Эссе мастер и маргарита что такое истина. (о романе «мастер и маргарита»)

Все это было, но было совсем не так. С таких строчек хочу начать свое размышление… Может, у меня не хватает эрудиции или ученой степени, чтобы обсуждать эту тему. Ведь множество философов современности ведут не прекращая свои споры о том, что же хотел Михаил Афанасьевич Булгаков сказать в своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита».

Писатель, безусловно, гениальный, но все до сих пор только пытаются разгадать глубокий смысл, заложенный в произведении. Здесь, я думаю нет правых или не правых, т.к. у самого писателя мы узнать истину уже не сможем.

До сих пор не могу понять, чем именно «зацепил» роман во время первого моего прочтения. Еще в возрасте 13 лет. Я впервые прочла… это была любовь навсегда… Каждый раз перечитывая, я находила в нем что-то новое.

Один из ответов есть, на мой взгляд, в самом начале произведения, когда во время спора Воланда, Берлиоза и Бездомного Воландом произнесена следующая фраза:

«Имейте в виду, что Иисус существовал».

Я так понимаю, что он действительно существовал, т.е. родился, но был по версии Воланда, не совсем тем человеком, о котором написано в Новом Завете.

Раз это «Евангелие от Воланда», значит, это и будет взгляд дьявола на рождение Христа.

Если вспомнить, никаких чудес Иешуа в романе не совершает… Здесь Иешуа выступает, скорее, как проповедник. Является ли он сыном Господа, в романе об это умалчивается.

Иешуа в романе выступает как человек, нашедший истину: «Разрушится храм старой веры, и будет выстроен храм новой истины…»

Т.е. сатана не приписывает Иешуа каких либо богоподобных деяний, просто обычный «хороший» человек, который проповедует и знает некую правду. А является ли такое описание Иисуса истинным?

Возможно, так и есть…

А может дьявол просто хотел принизить достоинства сына Божьего в глазах людей. Может это и является той причиной, по которой «Мастер не заслужил свет, а заслужил покой».

Ведь он, возможно, не дописал, не доделал и не дал Иешуа искры Божьей, не сделал основного, что было необходимо… И потому было сказано: «Роман не дописан».

А может, дьявол таким и видел Иисуса, но ему не дано было понять того, что может понять и прочувствовать только живой человек, а именно, та самая искра Божья. Мастеру нужно было не только описать все, что было послано Воландом, но привнести свое видение всего, что происходило более двух тысяч лет назад. Он же не сделал самостоятельно ничего… Этот человек был слаб духовно, не способен на великие свершения и ленив. За это мастер и получил свой «покой».

А это ли то, что нужно было мастеру. Является ли «Последний приют» прекрасным местом? Нужно вспомнить описание. Это мрачное, тихое место, возможно вообще беззвучное. Там нет солнышка. Там не надо ничего делать, не о чем беспокоиться, но художник уже не сможет написать здесь картин, писатель не сможет напечатать роман.

Ведь это и есть тот самый «персональный ад» для Мастера! День сменяется ночью, но в этом нет никакого смысла, ведь ты не в силах повлиять ни на что.

А может, это достойное наказание для Мастера? Само слово «мастер» говорит о многом. Мастерство - смерть для художника. Эта фраза, как нельзя лучше характеризует этого героя. Да. Мастер не был творцом, он был просто ремесленником. Он хорошо описывал сюжеты и события, но это худшее, что он мог сделать, он был не прав. Он и сам не может назвать себя писателем:

— Вы — писатель?

— Я — мастер.

Но Булгаков — не мастер. Это самый талантливый художник, произведения которого по сей день не устаревают. И находят отклик в сердцах людей не только в России, но и других странах.

Что же есть истина?.. Это — то чего главный герой не нашел, то, что читатель должен осознать самостоятельно, открыв книгу много раз… Осознав тайное послание, которое зашифровано в романе, каждый найдет свою «истину», а может и смысл жизни, бытия…

В романе есть лишь единственный эпизод — отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. «Что такое истина?» — этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему: «Итак, Ты царь?

» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего». Иешуа же на этот вопрос отвечает так: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова… Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…» Иисус имел учеников.

За Иешуа же шел лишь один Левий Матвей. Похоже, что прообразом Левия Матвея служит апостол Матфей, автор первого Евангелия (до встречи с Иисусом он был мытарем, то есть, также, как и Левий — сборщиком податей). Иешуа встретился с ним впервые на дороге в Виффагии. А Виффагия — небольшое поселение у Елеонской горы близ Иерусалима. Отсюда началось, согласно Евангелиям, торжественное шествие Иисуса в Иерусалим. Кстати с этим библейским фактом тоже есть различия: Иисус в сопровождении своих учеников въезжает на осле в Иерусалим: «И когда он ехал, постилали одежды свои по дороге.

А когда он приблизился к спуску с горы Елернской, все множество учеников начало в радости велегласною славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий Господне! Мир на небесах и слава в вышних!

» (Евангелие от Луки). Когда Пилат спрашивает Иешуа правда ли то, что он «через Сузские ворота верхом на осле» въехал в город, тот отвечает, что у него «и осла-то никакого нет». Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал. Иешуа с человеком, предавшим его — Иудой из Кириафа, был знаком немного, а Иуда из Кариота был учеником Иисуса. Видимо, Булгаков не хотел заострять свое и внимание читателей на этом предательстве, а разобраться в отношениях Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. В Иерусалиме на суде над Иисусом лжесвидетели перед Синедрионом рассказывали: «…

Мы слышали, как он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный». Булгаков пытается сделать из своего героя пророка.

Иешуа говорит: «Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…» Существенным отличием булгаковского героя от Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. «Суть и тон его речей, — считает С. С.

Аверинцев, — исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца». А Иешуа Га-Ноцри?

Его слова и поступки совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: «Правду говорить легко и приятно». Правда для него заключается в том, что злых людей не бывает, есть несчастные. Он — человек, проповедующий Любовь, в то время как Иисус — Мессия, утверждающий Истину. Уточню: нетерпимость Христа проявляется лишь в вопросах веры. В отношениях же между людьми Он учит: «…

Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея 5, 39). Апостол Павел так уточняет эти слова: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», то есть борись со злом, но при этом не приумножай его сам. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков дает нам свое толкование заповеди Иисуса Христа. Можем ли мы сказать, что слова апостола Павла применимы к Иешуа Га-Ноцри, булгаковскому Христу? Безусловно, потому что на протяжении всей своей жизни он ни на шаг не отступает от своего добра.

Оно уязвимо, но не презираемо, возможно, и оттого, что трудно презирать тех, кто не зная тебя, верит в твою доброту, расположен к тебе, независимо ни от чего. Мы не можем упрекнуть его в бездействии: он ищет встреч с людьми, готов говорить с каждым. Но он совершенно беззащитен перед жестокостью, цинизмом, предательством, потому что сам абсолютно добр. И тем не менее неконфликтного Иешуа Га-Ноцри ожидает та же участь, что и «конфликтного» Иисуса Христа.

Почему? Не исключено, что здесь М. Булгаков подсказывает нам: распятие Христа — вовсе не следствие Его нетерпимости, как можно предположить, читая Евангелие. Дело в другом, более существенном.

Если не касаться религиозной стороны вопроса, причина гибели героя «Мастера и Маргариты», как и его прообраза заключается в их отношении к власти, а точнее, к тому жизненному укладу, который эта власть олицетворяет и поддерживает. Общеизвестно, что Христос решительно разделял «кесарево» и «богово». Тем не менее именно земная власть, светская (наместник Рима) и церковная (Синедрион), приговаривают его к смерти за земные преступления: Пилат осуждает Христа как государственного преступника, якобы претендующего на царский престол, хотя сам в этом сомневается; Синедрион — как лжепророка, богохульно называющего себя Сыном Божиим, хотя, как уточняет Евангелие, на самом деле первосвященники желали ему смерти «из зависти» (Евангелие от Матфея 27, 18). Иешуа Га-Ноцри не претендует на власть. Правда, он оценивает ее прилюдно как «насилие над людьми» и даже уверен, что когда — нибудь ее, власти, может и не быть вовсе.

