Какую веру исповедуют буддийские монахи. Религия, буддизм, монашеская жизнь в тайланде на земле желтых одежд

Здравствуйте, уважаемые слушатели! Сегодняшняя наша беседа посвящена монашеству и образованию в буддизме. Монашество традиционно понимается как уход от мира, но важно понимать, ради каких задач этот уход осуществляется. Это не бегство. Это решение определенных, поставленных человеком, задач, целей, и поэтому очень важно понимать как эту цель, так и мотивацию, которая движет человека к такому решению.

В связи с буддизмом стоит сказать очень важную вещь. Буддизм исходно представляет собой религию отречения от мира, монашескую религию. Конечно, впоследствии с развитием буддийской традиции, стали уделять большее внимание мирянам, и миряне тоже стали частью сангхи, но изначально буддизм понимался как сообщество бхикшу или бхиккху («пали»). Это слово с санскрита переводится как «нищий», «не имеющий ничего человек». И само монашеское сообщество исходно имеет название – это название «сангха», сообщество монахов.

Само по себе посвящение в этот статус исходно, при жизни Будды не было сложным. Первым, кто попросил произвести над ним обряд отречения от мира, был один из ближайших учеников Будды – Каундинья. Этот обряд был очень не сложен. Он состоял в принятии прибежищ. В буддизме три прибежища: принимающий новый монашеский статус обещал или принимал прибежище в Будде, принимал прибежище в дхарме и принимал прибежище в сангхе, то есть в Будде как в учителе, который достиг высшей цели человеческой жизни, в учении (или дхарме) как пути.

Вот здесь само понятие пути тоже является определяющим, поскольку мы можем находиться в одном месте, никуда не двигаться, но, тем не менее, мы движемся. Время неотвратимо идет вперед, и поэтому путём называется путь преобразования человека, и жизнь можно представить как движение по пути, по пространству. И, таким образом, верный путь – это путь соответствия с буддийским законом, с буддийской истиной, с буддийским пониманием вещей.

И, наконец, сангха – это монашеская община, или в расширенном понимании – все, кто принял учение Будды как руководство к своей жизни, к действию всех, кто находит в нем основу для дисциплины ума, для поступков, для того, чтобы верно себя вести – самостоятельно или в связи с обществом.

Эти три прибежища, в принципе, обозначают простые вещи, в них нет никакой сложности. Единственное, что монах, монашеский статус – это статус человека, который дает обещания. Буддизм очень прост, его можно редуцировать к довольно простым вещам. То есть, то, что называется «шило» на санскрите, или «обет» по-русски, мы можем перевести или также пересказать как «верность своему слову», не более чем – обещание делать то, что ты говоришь с помощью слов, что ты утверждаешь, что ты обещаешь. Вот, собственно, основа монашеского обета – она довольна проста.

Монашеские обеты и правила

И правила нравственности, по сути дела, общие для всех. Но в монашеском статусе к ним добавляются еще и еще, и их количество определено – количество правил и принципов, которым монах должен следовать. Для монаха – это 227 обетов, если монах мужчина. Если монахиня женщина (бхиккхуни или бхикшуни), 311 обетов – это полное монашеское посвящение в согласии с буддийским монашеским кодексом Пратимокшей или Патимоккхой, если мы говорим на «пали».

Система принятия этих обещаний, обетов предполагает определенное усложнение, но минимальных обетов пять. Мы уже говорили о них в связи с этикой мирян. Это обет ахимсу – обет от воздержания от причинения вреда другой жизни (для мирянина – человеческой, для монаха – вообще непричинение вреда любой другой жизни). Это астея – это обет неприсваивания того, что тебе не дано, не принадлежит. Это сатья – обет чистого слова, которое не имеет двойных стандартов, или не основано на каких-то аффектах, злобе, предубеждении к человеку, то есть честное слово, искреннее слово. Далее следует обет для мирян: брахмачарья – это прелюбодеяние; для монаха – это воздержание от любого вида сексуальной активности; любая сексуальная активность в буддийском монашестве исключена. И, наконец, обет от воздержания от напитков или веществ, которые приводят сознание в ненормальное состояние. Таким образом, под этим подразумевается алкоголь и наркотические вещества. Для мирян этого достаточно.

Монахи же соблюдают еще дополнительные пять обетов, еще и еще. Дополнительные пять обетов. Это:

Обет воздержания от пищи после полудня в неположенное время;

Обет воздержания от сна также в послеобеденное время;

Обет, который не позволяет монаху присутствовать или участвовать в публичных развлечениях;

Обет отказа от использования любого ценного имущества – прежде всего, золота и серебра. То есть, в досказанном до конца варианте это означает, что монах не имеет права пользоваться деньгами;

Обет, который ограничивает удобство сна монаха. Он не должен спать на высоких и удобных кроватях.

И последний обет – это обет не ношения более чем трех одежд, или, соответственно, не укрываться более чем тремя одеждами.

Эти обеты, конечно, имеют корреляцию в связи с культурой разных стран. Например, в холодных областях Тибета могут быть некие послабления, связанные с главными обетами.

На самом деле, Будда не настаивал на том, чтобы монахи должны полностью исполняли все 227 правил. Есть важнейшие, есть второстепенные правила, обеты, которым должна следовать монашеская община. Как говорил Будда, сама община может решать, каким правилам следовать, а каким – нет. Для целей дисциплины было решено на одном из буддийских соборов о том, что все же не следует эти правила как-то делить, и, в общем, ничего сложного не будет, если они будут обязательными для всех, для всей монашеской общины.

В буддизме, в различных буддийских территориях практикуется различное принятие монашеских обетов, можно принять их на время. Также, в первоначальном своем варианте, когда буддизм только зарождался, в шаманское время, существовали временные монастыри, убежища в сезон дождей. Хозяйством заниматься затруднительно или почти невозможно, поэтому во время сезона дождей обычно люди уходили для упражнения в благочестии в пещеры, каким-то образом проводили время вдали от своей повседневной деятельности. Собственно говоря, так формировались первые общежитийные монастыри в буддизме как временные пристанища для тех, кто пережидает сезон дождей.

