Бог денег по экономике. Деньги — мировой бог

Здравствуйте дорогие читатели! Рассмотрим ещё один вопрос, который мне задали уже несколько десятков человек: Богу деньги нужны или нет? И, соответственно, нужны ли деньги духовному человеку?

Хороший и очень важный вопрос! Многие духовные течения, религии и их представители неадекватно понимают и соединяют эти явления – и , считая их не сочетаемыми.И доносят их до своей паствы весьма догматично и категорично, так, что в сознании человека рождается масса противоречий, которые явно не ведут к гармонии духовного и материально, а напротив приводят к множеству жизненных проблем.

Эзотерический подход, взгляд с энергетической точки зрения, на порядок более полный, эффективный и лишённый многих глупых противоречий. Рассмотрим всё по порядку.

Нужны ли Богу деньги?

Иллюзии и заблуждения о Деньгах. Все заблуждения этой сферы, конечно, в одной статье даже не перечислить. Нас интересуют основные из них.

Религия и различные духовные течения за всю историю человечества породили много нелепицы и заблуждений в отношении Денег. Например:

  1. “Деньги – от Дьявола”, “деньги – это Зло”. Такое убеждение только Злу и выгодно, и совсем не выгодно и людям.
  2. “Деньги Богу не нужны, истинно духовным людям также”. Как следствие, Светлые Силы во многом потеряли влияние на материальную сферу на Земле, потому что светлые люди из-за таких вот убеждений начали презирать деньги и отказываясь от них. Львиная доля денег мира, на данный момент, во власти не светлых Сил и не светлых людей.
  3. “Духовный, по-настоящему хороший человек – богатым быть не может и не должен”. А если он богат, значит что-то не так, значит – ворует, обманывает, связался с , продал Душу и т.п.
  4. “От Деньги – все проблемы”, “деньги только искушают человека и развращают Душу, поэтому, чем их меньше, тем лучше”. Тоже не правда, проблемы от жадности, алчности, от порочности и слабости человека, а не от самих денег.

Такие вот представления, убеждения о Деньгах порождают негативное к ним отношение, совершенно не правильное отношение, что делает человека невероятно слабым и уязвимым, как по отношению к самим Деньгам, так и к Силам Зла (к соответствующим порокам, слабостям, т.д.).

Справедливо высказывание “Хочешь узнать правду, понять суть происходящего? Спроси, кому это происходящее выгодно”.

  • Кому выгодно, чтобы люди добрые, духовные и порядочные ненавидели деньги, негативно к ним относились, презирали и отказывались от них?
  • Кому выгодно, чтобы все вокруг были уверены, что богатый не может быть достойным и духовным, что проще верблюду пройти в игольное ушко, чем богачу в царство Божье?
  • Кому выгодно, чтобы большинство людей верили, что Богу и Силам Света деньги не нужны?

Безусловно, это не может быть выгодно самим Светлым Силам и Создателю, зачем лишаться возможностей, ресурсов и созидательной силы на Земле? Выгодно такое положение вещей как раз Тёмным Силам, которые и захватили основную власть над ресурсами общества в свои руки, формируя в светлых людям убеждения, в том числе через религии, что деньги это зло, что деньги от Дьявола и ведут они только к потере Души и к падению в ады.

И как только такие убеждения в обществе становятся нормой, светлые силы и люди Земли начинают отказываться от Денег, а Тёмные Силы и люди получают львиную долю власти над всеми материальными ресурсами, а с помощью них и власть над процессами общества, и над сознанием многих людей, которые без денег в нём жить не могут. И духовные люди, отказавшись от управления деньгами, вынуждены идти к владельцам ресурсов в чернорабочие, тратя свою жизнь не на своё высокое предназначение, а на то, чтобы как-то выживать, пытаясь прокормить себя и близких.

Суть заблуждений о Деньгах

Ошибка логики здесь в следующем: не из-за Денег человек теряет Душу и человеческое лицо, а из-за своей алчности, эгоизма, слабости духа, малодушия, из-за того, что у человека не достроены светлый стержень, внутренняя сила, соответствующие качества, позволяющие ему легко и спокойно управлять любыми деньгами и оставаться достойным, мудро распоряжаться данной властью во благо всего общества.

Не из-за самих Денег, а из-за своих слабостей, из-за порочности человек, как говорят “портится”! А когда у человека честности перед самим собой не хватает, он будет обвинять в своих бедах кого угодно, в том числе и сами деньги, проклиная и ненавидя их. Только вот проблемы это не решает. И сколько бы человек не презирал и не проклинал деньги, если он не развернётся лицом к себе самому, если не сформирует сильные качества и духовную силу, он всегда будет рабом денег, а не их хозяином.

А сами Деньги в виде энергии это, конечно же, не зло, а огромная сила данная Богом для развития общества и созидания в материальном мире!

Так нужны ли Б огу Деньги?

Ответ: Да, безусловно нужны, иначе бы Бог их не создавал, и не допускал бы их развития в обществе.

Посмотрите на современный мир, на его экономическую (кровеносную) систему – это финансовые потоки, один из видов энергии общества. С помощью энергии денег общество строится, развивается, а люди получают множество возможностей в своей жизни. Возможности для обучения и развития, для достижения своих целей, для отдыха, перемещения по всей Земле и мн. др. Строительство и развитие общества идёт в том числе благодаря энергии денег.

И вот мы плавно подошли к важному вопросу – для чего Богу нужны Деньги?

Для того, чтобы эффективно развивать общество и материальный мир, в котором живут и развиваются несколько миллиардов человек! Чтобы мир вокруг нас становился всё прекраснее и совершеннее. И Деньги – это та энергия, сила Бога данная человечеству, благодаря которой многое в нашем мире возможно.

  • Более подробно о том, что такое Деньги и какова их духовная суть – .

Поэтому Богу и Светлым Силам нужны сильные духом, светлые и благородные люди, которые правильно относятся к деньгам, принимают их и умело управляют ими, направляя миллиардные финансовые потоки на приумножение в окружающем мире.

А сейчас, по факту, получается наоборот: не все, но очень многие духовные люди осознанно отказались от денег, от ответственности – управлять и мудро распоряжаться денежной энергией Бога на Земле. Люди, которые могут и должны обуздать силу денег и поставить её на службу Светлым Силам – продолжают негативно относиться к деньгам, и просто футболят финансовые потоки, которые Бог старается завести через них на общество, отмахиваясь от них.

И раз эта ответственность за управление Деньгами светлым людям не нужна, её закономерно прибрали к рукам соответствующие тёмные представители. У них в руках эта инициатива и по сей день – это правящие кланы, семейства владеющие мировыми банками, трансконтинентальными корпорациями, продвигающими генномодифицированные продукты, и другую калечащую людей продукцию. Они распоряжаются этими невероятными ресурсами исключительно в личных интересах, а не в интересах всего общества и Сил Света.

Что необходимо Духовным Людям?

Первое, что нужно сделать – это выбросить из своей головы и сознания в целом все убеждения, что Богу деньги не нужны! Ещё как нужны!

Нужно очистить своё сознание от ошибочных представлений, что духовный, достойный человек не должен быть успешным и богатым. Ещё как должен, в том числе, чтобы его близкие не бедовали и не побирались! В том числе, чтобы не позорить своей нищетой, беспомощностью и слабостью своего Создателя. Материальное богатство и успех, должны быть отражением и продолжением духовного богатства Души человека.

Задайте себе вопрос – кто самый богатый и духовно и материально в этом мире? Ответ будет очевиден: конечно же Бог! Ну так соответствуйте своему Создателю во всём!)))

Запомни следующее!

Если ты называешь себя духовным и достойным человеком, тебе должно быть стыдно нищенствовать, перебиваться, жить в нужде, раболепствовать перед Деньгами, и прослыть слабаком в этом плане!

