Свято тихвинский гуманитарный университет олимпиада по опк. Школьный тур олимпиады по опк

Воспитан был в православной вере и целомудрии в городе Муроме и правил княжеством своим, во всём соблюдая строгую справедливость. Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией, которая также происходила из благочестивого рода и тщательно была наставлена в благочестии. Будучи, таким образом, оба святыми и праведными людьми, блаженные Петр и Феврония любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании. Желая по слову Господа унаследовать землю кротких и снискать себе вечное блаженство праведников, они кроме того и во всём прочем весьма много угодили Христу своими добрыми делами. Достигши затем маститой старости, блаженный Петр впал в телесный недуг и принял пострижение, причем в иночестве ему дано было имя Давида. После сего, немного поболев, он с твердою верою преставился к Богу в Царство Небесное. Точно также и святая княгиня Феврония, исполняя искреннее свое желание, постриглась в иночество, получив в иноческом звании имя Евфросинии и подобно супругу своему с непоколебимою верою и чистою совестью преставилась, предавши душу свою в руки Божии . Таким образом оба святые супруги унаследовали землю кротких, которой с юных лет так желали. После кончины блаженного князя Петра вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане – как заступника своего и защитника, бедные вдовы и неимущие пропитания – как своего кормителя и помощника. Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города и похоронили их в одном гробе в городе Муроме. Святые и до сего дня чрез честные мощи свои совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верою обращается к ним .

Тропарь, глас 8:

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре; тако и супружницею твоею премудрою Феврониею, в миру Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся; с нимиже молитеся Господеви, сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8:

Мира сего княжение, и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси Петре, купно и супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше. Темже и по смерти неразлучно во гробу лежаще, исцеление невидимо подаваете; и ныне Христу молитеся сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Житие Петра и Февронии Муромских – ярчайший пример благодетели и преданности. Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины, и 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей. Подробнее о паре святых Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Житие Петра и Февронии Муромских: история

Петр и Феврония Муромские – супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие её духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви – дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату “суждена от Петрова плеча и Агрикова меча”. Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: “Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!”

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, – большую награду. “Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его”. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. “И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди”.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: “Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?” – “Одинакова”, – отвечал тот. “Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?” Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. “Что теперь с нами будет?” – с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: “Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!” В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: “Да будут они утром большими деревьями”. Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли “для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет” (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Вы прочитали статью Житие Петра и Февронии Муромских . Возможно, Вам будет интересно:

Что в первую очередь приходит в голову, когда вспоминаешь о Муроме? “На муромской дорожке стояли 3 сосны…”. Ну сосен там не 3, а 333 в периоде. Но мы сейчас говорим не о соснах, а о Муроме.

“В заповедных и дремучих страшных муромских лесах…” – опять не то. Всяка нечисть конечно бродит тучей, но не совсем там и не сказать, чтоб сейчас.
“Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села из Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец…” – вот это уже очень близко к теме, но и с этим пока повременим. А начать стоит с “Повести Временных лет”, гласящей о пяти древнейших русских городах: “а по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, … в Ростове меря,… в Муроме мурома”.
Получается, что Муром на добрых 300 лет старше Москвы. Кстати, о столице нашей родины. Муром отстоит от неё на целых 300 км. Чтобы добраться туда, надо пересечь половину Московской и всю Владимирскую область вплоть до берегов Оки. А за Окой начинается нижегородская земля.

Несмотря на столь почтенный возраст, город не может похвалиться особо древними памятниками. Самые старые постройки Мурома относятся к XVI веку – ко временам Иоанна Васильевича IV Грозного. Конечно, это старина. А как же с древностями? Если не искать их материального воплощения, а остановиться на духовных, то с ними всё прекрасно. Ведь Муром – это и страстотерпец князь Глеб, вместе с братом своим Борисом первым на Руси причисленный к лику святых, и покровители семьи и брака святые Пётр и Феврония, и, конечно же, Илья Муромец.

