Отвлекаться во время молитвы. Как победить привычку отвлекаться во время молитвы

В этом году я старался молиться больше. Но молитва не всегда давалась легко. Часто я вставал на молитву с наилучшими намерениями только лишь для того, чтобы уже через минуту осознать, что я думаю о вчерашних разговорах, завтрашнем собрании или отпуске на следующей неделе.

Многие из нас признают, что тоже сталкиваются с этим, остальные же попросту врут!

Отвлечение может быть огромной помехой в нашей молитвенной жизни, но, как я однажды понял, это также и возможность вырасти. Ниже я приведу семь способов победить отвлечения во время молитвы , чтобы наши молитвы были более глубокими и целенаправленными.

1. Молитесь с Писанием

Я помню, как где-то услышал, что Библия учит нас молиться, как мать учит дитя говорить. Бог говорит через Его Слово, а мы отвечаем Ему, как отвечает ребенок, сначала слушая, а потом отвечая своим родителям. Теперь, когда я уже почти три года отец ребенка, который говорит всё больше и больше, и часто по-настоящему забавные вещи, эта ситуация стала так сильно мне знакомой! И я осознаю, насколько она правдива в моей молитвенной жизни.

Смысл этой метафоры в том, что как никто из нас не рожден сразу говорящим, так никто из нас не знает, как самостоятельно молиться. Мы учимся молиться, причем часто через наблюдение и повторение больше, чем следуя инструкциям. Если я смотрю в Писание и ищу, как развивать мои молитвенные инстинкты, то понимаю, что оно не только передает смысл моих просьб, но также и помогает взращивать мои побуждения и то, что с ними связанно.

В писании есть так много вещей, о которых моя плоть никогда не попросит. Обычно я не прошу смелости, если попадаю в ситуацию, когда за Слово Божье подвергаюсь преследованиям (Деяния 4:29), не рассматриваю мое огорчение во свете Божьей славы и Его искупительного плана (Неемия 1:5-11), не говорю «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Псалом 89:12). Но каждый раз Писание указывает мне на мои узкие, ориентированные на себя, молитвы, и направляет их в сферу Божьей славы, церкви, вечности и прогресса в благовестии.

Вот несколько Библейских молитв, которыми особенно важно молиться, чтобы сосредоточиться в уме и в сердце:

  • Неемия 1:5-11: Молитва Неемии, когда он услышал, что стены Иерусалима все еще в руинах.
  • Даниила 9:1-19: Молитва Даниила о Божьем народе в изгнании.
  • 2 Паралипоменон 20:1-12: молитва Иосафата об избавлении от нападения.
  • Ефесянам 3:14-21: Молитва Павла о духовной силе, чтобы познать любовь Иисуса Христа.
  • Матфея 6:9-13: молитва Господа (часто именно с нее стоит начинать).

2. Молитесь с ручкой

Я обнаружил, что очень полезно записывать свои молитвы. Написанная молитва не заменяет молитву вслух – но она является очень хорошим дополнением. Когда мы пишем, возникает определенная умственная дисциплина и целенаправленность, которая обычно отсутствует при устном общении. Отвлекаться в этот момент сложнее, да и это также дает возможность немного лучше структурировать молитву.

Дополнительным преимуществом является также и то, что в таком случае есть возможность вернуться назад, чтобы увидеть как Бог ответил на наши молитвы – или, что со мной случалось чаще, как Он изменил то, о чем я молился.

3. Молитесь с постом

Молитва и пост это сами по себе здоровые практики, полезные для нас, но работают они особенно хорошо, когда идут рука об руку. Пустой желудок напоминает нам, что нужно помолиться, «Боже, наполни мою душу!» . Если мы искренни во время молитвы, это помогает нам переносить тяжести голода.

Одна вещь, от которой нужно отказаться во время поста — это социальные сети. Они изменяют то, как функционирует наш мозг. Они ускоряют информационный поток, загромождают наше сознание, и понижают способность к молитвенному размышлению и пребыванию в тишине. Очень сложно перейти от нескольких часов Фейсбука и Твиттера к тому, чтобы пребывать в длительной молитве.

Например, когда Иисус молился, Он часто уходил в пустынные места (Марка 1:35). Подобно тому, как делал Он, нам нужно воспитывать умение оставаться наедине, в тишине перед Богом. Не стоит удивляться тому, что мы не можем сосредоточиться на молитве, если постоянно отвлекаемся.

4. Молитесь с другими людьми

Общая молитва и молитва наедине питают друг друга (подобно тому, как молитва и пост). Общие молитвы очень сильны, если мы уже помолились сами. А молитва наедине направляется и вдохновляется Божьей работой во время молитв других людей.

