и прекрасных героев. «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жёстко это мучение любви!» - так зрит адское мучение бесплодного раскаяния прп. Исаак Сирин . При этом надо подчеркнуть, что самолюбивая гордость, в которой закоснеют обитатели ада, не позволит им признать свою неправоту и уродливость выбранного ими пути, несмотря на его абсурдность. Цель и смысл всякого пути более всего очевидны в его конце, как качество плода понятно при его созревании, а так как ад есть конец и результат богоборческого выбора, то в нём и станут ясны как бытийные основы, так и горькие последствия гордого и нераскаянного противления Творцу.

Рассуждая по-человечески, не все люди замечательно хороши и не все беспросветно злы. Святых и злодеев мало, основная масса - серая: и добрая, и злая (а может быть, вернее: ни добрая, ни злая). Такое впечатление, что мы не дотягиваем до рая, но и адские мучения - это в нашем случае слишком жестоко. Почему Церковь не говорит ни о каком промежуточном состоянии?

Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе на Суде Божием, которого никому не избежать. Наверное, многие грехи земной жизни человеческой условно можно назвать «малыми», оправдать слабостью людской. Тем не менее тайна Божиего суда состоит в том, что этот суд всё-таки будет, хотя единственным желанием Бога является общее спасение. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Строго говоря, мы должны бояться не столько наказания внешнего, сколько наказания внутреннего, не ада как окончательного осуждения, а даже малого оскорбления благости Божией. У старца Паисия Афонского есть мысль, что не многие попадут в ад, но даже если мы избежим его, каково будет нам предстать перед Лицом Божиим с неочищенной совестью? Вот в чём должна быть главная обеспокоенность христианина.

Кроме того, важно понимать, что при вступлении в духовный мир в душе человека происходит молниеносная борьба между живущими в ней тьмой и светом. И непонятно, каков будет результат этой схватки несовместимых сил, обнаживших свою суть, скрытую до смертного исхода под «завесой плоти». Само это внутреннее противостояние уже мучительно для их носителя, а насколько удушлива победа внутренней тьмы над светом, вообще трудно говорить.

И ещё о «малом грехе». Неужели можно попасть в ад за то, что съел котлету в пост? За то, что курил? За то, что изредка позволял себе некие не вполне пристойные мысли (не дела)? Словом, за то, что не был затянут в струнку каждую секунду своей жизни, а порой позволял себе «немного расслабиться» - по человеческим меркам вполне простительно?

Дело не в кажущейся жестокости Бога, Который якобы готов послать в геенну за малую человеческую слабость, а в таинственном накоплении силы греха в душе. Ведь «малый» грех хоть и «мал», но совершается, как правило, многократно. Как песок, состоящий из мелких песчинок, может весить не менее большого камня, так и маленький грех набирает силу и вес с течением времени и может тяготить душу не менее «большого» греха, совершённого один раз. Кроме того, очень часто в нашей жизни расслабление «в малом» незаметно подводит к большим и очень серьёзным грехам. Не случайно ведь и Господь сказал: «...верный в малом и во многом верен» (Лк.16:10). Излишние напряжённость и мелочность зачастую даже вредят нашей духовной жизни и к Богу не приближают, но требовательность в отношении к себе, к нашей духовной жизни, в нашем отношении к ближним и к Самому Господу для христианина естественны и обязательны.

Поучительная сказка для детей школьного возраста

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию авторскую сказку из литературного цикла «Поучительные сказки» для детей от 9 до 15 лет.
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям воскресных школ, учителям начальных классов общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, родителям и творческим людям.


Лычангина Любовь Владимировна, преподаватель воскресной школы при Храме святых Новомучеников и Исповедников Российских Алданского округа Якутской и Ленской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Цель: воспитание нравственных качеств детей посредством литературного слова.
Задачи: дать детям понятие об истинных ценностях в жизни человека; воспитывать нравственные качества-сострадание, милосердие, человеколюбие, добродушие, уважение и любовь к ближнему.

