Наша история. В россии настоятеля церкви чуть не сожгли за секс с гомосексуальным чиновником перед алтарем



via kalakazo
"Вот уже больше года в селе Каратузское Красноярского края продолжается скандал вокруг назначения нового настоятеля Петро-Павловского храма Георгия Потылицына. После его прихода в местную церковь среди прихожан случился раскол. Часть верующих перестала ходить в храм, упрекая нового настоятеля во многих прегрешениях - от алкоголизма и поборов до содомии. Прихожане обращались к патриарху Кириллу, писали письма региональным властям и даже записали обращение к Владимиру Путину. Но до сих пор никто не отреагировал на их призывы о помощи.

Около 40 верующих в начале декабря вышли на пикет, чтобы в очередной раз выразить недовольство новым настоятелем храма. Сами пикетирующие называют себя «детьми войны». Когда-то вместе с прежним священником храма Виктором Пасечнюком они восстанавливали здание храма, где в советское время находился кинотеатр. После увольнения Пасечнюка пожилые прихожане не поладили с новым священником и перестали ходить в храм.

Подарок для митрополита

В начале декабря 2016 года настоятеля каратузского храма Виктора Пасечнюка уволили со своей должности и сделали «штатным священником». После этого он обратился к митрополиту Красноярскому Пантелеимону. Как рассказал Открытой России Пасечнюк, увольнение стало для него неожиданностью: «Меня уволили без всякого вызова к митрополиту, без разбора, без предоставления обвинений. Просто прислали указ. Я прослужил более 20 лет, а настоятелем поставили только что рукоположенного секретаря благочинного - Потылицина Георгия».

В обращении бывший священник пишет, что причиной его увольнения стали денежные поборы, которые он не в состоянии был собрать. По его словам, отец Нищерет - настоятель Минусинского собора - потребовал от священника собрать 150 тысяч рублей на день рождения митрополита Пантелеимона. Однако таких денег собрать не удалось. «Наш приход намеренно обанкротил благочинный, - рассказывает Пасечнюк. - Он завышал все сборы, которые мы не могли отдавать. Был непомерный оброк. Это было специально сделано. Когда я не отдал деньги, то в день рождения митрополита меня убрали».

Как рассказал Пасечнюк, деньги с храма собирали два раза в год. Кроме этого, ежегодно с каратузского прихода требовалось 600 тысяч рублей для того, чтобы епархия доставляла церковные товары в храм независимо от их необходимости. По мнению Пасечнюка, таким образом обогащается лично отец Нищерет, который к тому времени уже успел обзавестись дорогостоящим коттеджем и двумя внедорожниками.

Сразу же после увольнения настоятеля храма верующие отправились в Красноярск на прием к митрополиту Пантелеимону. По словам прихожанки Валентины Золототрубовой, их возмутило увольнение Пасечнюка: «Когда нашего священника от бога выгнали из храма, мы не понимали причин и хотели получить разъяснения. С отцом Виктором мы прожили 21 год, все вместе поднимали храм из руин. Поэтому мы поехали к Пантелеимону. Мы сидели в приемной и ждали, когда нас примут. Вдруг резко открылась дверь, оттуда выскочил митрополит без головного убора и начал на нас кричать: „Кто из Каратузского приехал? Зачем? Пять лет не ездили. Вон отсюда!“. Мы ожидали человеческого приема, они сами спровоцировали этот скандал».

Красноярская епархия все же создала комиссию, чтобы разобраться в ситуации с увольнением отца Виктора. Как постановила комиссия, Пасечнюка сняли с должности «ввиду многочисленных фактов ненадлежащего исполнения священником обязанностей настоятеля». В числе нарушений назвали отказ бывшего настоятеля от посещения военно-патриотического лагеря «Лидер» и отказ в праздновании Дня Крещения Руси в районном музее из-за висящего в нем портера Ленина. По мнению комиссии, Пасечнюк также виноват в уменьшении количества прихожан храма и неспособности закончить реставрацию храма. Обвинения же в адрес отца Нищерета епархия отвергла.

«Голубоглазый» конфликт

Отношения части прихожан с новым настоятелем Георгием Потылициным не заладились с самого начала. По словам верующих, новый священник начал приходить на службу пьяным, переизбрал угодного себе старосту, прикрепил на стенах храма много ящиков для сбора денег и установил расценки за крещение и отпевание. Прихожане рассказывают, что в мае 2016 года священник не явился на литургию, после чего прихожане сами его разбудили и привели в храм. «Георгий сразу показал, что хозяин только он и никто другой. У нас возникло недопонимание. Он сразу же поставил в храме много ящиков для поборов. Когда заходишь церковь, такое ощущение, что они все руки поднимают и говорят: „Дай, дай, дай“. При отце Викторе стояло всего два таких ящика. Он никогда не просил деньги за крещение, отпевание. Говорил, чтобы давали кто сколько может. Георгий же сразу поставил нам расценки. Покрестил - взял 1500 тысячи, отпел - также взял около 2000 тысяч», - рассказала Золототрубова.

После этого у пожилых прихожан и молодого священника началось настоящее противостояние. Он не хотел слушать советы и наставления пожилых людей, они мечтали вернуть прежнего настоятеля. По словам Золототрубовой, Георгий вел себя «неправильно» - отдавал приказы, смеялся над ними и указывал на свой сан: «У нас сразу же пошло отторжение. Нет в нем простоты человеческой, души - как должно быть у священника. Если мы начинали ему подсказывать, то он по своему нам давал отпор. Сказал нам, что наш священник Виктор не умеет зарабатывать деньги, а он умеет. У нас началось противостояние. Мы хотели ему подсказать, помочь чем-то, а он нас отталкивает, воспринимает в штыки».

Вскоре всех прихожан и жителей небольшого села ждала очередная волна потрясений. В начале лета 2016 года региональные СМИ сообщили о гомосексуальных связях Потылицына с «единороссом», сотрудником районной администрации Александром Козиным. Моментально новость о нетрадиционной ориентации священника стала одной из самых обсуждаемых на лавочках каратузского района.

Откуда появились слухи, сельчане точно не знают: то ли священника с чиновником застали в бане, то ли в самом храме. Но обсуждение подхватили быстро. Как рассказала Золототрубова, слухи о гомосесксуальнсоти священника прихожане услышали позже всех: «Мы узнали в последнюю очередь, когда об этом написали красноярские СМИ. Мы не вникали, нас это не касалось. Абакан гудит, газеты выпускают материалы только так. „Дождь“ к нам прилетел, представляете? Как не поверишь? Мы сами, конечно, не свидетели. Но публикации в СМИ нас настораживают. Пока это все не раскрылось, многие в поселке это видели. Идут и за ручку держатся. Встретились - поцеловали друг друга. Зачем? Они ходят не скрывая, обнимаются и целуются. Еще мальчик-сирота рассказывал, что священник предлагал ему интимную связь».

Открытой России не удалось дозвониться до Григория Потылицына. Отец Нищерет отказался комментировать протесты прихожан «без благословения епархии». Сам отец Георгий в интервью московской съемочной группе опроверг все обвинения в свой адрес. Сотрудник местной администрации также отрицает нетрадиционные отношения со священником: «Почему мы не должны общаться и дружить? Точки соприкосновения были найдены, потому что мы не можем не задуматься о духовно-нравственном воспитании молодежи», - рассказал Козин. Кроме того, и священник, и чиновник говорят, что они - люди семейные. В семье Козиных пятеро детей и шесть внуков.

Покаяние за грехи

С тех пор пожилые прихожане перестали посещать каратузский храм. Теперь они ездят за 40 километров в монастырь в Кочергино. «Нанимаем автобус и едим. Последний раз нас было около 50 человек. Мы бываем там на службах, исповедях. Причащаемся там. В свой храм теперь не ходим. Если Григорий участвует в гомосексуальных скандалах, вы извините, как мы пойдем к этому человеку? Вставать на колени перед ним и еще грязные руки целовать? О чем говорите-то?», - возмущается Золототрубова.

