Кто из перечисленных философов является представителем волюнтаризма. Что означает слово волюнтаризм

Значение некоторых понятий может значительно меняться с течением времени. К примеру, вот уже несколько веков существует слово «волюнтаризм». Что это значит, зависит от поправки на конкретную эпоху и сферу человеческой жизни.

Что означает слово «волюнтаризм»?

Слово «волюнтаризм» в русском языке является заимствованным. Цепочку его попадания в нашу лексику можно выстроить следующим образом:

  1. Корень «воло », который в латинском языке означает «желать», «испытывать потребность». Этот корень является общим для многих наречий индоевропейской группы (например, «воля» в русском);
  2. Предыдущая лексема дала начало термину «волюнтас», которое по форме является существительным со значением «вожделение», «хотение»;
  3. Так появилось латинское «волюнтарис» - что значит «поступающий на основании собственной воли»;
  4. Последнее слово попало во многие европейские языки, в частности в английский, где оно обрело форму voluntary ;
  5. Русским языком оно было заимствовано в XIX веке. Ближайшим аналогом в нашей лексике является «произвол », если изъять из него негативную коннотацию.

Волюнтаризм: что это простыми словами?

В современном понимании, волюнтаризмом называют такой принцип, согласно которому личности свободны в выборе целей и средств их достижения в рамках определенных социальных и культурных рамок. Антонимом является детерминизм (детерминированное поведение).

В англоязычных странах и прежде всего в США «voluntarism » - целое общественное движение, проявлениями которого являются:

  • Добровольное предоставление услуг в религиозных, гражданских, медицинских, образовательных и экологических организациях. Такая деятельность направлена на безвозмездную помощь нуждающимся и часто используется некоммерческими и благотворительным организациями;
  • «Волюнтаризмом» часто называют действия женщин-феминисток, которые добивались расширения своих прав в XIX-XX веках;
  • Вербовка молодых солдат без принуждения к местам прохождения боевых действий;
  • Применительно к трудовым отношениям: государство должно воздерживаться от непосредственного вмешательства в отношения работника и работодателя. Влияние профсоюзов должно быть сведено к минимуму;
  • Анархистское движение, направленное на минимизацию роли власти в жизни социума.

Применение в философии

Однако не только социальной сферой ограничивается область применения лексемы. Это еще и важнейший термин в ряде наук.

К примеру, в философии волюнтаризм означает течение, которое приписывает ключевую роль в развитии цивилизации абстрактной воле (как человеческой, так и сверхъестественной).

В его рамках можно выделить такие направления:

  • Теологическое. Общественная мораль зиждется на божьем повелении, а не на разуме и познании. Творец всесилен и всемогущ, поэтому Его действия никак нельзя облечь в рациональную форму и объяснить с помощью отвлеченных категорий;
  • Метафизическое. Иррациональное и бессознательное довлеет над разумным. Первоначально такую идею высказал немецкий философ Артур Шопенгауэр, но наиболее полно она была развита в трудах Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда;
  • Гносеологическое. Вера для воли играет большее значение, чем познание;
  • Политическое. Власть должна быть основана на пожеланиях и чаяниях народа, а не узкой правящей группы. Право населения страны на свержение жестокого тирана. Наиболее яркие представители - Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо.

Волюнтаризм Хрущева

Никита Хрущев вошел в историю России как крайне неоднозначный лидер. С одной стороны, он выпустил на свободу политзаключенных и запустил необходимый процесс ликвидации сталинизма. Именно благодаря ему возник феномен «оттепели» в общественной жизни страны, который подарил целую плеяду выдающихся деятелей культуры и искусства.

С другой стороны, Хрущев проявил себя как недальновидный хозяйственный деятель. Его начинания, которые современники обозвали «инициативами», обернулись для национальной экономики достаточно плачевно:

  1. Рост капиталовложений в промышленность (стремление «догнать и перегнать США») тяжелым бременем ложился на плечи бюджета страны;
  2. Рост отрасли производства средств производства вышел из-под контроля Госплана. Возникла опасность «перегрева» экономики;
  3. Усиление темпов урбанизации. Города оказались не готовы «переварить» огромную массу народа из глубинки, которая не обладала высокой квалификацией;
  4. Падение сельскохозяйственного производства.

Из-за проведения такой политики самоуправства назрел конфликт элит, результатом которого стало смещение генсека с формулировкой «волюнтаризм ».

Волюнтаризм в психологии

В науке о человеческой душе существует целое направление, которое признает человеческую волю первопричиной всех психологических побуждений.

