Израиль русская духовная миссия. Русское подворье в Иерусалиме

Молитва – основа всей жизни христианина. А у святых мест в Израиле она обретает особую силу. Множество паломников со всего мира приезжают сюда, чтобы укрепиться в вере и соприкоснуться с таинствами Святой Земли. Если вы еще не склонялись в молитве у , не проходили тесными улочками старого города, не вдыхали воздух Гефсимании, обязательно сделайте это.

История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Впервые о необходимости учреждения в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви заговорили еще в XIX веке. Тогда на территории Палестины русские паломники были лишены политической защиты. Не было в Израиле ни священников, ни школ для просвещения паствы. У людей не было возможности молиться на родном языке, не говоря уже о нормальном бытовом обслуживании и о том, что, перейдя через пустыню, многие оказывались буквально без гроша в кармане. По всей Европе и на Ближнем Востоке православные переходили в католичество, и к концу века вся Европа уже была католической. Православные святые места оказались под угрозой: их попросту продавали тем, у кого был толстый кошелек. Так, церкви постепенно переходили в ведомство турецких властей.

В феврале 1847 года Император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первым ее начальником был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), имевший опыт пребывания и служения на Востоке. Он уже посещал Святую Землю и был знаком с тяготами православной общины, поэтому после назначения он тут же активно приступил к просветительской деятельности.

Просветительская работа духовной миссии не раз омрачалась событиями, которые мы до сих пор помним из учебников истории. Так, из-за того, что турецкие власти передали ключи от храма Рождества Христова представителям католической церкви, в 1853-1856 годах развязалась Крымская война. По окончании войны деятельность Миссии была восстановлена, близ Вифлеема был построен православный храм, стали основываться школы и проводиться богослужения на русском языке.

«Апельсиновая Сделка»

В XX веке переломным моментом в развитии Русской духовной миссии стала так называемая «апельсиновая сделка» 1964-го года, в результате которой значительная часть земель с церквями была продана СССР. В период охлаждения взаимоотношений с Израилем советские власти приняли решение продать свое имущество на Святой Земле, но практичные израильтяне не хотели покупать церкви, которые нельзя было использовать в иных целях. Непроданным остался и Горненский монастырь, в котором жили монахини. Однако в самом центре Иерусалима были проданы многие исторические здания, в том числе Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья и Французский дом.

Название «апельсиновая» эта сделка получила оттого, что за эти земли Израиль рассчитался с советскими властями яффскими апельсинами и текстилем. Хрущев, видимо, посчитал, что советскому народу нужно прежде всего кушать и одеваться, а духовное наследие на тот момент имело, на его взгляд, наименьший приоритет.

Возрождение

Но времена СССР остались позади, а Русская духовная миссия продолжает нести свое служение в Израиле по сей день. В 1997 году она отметила свое 150-летие. В связи с этим событием Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году он вновь прибыл туда с визитом для участия в праздновании 2000-летия Рождества Христова. На большой праздник собрались представители всех поместных православных церквей.

В 2007 году Иорданское Королевство передало Российской Федерации участок земли у места Крещения Господня на реке Иордан, где был обустроен Странноприимный дом. И в том же году представители двух объединившихся частей Русской православной церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле.

В настоящее время в ведении Русской духовной миссии в Израиле находятся следующие храмы и монастыри:

Троицкий собор в Иерусалиме;

Храм в честь святой мученицы царицы Александры (Домовый храм РДМ в Иерусалиме);

Подворье в честь равноапостольной Марии Магдалины в Тверии;

Подворье в честь Святых Праотцов в Хевроне;

Подворье в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармель в Хайфе;

Подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне;

Дом паломника в Тверии («Дом со сводами» - гостиница).

Так что, несмотря на все сложности, с которыми сталкивалась Русская духовная миссия на протяжении более 160-ти лет своего исторического развития, деятельность ее продолжается. Сегодня Миссия является представительством Русской православной церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Иордании и Палестинской автономии.

Изначально главными задачами Миссии были объединение, помощь и просвещение единоверцев. Сегодня, помимо этого, перед ней стоит важная задача по сохранению духовной атмосферы евангельской истории, которая формирует сознание православного христианина.