В последний год верующие писали письма на имя патриарха Кирилла, обращались к губернатору региона Александру Уссу, записывали обращение к президенту Путину. Как рассказала прихожанка, ответ пришел только от заместителя управделами московской патриархии Саввы Михеева. Прихожане хотели вернуть священника, но в демократии им отказали: «Нам посоветовали любить Георгия и помогать ему. Мы дали ответ этому Савве. Сложили вырезки из газет и отправили. Мы хотим достучаться до всех высоких властей, от кого зависит сегодняшнее православие в нашем храме. Мы хотим, чтобы нас, детей войны, услышали. Нам сколько жить осталось? Дайте нам прожить нашу старость с верой и умереть, чтобы нас отпели по-человечески. Но никак не идти к Георгию».

Несмотря на многочисленные просьбы прихожан, представители духовенства так и не провели проверку нового настоятеля и не отреагировали на просьбы верующих. Всех примирить попытался глава каратузского сельсовета Александр Саар. В июле 2016 года за стол переговоров ему удалось посадить отца Георгия и недовольных прихожан. На обвинения верующих в употреблении алкоголя Георгий заявил, что «два факта было» и за это он «кается и причащается». На собрании отец Григорий также признался, что специально устроил беспорядок в алтаре по «указаниям свыше», чтобы сфабриковать доказательства против отца Виктора.

Протокол собрания

У Потылицина есть сторонники. Староста, выбранная при отце Георгии, Галина Агишева рассказала, что в церковь сейчас стало ходить гораздо больше людей. «К нам приходят по 70 человек. Приходит очень много молодых семей. А если люди не с богом, то они и воюют. Мы прямо ходим к богу, а священник для нас просто сопровождающий. Судить нельзя, это будет Господь делать. Это не по-христиански. Я призываю всех к вере, любви и уважению к друг другу. Давайте объединимся и прекратим все распри и расколы», - говорит она.

Конфликт в небольшом селе Каратузское не разрешается до сих пор. Региональные издания продолжают выпускать новые фильмы и писать статьи о сельском конфликте. А прихожанам по-прежнему приходится ездить в другой храм за 40 километров. А пока, по словам верующих, нового настоятеля не принимает даже сам храм. «У нас лампадки не горят, они тухнут. По три раза батюшка подходит и зажигает», - жалуется жительница села".

Яромир Романов

Жители села Каратузское Красноярского края обращаются к президенту РФ Владимиру Путину, к местным властям и к патриарху Кириллу, жалуясь на нового настоятеля Петро-Павловского храма. По словам части паствы, священник злоупотребляет спиртным, а по селу упорно ходят слухи о его интимной связи с местным единороссом — сотрудником районной администрации. Об этом пишет «Открытая Россия».

Проблемы начались с увольнения предыдущего священника — настоятеля Виктора Пасечнюка, который прослужил больше 20 лет. «Меня уволили без всякого вызова к митрополиту, без разбора, без предоставления обвинений. Просто прислали указ. Я прослужил более 20 лет, а настоятелем поставили только что рукоположенного секретаря благочинного».

Священник обратился в Красноярск — к митрополиту Пантелеимону. В обращении бывший священник пишет, что причиной его увольнения стали денежные поборы, которые он не в состоянии был собрать. По его словам, отец Нищерет — настоятель Минусинского собора — потребовал от священника собрать 150 тысяч рублей на день рождения митрополита Пантелеимона. Однако таких денег собрать не удалось. «Наш приход намеренно обанкротил благочинный, — рассказывает Пасечнюк. — Он завышал все сборы, которые мы не могли отдавать. Был непомерный оброк. Это было специально сделано. Когда я не отдал деньги, то в день рождения митрополита меня убрали».

Как рассказал Пасечнюк, деньги с храма собирали два раза в год. Кроме этого, ежегодно с каратузского прихода требовалось 600 тысяч рублей для того, чтобы епархия доставляла церковные товары в храм независимо от их необходимости. По мнению Пасечнюка, таким образом обогащается лично отец Нищерет, который к тому времени уже успел обзавестись дорогостоящим коттеджем и двумя внедорожниками.

Сразу же после увольнения настоятеля храма верующие отправились в Красноярск на прием к митрополиту Пантелеимону. По словам прихожанки Валентины Золототрубовой, их возмутило увольнение Пасечнюка: «Когда нашего священника от Бога выгнали из храма, мы не понимали причин и хотели получить разъяснения. С отцом Виктором мы прожили 21 год, все вместе поднимали храм из руин. Поэтому мы поехали к Пантелеимону. Мы сидели в приемной и ждали, когда нас примут. Вдруг резко открылась дверь, оттуда выскочил митрополит без головного убора и начал на нас кричать: „Кто из Каратузского приехал? Зачем? Пять лет не ездили. Вон отсюда!“ Мы ожидали человеческого приема, они сами спровоцировали этот скандал».

С новым молодым священником у паствы отношения сразу не сложились. По словам верующих, новый священник начал приходить на службу пьяным, переизбрал угодного себе старосту, прикрепил на стенах храма много ящиков для сбора денег и установил расценки за крещение и отпевание. Прихожане рассказывают, что в мае 2016 года священник не явился на литургию, после чего прихожане сами его разбудили и привели в храм.

Вскоре всех прихожан и жителей небольшого села ждала очередная волна потрясений. В начале лета 2016 года региональные СМИ сообщили о гомосексуальных связях нового настоятеля с «единороссом», сотрудником районной администрации. Моментально новость о нетрадиционной ориентации священника стала одной из самых обсуждаемых на лавочках каратузского района.

Откуда появились слухи, сельчане точно не знают: то ли священника с чиновником застали в бане, то ли в самом храме. Но обсуждение подхватили быстро. Как рассказала Золототрубова, слухи о гомосексуальности священника прихожане услышали позже всех: «Мы узнали в последнюю очередь, когда об этом написали красноярские СМИ. Мы не вникали, нас это не касалось. Абакан гудит, газеты выпускают материалы только так. „Дождь“ к нам прилетел, представляете? Как не поверишь? Мы сами, конечно, не свидетели. Но публикации в СМИ нас настораживают. Пока это все не раскрылось, многие в поселке это видели. Идут и за ручку держатся. Встретились — поцеловали друг друга. Зачем? Они ходят не скрывая, обнимаются и целуются. Еще мальчик-сирота рассказывал, что священник предлагал ему интимную связь».

После того, как об этом узнала вся деревня, служитель попытался сбежать из поселка, но его поймали на выезде из Каратузского и избили. Слышала, что потом его хотели к церкви притащить и поджечь. Второй участник скандала поспешно покинул деревню

В селе Каратузское Красноярского края местные жители подозревают служителя (настоятеля) церкви в гомосексуальной связи с прихожанином. Об этом сообщили читатели «Проспекта Мира».

Как написал один из наших подписчиков, знакомый с ситуацией в поселке, «все село стоит на ушах»: в церкви застукали прихожанина вместе со служителем. Источник отметил, что прихожанин имеет отношение к местной администрации.

Позже другая жительница села подтвердила «Проспекту Мира», что такой случай действительно был. Как рассказала девушка, в приходе двух мужчин увидела женщина. Не поверив своим глазам, она рассказала о случившемся сыну:

«Это произошло примерно две-три недели назад. После того, как об этом узнала вся деревня, служитель попытался сбежать из поселка, но его поймали на выезде из Каратузского и избили. Слышала, что потом его хотели к церкви притащить и поджечь. Второй участник скандала поспешно покинул деревню», - рассказала девушка.

Также она отметила, что именно по рекомендации прихожанина, которого застали на месте, год назад был взят на службу в каратузский храм этот церковный служитель. Помимо этого, как сказала девушка, жены участников скандала, после того, как история разошлась по всей деревне, попытались покончить с собой.

