Философские проблемы. Демокрит Небытие существует нисколько не менее чем бытие
При изучении главы 10 студенты обретут следующие знания и умения, овладеют соответствующими навыками.
Студент должен знать:
- 1. Чем занимается онтология как философская дисциплина.
- 2. В чем смысл понятий бытия и небытия.
- 3. Каковы формы бытия материи.
- 4. Каковы особенности современной научной картины мира.
Уметь:
- 1. Оперировать основными понятиями онтологии.
- 2. Раскрывать различные научные картины мира.
- 3. Характеризовать смысл понятия "человеческое бытие".
- 4. Пользоваться понятием "общественное бытие".
Владеть:
- 1. Основными понятиями онтологии.
- 2. Познавательными приемами философского рассуждения.
Бытие, небытие, ничто
Онтология (от греч. ών (δντος) – сущее и λόγος – понятие, разум) – учение о бытии. Со времен Аристотеля бытие составляет предмет гак называемой "первой философии". "В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактуют вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика) определяется общая ориентация данного направления". Бытие (от греч. ουσία; лат. esse ) – философская категория, которая обозначает прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении "я есть"). Это одно из главных направлений, к которому философская мысль обращается с самых своих истоков.
Слово "бытие" в русском языке имеет то же значение, что и существование. Быть значит существовать. Бытие сопряжено с бытом, с сутью, с существом, с тем, что делает человека бывалым. А вот кажимость относится к небытию, к мерцанию смыслов, к тени, отбрасываемой взглядом искоса глядящего сознания. Кажимость складывается без участия рефлексии, возврата к самому себе после расставания с собой. В ней есть неуверенность, сомнение в прочности бытия. Но это сомнение не мешает кажимости быть проворной и занимать место того, чем она притворяется.
Бытие – способ существования подлинного, дословного. Кажимость – способ существования симулятивного, измышленного. Чтобы быть, нужно быть вне цивилизации. А чтобы казаться, нужно быть цивилизованным. За свою цивилизованность люди платят распадом души. Быть – значит быть неозначенным. А казаться – значит обмениваться пустыми знаками. К. Аксаков считал, что право делает ненужной совесть. Тогда как И. Кант считал, что обманщик всегда будет обманут. Злой, но живущий в добре, станет добрым. Бытие совершается наедине с собой в присутствие Бога. Кажимость коммуникативна.
Бытие можно рассматривать как всеохватывающую реальность. Неправильно сводить бытие только к объективному миру, который существует независимо от нашего сознания. Это понятие шире. Здесь имеется в виду не только материя или материальные вещи, но и различные процессы, в том числе физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные. "Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия".
В философии проводится различие между объективным и субъективным, реальным и идеальным бытием. Реальное бытие нередко называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность. Оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие (от слова "идея") лишено временного, пространственного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в них истинное, собственно "реальное" бытие. Бытие может мыслиться как нечто единое, монистическое. Но некоторые философы исходят из представления о плюралистичности, т.е. множественности бытия.
Субстанция (от лат. substantia – сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества. В философском смысле – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. Субстанция – это то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому в себе. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреческой философии, главным образом начиная с Аристотеля. Философы Нового времени отказались от классической онтологии, которая считала принцип мышления и бытия основой всего сущего, поэтому им пришлось искать новые понятия, которые могли бы раскрыть внутреннее единство мироздания. Тогда понятие субстанции и стало выполнять присущую ему роль. Вместо тождества мышления и бытия отныне говорили о противостоянии бытия и мысли, тела и духа.
Материя (от лат. materia) – вещество. Это понятие вначале обозначало отличительный признак очевидной пространственной телесности, без противопоставления его жизни, душе и духу. Но после ряда смысловых преображений возникло также и понятие "мертвого вещества", которое противостоит жизни, душе и духу. В области мировоззрения такое представление преобладает в материализме. В новейшей физике понятие материи – это обозначение некоторой особой точки поля.
Природа (от греч. φυσις – возникнуть, быть рожденным; от лат. natura – то же самое) – первоначальная сущность (ядро) вещи, или совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи. Природа формально означает бытие вообще. Она есть все (И. Гете). В структуру материи на уровне неживой природы входят элементарные частицы, физический вакуум (особое состояние материи, когда происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, микротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, взаимодействие скоплений галактик. Живая природа включает в себя два уровня: биологическую и социальную жизнь.
