Интернет-образование где слушать самые увлекательные лекции об истории и культуре.

И раз уж мы начали о книгах - я тут в последнее время подсела на аудиолекции.

Если будет интересно дорогой аудитории - выложим на 100 книг

Итак, начнем.

Первыми были лекции Стрелкова по Истории Древней Греции. Очень хороший курс, дает общую картину истории Греции, внутреннюю логику развития и пр. На самом деле и Стрелков и Рябов - это части большого курса лекций, который записывался для дистанта Института Истории Культуры, и недавно на торрентах я нашла его целиком. Они и идут первым номеров

История Древней Греции (7:35:21), Стрелков Андрей Валентинович, Кандидат исторических наук. Доцент кафедры "Истории древнего мира" МГУ им. М.В. Ломоносова

История Древнего Рима (4:36:48), Рябов Пётр Владимирович,кандидат философских наук, доцент

История Средних веков и Возрождения (7:14:15), Счастливцев Роман Алексеевич, Кандидат философских наук. Доцент кафедры философии МПГУ

История России с др. времён до 16 века (2:49:37), Рябов Пётр Владимирович, кандидат философских наук, доцент

Античная литература (7:00:25), Любжин Алексей Игоревич

Средневековая литература и эпохи Возрождения (3:56:01), Фейгина Екатерина Витальевна

Литература 17-18 веков (2:36:30), Пасхарьян Наталья Тиграновна

Древнерусская литература (3:54:38), Пауткин Алексей Аркадьевич

Мифология (12:04:14), Баркова Александра Леонидовна, Кандидат филологических наук. Старший научный сотрудник Общественного музея им. Н.К. Рериха

Православие и Русская Культура (4.37:52), Волкова Мария Алексеевна

Иудаизм Христианство Ислам (9:12.24), Шилкина Маргарита Васильевна, Кандидат философских наук. Доцент.

Христианство (3.23:38), Шилкина Маргарита Васильевна, Кандидат философских наук. Доцент.

Античная философия (2.08:47), Гиренок Фёдор Иванович

Средневековая философия(2:36:33), Гиренок Фёдор Иванович

Философия Нового времени (3:55:07), Файбышенко Виктория Юльевна

для тех, кто не осилит, есть сокращенная версия
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3 438973

2. Анатолий Алексеевия Алексеев, История библии
http://russianlectures.ru/ru/author/alek seev/
один из выдающихся отечественных библеистов, очень хороший обзорный курс - 10 лекций по 20-30 минут - по истории Библии, про слушала с огромным удовольствтием


3. Лекции по философии и истории науки для аспирантов философского факультета МГУ
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4 445403
лекции - я не сомневаюсь - прекрасные, тем более для философов, но, к сожалению, плохая запись с диктофона; я поняла что не смогу слушать, но может кому-то норм


3_1. История философии науки для аспирантов физического факультета
http://www.medialecture.ru/node/1475
тоже МГУ, читает Владимир Яковлев. Пока не слушала, только протестировала самое начало - слышимость ОК
http://vfc.org.ru/rus/personalsites/shap oshnikov/audioPGS2011-2012.php - еще одни лекции для аспирантов, читает Шапошников
кажется, лекции Яковлева - для аспирантов математического факультета, Шапошникова - для всего потока естественников, тоже аспирантов

все что ниже - то, что я нашла и поставила в очередь, но лично пока не слушала, кроме первой лекции по философии математики

Лекции для школьников
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1 874304
очень скептически отношусь к разделам типа "народы России" и "крупнейшие компании России" (Лукойл и ТНК, а Газпром национальное достояние, да), но питаю надежды на Животный и Растительный мир, а также Природу и Географию

Очевидное-невероятное
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3 421403
аудиозаписи передачи Капицы

Лотман, Беседы о русской культуре
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1 462364
Лотман, просто Лотман.

Зубов, История религиозных идей
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2 857506
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2 110930
Помним мы этого Зубова на конгрессе политологов то ли в 2002, то ли в 2003 году... но я вообще много чего помню...

