Влияние бинауральных ритмов. Бинауральные ритмы

ГЛАВА 9
ТОНА И БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ

Звук производит на человека глубокий эффект. Но пока не существует научно обоснованного объяснения влияния конкретного звука на различные аспекты нашей психики.

Результат влияния звука складывается, в числе прочего, и из субъективного опыта. Звуки дождя в лесу будут действовать более расслабляюще, нежели звуки работающей фабрики на многих людей отчасти потому, что более приятные ассоциации возникают у людей в связи с восприятием природы, а не производственных процессов, т.к. человек – это часть природы.

Но возникнет обратная реакция, когда дело касается человека, имеющего приятные воспоминания детства, проведенного на отцовской фабрике, но болезненные воспоминания о том, как он заблудился в лесу.

Когда мы говорим об использовании звука для достижения эффекта аудио-визуальной стимуляции (АВС), требуется учитывать как физиологические (действительная вызванная реакция), так и психологические (эмоциональное восприятие звуков человеком) критерии. Личный выбор клиента – важнейший фактор определения звуков для сеанса АВС.

Три основных типа звуков, применяемых для синхронизации мозговых волн (СМВ) – это щелчки, изохронные тона и бинауральные ритмы. Опыты показали, что «щелчки» дают наибольший эффект СМВ. Но многие имеют психологическую неприязнь к щелчкам и реагируют на них испугом или волнением, что дает плохой результат. Вот почему щелчки редко используются в приборах АВС.

Таким образом, мы будем рассматривать только:

  1. Изохронные тона.
  2. Бинауральные ритмы.

Изохронные тона дают мощную вызванную реакцию и наиболее привлекательны психологически. Некоторые находят изохронные тона слишком «напряженными» и предпочитают бинауральные ритмы. Другие, наоборот, находят бинауральные ритмы слишком «напряженными» и предпочитают изохронные тона.

Вот почему очень важно владеть разнообразием тонов и методов, из которых можно выбирать соответствующие для достижения лучшего эффекта СМВ. Нужно учитывать, что неприятные для клиента звуки осложнят процесс СМВ.

A ) Изохронные тона.
Изохронные тона – это прямо расположенные тона, которые включаются и выключаются очень быстро. Изохронные тона – это самый эффективный метод слуховой стимуляции, т.к. они вызывают мощную слуховую вызванную реакцию, и большинство людей находят их более привлекательными. Предполагается, что они также обладают гипнотическими свойствами.

Все это очень важные аспекты СМВ, которые, к сожалению, часто упускаются из виду. Последние исследования плюс наш собственный опыт и наблюдения заставляют предположить, что изохронные тона с низкой частотой или напряжением дают наилучшую комбинацию СМВ и психологического восприятия для большинства пользователей.

Изохронные тона, состоящие из чистого тона (сложные волны), с частотой 150-180 Hz показывают лучший результат личного восприятия настолько часто, что рекомендуются для повсеместного применения.

Некоторые предпочитают смешанные белые шумы и чистые тона. Более высокий процент подростков (по сравнению с взрослыми) предпочитают синхронизированный звук, такой как квадратная волна.

При использовании квадратной волны важно соблюдать метод плавного включения и выключения звука, чтобы избежать появления раздражающего «трепещущего» звука, но все же включение следует производить насколько можно быстро, чтобы добиться слуховой вызванной реакции.

При работе с прибором DAVID (показано на Рис. 1), когда тона синхронизированы в оба уха, это называется паттерн «фокуса» или паттерн «глаза/уши» (в зависимости от соотношения фаз визуальной стимуляции).

Когда тона, направленные в оба уха находятся вне фазы по отношению друг к другу, это называется «расширенный» паттерн или паттерн «левый/правый» (также в зависимости от соотношения фаз визуальной стимуляции).

Более подробную информацию о паттернах стимуляции Вы найдете в Главе 10 - "Методы стимуляции и примеры занятий ". Рис. 1 показывает данные осциллографа – путь изохронных тонов, производимых DAVID.


Рис. 1

B ) Бинауральные ритмы.
Бинауральные ритмы представляют собой два тона, имеющие слегка различную скорость (или частоту) и подаваемые порознь в каждое ухо. Воспринимаются эти ритмы так, как будто они возникают прямо в голове.

Этот эффект производится в мозгу, а не в ушах, как в случае с монауральными ритмами. Это смешанный продукт деятельности нейронов, расположенных в области уха, и мозга. Бинауральные ритмы отличаются от монауральных ритмов, возникающих в окружающей среде (внешней для уха), это как если ударить одновременно по двум гитарным струнам, имеющим слегка различную частоту.

С помощью монауральных ритмов музыканты настраивают струнные инструменты. Как монауральные, так и бинауральные ритмы,- это результат арифметической суммы волноформ двух тонов, тогда как они дополняют или «отрицают» друг друга, становясь громче, затем тише и снова громче.

Бинауральные ритмы были впервые открыты в 1839 году немецким экспериментатором (H. Dove). Тогда бинауральные ритмы считались разновидностью монауральных ритмов. Монауральные и бинауральные ритмы редко встречаются в природе, но в объектах, созданных человеком, проявляются часто.