Философы различают материальное и идеальное. Материальный означает "вещный, состоящий из вещей". Идеальное – это бытие как голая идея или представление в противоположность реальности.
Бытию противопоставляется обычно небытие или ничто. Небытие – столь же основополагающая категория, как и бытие. "Признание этого факта, – пишет П. Тиллих, – не подразумевает решения о том, что следует считать исходным, – бытие или небытие, однако заставляет рассматривать небытие как одно из основных понятий онтологии". Небытие – одно из самых трудных и самых употребляемых в философии понятий. Античный философ Парменид осуществил первую в древнегреческой философии попытку изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы. Он считал, что характерной чертой бытия является его неподвижность и неизменность. Оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Парменид полагал, что небытия нет, поскольку небытие – это пустота, пустое пространство, значит, если нет небытия, то нет и пустого пространства, все заполнено веществом. Отсюда делаем следующий вывод: если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, так как между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой.
Итак, Парменид сделал попытку устранить это понятие как таковое. Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) вернулся к этому понятию и отождествил небытие с пустотой для того, чтобы сделать движение мыслимым. Платон использовал понятие небытия, так как без него противопоставление существования и чистых сущностей непостижимо. Различение материи и формы у Аристотеля предполагает небытие. Именно оно помогло Плотину описать то, как человеческая душа утрачивает самое себя. Душа, согласно Плотину, производит "все живые существа, вдохнув в них жизнь – тех, которых питает земля и море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и она же произвела Солнце и великое небо, которое она устроила и украсила" (Эннеады. У.1, 3). Все отдельные души возникают из Души как божественного начала. Душа постоянно остается неделимой и находится во всех частях тела. Рассматривая вопрос об образовании мира, Плотин пишет о материи, которую понимает как некий субстрат, лишенный каких-либо качеств, как нечто неопределенное. Она лишена формы, красоты, а потому и есть злое начало. В космологии Плотин придерживался мнения, что небесные системы обладают разумом. Более того, наша Земля тоже одушевлена.
Различение материи и формы помогло Августину Блаженному дать оптологическое истолкование греха. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и повинна в этом свободная воля. Она толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладеть им. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом.
Псевдо-Дионисий Ареопагит, христианский мыслитель V или начала VI в. положил небытие в основу своего мистического учения о Боге. Он связал онтологию неоплатонизма (и порожденное этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой. Доктрина о "церковной иерархии" непосредственно подстраивается у него к доктрине о "небесной иерархии". Образ церкви у него как идеального человеческого сообщества находится в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен. Это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов.
Немецкому философу-мистику Якобу Бёме, предтече "философии жизни", принадлежит классическое утверждение о том, что все сущее коренится в Да и Нет. Он утверждал в отличие от античной философии, что в первооснове бытия лежит иррациональное, невыразимое в понятиях начало, Тайна. Бёме говорит о сверхбытии, о невыразимой глубине. Абсолютное, по Бёме, есть предельная тайна. Бог рождается из Божественного Ничто. Небытие предполагается как в учении Лейбница о конечности и зле, так и в кантовском анализе категориальных форм. Диалектика Гегеля делает отрицание движущей силой в природе и истории. Представители "философии жизни", начиная с Ф. Шеллинга и А. Шопенгауэра, используют понятие "воля" в качестве основополагающей онтологической категории, поскольку именно воля обладает способностью отрицать себя, не утрачивая себя. "Таким образом, – пишет Шеллинг, – все вещи, от века, содержащиеся в той безвременной, находящейся в бесконечном, конечности, непосредственно одушевлены своим бытием в идеях и в большей или меньшей степени обретают способность к состоянию, посредством которого они для самих себя, но не для вечности обособляются и достигают существования во времени. Ты ведь не думаешь, что отдельные вещи, многообразные формы живых существ или вообще все, что ты различаешь, действительно содержатся в универсуме такими, какими ты их видишь; вернее ведь, что только для тебя они так обособляются, им же самим и каждому существу единство открывается в той мере, в какой это существо само обособилось от него; например, камень ты видишь, находится в абсолютном равенстве со всеми вещами, для него ничто не обособляется и не выступает из сплошной ночи; напротив, животному, жизнь которого находится в нем самом, всеполнота открывается в большей или меньшей мере, в зависимости от большей или меньшей индивидуальности его жизни, и, наконец, перед человеком оно рассыпает все свои сокровища. Устрани это относительное равенство, и ты увидишь как это опять сольется в единое".