Несмотря на множество действительно святых подвижников, жители Мурома приобрели репутацию “святогонов”. Уж слишком часто они изгоняли тех, кто нёс им слово Божие. Начнём хотя бы с князя Глеба, который, по повелению отца своего Владимира Красно Солнышко, пришёл в Муром на княжение. Прибыл он сюда не как завоеватель, а как просветитель. “И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и ещё тогда неверние быша людие и жестоци, и не прияша его на княжение и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же отъеха от града 12 поприщ и там пребываша до преставления святаго отца его.”
Глеба, также как и его старшего брата Бориса, заманил в ловушку и убил князь Святополк, усыновлённый Владимиром Святославичем. Он хотел воссесть на Киевском столе вместо законных наследников князя Владимира Красно Солнышко. За убийство Бориса, Глеба и их брата князя Святослава он получил прозвище Окаянный, т.е. “Окаиненный” – убивший братьев своих подобно тому, как Каин убил Авеля. Святополк был разгромлен новгородским князем Ярославом Мудрым, бежал и “сгинул в пустыне промеж Ляхи и Чехи”. Почитание Бориса и Глеба началось ещё при Ярославе Мудром, а в середине XI века они были причислены к лику святых.
Возможно, что князь Глеб отошёл от града не на 12, а всего лишь на 2 поприща. В этом случае следы княжьего двора стоит искать на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря, одного из старейших на Руси. Первое довольно туманное упоминание о нём относится к 1095 году, когда жители города “положиша в монастыри Святаго Спаса” убитого князя Изяслава, сына Владимира Мономаха. Летописцы вновь вспомнили о монастыре лишь спустя… 4 с половиной столетия во времена Ивана Грозного (1554 г). Государь повелел построить в обители каменный храм и наделил её землями. Спасо-Преображенский собор, построенный по повелению Государя, сохранился по сей день.

Обок с собором стоит Преображенская церковь. Сама по себе она простенькая, хоть и построена в эпоху дивного русского узорочья (1691 г). Зато пристроенные к ней шатровая колокольня и башенка-сень чудо как хороши.

Ещё в монастыре есть несколько современных часовен. “Военная” часовня во имя св. Георгия Победоносца, покровителя русского воинства…

Часовня-костница. В ней ниже уровня земли уложены останки, найденные в монастыре во время реставрации и работ по благоустройству.

Часовня “иконы Богородицы Спорительницы хлебов” выглядит довольно невзрачно, зато именно в ней освящается и монастырский хлеб(очень вкусный), и знаменитые муромские калачи. Монастырской братии удалось отыскать рецепт и возобновить их выпечку. За калачами идти вдоль западной монастырской стены мимо надвратной церкви Кирилла Белозерского и зайти в дверь в красной монастырской стене. Калачи пользуются заслуженной популярностью и если припоздниться, то их вам не достанется. Придётся утешаться тем, что на муромском гербе изображено аж 3 калача 🙂

Прежде, чем покинуть монастырь, стоит обратить внимание на настоятельские покои. Их облик с одной стороны говорит о XVII веке, с другой – о недавней “фундаментальной” реконструкции. И то и другое истинно: митрополит Сарский и Подонский Варсонофий построил их ещё в 1697 году, но 200 лет спустя они пришли в ветхость. Пришлось перекладывать своды, переделывать печи, полы, двери и окна. Спустя ещё 100 лет благодаря “созидательной” деятельности советской власти покои вновь пришли в упадок и были так же “фундаментально” реставрированы.

Маленькая главка напоминает о домовой церкви святителя Василия Муромского и Рязанского, устроенной в настоятельских покоях в 1996 году.
Епископ Василий Муромский принадлежит к числу подвижников, изгнанных из города местными святогонами. Он прибыл в город в 1285 году. О его жизни в Муроме мало что известно. Однажды кто-то распустил слух о том, что в доме епископа видели молодую женщину. Жители не поверили заверениям Василия о его невиновности и приказали ему убираться прочь. Тогда Василий взял с собою муромскую икону Богородицы, вышел на берег Оки, расстелил на воде свою мантию, ступил на неё и бурным ветром был перенесён в Рязань. Так муромцы разом утратили чудотворную икону, святого епископа и первенство над Рязанью. Ведь вместе с Василием в Рязань перенеслась и епископская кафедра, что укрепило её, как центр независимого княжества. Случилось это в 1288 году.

Вот и пришла пора вернуться к “удаленькому дородному добру молодцу, что заутреню стоял во Муроме, а к обеденке хотел поспеть во Киев-град”. Имя его Илья Муромец. В русском эпосе известно 15 былин об Илье Муромце, русский богатырь Илья упоминается и в германских сказаниях XIII века. Документальных свидетельств об Илье сохранилось мало. Доподлинно известно, что богатырь по имени Илья и по прозванию “Чобиток” принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и был похоронен в 1188 году. В 1643 году Илья был канонизирован в числе 70 других угодников, покоящихся в пещерах Киево-Печерской лавры.

