Богооставленность: что делать, если Господь тебя совсем забыл. Диктатура точного знания

Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.

Как трудно бывает увидеть, услышать, почувствовать Божие присутствие в своей жизни. Иногда кажется, что Бог совсем отвернулся от человека и не делает никаких шагов навстречу. Почему так? Зачем? Насколько было бы проще, если бы Он не скрывался, если бы не пришлось вечно теряться в догадках, пытаясь понять Его волю.

Бог Саваоф, Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Васнецов, 1885-1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Самое страшное искушение Христа

«Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, управь сердце твое и будь тверд...» (Сирах. 2: 1, 2). Невозможно идти по жизни без искушений. И они не просто нечто неизбежное, то, чего лучше бы не было, но раз есть - приходится мириться. Искушения, или, говоря привычным современным языком, испытания, - некие трудности, проблемы, опасности, беды и скорби, преодолевая которые, человек растет и обретает нечто новое. Ну а если не преодолевает - что-то утрачивает и, в худшем случае, даже погибает. Краткий и точный ответ на вопрос о смысле искушений дает в своих записях отец Александр Ельчанинов: «Что умножает в нас духовную силу? - спрашивает он и отвечает: Преодоленное искушение». Что ж, если результатом преодоления искушений является умножение силы духа, то переоценить значение их невозможно.

Искушениями началось служение миру Господа Иисуса Христа. Сразу же после крещения «...Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4: 1). Те три «ловушки», в которые хотел поймать враг Спасителя, мы хорошо помним. На них, однако, дело не закончилось. «И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4: 13). Отошел, чтобы снова и снова возвращаться с новыми и новыми попытками соблазнить, перехитрить и погубить. И самым тяжелым, самым страшным было последнее искушение Христа. Речь, конечно, не идет о той двусмысленной фантазии, которая легла в основу нашумевшего скандального фильма Скорцезе. Последним искушением Иисуса Христа было ощущение богооставленности. Предсмертный вопль распятого Спасителя: «“Или, Или! лима савахфани?”, то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46) всегда будет самым пронзительным и горьким вопросом, который задает человек Богу. Ведь если даже ТАКОЙ Человек ощущал Себя покинутым Богом, удивительно ли, что не удается избежать подобного нам с вами! Так для чего же Он оставляет нас и действительно ли оставляет?

Тусклое стекло веры

Когда-то меня очень тронуло одно место в воспоминаниях Анастасии Цветаевой. Рассказывая о своей неверующей подруге, которая умерла, Анастасия Цветаева замечает, что теперь-то эта подруга, конечно, уверовала. «Это здесь есть верующие и неверующие, ТАМ - все верующие». Сейчас я понимаю: слова, конечно, прекрасные, но не совсем точные. «Там» действительно неверующих быть не может. Но и верующих нет ни одного. Верить или не верить можно здесь; «там» уже не вера, а знание, одинаково очевидное и для тех и для других. Верующие «там» убедятся в том, что не зря верили, а неверующие - в том, что зря не верили. Ведь, как написано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11: 1). «Там», в иной жизни, невидимое и Невидимый станут видимыми даже для слепых. И хочется спросить: «Почему же только там, почему не здесь». «Если Ты есть, Господи, зачем прячешься?» Как бы много проблем - нравственных, политических, всяких иных - разрешилось, если бы для всех без исключения присутствие рядом Судии Праведного было бы не менее очевидно, чем присутствие другого человека. Трудно даже представить себе, какой идеальный порядок царил бы в мире людей, когда бы на месте веры было бы знание. «Теперь, - пишет апостол Павел, - мы видим как бы сквозь тусклое стекло, тогда же лицом к лицу…» (1 Кор. 13: 12). Но «стекло» порой бывает не просто тусклое, а непроницаемое. Зачем же не сделает его Господь прозрачным?! Понятно, если бы Он не хотел, чтобы мы о Нем знали. Вот ведь диавол не желает быть нам известным, он очень заинтересован в том, чтобы люди думали, будто его нет. И это логично. Делать гадости гораздо сподручнее инкогнито. Бог же, наоборот, желает нам блага и спасения и Сам же говорит, что спасение и благо только в Нем. «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Веруйте в Бога...» (Ин. 14: 1). «Взыщите Меня, и будете живы» (Ам. 4: 5). Но зачем же верить и искать, когда можно бы знать и видеть?! Как прекрасна, безопасна, справедлива стала бы жизнь человечества, будь присутствие Божие зримо и осязаемо в той мере, которая исключает всякое сомнение.