Понятия процесса становления и у А. Бергсона, и у А. Уайтхеда подразумевают небытие наравне с бытием. Экзистенциалисты, особенно М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр, поместили небытие в самый центр своей онтологии. II. А. Бердяев, следуя за Дионисием и Я. Бёме, разработал онтологию небытия, которая обосновывает свободу для Бога и человека. Он пишет: "Наше мышление о бытии имеет слишком сильный привкус натурализма. Дух же есть свобода, а не природа. Свободе принадлежит примат над бытием. Бытие есть остывшая свобода, уже обработанная понятием мысли, она есть уже объективизация".
Рассматривая роль небытия в философии, надо учитывать, по мнению П. Тиллиха, и религиозный опыт, который свидетельствует о переходимости всего сотворенного и о власти "демонического" в человеческой душе и истории. В библейской религии эти отрицания занимают важное место, хотя и противоречат учению о творении. А демоническое, антибожественное начало, которое, однако, соучаствует в божественной силе, заявляет о себе в наиболее драматических эпизодах библейского повествования.
Если задать вопрос: каким образом небытие соотносится с самим бытием, то ответ может быть только метафорическим: бытие "охватывает" как само себя, так и небытие. Бытие несет небытие "внутри себя" в качестве того, что вечно присутствует и вечно преодолевается в ходе божественной жизни. Основа всего сущего – это не мертвая тождественность без движения и становления, а живое творчество. Эта основа творчески утверждает себя, вечно побеждая собственное небытие.
М. Хайдеггер определяет бытие как последнее, о чем еще допустимо спрашивать. По последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним ничто уже не стоит. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности Ничто, в то время как Ничто позволяет сущему "погружаться", – благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – это "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции бытия, по Хайдеггеру, и состоит "смысл бытия".
Таким образом, мы приходим к мысли, что бытие необходимо рассматривать в единстве с небытием. Бытие имеет структуру и в ней можно выделить несколько уровней существования возможного, действительного и реального. Каждый уровень относится к предшествующему как небытие. Для реального бытия существование действительно имеет смысл реального небытия, а для действительного бытие возможного также имеет статус действительного существования и, наконец, бытие возможного в качестве своего основания, не требующего своего обоснования, в качестве субстанции имеем ничто. По нашему мнению, по Солодухо, небытие и ничто выступают как понятиями одного уровня. Мы в свою модель вводим понятие «реальное небытие», которое по своему организовано в матрицу памяти, которое как. нам думается, фундирует ничто в понимании Солодухо.
В последнее время возрос интерес философов к проблемам соотношения бытия и небытия. Связано это, прежде всего, с необходимостью философского переосмысления этих понятий в свете достижений современной логики мышления, обусловленного, как уже отмечалось, новыми подходами синергетики и передовых компьютерных технологий, опирающихся на представления о виртуальной реальности. В специфике явлений нашего времени особое значение приобретает осмысление понятий «ничто» и «небытие», которые часто отождествляются между собой. Хотя эти два понятия и подобны в реальном аспекте, они нетождественны друг другу, поэтому необходимо четко и ясно разграничить их.
Как мы уже отмечали, в философии под понятием «небытие» преимущественно понимается качество, противопоставляемое в том или ином смысле понятию «бытие», тогда как под понятием «ничто» понимается отсутствие конкретного предмета. Небытие можно интерпретировать в двух смыслах: с одной стороны, в качестве результата бытия, а с другой – в качестве основания бытия. Смысл небытия в первом случае возникает из системных представлений о бытии; а смысл небытия во втором варианте возникает из того понимания, что бытие должно иметь свою причину; и небытие рассматривается как некоторое состояние чего-то, что было до реального бытия, то есть до физики. В первом случае небытие характеризует интегральное свойство всей системы бытия, к которому бытие приходит в результате своего длительного развития. Почему это интегральное свойство подпадает под понятие небытия? Данное утверждение исходит из понимания целостности системы. Под целостностью понимают синтетическое качество любой системы, которое полностью не сводится к свойствам своих составляющих частей. Целостность есть интегральное качество системы, то есть такое качество, которое возникает как совокупный результат взаимоотношений, составляющих структуру данной системы. Целостные качества возникают благодаря структурной организованности (упорядоченности) системы, и мы не найдем этого качества ни в одном из элементов и подсистем, составляющих данную систему. Целостность системы, имманентно определяя (как свою внутреннюю функцию) свои элементы сверху, одновременно для этих частей составляет трансцендентность. Качество целостности системы как бы не существует на уровне своих составляющих элементов и подсистем, так как ни одному из элементов этой системы в принципе не дано превзойти ее целостность как в пространственном отношении, так и по длительности своего существования. Например, сознание выступает интегральным качеством человека в социальной среде, и как бы глубоко ни изучали человека, мы ни в одном из составляющих частей его организма не найдем качества сознания. Сознание как интегральное качество всего организма в системе социума выступает своеобразным небытием для подсистем организма. Конечно, присутствие и действие сознания будет «ощущаться» подсистемами человека, но сознание для клеток организма будет выступать чем-то трансцендентным, несмотря на то, что их организм определяет имманентно. Следует еще отметить, что сам организм для клеток составляет актуальную бесконечность, так как ни одна клетка не может превзойти организм в целом как по длительности своего существования, так и по ансамблю. Как известно, клетка в течение жизни организма человека, перерождается около пятидесяти раз.
