Что изучает предмет основы православной культуры. Хабаровск православный

В конце июля Российская академия образования (РАО) предложила провести экспертизу примерного образовательного курса для школьников «Основы православной культуры». До этого данный курс являлся одним из модулей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), решение о выборе которого предоставлялось родителям учеников 4-5-х классов. Заключение экспертного совета должно было быть вынесено до 22 августа. Как сообщили в пресс-центре РАО, проверку стандарта проводили две организации, одна из которых — МГПУ, а о другой представителю пресс-службы не было известно.

Также до сих пор остается непонятным, кто из учителей должен вести курс по нравственному воспитанию, не считая тех, кто преподает в младших классах. Пока еще ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования (МИОО) в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры».

Свое видение Игорь Реморенко представил так: «Разные люди бывают: учителя истории, учителя мировой художественной культуры. Здесь все зависит от кругозора, интересов, способностей каждого учителя. Тут я бы не требовал наличия жестких квалификаций. В нашей школе курс по этике преподавал биолог, потому что он действительно об этом думал, писал статьи».

Общий объём выборки: 1800 респондентов.

Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Одобряете ли Вы введение в российских школах преподавания нового предмета "Основы православной культуры"?

Комментарии респондентов:

Да, в рамках обязательной программы

"Светскость государства предполагает прежде всего невмешательство Церкви в управление Государством, то есть госорганов. К образованию, то есть к познанию истины это никакого значения не имеет. Под таким же предлогом можно не изучать историю, русскую литературу, биологию, химию и т.д. Разве не абсурден довод о том, что в светском государстве нельзя изучать религию?"

"Из нашей жизни всё больше уходит русское начало. Наши люди сплошь и рядом вместо русского "Ух ты", говорят американское "Вау". У нас только один Большой театр старше всей их Америки! Русский дух должен жить, а оплот тому - православие!!!"

"Давно пора - православие заслуживает внимательного отношения и глубокого изучения. И почему раньше не ввели?"

"Вся история России связана с тем, что она была Православная. Борис, Глеб, Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергий Радонежский, Ушаков - это еще и Русские святые. Русская литература, культура, живопись - в основе его люди, воспитанные в Православии. Это дает знания, позволяющие не поверхностно понять культуру русского ТИТУЛЬНОГО народа!"

"Православие - основа российской и важная часть мировой культуры. Его отличает гуманизм, веротерпимость, миролюбие. Изучать православие - не означает принуждать к вероисповеданию. Каждый волен найти путь к своему Богу. Следует учитывать и то, что в нашей стране идет безудержная пропаганда зла и насилия, и это дает свои проявления в молодежной среде. И, быть может, приобщение молодых к православной культуре поможет хотя бы части из них встать на правильный путь".

Да, факультативно

"Да, по желанию ребенка и родителей. Должна быть свобода выбора".

"Россия объединяет людей многих религий, поэтому корректнее было бы ввести предмет "Основы религиоведения".

"Вера в Бога, знание православной культуры формирует личность, характер человека, его отношение к своей стране, ближним, помогает трезво оценивать свои поступки, защищает от скверны. Считаю, что изучение православной культуры - это один из шагов на пути к Богу. Но на путь к Богу человек должен взойти сам по желанию души и сердца. Нельзя толкать его на этот путь насильно и в обязательном порядке. Дорогие мои, конечно же, изучение основ православной культуры должно проводиться факультативно и по желанию ученика, в его свободное время. Это же духовные ценности, а не предмет!"

"Человек, даже маленький, должен решить сам, посещать эти занятия или нет. Православная культура есть внутри каждого из нас, и она должна сама пробудиться в душе рано или поздно. "Обязательно" нам вдалбливали коммунистические основы, а что из этого вышло, мы видим сейчас. Любая вера должна сама расцвести в душе".

"Факультативно! В конституции нашей страны закреплено право каждого человека в выборе вероисповедания, и обязывать изучение только основы одной религии - недопустимо. Хотя я православный и хотел бы, чтоб мои дети изучали этот предмет, но чтоб при этом не должны ущемляться права других школьников, исповедующих другие религии".

