Патриарх кирилл и федор конюхов. Федор конюхов - биография, информация, личная жизнь

В День Святого Николая Чудотворца, 19 декабря 2010, Федор
Конюхов торжественно принял сан священника. Напомним, 22 мая этого года он был
рукоположен в сан иподиакона Запорожской епархии. Как рассказали в пресс-службе
Запорожской епархии УПЦ МП, сейчас Конюхов активно готовится к тому, чтобы в
скором времени стать настоятелем деревянной казацкой церкви на острове Хортица,
на реке Днепр. Согласно церковному уставу, в ближайшие сорок дней после
принятия нового сана, он пройдет сорокадневную духовную практику в
Мелитопольском монастыре.

Путешественник Федор Конюхов принял сан православного
священника путем рукоположения в Свято-Никольском храме украинского города
Запорожья, откуда он родом. На проходившей Божественной Литургии в Запорожском
Свято-Никольском храме епископ Иосиф совершил иерейскую хиротонию над диаконом
Федором Конюховым по его личному прошению.

В день своей иерейской хиротонии Федор Конюхов преподнес в
дар Запорожской епархии первую написанную икону святителя Николая Чудотворца, в
деснице которого находится мыс Горн, а в левой руке — корабль. Условно ее отец
Федор называет иконой святого Николая «Мыс Горнского». Она была написана по
благословению епископа Запорожского и Мелитопольского Иосифа, и первоначально
задумывалась как награда православным путешественникам, которые обогнут мыс
Горн. «Как говорят, пройти мыс Горн (морской полюс) — это равносильно как
подняться на Эверест, и добавляют — без кислорода. Так это так сложно. Сейчас,
— говорит отец Федор,- бытует со времен пиратов традиция для прошедших мыс Горн
носить серьгу в ухе, что для православного человека неприемлемо. А иметь икону
покровителя путешественников святителя Николая — это в традиции как раз
православных мореходов».

«Стать
хорошим священником — это вершина куда более сложная, чем обогнуть мыс Горн и
подняться на Эверест, поэтому у меня появилось желание преподнести в дар моему
архиерею, который возвел меня в сан священника, и всей Запорожской епархии —
эту первую, написанную икону святителя Николая», — добавил о. Феодор.

«Я сейчас хочу благословлять, молиться, встречать тех
молодых парней, молодых спортсменов, молодых путешественников, которые пойдут
или на Эверест, или вокруг света, или к мысу, или к Южному и Северному
полюсам… Кому, как не мне, назначен этот путь - молиться за них, их провожать
и встречать. Ко мне такое решение пришло, когда я находился в своем крайнем
путешествии – плавание вокруг Антарктиды на яхте «Алые Паруса» - рассказал отец
Федор.

В роду знаменитого путешественника были священники и пять святых

В Свято-Покровском кафедральном соборе Запорожья известный путешественник Федор Конюхов был посвящен в сандиакона. Произошло это 23 мая, на праздник Святой Живоначальной Троицы. А в июне мы с отцом Федором встретились в его мастерской на Садовнической улице в Москве.

- Отец Федор, вы давно готовились к этому решению?
- Я еще 37 лет назад хотел быть священником. Хорошо, конечно, путешествовать, в горы подниматься, яхту вести вокруг света... Но я бы не хотел свою жизнь закончить в суете. У меня же в роду были священники и пять святых. Один из них - мой дед Николай Конюхов - был протоиереем, его расстреляли в декабре 1918 года. Тело нашли в
феврале 1919_го. Он лежал в снегу со скрещенными руками... Я хочу, как они, служить нашей Православной Церкви. Но сначала надо послужить диаконом, а потом уже священником.

