Священник мень биография. Как православные относятся к Александру Меню

Алекса́ндр Влади́мирович Мень - протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. В 1959-1961 гг. опубликовал около 40 статей в «Журнале Московской патриархии». Публиковался в Брюсселе под псевдонимом: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1-6, 1970-1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др.; на родине книги издавались с 1990 года без псевдонима. Известен своими экуменическими и либерально-модернистскими воззрениями. Был убит в 1990 году. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.

Александр Мень
Род деятельности: Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник
Дата рождения: 22 января 1935
Место рождения: Москва, СССР
Гражданство: СССР
Дата смерти: 9 сентября 1990
Место смерти: Семхоз, Московская область, СССР
Дети: Елена, Михаил

Могила протоиерея Александра Меня у Сретенской церкви в Новой Деревне с надписью «А кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном».
Родился в Москве и наречён именем Александр. Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Григорьевич) Мень родился в 1902 году, в Киеве, в детстве учился в религиозной еврейской школе, «помнил иврит, …читал наизусть пророков», но «был … человеком нерелигиозным», «окончил два вуза, работал главным инженером текстильной фабрики».

День памяти протоиерея Александра Меня в Сергиевом Посаде, протоиерей Валерий Малышкин, священник Александр Колесников, священник Виктор Григоренко
Предки по материнской линии («очевидно, из Польши, если судить по фамилии Василевские…») при Александре I жили уже в России. Бабушка, Цецилия Василевская, и дед, одессит Семён (Соломон) Ильич Цуперфейн, познакомились в Швейцарии, во время обучения на химическом факультете Бернского университета. Там же, в Берне, в 1908 году у них родилась дочь Елена (мать о. Александра). Окончив университет, Соломон и Цецилия с дочерью жили в Париже. В 1914 году, во время приезда в Россию, Семёна Ильича мобилизовали, а семья поселилась в Харькове. Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) с юности тянулась к христианству. Изучала в Харьковской частной гимназии православное вероучение. Старшеклассницей она уехала в Москву, к своей бабушке Анне Осиповне Василевской; в 1934 году вышла замуж за Владимира Григорьевича Меня.

В возрасте шести месяцев Александр был тайно крещён вместе с матерью в Сергиевом Посаде священником Катакомбной церкви отцом Серафимом (Батюковым). Когда мальчику было 6 лет, отец был арестован по ложному обвинению и провёл более года под стражей, а затем до конца Великой Отечественной войны был вынужден работать на Урале.

Учился Мень в московской школе № 1060 в Стремянном переулке.
В 1953 году поступил в Московский пушно-меховой институт в Балашихе, который в 1955 году был переведён в Иркутск. В марте 1958 года был отчислен за религиозные убеждения.
Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположён в диакона, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священника. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.

В 1964 года у о. Меня прошёл обыск, в 1974 году пишет письмо в ЦК КПСС о группе, возглавляемой Александром Менем . В 1985 году его почти «сажают», но за него вступается митрополит Ювеналий.
Служил в ряде подмосковных приходов. В 1989-1990 годах был настоятелем Сретенской церкви в Новой Деревне (микрорайоне города Пушкино). Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и энергия, направленная на понимание каждого собеседника выдвинуло Меня в число ведущих христианских проповедников.
Являлся членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».

Творчество
Главный труд отца Александра - «История религии» в семи томах, состоящая из серии «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 1970-1983; 2 изд. - М., 1991-1992) и книги об Иисусе «Сын Человеческий», (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991, т.7); в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр - также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 1840 терминов (среди которых большое число перенаправлений), Москва, 2002) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень - один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов, (псевдонимы даны зарубежными издателями без согласования с автором). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 1980-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.

С середины 1980-х годов отец Александр Мень - один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.

Убийство

Крест на месте убийства в Семхозе
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Утром 9 сентября 1990 года он торопился в церковь на литургию. Предположительно произошло следующее: к нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (по другой версии - сапёрной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!» - ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.

Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым.

Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:
« Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел Баранников обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в Афганистане я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми. »
На месте гибели священника в микрорайоне Семхоз (ныне в черте города Сергиев Посад) воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором регулярно совершается Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ежегодно проходит научно-богословская конференция «Меневские чтения».

Воззрения

Следующие цитаты выражают экуменические идеи отца Александра Меня .

«Истоки религий», глава 4 («Человек перед Богом»):

« Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями. »
«История религий», том 3, глава 5 («Загадка высшего „Я“»):

« Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает всё мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время - неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!.. »

«Письма духовной дочери Александре Орловой-Модель»:

« Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» - не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник - культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь - значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной. »
Отзывы о деятельности и трудах протоиерея Александра Меня

История религии

Позитивные оценки
Многие православные люди позитивно оценивают деятельность и труды отца Александра Меня. Так, по мнению ,

« Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили своё чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19). »

Митрополит Антоний Сурожский, спустя много лет после смерти отца Александра говорил о нём очень эмоционально:

« Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих - знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нём видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!» »

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день 20-й годовщины трагической гибели отца Александра Меня , совершив заупокойную Литургию и литию по убиенному, высоко оценил его пастырскую и просветительскую деятельность:

« О. Александр, можно сказать, советуясь только со своей совестью, в те годы весь пыл своей души посвящал служению Христу и Церкви. Мы знаем, что он порой выделялся из среды сопастырей своей ревностью в пастырской и просветительской деятельности. »
« Очень многое, что делал с точки зрения того времени необычного о. Александр, ибо не все было дозволено тогда, сейчас совершается на каждом приходе. И люди как-то забывают о ценности той свободы, которую имеет Церковь сейчас. Но тогда это было подвигом, мужеством – не только ревностное пастырское служение, но и жертвенное просветительское служение. Мы можем свидетельствовать, что семя, посеянное о. Александром, упало на добрую почву. »
По мнению архиепископа Михаила (Мудьюгина),

« Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно. Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной одухотворённости, который вёл подвижническую жизнь и закончил её мученически. Но на крови мучеников, как известно с древних времён, прорастают семена христианского благовестия, растёт и укрепляется Церковь Христова… Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви, евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа. »

Священник Георгий Чистяков считал, что:

« Отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советское законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел (подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового. »
Протодиакон Андрей Кураев, говоря об отце Александре, подчёркивает исторический контекст, в котором тому пришлось жить и на вызовы которого пришлось отвечать:

« Как проповедник отец Александр сложился в 60-е годы. Это были годы “торжествующего” атеизма, годы эйфории, связанной с успехами НТР, годы космических полётов и позитивистской самоуверенности. Даже те, кто не считал себя коммунистами, искренне видели в религии всего лишь недоразумение. И задача проповедника в атеистической стране была понятна: посмотрите, это лишь в наше время и в нашей стране верующие люди запуганное меньшинство. Но в иных странах и в иные времена всё было иначе. Вся мировая культура создана верующими людьми. Если уж кто и обеспечивал нравственный прогресс народов, так это были религии. Неправда, что религия есть мрак: добро есть в любой религии и, между прочим, в христианстве. Надо было во что бы то ни стало показать, что те лучшие ценности, что есть в подсоветско-светской культуре, не чужды христианству и разделяются им. Достоинство личности, творчество, свобода, дерзновение - всё это есть и в христианстве и по большому счёту только там и может быть логически обосновано. »

Критика
В то же время представители консервативных кругов Русской православной церкви утверждают, что некоторые высказывания отца Александра Меня противоречат основам православного учения; критике подвергались его экуменические взгляды. Его также обвиняли в симпатиях к католицизму. Известный православный богослов профессор МДА А. И. Осипов и протодиакон-миссионер Андрей Кураев не рекомендовали книги протоиерея Александра Меня для знакомства с православием.

Протодиакон о католицизме Александра Меня и отношении к этому католицизму православного человека (из статьи «Александр Мень: потерявшийся миссионер»):

« То обстоятельство, что писатель Александр Мень является униатом, никак не означает, что его книги надо изъять из библиотеки православного человека. В книжном собрании любого богослова, студента, семинариста есть немало христианской литературы, написанной неправославными авторами. Эти книги читаются, ценятся, используются. Но всегда удобнее заранее знать, каких конфессиональных взглядов придерживается писатель. Это позволит легче отделять сообщаемые им факты или бесспорно христианские суждения от того, что вызвано к жизни конфессиональной пристрастностью. Можно дать человеку почитать книгу католического богослова, но при этом лучше заранее предупредить его, что автор этой замечательной книги католик, и что поэтому с некоторыми его суждениями о месте папы не стоит безоглядно соглашаться. Читая книги о. Александра, просто имейте в виду, что читаете прокатолические книги. Католические не значит плохие и не всегда значит еретические. Просто если Вам захочется составить себе представление о православии в той его глубине, что отличает его от католичества, надо искать другие книги. »

Кураев также высказался о наследии Александра Меня в свете сегодняшнего дня:

« Такова судьба миссионера: тот, кто говорит на языке современной ему культуры, оказывается слишком устаревшим, когда эта культура уходит. Сегодня мы живём в ином мире. На смену торжествующему атеизму пришел торжествующий оккультизм. Все играют в бисер со словечками типа «карма», «гороскоп», «астрал», «космический луч». Чуть не все религии мира пришли в наш дом и дружным хором объявили христианство «устаревшим». И тут оказалась необходимой совсем иная интонация, не та, что была в книгах отца Александра Меня. Когда островкам христианства грозит быть проглоченными оккультной стихией, то уже не до поиска «общего». Время проводить границы, разделительные межи. Время конфликтовать. Христос не только Тот, Кого «ожидают все народы». Он ещё и Тот, Кого отвергли жрецы всех народных религий. Он для иудеев скандал (σκανδαλον) и для эллинов безумие.»

В «Открытом письме священнику Александру Меню», написанном митрополитом Антонием (Мельниковым) (впрочем, письмо было не подписано, поэтому существуют сомнения в авторстве митрополита Антония), он в частности пишет: «Вы не новичок в церкви, отец Александр Значит, когда Вы объединяете в своём толковании Единого Бога христиан и Древнего Израиля с „богом“ современного иудаизма диаволом, Вы делаете это умышленно, заведомо смешивая свет с тьмою».

Священник-миссионер Даниил Сысоев считал Александра Меня еретиком, перечисляя 9 основных воззрений Меня, несовместимых с православием:
Манихейство. - Учение о соучастии сатаны в творении мира, результатом чего была якобы происходившая эволюция.
Учение о человеке как преображённой обезьяне. Противоречит определению V Вселенского Собора против Оригена (там было провозглашено, что душа и тело появились одновременно. В отношении учения Меня, его мнение было осуждено Синодом Московской Патриархии от 7.12.1935 г. по делу прот. С. Булгакова)
Отвержение богодухновенности Священного Писания (см. анафемы недели Православия).
Отвержение первородного греха и постулирование независимости смерти от человеческого греха (см. 124 прав. Карфагенского Собора)
Отвержение существования личного Адама и введение каббалистического учения об Адаме Кадмоне.
Отвержения авторства почти всех ветхозаветных книг (см. анафемы против Феодора Мопсуэстийского V Вселенского Собора).
В учении о Церкви - принятие теории ветвей (осуждена Юбилейным Собором 2000 г.).
Синкретизм, осуждённый (вместе с теософией) на Соборе 1994 г.
Поощрение магии и экстрасенсорики (в лекции к учащимся в школе экстрасенсов) влечёт за собой 25 лет отлучения от Причастия. И почти единственная из вин, обрушивающая на священника сразу два наказания - лишение сана и отлучение. (Правила VI Вселенского собора, Василия Великого, Григория Нисского и т. д.)
- http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=318161 (http://www.webcitation.org/6X4IKyLNU)
Кандидат геолого-минералогических наук протоиерей Константин Буфеев критиковал Александра Меня , считая его воззрения подменой православного вероучения еретическими эволюционистскими представлениями.
Аналогичные обвинения в адрес о. Александра звучат и со стороны католиков-традиционалистов.

Издания Александра Меня

Православное богослужение. Титульный лист

История религии в семи томах. Титульный лист 1 тома

История религии. Обложка 5 тома

История религии. Выходные данные и аннотация 1 тома

Семья
Отец - Владимир Григорьевич (Вольф Герш-Лейбович) Мень (1902 -)
Мать - Елена Семёновна (Соломоновна) Мень (в девичестве Цуперфейн; 1908 - 15 января 1979)
Жена - Наталия Григоренко (родом из городка Кобеляки Полтавской области, Украина)
Дочь - Елена Мень (род. 1957) - иконописица
Сын - Михаил Мень (род. 1960) - российский политик, губернатор Ивановской области (2005-2013), министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с 1 ноября 2013 года.
Двоюродная сестра матери - Вера Яковлевна Василевская (1902-1975), педагог-дефектолог, мемуарист.