"Школьники (особенно в старших классах) перегружены различными предметами и дисциплинами и все предметы все равно осваивать не успевают, поэтому надо прежде всего подумать о введении профильности обучения, а потом уже отвечать на данный вопрос. Конечно можно было бы ввести изучение основ православия факультативно, да только ведь почти никто не будет посещать факультатив, поскольку у школьников подчас не хватает времени даже на основные дисциплины. Хотя попробовать, конечно, можно".

Нет, у нас светское государство - религии не место в школе

"Достаточно ограничиться нормами морали и этики!"

"Преподавание православия в школе может привести к обострению межнациональных отношений, особенно в многонациональных регионах, помимо этого, я считаю, что религия - личное дело каждой семьи, поэтому нельзя насильственно навязывать ее изучение в школе (сколько войн и страданий в истории человечества... и все во имя веры).
А для желающих глубоко изучать православие существуют православные гимназии".

"Главная беда русской православной церкви - сращивание с государством, через это - потеря веры. Однажды (в 1917 г.) это уже привело к большой беде. Надо, чтобы церковь привлекала людей служением истине, а не искусственным путем с помощью государства".

"Насильственное насаждение православия, которое мы наблюдаем повсеместно, сильно дискредитирует православную религию. Очевидна бестолковая попытка государства компенсировать православием отсутствие национальной идеи".

"Религия - опиум для народа, особенно в нашей стране. Лично мне в 10-11 классах преподавали основы всех основных конфессий в курсе обществознания. И ничего - не помер. А детям этого и задаром не надо, им и так кучу всякой ереси преподают и без религии".

"Страшно представить, во что это выльется "на местах".

"Зачем загружать еще и так перегруженную школьную программу. Пожалейте детей!!!"

Нет, школьники должны изучать не только православие, но и основы других религий

"Мои дети - православные, и мне хотелось бы, чтобы они знали православную культуру, но при этом я считаю, что должен быть свободный выбор".

"Считаю, что выбор религии - это как выбор места жительства, только с годами и опытом понимаешь, что где-то тебе хорошо, а где-то лучше вообще не бывать. Поэтому считаю неправильным навязывать ребенку то, что он еще не может осмыслить и понять, а нужно ли ему это? Если нужно, то он с годами придет сам к религии. А прививать ребенку нужно любовь и уважение к своей Родине, к стране в которой он растет, к государству, в котором он живет. Но не только. Еще уважение к другим странам и религиям, то есть к ДРУГИМ ЛЮДЯМ!!!"

"Это очередной перегиб палки. В чем разница между "Историей КПСС" и "Основой православной культуры"? Принципиально - никакой! И вообще, исторически наша славянская религия - язычество, а не христианство".

"А как же равенство и братство? Учить - так учить основам всех религий. Только кто учить-то будет? Священникам и так есть, чем заняться, а "училки" - они научат, как же. Тому, чего сами не знают? И что тогда будет с нашими детьми? Я против, хотя понимаю, что если сегодня не ввести курс "Основ православия", то через 10 лет, но уже никого не спрашивая, в наших школах будут читать "Основы ислама".

Затрудняюсь ответить

"Мне без разницы: чем больше знаний тем умнее человек".

"Нет, обязаловка ещё никогда не приносила пользы. Сначала мы всех скопом отваживали от церкви, теперь опять же строем загоняем в неё".

"Главное, не перегнуть палку, а в целом - отношусь положительно".

Код для вставки в блог

Нужны ли "Основы православной культуры" современной школе?

Скандал вокруг курса «Основы православной культуры» в школах России набирает обороты, однако результаты нашего опроса показывают, что большинство (61%) россиян говорят "да" этому нововведению. Подробнее...

В 2010 году в некоторых регионах России провели эксперимент, который якобы подтвердил «успех» нового школьного предмета – «Основы православной культуры».

Никто не привел никаких данных, подтверждающих некую «эффективность», но после заявления о том, что это нужно преподавать всем детям, начался скандал. В итоге приняли половинчатое решение – ввели новый предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Там среди модулей есть и ОПК.

Важно сказать, что это не соответствовало церковным интересам. Попы хотели, чтобы никакой альтернативы ОПК не было. Еще в 1999 году патриарх Алексий IIговорил открыто:

«Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».

Так что они просто реализуют этот проект. В действительности ОПК – пропагандистский предмет, где не рассказывают о православной культуре, а именно пропагандируют религиозный культ. Дабы убедиться в этом, достаточно посмотреть на типичный урок ОПК в светской школе (https://www.youtube.com/watch?v=agPFRgc458A). Как видно, учитель не знакомит детей с культурой, а именно промывает мозги.

