Православный паломник. Монастырь Св

Если приехать в порт Афин, непременно увидишь остров. Это Эгина. До него около 30 километров по воде. Небольшое судно нас доставило туда за полтора часа.
На Эгине 7 монастырей. На соседних островах по 9. Эгина — особый остров, здесь подвизался святитель Нектарий — покровитель греческого женского монашества. У нас в России его больше знают как святого, исцеляющего от рака.
Драматична биография святого. Когда тебя гонят враги, это тяжело, но понятно, а когда тебя не понимают и не принимают свои, как перенести это? Святитель был оклеветан, лишен должности и права принадлежать к любой из автокефальных Церквей. Так продолжалось 30 лет, до дня его кончины. Представьте себе: до конца своих дней он не нашел понимания и поддержки.

Свт.Нектарий не переставал искать себе пристанище. За годы гонений у него появилось немало духовных чад — девушек, которые хотели посвятить себя иночеству. Святой Нектарий взял на себя устроение монашеской общины и остановил свой выбор на острове Эгина, на развалинах древнего монастыря в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник. Он выкупил эти развалины и основал женский монастырь в честь Живоначальной Троицы.
И здесь - новая клевета, новые поношения, а потом — серьезная болезнь.
9 ноября 1920 святитель отошел ко Господу. Только после смерти свт.Нектарий был реабилитирован и прославлен.
Еще при жизни святого многие по его молитвам вразумлялись и исцелялись. По его успении чудеса и исцеления умножились. В женском монастыре свт.Нектария, где покоятся его святые мощи, висит сертификат, подтверждающий многочисленные исцеления, а рядом с ним сотни даров — крестиков, иконок, часов, брошей. На некоторых их них стоят даты и имена получивших исцеление.
Несколько лет назад рядом с монастырем был построен большой собор свт.Нектария Эгинского, когда мы приехали, там шли реставрационные работы и мощи святого были перенесены в монастырь. Там мы приложились к главе святителя.

Греческие монахини одеваются не так как наши. Вместо наших апостольников на головах плат, который обязательно прикрывает лоб. Помню, как-то к нам в монастырь приехал Александрийский митрополит, грек по национальности, увидел на головах у сестер камилавки и с удивлением спросил: «Что это такое?» У них камилавки носят только мужчины.

Рядом с монастырем свт.Нектария необычное место — Палеохора, что означает “древнее поселение”. Это небольшая гора, на которой стоит множество часовен, около 40-ти, через каждые 10-15 метров.
Ходишь среди заброшенных церквушек и читаешь на каждой надписи: агия Анна (святая Анна), агия Варвара... Храмы свт. Николая, Воздвижения Креста Господня, св. Дионисия... Здесь 800 лет назад была епископия архиепископа Дионисия Эгинского. Есть мнение, что здесь было средневековое поселение Палья-Хоря (Paleohora) с 365 церквями (по количеству дней в году).

У подножия Палеохоры — женский монастырь св. Екатерины. Территория совсем небольшая, но очень уютная. Живет здесь всего 6 матушек. В храме оказались святыни: часть руки вмч. Екатерины и мощи св. Агафии.

Едем выше в горы в женский Хризолеонтисский монастырь. На самом деле это монастырь Успения Пресвятой Богородицы, но так как здесь особо почитают икону Хризолеонтисской Божией Матери, по Ее имени и названа обитель. На полпути к монастырю находится камень, на котором, по местному преданию, Матерь Божия оставила отпечаток своей Руки. На камне вырезана икона и теплится лампада.
Кончился асфальт, идет горная дорога, скорее дорожка, вся усеянная камнями, в колдобинах. В монастырь ведут протоптанные козами горные тропинки. Первыми, кто нас встретил в монастыре, были животные и птицы. Их здесь немало, монастырское хозяйство большое: овцы, козы, лошади, ослы, куры, утки, павлины, индюшки и множество кошек. Увидев новых людей, вся эта живность встрепенулась: кто бросился наутек, а кто, наоборот, навстречу. Один очень общительный козлик никак не хотел отставать от нас, все норовил уткнуться носом.
В монастыре были неприемные часы, но нам открыли. Здесь подвизается 7 насельниц, есть и молодые. Юная послушница, когда открывала нам врата, каждому приложилась к руке, так учат молодых смирению и странноприимничеству. В храм провела сама игумения. Храм древний, лики на фресках темные, что непривычно — чаще в греческих церквях мы видели яркие краски. Слева, у иконостаса, чудотворная икона Матери Божией.

Закончилось наше пребывание в Греции, па¬ломничество по святым местам. Чувство родства с Грецией не покидало нас все путешествие. В нашем сознании, в языке немало общего. Правда, были и курьезы: оказалось, что “трапеза” — это совсем не еда, а банк (по крайне мере, именно это слово мы видели на банках), “просфора” — не наши просфорки, а приношение (это слово мы видели на магазинах, продающих уцененную одежду). Выяснилось, что “куролесить” произошло от поспешно сказанного греческого “Кирие, элейсон” — “Господи, помилуй”.
Нам удалось посетить только небольшую часть святынь православной Греции, если кому-то из читающих эти строки, довелось побывать в других местах, буду рада узнать об этом - прочесть ваш рассказ.

В то время лаврская типография, первоначально устроенная преподобным Иовом Почаевским еще в ХVII веке, уже совершенно обветшала. Архимандрит Виталий оборудовал ее новыми печатными станками, собрал вокруг себя братчиков-книгопечатников, и в короткий срок почаевская типография стала одним из центров духовнаго просвещения всего русскаго народа. Особенно же много сделано было этим братством для борьбы с унией.

В 1919 г. архимандрит Виталий был схвачен поляками и приговорен к расстрелу. Он был избавлен от казни и освобожден благодаря ходатайству сербскаго патриарха Варнавы.

Поселившись в Чехословакии в селе Ладомирово, архимандрит Виталий собрал вокруг себя иноков и возстановил Иово-Почаевское книгопечатное братство. Братство выпускало журнал "Православная Карпатская Русь", позднее переименованный в "Православную Русь", печатало церковные календари, богослужебныя и духовныя книги, которыми снабжали храмы и приходы всего русского зарубежья.

В 1934 году архимандрит Виталий был рукоположен во епископа и направлен в Нью-Йорк для окормления русских эмигрантов в Америке. Вместо себя настоятелем братства он оставил архимандрита Серафима (Иванова). Примерно в это же самое время архимандрит Русской Зарубежной Церкви о. Пантелеимон (Нижник) купил в штате Нью-Йорк (США) большой участок земли около поселка Джорданвилль. На участке был жилой дом, пахотная земля и кормовой луг.

Кругом участка были леса, и на несколько километров не было никаких заводов, только попадались одиночныя фермы. Ближайший большой город Ютика находился в 20 милях от Джорданвилля, а ближайший малый город Ричфилд Спрингс в семи милях. Несмотря на то, что рядом проходили две автомобильныя дороги, место это оставалось довольно уединенным и было удобным для устройства монастыря.

Надо добавить, что довольно суровый климат местности: летом чрезмерная влажность и проливные дожди, а зимой жестокие морозы до минус тридцати градусов по Цельсию и снежные заносы, - способствовали тому, что это место мало заселялось. В прошлом там проходила узкоколейка, но позднее ее закрыли. По всем этим причинам участок был продан довольно дешево. Деньги для покупки участка о. Пантелеимон (Нижник) и его помощник монах Иаков (Машарук) добыли, работая на вертолетном заводе Сикорскаго, в шт. Коннектикут.

Долгое время о. Пантелеимон и о. Иаков обитали в Джорданвилле только вдвоем, позднее присоединился и о. Иосиф. Однако, работая усердно, сумели устроить там ферму, построили часовню и заложили фундамент Свято-Троицкаго храма.
Вскоре после окончания войны владыка Виталий (Максименко) выписал из Швейцарии наше Иово-Почаевское братство, и 15 декабря 1946 года 13 монахов прибыли в Джорданвилль. Владыка Виталий вновь стал настоятелем нашего братства, а владыке Серафиму (Иванову) было поручено редактировать журнал "Православная Русь".