Противники утверждали, что:

  • Практически никогда человек не может путем самоанализа постичь свои поступки и их первопричины;
  • Понятия разума и желаний не могут быть объективно измерены;
  • Для более глубокого изучения мотивов личности нельзя замыкаться лишь на человеческом обществе. Можно и нужно изучать поведение животных и сравнивать их с таковым у людей;
  • Практическое применение теории представляет собой довольно сложную задачу. Соответственно, ценность ее для разрешения проблем индивида достаточно низка.

Постепенно из критики этого направления выросли целые научные течения - функционализм и прагматизм.

В либертарианстве

Либертарианцы-волюнтаристы придерживаются таких принципов:

  1. Всякий социальный союз должен быть основан на добровольном участии каждого его члена. Недопустимость тоталитаризма большинства;
  2. Уважение к частной собственности;
  3. Запрет на применение насилия и принуждения;
  4. Поскольку государство допускает применение насилия для защиты интересов нации, то этот институт должен быть упразднен;
  5. Тем не менее, возможно использование оружия и силы для самообороны;
  6. Равное участие каждого гражданина в политике и управлении земельным фондом. Таким образом, власть и ресурсы являются по сути «общими»;
  7. Инструментами построения общества будущего должны стать регионализация, поощрение образованности масс и гражданское неповиновение.

В рамках идеологии существуют многообразные ответвления: от левацки-марксистских до крайне правого фашизма.

Для обычного россиянина знакомо лишь одно значение понятия «волюнтаризм» - что это причина отставки Никиты Хрущева. Однако само по себе свободолюбие - явление исключительно положительное. Без него невозможна постройка общества будущего с уважением к каждому индивиду.

Видео о волюнтаризме и его проявлениях

В данном ролике политолог Николай Михайлов расскажет о проявлениях волюнтаризма по отношению к действующему президенту:

Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.

История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.

Перевод и значение термина

Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.

Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.

Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это - уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.

Истоки происхождения

Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм – что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».

В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:

  • в философии – признание первоосновой всего воли;
  • в социологии и политологии – стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
  • в психологии – воля первична, а все другие психические явления вторичны;
  • в экономике – пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.

К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.

Направление в философии

Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.

Волюнтаризм – что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.

Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.

Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».

Волюнтаризм Хрущева

После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?

Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.

Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.

Современная трактовка термина

В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.

Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:

«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»

Волюнтаризм

В Викисловаре есть статья «волюнтаризм»

Термин волюнтаризм может обозначать:

  • Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
  • Экономический волюнтаризм - произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964-1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).
  • Волюнтаризм (философия) - идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
  • Волюнтаризм (политика) - политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно.

ВОЛЮНТАРИЗМ это:

ВОЛЮНТАРИЗМ ВОЛЮНТАРИЗМ [< лат. voluntas - воля] - субъективистские, произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности общественной жизни, экономики и т.п.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Волюнтари́зм (лат. voluntas воля) 1) идеалистическое направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее её законам бытия и утверждающее её независимость от мира (шопенгауэр, ницше); 2) в психологии - ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни; 3) политика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.

Волюнтаризм волюнтаризма, мн. нет, м. [от латин. voluntarius – волевой]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Волюнтаризм а, мн. нет, м. (нем. Voluntarismus лат. voluntārius поступающий по собственной воле).
1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
Волюнтаристический - характеризующийся волюнтаризмом.
2. В политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.
Волюнтарист -
1) последователь волюнтаризма 1 (Шопенгауэр - один из видных философов-волюнтаристов );
2) тот, кто склонен к волюнтаризму 2, к произвольным решениям (Политический деятель не должен быть волюнтаристом ).
Волюнтаристский - характеризующийся волюнтаризмом 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

ВОЛЮНТАРИЗМ это:

ВОЛЮНТАРИЗМ ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.
В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883) , идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, которые считают основой сущего интеллект, разум. Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше. Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas воля)
одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и представление" (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив "культ силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу". В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу сам термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что "необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902. М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

Что означает слово"волюнтаризм"?

Миледи

Волюнтари́зм (лат. voluntas - воля) - направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Термин «волюнтаризм» был введён в конце 19 века социологом Ф. Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.
Другие значения:
Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Экономический волюнтаризм - произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964-1985 применительно к Н. С. Хрущёву) .
Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
В то же время под волюнтаризмом в экономике и политике на Западе часто подразумевают прямо противоположный принцип: организация социального и экономического устройства непосредственно из волеизъявления всех людей, без какого-либо внешнего принуждения (это близко многим школам анархизма).

Что такое волюнтаризм? (внутри)

Кузьмич

Так тов. Саахов в то время тоже в доме был, о чем и шепнул хозяин дома Никулину. Фильм был снят не так давно после снятия с поста генсека Хрущева и в то время многие советские партработники побаивались обвинения в волюнтаризме, чем обычно пользовались те, кто подсиживал руководителя. Обвиненный по горячим следам в волюнтаризме, мог запросто полететь с поста.

Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Это не энциклопедия говорит, а это общепринятое определение.
По сути любой волюнтаризм будь то бытовой, экономический и какой-то ещё есть достижение собственных целей или причинение себе благости не смотря на то, что этот процесс может негативно сказаться на окружающих. Коротко говоря - "Идти по головам".

То есть персонаж Никулина по сути обозвал хозяина дома беспринципным, циничным человеком, который во общем-то таковым и являлся)))

Тема 6. Современная философия Запада

План: 1) иррационализм (волюнтаризм и философия жизни, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, учение Фрейда, неофрейдизм); 2) феноменология и герменевтика, 3) постмодернизм, 4) футурология; 5) современная философия науки.

6.1. Иррационализм – философское направление, противостоящее рационализму, прежде всего, Гегеля, признающее бессознательность мира и человека, субстанциальность бессознательного. К иррационализму относят мистический идеализм Ф. Шеллинга, Э. фон Гартмана, волюнтаризм А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, прагматизм, фрейдизм, неофрейдизм и др.

Волюнтаризм и философия жизни

Волюнтаризм – в основе мира лежит не разум, а слепая воля (инстинкты, стихии); (Шопенгауэр; представители философии жизни)
А) Артур Шопенгауэр сутью всего сущего полагал бессознательную мировую «волю к жизни», которая объективируется в виде природы и человека. Миром и людьми правит слепая воля. Философия Шопенгауэра пессимистична. Вслед за буддийской и индийской философией Ш-р утверждает, что мир подобен иллюзии, майе и полон страданий. Чтобы не преумножать страдания, надо погасить волю к жизни, стать «чистым созерцающим оком Вселенной», занявшись аскезой или искусством.

Б) «Философия жизни » – направление в волюнтаризме, утверждавшее примат жизни над рациональностью, моралью.

Ф.ж. выступала против классического идеала рациональной философии и, соответственно, составляло оппозицию немецкой классической философии. К представителям «филос. жизни» относят Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля и др.

«Жизнь для меня тождественна инстинкту роста, власти, накопления сил, упрямого существования; если отсутствует "der Wille zur Macht" (воля к власти, к сильному состоянию), существо деградирует». Ницше – ярчайший противник философской и религиозной морали. Мораль придумали слабые, чтобы господствовать над сильными. Нужно, чтобы каждый себе придумал свою мораль. Ницше в работе «Так говорил Заратустра» писал «Бог умер» и назвал человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку.

6.1.2. Прагматизм (от др.-греч. πράγμα – дело, действие) – течение американской мысли (Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи), утверждающее непознаваемость мира и определяющее ценность, истинность, значимость поступков и суждений практическими последствиями , полезностью, функциональностью. Мир не познаваем, потому что он есть процесс, в котором царят случайности. Разум не может дать объективную картину мира. Методологическим принципом решения экзистенциальных, гносеологических, этических, религиозных (и прочих) вопросов прагматизм признает практику , иначе говоря, чтобы признать ту или иную теорию истинной или ложной, правильной или неправильной, следует определить «практические последствия», из нее вытекающие. В Бога следует верить, потому что так полезно, считает У. Джеймс.

расово чистого общества, ради которых следует жертвовать настоящим. В социальном опыте важны лишь текущие проблемы, задачи и непосредственные цели, которые вытекают из данной ситуации.Дьюи – убежденный либерал и демократ.Лишь человек и его развитие может быть основной целью общества. Дьюи заявил, что наиболее подходящим для развития личности типом социального устройства является либеральная демократия в американском ее облике. Ядром либерализма, согласно Дьюи, должно быть развитие свободной личности, раскрытие ее способностей и их свободное выражение. Таким образом, Дьюи подчиняет либерализм моральному императиву и направляет общество на рационализацию всех своих структур и институтов для достижения главной цели – развитие свободной и социально-активной личности. Правительственный контроль может не только не препятствовать сохранению и расширению индивидуальных свобод, но может и должен быть их гарантом. Лишь «организованные социальные усилия» на основе демократического либерализма с культивированием «метода интеллекта и экспериментальной проверки» являются единственным способом, на основе которого возможно освободить людей от контроля и подавления их культурных возможностей.Демократия для Д. не просто форма правления, а, прежде всего, партнерство и разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценной личности, реализации ее творческого, интеллектуального, морального, социально-деятельностного потенциала. Общество должно оцениваться по тому, какую личность оно создает, насколько она свободна в духовном и культурном отношении и способна к реализации социальной инициативы.Дьюи подчеркивал, что либерализм и демократия сами собой не возникают в обществе, для их появления на практике они должны сначала оформиться теоретически – в виде политических, экономических и философских идей.Философия образования . Путь к демократизации общества, согласно Дьюи, лежит через образование. Дьюи различал два типа образования: классическое и прогрессивное. Классическое образование направлено в прошлое и озабочено лишь тем, чтобы заполнить предполагаемый вакуум в головах у детей знаниями и принципами прошлого. Прогрессивное образование отличается подготовкой к быстроменяющейся реальности настоящего и будущего. Школа должна предоставить возможность участия в социальной жизни, развивать навыки критического, самостоятельного мышления. Дьюи оказал огромное влияние на американскую педагогику, выдвинув принцип «обучения посредством деланья», пропагандируя формирование практических навыков в решении жизненных проблем. Следует научить учащихся самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях , чтобы в будущем они не стали подавленными изменениями, с которыми неизбежно столкнутся. Дьюи – сторонник ненасильственной педагогики: «Строго говоря, никому ничего нельзя навязывать .Не замечать этот факт – значит, извращать человеческую природу, пренебрегать ею. Разумное и мудрое руководство поведение других людей

