Православный монастырь святого антония в аризоне. Монастырь во имя преподобного Антония Великого в пустыне Сонора (штат Аризона, США)

18 православных монастырей было основано в Северной Америке за последние два десятка лет. Американцы проявили такой интерес к монашеству после того, как их взял под свое духовное руководство афонский старец Ефрем Филофейский, ученик Иосифа Исихаста. Смотрите наш репортаж из монастыря св.Антония Великого в Аризонской пустыне


Монастырь св.Антония Великого находится в центре Аризоны, примерно в 120 километрах на юго-восток от города Феникс. Его окружает мертвая пустыня и вековые кактусы в человеческий рост (кактусу на фото 150-200 лет)

Удивительный оазис в центре пустыни привлекает паломников и туристов — ежегодно их приезжает более 30 тысяч. Монастырь находится в первой тройке по посещаемости среди всех аризонских достопримечательностей, наряду с Великим Каньоном и Седоной. Туристы во время экскурсии по монастырю переспрашивают в каком году он был основан — в 1895 или в 1795... Настолько поразительно все то, что предстает перед глазами и трудно представить, что всего 20 лет назад на этом месте не было ничего, кроме потрескавшейся выжженой земли, змей и скорпионов.


Главный храм обители, освященный в честь прп.Антония Великого и прп.Нектария Эгинского


Аризонская пустыня. Вот так и выглядело это место, когда в 1995 году сюда прибыли шесть афонских монахов, чтобы строить монастырь. Место это было указано ст. Ефрему колокольным звоном, который он услышал проезжая по дороге мимо


На сегодняшний день в обители подвизаются более сорока монахов, из которых шесть — священники. Но исповедь могут принимать только трое из них, включая игумена

Устав монастыря строг (под стать окружающей природе, не прощающей ошибок). Старец Ефрем взял за основу устав монашеской общины афонского отшельника и подвижника нашего времени Иосифа Исихаста (+1959), учеником которого он был на протяжении 12 лет жизни на Афоне. (Подробный рассказ об этой общине есть в книге старца Ефрема "Моя жизнь со старцем Иосифом").


Старец Иосиф Исихаст


День в монастыре начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются и начинают совершать бдение. Бдением здесь называется Иисусова молитва по четкам, которую они творят по своим кельям, либо на улице. В правило входит 1000 молитв с крестным знамением и 100 земных поклонов. Все время сна и бдения — называетсяв монастыре "тихими часами", когда нельзя разговаривать между собой и по телефону, принимать душ или выходить из кельи


По окончании частного бдения монахи собираются в храм на общую молитву. Она длится с 1 ночи до 3.30 и включает в себя полунощницу, утреню и Божественную литургию. Все службы проходят на греческом языке ("Если мы начнем служить на английском американские греки потеряют свой язык, язык на котором был написан Новый Завет, на котором были написаны службы", — прокомментировал это игумен монастыря архимандрит Паисий)


Как это часто принято, паломники и монахи молятся в одном храме, но отдельно друг от друга. Женщины стоят слева, мужчины-паломники справа, а все монахи ближе к алтарю. Во время полунощницы игумен Паисий (или старец Ефрем, если он в монастыре) благословляет всех, кто к нему подходит


Литургия заканчивается примерно в 3.30 ночи и все кто на ней молился идут завтракать: монахи — по кельям, паломники — в монастырской трапезной


На завтрак предлагаются фрукты, орехи, хлеб, арахисовое масло (американцы без арахисового масла просто не могут начать свой день!) и кофе без кофеина, так как после литургии полагается еще 2-3 часа поспать


Вокруг монастыря разбит удивительный парк. Извилистые дорожки подсвечены фонарями, круглые сутки работают фонтаны с артезианской водой. Часовенкам, аркам, беседкам нет числа. Ночью на улицу вылезают кошки, они сладко спят в беседках, свесивши лапы и хвосты