Мы привезли с собой в Джорданвилль икону нашего покровителя, преп. Иова Почаевскаго, с частицей его мощей. Эта икона была получена из типографии Почаевской лавры, и стояла в типографии в Ладомирово. Ныне эта икона находится в типографии Свято-Троицкаго монастыря. Владыка Виталий был не только настоятелем нашего братства, но и настоятелем Свято-Троицкаго монастыря. Можно сказать, что почти все, что мы имеем сейчас в Джорданвилле, мы обязаны этим владыке Виталию (Максименко). Он основал духовную семинарию, и был ея первым ректором. Он руководил строительством Троицкаго храма. Он организовал в Джорданвилле типографию. Он укрепил монастырь, выписав иноков из русской обители преп. Иова близ Мюнхена и других мест, благодаря чему за короткий срок число насельников монастыря возросло до 50 человек. Здесь следует сказать, что владыка Виталий был человеком характера твердаго и решительнаго. Разсказывают, что в Ладомировой в обители появился некий брат, который вел себя дерзко и раздражал прочих иноков. Однажды Владыка Виталий застал его во время подобнаго безчинства. Не говоря ни слова, Владыка крепко взял его за руку, вывел на крыльцо и молча указал ему дорогу.

Владыка Виталий твердо стоял на путях Православия. После войны в Америке от Русской Зарубежной Церкви откололась, так называемая, Леонтьевская церковь (по имени ея главы, митрополита Леонтия), которая вступила в молитвенное общение с Московской Патриархией. Некоторые настаивали, чтобы и владыка Виталий присоединился к ним. Но он категорически отверг эти предложения, и благодаря его твердой позиции Русская Зарубежная Церковь сумела сохранить за собой часть своих американских приходов. Владыка Виталий скончался 8/21 марта 1960 г. и был погребен в храме-памятнике св. Равноапостольнаго князя Владимира в Касвиле (т. н. Джексоне), шт. Нью-Джерси.

2. В Джорданвилле

Когда мы, тринадцать иноков Иово-Почаевскаго братства, прибыли в Джорданвилль, строительство Свято-Троицкаго храма было начато. Мы застали законченным только фундамент храма. О. Пантелеимон с несколькими братиями и трудниками работали на постройке и буквально выбивались из сил. Но мы со свежими силами, с весны 1947 г., с помощью наемных рабочих, дружно взялись за работу и быстро построили нижний храм, а затем и верхний храм (последний был освящен митрополитом Анастасием в ноябре 1950 г.).

Спустя почти 10 лет мы также построили (правда, тоже с помощью наемных рабочих) братский корпус и семинарское здание. Мы же своими руками устроили и типографию.

Владыка Виталий часто приезжал в Джорданвилль из Нью-Йорка, совершал церковныя службы, давал указания и наставлял иноков. И так наше братство под руководством владыки Виталия преуспевало во всем: в строительстве храма, в печатании книг и в делах духовных.

Все 13 новоприбывших иноков были тогда люди молодые и энергичные. Среди этих тринадцати были:

1. Епископ Серафим (Иванов), будущий архиепископ Чикагский и Детройтский (почил в 1987 г.).

2. Игумен Филимон (Никитин), духовник братства во Владимировой, а также монастыря в Джорданвилле, кроме того он был также брошюровщик типографии. Бывший валаамский инок. Ныне покойный.

3. Иеромонах Киприан (Пыжов), ныне архимандрит, талантливый иконописец, помимо многих других, написавший две замечательныя иконы: Новомучеников и Исповедников Российских и Всех Русских Святых. Он же расписал Свято-Троицкий храм в Джорданвилле, Кафедральный собор "Всех Скорбящих Радости" в Сан-Франциско, где находятся мощи свят. Иоанна, архиепископа Шанхайскаго и Сан-Францисскаго, и другие храмы Русскаго Зарубежья.

4. Игумен Никон (Рклицкий), будущий архиепископ Вашингтонский, автор многотомнаго жизнеописания Митрополита Антония (Храповицкаго). Ныне покойный.

5. Иеромонах Антоний (Медведев), ныне Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский (почил в 2000 г. - ред.).

6. Игумен Антоний (Ямщиков), позднее архимандрит, духовник монастыря и печатник в Джорданвилле. Почил в 1993 г.

7. Архидиакон Сергий (Ромберг), позднее архимандрит, книгопечатник и эконом монастыря в Джорданвилле. Почил в 1992 г.

8. Послушник Николай (Гаманович), ныне Архиепископ Алипий Чикагский и Детройтский. Иконописец, ученик архимандрита Киприана (Пыжова).

9. Послушник Василий (Шкурла), ныне Архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий, настоятель Св. Троицкаго монастыря и ректор Св. Троицкой Духовной Семинарии.

10. Послушник Василий (Ванько), ныне архимандрит Флор, и иеромонах Серафим (Попов), архидиакон Пимен (Качан) (два последних отошли ко Господу - ред.), и наконец и аз, Нектарий (Чернобыль), тогда еще иеродиакон. Вскоре после переезда в Джорданвилль владыка архиепископ Виталий (Максименко) посвятил меня в иеромонаха, а позднее владыка архиепископ Аверкий (Таушев) возвел меня в сан игумена.


Слева на право: архиепископ Серафим, Митрополит Филарет, архиепископ Аверкий, епископ Леонтий, архимандрит Нектарий

Я был тогда в расцвете сил и не знал усталости. В Джорданвилльском монастыре я выполнял тогда одновременно несколько послушаний: был и регент, и уставщик, и механик, и огородник, и переплетчик, и типографский наборщик.

Я уже говорил о том, что владыка Виталий возобновил книгопечатную работу нашего братства, прерванную войной. По его указанию архимандрит Пантелеимон (Нижник) купил два печатных станка, и я, как мастер точной механики, легко и быстро пустил их в ход и, обучившись набору, стал работать в типографии.

Мы набирали "Православную Русь" (раз в две недели) с приложениями: "Православный путь" (ежегодник) и "Православная жизнь" (ежемесячник). Издавались также "Троицкий православный русский календарь", "Владимирский календарь", богослужебныя и духовныя книги.

Я работал на линотипе. Набор тогда еще производился частично и в ручную. Линотипныя строчки изготовлялись из свинца, который выделял ядовитыя пары. У меня развилось тяжелое свинцовое отравление с поражением почек (уремия). Когда я поправился, владыка Виталий освободил меня от послушания в типографии и поставил на монастырский огород (огородное дело я изучил еще в юности, помогая отцу).

Летом я работал на огороде, а зимой в переплетной мастерской, которую я сам же и организовал, купил в Нью-Йорке две переплетныя машины и наладил их. Под моим началом в мастерской работали три человека. Мы переплетали книги, которыя печатала наша типография.

Огород у нас в Джорданвилле был огромный, достаточный для того, чтобы накормить всех насельников монастыря. На огороде у меня было два-три помощника из числа послушников. Но большую часть работы я делал собственными руками. Мы сажали помидоры, капусту, морковь, дыни. Урожай бывал иногда настолько обильный, что мы посылали выращенные нами овощи и в Синод, и в Ново-Дивеевский монастырь, и в Новую-Коренную пустынь в Магопаке.

На храмовой праздник Св. Троицы в монастырь ежегодно съезжалось множество паломников из соседних городов (Ютика, Сиракузы, Албани) и дальних (Нью-Йорк, Бостон). Тогда для трапезы богомольцев мы использовали овощи с нашего огорода. Помню, я варил борщ на несколько сот человек.

3. Архиепископ Аверкий (Таушев)

В 1951 г. в Джорданвилль приехал из Мюнхена архимандрит Аверкий, будущий архиепископ Сиракузский и Троицкий. Он привез с собой святыню Русскаго Зарубежья - чудотворную икону Курско-Коренной Божией Матери.

Владыка Аверкий (в миру Александр Таушев) родился в 1906 г. в Казани, в семье военнаго прокурора. После революции семья бежала в Болгарию. Там Александр поступил в Софии на богословский факультет, который и закончил.

В это время он стал учеником известнаго подвижника, епископа Феофана Полтавскаго, бывшаго духовника Царской Семьи. Впоследствии владыка Аверкий составил жизнеописание епископа Феофана, которое было издано отдельной книгой.

