Церковь спаса нерукотворного образа конюшенная. Церковь спаса нерукотворного образа на конюшенной площади

Да, фото в титуле совсем не в тему.

В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала было построено здание Конюшенного ведомства (Конюшенный двор) по проекту архитектора Н.Гербеля. Комплекс был сооружен в 1720 -1724 годах. В Зданиях двора размещались конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

В 1736 году императрица Анна Иоанновна, уступая желанию служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Под храм было отведено главное здание придворных конюшен, в центре комплекса, в палате над воротами. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини. Храм был торжественно освящен в 1737 году.

В церковь перевезли Образ Спаса Нерукотворного, шитую шелками и жемчугом Плащаницу и икону Знамение. Эти святыни были привезены из Константинополя и до 1743 хранились в домовой церкви графа М.Г. Головкина. По преданию, в 1814 году, Образ Всемилостивейшего Спаса из Конюшенной церкви находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.
После революции святыни были изъяты, сначала направлены в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли.

В 1746 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен. Его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.

В 1804 придворный зодчий Л. Руска предложил свой проект Придворных конюшен, но он не был осуществлен.

Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась В.П. Стасовым за казённый счёт: на перестройку конюшенного комплекса на Мойке в стиле ампир потрачено было 2 млн рублей. В результате реконструкции в центральном флигеле, на втором этаже, над воротами, в двусветном зале с хорами, разместился освященный 1 апреля 1823 храм. Интерьер был оформлен ионическими колоннами желтого стюка. Образа в иконостасе написали академики В.К. Шебуев и Ф.П. Брюлло, иконы в царских вратах выполнены были академиками А.Е. Егоровым и А.И. Ивановым. Иконостас вырезал П. Кретан, роспись стен храма осуществили С.А. Безсонов и Ф.П. Брюлло; барельефы на фасаде - "Вход Господень в Иерусалим" и "Нанесение Креста" - выполнил В.И. Демут-Малиновский, лепку - Н.П. Заколупин.

В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф. Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П. Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Санкт-Петербурге.

На фабрике Джона Банистера из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра было изготовлено красивое трехъярусное паникадило (люстра), весившее около двух тонн, на 108 свечей с украшениями из серебра, созданная по Высочайше утвержденному рисунку. Высота паникадила была около 4 метров, ширина - 2,5 метра.

Стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром.

Были в храме и другие старинные и высокочтимые образа: Божией Матери Тихвинской, Иверской, Казанской и многие другие.

На первом этаже храма в 1826 году установили "печальную колесницу", на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви, который прошел с русской армией войну 1812 года, был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени, возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!"

В советское время бытовало мнение о том, что первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе и что якобы ради того, что Император хотел "унизить" поэта, отпевание особым распоряжением было перенесено в Конюшенную церковь.
Однако, это очередная идеологическая выдумка. Исаакиевский собор во время смерти Пушкина ещё не был достроен, его освятили только в 1858 году. На время строительства Исаакиевская церковь размещалась в домовой церкви Адмиралтейства, была небольшой по размеру и совершенно не торжественной. Ближайшей к дому, где скончался поэт, была Конюшенная церковь. Однако она была придворной церковью по своему статусу, в ней нельзя было просто так заказать отпевание любому человеку. Вот что пишет Жуковский: "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение". И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину.
1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен.

2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы XIX века здесь венчался известный церковный композитор М.С. Березовский.

В 1849 церковь стала приходской.

В 1857-1862 по проекту П.С. Садовникова церковь была перестроена. Храм расширился за счет портика, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом.

В 1862-1863 после ремонта церкви М.Н. Трощинским сделаны новые росписи. В 1878 в сенях первого этажа, где ранее стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырех образов. В 1916 престол храма украсили серебряными рельефами.

Последним перед революцией настоятелем храма был прот. Феодор Иоаннович Знаменский, (ранее, в 1906-1909 годах, служивший на царской яхте "Штандарт"). В 1919 году община церкви насчитывала свыше 3 тыс. человек. Протоиерей Феодор Знаменский служил в конюшенной церкви с 1917 по 1923 год, затем был арестован. 19 мая 1923 года церковь была закрыта решением президиума губисполкома.