- Но как же ваши путешествия?
- Я вел переговоры с Патриархом Кириллом о том, что буду миссионером. Мы уже поставили православный крест на мысе Горн (Чили). Мыс омывается проливом Дрейка, названным так в честь пирата. Со времен его похождений там погибло примерно 2400 кораблей, в том числе русские. Сейчас я вылетаю в Хабаровск на Шантарские острова (это в Охотском море), а оттуда мы пойдем на остров Ионы. Остров назван в честь пророка Ионы. По сути, это скала посреди Охотского моря. Там лежбище котиков, нет ни бухточки, ни пляжа, чтобы высадиться. Пойдем туда на большой резиновой лодке и установим там крест. В 30-х годах ХХ века недалеко от острова была затоплена баржа с заключенными, среди которых были и урки, и политические... Крест будет напоминать людям об этом инциденте. А 6 августа я вылечу в Эфиопию. Встречусь с президентом и патриархом Эфиопским ортодоксальной христианской церкви Паулосом. Хочу построить там небольшой православный храм. Сейчас в Эфиопии живут примерно 5 тысяч русских. В основном это те пос таревшие девчонки, которые уехали из СССР в 60-70-х. Из 85 миллионов жителей страны 60 миллионов христиане, есть католики, копты, адвентисты, баптисты. А Русской Православной Церкви нет. Мы уже и благословение на строительство храма получили, и эфиопские власти не против. Путешествие будет экстремальным. 40 дней будем идти на верблюдах по нижней части Эфиопии на границе с Сомали. Там саванна, пустыня и живут мусульмане. Потом 20 дней будем ехать на машинах через горы... А после Эфиопии я поеду в Индию.

- Что вы обязательно берете с собой в путешествия?
- Мой сын говорит: «Папа, у тебя на яхте целый иконостас». У меня там библиотека большая, жития святых. Я за свою жизнь семь раз прочитал Библию от корочки до корочки. Мне повезло, у меня шесть кругосветок. Дома-то читать некогда.

- Сколько часовен вы построили?
- Шесть. После каждой кругосветки строил. Я всегда думаю, что если я поставлю часовенку, то место это будет за православием. Пусть в России больше будет золотых куполов. А потом часовни - это память о моих погибших друзьях. В часовне на Садовнической, рядом с моей мастерской, батюшка Алексей крестил моего младшего сына Николая. Есть часовня на Дальнем Востоке, есть в Сергиевом Посаде... Часовню на Украине я называю «Зуб Православия». Купола покупали в лавре. Она стоит прямо на берегу Азовского моря, возле нашего дома, где папа с мамой жили. Мама недавно умерла, а папа пока держится. Ему 94 года. Мы специально рядом выкупили у соседки старый дом за 800 долларов. Побоялись, что кто-нибудь купит этот дом и будет там шуметь, шашлыки жарить... Все мои часовни каменные, одна только деревянная - пять на пять метров. Это не доезжая 20 километров до Переславля-Залесского. Там недалеко в Святоалексеевской пустыни есть детская гимназия, в которой мой сын Семен учился два года.

- В каком храме будете служить?
- В Сергиевом Посаде. Хотим там построить храм в честь святого военоначальника Федора Ушакова - в виде корабля (если смотреть сверху). Это в 15 минутах ходьбы от лавры, за старым кладбищем. Здесь же будет спортивный лагерь для детей «Пересвет». Небольшая гостиничка, стоянка.

- Почему храм в Сергиевом Посаде вы хотите поставить в честь Федора Ушакова?
- Федора Ушакова канонизировали в 2001 году. В прошлом году я побывал в Санаксарском монастыре в Мордовии, исповедовался перед батюшкой. Я сказал, что мой самый первый грех в том, что я моряк, а приехал к мощам Федора Ушакова первый раз. И рассказал, что хочу построить в честь него храм. Вечером отец-настоятель говорит
мне: «Мы сейчас передадим вам его мощи». А я сижу и думаю: «Видишь, какое доверие, а значит, и тягость на меня. Когда построю, легче будет». Заходим в церковь: там людей нет, монахи все разошлись. Передо мной открывают раки Федора Ушакова и исповедника Александра. Говорят: «Молитесь». Я встал на колени перед святым адмиралом, в головку поцеловал его и от волнения все молитвы забыл. Очень меня это тронуло, очень.

Федор Конюхов – первый в СССР и России «профессиональный путешественник», капитан дальнего плавания, пилот свободного аэростата, ездок на собачьих упряжках, альпинист, писатель священник УПЦ МП. Среди достижений Конюхова – пять кругосветных экспедиций, 17 пересечений Атлантического океана на парусных яхтах и один раз – на весельной лодке.

Федор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области. Детство будущего путешественника прошло на берегу Азовского моря. Отец Филипп Михайлович часто ходил в море за рыбой, брал с собой сына. Дед Михаил часто делился с внуком знаниями, которые почерпнул от общения с , знаменитым русским полярным исследователем. С ним Михаилу довелось служить в одном гарнизоне царской армии. Полярник оставил Конюхову собственный нательный крест, чтобы тот достался самому крепкому из потомков друга. Этот крестик дед передал Федору.