Образно экстраполируя этот подход на систему физического бытия более больших масштабов, чем человек, можно сделать вывод: реальное бытие в качестве вселенной есть система, постоянно эволюционирующая во времени, и ее развитие еще далеко от своего завершения. Человек и человечество как составляющие этого бытия движутся к формированию такого системного качества, которое в принципе не дано знать человеку на данном уровне организации человечества на Земле. Этот интеграл не будет доступен даже тогда, когда человечество в своем развитии дойдет до предела своей организации. Здесь, говоря о пределе, следует помнить то, что в реальном мире нет ничего неограниченного. Системное качество для своих подсистем есть трансцендентное в имманентном. Если имманентное обусловлено конечностью системы, то трансцендентность – бесконечным стремлением составляющих частей системы отразить эту конечность. Здесь работает один из системных признаков, который гласит, что на уровне элементов системы в принципе не дано до конца отразить систему в целом, так как система не есть сумма своих составляющих. Человек, являясь элементом вселенной, также ограничен в отражении этой системы в целом; он может лишь выходить к метафизическим основаниям, выдвигая различные гипотезы, и с каждыми практическими изменениями в жизни общества вынужден все время пересматривать (переосмысливать) эти основания.
Другое понимание небытия связано с тем, что бытие само является результатом того или иного развития некоторых структур вне реального бытия. Реальное небытие по нашей модели имеет онтологический смысл и постулируется как уровень, на котором объективно формируется виртуальное бытие. Виртуальный уровень бытия выступает в двух планах: как бытие действительных причин реального движения и как накопление в матрице чистых форм бытия из реальных отражений. Бытие, понимаемое в качестве постоянно меняющейся, неравновесной системы, в своем основании по необходимости должно содержать равновесное состояние, недоступное вещам бытия.
В данной работе предпринята попытка создания такой модели бытия, которая позволяла бы описывать, с одной стороны, действительное существование чистых форм бытия, стратегически определяющих реальные изменения, а с другой – проявления пространства матрицы – реального небытия, которое закономерно могло бы обеспечить возникновение и развитие вещей и систем реального уровня бытия.
Вся европейская философия развивалась исходя из постулата, предложенного Парменидом, смысл которого сводится к утверждению, что бытие есть, а небытия нет . В ХХ веке экзистенциалист М.Хайдеггер в книге «Время и бытие» рассматривает ничто как условие возможности раскрытия сущности, при этом ничто сущностно принадлежит бытию человека. Рассматривая ничто как условие человеческого существования, он видит роль ничто в ужасе, порождаемом в сознании человека перед неопределенностью. Хайдеггер трактует ничто как принадлежащее бытию. Человек посредством ничтожения преодолевает хаос и неопределенность ничто и тем самым придает миру определенность .
Таким образом, в хайдеггеровском понимании ничто тождественно хаосу, неопределенности во внутреннем мире человека при обращении его за пределы определенности мира. Ничто – это бытие, организованое само по себе, но оно еще не организованно в человеческом сознании посредством ничтожения этой неопределенности.
В отличие от Хайдеггера и Сартра, которые выводят ничто, небытие из сознания и внутреннего мира человека, Солодухо связывает ничто и небытие, прежде всего, с внешним миром, рассматривая небытие как особую реальность . Причем, по Солодухо, небытие онтологически не определено, но выступает условной определенностью в своих составляющих частях как ничто–формы. Другими словами, ничто–формы определены сами по себе в отдельности, но в совокупности составляют неопределенность небытия. Этим Солодухо вводит в реальное бытие новое измерение, которое, как ему представляется, должно позволить увидеть мир как бы с другой стороны (с «изнанки») .
