Если бог не дал мужа. Почему бог не дает мужа и детей

Многие незамужние девушки после частых расставаний отчаиваются и задаются вопросами: «Почему Бог не дает им семейного счастья? Что же я не так делаю? Хожу в церковь, молюсь и все равно остаюсь в девках». Но почему это должен сделать Бог? Поскольку все девушки предельно эмоциональны, многие из них придумали себе образ идеального мужчины, и долгие годы ждут встречи с ним в реальной жизни. Они даже не хотят взглянуть на тех парней, которые живут, учатся и работают рядом с ними. Лишь с годами к некоторым женщинам приходит понимание, что выдуманных принцев не существует, а простой мужчина может стать замечательным спутником жизни.

Церковный взгляд на безбрачие

Красивые, успешные девушки, не сумевшие создать семейное счастье, часто начинают в своих неудачах сетовать на Бога или думать, что на них кем-то наложен венец безбрачия. Они верят, что проведенный колдуньей обряд на безбрачие, обрекает любую девушку на одиночество. Но даже опытные маги говорят, что такие «чудеса» встречаются довольно редко. А вот наше подсознание обладает большой силой, и, заложенные туда негативные программы, часто работают без сбоев. Мы сами порой даем установки, своими мыслями и действиями притягиваем людей и ситуации, которые не могут сделать нас счастливыми. А ведь не зря говорится, что каждый человек - кузнец своего счастья.

Священнослужители вообще исключают возможность существования венца безбрачия. Ведь раньше никто не молил Господа о снятии такого «венца», потому что о нем не знали. Современные христиане также считают это предрассудками и суеверием. Многие люди, состоящие в браке, страдают от семейной жизни, кто-то не может иметь детей, у кого-то ребенок часто болеет, но это не означает, что все они прокляты. Обращаться за помощью к Богу, конечно, нужно, молиться, разговаривать с ним, и тогда многие семейные проблемы постепенно разрешатся.

Кармические причины

Бывают ситуации, когда умной, красивой и успешной девушке фатально не везет с замужеством. Естественно, что она начинает искать причину своих страданий в чем угодно, только не в себе самой, ведь она - идеальна. Такие поиски могут привести ее к вопросу о карме, когда мы переживаем результаты своих прошлых поступков. То есть, в предыдущем воплощении мы создали все условия для сегодняшней ситуации: плохо поступили со своим партнером или грубо отвергли влюбленного человека, пообещали себе никогда не создавать семью и т. д. Одним словом, такими действиями перекрыли любую возможность создать в этой жизни счастливую семью.

Если это действительно так, значит, сейчас есть шанс исправить прошлые ошибки, поменять свое поведение, тенденции и взгляд на мир. Если же все останется по-прежнему, результатом будет отсутствие личного счастья и горькое одиночество. Неудачи и трудности должны заставить нас задуматься о том, что мы делаем не так - проанализировать свое поведение. Только работающий над собой человек может развиваться и менять свою жизнь к лучшему.

Некоторые гадалки и экстрасенсы считают: для того чтобы ответить на вопрос, почему женщина долгое время одинока, нужно просмотреть карму всего ее рода. Они уверены, что на все успехи и не удачи человека влияет именно родовая карма. Если с ней не все гладко, то потомки расплачивается за грехи предков, живя в страданиях и одиночестве. Но есть специалисты, которые с таким утверждением не согласны. Если взять род в целом, то можно увидеть, что в одной семье могут быть успешные и неблагополучные дети, священники и убийцы, счастливые в браке и одинокие люди. Скорее всего, причину одиночества следует искать в таких факторах:

  • подсознательная потребность;
  • психологические конфликты;
  • негативные установки.

Психологические причины

У женщин часто нет партнера, не по тому, что его не дал Бог, а по причине собственных негативных установок на потенциальное одиночество. Давайте рассмотрим их детальнее.

Муж не нужен. Это одна из форм самодостаточности, когда женщина себя хорошо чувствует и без партнера. Это может быть как сознательная, так и подсознательная установка, когда девушка является интровертом и ей трудно пустить в свой мир другого человека.

Поиск идеального мужчины. В этой ситуации грешить на внешние силы точно не нужно. Потому что женщина в любом мужчине, которого встречает, видит лишь недостатки. Часто такую установку неосознанно закладывают сильно любящие и опекающие родители, которые под увеличительным стеклом рассматривают каждого поклонника дочери и выносят вердикт - «он тебя не достоин». Даже когда ухажеров становится меньше, такая девушка, не теряет уверенности, что однажды в ее дверь постучится принц и предложит выйти за него замуж. Так и ждет она принца до старости, с каждым днем предъявляя все больше требований противоположному полу.

Нужен партнер-спонсор. Некоторые невесты смотрят только на мужчин с деньгами, но сами они не умны и не образованны, и, естественно, находятся в разных социальных статусах. Поэтому встречается такая красотка только с богатыми женихами. Но такие встречи, как правило, не перерастают во что-то серьезное, поскольку мужчина с деньгами вправе предъявлять много требований к своей избраннице. Вариантов выхода из такой ситуации не много: либо искать мужа в своем кругу, либо самой повышать уровень образования, чтобы соответствовать богатому партнеру.