После закрытия, в 1923 году в здании храма разместился Клуб конной милиции, позже - отделение института "Гидропроект". В помещении провели целый ряд перепланировок, в 1923 году сожгли весь церковный архив. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены. Знаменитая бронзовая люстра (паникадило) в 1929 года перенесена в здание Адмиралтейства. Вместо снятого креста на куполе возвышалась антенна. Полностью было разграблено внутреннее убранство.

Памятная доска на фасаде здания напоминает о том, что "В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект".

Осенью 1989 года возникла православная община, и летом 1990 года властями было принято решение о возвращении храма верующим; 6 июня, в день рождения Пушкина, здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 состоялась первая литургия.

Храм официально возвращён 12 июля 1991 года. Настоятелем был о. Владимир (Цветков). С декабря 1991 года настоятелем храма является о. Константин (Смирнов). Храм постепенно ремонтируется и реставрируется.
Ныне в церкви каждое 1 февраля проходит торжественная панихида по А.С. Пушкину.

Совсем недавно петербургский "Балтийский завод" изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол - точную копию колокола, некогда украшавшего храм и уничтоженного после революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками - его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе.

К 200-летию рождения Пушкина храм был отреставрирован и в него из Адмиралтейства возвращено прежнее паникадило. На лестнице храма повешены две мраморные мемориальные доски. Иконостас восстановлен мастером Пикаловым, новые образа написал В.Г. Корбан. 14 мая 2000 митрополит Владимир (Котляров) совершил полное освящение восстановленного исторического храма.

В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было построено здание Конюшенного ведомства (Конюшенный двор) по проекту архитектора Н.Гербеля. Комплекс был сооружен в 1720 -1724 годах. В Зданиях двора размещались конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

В 1736 году императрица Анна Иоанновна, уступая желанию служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Под храм было отведено главное здание придворных конюшен, в центре комплекса, в палате над воротами. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини. Храм был торжественно освящен в 1737 году.

В церковь перевезли Образ Спаса Нерукотворного, шитую шелками и жемчугом Плащаницу и икону Знамение. Эти святыни были привезены из Константинополя и до 1743 хранились в домовой церкви графа М.Г. Головкина. По преданию, в 1814 году, Образ Всемилостивейшего Спаса из Конюшенной церкви находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

После революции святыни были изъяты, сначала направлены в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли.

В 1746 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен. Его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.

В 1804 придворный зодчий Л. Руска предложил свой проект Придворных конюшен, но он не был осуществлен.

Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817–1823 годах она перестраивалась В.П. Стасовым за казённый счёт: на перестройку конюшенного комплекса на Мойке в стиле ампир потрачено было 2 млн рублей. В результате реконструкции в центральном флигеле, на втором этаже, над воротами, в двусветном зале с хорами, разместился освященный 1 апреля 1823 храм. Интерьер был оформлен ионическими колоннами желтого стюка. Образа в иконостасе написали академики В.К. Шебуев и Ф.П. Брюлло, иконы в царских вратах выполнены были академиками А.Е. Егоровым и А.И. Ивановым. Иконостас вырезал П. Кретан, роспись стен храма осуществили С.А. Безсонов и Ф.П. Брюлло; барельефы на фасаде - "Вход Господень в Иерусалим" и "Нанесение Креста" - выполнил В.И. Демут-Малиновский, лепку - Н.П. Заколупин.

В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф. Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П. Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Санкт-Петербурге.

На фабрике Джона Банистера из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра было изготовлено красивое трехъярусное паникадило (люстра), весившее около двух тонн, на 108 свечей с украшениями из серебра, созданная по Высочайше утвержденному рисунку. Высота паникадила была около 4 метров, ширина - 2,5 метра.

Стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром.

Были в храме и другие старинные и высокочтимые образа: Божией Матери Тихвинской, Иверской, Казанской и многие другие.

На первом этаже храма в 1826 году установили "печальную колесницу", на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви, который прошел с русской армией войну 1812 года, был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени, возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!"

В советское время бытовало мнение о том, что первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе и что якобы ради того, что Император хотел "унизить" поэта, отпевание особым распоряжением было перенесено в Конюшенную церковь.

Однако, это очередная идеологическая выдумка. Исаакиевский собор во время смерти Пушкина ещё не был достроен, его освятили только в 1858 году. На время строительства Исаакиевская церковь размещалась в домовой церкви Адмиралтейства, была небольшой по размеру и совершенно не торжественной. Ближайшей к дому, где скончался поэт, была Конюшенная церковь. Однако она была придворной церковью по своему статусу, в ней нельзя было просто так заказать отпевание любому человеку. Вот что пишет Жуковский: "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение". И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину.