Уже тогда у мальчика появилась тяга к путешествиям, когда Федор стоял у штурвала отцовского судна и всматривался в морскую даль. В 15 лет юноша рискнул совершить первое путешествие и переплыл Азовское море в лодке на веслах. Правда, до этого Федору пришлось активно заниматься греблей, осваивать парусное плавание.

Как любой подросток, Федор с удовольствием играл в футбол. Как любой деревенский мальчишка, Конюхов часто спал на сеновале, а еще запойно читал приключенческие романы Жюля Верна и других авторов. К окончанию школы юноша понял, что хочет связать жизнь с морем.


Федор поступил в Одесскую мореходку и получил специальность судового механика. Дальше была учеба в полярном училище в Ленинграде на штурмана-навигатора, служба на Балтийском флоте. В течение 2-х лет Федор Конюхов служил во Вьетнаме матросом спецсудна, поставляющего боеприпасы вьетконговцам. За время службы побывал также в Никарагуа и Сальвадоре. После возвращения на родину Конюхов не оставляет учебы и получает специальность резчика-инкрустатора в профильном училище белорусского города Бобруйска.

Путешествия

Первая серьезная экспедиция состоялась в 1977 году, когда молодой человек совершил путешествие под парусом в Тихом океане и повторил маршрут . За первой последовали экспедиции на Камчатку, Сахалин.


Федор Конюхов поставил новую цель – покорить Северный полюс в одиночку.

Готовился к экспедиции Конюхов на Чукотке, осваивал езду в собачьих упряжках, учился строить хижины изо льда, развивал другие навыки для экстремального путешествия – на это ушло несколько лет. Первоначально Конюхов предпринял тренировочный поход к Полюсу относительной недоступности. Путешественник усложнил себе задачу тем, что отправился на лыжах во время полярной ночи.


Затем Федор побывал в Канаде, на Баффиновой земле и на самом Северном полюсе в составе советско-канадской группы во главе с Владимиром Чуковым. В 1990 году Конюхов на лыжах, с тяжелым рюкзаком и снаряжением отправился в путь, а через 72 дня достиг Северного полюса. Преодолевая по дороге полыньи и торосы, Федор едва не погиб во время столкновения льдин. Конюхов стал первопроходцем в одиночном путешествии туда. В 1995 году Федор Конюхов покорил Южный полюс, а через 59 дней над крайней южной точкой уже развевался флаг России.

В биографии путешественника были и другие маршруты. Федор стал первым россиянином, выполнившим программу «Большого шлема», то есть покорившим Северный, Южный полюс и Эверест. Раньше, в 1992 году, в одиночку поднялся на Эверест, в январе 1996 года – на гору Аконкагуа, а в 1997 году – на вулкан Килиманджаро.


Среди экспедиций, в которых участвовал Федор Конюхов – советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград 1989 года, российско-австралийское ралли на внедорожниках Находка – Москва 1991 года, караванная экспедиция по маршруту Великого Шелкового пути в 2002 и 2009 годах. Федор Конюхов совершает и сухопутные экспедиции, повторяя путь знаменитых исследователей тайги.

За свою жизнь Конюхов совершил в общей сложности 40 морских экспедиций. Не все гладко складывалось во время таких путешествий. Помимо неприятностей, создаваемых природной стихией, Федор Конюхов получал неприятные сюрпризы от людей. Во время одного плавания Конюхов подхватил тропическую инфекцию и вынужден был остановиться на Филиппинах. Местные пираты воспользовались вынужденной стоянкой яхты Конюхова и угнали ее. После выздоровления, чтобы найти в морских широтах собственное судно, Федор завладел разбойничьей яхтой и догнал свою.

В июле 2016 года Федор Конюхов установил новый рекорд, на воздушном шаре за 11 дней. Российский путешественник опередил предыдущего рекордсмена Стива Фоссета на 2 дня.

Во время путешествий Федор Конюхов занимается исследовательской работой и творчеством: пишет картины и книги. В общей сложности путешественник создал почти 3 тысячи полотен, издал двадцать книг. В собственных произведениях «Мои путешествия», «Под алыми парусами», «Наедине с океаном», «Как я стал путешественником» Федор Конюхов делится жизненным опытом, событиями из путешествий. Есть у автора и исторические труды: «Крымская война. Оборона Севастополя», «Александр Васильевич Суворов», «Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал». В книгах «Мой путь к истине», «Сила Веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном», «Океан – моя обитель» Конюхов освещает вопросы веры. Читателей путешественник знакомит со своими трудами со страниц официального сайта , где также размещает фото собственных полотен.