Библиография

Сочинения о. Александра

История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
Том 1. Истоки религии
Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей
Том 3. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры
Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра
Том 5. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н. э.)
Том 6. На пороге Нового Завета
Том 7. Сын Человеческий
Первые апостолы (не завершена)
История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
Том 1. В поисках Пути, Истины и Жизни
Том 2. Пути христианства
Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)
Том 1. А-И
Том 2. К-П
Том 3. Р-Я
Таинство, слово и образ. О православном богослужении (Москва, 1991)
Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
Свет миру. Евангельская история, пересказанная для детей
Практическое руководство к молитве
Читая Апокалипсис
Отец Александр отвечает на вопросы
Магия, оккультизм, христианство. Лекции
Мировая духовная культура. Лекции
Трудный путь к диалогу. Сборник статей и эссе (Москва, 1992)
Радостная весть. Лекции и беседы (Москва, 1992)
Свет во тьме светит
Смертию смерть поправ (Минск, 1990)
«Быть христианином». Москва. Протестант, 1994
Верую… Беседы о Символе Веры (Москва, 2001)
Почему нам трудно поверить в Бога?. Беседы и ответы на вопросы
Статьи из сборника «Христианос» (Рига)
Статьи из журнала «Символ» (№ 43, сентябрь 2000)
Статьи из журнала «Вестник РДХ» (Париж-Нью-Йорк-Москва)
«…Ваш о. Александр». Переписка с отцом Александром Менем (Санкт-Петербург, 1999)
Умное небо. Переписка протоиерея Александра Меня с монахиней Иоанной (Москва, 2002)
«Александр Мень. О себе…». Воспоминания, интервью, беседы, письма (Москва, 2007)
Все книги…. Библиотека сайта Фонда Александра Меня

Литература об отце Александре

Григоренко Н., Мень П. (составители). Александр Мень. О себе… (Воспоминания, интервью, беседы, письма). - М.: Жизнь с Богом, 2007. - ISBN 978-5-903612-08-6.
Аман И. Отец Александр Мень. Христов свидетель в наше время = Yves Hamant. Alexandre Men, un temoin pour la Russie de ce temps.- Paris: Editions Mame,1993 / Громова Т. В. (перевод с франц.). - М.: Рудомино, 1994.
Бычков С. Хроника нераскрытого убийства. - М., 1996.
Масленикова З. А. Жизнь отца Александра Меня. - М.: Присцельс, Русслит, 1995. - 5000 экз. (2-е изд., М.: Захаров, 2002, 414 с.)
Еремин А. Пастырь на рубеже веков. - М.: Cart Blanche; Бумажная Галерея, 2001. - 496 с.
Зорин А. Ангел-чернорабочий. - М.: Прогресс-Культура, 1993. - 192 с. - ISBN 5-01-003941-9.
Десять лет без Меня. Индекс, 2000, № 11. http://index.org.ru/journal/11/+(2000). - Тематич. выпуск. Проверено 6 декабря 2014.
Файнберг В., Леви В., Завалов М., Журинская М. Реки воды живой. - М., 2003.

Колупаев В. Е. Брюссельское издательство «Жизнь с Богом»: Книжный мир Русского Зарубежья XX века. Радиомиссия для советских слушателей. Saarbrücken. 2012. 336 с., илл.

Православный христианин, протоиерей Александр Мень не является умом и гордостью Православия в 20 веке.

Да, о.Александр был и умер православным священником (РПЦ МП). Его никто не отлучал от Церкви. Многие его духовные дети до сих пор служат священниками в храмах РПЦ МП (но кто-то и в раскол ушел). Н-р, храм св.бесребреников Косьмы и Дамиана (рядом с ул.Тверской). Там же продаются его книги и функционирует Фонд о. Александра Меня.

Ежегодно два члена Священного Синода РПЦ МП (митрополит Ювеналий, если не ошибаюсь) служат Литургию и молятся в храме, в котором служил о. Александр.

Другое дело, что богословские взгляды о.А. Меня в РПЦ МП признаются как не вполне православные. Другими словами, о. Александр Мень заблуждался (а все заблуждения от диавола) в некоторых вопросах. И поэтому к его книгам прохладное отношение у большинства православных.

Вообще, Мень не был православным богословом (не дотягивает мягко говоря), он типичный ученый-библеист. В этом смысле православные могут им гордиться, но не более. В контексте мировой культуры он один из тысячи. 19-20 век дал миру громадное количество ученых-библеистов. Конечно, здесь, в России, он единственный с этой точки зрения. Поэтому непонятно, почему православные должны гордиться проявлением посредственного ума.

А вот святых отцов (о.Ерма, свт. Иоанн Златоуст, свт.Василий Великий, свт. Григорий Богослов), или православных догматистов 19 века (свт.Миларет Московский, мит.Макарий Булгаков), или священномученников 20 века (свщмуч.Иларион Троицкий и тд) - таких в мире очень мало. Вот эти святые и богословы и являются гордостью всех православных христиан.

Именно потому, что Мень "по новому глядел на некоторые вопросы", он не может быть точным выразителем Истины. "Слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века, до века "(Еф.3:21).

Еще один стереотип. Часто говорят: "Александр Мень - личность и человек с большой буквы. Настоящий христианин". Под этим чаще всего имеют в виду его добродетельную жизнь. Но в таком случае "настоящими христианами" можно объявить Будду, Льва Толстого и Махатму Ганди. Они тоже были "личностями и людьми с большой буквы". Некоторые примерно так и делают, но тогда за скобками отсается всё Священное Писание, Священное Предание и, главное, Церковь, "как столп и утверждение истины".

Причастна ли МП к убийству Меня?

Не забывайте, что Мень был награжден церковными наградами Московской Патриархии и носил сан протоиерея, который трудно получить, но которого легко можно лишиться. Мень, как служитель Московской Патриархии, в этом смысле устраивал саму Патриархию.

https://www.сайт/2015-09-09/kto_ubil_aleksandra_menya_k_25_letiyu_gibeli_vydayuchegosya_propovednika

«Произошло соединение русского фашизма с русским клерикализмом»

Кто убил Александра Меня? К 25-летию гибели выдающегося проповедника

25 лет назад, ранним утром 9 сентября 1990 года, по дороге на литургию в маленькую деревенскую церковь был убит отец Александр Мень – на тот исторический момент наиболее влиятельный в России христианский проповедник, которого называли духовным лидером нации. Кто-то окликнул его, подал записку, Мень наклонился, чтобы прочесть, достал очки – тут последовал удар топором по затылку. Священник умер не сразу, повернул к дому. Знакомая, попавшаяся навстречу, испугалась: «Кто вас, отец Александр?» – «Да нет, никто, я сам». Истекая кровью, умирающий добрел до своей калитки... Теперь на месте убийства – памятный знак, а убийцу так и не нашли.