В Петро-Павловском храме села Каратузское «ПМ» сказали, что о таком впервые слышат. В местном сельсовете отметили, что это слух, поэтому от дальнейших комментариев отказались. Однако от местных журналистов удалось узнать, что человек, замешанный в скандале, действительно работает в районной администрации и занимает руководящую должность.

В администрации села «ПМ» сказали, что на данный момент руководителя отдела нет на месте: он уехал в командировку в Красноярск и вернется назад в конце июня.

В Красноярской епархии комментируют, что о подобном случае ничего не известно, так как жалоб не поступало.

Напомним, в январе этого года в Каратузском был еще один «церковный» скандал: священник не сдал 150 тысяч на день рождения митрополита и был отправлен в отставку. Позже ему предложили предложили переосмыслить отношение к церкви, а на его место назначили нового иерея.

Тэги: Россия, геи, церковь, секс, настоятель храма

Заинтересовался историей села Каратузское совсем недавно, в ноябре 1989 года, после того, как в государственном архиве Красноярского края случайно наткнулся на необычное название сохраняемого дела, а именно: «Прошение жителей села Каратуз о переименовании его в город или посад».

В Красноярске я уже проживаю добрых четыре десятка лет. За это время в крае возникло много новых городов, а о том, чтобы шла речь сделать городом Каратузское – не слышал. А тут, в архиве, целое дело об этом. И даже не одно, а два. Это меня заинтересовало, и я стал искать в истории все, что написано о Каратузском за последние 200 лет. И кое-что нашел.

В справочнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии за 1916 год» узнал, что в селе в 1852 году открыт Петро-Павловский приход, что Каратузское раньше называлось Шадатским форпостом, а потом стало называться так, как оно именуется и по сей день. Что же означает само слово «Каратуз»? В справочнике дано такое пояснение: это слово татарское, что значит «Черная соль». В газете «Красноярский рабочий» за 10 сентября 1964 года опубликован очерк «За горой Арарат». Автор его учитель В. Трояновский пишет: – «Кара» – черная, «туз» – соль. Это старинная казачья станица.

Прочитал совсем немного разных документов, а как много узнал из них о селе Каратузском. Но в связи с этим возникло и много вопросов, которые требуют ответа: когда и почему изменилось название села, когда оно было станицей, наконец, когда вообще возникло поселение? Разговор об этом пойдет ниже, хотя я уже сейчас сомневаюсь, могу ли на все вопросы ответить.

А сейчас давайте вернемся к найденному архивному делу, хранящемуся уже почти сто лет, попытаемся понять мотивы живших тогда людей, их стремление изменить привычный ход жизни. И рассуждать будем не абстрактно, а конкретно, опираясь на существующие архивные документы.

Если кто-то из читателей прийдет сейчас в архив и захочет убедиться, что такое дело существует, то по одному только названию он его не найдет. В архиве хранятся сотни тысяч документов и часто бывает так, что найти какой-то документ значительно сложнее, чем иголку в стоге сена. Но сейчас я назову «координаты» дела и оно может быть вам принесено из безразмерного хранилища в течение нескольких минут. Итак, называю: фонд 595, опись 29, дело 334 – «Прошение жителей села Каратуз о переименовании его в город или посад ».

Давайте осторожно будем листать дело и внимательно всматриваться в рукописные страницы. Для того, чтобы понять неразборчивый почерк, разобрать слова, написанные чернилами, которые местами выцвели, потребуется терпение. Но исследователю этого не занимать. Сплошь и рядом попадаются такие рукописные страницы, которые без увеличительного стекла понять невозможно. К счастью, 100 лет назад уже существовали печатные машинки с очень хорошим шрифтом. Это нам поможет быстрее и правильнее понять мотивы прошения. Кстати, к делу, которому почти век, похоже не прикасалась рука исследователя.

В сентябре 1902 года из канцелярии Иркутского военного генерал-губернатора в адрес господина Енисейского губернатора поступило следующее официальное предписание:

– Препровождаем при этом прошение разных лиц, проживающих в с. Каратузе Сагайской волости Минусинского уезда Тимофея Михайлова Дорофеева, Моисея Кириллова Москвина, Леонида Дмитриева Бухальцева и др. в числе 12, ходатайствующих о преобразовании означенного села в посад или город. Канцелярия просит необходимые по содержанию прошения сведения, а также заключение по ходатайству просителей. Правитель канцелярии (подпись неразборчива).

Почему прошение направлено в Иркутск, а не Енисейскому губернатору? Жители Каратуза, да и все жители губернии, знали, что Главным начальником края является Иркутский генерал-губернатор и только он мог решить вопрос. При этом, конечно же, мнение Енисейского губернатора имело решающее значение. Прошению был дан ход. В деле хранятся многие справки, большая переписка и сообщение старшего чиновника по составлению отводных записей в Енисейской губернии В.Ю. Григорьева, отпечатанное на машинке в полтора десятка страниц. Он симпатизирует жителям села и старается его историю показать через увеличительное стекло. Слов нет, история села привлекательна уже тем, что в системе реки Амыл в 40-х годах прошлого столетия были открыты месторождения золота и через Каратузское проходили пути на многочисленные прииски. В своей жизни село немало видело рыцарей удачи, жило и развивалось за их счет, организуя увеселительные развлечения.

Прошло полвека. Золотые недра оказались разграблены, эйфория закончилась. И к 1902 году сложилась такая ситуация, когда возникли вопросы: что дальше делать, как жить?

В.Ю. Григорьев составил небольшую табличку о количестве населения в селе и их состав:

Всего около двух тысяч человек. Большинство из них, как видим, разночинцы, как раз те люди, которые, в общем, здравствовали за счет золота, за счет тех, кто имел золото.

Одни успешно проматывали свалившееся на них богатство, другие обслуживали их по самому высокому спросу. Когда имели так называемую валюту, жили – не тужили. А затем оказалось, что доходы и тех и других стали таять. У некоторых к этому времени имелись широкие усадьбы. Что с ними теперь делать, как содержать, где брать средства на жизнь?

И стали разночинцы подумывать о занятии сельском. Земли вокруг были плодородными и давали неплохой доход. Но вот беда, все они уже давным-давно имели своего хозяина из старожилов, то есть казаков и крестьян из казаков. Земли у них было много и складывалось такое положение, что некоторые из землевладельцев не могли ее всю обрабатывать, не хватало сил. Делиться землей с разночинцами казаки не соглашались, а вот в аренду сдавали охотно и от этого имели доход. Плата за аренду устанавливалась арендодателями. Платили за пашни и покосы, за выгоны для скота, за усадьбы и дома, даже несли трудовую повинность у арендодателей. Словом, оказались у старожилов по уши в кабале.

Сколько бы разночинцы ни высказывали своего возмущения, их не слышали. Старожилы железно исповедовали принцип: «Мой дом – моя крепость». И решили разночинцы разрушить эту «крепость». Они пошли в атаку. Противная сторона заняла активную оборону.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ У ГОРЫ АРАРАТ

Учитель В. Трояновский в очерке «У горы Арарат», опубликованном 10 сентября 1964 года в газете «Красноярский рабочий», писал:

– Каратуз окружили несколько небольших красивых гор. Одну из них, просторную, плоскую, раскрашенную широкими мазками желтых хлебов и светло-зеленых кустарников и рощь, почему-то назвали Арарат .

Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов в свое время посетил форпост Шадатский. В своей книге он описывает окружающие его горы почти совпадающими красками, которые написаны автором очерка «У горы Арарат». Вроде они описывают одни и те же места. Но все названия гор и речек, окружающие форпост, не совпадают с сегодняшними наименованиями. Что это, случайное совпадение или что-то другое? Может быть, в дальнейшем мне удастся внести ясность.