Стоит сказать, что ОПК – уникальный предмет постольку, поскольку автор – священнослужитель и миссионер, а не религиовед или культуролог. В 4 статье федерального закона «О свободе совести» указано, что государство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Не совсем понятно, как это можно обеспечивать, когда четвероклассникам навязывают религиозное мракобесие, пользуясь невежеством или безразличием родителей и авторитетом учителя.

Впрочем, можно еще сказать, что пока есть выбор, от ОПК потихоньку отказываются. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил, что в этом году только 14% уральских учеников выбрало ОПК. А в республике Коми только 10%. В интернете против преподавания ОПК подписало более 80 тыс. человек.

И это несмотря на то, что данный предмет, несомненно, поддерживается властью. Ведь как-то даже завуча школы уволили из-за того, что, по мнению попов, недостаточно много людей выбрало ОПК.

Что же происходит на этих уроках? Во-первых, что самое главное, там не говорят о том, что православие – просто религиозный культ, часть истории России. Там говорят, что православие – истина и что как будто библейские события – истина, что якобы всякие «чудеса» действительно имели место и проч.

Причем, что самое интересное, РПЦ пропагандируют даже иногда преподаватели иных предметов, в частности «Основ мировых религиозных культур». Алина Наумова, мать ученика, рассказала, что происходило на уроке в светской школе:

«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала ее убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не против уроков православия, но не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками».

Ключевой вопрос: а для чего вообще нужно это в школе? Дети должны получить базовые знания, а затем выбрать, куда пойдут дальше. Религия – личное дело каждого. Наверное, сами разберутся со временем. Тут же их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».

Теперь об ОПК. Анна Сытина из Московской области сказала, что случилось с ее дочерью после посещения этих «культурологических» уроков:

«Она стала крестить перед уходом на работу меня, отца-атеиста, бабушку и деда-коммуниста. Даже нашу кошку. Дочь объяснила - учительница по ОПК сказала: так надо делать, чтобы близкие не умерли неожиданно. Я теперь требую, чтобы мою дочь освободили от этого странного предмета. Школа не должна лезть в душу к моему ребенку. Она приходит на занятия за знаниями. Всё остальное не школьная „епархия“».

Видимо, учительница связала «духовность» с утверждением Воланда о том, что человек «внезапно смертен». Конечно, многие люди думают, что это [пропаганда РПЦ] только отторгает детей от религиозного культа. Однако, увы, бывает и такое, что впечатлительных детей просто запугают.

Самое важное, что таких учителей не увольняют. Похоже, такие как раз самые ценные. Ведь все эти деятели проходят курсы подготовки. Если туда берут учителей труда, то даже сложно сказать, как их там готовят. Не исключено, что этим занимаются попы-миссионеры, которые как раз заинтересованы в том, чтобы православие дети выбирали любой ценой, а поэтому запугивание – один из лучших вариантов.

Вот уже 3 года преподают это в школах. Как же россияне в большинстве своем относятся к религиозной пропаганде в школе? В 2009 году, по данным «Левада-центра», почти 70% положительно относилось к тому, чтобы были предметы, которые знакомят детей с религией. Конечно, они имели в виду просто знакомство со всеми религиями, где рассказывают, например, историю религий. Однако уже в 2013 году поддерживали это только 22%.

Эти результаты говорят попам и чиновникам о том, что нужно активнее продвигать религию. Уже сейчас всерьез рассматривается возможность преподавания ОПК в других классах школы. Митрополит Калужский и Боровский Климент заявил:

«Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс».

Как видно, уже речь идет не о некой общей программе, а именно о православной пропаганде. Поп даже не говорит о том, что если эти православные так хотят, чтобы их ребенок знал культ, то могли бы отправить его либо в специальное учебное заведение религиозного толка, либо в воскресную школу. Попам нужно, чтобы это было для всех, т. е. и для тех, кому это вообще не нужно.