На абсолютности бытия и относительности небытия настаивает М.С.Каган на основании закона сохранения материи . Если стоять на позициях материализма, закон сохранения материи лишь постулат , и с материалистических позиций на основании законов сохранения вещества совсем не следует выполнение закона сохранения материи. Любое явление своим основанием должно иметь противоположность, поэтому закон сохранения материи не может прямо и непосредственно выступать основанием закона сохранения вещества, и наоборот. Закон сохранения материи есть абсолют, и потому ему (закону) нет конкретного места в реальном мире вещей, так как самой материи в чистом виде на реальном уровне бытия как вещи нет. На реальном уровне бытия материя доступна лишь через свои формы движения. Так же как и сущность реального бытия, закон сохранения материи принадлежит действительному бытию, то есть содержанию матрицы. Это еще одно металогическое свидетельство того, что в основании конечных вещей реального бытия лежит актуально-бесконечная матрица, которая на реальном уровне есть не что иное, как реальное небытие. Другими словами, закон сохранения материи обеспечен неизменностью самой матрицы. Матрица есть неизменный носитель постоянно меняющегося информационного содержания от одной реализации бытия к другой. Из этого логически следует, что материя как таковая сама по себе принадлежит к сфере реального небытия и фундирует все вещи реального уровня. Материя есть гомогенное основание гетерогенных форм.
Если же признать за материей принадлежность реальному бытию вещей, то есть относиться к материи вообще как к форме проявления материи, то с материалистических позиций автоматически приходиться признавать замкнутость реального бытия, а такая система способна лишь деградировать, а не развиваться, поэтому материя, на наш взгляд, принадлежит реальному небытию, а вещи бытия образованы возмущениями единиц материи или, говоря другими словами, «ноль–точками» матрицы памяти . Материя существовала и до реального бытия вещей как первичное, невозмущенное состояние виртуального содержания пространства матрицы. Реальное бытие нами понимается как распространение различных форм от сингулярности. Сингулярность в своей основе представляет собой одну из множества «ноль–точек» матрицы. Любая из «ноль–точек» есть сосредоточение всех антиномий своего реального существования и в информационном смысле представляет собой некоторое содержание, не тождественное содержанию другой такой же точки матрицы. «Ноль–точка» есть энергетически свернутое бытие и потенциально содержит в себе весь спектр возможных изменений, так как эта точка способна отразить на виртуальном уровне любой аспект реальных изменений. Как сказал бы Лейбниц, каждая монада переживает в себе весь космос.
Одна из «ноль–точек», выделенная по тем или иным причинам виртуальная единица матрицы, потеряла свое определенное информационное состояние и перешла, разворачивая свое бытие по законам Логоса (по необходимым законам природы), в разряд реальных процессов. Причем Логос, по которому реализуется эволюция всех систем бытия, определяется содержанием матрицы, а энергия актуализации чистых форм черпается от точки начала. Эта особая точка матрицы, которая потеряла (обнулила) свое информационное содержание на виртуальном уровне, что одновременно стало условием ее реализации как энергии начала на реальном уровне бытия.
Некоторые отечественные философы увидели в небытии угрозу разрушения культуры. Например, В.А.Кутырев связывает небытие с «бесструктурным хаосом», «смертью», «злом, ложью и безобразием» . Он, на наш взгляд, явно недооценивает созидательные (порождающие порядок) возможности хаоса и беспорядка, которые были сформулированы одним из основоположников теории самоорганизации, или синергетики, И.Пригожиным.
Особое место по красоте изложения занимает статья А.Н.Чанышева. Он трактует небытие как субстанциональное основание бытия, и поэтому «небытие абсолютнее бытия в той мере, в какой субстанция абсолютнее своих состояний» .
Итак, одни философы рассматривают небытие в качестве частного случая, то есть некоторого субъективного состояния бытия мира человека (Хайдеггер, Сартр), а другие, наоборот, утверждают, что бытие есть результат «небытия небытия» (Чанышев). Кажется, что те и другие правы. В чем же тут дело? Неопределенность и неоднозначность связаны, прежде всего, с тем, что данный анализ должен включать в себя предельно широкие философские понятия, такие как «ничто», «небытие», «бытие» и «инобытие». Вначале для себя необходимо четко определить эти понятия.
