Имя Фёдор в православном календаре (Святцах). Святой великомученик Феодор Тирон: Закон Небесный выше смерти земной

Святой мученик Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво).

В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный . После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381-397).

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Феодор Стратилат, Феодор Студит. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Греция. 1152.

Вмч. Феодор. Фреска. Греция. 1152 г.

Афон. XIV.

Св. Феодор Тирон. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Сербия. Ок. 1350.

Св. Феодор Тирон. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Афон. 1546.

Вмч. Феодор. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Великомученик Феодор Тирон.

Феодор Тирон (Тирон - т.е. воин-новобранец) - христианский святой, великомученика чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2016 году - 19 марта).

Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал, как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. Исповедав себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры.

В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту.

С его именем связано одно интересное событие церковной истории.

В IV веке в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель
христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить
идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали
христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок
правителя был жестокой издевкой над христианской верой.

И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор.
Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а
сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо - вареная с медом пшеница
(кстати, аналог колива у славян - кутья, традиционное поминальное блюдо).

В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие
субботы (пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору . Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.

Молитвы Феодору Тирону

Тропарь великомученика Феодора Тирона,

Велия веры исправления,/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святый мученик Феодор радовашеся:/ огнем бо всесожжегся,/ яко хлеб сладкий Троице принесеся.// Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак великомученика Феодора Тирона,

Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/ противныя силы попрал еси, многострадальче,/ и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,// яко непобедимый.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

Акафист святому великомученику Феодору Тирону

Кондак 1

Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души:

Икос 1

Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако:

Радуйся, яко тобою Бог прославлен,

Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,

Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,

Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,

Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,

Радуйся, истолкователю несмешения их.

Радуйся, возвещающий Марию Девой,

Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.

Радуйся, испивший чашу Христову,

Радуйся, правыя веры исправление.

Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.

Радуйся, победителю, увенчанный Христом.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 2

Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.

Икос 2

В месте, идежде чудище пребывало, родился еси Феодоре, и подвигом твоим сразил еси его; жена же Евсевия обрадовашеся смерть его узрев, и в песнех взываше к тебе тако:

Радуйся, Христа моего грядущий мучениче,

Радуйся, моея родины славо,

Радуйся, дракона губительнаго победителю,

Радуйся, в мужестве неодоленный,

Радуйся, избранниче Христов в мире,

Радуйся, подвижниче ради славы Его.

Радуйся, Православной веры утверждение.

Радуйся, юных в благочестии наставление.

Радуйся, веры великое ограждение,

Радуйся, над безбожием великая победо,

Радуйся, благодати Божией сосуде,

Радуйся сокровищнице читыя добродетели.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 3

Гряди же Феодоре, взывал ненавистник Христа Вринка и принеси жертвы идолом якоже и мы; аще же не покоришися, мукам предам тя; ты же, преславне, вознес Богу хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако:

Радуйся, юный воине Царя царей,

Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.

Радуйся, подвигом Христа прославивший,

Радуйся, огнем истребивший идолов.

Радуйся, победивший силу пламени.

Радуйся, преславне мучеников красото,

Радуйся, великомучениече, ангелов радование.

Радуйся, сладчайший защитниче церкви.

Радуйся, православных неусыпный престателю.

Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 4

Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Ангели воспеша Христа Спасителя, в темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши:

Радуйся, Христа Бога друже,

Радуйся, мужественный исповедниче.

Радуйся, хлебе сладкий Христа.

Радуйся, юных вразумление,

Радуйся, грешных исправление.

Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго,

Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице.

Радуйся, светлое явление разума.

Радуйся, премудрое обличение безумия.

Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся,

Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается,

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 5

Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху:

Радуйся, Христа Бога мучениче,

Радуйся, страстем Его ревнителю,

Радуйся, темницу за Него приявший,

Радуйся, узами окованный ради Господа,

Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся.

Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.

Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший.

Радуйся, православных похвало.

Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий,

Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.

Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим,

Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 6

Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.

Икос 6

Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако:

Радуйся, огня угасителю,

Радуйся, сподвижниче великих мучеников,

Радуйся, сообщниче святых Ангелов.

Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос.

Радуйся, в росу обративший силу пламени.

Радуйся, возвышающийся над общею смертию.

Радуйся, наследниче Царствия Христова.

Радуйся, в девстве сохранивший тело.

Радуйся, душу просветивший подвигами.

Радуйся, пламенный ревнителю православия.

Радуйся, защитниче его от еретических козней.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 7

Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.

Икос 7

Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:

Радуйся, мучениче истины,

Радуйся,славо евхаитов,

Радуйся, нашей Церкви благолепие.

Радуйся, родителей твоих радование.

Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,

Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии.

Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,

Радуйся, яко останки твои в него положу.

Радуйся, моего дома освящение,

Радуйся, души моея веселие.