1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен.

2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы XIX века здесь венчался известный церковный композитор М.С. Березовский.

В 1849 церковь стала приходской.

В 1857-1862 по проекту П.С. Садовникова церковь была перестроена. Храм расширился за счет портика, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом.

В 1862–1863 после ремонта церкви М.Н. Трощинским сделаны новые росписи. В 1878 в сенях первого этажа, где ранее стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырех образов. В 1916 престол храма украсили серебряными рельефами.

Последним перед революцией настоятелем храма был прот. Феодор Иоаннович Знаменский, (ранее, в 1906–1909 годах, служивший на царской яхте "Штандарт"). В 1919 году община церкви насчитывала свыше 3 тыс. человек. Протоиерей Феодор Знаменский служил в конюшенной церкви с 1917 по 1923 год, затем был арестован. 19 мая 1923 года церковь была закрыта решением президиума губисполкома.

После закрытия, в 1923 году в здании храма разместился Клуб конной милиции, позже – отделение института "Гидропроект". В помещении провели целый ряд перепланировок, в 1923 году сожгли весь церковный архив. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены. Знаменитая бронзовая люстра (паникадило) в 1929 года перенесена в здание Адмиралтейства. Вместо снятого креста на куполе возвышалась антенна. Полностью было разграблено внутреннее убранство.

Памятная доска на фасаде здания напоминает о том, что "В 1933–1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект".

Осенью 1989 года возникла православная община, и летом 1990 года властями было принято решение о возвращении храма верующим; 6 июня, в день рождения Пушкина, здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 состоялась первая литургия.

Храм официально возвращён 12 июля 1991 года. Настоятелем был о. Владимир (Цветков). С декабря 1991 года настоятелем храма является о. Константин (Смирнов). Храм постепенно ремонтируется и реставрируется.

Совсем недавно петербургский "Балтийский завод" изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол - точную копию колокола, некогда украшавшего храм и уничтоженного после революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками - его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе.

К 200-летию рождения Пушкина храм был отреставрирован и в него из Адмиралтейства возвращено прежнее паникадило. На лестнице храма повешены две мраморные мемориальные доски. Иконостас восстановлен мастером Пикаловым, новые образа написал В.Г. Корбан. 14 мая 2000 митрополит Владимир (Котляров) совершил полное освящение восстановленного исторического храма.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа открыта ежедневно с 9.00 до 19.00. Литургия служится по Воскресным дням и в праздники.
Адрес: 191186, С-Петербург, Конюшенная пл., д. 1.
Телефон: 311-82-61; 717-82-61; 571-82-61.
Проезд: метро "Невский Проспект", "Гостиный Двор".


Конюшенная площадь. Западное крыло конюшенного здания и церковь Спаса Нерукотворного.

Восточное крыло конюшенного комплекса.

Здание храма Спаса Нерукотворного с восточной стороны.

Фрагмент главного (южного) фасада храма, вход в храм.

Барельеф на фасаде над входом в храм "Вход Господень в Иерусалим" (скульптор В.И. Демут-Малиновский).

Барельеф "Нанесение Креста" (скульптор В.И. Демут-Малиновский).

Весь конюшенный комплекс нуждается в ремонте и реставрации.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Конюшенный двор был построен в 1720-1724 годах по проекту Н. Гербеля. В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Её автор, предположительно, Доменико Трезини . Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны сюда из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.

По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица "по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье " [Цит. по: 3, с. 14].

К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика столицы. Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась архитектором Василием Петровичем Стасовым за казённый счёт.

Церковь Спаса Нерукотворного образа до перестройки Конюшенного двора располагалась в двухэтажном служебном помещении. Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, целесообразность чего подтвердила экспертная техническая комиссия в составе архитекторов К. Росси и А. Модюи. Для оборудования церкви в старых стенах пришлось новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. Капитальные строительные работы были завершены 2 мая 1822 года, после чего началась внутренняя отделка помещения храма. Его освящение состоялось 1 апреля 1823 года .

Фасад здания украсили барельефы "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста" выполненные В. И. Демут-Малиновским. Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Безсонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Резной иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном. Образа для него написали художники А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло.