Диктатура точного знания

Но нет, не прекрасна стала бы наша жизнь и не было бы в этой жизни места никакому добру! Даже то, что мы называем добром, утратило бы право им называться, когда бы на смену вере пришло достоверное знание. Иллюстрируя это, я иногда задаю детям в школе, где преподаю, такой вопрос: «Приведите пример какого-нибудь доброго поступка». Дети обычно рассказывают, как кто-то с кем-нибудь поделился, кому-то помог и проч. «А теперь представьте, что он не хотел этого делать, но кто-то из старших ребят велел это сделать и пригрозил: “Не поделишься - получишь!” Разумеется, тут любой поделится. Будет ли такой поступок добрым?» Даже самые маленькие дети, смеясь, говорят, что нет, конечно, не будет. Но ведь поступок один и тот же. И результат одинаковый! «Нет! - смеются дети. - Он испугался, поэтому поделился». Вот и наши с вами добрые поступки были бы подобными, если бы мы не просто верили, а твердо и опытно знали, что Тот, Кто сказал «не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, не суди и т. д.», всегда рядом, за всем наблюдает и моментально накажет ослушника. Никакой тоталитарный режим не способен сделать жизнь более невыносимой. Даже если когда-нибудь «в целях безопасности» везде и всюду Поставят камеры видеонаблюдения и каждый сможет получить о нас полную информацию, где, когда, с кем мы были, что делали и что говорили, это будет не так страшно. В душу-то ведь никакая камера не проникнет. Если не могу свободно делать и говорить, могу хотя бы свободно думать и чувствовать! Здесь же все будет под контролем: и мысли, и чувства. И то, что Контролирующий благ и праведен, не очень облегчит ситуацию.

Разумеется, случись такое, никто бы произвольно не совершал никаких даже самых мелких грешков, а согрешив нечаянно, умирал бы от страха перед неизбежной карой. Поспешно умолял бы о прощении, но не из раскаяния, а из того же страха возмездия. Хороша бы была жизнь! Абсолютное благополучие и абсолютный страх. Полное отсутствие проблем и еще более полное отсутствие свободы.

«Но ведь, - возразят мне, - вы, верующие, так и поступаете, так и живете. Знаете, что находитесь “под постоянным контролем”, и на этом строите свое поведение». Нет, не так! Мы не знаем - мы верим. Вера отличается от знания тем, что не лишает свободы. Знание - лишает. Та реальность, которая открывается верующему, оставляет ему возможность выбора - принять ее или не принять. Знание такой возможности не оставляет. Что выбирать, когда все ясно и очевидно? Бог желает веры нашей, доверия Ему, оставляя возможность не поверить и отвергнуть. Свобода - дар опасный, трудный и ответственный, но не будет ее - не будет и человека. «Там», в жизни будущего века будет уже не вера, а знание, потому что здесь мы созреваем и формируемся, здесь - труд и подвиг, а там - либо «венец правды», для тех, кто «подвигом добрым... подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4), либо вечный стыд и беспросветная горечь от того, что ты не стал тем, кем мог стать и должен был стать.