Если ты действительно духовный человек и твоя Душа знает Бога – научись быть опорой Ему и в материальном мире тоже! Стань сильным и управляй огромными Деньгами по Воле Сил Света, как светлый Правитель, светлый Бизнесмен или Политик, и ты сможешь создать на порядки большие Блага, чем тысячи других якобы духовных, но бедных и слабых в этом плане людей.

Успехов!

Если вы примите решение поработать по вопросам Денег с или – ! Я смогу дать вам соответствующие контакты и совет.

Это основы финансовой грамотности, знание которых кардинально изменят ваше отношение и к доходам, и к сбережениям. Как не «выживать», а хорошо и достойно жить даже на небольшую сумму; как распределять доходы и расходы; во что вкладывать «свободные» деньги и как не попасть в долги. Этот разговор не с банкиром или экономистом, а с богословом! Андрей Долганов делится своим личным – библейским – форматом финансового преуспевания.

Я однажды попал в очень сложную финансовую ситуацию. Мы с женой решили взять ребенка из дома инвалидов, но нужна была жилая площадь. Договорившись с родственниками, я взял долларовую ипотеку и купил квартиру. Но когда ребёнок был уже у нас, родственники сказали, что не дадут ни копейки.

Несколько месяцев сумма платежей в два раза превышала сумму моей зарплаты. Это была очень сложная ситуация, но, зная что Бог особенно заботится о сиротах и вдовах, я молился. И вёл диалог с банком!

Мне пошли навстречу, банк сделал хорошую реструктуризацию кредита - так, что можно было и жить нормально, и выплачивать ипотеку.

Обычно люди вкладывают заработанное в сферу своих желаний и развлечений, но потом приходят счета - обязательные платежи - например, коммунальные услуги, долг по кредитной карте, и на их оплату ничего не остается. И люди вынуждены брать новые кредиты, чтобы вернуть долги или снова одалживать.

Чтобы правильно распределить доход, нужна система. Мы как семья распределяем наши финансовые расходы, пользуясь разными конвертами.

В первом - обязательные платежи : оплата коммунальных услуг, транспортные расходы, еда.

Второй - развлечения и желания . Сюда собираем на новый телефон, планшет и т.д.

Многие финансовые эксперты говорят, что самая выгодная сфера, куда нужно инвестировать - это здоровье и образование. Поэтому, третий - здоровье, образование.

Еще один — благотворительность, о которой тоже забывают, хоть я бы поставил это на первое место.

В Библии есть обетования: «тот, кто благотворит бедных - даёт взаймы Богу, и Бог воздаст ему за благодеяние» и «радость человеку благотворительность его». Я предлагаю жертвовать хотя бы небольшую сумму, но пережить эту радость.

Второе место распределения финансов - выплата долгов . Чем меньше долгов, тем больше денег на необходимые расходы. И только на последнем месте я оставляю свои развлечения и желания .

Дополнительный заработок - это очень хорошо! Я раньше очень любил фотографировать, и когда у меня возникли финансовые проблемы, я помолился: «Господь, я готов это хобби направить в русло финансового обеспечения семьи» . И я был свадебным фотографом! Много раз, когда не хватало финансов, меня приглашали работать.

И ещё хорошо, если свободные деньги, которые появляются, мы готовы направить на развитие: лучшее образование и медицинское обеспечение, повышение профессиональной квалификации или инвестировать в те сферы, которые потом окупятся. Очень важно проявить правильную последовательность в расходах.

В Библии написаны слова Иисуса Христа о том, что необходимо быть верным в том богатстве, которое нам дано. В Книге Притчей: «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнуть от беспорядка» . Здесь о том, что Бог Свою часть дал - необходимый урожай, но люди из-за беспорядка терпят поражение.

Библия содержит порядка 2350 мест, в которых говорится о финансах или материальном имуществе.

Библия учит об отношении к работе и приоритетах в распределении финансов, что очень важно уделять внимание благотворительности и помощи нуждающимся.

На мой взгляд, основные библейские финансовые принципы:

  • Быть довольным и благодарить Бога даже за ту маленькую зарплату, которую мы получаем.
  • Быть верным в том, что мы получили и распределять это по Божьим принципам.
  • Молиться Богу , если есть определенная нужда, потому что Бог ответит.

И я бы тоже сказал, что истинное счастье человека есть исполнение двух Божьих заповедей: «Возлюби Бога всем сердцем своим», «Возлюби ближнего, как самого себя» . Финансы являются одним из инструментов для исполнения этих двух заповедей. Иисус говорил, что тот, кто благотворит нищему, помогает Ему, потому что этот человек был сотворен по образу и подобию Божьему.

После войны Северной и Южной Кореи (1950-53 гг.), первые христианские миссионеры приехали в Южную Корею. Они увидели там нищету, и Бог им показал, что нужно учить людей, как правильно участвовать в благотворительности. И когда они начали говорить, что очень важно служить Богу и людям тем, что есть, Бог благословил эту страну.

Мой личный формат счастья - это то, что я имею отношения с Богом. Я научен Богом, как правильно относиться к финансам. И я использую финансы для служения - Богу, своим близким и другим людям. И я многому учусь в этой сфере.

Кто бог богатства у греков? Он у них не один. Древнегреческая мифология поражает своей многогранностью. В ней сочетаются моральность, этические принципы и культура многих европейских народов. Мифология отличается особым мышлением, изучением мира и места человека в нем. За помощью во всех начинаниях древние греки обращались к могущественным божествам, направляющим их на правильный путь и дарившим им удачу во всем. Кто боги богатства у греков? Именно о них и пойдет речь в статье.

Отношение к богатству в Древней Греции

В Древней Греции скептически относились к богатству: считалось, что заработать деньги гораздо проще, чем заслужить доброе имя и славу. В древнегреческой мифологии нередко встречаются случаи, когда бедный человек из народа брал верх над богатой аристократией, которая не имела авторитета и уважения среди греков. Прежде чем Греция стала экономически развитым государством, приоритет отдавался нематериальным сферам: медицине, философии, науке и спорту.

Позже начало активно развиваться сельское хозяйство, ремесло и торговля. Именно тогда на первый план пантеона вышли древнегреческие боги богатства, плодородия и торговли: Деметра, Меркурий, Гермес и Плутос.

Сначала древние греки выращивали зерновые культуры, но с развитием торговли это стало неприбыльным занятием, и предприимчивый народ начал торговать культурами, которыми богата Греция, - оливковым маслом и виноградом. Вместе с развитием торговли стали появляться денег.

Параллельно развивался рабовладельческий строй: рабы были предметом торговли, их труд применялся в ремесле.

Бог богатства у греков - Плутос. С его появлением становится популярным такое понятие, как "деньги". К ним относились уважительно и старались сохранить каждую монету. Каждый полис вытачивал свои собственные деньги, и торговля растянулась далеко за пределы Греции. Передвижными посредниками выступали странствующие колонии, следы которых были найдены в Черном море, недалеко от нынешнего Севастополя, Керчи и Феодосии.

С развитием экономики появились перекупщики, меняющие деньги среди полисов. Они делали ставки под проценты, давали взаймы и принимали вклады. У банкиров собирались огромные суммы, и они имели возможность зарабатывать на перекупках.

Как было сказано ранее, первой богиней, имеющей отношение к обогащению, была Деметра.

Деметра

Деметра - одна из наиболее влиятельных и уважаемых богинь Греции. Это богиня богатства и плодородия. В ее честь повсюду в Греции проходили празднования и почести, особенно в месяцы посевов и сбора урожая. Считается, что без содействия и воли Деметры не будет урожая: земледельцы обращались к ней за помощью и благословением на посевы, а женщины просили плодородия и возможности выносить ребенка. Интересной особенностью является то, что Гомер уделял очень мало внимания этой богине: она практически всегда оставалась в тени даже менее могущественных богов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ранние годы в Греции преобладали другие способы обогащения, а земледелие перешло на первый план гораздо позже, вытеснив разведение скота. Расположение богини сулило земледельцу сопутствующие погодные условия и богатый урожай.