Радуйся, звездо среди мучеников Христа,

Радуйся, наше прославление и любовь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 8

Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу. Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес. Сего ради услыши от нас:

Радуйся, обогативыйся приятством Бога,

Радуйся, исполнивший землю чудесами,

Радуйся, высокое восприятие благочестия,

Радуйся, славящих тя величайший защитниче.

Радуйся, прошедший преславный путь жизни.

Радуйся, победивый со Христом лукаваго.

Радуйся, мужественно соблюдший веру,

Радуйся, неувядаемый венец правды,

Радуйся, исполненный неизреченной славы.

Радуйся, наш неусыпный предстателю,

Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.

Радуйся, собеседниче лика мучеников.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 9

Одержимый злобою диавольскою, отступник Богоборец Юлиан решение нечестивое приял: ко греху подвигнути вкушением оскверненныя пищи верующих, поющих песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Познав лукавство отступника, своим престательством, великомучениче Феодоре, Христовых чад от соблазна избавил еси. Презревый диавольский соблазн, услыши от нас:

Радуйся, православных избавление,

Радуйся, Столпе Христовой Церкве,

Радуйся, врагов Христа победителю,

Радуйся, безбожнаго отступника обличителю.

Радуйся, отгонителю греховных желаний,

Радуйся, посрамление нечестиваго царя.

Радуйся, содетелю преславных чудес,

Радуйся, обличителю лукавства царя.

Радуйся, исполненный божественных даров.

Радуйся, светлый сосуде Святаго Духа.

Радуйся, прославивший Христа в мире,

Радуйся, прославленный Им на небеси.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 10

Восхотев по велицей милости Своей чисты соблюсти от осквернения чада Своя, посла тя Спаситель, великомучениче Феодоре, ко святителю Царя града возвестити ему волю Свою, юже познав, он с тобою воспел: Аллилуиа.

Икос 10

Повеждь верным, о святителю, не прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти сице:

Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,

Радуйся, вестник божественныя воли.

Радуйся, святительскаго града ограждение,

Радуйся, яко объявил ему божественную волю.

Радуйся, вестниче Христа Бога.

Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.

Радуйся, яко отвергл еси оскверненную пищу,

Радуйся, яко соблюл еси пост верных.

Радуйся, божественное радование мучеников,

Радуйся, нам Богом данный даре.

Радуйся, служителю Всевышняго.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 11

Восхвалил святитель Всевышняго, егда познал козни лукаваго отступника, вопрошая тебя, Феодоре: кто еси ты и како верных и бедных будеши питать, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Та же ответсвовал святителю: О, Пастыре, уготовав коливо, преподай в снедь верным людем; имя же мученик Христов Феодор от Бога вам помощник посланный. Сего ради взываем сице:

Радуйся, великий наш попечителю,

Радуйся, Православия покровителю.

Радуйся, нечестия искоренителю,

Радуйся, Христианства опора и утверждение.

Радуйся, помощниче от бога нам посланный,

Радуйся, наставление нам давый о неоскверненной пище.

Радуйся, научивый нас потребляти коливо.

Радуйся, яко присно прославляется явления твоего чудо,

Радуйся, неусыпный Христов посланниче,

Радуйся, мучеников Христовых сожителю.

Радуйся, им же Христос воспевается,

Радуйся, им же верные возвышаются.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 12

Восхотев Господь явити благодать, юже дарова тебе, показа тя избавителя пленных, целителя немощных, спасителя плавающих, наставника согрешающих, изобличителя крадущих, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая подвиги и чудеса твои, великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою, наставляя нас взываши тебе тако:

Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу соблюдший,

Радуйся, освятивший ее страданиями твоими,

Радуйся, плененных избавителю и предстателю.

Радуйся, ран телесных врачу и болящих целителю.

Радуйся, спасателю в беде на море сущих.

Радуйся, свирель сладкозвучная.

Радуйся, отроческих молений исполнителю,

Радуйся, бедных верное богатство.

Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,

Радуйся, немощных укрепление.

Радуйся, старцев утешение.

Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую песнь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 13

О, Предивный великомучениче Феодоре Тироне, Богом данный даре воспевающим тя с любовию. Милостиво приими сие приножение, избави нас от всякия скорби и печали твоим предстательством и будущия изми муки, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читай трижды, затем икос 1, кондак 1.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

От редакции:

Память святого великомученика Феодора Тирона почитается Церковью дважды в год: в день мученической кончины святого 1 марта (17 февраля ст. ст., в невисокосный год память совершается 2 марта ) и в субботу первой недели . В пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (пшеницы, сваренной с медом) - напоминание о том, что в IV веке великомученик Феодор предупредил христиан о том, что вся пища на городских рынках осквернена идоложертвенной кровью. Святому великомученику Феодору молятся об обретении украденного. Также, пользуясь случаем, хотим сообщить нашим читателям, что ведутся постоянные работы над разделом нашего сайта «Библиотека», где (среди прочего) размещен и .