6.1.3. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Камю) – философия о человеческой экзистенции, т.е. подлинном, необусловленном существовании, т.е. существовании, когда человек «свободно выбирает благо» (Сартр ). Экз-зм отрицает общественно-историческую природу личности (утверждаемую в марксизме – «Человек - совокупность общественных отношений»). Экз-зм утверждает, что человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, что человек обречен на свободу, на выбор самого себя. Подобным противопоставлением личности и общества экзистенциализм существенно отличается от немецкого классического идеализма и марксизма.

Э1. Серен Кьеркегор (1813–1855) датский философ - непосредственный предшественник экзистенциализма. Критик рационализма.

задачу в самом себе». Люди делятся на эстетиков (главное – наслаждения), этиков (главное – познание собственной сущности, выбор самого себя) и религиозных людей (главное – вера, смирение, вечное блаженство).

Э3. Альбер Камю (1913-1960) важнейшей сущностной характеристикой бытия считает абсурд. Во многом его философская позиция определялась временем, в котором он жил: мировые войны 1914 г и 1939-1945 гг.

можно сказать определенно, по Хайдеггеру, так это то, что «бытие никогда не бытийствует без сущего и сущее никогда не существует без бытия»." Сколь бы ни темна была связь с бытием, она тем не менее всюду постоянно присутствует. Итак, по Хайдеггеру: а) бытие и сущее не одно и то же; б) бытие всегда располагается над сущим и за его пределами; в) человек может вступать в отношение с сущим (миром и самим собой), лишь поскольку он находитсяв связи с бытием; г) бытие - это в сущности ничто; д) язык (в основном, поэтов) – дом бытия . Язык является домом (вместилищем) духа и человеческой экзистенции, а философия языка есть выявление изначальных смыслов, содержащихся в языке. Главная книга Хайдеггера – «Бытие и время» .

В заключение об экз-зме можно привести слова Николы Аббаньяно : «Романтизм (н-р, гегелевского типа – Л.В.) утверждает, что в человеке действует бесконечная сила, лишь проявлением которой он является. Экзистенциализм - что человек является конечной реальностью, которая существует и действует на свой страх и риск. Романтизм утверждает, что мир, в котором находится человек как проявление той самой бесконечной действующей в человеке силы, имеет порядок, с необходимостью гарантирующий конечный успех человеческой деятельности. Экзистенциализм - что человек заброшен в мир, т. е. находится во власти его детерминизма, который может сделать тщетными или невозможными его инициативы. Романтизм утверждает, что свобода как действие бесконечного начала является абсолютной, бесконечной, созидательной и способной в любой момент на новые оригинальные творения. Экзистенциализм - что свобода человека обусловлена, конечна, скована многими ограничениями, которые в любой момент могут сделать ее бесплодной и заставить вновь вернуться к тому, что уже было или что уже было сделано. Романтизм утверждает непрерывный и фатальный прогресс человечества. Экзистенциализм не признает или игнорирует само понятие прогресса, потому что он не может обнаружить никакой его гарантии. Романтизм всегда имеет некоторую спиритуалистическую тенденцию, стремится превозносить значение внутреннего мира, духовности, а также ценностей, называемых духовными, в ущерб тому, что является земным, материальным, мирским и т. д. Экзистенциализм не стыдясь признает важность и значение, которые имеет для человека внешний мир, сфера материального, все мирское вообще и, следовательно, условия человеческой реальности, которые подразумеваются под этими терминами: потребности, потребление и производство вещей, секс и т. д. Романтизм считает несущественными некоторые негативные аспекты человеческого опыта, такие, как страдание, безысходность, болезнь, смерть, потому что они не касаются бесконечного начала, которое проявляется в человеке, и поэтому для него не существуют. Экзистенциализм считает подобные аспекты особенно важными для человеческой реальности и делает упор прежде всего на них, чтобы истолковать ее».