Общая молитва сильна не только тем, что нам сложно отвлекаться, но еще и тем, что Христос обещал свое обеспечение (Матфея 18:19) и присутствие (Матфея 18:20), когда «двое или трое» собраны в Его имя.

5. Молитесь с определенной целью

Мы часто отвлекаемся, попадая в ситуацию неопределенности и нечеткости. Однажды я понял, что мне намного легче быть сконцентрированным, если я структурирую мое молитвенное время определенным образом. Например, я могу сосредоточить свою молитву вокруг одного аспекта Божьего характера. «Господь, сегодня я увидел твою верность через…» Или я сфокусировался на конкретной нужде: «Господь, в последнее время мое сердце так холодно, потому что…»

Сложно уйти в сторону, если следовать заданной теме и определенной структуре молитвы.

Также, если вы постоянно отвлекаетесь из-за одних и тех же вещей, вы можете помолиться о них, что бы это ни было. Просто конвертируйте то, что вас отвлекает в возможность; используйте это для того, чтобы усилить ваши молитвы. «Господь, сегодня я отвлекался из-за… Я отдаю это Тебе» .

6. Молитесь с эмоциями

Иногда прилагая усилия, возникает нездоровая манипуляция – через усилие воли – чтобы взбудоражить эмоции, которые должны были бы быть. Неправильно позволять нашим эмоциям заправлять нашей волей. Есть правильный способ заставить эмоции включиться в ход молитвы (а не просто их переживать), который может помочь не отвлекаться.

Давид, например, спрашивал у своих эмоций: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Псалом 42:5); он призывал свои эмоции к действию: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.» (Псалом 102:1); и он говорил своим эмоциям: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Псалом 26:1).

Если есть что-то конкретное, что вас отвлекает (скука? беспокойство? тревога?), возразите им, как это сделал Давид. Поборите их контр-эмоциями, порожденными истинной.

7. Молитесь с Евангелием

Сперджен однажды посоветовал молящимся, если они вдруг потеряют нить проповеди, или не будут знать, что сказать дальше, переходить прямо к Евангелию. Это может помочь в нашей молитвенной жизни. Если все остальное не получается, если вы продолжаете отвлекаться, просто возвращайтесь к Евангелию. Часто мне помогает такой порядок в молитве:

Подписывайтесь:

  1. Господь Иисус, вот где бы я был, если бы не Ты…
  2. Господь Иисус, вот где я сейчас, благодаря тому, что Ты есть в моей жизни…
  3. Господь Иисус, вот через что Тебе пришлось пройти, чтобы сделать это…

Иисус спас нас от греха, смерти и вечной погибели. Он нас принял в Свою небесную семью, одел нас в Свою праведность, и пригласил, чтобы разделить с Ним Его славу. И за это Он заплатил огромную цену – когда кровь ушла из Его вен и Он погрузился в темноту смерти и поражения, когда Его друзья сбежали и враги насмехались над Ним, когда любовь между Отцом и Сыном впервые за всю вечность была разорвана.

Сложно предаваться размышлениям, если мы сфокусированы на истине про ад, небо и Голгофу. Сделайте их Полярной звездой в вашей молитвенной жизни, и это поможет вам победить привычку отвлекаться.

Помыслы посещают нас по двум причинам. Первая причина кроется в нас, вторая – вовне. Первая – это наши собственные страсти, привязанности к самым разным житейским делам, которые отвлекают от молитвы, а вторая – это бесовское действие. В житийной литературе можно встретить такую фразу: «Отгоняйте помыслы». И человек неопытный, прочитав это, берет совет на вооружение, пытается бороться с помыслами, отмахиваться от них, отгонять. Но все тщетно. Почему?

Когда идут помыслы, важно всегда помнить такую вещь: помыслы отогнать можно лишь только при содействии Божией благодати. Каждое слово, которое мы читаем в книгах Святых отцов, надо тщательно сверять с контекстом внутренним опытом понимания. Святые отцы под фразой «отгоняйте помыслы» имеют в виду одно, а мы понимаем совсем другое, и перетолковывая их слова на свой лад, понимаем их совершенно искаженно.