Печальный опыт. Распространенное явление - одиночество вдвоем. Поэтому, если вы вышли замуж, совсем не факт, что ваш брак будет счастливым. Многие женщины после развода разочаровываются в семейной жизни, уговаривают себя, что одной будет лучше и спокойнее.

Не готова дарить мужчине любовь. Не каждая женщина может создать атмосферу любви. Мужчины, чувствуя холодность таких жен, стараются избегать общения с ними. Разве Бог виноват в одиночестве такой девушки? Многим представительницам прекрасного пола следует самим научится дарить любовь и тепло, тогда мужчины будут чувствовать это и потянутся к такой женщине.

Энергетические причины

Каждой незамужней женщине следует понять, что длительное одиночество приводит к болезням и депрессиям. Почему отсутствие партнера заставляет женщин страдать? Давайте разберемся в причинах:

  • Слабая энергетика, нет сил для семейной жизни, преобладает желание залезть в ракушку, чтобы никто не обидел, а Бог должен привести мужа прямо в дом.
  • Женщина ревнивая, требовательная, обидчивая и ранимая. Тем самым она отталкивает от себя мужчин. Такой стиль поведения разрушает на корню все связи.
  • Эгоистичная и самовлюбленная девушка, которая показывает миру, что ей не нужен партнер. У таких женщин масса пустых, ни к чему не обязывающих романов, она меняет партнеров часто и без сожаления. Считает, что следующий мужчина окажется лучше предыдущего, но это является заблуждением чистой воды. Результатом становятся стрессы, депрессии и психологические расстройства.

Магические причины

Если девушку долго не зовут замуж, она начинает задумываться о порче и сглазе. Это самый простой вариант переложить ответственность с себя на обстоятельства. Но, возможно, существуют негативные программы на одиночество, которые воздействуют на энергетическое поле человека. Если девушка здорова физически и психологически, то у нее сильная энергетика, поэтому навредить ей сглазом или порчей очень трудно.

Но, если вы считаете, что с вами это случилось, обратитесь к экстрасенсу с хорошей репутацией, который сможет провести диагностику и опровергнуть или подтвердить ваши подозрения. Если «пробоина» будет обнаружена на уровне чакры сексуальности, значит, действительно был проведен ритуал на одиночество, который можно убрать с помощью специалиста. А вот что думают по этому поводу эксперты, смотрим видео:

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Инна Белоножко, 02.01.2012


Дмитрий пишет: "Здравствуйте, уважаемые братья и сестры. У меня к Вам одновременно простой, но насущный вопрос: Почему Бог не посылает любви? Имеется ввиду, любовь между мужчиной и женщиной. Ведь всем Он заповедовал любить. Ведь на любовь Его Воля. Я полюбил Бога, полюбил своих ближних, и стараюсь проявлять любовь к каждому. Но сам в любви несчастен. Почему так?"

Мир Вам, Дмитрий!

Обычно таким вопросом задаются женщины, а здесь - наоборот. Знаете, как бы после Вашего вопроса не посыпались просьбы на наш сайт, подсказать Ваш электронный адрес... ;)

Дмитрий, а теперь серьезно. Да, Бог есть любовь, Его закон - любовь, и Он в самом деле заповедовал нам любить. Очень хорошо, что Вы любите Бога и людей, служите и живете по любви. Но говорите, что несчастны в любви. То есть, Вы желаете встретить свою половинку, я правильно понимаю?

У меня к Вам вопрос: Вы ходите в церковь? Оглянитесь вокруг, разве там нет незамужних сестер, претенденток в невесты? Не завышены ли у Вас требования и желания? Может, Вы себе выдумали нереальный образ совершенной суперженщины и не находите такую? Прошу Вас не обижаться на мои вопросы, а честно поразмышлять над ними. Ну хорошо, возможно, не по сердцу Вам эти сестры, возможно, Вы уважаете и любите их просто, как сестер, по-дружески. Но есть другие города, а там церкви с сестрами, которые ждут встречи со своим будущим другом для жизни. Почему бы не съездить на различные семинары и конференции, на молодежные встречи, лагеря и т.д? Просто сидеть дома в ожидании звонка в дверь - что будет? Нужно действовать. И еще самое главное: в Ваших словах Вы немного обижаетесь, что Бог не дает Вам любви. Дмитрий, Вы разговаривали с Богом по этому поводу? Если нет, то это стоит сделать. Росскажите Господу, своему Великому Другу, о чем Вы мечтаете, чего очень хотите. Просите воли Божьей в Вашей жизни, и чтоб Господь открыл Вам ее, просите любви и мудрости, чтоб не сорвать Божьи планы своими поспешными решениями или желаниями. Господь готов помогать Вам во всем, ведь Он совершенно любит Вас. Он хочет, чтоб Вы были счастливы в полноте! Он заинтересован в этом!