Сергиев Посад. Место убийства Александра Меня

Его предупреждали: уезжайте. Но, любящий и мужественный, он не мог оставить паству. Родившийся в еврейской семье, тайно крещенный в младенчестве, в 1935 году, когда одни православные уже тлели в братских могилах, а другим вскоре предстояло лечь в них, изгнанный за веру из института, получивший духовное образование в пору хрущевского «воинствующего атеизма», потом находившийся под постоянной слежкой КГБ, под гнетом доносов доброхотов-стукачей и «чекистов в рясах», подвергавшийся обыскам и допросам, едва избежавший тюрьмы, Александр Мень через всю свою жизнь пронес свет человеколюбия, радость преображения и укрепления личности добром, свободой, творчеством. Восхищался и поддерживал опальных священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана, разоблачавших государственные репрессии против верующих (и изгнанных из Церкви патриархом Алексием I); крестил десятки тысяч страждущих; исцелял молитвой, укреплял тяжелобольных детей и их родителей; без устали писал статьи и книги, наконец, во время перестройки, благодаря СМИ, получил выход на миллионную аудиторию; взялся за основание Библейского общества, Православного университета, за неделю до гибели открыл в своем подмосковном приходе воскресную школу для местной детворы...

Так говорил Мень

«Христианство – богочеловеческая религия. Значит, активность человека здесь должна быть полной. Если мы будем думать, что по щучьему велению, каким-то гипнотическим способом происходит всеобщее изменение – как, помните, у Уэллса было в дни кометы: вот прошла комета, какой-то газ подействовал на людей, и все стали добренькими и хорошими. Чего стоит это добро? Нет, от нас ждут постоянных и активных усилий. И если человек не входит в этот мир Христов, если он не черпает силу в благодати, он может тысячу раз числиться христианином, православным, католиком, баптистом – и оставаться им только формально. Таких номинальных христиан у нас полно».

«Евангелие дает нам... модель соучастия человека в творческом процессе. Оно говорит о подлинной ответственности человека, подлинной активности человека. Мы творцы, соучастники, соответчики. Если мы полностью поймем всю важность христианской ответственности, мы увидим, что некоторые из нас искали в Церкви совсем иного».

"Где личность подавляется, где она становится уничижённой, как бы ненужной, и на неё смотрят с презрением, – это, конечно, полюс антихристианский"

«В замечательной книге Жоржа Бернаноса «Записки сельского священника»... один из героев, французский кюре, рассказывает про свою алтарницу, которая страдала манией чистоты. Она надраивала церковь каждый раз до блеска. Приходили мужики, все пачкали; когда они уходили, она опять драила. Она, бедная, умерла, потому что все время мыла пол и заразилась от этой сырости. Она хотела однажды, раз и навсегда, навести чистоту. Ей казалось, что можно это сделать. Кюре привел этот пример в связи с беседой на тему о том, можно ли однажды победить и однажды лечь на лаврах и больше не шевелиться. Нет, постоянная уборка, постоянная работа, постоянное движение. Как биение сердца, как круговращение планет».

«Я очень ценю слова Маркса об опиуме («религия есть опиум для народа» - ред.), они всегда являются напоминанием христианам, которые хотят превратить свою веру в теплую лежанку, в убежище, в тихую пристань. Соблазн понятный, распространенный, но тем не менее это только соблазн. Ничего похожего на лежанку или на тихую пристань Евангелие не содержит... Истинное христианство – это, если хотите, экспедиция. Экспедиция необычайно трудная и опасная. Именно поэтому так часто происходит подмена, и многие люди остаются у подножия горы, на которую надо взойти; сидят в теплых шалашах, читают путеводители и воображают, что они уже на вершине этой горы. Некоторые путеводители очень красочно описывают и восхождение, и саму вершину. Так получается иногда и у нас, когда мы читаем писания мистиков или что-нибудь подобное у греческих подвижников и, повторяя их слова, воображаем, что все в общем-то уже достигнуто. В словах Христа и в Его призывах не было ничего манящего. Он говорил: «Трудно богатому войти в Царство Божие, скорее верблюд войдет в игольное ушко». А богаты были все, каждый из нас волочит на себе какие-то мешки. И пролезть не может в это отверстие. «Тесны врата, и узок путь», – говорит Он, то есть это, оказывается, трудно».

«Для некоторых новообращенных христиан Церковь есть явление дорогого и красивого прошлого. Некоторым даже хочется, чтобы это прошлое – византийское, древнерусское, первохристианское – любое, чтобы оно вернулось. Между тем христианство есть стрела, нацеленная в будущее, а в прошлом были лишь его первые шаги. Однажды я просматривал одну «Всемирную историю». Книга о средних веках – это «эра веры». Дальше шли тома: эра разума, эра революции и т. д. Получается, что христианство – какой-то средневековый феномен, бывший некогда, а сейчас исчезающий и обреченный. Нет и тысячу раз нет. Что общего у христианства с тем, что мы видим в средневековье? Узость, нетерпимость, гонение инакомыслящих, статическое восприятие мира, вполне языческое: то есть мир существует как иерархия – наверху Творец, потом ангелы, ниже папа или король, потом феодалы, потом крестьяне и т. д., затем животный мир, растительный, как в готическом соборе. И все это стоит, а потом Бог явится и – конец. Будет Страшный Суд, чтобы разобрать все это здание. Такая статическая точка зрения противоречит Библии. Библейское откровение изначально предлагает нам нестационарную модель мировой истории. Мировая история – это динамика, движение, и весь космос – движение, и все – движение. Царство Божие, по понятиям Ветхого и Нового Завета, – это грядущее торжество света и замыслов Божиих среди тьмы и несовершенства мира. Вот что такое Царство Божие».