Что же имели в виду Святые отцы под отгнанием помыслов? Человек, отгоняющий помыслы, подобен утопающему в болоте. Если он начнет барахтаться и пытаться вырваться из болота, то еще сильнее завязнет. А отвлечься, переключиться можно. Правда, человек навык от одного помысла отвлекаться в другой. Допустим, пришли помыслы о делах, которые остались там, вне храма, вне службы, а человек может отвлечься от этого помысла и вспомнить вчерашний фильм и заняться этим фильмом. Или заняться ссорой, произошедшей вчера, или вдруг вспомнить, что вчера сильно продешевил на рынке… Таким образом отвлечься можно. Это часто происходит, человек начинает отбрыкиваться от помыслов, а на самом деле попадает в новый помысел.

Отогнать помысел может только благодать Божия. Что это такое, знали Святые отцы, мы же знать этого не можем. Например, размышление над Евангелием или над смыслом молитвы, прозвучавшей только что, будет намного полезней, чем бесплодная борьба с помыслами. Можно отвлечься в какое-нибудь наставление Святых отцов и поразмышлять о нем. Можно вспомнить фразу из Псалтири и поразмышлять над ней. В крайнем случае вспомните любую из молитв, утренних или вечерних. Само по себе это размышление привлечет благодать Божию, а только ею отгонятся мешающие помыслы.

Есть еще другой способ борьбы с помыслами: раскаяться, покаяться человеку в том, что он впадает в этот помысел. Тут мы переходим к внутренней причине помыслов.

Ради ответа сделаем небольшое отступление в теме. В двух словах вспомним, что значит термин «новоначальный». Под новоначальным я подразумеваю человека, пребывающего в Церкви 10-15 лет. Нынешнее наше духовное состояние таково, что 10-15 лет активного воцерковления, Исповеди, Причастия, церковной жизни – это состояние новоначального.

На основании чего я утверждаю это? Если мы сопоставим те состояния церковного человека, которые описывают Святые отцы, и состояние сегодняшнего христианина, то увидим, что даже пятнадцатилетняя церковная практика многих из нас есть всего лишь новоначалие… Так отчего же происходит такая борьба помыслов в человеке новоначальном? У новоначальных помыслы от бесов могут прийти по одной только причине: у нас есть за что им зацепиться. Это значит, есть наши страсти, а по ним и привязанность к разным житейским делам. Например, у одних большая привязанность к желанию непременно отыграться по отношению к ближнему. С кем-то поссорился, и последнее слово осталось за соперником, но очень хочется, чтобы последнее слово было за мной… Отыграться – это проявление уязвленного самолюбия. У человека оно бывает очень сильным, иногда до такой степени, что он этими ссорами только и занят на богослужении. Перебирает вчерашние, позавчерашние ссоры, – мало ли какие… У другого очень большая страсть к вещам или к деньгам, он тоже проигрывает различные моменты уязвления – где-то продешевил, где-то потерял вещь…

Если мы во время богослужения вдруг занялись житейскими делами, разве это не повод для нашего покаяния? Поэтому, если это все же произошло, могу дать такой совет: остановитесь в богослужении, перестаньте слушать службу, займитесь немного собою, т.е. рассмотрите со вниманием сами помыслы, каково их содержание. Вы увидите, что оно чаще всего одно и то же. А значит, одна и та же страсть, какая-то обычная житейская привязанность наша мешает нам и во время богослужения.

Следует всегда помнить слова Апостола Павла: «Там, где преизобилует благодать, оживает грех». В храме преизобилует благодать Божия. Естественно, что в нас оживает грех, а значит, всякая житейская, земная привязанность. Грех со всею властию и силою будет увлекать наше жизнелюбие. Человеческая душа будет увлечена этою силою и будет с большим жизнелюбием заниматься страстями, совершенно ее, бедную, опустошающими. Иными словами, она будет попусту тратить свою жизненную энергию.

Чтобы научиться бороться с этим надо дойти до сути, до корня. Для начала узнайте содержание помысла. Увидев содержание, найдите его причину. К примеру, это привязанность к вещам. Увидев такую привязанность, сокрушитесь о связанности своей этим греховным состоянием и упадите в земном поклоне Богу с молитвою: «Господи, помилуй меня, прости меня!» Иногда бывает одного такого земного падения пред Богом – не поклона, а падения – достаточно для исцеления.

Некоторые говорят: «Мы делаем поклон, но бесы или же наши страсти от этого нисколько не поражаются, сколько бы поклонов ни делали». А вот когда ты упал перед Богом в глубоком земном поклоне, это совсем другое дело. И когда человек осознает, что стоя на богослужении в то время, когда Царские Врата отверсты, когда совершается Величайшее Таинство, он занимается своими ничтожными проблемами, и падет с великой скорбью, с покаянным чувством, со страхом пред Богом, сокрушение придет к нему. Этим сокрушением он несомненно призовет к себе содействующую благодать Божию. И лишь эта благодать способна побороть, отогнать помысел.