В Индии муссонные дожди длятся не более трех месяцев, поэтому это достаточно актуальное время, которое можно посвятить другим делам – в частности, размышлениям, философии, практике, работе с сознанием, диспутам и другим задачам, которые входят также в задачи человеческой жизни.

Надо буквально несколько слов сказать о различиях мужского и женского монашества. Мужское монашество в буддизме считается основным. Женское монашество ведено Буддой, но с большой неохотой. О том, чтобы создать женскую монашескую общину, Будду попросили его бывшая супруга и тетя, которая воспитывала его как мать. Они обе стали первыми монашками – бхиккху. И, в целом, женское буддийское монашество было гораздо менее распространено. Это в истории засвидетельствовано. Это так и сейчас. И монахиням требуется соблюдать больше правил, предписаний, нежели монаху.

Роль буддийских монастырей в обществе

Естественно, монах не производил никакого экономического продукта и был нищим, ничего не имев. Это звучало в его обете, в его обещании, поэтому он должен был просить подаяния; питаться за счет мирян, которые подавали нищим людям, монахам пропитание.

Но, все же, несмотря на такую свободу от труда, от повседневных забот, монахи что-то должны были делать. Естественно, в ответ на благосклонность со стоны мирян, они должны помогать им приносить какую-то духовную пользу, наставлять в учении. Таким образом, в буддизме исторически так закрепился такого рода обмен между монахами и мирянами, и связь эта достаточно прочно прослеживается в буддийских странах – в странах Юго-Восточной Азии, где монастырь часто является образовательным центром, больницей и даже госпиталем для больных животных.

Именно с этим связано развитие медицины в буддизме. Поскольку монахи должны были сами себя лечить, помогать друг другу на жизненном пути, с любым человеком может произойти недомогание и болезни, которые нужно лечить. И сам Будда как бы благословил и основал это медицинское монашеское направление в буддизме, которое существует до сего дня, и как бы институциализируется в разного вида направлениях в медицине. Часто слышим о таком направлении как тибетская медицина. Это связано с тем, что в буддийских монастырях особое внимание уделялось обучению практике медицины, врачевания.

Победа над собственным умом

Монах, естественно, когда уходил в состояние отверженности, отрешенности от мира, от общества, от социальной жизни, делал это с какой-то целью. Нужно было решить самую главную задачу, которую ставит буддизм перед человеком, главную интригу, сложнейшую задачу, а именно – победу над самим собой. Победу над самим собой, которая выражалась в победе над собственным умом.

Как ни странно, нам кажется, что наш ум нам подчинен, но это далеко не так. Достаточно простых экспериментов, чтобы убедиться, что какие-то механически запомненные реакции в нас часто доминируют, а те раздражители, источником которых может быть как внешнее событие, так и внутреннее состояние, могут нас вывести из равнове...

На улицах современного корейского города часто можно встретить странные и экзотические на российский взгляд фигуры -- мужчин или женщин с выбритыми наголо головами, в серых или коричневых одеяниях, которые, кстати, больше напоминают индийские, чем корейские, часто -- с крупными деревянными четками. Это -- буддийские монахи, хранители и продолжатели одной из древнейших корейских духовных традиций, в последнее время, впрочем, постепенно отступающей под напором христианства. Люди эти кажутся выходцами из далекого прошлого, но нет-нет, да и увидишь неожиданную на наш взгляд сцену -- монахиня за рулем шикарного лимузина или монах с... наушниками плэйера. На первый взгляд странно, а иной раз и подумаешь, а, может, сила религии как раз и в том, что она может приспособиться к любому окружению, любой эпохе?

Буддизм, который проник в Корею в IV веке, а с VI века на протяжении почти тысячелетия считался государственной религией страны, с давнего времени был религией монахов и монастырей. По представлениям первоначального буддизма (школы хинаяны) только монахи могли достигнуть спасения. Впоследствии от этого положения отказались, но особая роль монахов по-прежнему характерна для буддизма.

И в наши дни жива традиция корейских монастырей. К сожалению, последние данные о численности монахов, которые я нашел, -- десятилетней давности. Тогда в Корее было 22 тысячи буддийских монахов: 14 тысяч мужчин и 8 тысяч женщин. В современном корейском буддизме монахи разделяются на пять категорий, в зависимости от тяжести принятых ими обетов. Монахов высшей ступени должны соблюдать ни много ни мало 250 обетов.

Как становятся в Корее буддийскими монахами? Сначала человек, желающий стать монахом, должен провести в монастыре не менее года в качестве послушника. Послушник выполняет тяжелую и грязную работу (убирает, моет, готовит), а также изучает каноны -- огромное буддийское Священное писание и размышляет о том, готов ли он к принятию монашеских обетов. Впрочем, даже в послушники возьмут не любого. Кандидат в монахи должен быть физически крепок, он должен расплатиться со всеми долгами, а в том случае, если ему нет еще 20 лет, то и получить официальное согласие родителей на уход в монастырь. Вдобавок, о будущем послушнике наведут справки, узнают, не пьяница ли он, ни картежник ли (обоим этим категориям в монахи путь заказан).

Если послушник провел в монастыре один год, и за это время вел себя достойно, то ему разрешается принять монашеский обет. Сначала он принимает самый простой, с минимальным количеством ограничений, обет, но потом, если он готов к этому, то может наложить на себя и более строгие обеты.

Но даже и у монаха со сравнительно небольшим количеством обетов, жизнь непростая. Во-первых, буддийский монах должен быть беден. Когда буддийское монашество только зарождалось, примерно 2 тысячелетия назад, монахам вообще полагалось жить одной только милостыней. К тому времени, когда буддизм проник в Корею, а случилось это в конце 4-го века, былые запреты были чуточку смягчены, и монахи стали жить на только на милостыню, но и за счет плодов рук своих, работая на монастырских огородах. Впрочем, и монахи собирают пожертвования на свои монастыри, что рассматривается как вид сбора милостыни (на сеульских улицах и сейчас нередко можно увидеть стоящего на коленях монаха с деревянной колотушкой -- так проходит сбор пожертвований). Монахам категорически запрещено заниматься какой -либо торговлей и бизнесом. Имущество монаха должно быть очень скромным: 3 комплекта одежды, чашка для милостыни, ножик и палочки для еды -- и это все. Однако, это не все, кроме обета бедности, есть немало и других. Монах должен рано вставать, скромно питаться (во многих случаях он не может ничего есть от полудня до следующего рассвета), беспрестанно молиться, избегать приносить вред любым живым существам (включая даже муравьев), не потреблять в пищу мяса.