Паломничество по Святой Земле

На сегодняшний день основной деятельностью Русской духовной миссии является духовное просвещение паломников. Православные из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран ближнего и дальнего зарубежья стремятся совершить паломничество в Израиль, ведь это уникальная возможность соприкоснуться со святынями христианства и укрепить свою веру. Каждый, кто там побывал, отмечает красоту и силу этих мест, имеющих высокую значимость для истинно верующего.

Первой ступенью программы является подвиг паломничества в храме Гроба Господня и Троицком соборе Миссии. Богомольцы приезжают на 8, 10 или более дней, чтобы посетить Иерусалим, Вифлеем, Галилею, Назарет, монастыри Иудейской пустыни и совершить восхождение на гору Синай. Существуют также расширенные программы с посещением Святых Мест в Иордании с возможностью ступить на место Крещения Господня. Чтобы совершить программу паломничества, можно обратиться напрямую к представителям Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Воскресная Школа

Для живущих в Израиле православных христиан очень важно иметь возможность посещать воскресные службы на родном языке и приводить в церковь детей. Вопрос о духовном воспитании детей в Израиле очень важен, особенно для тех, кто живет в нехристианском окружении. Многие дети родились в Израиле и посещают израильские учебные заведения, но, наряду со светским образованием, для них важно сохранить православную веру и русскую культуру.

В марте 2009 года в Горненском женском монастыре Русской духовной миссией была организована . Большая часть прихожан – это русскоязычные православные верующие, среди которых много семей с детьми, которым очень интересно постигать азы православия.

Занятия в школе проходят каждую субботу. Помимо изучения Закона Божьего, прихожане также посещают кружки по пятницам, где учатся рукоделию, узнают об истории России, принимают участие в театральных постановках. А с 2014 года там стали проводиться занятия по русской литературе, что помогает воспитанникам сохранять свою языковую и культурную среду. Работа Воскресной школы помогает прихожанам изучить историю, укрепиться в вере и стать частью православной семьи.

В заключение

Хочется пожелать тем, кто еще не был в Израиле, непременно посетить Святые Места если не в рамках программы паломничества, то хотя бы самостоятельно. Ведь ничто так не укрепит вашу веру, как соприкосновение с многовековой историей, общение с настоятелями монастырей и молитвы в самом сердце духовной колыбели. Об уникальности этих мест рассказывают множество паломников по всему миру. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Игумен Феофан (Лукьянов)

Исполняющий обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Израиле.

В начале 19 века, когда тысячи паломников стремились из России в Палестину, впервые был поднят вопрос об образовании в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви. Причиной тому, по свидетельствам, являлись нужда и неопределенность, в которых пребывали паломники на Святой Земле. В письмах к императору Александру 1 обращались многие церковные чины, рассказывая о лишениях и нужде, которые терпели паломники, о невозможности молиться на понятном им языке, о голоде и политическом бесправии. В 1838 году Палестину посетил камергер императорского двора Андрей Муравьёв. В большей степени при его содействии началось учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, о чём в середине 19 века Николаем 1 был подписан соответствующий указ. Решение было, конечно, и политическим - для расширения влияния Российской Империи на Ближнем Востоке, и во имя укрепления православия на Святой Земле.

Во-первых - Русской миссии было поручено покровительствать над главными святынями: Храмом Гроба Господня, гробницей Матери Божьей в Гефсимании, а так же Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Во вторых - возвести здание Духовной мисси в самом Иерусалиме. Оно было простроено с помощью Палестинского комитета в 1864 году. Позже, в этом здании располагались и полицейский участок, и тюрьма, но всё же здание вернулось под крыло миссии. В этом же году был освящен первый на Святой Земле Русский Храм (храм Великомученицы Царицы Александры), действующий и поныне. Самый расцвет миссии пришелся на правление архимандрита Антонина Капустина - при ней были заложены и возведены самые значимые храмы, в том числе Свято - Троицкая Лавра - главный Храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Во времена Первой мировой миссия практически переехала в Александрию. Связь со Святой Землей была прервана до самого времени начала правления Британского мандата. С тех пор и до сегодняшнего дня Миссия строилась, возводились храмы, монастыри и школы, завершались начатые проекты. Не смотря на трудности Второй Мировой, и последующую продажу Советским правительством Русского подворья Израилю, миссия жила. К началу 2000 годов возрождение Палестинского Паломничества из стран ближнего и дальнего зарубежья было завершено, в основном, силами Русской Духовной миссии. В 2007 году государство Иордания передало права на место Крещения Господня на Реке Иордан Российскому правительству. Русской Духовной Миссией было построено подворье для паломников.