По окончании богословскаго факультета в Софии он служил некоторое время приходским священником на Карпатской Руси. Затем жил в Белграде, будучи помощником и духовником Митрополита Анастасия. В 1945 г. переехал в Мюнхен, а оттуда в Джорданвилль, где стал преподавателем духовной семинарии (он читал курс Священнаго Писания Новаго Завета). В 1953 г. он был хиротонисан во епископа Сиракузско-Троицкаго.

Позднее, когда владыка архиепископ Виталий настолько ослабел от старости и болезней, что уже был не в силах выезжать из своей резиденции в Бронксе, Нью-Йорк, владыка Аверкий принял на себя его обязанности настоятеля монастыря и ректора семинарии в Джорданвилле. А когда престарелый о. архимандрит Константин (Зайцев) тяжело заболел, владыка Аверкий стал одновременно и редактором "Православной Руси".

Владыка Аверкий вел жизнь серьезную и сосредоточенную. Вставал в четыре часа утра, а, может быть и раньше, и исполнял свое монашеское правило. Он был очень тверд в исполнении канонов Православия. Студенты семинарии на его уроках обязаны были изучать и знать каноническия правила Церкви. Монастырь и семинарию он держал твердой рукой и никому, ни инокам, ни семинаристам не позволял никаких вольностей.

Впрочем, твердость характера сочеталась в нем с душевностью и благожелательностью. Он был очень внимателен к людям. В своих надгробных речах он всегда находил много теплых и искренних слов о покойном (некоторые из этих речей были опубликованы в сборнике его трудов). Большая часть его проповедей в храме касалась эсхатологии. Он также составил толкование на Апокалипсис. Он был весь охвачен ощущением того, что мы живем накануне прихода антихриста и должны готовиться к Страшному Суду. Некоторые слушали его с недоверием, но, тем не менее, сейчас мы видим, что его печальныя предсказания, сделанныя 30 лет назад, явно начали сбываться.

Он высоко почитал епископа Феофана Вышенскаго Затворника, считая его своим покровителем, и часто повторял его предсказания о судьбах России и всего мира, многия из которых уже сбылись.

Владыка Аверкий был членом Синода Русской Зарубежной Церкви. В журнале "Православная Русь" почти в каждом номере появлялись его передовицы и большия статьи, в которых он отстаивал Православие, боролся с духом отступления, с экуменизмом. Большая часть его статьей была опубликована еще при его жизни в четырехтомном собрании трудов под общим названием "Современность в свете Слова Божия".

Он часто обличал ложь руководства Московской Патриархии и был решительным противником какого-то ни было сближения с ней, если не произойдут изменения к лучшему.

Я глубоко почитал владыку Аверкия, и он, со своей стороны, относился ко мне с большой благожелательностью и дарил мне свои книги с собственноручными дарственными надписями.

Он стал моим духовником. К сожалению, только пять лет я был рядом с ним, так как в 1966 г. я был направлен на Афон, а затем на Святую Землю. Но мы с ним регулярно переписывались, и я получал от него духовныя наставления до самой его кончины.
Он скончался в возрасте 70 лет в Лазареву Субботу 31 марта/13 апреля 1976 г. и был погребен с большой честью в пристройке к Свято-Троицкому храму в Джорданвилле. На его похороны сехалось много народа; среди них были не только русские, но также болгары и греки.

4. На Афоне

Я пробыл в Джорданвилле 20 лет (с 1946 по 1966 г.), а затем был направлен в Ильинский скит на Афоне. Перед отъездом Митрополит Филарет возвел меня в сан архимандрита. К тому времени настоятель Ильинскаго скита о. Николай по старости лет уже не мог руководить скитом, и я сменил его на посту настоятеля.


Ранее я был уже один раз на Афоне, в качестве паломника, и Афон произвел на меня тогда очень сильное впечатление. Поэтому, хотя я и привык к Джорданвиллю, и мне не хотелось оставлять его, но мне было очень радостно снова побывать на Афоне.
Вначале я прибыл в Афины и стал хлопотать о въездной визе на Афон. Это оказалось делом трудным, но епископ Анатолий, русский эмигрант, живший тогда в Греции, помог мне получить визу.

Я прибыл на Афон весной. Все цвело и зеленело вокруг. Горы, монастыри, море - все было прекрасно.

Ильинский скит расположен высоко в горах. Дорога к нему нелегкая, все крутым подъемом. Я добирался до скита частью пешком, частью верхом на осле.

Ильинский скит подчиняется греческому монастырю Пантократору и находится в семи километрах от Кареи, столицы Афона. Он основан преп. Паисием Величковским в ХVIII веке. Долгое время скит оставался небольшим и по размерам, и по числу братии. Лишь с середины ХIХ века он стал все более разстраиваться и заселяться русскими иноками (главным образом, малороссами - ред.), и перед революцией число его насельников достигло 300 человек. Великолепный храм в честь святого пророка Ильи был закончен незадолго до революции. Его освящал архиепископ Анастасий (Грибановский).

Рассказывают, что когда храм строили, то вокруг него бегал юродивый и кричал: "Стройте! Стройте! Все равно он будет пустой!"

Так оно и случилось. Незадолго до революции русский посол в Афинах дал совет игумену Ильинскаго скита забрать все деньги монастыря, хранившияся в одесских банках, так как в России может произойти переворот. Игумен был уверен, что Россия стоит твердо и нерушимо, и махнул рукой. Однако посол оказался прав. Большевики экспроприировали деньги монастыря, и бедным монахам пришлось тяжело работать в ближайших к Афону городах и селах, чтобы оплатить долги, взятые на строительство храма. Многие иноки на этих работах истощили свои силы, надорвались и умерли преждевременно.

Когда я приехал в Ильинский скит, там оставалось только три насельника: бывший настоятель о. Николай, преклонных лет; был еще иеромонах, тоже немощный; третий же был эконом.

В скиту было четыре или пять храмов, в том числе и трапезная церковь, в которой тогда ежедневно служили литургию. Служба (утреня, полунощница и литургия) по афонской традиции начиналась в час ночи и кончалась к утру. Затем отдыхали и выходили на послушания.

Я быстро нашел себе привычную работу: выбрал подходящую землю и насадил огород, который кормил и меня, и всех насельников. Я был занят огородом все время, свободное от богослужений. Нас было три иерея, и мы служили в храме по очереди, эконом же пел на клиросе.

Афонский устав очень труден для русскаго человека. В русских храмах ночныя службы бывают очень редко: один-два раза в год - на Пасху, иногда на Рождество. Афонския ночныя службы были непривычны для меня, и я очень уставал, выстояв на ногах всю ночь. Трудно еще было на Афоне от того, что там не было удобств. Вечерами и ночами ходили со свечой или фонарем в руках.

И все же, несмотря на все трудности, как чудесно было на Афоне! Там кругом тишина и безмолвие. Днем с вершины горы на которой стоит скит, видно море. Я вспоминаю это время на Афоне, как лучшее время моей жизни. Я и сейчас с радостью жил бы там. Несколько раз в дальнейшем я просил вернуть меня на Афон, но на это не получал согласия. Будучи на Афоне, я посещал русских отшельников: Никодима Карульскаго и иных.

Я пробыл на Афоне более года, а затем, по настоянию владыки Аверкия, был возвращен в Джорданвилль.

5. В русских монастырях Иерусалима

В Джорданвилле я засеял свой огород, и вышел прекрасный урожай. Но осенью того же года мне неожиданно вручили указ Синода о моем переводе в Иерусалим.
Ехать туда мне не хотелось. Прежде всего потому, что там большие общежительные монастыри, и много паломников, а еще более туристов со всех концов мира, и, следовательно, много искушений. В Иерусалиме нет того безмолвия, которое я нашел на Афоне; нет также и того спокойствия, какое было в Джорданвилле, ибо если и приезжали в Джорданвилль паломники, то это были свои, из местных русских эмигрантов, туристы же появлялись там очень редко.

Поэтому я просил владыку Аверкия похлопотать за меня, чтобы меня оставили в Джорданвилле, но владыка сказал, что решение Синода отменить никак невозможно.
Я приехал в Святую Землю в 1968 году. Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был тогда архимандрит Антоний (Граббе). Его резиденция была на Русских Раскопках. На Раскопках мне поначалу и отвели келлию, в которой я прожил около года.