Первая седмица Великого поста отличается сугубой строгостью в воздержании, но Богослужебный устав на субботу имеет свои отличительные черты: в этот день по общепринятой традиции, восходящей к самым первым векам христианства, совершаем церковную службу в честь святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306). Здесь мы вспоминаем чудесное событие, имевшее место при царе Юлиане-отступнике, когда, благодаря предстательству святого великомученика Феодора, константинопольские христиане были избавлены от осквернения идоложертвенными приношениями. Ради праздника в навечерие субботы предписан нарочитый молебный канон, составленный прп. Иоанном Дамаскиным , в конце которого освящается (т. е. вареная пшеница с медом) и раздается на вкушение молящимся. Таким образом, разрешается небольшое послабление в посте на «вареную пищу с посластием », которое, однако, приносит заметное облегчение после первых дней, проведенных в сухоядении.

Из краткого жития святого великомученика Феодора известно, что он был воином («тирон » по-гречески значит «воин ») в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии), под начальством некоего Вринка , который принуждал его принести жертву идолам. В то время были сильные гонения на христиан, воздвигнутые римским императором Галерием (305–311). Святой Феодор твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, но святой оставался непреклонен. Тогда его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу, чтобы предать голодной смерти. Но Сам Господь Исус Христос явился ему там, утешая и укрепляя к новым подвигам. Святого подвергли всевозможным жесточайшим истязаниям и выкололи ему глаза. Осужденный на сожжение, мученик Феодор без боязни вошел в раскаленную пещь и так предал душу свою в руки Божии, тело же его оказалось неповрежденным от огня и было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь и положены для поклонения в храме, освященным в его имя.

По восшествии на престол императора Константина Великого (306–337) церковь Христова обрела спокойствие, которое продолжалось около пятидесяти лет, до кратковременного царствования Юлиана-отступника (361–363), который был родным племянником св. Константина и получил христианское воспитание, но в душе оставался убежденным язычником.

Пока христианство находилось под покровительством византийских императоров, юный Юлиан не решался открыто перейти в язычество, но как только утвердился у власти, так сразу же показал свое истинное лицо. Будучи деятельным сторонником реставрации отмиравших языческих традиций, Юлиан еще в самом начале своего правления издал по этому поводу особый эдикт.

К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью. Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны . По свидетельству церковного историка Созомена , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры.

На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение ». «Я благодарю Бога, - сказал старик, - за то, что Он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия ». Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. О гонениях Юлиана читаем в «Златоусте », в слове 14-ом, «Сказание Нектария архиепископа , чесо ради память творим в субботу 1-ой недели поста, святаго великомученика Феодора Тирона »:

С eй бо бGопроти1вникъ мн0гое и3мsше тщaніе, є4же хrтіsны погублsти, и3 бGу небрег0му бhти. qле бэдA ѕлaz, бGа њстaвль, ґ и4долwмъ чeсть во€даsти велsше. њ сeмъ бо без8зак0нныи никaкоже размышлsше, кaкw бы прwти1вныz побэди1ти: но њ сeмъ всегдA дёло и3мsше, кaкw бы хrтіsны побэждaти. мнHга вёрнымъ томлє1ніz бёша t проклsтагw, пресэкaніz ўтр0бамъ, tсэчє1ніz пaзухwмъ, и3 бієніz чaстаz, nчесє1мъ и3звєртёніz, зубHвъ и3з8коренєніz, љзhкwвъ ўрёзаніz, рyкъ ўсэчєніz, г0ленємъ пребіє1ніz, nгнeмъ њпалє1ніz, и3 многозамhслєнныz ѕлhz мyки, сквaры, котлы2, рожны2, скwврады2, њ сeмъ проклzтыи во мн0зэ бЁ п0двизэ.

Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца » он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости », по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению ». По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей. Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ:

Ваш Бог велел вам терпеть. Терпите.

Летом 362 года Юлиан предпринял путешествие в восточные провинции и прибыл в Антиохию, где население было практически полностью христианским. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям. Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора. Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды ». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.

Движимый непримиримой ненавистью к христианам, Юлиан собирался даже восстановить для иудеев храм в Иеросалиме, но здесь Сам Господь не допустил его исполнить свое намерение. Язычник Марцеллин рассказывает об этом событии следующим образом:

Юлиан, желая оставить для будущих веков память о своем правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иеросалимский храм, не жалея для этого никаких расходов… Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Алипий усердно принялся за дело; правитель провинции… оказывал ему содействие, но страшные клубы пламени, вырывавшиеся близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии.