Когда монастырь только собирались строить, перед монахами очень остро стоял вопрос водоснабжения — вокруг монастыря нет ни души, вокруг сухая безжизненная пустыня. Приехала бригада с буровой установкой — прослушивали, прозванивали — никак. Стали звонить старцу Ефрему (он был в отъезде), старец помолился и указал место. Теперь воды хватает не только на бытовые нужды обители, но и на систему капельного полива всех растений в отдельности (включая оливковую рощу из 4000 деревьев) и даже на фонтаны


В Америке говорят, что аризонские звезды самые яркие. Это действительно так. Уходить из поразительного оазиса-парка и ложиться спать совсем не хочется. Тем более, что ночь — единственное время, когда здесь можно спокойно дышать. Температура в жаркие дни достигает +40-45 градусов в тени


Женские и мужские гостевые корпуса расположены в разных сторонах монастыря, матерей с маленькими детьми тоже селят отдельно. Участие женщин в монастырских послушаниях ограничено — они здесь гости. Мужчины могут помогать на кухне или в огороде, но тоже по желанию. Паломникам делают послабления во всем — например, в еде — в каждом корпусе есть небольшая кухня, где можно делать чай и кофе, а из трапезной приносят булочки — ешь сколько и когда хочешь, если голоден. Примерно с 8-9 утра монахи расходятся по послушаниям. (На улице уже невыносимо жарко). В 11.30 — общий обед. Паломники и монахи — все кушают вместе в монастырской трапезной. Когда паломницы заходят в трапезную, специальный распорядитель рассаживает девушек помоложе спиной к монахам, а женщин постарше лицом. Еда легкая, разнообразная, но простая — вовсе без изысков. Садятся за стол и наливают воду — все по звонку колокольчика за игуменским столом. Во время трапезы на греческом языке читаются жития и поучения святых отцов


С часа дня, когда все монахи на послушаниях, в храме начинается прием приезжих для исповеди и духовной беседы. Старец Ефрем уже очень старенький — ему 84 года, он окормляет в основном греков-мирян, приезжих священников и монашествующих. Игумен монастыря архимандрит Паисий принимает в основном англоговорящих и русскоговорящих (через переводчика), отец Хризостом — всех остальных. (Монахи исповедуются на службе)


Прием идет в небольшом помещении внутри храма. Исповедь или беседа бывает в отдельной комнате и длится столько, сколько это необходимо


За советом к опытным духовникам люди приезжают не только из Америки, но и из Греции, Канады, Европы, Австралии, Японии и России.


На территории 7 храмов и часовен. Они открыты для самостоятельно посещения с 9 утра до 3 дня. Во всех храмах работают кондиционеры.


Не смотря на жару, монахи испоняют свои послушания в саду, в огороде, на стройках


Храм прп.Антония Великого и прп.Нектария Эгинского в дневное время открыт


Каждый день с 2 до 3 дня в центр главного храма выносят для поклонения верующих мощи св.влмч.Пантелеимона и главу старца Иосифа Исихаста



Глава старца Иосифа Исихаста


Аризонская икона Пресвятой Богородицы — еще одна монастырская святыня. Если по молитвам перед этой иконой у кого-то происходило чудо — они приносили и передавали в дар украшения. Когда эти украшения стали занимать так много места, что даже пропала возможность к ней приложиться — их пришлось снять совсем


В 3.30 дня начинается общее вечернее богослужение в храме — читается девятый час и служится вечерня



Служба длится около часа, затем после молебного канона Пресвятой Богородице все идут на ужин


После ужина — малое повечерие с акафистом (с 5 до 5,30 вечера) и в 6 вечера — отбой


Монахи расходятся по кельям, чтобы отдохнуть для ночного бдения


Игумен монастыря архимандрит Паисий благословляет паломников


Кладбище


Монастырь назван в честь св.Антония Великого, подвизавшегося в египетской пустыне в III веке и положившего начало монашеству. Условия, в которых живут современные аризонские монахи, положившие начало американскому монашеству, очень приближены к тем, египетским. О том чем же православие так привлекает современных американцев читайте в одном из ближайших номеров журнала "Нескучный сад" — в более подробном репортаже из Аризоны