Главными святынями здесь стали привезённые из Константинополя икона Нерукотворного Спаса и Знамения, шитая шёлком и жемчугом плащаница. Передача храма церковному старосте Пьянкову произошла в октябре 1824 года. Писатель и художник П. П. Свиньин так описал церковь:

"Внутренность храма освещается 17 большими окнами, сверх того верхними окнами особо, а алтарь одним, в котором вставлено жёлтое стекло, изливающее свет наподобие солнечного сияния.
Широкая правильная колоннада составляет вход и как бы преддверие сего великолепного храма. Выйдя из сей первой части его, взор поражается богатством и красотою иконостаса, образующего полуциркульную выпуклость. И если изящество его резьбы привлекает прежде всего внимание зрителя, то серьёзное и продолжительное удивление обратит на себя живопись иконостаса" [Цит. по: 2, с. 445].

Главный церковный зал украшают десять дорических колонн, которые поддерживают хоры по его сторонам. Восемь из них кирпичные, а две деревянные, облицованные жёлтым мрамором. Зал был оборудован люстрой на 108 свечей, созданной англичанином Джоном Банистером. Высота люстры составляла четыре метра, ширина - два с половиной метра. Её стоимость составила 18 000 рублей.

На первом этаже Конюшенной церкви в 1826 году была установлена траурная колесница, на которой в Санкт-Петербург привезли тело Александра I из Таганрога. В дальнейшем её поместили в Конюшенный музей .

В 1837 году произошла дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви. Особое разрешение на это дал Николай I, который опасался большого скопления людей и общественных волнений. Из-за этого прощание со знаменитым поэтом прошло в столь небольшой церкви. С. Н. Карамзина сообщала брату:

"Конюшенная церковь не велика, и туда впускали только тех, у кого были билеты, то есть почти исключительно высшее общество и дипломатический корпус, явившийся в полном составе. (Один из дипломатов сказал даже: «Лишь здесь мы впервые узнали, что значил Пушкин для России. До этого мы встречали его, были с ним знакомы, но никто из вас, обращался он к даме, не сказал нам, что он - ваша народная гордость».) Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, едва только кончилось богослужение и открыли двери; и ссорились, давили друг друга, чтобы нести гроб в подвал, где он должен был оставаться, пока его не повезут в деревню. Один очень хорошо одетый молодой человек умолял Пьера (Мещерского) позволить ему хотя бы прикоснуться рукой к гробу, тогда Пьер уступил ему своё место, и тот со слезами его благодарил" [Цит. по: 3, с. 23].

После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В это время священником Конюшенной церкви был протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий.

В 1849 году Конюшенная церковь стала приходской.

22 февраля 1857 года здесь осуществляли панихиду по композитору М. И. Глинке. Существует версия, что композитора здесь отпевали. Но это не так, в Конюшенной церкви прошла лишь панихида в память о Глинке. Композитор скончался 3 февраля 1857 года в Берлине. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

В 1857-1862 годах здание Конюшенной церкви перестраивалось архитектором П. Садовниковым, служившим в это время в Конюшенном ведомстве. Архитектор расширил храм, добавил окон на главном фасаде, превратил портал в псевдопортал. Колонны были сделаны полуколоннами, их соединила стена. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским. В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.

Последним настоятелем храма был протоиерей Феодор Иоаннович Знаменский. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, в мае 1923 года - закрыта . Иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, а архив сожжён. Вскоре здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде Конюшенной церкви напоминает о том, что "В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект". Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены.

Известно, что паникадило (люстра) из храма Спаса Нерукотворного образа в 1900-х годах находилась в главном вестибюле Адмиралтейства .

Новая община Конюшенной церкви возникла в 1989 году. Летом 1990 года было принято решение о возвращении храма верующим, 6 июня (в день рождения Пушкина) здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 года состоялась первая литургия . К 1999 году проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Новое торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года митрополитом Владимиром [там же]. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину.

История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все "английское" привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720-1724 гг. по проекту архитектора Н. Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини. Через 10 лет, в 1746 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 г. В 1822 г. церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 гг. архитектором П. Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен стасова украшают барельефы: "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста", выполненные в 1822 г. В.Демут-Малиновским. Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 г. его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по искизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена "печальная колесница" Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей. После 1917 г. храм сильно пострадал, был разграблен. Возвращен церкви в 1991 г.