Но такая оценка сама по себе не так уж опасна: когда еще это будет, чтоб люди могли совсем обходиться без насилия? Тем не менее именно слова о «невечности» существующей власти становятся формальным поводом гибели Иешуа (как и в случае с Иисусом Христом). Истинная же причина гибели Иисуса и Иешуа в том, что они внутренне свободны и живут по законам любви к людям — законам, не свойственным и невозможным для власти, причем не римской или какой-то другой, а власти вообще. В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек.

Он излучает свободу, самостоятелен в своих суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату: «Правду говорить легко и приятно».

А правда Пилату как раз и не нужна. Еще одно существенное отличие сюжета Евангелий от булгаковсокго романа заключается в том, что первый определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат. (Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец»).

Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита»)

Другие сочинения по теме:

  1. Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  2. Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со...
  3. «В этом романе действуют и Христос, и дьявол, и жулики, и обыватели. Книга напоминает ледоход, когда льдины плывут, теснясь, сменяя...
  4. Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать в мире, словно не было...
  5. Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В...
  6. Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые...
  7. Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и...
  8. Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое...
  9. Закончена работа над романом «Мастер и Маргарита». Пришло время подвести итоги Я даю вам 4 темы, которые разбиты на вопросы....
  10. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
  11. Сочинения по литературе: Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита» В литературе немало произведений, в которых «соседствуют» миры...
  12. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — известнейшее произведение автора, оно по праву относится к классике русской литературы. В нем...
  13. Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать...
  14. Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень...
  15. Трансформация мифических мотивов; объединение реальности и фантастики Цель: помочь ученикам осмыслить идейно-художественные особенности произведения, новаторский подход писателя к решению философско-этических...

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина - в знании, другие - в вере. Есть те, кто утверждает, что истина - в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.
Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ...Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние.
Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.
В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и “ершалаимской” истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: “Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.
Ложная жизнь, не приемлющая истину, “во всей красе” представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность - Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают “сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже “знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.
В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни...
Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. ...Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.

(13 )

Тема истины является главной в споре бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «Что такое истина?»- спрашивает Пилат. И слышит в ответ: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова». На первый взгляд, эти слова кажутся странными. Если же вдуматься в них, открывается смысл фразы Иешуа. Болит голова, а значит, в душе нет покоя, что-то гложет и мучает человека. От чего же может страдать знатный и богатый прокуратор Иудеи?

На это дает ответ Иешуа: «Ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей». Понтий Пилат одинок и несчастен. Он умнее многих, а любви в его жизни нет. Вот в чем заключается истина. Ведь истина — это любовь. Иешуа тоже одинок. Он говорит: «Я один в мире». Но для прокуратора все люди злы, а Иешуа любит их, называет «добрыми людьми». Счастье Иешуа состоит в любви к людям. Что это за царство истины и справедливости, о котором он говорит? Это царство любви, «когда не будет власти», потому что она просто не будет нужна. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга. Пилат в это не верит. Он не видит истины, не знает ее. Весь мир кажется Пилату враждебным. И вдруг он встречает человека, который избавляет его от головной боли, от душевных страданий.

Перед Пилатом открывается путь к истине. Но он слишком озлоблен окружающим миром, он совершает ошибку, за которую потом расплачивается долгие и мучительные годы. У Пилата появляется возможность, вслушавшись в слова Иешуа, изменить свою жизнь, поверить в людей и полюбить их. Что останавливает его? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Чего боится прокуратор? Он не хочет рисковать своей карьерой, положением, жизнью? Но дорожит ли Пилат своей жизнью? Ведь за несколько минут до вынесения Иешуа смертного приговора «мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора».