Итак, первое из этих действий – размышление над любым Богоугодным содержанием, второе – рассмотрение самого себя: откуда идет помысел; и третье – сокрушение в помысле, который вы переживаете в этот момент.

Третье – это смирение Богу. Пришли на службу, смиритесь, что дела ваши теперь не в ваших, а Божиих руках. Ваше дело сейчас быть ближе к Богу, тогда Господь позаботится о нормальном течении ваших дел. Имейте надежду на Бога, она поможет вашему смирению. Когда научитесь делать что-либо из этих трех, тогда можно следовать святым отцам и отгонять помыслы.

о.Анатолий Гармаев

Предлагаем вашему вниманию самый большой каталог православных сайтов:

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога -- о любви к ближнему, значит, мы должны все ОТЛОЖИТЬ и уделить -- внимание гостю или ЗАБОТЕ -- о ближнем. Тем более, что делая какие-либо дела – мы можем молиться про себя -- краткими молитвами.

Один святой старец молился у себя в келий и увидел, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". А старец с кровати и говорит: "Аминь". Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил -- то есть, проявил к нему любовь. А это - самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, ОСТАВИВ -- молитву. Выяснили все с человеком и снова -- ПРОДОЛЖАЕМ молитву с того места, где закончили.

Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят -- не о Боге поговорить, не о спасении души, а по пустословить, да кого-то осудить .

Как-то в Сибири был случай. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая - из магазина, в руках полные сумки. Встретились и разговорились... А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: "Ну, как у тебя сноха? А сын?" И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться...

Притом грязь – ведра и сумки не поставить... И стоят не две, а двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, даже -- не замечают.

А если в церковь -- позовут, говорят: "Нам ТЯЖЕЛО в церкви -- стоять, ноги -- БОЛЯТ, спину ломит". А с ведрами да с сумками стоять НИЧЕГО -- не болит! Главное язык -- не болит! Молиться – НЕ ХОЧЕТСЯ, а поболтать и силы и время -- всегда есть.

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

"Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, ПОСТЫЖАЕТ -- свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая", -- говорит Апостол Павел (1 Кор.11,5).

Православные христианки не только в храме, но и дома, становясь на молитву ПОКРЫВАЮТ -- свою голову платком: "Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов" (1 Кор. 11,10).

Святой Иоанн Кронштадтский.

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет -- с христиан свой оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк платят -- врагу православные христиане,ибо что мы видим в праздники? Праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения.

Боже мой! Какое угождение плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною Кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Это ли причастники животворящих Таин? Это ли те люди, которые бывают -- в храме Божием?

Ах! Доколе мы, священники, не восстанем -- против всех бесчинств в Праздники Господни?..

Доколе люди других вер и исповеданий будут указывать на нас и говорить: смотрите – вот христиане, называющиеся православными, как они живут!.. Каковы у них священники! Как они худо учат народ вере, как они мало объясняют им праздники, их предмет и цель установления! Как они мало учат их жить по вере! Боже мой! Какое нарекание на нашу Православную веру и на нас, пастырей! Как много нашей вины в том, что христиане во грехе -- проводят праздники; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их – трезво и с великим благоговением проводить праздники и вообще жить -- по-христиански. Мы мало говорим -- о праздности, о пьянстве, распутстве; (Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 177-179).

СТАРЕЦ ПЕТР СЕРЕГИН -- О МОЛИТВЕ.

Молитву -- ГАСИТ Осуждение -- плод ПРЕВОЗНОШЕНИЯ и Самомнения и преддверие Гнева. Оно связывает сердце и ПРЕПЯТСТВУЕТ молитве. Самодовольство и похвала самому себе -- также ГАСЯТ молитву. Так – ТЕРЯЕТСЯ молитва.

Молитву ГАСЯТ -- Объедение, рассеянность в поведении, засорение сердца -- разными недуховными удовольствиями, ЛЕНОСТЬ и Нерадение -- о самой Молитве, небрежение во время молитвы и вообще -- БЕСПЕЧНОСТЬ, бессмысленное поведение, осуждение.

Поверхностность и ТОРОПЛИВОСТЬ на молитве -- очень ВРЕДНА и опасна. Небрежение -- УДАЛЯЕТ Страх Божий, -- Доброе чувство к Богу -- без которых молитва НЕВОЗМОЖНА. Каждая фраза, каждое слово молитвенного обращения -- должны произноситься с предельным вниманием, с приложением всех сил, всем сердцем, всем помышлением, всею душою. Иначе обращение будет неполным, а молитвенная жертва порочной, не имеющей плода спасения.