Лекции по культурологии и лекции по этике
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1 343158
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1 346106
пусть будут в списке, но пока вызывают мой здоровый скептицизм

Цикл передач Академия
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3 518896
гуманитарная часть цикла лично у меня вызывает некоторые сомнения - будем слушать про ДНК и возникновение жизни на земле, я верю в нашу естественно-научную школу

Лекции по литературе Михаила Бударагина
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4 260898

Философия франкфуртской школы
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3 929053
одна лекция Петра Рябова. занесем в список

В.Я. Перминов, Философия математики
http://vfc.org.ru/rus/media/audio/index.p hp?SECTION_ID=115

ГДЕ ИСКАТЬ ПРЕКРАСНОЕ

понятно, что наши с вами вкусы могут различаться, и многое из того, что я не сочла нужным поместить в свой авторский список, для вас вполне может быть маст рид - например филология

раздел Аудио на рутрекере
http://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=1 48
49 страниц всякого разного, бриллианты ищутся ручками путем тупого листания среди бесконечных секретов пикаперов (ААААААА как построить жену и завести любовницу ААААААА), православной йоги, толкований корана, вездесущщеного кургиняна, эфиров эха москвы, фрагментов выступления луначарского и сталина, а также новогоднего обращения ельцина и собчака 1993 г

http://russianlectures.ru/ru/
Золотой фонд лекций Русского мира, чуть ли не все - профессора СПбГУ. Я пока скачала только Алексеева (там преимуществнено филологи, а я сейчас не чувствую в себе настроения на филологию), но думаю многие найдут для себя что-то еще интересное. Еще советую обратить внимание на лекции Кривошеева по русской истории.

http://www.medialecture.ru/
Открытый архив аудиолекций. много всякого - есть например курсы по истории и философии науки для аспирантов МГУ, а есть Александр Гельевич с философией постмодерна, введение в жарголоногию и головоломки как инструмент развития креативности. Есть даже Структура научных революций Томаса Куна, но к сожалению только первая глава(((

http://vfc.org.ru/rus/
виртуальный философский центр философского факультета МГУ. Философия математики для аспирантов мехмата наше все, а над костром пролетает снежинка...

Пока все. Скачивайте, слушайте, дополняйте)))

Фотография: личная страница в Facebook

Представлять этого человека в кругах литературоведов не имеет смысла. Для всех остальных пояснение: пожалуй, самый известный в России современный исследователь американской литературы XX века, эстетизма, европейского модернизма и автор нескольких художественных книг. На его сайте или официальном ютьюб-канале существует целая подборка бесплатных лекций по Сэлинджеру, Кафке, Элиоту и Оскару Уайльду. Всем интересующимся зарубежной литературой просто противопоказано проходить мимо.

«Курилка Гутенберга»


Относительно недавний некоммерческий образовательный проект, специализирующийся на живых мероприятиях, проводимых в Москве и других крупных городах. Записи выступлений здешних лекторов выкладываются в официальную группу «ВКонтакте» в совершенно открытом доступе. Спектр тем неимоверно широк - как пишут сами организаторы, «в течение одного вечера перед вами могут выступить биолог, филолог и космолог». Формат скорее научно-популярный и более чем увлекательный.


Несмотря на достаточную известность этого ресурса, не сказать о нем нельзя. Этот популярный во всем мире сайт создает последовательные курсы лекций и еженедельных упражнений, посмотреть и пройти которые может совершенно бесплатно любой зарегистрировавшийся пользователь. В конце большей части курсов предполагается прохождение онлайн-экзамена. В разработке материалов участвует больше 109 различных вузов, преимущественно иностранных. Доминирует здесь, конечно, английский язык, но при желании несложно погрызть гранит науки и при помощи великого и могучего. Есть, например, курсы от Высшей школы экономики или совместные лаборатории ABBYY и Digital October .

Academic Earth


Еще один академический англоязычный ресурс. Как и в случае с «Курсерой», участие в развитии проекта принимает множество различных университетов, среди которых Гарвард, Принстон, Стэнфорд и другие громкие названия. Также представлены преимущественно курсы, все материалы которых доступны для свободного скачивания. Отдельным большим плюсом является местный интерфейс: Academic Earth всегда рад подсказать своему посетителю, что пройти и посмотреть, в наличии удобное разделение по университетам, специальностям и уровню сложности. Многие видеолекции выложены отдельно от основных курсов в специальном разделе, и для их просмотра даже не требуется авторизация. Правда, здесь вы не найдете текстов и роликов на русском, так что придется самообразовываться на языке Шекспира.