6.1.4. Персонализм – религиозно-идеалистическое, философско-антропологическое течение, отстаивающее духовную ценность человеческой личности; концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации. Представители: Николай Бердяев(также предст-ль русского экзистенциализма) , Макс Шелер, Эммануэль Мунье и др.

Философские антропологи широко привлекают естественнонаучный и социально-исторический материал для своих построений.

душа, а только ее разумная часть, страсти же, к которым причислялись и разнообразные эмоции, затемняют и искажают деятельность разума и должны быть по возможности максимально элиминированы (исключены) из философского познания. Такой подход, лежащий в основании понимания человека исключительно как animal rationale, был неприемлем для Шелера. Если мир эмоций противостоит миру рассудочной деятельности, то это не значит, что он ниже его, так сказать, по статусу - это просто ДРУГОЙ мир. Человеческое бытие в своей подлинной сущности не сводится к разуму как с своему определяющему и фундирующему центру, оно значительно шире и богаче, а эмоции не просто эмпирическая составляющая человеческого существования, с которой приходится мириться в повседневной жизни и которую необходимо преодолевать в философской, а онтологическая основа целостности его духа . Шелер выстраивает свою аксиологию , в которой опирается на теизм , главным образом на Августина . Ценности не конституируются здесь чистым трансцендентальным, или нормативным, сознанием, а представляют собой откровения Бога . К трансцендентным ценностям человек оказывается причастным благодаря эмоциональным актам, самым плодотворным и высоким из которых признается любовь . Поскольку же источником эмоциональной жизни является сердце, то в нем открывается то начало, которое соединяет человека с трансцендентными ценностями и с самим Богом. Таким образом, сердце и идущие из него эмоции предстают во всем величии своей космической и трансцендентной фундаментальности. Сердце , говорит поэтому Шелер вслед за Паскалем, имеет свою, независимую от рассудка, логику, сердцевина которого - любовь… Любовь определяет не только этос самого человека, но и этос культур, народов, сословий, формируя собой их мировоззрение, характер мышления, способы взаимоотношений. Человек не рождается личностью, но становится ей в результате многих усилий по собиранию и образованию духовных способностей.

через других и в других: ‘любое безумие есть не что иное, как поражение в общении: Другой выступает как Чужой, Я становится чужим мне самому’. С точки зрения М., декартовское ‘мыслю, значит, существую’ может и должно быть трансформировано в ‘люблю, следовательно существую, и жизнь достойна быть прожитой’ или (еще жестче) - в ‘быть, значит любить’

Персонализм как и экзистенциализм, разграничивает и противопоставляет понятия «индивидуальности» как части природного и социального целого и «личности» как неповторимого духовного самоопределения.

6.1.4. Зигмунд Фрейд (1856-1939), основатель психоанализа, открыл бессознательное. Основные положения психоанализа Фрейда. 1. Не сознание, а именно бессознательное играет доминирующую роль в поведении личности. 2. Бессознательное имеет индивидуальный характер. Индивидуальное бессознательное – это наследуемая часть психики, образующаяся путем вытеснения запрещенных культурой инстинктивных желаний и помыслов из области сознания в глубинные слои психики.

Структура психики, по Фрейду. Сознательное Я находится в тисках между бессознательным Оно , требующим удовлетворения природных, в том числе сексуальных влечений, и надсознательным Сверх-Я , требующим исполнения социальных норм морали и нравственности. Главное значение среди бессознательных инстинктов имеют сексуальные влечения (либидо ). Либидо проявляется с самого раннего детства, когда, например, уже сытый младенец сосет грудь матери ради удовольствия. С раннего детства человек подвержен Эдипову комплексу – бессознательному сексуальному влечению к родителю противоположного пола и враждебное к родителю того же пола.