Иногда бывает так, что человек во время молитвы -- стоит и перебирает слова заученных молитв, а в это время в его ум -- ВРЫВАЮТСЯ разные Посторонние мысли о житейских делах и планах, Воспоминания и заботы -- УВЛЕКАЮТ за собой сердце (чувство), и вместо молитвы он оказывается -- за занятием не только пустым, но и Греховным. Конечно, это не молитва, а празднословие перед Богом. Это бывает -- от неискреннего обращения к Богу.

Становясь на молитву, такой человек – НЕ РАССТАЁТСЯ со своими Пристрастиями и житейской суетой и не хочет понять, -- к какому Великому делу он ПРИСТУПАЕТ и к Кому -- обращается со своими молитвами .

Это бывает тогда, когда перед молитвословием мы – НЕ ИМЕЛИ полной Решимости -- ОТЛОЖИТЬ всякие Житейское дела и заботы . Когда пристрастие к мирскому и тварному для нас -- дороже Господа и Его Царства Небесного, в которое Он нас призывает, Когда мы ЛЕНИВЫ и к молитве приступаем -- Неподготовленными, легкомысленно и небрежно.

Рассеянность есть -- ПРИЗНАК нашей ДУШЕВНОЙ ЛЕНИ и плод небрежения. Посторонние мысли приходят на молитве по разным причинам: или вспоминается то, что понравилось, что когда-то повлияло на сердце; или сердце привлекают мысли по его настроенности, или влечет сердце к греховным мечтаниям. Сердце собирает суету и беззакония и рождает -- праздные или греховные мысли.

Для молитвы, да и, пожалуй, для добрых дел, ТРЕБУЕТСЯ большая душевная сосредоточенность и постоянство. Ты ЛИШИЛСЯ молитвы -- через НЕРАДЕНИЕ и небрежение, от которого -- ВПАЛ в грех, убивший -- Молитвенное дерзновение пред Богом.

Вспомни, с какого момента -- ПРЕКРАТИЛАСЬ молитва, и какие были события, действия и переживания за это время. Уясни себе, что было -- ПРОТИВНО Богу в твоём поведении в этот период: движения Гнева, пристрастия, злопамятство, обиды или других страстей. Найдя свои -- Греховные ошибки, кайся в них и проси прощения (молись). Кайся и сожалей -- о ЛЕНОСТИ, небрежении, нерадении, о Нечистой совести и молись, как можешь.

Если еще нет молитвы, снова истязуй (испытывай) себя, стараясь вспомнить ЗАБЫТОЕ в своем поведении, и опять молись о Вразумлении, о помощи. Если нет молитвы, кайся в грехах забытых и неведомых по неведению совершенных, и снова молись, как можешь. Докучай Богу -- Проси молитву.

Иногда бывает трудно молиться потому, что со словами молитвенными и Священного Писания не согласуются -- ни качество сердца, ни частные желания и стремления. Кроме того, и враг не дремлет, а, как злая хищная птица, всегда стремится... отнять (или не допустить до внимания) слышимые и читаемые священные слова, предлагая нам приятность суетных воспоминаний, мыслей и желаний.

Для молитвы непрестанной -- требуются два условия: Благоговение и постоянство.

Любовь к ближнему выражается -- во всех делах во Благо ближних и в делах милосердия и любви к ним, и в молитве -- за них. На тех же делах милосердия и на молитве -- Восстанавливается и самое сердечное чувство любви . Если мы желаем, чтобы чувство любви и блаженства было в нас беспрерывным и даже вечным, то и добрые дела наши по вере -- также должны быть беспрерывными и молитва беспрестанной. Поэтому о непрерывной молитве мы читаем и часто беседуем.

В нашей УВЛЕЧЕННОСТИ -- ПРОЯВЛЯЮТСЯ наши пристрастия и страсти. Увлекаясь чем-нибудь, мы уже -- Служим иному богу, а Богу истинному сердцем -- не предстоим. Все наши ежедневные дела МОГУТ быть и должны быть -- ПОСВЯЩЕНЫ Богу, ибо и в них почти всегда проявляется -- любовь к ближним по Заповеди.

