Реальные чудеса божьи. Непридуманные рассказы

Библия повествует, что когда-то по молитве праведников расступалось море и останавливалось солнце. В житиях святых описываются случаи исцеления больных и даже воскрешения мертвых. Но все это — "дела давно минувших дней", а какие чудеса происходят по молитвам верующих в наше время? Можно ли считать чудом устройство на работу или счастливый брак?

Любой верующий человек, который молится не от случая к случаю, а постоянно, может рассказать не одну и не две истории, которые можно считать чудом, произошедшим в ответ на молитву. А можно просто воспринимать как исполнение евангельских слов "просите, и дано будет вам".

Чудо №1. Одна женщина утром ожидала гостей и решила с вечера испечь пирог. Она уже начала готовить тесто, как вдруг обнаружила, что молока, которое требуется по рецепту, в доме нет. Что делать? Время позднее, магазин давно закрыт, круглосуточных торговых точек рядом с домом нет, интернета в квартире — тоже. Женщина начала молиться: "Помоги, Господи, очень хочу угостить друзей этим пирогом". Через некоторое время она решила выйти на лестничную площадку и увидела, что между двумя дверями ее квартиры лежит… пакет молока. Каким образом он там оказался — загадка, но пирог к приходу гостей был готов.

Чудо №2. Одному молодому человеку смертельно наскучила его работа. В то же время, на дворе стоял кризис — просто "в никуда" уйти рискованно. А он уже и новую должность, и несколько новый род деятельности себе нафантазировал: "руководитель такого-то отдела".

Около месяца молодой человек постоянно взывал к Богу с просьбой: "Господи, помоги мне стать руководителем такого-то отдела. Я буду хорошо исполнять свои новые обязанности, обещаю Тебе".

Однажды в почтовый ящик к молодому человеку прилетело письмо, которое вначале он чуть не принял за спам и не удалил. Там было объявление: "Такому-то предприятию требуется руководитель такого-то отдела". Это была та самая вакансия, о которой он мечтал. Молодой человек созвонился с потенциальным работодателем и поехал на собеседование. Он очень волновался: ведь у него не было опыта руководящей работы, он претендовал на должность с повышением. Но через несколько дней с предприятия ему перезвонили и сказали: "Поздравляем, вы приняты. Мы посмотрели около 30 кандидатов и решили, что вы лучше всех нам подходите".

Чудо №3. Беременная молодая супруга собиралась пройти предписанное ей врачами платное УЗИ и внезапно обнаружила, что в доме не осталось ни копейки денег. Ну ладно, без УЗИ прожить можно, а вот кушать-то что? В то же время единственного в их семье кормильца — ее супруга — на работе обрадовали новостью, что зарплата, которую и так уже задержали на две недели, выдана будет неизвестно когда.

Женщина начала молиться, заказывать молебны в церкви и просить молиться о себе разных знакомых. После молитвы она почувствовала, что должна снять с полки такую-то книгу. Раскрыв книгу, женщина обнаружила между страниц… тысячу долларов. Кто, когда и зачем положил в эту книгу деньги, они так и не узнали. Зато прошли УЗИ, купили хороших продуктов и родили здоровую девочку.

Правильно ли называть подобные истории чудесами? Ведь все они достаточно бытовые, не происходит ничего сверхъестественного: с небес не нисходит огонь, и камни не говорят.

"Что такое троллейбус? Что такое энергия? Что такое тепло? Здесь мы можем давать формальные определения, относящиеся к материальному миру. Что такое чудо? Сам по себе вопрос содержит в себе внутренне противоречие. Потому, что предмет нашего исследования по своей природе не поддается полному познанию, исследованию рациональным разумом. Когда мы такие вопросы формулируем, мы пытаемся сами себя поднять за волосы", — рассказал в интервью "Правде.Ру" иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

По мнению известного священника, "говоря о чуде, мы выходим за пределы законов материального мира. А коль скоро мы выходим за пределы законов материального мира, то мы не можем дать чуду формальное определение".

"Чудо — это наша связь с инобытием. Требует ли чудо нарушения законов природы? Разумеется, нет. Замечательный пример мы находим в учебниках по богословию. Представьте себе, люди высадились на Луне и обнаружили, что там… паровоз стоит на рельсах. Разумеется, они бы это восприняли как чудо. Но здесь нет нарушения законов природы: паровоз состоит из таких же деталей, какие присутствуют в материальном мире. Но факт его наличия на Луне был бы весьма чудесным", — отметил отец Макарий.

Как подчеркнул он, то или иное событие будет чудесным, обнаружит связь с невидимым миром "только через личное восприятие человека, через его личную судьбу. Внешне — ну, мало ли, ходил, искал работу, потом нашел. Ну что тут такого особенного? А внутренне уже возникают какие-то новые, невидимые для внешнего мира явления или события, которые возводят это явление в разряд чуда".

В качестве примера отец Макарий рассказал следующую притчу:

Один человек приезжает на работу очень возбужденный, нервничает:

— Ой, со мной чудо произошло, прямо огромное, я даже не знаю, как благодарить Господа!

У него спрашивают:

— А что именно произошло?

— Ой, ехал на машине на работу… Вдруг, ни с того, ни с сего, вылетает на красный свет огромный грузовик, несется прямо на меня и останавливается от меня в десяти сантиметрах. И ни царапины, ничего. Я и поехал дальше.

Второй собеседник говорит:

— А ты знаешь, со мной тоже сегодня произошло чудо.

— Что же случилось? Тоже выскочил тот грузовик?

— Да нет, я доехал без проблем.

"Воспринимается как анекдот. А сейчас мы смотрим — кругом террористические нападения, и действительно не знаешь, сегодня добрался до дому, остались живы, дети не впали в какую-то страшную мерзость — чудо это или что? Помощь Божия или естественный закон?" — заметил иеромонах.

По мнению отца Макария, "когда мы действительно видим бурю на этом житейском море, каждая пройденная по этому житейскому морю миля может восприниматься как чудо".

А с вами когда-нибудь происходили чудеса? Если да, об этом редакции рубрики "Религия ".

Во все времена человек стремился к чуду, жаждал сверхъестественного исполнения желаний или разрешения проблем. Не так давно люди увлекались научной фантастикой, но сейчас, насытившись научно-техническим прогрессом, потянулись к мистике. Но так ли это невинно и безопасно, как может показаться на первый взгляд? Что же такое чудо в нашей жизни и как отличить истинное чудо от ложного – об этом рассуждает известный православный богослов диакон Андрей Кураев.
Отец Андрей, что такое, по Вашему, чудо и какую роль играют чудеса в жизни современного человека?

– Я думаю, каждый человек обречен на то, чтобы воспроизводить ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришел не через чудеса. Передо мной стоял философский вопрос: поиск правды, смысла жизни. Я стал верующим усилием воли и мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. А потому и по сию пору я не склонен ставить чудеса во главе духовной жизни. Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя ее, какой у нее замысел о нас? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность православия или христианства.

Помню, году в 88-м шел по Арбату. Тогда Арбат был открытой зоной, там бродили первые уличные проповедники, в основном кришнаиты. У меня завязалась беседа с одним из них. И он говорит: “Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать”. Пришлось ответить, что я и не сомневаюсь в его способностях и даже не прошу их демонстрировать, Т.к я не атеист, а христианин, для меня нет проблемы в том, что есть чудеса, у меня вопрос – какого вы духа, каков источник ваших чудес. Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, а значит, недолго была в секте. И вот я ее спрашиваю: “Скажи, пожалуйста, за время твоего общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?” ” – Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение Махамантра! Она так много дает!” – “Скажи, а что кроме этого изменилось в твоей жизни?” Девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: “Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям”. “Нет, – говорит, – пожалуй, Нет. Все осталось прежним”.

Для меня это показательно. Ведь главное чудо, которое может произойти в мире, – это не переставление Эвереста с места на место, а переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек Христос не говорит, “блаженны творящие чудеса”, но “блаженны милующие”.

В Православии главное – это изменение твоего внутреннего мира. Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.

Чтобы не говорить о политиках, когда-то пропове­довавших одно, а сейчас говорящих другое, давайте вспомним людей, которых вряд ли можно заподозрить в утилитарности мышления, в неискренности. Скажем, актриса Екатерина Васильева. Человек жил в театраль­ном мире, мире “тусовки”, где каждый ловит лишь свое отражение… Все у нее было, и прежде всего – доброт­ный имидж в тех кругах, которые были для нее авторитетными. И вдруг она бросает вызов своей среде (своей, а не официальной, что гораздо сложнее, т.к. легче идти против государственной власти, нежели против дворо­вых авторитетов). Оставляет театр, становится церков­ной старостихой (сейчас, слава Богу, неофитский ка­рантин кончился, и она снова начала сниматься). Разве не чудо?

Или рок-музыканты. С точки зрения церкви, более от­даленных от нее людей нет. В массовом церковном со­знании существует мнение, что рок – это сатанизм, де­билизм, разврат, наркомания… И вдруг люди, которые этой музыкой живут, – Юрий Шевчук или лидер группы “Агата Кристи” – сегодня позиционируют себя как пра­вославные. Когда даже из этого мира идут какие-то рели­гиозные токи, это, на мой взгляд, тоже чудо.