Г.В.Ф.Гегель в книге «Наука логики» начинает свою философию с тождества бытия и ничто, утверждая что: «чистое бытие и чистое ничто есть … одно и то же» . Чистое «бытие есть чистая неопределенность и пустота» , а ничто – совершенная пустота. Чистое бытие у Гегеля все же включено во множество определенного бытия. Чистое бытие, представляя собой неопределенность, потенциально наполнено содержанием, которое реализуется в актуальное бытие. В свою очередь Чанышев рассматривает бытие как небытие небытия . Таким образом, он как бы чистое бытие Гегеля выводит за скобки реального бытия.
По нашему представлению под небытием понимается актуальное отсутствие чего-либо на реальном уровне бытия. Такое реальное отсутствие совсем не исключает действительного существования. Действительность как информационная структура, образованная на виртуальном уровне как содержание матрицы, для событий, реализующихся под действием энергии начала, есть бытие идеальных неизменных форм. Но любая случайная реализация, информационно отражаясь в содержании матрицы и интегрируясь с предшествующим ее содержанием, способствует освобождению форм от случайностей в структуре матрицы. Таким образом, для каждого цикла реализации бытия структура матрицы предстает неизменностью своих форм (действительного содержания матрицы) как всегда существующая до вещей. Эта же реализация переписывает, корректирует и, следовательно, изменяет виртуальное бытие информационных состояний матрицы. Изменившееся содержание матрицы для нового цикла реализации бытия вновь будет выступать своими неизменными формами и определять необходимую стратегию реальных изменений от цикла к циклу. Такая циклическая реализация бытия, по сути, способствует точности и строгости существования действительных, необходимых законов в мире.
Небытие – это существование в возможности, которое всегда при тех или иных благоприятных условиях может перейти в актуальное существование, то есть перейти в реальное бытие. Онтологический смысл небытия – это бытие действительного, а в гносеологическом смысле небытие выражает нечто противоположное реальному существованию. Небытие реально есть пустое первичное актуально-бесконечное пространство матрицы, которое обеспечивает развертывание вещей бытия в качестве потенциальной бесконечности в соответствии с информационным содержанием матрицы. Это содержание, по сути, представляет информационную структуру матрицы, которая сформировано из накоплений многократных отражений реальных изменений.
Как уже упоминалось, традиционно под понятием «ничто» понимается отсутствие чего-либо конкретного из вещей бытия. По нашему представлению реальное бытие в целом есть нечто, обладающее потенциальной бесконечностью. Эту потенциальность бесконечности пространства систем реального бытия необходимо понимать как постоянное изменение во времени, в процессе которого реальное бытие способно преодолеть любые конечные определения (ограничения) как по ансамблю (в пространстве), так и по длительности своего существования.
Пространство реального уровня бытия, хотя и рассматривается как потенциально-бесконечное изменение, но актуально всегда выступает как ограниченное бытие. Например, Метагалактика, в пространстве которой реализуются все вещи реального бытия, представляет собой расширяющуюся от точки сингулярности систему в первичном актуально-бесконечном пространстве матрицы. Расширение Метагалактики напоминает потенциальную бесконечность, которую нельзя ограничить заранее заданной ограниченностью, так как переменная сущность этой расширяющейся бесконечности рано или поздно на каком-то этапе своего изменения превзойдет эту определенность. В то же время об этой потенциальной бесконечности мы говорим в данный момент реализации как о чем-то конкретном, ограниченном, например, что нашей Метагалактике около 12–15 миллиардов лет. Что касается актуальной бесконечности, то мы ее изначально определяем пусть очень большой, но все же конечной, по отношению к которой все конечные вещи выступают бесконечно малыми величинами. Но именно она выступает настоящей (актуальной и принципиально недостижимой) бесконечностью, так как ни одна вещь, ни один процесс на реальном уровне бытия не в состоянии в принципе превзойти ее ни по ансамблю, ни по длительности своего существования.