Например, два больших мотора, работающих с разной скоростью, посылают большие волны вибрации сквозь палубу корабля или реактивный двигатель самолета. Более низкий из двух тонов называется носитель , а более высокий тон называется преемник. Рис. 2 показывает, как монауральный и бинауральный ритмы с частотой 24 Hz производятся посредством смешения двух тонов с частотой 143 Hz и 167 Hz.


Рис. 2

Рис. 3 показывает, как генерируется монауральный ритм, а Рис. 4 - как генерируется бинауральный ритм, что легко достигается с помощью наушников.



Рис. 3


Рис. 4

Чтобы услышать монауральные ритмы, оба тона должны иметь одинаковую амплитуду. А вот бинауральные ритмы могут быть услышаны и тогда, когда тона имеют разную амплитуду.

Их можно услышать, даже если один из тонов находится ниже слухового порога. Шум уменьшает громкость монауральных ритмов, тогда как тот же шум повышает громкость бинауральных ритмов.

Когда человек слышит менее трех бинауральных ритмов в секунду, ритмы как бы движутся вперед-назад внутри головы. Восприятие движения – это результат способа, которым мозг обрабатывает звуки. Для низких частот мозг определяет ритм звуков, отмечая разницу в фазовом углу между звуками.

Мозг не может хорошо обработать связь между фазами на высоких частотах и, таким образом, определяет разницу между амплитудой звуков, поступающих в ухо одновременно.

Это объясняет, почему одним из различий между восприятием монауральных и бинауральных ритмов является то, что монауральные ритмы могут быть услышаны при любой скорости, тогда как бинауральные ритмы лучше воспринимаются на более низкой скорости и лучше всего наблюдаются при частоте 440 Hz. (Бинауральные ритмы с частотой носителя более 900 Hz обычно не наблюдаются.)

Когда два тона, используемые для получения бинауральных ритмов, слишком различаются по частоте, они воспринимаются, как 2 разных тона из-за того, что разница во взаимоотношении фаз между двумя тонами появляется слишком быстро, чтобы мозг смог определить их взаимосвязь.

Существует тест для измерения спектра бинауральных ритмов, которые могут восприниматься при разной частоте носителя. Он обнаружил, что самый быстрый ритм, который может быть услышан до того момента, когда мозг воспримет его как два разных тона, имеет частоту 25 Hz с частотой носителя 440 Hz.

Другими словами, если два разных тона имеют частоту более 25 Hz порознь, то будут услышаны два различных звука, а не как бинауральный ритм. При частоте носителя выше или ниже 440 Hz восприятие раздельных тонов появляется при более низкой частоте ритма.

Рис. 5 - это график, который показывает самую высокую для восприятия частоту ритма по отношению к частоте носителя.



Бинауральные ритмы обрабатываются по-другому в отличие от монауральных ритмов. По этой причине бинауральные ритмы имеют клиническое применение.

Некоторые люди с неврологическими повреждениями имеют проблемы с локализацией источника звука, такого как щелчок пальцами. Т.к. эти люди не могут слышать бинауральных ритмов, то в этом случае бинауральные ритмы могут применяться для определения области повреждения в мозгу.

Остер (Oster) с помощью осциллоскопа пришел к выводу, что бинауральные ритмы производят очень малый вызванный потенциал в слуховой области коры головного мозга, что означает, что они малоэффективны для производства СМВ.

Фостер (Foster), еще один исследователь бинауральных ритмов, обнаружил, что бинауральные ритмы с частотой альфа волн производят не больше мозговых волн типа альфа, чем слушание звука прибоя.

Тем не менее в 1980 году Институт Монро популяризовал бинауральные ритмы под торговой маркой " ". Они продали десятки тысяч пленок, и подтолкнули других производить пленки и генераторы якобы бинауральных сигналов с претензией на достижение эффективной СМВ. Некоторые приборы СМВ, например, прибор DAVID Paradise XL , производят бинауральные ритмы, синхронизированные до частоты мигающего света.

Бинауральные ритмы не слишком заметны, т.к. глубина модуляции (разница между громким и тихим звуком) составляет 3 db. Это значит, что бинауральные ритмы не производят сколько-нибудь значительной СМВ, но имеют гипнотический и расслабляющий эффект.

Это происходит частично, благодаря эффекту Ганзфельда (Ganzfeld effect ). Эффект Ганзфельда - это процесс, когда сознание успокаивается в результате монотонного воздействия на органы чувств.


Ganzfeld феномен - статья

Естественным примером эффекта Ганзфельда может стать ситуация, когда Вы сидите в поле в деревне, уставившись в просторное голубое небо и слушая шорох листьев на деревьях (белый шум) вдали от суеты и других проявлений городской жизни.

Благодаря эффекту Ганзфельда, бинауральные ритмы, как психологическое средство, скорее играют ассистирующую роль в генерации процесса СМВ, цель которого – спокойствие сознания и души.