Председатель профсоюза учителей Андрей Демидов о ситуации, с которой знаком хорошо:

«У меня создалось ощущение, что РПЦ пытается расширить и углубить модуль ОПК в школе, а родителям это не нужно. Если ОПК будут преподавать аж до 9-го класса, то противников и этого предмета, и РПЦ в целом станет больше. Когда ОПК только начали преподавать и родителям предоставили выбор между этим предметом и светской этикой, многие выбрали ОПК. Школьная администрация под влиянием РПЦ лоббировала ОПК и люди под мягким давлением соглашались. Но опыт показал, что вместо просвещения на уроках ОПК происходит агрессивное навязывание догматов веры. Родители разочаровались».

Но важно учитывать, что, несмотря на критические замечания компетентных людей, данный предмет пока никто отменять не намерен. Возможно, именно из-за критики предмета нет во всех классах школы, но такая идея, несомненно, будет актуальна в ближайшее время.

«Епархиальные центры ориентируют преподавателей на ложные цели: воцерковление детей, повышение духовности в церковном смысле этого слова. Я не вижу и методической настойчивости институтов повышения квалификации учителей в системе светского министерства образования, чтобы этот курс имел под собой достойную научную базу».

О какой научной базе в данном случае может идти речь? Предмет для четвероклассников. Неужели никто за все это время не смог додуматься, что, возможно, слишком рано начинают разбирать мировоззренческие вопросы, тем более есть разделение на группы, когда есть выбор между светской этикой, православием или исламом. С таким же успехом можно было бы преподавать в первом классе, например, «Онтологию в средневековой философии».

Но в том-то и дело, что основная задача не связана собственно с образованием. Ведь никаких реальных знаний дети на этих уроках не получат. В лучшем случае они просто потратят время впустую, в худшем – станут верующими фанатиками, на которых повлияли россказни «уверовавших» учителей.

МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Минобрнауки заверяет, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе, а его введение как факультатива не является инициативой министерства.

СМИ узнали о новых попытках ввести в школах курс православной культуры Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".

Ранее газета "Коммерсант" написала, что в российских школах может появиться предмет "православная культура", рассчитанный на все время обучения детей — с первого по одиннадцатый классы.

"Программа предназначена не для обязательной части учебной программы, а для факультативных или дополнительных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся. К оценке курса министерство сможет приступить только в случае положительного заключения ФУМО (Федерального учебно-методического объединения)", — говорится в сообщении Минобрнауки.

"Отдельная программа "Православной культуры", рассматриваемая в настоящее время федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства", — подчеркнули в Минобрнауки. Там пояснили, что первоначально программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторами программы являются Игорь Метлик и Герман Демидов.

В министерстве напомнили, что в обязательной учебной программе сейчас модуль "Основы православной культуры" присутствует как один из модулей курса "Основы религиозных культур и светской этике", предназначенного для учащихся четвертых классов. В состав курса входят шесть модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.

"Учащиеся и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения, и министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора", — сообщили в Минобрнауки, добавив, что с 2015 года ведомство проводит масштабное исследование качества преподавания курса в школах России в том виде, в котором оно реализуется сегодня - в рамках программы четвертого класса: анализируется учебная литература курса, его эффективность в образовательном аспекте, качество подготовки учителей.

Глава информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко) подтвердил РИА Новости, что "ни о какой обязательности курса "Православная культура" речи не идет и идти не может". Как пояснил Войтишко, существующая в федеральном государственном образовательном стандарте предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" "не предполагает обязательности модуля в рамках этой предметной области". "Школы сами самостоятельно определяют, какие программы им реализовывать в рамках данной области. Конечно же, школы принимают решение на основании мнения законных представителей детей - родителей", — отметил священник.

"Введение "Основ православной культуры" - один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей" (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г.)

Почему Святейший Патриарх Кирилл сказал, что введение в школу нового учебного предмета "Основы православной культуры" имеет решающее значение для судьбы российского образования? - Потому что современное отечественное образование находится не только в состоянии затяжного реформирования, но и глубокого духовно-нравственного кризиса.

Самой школе (директорам, учителям) говорить об этом кризисе неловко: это все равно, что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе…

Непрерывное реформирование школы можно сравнить с непрерывными переездами. Представьте ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже говорят: извольте, надо снова переезжать… Но реформы - это неизбежное, школа их не выбирает. Поэтому критически обсуждать реформирование школьного образования так же непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не способствует повышению качества школьного образования. А вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит не столько от министра образования А.А. Фурсенко, сколько от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно вновь привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что введение в школу предмета "Основы православной культуры" имеет решающее значение для судьбы российского образования.

Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе?

Вот краткий и примерный их перечень.

1. Недостаточная информированность родителей об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ). Большинство родителей не знают о цели и задачах предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Им настойчиво рекомендуют "Основы светской этики", на худой конец - так называемые "Основы мировых религий". Так что, чаще всего имеет место ситуация, которую можно охарактеризовать как "выбор без выбора".

2. Неудовлетворительная подготовка учителей комплексного курса ОРКиСЭ, следовательно - и учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто формально, без учета специфики предметов (так называемых модулей) новой образовательной области.

3. Проблемы с финансированием ОРКиСЭ: отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы учителей за проведение уроков по ОРКиСЭ, в том числе и по ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то выкраивать из общего объема финансирования.

4. Пресловутый дефицит "часов". За счет сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ? Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может настроить против преподавания в школе основ религиозной культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда добавляется, что школьники и так перегружены предметами и уроками.

5. Наличие в классе небольшого числа выбравших ОПК. Если, например, в классе всего два-три таких ребенка, а в школе - десять-пятнадцать, то проще их записать на "Основы светской этики", чем заниматься проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками учителя по ОПК, места для проведения занятий и так далее.

6. Отсутствие помещений для раздельного преподавания модулей ОРКиСЭ. "Выход" обычно один и тот же - всех детей записать на "Основы светской этики", и тогда не надо искать дополнительного помещения для занятий по "малочисленному" модулю.

7. Недостаток или отсутствие учебно-методических пособий по ОРКиСЭ, в том числе по ОПК для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).

Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования российская школа накопила такой богатый опыт по преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и состоит главная задача нашей школы - преодолевать трудности, а не учить детей доброй жизни и давать полезные знания.

Протоиерей Борис Пивоваров

Все вышеперечисленные проблемы можно разрешить только при одном условии - если в школе будет устранен режим наибольшего неблагоприятствования для преподавания "Основ православной культуры".

Известно, что всякое дело реализуется в определенных условиях: очень благоприятных, благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных, очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался режим наибольшего неблагоприятствования.

Почему и как создалась такая ситуация? - На мой взгляд, первая и главная проблема введения комплексного курса ОРКСЭ в школу - это целенаправленное противодействие нормальному введению ОПК (в рамках указанного комплексного курса) со стороны противников преподавания основ православной культуры.

В чем и как обнаружилось это противодействие?

Противники введения "Основ православной культуры" в школу с самого начала апробации комплексного курса ОРКиСЭ грозили эксперименту рисками.

Первое опасение ими было сформулировано так: "В школу придут священнослужители!" А это, по мнению противников изучения православной культуры в школе, "было бы прямым нарушением Конституции России". При этом делалась лукавая ссылка на Конституцию:

"В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности" ("Книга для родителей". М.: "Просвещение", 2010. С. 5).

В чем неправда и лукавство данного "опасения"? - В произвольно-расширительном толковании Конституции России.

А.Я. Данилюк, составитель цитируемой "Книги для родителей", утверждает: "Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции". Но если кто-либо сам прочитает весь текст Конституции Российской Федерации, то таких слов там не обнаружит. Не найдет он их там по простой причине - в Основном законе нашей страны их нет и быть не может.

Почему? - Ответ дает п.2 ст.19 самой Конституции: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

"Все равны перед законом" (п.1 ст.19). Значит, и утверждение А.Я. Данилюка, запугивающего родителей тем, что "в школу придут священнослужители!", - носит антиконституционный характер. Пунктом 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от "должностного положения", от "отношения к религии, убеждений", а также других обстоятельств.

А.Я. Данилюк, по-видимому, рассчитывает на то, что занятые своими проблемами родители не будут проверять его ссылки на Конституцию, а поверят ему на слово. Возможно, автор рассчитывает и на то, что в головах многих учителей и родителей до сих пор еще сохраняется утратившее законную силу положение - "школа отделена от Церкви". В ныне действующем законодательстве России такого положения нет. Следовательно, Конституции Российской Федерации противоречит не приход священнослужителя в школу, а антицерковное утверждение составителя "Книги для родителей".

Противниками преподавания основ православной культуры произвольно-расширительно толкуется и п.5 ст.1 Закона РФ "Об образовании": "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается".