А пока, что же происходит у горы Арарат? В свое время казаки щедро наделялись землей – по 30 десятин на каждую мужскую душу. Тогда казаков было мало, а земли много. Наделили их землей, официально за каждой семьей закрепили участки и заверили бумаги гербовой печатью. Через десятки лет к обосновавшимся «на вечное» жительство казакам добавились крестьяне из казаков. Им уже досталось меньше – по 15 десятин на душу. Тоже много. И снова закрепили за новоселами участки, а на бумагах, утверждающих право на землю, тоже поставили печати. Так они и жили. Из них составилось сельское общество. Из своей среды они выбрали старосту. Периодически собирались на сходы и решали все вопросы, касающиеся сельской жизни – так сказать, могли казнить и миловать. В самом деле, если надо кого-то выпороть розгами, то за этим дело не стояло. Собирался сход жителей общества и там принималось решение. Решение могло быть обжаловано в высшей инстанции, но что толку, если человека уже выпороли. Это была реальная власть, которую не обойти пешком, не объехать на коне.

Таким образом, в результате проведенных отводов земли у казаков оказалось в личном пользовании 12,5 тысяч десятин, которые находились не дальше 10-15 верст во все стороны от села Каратузского. К тому времени, когда возник вопрос о наделении землей разночинцев, ее просто не было в наличии. За пределами наделов местных жителей находились земли жителей других населенных пунктов.

Что же делать? В своем сообщении высшему начальству известный нам чиновник по составлению отводных записей В.Ю. Григорьев полагает, что часть земли и выгонов можно изъять у членов сельского общества и передать ее неприписному населению. Кроме того, пишет он, немало земли имеется в заамыльской даче.

Вот тут на поверхность выступает правительственный закон. Землю нельзя изъять, если не будет на то согласия общества. Да и вообще, чтобы наделить землей тех, кто хочет поселиться в данной местности, необходимо вступить в члены сельского общества и только тогда может идти речь о наделе землей. И вот когда об этом зашла речь, решили собрать сход всех проживающих в селе, которые являются членами общества и которые, стало быть, имеют право голоса. 15 декабря 1902 года такой сход состоялся. Приговор находится в архивном деле. Из него стало известно, что на сход из 190 домохозяев явилось 83. Они приняли «приговор»:

– Разночинцев в общество не принимать, землю для них не выделять, предложение о переименовании села в город или посад – отклонить.

И подписались. Единогласно. Кто не мог расписаться по причине неграмотности, записывали его фамилию. Ходатаям от разночинцев пришел ответ из губернии:

– Прошение оставить без последствий.

В феврале 1903 года разночинцы написали прошение в Министерство земледелия и государственных имуществ о наделе землей. Пришел ответ, что тем, кто не приписан в общество, «надела не положено» . Круг замкнулся.

Но на этом дело не кончается. Прошения о переименовании села в город или посад продолжают писать другие доверенные лица, полагая, что изменением статуса населенного пункта изменятся и их права, разночинцев уравняют правами с правами крестьян старожилов.

И так проходят годы. Противостояние около горы Арарат продолжается. 29 июля 1908 года представил свой доклад по поводу переименования села в город или посад заведующий Минусинской поземельно-устроительной партии Г. Козьмин (ф. 595, оп. 39, д. 1524). Это как раз второе дело, которое хранится в архиве совершенно в другом месте от первого. Автор доклада также не жалеет красок, чтобы убедить начальство в том, что прошение, в общем-то, можно удовлетворить. Каратузское может иметь большое будущее:

– Местность степная, ровная, сухая, местами заболоченная к Амылу, но последнее не так страшно. Земли можно осушить и обратить под постройку усадеб.

Саянские горы , – утверждает он, – изобилуют медными рудами, имеются месторождения железа и других полезных ископаемых. В настоящее время сбывается хлеба от 400 до 500 тысяч пудов. Часть его идет сплавом в Красноярск и Енисейск, часть на прииски. Скота сбывается до 1000 голов, овец от 2-х до 3-х тысяч, мяса скотского и баранины до 20 тысяч пудов, свинины до 30 тысяч пудов, 5000 разных кож, выделывается и сбывается до 1000 овчинных шуб, 10-15 тысяч пудов пеньки, до 3 тысяч пудов семенного масла, холста для заводов до 2000 аршин, пушнины, в основном белки и соболя на 40-50 тысяч рублей, рыбы разной до 5 тысяч пудов, катанок до 5 тысяч пар. Увеличивается сбыт яйца и сейчас его продается до 100 тысяч штук.

В середине июля , – сообщает он, – инженер Радевич с успехом прошел на бензиновом моторе из Енисея по Тубе и Амылу до Каратуза, благополучно справился с перекатами и протокам. Таким образом плавание на судне с осадкой до 3,5 футов доказало полную возможность пароходного сообщения. Каратуз может сделаться складочным пунктом для многих волостей Минусинского уезда.

Город представит спрос на дровяной и строительный материал, что позволит расчистить лесные участки для земледелия. Не исключена возможность в недалеком будущем образования Каратузского уезда…

Неуемная фантазия Г. Козьмина и настойчивый прессинг на земледельцев позволили «вырвать» у них согласие на перевод села в город. От перестройки деревенского быта на жителей села выплеснется столько благ, что их хватит всем. Положили все документы в большой пакет и отправили в губернию. А сами стали подсчитывать барыши.

Три года считали. Наконец, крестьянский начальник 4 участка Минусинского уезда прибыл в Каратуз, встретился с доверенными сельского общества казаком Алексеем Скобелевым и крестьянином Виктором Заевым, прочитал им полученную из губернии бумагу, подписанную губернатором 11 мая 1911 года и заставил их расписаться. А в той бумаге написано:

– Названное село ни по количеству, ни по составу населения, ни по торгово-промышленному значению и экономическому развитию, и, наконец, ни по общему укладу жизни его населения не усматривает никаких оснований для поддержания приведенного ходатайства.

Так закончилось противостояние у горы Арарат, продолжавшееся девять лет. И современные читатели только теперь узнали об этом. А гора была свидетельницей страстного желания людей сделать свою жизнь лучше.

ГОД 1915

В Государственном архиве Красноярского края имеется редкое издание типа справочника «Краткое описание приходов Енисейской епархии», выпущенное в 1916 году. В нем даны не только названия приходов, но и многие сопутствующие сведения, дающие широкое представление о тех населенных пунктах, которые входят в приход. Указывается, что Каратузский Петро-Павловский приход открыт в 1852 году.

Каратуз раньше назывался Шадатским форпостом, поскольку являлся сторожевым пунктом. Нынешнее же название «Каратуз» – слово татарское, означает «Черная соль». Почему дано такое название – неизвестно. Стоит он на ровной возвышенности, у подножия небольшой горы, при мелководной речке Каратузке, которая впадает в реку Амыл на расстоянии в одну версту от села. Вода жителями берется из Амыла, так как Каратузская вода негодна для питья. Село окружено лугами, кустарниками, мелким березняком, имеет красивый вид и здоровый климат.

От епархиального города (Красноярска) Каратуз отстоит в 595 верстах, от уездного города (Минусинска), в котором имеется пароходная пристань по реке Енисею, в 85 верстах, от волостного правления (Сагайска) в семи верстах.

Церковь каменная, в которой в настоящее время имеется три престола: 1 главный во имя св. Апостолов Петра и Павла; 2 во имя Пресв. Богородицы в честь Ея иконы «Знамения». Оба эти престола построены на средства прихожан. Третий престол во имя св. Пророчицы (9 декабря) Томским купцом Никитою Нестеровым Вяткиным в 1886 году. Церковная библиотека есть, вполне достаточная и содержательная. Благочинческой библиотеки в данном районе нет.