А вот с обетом безбрачия и целомудрия дело обстоит сложнее. Буддизм состоит из нескольких направлений (не совсем точно именуемых у нас "сектами"), которые, однако, в отличие от постоянно и шумно конкурирующих между собой направлений христианства, взаимно признают друг друга и не считают сторонников другого направления еретиками. Так вот, в некоторых из направлений буддизма монахам разрешено иметь жен, которые, однако, живут за пределами собственно монастырей.

Корейские монастыри в основном расположены в горах, в заросших лесом уединенных горных ущельях. День начинается там рано, около четырех утра, с утренней молитвы, и заканчивается вскоре после захода солнца. В некоторых монастырях часто появляются туристы, но в большинстве случаев там нет никого, только монахи, скалы, поросшие соснами, скромные деревянные постройки монастыря, да прозрачная, холодная река, стремительно несущаяся по дну ущелья.

Будди́йское мона́шество - одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества , сохранившихся до наших дней. Это также один из фундаментальных институтов буддизма . На монахов и монахинь возлагается ответственность за сохранение и распространение учения Будды, наставление мирских буддистов.

Большинство буддийских монахов - не отшельники , стремящиеся жить в максимальной изоляции от мирского общества. Мирская и монашеская часть буддийской Сангхи довольно тесно взаимодействуют: миряне дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, и получают взамен наставление в Дхарме . Буддийские монахи и монахини обычно живут не поодиночке, а небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Чаще всего поселяются неподалёку от поселений мирских буддистов. Обычно буддийские монахи и монахини стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами. Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой , жившим в V - IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.

    В некоторых школах буддизма считается, что уже во времена Гаутамы Будды богатые горожане предоставили монахам и монахиням много приютов и садов. Но археологических подтверждений этому нет: найденные до сих пор артефакты древних буддийских монастырей относятся к значительно более позднему времени.

    В буддийском монашеском кодексе Виная (раздел «Махавагга») и в Варсавасту говориться, что для проживания монахов подойдёт не любое помещение, а только убежище одного из двух типов:

    Одной из самых известных арам стала Anathapindikassa arame , построенная в красивой роще принца Джеты. Согласно буддийскому писанию «Кхуддака-никая » (книга Кхуддакапатха), первым её настоятелем стал ученик Будды Анатхапиндика [убрать шаблон] (в миру Судатта), строительство обошлось в 1,8 миллиона золотых, а общая сумма пожертвований на эту обитель составила 5,4 миллионов золотых .

    Новичок, прежде чем получить полное посвящение и стать бхикшу или бхикшуни, должен не менее года побыть шраманерой (послушником, учеником). Другие условия получения статуса шраманеры - выполнение буддийских заповедей (шил) и возраст от 7 до 70 лет . В целом, мужчины уходят в монахи в гораздо более юном возрасте, чем женщины, но редко младше восьми лет. Женщины - обычно во взрослом возрасте и вряд ли в детстве. Шраманера должен соблюдать десять буддийских заповедей, но ещё не сотни правил Винаи , как полностью посвящённые бхикшу и бхикшуни.

    В бхикшу или бхикшуни посвящают только шраманер и шраманери в возрасте от 20 лет и старше.

    Для женщины процесс вступления в буддийское монашество сходный, но обычно требуется прожить в статусе шраманери более длительное время, чаще всего пять лет, прежде чем стать бхикшуни.

    В Таиланде монахи хорошо снабжаются буддийским обществом, взамен давая наставления в Дхарме и в жизни. Тамошние буддийские школы допускают и выход из монашества, отказ от монашеских обетов, возвращение к мирской жизни. При этом, согласно их Винае, бывшая монахиня в этой жизни уже не сможет снова стать монахиней, а вот монах может уходить и возвращаться до трёх-семи раз за одну жизнь . Но это касается выхода по собственному желанию; если же монах были изгнан из сангхи за нарушение некоторых важнейших правил Винаи, то, в соответствии с Винаей-питакой , его до конца жизни назад не примут .

    В некоторых буддийских школах в Бирме, Тайване и Гонконге практикуется кратковременное посвящение в монахи: мирской буддист может попробовать побыть монахом, дав некоторые обеты на заранее определённый срок (от недели до месяца) В Таиланде сейчас временное посвящение в монахи возможно только для мужчин .

    От буддийского монаха требуется обходиться простыми и действительно необходимыми в его жизни вещами, чтобы легче было сосредоточиться на главном; притом лишения не являются самоцелью, слишком строгий аскетизм не требуется и даже не приветствуется. Целибат является одной из основных ценностей буддийского монашества: это главное, что отделяет монахов от мирских буддистов-домохозяев (англ.) русск. .

    Пищевые ограничения могут различаться в зависимости от буддийской традиции, школы и конкретного монастыря. Но обычно буддийскому монаху позволяется приём пищи не чаще одного раза в день. В одних местах мирские буддисты приносят готовую еду монахам в качестве подаяния, в других - её готовят на монастырской кухне, которую снабжают продуктами миряне, да и работают на ней зачастую не монахи, а мирские помощники монастыря. Это связано с тем, что буддийским монахам Виная полностью запрещает использовать деньги, потому они не могут покупать продукты; заниматься же собирательством, сельским хозяйством и приготовлением пищи также часто считается нежелательным для монаха.

    Тибет

    Восточная Азия

    В монастырях школы Тхеравада в Восточной Азии монахи живут в более строгой изоляции от мирского общества, чем в монастырях этой же школы в других странах. В Китае, Корее, Вьетнаме и во многих частях Японии буддийские монахи обычно не ходят выпрашивать еду понемногу; там чаще жертвуют монастырям деньги либо рис и другие пищевые продукты сразу большими партиями. Многие монахи и монахини в этих странах - вегетарианцы. По словам Хуайхая , многие монастыри занимаются сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя продовольствием, а некоторые монахи даже работают в миру или торгуют . Многие едят после полудня . Заведовать монастырским имуществом и кухней может быть поручено как мирянину, так и одному из монахов, которому аббат поручит эту работу. Монахи тех монастырей часто и помногу повторяют мантры в любое подходящее время, а не только на специальных занятиях .