"Узость, нетерпимость, гонение инакомыслящих, статическое восприятие мира. Такая точка зрения противоречит Библии"

«На протяжении последних десятилетий основную массу людей, которые формировали общецерковное сознание, составляли консерваторы, пожилые люди, люди, которые вовсе не стремились [к живому общению, современному слову]. Не стремились к тому, чего очень многие ищут сейчас – нового языка. Отцы Церкви всегда были «модернистами». Апостол Павел был радикальнейшим модернистом-преобразователем. Почти каждый великий святой христианства был духовным революционером, совершившим определенный переворот... Даже марксистские историки говорили о «революционном яде Евангелия». [Христос] постоянно давал себя знать в виде различных оппозиционных движений».

«Сталинизм вырастил поколение конформистов, панически боящихся иметь собственное мнение. Он играл на полубиологическом инстинкте «подчинения вождю», на психологии холопа, жаждущего Хозяина, твердой руки. Эта психология далеко не изжита и подчас приобретает агрессивные черты. Ей мы обязаны портретами Сталина, которые то тут, то там появляются на ветровом стекле... Процесс «выдавливания в себе раба» происходит медленно. Он длится уже треть столетия. Мы давно уже привыкли к книгам и фильмам, где одиночки, своего рода донкихоты, часто из числа молодежи, ведут тщетную и неравную борьбу со склеротичным и костным аппаратом. Их судьба вдохновляет немногих. Читатели и зрители находят здесь подтверждение тому, что они часто видят в жизни. Создается психология типа «моя хата с краю», «зачем мне это нужно?». Молодежь глубоко разочарована в эффективности честной гражданской позиции, в целесообразности борьбы за справедливость. Отсюда - ее равнодушие к общественным вопросам, довольно распространенная тенденция укрыться от них. Снижение подлинно гражданской активности (я, конечно, имею в виду не цепкий карьеризм) - вторая причина преступности. Социальная энергия юноши или девушки, не имея здорового применения, нередко направляется по каналам, ведущим к правонарушениям.

«Сталинизм вырастил поколение конформистов, панически боящихся иметь собственное мнение"

«Иногда люди церковные, верующие нападают на разум. Это происходит от недоразумения. Разум – это величайший дар Божий. Все грехи и все преступления человеческого рода совершались тогда, когда разум спал, когда разум был подавлен. У Гойи есть офорт «Сон разума порождает чудовищ», и это совершенно справедливо. Возьмите любую ужасную ситуацию из истории мира или из собственной биографии. Когда с нами произошла какая-то гадкая, постыдная вещь, когда в обществе произошло что-то мерзкое, – можно ли сказать, что в это время торжествовал разум? Ни в коем случае! Торжествует безумие, торжествует иррациональное, слепое, злое».

«Я уверен, что рост преступности проистекает не от слабости правоохранительных органов, хотя и к ним предъявляют немало обоснованных претензий. Даже если увеличить вдвое состав работников Министерства внутренних дел, даже если усовершенствовать методы следствия, судопроизводства, ужесточить законы, коренная причина преступности не будет устранена. Не уничтожит ее и повышение жизненного уровня (все знают, что часто правонарушители - дети обеспеченных семей). Для человека недостаточно «чтить уголовный кодекс». Если в нем самом не будет жить и развиваться дух человечности, он рано или поздно станет «потребителем», циником, обывателем, мизантропом, сделает своим символом веры шкурнические интересы. А от этого до преступления - один шаг. Если нравственные основы жизни - иллюзия, условность, то страх перед наказанием едва ли сможет стать надежной плотиной от воли человеческого зла. Вот почему для отца Брауна, героя детективных рассказов Г.К.Честертона, было важно не просто разоблачить преступника, поймать его, сколько - пробудить в нем совесть. Отец Браун хорошо помнил слова Христа о радости на небесах из-за каждого обратившегося грешника».

«Настоящая цель – Божественная цель движения человека вперёд – есть развитие личности и условия, которые позволяют ей развиваться. Всё, что этому содействует, является делом Христовым, ибо Христос освятил человеческую личность, воплотившись именно в человеческой личности, а не в каком-то абстрактном символе. Это сразу ставит перед нами главную жизненную проблему. Что важнее всего? Важнее всего укреплять, развивать и утверждать личностное начало».

"Старшее поколение должно возродить в себе чувства гражданской ответственности и только тогда будет вправе спрашивать с молодых»

«У человека есть несколько состояний бытия. Есть состояние, близкое к такому, когда личностное начало сведено к минимуму. Это то, что на современном языке стали называть «массами». У испанского философа Ортеги-и-Гасета в 20-х годах вышла книга, которая называлась «Восстание масс». В наш век, как он показывает, массы стали играть большую роль. Но Ортега ошибался: этими массами очень легко манипулировать. Они играют роль, потому что им дали возможность выйти на улицу, но их можно было очень ловко направлять, заставлять кричать «Зиг хайль!» или что-нибудь в этом роде – и они это делали с большим энтузиазмом. Когда человек становится «массой», это его состояние является низшим. Есть другое состояние: когда человек является анонимным сотрудником дела Божия – дела Божия в очень широком смысле слова. Скажем, Махатма Ганди не был христианином, но исполнял дело Христово на земле, когда проповедовал ненасилие, когда пытался внедрить в политическую жизнь гуманные принципы, когда, придя к власти в государстве, продолжал вести привычную ему аскетическую жизнь. Есть люди, которые являются невольными пособниками отрицательных начал. Об этом много пишется в литературе и [показывается] в фильмах: скажем, во времена нацизма были люди, которые не являлись нацистами по убеждениям, но своим безразличием невольно включались в этот круг. И, наконец, есть два полюса, которым могут принадлежать деятельные люди, – полюс добра или полюс зла. Полюс Христов – там, где личность уважается, чтится и где для неё делается многое и важное... Там, где личность подавляется, где она становится уничижённой, как бы ненужной, и на неё смотрят с презрением, – это, конечно, полюс антихристианский. Если мы хотим включиться в замысел Божий, мы должны развивать собственную личность и содействовать, как можем, окружающему миру... Настоящая личность человека – это самоуправляющийся организм, са-мо-управляющийся. К этому надо прилагать [молитву], и тогда Господь помогает человеку стать таковым. Это, конечно, трудно, но очень важно для всех. Понимаете, вы вступаете тогда в состояние настоящего . Не какого-то сумрачного, сумеречного существа, которое не отдаёт отчёта в своих поступках, которое иногда живёт полубессознательно».

«Добро – это то, что прекрасно, то, что созидает, то, что движет вперед, то, что наполняет. Это и есть жизнь. Понимаете? А зло – это есть смерть, то, что тормозит развитие, то, что извращает, уводит в сторону, то, что дегуманизирует человека, то, что делает его уже не человеком. Зло – это грех, это есть гротеск».