При церкви положены штатные: священник, диакон и псаломщик. Священник получает 300 рублей казенного жалования, диакон – 150 рублей, псаломщик – 100 рублей в год. В среднем братских доходов в год получается до 1300 рублей. Ружный хлеб хотя и выдается, но не всегда аккуратно. Церковного капитала имеется 2730 рублей. Земли при церкви усадебной вместе с церковным погостом – 3 десятины, сенокосной – 52 дес. и пахотной – 245 десятин. Но последняя земля лишь запроектирована и поэтому ею в настоящее время не пользуются.

Дома для священника и диакона построены на усадебной земле, для житья удобны, а для псаломщика дома нет, но он получает от прихожан квартирные деньги.

В селе Каратуз имеются: почтово-телеграфное отделение, участковая лечебница с полным медицинским персоналом, народная читальня со сценой для спектаклей, высшее начальное 4-х классное училище, преобразованное с 1-го января 1915 года из 4-х классного городского. Учащих при училище положено 5 человек, а учащихся обоего пола в текущем году около 100 человек. Здесь имеется еще одноклассное сельское училище Министерства Народного Просвещения с тремя, не считая Законоучителя, учащими и около 150 учащимися. Открыта 1 сентября 1900 года и церковно-приходская школа в три отделения, число учеников в которой около 50 человек.

Имеется в селе 20 торговых заведений, из которых около 10 имеют годовой оборот на десятки тысяч рублей. Кредитное товарищество, в котором до 1000 членов. Общество потребителей, имеющих свою торговлю, маслодельный завод Каратузской артели, пряничные и сушечные пекарни, колбасные заведения, кожевенные заводы, по субботним дням бывает базар, 14-го, 15-го и 16-го ноября месяца – ярмарка.

В приходе, кроме села есть еще деревни: Усть-Копь, Черемушка и Черепановка. Усть-Копь от Каратуза отстоит в 10 верстах и расположена на правом берегу Амыла, при устье речки Копи, у подножия горы, носящей местное название «Веселой». Пути сообщения осенью и весной неудобны, так как деревня окружена с трех сторон болотами и бывает разлив реки Амыл. В Копи есть деревянная часовня, построенная в 1886 году, и одноклассное училище Министерства Народного Просвещения, открытое в 1909 году. Учащихся в нем около 60. Деревня Черемушка отстоит от с. Каратуза в 12 верстах, в ней в 1914 году открыта одноклассная школа Министерства Народного Просвещения, в которой теперь до 50 учащихся. Всего в приходе 692 двора, количество населения 4452 человека мужского и женского пола.

Население состоит из коренных сибиряков, казаков, в небольшом количестве временно проживающих дворян, мещан, духовных. В приходе имеются католики – 8 человек мужского и женского пола, 5 человек лютеран, 104 старообрядца австрийского согласия и 74 беспоповца. Пропаганды не заметно. Жители занимаются земледелием, торговлей, разного рода ремеслами и пр. Деревня Черепановка отстоит от села Каратуз в 10 верстах.

Церковный корреспондент так все подробно описал о жизни Каратузского причтового населения, что мне почти нечего добавить к вполне достоверным приведенным фактам, их истина не вызывает каких-либо сомнений. Необходимо обратить внимание лишь на то, что в материале нет слова «станица», а Каратуз постоянно называется селом. Преимущественно же в советский период авторы специально подчеркивают, что село когда-то было станицей. Наверно, это имеет под собой почву и мне придется провести в этом плане специальное исследование. Так что в следующих материалах этот вопрос получит соответствующее рассмотрение.

ФОРПОСТ ШАДАТСКИЙ

«После Абаканского и Саянского острогов в 1727 году

казаки основали Шадатскую крепость, будущее село Каратуз»

Красноярский рабочий, 04.09.1980 г.

Как давно это было? Более чем два с половиной века назад, как утверждает газета.

Для чего основывались крепости в южной части Хакасско-Минусинского региона? На этот вопрос и многие другие дает ответ книга красноярского ученого Г.Ф. Быкони: «Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в.», выпущенная в 1981 году в г. Новосибирске издательством «Наука».

Книга основана на большом количестве архивных документов, обобщает все то, что было написано и опубликовано по этому вопросу.

Прежде всего, крепости строились для охраны южных границ от набегов китайских вооруженных отрядов на земли, принадлежащие Российскому государству, на которых проживали кочующие инородцы. Они не только грабили последних, собирая ясак, но и натравливали сопротивляться проникновению русских на плодородные южные земли.

Еще в 1697 году центральное правительство издало именной указ о строительстве острога на реке Абакан. Но указание не было исполнено. И только после именных указов от 6 июля, 22 декабря 1706 и 27 февраля 1707 годов в Томске и Красноярске, Енисейске и Кузнецке подготовка к строительству развернулась. Согласно указам, воеводы должны были выделить для строительства Абаканского острога 1000 человек служилых людей с «огненными, полновыми и железными припасами к городовому строению» . Указано направить из Томска 400 служилых людей к месту постройки острога, из Красноярска – 300, из Енисейска – 200 и из Кузнецка – 100.

Поставить острог на р. Абакан в «пристойных местах, где бы от внезапного неприятельского приходу было безопасно и к селению крестьян осмотря пригодные и хлеборобные места вблизости к людям и ко всяким местам…»

Началось движение к месту строительства острога. Из Томска и Кузнецка служилые шли «сухим путем» через степи с обозом из 15 телег. Из Красноярска поплыли вверх по Енисею на 8 парусных дощаниках, енисейцы – на 9. Если не хватало общих сплавсредств, плыли на своих лодках и «каюках». Красноярские служилые люди прибыли на 80 судах, енисейцы – на 50. К тому же из Красноярска отправился конный отряд в 70 человек по правой стороне Енисея.

Встретились все отряды на Енисее, в назначенном месте. Переход занял 11 дней. К реке Абакан «для обыска» места под «острожевое строение» был послан отряд из 80 человек. Когда они вернулись, доложили, что ничего не нашли удобного.

Стали спускаться вниз по Енисею и осматривать берега. Около одного места остановились, осмотрелись. Посоветовались и решили закладывать крепость. К строительству приступило 964 служилых, среди которых находилось немало таких, которые владели мастерством по сооружению такого рода построек. Укрепления поставили за 5 дней. Что из себя представлял Абаканский острог, построенный, как известно, на Енисее? Летописец рассказывает: длина его 50 сажен, ширина – 33, высота – 2. По углам 4 башни. Ворота створчатые. В остроге часовня, государев двор, – две избы, между ними сени, изба судная с сенями, 3 амбара. Все крыто тесом. Под амбаром погреб. 20 войсковых казачьих изб. Около острогу – ров – ширина 1 сажень, глубина – тож. Круг острога двойные надолбы. На каждой башне установили пушки.

Когда острог был построен, оставили в нем гарнизон в 375 человек. Разрешили поселиться в остроге «всем охочим казачьим детям и отставным служивым с семьями…» Итак запомним: Абаканский острог построен в 1707 году. Начало было сделано.

В остроге началась жизнь. Перед гарнизоном была поставлена цель: установить мир с проживающими вокруг острога татарами, так назывались тогда местные жители разных родов. После многочисленных встреч с ними «за круглым столом» и разговоров были достигнуты соглашения, что они будут платить ясак по 6 соболей с человека, дали двух аманатов (заложников) с условием, что будут менять их ежемесячно.

Но не все было гладко. На первых порах вроде договорились жить в дружбе и согласии, а на деле начались раздоры. Все упиралось в ясак. Платили его, примерно половина тех, кто был на учете. Чтобы не платить ясак, инородцы бросали одни кочевые места и уходили в другие, подальше от острога, в места глухие, стараясь уйти из-под контроля. Случались и стычки казаков с инородцами на этой почве.

В 1716 году красноярский комендант Зубов получил распоряжение о строительстве еще двух острогов – «у Саянского камени и за Саянским каменем». Красноярский дворянин Илья Нашивошников с 300 казаками в 1718 году поставил Саянский острог. Он был в 3 раза меньше Абаканского. В остроге оставлены 100 казаков-годовальщиков. Итак, запомним еще одну историческую дату: в 1718 году построен Саянский острог. Для второго острога этой серии сил не хватило. И о нем забыли.