В числе всех прочих безумных изощрений по борьбе с христианством, Юлиан задумал однажды подвергнуть их тайному осквернению: на первой неделе Великого Поста, он приказал градоначальнику Константинополя окропить все съестные продукты на рынках города идоложертвенною кровью, чтобы христиане, не зная того, причастились бы от языческого жертвоприношения. Но, как повествует святитель Нектарий , святой великомученик Феодор Тирон, явившись в то время ночью патриарху Царя-града Евдоксию , повелел ему предупредить весь народ, чтобы никто ничего не покупал от торжища, но взяли бы себе на замену вареную пшеницу с медом (городские жители обычно предпочитали готовый хлеб):

С оздaвыи же нaсъ бGъ, не њстaви нaсъ њскверни1тисz: но пред8упреди2 њ лю1томъ т0мъ совэщaніи без8зак0ннагw. патріaрху є6vдоxjю ћвэ сотвори2 безб0жныи совётъ, послaвъ к8 немY великом§нка fе0дwра. тоS ќбw н0щи м§нкъ предстA патріaрху, и3 речE є3мY: q патріaрше, ск0рw совокупи2 хrт0во стaдо и3 повёждь всёмъ, да не вкyсzтъ t торгY, ни пи1щи, ни питіz, їуліsнъ бо законопрестyпникъ, њсквернє1ннаz трeбами и4долwвъ повелЁ и3знести2. Патріaрхъ же речe ко с™0му: кaкоже гDи м0щно семY бhти; бwгaтымъ бо возм0жно и3 не и3сходS на т0ргъ бhти нLю сію2, ґ ни1щымъ и3 сиротaмъ нyжда є4сть куповaти на кiиждо дн7ь ћди. С™ыи же речE ємY: к0ливо на ћдь сотвори2 и3 раздавaй и4мъ к0ливо. С™ль же речE, ты2 кто2 є3си2 гDи; гlа є3мY: ѓзъ є4смь м§нкъ fе0дwръ ти1ронъ, t бGа п0сланныи на и3збавлeніе вaмъ. и3 сE рeкъ с™hи неви1димъ бhсть t негw2.

Посрамленный Юлиан, увидев бесполезность своей затеи, велел вернуть на рынки обычные брашна, но не раскаялся и не отступил от своих безбожных предприятий. Отправляясь, в силу государственной необходимости, в военный поход против персов, Юлиан дал слово, что по успешном своем возвращении он будет еще более беспощадно действовать для уничтожения веры Христовой. Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина. Церковное предание повествует, что в это время (с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. к. они вместе учились в Афинском университете) усердно молился перед иконой Богородицы об освобождении христиан от лютого гонителя. По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

Здесь следует отметить, что даже сами язычники (Ливаний, Аммиан Марцеллин), сторонники Юлиана, признавали, что императора убили не персы, но и никого из христиан в войске, кого можно было бы обвинить в убийстве, так и не нашли. Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух », каковым ему вполне мог показаться святой мученик. «Погибе память его с шумом » (Пс. 9, 7) - так говорит псалмопевец о кончине нечестивого. Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества. Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона. «В память вечную будет праведник » (Пс. 111, 6).

Святой Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын князя Всеволода Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Тропарь

Троичнаго Божества осиянием просветився,/

страстотерпче великий княже Михаиле,/

с премудрым болярином ти Феодором,/

самозванна к подвигом устремистася,/

сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/

и нечестиваго царя обличиста,/

Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./

И того ради кровей своих струями обагристася, славная./

Темже и венца от Него победная прилета,/

и нас свыше назираета,/

молим ва, святая, молите Того,/

яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/

и подаст нам вся благая,/

Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Святые покровители носящих имя Федор

Святой великомученик Феодор Тирон
Память святого в Православной церкви совершается 17 февраля/2 марта. Также установлено праздненство в первую субботу Великого поста. В этот день воспоминается чудо, совершившееся спустя 50 лет после кончины святого великомученика Феодора Тирона.
Святой великомученик Феодор Тирон служил в рядах римских легионеров. Когда святой Феодор начал службу, его принуждали приносить жертвы идолам по языческому обряду. Но он наотрез отказался, не скрывая, что исповедует Христову веру. Начальник, полагая, что молодой человек одумается, предложил ему поразмыслить, посмотреть на то, какова была участь упорствующих в христианской вере, дал ему несколько дней на размышления. Но юноша стоял на своем, употребив это время на укрепляющую дух молитву.
Феодор Александрийский, архиепископ, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 3/16 декабря.

Феодор Александрийский, епископ, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 12/25 сентября.

Священномученик Феодор был родом из Александрии. К сожалению, до нашего времени не сохранилась подробная информация о житии святого, но Церковь Христова во все времена почитала имя святителя.