Комиссия Минздрава тогда ещё УССР провела исследования останков мощей Ильи Печерского в 1988 году. Полученные данные удивительным образом совпадают с содержанием былин об Илье Муромце. Этот человек страдал в детстве параличом конечностей, что совпадает с историей о том, что Илья Миромец “сиднем сидел” 30 лет и 3 года. Рост его около 180 см, совершенно “богатырский” по тем временам. Скончался он в возрасте от 40 до 55 лет от раны, нанесённой, копьём в область сердца. Этот факт легко связать с былиной “О битве на реке Калке”, в ходе которой пали на поле брани русские богатыри.

Скульптор Вячеслав Клыков создал памятник Илье Муромцу, установленный в Муроме в 1999 году. (фото скверное – сделано 4 года назад мыльницей в сумерках)

В городе можно встретить и “настоящего” былинного богатыря, если позаботиться об этом заранее, позвонив в муромский музей.

Илья Муромец встречает гостей неподалёку от Вознесенской церкви, одной из 7-и, уцелевших в городе, не считая монастырских. Деревянная Вознесенская церковь впервые упоминается в 1573 году. Нынешняя каменная относится к 1729 году. Построили её на пожертвования городских чиновников: бургомистра Смольянинова, комиссара Названова и бывшего подъячего Герасимова. В 1922 году другие “комиссары” разграбили церковь, а позже, сломав главы и колокольню, устроили в ней начальную школу. В 1999 году церковь вновь освятили, а сейчас она полностью восстановлена.А ещё отсюда происходят наши святые покровители любви, семьи и брака Петр и Феврония Муромские. Про святого Валентина все слыхали? Так он вообще то святой католический, настоящему православному патриоту неподобающий. Сказание о Петре и Февронии долгое, посему постараюсь остановиться на самой сути его.

Правил некогда в Муроме благоверный князь по имени Павел. Нечистый, желая искусить его, послал к жене Павла крылатого змея на блуд. Этот змей принимал облик самого князя и жена не могла ему противиться, хоть и призналась во всём мужу своему. Князь не знал, как одолеть змея и сказал жене: “обольщая, спроси змея, ведает ли он сам, отчего ему смерть должна приключиться? Жене княжеской удалось выведать у змея о его смерти. Сказал тот, что погибнет он от Петрова плеча и от Агрикова меча.

Был у князя Павла родной брат Пётр. Павел передал ему слова змеиные и понял Пётр, что это ему суждено с гадом ползучим расправиться. Одно смущало княжьего брата: он и слыхом не слыхивал об Агрикове мече. Однажды за городом явился Петру отрок и указал, где в церкви промеж каменных плит лежит Агриков меч. Найдя меч, стал он искать случая убить злокозненного змея.

Однажды, повидав своего брата Павла, отправился Пётр отдать поклон княгине, снохе своей, и в княгининых покоях вновь узрел своего брата. Понял Пётр, что у княгини сидит лукавый змей в человечьем обличье и хочет змей, чтобы убоялся Пётр убить брата своего. Ударил он змея в образе брата Павла Агриковым мечом, тот принял своё мерзостное обличье, зашипел и издох, обрызгав Петра своей ядовитой кровью. Пётр покрылся струпьями и язвами и охватила его тяжкая болезнь. Пытался он найти исцеления у целителей муромских, но ни один не помог ему.

Прослышал Пётр, что в рязанской земле много искусных врачевателей и повелел везти его туда, сам он ехать верхом уже не мог. В деревне Ласково его гридень нашёл девушку по имени Феврония, которая согласилась вылечить князя, если тот женится на ней. Князь Пётр с пренебрежением отнёсся к словам девицы, велев передать ей: “Пусть лечит, как умеет, если вылечит – возьму её в жены.”
Девица велела, чтобы пошёл князь в баню, а после паренья намазал струпья и язвы мазью, которую она даст. А один струп пусть оставит не помазанным и будет здоров. Выйдя из бани, Пётр уже почувствовал себя здоровым, а наутро все струпья исчезли. Слово своё князь не сдержал, не захотел он жениться на Февронии из-за низкого происхождения, послал он ей богатые дары, а сам уехал в Муром. И там болезнь вновь настигла его. Устыдился тогда Пётр, вернулся к Февронии, а та молвила ему, что он исцелится, если возьмёт её в жены. Так и стала Феврония княгиней.

Через недолгое время умер Павел и князем в Муроме стал его брат Пётр. Бояре муромские не любили Февронию за низкое происхождение и порешили изгнать её из города. Тогда Пётр отправился в изгнание вместе со своею женой. Поплыли они в ладье по Оке и оказался среди княжеских слуг человек, возжелавший Февронию. Она, обладая даром прозорливости, почувствовала его вожделение и приказала зачерпнуть воды с одного борта и с другого борта и испить её. Тот, недоумевая, выполнил то, что велела княгиня. Тогда спросила его Феврония, одинакова ли вода на вкус. “Одинакова, госпожа!” – ответил он. “Так и естество женское одинаково. Зачем же ты, позабыв о своей жене, о чужой помышляешь?” – отвечала ему Феврония.