Американской архиепископии Константинопольского патриархата , расположенный в пустыне Сонора между городами Финикс и Тусон в штате Аризона , в США .
Монастырь
Монастырь cвятого Антония
St. Anthony"s Monastery
32°55′14″ с. ш. 111°15′41″ з. д. H G Я O L
Страна США США
Местоположение округ Пинал , штат Аризона , США
Конфессия православие
Епархия Сан-Францисская митрополия
Основатель архимандрит Ефрем (Мораитис)
Дата основания 1995 год
Настоятель архимандрит Паисий
Сайт stanthonysmonastery.org
Монастырь Святого Антония на Викискладе

Монастырь был основан летом 1995 году, в 15 км от города Флоренс известным афонским подвижником старцем Ефремом Филофейским и пятью афонскими монахами .

История

В 1995 году решивший поселиться в США архимандрит Ефрем (Мораитис) вместе со своим знакомым священником Антонием из города Тусон посетил пустыню Сонора в штате Аризона , чтобы найти подходящее место для нового монастыря. На одной из безлюдных территорий отец Антоний отчётливо услышал колокольный звон, обратившись к архимандриту Ефрему со словами: «Старче, слышишь? Колокола звонят!». Последний воспринял этот звон как особое указание Божие. Священнослужители направились в ближайший город Флоренс в 15 км от того места, чтобы узнать о возможности приобретения участка земли там, где они услышали звон. Хозяин участка, узнав, для чего они хотят купить землю, в два раза снизил её цену .

Архимандрит Ефрем решил не медлить с основанием монастыря . Летом 1995 года и пятеро монахов-афонитов основали монастырь в Аризоне . Первоначально жилищем монахов были четыре трейлера: в одном была устроена церковь, в другом - трапезная, в остальных насельники жили сами. Отсутствовало электричество, вода, не было стройматериалов . Монахам приходилось жить и работать в местности, кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Архимандрита Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим; были скептики и среди православных . Вскоре им стали жертвовать и деньги, и материалы .

Сразу же развернулись строительные работы. Трудились по 15 часов в сутки, не считая времени на монашеское правило. В скором времени были построены храм во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского, трапезная и корпуса для братии и паломников. Рассказывают, что храм воздвигли в рекордно короткий срок - за четыре месяца, как раз к престольному празднику - памяти преподобного Антония Великого. Практически все постройки монастыря были возведены руками самой братии, лишь иногда, если позволяли средства, приглашали наёмных рабочих .

Вокруг монастыря было приобретено 1200 стремм земли, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли, была необходима вода, которая была найдена в результате подземных изысканий .

В мае 2016 года в связи планами строительства более 200 новых домов в непосредственной близости от монастыря, что угрожает в значительной степени нарушить спокойствие этого духовного центра, появилась петиция «Preserve the Sacred Grounds of Saint Anthony’s Monastery», в которой было написано «Девелопер предлагает радикальные изменения в зонировании и землепользовании для земельных участков в непосредственной близости от Монастыря святого Антония. Эти изменения будут иметь огромное и значительное негативное воздействие на Монастырь святого Антония. Это также будет иметь негативное влияние на всех местных жителей и посетителей, прибывающих из-за пределов штата, которые посещают там службы, всем семьям, которые имеют родственников, захороненных на кладбище, а также всех, кто в настоящее время наслаждается спокойной и изящный природой монастыря»

Ιερα Μονή Αγίου Αντωνίου του Μεγάλου , Греческий православный монастырь святого Антония , англ. St. Anthony"s Greek Orthodox Monastery ) - православный мужской монастырь Сан-Францисской митрополии Американской архиепископии Константинопольского патриархата , расположенный в пустыне Сонора между городами Финикс и Тусон в штате Аризона , в США .

Монастырь был основан летом 1995 году, в 15 км от города Флоренс известным афонским подвижником старцем Ефремом Филофейским и пятью афонскими монахами .