Молитва и доверие Богу делают чудеса. Слушайте Бога, просите Его инструктировать Вас по жизненно-важным вопросам (а важно все), руководить Вашей жизнью, даровать новое мышление и свежий, Божий взгляд на жизнь, на себя, людей. На женщин, конкретно.

Пусть Господь поможет Вам, Дмитрий! Пусть Вы будете счастливы в любви!

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

16 Октябрь 2016

Когда мне было 17 лет, я впервые влюбилась по-настоящему. Описать и передать эту любовь словами не возможно, скажу лишь, что весь мир растворился в этой любви, и, кроме нее, все перестало для меня что-либо значить. И, конечно же, этот опыт любви был весьма печален.

Мой любимый человек, конечно же, затащил меня в постель, и это был единственный опыт близости с мужчиной, когда я испытывала любовь, а не сексуальное влечение. После чего начались постоянные измены, алкоголизм и наркотики. Видя такое поведение любимого человека, я сначала возненавидела его. Со временем я заметила, что как бы я его ненавидела, я все равно безумно люблю его. Хотя его поведение стало полным крахом всех моих представлений об отношениях с любимым, желания создать семью и завести детей, со временем я приняла эту ситуацию, отпустила ненависть, переступила свою гордыню и пыталась принять его и помочь ему. Но пришлось признать, что наркотики очень глубого разрушили его душу, и все мои попытки помочь ему и вернуть утраченую любовь, были тщетны, кроме кайфа и наслаждений его уже ничего не интересовало. В конце концов, я оставила его своей судьбе, но любовь, которая еще теплилась в моем сердце, приняла форму обещания, что когда я найду путь, как помочь его душе, я обязательно вернусь.

После этого много лет уныния и дипрессии. Я днями плакала в своей постели и не хотела выходить из дома к людям. В это время умерла моя бабушка. Тогда мне в руки попали книги Карлоса Кастанеды, и это стало моим первым духовным знанием и попыткой перенести свое внимание с любимого человека на что-то духовное, выходящее за рамки видимого мира.

Эта любовь меня многому научила. Во-первых: когда мой любимый стал мне изменять, чтобы отомстить ему, я тоже попробовала быть с другим мужчиной, но этот опыт дал мне лишь отвращение как к этому мужчине, так и к себе самой. С этого момента я поняла, что никогда никакой близости с мужчинами у меня не будет без любви. Второе: я дала себе обещание, что если Господь когда-нибудь снова даст мне любовь, я не позволю ни гордости, ни страху даже подойти близко, а полностью доверюсь любви.

Вторая любовь ко мне пришла, когда мне было 28 лет. К этому времени я уже осознавала, что такое отрешенность и придерживалась достаточно чистой жизни. Он был деректором самой крупной строительной компании нашего города. Мы пересеклись в чисто деловой обстановке, но когда наши взгляды встретились, у меня возникло чувство де-жавю, то есть, как будто бы этот момент встречи я уже когда-то переживала, как будто бы наши души давно знакомы, и я встретила старого друга. И снова эта бесконечная, всепроникающая и всеобъемлющая любовь. Я понимала, что он взрослый и видный мужчина, и не спешила эту любовь полностью направлять на него, понимая, что, возможно, он не свободен. Но он сам начал проявлять знаки внимания, заглядывать в глаза, и я поверила что эта любовь коснулась не только меня, но и его. А поскольку он не скрывал симпатии, я решила оставить страхи и сомнения и доверила ему свою любовь.

Так длилось, пока нас связывали деловые отношения, но они заканчивались и я понимала, что поводов с ним видеться больше не будет. Тогда я решила признаться ему в своих чувствах, на что он шокировал меня, что у него семья. После некоторой борьбы с собой я решила, что не смотря на то, что у него есть семья, если он любит меня, я хочу от него ребенка. Но, когда я снова пришла к нему, он заявил, что не любит меня, а любит свою жену и попросил больше его не беспокоить. Такого предательства я принять и понять не могла. И опять все рухнуло, мир померк, и вся моя любовь превратилась в невыносимую боль души. В это время он сам позвонил мне и предложил родить от него ребенка, но после того, как он сказал, что не любит меня, я от него ребенка больше не хотела. И простить ему эту циничную игру не могла.

Но, что более важно, я не могла понять, почему Бог дает мне любовь к таким мужчинам, с которыми не возможно реализовать эту любовь, и которые так безответственно и жестоко относятся ко мне, хотя я всю жизнь старалась не причинять другим боль и вреда. Я впервые не смогла принять ситуацию, свою судьбу, и во мне родилась обида на Создателя. Я впервые осознала свое полное бессилие перед судьбой и не могла найти ответ на вопрос: почему все это происходит со мной. (О заповеди: возлюби Бога превыше всего, я тогда еще не задумывалась).

И опять уныние, депрессия, не желание жить. Но на этот раз это было не только душевное состояние, я чувствовала как жизненые силы покидают меня, как мое тело слабеет с каждым днем. У меня начались маточные кровотечения, и никакие лекарства не помогали. Я лежала в постели и ко мне пришло отчетливое знание: если ты не родишь от него ребенка, ты умрешь. Но я ответила на это: от этого притворного и лицемерного человека я рожать ребенка не буду, лучше мне умереть.