Согласно легендам, Деметра была первой, кто вспахал землю и посеял в ней зерна. Греки, ставшие свидетелями этого, были уверены, что зерна испортятся в земле, но спустя некоторое время взошел урожай. Деметра научила людей ухаживать за посевами и взращивать зерно, а позже подарила им другие культуры.

Деметра - дочь Кроноса и Реи, единственная девочка в семье. Ее братья - могущественные Аид, Посейдон и Зевс. С братьями у Деметры были странные отношения: она недолюбливала Посейдона, а Аида вовсе ненавидела. С Зевсом у Деметры был брак, подаривший дочь Персефону.

Деметра и Персефона - древнегреческие боги богатства и плодородия

Персефона переняла эстафету своей матери и стала богиней плодородия и земледелия. Деметра очень любила свою единственную златовласую дочь и передавала ей свою мудрость. Та отвечала матери взаимностью.

Однажды случилось невероятное горе, подкосившее Деметру: ее дочь похитили. Сделал это бог подземного царства Аид, брат Деметры. Разрешение на это дал сам Зевс, пообещавший брату свою дочь в качестве супруги.

Ничего не подозревающая Персефона прогуливалась со своими подругами по зеленым лугам, и тут ее похитил будущий супруг. Он упрятал девушку глубоко под землей, а убитая горем мать скиталась по землям, разыскивая ее. Деметра не ела и не пила несколько месяцев, урожайные пастбища высохли, а дочь все не появлялась. Зевс рассказал о договоре Деметре, но та отказалась делить любимую дочь с братом, которого ненавидела с самого детства.

Зевс обратился к Аиду с просьбой вернуть дочь матери, но тот согласился с одним условием: две трети года Персефона будет проводить со своей матерью плодородия, а на одну треть года она будет спускаться в подземное царство, проглотив перед этим зернышко граната. Таким образом древние греки объясняли смену сезонов и посевных.

Деметра и Триптолем

Триптолем - тоже бог богатства у древних греков. Однажды богиня плодородия решила передать дар сыну царя Елевсина - Триптолему. Она научила его вспахивать землю, обрабатывать ее и дала зернышки для посевов. Триптолем трижды вспахал плодородные райские земли и закинул в них зернышки пшеницы.

Через какое-то время земля принесла богатый урожай, который благословила сама Деметра. Она дала Триптолему горсть зерна и магическую колесницу, что могла перемещаться по небу. Она попросила своего наставника ступать по всему миру, обучая людей сельскому хозяйству и раздавая плодородные зерна. Тот выполнил указания богини и выдвинулся в путь.

Везде, где побывал бог богатства (в это описывается именно так) на своей колеснице, простирались поля с богатым урожаем. До тех пор, пока он не прибыл в Скифию, к царю Линха. Царь решил забрать все зерна и славу Триптолема себе, убив его во сне. Деметра не могла допустить смерти своего помощника и прибыла ему на помощь, превратив Линха в рысь. Тот убежал в лес, а в скором времени и вовсе покинул Скифию, а бог денег и богатства у греков - Триптолем - продолжил свой путь, обучая людей сельскому хозяйству и земледелию.

Плутос

Древнегреческий бог богатства Плутос - сын Деметры и титана Иасиона. Согласно мифам влюбленные Деметра и Иасион предались искушению на острове Крит и зачали Плутоса на трижды вспаханном поле. Увидев влюбленную пару, Зевс пришел в бешенство и испепелил отца Плутоса молнией. Воспитанием мальчика занимались богини мира и случая - Эйрена и Тихе.

Считается, что Плутос, бог богатства, был слепым и одаривал людей произвольно, не обращая внимания на их внешние данные или статус в обществе. Одаренные Плутосом получали невиданные материальные блага. Ослепил бога Юпитер, который побаивался того, что Плутос будет несправедлив и необъективен при распределении богатств. Поэтому удача в материальном плане может настигнуть как плохих, так и хороших людей.

В искусстве бога богатства изображают в виде младенца с в руках. Чаще всего младенца на руках держит либо богиня фортуны, либо богиня мира.

Чаще всего имя Плутоса связано с Деметрой и Персефоной. Он сопутствует и помогает всем, к кому благосклонна богиня плодородия.

Греческий бог богатства Плутос ввел такое понятие, как "блага". Люди начали бережно относиться к материальным благам: откладывать деньги и приумножать их. Ранее греки не придавали особого значения материальным ценностям, их не беспокоило благоустройство и уровень жизни.

Комедия «Плутос»

Комедия была написана и поставлена древнегреческим комедиографом Аристофаном. В ней греческий бог богатства Плутос изображен как слепой старик, не способный правильно распределить богатства. Он одаривает нечестных и подлых людей, из-за чего сам теряет все свои богатства.

На пути Плутосу попадается житель Афин, который возвращает ему зрение. Бог богатства снова видит, и это помогает ему справедливо вознаграждать людей по их заслугам. Плутос снова становится богатым и возвращает уважение народа.

Плутос в "Божественной комедии"

Плутос, бог богатства в греческой мифологии, был изображен в поэме «Божественная комедия», что была написана в 1321 году Данте Алигьери. Он был привратником на четвертом кругу ада и имел вид звероподобного демона. Он охранял круг ада, на котором были скупцы, расточители и алчные души.

Плутократия

В честь бога богатства был назван один из политических режимов - плутократия. Термин был введен в конце 19 века и характеризует форму правления, при которой государственные решения принимаются не по воле большинства (народом), а небольшой группой олигархических кланов, находящихся в тени. Таким государством правят в первую очередь деньги, а легитимно выбранное правительство полностью подчиняется состоятельным кланам.

Плутос и Плутон: древнегреческие боги денег, богатства и изобилия

В какой-то период в древнегреческой мифологии отожествлялись два божества - Плутон (бог подземного царства) и Плутос (бог богатства и изобилия). Объясняется это тем, что Аид обладает бесчисленными богатствами, хранящимися глубоко под землей. Также существует множество мифов, объединяющих этих богов.

Согласно более древним мифам Аид - брат матери Плутоса, Деметры, поэтому приходится ему дядей. Но в более поздних мифах утверждалось, что это одно божество. Это подтверждает и созвучность их имен: Плутос и Плутон.

Рог изобилия

Это символ нескончаемых богатств, произошедший из мифов Древней Греции. Рог принадлежит козе Амалфее, которая вскормила своим молоком маленького Зевса, скрывавшегося от своего отца Кроноса на острове Крит.

Существует и другая легенда о его происхождении. Геракл свернул рог речному богу во время боя. Он проявил милосердие и вернул рог его владельцу. Тот не остался в долгу и подарил миру рог изобилия, наполненный богатствами.

В искусстве этот символ изображается перевернутым верхом вниз, через отверстие в котором извергаются разнообразные плоды: фрукты и овощи, иногда монеты. Чаще всего рог изобилия держит в руках бог богатства у греков - Плутос. На некоторых скульптурах с этим символом изображена богиня правосудия - Фемида.

В Древней Греции чеканились монеты с изображением рога изобилия с обратной стороны. Это должно было привлекать новые деньги и помогать удерживать свое имущество.

В Средние века рог изобилия был преобразован в Святой Грааль, являющийся источником вечной жизни и богатств.

Меркурий (Гермес)

Меркурий - бог богатства, торговли и покровитель воров. Он изображается в шлеме и сандалиях с крыльями, примирительным жезлом и с мешком, наполненном золотыми монетами.