Сивер Дэвид "Майнд машины. Открываем заново технологию АВС"
Перевод: Никонов Владимир, Андрей Патрушев

Бинауральные ритмы (от лат. bini - пара, два и auris - ухо) - артефакт работы головного мозга, воображаемые звуки управляемой музыки, которые мозг воспринимает («слышит»), хотя реальные звуки этой частоты отсутствуют.

Бинауральная терапия – это лечение звуковыми ритмами, чистыми тонами, которые можно ощутить только в стереонаушниках. Принцип работы метода лежит в следующем: на оба уха накладываются наушники. В каждое ухо поступает звук разной амплитуды и частоты. Эти показатели отличаются для левого и правого уха. Во время одновременного воздействия на мозг этих звуков последний порождает артефакт – бинауральный ритм.
Например, в левый канал поступает звук с частотой в 140 Гц. В правый идет частота в 145 Гц. Эти звуки почти идентичны, однако разница в 5 Гц играет свою роль. Биение разной частоты по-разному влияет на функциональное состояние мозга.

Что нам дают бинауральные ритмы применительно к мозгу?
Прежде всего - синхронизацию работы полушарий.
Собственно официальная технология использования бинауральных ритмов называется Hemi-Sync (сокращение отhemispheric synchronization - полушарная синхронизация) Использование бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Было проведено достаточно много исследований, доказавших их эффективность для целого ряда приложений, в частности для ускоренного обучения. Дело в том, что обычно ритмы нашего мозга находятся в полнейшем хаосе, а электрический потенциал полушарий очень сильно отличается, а бинауральные биения позволяют структурировать ритмы мозга. Учитывая сложность работы мозга и данные о том, что волны в нем возникают в результате одновременной работы многих генераторов колебаний, расположенных в различных зонах мозга, была разработана теория, согласно которой для вхождения в определенное состояние сознания, необходимо идентифицировать эти сложные формы колебаний и имитировать их с помощью ряда уплотненных несущих частот, генерирующих при взаимодействии бинауральные ритмы.

Как именно эти ритмы могут влиять на состояние сознания?
А влияют они на ритмы мозга, которые видны на ЭЭГ, при определенных состояниях сознания доминируют определенные ритмы
Какой эффект от стимуляции
Сторонники бинауральной стимуляции считают, что воздействие разных частот по-разному:
Стимулирует выработку гормона счастья. Расслабляет и уменьшает боли. Стимулирует аппетит.
Стимулирует выброс гормонов стресса, увеличивает степень запоминания.
Запускает рост волос, ускоряет заживление ран, повышает иммунитет.
Лечит депрессию.
Повышает внимание и память у детей. Лечит гиперактивное расстройство.
Сильно расслабляет, снимает умственное и эмоциональное напряжение.
Улучшает общее самочувствие, повышает способность к интуиции.
Улучшает сон, ускоряет засыпание. Люди легче просыпаются.
Способствует увеличению словарного запаса, изменяет поведение.
Помогает самовнушению, способствует развитию творческих способностей.
В течение 15 минут восстанавливает ресурсы нервной системы, подготавливает организм к новой работе.
Обостряет восприятие всех органов чувств.

Показания и противопоказания
Бинауральная терапия используется для лечения различных психоэмоциональных расстройств.

У взрослых:
- различные фобии;
- панические атаки;
- депрессии;
- неврозы;
- бессонница;
- неврологические патологии.

У детей:
- низкий уровень обучаемости;
- нарушения речи;
- проблемы с концентрацией внимания;
- гиперактивность;
- аутизм;
- нарушения психомоторного развития.

Бинауральная терапия способствует:
- снижению депрессионного состояния;
- снятию тревожности;
- понижению усталости;
- коррекции эмоционального состояния;
- нормализации режима сна и бодрствования;
- устранению компьютерной и игровой зависимости;
- понижению гиперактивности.

Получаемый эффект от звуковой методики зависит от индивидуального подбора ритмов мозга. С помощью этой индуктивной методики можно развить:
- творческие способности;
- внимание;
- память;
- интуицию;
- уровень обучаемости;
- работоспособность.

Лечение бинауральными ритмами очень эффективно для устранения психических и эмоциональных проблем.
Такая терапия практически не имеет противопоказаний и используется для лечения как взрослых, так и детей.
Это эффективный метод звукового влияния на мозг, который позволяет излечить неврозы, бессонницу, депрессии, аутизм и многое другое.

Стимуляция мозговыми волнами КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНА:
Людям, страдающим эпилепсией, а также аритмией и другими сердечными заболеваниями. Стимуляция человека из первой категории бета-волнами (конкретнее - 25 герц) определенной интенсивности в течение 30 минут вызывает припадок.
Людям, принимающим сердечные стимуляторы.
Принимающим; алкогольные, психоактивные наркотические вещества и стимуляторы. Оптимальное время прослушивание составляет 15 - 45 минут в день.

Записаться на прием

Бинауральная терапия - относительно новое явление в альтернативной медицине. Среди ее сторонников есть и люди, которые не рассчитывают на особый эффект, а есть те, кто уверен, что при помощи бинауральной терапии можно лечить самые разные заболевания психики и нервной системы. MedAboutMe выяснял, что это за метод лечения и действительно ли он работает?