Я лежала и разговаривала с Богом: "Господи, я чувствую, что я умираю. Я долго бродила по этому миру, я искала красоту, чистоту, любовь, но ничего я в нем не нашла. Самое главное, что я не нашла Тебя и Твоей Любви в этом мире. Этот мир пуст и бессмысленен без Твоей Любви. Я не стану бороться, чтобы здесь остаться. Если Тебя здесь нет, то и мне здесь делать нечего. Я оставляю этот мир и возвращаюсь к Тебе." Смерть ни капельки меня не страшила, напротив я желала ее. Наверное, только в это время я по-настоящему стала нуждаться в Боге. Я, конечно, и раньше молилать в трудные времена. Но только теперь для меня уже больше ничего не имело значения, кроме Него и Его Любви. Я только лежала и постоянно молилась: "Господи! Посмотри на меня!"

В это время умер мой отец. Когда это произошло, во мне произошла невероятная вспышка любви к нему. Как будто высвободились эмоции, чувства, обиды, которые накапливались всю жизнь. И вот они высвободились и превратились в любовь, и этой любовью я прощала отца, просила у него прощение и прощалась с ним, отпуская его душу с миром. Когда отца отпевал священник, его молитва как-то необычайно успокаивала и умиротворяла мою душу. Я впервые ощутила истинную благодать молитвы и мне хотелось, чтобы эта молитва не прекращалась никогда.

Вскоре ко мне пришла моя подруга и сказала, что она едет в Индию к своему учителю и предложила мне поехать с ней. Особого желания куда-то ехать у меня не было, но я подумала, что возможно это ответ на мою молитву, ведь раньше я очень мечтала встретить учителя, такого как Дон Хуан из книг Кастанеды. И эта поездка оказалась действительно судьбоносной для меня.

Полуживая, в глубоком унынии я приехала в ашрам (это место похоже на наши монастыри, где все посвещено молитве и духовному самосовершенствованию). Я впервые попала в обстановку отрешенности от всего мирского и постоянной молитвы. Хотя молитв и бхаджанов на санскрите я не понимала, но я проникалась музыкой, умиротворяющими голосами поющих, и удивлялась как глубоко и искренне они взывают к Богу в молитве! Самя я все время молилась своей молитвой: "Господи! Посмотри на меня!" И однажды проснувшись, я услышала голос внутри меня: "Наташа, чтобы быть со Мной, тебе не нужно умирать, живи со Мной" И все мое существо наполнилось таким блаженством, такой любовью, такой радостью. Я постигла как Он любит меня. Никакой человек, никакие родители, никакой мужчина, никакой ребенок никогда не сможет любить меня такой чистой, светлой и бескорыстной любовью.

Я накупила диски с мантрами и бхаджанами, так полюбившимися мне за это время, и еще долгое время я спасала себя от уныния этими молитвами, слушая и распевая их. Я поняла, как пением можно преодолевать уныние. Пение молитв стало моей постоянной практикой.

Но есть еще очень важный урок, который я вынесла из этой поездки. Я увидела индийских женщин! И наблюдая за ними, я осознала разницу, между нами и ими. Во-первых, индийские женщины одеваются очень достойно, они никогда не открывают свое тело, их одежды длинные и очень женственные, в отличие от той вызывающей одежды, которую теперь носят наши женщины. Во-вторых, они не красятся, не стригуться, у всех женщин волосы убраны в косу. Они скромны и естественны. Глядя на их фоне на европейских разукрашенных и стриженных женщин, приходило чувство дешовости и пошлости. Но самое главное - это достоинство и чистота в их поведении и в их взгляде. Такое достоинство и такую чистоту я видела только у монахинь в монастырях, которые посвятили себя Богу.

Смирение, чистота мыслей и поведения, кротость, приверженность высоким идеалам, чуткость, мягкость нрава - своеобразная смесь этих качеств представляет собой скромность. Это самое бесценное из всех сокровищ женщин. Скромность - это испытание женского величия. Если у женщины нет скромности, она наносит ущерб самой женственности и вредит себе. Она уподобляется цветку без запаха, и мир перестает любить, почитать и даже признавать этот цветок. Отсутствие скромности делает жизнь женщины пустой и бесполезной, несмотря ни ее многочисленные достижения. Скромность возвышает женщину до высот величественной святости.

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

Наверное, это тоже был ответ Вселенной, на мой вопрос: почему мне Бог дает любовь к таким несовершенным мужчинам. Прикоснувшись к чистоте и достоинству индийских женщин, я осознала насколько сама была несовершенна.

В ашраме я жила в комнате с женщиной-психологом. У нее была инициация рейки и она предложила инициировать меня, чтобы у меня появилась способность через руки проводить целительную энергию. Я согласилась, я с детства счтала целительство самым прекрасным даром помогать людям. В добавок она посоветовала мне почитать книги С.Н. Лазарева. Конечно же, после ваших книг свое отношение к целительству я полностью пересмотрела.