Бог богатства у греков Меркурий был позаимствован римлянами у греков после их завоевания. В Древней Греции Меркурия называли Гермесом. Изначально это был бог скота и скотоводства. Во времена Гомера он стал посредником между богами. Именно тогда он получил крылья на своих сандалиях и шлеме, чтобы быстро перемещаться, выполняя различные задания. У него также имелась примирительная палка из золота, с ее помощью он разрешал конфликты и споры.

С развитием сельского хозяйства он стал покровителем хлеба и зерна, позже, когда активно развивались рыночные отношения, - богом торговли и покровителем купцов. К нему обращались за помощью в перекупках, торговых сделках и в обменах товаром.

Считается, что именно Гермес, греческий бог богатства, подарил грекам цифры и научил их считать. До этого люди расплачивались на глаз, не придавая особого значения количеству денег.

Еще позже Гермес стал покровителем воров: его изображали с кошельком в руках или со связанными руками рядом с Аполлоном - намек на воровство.

Когда римляне завоевали Грецию, они позаимствовали бога Гермеса, переименовав его в Меркурия. У них это был бог процветания, обогащения, торговли и прибыли.

В наше время изображение Меркурия можно встретить на эмблемах банков, крупных торговых фирм и аукционных бирж.

Царь Мидас и золото

В Древнегреческой мифологии Мидас был царем Фригии. С самого детства он знал, что будет богатым и влиятельным человеком: ему на это указывали все знаки судьбы. Даже маленькие муравьи приносили зернышки и складывали их ему в рот.

Однажды во владения Мидаса попал Силен - учитель Диониса. Он заблудился в лесу, когда Дионис вел свое войско через Фригию. Царь Мидас увидел это и подлил вина в ручейки, проходившие через лес. Силен напился воды, смешанной с вином, и сразу же опьянел. Неспособный выбраться из леса, он долго по нему блуждал, пока Мидас его не встретил и не отвел к Дионису.

Счастливый Дионис предложил Мидасу загадать любое желание. Тот пожелал «золотое прикосновение»: чтобы все, к чему притронется его рука, становилось золотым.

Дионис покорился желанию царя, и тот устроил пышное празднование, накрыв стол разными напитками и блюдами. Но за столом он понял, что умрет от жажды и голода, ведь еда и напитки в его руках становились золотом.

Царь кинулся к Дионису с просьбой лишить его дара, и тот приказал ему выкупаться в реке Пактол. Мидас потерял способность превращать все в золото, а река после этого стала золотой.

В наше время выражение «прикосновение Мидаса» означает способность быстро зарабатывать деньги «из воздуха» и быть успешным во всех начинаниях.

Кайрос

Кайрос - почитаемое божество у древних греков. Он был покровителем шанса - счастливого мига, который может подарить удачу и процветание, если вовремя за него ухватиться. Он всегда где-то рядом с Хроносом - покровителем последовательности времени. Но в отличие от Хроноса Кратоса очень сложно встретить и уловить: он появляется лишь на секунду и мгновенно исчезает.

Греки верили, что Кайрос может указать им на счастливый миг, в который удача им улыбнется, а боги будут благосклонны во всех начинаниях.

Бог бесшумно и быстро перемещается среди простых смертных, столкнуться с ним лицом к лицу - большая редкость и удача. В этот момент главное - не растеряться, схватить Кайроса за длинный чуб и попросить у судьбы всего, что пожелаешь. Упускать шанс - большой грех, так как он дается всего один раз в жизни.

Кайроса изображают молодым юношей с крыльями за спиной и в сандалиях. На голове у него - длинный золотой локон, за который его можно попытаться ухватить. В руках у Кайроса - весы, что свидетельствует о том, что он справедлив и посылает удачу тем, кто упорно трудится и желает успеха.

Тюхе

В древнегреческой мифологии это богиня удачи, счастливой судьбы и покровительница случая. Тюхе - дочь океана и Тетии (матери богов и покровительницы всех рек).

Тюхе стала культовым божеством, когда у простых людей пошатнулась вера в богов и в их способности. Древние греки верили, что Тюхе сопровождает людей с рождения и на протяжении всех их жизни. Многие города считали Тюхе своей покровительницей, ее изображение чеканили на монетах, а ее статуи украшали дома.

Изображали богиню в короне и с основными атрибутами: колесом (символизирующим переменчивость удачи, отсюда выражение «колесо фортуны») и рогом изобилия. Часто Тюхе держит на руках маленького Плутоса - бога богатства, которого она воспитывала на острове Крит втайне от его

Фортуна

Когда римляне завоевали Грецию, они переняли богиню Тюхе, назвав ее Фортуной. Это богиня удачи, счастья, процветания и успеха.

Согласно мифологии Фортуна сбросила с себя крылья, прибыв в Рим, и пообещала остаться там навсегда. Со временем культ Фортуны стремительно развивался, затмевая остальных богов. Ее благодарили за посланную удачу и даже за неудачи и горе. Также ее называли Перворожденной, Счастливой, Доброй и Милосердной. Всех младенцев и новорожденных посвящали ей, ее прикосновение определяло дальнейшую судьбу человека.

Позже, когда морально-этические устои начали постепенно разрушаться, богиня Фортуна стала покровительницей домашнего очага, любви и семейного счастья как у женщин, так и у мужчин.

Фортуна украшала а в искусстве изображалась в виде женщины с рогом изобилия на плече, из которого извергаются богатства - фрукты, овощи и золото. Иногда она держала в руках колесницу или стояла на носу корабля. Это символизировало переменчивость судьбы.

Многие греческие боги богатства и удачи по сей день живут в мифологии. Есть ли в этом доля правды или миф всегда остается мифом? У каждого свое мнение по этому поводу. В любом случае это интересно и познавательно.

Люди верят, что присутствие божественного начала в их делах обязательно им поможет. Покровительство каких богов помогает достичь богатства и поймать удачу...

От Masterweb

11.05.2018 15:00

Люди верят, что присутствие божественного начала в их делах обязательно им поможет. Покровительство каких богов помогает достичь богатства и поймать удачу за хвост, как следует относится к божествам? Давайте рассмотрим их.

Отношение людей к богатству и процветанию

С самого начала развития человечества все стремятся не только к выживанию, но и к процветанию во всех сферах жизни. В какую бы то ни было эпоху, если не ценилось богатство и материальные блага, то ценилась удачливость, авторитет и слава среди окружающих.

Люди боялись, что самостоятельно добиться успеха они просто не смогут, именно поэтому обращались к божествам, приносящим богатство и процветание. Многие верили в покровительство богов, молились им. Всегда делились тем, что имеется у человека, с божествами, делали пожертвования, надеясь на милость и помощь, которая в историческом плане рано или поздно наступала. Но боги помогли или просто удача, этого мы с вами не узнаем.


До нашего времени дошли легенды и описания западных богов и восточных, отвечающих за процветание и удачу.

Славянские боги богатства

В языческой Руси считался богатым и удачливым тот человек, у которого имелся огромный скотный двор, проще говоря, богатство мерилось скотом. Для увеличения своего состояния люди молились Велесу – богу богатства, в народе его называли скотным богом.


Писание гласит, что именно Велес привел мир в движение. Появились такие понятия, как день и ночь, времена года, плохое и хорошее. Велес научил людей ценить то, что есть, и добиваться большего, преодолевая трудности.

Для привлечения удачи от бога богатства у славян было принято оставлять пожертвования ему или, можно сказать, дань от всего, что прибавлялось в их жизни. Был ли это урожай, собранный осенью или выгодная торговая сделка. Пожертвование приобретенным считалось гарантом покровительства Велеса в будущем.

Славяне представляли языческого бога богатства по одним источникам:

  • мужчиной, одетого в бычью шкуру;
  • богато одетым старцем с бородой из пшеницы.