Мозг и бинауральные ритмы

Бинауральные ритмы или бинауральные биения - это феномен, который свойственен головному мозгу многих животных и - в том числе - человека. Он возникает за счет наличия у нас двух ушных аудиоканалов (правого и левого), по которым аудиоинформация поступает в ствол мозга. Там, в верхнем овальном ядре каждого полушария, возникает аудиторный ответ - электромагнитный импульс.

Если на правое ухо подавать тон с частотой 200 колебаний в секунду, а на левое ухо - тон с частотой 205 колебаний в секунду, то полушария будут работать синхронно, и каждое из них будет генерировать соответствующую электромагнитную волну. Наложение этих волн станет причиной возникновения артефакта, фантома - «звука» с частотой, равной разнице частот исходных звуковых волн - 5 колебаний в секунду. Это и есть бинауральный ритм - изящная акустическая иллюзия.

Для возникновения бинаурального биения необходимо соблюдение двух условий: частота ответных импульсов не должна превышать 1000 Гц, а различие между ними не должно быть больше 1-30 Гц.

Что такое бинауральная терапия?

Любой эффект, свойственный человеческому организму, рано или поздно вызывает интерес людей, которые думают: как это можно использовать? Неудивительно, что бинауральные ритмы легли в основу бинауральной терапии.

Выделяют пять разновидностей бинауральных ритмов, соответствующих отдельным состояниям человека:

Гамма-волны. Частота - 30-170 Гц. Активизируют умственную активность и общее эмоциональное восприятие мира, вызывают ощущение страха. Бета-волны. Частота - 14-42 Гц. Повышают уровень возбуждения и тревожность, активизируют мышление, концентрацию внимания. Альфа-волны. Частота - 8-13 Гц. Медитация, расслабление в период бодрствования, состояние непосредственно перед засыпанием или сразу после сна. Тета-волны. Частота 4-7 Гц. Глубокая медитация. REM-фаза сна (фаза быстрых движений глаз), для которой характерна повышенная активность мозга и сновидения. Дельта-волны. Частота - менее 4 Гц. Глубокий транс без сновидений.

Можно выделить следующие положения бинауральной терапии:

Прослушивание бинауральных ритмов сходно с медитацией. Бинауральная терапия предназначена для самолечения и доступна любому человеку, где бы он не жил. Существует множество записей бинауральных ритмов, предназначенных для коррекции различных состояний головного мозга и даже других органов. Бинауральные ритмы надо прослушивать в отсутствие любых других воздействий, иначе они не подействуют. Эффекты бинауральной терапии

Для прослушивания бинауральных записей требуются стереофонические наушники и тихое место без отвлекающих звуков. Процедура занимает примерно 15 минут, но не более получаса.

В перечень положительных эффектов бинауральной терапии включают:

снижение стресса и тревожности; повышение концентрации внимания; усиление мотивации и уверенности в успехе; повышение работоспособности и настроения; облегчение достижения медитативного состояния.

Однако нередко, помимо вышеперечисленных эффектов, речь заходит о более глубоком воздействии аудиозаписей бинауральных ритмов на организм. Например, есть мнение, что их прослушивание:

повышает уровень гормона дегидроэпиандростерона (ДГЭА), задействованного в процессах старения; понижает концентрацию гормона стресса кортизола; увеличивает выработку гормона мелатонина, отвечающего за наш режим и крепкий сон; меняет концентрацию инсулиноподобного фактора роста - белка, задействованного во множестве разных процессов в организме; уменьшает концентрацию гормона и нейромедиатора допамина.

Но исследования по изменению биохимических показателей под воздействием бинауральных ритмов имеют слишком слабую доказательную базу, то есть большинство ученых в этой области их результаты считают сомнительными.

Несмотря на это, немалое количество интернет-ресурсов предлагает воспользоваться бинауральной терапией для лечения неврозов, бессонницы, тревожности, панических атак, депрессий и других заболеваний психики. У детей предлагается лечить аутизм, СДВГ, расстройства речи и нарушения психомоторного развития.

Сегодня существует целая индустрия бинауральных записей, прослушивание которых должно определенным образом менять активность головного мозга. Приверженцы бинауральных методов влияния на человека уверены, что с помощью нужной записи можно улучшить сон и память, снять проявления тревожности, зарядить человека на победу в соревнованиях или на сдачу ответственного экзамена, вылечить головную боль, активизировать сексуальные желания - и вообще сбалансировать чакры.

В зарубежном интернете бинауральные ритмы предлагается прослушивать, совмещая их с приемом препаратов, «изменяющих сознание» - Викодином, Оксиконтином и другими наркотическими анальгетиками. В более безопасном для здоровья варианте бинауральные ритмы сочетаются с белым шумом, звуками природы, медитативной музыкой и другими подобного рода звуковыми эффектами.

Факт!

Специалисты отмечают, что в создании аудиофайлов с бинауральным ритмом ничего сложного нет. Существуют несложные программы с открытым исходным кодом, которые позволяют взять пару простых тонов с нужной частотой и добавить к ним фоновым белый шум.

Возникает вопрос: есть ли эффект от всех этих аудиозаписей?