Так, вернувшись домой, я начала постигать ваши книги. Я не просто их читала, я их проглатывала. У меня вдруг появилась какая-то мощная энергия, позволявшая мне в неимоверных количествах постигать ту информацию, которую вы излагали. За месяца два я перечитала все написанные книги на тот момент и просмотрела около 20 дисков. У меня не было никакой усталости, а наоборот необычайный прилив сил и энергии, позволяющий мне постигать ваши книги. Это помогло мне коренным образом изменить свое мировозрение, но самое главное я осознала 10 заповедей, и нашла самую главную свою ошибку: нарушение первой заповеди "Возлюби Бога превыше всего". Я поняла, что когда ко мне приходила любовь, я отрекалась от Бога во имя любимого мужчины. Кроме этого, я читала жизнеописания святых. И изречение одного святого стало для меня новым смыслом жизни:

Если Бог не дал мне семью, значит Он хочет, чтобы я посветил себя Ему.

У меня появилось чувство, что наконец поняла, чего от меня ждет Бог.

После того, как я постигла информацию, изложенную в книгах С.Н. Лазарева, у меня появилось желание изучать Ведические произведения. Я прочитала или просмотрела: Вишнупураны, Рамаяну, Махабхарату, Шивапураны... Я вбирала в себя красоту, чистоту, почтительность, преданность, величайшую мудрость Ведической культуры, получая неописуемые благословения. Я осознала, что каждая моя нереализованная любовь отрывала меня от мирского, очищала мои привязанности и приближала к Богу. Пришел момент, когда я смогла простить того мужчину, и даже поблагодарить его за то, что он сыграл свою роль в Божественной игре моей судьбы.

Однажды у меня появилось желание пойти в храм, и там Господь благословил меня еще одной любовью к мужчине. Он был священник, и на этот раз у меня не было никаких иллюзий, я прекрасно понимала, что у него семья, и он никогда не нарушит заповедь: не прилюбовействуй. На этот раз я не обижалась на Бога, я приняла этот поворот судьбы как очередной урок "Очисти свое вожделение". Он знал о моих чувствах к нему, потому что обладал способностью слышать мои мысли и ощущать мои чувства. На самом деле, о всех его Божественных дарах я не ведаю, я лишь могу сказать что более совершенного, чистого, смиренного, приветливого человека я никогда не встречала. Это был человек великой души, и я прекрасно понимала, что не чета ему. Глядя на него, моя душа наполнялась восхищением, радостью и красотой - и я понимала, что это вожделение высших чувств. И вот на службах я должна была преодолевать желание любоваться им и концентрироваться на молитве и устремлять свое внимание к Богу, что мне давалось не легко. Он стал моим учителем, стоило мне потерять концентрацию на молитве, он сразу смотрел на меня, показывая, что он знает, что моя любовь направилась к нему, а не к Богу. Это была единственная моя любовь, которая не обернулась унынием и депрессией.

Так Господь учил меня заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

С уважением и благодарностью.

«Я одинок, и у меня никого нет» — эту жалобу можно услышать не только от пожилого человека, похоронившего всех родственников и друзей, но и от людей молодых и даже вполне успешных. О том, откуда берется чувство одиночества, как его пережить и есть ли в нем что-то положительное, — протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого царевича Димитрия при ГКБ № 1, председатель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности.

«Одиночество гонит меня»

Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали себя одинокими. Иногда это связано с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби и переживания.

Я думаю, до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все страдали: были они женаты или нет, богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, — страдание являлось неизбывным, непреодолимым. Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену — и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, все равно не может найти успокоения, и здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. Если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом — одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни: нищету, голод или смертельную болезнь, — если человек знает и ищет Христа, если он жаждет духовного, а не материального. Мы знаем, что среди святых многие были тяжело больны, они нередко сильно страдали, многое терпели — и тем не менее все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.

Найти того, кому хуже

Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, для Бога — он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди, которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, бывает, что, когда умирает человек, у которого нет близких родственников, мы долго не можем найти кого-либо для помощи по уходу за ним, у всех свои дела и заботы. Так вот когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных.

В этом случае нужно попытаться научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, нужно найти человека, чье одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему — и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше.

Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых часто бывают всякие трудности, взять их в свое сердце, заботиться о них, служить им. Такой подвиг, возможно, очень труден, но он и радостен, если есть любовь. Если научиться любить, тогда никакого одиночества не будет. Я не думаю, что отец Иоанн (Крестьянкин) перед своей кончиной чувствовал одиночество, — так сильно его любили другие люди. Но его любили — потому что он любил. Обычно люди рассуждают так: «Полюбите меня, и я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить — и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.

Почему мне Бог не дает жениха?

Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, — мы должны не просто просить и требовать облегчения у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне его? Может, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу? Возможно, я нужна другим людям, а не только одному человеку?» Например, директор нашего детского дома — одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас, возможно, не было бы детского дома, потому что все держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане. О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, — это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными — разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, — то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, — то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы.

Здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень мучительно, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, — это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, — Христос, — Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И человек то, что недополучает по обычным законам этого мира, восполняет сверхъестественным общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, жениха, жену и детей, — обретает Самого Бога в своей душе.

Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того, что может дать Бог. А Евангелие прямо говорит нам: не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет (см. Мф. 5: 44-47). В Евангелии не говорится, что мы будем любимы другими людьми, оно зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей.

Научиться ходить очень трудно. Ты ползаешь, пытаешься встать, падаешь. Но если только ползать на четвереньках — ходить никогда не научишься, надо пытаться встать. И научиться говорить тоже иногда трудно, и научиться писать. А уж когда речь идет не о каких-то естественных навыках, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, — это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает — эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.

«Всех люби и всех бойся»

У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости; и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых — священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.

В наше время встречается другой греховный крен — человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь. Многие современные люди сейчас не хотят жениться или выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, — говорят они, — еще не нагулялся, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я получу все удовольствия — тогда буду искать себе супругу». Все это, конечно, эгоизм.

Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником как один из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда кто-то из духовных чад, особенно «старых», становятся друзьями батюшки, лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения: батюшка с ними куда-то ездит, ходит в гости, при этом отношения остаются очень благоговейными, эти друзья из духовных чад сохраняют с батюшкой правильную дистанцию. Но если в отношениях с духовником у человека появляется привязанность, обида, ревность к нему, зависть к тем, кто отнимает у него больше времени, — значит, в этих отношениях что-то не так. Особенно опасная вещь, когда некоторые незамужние девушки пытаются найти в духовнике друга: начинают обижаться на него, ревновать, надоедать ему звонками и вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж, но тем не менее она должна понимать, что духовник — не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, помочь утвердиться в вере, а не чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди или ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, они неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую тайну: часто бывает так, что, когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы и трудности почему-то исчезают. Мне кажется, это говорит о том, что до замужества у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество.

Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми. Побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. В Евангелии сказано: чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (ср.: Мф. 6: 6). Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами.

Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы — находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.

Если жить с Богом, молиться Богу — все можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

Дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым, у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом (ср.: Ин. 11,11). Человек нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, его душа искажается. Например, дети, которые провели свое детство в домах ребенка, не получили любви и тепла в детстве, в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. В период подросткового возраста детям нужны друзья, еще сильнее человек нуждается в них во время взросления, в молодые годы. Если говорить о настоящих друзьях — их можно найти и на работе, и во время учебы. Друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями. Для православных молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые ищут служения ближним, стремятся к подвигу.

8 июля Церковь празднует память святых благоверных князя и княгини Петра и Февронии Муромских – покровителей православной семьи и брака. Жизнь святых Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив образец христианского семейного счастья.

Сегодня в Украине отмечается День семьи, любви и верности, непосредственно связанный с памятью этих православных святых.

О знакомствах в Интернете, "Острове погибших кораблей" и бонусах веры в поиске спутника жизни – протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харьков.

"Они тоже хотят себе принца"

У воцерковлённых девушек, особенно тех, кто вырос при храме, более жёсткие нравственные критерии в выборе круга общения и потенциального мужа, чем у девушек, воспитанных вне Церкви? Можно ли считать, что у них на много меньше шансов выйти замуж?

– Думаю, что шансы одинаковые. Потому что уровень духовного развития церковных детей мало чем отличается от нецерковных. Есть зачатки веры, но в покаянии они пока не нуждались. Ведь основные грехи накапливаются уже в более зрелом возрасте, и нельзя сказать, что до 15-16 лет у ребёнка есть какие-то тяжёлые грехи. Наши дети готовы трудиться при храме, но большой потребности в молитве я тоже не замечал.

И нельзя сказать, что церковные дети сильно отличаются от нецерковных. Да ничего подобного! Они учатся в обычных школах, общаются друг с другом. Конечно, определённая "зона духовной безопасности" у них есть, но её не много. У нас же в воскресной школе с Богом не знакомят – учат Закону Божьему. Поэтому если в семье не научили вере, то в воскресной школе вряд ли научат. Это преподаватель должен быть гением.

А нравственные приоритеты – да, у церковных девушек есть, и планка более высокая. Но, опять же – они тоже хотят себе принца. Но если нецерковная хочет от будущего мужа конкретных материальных благ, то девочка, которая растёт при храме, ищет романтики. Если принц – то не на белом коне, а под алыми парусами. Мы же рассматриваем идеальный вариант.

Т.е. церковные девушки более романтичны и менее практичны?

– И то, и то не практично. Потому что на всех принцев не хватает. Но это понимается только тогда, когда приходит время и опыт первого разочарования. Но самое начало этого поиска немножко отличается.

"Нельзя, потому что нельзя"

Нецерковные девочки, как правило, "на всё согласны" – для многих из них не грех вступить в сексуальный контакт до брака, более того – это считается нормой в отношениях с молодыми людьми. Дочка моих друзей, первокурсница, рассказала своим родителям, что она одна в группе девственница, и её считают "белой вороной".