Проходит два десятка лет. Казак спит, служба идет. Никто на них не нападает, ни от кого они не отбиваются. Но, тем не менее, заселение благоприятного края почти находится на мертвой точке. В 1741-1744 годах Сенат издал указы о строительстве в южной Сибири новых крепостей. По плану 1746 года их должно быть построено 9.

Как выполнялась программа, сказать трудно. В архивных документах называется только одна «крепость» на реке Таштып. Почему слово «крепость» взято в кавычки? Дело в том, что новые крепости по примеру и типу Абаканской и Саянской с башнями, пушками, стенами и рвами уже не ставились. А просто на специально выбранной площадке, имеющей хороший обзор вокруг, устанавливался сторожевой пост в виде одиночного небольшого строения для отдыха, особенно в зимнее время. Вот таким сторожевым постом и был пост на реке Таштып. Так он и назывался – Таштыпский.

В 1759 году на «Соборной карте полуденной части Сибирской губернии», составленной в 1759 году поручиком Я. Уксусниковым, отмечены только два отъезжих караула: Монокский и Таштыпский. И дальше в архивном документе говорится, что «такие же зимовья-караулы в виде одиночных изб были поставлены к востоку от Енисея – Шадат, Кебеж и Нарыссы ».

Ну, вот и дошла очередь до Шадатской «крепости». Когда она появилась? Где-то, видимо, между 1746 и 1759 годом. Точнее сказать нельзя. Архивы об этом моменте молчат. После этого, наверно, надо внести поправки в те сведения, которые напечатаны в газете «Красноярский рабочий» и приведенные в начале главы. Уж если откровенно сказать, то год образования «крепости» исторически, как видим, не подтверждается, да и крепостью караульный пункт назвать тоже не имеет смысла. Видимо, не только в устной, но и в печатной пропаганде предпочтение надо отдать не эмоциям, а точному освещению фактов. Название зимовья-караула Шадатский получило от названия реки Шадат, где он был первоначально установлен. Причем, такие зимовья-караулы не все выжили. О некоторых вскоре те и забыли, едва назвав, как, например, Нарыссы. А Шадатский караул прожил долго и остался в истории как форпост. Потом они все стали называться форпостами.

В XVIII веке к Сибири ощущается повышенное внимание. Одна за другой организуются научные экспедиции. И каждая из них проявляет высокий интерес к южным районам. В 1722 году Минусинский край посетил Даниил Готлиб Мессершмидт, вызванный в 1716 году из Дании Петром I для поездки в Сибирь. В 1739 году совершил путешествие по Минусинскому краю Гмелин. Через 30 лет после него в 1771 и 1772 годах почти по тому же маршруту совершила поездку экспедиция Петра Симона Палласа, естествоиспытателя, географа, члена Петербургской Академии наук. О своих впечатлениях Паллас написал научный труд «Путешествие по разным провинциям Российского государства».

Позже, уже в XIX в., в книге «Енисейская губерния» автор ее, первый губернатор А.П. Степанов, напишет, что Паллас в местах, ныне существующих, «путешествовал, как в пустыне дикой », хотя количество населенных пунктов со времени посещения Минусинского края Гмелиным увеличилось с 5 до 24. «Паллас пробирался с конвоем от деревушки к деревушке, от зимовья к зимовью между смешанными племенами кочующих татар, между бедными хижинами ссыльных, бродил, можно сказать, по компасу, перекидывая через реки помосты на челноках для переправы, собирая для повозок, тянулся на них до первого селения или находился в необходимости требовать подстав »…

Паллас в октябре 1771 года был в Абаканской крепости. По его словам, она представляла «бедное, разрушенное местечко с деревянною церковью, с небольшим числом жилых домов ». В другой крепости Саянске он был 12 сентября 1772 года. «Гарнизон – записал он, - состоял из 7 казаков с капралом во главе. Каменистая почва вокруг не дает саянцам возможности заниматься земледелием. Поэтому казаки живут в соседних селениях и только время от времени присылают в острог двоих для охраны пороха и пушек».

К сожалению, Паллас не был на форпостах и, следовательно, не сообщил о своих впечатлениях о караулах.

Итак, напомним, что в архивных документах относящихся к 1759 году, имелось пять отъезжих форпостов – Монокский, Таштыпский, Шадатский, Кебежский и Нарысский. Отъезжими они назывались потому, что казаки там не жили постоянно, а только определенное время несли службу. Потом они возвращались обычно в крепости, где проживали с семьями, а на посты-караулы выезжала другая группа казаков. Вместе с ними выезжали и сборщики ясака.

Некоторые форпосты находились за сотни верст от крепостей. И такие поездки создавали определенные трудности и для самих казаков, и для их семей. Такие поездки оказывались затруднительными особенно летом, когда шли полевые работы. Тогда казаки обратились к своему начальству с просьбой переселиться с семьями поближе к форпостам, а где имеются удобные места для занятия земледелием, то поселиться непосредственно на постах. Их просьба была рассмотрена, признана разумной и им разрешено жить там, где удобно. Таким образом, уже в 1768 году возникли две деревни – Таштып и Арбаты. Последний форпост был устроен на реке Абакан и часто назывался Абаканским.

В связи с этим в архивных документах происходила путаница. То абаканскую крепость назовут форпостом, то форпост Абаканский назовут крепостью. А они находились друг от друга на большом расстоянии. Крепость, как известно, на Енисее, а форпост – на реке Абакан. Но в последующие годы за форпостом укрепилось название Арбаты. Это название и населенный пункт сохранились до сих пор.

Что касается Абаканской крепости, то она в дальнейшем получила название село Краснотуранск. В связи с созданием водохранилища Красноярской ГЭС бывшее село Краснотуранск, где возникла крепость, покоится сейчас «на дне морском». А село Краснотуранское перенесено в другое место и успешно развивается.

Вернемся, однако, в век XVIII.

Одни казаки, как уже сказано, около своих форпостов отстроили одноименные селения. А как поступили казаки, несущие службу на форпосту Шадатском? Об этом архивы молчат. И по этому поводу можно только гадать. Может быть, они обустроились на том самом месте, где сейчас стоит Каратуз? Вполне возможно. Пожалуй, это был у них самый лучший вариант. Но об этом нигде ни слова не сказано. По крайней мере, ничего не найдено. Может, то место, где казаки поселили свои семьи, тоже называлось Шадатским? Потом мы узнаем, что на самом посту жилье для семей не строилось, а имелась только казарма. Но не будем забегать вперед. Может, что-то конкретное и проявится.

Казаки форпоста Шадатского несли, как положено, службу. Связаны они были с дозорщиком, который находился в Саянской крепости. Но когда, скажем, что-то случалось в Красноярском округе, оттуда подавалась команда в Абаканскую крепость, а из Абаканской крепости вести передавались в Саянскую крепость. Затем эти вести становились известными и Шадатским казакам. Кстати, последние получали все довольствие в магазине Саянской крепости, а тот человек, который отпускал провиант и прочее, отчитывался перед Абаканской крепостью. Такая была зависимость.

В Красноярском округе совершено убийство семьи купца Великосельского. Сам он был изрублен в горнице топором, а жена и дочь в избе на лавках зарезаны. По этому случаю учинен поиск и привлекли к нему казаков, в том числе форпоста Шадатского. В другой раз красноярский городничий потребовал от Абаканского дозорщика, старшего начальника крепости снарядить для расстановки пикетов в округе, для прекращения учинения разбоя беглыми в количестве 5 старшин и 41 казака, в том числе выделить 7 казаков и старшего с форпоста Шадатского.

В архивных документах в дальнейшем называются только две крепости и три постоянно действующих форпоста. Монокский и Нарысский в дальнейших документах не упоминаются.