– Отец Андрей, если чудеса – не главное в рели­гиозной жизни, то возникает вопрос: зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые тво­рил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?

Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия, встреченности, не одиночества. Путь к встрече не через чудеса пролега­ет, но чудеса оказываются на церковном языке знамени­ями того, что эта встреча состоялась.

Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы, противоположные.

С одной стороны, Церковь не придает большого зна­чения чудесам – нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного, с другой стороны, каждая наша молитва – это молит­ва о чуде. Совершенно справедливо писал Иван Тургенев: “Каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что, Господи, ну сделай так, чтобы дважды два было пять. Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что “хлеб наш насущный дай нам днесь” и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он в конце концов завершает свою молитву не­ким смягчающим обращением: “Впрочем, да будет воля Твоя, Господи”. В этом – существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у кол­дуна есть власть над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что тот, к кому он обращает­ся, бесконечно выше его, и поэтому человек просит, а не диктует Богу свою волю.

Итак, с одной стороны, Церковь говорит “чудес не ищи”, а с другой, каждая молитва – это прошение о чуде.

Но есть еще и третья сторона, третья точка этого странного треугольника. Это то, что чудо естественно в жизни христианина. Понимаете, в церковной среде даже не принято рассказывать о чудесах. Стpaнны не чудеса, а их отсутствие. Помните фильм “Тот самый Мюнхгаузен”? Барон составляет распорядок дня: объявить войну Анг­лии, слетать на Луну… То есть чудеса включены в его по­вседневный график таков, образно говоря, и распоря­док дня религиозного человека: я иду в храм на водосвят­ный молебен, чтобы получить святую воду, которая бу­дет меня исцелять и защищать, – следовательно, на это чудо у меня предусмотрено полчаса… Чудеса совершен­но естественно входят в жизнь христианина. Чудо – да­леко не всегда глас с Небес или купина неопалимая. Чудо может войти в твою жизнь через обычного человека. Я – книжник, и чудеса в моей жизни по большей части книжные. В нужную минуту находится нужная книга, раскрывается на нужной странице…

А что для Вас было главным чудом в жизни?
– Для меня самое значимое чудо – это то, что было со. мной в день моего крещения. Господь дал пережить бла­годать Таинства крещения, полноту радости для меня это гораздо важнее, чем другие свидетельства, которые я читаю в книжках. Когда я крестился, мне было уже девят­надцать лет. Это быть шаг от Бердяева к Церкви, от идеи о Боге к живому Христу. То есть я вошел в Церковь и не вы­шел… и, надеюсь, не выйду. для меня это первое и самое большое чудо.

– А каким было последнее чудо в Вашей жизни?

– Оно было 24 марта 2003 года. Фонд Святого Все­хвального апостола Андрея Первозванного в этот день в Храме Христа Спасителя проводил заседание организа­ционного комитета по программе все православной мо­литвы “Просите мира Иерусалиму”. По окончании офи­циальной части президент фонда А В. Мельник пригла­сил меня в свой офис на Ордынку. Мы решили, что наше знакомство и беседа заслуживают того, чтобы обрести посредника в “коммуникационном процессе” – в виде бутылки виски. И вот после тоста ставлю я рюмку на стол, а она начинает двигаться. Едет так сантиметров пятнадцать по прямой к краю стола и медленно и нерав­номерно вращается вокруг своей оси. Все семеро при­сутствующих изумленно глядят за ее медленным путеше­ствием. Миловец, сидящий между мною и Мельником, пробует подставить руку к краю стола, чтобы успеть ее поймать, когда она-таки свалится. Я успеваю сказать: “Да тут у вас прямо полтергейст какой-то!”. Честно говоря, начал я эту фразу с намерением пошутить, но по ходу произнесения понял, что это и в самом деле оно самое. И тогда вместо того, чтобы прикасаться к этой рюмке ру­кой, издалека крещу ее. Она тут же стала – за пять санти­метров до краешка стола.

Спрашиваю хозяина: освящен ли ваш офис. Он гово­рит: нет, мы только что сюда переехали, еще месяца нет. А освящение планировали после Пасхи… Очевидно, от старых хозяев осталось дурное духовное наследие. О та­ких событиях я много слышал от священников, но сам увидел впервые.

А церковь ведет какой-то реестр чудес? Иссле­дует их?

– Иногда. Но Православие по своей сути чуждо пиаровским технологиям. У нас не в чести публичность.

– Если вам будет рассказывать о приходе в Цер­ковь человек, которого поразило произошедшее с ним чудо… Вы поверите?

– Конечно, это возможно. Только теперь я буду просить человека выстроить свою веру на более твердом основа­нии, на слове Божьем, на знании церковного учения, с тем, чтобы новое чудесное потрясение, которое может с ним произойти, не вытолкнуло бы его из Церкви.

– Существуют чудеса, которые, казалось бы, признаются и наукой, такие как Туринская Пла­щаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, ког­да не признается наукой.

– Величайшее чудо – это существование мира, суще­ствование жизни человека. И существование жизни при­знается наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса. Когда мне говорят, что всегда вот в этом месте, в это время происходит чудо, я насторажива­юсь. Когда мне говорят, что на Пасху всегда солнышко светит или на Благовещение птички гнезда не вьют… Это меня несколько раз понуждало приглядываться. Пасху 2000 года я встречал в Праге, так там просто снегопад был, там солнышка совершенно не было видно.

Видите ли, Бог христиан – это Бог тактичный. Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелие не чу­десами вытягивал веру, но в ответ на веру творил чудеса. Вы упомянули Туринскую Плащаницу. Это чудо настоль­ко тактичное, что тот, кто желает, видит в нем чудо, тот, кто желает, видит подделку. Есть научные доводы и в пользу аутентичности (т.е. я могу признавать плащаницу отпечатком Иисуса из Назарета, и в этом не будет ниче­го погрешающего против научной добросовестности), и в пользу того, что это творение более позднего времени, неизвестно как сделанное. И у той и у другой точки зре­ния есть достаточно веские аргументы, доказывающие правоту. В своей несовместимости они оставляют “за­зор” для твоего сердца, твоего желания. Что ты желаешь увидеть – тем для тебя это и будет. Если ты хочешь ви­деть здесь подделку – для тебя это будет не более чем ку­сочек древней ткани, и тогда твоя душа останется просто в мире вещей. Но если ты желаешь чуда – для тебя это будет чудом, святыни, пятым Евангелием.. тогда ты ока­жешься в мире, где все осмысленно, в мире знамений.

С Благодатным Огнем то же самое. Кто-то видит в этом “естественное явление”, говорит, что “это все фото­вспышки, блики телекамер” или еще что-то. А для кого­-то это чудо. Кого-то этот Огонь обжигает, кого-то нет. Это еще зависит от настроя человека, его ощущений. Т.е. эти чудеса не навязаны человеку. Ему дается право выби­рать, верить или нет. .

– Может ли человек сам создать чудо, породить его своими психологическими усилиями?

– Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости “инстанции”, творящие чудо. А они опять же очень раз­личны. Что и происходит во всевозможных сектах.

Среди верующих иногда можно услышать спо­ры, что вот, дескать, существуют православные чу­деса, а есть католические. Католики не принимают православные чудеса, православные – католичес­кие. Но разве есть какое-то отличие чудес от чудес?

Есть промысел Божий над всем человечеством. Я ду­маю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, прав­да, быстро забывает. Господь посылает дождь и на греш­ников, и на праведников, и забота Божия существует о всех его чадах, даже о тех, кто о Нем не знает.

Но есть чудеса, связанные с видениями. И здесь право­славный человек должен быть осторожен. У католиков, по-моему, тут меньше осмотрительности. Например, у од­ной шведской католической святой начала двадцатого ве­ка были видения и голоса, которые утверждали, что при­дет на землю цивилизация любви. И якобы Христос сказал ей: ты знаешь, я не самореализовался в любви на земле, ме­ня слишком рано распяли, и я хочу, чтобы до конца мира настало полное царствие любви. И поэтому я сделаю так, что все в мире объединятся – и христиане, и иудеи, и му­сульмане, и т. д. Будет единая вера, все будут дружить, и только потом придет антихрист. Идеология этой святой теперь лежит в основе идеологии папы Иоанна-Павла II . Но что это были за голоса – никто даже не задумался.

Конечно, и православный может довериться, чему не надо. Вопрос в реакции Церкви на эту ошибку. Такие ми­стические состояния, которые в Православии рассмат­риваются как неудача, в другой конфессии могут оцени­ваться как норма, как проявление святости, чуда.

– Странно, восточная Церковь считается самой мистичной из всех христианских Церквей, но в то же время настороженнее всех относится к чуде­сам.

– Я думаю, в глубине своей одно с другим связано. Тот, кто отказывается пить из придорожной лужи, в конце концов, выкапывает колодец с чистой водой.

Мироточение икон, их самообновление – У Вас нет подозрения, что часть этих чудес инспи­рирована отнюдь не божественной силой?

– Таких подозрений у меня совершенно нет. Разве что имеет место инспирация не человеком, а некой духовно противоположной силой – то, что на языке Правосла­вия называется “прелестью”, таким очарова­нием. В ряде случаев такое можно подозревать. Но в лю­бом случае бесовские проделки – это не человеческие подделки.