Известно, что он обладал даром вдохновенной проповеди и многих язычников обратил к вере христовой. За это однажды был схвачен и подвергнут издевательствам и мучениям. Избитого его увенчали терновым венцом и водили на позор по городу, а затем бросили в море. Однако мученик не утонул, а был вынесен невредимым на берег. Тогда по приказу правителя Александрии Феодора снова стали истязать, требуя отречения от Христа. Он стойко переносил все страдания, неустанно обращая молитвы к Господу. Наконец, не добившись своего, римские воины отсекли ему голову мечом.

Феодор Амморейский (Фригийский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 6/19 марта.

Феодор Антиохийский, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 23 ноября/6 декабря.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно лишь то, что он жил в IV веке и претерпел мучения за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике.

На именных иконах часто изображается святой великомученик Феодор Тирон.

Феодор Апамейский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 10/23 апреля.

Святой Феодор служил в дружине Терентия. Войско находилось при правителе Африки Фортунатиане. События происходили во времена правления римского императора Декия (249 - 251), который ненавидел христиан. От него в Африку пришел указ, заставить всех жителей принести жертву языческим богам, а тех, кто этого не сделает, предать страшным пыткам. Когда пришла очередь воинам поклониться идолам, Святой Феодор и вся его дружина ответили отказом. Их предводителя и еще нескольких человек заперли в темницу, остальных же стали пытать, добиваясь от них отречения от веры.

Святой мученик Феодор мужественно перенес все мучения, но продолжал проповедовать Христа. Когда его привели к языческому храму, он вместе с другими воинами обратился с молитвой к Богу, и попросил доказать истину, разрушив нечистое место. В тот же миг земля затряслась, идолы и окружающие их стены рассыпались на куски. Правитель Фортунатиан поспешил отдать приказ и святой Феодор Африканский, а вместе с ним и другие мученики были казнены.

К сожалению, икону святого нам найти не удалось, возможно, она не сохранилась до наших дней.
На именных иконах часто изображается святой великомученик Феодор Тирон.

Феодор Валаамский, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 февраля/5 марта.

Феодор Варяг, Киевский, первомученик Российский


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 12/25 июля.

Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок
День памяти установлен Православной Церковью 24 мая/6 июня.

Феодор Кандавлский, Никомидийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 сентября.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно лишь то, что он жил в IV веке близ Никодимии и достойно претерпел жестокие мучения за веру во Христа.

К сожалению, икону святого нам найти не удалось, возможно, она не сохранилась до наших дней.

Феодор Киринейский, епископ, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 июля.

Феодор Константинопольский, Никомидийский, мученик

Феодор Мелитинский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 7/20 ноября.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно лишь то, что он жил в III веке в Мелитине и пострадал за христианскую веру вместе с 32 мучениками-воинами во времена гонений императора Диоклетиана.

К сожалению, икону святого нам найти не удалось, возможно, она не сохранилась до наших дней.
На именных иконах часто изображается святой великомученик Федор Тирон.

Феодор Муромский, князь


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 мая/3 июня.

Святые благоверные князья Константин и сыновья его Феодор и Михаил Муромские жили в XI - XII веках. Благодаря им Муром принял христианство. Совершая этот подвиг, князь Константин понес тяжелейшую утрату: язычники убили его сына Михаила. Случилось это, когда он подошел к воротам города, чтобы вступить в правление своим уделом и отправил послом сына Михаила. Но в ответ получил его бездыханное тело. Но когда к Мурому подошла дружина, жители сдались и подчинились новому князю.

Князь Феодор усердно помогал отцу, князю Константину, в распространении христианской веры среди муромцев. Их мощи и поныне пребывают в Благовещенском храме города Мурома.

Феодор Начертанный, Константинопольский, преподобный, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 декабря/9 января.

Преподобные братья исповедники Феодор и Феофан Начертанные мученически пострадали в период расцвета иконоборческого еретического течения, последователи которого утверждали, что поклонение святым иконам имеет языческие корни и сродни поклонению идолам.

Родились святые братья в Иерусалиме, в начале IX века. Феодор был старшим, с детства он любил церковные службы, а забавы со сверстниками избегал. Оба брата посвятили свои жизни служению Господу, приняв монашеский постриг. Когда внутри православия возникло иконоборческое течение, Феодор и Феофан были направлены иерусалимским патриархом в Константинополь для защиты православия. Святые преподобные братья смело и открыто выступили против императора Льва V, который возглавлял иконоборцев. Защищая иконопочитание, Феодор и Феофан были столь убедительны, что в споре с ними императору пришлось уступить, но он не простил братьям своего поражения и после избиения их сослали из Константинополя в заточение.