    Встречается совместное обитание монахов и монахинь в одном монастыре; такое имеет место быть в монастыре Линшансы (кит. трад. 河南信陽靈山寺 , упр. 河南信阳灵山寺 ) в Китае , Луминъань (кит. трад. 河南固始九華山妙高寺鹿鳴庵 , упр. 河南固始九华山妙高寺鹿鸣庵 ) , Хунъэньсы (кит. трад. 重慶鴻恩寺 , упр. 重庆鸿恩寺 ) , Цыюньсы (кит. трад. 重慶慈雲寺 , упр. 重庆慈云寺 ) , Сандинсы (кит. 西藏山南桑丁寺 ) , Чахуасы (кит. трад. 雲南茶花寺 , упр. 云南茶花寺 ) .

    Примечания

    1. Prebish, Charles S. Buddhist Monastic Discipline. - ISBN 0-271-01171-8 .
    2. Кхуддакапатха // Кхуддака-никая
    3. 我的母亲 我的佛 . 马明博 (кит.) . Буддийская ассоциация провинции Хэбэй (2009)
    4. 关于僧中授具足戒的"遮难"问题 (кит.) (Word) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 31 августа 2011 года.
    5. 求度出家的條件 (кит.) (недоступная ссылка) . Фагушань Фагушань (2005). Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 24 января 2012 года.
    6. 05-05《律制生活》p. 0064 (кит.) . Ddc.shengyen.org. Дата обращения 3 января 2017.
    7. 受戒、舍戒及其他 (неопр.) . Jiqun.com. Дата обращения 3 января 2017.
    8. 最近读者. 男的许七次出家女的只许一次出家 (кит.) . Zaimitu.blog.163.com (10 июля 2009). Дата обращения 3 января 2017.
    9. 律制生活-论舍戒与还俗 (кит.) (недоступная ссылка) . Zhihai.heshang.net (22 августа 2006). Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 5 сентября 2011 года.
    10. 七 傳戒 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 4 марта 2007 года.
    11. 維持僧伽身份的要件(一) (кит.) (недоступная ссылка - история ) . Дата обращения 3 января 2017.
    12. 女眾的出家次數 (кит.) . Gaya.org.tw. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 9 октября 2011 года.
    13. 整理:韵洁. 佛七:问与答(四) (кит.) . Thanhsiang.org (17 декабря 2008). Дата обращения 3 января 2017.
    14. 泰國社團p2 (кит.) (недоступная ссылка) . Ge.tnua.edu.tw. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 10 ноября 2002 года.
    15. Bhikkhu Ariyesako. The Theravadin Buddhist Monk"s Rules: Lay Buddhist"s Guide to the Monk"s Rules (англ.) . The Buddhist World . Buddha Dharma Education Association & BuddhaNet. Дата обращения 3 января 2017.
    16. 佛的疑惑 (кит.) (недоступная ссылка) . ChinaPress. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 27 августа 2006 года.
    17. 宁玛派寺院的分布及影响 (кит.) (недоступная ссылка) . People"s Daily . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 16 сентября 2011 года.
    18. 敏珠林寺:在密宗修行场中寻获世俗的圆满 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 17 июля 2012 года.
    19. 藏传佛教流派 (кит.) (недоступная ссылка) . Myfo.org (7 декабря 2005). Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 27 июля 2011 года.
    20. 第十世班禅女儿公主仁吉:我不能有负众望 (кит.) . News.66wz.com (26 мая 2006). Дата обращения 3 января 2017.
    21. 藏傳佛教竹巴噶舉傳承 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 12 сентября 2007 года.
    22. 台灣直貢噶舉吉祥佛學會 (кит.) (недоступная ссылка) . Singaclub.tw. Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 4 марта 2012 года.
    23. 農禪vs商禪 (кит.) . Blog.udn.com (19 августа 2009). Дата обращения 3 января 2017.
    24. 僧俗 (кит.) (недоступная ссылка) . 2007.tibetmagazine.net. Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.
    25. 鐵鞋踏破心無礙 濁汗成泥意志堅--記山東博山正覺寺仁達法師 (кит.) . Hkbuddhist.org. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 28 сентября 2011 года.
    26. 五十年代--过渡、转型期的佛教(中) (кит.) (недоступная ссылка - история ) . Fjdh.com. Дата обращения 29 ноября 2011.
    27. 過午不食是慈悲心的表現 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017.

    Вероятно, у каждого в возникают вопросы, ответы на которые найти не так просто. Многие задумываются о духовном начале, начинают искать путь к осознанию своего бытия. Одна из древнейших религиозных конфессий - буддизм, помогает в таких поисках, учит постижению мудрости и повышению собственной духовности.

    Что это за религия

    Ответить кратко, что такое буддизм, сложно, поскольку эта , её постулаты больше напоминают философское учение. Одним из принципиальных положений является утверждение того, что постоянно только непостоянство . Говоря проще, в нашем мире постоянен лишь непрекращающийся круговорот всего: событий, рождения и смерти.

    Считается, что мир возник сам по себе. А наша жизнь это, по сути, поиск причин нашего появления и осознания , для которых мы появились. Если говорить о религии кратко, то буддизм и его путь - это нравственное и духовное , осознание того, что вся жизнь есть страдание: рождение, взросление, привязанности и достижения, боязнь потерять достигнутое.

    Конечная цель - просветление, достижение высшего блаженства, то есть «нирваны». Просветлённый независим от каких-либо концепций, он постиг своё физическое, ментальное, разум и дух.

    Истоки буддизма

    На севере Индии в городке Лумбини в царской семье родился мальчик Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э., по другим сведениям - 1027-948 гг. до н. э.). В возрасте 29 лет, задумавшись о смысле жизни, Сиддхатрха, покинул дворец и принял аскетический . Поняв, что суровый аскетизм и изнуряющие , не дадут ответов, Гаутама решил очистить путём глубокой .