Сказка про Рай и Ад

Ты вглубь себя внимательно смотри:
И Рай, и Ад у каждого внутри!

Жила-была на свете одна очень гордая и богатая барыня.
В услужении у неё работала юная прелестная девушка, добрейшая душа, беззащитная перед высокомерием и грубостью своей престарелой хозяйки. Несмотря на то, что жизнь у неё была несладкая, девушка была весёлого и добродушного нрава, за что все в деревне её любили, а злющая барыня ещё больше ненавидела.

Однажды к ним в деревню забрёл старец. Попросил он у богатой хозяйки ночлега, немного еды и водицы, на что та ему равнодушно ответила: «Ступай себе своей дорогой. Бог подаст.»
В ответ старик задал барыне странный вопрос, который немало её смутил: «Скажи мне, добрая женщина, каким ты себе представляешь Рай?»

Подумала-подумала старуха, да и сказала: «Есть у меня слабость к жареным колбаскам...Страсть как люблю их! Каждый день бы вкушала!»- и мечтательно закатив глаза, стала даже причмокивать языком от вожделения…
"Есть у меня любимая книжка, только лишь дочитаю до конца, как сразу же начинаю читать заново!"
"А ещё очень роскошь я люблю…Дома у меня шторы из золотой парчи и хрустальные люстры…
Вот кабы всё это со мной в Раю оказалось…»
Вдруг барыня осеклась, сама себе удивившись: чего это она разоткровенничалась перед незнакомым человеком? Вдруг разбойник какой…
«Ну ступай уже, зубы мне не заговаривай и не гневи меня, не то собак на тебя спущу!» - прикрикнула она на любопытного незнакомца.

Странник откланялся. Но он был слишком слаб от голода и жажды, чтобы двигаться дальше. Только до дуба за забором добрался, да и присел под ним, тяжело дыша.
А юная служанка тут как тут: «Возьми батюшка, молока кружку да хлеба краюшку, подкрепи силы, а вечером, как стемнеет, я тебя в сени сведу, там и заночуешь…»

«Добрая ты душа, спасибо тебе за хлеб да за соль, а от ночлега откажусь, пожалуй! Надо путь-дорогу продолжать…
А скажи мне, милое дитя, что ты хотела бы видеть в Раю?»
Девушка была рада общению с таким приятным человеком, благо, барыня погрузилась в послеобеденный сон.
Она недолго думала, что ответить: «Я, Батюшка, хотела бы быть подле Бога!»
Хитрая улыбка осветила мудрое лицо старца.

Проснулась барыня рано утром. Солнце ослепительно светило в окна, потому что с вечера кто-то из прислуги забыл задёрнуть парчовые золотые шторы, от солнечного света хрустальная люстра сверкала тысячами весёлых огоньков, подвески люстры радостно позванивали от лёгкого дуновения ветерка; аромат жареных колбасок, доносящийся из кухни, приятно щекотал ноздри. Но у барыни было дурное настроение, у неё всегда было такое состояние души, когда ничего не в радость.

Желая отвлечься чтением книги, она прочла страницу, на которой та была раскрыта.
Как пролетел день, барыня даже и не заметила.

На другое утро она вновь проснулась от яркого солнечного света, перезвона люстры, и запаха жареной колбасы. Когда старуха взяла в руки книгу, то с удивлением увидела, что она открыта на той же странице, что и вчера, хотя она точно помнила, что переложила закладку на следующую страницу. Из-за этого странного события желание читать у капризной богачки моментально пропало. Настроение у неё стало хуже некуда…

На третий день всё в точности повторилось.

Желая прогуляться по саду, богачка открыла дверь своей комнаты, а когда из неё вышла, то обомлела от изумления… Комната её оказалась и не комнатой вовсе, а каютой огромного корабля, никакого сада не было и в помине, вместо него – просторная палуба, аккуратно и чисто вымытая, но совершенно безлюдная.