Русский Горненский женский монастырь в Иерусалиме

Власти Иерусалима и представители местной транспортной компании приступили к оформлению проекта по прокладке трамвайных путей на землях легендарного православного русского женского монастыря.

Эти земли, которые называли "иерусалимской Московией", в начале прошлого века практически полностью принадлежали Русской православной церкви и частным меценатам. Однако из-за неразберихи с документацией, которая была утеряна еще до образования государства Израиль, территории, по которым должен пройти трамвай, считают своими и власти Иерусалима. Именно этим местные чиновники объясняют прокладку новых трамвайных путей, оставаясь равнодушными к просьбам миссии перенести маршрут. О событиях вокруг монастыря "РГ" рассказала советник по имущественным и правовым вопросам РДМ в Иерусалиме монахиня Анна.

Монахиня Анна: Трамвай в Иерусалиме ходит уже много лет, сейчас власти города проводят активную работу по расширению маршрутов. В частности, возле нашей духовной миссии ранее уже были проложены трамвайные пути. В транспортной компании нас уверяли, что комфортабельный трамвай будет сделан по последнему слову техники, дескать, ходит он бесшумно и вовсе не потревожит покой сестер. Но на деле все оказалось иначе. При движении трамвая постоянно раздается скрежет, слышны сигналы машиниста. В итоге сестры просыпаются не от колокольного звона, а под лязг трамвайных тормозов и гудки, которые начинаются с раннего утра.

Горненский женский монастырь в Эйн Кареме


Власти, как я понимаю, хотят удлинить существующий трамвайный маршрут?

Монахиня Анна: Решение о прокладке дополнительных путей после согласований в нескольких инстанциях в ближайшее время должно утверждаться мэрией Иерусалима. Оно вступит в силу, когда будет принят соответствующий градостроительный документ по развитию транспортных коммуникаций, что может произойти в самое ближайшее время.

Самое печальное, что маршрут пройдет под землям нашего монастыря, буквально в пяти-пятнадцати метрах от нашего забора, к которому примыкают кельи послушниц. Сестры не покидают стен монастыря, ведь их основная задача - молиться. Представьте, как это делать под грохот трамвая, раздающийся в 20-30 метрах от обители?

Чем вы можете объяснить подобную позицию властей? Каковы юридические аргументы сторон?

Монахиня Анна : Я думаю, в основе лежит негативное отношение определенной части израильского общества, включая чиновников, к нахождению на территории страны русской православной церкви. Это не первый случай ущемления наших прав. Раньше земли, о которых идет речь, назывались русской Палестиной. 70 процентов этих земель в начале 20-го века принадлежали России. К сожалению, часть земель после революции была утрачена, так как они не оформлялись документально в годы турецкой Османской империи (просуществовала до 1923 года - РГ). Часть документов была попросту утеряна. В Иерусалиме ссылаются на то, что во времена Никиты Хрущева большая часть принадлежавшей русскому обществу недвижимости в Палестине была за 4,5 миллиона долларов продана Израилю. Кстати, деньги за эту сделку получены не были. Выходит, что эта недвижимость и земли теперь возврату не подлежат. Если сейчас этот вопрос не будет поднят и освещен в СМИ, то прокладка путей осуществится в кратчайшие сроки. Израильские власти поступательно и твердо делают свое дело.

Учитывая ситуацию, мы в свою очередь занимаемся регистрацией права собственности церкви на эти земли нашего монастыря. У нас на руках есть достаточно документов, свидетельствующих, что земля, по которой хотят проложить трамвайный путь, является нашей.

Горненский монастырь

Что сейчас предпринимает израильская сторона?