История

В 1995 году решивший поселиться в США архимандрит Ефрем (Мораитис) вместе со своим знакомым священником Антонием из города Тусон посетил пустыню Сонора в штате Аризона , чтобы найти подходящее место для нового монастыря. На одной из безлюдных территорий отец Антоний отчётливо услышал колокольный звон, обратившись к архимандриту Ефрему со словами: «Старче, слышишь? Колокола звонят!». Последний воспринял этот звон как особое указание Божие. Священнослужители направились в ближайший город Флоренс в 15 км от того места, чтобы узнать о возможности приобретения участка земли там, где они услышали звон. Хозяин участка, узнав, для чего они хотят купить землю, в два раза снизил её цену .

Архимандрит Ефрем решил не медлить с основанием монастыря . Летом 1995 года и пятеро монахов-афонитов основали монастырь в Аризоне . Первоначально жилищем монахов были четыре трейлера: в одном была устроена церковь, в другом - трапезная, в остальных насельники жили сами. Отсутствовало электричество, вода, не было стройматериалов . Монахам приходилось жить и работать в местности, кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Архимандрита Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим; были скептики и среди православных . Вскоре им стали жертвовать и деньги, и материалы .

Сразу же развернулись строительные работы. Трудились по 15 часов в сутки, не считая времени на монашеское правило. В скором времени были построены храм во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского, трапезная и корпуса для братии и паломников. Рассказывают, что храм воздвигли в рекордно короткий срок - за четыре месяца, как раз к престольному празднику - памяти преподобного Антония Великого. Практически все постройки монастыря были возведены руками самой братии, лишь иногда, если позволяли средства, приглашали наемных рабочих .

Вокруг монастыря было приобретено 1200 стремм земли, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли, была необходима вода, которая была найдена в результате подземных изысканий .

В мае 2016 года в связи планами строительства более 200 новых домов в непосредственной близости от монастыря, что угрожает в значительной степени нарушить спокойствие этого духовного центра, появилась петиция «Preserve the Sacred Grounds of Saint Anthony’s Monastery», в которой было написано «Девелопер предлагает радикальные изменения в зонировании и землепользовании для земельных участков в непосредственной близости от Монастыря святого Антония. Эти изменения будут иметь огромное и значительное негативное воздействие на Монастырь святого Антония. Это также будет иметь негативное влияние на всех местных жителей и посетителей, прибывающих из-за пределов штата, которые посещают там службы, всем семьям, которые имеют родственников, захороненных на кладбище, а также всех, кто в настоящее время наслаждается спокойной и изящный природой монастыря» .

Современное состояние

Главный храм, построенный в стиле греческой базилики , освящён в честь святого

На одном из интернетовских сайтов я набрела на информацию, что в Аризоне находится православный греческий мужской монастырь Святого Антония. Меня это очень заинтересовало, поскольку я живу в этом штате, и добраться до монастыря, будет, вероятно, не очень сложно. Перед тем как посетить монастырь я попыталась найти сведения, которые помогли мне поближе познакомиться с историей создания этой святой обители.

Оказалось, что летом 1995 года шесть афонских монахов во главе со старцем Ефремом прибыли в южную Аризону, чтобы основать мужской монастырь Святого Антония. Следует сказать, что архимандрит Ефрем восстановил и сделал более почитаемыми несколько монастырей на Афоне, так же основал множество мужских и женских обителей в Греции и в Северной Америке.

Посетив Аризону, Ефрем сам выбирал место для монастыря. Известно, что место постройки монастыря было выбрано не случайно. Проезжая по пустынной дороге, он внезапно попросил остановить машину. Здесь, в безлюдной пустыне, афонский старец услышал колокольный звон. Было решено, что на том месте будет основан задуманный монастырь. Дальше начали происходить чудеса, связанные с его постройкой.