После крещения на Руси функции Велеса были перенесены людьми на святого Николая Чудотворца, образ которого и на сегодняшний день схож с описанием в сказках и летописях с богом Велесом.

Греческие боги богатства и процветания

Богатство и процветание в Древней Греции не у всех было в почете, на первом месте были всегда слава, авторитет и уважение. В греческой мифологии встречаются случаи, когда бедный крестьянин и его слово имело большее значение, чем слово богатого аристократа. Образ мышления, не связанный с достижением богатства, и привел к научным и историческим открытиям того времени. Некоторые поражают умы человечества до сих пор.

В эпоху экономического процветания Греции появились первые божественные покровители. Бог богатства в Греции берет свое начало с богини Деметры, которая покровительствовала сельскому хозяйству. Эстафету впоследствии у Деметры переняла ее дочь Персефона (жена бога загробного мира), а также сын Триптолем, в миссию которого входило обучение людей сельскому хозяйству.

Сын Плутос богини Деметры, который был плодом искушения богини, в мифологии был описан слепым. Именно он впоследствии и стал древнегреческим богом богатства и процветания.

Легенда гласит, что Плутос из-за своей слепоты одаривал каждого, кто попросит, не обращая внимания ни на внешний вид, ни на место в обществе. Слепоту он свою получил от бога Юпитера, который заботился обо всех людях, именно слепота давала возможность избегания социальной несправедливости. Так в народе и стало считаться, что счастье не выбирает человека.

Именно с появлением Плутоса на арене богов и вошло в повседневный обиход понятие «деньги», бог учил людей относится бережно к деньгам и благоустраивать жизнь по своему желанию. В мифологии Плутос изображен в образе младенца, в руках которого рог изобилия.

Что касается удачи, ей заведовала богиня Тихея. Божеством она стала к концу эпохи. Ранее Тихея была помощницей богов.

Римские боги богатства и процветания

Римская империя знаменита своими богатствами. Народ верил в покровительство богини Фортуны, приносящей удачу. Изначально богине молились о плодородии и погоде, впоследствии к ней обращались как к богине судьбы. Никто заранее не знает, как повернет судьба к человеку.

Фортуна чаще всего изображена в виде девушки с повязкой на глазах. Именно повязка символизирует то, что богиня не оценивает ситуацию, а просто раздает удачу.

Ряд миров утверждает, что именно Плутон является богом богатства в Риме. Его часто сравнивали с греческим Плутосом. Плутон в Риме является богом денег и богатства.

Феншуй

Восточные страны: Китай, Индия и Япония - подарили миру семь божеств, дающих богатство, изобилие и удачу. На сегодняшний день нам известно как семь богов удачи и богатства изображены в виде небольших фигурок-талисманов.


Согласно другому поверью, монах Тэнкой узнал о семи благах, отождествляющих каждое божество. В наше время популярны талисманы, чаще всего выполненные резьбой по дереву, в технике нэцке.

Дайкоку

Бог богатства и процветания в Японии – Дайкоку. Бог изображен в национальном костюме с колотушкой в руках и мешком риса. Иногда бога Дайкоку изображают выползающим из мешка или в мешке. Он считается богом, дающим богатство.

В Японии считается, что животное крыса живет только в богатых домах, где изобилие еды и запасов.

По легенде в мешке Дайкоку много риса, монет и драгоценностей. Именно крыса прогрызает мешок во время танцев с колотушкой, призывая в мир удачу и богатство, и из него сыплется все содержимое.


Рекомендуют располагать талисман на видном месте, где он чаще всего попадался бы на глаза. Именно внимание к талисману, считается по легенде, и будет вас вознаграждать процветанием. Если же взять ладони Дайококу и потереть, то богатство и процветание придут к вам.

Эбису

Бог удачи и счастья Эбису единственный из семерки счастья японского происхождения, считающимся богом трудолюбия. По легенде мальчик по имени Хируко родился без рук, ног и костей. В возрасте года его унесло на лодке в море, где ему пришлось выживать в нечеловеческих условиях. Судьба подвергла его страшным испытаниям. Долго он плыл, пока не прибило его к острову. Спас его рыбак по имени Эбису Сабуро, который впоследствии растил и воспитывал как родного сына. Когда мальчику исполнилось три года, боги смилостивились над малышом, учитывая все пройденные трудные испытания. Так и выросли у Хируко руки и ноги, и стал он божеством по имени Эбису.


Бог Эбису изображен веселым старичком с рыбой в руках и удочкой либо веером. Чаще всего богов Эбису и Дайкоку ставят вместе, по легенде их сила вместе мощнее и обязательно принесет счастье.

Бисямон

Бог Бисямон позаимствован из Индии, где он был богом войны или другими словами, Бог-воин, защищавший и охраняющий небеса. В Японии считается, что Бисямон приносит людям богатство и скорейшую удачу, являясь официально богом богатства. В Японии считается, что Бог-воин воюет на стороне добра, уничтожая зло в мире, даря счастье всем, кто попросит.


Чаще всего Бисямон изображается в доспехах и шлеме, в руках держит оружие. Считается, если держать фигурку Бисямона при себе или на видном месте, тогда настанут финансовые улучшения.

Хотей

Хотей - бог богатства. Бог Хотей является богом благополучия, веселья и общения. По легенде он был странствующим монахом Цицы, который приносил с собой веселье. Монах путешествовал с мешком, по японскому мешок - хотей. Именно по легенде из своего мешка Хотей извлекал все, что люди просили. Так и стал Хотей богом богатства. Считалось, что у него в мешке весь мир. После того как умер монах, его стали считать восьмым перевоплощением Будды. Хотей считается единственным смертным богом из "семерки удачи". Часто Хотея сравнивают со смеющимся Буддой.


Бог Хотей изображается с мешком и монетой или куском золота. Фигурку его стоит располагать в своей квартире или офисе на видном месте, и она обязательно принесет богатство.

Фукурокудзю

Бог Фукурокудзю является богом мудрости и долголетия, происхождение его китайское. Именно Фукурокудзю является первым китайским богом богатства. По легенде, Фукурокудзю повлиял своей мудростью на императора Китая в вопросе рекрутства юношей из деревень, чем заслужил поклонение и почет китайского народа. Также легенда гласит о том, что Фукурокудзю является инкарнацией Полярной звезды юга. Божеству Фукурокудзю не чуждо общество женщин и употребление алкогольных напитков. Любовь к людским утехам не мешает быть богом.


Фигурка бога изображается старцем с вытянутой головой, у народа именно эта черта ассоциируется с мудростью. В руках у мудреца свиток, где описана вся мудрость мира и посох. В Японии есть придание, что, если положить фигурку бога под подушку в ночь Нового года, то приснится вещий сон. Утром обязательно японцы записывают его на бумаге и анализируют.

Дзюродзин

Дзюродзин считается богом долголетия. Дзюродзин чаще всего сравнивают с богом Фукурокудзю, совпадает и внешность, и происхождение, а также атрибутика. Иногда поговаривают, что два божества живут в одном теле. Старца могут изображать с посохом, иногда с музыкальным инструментом, от звука которого человек, по легенде, молодеет, или черепахой, которая является символом долголетия в Японии. Разница богов между собой лишь в том, что отличается форма головы у них. Бог дарует не только долголетие, но и обучает людей почестям к старости.


Подаренная фигурка божества Дзюродзин на день рождения пророчит долголетие имениннику.

Бензайтен

Бог Бензайтен считается божеством водной стихии и красноречия. Бензайтен - единственная в семерке удачи женщина. По писанию она победила страшного дракона, который пожирал детей. Именно женщина очаровала его своей женственностью и красноречием. Бензайтен обольстила дракона и вышла за него замуж, чем кардинально изменила жизнь своего мужа-дракона. Божество имеет индийские корни. В Индии Бензайтен считается образом женственности.