Голос живого христианства

Активная гражданская позиция, ответственность, борьба за справедливость, подвижничество и бескорыстие, уважение к личности и милосердие как антитеза тоталитаризму в любом его проявлении... И сегодня, в относительно «вегетарианское» время, отца Александра Меня наверняка записали бы в «отщепенцы», «агенты», «двурушники» – недостатка в ярлыках нету. Что говорить о конце 1990-х, когда карательная советская система была еще в «полной боевой готовности».

По версии, изложенной в книге Владимира Илюшенко «Отец Александр Мень. Жизнь, смерть, бессмертие», исполнителями убийства священника были профессиональные киллеры, организаторами – спецслужбы, а вдохновителями, заказчиками – державно-националистическое, консервативное крыло Церкви, включая некоторых иерархов и идеологов «православного антисемитизма», «те, кто принадлежал к высшей церковной иерархии, однако создавал атмосферу нетерпимости ко всему, что отклонялось от средневековой модели православия, те, кто стоял на позициях агрессивного национализма».

"Развитие личности и условия, которые позволяют ей развиваться, всё, что этому содействует, является делом Христовым"

Илюшенко рассказывает, как «на похоронах о. Александра высокий человек в монашеской скуфье, с мутными глазами цвета бутылочного стекла, заявил с паперти церкви, что священника убили «свои». «Свои» – значит, евреи, сионисты. Получалось, что еврей Александр Мень – еще один “умученный от жидов”». Прокуратура, по словам Илюшенко, повернула «сионистскую» версию по-своему: дескать, «скрытый иудей» Мень разрушал РПЦ и саму «Русскую Державу», за то и поплатился. «Эти люди, по сути, враждебны христианству, пронизанному духом истины, любви и свободы. Для них православие – русский этнографический заповедник, охраняемый государством, и, более того, религия ненависти к общему врагу – иноверцу, инородцу, инакомыслящему. Люди бездарные, они полны были лютой ненависти и зависти к о. Александру, одаренному свыше сверх всякой меры», - рассуждает Владимир Илюшенко. Показательно, что по смерти Меня его самовольно объявляли еретиком, запрещали его книги к распространению в церквях и монастырях, даже сжигали – таково, к примеру, было распоряжение одиозного Никона, в 1990-е – епископа Екатеринбургского и Верхотурского.

В конце концов, так и не задержав убийцу, следователи «успокоились» на «бытовухе», этот вывод потом подтвердил, в частности, Сергей Степашин. Хотя в действительности все могло быть гораздо таинственнее, дремучее. По воспоминаниям генерала Александра Лебедя, в те сентябрьские дни 1990 года готовился и едва не был осуществлен государственный (по формулировке Илюшенко, военно-фашистский, черносотенный) переворот: вооруженные дивизии ВДВ уже стояли под Москвой. По каким-то причинам переворот отложили (на август 1991-го), министр обороны Дмитрий Язов заверил общественность, что десантники прибыли, чтобы помочь местному населению в уборке картофеля. Единственный жертвой дрогнувших тогда путчистов стал Александр Мень. «Он был главной духовной преградой на пути этих замыслов, поэтому устранить его надо было в первую очередь», – считает Илюшенко.

Могила Александра Меня, Новая Деревня

«Он, как никто, осознавал глубокое извращение человеческой природы, вытекающее из попрания духовного начала. На социальном уровне это проявилось, в частности, в рабском подчинении Церкви государству. Это извращение, культивировавшееся в России на протяжении нескольких веков, в конце концов привело к тяжелому кризису христианства и явилось, быть может, главной причиной победы тоталитаризма в нашей стране, который, в свою очередь, продолжил и довел до опасной черты процесс дехристианизации России, - пишет Владимир Илюшенко. – Для Русской Православной Церкви в целом характерна закрытая модель христианства, основанная на традиционалистских ценностях, ксенофобии и шовинизме. Агрессивный национализм в православном обличье представляет собой новое язычество, антихристианское по своей сути. Для охранительно-консервативной разновидности православия чрезвычайно характерно то, что можно назвать духовным и культурным нарциссизмом, – самоупоение, самообожение, идеализация себя и своего прошлого. Эти клерикальные круги, как говорил о. Александр, «в восторге от себя». И он же за два дня до смерти в интервью испанской журналистке указал на новую реальность нашего времени: «Произошло соединение русского фашизма с русским клерикализмом и ностальгией церковной». Он говорил, что это очень опасная тенденция, потому что люди приходят в Церковь за проповедью добра, а встречаются с изоляционизмом, антисемитизмом и т. д. Он с горечью констатировал: «…общество ожидало найти в нас какую-то поддержку, а поддержка получается для фашистов». И действительно, многие священники стоят на крайне шовинистических позициях, а иные даже становятся идеологами нацизма. В свою очередь, экстремистские силы надеются получить от Церкви некую сакральную санкцию на проведение погромной, ксенофобской политики. Те и другие стремятся превратить православие в этническую религию, в элемент «национально-религиозной идеологии». Те и другие превращают христианство из религии любви в идеологию ненависти».

Цитаты – из бесед Александра Меня «Почему нам трудно поверить в Бога?», «О добре и зле», «Молодежь и идеалы», «Человек – это личность», а также по книге Владимира Илюшенко «Отец Александр Мень. Жизнь, смерть, бессмертие», издательство «Эксмо», 2013 г.

В последние годы существования СССР имя Александра Меня было на слуху у даже людей, далеких от религии. Он был духовным наставником многих диссидентов советской эпохи, а его самого обвиняли в ереси. Трагическая гибель о. Александра до сих пор остается загадкой.


Родители одного из наиболее известных современных православных богословов были воспитаны в традициях иудаизма. Его отец, Владимир Георгиевич (Вольф Герш-Лейбович), родился в Киеве и получил начальное религиозное образование, однако всю последующую жизнь был далек от религии. Он окончил два высших учебных заведения и одно время был главным инженером Орехово-Зуевской ткацкой фабрики. Мать Александра Меня, Елена Семеновна Цуперфейн, происходила из интеллигентной семьи, родилась в Берне и в детстве долго жила за границей. Однако, еще будучи ученицей гимназии, она проявляла интерес к православию и даже посещала уроки Закона Божьего. Александр Мень появился на свет в Москве, 22 января 1935 года. Когда мальчику исполнилось полгода, мать вместе с ним приняла крещение в Истинно-Православной (Катакомбной) церкви, не признавшей главенства Московского патриархата и находившейся на нелегальном положении. Елена Мень неукоснительно выполняла православные обряды, хотя в те времена это могло привести к печальным последствиям. Впрочем, избежать репрессий семье не удалось – в 1941 году Вольф Мень был арестован, а затем отправлен работать на Урал.