Федор Конюхов – действующий член Союза журналистов, Союза художников и скульпторов, Союза писателей России. Своими рисунками Конюхов украсил издание книги «Дао Дэ Цзын», которую считает для себя второй после «Библии».

Помимо основного дела жизни, важной страницей биографии для Федора стало служение в Православной церкви. Сан иподиакона Конюхов принял в 2010 году на праздник , покровителя путешествующих и мореплавателей. Окончив в Северной столице духовную семинарию, Конюхов отправился служить в Запорожье, не оставляя при этом морских, сухопутных и воздушных путешествий.

Личная жизнь

Федор Конюхов был дважды женат. Первая супруга Любовь подарила Федору двух детей – сына Оскара (1975 г.р.) и дочь Татьяну (1978 г.р.). Позднее женщина переехала в США, где поселилась вместе с дочерью. Старший сын Конюхова возглавляет Всероссийскую федерацию парусного спорта.


Вторая супруга знаменитого путешественника – профессор, доктор юридических наук, эксперт по международному праву Ирина Анатольевна. Познакомились будущие супруги в 1995 году. Ирина к тому времени тоже была в разводе, воспитывала двоих сыновей. Федор честно предупредил девушку о своем увлечении, но это не испугало Ирину. Ради любимого Ирина Анатольевна отказалась от работы в ООН и Европарламенте.

Нередко жена сама отправлялась вместе с супругом в путешествия. В 2004 году, пересекая Атлантику, судно, где находился Федор и Ирина, попало в сильный шторм. После возвращения домой Конюховы возвели около московской творческой мастерской Федора часовню Николая Чудотворца. Долгое время у пары не было общего ребенка, но в 2005 году родился долгожданный сын Николай.


Сейчас Федор Конюхов – счастливый дедушка, у которого четверо внуков – Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и две внучки – Полина и Кейт, но это не мешает ему заниматься любимым делом.

Путешественник, художник, писатель, велосипедист, альпинист, мореплаватель – это все о Конюхове. С 1998 года мореплаватель делится опытом с молодыми последователями и заведует лабораторией дистанционного обучения. В лаборатории обучает юных путешественников технике выживания в сложных условиях.

Федор Конюхов сейчас

Федор Конюхов продолжает бить рекорды. Последним увлечением для путешественника стало воздухоплавание на аэростате. В 2017 году Федор , пробыв в воздухе 55 часов 10 минут непрерывного времени. Предыдущий рекорд 50 часов 38 минут принадлежал японским пилотам Мичио Канда и Хиразуки Такезава, которые установили его в 1997 году.

На этом неутомимый путешественник останавливаться не будет. Для летних сплавов по рекам Конюхов уже выбрал место на курорте Шерегеше в Кемеровской области, где успел побывать в январе 2018 года вместе с семьей.

Награды

  • 1996 – Почетный житель города Находки
  • 1988 – Орден Дружбы народов
  • 2014 – Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая Русского географического общества
  • 2015 – премия Дружбы народов «Белые журавли России» и одноименный орден
  • 2017 – Орден Почета

Рекорды

  • Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северного и Южного географических, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – Джомолунгму, полюса яхтсменов – Мыс Горн
  • Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма).
  • Пересек в одиночку Атлантический океан на гребной лодке с мировым рекордом в 46 суток 4 часа.
  • Пересек в одиночку Тихий океан на гребной лодке с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.

протоиерей Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина. Отец — Конюхов Филипп Михайлович, потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать — Стратова Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности судоводитель. Выпускник Бобруйского художественного училища (Беларусь). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности — судовой механик.

С 1974 по 1995 проживал в городе Находка, Приморского края. Почетный житель города Находка (Приморский край). С 1995 по настоящий день проживает в Москве.

В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского Союза Художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура». Награжден Золотой Медалью Российской Академии Художеств, Академик Российской Академии Художеств . Автор более 3 000 картин. Участник российских и международных выставок.

Пилот свободного аэростата. Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз». Заслуженный Мастер Спорта.

Награжден орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР – Северный полюс – Канада» (1988 год ).

Награжден Премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Занесен в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Действительный член Русского Географического Общества.

Награжден орденом Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов).

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента.

C 1998 года и по настоящий день заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной Академии , г. Москва.

23 мая 2010 года , в день Святой Троицы, в Свято-Покровском кафедральном соборе Запорожья рукоположен в дьяконы епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленниковым). Проставление в иподиакона, совершенное днем ранее Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

19 декабря 2010 года , в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленников).