Богиню чаще всего изображают нагой или в красивой одежде, создавая, как можно более утонченный образ. В редком случае богиня изображена со змеей либо на драконе. Фигурка Бензайтен каждой женщине принесет семейное благополучие.

На протяжении всей истории многие люди поклонялись богам, верили в их могущественную силу. С помощью божественной силы и покровительства или без, каждый человек по своей природе стремится к выживанию, а следовательно, и процветанию. Любой человек желает большего не только в богатстве, но и в удаче.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

«Самый любопытный факт о философии денег заключается в том, что ее не существует», -считает социолог и преподаватель Копенгагенской бизнес-школы Уле Бьерг. В своей книге «Как делаются деньги? Философия посткредитного капитализма» он разбирает разные экономические и философские взгляды, чтобы показать, что вопрос о природе денег и процесс их создания - политический. T&P публикуют отрывок о том, почему без государства не может быть денег, что не так в теории Адама Смита и современных учебниках по экономике, а также чем кредитно-денежные отношения напоминают веру в Бога, а денежные купюры - билет в театр.

Делая деньги из золота

Обычный способ размышлять о деньгах предполагает понимание денег через какую-то версию товарной теории денег. Эта теория утверждает, что современные деньги эволюционировали из определенного вида товара - обычно золота или некоего другого драгоценного металла - который был в какой-то момент выбран на роль денег. В результате финансового кризиса 2007–2008 годов некоторые комментаторы, скептично настроенные в отношении нашей текущей денежной системы, советовали вернуться к золотому стандарту. Финансовый кризис представлялся симптомом отрыва денег от материальной базы, и возврат к золоту виделся способом восстановить эту связь. Это предложение взывает к товарной теории денег и иллюстрирует то, как золото стало означать вещественность в мире денег. Однако при более детальном рассмотрении выясняется, что золото вовсе не что-то конкретное.

Основная загадка функционирования денег в том, что люди в них верят. Неужели люди настолько не в себе, что готовы согласиться обменять буханку хлеба, овцу или даже новехонький БМВ на несколько бумажных банкнот, у которых нет непосредственного применения? Когда мы смотрим на исторические денежные системы, основанные на монетах из золота или других драгметаллов, такой загадки, кажется, не возникает, поскольку эти денежные объекты вроде бы обладают внутренней ценностью. Обмен золотой монеты на двенадцать овец представляется не более чем продвинутой формой бартера. Как видно из непрестанного использования слов «кажется», «вроде» и «представляется» в предыдущих формулировках, с этим рассуждением что-то не так.

Мы можем объяснить роль золота в отношениях с деньгами через аналогию: золото для денег - то же, что Иисус для Бога. Мы можем спросить: почему люди верят в Бога? И мы можем ответить: потому что его сын, Иисус, пришел на Землю, чтобы сообщить благую весть Бога. Однако, чтобы поверить в Иисуса (даже если бы вы столкнулись с ним лицом к лицу), нужно сначала поверить в Бога. Если вы не верите в Бога, как вы можете поверить тому, кто называет себя его сыном? Такая же проблема возникает, когда апеллируют к золоту, чтобы обеспечить или объяснить ценность денег. В реальности - это не гарантия и не объяснение. На самом деле это подмена одной загадки еще большей загадкой.

Классическое описание товарной теории денег мы находим у Адама Смита:

Но когда разделение труда только еще зарождалось, эта возможность обмена часто встречала очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал бóльшим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, тогда как другой испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена. Мясник имеет в своей лавке больше мяса, чем сам может потребить, а пивовар и булочник охотно купили бы каждый часть этого мяса; они не могут ничего предложить ему в обмен, кроме различных продуктов их собственного промысла, но мясник уже запасся тем количеством хлеба и пива, которое ему нужно на ближайшее время. В таком случае между ними не может состояться обмен. Мясник не может явиться поставщиком пивовара и булочника, а они - его потребителями; и, таким образом, они все ничем не могут служить друг другу. В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, естественно, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

Надо думать, что самые различные товары выбирались и употреблялись, следовательно, для этой цели…

Однако во всех странах люди, по-видимому, в силу бесспорных доводов сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам по сравнению со всеми другими предметами.

В этом описании эволюции денег мы распознаем в качестве отправной точки воображаемую доденежную бартерную экономику. Деньги, по сути, являются решением проблемы бартера. Это по-прежнему является стандартным описанием эволюции денег в большинстве учебников по экономике.

Похожим образом и Маркс опирается на товарную теорию денег. В его анализе происхождения стоимости и эволюции капитала поворотным моментом является возникновение «всеобщего эквивалента», который становится стандартом измерения товаров. В соответствии с историческими условиями своего времени Маркс указывает на золото (или серебро) как на определенный товар, который выделяется среди прочих и подходит на роль всеобщего эквивалента. Это означает, что золото становится стандартом, относительно которого измеряется стоимость всех других товаров. Даже эволюция бумажных денег является всего лишь продолжением этого процесса, поскольку бумажные деньги - это символ стоимости золота. […]

Есть что-то соблазнительно простое в товарной теории денег. Золото (или другой драгметалл) обладает внутренней стоимостью, которая делает его широко принимаемым в обмен на другие товары, чья потребительская стоимость зависит от контекстных обстоятельств обмена. Потребительская стоимость, к примеру, мяса, может зависеть от того, насколько голоден потенциальный покупатель. Потребительская стоимость велосипеда может зависеть от того, имеет ли уже потенциальный покупатель велосипед или другое транспортное средство. И так далее. Таким образом, золото дает основу деньгам. В виде монет золото может обращаться само по себе, являясь одновременно товаром с внутренней стоимостью и формой денег, символизирующей стоимость. Другими словами, золотые монеты - одновременно реальная стоимость и символическая репрезентация. Здесь мы отчетливо видим разницу между стоимостью и ценой. […]

Делая деньги с помощью закона

С товарной теорией денег cуществует несколько проблем. Одна очень важная проблема - эта теория исторически неверна. Рассказ о том, как деньги эволюционировали из примитивной бартерной системы, который можно найти не только в старинном повествовании Адама Смита, но и в современных учебниках по экономике, антропологически не обоснован. По итогам обстоятельных исследований бартера антрополог Каролин Хамфри пишет: «Ни один пример бартерной экономики просто-напросто никогда не был описан, не говоря уж о том, чтобы он породил деньги; все доступные этнографические данные свидетельствуют, что такой вещи никогда не существовало». Как заметил Дэвид Гребер, простое бартерное общество, в котором предположительно возникли деньги, является фантастическим миром в воображении определенной когорты экономистов.

Проблема с этой историей происхождения денег (критики называют ее мифом о бартере) не сводится к исторической неточности. То, как мы рассказываем о происхождении денег, имеет принципиальные последствия даже для того, как мы думаем о функционировании денег в современном обществе. Одно из последствий идеи о том, что деньги являются практическим решением так называемой проблемы двойного совпадения желаний, приводит к пониманию денег как спонтанного творения рынка. Деньги - это всего лишь посредник между честными производителями и торговцами, которые зарабатывают себе на жизнь, изготавливая товары, обладающие внутренней ценностью, и торгуя ими. В подобном представлении стоимость денег обеспечивается такими стоимостями, которые мы находим на рынке. Таким образом, товарная теория имеет склонность замалчивать роль силы и государства в создании денег.