Божье покровительство начало проявляся с покупкой земли. Когда братия обратилась к государству с просьбой о продажи им земли, то они получили отказ, т.к. именно эта часть земли не подлежала продаже. Но когда по совету старца Ефрема, сотрудник отдела продажи внимательно просмотрел условия, то обнаружил, что продажа земли возможно только тогда, если на ней будет основан монастырь. Плата за землю была очень высокой, и братия не в состоянии была ее полностью оплатить. Тогда старец Ефрем предложил сумму, которая была в два раза меньше запрошенной, и тот же сотрудник отказался продавать землю. Когда же по увещанию Ефрема, продавец обратился к своему начальнику, и тот без всякого колебания подписал договор на условиях, предложенных старцем Ефремом. Сделка состоялась.

Первым делам на приобретенной земле следовало найти воду, и здесь проявление милости Божией не иссякло и далее. Рабочие начали бурить скважины в поисках воды. Когда же после долгих поисков они не смогли найти воду, то все категорически отказались продолжать работу. Тогда старец Ефрем со святой иконой обошел владения монастыря и указал людям, где надо бурить землю. И действительно, рабочие нашли в этом месте подземную реку. Вода в ней оказалась очень чистой и с прекрасными органолептическими свойствами. И вот уже пятнадцать лет живой источник, доставляет братии ежедневно свежую воду и превращает дикую пустыню в зеленый, цветущий рай.

Параллельно с поисками воды монахи начали строительные работы. Вначале был построен главный храм, монашеские кельи, трапезная и гостиницы. Были разбиты огород, небольшой виноградник, цитрусовый сад и оливковая роща.

Небесным покровителем монастыря является Св. Антоний Великий - основатель отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного наставника назывались лаврой. Антоний Великий был очень креативным человеком. Например, с 370 года до наших дней до нас дошли 20 его речей, трактующих о христианских добродетелях, особенно монашеских, семь посланий к монастырям - о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и правила жизни и увещания к монахам. Известны также знаменитые высказывая духовного пастыря. Вот одно из них: "Кто в пустыне, в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью".

И вот настал день, когда мы с мужем решили посетить православный монастырь Св. Антония. Случилось это в конце августа, когда на улице стояла жаркая погода, и температура приближалась к отметке 40 градусов. Дорога от нашего места жительства (около Тусона) до монастыря заняла около двух часов. От Тусона мы ехали около 30 км по оживленному шоссе, потом свернули на двухполосную скоростную пустынную магистраль, по которой нужно было проехать еще 50 км. Наконец, нужный километровый указатель, сворачиваем, еще несколько километров, видим табличку "Монастырь Св. Антония", далее со скоростью 15 км/час подъезжаем к цели нашего путешествия. Перед входом в монастырь площадка, засыпанная гравием. Жарко. Паркуем машину и направляемся к красивым воротам монастыря.

Следует сказать, что все посетители должны быть одеты должным образом. Для женщин обязательна длинная юбка, кофточка с длинными рукавами, на голове должен быть шарф, на ногах закрытая обувь. Мужчин в рубашках с короткими рукавами в монастырь не пустят. Если по каким-то причинам у вас не оказалось подходящей одежды для посещения монастыря, то вам ее могут предложить при входе.

Уставшие от долгой дороги садимся в тени беседки за монастырской оградой, рядом книжная лавка. Мир удивительно переменился. Вокруг дивный сад: обилие красивых цветов и растений создают неповторимое впечатление сказочности всего происходящего. Тишина... журчит фонтанчик, поют птицы, летают большие красивые бабочки. Осмотревшись, мы вошли в книжную лавку, где нас приветствовал молодой монах в черном облачении. Он предложил нам испить холодной водицы и угостил греческим печеньем. Все это было очень кстати, поскольку было жарко и очень хотелось пить. После этого он нам вручил путеводитель по монастырю, и указал направление, откуда можно было начать нашу экскурсию.

Оказалось, монастырь святого Антония самый большой православный монастырь в Америке. И вся его огромная территория - это не просто оазис в пустыни, это огромный цветущий райский сад. Наша экскурсия по территории монастыря началась с посещения главного храма Святого Антония. К нему ведет тенистая дорожка. Поражает богатство внутреннего убранства храма: иконы в золотых окладах, резной алтарь, все это привезено из Греции. В этом храме находится икона Аризонской Божьей Матери, которая была специально написана для монастыря.