Встреча будет неожиданной

Конечно, любая подлинная вера опирается не на те или иные доводы, а на духовный опыт, на ощущение Божественного присутствия. Иногда оно бывает столь сильным, что можно говорить уже о том, что Господь воспринимается нами ощутимее, чем то, что мы видим, слышим, осязаем. Именно так переживал близость Бога псалмопевец Давид, сказавший о себе: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15: 8). Но, даже ощущая присутствие Господа, мы не всегда можем быть уверены, Его ли это присутствие. Так легко принять за Бога собственную фантазию, чисто психологическое воодушевление, все то, что на языке Церкви называется «прелесть». Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, как к нему обратилась женщина, которая утратила ощущение присутствия Бога, которое раньше не покидало ее. Она боялась, что ощущение близости Божией не вернется, но еще больше - что примет за посещение Господа переживание, которое никакого отношения к Богу не имеет. «Лучше вообще ничего не чувствовать, чем это!» Очень честный и трезвый подход. Не стоит искать никаких возвышенных переживаний. Доверимся во всем Господу. Он Сам знает, когда и с какой силой напомнить о Себе, в чем и каким образом обнаружить свое присутствие. Одна закономерность все же, кажется, известна. Бог чаще всего являет Себя человеку неожиданно, любая встреча с Ним происходит по Его инициативе и при таких обстоятельствах, о которых мы и не предполагаем. Нам же неуместно торопить Его и показывать нетерпение. Двухтысячелетний опыт Церкви говорит нам, как возделывать почву своего сердца, чтобы оно было способно отзываться на голос Божий и не перепутать его с любым другим голосом. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7: 7,8). А то, что стучаться порой приходится долго, пусть не охладит веру. Тот, Кто обещал отворить, слово сдержит.

Одной из первых книг о вере, которые мне довелось прочитать, была книга архимандрита Софрония Сахарова «Старец Силуан». Прочитав ее начало, я уже не мог оторваться до конца, и когда дочитал, не сомневался: истина во Христе и в Его Церкви. Пусть же начало этой книги и будет окончанием нашего разговора о кажущейся богооставленности человека:

«Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: “Помилуй меня”; но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: “Ты неумолим!” И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая».

протоиерей Игорь ГАГАРИН

Почему добрый Бог не оставил в живых моего сына?
1

Мой сын погиб, ему только 19.

Я не согласна с этим: Г-дь забирает раньше времени для того, чтобы души взятых им детей обрели спасение. Почему он не забрал тех, которые спровоцировали скоростные гонки на машинах. Он всегда понимал, что его машина не для скорости. Он отговаривал это делать, но мальчишеская гордость взяла верх.

Почему добрый Б-Г не оставил его жить кривого, косого, всего переломанного. Он валялся бы на больничной койке и понимал, что его спас Г-СПОДЬ. А сейчас что....

Мне стыдно жить, дышать, жрать, пить. Я, мать, живу, а мой ребёнок лежит в летней рубашонке закопанный в земле. Какое спасение он получил? Отчего спасал Всевышний тех двух пацанов, скинутых своей матерью с балкона?

Таких примеров можно приводить пачками каждый день. Никакой тайны и таинства в смерти нет. И церковь это понимает. Прекрасно понимает. Или... Или покажите мне это место, где душа моего Максима?

Зинаида
Россия

В таких страшных случаях, когда родители хоронят своих детей, невозможно найти слова утешения. Их - просто нет. И объяснений этому у нас - тоже нет. Никто из людей не в силах ответить, почему произошло именно то, что произошло.

И речь не идет о «тайнах» и «таинствах». Но - лишь о том, что человеку не дано в полной мере постичь смысл жизни души. Даже - при жизни, а после смерти, когда душа отделяется от тела и попадает в высшие духовные миры - тем более. Никому из смертных еще не удавалось заглянуть, как все устроено там, «наверху», и проследить путь конкретной души, покинувшей земной мир.

Не имею ни малейшего представления, как объясняет все эти процессы церковь. Чужими, нееврейскими религиями и их теориями никогда не интересовался и не интересуюсь.

Из нашей, еврейской традиции знаю, что Всевышний - Абсолютное Добро . Он определяет судьбы человечества и каждого человека - в частности. В том числе - и сроки, которые отпущены каждому из нас для жизни в земном мире.

Только Ему, создателю всего сущего (всех миров - «низших» и «высших»), если можно так выразиться - видна и известна целостная картина происходящего. Мы же в состоянии осмыслить и осознать лишь ничтожно малую ее часть. А потому - бесконечно далеки от того, чтобы понять суть Его замыслов.