Когда барыня совершила прогулку по палубе, она убедилась в том, что на этом роскошном корабле она путешествует в полном одиночестве. От этого ей стало жутковато и даже страшно.

А жизнь на корабле потекла по-прежнему однообразно...

Так прошло 40 дней. Терпеть такое существование стало уже совершенно невозможно. Каждое утро барыня просыпалась от ставшего ей противным яркого солнечного света, от бликов люстры появлялась рябь в глазах, звон подвесок вызывал сильнейшую мигрень, а от запаха жареной колбасы начинались приступы сильнейшей тошноты. Некогда любимая книга, ежедневно открытая невидимой рукой на одной и той же странице, вызывала к себе отвращение.

И вдруг внезапно женщина поняла, что это - Тот Свет… Поняла, что земная жизнь её уже окончена… В тот же миг она почему-то вспомнила свою несчастную служанку, которую всё время унижала, обижала и даже била, вспомнила, как не лечила её, когда та тяжело заболела, и как не единой слезинки не пролила, когда закончилась молодая жизнь её горемычной прислужницы.

И запоздалое раскаяние зашевелилось в душе у старухи…

Грешная женщина была уже совершенно измучена однообразной, унылой и поэтому несчастной жизнью, она тоскливо бродила по палубе корабля и вдруг набрела на лестницу, которая раньше ей никогда не попадалась на глаза.

Старая барыня поднялась до самой крайней ступени лестницы и заглянула наверх…. Но эта вторая палуба корабля оказалась самым настоящим небом! Ослепительный свет ударил её по глазам, он был настолько ярок, что грешница едва не лишилась зрения. Когда старые глаза немного пообвыклись с лучезарным светом, она с изумлением увидела Бога, который восседал на белоснежно-золотом троне, а рядом с ним, по правую его руку, сидела её собственная служанка. От обоих исходило неземное сияние, воздух был наполнен чудесным ароматом, тихо звучала красивая музыка, и явственно чувствовалась бесконечная любовь этой юной и чистой девушки к Создателю. И эта любовь была взаимна!

«А ведь это же и есть Рай!» - осознав вдруг истину, в отчаяньи воскликнула старуха.
И вот только тут она поняла, что сама она всё это время живёт в Аду.
Но изменить уже ничего невозможно…
Ад бесконечен. Век сменяет век…
Бойся своих желаний, человек!

Великий пост - это то время, когда мы пытаемся рассказать нашим детям о Воскресении Христовом, о грехопадении человека, о Страшном Суде, о том, что будет с нами после смерти, об аде и рае. В каком возрасте и что именно мы должны сказать об этом детям, чтобы не напугать страшными образами, с одной стороны, и чтобы представления о рае не сводились к описаниям плотских удовольствий (как говорили одному мальчику его родители: «Рай - это такой красивый сад, где много цветов, а на деревьях растут конфеты и булочки»)? О чем и как следует говорить детям, мы попросили рассказать двух священников.

Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensis, 1035-1040 годы)

Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию в гимназии «Плесково», отец восьмерых детей:
«Общие рекомендации, когда и что можно говорить ребенку об аде и рае давать сложно. Потому что родитель своего ребенка знает лучше всех и он сам должен определять, когда и что его ребенку будет понятно, и за это родитель несет ответственность.

Не стоит бояться такой темы. Мне кажется, что самым удобным и разумным способом начать этот разговор может быть чтение притчи о богаче и Лазаре. Там все спокойно и наглядно описано.

Перед таким ответственным разговором обязательно нужно помолиться, и найти те немногие, но нужные слова. Сказать, что рай - это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад - место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами.

В этих беседах важно постоянство и последовательность, чтобы дети улавливали связь библейских событий, можно перед сном читать небольшие отрывки из Закона Божия для детей».