Итак, реальное бытие в каждый момент времени выступает как ограниченное, конкретное бытие. Реальное бытие разворачивает себя как возмущение «ноль–точек» пространства матрицы или реального небытия. Небытие есть своего рода актуальная бесконечность, в поле которой разворачивается реальное бытие вещей. Так как реальное бытие и небытие каким-то образом структурированы, они в широком смысле представляют собой бытие. Чтобы реальное бытие имело возможность двигаться, необходима квантовая (дискретная) структура пустого от вещей пространства небытия. С одной стороны, эта дискретность первичного пространства обеспечена наличием неподвижной структуры «ноль–точек» матрицы памяти, так как пространство не может быть бесконечно делимым, а с другой – сама эта определенность матрицы должна иметь своим основанием противоположность, и эта противоположность должна быть противопоставлена как небытию, так и реальному бытию. Таким противоположным понятием по отношению к определенности действительного и реального существования у нас выступает неопределенность ничто. Другими словами, определенности бытия в целом противопоставляется неопределенное ничто.
Традиционно понятие ничто используется для обозначения отсутствия чего-то конкретного. Так как реальное бытие актуально есть конечное бытие, бесконечно распространяющееся в пространстве актуально-бесконечного небытия, в нашем случае ничто можно в качестве основания противопоставить любой определенности бытия, так как реальное бытие в целом, в общем-то, ничем не отличается от любой другой вещи. Под понятием ничто мы понимаем отсутствие на любом, как на актуальном, так и на потенциальном, уровне бытия. Ничто – это чистое отсутствие чего-либо как из бытия действительного, так и из бытия реального. Ничто пронизывает все информационные и реальные процессы (изменения) как небытия (действительного бытия), так и реального бытия вещей. Ничто как бы вне любой определенности как бытия, так и небытия. Ничто неизменно по отношению к любым изменениям как в пространстве, так и во времени.
Еще существует такое понятие, как «ино-бытие». Мы уже отмечали, что данное понятие не следует путать с гегелевским пониманием инобытия. Инобытие в философии Гегеля – это этап развития абсолютной идеи. Развитие идеи в форме инобытия тождественно форме природы.
Под инобытием нами понимается некоторое бытие, существующее в собственной системе отношений, которое не проявляет себя к вещам, существующим в другой системе отношений. Инобытие – это своего рода параллельный нашему реальному бытию мир, принадлежащий другому началу своего развития, так как берет свое начало из другой особой «ноль–точки» матрицы (реального небытия). Инобытие реализует свою программу развития в качестве собственного реального в себе бытия. Инобытие – это такое же бытие, но в силу того, что оно не синхронизировано в едином времени с реальным уровнем, допустим, нашего конкретного бытия, оно не проявляет себя никаким образом в нашем физическом мире. Как, впрочем, и наоборот, бытие нашей вселенной никак физически (реально) не оказывает прямого, непосредственного воздействия на другие параллельно существующие бытии. Они ведут себя подобно двум независимым источникам колебаний в общей для них среде небытия, то есть если волны не синхронизированы единым началом, то они не взаимодействуют и ведут себя по отношению друг к другу как несуществующие.
ДЕМОКРИТ
(род. ок. 470 или 460 до н. э. – ум. в глубокой старости.)
АРИСТОТЕЛЬ. ... Элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием бытие нисколько не более существует, чем небытие, т.к. и пустота не менее реальна, чем тело.
Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому, как почитавшие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений ее, точно также и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что [с.32] причинами прочих вещей являются определенные различия в них.
А этих различий, по их Учению, три: Форма, порядок и положение.
Бытие различается только «очертанием, соприкосновением и поворотом», из них очертание есть Форма, соприкосновение – порядок и поворот – положение.
Атомы лишь находятся вблизи друг от друга и незначительно отстоят друг от друга, и вот это он называет соприкосновением, ибо он учит, что пустотами атомы разделяются совершенно... предполагая сущность атомов абсолютно плотной и полной, он называл их бытием, учил, что они носятся в пустоте, которую он называл небытием, и говорил, что, последнее существует не менее, чем бытие, все прочее состоит из неделимых тел последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам: вещи же отличаются их положением и порядком. (Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 55.)
СИМПЛИЦИЙ. Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость, но также малость и отсутствие частей. (Там же. С.59.)
СЕКСТ. Демокрит говорит – лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота.
АЭЦИЙ. Атомов – бесконечное множество, пустота же беспредельна по величине.
Все ощущаемые качества возникают из соединения атомов, существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни черного, ни желтого, ни красного, ни горького, ни сладкого.
Итак, атомы суть всевозможные маленькие тела, не имевшие качеств... по их учению первотела не могут ни в каком отношении изменяться ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни черным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие полного отсутствия изменения в атоме.(Там же. С. 60-61.)