    К 35 годам он достиг просветления, став Буддой и учителем для своих последователей. Основатель буддизма Гаутама прожил до восьмидесяти лет, проповедуя и просвещая. Примечательно, что буддисты принимают в качестве учителей просветлённых других религий, например, Иисуса и Магомета.

    Отдельно о монахах

    Сообщество буддийских монахов считают самым древним религиозным сообществом. Образ жизни монахов не подразумевает полное отдаление от мира, многие из них активно участвуют в мирской жизни.

    Обычно путешествуют небольшими группами, останавливаясь вблизи от мирян, разделяющих их веру, так как именно на монашество возлагается миссия сохранения, просвещения в вере, наставление и распространение учения Гаутамы. Примечательно, что после принятия решения посвятить свою жизнь монашеству от посвящённых не требуется полного разрыва с семьёй .

    Монахи живут за счёт пожертвований мирян, довольствуясь лишь самыми необходимыми вещами. Кров, и им предоставляют миряне. Считается, что мирянин, помогающий монаху в его миссии, улучшает свою , прорабатывая её негативные моменты. Поэтому верующие миряне обеспечивают монастыри материально.

    Задача же монахов - показать своим примером правильный образ жизни, изучать религию, самосовершенствоваться и нравственно и духовно, а также хранить религиозные письмена, священную книгу буддизма - Трипитака.

    Знаете ли вы? Вопреки существующему мнению, что монахами в буддизме являются только мужчины, женщины среди них также были, называли их бхикшуни. Классический тому пример - мать Гаутамы Махапраджапати, которую он сам и возвёл в монашеский сан.

    Основы учения

    В отличие от других религий в буддизме больше философии, чем мистицизма или слепой веры. Основные идеи буддизма зиждутся на «четырёх благородных истинах». Рассмотрим кратко каждую из них.


    Истина о страдании (духкха)

    Истина о страдании заключается в том, что оно непрерывно : мы рождаемся из страдания, в течение жизни испытываем его же, постоянно возвращаясь мыслями к каким-то проблемам, достигнув чего-либо, боимся потерять, опять страдая по этому поводу.

    Мы мучаемся в поисках исправления поступков прошлого, испытываем вину за проступки. Постоянные переживания, боязнь , страх пред неминуемой старостью и смертью, неудовлетворение, разочарования - это и есть круговорот страдания. Осознание себя в этом круговороте - это первый шаг к истине.

    О причине страдания (тришна)

    Следуя по пути самосознания, мы начинаем искать причину постоянной неудовлетворённости. При этом все и поступки поддаются скрупулёзному анализу, в результате приходим к тому, что жизнь - это постоянная борьба со страданием . Стремясь к чему-то и получая желаемое, человек начинает желать ещё большего, и так по кругу. То есть первоисточником наших страданий является ненасытная жажда всё новых и новых свершений.

    О прекращении страдания (ниродха)

    Вращаясь в круговороте борьбы с собственной неудовлетворённостью, многие ошибочно полагают, что избавиться от страданий можно путём победы над своим эго. Однако этот путь приводит к саморазрушению. Прийти к пониманию пути без страдания можно, лишь прекратив борьбу с ним .

    Отпустив негативные мысли (злость, зависть, ненависть, разрушающие ум и душу ), начав искать в себе благочестие, мы можем отстранёно посмотреть на свою борьбу. При этом приходит понимание об истинной цели - прекращение борьбы есть нравственное очищение, отказ от нечестивых мыслей и желаний.


    Истина о пути (марга)

    Важно правильно понять истинный путь к просветлению. Будда называл его «серединным путём», то есть саморазвитие и духовное очищение без фанатизма. Некоторые его ученики понимали истину о пути превратно: они видели её в полном отречении от желаний и потребностей, в самоистязании, а в медитативной практике вместо спокойного сосредоточения, старались ввести довести себя до .

    Это в корне неверно: даже Будда нуждался в еде, одежде, чтобы иметь силы для дальнейшего проповедования. Он учил искать путь между суровым аскетизмом и жизнью в наслаждениях, без крайностей. На пути просветления важную роль играет медитативная практика: при этом сосредоточение направлено большей частью на обретение душевного равновесия и наблюдения за потоком своих мыслей в настоящий момент.

    Научившись разбирать свои поступки здесь и сейчас, в будущем можно избежать повторения каких-либо ошибок. Полное осознание своего «я», умение шагнуть за пределы эго приводят к осознанию истинного пути.

    Знаете ли вы? На холмах к востоку от г.Монива в Мьянме есть необычные статуи Будды. Обе полые внутри, открыты для всех желающих, внутри же находятся изображения событий, связанных с развитием религии. Одна из статуй возвышается на 132 метра, вторая изображающая Будду в лежащем положении, имеет длину 90 метров.


    Во что верят буддисты: этапы буддийского пути

    Последователи учения Будды считают, что каждый человек появился на этой земле не случайно, у каждого из нас с каждым нашим появлением (реинкарнация) есть шанс очистить карму и достичь особой благодати - «нирваны» (освобождение от перерождений, состояние блаженного покоя). Для этого нужно осознать истину и освободить свой разум от заблуждений.

    Мудрости (праджня)

    Мудрость заключается в решимости следовать учению, осознании истин, проявлении самодисциплины, отречении от и желаний . Это - видение ситуации сквозь призму сомнений и принятие самого себя и окружающей действительности таковыми, какими они есть.

    Постижение мудрости заключается в противопоставлении своему «я», интуитивном прозрении путём медитации, преодолении заблуждений. Это - одна из основ учения, заключающаяся в постижении реальности, незамутнённой мирскими предубеждениями. Само слово на санскрите означает «сверхзнание»: «пра» - высший, «джня» - знание.

    Нравственности (шила)

    Нравственность - ведение правильного образа жизни : отказ от насилия в любой его форме, торговля оружием, наркотиками, людьми, злоупотребление . Это соблюдение морально-этических норм: чистота речи, без употребления бранных слов, без сплетен, лжи, грубого отношения к ближнему.


    Сосредоточения (самадхи)

    Самадхи на санскрите - объединение, завершение, совершенство. Овладение методами сосредоточения, осознание себя не как индивидуальности, а в слиянии с высшим космическим разумом . Подобное просветлённое состояние достигается путём медитаций, успокоения своего сознания и созерцания, в итоге просветление приводит к совершенному сознанию, те есть к нирване.