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
«Мне кажется, что ребенку нужно объяснять, что такое ад и рай, прежде всего, исходя из слов Христа «Царство Божие внутри вас есть» и говорить о том, что ад и рай это внутреннее состояние человека, которое останется с ним после его смерти. А как это будет происходить, как это будет выглядеть, для нас по большому счету неведомо, Господь нам этого не открыл.

Можно попытаться объяснить, что это состояние, которое бывает, когда ты поссорился с мамой или с папой или с братом, когда ты наврал, когда тебе ужасно стыдно, потому что раскрылся в школе какой-то твой гадкий поступок, и состояние, в котором ты в это время находишься, - озлобленности, уныния, отчуждения от близких людей, замкнутости в себе, - это слабый отголосок того, в котором будет пребывать человек, лишившийся Царства Божьего.

А поскольку человек существо и духовное и телесное, и в воскресении человек будет восстановлен в теле, то, видимо, эти нарушения будут отражаться и на теле человека, каким-то нам неведомым образом. Когда у человека тьма на душе, тело его не может испытывать радости.

Еще можно говорить, что человек по своему состоянию может просто не выдерживать близости Бога и Царствия Небесного. Если представить себе преступника, уголовника, который большую часть жизни отсидел в тюрьме, и представить, что мы могли бы поместить его к Сергию Радонежскому в его первую монашескую общину, он бы среди этих людей вряд ли бы выдержал и три дня. Ему бы все это стало скучно, пресно и неинтересно, хотя его там и кормили бы и помогали, но он сбежал бы оттуда, потому что для него это невыносимо, и нашел какой-нибудь кабак, где почувствовал бы себя своим.

Можно детям объяснять, что ад - это состояние, когда ты с кем-то в ссоре, разлуке, раздражении, потому что в аду все непрерывно находятся в злобе и раздражении друг на друга, и уровень той злобы нам даже не представим. Вот когда человек пребывает в таком состоянии, он может почувствовать, что такое ад. Неслучайно, практика приготовления ко святому причастию требует от человека сначала примириться, и только потом - даже не причащаться и не идти на литургию - а только начинать читать молитвы ко святому причащению. Эти молитвы даже читать нельзя, пока ты находишься не в мире, потому что состояние причащающегося человека это состояние рая, а состояние ссоры - это состояние ада, разделения с другими людьми.

Нельзя назвать определенного возраста, с которого надо начинать говорить об аде и рае. Наверное, это очень сильно зависит от того, как формируется христианское понимание жизни у ребенка. Например, мы видим, что есть ребенок, который начинает очень искренне исповедаться в 6-7 лет или в 8 лет, а есть ребенок из церковной семьи, который приходит к настоящей исповеди в 15 лет или вообще не приходит к ней никогда, не переживает ее. Это говорит о том, что человек не переживает грех как рану, как боль. И с ним сложно разговаривать об аде, потому что ад все-таки результат грехов человека. Нельзя назвать такой момент, когда можно посадить перед собой ребенка и начать говорить «ад это то-то, а рай - это то-то», но отвечать на вопросы, если он начнет их задавать, наверное, можно условно с 7 лет, а точнее, с того возраста, когда человек начинает понимать грех как разлучение с Богом и как боль, хотя бы отдаленно.

Чтобы не напугать образом ада, родители должны понимать, что ребенку важно с детства чувствовать, знать, что его очень любят. Отношения с Отцом Небесным вырастающий человек очень во многом ориентирует на отношения с земными родителями. Не случайно Господь выделяет среди других заповедей заповедь о почитании родителей так, что обещает за нее благоденствие и долгожительство. Потому что невозможно построить отношения с Отцом Небесным, не построив их с отцом земным. Поэтому когда ребенок растет и его наказывают, но он знает и видит, что это делают с любовью, если родители не живут для себя, а своим примером показывают, что такое жертвенная настоящая любовь, то он растет в радости, мире и покое. И если сказать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцентировать надо на том, что Господь это тот, кто ищет возможность помиловать человека, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».