2014г. (июнь) — Награжден «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой – знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».

2017г. Награжден международной премией Фонда Андрея Первозванного «Вера и верность» .

2017г. Награжден орденом Почета за заслуги в области изучения возможностей человека в экстремальных условиях, самоотверженность и целеустремленность, проявленные при достижении новых мировых рекордов в одиночных путешествиях.

ЭКСПЕДИЦИИ

1977 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.

1978 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Витуса Беринга; Археологическая экспедиция.

1979 Второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток — Сахалин — Камчатка — Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский; Автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде установленных на Командорских островах.

1980 Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1981 Пересечение Чукотки на собачьей упряжке.

1983 Лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.

1984 Сплав на плоту по реке Лена; Участие в международной регате на Кубок Балтики-84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1985 Экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К. Арсеньева и Дерсу Узала.

1986 Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская Правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986г.

1987 Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс).

1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988 - группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988 и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988.

1989 (весна) Участник первой российской, автономной экспедиции «Арктика», под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989.

1989 (лето-осень) Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва — Ленинград; Руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989.

1990 (весна) Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути — 72 дня.

1990 (осень) — 1991 (весна) Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня; старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г.

1991 (лето-осень) Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия); старт 05 августа 1991г. финиш 15 сентября 1991г.

26 февраля 1992 Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира».

14 мая 1992 Восхождение на Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира».

1993 — 1994

1995 — 1996

19 января 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира».

09 марта 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира».

18 февраля 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира».

17 апреля 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира».

26 мая 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира».

1997 Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.

1998 — 1999 Участие в американской одиночной кругосветной гонке «Around Alone 1998/99» на яхте Open 60 «Современный Гуманитарный Университет» (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.

2000 (март) Участник самой протяженной в мире гонки на собачьих упряжках Iditarod, через Аляску по маршруту Анкоридж — Ном, 1800 км. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern».

2000 – 2001 Первое, в истории России, участие во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте Open60 «Современный Гуманитарный Университет.

2002 (весна) Организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов; старт 04 апреля 2002 - финиш в Элисте 12 июня 2002.

2002 Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос 3.000 миль; cтарт 16 октября 2002 - финиш 01 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк.

2003 (март) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем, на 100 футовом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 9 суток.

2003 (апрель) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем 100 футовом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Протяженность маршрута 5.100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте -16 суток.

2013 (апрель-май) Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013.

Награды и достижения

01 / 17

Награжден орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР – Северный полюс – Канада» 1988

Награжден Премией UNEP "GLOBAL 500" за вклад в защиту окружающей среды. Занесен в энциклопедию "Хроника человечества"

Награжден орденом Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов)

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента ссылка

Мировой рекорд Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке "УРАЛАЗ". Установлен мировой рекорд - 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход) 2002

Награжден «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой – знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью» 2014

Награжден Золотой медалью РГО имени Миклухо-Маклая за одиночный переход через Тихий океан на весельной лодке. 160 дней от Чили до Австралии ссылка 2014

Мировой рекорд Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объемом 3950 кубических метров - 19 часов 10 минут 2015

Global Ambassadors for Australia Zoo Wildlife Warriors 2015

Мировой рекорд Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3 - 32 часа 20 минут 2016

Абсолютный мировой рекорд Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре "МОРТОН". Самый быстрый кругосветный полет для аэростатов любого типа: 11 дней 4 часа и 20 минут. Пройдено расстояние 35 168 км ссылка 2016

Абсолютный мировой рекорд Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате "Бинбанк Премиум" - 55 часов 10 минут 2017

Награжден орденом Почета за заслуги в области изучения возможностей человека в экстремальных условиях, самоотверженность и целеустремленность, проявленные при достижении новых мировых рекордов в одиночных путешествиях 2017

Путешествия Фёдора Конюхова

Карта Список

1977-1985

1986-1994

1995-2003

2004-2012

2013-2018

Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. - достиг Южного полюса 5 января 1996г.

1995 год

Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток)

1980 год

Восхождение на высочайшую гору Алтая — Белуха (4 506 метров) с младшим сыном Николаем Конюховым (13 лет)

2018 год

Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум». Объем оболочки 10 000 кубических метров (АХ — 12). Продолжительность полета 55 часов и 9 минут

2017 год

Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк». Объем оболочки 4 000 кубических метров (АХ-9). Продолжительность полета 32 часа 12 минут

2016 год

Попытка пересечь ледник Гренландии на буере (тримаран на лыжах и под парусом). Проект не осуществил

2006 год

Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира». 19 января 1996г.