Всевышний поставил перед нами определенные цели (в контексте данного ответа не считаю уместным о них говорить). Но никогда не ставил перед нами такую задачу - пытаться постичь Его и понять. И прямо сказал нам об этом через пророка:

«…Мои мысли - не ваши мысли, а пути ваши - не Мои пути» (Танах, книга пророка Йешаягу , гл. 55, ст. 8).

Все, чего мы достигаем, все, что у нас есть, все вокруг нас - реализация Его Воли. Его замыслы несут нам радость и горе. Иногда причиняют боль, очень сильную, порой - невыносимую боль. И мы живем с этим, продолжаем жить. Жить - с верой в Его Справедливость.

К огда я страдаю, я чувствую уверенность в двух вещах: 1) Бог существует; 2) Он - предатель.

Я не всегда так думал, но я накапливал разный опыт и переживания в отношениях с Богом. В каждом неприятном моменте, в каждой трагедии, в каждый момент смятения и растерянности легкая и вводящая в заблуждение рука разворачивает мой мысленный взгляд на Бога следующим образом:

«Это Он сделал.»
«Он не должен был этого допустить.»
«Он хочет, чтобы ты думал, что можешь быть счастлив, но … Он сам наводит смуту и беды.
Предатель.»

Если мы не сможем отследить и осознать эти аргументы в своём сердце, то они захватят наши мысли, эмоции и действия. Они будут управлять нами, когда мы будем переживать и как-то осмысливать боль. Очень легко, даже бессознательно, мы можем придти к убеждению, что Бог — предатель:

Я могу быть счастлив или убит горем.
Я убит горем.
Бог всё контролирует.
Бог сказал, что любит меня.
Одна из этих вещей не может быть правдой.
Поэтому , я доверяю Ему теперь немного меньше.

Теперь умножьте это на тысячу случаев потерь, падений, неудач, боли, и вы увидите, как легко вы можете скатиться в теологию жертвы и предательства: Бог - предатель.

В моменты горя - во время развода, после похорон, после очередной неудачи, после очередного выкидыша - Бог выдёргивает основание, на котором вы стоите, прямо из-под ваших ног. Снова. И снова. И снова. Что происходит? Почему я снова Тебе верю? И в эти моменты Бог может сказать нам в ответ пять вещей:

1. «Я так сильно тебя люблю»

В фильме 2011 года «Воин», склонный к жестокости и замкнутый в себе отец восстанавливает отношения со своим сыном, который ушёл из дома вместе с матерью пятнадцатью годами ранее. Отец, теперь христианин, пытается выразить сочувствие к своему сыну, у которого большие проблемы. И сын говорит ему: «Ты пытаешься? Теперь? Где ты был, когда это имело значение? Мне нужен был этот парень тогда, когда я был ребёнком. Ты мне не нужен теперь. Слишком поздно. Всё уже произошло» . Казалось бы, трудно найти более подходящие слова, чтобы выразить чувства к Богу человека, переживающего интенсивное страдание.

Но эти чувства рисуют иллюзию. Они уводят не туда. Бог не отсутствует. Бог не творит жестокости или насилия. Бог не убирает от нас свои руки ни до, ни во время, ни после нашего страдания. В это почти невозможно поверить, особенно когда мы чувствуем себя преданными и оставленными Им. Однако, возможно верить в то, что Бог не является отцом, творящим насилие. И даже если вы не можете в это верить, Бог всё равно любит вас . И это не просто Его чувство . Божья любовь определяет все Его действия: как Он планирует вашу жизнь, какие Он даёт вам переживания, как работает весь мир вокруг вас. Всё кричит: «Я люблю тебя» . В христианских отношениях с Богом всё можно суммировать одной фразой: «Я очень сильно тебя люблю, и Я никуда не уйду» .

И если можно выделить в Писании одно прилагательное, лучше всего определяющее Божью любовь, то это будет «непоколебимая» (3Цар.8:23; 2Пар.6:42; Пс.35:7; 41:8). В Нем нет непостоянства. В Нём нет ненадёжности. Он не отстранён. И это самое важное, что нам нужно услышать.

2. «Я чувствую твою боль»

Бог чувствует нашу боль в двух смыслах.