Однажды я стала свидетелем небольшого диалога мамы и ребёнка лет четырёх:

– Мама, а что такое АД? – спросил малыш свою любимую маму о слове, которое он услышал, очевидно, в разговоре взрослых.

– Ад – это страшный огонь! Аллах отправит туда всех, кто Его не слушается, не выполняет Его приказы и не любит Пророка Мухаммада, саллиаллаху алейхи ва саллям, – сказала как отрезала мама в ответ своему сынишке.

– Мама, а что, Аллах плохой? – заключил ребёнок.

Мама мальчика немного опешила. Как можно было сделать такой вывод о Творце Всего Сущего? О Самом Добром, Милостивом и Милосердном? Может быть, что-то было сказано не так? Надо исправлять ситуацию. Но как? Что сказать?

А мальчик тем временем съёжился от объяснения мамы, о чём-то задумался и умчался в своих мыслях куда-то далеко-далеко, не проявляя интереса к дальнейшему разговору…

О знании нужном и своевременном

Поставив себя на место четырёхлетнего ребёнка, даже я как-то съёжилась от подобного объяснения, и мне стало страшно и неуютно. А надо ли так ребёнку объяснять, что такое Ад? И в таком ли возрасте рассказывать детям об Аде, Шайтане, грехах? Несомненно, все мы должны знать эти понятия и опасаться наказания Всевышнего Творца. Но как и когда вводить эти понятия в сознание малыша?

Воспитываясь в исламской семье, ребёнок постоянно слышит слова «Аллах», «Рай», «Ад» и т. д., и в один из дней он обязательно спросит: «А что это?» Ребёнок сам вам подскажет, когда он готов узнать что-то новое. Как этот малыш, который решил узнать, что такое «Ад». Ведь для ребёнка весь мир является недоступной таинственностью. Он желает знать всё.

И даже о Боге. Если бы ребёнок не слышал от взрослых о Боге, он бы инстинктивно искал своей мыслью центр и сосредоточие мира. Особенно интенсивно этот процесс происходит в возрасте 6–7 лет, иногда и ранее. Именно в этом возрасте малыш готов узнать очень и очень многое, до этого совсем абстрактное и непонятное. Научно доказано, что именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает «пытать» родителей вопросами на тему жизни и смерти, таинстве рождения. Всё это вполне нормально и связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием чада.

Такие вопросы возникают в любой семье: религиозно соблюдающей или далёкой от выполнения канонических норм. Хотя, по личным наблюдениям, в первых семьях подобные вопросы возникают немного раньше, да и сами родители в более раннем возрасте начинают знакомить своих детей с основами религии.

Любой ребёнок не может обойтись без религиозных образов, и если взрослый не будет давать ему образы религии, ребёнок сам их создаст. Чем богаче религия образами, тем она доступнее и ближе к детской душе, тем более глубоко воздействие на неё религии.

Но! Существует большая ошибка воспитания. Нельзя слишком рано интеллектуализировать некоторые религиозные переживания, то есть сообщать ребёнку идеи, до которых не доросло ещё в своём развитии детское сердце. Он ещё нуждается в образах, но до идей ещё не дорос.

Тем более не надо начинать знакомить ребёнка с Творцом с «отрицательных» религиозных образов и понятий, с того, что может напугать малыша и оттолкнуть его от Всевышнего. Любой ребёнок не любит наказаний, боится их.

Подумайте, любит ли сын отца, который постоянно угрожает, бьёт, унижает, оскорбляет? Да, он может быть, послушным, покорным и молчаливым. Но вот любит ли сын по-настоящему такого родителя? Скорее он его боится и в глубине души ненавидит. И от этого он несчастен.