Возможности получить высшее образование для сына репрессированного были не слишком высоки. Александр посещал детский биологический кружок, а затем поступил на охотоведческий факультет Московского пушно-мехового института. Там он познакомился со студенткой товароведческого факультета Натальей Григоренко, которая впоследствии стала его женой и надежной помощницей во всех делах. По воспоминаниям Натальи Федоровны, Алик Мень и внешне, и по поведению очень отличался от всех студентов. Он носил сапоги, галифе и широкополую шляпу, отрастил густую черную бороду, а в неизмененной сумке через плечо всегда лежала Библия (о чем знали немногие). Семья Григоренко не была религиозной, (хотя мать девушки пела в церковном хоре, за что не раз попадала в неприятности), однако воззрения Александра и его планы стать священником были ими восприняты с пониманием. В 1956 году состоялась свадьба, а в 1958 году, за несколько месяцев до выпуска, Александра исключили из института за религиозные убеждения.



После исключения Мень был рукоположен в диаконы и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии. После окончания он служил священником в подмосковных храмах, затем поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, которое окончил в 1965 году. Несмотря на негативное отношение к верующим в те годы, семья Александра, которая проживала в подмосковном поселке Семхоз, была открыта для общения с людьми, терпима к другим взглядам и конфессиям. Вне храма они носили обычную одежду, а Наталья Федоровна - даже вызывающий для того времени брючный костюм. В доме Меня часто бывали видные представители интеллигенции, и многие их них под влиянием отца Александра приняли крещение. В 1969 году Александр Мень защитил кандидатскую диссертацию по исследованию монотеизма в дохристианских верованиях.


Мировоззрение отца Александра складывалось под влиянием таких авторитетов православной мысли, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О.П. Флоренский и других. Он глубоко изучал и труды католических богословов, особенно ценил Пьера Тейяра де Шардена. Еще со времен обучения в духовной семинарии Александр Мень публиковался в "Журнале Московской Патриархии", принимал участие в переводе и подготовке к изданию трудов Франциска Сальского. Однако первые литературные труды Меня появлялись на свет в традициях популярного в те времена самиздата, а впоследствии печатались за рубежом. В 1969 году вышла в свет первая книга отца Александра "Сын Человеческий", в которой рассматривалась история становления единобожия в дохристианских культах. В 1970 году начал издаваться его фундаментальный труд – семитомная "История религии". Среди других трудов Александра Меня – "Библиологический словарь", "Исагогика", толкование Апокалипсиса и другие труды. Многие из них вызвали острую критику видных деятелей православной церкви. Особенно большое осуждение вызвали воззрения Александра Меня на общность истоков христианства, мусульманства и иудаизма, его отношение к идеям экуменизма, теории эволюции и многому другому. Отца Александра напрямую обвиняли в ереси, заигрывании с оккультизмом, католическом прозелитизме и даже перечисляли основания для его отлучения от церкви. Схожие обвинения звучали в адрес Меня и со стороны католической церкви.

В начале восьмидесятых годов Александр Мень получил возможность открыто публиковать свои труды и выступать перед широкой аудиторией. Он принял участие в создании журнала "Мир Библии", основал Общедоступный Православный университет и Российское библейское общество, благотворительный фонд "Группа милосердия" при детской клинической больнице, выступал в студенческих клубах и даже в обществе экстрасенсов, навлекая на себя очередные волны критики. Трудно сказать, от кого исходили угрозы, которые священник начал регулярно получать. Однако 9 сентября 1990 года, по пути из своего дома на утреннюю службу, отец Александр подвергся нападению двух неизвестных, один из которых нанес ему смертельные раны. Для расследования дела была создана специальная группа, которую возглавил наиболее авторитетный генерал-лейтенант Панин, однако до сегодняшнего дня оно остается нераскрытым. Наталья Федоровна Мень-Григоренко в настоящее время является старостой одного из подмосковных храмов и основательницей благотворительного фонда имени Александра Меня. Дочь отца Александра, Елена, занимается иконописью, его сын Михаил является видным политиком, в настоящее время занимает пост министра строительства и ЖКХ РФ.


Имя: Александр Мень (Alexander Men)

Возраст: 55 лет

Семейное положение: был женат

Александр Мень: биография

Александр Мень – российский священнослужитель, на долю которого выпало немало трудностей. Пережил нападки на церковь и гонения верующих со стороны советских властей, пришлось тайно распространять собственные книги, менять приходы не по своей воле.


Люди любили отца Александра за духовную открытость и общительность, мужчина слыл отличным собеседником, умел внимательно выслушать и дать дельный совет каждому, кто стучался в двери его дома и храма.

Детство и юность

Александр Мень родился в столице России в 1935 году. Отец будущего священника – киевлянин, еврей по национальности, за его плечами, помимо двух вузов, религиозная еврейская школа. Но, как позже вспоминал Александр Владимирович, в Бога не верил, любая религия была для мужчины чужда. Он работал инженером на текстильной фабрике. В 1941 году глава семейства оказался в тюрьме, став жертвой ложного обвинения, в годы войны с фашистами трудился на Урале.


Мама тоже из еврейской семьи, родом из Польши, ее родители жили в Швейцарии и во Франции, потом перебрались в Россию. В отличие от отца почитала христианскую веру, отучилась в Харьковской православной гимназии.

Ярким впечатлением детства стало чудесное исцеление бабушки самим : ее сразила серьезная болезнь, а врачи лишь разводили руками. После встречи со знаменитым проповедником женщина пошла на поправку, и через месяц болезнь сняло как рукой. Когда Саше исполнилось полгода, мама тайно его крестила.


С ранних лет Александр тянулся к знаниям, взахлеб читал книги, переполняющие его личную тумбочку. Семья с двумя детьми ютилась в московской коммуналке, чтобы создать хотя бы подобие собственной комнаты, подросток отгородил ковать ширмой и много читал. Уже в 13 лет освоил , например.

Удивительно, но отличника в школе из Саши не вышло. Зато мальчик рос очень общительным, всегда был окружен друзьями. Список интересов не ограничивался чтением книг, Мень увлекался музыкой и особенно живописью – стал завсегдатаем зоопарка, часто приходил, чтобы рисовать животных.