– Здесь важна нравственная позиция родителей. Многие мамы и папы из нецерковной среды точно также относятся к этому отрицательно. Это достоинство Советского союза, который воспитал многих нынешних родителей в определённых нравственных ценностях. Не церковных, но нравственных.

Но и родители из церковной среды часто перегибают палку и из детей делают истуканов. Тогда девочка не то что не пойдёт на добрачные отношения, она вообще боится на мальчиков взглянуть. И это тоже проблема, которая, в конце концов, выливается в то, что девушка готова выйти "абы куда и абы за кого". Или "никогда ни за кого" – тоже ломанные судьбы.

И такое вот полное отрицание, когда в детстве ломали об колено, то ребёнок просто уходит из дома. В общем, путей много. И я не люблю формулы – они очень сильно искажают реальность. Потому что реальность многозначна.

Однако есть представление, что у церковных девушек круг общения более ограничен и они контактируют с меньшим количеством потенциальных женихов – не ходят в ночные клубы и другие подобные заведения, изначально отметают тех ребят, кто не соответствует их сложившимся в церкви представлениям.

– Круг общения зависит не от Церкви, а от родителей – от их развитости и адекватности, хоть церковных, хоть нецерковных. И как будет он ограничен, если всё возможное ребёнку предлагается? Причём тут церковная среда?! Если ты ребёнку хочешь дать общение, и контролируешь, с кем он общается, то всё в порядке. Это – не церковная тема, и не вопрос веры.

А "молодёжки", которые сейчас действуют при многих храмах, можно считать благодатной средой для поиска любви и спутника жизни?

– Люди должны общаться по интересам – это здорово. Общность взглядов у молодых людей сближает, хотя и там собираются разные люди. Можно и жизненные позиции свои корректировать, тем более, когда в этой среде есть кто-то из молодых священников. Это даёт шанс выровнять некоторые моменты, которые семья упустила. А в нашей церковной среде появляются и малоцерковные люди – им полезно послушать и те темы, которые мы прекрасно знаем. Например, о том, что добрачные отношения чреваты прежде всего неудачностью попытки и разочарованием. Потому что такие отношения мужчина и женщина воспринимают абсолютно по-разному. У мальчиков совсем другие взгляды на то, что происходит до женитьбы. А девочки этого не понимают. И мамы их не понимают, потому что они тоже девочки.

Так что шансы встретить спутника жизни больше зависят от воспитания, которое дают родители. А вера добавляет шансы, а никак не отбирает. Потому что, в какой-то степени, церковный ребёнок более подготовлен, зная Закон. Он его не понимает, а просто знает: нельзя, потому что нельзя. Почему нельзя? Смотри пункт первый. А потом, когда он вырастает, он, может быть, поймёт, почему нельзя. Церковь знает, почему нельзя.

В поисках "золотого сечения"

Более зрелые женщины, пришедшие к вере, если они не замужем, часто отказываются от доцерковного образа жизни – прекращают отношения с любовником, потому что это блуд, меняют стиль и круг общения, потому что многое там не соответствует христианским нормам морали. Значит ли, что им ещё сложнее устроить свою личную жизнь?

– Нельзя продолжать отношения, если они неправильные – порочные и опираются на какие-то страсти. Допустим, встретились мужчина и женщина, но у них связующим звеном является интерес, который нецерковный. Сидят где-то в неадекватном месте, выпивают.

Всё, что по нравственным параметрам не устраивает женщину, но подходит мужчине, к хорошему не приводит. И если женщина идёт на поводу у мужчины, она, как правило, уходит из церкви. Она теряет себя. Но эти отношения долго не продолжаются. Потому что поломать себя полностью невозможно. В конце концов это станет противно. Можно, конечно, до конца ломать себя, но какой смысл?!

Но, опять же, мы рисуем формулы. А каждый раз это – совершенно разные судьбы, абсолютно разные люди, и во всех случаях приходится снова и снова искать "золотое сечение".

К тому же, в психологии славянской женщины – искать статуса: "Я замужем". И всё – дальше "трава не расти". А дальше что будет?! Но ведь нужно ещё "до того как" представлять, что будет после свадьбы. Какой будет в семье этот мужчина, как с ним можно жить. Если он и до брака был "не очень", он что – потом изменится? Никогда в жизни! Это сказка.

"Вера в женщине – это бонус для мужчины"

Ну, это проблема многих браков. И всё-таки, церковной женщине сложнее подобрать себе мужа?

– Если мужчина порядочный по нравственным качествам, то и будучи нецерковным, неверующим, он будет её веру принимать, потому что он её лично принял как человека. И будет адекватно воспринимать всё, что она предлагает. А если он безнравственный, какой смысл с ним строить отношения?!

Вера – это часть человека. Настолько, насколько он сам эту веру несёт. И мужчина или принимает женщину такой, какая она есть, вместе с её верой, или не принимает. А у кого-то другие особенности. Не вера, а, допустим, упрямство. Так что мужчина быстрее примет – упрямство или веру?! Что более приемлемый вариант?