Наши разговоры отвлекают нас от памяти Божией и от молитвы по причине нашей рассеянности. Если разговаривая с ближним, мы будем видеть в нем не предмет развлечения или неудовольствия, а образ Божий, то это даст нашей беседе трезвость и воздержание. Если собеседник с нами единоверен и единомысленн, это послужит нам к укреплению веры. Если бы говорящий с нами оказался оскудевшим в вере, и тогда мы должны обращаться с ним, как с образом Божиим. В этом случае тайная молитва нам необходима для для благотворного воздействия на собеседника. Сущность тайной непрестанной молитвы во время разговоров заключается -- в вере и любви сердца, изливающихся в словах беседы.

Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни. В обоих случаях человек не стремится к Богу, и это гибельное состояние называется духовной смертью. Такой смертью умерли наши прародители в раю после вкушения запретного плода, как и предупреждал их Бог: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17). Нет, формально они остались живыми и действующими, только человек, в результате грехопадения, не захотел Бога, не захотел общения с Ним, стал скрываться от Него между деревьями рая, избегая "ненужных" теперь разговоров. И, если бы Сам Бог не обратился к нему, у него уже не нашлось бы слов для беседы. Но и те, что в результате нашлись, - вымучены и дышат самооправданием и желанием поскорее отделаться от неловкой ситуации. В общем, человек как бы отвечает Богу: "Отстань от меня, я теперь сам "как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3, 5), то есть знаю, что для меня хорошо (читай - что мне хочется), и что плохо (чего мне не хочется), я самодостаточен для себя!" И, пока мы находимся в состоянии ветхого Адама, не обновленные благодатью Христовой, это отношение для нас является естественным. Поэтому нам и не хочется ни молиться, ни ходить в храм Божий, ни читать Священное Писание, - словом, жить духовной жизнью. Нам Бог не нужен!

Это ужасно, но это так. Выход из этой смертельной болезни один - делать не то, что тебе хочется, а то, что тебе нужно. И первое из этих дел - побуждение себя на молитву (то есть к Богообщению) и понуждение на этот тяжкий молитвенный труд. И при этом понуждении, то есть борьбе с собой, нас ждут еще и дополнительные препятствия, чинимые падшими духами, чтобы оторвать нас от общения с Богом. Поэтому святые, опытно прошедшие эти искушения, оставили нам в помощь указания о молитвенном делании, чтобы мы не смущались, а знали, что нас ожидает. И первое из этих указаний-наставлений - "молитва требует борьбы до последнего вздоха". Посему, дорогие, не будем унывать в беспечности, но бороться, зная, что труд наш не напрасен, тем более, что Сам Господь непрестанно взирает на мужественного труженика и незримо помогает ему.

Для новоначальных, каковыми мы являемся в подавляющем большинстве, Церковь указывает посильный путь молитвенного труда - ежедневное молитвенное правило, состоящее из чтения утренних и вечерних молитв по молитвослову, или, если трудно, - хотя бы посильной части их. Здесь уместно напомнить о трех важнейших свойствах правильной молитвы (учение о молитве св. Игнатия Брянчанинова):
1. внимание к смыслу молитвы;
2. благоговение, требующее неспешности;
3. покаянное предстояние.

В соответствии с этим мы сталкиваемся с первыми тремя ошибками на молитве. Невнимательная или формальная молитва, собственно, молитвой не являющаяся, - это пустое вычитывание молитвенного правила. Такое часто случается, когда молитвослов стал уже книжкой привычной и часто "правила" уже выучены наизусть. Душа ищет легкого широкого пути - не молиться. Здесь следует сделать одно замечание: если борьба идет за саму молитву, то есть вопрос стоит так - читать или не читать ("опустить молитвенное правило" - и звучит-то так благочестиво и даже красиво, специально для "отчета" на исповеди), или же читать полностью или сократить, то ответ ясен - читать обязательно, хоть как-то, хоть сколько-нибудь, но читать. Это последний рубеж, с него бегут только дезертиры.

Второе искушение - поспешное неблагоговейное чтение молитв, так как обычно, с привыканием, на них "почему-то" не остается времени. Следует поискать в распорядке дня какое-то время для того, чтобы спокойно помолиться, может быть, отказавшись от чего-то привычного, например, вечернего телевизора, или, если сами не можем сообразить, посоветоваться с духовником - как быть. Крайне нежелательно, но, в виде исключения, возможно сокращение молитвенного правила. Такие решения лучше принимать с благословения духовника. Заметим здесь также, что молитвенное чтение может быть и достаточно быстрым (лучше сказать - бодрым), но обязательно, в таком случае, должно быть внимательным.