Следующие два императора также поддерживали иконоборцев и, стремясь получить в свои ряды столь убедительных ораторов, дважды вызывали Феодора и Феофана из ссылки, пытаясь уговорить присоединиться к их течению. Но братья твердо стояли за православные основы своей веры, опять претерпели мучения и были отправлены в ссылку. Прозвание «начертанные» святые братья получили претерпев невероятной жестокости муку. Раскаленными иглами на их лицах начертали 12 стихотворных строк, в которых святых исповедников называли «сосудами суеверного заблуждения». Феодор так и не дожил до окончания иконоборческого периода, скончавшись в заточении, а Феофан впоследствии стал епископом Никейским.

Феодор Новгородский, Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 19 января/1 февраля.

Святой Феодор жил в Великом Новгороде в XIV веке. Он был родом из состоятельной благочестивой семьи. С детства отличался добрым нравом, милосердием и трепетным отношением к Христовым заповедям. Достигнув совершеннолетия, юноша решил целиком посвятить свою жизнь служению Богу. Проводя дни в строгом посте, молитвах и частых посещениях храмов, святой Феодор подготовил себя к принятию подвига юродства, доступного только людям высокого духовного уровня.

Подвижник жил в полной нищете, без крова и теплой одежды, отдавая всю получаемую от богатых горожан милостыню бедным людям. По ночам он горячо молился за избавление своего города и его жителей от всяких бед и напастей. Днем Феодор юродствовал на многолюдных улицах Новгорода. Его безумные речи имели скрытой целью спасение заблудших душ или пророчества каких-то событий. Блаженный терпеливо принимал за это оскорбления и побои, неустанно молясь за обидчиков.

В Новгороде был известен еще один Христа ради юродивый - святой Николай, который подвизался на другой стороне города. Оба блаженных демонстративно враждовали друг с другом, не пуская на свою территорию противника. Летопись доносит до нас случай, когда юродивый Николай, прогоняя Феодора со своей, Софийской стороны Новгорода, загнал его на середину реки Волхов, и оба бежали по воде, как по земле. При этом Николай бросил в Феодора кочан капусты и за это получил прозвище Николай Кочанов, сохранившееся в истории. Однако, эта мнимая, видимая борьба святых имела одну цель - наглядно показать вред взаимной вражды, которая разделяла вольных новгородцев и часто приводила их даже к кровавым расправам.

Святой Феодор Новгородский обладал даром пророчества. Он предупреждал горожан о пожарах, неурожаях, бездетным женщинам предсказывал рождение детей. Многие новгородцы считали его своим покровителем и уже при жизни почитали.

Представился блаженный 19 января 1392 года. Его мощи были погребены при Новгородском храме святого великомученика Георгия. Позднее над ними была выстроена часовня, где верующие неоднократно получали чудесные исцеления.

Феодор Освященный, игумен


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16/29 мая.

Преподобный Феодор жил в IV веке. Родился в Египте, в семье богатых родителей. С юных лет Феодора тяготила мирская жизнь, притягательна для него была жизнь иноческая. Когда ему исполнилось 14 лет, он тайно покинул родительский дом и поселился в монастыре. Именно там он услышал о своем будущем наставнике Пахомии Великом. Юноша загорелся желанием увидеть мудрого старца, поучиться у него в познании Бога и Его святой воли.

Святой старец был предуведомлен Господом о благочестивом юноше, и, когда юный Феодор достиг Тавеннисской обители, преподобный Пахомий принял его очень тепло. Феодор быстро преуспел в иноческих подвигах, являясь примером для всей в братии, особенно в послушании наставнику и любви к ближнему. Видя разум и духовную чистоту своего ученика, преподобный Пахомий однажды поручил Феодору прочитать поучение братии монастыря. Святой Феодор нисколько не сомневался и беспрекословно подчинился воле учителя, хотя многие иноки оскорбились тем, что их поучает новоприбывший и совсем еще юный послушник. На тот момент Феодору было всего 20 лет.

Прозвание "Освященный" святой Феодор получил, потому что первым из всей братии принял сан священника. Когда преподобный Пахомий удалился в более уединенную обитель, вместо себя руководить монастырем он оставил святого Феодора, а после кончины великого старца, преподобный Феодор стал опекать все фиваидские обители. За свою святую жизнь преподобный Феодор получил от Господа неиссякаемый дар чудотворений. Величайший александрийский архиепископ - Афанасий Великий, которого называют "отцом православия" относился к преподобному Феодору с особым уважением. В 368 году преподобный Феодор завершил свою земную жизнь.

Феодор Пергийский (Памфилийский), мученик
День памяти установлен Православной Церковью 17 февраля/2 марта.

Феодор Печерский, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 11/24 августа.