В Иерусалиме я встретил двух своих старых знакомых: игуменью Елеонскаго монастыря матушку Тамару, с которой я познакомился в Женеве, и архимандрита Димитрия (Биакай), котораго я знал, еще будучи в Европе (в то время, когда я приехал в Иерусалим, он был уже на покое и проживал в Елеонском монастыре). Я часто посещал их обоих на Елеоне.

По четвергам я служил на Русских Раскопках, в храме Св. Александра Невскаго, по пятницам в храме при Вифанской школе, а в прочие дни - в Гефсимании, в женском монастыре св. Марии Магдалины. А в дни, свободные от служб, я обычно уезжал в Иерихон, где у нас было два фруктовых сада, и работал в этих садах.

В русских монастырях Иерусалима я встретил несколько замечательных людей, представителей старой Царской России. Все они покинули родину после революции. Среди них были: наместница Гефсиманскаго монастыря Варвара (Цветкова), которая в России была близка к тихоновским епископам; престарелый духовник Гефсиманскаго монастыря о. Серафим - бывший адьютант царя Николай II; игумен Стефан, духовник Гефсиманскаго монастыря - в прошлом царский солдат; архимандрит Модест, духовник Елеонскаго монастыря, в прошлом инок монастыря Новый Афон, после разгона монастыря он был в катакомбах, в конце 30-х гг. скрывался в горах Кавказа (см. слово о. Нектария при отпевании архим. Модеста в "Православной Руси" №19, 1984 г. - ред.); монахиня Александра, отец которой служил в императорском дворце в Царском Селе; генерал М. Хрипунов - Председатель Палестинскаго Общества, в прошлом бывший при царском дворе. Замечательным человеком была также игуменья Гефсиманскаго монастыря Мария Робинсон - англичанка, принявшая Православие. О. Серафим и о. Стефан служили тогда в Гефсимании. Когда же по старости и по болезни они оба уже не могли совершать богослужения, я стал служить в Гефсиманском монастыре ежедневно.

Кроме этого в Елеонском монастыре я занялся своим привычным делом: огородничеством и садоводством. Сел на трактор, перепахал всю землю масличнаго сада, окучил маслины, обрезал ветки, и это имело свои последствия: почти засыхавшия маслины расцвели и зазеленели, и дали обильные плоды. Я также развел на Елеоне огород, где выращивал овощи, которые шли на кухню для питания монастыря.

В то же время я начал работать в механической и столярной мастерской при Елеонском монастыре: резал из дерева кресты и готовил иконки для паломников, чинил подсвечники и иную церковную утварь, ремонтировал швейныя машины. Скоро ко мне стали приходить с просьбами: то склеить стул, то залудить чайник, то починить часы.

У меня практически не было ни одной свободной минуты: по утрам ежедневныя службы в храме, днем работа в мастерской или на огороде и в саду, а еще нужно было принимать исповеди от монахинь, и в келлии исполнять свое священническое правило. Я всегда был занят, и время всегда у меня было в обрыв.

И так в течение многих лет проходила моя жизнь священническая и духовника в русских монастырях Иерусалима..."


Архимандрит Нектарий


Кончина отца Нектария. Из воспоминаний очевидцев

"18/31 июля 2000 г. в понедельник под праздник преп. Серафима Саровскаго скончался в Иерусалиме, в Елеонской обители архимандрит Нектарий (Чернобыль). Последние дни перед кончиной он недомогал, было ему тяжело, временами у него был озноб, несмотря на то, что погода была довольно жаркая. Чтобы легче было за ним смотреть и помогать ему, о. Нектария поместили в Елеонскую монастырскую больничку. Там был за ним полный уход. Ему помогали о. Зосима и брат Олег. Они читали о. Нектарию Псалтирь и дежурили у него. Кроме того, и сестры обители помогали батюшке. Я приехал в Святой Град с паломниками 9/22 июля и узнал, что о. Нектарий недомогает. Заходил к нему, он сразу узнавал меня, брал благословение, немного пробовал говорить, но не все можно было понять. 12/25 июля я зашел к нему и его соборовал, о. Нектарий все понимал, крестился. Я прочитал ему разрешительную молитву. На следующий день я был у него. О. Нектарий сидел на стуле. Ему было легче. Затем мы с паломниками отправились в Галилею. И вот 18/31 июля возвращаясь в Иерусалим, мы получили телефонное сообщение, что о. архим. Нектарий скончался сегодня около 4-х часов пополудни. По возвращении я пошел в обитель и о. Нектария уже облачали в монашеския одежды, тело его перенесли в храм. Ночью священнослужители Русской Духовной Миссии читали Евангелие и Псалтирь. В день праздника преп. Серафима Саровскаго после литургии состоялось монашеское отпевание отца архим. Нектария в Елеонском храме Вознесения. Храм к началу отпевания наполнился, собрались многия духовныя чада архим. о. Нектария. Отпевание было возглавлено архиерейским чином, в сослужении 6 священников при протодиаконе о. Андрее Папкове. Сестры обеих обителей и все паломники молились за этой службой. Погребен о. Нектарий на монастырском Елеонском кладбище. Прожил он в Святой Земле 33 года - с 1967 г. Он был духовником, исповедывал сестер и в Гефсимании, и в Елеонской обители. Кроме того, он постоянно трудился в столярной мастерской и на огородах. Работал он до самаго последняго времени. Сестры очень близко переживают его кончину, так как он был для всех них духовным отцом, вместе с ними переживавшим все их радости и все их невзгоды. Вечная память усердному подвижнику и служителю Божиему!" (Митрополит Лавр)

"Похоронили праведника по его завещанию без гроба и, несмотря на жару, тело его не источало никаких запахов, в нём не было признаков трупного окоченения, руки оставались тёплыми.

После кончины он явился во сне одной из сестёр Гефсиманской обители, духовной дочери «в светлых одеждах епископа и сказал ей: “Теперь я Архиерей!”, - и благословил её архиерейским благословением»" («Православная Русь», 2000, № 19).

"18/31 июля, в канун праздника св. преп. Серафима Саровского перед самой всенощной в Бозе почил наш дорогой духовник священноархимандрит Нектарий (Чернобыль). В этом году ему исполнилось 96 лет, 33 из которых он прожил на Святой Земле. Как это знаменательно. Всю свою жизнь о. Нектарий шел по стопам Христовым, оставив всем нам достойный пример для подражания. О. Нектарий был неустрашимым исповедником, истинным монахом, ревностным служителем алтаря, усердным и неусыпным молитвенником и тружеником.



В последние годы Батюшка уже не мог служить, он только исповедовал. И этот труд духовника был настоящим подвигом и крестоношением. С каким терпением о. Нектарий переносил свои немощи и недуги! Забывая о себе, он подолгу и помногу исповедовал сестер двух обителей, паломников и прихожан, всегда находя для них слова утешения и назидания. Особенно напряженными были для о. Нектария дни великих праздников, Страстной седмицы и святой Пасхи, когда Батюшка изнемогал от наплыва исповедников до того, что уже не мог говорить.

Каждое воскресенье и по праздникам о. Нектарий, в сопровождении своего верного келейника инока Зосимы, приезжал с Елеона в Гефсиманию, где неопустительно читал за воскресной полунощницей Троичный канон, а после литургии – поучения в трапезной, памятуя слова ап. Павла: горе мне, аще не благовествую (1 Кор 9, 16). Сей привычный строй жизни был прерван в конце Петрова поста сего года, когда Батюшка занемог и его положили в монастырскую больничку. Впервые Батюшка не пришел в Гефсиманию на праздник святых апостолов Петра и Павла. С этого дня о. Нектарий начал тихо и медленно угасать, тая, как свеча. Все молились о здравии Батюшки, в надежде, что Господь еще восставит с одра нашего старца, но конец его приближался. Сестры из Гефсимании часто навещали Батюшку, и по прежнему слышали от него его любимые Евагельские слова: Ищите прежде всего Царствъя Божья и правды Его, а остальное все приложится вамъ (Мф 6, 33). Этими словами о. Нектарий всегда начинал или заканчивал исповедь, только теперь, когда слова эти исходили из уст умирающего старца, они звучали как духовное завещание и воспринимались по-новому, живо запечатлеваясь в сердце.