– Эта демоническая сила может проявлять себя в стенах храма?

– Даже в стенах храма.

– Есть еще чудо изгнания бесов – тут тоже всё без подвохов?

– Сейчас много чудес, связанных с негативом. Отри­цательная духовная сила себя очень ярко проявляет, и только в церкви оказывается средство, чтобы ей противостоять. В феврале я был в Магадане. Религиозное про­буждение в этом городе началось с того, что в одной квартире был мощный полтергейст. Вещи буквально ле­тали по комнатам, причем по кривым траекториям, са­мовозгорались. Ни милиция, ни экстрасенсы ничего по­делать не могли, и только, когда приходили православ­ные священники, вся эта катавасия прекращалась. Борь­ба за квартиру шла около полугода, все это широко осве­щалось в местной прессе, и в итоге эта история произве­ла на город большое впечатление.

Впрочем, я, кажется, уже опоздал рассказать один профессиональный анекдот. Представьте: православный миссионер выступает перед университетской аудиторией. И по ходу своего повествования он доходит ДО той минуты, когда он должен употребить неприличное сло­во. Он должен беса упомянуть. Поскольку этот миссио­нер не впервые общается с образованной публикой, он прекрасно понимает, какова будет реакция зала. Ведь на­ша постсоветская интеллигенция еще слова Бог правильно выговорить не может. Ей чего-нибудь попроще надо: “космическая энергия”, “биоэнергоинформацион­ное поле” и т. п. А если им еще про беса что-то ввернуть, то туг такой хай поднимется! “Мы-то думали, вы интел­лигентный человек! А вы на самом деле обычный мрако­бес, реакционер! Про бесов всерьез говорите! Да это же средневековье, инквизиция, охота на ведьм!” И т. д. И т.п.

Предвидя это, миссионер решает высказать свою мысль на жаргоне интеллигентной аудитории. И говорит: “В эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентальное ноуменально-космическое тоталитарное персонализированное зло…”. Тут бес высовывается из ­под кафедры и говорит: “Как, как ты меня назвал?”.

Так вот, в Церкви бес – не только персонаж анекдотов или фольклора. Наша практика очного противостояния силам зла прошла через века. По латыни это экзорцизм, по-русски – отчитка бесноватых. Есть поразительный пример из XIX века. Врач, который не склонен верить в религиозные феномены, был вынужден засвидетельст­вовать: “Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в при­падок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода бы­ла свежая, крещенская (исследование было произведено в середине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды”.

– А проводятся ли беседы с духами, вселивши­мися в одержимых?

– Некоторыми священниками. Но мне, сказать честно, это не нравится. В Новом Завете мы читаем, что Христос и апостолы избегали принимать любые свидетельства бесовской силы. А сегодня в моде брошюрки о том, как иеромонахи берут интервью у несчастных одержимых людей и у тех сил, которые в них вселились. И даже стро­ят на этом целые богословские концепции. Но это уже не богословие, а “бесословие”. Еще лет двадцать назад в церкви было хорошо известно: дай Бог подвижнику хотя ­бы одного человека исцелить от этого недуга! А приво­зить целыми автобусами людей на “массовый сеанс” отчитки – в этом есть привкус какого-то модернизма, ко­торый меня смущает.

А сами Вы были свидетелем изгнания бесов­ских сил?

– Слава Богу, личной нужды ходить на такие службы у меня не было, а ради любопытства идти туда неполезно.

– Сейчас в большой моде так называемые чуде­са экстрасенсов. Почему так происходит?

– За бумом экстрасенсорики стоит исконно-народ­ное понимание религии: религия есть отрасль народно­го хозяйства. Как в хорошем хозяйстве должна быть эф­фективно работающая посудомоечная машина, корова или жена, точно так же должна быть эффективно рабо­тающая религия. Конфликт между таким народным ожи­данием и тем, что принес Христос, мы видим уже в Еван­гелии. Господь говорит собравшейся вокруг него толпе: «Вы ищете Меня, потому что насытились”. Действитель­но, мы чаще всего относимся к Богу как к генератору гу­манитарной помощи: “Ты, Господи, явись, сделай мне то­-то и то-то, а без этого я не вижу никакого смысла и нуж­ды в этой религии и в этом почитании”. Сейчас люди не­редко ищут в религии какого-то успеха, карь­ерного, здоровья или чего-то еще. Но Бога, оказывается, нужно любить ради Бога, а не ради тех благ, которые эта любовь может принести. В христианстве такая проповедь звучит постоянно, и, по­ка общество в союзе с Церковью воспитывает народ на таких примерах, низовые чувства и потреб­ности человека держатся в тени. Но как только скрепы высокой духовной культуры распадаются, править бал начинает инстинкт, и люди превращают религию в . Так было всегда. Однако в конце ХХ века появилась особая черточка. Дело в том, что мы живем в довольно технологичном индустриальном обществе, поэтому современный человек во всем ищет технологичность. А магия и экстрасенсорика тем и привлекают: кажется, что здесь есть какая-то внятная технология. У Право­славия технологии нет, и эта нетехнологичность и от­сутствие гарантий разочаровывают многих и привле­кают тех немногих, кто умеет ценить неочевидность и свободу.

– Как может отразиться экстрасенсорная практика на самих целителях?

– Однажды ко мне подошла женщина и говорит: “По­чему вы, священники, выступаете против нас, экстрасен­сов, ведь мы делаем одно дело: вы лечите душу, мы – те­ло”. Я пробую что-то объяснить, но она не слушает: “Я ва­ши аргументы знаю, дальше все понятно… Впрочем, я не поэтому Вас остановила. Может быть, Вы сможете объяс­нить, что со мной происходит? Да, я лечу людей, у меня большие успехи, все прекрасно, но я почему-то по вече­рам не могу одна находиться в квартире. Как только стемнеет, появляется ощущение, что какая-то сила затал­кивает меня в ванну и требует вскрыть себе вены”. Мне пришлось пояснить, что этот феномен нам очень хоро­шо известен, например, в прошлом веке святитель Игнатий Брянчанинов описывает такой случай. Как-то зашел к нему монах с Афона (Афон – полуостровная столица право­славного монашества, находящаяся в Греции). Для любо­го верующего человека расспросить афонского монаха – большая радость. И вот отец Игнатий начинает рас­спрашивать про Афон, а монах отвечает: да, у нас все за­мечательно – чудеса, видения, ангелы являются, помога­ют и т.д. Игнатия Брянчанинова это насторожило, и дальше выяснилось, что в ту пору афонские монахи чи­тали мистическую, но не православную литературу. Что делать? Отец Игнатий – монах светской столицы, а это монах с Афона – столицы мирового монашества, какого учить невозможно. Тогда он резко меняет тему раз­говора: “Кстати, батюшка, вы в Петербурге где-нибудь остановились?” – “Нет, я прямо с вокзала сюда”. – “Тог­да у меня к вам просьба: когда вы будете снимать комнат­ку или квартирку, умоляю вас, не выше второго этажа. А то явятся ваши “ангелы” и предложат перенести на Афон, так ведь больно расшибетесь”. И что же? – Оказывает­ся, у монаха уже были такие мысли, что за его высокую жизнь ангелы его вместо поезда до Афона доставят! Поэтому нужно помнить строчку Высоцкого: “Не всё то, что сверху, от Бога”…

– Ну а как быть на бытовом уровне? Скажем, чело­век столкнулся с полтергейстом у себя в квартире или его одолевает некий призрак? идти в церковь?

– К сожалению, очень многие идут от одного беса к другому: к различным магам, специалистам по снятию порчи и прочим. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося российского демонолога Владимира Иль­ича Ленина о том, что “синий черт” ничуть не лучше “желтого черта”. Надо, конечно, идти в храм. Долг свя­щенника – воспроизвести над одолеваемым странными явлениями человеком молитвы, которые вообще-то уже читались над ним при его крещении. Это таинство начи­нается с молитв ЭКЗОрцизма – изгнания бесов. Церковь в своих молитвах обычно обращается к Богу, к людям, но есть уникальная ситуация, когда она обращается к сата­не. Священник поворачивается лицом не на восток, а на запад и велит сатане оставить сие создание Божие. За­клинательные молитвы, впрочем, не обязательно читать в храме – священник может прийти на квартиру.

– Основной источник чудес – Господь Бог. Как церковь различает, что от Бога, а что от нечистого?

– Распознать можно по плодам: что порождается этим чудом в душе человека, приводит ли оно к отходу от хри­стианской веры, порождает ли религиозное равноду­шие. Здесь некое вкусовое ощущение. По интонации ре­чи, по глазам можно что-то такое отличить, даже по то­му, с каким пафосом этот человек будет рассказывать о чуде. Там, где появляется нотка энтузиазма, есть повод для дистанциирования.

– Как быть, если человек пугается происходящих с ним необъяснимых явлений?

– Во-первых, христианская вера освобождает от та­ких страхов. Я верю во Христа – значит, не верю в сглаз, в порчу и прочую чушь. Как говорит апостол Павел, если Бог с нами, то кто против нас? Во-вторых, в доме обяза­тельно должна быть святыня, это очень важно. Святая вода, лучше крещенская. Церковные свечи, ладан (которые можно класть просто на горящую настольную лам­пу). Вообще надо осознать, что граница духовного мира и материального отнюдь не жесткая, материальные предметы могут быть насыщены энергией Духа. Освя­щенные предметы следует содержать так, чтобы они не были поругаемы. То есть на отдельной полке, в отдель­ном ящике. Ну и надо стараться, чтобы по близости от святыни не было нечистых предметов. Не надо тащить в дом сатанинскую, оккультную, астрологическую литера­туру; а уж тем более ею пользоваться.