Уже в 12 лет Александр понял, что хочет посвятить жизнь служению вере и Богу, и пошел в духовную семинарию. Но инспектор отправил подростка домой, велев прийти, когда тот достигнет совершеннолетия. После школы юноша влился в ряды студентов столичного пушно-мехового института, откуда спустя пять лет перед выпускными экзаменами его отчислили за связь с епархией. В будущем мужчина окончит Ленинградскую и Московскую семинарии, но заочно.

Служение

В начале лета 1958 года Александр Мень получил сан диакона и спустя два года поступил на службу в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Духовная карьера развивалась стремительно – вскоре священника назначили настоятелем церкви в Алабино.


Здание находилось в плачевном состоянии, найдя общий язык с властями, Мень начал реставрацию, а со временем превратил молельный дом в небольшую христианскую общину. Однако спустя четыре года его попросили покинуть Алабино, знакомые помогли устроиться в качестве второго священника в церкви Тарасовки – села недалеко от Москвы.

Еще одно достижение отца Александра – создание кружка священнослужителей: пастыри собирались вместе, чтобы обсудить проблемы, искали пути совершенствования российского богословия.


Александр Мень в церкви

В конце 1965 года члены этого объединения направили письма патриарху Алексию I и председателю Президиума Верховного Совета СССР о вмешательстве государственных деятелей в дела церкви. Событие произвело фурор в кругах христиан, об Александре Владимировиче заговорили даже за границей. Верующие со всех концов России стали стекаться к Меню.

В Тарасовке священник продолжил исполнять миссию, но уже скромнее, стараясь не сталкиваться с властями. После смерти ряды верующих стали пополняться молодежью, что очень радовало. Популярность породила и завистников – однажды настоятель написал на Александра донос в КГБ.


Покинуть стены этого храма не удавалось еще год, в 1970-м в рамках обмена священнослужителями Мень оказался в Новой Деревне, где прослужил до конца жизни – сначала в роли второго священника, а спустя девять лет настоятелем.

На новом месте Александр Владимирович развернул бурную деятельность. Благодаря теплому приему каждого заглянувшего в храм состав прихожан молодел, в рядах появлялась интеллигенция, много москвичей. Люди уважали общительного и харизматичного священника, свято верили в силу его молитвы, многие утверждали, что исцелились от долголетних болезней.


Александр Мень в Новой Деревне

Мень с удовольствием наведывался в дома верующих, каждая семья была лично знакома с отцом Александром – крестил, причащал, соборовал, освящал жилища. Это был единственный способ не привлечь внимание властей, потому как в 80-х годах основные церковные действа не поощрялись.

Постепенно образовалась новодеревенская община. Александр Мень разделил ее на небольшие группы «по интересам», чтобы было проще работать. Часть прихожан постигала азы богословия, другие слушали проповеди и вместе молились, третьи готовились к крещению.

Биография Александра Владимировича наполнена творчеством. Протоиерей – автор россыпи книг на тему вопросов веры. Дебютная работа «Сын человеческий» увидела свет в 1968 году, вышла из-под станков брюссельской типографии под псевдонимом. Мень рассматривает в книге, появившейся из бесед с неофитами, путь .


Протоиерей Александр Мень

Создавая ее, священник преследовал цель рассказать молодежи и вообще людям, только знакомящимся с церковью, доступным и живым литературным языком, через что пришлось пройти Христу. Десятилетие произведение оставалось в рукописном виде, тайно кочуя по рукам.

Самым же важным литературным трудом стал шеститомник «История религии» с серией под названием «В поисках пути, истины и жизни», который содержит размышления о человеческих религиях и является прелюдией к Новому Завету. Повесть о духовных поисках людей тоже напечатали в Брюсселе.


Из-под пера Александра Владимировича также вышли книги «Как читать Библию», «Небо на земле», альбом с иллюстрациями специально для детей «Откуда все это?». Последней глобальной работой стал «Библиографический словарь», включивший почти 2 тысячи терминов.

Впрочем, не все оценивали деятельность священника позитивно. Александр Мень не раз подвергался критике, хоть и не был отлучен от церкви. Протоиерея обвиняли в симпатии к католицизму и воззрениях о сближении и объединении отдельных христианских течений. Часть богословов считала, что литературные работы не подходят для знакомства с православием. Нашлись и вовсе те, кто называл его еретиком, увидев в мировоззрении Меня массу противоречий с христианским учением. По сути, книги оказались под церковным запретом.

Личная жизнь

Александр Мень был женат на женщине-украинке Наталье Григоренко. В 1957 году у супругов родилась дочь Елена, которая в будущем станет иконописцем. А спустя три года семейство пополнилось наследником. Сын Михаил Мень сделал карьеру в российской политике, занимал пост губернатора Ивановской области, а в 2013 году сел в кресло министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.


Дом священника всегда был открыт для гостей. Здесь собирались друзья, прихожане и незнакомцы, желающие послушать о Боге. Александр Владимирович с семьей жил скромно, но очевидцы говорят, что дом наполнял необъяснимый свет и тепло, каждая вещь занимала свое место. Протоиерей не гнушался работы по хозяйству, когда супруга Наталья Федоровна отсутствовала, собственноручно готовил угощения для гостей.

Отец Александр вошел в историю и как меценат, создатель Группы милосердия, возникшей на базе детской клинической больницы. Это один из самых крупных благотворительных проектов в России.

Смерть

Александр Мень погиб 9 сентября 1990 года от рук неизвестного преступника. С раннего утра священник отправился в церковь на литургию, но путь преградил человек, протянувший протоиерею записку.


Пока он пытался прочесть послание, убийца нанес удар по голове топором. Отец Александр вернулся домой и у калитки упал замертво. Убийство так и не раскрыли.

Память

  • Группа милосердия при Российской детской клинической больнице после ухода Александра Владимировича названа в его честь.
  • На месте гибели протоиерея, в Сергиевом Посаде, построен храм Сергия Радонежского.
  • Ежегодно в России проходит научно-богословская конференция «Меневские чтения».

Фильмы:

  • 1968 - «Любить…»
  • 1990 - «Бердяев»
  • 2007 - «Сын человеческий»
  • 1991 - «Крест отца Александра»
  • 1998 - «Намедни. 1990»
  • 2005 - «Убийство Александра Меня»
  • 2012 - «Протоиерей Александр Мень»
mob_info