В XI веке в Ближних пещерах Киева поселились монахи: Василий и Феодор. Много лет провели они вместе, живя дружно и ограничивая себя во всем. Но однажды Феодор вспомнил прежнюю жизнь и пожалел, что лишил себя богатства. В трудную минуту Василий сумел поддержать его, и тяжкие мысли отступили. Но вскоре Феодора ожидало второе испытание. Среди ночи он увидел Василия, который указал ему, в каком месте пещеры хранятся сокровища, спрятанные разбойниками. Смутился монах, мысль о драгоценностях не давала ему покоя, и стал он собираться на поиск сокровищ. Но пришедший к нему в это время настоящий Василий заставил его одуматься. Однако слухи о видении Феодора дошли до князя Мстислава. Он схватил монахов и стал требовать отдать ему сокровища. Не получив от них признания, правитель приказал обоих убить.

Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, князь


Заказать икону


Дни памяти установлены Православной Церковью 5/18 марта, 19 сентября/2 октября.

Феодор Ростовский, архиепископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 ноября/11 декабря

Феодор Санаксарский, преподобный
Дни памяти установлены Православной Церковью 22 апреля/5 мая, 15/28 июня.

Святой Феодор Сикеот жил в VI веке. Он родился в галатийской деревне Сикее (Малая Азия) в благочестивой семье и от рождения был отмечен как высокий дух. С детства Феодор проявлял кроткий нрав, мудрость и неистовое желание подвизаться в посте и молитве. Глядя на благочестивого старца Стефана, который жил у них в доме и строго постился, юный Феодор тоже перестал обедать и только поздно вечером разрешал себе принять кусок хлеба. При этом много времени он проводил в храме в молитве. Когда мальчику было 10 лет, он тяжело заболел. Умирающего его отнесли в храм. И там произошло чудо. С лика Спасителя, находящегося под куполом, на мальчика упали две капли росы, и он встал совершенно здоровым. В 12 лет отрок Феодор имел видение Христа, после которого стал еще сильнее стремиться к духовным подвигам.

В 14 лет святой Феодор покинул родной дом и стал жить при церкви святого великомученика Георгия. Мать посылала ему еду, но он оставлял ее на дороге, а сам питался лишь одной просфоре в день. Потом, желая усугубить свои подвиги, юный подвижник решил поселиться подальше от людей. Он выкопал себе пещеру под большим камнем и упросил одного диакона тайком приносить хлеб и воду, которую тот подавал ему через маленькое отверстие в засыпанном землей входе. Два года Феодор провел в таком уединении. Опасаясь за его жизнь, диакон указал родным пещеру преподобного, и его извлекли из пещеры еле живым, но на удивление всем он очень скоро выздоровел.

Когда святому Феодору было 17 лет, о нем узнал местный епископ Феодосий и встретившись с чудесным юношей, рукоположил его сначала во диакона, а потом во священника. Вскоре после этого Феодор принял монашеский постриг и стал жить при церкви Святого Георгия. За свое добровольное суровое подвижничество, он получил божий дар целительства, пророчества и власть над дикими зверями, которые покорно принимали пищу из его рук. По молитве преподобного исцелялись прокаженные, изгонялись бесы, шел дождь во время засух. Многие чудеса являл этот подвижник, так что его почитали святым еще при жизни. Для укрощения плоти, по его просьбе была выкована узкая железная клетка, в которой святой подолгу молился, невзирая ни на жару, ни на мороз. Он носил тяжелые вериги, железные сапоги и тяжелый железный посох с крестом.

Слухи о чудесном подвижнике притягивали к нему многих людей, и со временем при храме стала собираться братия преданных учеников преподобного Феодора. Так образовался Сикеотский монастырь. Потом по настойчивой просьбе жителей города Анастасиополя Феодора назначили епископом, где он немало потрудился на благо Церкви. Однако, всегда имея стремление к затворнической жизни, святитель ушел в Иерусалим и поселился там в монастыре как простой монах. Явившийся ему во сне великомученик Георгий вручил епископский жезл и повелел вернуться. Святой Феодор послушался и снова пришел к своей пастве. Только позже, получив Свыше весть, что он свободен, святитель отправился в Сикеотский монастырь и жил там в уединении и постнических подвигах до самой смерти. Преподобный Феодор мирно скончался в 613 году.

Феодор Стратилат, Гераклийский, великомученик


Заказать икону


Дни памяти установлены Православной Церковью 8/21 февраля, 8/21 июня.

Имя Феодор в переводе с греческого значит «Божий дар», а Стратилат - «высокий воин».
Святой великомученик Феодор Стратилат жил в IV веке и был родом из города Евхаиты (Малая Азия). Он выделялся среди других красотой, сердечностью, мудростью и красноречием. Своей смелостью он прославился после того, он с божьей помощью победил огромного змея, жившего возле города Евхаиты и пожиравшего людей. После этого святой Феодор был избран военачальником города Гераклеи. Сочетая воинскую службу с проповедью христианской веры среди язычников и подкрепляя это личным достойным примером, он привел почти всех жителей города к принятию христианства.