– Что Вы можете пожелать нашей газете?

– Газете я ничего желать не могу, ибо чего ж такого можно пожелать бумаге? Разве что чтобы желтела не слишком быстро… А вот людям, которые делают газету, я бы пожелал не заниматься уринотерапией. То есть не по­требляйте продукты собственной жизнедеятельности. Если уж ваша “карма” такая, что вам нужно работать в прессе, хотя бы не читайте ее или не слишком доверяйте ей. Сами себя кормите книгами, а не газетами, традици­ей, а не однодневками.

В поисках Бога автор испытал невероятные приключения в аномальной зоне, расположенной в окрестностях села «Молебка» Пермского края. Встреча с духовным миром явилось главным толчком к приходу к Отцу Небесному. 20-летний духовный опыт воплотился в книгу, наполненную удивительными случаями чудесного исцеления, изумительными фактами Божьей защиты в критических ситуациях, рассказами людей, побывавших на грани жизни и смерти, тайнами иного бытия.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог творит чудеса и в наше время (В. А. Ерогов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Чудеса защиты Божьей

О защите и охране Божьей

Неоднократно Бог проводит нас через различные экстремальные ситуации в нашей жизни с целью проверить состояние нашего сердца в какой-то момент времени. Как мы поступим? Будем ли полагаться на свои мускулы, быстроту ног, помощь людей, или полностью будем уповать на Господа?

Заметил, что зачастую этот выбор обусловлен состоянием нашего сердца в конкретный момент времени. Если мы погружены в свои заботы, проблемы, полны негативных мыслей, то фактически мы выходим из сферы Божьего света, фактически лишаясь защиты и охраны Божьей, и у нас нет другого выбора, как только полагаться на свои силы.

Христос учил: «Будьте во мне, как Я в вас».

Пребывание во Христе – это хождение в Его свете, в Его любви. Это возможность всегда уповать на Бога в любой ситуации, доверяясь Его силе могущества и пребывая всегда в центре Его защиты и охраны. Непрерывная молитва в духе – один из инструментов Божьих, с помощью которого мы способны удерживаться в сфере Его Святого присутствия, полностью уповая на Его защиту и охрану нашей жизни. Много раз убеждался в этом лично.

Как-то раз возвращался домой с вечернего служения. Шел, наполненный Божьим присутствием, распевая негромко псалмы и прославляющие гимны.

Недалеко от дома в слабоосвещенном месте внезапно возникли две фигуры молодых людей, изрядно подвыпивших и ищущих повода покуражиться над кем-нибудь. Услышал трехметровый мат за своей спиной, успел разглядеть занесенный кулак.

Помню, как мои губы произнесли: – Будьте благословенны, – чем вызвал еще больший поток брани и топот ног сзади. Обернувшись, я очутился лицом к лицу со здоровым парнем с зверино-подобным выражением на лице. Дьявол умеет это достигать в людях. Знаю, что не в моих человеческих силах было противостоять по плоти, да и такая мысль даже не пришла в голову. Я возложил все свое упование на Господа, а Он все взял на Себя. Помню, как повторно благословил их обоих и, глядя в лицо парню напротив меня, громко произнес: – Парень, Бог любит тебя, Он знает твои проблемы и хочет тебе помочь.

Это говорил как бы ни я, а Бог, использующий мои губы. Мгновенно зверино-подобное лицо парня приняло какой-то растерянный, жалкий вид. На моих глазах он стал очеловечиваться. Он не мог произнести ни слова.

Я вынул из кармана церковный пригласительный лист и, протягивая ему, сказал: – Приходи по этому адресу, и Бог благословит твою жизнь. Он тупо смотрел, то на меня, то на лист бумаги, потом вдруг заплакал, стал жать мои руки, целовать меня, и в конце сказал: – Братишка, знай, что в этом районе ни одна душа не притронется к тебе, я тебе говорю.… На этом мы расстались. Я вернулся домой в радости, славя Бога. Это был хороший урок для меня.

Было многое и другое в моей жизни критических ситуаций, когда упование на Бога ограждало меня от посягательств дьявола, проявляясь при этом сверхъестественным вмешательством.

Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться? Пс 26:1

В центре Божьей защиты и охраны

«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Прит.15:3).

Помню, как-то возвращаясь поздно вечером домой с очередного служения, стал невольным участником следующего приключения.

Впереди меня шел молодой парень с двумя девушками. Неожиданно появились двое пьяных ребят, обогнавших трех впереди идущих молодых людей. Один из них встал перед ними, а другой неожиданно схватил двух девушек и поволок их по дороге, всячески издеваясь и оскорбляя их. Их попутчик от неожиданности не мог ничего сказать, а когда пытался заступиться за девушек, наиболее наглый из тех пьяных ребят достал из кармана куртки пистолет, по форме напоминающий «Макаров» и, направляя ему в лицо, стал угрожать расправой. Я видел при свете вечернего фонаря, как побелело лицо того молодого человека. Ситуация накалялась все больше и больше.

Помню, как я стоял на тротуаре недалеко от этой сценки и молился Богу. Я просил Бога взять эту ситуацию под контроль. Затем неожиданно для самого себя подошел к наиболее агрессивному парню и попросил его ради Христа оставить девушек в покое. Что-то говорил ему о любви Божьей, увещевал его. Он отвлекся от других и в ярости демонической обратил свой взор на меня. Помню, слова его напарника: – Не тронь отца, он ничего тебе плохого не сделал. Но парень в гневе размахнулся изо всей силы и ударил меня с расстояния локтя рукоятью пистолета в лицо. В это мгновенье что-то незримо встало между нами, и я почувствовал лишь легкое касание рукояти пистолета моей правой щеки. Далее он, что-то пробурчав про себя, оставил девушек и парня в покое и удалился в сторону вместе с напарником, как бы забыв обо всем.

Я пришел домой и рассказал о случившемся жене. Вскоре, минут через десять, пришел с улицы мой сын и стал рассказывать, что он видел. Он рассказал, как видел следующую сценку: несколько милиционеров скрутили двух парней и нещадно лупили их дубинками. По всем приметам это были те двое пьяных парней. Да, Господь Сам нашел способ воспитания незрелых людей. Что удивительно, я не чувствовал в данной ситуации ни страха, ни беспокойства за свою жизнь. Была полная уверенность, что Его защита и охрана надо мной и ситуация полностью под контролем Бога.

Милость Божья

Не устану удивляться милости Божьей и благости Его. Случай, который произошел со мной в 1975 году, в который раз говорит о любви Божьей к нам, людям.

…Молодой и беспечный, я передвигался на мотороллере по загородной магистрали. Чистое ровное шоссе, ни одной машины, теплое июньское солнце ласково обогревало своими лучами, притупляя бдительность и внимание. Ничто, казалось, не предвещало беды. Проехав 65 километров от города, решил возвращаться. Взглянул назад. Где-то вдалеке, сзади меня, маячил легковой автомобиль. Пошел на разворот от правой обочины. Завершая разворот, оглянулся назад. Господи, метрах в тридцати увидел надвигающуюся на меня машину, время, казалось, остановилось.

Как во сне, вижу силуэт машины, движущейся наперерез мне. Последняя мысль была: «Неужели так бывает». Удар. Меня выкинуло вверх. Инстинктивно успел сгруппироваться, дальше забытье. Очнулся, наверное, через минуту. Меня выкинуло на встречную обочину, мотороллер закинуло в кювет, метров семь от места столкновения. Помню, слегка шатаясь, встал, ощупал себя. Удивительно, ни одной царапины. Даже часы на руке остались целыми и продолжали идти. Легковой автомобиль «Жигули» находился в 37 метрах от места происшествия. Таким был тормозной путь по заключению экспертизы. Определили, что скорость машины в момент удара была где-то 90 км в час. Мой мотороллер при столкновении был заброшен аж на крышу автомобиля и выкинут в обочину силой удара на семь метров. В момент приземления было ощущение, будто чьи-то руки заботливо приняли меня и опустили на землю. Теперь понимаю, что это были руки Ангела-Хранителя.

Я еще был неверующим, но помню, как мои губы непроизвольно шептали: «Господи, спасибо Тебе. Благодарю за твою милость ко мне, за Твое спасение. Прости мне мою беспечность и мое неверие Тебе».

После этого случая что-то произошло со мной: я понимал, что не случайно оказался жив, была реально рука Божья на мне и милость Божья. Действительно, как говорят люди, испытавшие подобное, время приостанавливается. Бог заложил в нас такую способность, когда мозг имеет возможность молниеносно реагировать на критические ситуации. Сейчас ясно осознаю, что на каждого человека у Бога есть жизненный план, который необходимо реализовать. И как мы к этому отнесемся, что будем делать со своей жизнью, лежит на нашей ответственности. Спасибо Творцу за Его любовь и милость Божью ко всем живущим на этой земле.