Во-первых, Бог чувствует нашу боль. Чувства Бога связаны с каждым нашим действием и переживанием: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30); также есть примеры эмоциональных реакций Иисуса, например в Иоан.11:35. Бог знает чувства, которые вы переживаете лучше и глубже, чем вы сами. Он поддерживает сами атомы, которые присутствуют в вашем расстроенном желудке, перенапряжённых нервах, текущих слезах - Он знает все эти чувства (Деян.17:28).

Во-вторых, Бог сам был предан. На самом деле, Он выбрал именно предательство как инструмент, через который Его любовь к нам должна была быть проявлена - из всего разнообразия он выбрал быть преданным любимым человеком. И именно поэтому Иисус возмутился в духе и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Иоан.13:21). Бог пережил предательство.

3. «Я предопределил это»

Когда я страдаю, мне хочется ослабить теологические винтики, которые закручивают в тиски мою голову: Бог не мог предопределить всё это, по крайней мере, если Он благ. Но мы должны запретить желанию нашего сердца перемещать источник нашего авторитета со Священного Писания на наши эмоции. Эмоции важны, но они не определяют внешнюю реальность. Наши горячие предпочтения относительно того, как Ему следовало бы управлять нашей жизнью, очень быстро могут превратиться в убеждённость, что Бог не может стоять за всем этим. Конечно же, если бы Бог управлял всеми этими событиями, то Он бы сделал всё по-моему.

Страдание вынуждает нас как-то примириться с эмоционально неприемлемой и неразрешимой реальностью: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе» (Ис.48:13). Нет ничего, что происходило бы вне Его все-поддерживающей и все-определяющей воли. Он благословляет и проклинает. Он даёт и забирает.

Суверенная власть Бога делает Его удобной мишенью для упрёков и обвинений. Но Он с сострадательным пониманием отвечает на обвинения любовью (Рим.2:4). И так же, как Бог, как добрый отец, принимает нашу несовершенную благодарность, Он принимает и наше несовершенное страдание, как наш терпеливый наставник. Он даже предопределяет наше несовершенное горе: «ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис.26:12).

4. «Страдание может продолжиться»

Каждый здравый христианин хочет пообещать самому себе в болезненных ситуациях: «Этому придёт конец» . Как однажды сказал Тим Келлер, идея о том, что Бог непременно прекратит ваши страдания в этой жизни является не только ложью и искажением, но и оскорблением миллионов людей, для которых Бог не прекращает множественные формы страдания.

Ключом для правильного понимания непонятных, изменчивых и невыносимых обстоятельств в этой жизни является не духовная самоуверенность, но духовный реализм. Может быть, нам хотелось бы, чтобы друзья Иова были правы, отводя Богу роль юридического рычага возмездия и вознаграждения. Тогда, по крайней мере, у нас был бы хоть какой-то мизерный контроль над нашим страданием. Тогда, по крайней мере, у нас была бы небольшая надежда на изменения в нашей беспомощности. Тогда мы могли бы принести Богу нашу невиновность и наши страдания и закричать: Предатель!

Предательство предполагает нарушение договорённостей. Но как бы нам ни хотелось включить преходящий внешний комфорт в Божьи обещания нам, Бог этого не говорил. Мы были обмануты комфортом Запада и собственной плотью. Правда в том, что Бог никогда не обещал нам комфорта или мирных обстоятельств в течении всей нашей жизни. Бог стонет и вздыхает вместе с нами: «Это не должно быть так».

Так какая же нам польза от Бога в наших страданиях, если Он их предопределяет и не обещает закончить? Моя привычная реакция на страдания: победить напором, бешено делая всё, что угодно, чтобы как-то исправить ситуацию или ослабить боль, или свернуться в комочек жалости к себе.

Как же нам следует встречать страдания? «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26:52). Убрать мой меч? Но ведь надо сражаться в войне. Надо лечить болезни. Надо что-то сделать с болью в спине. Нужно выплатить долг. Нужно исцелить разбитое сердце.

