Буддийская ступа индия древний мир. Буддийская ступа: названия, культовое значение

Индийские ступы
Эти впечатляющие постройки появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам), и свое начало взяли от простых надгробных холмов.
Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра) Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подарков (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа кроме всего прочего символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает: ).
Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде (Махавамса: хроника традиции Тхеравада) эти реликвии были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265-239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока, как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.
Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды археологам и индологам всё еще не удалось идентифицировать. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существованию ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые «Эдикты Ашоки», которые наносили во всём королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.
Центральная Индия
Самые древние ступы из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи — диаметром 36 м и высотой 15 м.

Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.

Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
. одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhī);
. большой полушар (anda);
. маленькая квадратная надстройка на нём (harmikā), окруженная забором;
. в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
. верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
. ступа часто окружена своего рода забором (vedikā), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
. ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.
Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.
Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всём мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.
Ступы пещерных храмов на Западе Индии
Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II-I в. до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsā, Bhāhjā). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья — большим залом со ступой в центре, которая датируется II в. до н.э.

Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII в. н.э. В Аджанте, в пещере № 26, можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.
Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.
Ступы региона Гандхары
Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары — территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).
Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет вести вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием эллинистических элементов стиля. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах стран Гандхары и Матхуры (Уттар Прадеш).
Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.

В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).

Ступы на Востоке Индии
Ступы на Востоке Индии всё также строились по старому образцу. Известным примером являются ступы (III в. до н. э.)

и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ — колесо Дхармы.

Индийские ступы V-VII вв.
Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321-550 гг. н.э.).
В конце III ст. ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV в. попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как например, (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.

Возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Дхамека ступа, которая обозначает это место, датируется археологами VI в.

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. Кук (1997 г.) в качестве примера приводит университетский город Наланда возле Раджгира (Бихар).

Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в середине всего сооружения Наланды является ступа или храм №3 — монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла маленькая ступа (основание 137/137 см, высота 173 см), которая на некоторых стадиях была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры — одного из двух ближайших учеников Будды.
Будизм - одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.

Первые ступы появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам) и свое начало взяли от простых надгробных холмов.

Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра), Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подношений (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа, кроме всего прочего, символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает: «основа для подарков»).

Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде, через два столетия реликвии из этих ступ были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265-239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.

Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды археологам и индологам точно идентифицировать пока не удалось. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существования ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые эдикты Ашоки, которые наносили во всем королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.

Центральная Индия

Самые древние из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи - диаметром 36 м и высотой 15 м.

Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.


Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
.одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhi-);
.большой полушар (anda);
.маленькая квадратная надстройка на нем (harmika-), окруженная забором;
.в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
.верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
.ступа часто окружена своего рода забором (vedika-), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
.ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.

Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.

Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всем мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.

Ступы пещерных храмов на Западе Индии

Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II-I веках до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsa-, Bha-hja-). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья - большим залом со ступой в центре, которая датируется II веком до н.э.


Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII века н.э. В Аджанте в пещере можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.

Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.

Ступы региона Гандхары

Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары - территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).

Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет подниматься вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием стиля эллинистических элементов. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах: Гандхаре и Матхуре (Уттар Прадеш).

Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.

В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).

Ступы на Востоке Индии

Ступы на Востоке Индии также строились по старому образцу.


Известным примером являются ступы Амаравати (III в. до н. э.) и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ - колесо Дхармы.

Индийские ступы V-VII вв.

Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321-550 гг. н.э.).

В конце III века ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV века попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как, например Бодхгайя (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.

Сарнатх возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Ступа Дхамекх, которая обозначает это место, датируется археологами VI веком.

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. В качестве примера можно привести университетский город Наланда возле Раджгира (штат Бихар).


Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в центре всего комплекса Наланды является монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла небольшая ступа, которая в определенный период была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры - одного из двух ближайших учеников Будды.

Будизм - одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.

Обновлено 27.08.2019

Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни . Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

Что такое буддийская ступа? Значение символа

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия . Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в .

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений : «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.


После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии . Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно . Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала . Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.


Разновидности буддийских ступ

По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд , получили широкое распространение ступы в виде . Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная , известная как Большая Ступа в Санчи .

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II-I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения , и . Четвертое священное место буддизма, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из - три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.


Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.


Ворота святилища в Санчи - своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот - свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы - якшинь, а также птиц и животных - слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь - женских божеств природы - на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и , включенных в .

Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной.

Исторические корни буддийских ступ

С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев.

Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, нужно было лишь сохранять пепел или несгоревшие останки. Поэтому в ступы помещалось лишь то, что осталось после кремации. Постепенно ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане людей.