27 февраля 1775 года Красноярский комендант издает указ Иконникову (дозорщику Абаканской крепости), что «для постройки при абаканской границе казарм посылаются инструменты: 15 топоров, 5 долот, 3 теслы, 5 пайников, 5 скобелей, 3 чертуши, 3 слепуши и 3 напарьи средних ». Архивный пример для того, чтобы мы, современные жители, знали, каким инструментом пользовались два столетия назад при строительных работах, и для того, чтобы подтвердить, что казаки принимали участие в строительстве. Все эти инструменты ох как будут кстати для казаков форпоста Шадатского…

17 сентября 1785 года красноярский комендант подполковник Брикгаузен пишет абаканскому дозорщику Иконникову: «доносите, что оная Шадатская крепость погорела… и… просите, чтоб построение крепости было позволено учредить на отведенном бывшем за описанием границы геодезии сержантом Пестеревым по способности отстоящем в 15-ти верстах и на способном месте и чему-де и приготовили на том месте лес… Я ваше представление конфермую ».

Так, вследствие чрезвычайного происшествия, то есть пожара, стало известно, что Шадатская «крепость» переносится на новое место. Об этом событии сообщает Минусинский исследователь В.А. Ватин в своей книге, выпущенной в местной типографии в 1913 году, «Минусинский край в XVIII веке» (Этюд по истории Сибири). И дальше он же приводит данные о количестве казаков, находящихся на службе на 6 февраля 1791 года: в Абаканском карауле – 25, Таштыпском – 19, Саянском остроге – 34, Кебежском карауле – 24, Шадатском – 20. Итого, в конце XVIII века в крепостях и на форпостах несли караул 122 казака. Раньше их было значительно больше. За время существования караулов они ни разу не применяли оружие. И таким образом, подобная служба все более теряла значение и становилась чисто формальной. Но говорят же – все течет, все изменяется. Казак спит, а служба идет.

Век XVIII заканчивается. Пока ни в каких архивных документах слово «Каратуз» не называется.

В фондах Красноярской краевой научной библиотеки имени В.И. Ленина имеется редкая книга «Сибирь в XIX столетии», изданная в Санкт-Петербурге в 1889 году. В этой книге один из материалов озаглавлен «Красноярские казаки». Автор написал ее на основе архивов Каратузской станицы за 1806-1817 годы, хранящихся в Минусинском архиве.

Ну, вот и появилось наконец-то сочетание слов, которого так недоставало – «Каратузская станица». Но об этом будет речь впереди, а пока продолжим знакомство с казаками. Служба их состояла в исполнении разных нарядов по требованиям губернатора, который находился в Томске, городничего, который находился в Красноярске, и местной администрации. Они продолжали нести караулы на форпостах, охраняя их от «воровских людей», выезжали к границе и наблюдали за пограничными знаками, казаки посылались в Томск, на заводы, в Красноярск, в Ачинск. Они сопровождали барки с хлебом по Енисею, сопровождали колодников в места отбывания наказания.

Существовали дальние и близкие форпосты. В дальних имелись только казармы для жилья. Форпост Шадатский, видимо, относился к дальним караулам, так как он находился в 30 верстах от ближайшего селения вниз по Амылу. Какое это было селение, не называется. Автор же оговаривается: «Точность оного утвердить не по чем ».

Казаки должны иметь свое снаряжение и вооружение – карабины или винтовки, сабли, шпаги или пики. Постоянно должен быть у каждого неприкосновенный запас – по фунту пороха и полтора фунта свинца.

Казаки получают денежное жалование. Но часто они не получают его по году и более. Поэтому не особо обращается внимание на то, что служилые люди больше времени занимаются домашними делами – земледелием, охотой, рыбной ловлей, и даже их заставляют собирать лекарственные растения и они ведут сбор дикого хмеля.

Сколько же лет служили казаки? Служить они должны были «доколе хватало сил» и могли оставлять службу только по увечью, болезням и совершенной дряхлости. Тогда всякого довольствия они лишались.

А теперь мне хочется привести некоторые выдержки из книги А.П. Степанова, первого губернатора, автора книги «Енисейская губерния». В 30-х годах XIX века он путешествовал по Минусинскому уезду, побывал и на форпостах и интересно об этом написал. Может быть цитат будет многовато, но эта книга пока не намечается к переизданию и в Красноярске она находится лишь в нескольких экземплярах. Так что прочитать ее современному читателю невероятно трудно, а, скажем, в селе Каратуз и невозможно.

Итак, цитаты из книги:

«…В форпост Шадатский дорога торная, идет через Минусинск, через село Тесинское и деревню Шошу. Но прямо из Кебежа езда степною дорогою через пространную равнину, посреди которой пролегают гряды холмов, а далее перелески березовые. В правой стороне видно окончание хребта Саянского. Впереди высокая гора Камыш-шаг и, не доезжая до нее, на высокой возвышенности форпост Шадатский, на р. Казьга-Шубе без всякого укрепления» .

Не напоминает ли вам, читатель, нарисованная картина ту, которую нарисовал учитель В. Трояновский в очерке «За горой Арарат», описывая Каратуз? Не походит ли гора Камыш-шаг на гору Арарат, а речка Казьга-Шубе – на речку Каратузку?

«Казацкие форпосты расположены в черте на пространстве 250 верст по границе монгольской, надзор состоит в том, чтобы несколько раз в год съезжаться с китайцами на пограничных знаках, отстоящих от форпостов на 150 и 300 верст.

…Пограничных знаков три – Сабин-Дабага, Хоин-Табан и Бом-Кемчуг. На первый ходят казаки станицы Абаканской, на второй – Саянской, а на третий – из обеих.

…К Хоин-Табану ходят в исходе августа и в сентябре. Путь лежит через реку Шадат, впадающую в Амыл… Путь продолжается 5 дней.

В марте месяце собираются в селении Означенное 7 человек Саянского форпоста, 7 – Кебежского и Шадатского и 7 - Арбатского и Таштыпского. Отряд сей, состоящий из 21 человека, конных казаков, под начальством головы какой-нибудь станицы, отправляется на общий пограничный знак Бом-Кемчуг. Казаки ведут с собой вьючных лошадей с провиантом, фуражем и товарами для мены с Монголами.

…Отряд идет льдом по Енисею… В 10 дней приходит к месту. Пограничные знаки состоят наши из большого креста, их – высокого столба, обложенного снизу булыжником.

Встречаются. Дарга (их начальник) и Голова (наш) начинают сходиться друг к другу с протянутыми руками. Пожимая руки друг друга, Дарга спрашивает: «Здоров ли ты? Каков был путь? Здоров ли ваш государь? Благоденствует ли народ?». Голова отвечает: «Государь наш, милостию Божией, здравствует, а потому и народ благоденствует. Я здоров, а ты здоров ли…». Дарга дарит пару баранов, Голова – фунт рублевого кнастера. Церемония продолжается попойкой…

…Станицы располагаются в прекрасных местах, природа наделила их в изобилии: полями плодородными, лугами цветущими, рыбою, дичью, зверем, рогатым скотом и конями. За то жители не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно как хлебопашеством, так и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, покойно, прославляя Бога и Царя »

Вот так патетически описал губернатор и жизнь казаков и их работу по охране границы. Такие поездки к пограничным знакам впоследствии стали реже, ввиду того, что перестали на границе появляться монголы.

Что бы это значило – губернатор не назвал поселения Каратуз? Вроде его как бы нет. Хотя по всем данным он находился именно в Каратузе под названием Шадатский форпост. Как-то такой вывод необходимо подтвердить, но пока прямого аргумента нет. Требуются поиски.

СКАЗАНИЕ О КАЗАКАХ

В 1806 году крестьяне Курагинской волости деревни Каратузской жаловались Минусинскому комиссару, что казаки не пускают их ловить рыбу на реке Амыл, вверх от Каратузской деревни. Комиссар написал дозорщику, чтобы казаки не препятствовали крестьянам ловить рыбу на реке Амыл вплоть до самого караула.