В структуре психики есть также два влечения: стремление к жизни (Эрос ) и стремление к смерти, разрушению (Танатос ). Фрейд отмечает, что: «Бесконечно многие культурные люди, которые бы в ужасе отшатнулись от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох». У сексуальной энергии и стремления к разрушению есть три пути выхода: 1) непосредственно; 2) через сублимацию – перевод сексуальной энергии в творческое русло (в искусстве, политике); 3) неврозы. Таким образом, если либидо и Танатос не проявляются непосредственно или в творчестве, то тогда человек рискует попасть в состояние невроза. Бессознательные влечения проявляются в поведении, а если сознание ставит запрет на эти влечения, то они имеют тенденцию проявиться во снах и оговорках. Поскольку бессознательное проговаривается в языке, то в беседе с пациентом психотерапевт может определить характер неврозов и пути их лечения. Всякий индивид неустранимо невротичен, поэтому цель психотерапии состоит в том, чтобы «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». Таким образом, психоанализ Фрейда, освобождая человека от сильных неврозов, не ставит себе целью освобождение человека от невзгод в принципе.

При всяком социокультурном проектировании следует учитывать природу человека, выражаемую Фрейдом в двух положениях. «Во-первых, люди не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей ». Без принуждения человеческий труд едва ли будет столь же интенсивным, как с ним. Фрейд утверждает, что абсолютно доброе и хорошее общество (Золотой век), отказавшееся от принуждения, невозможно, потому что человеческую агрессивность можно подавить и сублимировать, но искоренить полностью нельзя.

Фрейд не демократ. Он признает неизбежность господства меньшинства над большинством. «Нельзя обойтись без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность».

Поскольку страсти сильнее разума, то неизбежно, что «всякая культура строится на принуждении и запрете влечений». Фрейд считает, что культура: принижает значение естественного отбора; ограничивает сексуальную жизнь; способствует формированию разного рода иллюзий, характеризующихся «сопротивлением натиску логики и реальности», угнетающих массы, формирующих чувство их причастности природе, Богу, нации, государству и т.п.; порабощает людей; люди были максимально свободны, лишь до того как появилась культура. В результате «многие культуры или целые культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием культуры».

6.1.5. Неофрейдизм (философия франкфуртской школы)

потребностям Маркузе относит потребности расслабляться, развлекаться, вести себя в соответствии с рекламными образцами….

обладание провоцирует в человеке беспокойство, агрессию, насилие. Беспокойство ведет к тому, что человек «подвержен соблазну в любой момент встать под знамена какого-нибудь диктатора и тем самым, полностью потеряв свободу, превратиться в маленькую деталь огромной машины, стать не свободным человеком, а сытым и хорошо одетым роботом». Биологический инстинкт самосохранения и отмеченная Ницше смерть Бога усиливают в человеке модус обладания. Постепенно человек потребительского типа превращается в подстраивающегося под систему правил, отказывающегося от своей индивидуальности, свободы мертвого в эмоциональном плане робота: «Человек умер, остались только машины и организации».

Человек экзистенциальной ориентации склонен любить мир, быть в единстве с миром и поэтому спонтанно творить. Фромм утверждает свой идеал человека. «Человек должен стремиться к познанию истины, и он человек в той мере, насколько ему удается выполнить эту задачу. Он должен быть независимым и свободным, человек – это цель в себе, а не средство для достижения целей другого человека. Он должен с любовью относиться к окружающим. Если в нем нет любви, то он – пустая оболочка, даже если сосредоточил в себе всю власть, все богатство и весь ум. Человек должен понимать различие между добром и злом, он должен научиться внимать голосу совести и следовать ему».

Из неофрейдизма формируется постмодернизм.

6.2. Феноменология и герменевтика .

6.2.1. Феноменология - направление в философии ХХ в., определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Эдмундт Гуссерль – основоположник феноменологии.

Гуссерль связывает кризис европейского человечества как кризис науки, философии, привычной формы рационализма. Гуссерль предлагал отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир , от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознательной деятельности. Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок. Данные условия возможности совпадают с областью общеизвестных представлений, которые обладают характером «автоматических» неосознаваемых регуляторов смыслополагания. Феноменология Гуссерля, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность ).

6.2.2. Герменевтика - философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания. Первоначально под герменевтикой понималось искусство и террария истолкования текстов.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – представитель герменевтической традиции в философии

Ханс-Георг Гадамер (1900-202) – немецкий ф-ф, автор произведения «Истина и метод ». Гадамер исследует задачи исторической науки. Герменевтика утверждает «Весь мир есть текст ». По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» (Vorverstandnis) этого текста, заданное ему традицией, в которой он живёт и мыслит; оно может корректироваться в процессе работы над текстом, но историк не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления: беспредпосылочного мышления не существует, поскольку бытие - это время, а человеческий опыт конечен. Для характеристики предварительного понимания Гадамер использует слово «предрассудок», которое, говорит Гадамер, до эпохи Просвещения не имело привычного для нас отрицательного значения. Предрассудок означает нечто, предшествующее рассуждению и размышлению, некоторую дорефлексивную установку сознания. С точки зрения герменевтики, предрассудок - неотъемлемая характеристика сознания, поскольку оно понимается исторически. Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но следует понять „вопрос, на который это нечто является ответом“ (Гадамер). Понимание такого вопроса означает „сплавление горизонтов“ интепретатора и интерпретируемого, которое, согласно Гадамеру, есть действие языка. Язык (естественный), по Гадамеру, составляет содержание того, что у Гуссерля названо «жизненным миром».