Отдельно хотелось бы рассказать о храме и великих людях, причастных к нему. Пушкин А.С. и история Конюшенной церкви неотделимы. Это "Пушкинский храм". Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!" Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места. Статус же Конюшенной церкви был придворный. На отпевание в ней всегда нужно было получать особое разрешение. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту. Отпевание состоялось 1 февраля 1837 г., на котором присутствовали все власти, вся знать Петербурга. И отсюда поэт отправился в свой последний путь в Святые Горы. 2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы 18 в. здесь венчался известный церковный композитор М.С.Березовский.



В 1736 году, по желанию служащих при Главных Придворных конюшнях иметь свой храм и своего пастыря, повелением императрицы Анны Иоанновны устроена деревянная церковь в главном здании придворных конюшен, на Конюшенной площади, в палате, что над воротами, и освящена во имя "Нерукотворенного Спасителева Образа" в 1737 г., в присутствии самой императрицы.

Через 10 лет по основании деревянной церкви, повелением императрицы Елизаветы Петровны, в 1746 г. заложена была каменная церковь на противоположной стороне площади и освящена в 1747 г. тоже в присутствии Императорского Величества и их Императорских Высочеств, для коих устроены были в церкви два богато убранных места.

В 1822 году придворная Спаса Нерукотворенного Образа церковь была вновь переделана вместе с смежным с нею полуциркульным зданием Придворной конюшни по плану архитектора Стасова и освящена в 1823 г. .Построение этого храма, как и прежних, произведено на счет казны и обошлось, не считая наружных стен, вошедших в общую смету всего полуциркульного здания, одною внутреннею отделкою и украшением, 75 тыс. руб.

Церковь Спаса Нерукотворенного Образа помещается среди полуциркульного здания Главных Придворных конюшен, возвышаясь над ним одним этажом, с большим куполом и двумя колокольнями, и находится в Казанской части 2 участка. Правый боковой фасад ее, украшенный колоннадою и барельефами, изображающими вход Господень в Иерусалим и шествие Спасителя на Голгофу, параллелен Конюшенной площади.

Церковь внутри имеет правильную форму креста; устроена она с хорами, в два света; алтарем обращена на восток. Длина церкви до иконостаса 12 саж., ширина 8 саж., высота до купола 5 саж., купол высотою в 2 саж. 1 арш. Иконостас устроен полу- циркулем выпуклостью в церковь. Алтарь имеет в длину 3 саж., в ширину по середине 2 саж. 2 арш.; задняя стена его вогнута. Внутренность церкви освещается (вместе с алтарем) 17 большими окнами, хоры особо освещаются 11 верхними окнами, а в алтаре, в середине купола, вставлено большое цельное желтое стекло, через которое падает свет как бы от солнечного сияния. Хоры с двумя боковыми прямыми частями окружают храм до алтаря и поддерживаются 10 массивными колоннами. Все здание архитектуры греческой, с колоннами иоанического ордера.

Храм Спаса Нерукотворенного Образа однопрестольный. Престол и жертвенник сделаны из кипарисного дерева. Антиминс священнодействован в 1844 г. преосвященным Афанасием, епископом Винницким. Прежние антиминсы, за ветхостью их, сданы в ризницу Александроневской лавры.

Первую и драгоценную достопамятность в придворной церкви при Главных конюшнях представляют Нерукотворенный Образ Спасителя, икона Знамения Божией Матери и плащаница. Иконы эти и плащаница находились прежде в Царьграде и присланы в Россию в царствование императрицы Анны Иоанновны. До 1743 года они находились в домовой церкви вице-канцлера графа Михаила Гавриловича Головкина. По вступлении же на всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, когда граф Головкин был судим за участие в сочиненном проекте об устранении императрицы от престола, лишен чинов, имения и сослан в заточение в Березов особо назначенною комиссиею, иконы эти и плащаница, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, приняты в церковь Спаса Нерукотворенного Образа при Главных конюшнях, находящуюся из описных его пожитков.

Образ Всемилостивейшего Спаса написан на доске неизвестно когда и кем. Лик его древнего греческого письма. На нем риза и венец с сиянием серебряные, древней чеканной работы, местами вызолочены. В этом самом окладе он был вывезен из Константинополя и поступил из имения графа Головкина в церковь при Главных конюшнях.