Третье искушение - отсутствие покаянного настроения. Как правило, это восторженная молитва, точнее, молитвословие, исходящее из неправильного духовного устроения. Это путь в прелесть, то есть самообман, самовозвеличивание, желание духовных высот, откровений, видений, чудес и прочих явных сверхъестественных подтверждений собственной святости. Это - самое опасное из всех видов искушений, ибо оно разрушает главное - результат молитвенного труда, рождающееся из него смирение, умиление и слезы покаяния. Это также один из критериев правильной молитвы. Если же мы чувствуем в сердце некое тонкое тщеславие после молитвы или горделивое превозношение, или собственное "духовное возвышение", то мы в ошибке. Это искушение свойственно обычно тем, кто уже "чего-то достиг", тем, кто кроме обычных молитв читает каноны, акафисты, ездит в паломнические поездки - в общем, ведет чрезвычайно активную православную жизнь. Конечно, это не означает, что не нужно читать ничего сверх обычных молитвенных правил или ездить в паломничества по святым местам, но нужно всегда помнить о себе, что "ты несчастен, и жалок, и нищ и слеп и наг" (Откр. 3, 17), и, тем более, ограждать свои успехи, если только они не мнимые, страхом Божиим и смирением.

Перечисленные выше ошибки и искушения можно назвать естественными, так как причины их коренятся в нашей падшей природе. Собственно же искушениями во время молитвы называются действия падших духов, препятствующих молитве или извращающих ее. Таким искушением, прежде всего, являются помыслы - то есть мысли, приходящие к молящемуся и отвлекающие его от молитвы, так что устами он как бы продолжает молиться, а ум и сердце остаются далече. И так можно провести все время келейной молитвы, все "положенное прочитать", или пробыть в храме за богослужением от начала до конца, совершенно не молясь. Поэтому в нашествии помыслов, часто, кстати, весьма благочестивых или даже жизненно необходимых, но относящихся к посторонним предметам, мы можем уразуметь злобу врага, желающего нам только одного - вечной погибели. Выход из этого искушения один - прекратить "посторонние разговоры", то есть "не принимать", не обращать на них никакого внимания, само же внимание обращать на читаемую молитву, "вкладывая ум в ее слова". Заметим здесь, что от помыслов, то есть приходящих мыслей, сами мы избавиться не можем, только благодать Божия может нам дать эту вожделенную тишину и свободу от них. Если же они идут, каким бы содержанием они не прикрывались - благочестивым по виду или богохульным, безвидным или представляющим некий вид уму, блудным и непристойным, сквернословным или ничего не значащим, пустым, - не будем никоим образом обращать на них внимания, как на разрушающих наше обращение к Богу, и не будем смущаться. Святые отцы предлагают нам следующий опыт - образ борьбы с помыслами - ум, стоящий на страже сердца, поражает приближающийся помысел именем Иисусовым (в молитве Иисусовой), не дает ему войти в сердце человека. Именно этот образ объясняет слова 136 псалма пророка Давида: "Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень" (Пс. 136, 9). Младенцы - это не окрепшие в сердце, а только пришедшие извне помыслы, камень же - Христос. Следует отличать помыслы вражьи от благодатного ответа на искреннюю сердечную молитву. Помысел вражий всегда вносит в душу смущение или пустоту и имеет привкус лукавства; дух человека в этом случае всегда как бы неспокоен. Наоборот, благодать всегда делает ум ясновидящим истину, сердце - кротким и спокойным, "и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Флп. 4, 7). Есть и внешний признак для различения помыслов: Бог, прежде всего, показывает человеку его грех, но при этом душа чувствует не отчаяние, а радость покаяния и желания избавления от него в том же мирном духе. Враг же стремится при том же внешнем помысле внушить отчаяние и ненадеяние на милость Божию.

Следующий вид искушения - это бесовские видения. Они могут быть как видимыми телесными очами, так и возникать в уме в форме зрительных образов. Могут быть в виде явления света или ангелов, или святых, или даже Самого Христа - естественно, ложно. Категорическим требованием святых отцов в их учении о молитве является неприятие никаких видений. Мы грешные люди и не достойны видеть ни святых, ни света Божественного (то есть Фаворского!), ни, тем более, Спасителя Господа. Нам требуется единое на потребу - покаяние, которое не отнимет, но сохранит нас в благодати истинного молитвенного Богообщения. Если же человек начинает доверять этим видениям, и, еще хуже, - искать и ждать их, то он впадает в бесовскую прелесть и, в конце концов, гибнет, сходя при этом с ума. Спросят - а разве не бывает действительных явлений святых или ангелов или Самого Господа? Бывают! - ответим мы любопытствующим, но не нам. Критерий смущения благодатного мира в душе здесь также действует, но за благоразумие почитается неприятие видения для нас, как недостойных, что похваляется Господом. В любом случае, необходима чрезвычайная осторожность и следование, даже в кажущихся очевидно-благодатных чувственных чудесных явлениях, совету святых отцов - "не принимай и не хули".