Со временем ступы стали иметь более широкое значение, их начали строить в ознаменование каких либо событий или в качестве подношения. Сегодня в них могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветленного Учителя, а в некоторых случаях реликвии вообще могут отсутствовать.

Ступа может отмечать памятное место, возводиться в память о событиях буддийской истории - такие ступы можно назвать мемориальными. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, в которых не могут содержаться никакие вложения. Ступы также строились в качестве подношения Буддам, путевых знаков и для защиты путешественников. В Тибете и Бутане ступы стоят на многих горных перевалах.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, в том числе и в его честь. Например, Ступу лотоса (или Ступу источника благоприятности) король Суддходана, отец Будды, построил в Лумбини (Непал), на месте рождения Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов.

В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две были построены купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, еще одна подобная ступа была возведена Анатхапиндакой, он же построил ступу над останками Шарипутры. Также существуют три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы над его останками построили ступу (Махапаринирвана-сутра). Тем самым он придал ступе новую функцию - объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной природе Будды, поскольку ступа символизирует ум Будды. Делая подношения природе Будды, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе и приближаясь к окончательному счастью, Просветлению.

Реликварные ступы

Считается, что после ухода Будды реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей и заложены в восемь ступ в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана-сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире; остальные ступы возводили представители других кланов: личчхави - в Вайшали, шакьи - в Капилавасту, були - в Аллакапе, колии - в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы - в Паве, другая ветвь маллов - в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы - в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества

Существуют также понятия «восемь мест паломничества» и «восемь ступ Татхагаты», или «восемь сутрических ступ», поскольку эти ступы связаны с жизнью и деятельностью Татхагаты - Будды Шакьямуни.

Четыре из этих мест паломничества были обозначены самим Буддой. Они связаны с его жизнью и обозначают места, где он родился, достиг Просветления, дал первые поучения, ушел в Паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагаром.

Как уже было сказано, в Лумбини отцом Будды, королем Суддходаной, была построена Ступа лотоса. Главная ее часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгайе была построена Ступа Просветления, или Победы над всеми препятствиями. Ее возвел Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления - важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути - узнавание ума, полное Просветление. Она является также символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Сарнатхе была построена Ступа мудрости, или Ступа шестнадцати ворот. Это произошло в том месте, где Будда дал первые поучения о «Четырех благородных истинах».

В Кушинагаре, месте ухода Будды, появилась Ступа Паринирваны. Ее главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в Паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды, добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, - это Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением Сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же после ухода Будды в Паринирвану состоялся Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы каноны Сутры и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями - последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал здесь двойное чудо: поднявшись в воздух, одновременно испускал из себя струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта Ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была возведена Ступа схождения с небес Тушита. В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, а затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой Ступы.

В Вайшали была сооружена Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась подаренная Будде куртизанкой Амрапали манговая роща, где он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца, победив тем самым время и смерть.

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с перечнем великих реликварных ступ, описанных в Махапаринирвана-сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения.

Скорее всего, списки основываются на устной традиции и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время создавалось множество различных ступ. Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух - Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения.

Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

Эти места паломничества, так же как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где Будда Шакьямуни жил и учил. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхаруте (Индия), а также в Патане (Непал). Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Традиция их возведения также проникла в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, и здесь наибольшее внимание уделялось их внутреннему наполнению. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов (считается, что они исходят непосредственно от Будды) придерживаются и сегодня.

Именно такие ступы строятся сейчас в западной части мира. Глядя на ступу снизу вверх, мы символически видим весь путь до Просветления, каждый уровень выражает важный шаг на пути. Будда, Дхарма, Сангха, Просветленный настрой и радость в качестве основы - это первый шаг. Далее мы собираем позитивные впечатления, развиваем путь объединения пяти качеств и, подобно вазе, становимся подходящим «вместилищем» с достаточными способностями к концентрации и медитации. Тринадцать колец шпиля - это окончательный путь к Просветлению через десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен.

Особое место среди тибетских ступ занимает Ступа Калачакры, она относится не к Сутре, а к Тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатака), Индия. В ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры.

Буддийский историк Таранатха писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его Просветлением, у Великой Ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу «Блистательных Лунных Дворцов» (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, формы и пропорции которых были тоже четко регламентированы. В настоящее время известно о десяти Ступах Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы - пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек, буддийские пагоды не только символизировали Учение Будды, но и становились украшением ландшафта, служили объектами созерцания.

Гармонично сочетаясь с горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж. Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Ее старинное описание звучит так: «Высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине».

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде храма-пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады и пагоды, и ступы являются храмами, в других пагоды и ступы отличают друг от друга.

Обычно форма тайских и бирманских ступ - конусообразная, с заметно скошенными углами. Часто их красят в золотой цвет или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон - 98 метровая позолоченная ступа в Янгоне (Мьянма). По преданию, она содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале - Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней.