Мы смотрим на отъезд Димаса жадными глазами: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2Тим.4:10). Это кажется лёгким выходом из страдания. Фессалоника звучит не так уж плохо. Но мы должны помнить, что куда бы мы ни пошли, в Южную Калифорнию или Фессалонику, или глубоко внутрь собственной скорлупы само-оправдывающей горечи по отношению к Богу - куда угодно, кроме Божьего лица - мы будем нести наши слёзы с собой. Мы будем нести наше страдание в своих сердцах. И будем находить кого-то, чтобы обвинять: самих себя, друга, начальника или жену. Эта временная жизнь есть жизнь слёз, потому что мы живём в мире греха. И придёт день, когда Фессалоника сгорит вместе с мякиной, а Бог, которого мы обвиняем, будет одним единственным, кто утрёт наши слёзы: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

5. «Я никогда не оставлю тебя»

Бог чувствовал себя оставленным Богом намного сильнее, чем вы или я когда либо сможем пережить. Иисус кричал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46). Благодаря смерти Иисуса на кресте, мы никогда не ощутим того же отвержения, которое Он пережил в тот момент. Мы можем пережить «предательство Иуды» в своей жизни даже (или особенно) со стороны церкви. Многие люди, которые никак не могут поверить в то, что Бог благ, получили свои раны именно в церкви. И церковь не очень-то сильно помогает справиться с подобного рода ранами.

Иисус никогда не оставит нас. «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:20). Возможно, вас пока не сильно вдохновляет это обещание. Возможно, у вас возникает ощущение, что принижается значимость серьёзных и важных чувств - минимизируется или игнорируется боль страдальцев, которые отошли от Бога потому, что чувствовали себя брошенными. Мы копаемся в наших грехах, чтобы найти причину, почему Бог оставил нас. Или же мы предъявляем Богу лист наших претензий: Вот факты. Ты не смог быть ни обеспечителем, ни пастырем, ни отцом. Как вообще ты можешь быть здесь со мной, во всём этом? Ты оставил меня!

Подписывайтесь:

Но Он никогда не оставляет нас. Он не уходит. Он не терпит неудач. «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лук.11:11). Он всегда остаётся с нами. Именно поэтому постоянство Его любви так важно. Он предлагает нам только один взгляд на наше страдание: взгляд вечности. И если Он меняет обстоятельства нашей жизни к худшему или к лучшему, это всё от Него. Это одновременно и горько и сладко. Бог прописывает горькие травы в нашу диету на этой земле. Некоторым в большем количестве, чем другим. Мы можем только ждать и молиться о милости и силе, нужной нам для того, что грядёт или существует сегодня.

Бог не предал нас. Мы нарушали завет с Ним много раз. И в Христе Он никогда не грозит нам пальцем осуждения, Он лишь предлагает нам своё теплое и незаслуженное нами объятие, снова и снова, даже в невообразимо трудных обстоятельствах. Господь, смилуйся над нами, грешными и страдающими.

Автор — Пол Максвелл / By John Piper. © 2015 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод —

Бог меня отыскал,
Среди холодных скал,
Среди заблудших дорог,
Где я погибнуть мог.
Но Бог меня отыскал,
Среди холодных скал,
Среди заблудших дорог,
Где я погибнуть мог.

Он дал мне жизнь Свою,
Освободил от оков.
Славу Ему пою,
Славу во веки веков!
Ведь Он дал мне жизнь Свою…

Он есть мой лучший Друг,
С Ним мне не страшен путь.
Я всем скажу не тая:
«Любит Иисус меня!»
Ведь Он есть мой лучший Друг…

И даже если беда,
Рядом Христос всегда.
Любовью меня хранит, –
Моё упованье и щит!
И даже если беда… God found me ,
Among the cold rocks ,
Among the lost roads,

But God found me ,
Among the cold rocks ,
Among the lost roads,
Where I could have been killed .

He gave me his life ,
Freed from the shackles .
Glory to him sing ,
Glory for ever and ever !
After all, He gave me His life ...

He is my best friend ,
With Him I are not afraid of the way .
I "ll tell everyone not melting:
" Jesus Loves Me ! "
After all, he is my best friend ...

And even if the trouble ,
Near Christ always .
Love keeps me -
My hope, and the shield!
And even if the trouble ...

mob_info