    О течениях буддизма

    За всю историю учения образовалось много школ и ответвлений от классического восприятия, на сегодняшний момент выделяют три основных течения, о них и поговорим. По сути, это три пути к знанию, которые Будда передал ученикам разными методами, в разной интерпретации, но все они ведут к одной цели.

    Хинаяна

    Хинаяна представляет собой старейшую школу, претендующую на точную передачу учения его основателем - Буддой Шакьямуни (в миру - Гаутамой), основанной на первых проповедях учителя о четырёх истинах. Основные постулаты веры последователи черпают из самых авторитетных (по их утверждению) источников - Трипитаки, священных текстов, составленных после ухода Шакьямуни в нирвану.

    Из всех школ (восемнадцать) хинаяны сегодня существует «тхеравада», больше практикующая медитативные занятия, чем философия учения. Цель последователей хинаяны - уйти от всего мирского путём строго отречения, достичь просветления, подобно Будде, и покинуть цикл сансары, уйдя в состояние блаженства.

    Важно! Ключевое отличие Хинаяны от Махаяны: в первой Будда - реальная личность, достигшая просветления, во второй - метафизическое проявление.


    Махаяна и Ваджраяна

    Течение Махаяна связывают с учеником Шакьямуни - Нагарджуной. В этом направлении теория Хинаяны переосмыслена и дополнена. Это направление получило распространение в Японии, Китае и Тибете. Теоретическая основа - это сутры, письменная форма духовных откровений, по утверждению практиков самого Шакьямуни.

    Однако сам учитель воспринимается как метафизическое проявление природы, первоматерия. Сутры утверждают, что учитель не покидал сансару и не может её покинуть, поскольку часть его находится в каждом из нас.

    Основы Ваджраяны - . Само направление вместе с практикой Махаяны использует , различные ритуалы и обряды, чтение для укрепления личности и её духовного роста, и самосознания. Наиболее почитают тантристы Падмасамбхаву, основателя тантрического течения в Тибете.

    Как стать буддистом

    Для человека, заинтересовавшегося учением, есть несколько рекомендаций:

    • До того как стать буддистом, почитайте соответствующую литературу, незнание терминологии и теории, не позволит погрузиться в учение полностью.
    • Следует определиться с направлением, выбрать подходящую для себя школу.
    • Изучите традиции выбранного течения, медитативные практики и основные постулаты.

    Чтобы стать частью религиозного учения, необходимо пройти восьмеричный путь осознания истины, который состоит из восьми этапов:

    1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия.
    2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего.
    3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова.
    4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела.
    5. На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни.
    6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли.
    7. На данном этапе человек должен достичь полного , отрешения от всего внешнего.
    8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

    Пройдя этот путь, человек познаёт философию учения и приобщается к ней. Новичкам рекомендуют обратиться за наставлением и некоторыми разъяснениями к учителю, это может быть странствующий монах.

    Важно! Учтите, что несколько встреч не дадут того результата, который вы ожидаете: учитель не сможет дать ответы на все вопросы. Для этого рядом с ним нужно прожить бок о бок продолжительное время, возможно годы.

    Главная работа над собой заключается в отречении от всего негативного, нужно применять в жизни всё, о чём вы прочтёте в священных текстах. Отказаться от вредных привычек, не проявлять насилия и грубости, сквернословия, помогать людям, не ожидая ничего взамен. Только самоочищение, самосовершенствование и нравственность приведут вас к пониманию самого учения и его основ.

    Официального признания вас как истинного последователя можно добиться на личной встрече с Ламой. Только он решит, готовы ли вы следовать учению.


    Буддизм: отличия от других религий

    Буддизм не признаёт одного бога, творца всего сущего, учение основано на том, что в каждом есть божественное начало, каждый может стать просветлённым и достичь нирваны. Будда - это учитель.

    Путь просветления, в отличие от мировых религий, состоит в самосовершенствовании и достижении нравственности и морали, а не в слепой вере. Живая религия признаёт и признавала науку, плавно под неё подстраиваясь, признаёт существование других миров и измерений, считая при этом Землю благословенным местом, откуда путём очищения кармы и достижения просветления можно попасть в нирвану.

    Священные тексты не являются непререкаемым авторитетом, а лишь руководством и наставлением на пути к истине. Поиск ответов и осознание мудрости лежит через познание самого себя, а не беспрекословное подчинение постулатам веры. То есть сама вера основывается, прежде всего, на опыте.

    В отличие от христианства, ислама и иудаизма, буддисты не признают идею об абсолютном грехе. Грех с точки зрения учения - это ошибка личности, которую можно исправить в последующих перевоплощениях. То есть, нет строгого определения «ад» и «рай» , поскольку в природе нет морали. Всякая ошибка поправима и в итоге любая личность путём реинкарнации может очистить карму, то есть погасить свой долг перед Вселенским разумом.

    В иудаизме, исламе или христианстве единственным спасением есть Бог. В буддизме спасение зависит от самого себя, постижения своей природы, следованию морально-этических норм, воздержании негативных проявлений своего эго, самосовершенствования. Есть отличия и в монашестве: вместо полного бездумного подчинения настоятелю, монахи принимают решения всей общиной , руководителя общины выбирают также коллективно. Конечно, к старшим и опытным должно проявляться уважение. В общине также, в отличие от христианских, нет званий или рангов.

    Всё о буддизме узнать сразу невозможно, учение и совершенствование идёт годами. Проникнуться истинами учения можно, лишь всецело посвятив себя этой религии.

    Предлагаем вашему вниманию интервью с монахом Чугёном, представителем управления буддийской секты Чогечжон, настоятелем монастыря Пусокса. С ним побеседовала преподаватель университета Чхончжу Вера Башкеева.


    Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

    Вы представляете крупнейшую буддийскую конфессию в Корее — Чогечжон. Что отличает ее от других направлений буддизма?