Обнаружение этого замалчивания находится в центре хартальной теории денег, согласно которой деньги по сути своей являются фидуциарными. Классическую формулировку этого подхода к деньгам можно найти в книге «Государственная теория денег» Георга Фридриха Кнаппа. […]

Основная идея хартальной теории такова: «Деньги есть творение закона». И следовательно: «Душа денег не в материале, из которого они сделаны, а в юридическом постановлении, которое регулирует их использование». Очевидно, что этот подход диаметрально противоположен тому, который мы находим в товарной теории. «Денежность» объекта вытекает не из его внутренних качеств, а из факта символического назначения вещи деньгами. Любая власть, обладающая достаточной силой писать законы и следить за их исполнением, может, в принципе, провозгласить деньгами что угодно. Харталисты обычно отсылают к монетам, которые чеканились в Лидии (теперь территория современной Турции) около 600 года до н. э., как к первому появлению фидуциарных денег. В современном обществе властью, выпускающей деньги, безусловно, является национальное государство. […]

* Термины из работы Кнаппа. Под «хилогенными» стоит понимать деньги, которые обладают стоимостью в силу присущих им свойств, а под «автогенными» нечто обратное, то есть аналог фидуциарных денег: их стоимость возникает оттого, что так принято. - Примеч. пер.

Кнапп разделяет деньги на «хилогенные» и «автогенные»*. Если средство платежа принимается в связи с его «возможностью “реального» использования”, оно является хилогенным, а если средство платежа принимается только потому, что оно будет обращаться и в дальнейшем, тогда оно - автогенное. Например, золотые монеты - хилогенны, в то время как бумажные деньги являются чисто автогенными. Но даже хилогенные средства платежа требуют элемента хартальности, чтобы стать деньгами. «Использование в обмене является юридическим явлением». Только когда определенные объекты провозглашаются в качестве действительного средства платежа при обмене или погашении задолженности, они становятся деньгами. Золото является деньгами не просто на основании свойств, присущих этому материалу, а потому, что его провозгласили деньгами внутри юридической сферы суверенной власти. В этом смысле хартальная теория денег не отрицает существования товарных денег. Однако такая форма денег является всего лишь подкатегорией хартальных денег. Это хилогенные хартальные деньги. Они противопоставлены автогенным хартальным деньгам, которые мы можем рассматривать как фидуциарные деньги в чистом виде, до тех пор пока их стоимость поддерживается только их юридическим статусом.

Когда государство или другая суверенная власть провозглашает определенный объект деньгами, осуществляется двойное действие. Недостаточно просто объявить: «Теперь золото является деньгами». Постановление будет иметь экономический эффект, только когда оно поддерживается тем, что объект принимается в качестве уплаты при расчетах с государством:

Современное государство может сделать общепринятыми деньгами все что захочет и таким образом установить их стоимость без какой бы то ни было, пусть даже самой формальной, привязки к золоту или чему-то еще. Правда, простого объявления, что то-то и то-то является деньгами, недостаточно, даже если оно поддерживается самым убедительным конституционным доказательством абсолютной суверенности государства. Но если государство готово принимать предложенные деньги в качестве уплаты налогов и других сборов, тогда все в порядке. Любой, у кого есть обязательства перед государством, будет готов принимать клочки бумаги, с помощью которых можно будет погасить долги, и все прочие люди будут готовы принимать эти бумажки, потому что знают, что налогоплательщики, в свою очередь, будут их принимать.

Хартальные деньги в этой связи могут не опираться на всеобщее стремление к каким-то реальным свойствам денежного объекта. Даже в государстве, где золотые монеты провозглашаются законным платежным средством, стоимость этих монет необязательно зависит от того, заинтересованы ли вообще люди в золоте как таковом. Достаточно того, что они в целом заинтересованы в том, чтобы их не упрятали за решетку за неуплату налогов. Поэтому хартальной теорией легко объяснить переход от металлических денег к бумажным, обеспеченным металлом, или даже к неконвертируемым бумажным деньгам. Поскольку истинная стоимость денег не зависит в первую очередь от стоимости металла, а зависит от государственного провозглашения вещи деньгами, такой же фокус можно незатейливо проделать с бесполезной бумагой.

Когда государство провозглашает определенные объекты деньгами и разрешает принимать их для оплаты штрафов, таможенных пошлин, аренды и - самое главное - налогов, это создает достаточный спрос на эти объекты, чтобы они могли функционировать в качестве универсального средства платежа не только в отношениях с государством, но и среди частных лиц. В противоположность уверениям товарной теории мы видим, что хартальная теория рассматривает возникновение рынка как явление, сопутствующее возникновению суверенной власти. Деньги - это не спонтанное творение рынка. Для того чтобы деньги и рынок могли возникнуть, необходимо в первую очередь суверенное государство. […]

(Не) делай деньги!

Мы уже увидели, как стоимость фидуциарных денег создается, когда государство провозглашает что-то деньгами, и что эти деньги можно использовать для расчетов с государством. Но все же это не объясняет как следует образование стоимости этих денег. Что бы понять этот процесс, мы обратимся к идеям Жижека об отношении между законом, желанием и наслаждением. На первый взгляд закон принимает форму запрета, препятствующего доступу к определенным объектам и действиям. Мы можем подумать о законе как об институте, необходимом для усмирения наших диких и неконтролируемых желаний, связанных с различными запретными вещами, такими как чужая собственность («Не укради!») или предосудительные сексуальные деяния («Не прелюбодействуй!»). Подобное направление мысли означает, что общество без закона будет хаотичным, это будет общество, где все против всех, где каждый удовлетворяет любое свое желание за счет остальных людей.

Однако Жижек утверждает, что закон имеет скрытую функцию структурирования самого нашего бытия как субъектов, поскольку наши желания устанавливает в первую очередь сам закон. Когда закон говорит нам не делать того или другого, он несет в себе подспудное фантазийное послание, обещающее, что за пределами запрета лежит объект, который может удовлетворить желание субъекта. В законе заложена фантазия о том, что могло бы случиться, если бы не было никакого закона, не дающего мне преследовать мои сиюминутные желания.

Так же как в случае концепции закона Жижека, важно заметить, что и концепция фантазии у него отличается от обычного значения этого понятия. Вот как он ее объясняет:

Фантазией считается сценарий, в котором осуществляется желание субъекта. Это простейшее определение вполне удовлетворительно, при условии, что мы воспринимаем его буквально : фантазия инсценирует не ситуацию, в которой наше желание удовлетворено, а, как раз напротив, ситуацию, которая осуществляет, инсценирует желание как таковое. Основная идея психоанализа в том, что желание не дается изначально, а должно быть сконструировано - важна роль фантазии, которая дает координаты желанию субъекта, уточняет его объект, находит в ней место субъекту. Только через фантазию субъект создается как желающий: через фантазию мы узнаем, как желать .

Создание хартальных денег - превосходный пример создания и объекта желания, и самого желания через взаимодействие закона и фантазии. Провозглашение определенной вещи деньгами непременно предполагает запрет на любое частное создание денег. Если бы кто-то решил сымитировать государственное создание денег - например, напечатав деньги, выглядящие как государственные, - его бы судили как фальшивомонетчика и строго наказали. Учреждение фидуциарных денег - еще и запрет безграничного доступа к деньгам.

Вот отсюда и берется денежная прибавочная стоимость фидуциарных денег. Институт фидуциарных денег создает желание денег, превосходящее желание материала, из которого они сделаны. Это наиболее очевидно в случае бумажных денег, поскольку их материальная стоимость почти ничтожна. Мы желаем эти деньги, хоть материально они ничего не стоят. Мы уже коснулись того, что закон предполагает фантазийную подкладку, которая структурирует стремление субъекта к запретному объекту. В случае учреждения хартальных денег две стороны закона держатся на двойном значении фразы «делать деньги». На поверхности закон говорит: «Не делай деньги». Но в то же время он неявно говорит: «Сделай какие-нибудь деньги».