Arzamas


В списке нельзя обойти вниманием и проект бывшего главреда журнала «Большой город» Филиппа Дзядко, который громко выстрелил в этом году. «Арзамас» предлагает своим пользователям целые курсы, состоящие из видеолекций, статей и документальных фотогалерей. Целиком и полностью ориентирован на гуманитарные науки. Здесь можно узнать, как слушать классическую музыку , что представлял из себя Петербург накануне революции 1917 года , почитать про верования южноамериканских индейцев или про театр английского Возрождения . Благо, что проект полностью русскоязычный.

«Скепсис»


Интернет-журнал, также нерегулярно выпускающий печатные альманахи. Предлагает своим читателям материалы действительно академического уровня. Поэтому начинать с него попытки разобраться, например, в капитализме начала XX века не стоит. Но для людей, занимающихся историей, культурой, социологией, религией или философией, ресурс совершенно бесценный. Характерной особенностью «Скепсиса» является еще и то, что авторы журнала не стесняются высказываться в своих статьях и лекциях на актуальные современные темы, будь то образование или политическая манипуляция. Главный редактор - кандидат философских наук Сергей Соловьев.

Khan Academy


Проект выходца из Бангладеша и выпускника Гарварда Салмана Хана не разменивается на дополнительные материалы. Все, что здесь есть, это целая галактика микролекций по всем возможным научным специальностям. Причем, несмотря на серьезный академический подход, многие дисциплины здесь даются начиная с самых базовых основ. Глубоко изучить изучить эти дисциплины, конечно, не получится, но получить общее представление - легко. Сайт существует благодаря пожертвованиям, причем немалую часть финансовой поддержки оказывает компания Google. Они же занимаются и переводом роликов «Академии» на мировые языки (в списке пока, правда, есть только английский, испанский, французский, норвежский, португальский и турецкий).

Education


Вернемся к самой популярной площадке в рунете - социальной сети vk.com. Education - это крайне любопытное комьюнити, существующее исключительно «ВКонтакте». Администрация паблика с завидной регулярностью выкладывает видео- и аудиозаписи лекций, преимущественно по гуманитарным и естественным направлениям. Отличительно, что здесь можно послушать еще и несовременные материалы, такие как, например, беседы о культуре с Иосифом Бродским, - это тоже часть контента сообщества. А еще здесь есть кино, документальное и не только, и аудиокниги.

«Орфей»


Радиостанция «Орфей» не только дает возможность послушать классическую музыку, но и больше узнать о ней и культуре в целом. Записи программ в огромном количестве представлены на официальном сайте. Франко Дзеффирелли, Стэнли Кубрик, Иоганн Себастьян Бах и Петр Ильич Чайковский, Ллойд-Уэббер и рок-оперы - все это в формате двадцати- и тридцатиминутных записей радиовыпусков. Вряд ли где-то еще можно найти такое большое количество действительно интересных и профессионально сделанных подкастов на русском языке.

Лекции Александра Пятигорского


Фотография: из архива Александра Пятигорского

Лауреат премии Андрея Белого, советско-британский философ и востоковед, переводчик с мертвых языков Александр Пятигорский - личность практически легендарная. На сайте радио «Свобода» можно послушать полный цикл его лекций, посвященных различным философским идеям от Будды и Заратустры до Сартра и Хомски. Лекции совсем небольшого объема - по восемь минут, - но крайне информативные. Каждую в виде текста сопровождает небольшой профессиональный комментарий, облегчающий восприятие материала.

Лекции Натальи Басовской


Фотография: Наталия Красильникова / PhotoXPress

Проект радио «Эхо Москвы» передача «Все так» - это серия бесед на тему зарубежной истории. Автор - Наталья Басовская, медиевист, доктор исторических наук, крупнейший российский специалист по Столетней войне. Все материалы существуют как в форме текста, так и в виде подкастов. Вы не найдете тут разжевывания исторических фактов и последовательных событий. Акцент делается на анализ логики исторического процесса, значение различных культурных мифов, периодов и событий.