Спаси и сохрани

Дорогой читатель, в продолжение темы «Защита и охрана Божья», предлагаю личное свидетельство о том, как Бог спасает людей, находящихся на краю гибели, по ходатайственной молитве за них. Снова возвращаюсь в далекие 90-е года прошлого столетия.


Помню, однажды знакомая по работе женщина попросила меня поговорить со своей шестнадцатилетней дочуркой, находящейся в трудном возрасте и в силу этого создающей определенные проблемы в семье.

Придя к ним домой, я познакомился с ее дочкой и в беседе ненавязчиво пригласил на воскресное церковное служение. Она дважды, вместе со своей подругой, приходила на воскресные собрания верующих и была в восторге от всего, что видела и слышала. Пообещала, что в следующее воскресенье обязательно придет в церковь.


Через неделю, как обычно, придя на дневное служение, и расположившись в привычном месте, поджидал эту девочку с ее подружкой.

Собрание началось, а их не было. По окончании служения, где-то в пятом часу вечера, отправился к трамвайной остановке, но что-то заставило меня идти пешком, затем это что-то ускорило мой шаг, переводя почти в бег. Помню, в уме отчетливо всплыл образ этой девочки. Как вспышка! И затем, ком в горле, застилающие глаза слезы, и откуда-то, из самой глубины моего естества ходатайственная молитва:

«Господи, спаси и сохрани!»

Не разбирая дороги, сотрясаемый изнутри невыразимым чувством сострадания, промчался несколько кварталов. А в сердце – та же мысль и на устах:

«Спаси и сохрани… спаси и сохрани… спаси и сохрани…». Шла самая настоящая духовная брань. Через какое-то время, успокоившись, отправился домой.


В следующее воскресенье, подходя к церкви, встречаю эту девчушку с подружкой.

– Что случилось? – был самый первый вопрос к ней. Она, отведя меня в сторону, поведала жуткую историю, случившуюся с ней в прошлый выходной.

– Понимаете, дядя Слава, я хотела придти на дневное служение, как обещала, но почему-то решила еще поработать, чтобы сделать больше выручки.

По ее словам, она занималась торговлей винно-водочных изделий в одной из частных точек. Так подрабатывала, чтобы не быть зависимой от матери.

Закончив все, возвращалась домой. Быстро темнело. В безлюдном месте была окружена группой из нескольких мужчин нерусского происхождения и под угрозой ножа затащена в подвальное помещение какого-то здания. Там была изнасилована всей группой.

Кто-то из мужчин, чтобы не оставлять следы насилия, уже намеревался прикончить ее, видела в его руке нож, но что-то остановило их.

Перекинувшись между собой незнакомыми фразами, молча удалились, оставив ее одну в темном грязном подвале.


С трудом выслушав ее трагедию, едва не плача, спросил:

– Когда это случилось?

– Примерно, в полшестого вечера, – был ее ответ.

Это где-то, через час после моей молитвы.


– Господи, что пришлось выдержать этой девчушке! Почему Ты допустил это? – сквозил в сердце моем вопрос.

И пришел ответ:

– Дитя мое, у этой девочки был выбор: находиться в собрании святых под моей охраной и защитой, или предпочесть греховное и суетное. Она выбрала второе.

Я не дал ей претерпеть сверх сил. Я оставил ей шанс для покаяния и примирения со Мной. Я побудил тебя молиться ходатайственной молитвой, чтобы связать дьявола и не позволить ему перейти границу дозволенного. Я очень дорожу ею…


Эта история, глубоко залегла в мою память. Мы люди, часто не понимаем, что творим. Но за все есть воздаяние, как написано:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7,8)

Пропавшая девочка нашлась

…Несколько лет назад ко мне обратилась с необычной просьбой знакомая, сестра по вере, проживающая неподалеку от меня. У соседки по подъезду пропала девочка-подросток. Ушла из дома, ничего не сказав, и почти двое суток никаких вестей от нее.

Моя знакомая вместе с заплаканной матерью той девочки пришли ко мне домой с просьбой помолиться об этой ситуации, а вдруг Бог через молитву прояснит положение вещей. Я не знал, что сказать несчастной женщине, поэтому сразу стал молиться и взывать к Богу, оградить подростка от злых и недобрых людей, поставить над ней защиту и охрану и привести ее домой к матери.

Не помню, сколько времени шла ходатайственная молитва, но только под конец вдруг пошли слова прославления и благодарения Богу за Его великую милость и благость, за Его любовь и милосердие к этой девочке. Необычайный мир наполнил мое сердце.

– Девочка жива и здорова, – помню, первое, что я сказал стоящим рядом женщинам и продолжал прославлять и славить Отца Небесного. Спустя какое-то время из меня потекли слова, как будто не я говорил, а кто-то другой:

– Девочка в полном порядке… через пять часов ждите ее дома. Я четко осознавал, что сам Дух Святой в тот момент давал информацию через слово знания. В сердце была полная уверенность в достоверности того, что я проговорил.

– Идите домой, и ждите, – сказал я просветлевшей матери той девочки.

Женщины, окрыленные надеждой, торопливо собрались и возвратились домой. Я остался один, продолжая размышлять о случившемся.

Где-то, поздно вечером, раздался телефонный звонок. В трубке услышал радостный и взволнованный голос моей знакомой сестры:

– Вячеслав, девочка нашлась. Она дома и в полном здравии. Как Вы просили, ее мама не стала укорять подростка и постаралась с любовью выяснить причину ухода дочери из дому. У них была конфликтная ситуация между собой, вот девочка и ушла из дому, бросив тем самым вызов матери. Была у какой-то подружки. Теперь, слава Богу, все устроилось. Они примирились между собой…

Вот какие случаи бывают в жизни, и хвала Богу, что Он, милостивый, не оставляет людей, но оказывает своевременную помощь и внимание к людям.

Цыганский гипноз

Многие люди встречались не раз за свою жизнь с таким феноменом, как «цыганский» гипноз, но не многие знают, что данный вид воздействия на волю человека относится к той же категории, что и гадание, волшебство, вызывание духов умерших, чревовещание, магия, и прочие демонические вещи, о которых упоминается в Священном Писании.

10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,

11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;

12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; (Втор.18:10-12)

Хорошо известно, что цыганское гадание не обходится без суггестивного воздействия на волю подопытного человека, так называемого «цыганского» гипноза со стороны гадалки, конечной целью которой является совершение мошеннических действий по отношению к введенному в транс человеку.

Что такое «цыганский» гипноз? Есть множество разновидностей гипноза. Цыганский же – лишь одна из этих разновидностей. Еще его называют «уличным гипнозом», так как он используется, в основном, в местах большого скопления народа. Специфическая особенность «цыганского» гипноза – это мгновенное вызывание транса различной степени у человека, подверженного воздействию, о чем он даже и не догадывается. В этот момент человек может спокойно «подарить» гадателю все свои драгоценности, будучи не способный адекватно воспринимать реальность.

Есть ли действенная защита от «цыганского» гипноза? Да, конечно. Это, во-первых, самому никогда не соглашаться на предложение «погадать», зная, что в глазах Бога гадание – это тяжкий грех. Во-вторых, просто игнорировать всяческие попытки гадалок вступить с Вами в контакт. В-третьих, мысленно проговаривать молитву «Отче наш».

Скажу сразу, что истинно верующему человеку никакое ментальное воздействие не страшно, так как само тело такого человека является храмом, в котором живет Святой Дух. А где Дух Святой, там свобода. Там нет места демоническим духам. «Цыганский» гипноз представляет опасность для людей, не утвержденных в вере, пытающихся в силу чрезмерного любопытства вторгнуться в те области духовного мира, в которые не должно вторгаться. Как правило, это молодые девушки и дети.

Помню, как-то я отдыхал на скамейке в городском скверике. Напротив меня сидели две молоденькие девчушки, лет по восемнадцать, видимо студентки, так как читали свои конспекты. Вскоре к ним подошли две цыганки среднего возраста, с ними еще был ребенок – девочка лет шести. Как-то так быстро случилось, что они оказались между девушками, и каждая цыганка занималась своим делом со своей жертвой.

Я начал внутренне молиться Богу за эту ситуацию. Вскоре замечаю, как одна из девчушек, находясь в состоянии транса, сначала выложила цыганке 100 рублей, через некоторое время «охотно» подарила золотое колечко, снятое с пальца левой руки. Ситуация раскручивалась, как в хорошем детективе. Слышу голос цыганки: – Деточка, у тебя такой красивый свитер, подаришь мне, всю правду о женихе твоем расскажу…

Вижу, девчушка покорно начала стаскивать с себя дорогой свитер. Тут я уже не выдержал, встал со скамейки и, глядя в глаза цыганке, произнес: – Именем Господа Иисуса Христа, дьявол, я повелеваю тебе оставить это место и убраться прочь. Всякий дух обольщения, гадания, дух демонического гипноза, пошел вон.

Я увидел страх в глазах цыганки, что-то с ней произошло. Она торопливо выложила все, что выудила у незадачливой девчушки и положила ей на колени.

Тогда я коснулся рукой девушки и сказал: – Приди в норму, возьми свои вещи, деньги и никогда больше не заигрывай с гаданием, потому что это грех в глазах Бога.