Поскольку признание хартальных денег для налоговых платежей и выплат по другим обязательствам перед государством является ключевым компонентом института фидуциарных денег, кажется разумным предположить, что хартальные деньги являются неким видом долговых отношений. Действительно, так и есть, но они принимают довольно причудливую форму. На первый взгляд может показаться, что хартальные деньги олицетворяют кредит у государства. Например, на банкнотах британского фунта написано: «Я обещаю заплатить по требованию держателя сего сумму в…», далее следует достоинство конкретной купюры. Тем не менее мы не можем понимать под деньгами кредит в его обычном значении.

Во-первых, не совсем ясно, кто в действительности обязан возмещать кредит, предполагаемый в случае фидуциарных денег. Справедливо то, что мы можем использовать фидуциарные деньги, чтобы оплатить долги перед государством, но бóльшую часть времени мы используем фидуциарные деньги, чтобы оплатить товары или услуги на рынке. И хотя некоторые из этих денег в результате вернутся государству, когда торговцы и производители заплатят налоги, большое количество денег остается в обращении на рынке без изъятия. В этом смысле скорее рынок, а не государство возмещает стоимость фидуциарных денег.

Во-вторых, государство может функционировать как должник перед держателями фидуциарных денег, только если пользователи денег в то же время интерпеллированы как должники. Это то, что происходит при двойном действии государства. Государство провозглашает что-нибудь (золото, серебро, банкноты и так далее) деньгами и в то же время провозглашает граждан обязанными выплатить некоторое количество этих денег обратно государству. Даже если мы понимаем под фидуциарными деньгами кредит у государства, этот кредит просто олицетворяет право быть освобожденным от долга, который государство наложило на держателя денег изначально. Когда деньги уходят в обращение через приобретение государством товаров и услуг у населения, это представляется обыкновенным равным обменом товаров и денег. Но этот обмен предполагает другое действие, посредством которого государство создает задолженность для своих граждан законом и силой. Наконец, в-третьих, даже если мы проигнорируем все вышесказанное и рассмотрим фидуциарные деньги в качестве кредита государства, то этот кредит можно возместить только теми же самыми фидуциарными деньгами. До тех пор пока фидуциарные деньги конвертируемы при условии какой-то формы золотого стандарта, держатель денег имеет возможность конвертировать кредит в золото. Но как только конвертируемость отменяется и фидуциарные деньги предстают в своем чистом виде, кредит государства становится онтологически непогашаемым . Нижеследующий эксперимент Стефана Кинселлы показывает, что это значит:

На английских деньгах написаны довольно забавные слова. Пятифунтовая купюра содержит заявление: «Банк Англии: Я обещаю заплатить по требованию держателя сего сумму в 5 фунтов». Пять фунтов чего? Спросите кого угодно на улице: «Вот банкнота в пять фунтов - очевидно, речь идет не о мере веса, - так что же это вообще значит?» Я решил сходить в Банк Англии в центре Лондона, чтобы они выполнили свое обещание. Что они сделают - выдадут мне другую пятифунтовую банкноту в обмен на ту, что я предложил? В дверях меня остановил охранник. Я объяснил, что на моей банкноте указано, что Банк даст мне пять фунтов по требованию, и вот я здесь, требую их выполнить свое обещание. Он объяснил, что я не могу пройти дальше стойки регистрации не будучи одетым в костюм-тройку и не имея «официального дела». Человек за стойкой не отличался терпением и сказал, что, может быть, я получу какую-нибудь информацию, если схожу в музей Банка Англии за углом. В общем, я удалился и пошел в музей, кстати, довольно приятный. Я объяснил куратору ситуацию и сообщил, что мне интересно узнать, что именно могут означать слова (на банкноте). Очевидно, это не было обещанием заплатить мне пять фунтов - в Банке Англии мне даже не дали пройти дальше двери! Куратор удалилась в заднюю комнату и в конце концов принесла старую ксерокопию (одному только Богу ведомо, откуда она ее взяла), которая пытается объяснить смысл и эволюцию слов «Я обещаю заплатить по требованию держателя сего». Я взял листки домой и попытался в них разобраться. Оказывается, Банк теперь утверждает, что эти слова только означают, и всегда означали, что он обязуется заменить старые, вышедшие из обращения фунтовые купюры новыми, имеющими хождение. Ясно. Так вот что означает: «Я обещаю заплатить по требованию держателя сего сумму в 5 фунтов».

Эксперимент показывает, что государство может заплатить свой «долг» держателю денег только в виде государственных денег. Иными словами, долг может быть оплачен таким же долгом. Эта странная логика напоминает мысль Лакана, которую мы находим у Жижека: «Лакановское определение любви (“Любить - значит давать то, чего не имеешь…») должно быть дополнено: «тому, кто этого не хочет”». Когда государство выпускает деньги, оно выдает обещание дать в результате что-то взамен этих денег, что- то, чего оно не имеет. К счастью, получатель не хочет этой вещи, которая якобы олицетворяется деньгами. Большинство использующих деньги (за исключением Кинселлы) счастливы получить деньги без того, чтобы государство выполняло свое обещание. Государство выпускает деньги как форму кредита, хотя, кроме еще бóльших денег, этот кредит ничем не обеспечен. […]

Мы не можем как следует объяснить прибавочную стоимость денежной символизации. Невозможность обозначить открывает пространство для фантазии, которая говорит, что деньги воплощают особый род стоимости за пределами сферы «обыкновенной» стоимости, обнаруживаемой у «обыкновенных» товаров. Стоимость денег возвышенна. Тот факт, что деньги функционируют в качестве всеобщего эквивалента в обмене полезных товаров, несмотря на то что сами они являются совершенно бесполезными, только добавляет деньгам загадочной притягательности.

Государственный спрос на фидуциарные деньги для оплаты налогов, штрафов и так далее можно понимать в качестве изначального двигателя всеобщего желания денег. Изначально никто не желает денег самих по себе. Достаточно того, что государство объявляет о своем «желании» денег в виде налогов и принуждает своих граждан удовлетворять эту навязанную им обязанность. Однако, когда такое денежное устройство уже сложилось, оно быстро начинает продвигать само себя в качестве системы. Даже если индивидуальные пользователи денег могут не верить в то, что деньги как таковые представляют какую бы то ни было ценность, они все равно постоянно сталкиваются с рынком, где с деньгами постоянно обходятся так, словно они представляют ценность. Тому, кто пользуется деньгами, необязательно в них верить до тех пор, пока он верит, что есть другие люди, которые верят и которые будут принимать деньги в обмен на товары или в качестве уплаты долга. Индивидуальному пользователю денег не нужно верить в деньги, пока он ведет себя так, словно он верит. Иными словами, деньгам все равно - верят ли в них люди. Возможно, это скорее деньги верят в людей, чем наоборот. […]

У Кейнса мы находим такое метафорическое замечание:

Деньги являются мерой стоимости, но воспринимать их так, будто они сами по себе обладают стоимостью, есть пережиток представления, что стоимость денег регулируется стоимостью материала, из которого они сделаны, - это все равно что путать театральный билет с самой постановкой.

Возможно, эта метафора обманчиво неточна. Фидуциарные деньги не функционируют как театральный билет, поскольку государство не дает спектакля, на который дал бы пройти билет. Продолжая тему театра, можно привести и другую подходящую метафору: воспринимать деньги так, будто они сами по себе имеют стоимость (очевидной целью высмеивания Кейнса здесь является товарная теория), - все равно что путать театральную постановку с реальным событием. Однако такое замешательство является неотъемлемой частью театра. Без него театра не было бы. Хотя зрители прекрасно знают , что происходящее на сцене - просто игра, тем не менее они все равно эмоционально вовлекаются в события, словно те происходят по правде. То же применимо и к функционированию денег. Хотя мы можем прекрасно знать , что сами деньги не обладают стоимостью, тем не менее мы все равно обходимся с ними так, словно у них есть стоимость. […]

mob_info