А иной сын подрастёт и не станет такого терпеть – он найдёт способ взбунтоваться и скорее покинуть ненавистное родительское гнездо!

Нельзя ребёнка, чистого и незасоренного лишними знаниями, привлекать к прекрасному путём угроз и страхов. Это вызовет в нём протест и нежелание искренне любить и искренне трепетать перед Всевышним Творцом!

Начните с любви!

Так с чего же начать? Начните с любви. Сформируйте любовь в сознании ребёнка к своему Создателю. Расскажите о тех дарах, которые Он нам дал, покажите Его подарки для него, поведайте о Его прощении, бесконечном прощении, даже после нашего ослушания. Расскажите о Рае. – И лишь потом, только потом можно сказать о наказании – только после того, как малыш полюбит всем сердцем своего Творца и не захочет поступить так, как не понравится Ему!

Не забывайте о той интонации, которую вы используете при общении со своим малышом, объясняя такие сложные вещи, как Загробный мир, Рай и Ад, рождение и смерть. Именно её в большей степени и запомнят подросшие дети. Ведь именно посредством эмоциональной окраски при поднесении информации о религии взрослые прививают своим детям своё эмоциональное восприятие объясняемой темы. Не запугивайте излишне Богом своих детей! Не закрывайте путь интереса и познавательных вопросов, иначе ребёнок может больше не подойти к вам за разъяснениями и новыми знаниями.

О страхе. Когда?

Но мы всё-таки должны опасаться гнева Всевышнего, бояться Его наказания; мы просим Аллаха уберечь нас от Ада и одарить нас Своей милостью. Именно поэтому говорить монотонно и излишне спокойно, наверное, на эти темы нельзя. Если же мы будем так делать, то ребёнок может начать относиться к своей религии, как востоковеды относятся к Исламу: методично и сухо.

Поэтому, вероятно, подробные рассказы про Ад лучше оставить на период после шести-семи лет, когда происходит интенсивная интеллектуализация всех психических функций ребёнка. В семь лет у малыша возникают новые темы в общении с взрослыми, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребёнка и семьи. Юному человеку становится интересно обсуждать темы планет, космического пространства, узнавать о жизни в других странах, затрагивать морально-этические вопросы, а также интересоваться происхождением жизни. На седьмом году расширяются сферы интересов, он стремится найти своё место в «широком мире». Дети, с одной стороны, часто обращаются к родителям за информацией, делают их своими экспертами. С другой стороны, стремятся к собственному анализу происходящих явлений, начинают долго рассуждать, причём в присутствии взрослого, тем самым проверяя правильность своих рассуждений. В этом возрасте особенно проявляется интерес ребёнка к истории семьи, семейным связям; дети задают вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, бабушек, дедушек. С интересом рассматривают фотографии, семейные реликвии, то есть стремятся найти своё место в широкой сети семейных связей.

Если же в ярких красках рассказывать про Ад, наказания Всевышнего слишком маленьким и неподготовленным детям, то ребёнок будет переполнен страхами. Ведь хорошо известно, что дошкольный возраст – это бурный период страхов темноты, выдуманных сказочных героев, пожаров, войны, смерти родителей и т. д.

В связи с этим вспоминается сюжет из фильма «Королёк – птичка певчая», когда маленькие дети из далёкого села традиционно играли в неестественную для детей игру в похороны. Они слишком реалистично воспринимали свою игру, в которой было много страха и не было главного – любви ко Всевышнему, умения любить жизнь и быть благодарными Всевышнему за все Его дары человечеству!

Если же ваш ребёнок настаивает на том, чтобы в его четыре года вы рассказали о том, что такое Ад, то давайте информацию дозированно, адаптируйте её для детской психики. Расскажите ребёнку об этом доступным языком, в соответствии с его уровнем понимания. И не забывайте начать рассказ с любви нашего Господа к Его рабам!

Юлия Замалетдинова , канд. псих. наук,

гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья »

mob_info