1996 год

Гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж – Ном. Протяженность маршрута 1 600 километров. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern»

2000 год

Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов)

1997 год

Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 мая 1997г.

1997 год

Участник первой российской автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989г.

1989 год

Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум»

2017 год

Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН». Старт 12 июля 2016 в Австралии (аэродром Нортхэм). Установил два мировых рекорда FAI: 268 часов и 33 521 километр. Удостоен звания FAI Пилот года 2016. Награжден дипломом FAI Montgolfier и медалью de La Vaulx

2016 год

Совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье 2016»

2016 год

Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3.

2016 год

Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9

2015 год

Тихоокеанский переход на весельной лодке по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба)

2013 год

Совместно с Виктором Симоновым пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). 46 суток в пути

2013 год

Восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин»

2012 год

Экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии»

2011 год

II этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути 2009» через Монголию

2009 год

Одиночное плавание вокруг Антарктиды «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (Западная Австралия). 102 дня

2007 год

Пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль Полярного круга. 16 дней

2007 год

Организация испытаний экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии

2006 год

Переход с российским экипажем на яхте «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия

2005 год

Одиночное кругосветное плавание на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия)

2004 год

Одиночный трансатлантический переход с востока на запад на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) — Барбадос (Порт Сент Чарльз)

2004 год

Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Шкипер Tony Bullimore

2003 год

Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. . Шкипер Tony Bullimore

2003 год

Пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Новый мировой рекорд — 46 суток. Старт 16 октября 2002г. - финиш 01 декабря 2002г. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк

2002 год

Экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Маршрут: Калмыкия, Астрахань, Дагестан, Ставропольский край, Волгоградская область, Калмыкия. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов. Старт 04 апреля 2002г. - финиш в Элисте 12 июня 2002г.

2002 год

Одиночная кругосветная гонка нон-стоп «Vendee Globe». Старт во Франции. По техническим причинам вынужден был совершить заход в Сидней (Автсралия) и выбыл из гонки

2000 год

Одиночная кругосветная гонка «Around Alone» по маршруту: США — ЮАР — мыс Горн — Новая Зеландия — Уругвай — США. Третье одиночное кругосветное плавание

1998 год

Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира». 17 апреля 1997г.

1997 год

Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира». 18 февраля 1997г.

1997 год

Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира». 09 марта 1996г.

1996 год

Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА».

1993 год

Восхождение на Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира». 14 мая 1992г.

1992 год

Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 февраля 1992г.

1992 год

Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия). Старт 05 августа 1991г. — финиш 15 сентября 1991г.

1991 год

Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня. Старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г.

1991 год

Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990г. Время в пути — 72 дня

1990 год

Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва – Ленинград. Руководитель пробега с российской стороны. Старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989г.

1989 год

Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс – Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988г. Группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988г. и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988г.

1988 год

1986 Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская Правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986г. 1987 Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс) 1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс – Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988г. Группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988г. и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988г. 1989 Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва – Ленинград. Руководитель пробега с российской стороны. Старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989г. 1989 Участник первой российской автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989г. 1990 Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990г. Время в пути — 72 дня 1991 Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня. Старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г. 1991 Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия). Старт 05 августа 1991г. — финиш 15 сентября 1991г. 1992 Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 февраля 1992г. 1992 Восхождение на Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира». 14 мая 1992г. 1993 Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА».

1995 Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. - достиг Южного полюса 5 января 1996г. 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира». 09 марта 1996г. 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира». 19 января 1996г. 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира». 18 февраля 1997г. 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира». 17 апреля 1997г. 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 мая 1997г. 1997 Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов) 1998 Одиночная кругосветная гонка «Around Alone» по маршруту: США — ЮАР — мыс Горн — Новая Зеландия — Уругвай — США. Третье одиночное кругосветное плавание 2000 Одиночная кругосветная гонка нон-стоп «Vendee Globe». Старт во Франции. По техническим причинам вынужден был совершить заход в Сидней (Автсралия) и выбыл из гонки 2000 Гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж – Ном. Протяженность маршрута 1 600 километров. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern» 2002 Экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Маршрут: Калмыкия, Астрахань, Дагестан, Ставропольский край, Волгоградская область, Калмыкия. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов. Старт 04 апреля 2002г. - финиш в Элисте 12 июня 2002г. 2002 Пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Новый мировой рекорд — 46 суток. Старт 16 октября 2002г. - финиш 01 декабря 2002г. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк 2003 Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. . Шкипер Tony Bullimore 2003 Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Шкипер Tony Bullimore