Отплыв недалеко от Мурома, остановились Пётр и Феврония на ночлег. А уже наутро явились к изгнанникам бояре и молили их вернуться обратно, ибо началась в городе смута и многие вельможи друг друга смертию убили. Князь и княгиня, не держа на муромцев зла, вернулись в город и правили по законам и заповедям. Был Пётр муромцам добрым отцом, Феврония – ласковой матерью.

Незадолго до кончины приняли они монашество. Пётр был наречён Давидом, а Феврония – Ефросиньей. Заготовили они себе общую домовину с тонкой перегородкой внутри. Господь дал им высшее супружеское счастье – они умерли в один день. Решили тогда люди, что невместно монаху и монахине лежать в одном гробу и похоронили их в разных местах. Но тела их чудесным образом соединились в общем гробу и никто уже не посмел посмертно разлучить их.

Мощи святых Петра и Февронии с 1992 года находятся в Троицком Новодевичьем монастыре, стоящем на месте Борисоглебского храма, построенного Константином Муромским в конце XI века. В этом храме молился перед изгнанием епископ Василий.
В 1643 году на средства купца по прозвищу Богдан Цветной был построен каменный Троицкий собор в стиле дивного узорочья.

5-ю годами позже Богдан Цветной купил землю вокруг церкви и пожертвовал её на строительство женского монастыря. В том же году освятили надвратную Казанскую церковь. В советское время монастырь был закрыт, наступила “мерзость запустения”. В бывших кельях устроили коммуналки, где было немало людей с уголовным прошлым. По вечерам муромцы опасались ходить вокруг монастыря. Глядя на отреставрированные храмы, ухоженную территорию и чувствуя благодатную атмосферу в стенах обители, трудно поверить, что 20 лет назад всё начиналось с вывоза десятков кубометров мусора и… поджогов новых муромских “святогонов”. На фото деревянная церковь Сергия Радонежского, а на заднем плане храмы мужского Благовещенского монастыря.

Благовещенский монастырь, расположенный рядом с Троицким, находится на месте древнейшей муромской святыни – Благовещенского храма, построенного князем Константином в 1097 году. Во время Казанского похода Иоанн Грозный молился в Благовещенской церкви и дал обет в случае победы поставить здесь церковь каменную. Во время строительства в 1553 году были обретены мощи князей Константина, Михаила и Федора муромских чудотворцев. Спустя примерно 110 лет Благовещенский храм перестроили на средства уже знакомого нам купца Богдана Цветного, настоящее имя которого – Тарас Борисович. Цветным его прозвали скорее всего за то, что он торговал краской. Вскоре Богдан Цветной постригся в монахи в этом монастыре.

В 1812 году в стенах Благовещенского монастыря укрывались от “нашествия галлов, а с ними двунадесяти языков” важнейшие русские святыни: Владимирская и Иверская иконы Богоматери. Тогда же монастырь был обнесён каменной стеной.

Из приходских церквей Мурома интересен храм Николы Мокрого или Набережного, построенный в Петровское время в архаичных формах начала XVII века.

На благоустроенном участке Окской набережной стоит храм во имя Козьмы и Демьяна, очень редкого на Руси шатрового типа. По преданию, церковь построили на месте царского шатра, откуда Иван Грозный 10 дней наблюдал за переправой русского войска, шедшего на Казань. Вероятно, зодчим церкви был Постник Яковлев по прозванию Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве. Шатёр церкви рухнул в 1868 году и был восстановлен 150 лет спустя – в 2008 году.

В центре Мурома рядом с незатейливыми купеческими домами…

выделяется водонапорная башня, построенная для городского водопровода в 1864 году стараниями муромского городского головы Алексея Викторовича Ермакова. При нём уездный Муром выгодно отличался от большинства провинциальных городов. Улицы были замощены булыжником, на площадях устроено 16 водоразборных фонтанов. Стараниями Ермакова в городе были построены сиротский, приют, театр, казармы для войска, телеграф, а деревянный ермаковский водопровод проработал 100 лет, до 60-х годов ХХ века.

А вы говорите: “На муромской дорожке стояли 3 сосны…”

Б лаговерный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы бояре умолили князя вернулся назад вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

mob_info