К этому искушению примыкает еще одна ошибка в молитве, которая часто и рождает самое искушение - молящийся "включает" воображение и начинает чувственно, как бы видимо, представлять себе к кому обращена его молитва - Христа, Божию Матерь, Святую Троицу, святых, ангелов и т.д. По учению святых отцов молитва должна быть "безвидной", воображение должно молчать, лишь ум вкладывается в слова молитвы, дальнейшее - дело благодати. К сожалению, этот неправильный образ молитвы принят как основной в католицизме и породил множество прельщенных мнимо-святых.

В заключение хочется привести слова прп. Варсонофия Оптинского: "Диавол может дать человеку все - священство, монашество, архимандритство, епископство, патриаршество, но не может дать молитвы Иисусовой". И, хотя это сказано в обращении к монашествующим, но суть их ясна и для мирян: истинная молитва - это дар Божий. Последуем же за этим даром, потрудимся, чтобы вернуться к блаженному Богообщению, и время молитвы станет для нас самым желанным временем истинной жизни.

И последнее, бывает, что молитва "не идет", и при усердии, и при внешней правильности. Посмотрим тогда на свою жизнь и на состояние души, соответствуют ли они заповедям Евангельским? Ибо и к нам в обобщении обращены слова Первоверховного апостола: "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Пет. 3, 7). Ибо, если верно речение: "Как человек молится, так он и живет", то не менее важно и обратное: "Как человек живет, так он и молится".


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Сколько раз я открывала Библию или какую-то духовную литературу и уже через мгновение переключалась на семейные заботы! И даже когда мне удается избежать внешних отвлекающих факторов, вдруг в моём подсознании начинает рождаться куча отвлеченных мыслей: «Не забыть положить бельё в сушилку! Нужно позвонить тому-то и тому-то… Что приготовить на обед?!»

Отвлечения случаются, но не позволяйте им досаждать вам. Наши молитвы, пусть и несовершенные, всё равно заслуживают внимания. По крайней мере, так утверждает Фома Аквинский.

Это был чудесный день, когда на втором курсе колледжа я наткнулась на 13 раздел 83 вопроса второй части «Суммы теологии»: «Человеческий ум не способен долго пребывать наверху по причине природной слабости, поскольку человеческая слабость отягощает душу и склоняет её к низшим вещам».

О милосердный, утешительный день! Какое облегчение слышать от святых, что мы нормальные! Они обладали той же самой человечностью, что и мы, и это не помешало им достичь святости.

Фома продолжает, говоря: «Преднамеренная рассеянность ума во время молитвы греховна, <…> а вот ненамеренная рассеянность не лишает молитву плода».

Итак, когда я читаю «десятку» Розария, не вникая при этом ни в слова, ни в Тайну, которой она посвящена, моя молитва всё же чего-то стоит? Если я отвлекаюсь неумышленно, то ответ — «да».

В молитве, как объясняет святой Фома, присутствует особый вид внимания, с помощью которого мы обращаем наши умы к Богу. Если, приступая к молитве, я прежде всего отключаю свой разум от других вещей и устремляюсь всем своим существом к Богу, это намерение влияет на мою несовершенную молитву. «Сила изначальной интенции, с которой приступают к молитве, делает достойной награды всю молитву».

Как милосерден Бог! Как говорит нам 102 псалом: «Он знает состав наш, помнит, что мы — персть».

Мы не должны отворачиваться от молитвы, когда нам кажется, что в ней нет никакого толку. Если Господь принимает мои безуспешные попытки сосредоточиться, если Он так терпелив со мной, то и я могу быть терпелив с самим собой.

Конечно, мы должны стараться. Мы должны прикладывать усилия, чтобы сохранять концентрацию. Но даже если я поддаюсь непреднамеренному отвлечению, Его милость поднимает меня, Его милость может даже это падение сделать полезным для меня, предлагая мне ещё одну возможность вернуться к Нему. «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Моё сердце никогда не слишком разделено, моя голова не слишком рассеянна, моя жизнь не слишком непоследовательна, чтобы предстать пред Господом. Я никогда не должна отчаиваться, и вы не должны. Обратитесь к Нему в молитве снова. Даже если вы забудете, что вы делаете, в середине первого предложения, не теряйте надежды! Ваше несовершенство может стать вашим путём к святости. Он слышит и освящает ваши маленькие молитвы. Пребудьте в мире.

mob_info