Значит, к страшному решению Пилата подталкивает простой, животный инстинкт самосохранения. Обстоятельства побеждают прокуратора, потому что у него нет духовной силы. Убив Иешуа, прокуратор подписывает приговор себе и понимает это. «Страшные, злые боли прокуратора некому лечить». От боли души, от терзаний одинокого сердца «нет средства, кроме смерти». Но ведь Пилата ожидает бессмертие!

Чем же заканчивается история Пилата? Прощением. Ведь истина — это еще и прощение. Тема прощения заложена в рассказе о бале Сатаны. Там избавляется от своих страданий и обретает покой Фрида. Покой, тишина, мир — ключевые понятия для Булгакова. Прийти к ним может только тот, кто достоин, кто не отягощен памятью о зле, кого не мучает совесть, кто умеет любить и прощать. Получает прощенне и успокоение Понтий Пилат. Иешуа клянется ему, что казни не было, и прокуратор восклицает: «Больше мне ничего не нужно!»

«Невысыхающая черно-красная лужа» пролитой Пилатом крови, преступление, две тысячи лет лежавшее каменной глыбой на его сердце, исчезает из сознания прокуратора. Пилат уходит по дороге к познанию истины и любви.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков открывает нам свое понимание мира, свою систему ценностей. Он верит в высшую справедливость. Истина для него — любовь и прощение. «Все будет правильно, на этом построен мир», — говорит Воланд, выражая этими словами авторскую мысль.

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Что такое истина

Пожалуй, одним из самых сложных вопросов, над которым всегда ломали головы философы, является вопрос об истине. Что такое истина? Как и где ее искать? В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков пытается дать развернутый ответ на эти извечные вопросы. Первыми разговор об истине затевают прокуратор Иудеи Понтий Пилат и бродячий философ Иешуа Га-Ноцри . Странно, но на этот риторический вопрос можно дать сколько угодно ответов и все они будут по-своему верны.

Вместе с героями Булгакова при желании можно найти правду. Иешуа на этот вопрос дает прокуратору самый простой и, казалось, незначительный ответ: «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова». Затем они вступают в долгий диалог, в котором мы получаем более развернутый ответ на вопрос. Устами Иешуа автор доносит до читателя, что истина в хорошем отношении к ближнему. Истина в умении верить в людей и прощать им их маленькие слабости. Истина в стремлении к гармонии души, которая возможна только в том случае, если жить в согласии с собой.

Так мы узнаем о смелости, силе характера и рассудительности бродячего философа. Он не желает говорить или делать что-либо, идущее вразрез с его воззрениями, даже под страхом смерти. Умный и проницательный Пилат понимает, что Иешуа прав. Все, что он говорит, имеет глубокий смысл и не несет в себе потаенной угрозы. Он так же понимает величие личности, с которым ведет беседу, но пойти вразрез установленным законам не может и в этом заключается его самая большая ошибка. Из-за страха лишиться блестящей карьеры, великий прокуратор пошел наперекор своим принципам, за что совесть мучила его всю оставшуюся жизнь.

Он был наказан одиночеством. Сидя в своем каменном кресле, он и по сей день ждет, что Иешуа придет и излечит его от головной боли. Но эта встреча уже никогда не состоится. Как же герои современной Москвы доходят до сути истины? Для этих людей истина не состоит в одном ответе. Она у каждого своя. Например, для Маргариты истина в любви - большой, искренней, верной и долговечной. Для Мастера истина в его романе, которому он отдал годы трудов и всего себя. Встречаются и такие люди, для которых истина в деньгах, в карьерном повышении или личной выгоде.

Но Булгаков знал, какие вопросы поднимать. Он так же знал, как отличить истинные ценности от ложных. Единственное, ради чего стоило бороться, это любовь и любимое дело. Именно этим и живут его главные герои, следуя своему нравственному выбору.

mob_info