Главный миф бинауральной терапии

Итак, мы знаем, что мозг при определенных условиях может генерировать акустическую иллюзию. Этого ритма нет на самом деле, но мы его «слышим». Предполагается, что если действительно проиграть клеткам мозга заданный ритм, они изменят свою активность в заданном режиме. На этом построена идея бинауральной терапии.

Но что значит - «менять активность» для живой клетки? Это значит, что в клетке активизируются одни биохимические реакции и замедляются другие, меняется электрический потенциал мембраны, ее проницаемость для ионов и т. п. Можно ли запустить все эти многочисленные процессы при помощи электромагнитного импульса? В принципе, можно, но контролировать, управлять этими процессами - нельзя. То есть, некоторые состояния клеток головного мозга приводят к возникновению мозговых волн. Но не наоборот: мозговые волны не гарантируют достижения определенного состояния головного мозга. Нельзя оглушить человека звуком определенной частоты и вызвать у него тем самым острый приступ счастья.

Но как же так, возражают сторонники бинауральной терапии, вот же исследования, где запись бинаурального ритма меняет энцефалограмму головного мозга! Но при внимательном рассмотрении условий экспериментов оказывается, что полученные результаты крайне изменчивы и вполне могут зависеть от осознанной реакции человека на звук. В тех же исследованиях, где соблюдались правила постановки эксперимента, разницы между контрольными и экспериментальными группами обнаружить не удавалось.

Еще одно возражение поклонников бинауральных ритмов: я слушал - и мне стало хорошо (я расслабился, заснул, проснулся, решил задачку и т. п.). Увы, к научным доказательствам такой подход не имеет отношения. Ученые указывают, что при использовании записей с медитативной музыкой, белым шумом и прочими звуками полученный эффект будет скорее вызван именно этим звуковым сопровождением. В остальных случаях речь идет о плацебо - и это особенно актуально в том плане, что бинауральной терапией увлекаются в большинстве своем люди со специфическим складом психики.

Так есть ли эффект от записей бинауральных ритмов?

Есть. Как любая звуковая стимуляция, запись бинаурального биения отвлекает человека, является дополнительным фоновым стимулом.

Индийский ученый Aditya Shukla считает, что дополнительную фоновую стимуляцию можно использовать людям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Таким людям сложно концентрироваться, но если предоставить им дополнительную фоновую стимуляцию (белый шум, бинауральные ритмы, звуки природы, бубнящее радио и т.п.), часть рассеянного внимания пациента с СДВГ будет уходить на обработку этих фоновых стимулов. Это позволит ему лучше сконцентрироваться на решении задачи. Но это усиление концентрации не будет результатом действия бинаурального ритма и продлится не более 10 минут. При дальнейшем воздействии на мозг человек начинает испытывать чувство истощения.

Как и любая музыка, бинауральные ритмы могут вызывать определенные эмоциональные и психические реакции. Люди любят одну музыку и не любят другую, засыпают под то, что возбуждает других, медитируют под музыку или занимаются спортом. Это значит, что можно найти такую музыку - и такие бинауральные ритмы в виде аудиофайла - что данный конкретный человек будет чувствовать себя более расслабленным или, напротив, активизироваться. Некоторых людей можно даже убедить, что та или иная запись лечит головную боль - и она действительно будет облегчать их страдания, но при этом не справится с истинной причиной головной боли, а обезболивающий эффект невозможно будет воспроизвести на других пациентах.

Выводы

Не стоит рассчитывать на записи бинауральных ритмов, как на лекарство. Но если они облегчают конкретному человеку процесс засыпания или, наоборот, помогают ему сосредоточиться, то почему бы их не использовать? Другое дело, что болезни они не лечат - ни физические, ни душевные.

Для людей занимающихся самопознанием и саморазвитием за последнее время бинауральные ритмы стали очень актуальны. Давайте разберём всё подробнее и узнаем, что скрывает бинауральный звук .

Бинауральные ритмы (от лат. bini - пара, два и auris - ухо) - артефакт работы головного мозга, воображаемые звуки управляемой музыки, которые мозг воспринимает («слышит»), хотя реальные звуки этой частоты отсутствуют.

Бинауральные ритмы – это определённый вид звукового эффекта известный человечеству столько сколько существует музыкальная культура. Для того чтобы понять проявление этого эффекта, достаточно побывать на органных концертах, там очень хорошо слышна бинауральная пульсация . Или послушать в записи стереофоническое звучание духовной музыки - православного хора, тибетских монахов, григорианское пение. Голоса людей поющих в унисон, сливаются в один пульсирующий тон – это и есть восприятие бинауральных ритмов. Такой же эффект пульсации наблюдается при звоне колоколов, знаменитых тибетских «поющих чашах» - его слышно в записи, в общем потоке музыки. Вот и получается, что весь религиозный мир , с давних времён чаруют людей бинауральными ритмами.

Бинауральные ритмы, бинауральная пульсация, бинауральное биение или бинауральный эффект - всё это явления физики ( частота биений, возникающих при наложении двух звуковых колебаний с близкими частотами (тонами), равна разности этих частот ).