Что не допускается Законом "Об образовании"? - Создание и деятельность организационных структур, причем не только религиозных объединений, но прежде всего политических партий. Иными словами, п.5 ст.1 Закона "Об образовании" запрещает создание и деятельность, например, отделения любой политической партии или какого-либо религиозного объединения со всеми необходимыми для их функционирования должностями и установлениями.

Приход священнослужителя в школу ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом "Об образовании" не запрещается. Что же касается регулярного преподавания в школе священнослужителем какого-либо предмета, в том числе и "Основ православной культуры", то и здесь нет законодательных запретов. Более того, если священнослужитель или иной представитель Церкви имеет соответствующую квалификационную категорию и подготовку, то запрещение ему преподавать в школе является прямым нарушением Конституции России.

Если упоминать статью 14 Конституции России, на которую ссылается "Книга для родителей", то не следует забывать и 28-ю статью Основного закона нашей страны: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Заметим, что в этой статье Конституции нет оговорки, что действие ее не распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения, то есть на школы. Поэтому не случайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 21 июля 2009 года на знаменательной встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами российских мусульман, иудеев и буддистов (на которой и было принято принципиальное решение о введении в российскую школу предметов по духовно-нравственной культуре) совокупно привел 14-ю и 28-ю статьи Конституции Российской Федерации.

Один из принципов государственной политики в области образования - "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей" (Закон РФ "Об образовании", п.2 ст.2). Православие, как гласит Закон Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), имеет "особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Поскольку этого Закона никто не отменял, то для защиты и развития православной культуры народов России в школе необходимо изучать основы православной культуры.

Но противники православной культуры боятся возрождения исторически приоритетного положения Православной Церкви в России и не хотят замечать свидетельства действующего законодательства об особой роли православия перед российской историей и культурой.

Другой важный принцип государственной политики в образовании - "свобода и плюрализм в образовании" (Закон РФ "Об образовании", п.5 ст.2). Но о какой свободе в образовании можно говорить, если родителей школьников запугивают тем, что "священнослужитель может прийти в школу"?! (Выходит, свобода и плюрализм - только для атеистов?)

Что страшного для школы в том, что православный священник придет в школу на урок основ православной культуры? Неужели страшно, что он познакомит детей с заповедью о почитании родителей, научит их всегда благодарить своих учителей, воздерживаться от скверных слов, разъяснит значение слова "священный" в Государственном Гимне России или в песне "Священная война", а также расскажет о церковно-государственных праздниках? Этого ли надо бояться школе?!

Второе "опасение" противников преподавания православной культуры в школе: "Не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?" ("Советская Сибирь". № 217, 17 ноября 2011 г.).

Обратим внимание на то, о чем идет речь. Речь в газете идет даже не о модуле основ православной культуры, а обо всем комплексном курсе ОРКиСЭ! Страх противников преподавания православной культуры перед "пропагандой православия" превышает все резоны в пользу комплексного курса ОРКиСЭ. И чтобы "не рисковать", они уже у самых истоков эксперимента готовы были отказаться от всего комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"!

А что означают и откуда взяты слова "пропаганда православия"? - Это словосочетание заимствовано из времен открытого гонения на Русскую Православную Церковь и на верующих, когда Н.С. Хрущевым была поставлена задача искоренить религию в СССР. Провозглашая планы построения коммунизма, этот богоборец заявил: "Религию в коммунизм мы не возьмем!" А чтобы подтвердить свои планы, он обещал в скором времени показать "последнего советского попа по телевидению".

Огласил Хрущев на весь мир свои воинствующе-атеистические планы - и вскоре его освободили от власти. А к концу XX века как символ возрождения православной культуры России в Москве был воссоздан Храм Христа Спасителя!

В прошлом году, когда в Россию афонские монахи привезли Пояс Богородицы, более трех миллионов человек поспешили к этой великой христианской святыне. Жаль, что А.Я. Данилюк, автор "Книги для родителей", не опросил стоявших в очереди у Храма Христа Спасителя москвичей: желают ли они, чтобы их дети и внуки изучали в школе "Основы православной культуры"?

А ведь напрашивается и такой вопрос: "Неужели миллионы православных родителей, которые уже приобщили своих деток к православной вере и культуре через Святое Крещение, не сделали тем самым свой мировоззренческий выбор и не определили - по какому жизненному пути они хотят направить своих детей?" Задайте вопрос на любом школьном родительском собрании: "Кто из родителей крестил своих детей?" - Увидите лес рук. Тогда задайте им следующий вопрос: "А хотели бы поднявшие руку родители, чтобы их крещеные дети изучали в школе предмет "Основы православной культуры"?"