Император Ликиний, жестоко преследующий христиан, узнав о храбром воине из Гераклеи, захотел его переманить в язычество и отправил за ним своих воинов. Святой Феодор, предвидя замыслы императора, попросил его пожаловать в свой город, готовясь с молитвой к предстоящему мученическому подвигу. Прибывший император привез множество идолов из золота и серебра, требуя, чтобы Феодор Стратилат публично принес им жертвы. Святой попросил оставить идолов ненадолго в своем доме, а ночью разрубил их на мелкие части и раздал бедным. Разгневанный Ликиний приказал подвергнуть Феодора жестоким пыткам, которые тот переносил с великим терпением. Затем истерзанного святого распяли на кресте и оставили умирать. Однако, придя утром, воины увидели святого мученика живым и здоровым и уверовали в Христа. Мученик Феодор удержал жителей города от бунта против мучителей и сам пришел к императору Ликинию, тут же приказавшему обезглавить святого. Люди, сопровождавшие его на казнь, прикасаясь к его одежде, исцелялись от болезней. После вдохновенной молитвы, святой Феодор сам положил голову под меч палача. Народ Гераклеи оказал великие почести останкам мученика, а затем они были торжественно перенесены в Евхаиты. Во время перенесения тела святого также совершались многочисленные чудеса.

Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 8/21 июня.

Феодор Трихина ("власяничный"), преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Преподобный Феодор Трихина жил предположительно между IV и IX веками, более точных сведений не сохранилось. Известно, что он был родом из города Константинополя, родился в богатой, знатной семье. Однако всем сердцем стремясь к служению Богу, он отказался от обеспеченной, спокойной жизни, ушел из семьи и стал подвизаться в одной пустынной обители во Фракии.

Став монахом, Феодор вел весьма аскетический образ жизни. Проводил ночи в непрестанных молитвах, голодал, носил на теле только грубую власяницу, оттого и получил прозвание «Власяничник» или «Трихина» (от греческого "трикс" - волос).

За свою подвижническую жизнь святой Феодор обрел дар изгнания бесов и явил множество чудес, как при жизни, так и после преставления. Его святые мощи помогли в исцелении многим верующим.

Феодор (Ушаков), воин, праведный


Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 23 июля/5 августа, 2/15 октября.

Феодор Черниговский, мученик, боярин мученика Михаила Черниговского


Заказать икону


Дни памяти установлены Православной Церковью 14/27 февраля, 20 сентября/3 октября.

Святой Феодор жил в XIII веке и служил боярином у Черниговского князя Михаила.

В 1238 году татары начали опустошать русские города и через два года достигли стен Киева. В это время князь Михаил узнал, что татары требуют, что бы он приехал в Орду, получить разрешение-ярлык на княжение. Получив благословение от своего духовного отца, он в сопровождении боярина Феодора отправился в путь.

В Орде татары потребовали, чтобы князь прошел через огонь для очищения и поклонения монгольским богам. На это Михаил ответил, что готов поклониться только царю, но не идолам. Он знал, чем это может закончиться, но был готов пострадать за веру. Князя казнили на глазах Феодора, а затем татары предложили боярину занять княжеский пост, если тот отречется от христианской веры. Но Феодор не отступил перед страхом и искушением и также принял мученическую смерть.

Пример такой несломимой веры в Христа поразил татар, и с этого времени они больше не решались требовать от русских поклонения своим богам.

Останки Михаила и Феодора чудом сохранились, христиане похоронили их, а через некоторое время святые мощи были перевезены в Чернигов.

Феодор Ярославич Новгородский, князь


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 5/18 июня.

5 марта 1463 года в ярославском монастыре Святого Спаса были обретены мощи Святого Благоверного князя Феодора и сыновей его Давида и Константина. Свидетели этого события отметили, что князь Феодор был высокого роста, намного выше своих детей. В истории Российского государства этот человек сыграл выдающуюся роль, а Давид и Константин были продолжателями его славных дел.

Сын Смоленского и Киевского князя получил имя великомученика Феодора Стратилата. Он рос в Можайске. В 1260 году, женившись на дочери Василия Ярославского, он стал князем Ярославля. Вместе с другими русскими князьями он принимал участие в совместных с татарами военных походах, что способствовало распространению православия на восток Руси. В это время ханы Золотой Орды охотно вступали в союзы с русскими правителями. Рано овдовев, святой Феодор женился на дочери хана, которая приняла христианство. У них родились сыновья Давид и Константин.

Когда престол в Ярославле освободился, Святой Феодор вместе с семьей уехал из Золотой Орды править в этом городе. Через девять лет он заболел и перед смертью принял монашеский постриг. Во время церемонии он вышел на монастырский двор и покаялся перед всеми собравшимися там людьми. После смерти святого Феодора в Ярославле правил Давид. Отец и сыновья прославились не только верной службой своему народу, но и, как устроители храмов.

mob_info