В 50-х годах 20 века американский исследователь Роберт Монро начал изучать, как влияют бинауральные ритмы на мозг человека . Он выявил, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому), человек как раз и ощущает бинауральные ритмы (биения), Бинауральный эффект – это результат деятельности нейронов, расположенных в области уха и мозга. Бинауральное биение рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн идущих от синхронно работающих полушарий мозга. Сегодня это научно обоснованно, что стимуляция мозга при помощи бинауральных ритмов, способствует синхронной работе обоих полушарий и активности головного мозга.

Что происходит в мозге человека при бинауральной пульсации?

Бинауральные биения влияют на головной мозг, меняя его ритмы, вызывая в нём волны. Есть четыре основных вида электрических колебаний в мозге. Воздействующие на головной мозг волны, имеют разную чистоту, что соответственно способствует вызывать у человека разные состояния сознания.

Есть пять основных диапазонов частот работы мозга:

дельта диапазон (0,5Гц - 4Гц) - фаза глубокого сна;
тета диапазон (4Гц - 8Гц) - фаза быстрого сна, полудрема, глубокая медитация;
альфа диапазон (8Гц - 13Гц) – расслабление, медитация;
бета диапазон (13Гц - 45Гц) - активное бодрствование;
гамма диапазон (45Гц - 60Гц) - измененное состояние сознания (труднодостижимо, и потому малоизученно).

Бета-волны - они самые быстрые. Их частота от 14 до 42Гц. Бета-волны преобладают в бодрствующем состоянии, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием. В случае их избытка, появляется беспокойство, страх и паника. Недостаток бета-волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации.

Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

Альфа-волны - возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, релаксировать не думая ни о чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются «всплески» альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще «альфа-состоянием».

Тета-волны – это состояние появляется, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Тета состояние называют еще «сумеречным», поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям.
С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипнагогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий). Используя тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте - по желанию.

Дельта-волны - начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или «нефизическими» состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления.
Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью).

Современные методы компьютерного анализа показали, что у человека в состоянии бодрствования при эффективной работе мозга присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов.

Бинауральные ритмы являются простым и в тоже время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга . В бинауральной терапии часто используют звук вместе с текстом, который служит руководством для слушателя. Работая с такой аудиопрограммой слушатель получает существенные результаты. Бинауральная терапия эффективна в решении многих задач, а самое главное этот метод воздействия не вызывает привыкания.

Аудиопрограмма с бинауральными ритмами является уникальным инструментом в руках человека, который знает, чего он хочет в жизни. Будьте счастливы!!!

Данная статья в определенном роде крик души. Периодически я наталкиваюсь в сети на такие «шедевры» творческой мысли касаемо бинауральных ритмов, что смолчать невозможно.

Вокруг бинауральных ритмов в последнее время образовалось множество спекуляций, мифов, легенд, просто откровенной чуши, вызванных тем, что подавляющее большинство людей представляют себе процесс образования данного артефакта мозга весьма поверхностно. А я этому много времени посвятил и все-таки понимаю, как и что происходит.

Итак, о чем мы говорим произнося «чистые бинауральные ритмы»? А говорим мы о таком явлении, как акустические биения, точнее, о его частном случае. Для объяснения явления биений частенько приводят пример с двумя камертонами слегка отличающимися по частоте, но биения возникнут не только у камертонов, но и у двух певцов один из которых слегка фальшивит, или в расстроенном рояле при нажатии на одну клавишу, которой соответствуют две струны. Т. е. главное здесь - не источник звука, а само различие частот в определенном диапазоне. Этот факт вроде бы широко известен. Но вот что часто ускользает из видения — несмотря на то, что источников звука для данного опыта нужно два(а bini — это два на латыни)данные биения мы назовем моноуральными, т. к. они слышны обоими ушами одновременно, акцентирую - каждое ухо слышит эффект биений, т.е. данные биения может и глухой на одно ухо услышать. Эти биения происходят в среде распространения звука, они собственно есть один из случаев интерференции волн.

Именно этот эффект использовался с древнейших времен для изменения состояний сознания человека и групп людей. Т.е. обнаружен он был чисто эмпирически обнаружен еще шаманами и прочими служителями культов, и ныне часто используется различными мистиками под соусом «тайного знания древних.»

Однако человека отличает, будем считать, что выгодно, от животного способность к рефлексии,и, конечно, нашлись исследователи стремящиеся к осознанию таких практик. В этом деле отличился Г.В. Дав, однако, несмотря на то, что фактически им был открыт эффект именно бинауральных явлений, к его опытам высказывалось много претензий из-за невозможности в 19 веке подвести по источнику звука достаточно изолированно к каждому уху. Сия технологическая трудность была успешно преодолена уже в 20 веке с помощью стереофонических наушников. Так вот, говоря о бинауральных биениях, или же о «чистых бинауральных ритмах» мы разумеем эффект биений возникающий после обработки звуковых сигналов непосредственно в мозге человека, т.е. во внешней среде данные звуки отсутствуют. Т.к. в естественных условиях ровно такого эффекта добиться невозможно, называют его артефактом работы мозга. Я весьма надеюсь, что вы не будете смешивать понятия моноуральных и бинауральных явлений, т.к. воздействие их на человека отличается так же как и механизм возникновения.