TED


C 1984 года в США проходит ежегодная конференция TED, посвященная «технологиям, дизайну и развлечениям». На ней впервые был представлен компакт-диск, компьютер Macintosh, первые эксперименты по созданию искусственного интеллекта. Среди участников - ученые со всего мира, публичные деятели и нобелевские лауреаты. Официальный сайт TED - кладезь для желающих узнать о новых разработках в любых областях науки. Здесь выложены выступления с основной конференции, локальных мероприятий TED и просто отдельные лекции. Знание английского необходимо, но это, пожалуй, единственный минус. Ресурс крайне удобно организован, синхронизирован со всеми основными соцсетями, существует прекрасная система поиска материалов и новостей.

Аудиолекции

по русской литературе

Аудиолекции

профессора Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Сухих

Чеховская комедия рассматривается как одно из ключевых и переломных произве-дений классической литературы, подводящее итог ХIХ веку и начинающее "Настоящий Двадцатый Век". Описываются принципы драмы: отсутствие центрального персонажа, главного героя, неперсональный характер конфликта, два сюжета, лейтмотивы, символические образы. Комедия понимается как пьеса о человеке в потоке времени, история об утрате Дома, за-дающая формулу человеческого существования в ХХ веке.

Главная проблема лекции - сочетание в романе Горького "Мать" социальных и религиозных мотивов. Книга рассматривается как продолжение традиции социально-идеологического романа (в смысле М. Бахтина). Описываются принципы характеристики персонажей, проблемы стиля (метафорическая избыточность). В качестве культурного контекста привлекаются произведения Н.Чер-нышевского, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, В. Кина (роман "По ту сторону"), А. Ахматовой ("Рек-вием"). Пунктирно рассматривается эволюция писателя от "Матери" к "Несвоевременным мыслям".

Главная проблема - рассмотрение "Петербурга" как образца, модели символистского романа. Затрагиваются проблемы прототипов, связи романа с историческим временем, способов персонажной характеристики, места романа в "петербургском тексте". Большое внимание уделено стилистике романа: метафоре, звукописи ("звуковым сквознякам"), ритмической организации. Культурный контекст: Е.Замятин, Н.Бердяев, О.Форш, К.Вагинов, В.Набоков.

Главная проблема: "Мы" как жанровая модель романа-антиутопии. Рассматриваются хронотоп и фабула, персонажные характеристики, система ключевых мотивов, способы сочетание социального и любовного конфликтов. Пунктирно прослежена история утопии-антиутопии. Активно используются автокомментарии Замятина. Культурный контекст: Г. Уэллс, А. Богда-нов, Ф. Достоевский, Дж. Оруэлл, А. Солженицын.

Главная проблема: рассмотрение "Конармии "как феномена метафорической, орнамен-тальной прозы. Предлагается нетрадиционная точка зрения на состав книги (в нее не должны входить поздние" Поцелуй" и "Аргамак"). Исследуются структура бабелевской новеллы в ее основных разновидностях (традиционная новелла-фабула и новелла-смысл), динамика композиции, специфика пейзажа, формы повествования, сквозной конфликт (очкастый киндербальзам в стане кентавров). Новеллы "Конармии" сопоставляются с газетными корреспонденциями Бабеля и конармейским дневником 1920 г. Культурный контекст: Л. Толстой, Мопассан, М. Зошенко, Ю. Олеша.

Предлагается нетривиальный подход: в образцовом произведении социалистического реализма можно увидеть героическую балладу о какой-то войне с экзистенциальной проблематикой, родственной литературе "потерянного поколения". Рассматриваются приемы толстовского психологизма, широко использованные Фадеевым. Выявлена противоречивость характера Левинсона, парадоксальность столкновения красных и белых. Отмечена изменчивость финала, который в первоначальной редакции был более открыт, проблематичен. Культурный контекст: Л. Толстой, М. Булгаков, Н. Гумилев, Н. Тихонов.