Если таким образом провести родительское собрание, то процент родителей, выбравших "Основы православной культуры", будет несравненно выше, нежели сейчас. И не надо будет ломать голову над изобретением механизма выбора модуля ОРКиСЭ. Более того, если школа таким образом выразит уважение к мировоззренческому выбору родителей, то будет на деле реализован Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы "О защите прав человека и основных свобод", ст.2 которой гласит: "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям".

Противники изучения православной культуры в школе настраивают против религии не только родителей (см. "Книгу для родителей"), но и учителей комплексного курса ОРКиСЭ. На первой же странице введения к "Книге для учителя" делается выпад против религии: "Религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественнонаучного знания и даже противоречит ему" ("Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы". М.: "Просвещение", 2010). Из времен гонения на веру, Церковь и верующих составители "Книги для учителя" вытащили замшелый догмат воинствующего атеизма: "Наука - против религии".

Религия не разделяет атеистических интерпретаций того, что еще не известно науке (проблемы космогонии, зоогенеза и антропогенеза). Религия не разделяет и убеждений представителей так называемого "научного атеизма", считающих, что только они обладают единственно верным материалистическим мировоззрением. Но внушать учителю, что религия противоречит науке, - значит продолжать бороться с религией, заявляя при этом, что имеется свобода вероисповедания.

На странице 8-й "Книги для учителя" содержится еще один выпад против религии: "…религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека".

Хорошенькая характеристика дается религии! Кто же после этого захочет преподавать основы религиозной культуры?! Заметим, что составители "Книги для учителя" сознательно подменяют одно другим - деструктивный характер имеет не религия, а сектантские и террористические псевдорелигиозные учения и течения.

Цитируемые "Книга для родителей", "Книга для учителя" и вброс в общественную дискуссию по вопросу апробации ОРКиСЭ такого словосочетания, как "пропаганда православия", - все это свидетельствует о том, что имеет место целенаправленное противодействие возрождению православной культуры России.

Школа борется (должна бороться!) с наркотиками, с пропагандой наркотиков, с криминалом, с пропагандой насилия. А газета "Советская Сибирь" беспокоится о "пропаганде православия". Тут невольно вспоминается другой бичующий религию догмат воинствующих безбожников: "Религия - опиум для народа". Но пока 70 лет в СССР боролись с религией - настоящий опиум проник в нашу страну, в школу, в жизнь, причем в таких масштабах, что трудно с чем-либо сравнить это бедствие.

Уместно вспомнить, что сказал о рисках, связанных с введением ОРКСЭ, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (25 января 2011 года): "Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень много об этом сказал сегодня Его Святейшество. Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие".

Каковы меры, принимаемые органами управления образованием и директорами общеобразовательных учреждений "для преодоления указанных "опасений" и "рисков" в ходе апробации ОРКиСЭ"? - Неусыпный контроль за соблюдением "светского характера образования"!

В чем выражается этот контроль?

В недопущении священнослужителей в школу; в том, что сотрудничество учителей основ православной культуры с представителями Русской Православной Церкви носит скорее символический, чем конструктивный характер; до сих пор нет методических объединений по основам православной культуры(все имеющиеся методобъединения - только по всем шести модулям разом, а благодаря этому нет продвижения по совершенствованию преподавания ОПК).

В фактическом отсутствии свободного выбора предмета (модуля) основы православной культуры родителями (законными представителями) и учащимися.

В том, что разъяснительная работа в средствах массовой информации ведется "в одни ворота" - в пользу светской этики.

Так и сформировался режим наибольшего неблагоприятствования для введения в школу "Основ православной культуры".

И это в то время, когда напряженность и тревожность, связанные с духовно-нравственным кризисом всего человечества, все чаще проявляются и в школе. Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие детей к информации, выложенной в социальных сетях, позволяет манипулировать их сознанием. Школа становится учреждением по оказанию "образовательных услуг". В результате невольно утрачивается традиционный для России образ школы как рассадника просвещения и духовно-нравственного воспитания.