Вера – это достоинство, а не недостаток. Недостатков у нас и так хватает. А общество сейчас к религии относится положительно. Предполагается, что человек верующий не обманет, он более верный и, вообще, имеет ряд достоинств, которые церковный человек должен в себе нести. К тому же, в старшем возрасте это ценится больше. Потому что если у молодёжи отношения, скорее, фривольные, то в зрелом возрасте человек ценит стабильность и положительные качества характера. Ведь каждый в своей жизни уже понял "по чём фунт лиха".

Так что вера в женщине – это бонус для мужчины. И что значит "церковная женщина"?! Вера или есть, или её нет. Женщина может быть из церкви, но может быть верующей, а может и нет. Мало как оно в жизни бывает. Если она стоит в церкви и только всем замечания делает, вместо того, чтобы молиться – это вера?! Но всё очень условно – опять же, я не люблю формул.

Так устроен этот мир

На что должна быть настроена зрелая верующая женщина, если она, к примеру, уже была замужем?

– Такая женщина должна быть настроена на то, чтобы искать мужа не только в своей среде – не нужно замыкаться лишь на церковных людях, которые её окружают. Ей нужно идти на знакомство со всеми, предполагать, что человек может быть неверующим, но порядочным. И его нецерковность – не повод, чтобы отвергать отношения с ним. И женщина должна оценивать – она имеет на это право. В конечном итоге, ей решать – быть или не быть с этим человеком. Так устроен этот мир.

– Это зависит от степени церковности. Если женщина готова советоваться и доверяет мнению этого священника, то, конечно, его рекомендации учитываются. А кто-то считает, что он сам знает. И это тоже неплохо – уверенность в себе. Но иногда всё-таки лучше спросить. Как говорится: "семь раз отмерь, один раз отрежь".

"Забудь свой возраст"

Если девушка стареет, а жениха всё нет, или все отношения заканчиваются разрывом, надо ли ей понимать, что замужество – не её удел?

– В моей священнической практике разные были случаи – и в более старшем возрасте люди сходились. Допустим, они уже не рискуют заводить своих детей, но живут семьёй. Возраст – это же не смерть в конце концов! К философии Китая по-разному можно относиться, но они хорошие исследователи, и говорят: "Забудь свой возраст". Возраст – это не повод от чего-то отказываться – от того, чтобы что-то начать, куда-то стремиться. Так что не вижу никакого повода женщинам в возрасте отказываться от поисков своего счастья и семьи.

Что делать девушкам и женщинам, если они хотят замуж?

– Если женщина хочет замуж, то она должна стать, как минимум, адекватной. Если человек не может жить ни с кем, то молись-не молись – ничего не получится. Такому человеку не то что монашество, а лучше вообще в затвор уйти. К сожалению, современные люди более эгоистичные. Мы живём сейчас достаточно комфортно, а комфорт расслабляет и вызывает эгоизм. Поэтому нам сейчас друг с другом намного хуже.

Не поймал себя на каком-то моменте, стал полным эгоистом и всё. А конечная точка эгоиста – одиночество. Для любого человека – и для мужчины, и для женщины. Это пристань – как "Остров погибших кораблей" – место, где собираются одинокие. Одинокая душа туда и пристанет – к одиночеству.

А в современном обществе можно и объявления давать. Потому что сейчас люди часто не знают, кто в соседней квартире живёт. Значит, надо как-то заменять одно другим. И я не против того, чтобы и через интернет находить себе "половинки". При этом не отказываясь, конечно, и от выходов в люди – туда, где можно познакомиться.

Какой ты – такие вокруг тебя

– И, собственно говоря, человек, который дарит другим энергию радости и оптимизма, возле него просто роятся все остальные. И тут не в Православии дело – тут более глубокие процессы. Нужно быть позитивным человеком, и тогда вокруг начинают собираться люди, события, ситуации. И тогда уже проще определить, кто рядом с тобой. Какой ты – такие вокруг тебя. Этот закон работает, потому что Бог закон установил изначально. Социальные науки работают также, как физика и математика. И отношения мужчины и женщины – это взаимодействие двух социумов, которые вместе создают общее пространство.

Моё мнение, что вера не меняет личность, нутро. Это происходит только с возрастом, в течение всей жизни. Поэтому если человек сам по себе несёт позитив, изначально, потому что его так воспитали, то у него и жизнь складывает хорошо. А если нет позитива, то и молиться будешь, и на вечеринки ходить, а толку не будет, если ты сам такой.

Но силу молитвы ведь тоже никто не отменял. Молитва в данном случае важна, потому что она покрывает ту часть, которую мы не дорабатываем. Да, человек эгоист, но посылается ему тот, который этот эгоизм будет терпеть.

Это как два крыла: нужна и молитва, и дела. Живешь и что-то делаешь – одно крыло. И как ты молишься – второе крыло. Это система, и описать её в двух словах невозможно. Но со временем человек, который что-то пытается делать, меняется. Он изменяется внутренне, у него лицо другое становится. Красивая душа – и лицо красивее. Если у человека не получилось изначально что-то создать, то при его изменении, возможно, что-то хорошее и получится.

mob_info