Сейчас мы попробуем несколько углубиться в физиологию процесса возникновения бинауральных биений. Тут мы имеем дело с чудом симметрии и асимметрии человеческого тела. Уши - это парный орган, под этим мы понимаем, что одно ухо устроено идентично второму. Нас при этом даже может не волновать,что досконально ухо еще не изучено…..Молоточки-наковальни-стремечки мы опустим, как изученные всеми в средней школе и перейдем к внутреннему уху, про которое средний ученик может припомнить, что там есть улитка, а может и не припомнить. Вот с улиткой есть одна интересная история - она состоит из 3 различных по ширине полостей заполненных жидкостью. И при достаточно высоких уровнях звукового сигнала в оной образуются завихрения. Для аналогии можно представить себе некое озеро в ветренную погоду - вода ударяется о берег или уступ - и мы наблюдаем вихревую картину. В этом вихре-то начальный импульс претерпевает изменения формы, а анализ составляющих импульса происходит не до образования этих вихрей, а после с помощью базилярной мембраны, которая уже «уверена» в том, что в изначальном сигнале были те составляющие, т.е. гармоники, которые она обнаружила и выделила. Что любопытно, что опытным путем музыканты этот эффект появления «тона-фантома» отметили еще в 18 веке. Однако, без недоразумений и споров не обошлось, ввиду того, что явление носит индивидуальный характер и слышимость «фантомных» тонов различается от человека к человеку. Соответственно некоторые индивидуумы данных тонов не ощущают, особенно в зрелом возрасте, когда падает чувствительность к высокочастотным составляющим. Этот факт тоже рекомендую отметить, потому как часто возникает вопрос «почему я ничего такого особенного не слышу?». Будем считать, что до некоторой степени с образованием субъективных гармоник мы разобрались.

Далее – нынче нейрофизиологи исходят из положения, что каждое ухо привязано к своему полушарию мозга, правое - к правому полушарию, а левое соответственно к левому. Параллельно замечу то, что нынче только ленивый не знает - полушария весьма разнятся по функциям и протекающим процессам, т.е. являются функционально несимметричными! Однако анатомическая симметрия присутствует и каждое ухо имеет свой центр слухового анализа - медиальное коленчатое тело в каждом полушарии мозга. При восприятии бинаурального ритма соответственно каждое медиальное тело вычисляет появляющуюся разностную гармонику и в одном полушарии возникает волна равная возникшей в другом по всем параметрам. Таким образом мы получаем ключевой ценный эффект бинаурального биения - синхронизацию полушарий. Следующий важный момент, что полушария могут синхронизироваться на различных частотах в определенном диапазоне, моделируя при этом различные состояния сознания. Сейчас мы просто перечислим, те, что уже достаточно исследованы: дельта волны , частотой менее четырёх Герц свойственны очень глубокому сну без сновидений, тета-волны (четыре - семь Герц)состояние сна со сновидениями, при альфа-волнах , частотой семь тире тринадцать Герц возможна качественная релаксация, усиление внимания и концентрации начинается при бета-волнах с частотой от тринадцати до сорока Герц). Для любителей наглядности таблица:

Название Частота, Гц Амплитуда, мкВ особенности
Дельта-ритм 0.3-4 50-500 Ритм спящего человека, синусоидальный
Тэта-ритм 4-8 10-30 Ритм полностью расслабленного состояния и перехода в состояние сна, наркоза; синусоидальный
Альфа-ритм 9-13 30-60 Синусоидальный; доминирующий в затылочных отделах мозга ритм бодрствующего человека; связан со способностью к абстрактному мышлению
Бета-1-ритм

Бета-2-ритм

13-25 3-10 Апериодический; доминирует в лобных отделах; ритм бодрствования
Гамма-ритм 35-100 5-15 Спорадические колебания в состоянии бодрствования

Как можно заметить большая часть диапазона мозговых волн находится за пределами возможностей человеческого слуха (вопрос порога восприятия низких частот в 20 Гц-достаточно спорный, т.к. существует ряд условий, при несоблюдении которых данные частоты для человека не слышны). Посему использование бинауральных ритмов незаменимо для инициации необходимых индивидууму состояний сознания и для нефармакологического лечения нарушений сна, депрессивных состояний, тревожных расстройств. Уникальные возможности несет метод лечения, основанный на модулировании музыки либо шума индивидуальными ритмами ЭЭГ, но это повод для отдельного большого разговора. Мы у себя в институте этим занимаемся, и на основе полученных результатов приходим к определенным обобщениям, но как это сделали представители различных лечебных интернет-методик – для меня загадка.,т.к. в таблице очевидно представлен диапазон частот, а не одна строго фиксированная частота.