Мы двигаемся дальше по аккуратным мощеным дорожкам, перед нами церковь Святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. Недалеко от храма Святого Николая находится часовня Святого Георгия с колокольней. Эта обитель построена сравнительно недавно, в типично византийском стиле. Внутреннее убранство храма (алтарь, иконы и массивные резные стулья) также было привезено из Греции.

Мы проходим мимо часовни Святого Дмитрия и великомученика и целителя Пантелеймона. И вдруг совсем рядом я увидела знакомую русскую часовенку с "луковкой" на крыше, подойдя ближе, я узнала образ старца, молящегося на камне! Серафим Саровский здесь, на другом конце земли, в американской пустыне, где православные монахи чтят память нашего российского святого!

Двигаясь по разноцветным дорожкам монастыря, под сенью тенистых деревьев, мы вслушиваемся в журчание воды, которое доносится с разных сторон. В монастырском саду много фонтанов. Наверно их обилие создаёт микроклимат для всей этой красоты. Буквально под каждым растением имеется система искусственного полива. Невозможно поверить, что еще так недавно на месте этих поистине чудесных церквей, садов и тенистых аллей была жаркая неприветливая пустыня. Так, наверное, и души паломников, пустынные и очерствевшие, припадают здесь к Живительному Источнику. Подходим к главному фонтану монастыря - Фонтану Креста. С каменных его выступов струится прохладная вода. Это традиционный Православный Крест.

На территории монастыря не принято громко разговаривать, вероятно, по этой причине среди зелени разбросаны большие и маленькие беседки с фонтанами и столиками, где паломники и экскурсанты могут поговорить друг с другом, или же уединиться, чтобы ощутить все то благолепие, которым пронизана вся атмосфера этого чудесного уголка.

Как я узнала из путеводителя, в монастыре принят общежительный устав, так что, братья из монашествующих и послушников выполняют ежедневный круг богослужений и трудятся на послушаниях под руководством их духовного отца. Монашеское расписание начинается в полночь с творения молитвы и духовного чтения, затем следует полуношная, утреня и божественная литургия. После легкого завтрака и непродолжительного отдыха, братия приступает к своим послушаниям. Монастырский день заканчивается вечерней, после которой следует ужин и малое повечерие.

Монастырь притягивает паломников из разных стран. Они приезжают в монастырь за духовным советом и утешением. Главным духовником является старец Ефрем, который известен своей высокой духовной жизнью, духовной опытностью и рассуждением. По его молитвам и советам верующие получают исцеления, решают свои жизненные проблемы и получают ответы на разные вопросы, связанные с их личной жизнью.

Напоследок мы зашли опять в книжную лавку, чтобы отдать путеводитель и купить что-нибудь на память. Я выбрала себе сувенир, а монах-послушник за прилавком, узнав, что я из России, подарил мне иконы Святого Антония и Аризонской Божьей матери. Еще я обнаружила в магазине большой раздел книг и дисков на русском языке. Было приятно видеть знакомые святые места, которые я в свое время посетила в России, например, Спасо-Преображенский Ставропигиальный Валаамский монастырь.

Время пролетело очень быстро, пора было возвращаться домой. Путь предстоял неблизкий. На душе было светло и радостно. Большим праздником для меня было посещение православных храмов, было приятно и удивительно побродить по дорожкам райских садов, посидеть в тенистых беседках и удивляться силе благодати Божией, которая в монастыре принимает вполне зримые очертания. Глядя на божественные обители и удивительные сады невозможно поверить, что все это было создано за полтора десятка лет, особенно принимая во внимание плотный график богослужений в монастыре и занятость братии. Здесь быстро приходишь к осознанию, что монахи могли лишь посадить, а взрастил всю эту невероятную красоту сам Господь Бог...

mob_info