Монахиня Анна: Насколько нам известно, идет заключительная стадия согласования документов с компанией-разработчиком. При этом к нашим обращениям, в том числе письменным, израильская сторона вообще не прислушивается. Из серии: Васька слушает, да ест. При этом нас еще и обманывают. Недавно сказали, что приедут специалисты и без шума возьмут пробы грунта. На самом деле, подъехала тяжелая машина и бурила землю. Приходили геодезисты, делали съемку будущей трассы. Об этом нас также предварительно не поставили в известность, а потом не ответили на вопросы, для чего это все надо. Церковные люди в принципе - люди доверчивые. Это - основа веры. Ведь долг христианина - быть искренним и честным. Теперь мы понимаем, что нас специально не поставили в известность и попросту обманули. В итоге о прокладке трамвайных путей мы узнали самыми последними. Да и по поводу подготовки документации нас ставят уже перед фактом, исходят из того, что мы, якобы, уже заранее согласны с действиями израильской стороны. Задают какие-то мелкие вопросы, не по сути дела. Упорно не хотят слышать и принимать во внимание нашу позицию - трамвайных путей на нашей земле не должно быть. Ситуация осложняется и тем, что по израильским законам можно "затребовать и использовать любую территорию для общественных нужд". Этим можно обосновать и строительство трамвайных путей. Но ведь власти могут и пойти на уступки, как идут навстречу, например, когда речь идет о строительстве синагог.

Могут в принципе быть какие-либо другие варианты объезда монастыря? На что или на кого, кроме Бога у вас остается надежда?

Монахиня Анна: В ноябре к нам приедет с визитом патриарх Кирилл, но может случиться так, что к тому моменту уже будет поздно, и израильская сторона приступит к прокладке трамвайных путей. Мы очень рассчитываем на то, что российское правительство поможет защитить наш монастырь с давней историей, не даст в обиду Русскую духовную миссию в Иерусалиме. И обратится за разъяснением к властям Израиля, в чем состоит необходимость прокладки путей именно по монастырской земле, ведь существует другой, более практичный вариант. Например, с другой стороны горы, до которой совсем небольшое расстояние, находится крупный и густонаселенный район Ора. Но вместо того, чтобы вести трамвайные пути там, где живет много людей, маршрут прокладывают, по сути, по пустым землям. Вы знаете, мы опасаемся и другой проблемы, которую поднимали перед местными властями. Подростки 15-18 лет из семей религиозных иудеев крайне негативно относятся к нашей вере и церкви. Видя православных христиан, особенно монашествующих, они могут кинуть в их сторону камни, плюются, забрасывают проклятиями. От них можно ожидать всего чего угодно. Кто может поручиться, что такой человек не сядет в трамвай, проходящий у стен монастыря, и не кинет в келью бутылку с бензином? Этот вопрос должен быть закрыт на начальной стадии. К сожалению, силами Русской духовной миссии мы его решить не можем.

    Русская Духовная Миссия (двухэтажное здание слева на снимке) и Свято Троицкий собор на Русских постройках. Ф … Википедия

    РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ - учреждение, созданное Рус. Правосл. Церковью с целью обеспечения нужд рус. паломничества в *Палестине и упрочения контактов с братскими церквами правосл. Востока. Поскольку *святые места находились под контролем мусульман, христианским… … Библиологический словарь

    Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине церковно политическое представительство … Википедия

    Русская Палестина собирательное название земельных владений и недвижимости, принадлежавших Российской империи, а затем СССР на Ближнем Востоке в XIX XX веках. Содержание 1 История 2 В настоящее время … Википедия

    Русская Православная Церковь заграницей (сокращённо РПЦЗ; другие названия Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за ру … Википедия

    РУССКАЯ БИБЛЕИСТИКА - изучение Свящ. ПИСАНИЯ библеистами Рус. Правосл. Церкви, а также внецерковными рус. и советскими историками. 1. Зарождение православной Р.б. связано с первыми опытами создания церковно–славянских *рецензий (свт.*Алексий (Бяконт) Московский, 14… … Библиологический словарь

    Русская Православная Церковь заграницей; РПЦЗ; Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за рубежом, Карловацкая церковь; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR; фр. Église orthodoxe russe hors frontières) … … Википедия

    Русская Православная Церковь заграницей; РПЦЗ; Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за рубежом, Карловацкая церковь; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR; фр. Église orthodoxe russe hors frontières) … … Википедия

    Русская Православная Церковь заграницей; РПЦЗ; Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за рубежом, Карловацкая церковь; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR; фр. Église orthodoxe russe hors frontières) … … Википедия

Книги

  • Русская православная церковь заграницей. 1918-1968 (комплект из 2 книг) , . Предлагаемый вниманию читателей труд графа А. А. Соллогуба является ценным вкладом в литературу Русского Зарубежья. Им восполняется несомненно существующей в этойлитературе пробел. А. А.…
  • Русская духовная миссия в Иерусалиме , Дмитриевский А.. Серия"Библиотека Русской Палестины"продолжается очередным томом трудов Алексея Афанасьевича Дмитриевского - блестящего историка-византиниста, создателя школы русской исторической литургики.…