Девушка как бы очнулась от сна, посмотрела на меня, на свои вещи, на притихших цыганок и заплакала. Помню, напоследок она горячо поблагодарила меня за помощь. Ее подруга тоже вышла из состояния транса, и они вместе покинули это место. Цыганки также быстро ретировались вместе с ребенком.

Дорогой, читатель, возможно, ты сам побывал в такой ситуации и эта картина, описанная выше, тебе знакома. Знай, что Бог любит цыган, Он умирал на кресте и за них тоже. Но Бог ненавидит грех и всякую ложь, и всякий обман. Помни, что гадание, на руках ли, на картах, на кофейной гуще или на костях – есть тяжкий грех, и человек, увлеченный этим, пожнет соответствующие плоды в своей жизни.

Хранимая Ангелом

Помню, поздним вечером я возвращалась домой после окончания служения в домашней группе. Было темно, безлюдно, морозно. На мне была новая шубка, в руках дамская сумочка. За спиной, метров двадцать от меня, услышала чьи-то торопливые шаги. Кто-то догонял меня. Оглянувшись, разглядела при свете фонарей две темные рослые фигуры молодых людей. Они явно намеревались догнать меня. Сердце мое сжалось. Я мысленно подняла взор к Иисусу и воззвала к нему: «Помоги, Господи, спаси и сохрани меня…»

Оглянувшись, увидела, как эти молодые люди вдруг изменили свои намерения и отстали от меня. Вскоре они исчезли из виду. Я же благополучно добралась домой. Приметы этих подозрительных людей я сообщила по телефону в милицию. На следующий день меня пригласили на участок милиции для опознания. Придя по указанному адресу, я увидела задержанных, тех самых парней, что пытались догнать меня на пустынной улице в прошедший вечер. Я сразу их узнала. По словам работника милиции эти двое в прошедший вечер ограбили пожилую женщину, забрав у нее сумку и какую-то мелочь. Меня попросили опознать этих ребят. Я подтвердила, что видела их вчера, догоняющих меня и, внезапно изменивших свои намерения. Работник милиции обратился с вопросом к задержанным: «Почему вы ограбили бедную пожилую женщину, но не тронули эту, хорошо одетую девушку?» На что последовал ответ одного из задержанных: «Да, попробуй ее тронь, когда рядом с ней появились два здоровенных амбала!» В голосе парня явно ощущались нотки изумления и страха. Я отчетливо помню, что никаких здоровых парней рядом со мной не было. Но поняла, что Господь совершил необычное – приставил двух Ангелов Хранителей для моей защиты и охраны. Притом, сделал их видимыми только для преследователей. Я же Ангелов не видела. Видимо, Господь решил не смущать меня… Рассказ моей сестры был для всех нас изумительным свидетельством любви и заботы Господа Иисуса Христа к Своим детям.

Музыка детства

Как часто она звучит в нас воспоминаниями тех лет, когда легко и просто мы шли по жизни, не задумываясь о будущем, и не терзая себя прошлым.

Музыка детства. Это полузабытый вкус вареной кукурузы, это неповторимый запах черного хлеба над кружкой парного молока. Это воздушный змей, высоко парящий в безоблачном небе. Незабываемые вехи жизни. Они у каждого свои.

Возвращение в детство

В детской лодочке бумажной

По весеннему ручью

В позабытый день вчерашний

Воротиться я хочу.

Где оранжевые кони

Жмутся к розовой реке,

Где стоит, никем не тронут,

Хрупкий домик на песке.

…Пятьдесят пятый год прошлого столетия. Эпоха холодной войны с Западом.

Место моего проживания – город Орджоникидзе, нынешнее название – Владикавказ. Время частых учебных тревог. Незабываемый вой сирены в вечернее время над притихшим городом. Наглухо зашторенные окна домов.

Мы, шестилетки послевоенного периода, помним романтику тех дней, когда убегали тайком от родителей в поисках отстрелянных гильз на военном полигоне, расположенном далеко за городом.

Помню, босиком вышагивали километры по раскаленному от майского солнца асфальту военно-грузинской дороги.

Какие мы были счастливые, возвращаясь назад с карманами, набитыми пустыми гильзами. Усталые и голодные тянулись в свои жилища, предвкушая очередную встрепку от родителей за длительное отсутствие.

Музыка детства. Это я, бегущий по кукурузному полю с зажатой в руке сочной кукурузой, спасающийся от погони колхозного сторожа.

До сих пор помню этого молчаливого угрюмого всадника на черном коне в черной папахе, скачущего наперерез мне. О как билось мое сердечко в тот страшный миг! До сих пор помню этого апокалипсического всадника с разлетающимися полами темного халата, скачущего по безбрежному полю.


Музыка детства. Незабываемые купания в Тереке, бурной северокавказской реке. У нас, пацанов того времени, не было сотовых телефонов, компьютерных игр, но было нечто – музыка детства.

Благодарю Бога за мою чудесную бабушку, давно уже пребывающую по ту сторону бытия. Она первая сумела привить мне страх Божий и веру, что жизнь не прекращается со смертью человека.

Помню, как рассказывала мне об окаменевшей девушке, после того, как та кощунственно танцевала с иконой в руках, подчеркивая свое полное пренебрежение ко всему святому.

Я, несмышленыш того времени, помню, после ее рассказа решил поэкспериментировать: тайком, когда никого из старших не было дома, взял со стены бабушкину икону и с бьющимся от страха сердцем стал кружиться с нею по комнате, проверяя, случится что или не случится. Наверно, Господь смотрел на меня, салажонка, сверху и посмеивался: – Ну что взять с малыша! Вот такой был экспериментатор, да и сейчас не изменился, ну, конечно, с иконами не танцую, в другом направлении провожу эксперименты. Сейчас понимаю, как Бог любит нас, таких несовершенных!

Недавно был снят художественный фильм по реальным фактам тех лет. Называется фильм «Чудо».

Это как раз о той окаменевшей девушке, которую звали Зоя. Очень сильно поставлено, с подчеркиванием примет того далекого времени…

Как дети верят в чудо

Насколько дети верят в чудо, как работает детская молитва веры, и есть ли Ангел Хранитель у каждого из них? Попытаюсь осветить эти вопросы личным свидетельством из моего детства.

Вспоминаю далекую осень 1955 года. Место жительства – город Орджоникидзе (Владикавказ). Шестилетний пацан, не знающий ласки отца, я был окружен заботой со стороны любящих меня мамы и бабушки. Проживали в то время на краю города в снимаемом стареньком частном домике, отапливаемом дровами. Помню, мама с утра уводила меня в детский сад, а вечером после работы забирала меня домой. Детсад находился не близко от дома, где-то на расстоянии трех километров.

Как-то раз, не дождавшись мамы вечером, я самовольно, тайком покинул детсад, решив самостоятельно добраться домой. Вечерние сумерки в Северной Осетии наступают неожиданно быстро.

И вот, вижу себя, малолетку, вышагивающего по узким улочкам притихшего города. По пути домой прихватил на дрова какое-то бревнышко размером, примерно, с мой рост. В южных городах дефицит древесины, а топить печь чем-то надо. Откуда была такая сознательность? Видимо, от моей бабушки.

Волочу это тяжелое бревнышко, а силенок-то маловато. Какое-то время ориентировался по слабо освещенным названиям улиц. Потом вдруг понял, что заблудился. Неожиданно город погрузился во тьму. Яркие звезды выступили на небосводе. Иду, тащу это бревно, а в детском сердечке тревога и страх. Названия улиц какие-то чужие, незнакомые мне. Начинаю всхлипывать все громче и громче. Первые слезинки, как бусинки, стали выкатываться из моих глазенок. Так получилось, что бабушка посеяла в меня первые семена веры. Она всегда говорила мне, что есть Боженька, и что Он, любящий людей, всегда помогает им в трудных ситуациях, никогда не оставляет без внимания их просьбы, хранит их от зла.

И вот, волочу это проклятое бревно, а из сердечка моего течет, как ручеек, детская молитва веры: «Боженька, мой хорошенький, помоги мне, я заблудился, приведи меня за руку домой к маме и бабушке, я есть хочу…» А слезы все больше и больше текут из моих глаз, и бревно уже бросил, тяжеловатым оказалось для меня. Сколько времени прошло с момента моего начала странствования, не знаю. Только помню, что молитва веры текла из моих уст, чистая и непосредственная. Только дети верят так искренно, что чудо обязательно совершится, и что ни попросят у Бога, сбудется непременно. Недаром Иисус Христос повелевал ученикам Своим быть как дети в вопросах веры.

И вот чудо произошло! Внезапно около меня появился силуэт мужчины кавказской национальности.

– Мальчик, что ты плачешь и куда идешь? – последовал вопрос.

– Я потерялся, иду домой из детского садика, мама не пришла за мной, вот, не знаю куда идти, – отвечаю в ответ.

– А где ты живешь? – спрашивает мужчина.

– На улице Караван-сарая, дом такой-то…

Помню, он взял меня за руку и повел к трамваю. Оказывается, я шел в противоположном направлений от дома и оказался на самой окраине городе, около какой-то швейной фабрики. Мы сели в вагон трамвая, и я, мирно пристроившись на коленях моего спасителя, тихо посапывал, успокоенный и счастливый.