Чин отпевания совершает архиепископ Лавр

О. Нектария ежедневно причащали, он был в полном сознании и памяти до последнего дня. Но с каждым днем ему становилось все труднее говорить, а потом и дышать. И вот в понедельник утром нам позвонил о. игумен Андроник и сказал, что Батюшка отходит, приидите проститься. Тут же несколько сестер прибыли на Елеон. Все обступили одр умирающего. Видно было, как Батюшка страдает. Сквозь тяжелое, хриплое дыхание мы расслышали, как о. Нектарий повторял: «Господи, помилуй, Господи, помилуй...» На наших глазах шла предсмертная борьба. Душа уже изнемогала под бременем разрушающейся телесной храмины и желала скорее разрешитися и со Христом быти (Флп 1, 23). Мы все молились, пропели Параклис Божией Матери. Отходную в этот день читали уже дважды. Пробыв больше часа с Батюшкой, мы поклонились ему до земли, испросив у него прощения, приложились к его неподвижной уже деснице и вернулись в Гефсиманию. А через несколько часов раздался звон большого колокола, возвестивший о кончине о. Нектария. Он мирно предал дух свой Богу, напутствуемый еще раз отходной молитвой, которую читал о. Андроник, в присутствии игумении Моисеи и Елеонских сестер". (Неизвестный автор)


ЕЛЕОН. Отпевание архим. Нектария. Священники несут тело о. Нектария на кладбище

"Промыслительно болезнь и кончина Батюшки совпала с пребыванием на Святой Земле группы паломников из Америки, возглавляемой Преосвященным Архиепископом Лавром, хорошо знавшим о. Нектария, т. к. Батюшка 20 лет жил и трудился в Джорданвилле, работая в монастырской типографии, регентуя на правом клиросе, неся послушание садовода. Паломники возвращались из Галилеи, когда им позвонили и сообщили о смерти о. Нектария. Тут же в автобусе была отслужена лития по усопшем.

На следующий день – 19 июля/1 августа в 11 часов владыка Лавр в сослужении 6 священников и протодиакона о. Андрея Попкова торжественно совершил чин отпевания. На похороны о. Нектария собралось множество людей. Все без исключения сестры из Гефсимании, все наши прихожане, которые, благодаря матушке Моисее, взявшей на себя труд обзвонить всех, знавших о. Нектария, приехали из разных городов. Пели на два клироса – на правом Елеонские сестры, на левом – Гефсиманские. В храме царила тишина. Предстоя у тела почившего старца, мы невольно думали и о своей смерти, и все умилительное последование отпевания заставляло душу размышлять о вечности.



В конце отпевания владыка Лавр произнес проникновенное слово, вкратце осветив жизнь, а точнее было бы сказать – житие старца-исповедника, проведшего свои молодые годы в застенках советских тюрем и лагерей, претерпевая истязания и пытки от безбожных, твердо стоя за веру Христову. Три года о. Нектарий пробыл в лагере близ Сарова. Он глубоко чтил преп. Серафима Саровского, и в его праздник сподобился мирной христианской кончины. Молимся и верим, что Господь не лишит Своей милости нашего дорогого Батюшку, и его чистая душа водворится в Небесных обителях, предстательствуя за нас у Престола Божия.

Настал момент последнего целования. Многие плакали. Прощание было весьма трогательным, особенно когда к телу почившего стали подходить дети. Они с большим благоговением прикладывались к теплой и мягкой (!) руке Батюшки, держащей постригальный крест. В них не было ни тени страха, но что-то светлое и таинственное скользило по их удивительно серьезным в это мгновение лицам. Одна шестилетняя девочка утешала свою плачущую бабушку: «Не печалься. Через месяц о. Нектарий будет живой». И эти слова, сказанные ребенком, были полны веры". (Неизвестный автор)


ЕЛЕОН. Отпевание архим. Нектария. О. Зосима погребает своего наставника


Эгина - благословенное Богом место

Свежий и соленый морской ветер, аромат бодрящего греческого кофе, благоухание белой, лиловой, розовой бугенвиллии - воздух здесь терпко и ощутимо насыщен запахами и звуками. Неутомимо и сладко воркуют горлицы. Мы на небольшом греческом острове Эгина, примерно в 30 километрах по воде от афинского порта Пирей.

Аэропорт - порт Пирей

Из аэропорта Афин нужно ехать в порт Пирей. Сюда можно добраться на метро, но с пересадками, в которых иностранцу легко запутаться. Автобус по времени идет столько же, зато без пересадок. Между 4 и 5 выходом из аэропорта находится остановка нужного нам автобуса с номером X96. Найти его нетрудно. Билетная касса здесь же, цена билета 6 евро. Автобус идет до Пирея около полутора часов, интервал между рейсами 20 минут. Нужно только не забыть прокомпостировать свой билет при входе.

На случай, если вы решите поехать на метро: нужно выйти из аэропорта и идти по указателям «To Trains» (к пoeздaм). Добравшись до станции Airport, купить билет за 10 eвpo дo Monastiraki. Выкладываю карту метро, по ней видно, что самая последняя остановка справа - Международный аэропорт (Athens International Airport). Едете до станции Monastiraki, где синяя ветка пересекается с зеленой, переходите на зеленую ветку и едете до самого конца - станции Piraeus (Пиpeй). Дорога занимает примерно полтора часа, как и на автобусе. Метро в аэропорту Афин работает c 6:30 дo 22:30.

Мне кажется, что метро стоит воспользоваться только в случае забастовки водителей автобусов, потому что поездка на прямом автобусе с кондиционером гораздо комфортнее пересадок в метро. К сожалению, забастовки водителей автобусов сейчас в Афинах случаются нередко, вместе с ними обычно бастуют и водители такси, поэтому обратный путь из Пирея я проделала на метро и даже с двумя пересадками, поскольку один из поездов пошел в депо.

Сказать, что афинский порт Пирей - большой, значит, не сказать ничего. Он просто огромный! Третий по величине порт в мире. И ещё древний: его история насчитывает ни много ни мало 25 столетий. В порту высятся огромные многоэтажные лайнеры, между ними - скоростные «Flying Dolphins» и маленькие суда.

Паром до острова Эгины

Выходить из автобуса тем, кто направляется на остров Эгина, нужно на причале номер 8. К Эгине можно добраться на большом пароме и скоростном катере. Есть два варианта: отправиться в столицу острова - одноименный город Эгина, расположенный на западной стороне острова, и в маленький, тихий поселок Агиа Марина с двумя улочками на восточной стороне острова. В Эгину паромы и скоростные катера «Flying Dolphins» - «летающие дельфины» отправляются каждый час, в Агиа Марину реже, с интервалом часа в два.

Большой паром идет полтора часа, цена билета 8 евро. «Flying Dolphins» стоят 14 евро (туда-обратно 25 евро) и доплывают до места назначения за 40 минут. Дети до 6 лет - бесплатно, от 6 до 10 лет за полцены. Поездка в «Flying Dolphins» достаточно комфортна, работают кондиционеры.

Билеты на паромы и катера продают в разных кассах, расположенных по соседству на причале номер 8. Все кассиры говорят по-английски, если вы не владеете английским - ничего страшного: достаточно сказать кассиру «Агиа Марина» или «Эгина», чтобы получить билет. Расписание висит на каждой кассе. По-английски и по-гречески названия населенных пунктов в расписании указаны так: Пирей - Piraeus, Πειραιάς; Эгина - Aegina, Άιγινα; Агиа Марина - Agia Marina, Αγία Μαρίνα.

Город Эгина и поселок Агиа Марина

Монастырь Святой Троицы, ныне часто называемый монастырем святителя Нектария, находится в середине острова, на одинаковом расстоянии от города Эгины и поселка Агиа Марины, примерно в 6 километрах от того и другого. Между городом и поселком ходят автобусы с интервалом от одного часа до двух. Стоимость билета 2 евро, до монастыря 1,8 евро. Достаточно сказать водителю «Агиос Нектариос», и он высадит вас возле обители.