Кто может быть преподавателем предмета "Основы православной культуры"? - Тот учитель, который не только прошел курсовую подготовку и (или) переподготовку в АПКиППРО или НИПКиПРО, но также получил рекомендацию от соответствующей централизованной религиозной организации региона.

В поддержку этого принципа 3 ноября 2011 года выступил Межрелигиозный совет России, образованный в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе представителей четырех религиозных традиций России - православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный совет России признал важность предоставления централизованным религиозным организациям возможности рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин религиозно-познавательного характера.

В Новосибирской области централизованной религиозной организацией Русской Православной Церкви является Новосибирская епархия. Следовательно, для совершенствования преподавания "Основ православной культуры" в школах Новосибирска и Новосибирской области учителю основ православной культуры необходима рекомендация от Новосибирской епархии.

Практика рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать предметы религиозно-познавательного характера, имеет место во многих европейских странах, например, в Германии. И от этого ни сама Германия, ни государственная система образования страны не утратили светского характера. У нас, в России, отсутствие практики рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать основ православной культуры, является пережитком идеологического господства атеизма в системе общего образования.

Воспитание школьников в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения. Чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на педагоге. Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. А "Основы светской этики" не требуют подобной работы над собой. Потому что "индивидуальная этика", по учению составителей "Книги для учителя", "в современном обществе отделяется от религии" (С.16), и человек волен "формировать собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов" (С. 215).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении с 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях страны учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" организацию работы по введению в школу нового учебного предмета "Основы православной культуры" в Новосибирске и Новосибирской области необходимо совершенствовать.

Для этого нужно:

Обеспечить родителям свободный выбор основ православной культуры,

Снабдить учителей доброкачественным методическим материалом, а учащихся - учебными пособиями,

Организовать информационную и методическую поддержку введения основ православной культуры,

Совершенствовать организацию работы самих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание основ православной культуры,

Создать в целом благоприятные условия для успешного введения в школьную программу свободно выбранного учебного предмета "Основы православной культуры".

Пока, к сожалению, благоприятных условий для реализации права православных родителей на полноценное обучение их детей основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях нет.

Каким же словом следует охарактеризовать создавшийся режим неблагоприятствования для выбора и преподавания "Основ православной культуры" в школе?

Точное слово нашлось в "Дневниках" писателя М.М.Пришвина за 1918–1919 годы: не признаётся!

"Основы православной культуры" как учебный предмет в школе пока не признаётся!

Не запрещается. Не отменяется. А попросту - не признаётся!

"Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур" признаются, а "Основы православной культуры" - не признаются.

Служение учителя связано с великой ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою ответственность перед Богом за вверенных им для воспитания и обучения детей. Кому этого не дано - чувствуют свою ответственность перед родной историей и будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя, которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую сумму знаний. Кризис российской системы образования станет необратимым, если преобладающая часть российских учителей будет относиться к третьей категории.

Русская Православная Церковь всеми силами стремится помочь российской школе выйти из создавшегося кризиса, но, к сожалению, антирелигиозно понимаемый "светский принцип" образования, как тяжелые гири на ногах, не позволяет школе двигаться в сторону духовно-нравственного оздоровления и преображения. Необходимо урегулирование церковно-государственных отношений в сфере образования, в частности - точное определение областей ответственности сторон при решении организационно-управленческих и содержательных задач при введении основ православной культуры и распределение компетенций между заинтересованными сторонами.

17 января 2012 года исполнится год, как было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области. В нем содержатся и положения о сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению, этот документ остается неизвестным большинству школ и учителей.

А пока в школе господствует атеистическая "светская этика". Что такое "светская этика"?

В учебнике "Основы светской этики" для 4–5 классов (М.: "Просвещение", 2010) утверждается: "Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло" (Урок 2. С. 7).

Святейший Патриарх Кирилл в своем нынешнем Рождественском Послании сказал:

"Сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что - зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем".

В заключение хотелось бы выразить надежду, что юбилейные XX Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве, посвященные теме "Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства", будут способствовать разрешению проблем, связанных с введением в школу предмета "Основы православной культуры". Свободное преподавание основ православной культуры в российской школе, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.

Борис Пивоваров , протоиерей

Приводится по: "Новосибирский Епархиальный Вестник". Январь 2012. Спецвыпуск к XV Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям. С. 3-5.

mob_info