Согласно тибетской легенде, Ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, но непальские источники гласят, что она появилась только в VI-VII веках нашей эры. Также со строительством этой Ступы часто связывают имя тибетского Дхарма-короля Трисонга Дэцена.

Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде, после того как Будда Манджушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду, на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа. И на ее месте позже была построена существующая. По другим источникам, король Ашока посетил это место в III веке до н. э. и возвел здесь храм, а Ступа в более-менее современном виде была создана в начале V века н. э. С тех пор это одно из мест, наиболее почитаемых буддистами и индуистами.

Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги; полусферическая часть - торс; реликварий над ней - голова; шпиль - ушниша; луна, солнце, бинду - тройное украшение прически Будды. Изображение глаз приходится на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, символизируют всеведение Будды.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие дома без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Буддой. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Одна из самых интересных ступ расположена в Индонезии, на острове Ява, в провинции Центральная Ява. Она называется Боробудур, относится к традиции буддизма Махаяны и представляет собой самый большой буддийский памятник на Земле. Боробудур строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «Вихара Будда Ур», что означает «буддийский храм на горе».

Боробудур построен как огромная Ступа, выполненная в форме гигантской мандалы. Фундамент Ступы квадратный, длина стороны - 118 метров. У Ступы имеются восемь ярусов, пять нижних - квадратные, а три верхних - круглые. Эта мандала выражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями Абхидхармы. На верхнем ярусе расположены 72 малые ступы в форме колоколов с окошками вокруг большой центральной Ступы. Внутри «ступ-колоколов» находятся статуи Будд, стены храма украшены барельефами.

Мемориальные ступы

С развитием буддизма возникла особая категория ступ - мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории Сангхи.

Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928-1972). В отличие от других ступ здесь не содержится останков короля - только его фотография в церемониальной одежде. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего создать пространственное представление ума Будды. Считается, что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными способностями, поэтому Ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже расположен один из участков, известных как Поля смерти, где в период между 1975 и 1979 годами, во время режима красных кхмеров, было казнено приблизительно 17 000 человек. После падения режима в братских могилах было найдено 8 895 тел. Сегодня Чоенг Эк - мемориал с буддийской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, она заполнена останками жертв режима Пол Пота - в ней более пяти тысяч человеческих черепов.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной. Согласно традиции, и реликварная, и мемориальная ступа могут быть возведены в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту. То, что обычно называют «видами ступ», скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, может быть объектом почитания и одновременно символом буддизма.

Ступы сегодня

С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий.

Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала - ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой - в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это - предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Символика ступы

Важнейшая из всех восьми форм - ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути - полное Просветление, реализацию всего человеческого потенциала. Это достижение означает освобождение от всех завес и раскрытие высших способностей ума, особенно - совершенной мудрости Будды. Эта ступа является также символом преодоления всех препятствий.

1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь знаков удачи, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды.

2. Основная плоскость. Плоскость, «удерживающая Землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.

3. Три ступени над основной плоскостью. Три ступени символизируют Три драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

4. Львиный трон. Над тремя ступенями находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нем часто изображаются снежные львы. Потому он называется львиным троном и символизирует непобедимость Дхармы - четыре вида бесстрашия Будды.

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня - это лотосы, малый и большой. Они символизируют Шесть освобождающих действий (Парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.

6. Квадратная поверхность трона. Трон состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют Четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, радость и равностность.

7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» - внимательность к телу, чувствам, мыслям и внешним явлениям.

8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь накопления. Здесь должны быть осуществлены «Четыре вида совершенного отказа». Это означает:

1) отказаться от всех негативных действий;

2) не забывать об этом;

3) совершать позитивные действия;

4) постоянно их умножать.

9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования.

10. Четвертая ступенька над троном. Представляет Пять способностей на Пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

11. Неизменная основа. Поддерживает вазу и символизирует Пять сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти способностей предыдущей ступени.

12. Ваза. Символизирует Семь ветвей пробуждения на Пути видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность.

13. «Тре» над вазой. «Тре» указывает на Восьмеричный путь благородных на Пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение.

14. Дерево жизни. Представляет собой центральный стержень ступы. Дерево символизирует «Десять видов трансцендентального знания», различные аспекты мудрости Будды.

15. Тринадцать колец. Символизируют Десять сил (десять аспектов мудрости Будды) плюс Три существенных воспоминания, то есть знание трех времен - прошлого, настоящего и будущего.

16. Зонт. Является одним из восьми символов удачи, означает преодоление всех страданий.

17. Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды.

18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия (подобного лучам солнца) и абсолютного Просветленного настроя.

19. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума.

mob_info