Еще одна особенность именно бинауральных ритмов — их ощущаемость даже при большой амплитудной разнице между сигналами, чего в случае моноуральных биений ожидать не стоит. Т.к. бинауральные биения являются порождением мозга, взаимодействующие сигналы могут лежать за пределами разрешающей способности слуха, тут же отметчу факт улучшения прослушиваемости бинауральных ритмов при попытке замаскировать их шумом — таким образом работает вероятностное усиление, увеличивая результирующую амплитуду в случае совпадения амплитуд сигналов и уменьшая в противоположном. Поэтому наша методика во многом отталкивается от этого факта для получения более устойчивого результата прослушивания программ. Подводя черту, бинауральные ритмы влияют на здоровье, но несколько опосредованно — через состояние сознания, через нормализацию сна, уход от депрессии, но прежде всего я бы характеризовал бинауральные программы как продукт для повышения адаптивных способностей здорового человека. Здесь, в общем, все понятно – любые задачи эффективней решаются при достойной концентрации, отдых становится более полноценным и требующим меньше времени при хорошей релаксации, с чем, кстати, по мнению медиков у многих наших соотечественников большие проблемы- не умеем отдыхать. Лично я этими программами пользуюсь, но агитировать не берусь, всегда предлагаю самим сделать выбор, все-таки бинауральные биения — это артефакт, отрицать искусственности их появления не приходится, но мало ли нынче искусственных вещей? Таблетки, к примеру… Без них, конечно, лучше, но многие ли обходятся? Нефармакологическое воздействие все же намного мягче, не идет накопления побочных эффектов. Патологически боитесь искусственного – берите моноуральную программу, там вообще все воздействие предельно естественно, более того веками эмпирически выверено.

О том, что все органы, их функциональные части,ткани и клетки с происходящими биохимическими реакциями имеют свою частоту – широко известно. Эту частоту еще резонансной любят называть, так и говорят «резонансные частоты органов», а между тем они резонансные только тогда, когда с чем резонировать есть, а так просто собственные частоты. Этого пресловутого резонанса еще грамотно добиться надо грамотно, учитывая тот факт, что рядом располагающиеся органы и даже системы имеют свои частоты к тому же далеко не всегда синфазные. Теоретически, чтобы добиться резонанса сигнал не менее определенной амплитуды нужен, воздействия меньшей силы не повредят, но и эффект их будет неочевидным. Это давно подметили, пользуясь звучанием колокола в лечебных целях, именно колокола с его мощностью сигнала и богатством спектральных составляющих, а не колокольчика. На сегодняшний день вовсе не обязательно звонить в колокола ибо при неумеренном их потреблении можно одни органы вернуть в работоспособное состояние, а другие повредить, это прежде всего уха касается. Можно полностью использовать эффект биений- так как его появление связано с необходимостью локализациии звука в пространстве наш мозг к нему крайне чувствителен (вы и сами можете провести простой опыт- прослушать монотонный звук на одной громкости в течении определенного времени и заметить, что чем дольше идет прослушивание,тем меньше вы обращаете на данный звук внимания, однако если в таком же опыте громкость меняется звук остается в зоне внимания постоянно). Так уж устроено ухо — прежде всего оно реагирует на изменения звукового давления, а в случае терапевтических воздействий звуком ухо, безусловно является посредником, приводящим к одному знаменателю непосредственно орган, к которому обращена резонансная частота и мозг, обеспечивающий управление данным органом или системой. Широко распространены в интернете таблицы с указанием частот органов, приведем подобную:

Частота, Гц Орган
1.8 Костная система
2.6 Грубая соединительная ткань, суставы, клапаны сердца,
2.6-3.4 Рыхлая соединительная ткань, поперечно-полосатая мускулатура, сердце
3.4 Гладкая мускулатура
4.2 Однослойный плоский эпителий пищеварительного тракта
4.9 Многослойный плоский и призматичный эпителий, паренхиматозная ткань печени и ткань желчевыводящих путей
4.9-5.8 Эпителий, ткани почки, репродуктивные органы
5.8 Лимфатическое кольцо глотки, верхний отдел дыхательных путей, лимфатическая система, селезенка, яичники, простата
6.6 Периферическая нервная система, эпителий бронхов, надпочечники, щитовидная железа
7.4 Центральные отделы сенсорных анализаторов кроме зрительного, подкорковые структуры мозга, мост, мозжечок, лимбическая система и паренхима легких
8.2 Сетчатка глаза, зрительный нерв, кора полушарий головного мозга

Как видим, указанные частоты лежат в области инфразвука и пересекаются с ритмами мозга. Это таит в себе значительную опасность, т.к. в отличии от бинауральных ритмов существующих внутри черепной коробки, моноуральные ритмические биения существуют в физической реальности и огибающая биений вполне может лежать в инфразвуковом диапазоне, посему различные программы обещающие резонанс с больным органом и последующее его выздоровление выглядят очень странно, мягко говоря. Либо это откровенное мошенничество, либо необдуманный вред здоровью, который по счастью в большинстве случаев невозможен, т.к. звукотехника не рассчитана на воспроизведение подобных казусов. Но возникло это явление не на пустом месте – резонансы вполне успешно используются по отношению к молекулярно-клеточным структурам. Их малые размеры вполне сопоставимы с длиной волны более высоких частот, а т.к. процессы в том числе и колебательные в живом организме строго согласованны, то есть возможность повлиять на состояние организма в целом.

mob_info