ДИОГЕН. По Демокриту: начало вселенной – атомы и пустота, миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени, и ничто не возникает из небытия, ни разрушается в небытии. (Там же. С. 62.)
ПЛУТАРХ. Демокрит признал вселенную бесконечной до той причине, что она отнюдь не создана кем-либо. (Там же. С. 63.)
В разделе на вопрос «Бытие есть, небытия вовсе нету» (Парменид). «Небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель) . заданный автором Вровень
лучший ответ это Они имели в виду,Факторы, .
1.До начала была ПРИЧИНА, и единственной целью ПРИЧИНЫ было создание следствия.
2.От начала и навеки веков есть решение, и это решение-БЫТЬ. (и т. д.)
Есть решение БЫТЬ и человек становится тем, чем хочет быть. А есть решение НЕ БЫТЬ - это решение отменяет принятые до этого и отрицает сам Дух (Душу) и его способности, таким образом Дух (человек) деградирует.
Ответ от самосохранение
[гуру]
У Парменида бытия нет, так как оно не только не дано в чувствах, но его нельзя и мыслить, то есть бытие взято максимально широко и им охватывается вообще все. Тезис о существовании бытия появился только с развитием диалектики. Небытие становится условием существования бытия, то есть если нет небытия, то нет и бытия. То есть небытие у Аристотеля выступает противоположностью бытия, которые находятся в единстве. Бытие сегодня представляется как существование, а небытие как отсутствие (выражаюсь не очень точно, почитайте источник) . Формой существования бытия выступает нечто, а формой существования небытия - ничто.
Рациональное понимание ничто и небытия возможно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.
Как переход в иное отрицание в самом бытии осуществляется либо в виде отношения одного определённого бытия к другому, либо в виде процесса изменения, прехождение налично данного бытия, взятого самого по себе. Первое отрицание в философии осмысливается посредствам соотношения понятий "бытие" и "ничто", второе - посредствам соотношения понятий "бытие" и "небытие". Это и служит основанием для различения понятий "ничто" и "небытие". Противоположностью ничто выступает бытие как определённое нечто, а противоположностью бытия является бытие как процесс познания, смены состояний, изменения. Если с помощью понятий "нечто" и ничто" осмысливается отрицание на уровне предметного аспекта бытия, то посредствам понятий "бытие" и "небытие" отражается отрицание как процесс перехода в иное на уровне динамического аспекта бытия. Рассмотрим отрицание бытия в форме соотношения нечто и нечто. На уровне предметного бытия отрицание реализуется в виде отношений различия и противоположности. Мир, понимаемый как бытие вообще, предстаёт перед нами в качестве единого целого. Вместе с тем он есть бесконечное множество частных существований. Различие - одна из всеобщих характеристик всего сущего в мире.
Понятия "ничто" и "небытие" в истории философии нередко отождествлялись и рассматривались как абстракции, обозначающие отсутствие бытия вообще. Такое их определение кажется ясным, очевидным и само собой разумеющимся до такой степени, что у большинства людей не возникает никакого желания уточнять, что значит словосочетание "отсутствие бытия". Когда же спрашивают об этом, то в ответ либо выражают недоумение по поводу самой возможности непонимания того, что и так ясно, либо обходятся шутливой тавтологией: отсутствие бытия - это абсолютное отсутствие всякого присутствия, то состояние, когда ничего нет.
Мы можем представить отсутствие, какого - либо частного бытия. Однако никто из нас не может представить полное отсутствие бытия вообще. Ведь в этом случае необходимо представить то, что не является реальностью вообще. А может ли наша мысль выйти за пределы реальности как таковой? Если бы ей это удалось, она лишилась бы своего предметного содержания и тем самым прекратила бы своё существование. Если нам что-то не дано, нам и в голову не придёт размышлять об этом.
Беспредметных мыслей нет и быть не может. Всякое беспредметное суждение в принципе невозможно, ибо не может быть беспредметного мышления.
Из этого следует, что даже такие понятия нашего мышления, как "ничто" и "небытие" не могут быть беспредметными, иначе говоря, не могут быть изъяты из отношения к реальности. Разумеется под ними непросто чистое отсутствие вообще, а отсутствие бытия, мы тем самым опосредованно связываем их содержание с бытием. Отсутствие бытия не есть некая абсолютная пустота, а есть процесс отрицания бытия, который представляет собой не что иное, как переходит в иное, становление для себя другим.