Главная проблема: конфликт в поэтике романа социальной проблематики и метафорического стиля. Рассматриваются система персонажей, сказочные мотивы и заглавный мотив зависти, поэтика метафорического преображения мира (роман как хрестоматия счастья). Прослежена дальнейшая эволюция писателя, названы причины его творческого кризиса. Культурный контекст: А. Пушкин, Н. Олейников, В. Набоков.

Спор с представлением об игровой, постмодернистской природе набоковского романа. "Дар" рассматривается как продолжение и развитие традиции классического русского романа, прежде всего пушкинского "свободного романа". Вставной роман о Чернышевском - тоже не пасквиль, как это принято думать, а драматическое, хотя и не лишенное иронии исследование судьбы "железных забияк", шестидесятников. Роман - один из редких в ХХ веке примеров повествования о счастливом человеке, приятии бытия, благодарности жизни. Набоковская философия "бокового зрения", "благодать чувственного познания" служит именно этой цели.

Поэма рассматривается как символическое произведение, продолжающее и завершающее блоковскую "трилогию вочеловечивания". Анализируются основные принципы поэтики: влияние кинематографа и частушки, система персонажей, цветовая символика, финал и его противоречивые интерпретации.

Лирика Есенина рассматривается как художественная система с центральным принципом "зоологического претворения мира", многочисленными метафорическими рядами, масками лирического героя (инок, хулиган, мечтатель), образами "златой Руси " и "Руси советской".

Аудиолекции

Книги ХХ века (проф. Сухих И.Н.)

Шолоховский роман-эпопея рассматривается на фоне толстовского и классического эпосов, как синтез традиций семейной саги, военной хроники, истории любви и философской притчи. Главный герой романа - казачий Гамлет, мучительно выбирающий свой путь не только между двумя враждующими лагерями, но между добром и злом в трагическую эпоху, когда такой выбор невозможен.

Роман Пастернака рассматривается как «другая проза», книга, соединяющая структурные признаки элитарной «лирической эпопеи» и массовой беллетристики, целью которой являются «судьбы скрещенья» и прямое воздействие на простого, не искушенного в эстетике читателя. Исследуются связь романа с исторической реальностью и его фольклоризм, характер психологизма, взаимодействие стихов и прозы, развитие отдельных мотивов в «Стихотворениях Юрия Живаго». Живаго - тот поэт, которым хотел бы быть в конце жизни (но, на самом деле, не был) ранний Пастернак. А его роман, как отметил В. Шаламов, продолжил традицию толстовского - ответственного и совестливого - разговора о жизни.

«Василий Теркин» - одна из немногих книг о Великой Отечественной войне, созданных во время войны и выдержавших испытание временем. В ней органически и счастливо соединились пушкинская традиция «свободного романа», толстовский образ народной войны, некрасовский интерес к крестьянству. С другой стороны, Твардовскому удается «склеить позвонки» советской и русской истории, создав национальный, обобщенно-возвышенный и одновременно юмористически-домашний, образ общей беды и общего дела. Наряду с заглавным персонажем, полноценным героем романа в стихах оказывается и Автор. Культурный контекст: П. Фло-ренский, П. Боборыкин, И. Бунин. В «Мастере и Маргарите» выделяются три сюжетные линии, три «романа»: роман мастера, ершалаимский роман об Иешуа; московская дьяволиада, роман о Воланде; роман о мастере, история любви героя и Маргариты. Анализируется связь ершалаимского романа с каноническими евангелиями, сквозные мотивы и проблемы, автобиографические мотивы, особенности живописания. В целом книга понимается как роман-миф, одно из главных произведений русской литературы ХХ века.

"Чевенгур" рассматривается как уникальное сочетание утопии и антиутопии, абсолютного приятия революции, идущего от раннего Платонова-пролеткультовца, и глубочайшей ее критики, исходящей из невозможности тотального преображения мира. Исследуется композиция романа, строящегося по принципу фрагментарности («танка» как повествовательная единица). В главной сюжетной линии романа выявляется архетип китежской легенды. Культурный контекст: В. Короленко, О. Мандельштам, И. Бунин, Е. Замятин.

mob_info