2004 Одиночный трансатлантический переход с востока на запад на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) — Барбадос (Порт Сент Чарльз) 2004 Одиночное кругосветное плавание на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия) 2005 Переход с российским экипажем на яхте «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия 2006 Попытка пересечь ледник Гренландии на буере (тримаран на лыжах и под парусом). Проект не осуществил 2006 Организация испытаний экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии 2007 Пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль Полярного круга. 16 дней 2007 Одиночное плавание вокруг Антарктиды «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (Западная Австралия). 102 дня 2009 II этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути 2009» через Монголию 2011 Экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии» 2012 Восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин»

2013 Тихоокеанский переход на весельной лодке по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба) 2013 Совместно с Виктором Симоновым пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). 46 суток в пути 2014 Фёдор Конюхов на вёслах через Тихий океан — Проект завершен 2015 Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 2016 Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3. 2016 Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН». Старт 12 июля 2016 в Австралии (аэродром Нортхэм). Установил два мировых рекорда FAI: 268 часов и 33 521 километр. Удостоен звания FAI Пилот года 2016. Награжден дипломом FAI Montgolfier и медалью de La Vaulx 2016 Совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье 2016» 2016 Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк». Объем оболочки 4 000 кубических метров (АХ-9). Продолжительность полета 32 часа 12 минут 2017 Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» 2017 Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум». Объем оболочки 10 000 кубических метров (АХ — 12). Продолжительность полета 55 часов и 9 минут 2018 Восхождение на высочайшую гору Алтая — Белуха (4 506 метров) с младшим сыном Николаем Конюховым (13 лет) 2018 Кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии

Федор Конюхов известен как путешественник и почти не известен как строитель часовен. А ведь после каждого из шести своих кругосветных путешествий он строил по часовне, причем в самых разных местах — от азовского побережья до Дальнего Востока. Одну из них возвел в маленьком дворике своей московской мастерской. Впереди у Федора Филипповича новые путешествия и новые строительные планы: возведение храма-маяка и храма-корабля. Обращение к морской тематике в храмостроительстве Конюхов объясняет своим «профессиональным интересом».

Федор Конюхов: Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова — великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример — правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…

Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала — подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу — еще один морской и в то же время древний христианский символ.

— В Ваших планах и еще одна церковь памяти Федора Ушакова, на этот раз в форме маяка…

— Здесь тоже нет ничего странного: например, в Крыму есть храм в форме маяка, построенный еще в XIX веке. Но там он, правда, имел прикладное значение, а наш проект как маяк использоваться не будет, хотя возвести его мы планируем на украинском берегу Азовского моря. Просто сама форма, символика этого строения кажется мне очень важной.

Я это понял, когда впервые увидел маяк далеко от моря… в Сахаре. Знаете, там еще со времен, когда через пустыню летал Экзюпери, стоит маяк, указывающий направления летчикам. Его расположение посреди пустыни вне привычного морского пейзажа столь неожиданно, что поневоле присматриваешься к сооружению, задумываешься над глубиной его символики.

Ведь любой храм в нашей жизни — это тоже своеобразный маяк…

Не только камень

— Вы не только строите храмы и часовни, но и людям уделяете серьезное внимание. Расскажите, пожалуйста, о Ваших школах путешественников. Что это такое, какова их цель?

— Сначала скажу о причине, по которой я занялся этим проектом. Мне всегда казалась важной мысль о связи духовного и физического развития, особенно часто я думал об это в Юго-Восточной Азии, где такой порядок считают естественным. Но ведь и с православной точки зрения должно быть так же! Если не тренировать дух — все бесполезно, если ты только тело свое хочешь взгромоздить на Эверест — в этом нет никакого смысла. Любое физическое усилие должно служить развитию души. Путешествуя, я всегда радовался возможности увидеть красоту сотворенного Богом мира, побыть наедине с собой, почувствовать присутствие Божие рядом. Только так достигается гармония, и именно этому я хотел научить других.