Образ Спасителя Нерукотворенный помещен в церкви за правым клиросом, в резной, богато вызолоченной раме. Образ Знамения Пресвятой Богородицы, писанный на доске, с изображением на нем св. праведных Захарии и Елизаветы, Петра апостола и Алексея человека Божия - тоже древнего греческого письма. В 1823 году, по возобновлении храма, он украшен новою, серебряною вызолоченною ризою, а древняя, не так богатая (поля, верх и венцы серебряные чеканной работы), положена на снимок с этой иконы. Образ этот помещен в такой же раме, как и образ Спаса Нерукотворенного, за левым клиросом.

Плащаница вся тканная шелками; венцы и окружность плащаницы унизаны жемчугом, подбой тафтяной малиновый, поля прежде были колчатные коричневые, но за ветхостью заменены в 1809 г. малиновыми бархатными, кругом обложена она золотою бахромою, а на углах - четыре золотые кисти. В 1828 г. плащаница эта находилась в турецком походе, при походной императорской церкви.

В ризнице церкви находятся два евангелия, принятые в 1743 г. "из описных пожитков графа Михаила Головкина". Одно из них 1733 года, печатанное в Киевопечерской Лавре, обложено серебром и застежки серебряные, под исподом парча золотая. Другое 1735 г., печатанное в Москве, принято в церковь без оклада, но в 1740 г., по указу Конюшенной конторы, богато обложено серебром. Оба евангелия старинной славянской печати.

Кроме древних икон, в Придворной конюшенной церкви есть образа, замечательные своею художественною отделкою, работы наших лучших русских художников. Царские врата составлены из четырех образов. Два верхние представляют Благовещение Пресвятой Девы, а на двух нижних изображены четыре евангелиста. Писаны они профессором Императорской академии художеств Егоровым. Его же кисти местные образа, превосходно выполненные, особенно образ Спасителя и боковые иконы св. Александра Невского и праведной Елизаветы. Северные и южные изображения архангелов Михаила и Гавриила на северных и южных дверях, а над ними - восстания Христа Спасителя из гроба и Преображения Господня писаны профессором Ивановым. Эти четыре образа превосходят все другие драпировкою одежды, легкостью и прозрачностью облаков.

Вверху иконостаса находятся шесть восьмиугольных живописных произведений Брюллова, писанных на листовом железе; эти барельефы развешаны в длинных рамах по стенам хор. Все эти живописные работы сделаны при перестройке церкви в 1823 г. по заказу шталмейстера Придворной конюшни, князя Василия Васильевича Долгорукова. Ценность их 18 000 руб.

Среди церкви Спаса Нерукотворенного Образа, в главном куполе, висит замечательная по своей величине (7 футов в диаметре) и художественной отделке люстра. Устроена она по Высочайше утвержденному, в 19-й день апреля 1822 г. рисунку, и есть лучшее произведение известного фабриканта Джона Баннистера. Она сделана из плакированной меди с серебрянным матом, массивными краями и украшениями из чистого серебра, которого употреблено около 3 пудов. Огромность люстры (вес ее 32 пуда) в массе ее разделяется и как бы облегчается шестью подвесками, висящими на прекрасно сделанных цепях, в виде особых лампад. Она стоит 2 000 руб. В сенях церкви, в особо устроенном месте, хранится погребальная колесница, на которой везено было из Таганрога тело императора Александра I.

Метрические книги, в полном своем составе, имеются в церкви с 1800 г. Из дел, хранящихся в Придворной конюшенной конторе и касающихся церкви, не видно, чтобы церковь с начала своего существования на требы свои получала от казны какую-либо определенную сумму. Только в 1819 г. 17 декабря высочайшим указом определено было отпускать в Придворную конюшенную контору от государственного казначейства на церковные требы, как то: муку, вино, ладан, масло и свечи 201 руб. 28 коп. в год. Такая сумма получается в настоящее время из главного казначейства.