Этот пример взят из книги В.К. Андриевича «Сибирь в XIX столетии», изданной в Санкт-Петербурге в 1889 году. И он приведен не для того, чтобы показать, как тогда быстро и справедливо рассматривались жалобы и что чиновники еще не были бюрократами. В истории и тогда немало встречалось случае волокиты и бесправия. Жалоба-письмо информирует нас, современных жителей, о многом, чего не удалось отыскать в других архивных документах.

Впервые мы узнали из жалобы факт существования Каратуза под именем деревни. Значит, деревня уже в 1806 году здравствовала и что в ней, кроме казаков, проживали и крестьяне. Повторяю, до этого таких сведений мне отыскать не удавалось. И деревня к тому же находится ниже караула. Значит, выше по реке Амыл существует и караул, безусловно, тот, который издавна зовется форпостом Шадатским. Деревня и форпост находятся в автономном состоянии. Как тогда совместить понятия, что Каратуз основан на месте форпоста, и когда все-таки основан Каратуз?

Необходимо, наверное, принять посыл, что поселение казаков возникло не на самом карауле, а на удобном во всех отношениях месте, где много свободной земли, пригодной для земледелия, и несколько ниже по реке Амыл и чуть в стороне от нее. То есть на том самом месте, что и сейчас. И стали его именовать «Поселение форпоста Шадатского». Так и шло из года в год. Потом первое слово «поселение» отпало и осталось сочетание «форпост Шадатский». Получилось два форпоста Шадатских. Один – караул, другой – населенный пункт. И так, видимо, часто случалось, что со временем стали путать, о каком форпосте идет речь – то ли о карауле, что стоит на реке Амыл, то ли о деревне, что стоит на речке Каратуз. И вот слово «Каратуз» прилипло к деревне. Таковы мои размышления по поводу названия населенного пункта. Ничего другого не обнаружил в архивных документах, хотя и перерыл их огромное количество.

Когда же образовано поселение? По этому вопросу тоже нет в архивах ничего конкретного. Но для рассуждения факты имеются. Давайте вспомним о прошении казаков к своему начальству, чтобы им разрешили переселить семьи поближе к форпостам. Такое разрешение было дано. И уже в 1768 году возникли деревни Таштып и Арбаты, названные так по названию форпостов. О форпосте Шадатском ничего не сообщается. Как же поступили казаки этого караула?

Думается, что и казаки форпоста Шадатского использовали такую возможность для приближения семей к форпосту. Только вот во времени образования поселения можно ошибиться. Они могли решить эту проблему в этом же 1768 году, а могли и в следующем. В данном случае можно, наверно, твердо утверждать, что образование поселения произошло в конце 80-х годов XVIII века. Других данных у меня пока нет. Но зато точно, что поселение возникло не на первом форпосту Шадатском, который, как установлено, сгорел, не на другом, который восстановлен на 15 верст ниже по реке Амыл.

Но как показывают архивы, и к 1806 году еще не все устоялось. Губернатор А.П. Степанов в 30-х годах побывал в населенном пункте, населенным казацкими семьями и в своей книге назвал его форпостом Шадатским. Дело, наверное, в том, что настоящий караул потерял свое значение и казаки, живя в Каратузе, выполняли те же задачи без отрыва, так сказать, от семьи. Такую мысль подтверждает найденное в архиве письмо командира казачьего отряда на золотых приисках хорунжего Василия Сурикова отдельному заседателю Ачинско-Минусинского горного округа Фомичу по поводу выплаты ему прогонных денег. Письмо датировано 1844 годом. Хорунжий разъезжал по приискам туда-сюда на свои деньги, а дорога неблизкая, …«от Минусинска до форпоста Каратуз 95 верст»

Но уже в переписных листах о населенных пунктах и количестве в них населения, относящихся к 1859 году, Каратуз называется деревней и никогда больше не упоминается как форпост. Кстати, в переписных листах этого года и других, более поздних, форпост Шадатский также не упоминается. Видимо, он отслужил свое время и оставлен за ненадобностью, оставив о себе память в истории.

Когда Каратуз стал именоваться станицей? В своей книге «Енисейская губерния» губернатор А.П. Степанов пишет: «Казаки Таштыпа и Арбатов составляют одну станицу. Форпосты Саянский, Шадатский и Кебежский составляют другую казацкую станицу». Так считалось до 1768 года.

Затем, когда образовались новые казачьи поселения, они назывались деревнями. А слово «станица» возникло, видимо, в связи с желанием казаков как-то выделиться. Вот они и стали насаждать на все населенные пункты, где проживали, такое название. К тому же в 1809 году все сибирские казаки были подчинены начальнику 24 дивизии генерал-майору Глазенапу. И, естественно, их авторитет в жизни края значительно вырос.

Просматривая «списки населенных мест Российской империи, составленных и издаваемых ЦСК МВД», по сведениям 1859 года, в них значилась «Каратузская ст. казач., число дворов 135, число жителей мужского пола 295, женского - 317 ». Имеются сведения о Енисейском казачьем конном полку в «Памятной книжке» за 1863 год. В ней говорится, что часть казаков шестой сотни расквартирована в селе Каратуз, и в скобках написано (станица) – 240 дворов, 1072 человек обоего пола.

И еще приведу один документ, хранящийся в Государственном архиве Красноярского края (ф.807, оп.1, д.26) от 28 мая 1884 года. К этому времени казачий полк расформирован и казаки расселились по всей губернии. В документе говорится, что «казаки входят в состав крестьянских сельских обществ и волостей ». Далее указывается, что в Минусинском округе девять казачьих селений. Среди них и село Каратуз.

Вот и закончилась «казацкая вольность». В последние годы мне приходилось встречаться с потомками сибирских казаков. За истекшее столетие они многое подрастеряли их своих нравов и обычаев. Но о прошлом вспоминают и с гордостью, и с грустинкой.

Газета «Знамя труда», орган Каратузского районного комитета КПСС

и районного совета народных депутатов Красноярского края, - № 62-76, 1990.

«Знамя труда», общественно-политическая газета Каратузского района

Красноярского края. Газета в газете «Амыльские перекаты», - № 97-99, - 2007.

Я отказываюсь в это верить, но Бабченко же пиздеть не стал бы, да?

В селе Каратузское Красноярского края местные прихожане жестоко избили своего священника после того, как застукали его за гей-сексом с чиновником районной администрации прямо в здании храма. Об этом сообщает местное красноярское издание "Проспект Мира". После того, как об этом узнала вся деревня, служитель культа попытался сбежать из поселка, но его поймали на выезде из Каратузского и сильно избили. Потом его хотели к церкви притащить и поджечь. Чиновник райадминистрации тоже спешно покинул деревню.
Слияние государства и церкви, таксть.
Скрепы, вот это все.

В селе Кратузское Красноярского края местные жители подозревают служителя (настоятеля) церкви в гомосексуальной связи с прихожанином. Об этом сообщили читатели «Проспекта Мира».

Как написал один из наших подписчиков, знакомый с ситуацией в поселке, «все село стоит на ушах»: в церкви застукали прихожанина вместе со служителем. Источник отметил, что прихожанин имеет отношение к местной администрации.

Позже другая жительница села подтвердила «Проспекту Мира», что такой случай действительно был. Как рассказала девушка, в приходе двух мужчин увидела женщина. Не поверив своим глазам, она рассказала о случившемся сыну:

«Это произошло примерно две-три недели назад. После того, как об этом узнала вся деревня, служитель попытался сбежать из поселка, но его поймали на выезде из Каратузского и избили. Слышала, что потом его хотели к церкви притащить и поджечь. Второй участник скандала поспешно покинул деревню», - рассказала девушка.

mob_info