Расписание автобусов от города Эгины до поселка Агиа Марина:

  • 07:00
  • 09:15
  • 10:15
  • 11:00
  • 12:00
  • 13:00
  • 14:30
  • 16:00

Расписание автобусов от поселка Агиа Марина до города Эгины:

  • 07:30
  • 09:45
  • 11:00
  • 11:30
  • 12:30
  • 13:30
  • 15:05

Расписание автобусов от монастыря до города Эгины:

  • 08:00
  • 10:05
  • 11:15
  • 12:00
  • 13:00
  • 14:00
  • 15:30

Такси от города Эгины до монастыря стоит 10 евро, от Эгины до Агиа Марины ‒ 17 евро. Как-то я стояла на остановке монастыря в ожидании автобуса довольно долго и решила тормознуть такси, которые часто проносились мимо. Водитель взял с меня за дорогу от монастыря до моего отеля в Агиа Марине 7 евро. В другой раз я просто голосовала и добралась автостопом бесплатно.

Агиа Марина

Я выбрала для проживания Агиа Марину, поскольку меня больше привлекала тишина и малолюдность этого поселка. Здесь есть все необходимое для жизни: пара супермаркетов, аптека, длинный песчаный пляж на случай, если появится желание искупаться, и большое количество маленьких семейных отелей примерно одинакового уровня комфортности и стоимости. Хозяева обычно занимают первый этаж и сдают несколько комнат на втором.

За 30‒40 евро в сутки (2‒3 тысячи рублей) вы сможете снять двухместный номер с кондиционером, душем и небольшой кухней, где будут плита, раковина, посуда, чайник, пара кастрюль и сковородка. Трех дней для паломничества в монастырь вам будет вполне достаточно.

Что касается здешних цен, то литр молока стоит 1,5‒2 евро, хлеб - 0,50‒1 евро, банка тунца или другой рыбы - 3 евро, десяток яиц - 3 евро, йогурт 1,5‒2 евро, сыр - 8‒12 евро за килограмм, фрукты - 1‒2 евро за килограмм, ну и так далее. Сытное блюдо из морепродуктов в кафе обойдется в среднем в 10 евро, если самим готовить некогда. Можно купить питу - греческую лепешку, тиропиту - пирог с сыром - или спанокопиту - пирог со шпинатом и фетой.

В поселке почти все жители хорошо говорят по-английски, доброжелательны к иностранцам. Очень безопасно и тихо. Практически в каждом отеле и кафе есть Интернет. Песочный пляж с синим флагом за чистоту воды и пологим спуском в море считается самым длинным пляжем острова. На пристани каждый вечер сидят рыбаки, ловят рыбу в изрядном количестве, и как-то прямо у меня на глазах, у самого берега, поймали в сеть осьминога средних размеров.

Монастырь Святой Троицы - святителя Нектария

Здесь в серебряной раке хранится десница святителя Нектария

Если сесть на автобус Агиа Марина‒Эгина и сказать водителю: «Агиос Нектариос», то минут через 15 он остановится возле огромного храма. Этот прекрасный храм площадью в 635 м², один из самых больших в Греции, был открыт в 1994-м году. По будним дням он пустует, зато в праздники наполняется большим количеством верующих. Здесь в серебряной раке хранится десница святителя Нектария. Храм принадлежит монастырю Святой Троицы, в наши дни этот монастырь часто называют по имени его основателя - святителя Нектария.

От остановки подойдите к храму, обогните его с левой стороны - и увидите лестницу-серпантин, ведущую вверх, к монастырю. Снизу обитель почти не видно.

Можно вдоволь накупаться в море и подышать целебным морским воздухом

Монастырь открыт с восхода и до заката, здесь нет обычной сиесты, характерной для многих греческих монастырей: сестры пошли навстречу многочисленным паломникам, часто больным людям, и открыли двери обители на весь световой день. Паломникам издалека разрешают остаться в обители бесплатно на сутки при наличии свободных мест, но о желании остановиться здесь следует договариваться заранее по факсу, номер (+30) 22 970 53 998.

Можно также попробовать дозвониться по телефонам: (+30) 22970 53 800, 53 806, 53 821, но нужно учесть, что сестры очень заняты на службах и послушаниях, а также тот факт, что не все они владеют английским.

Мне также кажется, что любезностью монахинь стоит воспользоваться лишь при крайней нехватке денежных средств либо по тяжелой болезни, поскольку добраться до монастыря из Эгины и Агиа Марины достаточно легко. Кроме того, остановившись в городе или поселке, можно вечером вдоволь накупаться в море и подышать целебным морским воздухом.

О монастыре

На месте современного монастыря Святой Троицы в прежние времена находился монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», основанный, по преданию, преподобной Афанасией в X веке. Когда святитель Нектарий приехал на Эгину в 1904-м году, от обители оставались только развалины. Святитель принял решение возродить древний монастырь и сказал сестрам: «Я воздвигаю для вас маяк, и Господь возжжет в нем огонь, который просияет по всей Вселенной. Многие увидят свет и придут в Эгину».

Тяжкая ноша клеветы сопровождала святителя Нектария всю его земную жизнь

Первые годы владыка ездил на остров из Афин, где работал в те годы директором церковной школы. В 1908-м году он переселился сюда полностью и жил в домике рядом с обителью до самой своей блаженной кончины в 1920-м году, окормлял духовных чад, много трудился, помогал рабочим в строительстве, сам копал землю, носил камни, шил обувь монахиням, сажал на острове деревья.

Монастырь получил свой официальный статус лишь спустя 4 года после смерти святого - в 1924-м году. А тяжкая ноша клеветы и напраслины сопровождала святителя Нектария всю его земную жизнь - он был прославлен Церковью после многочисленных чудес и исцелений только в 1961-м году.

Службы монастыря

Литургия в монастыре служится каждый день, двери в храм открыты с 5‒30. Я приезжала на службу из Агиа-Марины на первом автобусе на 7‒30 и немного опаздывала, но успевала к чтению Апостола и Евангелия. Каждый день в 11‒00 служится молебен святому Нектарию, на нем всегда присутствует много паломников.

В храме, построенном в 1908-м году, два небольших придела: Святой Троицы, куда мужчинам, как и во времена святителя Нектария, вход запрещен, и пристроенный позднее придел в честь самого святителя, где обычно стоят мужчины во время литургии. Оба придела соединены окошком, через которое слышно всю службу.

В приделе святителя Нектария, слева от алтаря, покоится честная глава святителя в серебряном ковчеге в виде митры, рядом с ней - еще один серебряный ковчег с мощами святого. Над мощами ‒ беломраморная сень, на стене ‒ огромное количество металлических и серебряных пластинок с изображением различных частей тела, исцеленных по молитвам святого, и изображениями младенцев, рожденных по его молитвам. Огромное количество красивых лампад ‒ тоже подарки тех, кому помог святитель в их просьбах.

Трапезная, часовня с гробницей и святой источник

После службы все паломники приглашаются в трапезную, где можно бесплатно выпить кофе, чай, отведать печенье и лукум.

Паломники иногда слышат постукивание трости святителя или его шаги

Если стоять лицом к храму, то трапезная находится по левую руку, по правую руку ‒ часовня с гробницей святителя, приложившись к которой, паломники иногда слышат постукивание трости святителя Нектария или его шаги. Рядом с часовней находится святой источник, где можно набрать воду. Над часовней ‒ большая горная сосна. По преданию, когда одна из сестер пыталась посадить здесь саженец, она трижды слышала голос с просьбой посадить его чуть дальше. На её вопрос о таком странном происшествии владыка Нектарий ответил: «Здесь будет моя могила».

Домик святителя Нектария

За часовней ‒ домик святителя, где сестры стараются сохранять все в том же самом виде, как было при жизни святого: прихожая, гостиная, маленькая келья. Скрипят старые половицы, вокруг ‒ самая простая и аскетичная обстановка.

Кровать, покрытая белоснежным покрывалом, появилась только перед самой смертью святителя - племянник привез больному кровать бабушки, а до этого он спал на самодельном топчане.

На стенах - иконы, фотографии святителя Нектария, его мамы, брата, сестры, монахинь обители, слепой монахини Ксении - первой игумении монастыря.