По штату 1733 г. положено было при Конюшенном дворе: священник один, ему велено жалования денег 60 руб. в год, хлеба - ржи 12 четвертей, овса - тож число, а для житья один покой. В 1797 г. по штату положено: священник, диакон и два псаломщика, кроме жалования, причт пользовался казенными квартирами и на отопление их получал от Конюшенной конторы дров: священник 16 саж., диакон 8 саж. и псаломщики по 4 саж. в год. В 1839 году января 2 дня по утвержденному штату содержание причта увеличено: священнику жалования 429 руб. сер.,столовых - 285 руб. и на разъезды 300 руб.; диакону по 285 руб. жалования и столовых; 2 псаломщикам - 172 руб. и столько же столовых; просфирне 58 руб. и 2 сторожам - по 50 руб. Сверх того, священнику и диакону ежегодно отпускалось бархату и шелковой материи на рясы по 16-ти аршин и на два подрясника по 15-ти аршин той же материи. В настоящее же время на этот предмет ежегодно выдается из придворной его величества конторы по 121 руб. сер. Причт имеет казенные квартиры в здании Главных Придворных конюшен, с отоплением. За исправление треб по Придворному конюшенному ведомству причт пользуется доходами.

Приход церкви составляют все служащие в Придворном конюшенном ведомстве, к приходу церкви причислена служительская рота Императорского Зимнего дворца и Придворный конюшенный лазарет на 60 кроватей, с отделениями мужским, женским и родильным, помещающийся в зданиях Главной Придворной конюшни, в который принимают всех служащих в придворном ведомстве. В приходе церкви имеется школа для служительских детей, мальчиков и девочек, устроенная Придворным конюшенным начальством. В ней преподаются: закон Божий, русский язык, география России и 4 арифметические правила. Сверх того, мальчиков учат ремеслам: сапожному и портняжному, а девочек - рукоделию. По окончании курса учения, мальчики зачисляются в службу по Конюшенному ведомству. При церкви имеется хор певчих, по преимуществу составленный из служителей конюшенного ведомства и служительских детей.

/Составил диакон означенной церкви Николай Кедров/

«Историко - статистические сведения о С.-Петербургской епархии», Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39).

Церковь была построена в здании придворного Конюшенного ведомства.

В это здание Конюшенный двор переехал в начале 18 века. Чиновники сразу обратились к императрице Анне Иоанновне с ходатайством о постройке собственной церкви.

Императрица ходатайство удовлетворила и в 1736 году отдала распоряжение выстроить здесь деревянную церковь.

Доподлинно неизвестно, но предполагается, что новую церковь Спаса Нерукотворного строил известный архитектор Доменико Трезини.

Полное название - Церковь Спаса Нерукотворного образа.

Очередная перестройка здания была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна.

Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перестроили и освятили заново.

На этот раз её строили каменной.

В следующий раз церковь реконструировали уже в начале 19 столетия. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад, изготовил Демут-Малиновский.

Не менее замечательны и внутренние интерьеры.

Внутри его украсили, доставленные из Константинополя, три святыни – Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.

В 19 веке Конюшенная церковь числилась придворной.

На первом этаже выставили в 1826 году на всеобщее обозрение «печальную колесницу». На ней из Таганрога в Петербург доставили тело Александра Первого. Впоследствии, колесница стала одним из экспонатов Конюшенного музея.

Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его здесь, ближайшей к его дому.

Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.

Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание состоялось.

Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека – композитора Михаила Глинки.

В 1917 году храм был разграблен и закрыт.

Сначала в здании открыли Клуб конной милиции, а затем – одно из отделений института «Гидропроект».

Епархии храм Спаса Нерукотворного вернули в 1991 году. Тогда же здесь начали реставрацию и возобновили богослужения. Сейчас в церкви существует традиция – каждый год, 1 февраля, здесь проводят панихиду по убиенному поэту.

Не так давно сюда вернули еще одну святыню – уникальный колокол. Его изготовили на петербургском «Балтийском заводе». Раньше точно такой же был установлен на звоннице храма, но в годы революции его уничтожили.

Более чем полуторатонный колокол, выполненный из бронзы с добавлением серебра, славится своей великолепной акустикой. Он способен не терять своих качеств даже на лютом морозе.

Это еще один образец, когда мирские задачи превалировали над классическими церковно-архитектурными канонами.

Угадать в этой постройке религиозный объект может только опытный человек, а простой турист примет ее за часть общего фасада.

Увидеть Конюшенную церковь можно почти в любой экскурсии по городу, но не потому, что она так красива или исторически интересна, просто рядом находится знаменитый на весь мир собор Спас на Крови.

Адрес:

Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, дом 1

Как добраться:

Сперва пройти по пути к собору Спас на Крови. Обойти собор, и перейти канал Грибоедова по Ново-Конюшенном мосту.

Сразу за ним начинается площадь, где по правой стороне находится длинное серпообразное здание. Церковь находится в середине, встроенная в это здание.

mob_info