    Действительно, Чогечжон — крупнейшая буддийская конфессия. Она объединяет около 25,6 тысяч монахов и монахинь и более 1,32 миллиона мирян. Само название секты Чоге связано с Китаем, с горой, на которой жил шестой патриарх китайского буддизма Хуэйнэн. Это название было дано великим корейским монахом Учителем Тхэго объединению различных корейских сект направления дзен, в сплочении которых он и сыграл решающую роль. Основополагающей идеей Чогечжон является медитация.

    - Пожалуйста, несколько слов о руководстве Чогечжон.

    Духовным руководителем корейского буддизма в настоящее время является монах Хэам, носящий титул "чончжон". (С тех пор, как данное интервью было опубликовано, почтенный Хэам скончался, а его место занял монах Попчон. См. фото. — Прим. ред.) Чончжон выбирается сроком на пять лет группой уважаемых по возрасту и опыту монахов. Обычно это человек, который посвятил буддизму более 40 лет своей жизни. Следующий за ним по рангу — "чхонмувончжан" (президент). Сейчас эту должность занимает монах Чондэ. Он выполняет различные административные функции.

    - Я слышала, для того чтобы стать буддийским монахом, надо пройти через определенные испытания...

    Каждый, кто хочет стать монахом, должен закончить школу и получить среднее образование, а также иметь нормальное здоровье для выполнения всех требований буддийской практики. Когда кандидат в монахи приходит в монастырь, он сбривает волосы и бороду и надевает монашескую одежду, серую или коричневую, — это символизирует временный разрыв отношений с внешним миром. Всё это время кандидат учится петь буддийские песнопения, выполняет монастырские работы и заботится о товарищах. Кроме того, он должен изучать то, чему учил Будда, и прежде всего приобщиться к духовной стороне учения. Через год в храме решают, принимать ли кандидата в монастырскую братию, готов ли он к монашеской жизни. Если его принимают, он становится "сами", то есть послушником (или, если это женщина, то — "самини", послушницей) и выбирает себе учителя — сам или по взаимному согласию.

    Кандидат проходит рукоположение и начинает выполнять основные подготовительные правила — "Десять наставлений":

    Не убивать;

    Не брать того, что тебе не дали;

    Соблюдать обет безбрачия;

    Не лгать;

    Не пить спиртные напитки;

    Есть только в отведенное для еды время;

    Не носить украшений;

    Не искать чувственного удовольствия в пении, танцах, публичных представлениях;

    Не искать жизненных удобств, комфорта;

    Не копить богатство.

    Следующий шаг — это обучение в одной из буддийских монастырских школ. Это специальные школы, где "сами" и "самини" более глубоко изучают буддийские тексты, учатся китайскому письму, пению, медитации и всем остальным умениям, которые необходимы рукоположенному члену буддийской монашеской общины. Конечная цель учебы — понять Будду.Через 5 лет, если учитель считает послушника достойным, тот получает второе рукоположение и становится "пигу" (женщины — "пигуни"), то есть полноправным членом монастырской общины, или "Сангхи". ("Пигу" - корейский вариант слова "бхиккху" из языка пали, что значит "живущий подаяниями", то есть нищенствующий монах. — прим. ред.).

    - Что значит "понять Будду"?

    Это означает действовать, как Будда, стать буддой. А стать буддой может каждый, в этом великий демократизм буддийского учения. Однако определить со стороны, стал человек буддой или нет, почти невозможно. Мы можем только понимать, что этот человек достиг высокого уровня медитационной и иной практики. Только сам человек может знать о себе, что он будда.

    - Но ведь так хочется увидеть живого будду! Как же его разглядеть?

    В буддизме вообще большую роль играют интуиция, чувства. Не случайно, кстати, буддизм настаивает на выражении "пошире открой глаза". Заранее сложившееся у вас мнение о человеке до встречи с ним создает ложное восприятие. Вообще, предубежденность, представления, сформированные еще до встречи с реальностью, часто ведут к заблуждениям.

    - Можно ли думать, что все монахи высокого сана являются буддами?

    Это не связано с карьерой.

    - Хорошо, а могу ли я выбрать себе учителя среди монахов?

    Конечно, только учтите, что не каждый монах может иметь учеников. Для этого он должен практиковать еще несколько лет, стать настоятелем небольшого монастыря. Учитель относится к ученикам, как отец к своим детям, тем более что они и есть его духовные дети. Он и материально помогает им.

    Очень трудно заниматься самосовершенствованием, гораздо легче переложить ответственность на сторонние силы. Откуда черпают свою силу буддийские монахи?

    В буддизме считается, что причина всего коренится в нас, а не в других. Путем медитации мы ищем свою настоящую природу и находим ответы на вопросы "кто я?", "зачем я здесь?".

    - Наверное, распорядок дня в монастыре способствует развитию духовных начал в человеке?

    Скорее всего, да. День в монастыре начинается до рассвета, в три часа. Один из монахов встает немного раньше, обходит монастырь, бьет в моктак (деревянный ударный инструмент в виде колокола) и поет. Монахи, услышав моктак, просыпаются. Немного погодя начинает звучать большой колокол, барабан, гонг и деревянная рыба (мы называем их "четыре инструмента"), и все монахи отправляются в главный храм для пения. После этого все возвращаются к себе, а около 6 часов утра завтракают. В 10.30 вновь пение и раздача риса. Потом обед. После обеда и до пятичасового ужина свободное время, все выполняют положенные им дела. Приблизительно через час после ужина звуки большого монастырского колокола возвещают о часе для пения. Ложатся спать около 9 часов вечера.

    - Характерна ли для корейского буддизма традиция одиноких странствующих монахов?

    Да, они есть, их около 3-4 тысяч человек. Лето и зиму они обычно проводят в том или ином храме, медитируя в уединении. Весной и осенью они бродят в поисках учения, хорошего учителя.

    - Как вы думаете, почему буддизм, если сравнить его с христианством, сегодня не столь популярен в Корее?

    Я бы не стал говорить о меньшей популярности буддизма, скорее о том, что сегодня у нас могло бы быть больше приверженцев. Я вижу три причины этого явления: применяемые сторонами способы агитации, исторический фактор, влияние западной культуры.Если говорить об историческом факторе, то во времена японской оккупации мы утратили многие буддийские традиции. Активное же утверждение западных традиций связано с присутствием в Корее американской армии после войны 1950-53 годов. В глазах корейской общественности авторитет представителей христианской религии был достаточно высок, ибо они строили школы, больницы, проводили различные гуманитарные акции.