Финал был прекрасен. Где-то около часу ночи мой «Ангел Хранитель», вручив перепуганной родительнице ее бесценную пропажу в целостности и сохранности и, получив при этом поток благодарности, незаметно исчез, как и появился, в тишине ночного города.

И до сей поры, спустя много десятилетий, ломаю голову, – кто же был это – Ангел или человек? Но все чаще и чаще склоняюсь к первому варианту.

Что такое чудо? «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая...» — поется в церковном песнопении на праздник Успения Богородицы. То есть приснодевство Богородицы и Ее успение, когда Она после окончания Своей земной жизни была взята с телом на небеса, — явления сверхъестественные, побеждающие привычные законы, естества «уставы». И любое Божественное чудо — это преодоление обычных физических законов.

Но мы знаем, что Господь Сам Творец и Законодатель физических уставов и в Его власти, если нужно, эти законы отменить.

Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Многие чудеса Спасителя описаны в Евангелии. Он превращал воду в вино, исцелял расслабленных, прокаженных, глухих, слепых от рождения, воскрешал умерших, ходил по водам, пророчествовал и насыщал несколькими хлебами тысячи людей. Его последователи, ученики — святые апостолы — также совершали чудеса (об этом сказано в книгах Нового Завета). Многие чудеса описаны в житиях святых подвижников, почти в каждом житии повествуется о чудотворениях. Но и апостолы, и святые совершали чудеса не сами по себе, а силой Божией. Только Творец законов может преодолеть, изменить эти законы. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Но Господь часто дает Своим угодникам благодатные дары для помощи людям и прославления имени Божия.

Чудеса, знамения, случаи благодатной помощи совершались в истории Церкви постоянно, совершаются они в наше время и не перестанут происходить до скончания века, пока стоит Церковь Христова. Но и во времена Своей земной жизни, и сейчас Господь не совершает чудеса слишком часто. Иначе не будет места для подвига нашей веры. Чудеса, знаки силы Божией, нужны для укрепления веры, но их никогда не бывает слишком много. К тому же чудо надо заслужить, оно дается по вере просящего.

Но есть в жизни Православной Церкви чудеса, которые происходят постоянно, вот уже многие века. Они утешают нас, укрепляют и свидетельствуют об истинности нашей веры. Это чудо Благодатного огня, схождение облака на гору Фавор в день Преображения Господня, чудо святой крещенской воды, мироточение от святых икон и мощей.

И вообще, разве вся жизнь Церкви не есть одно сплошное чудо? Когда благодать Божия постоянно действует в Таинствах церковных, когда за каждой литургией происходит величайшее на земле чудо — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя! Да и каждый христианин, имеющий опыт молитвы и духовной жизни, постоянно ощущает в своей жизни сверхъестественное присутствие Божие, Его крепкую и сильную руку помощи.

Письмо из Небесной канцелярии

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»
(Мф. 7, 7).

Стол с нехитрой закуской, горящая свеча посередине. Пятеро за поминальной трапезой девятого дня. После первых традиционных тостов кто-то из сидящих просит рассказать подробнее о жизни человека, уже перешедшего в вечность. И вот что мы слышим…
- Моя мама осиротела, когда ей было два с половиной года. Дед мой, ее отец, хотел в приступе ярости порубить все иконы. Мама рассказывала, что у нас были большие старинные иконы в серебряных окладах. Несколько из них маме удалось спасти. Она, трехлетняя кроха, стала перетаскивать их на берег реки и опускать в воду. Потом стояла и смотрела, как их медленно уносило течение. Вскоре дед мой привел сожительницу. Мачеха стала требовать: «Убери детей. Девай их куда хочешь». И вот как-то ночью маму разбудила кошка, дико мяукнув и оцарапав ей руку. Проснувшись, она закричала брату: «Колька, бежим, папка нас зарубить хочет». Дед мой от неожиданности выронил топор, который был уже занесен над ними спящими. Дети убежали. Вот почему мама так кошек любила. За спасение жизни.
Спустя какое-то время дед зарубил топором сожительницу за измену и сам пошел и сдался властям. Его осудили на двенадцать лет и выслали. Мама с братом остались совсем одни.
Мне сейчас даже страшно представить, как она, четырехлетний ребенок, ходила босиком по снегу и собирала милостыню в Георгети. Видно, это тоже было нужно. Несмотря на суровое детство и юность, мама была редкий жизнелюб, никогда сама не унывала и нам этого не позволяла, говорила: «Ничего, Господь не оставит».
Потом маму взяла на воспитание одна раба Божья, хотя и сама бедствовала. Затем маму удочерила одна грузинская семья. Я до сих пор поминаю этих людей как дедушку и бабушку. Их, конечно, давно нет. Они дали ей свою фамилию. Отправили учиться в техникум.
Вскоре пришел с фронта брат отца и забрал ее в Тбилиси, в ФЗУ при Трикотажке. С теткой, дядиной женой, отношения не сложились, и ей пришлось перейти в общежитие.
Господь, как и каждого сироту, ее незримо вел и оберегал. Как-то в минуту отчаяния, в девятнадцать лет, она взмолилась: «Господи, если Ты есть, дай мне счастье!»
И в ту же ночь Он пришел к ней во сне и сказал: «Исправь свои грехи, тогда получишь счастье».
Проснувшись, первое, что она сделала, бросила в печку карты (до того она прекрасно гадала). И пошла в церковь. Стала молиться, исповедоваться.
Есть в Александро-Невской церкви большая старинная икона Божией Матери «Смоленская». Мама молилась перед ней, чтобы Пресвятая Богородица устроила ее жизнь. Вскоре она познакомилась с моим отцом. Потом поженились. Папа, только демобилизовавшись, устроился на Трикотажку учеником мастера, туда, где мама уже работала прядильщицей. Она проработала на комбинате сорок лет. Кто знает эту профессию, поймет, что это за цифра. Это были послевоенные годы. Всем было трудно, а моим родителям тем более, ведь им пришлось все начинать с нуля. Поначалу кушали на подоконнике, спали на полу. Тут возникла новая проблема. У них три года не было детей. Перед той же иконой мама вымаливала ребенка. И как-то увидела сон, будто стучится к нам в общежитскую квартиру (там было четыре комнаты, в каждой жило по семье) старец в белом подряснике и зовет маму:
«Вам письмо из Небесной канцелярии!» - и подает ей лист бумаги.
- Но я ничего не понимаю, - отвечает мама.
- Вам его прочтут на втором этаже, - отвечает старец и исчезает.
А мама видит, как с неба опускается звезда - и прямо к ней в руки.
Проснувшись, мама задумалась и вспомнила, что на втором этаже нашего общежития жила монахиня с дочерью, и пошла к ним за разъяснением. Монахиня выслушала все это и сказала: «Это значит, что молитва твоя услышана и скоро у тебя будет ребенок. Скорее всего, девочка».

И правда, вскоре родилась я, грешная, - улыбается рассказчица. - Кто был этот старец, мама узнала потом, когда меня Господь призвал к вере и мы всей семьей воцерковились, стали держать посты, исповедоваться и причащаться. Как-то на иконе она узнала этого старца. Это был Преподобный Серафим Саровский. Жили мы очень скудно. Даже хлеба не было вдоволь. Из своего детства я помню макароны и яблоки, которыми мы в основном питались. Но мама никогда не жаловалась. Как-то раз стучится к нам в общую дверь священник. Вышли все четыре хозяйки, у всех интерес: «К кому пришли?» А он смотрит на маму и говорит: «Я к вам».
Мама, конечно, пригласила его войти. Он говорит: «Дай мне кусочек хлеба и стакан воды». Мама достала двести граммов хлеба - однодневную норму, больше не было. Священник стал молиться, потом сказал: «Хлеб у тебя всегда будет». И поспешил уйти. Когда она выбежала следом, чтобы поблагодарить его, спросить, почему он зашел именно к нам, нашего гостя уже нигде не было. Обегала четыре этажа, спрашивала у всех, но, выяснилось, что его никто не видел. Рассказывая этот случай, мама всегда плакала: «Кто это был? Почему исчез? Может, это Господь посетил меня?» Вскоре после этого события папиных друзей-летчиков перевели в Вазиани, и они стали часто бывать у нас. Настелят шинели на пол и ночуют. Часто отдавали нам свои военные пайки. Как-то постепенно жизнь наладилась. Когда мне исполнилось двенадцать лет, мои родители обвенчались. Все эти годы они по копейкам собирали деньги на кольца. Оба очень хотели принять это Таинство. Мама была на редкость любвеобильным и мудрым человеком. За всю жизнь я не помню, чтобы она о ком-то отозвалась плохо. Я, наверное, никогда не дойду до ее уровня любви к людям и ко всему живому. Даже будучи парализованной, вы все видели, как она радовалась всем вам и как безропотно несла крест болезни. Ей было открыто, что болезнь ее - за грехи отца.
Царство ей Небесное, вечный покой.
Пусть мамочка, если имеет дерзновение перед Господом, помолится о всех нас, чтобы и у нас была бы та же любовь к людям и безропотность к несению своего креста.
- Аминь! - сказали и перекрестились сидевшие за столом.
Рассказано 14 мая 1998 г.


Церковные Таинства

«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»
(Мк. 11, 17).

«Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа», - разъясняется в «Законе Божием». Церковные Таинства многие верующие, не говоря уж об атеистах, воспринимают как просто догматическую традицию. Мало кто ждет чуда от крещения или миропомазания. А чудеса - это всегда неожиданность. Вот некоторые из них, рассказанные разными людьми.

7 января 1999 года несколько человек собрались отметить Рождество. После праздничных тостов речь за столом зашла о том, как кто пришел к Церкви.
- Меня послушайте, - говорит М., пожилая женщина с волевыми манерами. - В церковь я пришла случайно. Точнее, случайного-то, как я теперь знаю, ничего нет, а есть Промысл Божий. Дело было так. Иду я примерно год назад по Руставели мимо Кашвети. На церкви я в жизни никогда не смотрела и вообще ярая атеистка была, все на партсобраниях выступала. Сама я из Курска, подрывницей в шахте работала. А тут иду я, и вдруг мне как в голову стукнуло, дай, думаю, зайду, погляжу, что там внутри. Ни в России, ни здесь никогда в церкви не была, а тут захотелось. Ну я грудь вперед и пошла, как на приступ. Без платка, конечно. Да попробовал бы мне кто что сказать: нельзя, мол, - в два счета бы на место посадила. Характер у меня такой решительный… Захожу, в общем. Темновато, свечки горят, поют что-то протяжно. А посередине очередь. Я как советский человек инстинкт имею: где очередь, так подойти в конец и спросить, «кто крайний», а уж потом разобраться. Стала я, значит, в очередь и подвигаюсь медленно к алтарю. Все, смотрю, руки на груди крестом сложили, и я, как обезьяна, так же. Дошла до священника. Он имя
спрашивает. Я назвалась.
- Рот открой, - он говорит.
Открыла. А он мне туда ложку с чем-то, и объявляет: «Причащается раба Божия…». Потом губы мне отер и дает Чашу целовать. Я, как автомат, поцеловала и вышла на улицу. Какую я благодать ощутила, и описать не могу. Иду, ног под собой не чую. И солнце мне по-другому светит, и люди навстречу улыбаются. Все какое-то необыкновенное. Неделю я как в раю жила, все удивлялась, насколько же мне хорошо и ни с кем ругаться не хочется. Потом задумалась - отчего же это? Снова пошла в церковь, стала вникать, интересоваться, что это было и когда снова будет. Так постепенно, постепенно к вере пришла. Сейчас стараюсь ни одной службы не пропустить. Сколько раз я потом после этого причащалась, все по правилам, пост непременно, правило вычитываю, а благодати, такой, как в первый раз, не ощущала. Почему так, не объяснишь. На то оно и Таинство.

В 97-ом совсем в иной обстановке другой человек такого же возраста, социального положения и со схожим прямолинейным характером рассказал следующее:
- Вот сектантов этих расплодилось - жуть. Бегают и всем книжки свои суют: читай - не хочу. Я хоть в религии человек темный, да только точно знаю, что все эти секты - это несерьезно. Я сама бывшая молоканка. У нас в Ульяновке (молоканская деревня недалеко от Тбилиси) все верующие, и пресвитер хороший. Только с церковью все равно не сравнишь. Там что-то такое, что ни в одной секте не найдешь. Вот со мной случай был лет двадцать пять назад. Я тогда работала на Трикотажке прядильщицей. Подруга с мужем попросили их ребенка крестить.
- Я же некрещеная, - говорю. - Мне вроде нельзя по-вашему.
- Да ладно тебе, - ее муж говорит. - Никто и не узнает. Мы же тоже ничего не соблюдаем. Твое дело маленькое: стой рядом и ребенка держи, а мой друг крест покупает и все оплачивает. Священнику ты и сто лет не нужна. - В общем, уломали они меня. Пошли мы с кумом в назначенный день в Александро-Невскую церковь.
Я косынку даже надела. Не годится как-то без косынки-то.
Зашли туда, где крестят. Я ребенка развернула, держу на руках. Батюшка начал чего-то читать над водой. Мы с кумом стоим без понятия, смотрим. Вдруг подходит священник не к ребенку, а ко мне и начинает меня водой кропить. Меня как кипятком внутри обдало. Неужели, - думаю, - узнал? Еще хорошо, кум выручил, сказал: «Вы, батюшка, не ту крестить начали, мы же из-за ребенка пришли».
- А, - говорит старичок, - извините.
И начал крестить мальчика…
Еле я дождалась, пока он закончил. Выскочила во двор и давай кума чихвостить.
- Все ты, - кричу, - да дружок твой виноваты, меня в грех ввели. Из-за вас священника обманула.
А кум мой и сам не рад, что так вышло, стоит оправдывается:
- Да откуда же я знал, что так получится? Думал, ему только деньги дай.
Потом меня долго совесть мучила из-за того случая. Спустя какое-то время я сама крестилась, и мои сыновья тоже. В церковь я захожу от случая к случаю, свечки ставлю, когда тяжело. А остальное, что в церкви делается, - не знаю. Слыхала, что исповедоваться надо. Да все как-то смелости пока не хватает.

Эту историю рассказал священник. Как-то к нему обратилась женщина с просьбой отслужить панихиду о муже. Священник подошел к Распятию и начал разжигать кадило. Сделав несколько неудачных попыток и увидев, что ладан не зажигается, он спросил:
- Не о живом ли вы панихиду заказываете?
Оглянулся, а женщину как ветром сдуло. Видно, предположение оказалось правильным.

В октябре 95-го собрались вместе несколько человек. Встреча была редкая и знаменательная. Одному из присутствующих пришла в голову мысль: разрезать по такому случаю освященное яйцо, которое лежало с Пасхи в святом углу перед иконами.
- Да оно испортилось давно. Сколько времени прошло! - засомневались остальные.
- Оно освященное. Посмотрим. Пусть нам будет сегодня Пасхальная радость!
Разрезали.
- Вот это да! - вырвалось у кого-то.
Яйцо оказалось свежим, будто вчера сваренным, не только на вид, но и на вкус.
Записано в июне 2000 г.


«Не на свадьбу прошу…»

«Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня»
(Мк. 9, 37).
- Ну, как съездили? - спрашиваю я свою знакомую после поездки в Россию.
- Да, слава Богу. Так все получилось, что я и не ожидала. Я, как получила телеграмму, что моя невестка погибла, брат в тюрьме, а их четверо детей сами себе предоставлены, так вообще себя не помнила. Пожар в голове. Как такое могло случиться? Поговорила я с мужем: что, мол, делать? Ты же знаешь, у него и характер сложный, и здоровье не то уже (на один глаз слепой), да плюс ко всему возраст - 68 лет, не мальчик. Оба мы инвалиды. Он говорит: «Надо забирать детей». Одолжили мы сто долларов и поехали. Сперва на автобусе, потом на поезде, потом опять пересадка. Это не шутка - ехать из Тбилиси в российскую глушь через десять границ (кто их только понаставил?!). Причем едем и не знаем, на какие деньги будем оттуда возвращаться. Приехали. Брат в КПЗ, в райцентре. Невестку уже похоронили. Убили в драке алкаши. Ей всего двадцать девять лет было. Царство Небесное, вечный покой… Дети запуганные, травмированные, старшему десять, остальным девчонкам восемь, шесть и три года. Надо срочно ехать. Выяснила я, что брат мой, перед тем как всему этому случиться, заработал на ферме два миллиона русскими деньгами (старыми). Пошла в кассу. Ответ известный: «Денег нет. Весь Ивановский район уже полгода не получал ни зарплат, ни пенсий». Я им говорю:
- А для меня деньги найдите. Я с вами не через дорогу живу. Вон откуда приехала! Мне сирот надо вывозить. Я у вас не на свадьбу прошу!
И чего я им такое сравнение привела - сама не знаю. Видимо, Бог меня надоумил. Только смотрю, кассиры зашушукались и говорят мне потихоньку: «Приходите завтра, выдадим».
Пришла я на другой день, деньги получила и пошла детей собирать в дорогу. Уезжаем, слышим, в сельсовете гвалт. В деревне все-таки узнали, что мне деньги выдали. Приехал главбух и ругает кассиров: зачем два миллиона отдали? Оказывается, дочка у нее скоро замуж выходит, вот она и спрятала эту сумму дочке на свадьбу. А я, когда случайно про свадьбу сказала, кассиры решили, что я все знаю, перетрусили и потому дали. Я хоть в религии особо не разбираюсь, только слышала, что сиротам Бог помогает. Теперь думаю, это правда… Год назад, ты знаешь, я умирала и выжила. Все говорили - чудо. А теперь понятно, почему. Ради них вот - она кивнула на девочек - мне была жизнь продлена. Я всю жизнь мечтала иметь ребенка, и не дано было, а сейчас вот в пятьдесят лет двоих получила (двух других родственники забрали). И еще, знаешь, не перестаю удивляться. Ехала сюда и думала, во что же я их одену. Так понабежали мои подруги, как узнали, что случилось, сумками нанесли тряпок - некуда складывать. И деньги у нас появились. Правда, работает мой муж как каторжный, без выходных. Главное, не бедствуем. А я этого очень боялась. Светка-трехлетка нас называет мама и папа…
Случилось в сентябре 1996 г.

Мария Сараджишвили Рис. Валерия Спиридонова 10.02.2006
mob_info