Попытки воплотить эту теорию в жизнь я начал делать еще в конце 1980-х. Тогда я был тренером по яхтенному спорту, работал с детскими спортивными школами, и мне не нравилось, что в них все сводится к физическим тренировкам, что спорт ставится превыше всего. Поэтому я сразу решил придумать новое название нашему начинанию, чтобы показать, что у нас не просто ДЮСШ. Так появилась «Школа путешественников».

Всем пришедшим к нам мы сразу говорим о своей направленности и особом уставе нашей школы. Дети не только занимаются, ходят в походы, но и участвуют в молебнах. В библиотеке наряду с книгами об Амундсене, Скотте, Нансене, Седове, Папанине обязательно есть книги духовные: Библия, рассказы о святых и апостолах.

Сейчас у нас три таких школы: две в центральной части страны, в Сергиевом Посаде и на Вологодчине, и одна на Дальнем Востоке — там, где я жил раньше. К сожалению, последняя с тех пор, как я уехал оттуда, все больше дрейфует в сторону обычной спортивной школы… Я приложу все усилия, чтобы в двух остальных школах сохранился баланс между физическим и духовным воспитанием.

— А каковы критерии отбора? Что за дети приходят к вам в школу?

— Мы проводим жесткий отбор. У нас бывают длительные походы, а значит, ребята должны учиться так хорошо, чтобы не отставать после недельного пропуска уроков. Мне иногда говорят чиновники и коллеги: займись трудными подростками, возьми наркоманов. Но я не хочу, ведь это совсем другое дело!

Когда ты берешь наркоманов, то все лучшие ребята уходят — их и родители забирают, и многие дети сами не хотят оставаться. Я сам, честно скажу, забрал бы оттуда своего сына. А главное, потом все равно окажется — наркоман что-то где-то спрятал, потом сорвался, куда-то пропал… Работа с ними — дело особое, и оно не имеет ничего общего с нашим начинанием.

Я не говорю, что с трудными подростками не нужно заниматься, но почему мы обращаем все внимание только на них? А как же духовно и физически здоровые ребята? Как же дети-романтики, мечтающие о далеких путешествиях? Если мы не вырастим их, то на кого равняться всем остальным?

Необходим определенный идеал, эталон, и мне бы хотелось, чтобы ребята из наших школ стали таким идеалом.

Подобно любви

— Вы уже не раз говорили о том, что уходите в свои путешествия в том числе и для того, чтобы ближе почувствовать Бога, что путешествие для Вас — неотъемлемая часть духовной жизни. Но ведь отнюдь не для всех это так…

— Да, не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта — грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия — это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, — бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».

— Что же Вы предлагаете?

— Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.

С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта — хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.

— Расскажите, как сами Вы пришли к вере?

— Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже — он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу — там иконы появились.

— Вам, наверное, часто задают вопрос: а где Вы, путешественник, чувствуете себя дома? Есть ли вообще у вас дом?

— На свете есть место, где я владею землей и чувствую себя дома. У меня есть четыре сотки в Сергиевом Посаде, рядом с Лаврой. И мне кажется, что лучше места придумать нельзя.

Помню, в 1990 году я был в Австралии. Советский Союз тогда уже трещал по швам, все с ужасом смотрели в будущее. Среди русских австралийцев, с которыми я тогда общался, был священник отец Алексий. Он сказал мне такие слова: пока мощи преподобного Сергия остаются в России, она не распадется.

Когда разделилось общее государство, моя малая родина оказалась на территории Украины, а места, где я прожил значительную часть детства, — в России, на Дальнем Востоке. Но я все равно чувствую, что духовно мы остаемся едиными, продолжаем жить одной жизнью, но центр ее не в Москве и не в Киеве. Центр — у мощей преподобного Сергия, который уже много веков объединяет нас сильнее, чем что-либо иное.

Федор Филиппович Конюхов

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Первую экспедицию осуществил в 15 лет: пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. К 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений. Первый человек в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты: северный географический (три раза), южный географический, полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан. Совершил шесть кругосветных плаваний, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный мастер спорта. Занесен в энциклопедию «Хроника человечества». Действительный член Российского географического общества.

Член Союза художников. Лауреат золотой медали Российской академии художеств, почетный академик Российской академии художеств, автор более 3 тысяч картин. Участник российских и международных выставок. Член Союза писателей РФ, автор девяти книг.

Награжден орденом Дружбы народов, премией UNEP “GLOBAL 500” за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру». Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия). Награжден орденом Украинской Православной Церкви великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Женат. Жена Ирина. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внучка Кейт, внук Итэн, внук Аркадий, внук Блэйк, внучка Екатерина.

mob_info