    Каждая конфессия имеет свои уникальные характеристики. Христиане верят, что только Бог является спасителем — и они полагаются на Бога, этим решая все свои проблемы. Поэтому многие христиане форсируют свою приверженность религии и Богу. Но в буддизме важным для человека оказывается другое — найти, открыть свою собственную истинную природу. Если буддист пройдет этот путь, он может достигнуть такого же просветления, как Будда. Поэтому ему не нужно торопиться, каждый пройдет свой путь за то время, которое ему для этого необходимо.Христианство — очень строгое учение с развитой системой миссионерства. В буддизме другой стиль. Мы учим тех, кто в этом нуждается, мы практикуем и учимся сами. Раньше люди, нуждавшиеся в учении, сами приходили в монастыри, сами искали себе учителя. Теперь время потребовало изменения этих форм.Кстати, большинство корейцев, даже если они не называют себя буддистами, близки к буддийским взглядам на жизнь — они придерживаются исконно буддийских традиций.

    - А как вы сами стали монахом?

    У нас была обычная семья, в старших классах я ходил в храм, но не был настоящим буддистом. На меня повлиял брат, и я выбрал отделение буддизма в университете Тонгук, где проучился 4 года. Большинство выпускников этого отделения не становятся монахами, но для меня выбора не существовало, Я всегда думал и думаю, что быть буддийским монахом — это самый лучший из возможных жизненных путей. Жизнь монаха простая и ясная. Проблемы конечно есть, но они несерьезные. Уже 16 лет я монах.

    - Какие буддийские монастыри вы бы посоветовали посетить?

    Мы особо ценим три монастыря, которые связаны с Тремя Драгоценностями буддизма — Буддой, Учением (Дхармой) и Сангхой. Монастырь Тхондоса в уезде Янсан провинции Кёнсан-намдо (недалеко от Пусана) воплощает Будду — в монастыре хранятся буддийские реликвии. Духовный центр, духовная школа корейского буддизма находится именно здесь. Другой монастырь — Хэинса, недалеко от Тэгу (уезд Хапчхон провинции Кёнсан-намдо), воплощает Дхарму. В Корее главным буддийским текстом является Алмазная сутра, а в монастыре Хэинса как раз хранится Трипитака (собрание сутр), вырезанная на 80000 деревянных дощечек. Третий монастырь — Сонгванса в провинции Чолла-намдо недалеко от Кванджу (уезд Сунчхон), воплощающий монашескую общину Сангху. Многие известные монахи практиковали в этом монастыре.

    - Как правильно, не оскорбляя чувств верующих, вести себя в буддийском монастыре?

    Действительно, монастырь для буддистов — это основное место для серьезной практики. Это и дом для монахов. Поэтому для того, чтобы гармония была сохранена, на территории монастыря ведите себя спокойно и тихо. Когда встретите монаха или прихожанина, следует каким-то образом поприветствовать его, полупоклоном или иначе. Заходить в храм надо обязательно с бокового входа. До того, как открыть дверь, поклонитесь, затем, поддерживая вашу правую руку левой, откройте дверь. Если это левая дверь, вы должны ступить в помещение левой ногой. Если правая — то правой. То же самое и при выходе. Для чего? Для того, чтобы не повернуться спиной к изображению Будды. Как кланяться.

    Войдя, найдите глазами центрального Будду и сделайте поясной поклон, ладони при этом должны быть сложены вместе на уровне груди. Следите, чтобы во время поклона ладони не смотрели в пол, а были параллельны груди. Найдите место, чтобы сесть — но только не в центре зала, так как там сидят монахи — сделайте шаг назад и опять поклонитесь. Постарайтесь не ходить перед людьми, которые могут в это время кланяться, петь или медитировать. Сделайте полупоклон и выпрямитесь. Потом — руки в том же положении — встаньте на колени, коснитесь пола сначала правой рукой, потом левой, потом головой. Перекрестите ступни, левая над правой. Повторите два раза, на третий раз дважды коснитесь головой пола и вставайте.

    Такое распростертое положение считается высшим проявлением уважения. Надо выполнять его с большим почтением, и физическим, и внутренним. Это не простое телодвижение, а путь, направляющий вас к Трем Драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе. Поэтому, когда вы кланяетесь в первый раз, можете сказать "Ищу убежища в Будде", при втором поклоне — "Ищу убежища в Дхарме", при третьем — "Ищу убежища в Сангхе". Не думайте при этом об окружающих, сконцентрируйтесь на себе.

    - А как медитировать?

    Прежде всего найдите спокойное чистое место для медитации в храме или вне его. Медитировать можно везде, но монахи обычно предпочитают горы, берег моря, монастырь, где трудится хороший учитель. Сядьте на пол или на подушку, спину держите прямо. Постарайтесь положить ступню левой ноги на правое бедро, а правую ступню — на левое бедро для придания позе устойчивости. Убедитесь, что ваша спина прямая, а плечи ровные, но без напряжения. Положите правую руку на колени, а тыльную сторону левой руки на ладонь правой так, чтобы большие пальцы слегка касались друг друга. Это будет поза лотоса, необходимая для медитации. Когда вы начнете медитировать, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы очистить легкие, затем глубоко, до предела, вдохните воздух через нос и медленно, через нос же, выдохните. Ваше дыхание должно быть спокойным, но глубоким. А после этого начинайте умственную концентрацию на себе, на тех вопросах, которые вас волнуют.

    - Можно ли говорить о разных уровнях медитации?

    Нет, потому что у каждого человека свои особенности. Всё зависит от стиля практики, от самого человека. Важно, как ты это делаешь. Порой один день может дать иному больше, чем 365 дней другому. Это подобно тому, как некоторые верующие ходят в храм по два десятка лет, но не могут запомнить ни одного слова из песнопений. Необходима концентрация мысли, без этого годичные усилия могут оказаться безрезультатными, а медитация — не медитацией. Нужно не подражание, а реальная внутренняя практика.

    Интервью взяла Вера Башкеева

mob_info