Книжный шкаф с редкими книгами - владыка Нектарий был одним из умнейших и образованнейших людей своего времени, разбирался в истории, философии, астрономии, географии, агрономии, знал четыре языка. Был крупнейшим богословом XX века.

В другом шкафу - личные вещи владыки: четки, тапочки, которые он шил своими руками себе и сестрам, столовые приборы. Деревянные стулья, прямоугольный стол, покрытый скатертью, старые диванчики.

В шкафу и углу кельи множество морских губок разных размеров, в том числе просто огромных - их принесли в дар святителю ловцы морских губок. Как-то они пришли к нему с жалобой: в море пропали все морские губки, и они не могли больше зарабатывать деньги своим промыслом. После молитвы святого их ждал прекрасный улов.

Книжные лавки

В монастыре две книжные лавки - при самом входе и напротив трапезной. В них большой выбор икон, книг на греческом и английском (есть несколько и на русском языке), чётки, фотографии святителя Нектария, свечи. Здесь также бесплатно раздают пластиковые флакончики с освященным маслом и пустые флакончики, в которые можно самим набрать воду из святого источника.

Устав и сестры монастыря

Сестры монастыря очень много сил и времени уделяют благотворительности. Они с любовью встречают многочисленных паломников, откладывая все заботы ради людей. Монастырь также материально поддерживает местную городскую больницу, студентов острова, бедные семьи.

Обитель была устроена святителем Нектарием как исихастирион - это означает, что монастырь не зависит от епархиального архиерея и самостоятелен в решении внутримонастырских вопросов. Управляет такой обителью монастырский совет, состоящий из схимниц. Совет сам решает вопросы об избрании игумении, принятии новых сестер и других внутренних делах монастыря.

На сегодняшний день здесь 16 сестер, из них одна русская, две румынки, остальные - гречанки. Все сестры в постриге, 8 из них - в схиме. Духовник обители подвизается на Афоне, в монастыре Григориат.

Игумения монастыря - герондисса Феодосия. Матушке 83 года. Герондисса встретила меня с любовью, благословила угостить обедом и фруктами, а также благословила на беседу со мной двух сестер - монахиню-гречанку Христонимфи и русскую монахиню Филофею. Сестры поведали мне о сегодняшнем дне монастыря, о радостях и трудностях обители и чудесной помощи святителя Нектария. О беседе с ними я расскажу, с Божией помощью, во второй части своей статьи.

Другие монастыри Эгины

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы «Хриссалеондиса»

У подножия монастыря святителя Нектария находится небольшая деревня. Если пройти эту деревню и пойти спокойным шагом по хорошо протоптанной тропинке с указателями вокруг горы, то через полтора часа вы окажетесь у стен древней обители Успения Пресвятой Богородицы с чудотворной старинной иконой «Хриссалеондиса» («Золотая Царица»). Вокруг множество горных сосен и оливковых деревьев. Когда-то монастырь был мужским, и сюда приходил молиться святитель Нектарий. Сейчас здесь подвизаются семь монахинь.

Монастырь святой Екатерины

Рядом с монастырем святителя Нектария находится гора, которую называют Палеохора, что означает «древнее поселение». На этой небольшой горе расположено множество часовен. У подножия Палеохоры, справа, - женский монастырь в честь святой великомученицы Екатерины, где подвизаются шесть монахинь. В храме находятся святыни: частицы мощей великомученицы Екатерины и святой Агафии.

Монастырь святого мученика Христофора

Монастырь святого мученика Христофора расположен в 15 минутах ходьбы от порта города Эгины. В обители подвизаются несколько стареньких монахинь. Святой Христофор принял мученическую кончину между 249-м и 251-м годами от Рождества Христова.

Монастырь святого великомученика Мины

Монастырь святого великомученика Мины расположен в нескольких километрах от поселка Агиа Марины. Туда можно добраться пешком, на такси или на автобусе. Нужно попросить водителя автобуса остановиться у «Агиос Минас» - «Святого Мины». Автобус остановится возле полуразрушенного дорического храма Афеи (или Афайи), построенного в V веке до Рождества Христова. От храма нужно идти вверх по дороге до очень красивого и тихого монастыря.

Святой великомученик Мина жил в III веке и служил воином в римском войске. Когда стало известно, что Мина христианин, его подвергли пыткам за отказ исполнять приказы о преследовании христиан и в конце концов обезглавили. После его мученической кончины произошло много чудес, и сейчас это очень почитаемый в Греции святой, наряду с другими святыми воинами - Георгием Победоносцем, Димитрием Солунским, Феодором Стратилатом. Память святого Мины празднуется почти одновременно с памятью святителя Нектария - 11 ноября и 9 ноября.

На острове есть еще несколько небольших монастырей: мужской - в честь святой Анны, где подвизаются три монаха, и два женских: святой Анастасии и в честь иконы Пресвятой Богородицы Элефтеротрии (Освободительницы) - маленькая обитель в горах.

Небольшой словарь православного паломника

Общая лексика:

Здравствуй (-те)

Я́ су (сас), хе́рете

До свидания

я́ су (сас), хе́рете

Как дела? Как поживаете?

Ти ка́нете? Пос и́стэ?

Благословите

эвлоги́те

Доброе утро

калиме́ра

Добрый день (до 12 часов дня)

калиме́ра

Добрый вечер (после 12 часов дня)

калиспе́ра

Пожалуйста

паракало́

эвхаристо́

Извините

ме синхори́тэ

Простите

сигно́ми

Слава Богу! Благодарение Богу

До́кса то Фео́!

Христос Воскрес!

Христо́с Ане́сти!

Воистину Воскрес!

Алифо́с Ане́сти!

Как Вас зовут?

Пос Сас ле́не?

Меня зовут

Откуда Вы?

Апопу́ и́стэ?

и́мэ апо́

Очень приятно

хе́ро поли́

Вы православный?

И́сте орфо́доксос?

Да, я православный

Нэ, и́мэ орфо́доксос

Путешествия:

Паломник

Проскинити́с

дьявати́рио

тэлони́о

аэропла́но

Аэропорт

аэродро́мио

Исити́рио

апоскевэ́с

тра́пэза

Гостиница

ксенодохи́о

Стоянка для машин

па́ркинг

Я хочу поехать...

Фе́ло на па́о...

Где находится станция?

Пу́ ври́скетэ о стафмо́с?

Какой номер автобуса?

Ти́ грами́ ту леофори́у?

Сколько стоит билет?

По́со ка́ни то исити́рио?

Церковная лексика:

еклиси́я

Монастырь

монасти́ри, мони́

Во сколько начинается литургия?

Ти о́ра и́нэ и литурги́я?

Могу ли я причаститься?

Боро́ на кинони́со?

Где находится храм?

Пу и́не о нао́с?

Где находится монастырь?

Пу́ ври́скетэ и мони́?

Где находится церковная лавка?

Пу ври́скетэ и е́кфеси?

Где можно купить свечку?

Пу э́хи керья́?

Сколько это стоит?

По́со ка́ни?

Священник

дья́конос

Монахиня

монахо́с

канди́ли

Евангелие

Эвангэ́лио

Молитвослов

просефхита́рио

Полунощница

месониктико́

Божественная литургия

Фи́а Литурги́я

Вечерняя служба

Эсперино́с

апо́дипно

Всенощное бдение

агрипни́а

тропа́рион

конта́кион

пара́клиси

Господь Иисус Христос

о Ки́риос Иису́с Христо́с

Спаситель

Матерь Божия

и Феото́кос

ма́ртирас

Мученики

ма́ртирэс

ли́псана

Миропомазание

Исповедь

Эксомоло́гиси

Святое Причащение

Фи́я Кинони́я

Гостиница:

Гостиница

ксенодохи́о

Приёмная гостиницы

ресепсио́н

Номер, комната

дома́тио

пара́фиро

балко́ни

крэва́ти

трапэ́зи

Телевизор

тилео́раси

тиле́фоно

Раковина

нипти́рас

банье́ра

Нет горячей воды

ден е́хи зэсто́ неро́

Кондиционер

климатистико́

Кондиционер не работает

климатистико́ ден дуле́ви

Еда:

Ресторан

естьято́рио

кафэтэ́рия

трапэ́зи

ди́пно, врадино́

Хлеб /белый /чёрный

псоми́ /а́спро /ма́вро

Креветки

гари́дес

Кальмары

каламара́кья

Осьминог

хтапо́ди

Греческий салат

хорья́тики

Кофе с молоком

кафэ́с мэ га́ла

Приятного аппетита

кали́ о́рэкси

Дайте, пожалуйста...