6.3. Постмодернизм (эпоха после модерна, после эпохи современности, под которой подразумевается эпоха культа разума).Постмодернизм выражает недоверие разуму, утверждает, что рациональность ведет к тоталитаризму.

Для теоретиков постмодернизма характерно утверждение о смерти философии, господстве политики во всех областях жизни и т.д. Во всем этом многообразии отмечается также стремление к иронии, к смешению стилей, желание освободиться от любых форм проявления власти в жизни и творчестве. В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра».

Симулякр (от слова симуляция) – термин генетически восходит к термину «симулакрум», обозначавшему у Платона «копию копии». Постмодернизм радикализирует интерпретацию термина и обозначает им «копию, оригинал которой никогда не существовал». Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 г. в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по СNN не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Жан Бодрийяр определяет следующий порядок симулякров: 1 порядок - имитации, чучела, копии, подделки. 2 порядок - функциональные аналоги, серии. 3 порядок - гиперреальность (деньги, мода, ДНК, модель, общественное мнение). Иллюстрацией того, как производят симулякры, может служить фильм «Плутовство» (англ. Wag the Dog - «Хвост виляет собакой»).

Жиль Делез – французский философ-постмодернист, обосновал собственное понимание философской критики как антидиалектики и одновременно как «плюралистической интерпретации».

6.4. Футурология – философия будущего (подробнее в разделе Социальная философия)

государства не позволяет государствам быть сильными , чтобы противостоять терроризму, массовым эпидемиям и т.д. А идея сильного государства означает значительное налоговое бремя, сильную армию и полицию, что оставляет меньше свободы гражданам. Так что конец истории не наступил.

Сэмюэл Хантингтон – известный американский социолог и политолог. Широкую известность получила его концепция этнокультурного разделения цивилизаций, согласно которой ближайшее будущее мировой истории будет определяться конфликтами и ожесточенными столкновениями на стыке цивилизаций (1993). Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена Холодной войны.

6.5. Современная философия науки (подробнее в соответствующем разделе)

Неореализм – основные представители: Джордж Мур , Альфред Уайтхед и Бертран Рассел . Неореалисты считают, что бытие не имеет ни материального, ни идеального характера ‒ оно есть совокупность «нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение. В познавательном отношении «нейтральный» объект непосредственно входит в сознание субъекта, становясь «психическим»; когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как «физический». Неореализм признает объективное, независимое от сознания бытие природы и вместе с тем признает это бытие непосредственным содержанием восприятия.

Неопозитивизм (1920-е гг.). Идею основателя позитивизма Огюста Контао том, что имеют значение только позитивные суждения о фактах, а все метафизические мысли (как присущие ранним ненаучным стадиям развития человечества) следует выбросить из человеческой культуры, развили логические неопозитивисты (неорелист Бертран Рассел , ранний Людвиг Витгенштнейн ) и физические неопозитивисты (Мориц Шлик , Рудольф Карнап ). Логические неопозитивисты связывали проблему истины с анализом логической структуры языка. Физические неопозитивисты предлагали опираться на опытные факты. В неопозитивизме был введен термин «верифицируемость» (от лат. verificare – доказать истину). Принцип «верифицируемости » означает, что всякое претендующее на научно-познавательное значение утверждение о мире посредством логического анализа составляющих его терминов должно быть сводимо к совокупности так называемых протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта». Тем самым принцип верифицируемости выступил как критерий истинности утверждений о мире.

Постпозитивизм (начиная с1935 г. до наших дней) возник как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую предшествующим неопозитивизмом. В частности, постпозитивизм отказался от неопозитивистского идеала научного знания как логически систематизированного множества высказываний (образцами которого считались теории математического естествознания); анализ был переориентирован на динамику научного знания, которое стало трактоваться как конкуренция научных сообществ (Т. Кун ), рост научного знания (Поппер ), пролиферация научных теорий (Фейерабенд ). Поппер предложил принцип фальсифицируемости : на знание научного может претендовать только знание в принципе опровержимое. Если знание неопровержимо, то оно метафизично. При том постпозитивисты, в отличие от предшественников в философии науки, признавали значение метафизических понятий и суждений в науке: в основе любой науки лежат неверифицируемые понятия и суждения.