В 1847 году по высочайшему указу государя императора Николая I создается Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и начинается приобретение земель в Палестине. На купленных землях строятся монастыри, больницы, школы и гостиницы для паломников из России.
Одним из самых выдающихся начальников Русской Духовной Миссии в Иерусалиме по праву считается архимандрит Антонин (Капустин) С 1869 по 1889 он состоял начальником РДМ. Имя архимандрита Антонина (Капустина) неразрывно связано с русскими землями в Палестине, с археологическими раскопками, на них проведенными, с прекрасными храмами, приютами и подворьями, построенными на этих землях. Многое из созданного отцом Антонином мы потеряли в годы советской власти, что-то осталось в ведении Миссии, а свои права на отдельные участки Русской Православной Церкви приходится отстаивать перед враждебно настроенными странами, именуемыми мировым сообществом. На одном из таких участков находится великая святыня - Дуб Мамврийский, и именно это приобретение отца Антонина стоит вспомнить первым, как главное, что он смог принести в дар своей Церкви и Отечеству.
Многие святыни ко времени назначения отца Антонина Начальником Миссии находились под контролем католиков, протестантов и мусульман. Русским в XII веке принадлежал монастырь Богородицы, а к XIX веку все владения составляли "Русские постройки" (современная территория Миссии). Архимандрит Антонин понимал, что этим нельзя ограничиваться, но бюджет Миссии был весьма скудным (14650 рублей в год). Поэтому отцу Антонину, твердо решившему заняться расширением владений Миссии, приходилось рассчитывать только на помощь паломников и собственные скудные средства (помимо прочего, Консульство запрещало устанавливать кружки для сбора пожертвований на содержание Миссии).
Немалую трудность представляло для отца Антонина и турецкое законодательство, разрешавшее приобретать земли только частным лицам и только подданным Порты. Но эту трудность помог преодолеть верный помощник Начальника и драгоман (переводчик) Миссии Я. Е. Халеби, на имя которого и приобретались все земли. Отец Антонин прекрасно понимал, что инославная пропаганда отчасти сильна и своими владениями, поэтому Начальнику Миссии представлялось необходимым бороться с этим явлением его же оружием. Дуб Мамврийский , около которого Святая Троица явилась Аврааму в виде Трех Странников (Быт. Х1И,18, XVIII, 1-5), находился в самом центре мусульманского фанатизма - в Хевроне. Владел им некий Ибрагим Шаллуди, дороживший своей собственностью отнюдь не из религиозных соображений: если христиане и добирались до Дуба, то Шаллуди продавал им листья, веточки и сучки, получая тем самым некоторый доход. Но, тщательно все разведав, отец Антонин пришел к выводу, что Ибрагим может согласиться продать святыню. И, зимой 1868 года, драгоман Миссии Халеби, снабженный отцом Антонином деньгами, отправился в Хеврон под видом купца из Алепо. После долгих и томительных переговоров, немалых "бакшишей", столь необходимых в той среде, Шаллуди продал участок Халеби.

1 октября 1868 года отец Антонин уже имел на руках документ, составленный по всем турецким законам на имя его верного Халеби, который отныне являлся владельцем Дуба с прилегающим к нему участком "Торжеству и радости не было конца", - пишет отец Антонин …

Шло время, войны перекраивали карту. Часть купленной Россией земель оказалась в Палестине и Иордании. Часть из них в 1964 г. были проданы Н.С. Хрущевым Израилю. Сегодня Русской духовной миссии принадлежит Троицкий собор в Иерусалиме, Горненский монастырь в Эйн-Кареме, участок у дуба Мамврийского в Хевроне, «Русский сад» с гробницей праведной Тавифы в Яффо, участок на берегу Галилейского озера с источником Марии-Магдалины (Магдала) и участок в Иерихоне. Русской зарубежной церкви принадлежат Елеонский (Спасо-Вознесенский) женский монастырь, Русский женский Гефсиманский (Марии-Магдалины) монастырь, русская школа для девочек в Вифании. Особняком стоит Александровское подворье в Иерусалиме с порогом Судных врат, принадлежащее Императорскому Палестинскому православному обществу Зарубежному.

mob_info