до́стэ паракало́...

Очень вкусно

поли́ но́стимо

Принесите пожалуйста, счёт

фэ́ртэ то логарьязмо́, паракало́

Медицина:

Мне жарко

зестэ́номэ

Мне холодно

и́мэ а́ростос

и́нэ апопликтика́

Где находится туалет?

Пу и́нэ и туале́та?

У меня болит живот

му пона́и и килья́

У меня болит голова

Э́хо поноке́фало

У меня температура

Э́хо пирэто́

Мне нужен врач

Хриа́зомэ ятро́

У меня болит зуб

Пона́и то до́нди му

Есть ли здесь поблизости больница?

Ипа́рхи конда́ носокомио?

Пожалуйста, вызовите такси

Паракало́, кале́стэ э́на такси́!

Дни недели:

Воскресенье

Кирьяки́

Понедельник

Де́фтера

Тэта́рти

Параскеви́

Счёт

Женский монастырь, основанный святым Нектарием, и в котором покоятся его мощи, находится на острове Эгина. В России о нём знают немногие, а в Греции святой Нектарий Пентапольский повсеместно почитается как чудотворец. По молитвам святителя Нектария совершались и совершаются многие чудеса. В народе говорят: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».

Чтобы Ваш путь к монастырю был быстрым и удобным, мы можем предоставить индивидуальное комфортабельное такси / трансфер с русскоязычным водителем, а также пригласить для Вас профессионального гида (оплачивается отдельно), чтобы Ваше путешествие стало ещё более содержательным и интересным.

История

В России о святителе Нектарии Пентапольском знают немногие, а в Греции он повсеместно почитается как чудотворец. По молитвам святителя Нектария совершались и совершаются многие чудеса. В народе говорят: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».

Родился святой Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) в 1846 г. в бедной, но благочестивой семье в небольшой деревне во Фракии. Как истинный избранник Божий, мальчик с малых лет полюбил храм, научился молитве. С детства у Анастасия была мечта стать учителем. В его родной деревне не было даже школы, поэтому в 14 лет он отправился в Константинополь, где весь день работал в табачной лавке, чтобы прокормить себя и оплатить учёбу, а по ночам занимался науками.

Через несколько лет юноша устроился куратором учащихся младших классов Константинопольского подворья Гроба Господня, где одновременно и сам учился в старших классах. Его любили и уважали не только ученики, но и взрослые. Душа молодого человека тянулась к монашеству, он часто посещал Афон и беседовал со старцами. В возрасте 22 лет Анастасий ушел в монастырь, где в 1876 г. принял постриг, а через год он стал дьяконом, приняв имя Нектарий.

Дьякон Нектарий продолжил свое образование в Афинах на богословском факультете, где он выделялся своим умом, стремлением к знанию, ровным, доброжелательным нравом и скромностью. Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах и едет в Александрию, где его приближает к себе Александрийский Патриарх Сафроний и рукополагает сорокалетнего Нектария в священники, а вскоре - в сан епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. “Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,” — писал он в эти годы.

Святителя Нектария за его скромность, мудрость и добродетельную жизнь любили все. Но были и недоброжелатели, которые начали плести против него интриги и оклеветали перед Патриархом Сафронием, из-за чего святитель оказался отправлен на покой и изгнан из Александрии. Переселившись в Грецию, Нектарий долго не мог найти работу из-за преследующей его клеветы. Наконец он нашёл место странствующего проповедника в провинции Эвбея, служил также проповедником в окрестностях Афин, и только в 1894 году получил в Афинах должность директора церковной школы. Святитель много писал, и богословские труды принесли ему славу.

В 1904 г. на острове Эгина, восстановив брошенную и разрушенную обитель, Нектарий создал женский монастырь Святой Троицы.

Святой жил аскетической жизнью, служил в простом священническом облачении, оставив епископские ризы у иконы Богородицы. Он выполнял всякую физическую работу в монастыре и всегда был внимателен к нуждам верующих, которые во множестве приходили к нему. Еще при жизни святого больные, обращавшиеся к Нектарию, получали исцеление, и это снискало святителю большую славу.

Мощи

В 1920 г. в возрасте 74 лет святой скончался от рака в афинской больнице Аретейон. Больничная палата, где лежал святитель, была преобразована в часовню, и сюда до сих пор приходят больные в поисках исцеления. Похоронили святого Нектария на Эгине в основанном им монастыре. Проститься со святым пришли все жители острова. Память о нем, о творимых им чудесах при жизни и после кончины, сделала почитание Нектария повсеместным в Греции. Особенно почитание возросло после известия, что тело святого, которое неоднократно перезахоранивали, оставалось нетленным. Это обстоятельство сделало монастырь одной из главных святынь новой Греции.

20 апреля 1961 года Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых.

Сюда, в монастырь святителя Нектария, стекаются верующие со всего мира, чтобы поклониться святым мощам и попросить его молитвенной помощи. Святому дана особая благодать исцелять больных раком, а также — страдающих наркоманией и пьянством.

Монастырь занимает довольно обширную территорию, где доминирует великолепный новый собор, построенный в нововизантийском стиле. От собора вверх по склону холма ведет лестница--серпантин, по которой паломники попадают к церкви Святой Троицы - наиболее старому храму обители. В небольшом приделе храма для поклонения выставлена честная глава святого Нектария и ларец с его мощами.

Рядом с церковью Святой Троицы находится первоначальная гробница святого, это лишь пустой саркофаг. Ходит предание, что, приложив ухо к раке, можно услышать шаги святого, его пение и постукивание его палочки. Рядом растёт чтимое дерево, посаженное одной из первых насельниц монастыря. Здесь также раздают святую воду, которую считают целебной. Именно сюда приходят желающие исцелиться, и в анналах монастыря немало преданий о том, как святой Нектарий помогает больным и немощным.

В монастыре также показывают жилые комнаты и кабинет святого Нектария с коллекцией его личных вещей.

Монастырь Святого Нектария - одна из самых известных и популярных достопримечательностей живописного греческого острова Эгина, а также одна из самых значимых религиозных святынь Греции. Святая обитель находится примерно в 6 км от одноименной столицы острова и расположена на холме, с которого открываются потрясающие панорамные виды.

Монастырь был основан в 1904 году самим Нектарием Эгинским и назывался Свято-Троицким. В декабре 1908 года Нектарий ушел с должности директора Богословской школы в Афинах, которую занимал с 1894 года, и поселился в Свято-Троицком монастыре в качестве монаха. Здесь он прожил вплоть до своей смерти в 1920 году и был похоронен на территории монастыря.

Главный храм монастыря - впечатляющая церковь Святого Нектария, построенная не так давно. Это грандиозное сооружение выполнено в неовизантийским стиле и украшено великолепными мозаиками. От церкви вверх по склону холма ведет крутая лестница собственно к самому монастырскому комплексу. Здесь расположена церковь Святой Троицы – старейший храм обители. Рядом в небольшой часовенке находится мраморный саркофаг, где ранее покоилось тело святого Нектария, а неподалеку и источник со святой водой. Сохранилась до наших дней и монашеская келья, в которой святой прожил последние годы своей жизни (открыта для посещения). Главной же святыней монастыря, бесспорно, являются глава святителя и его чудотворные мощи.

Святой Нектарий Эгинский - один из наиболее известных и почитаемых греческих православных святых (канонизирован Вселенским Константинопольским Патриархатом в 1961 году). Тысячи паломников со всех уголков мира приезжают на остров Эгина в святую обитель, чтобы поклониться мощам святого, попросить помощи и благословения. 9 ноября отмечается день памяти Святого Нектария. В этот день здесь наблюдается особое столпотворение, так как съезжается огромное количество верующих, желающих принять участие в праздничном богослужении и почтить память святителя Нектария.

mob_info