6.6 . Неотомизм – философское течение, пытающееся заново переосмыслить философское наследие Фомы Аквинского, модернизировать его, приспособить к современности.

6.7 . В ХХ в. с возникновением тоталитарных режимов была остро поставлена проблема массы. Масса – это человек, это такой как все, и очень доволен, что такой как все. Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является Хосе Ортега-и-Гассет . О массах критически также писали К. Ясперс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Х. Арендт, Ж. Бодрийяр и мн. другие.

1. Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется … экзистенциализмом постпозитивизмом психоанализом иррационализмом

2. Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две ипостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру Г. Гегелю Ф. Аквинскому Н. Бердяеву

3. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … Ф. Ницше В. Соловьев З. Фрейд Н. Бердяев

4. Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления … а) экзистенциализм б) феноменология в) структурализм г) фрейдизм

5. Основоположником феноменологии считается философ …а) Э. Гуссерль б) З. Фрейд в) П. Фейерабенд г) Г. Гегель

6. Одним из наиболее известных представителей неофрейдизма является а) Э. Фромм б) К. Маркс в) В. Вернадский г) Д. Юм

7. К представителям философского неореализма относится а) К. Юнг б) А. Шопенгауэр в) Э. Гуссерль г) Б. Рассел

8. Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется … экзистенциализмом позитивизмом структурализмом эмпиризмом

9. Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает а) абсурд б) объективность в) протяженность г) детерминизм

10. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … а) марксизма б) экзистенциализма в) немецкого классического идеализма г) неофрейдизма

11. По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. а) человек б) власть в) жизнь г) язык

12. Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … а) провиденциализма б) либерализма в) гедонизма г) персонализма

13. В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ … а) Ф. Фукуяма б) П. Коэльо в) Д. Белл г) У. Джеймс

14. Ж. Делез является представителем философии … а) неотомизма б) экзистенциализма в) марксизма г) постмодернизма

15. Основоположником психоаналитической философии является … Ф. Ницше Л. Фейербах Э. Фромм З. Фрейд

16. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … З. Фрейд Г. Гегель Н. Бердяев В. Дильтей

17. Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме … существования познания выживания воспитания
18. Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма неоплатонизма утилитаризма сциентизма
19. Одним из наиболее известных представителей неофрейдизма является … К. Маркс В. Вернадский Э. Фромм Д. Юм

20. По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что … а) сущность предшествует существованию б) существование предшествует сущности в) существование завершается смертью г) сущность предопределена изначально

21. Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … фихтеанства неоплатонизма экзистенциализма неопозитивизма

23. Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … Хантингтон П. Сорокин С. Франк А. Бергсон

24. В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее … имитацию деятельности художественный пересказ заблуждение копию несуществующего оригинала

25. Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше Ч. Дарвин М. Фуко Ф. Шеллинг

26. Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неоплатонизма футуризма теологизма неотомизма

(от лат. voluntas воля) – одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает...

(от лат. voluntas воля) – одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин “волюнтаризм” идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота (“Voluntas est superior intellectu” – “Воля стоит над мышлением”) и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Волюнтаризм

(лат. voluntas -воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому...

(лат. voluntas -воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма-ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

Волюнтаризм

(лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве...

(лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир “по разуму своему” или “по воле своей”. В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир “по воле своей”, т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная “воля к жизни”, действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению (“мир как воля и представление” у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной “мировой воли” (Э. Гартман), “воля к власти” как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется – вне рефлексивной экспликации его содержания – для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса.

М.А. Можейко

Волюнтаризм

[лат. voluntas - воля] по 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное...

[лат. voluntas - воля] по

1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения – авт.) первоначало – волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма;

2) в психологии – теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума.

В нашем понимании волюнтаризм – общественное устройство, основанное на волевых решениях – командах, в отличие от объективно развивающихся систем – феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку – негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

Волюнтаризм

(от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы...

(от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

Волюнтаризм

направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее...

направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

Волюнтаризм

(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного...

(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.

В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Волюнтаризм

(от лат. voluntas – воля) – 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у...

(от лат. voluntas – воля) –

1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога.

2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует “воля верить” (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма – любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной.

3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса.

4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

Волюнтаризм

(лат. voluntas воля) – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей,...

(лат. voluntas воля) – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, “Фатализм”). Он указывает на неустранимость проблемы свободы (“свободной воли”) из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле – как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии.

В. Е. Кемеров

Волюнтаризм

Деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной...

Деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку — гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: “Закон – это Я” (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: “Государство – это Я”); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож “на местах” и т. п.

) - течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение произошло в XIXв. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

  1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу «душевной жизни» и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра.
  2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

mob_info