Общество традиционное индустриальное постиндустриальное информационное. Традиционное общество

Традиционное общество (до индустриальное) - это самый продолжительный из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с аграрным укладом, мало динамическими социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Преобладает натуральное хозяйство - абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а следовательно - разделение труда является несложным. Этому обществу присуща инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество - это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный общество.

Индустриальному обществу

Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно - начиная с ХVIII в., В результате промышленной революции, охватившей сначала Англию и Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже - воды и ветра, то с началом промышленной революции начинают использовать энергию пара, а позже - дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задача, которая была главным для традиционного общества - накормить людей и обеспечить их необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-навсего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего общества.

Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированные общественные статусы ("рабочий", "инженер", "железнодорожник" и др.), Исчезают сословные перегородки - уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом "неблагородной". В индустриальном же обществе каждый завоевывает свой статус личными заслугами - капиталист, обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие всеобщей доступности образования.

В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализированы. Современный горожанин за неделю общается с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: не как конкретный индивид с конкретным индивидом каждый из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как Преподаватель и студент или Милиционер и Пешеход, или Директор и Работник ("Говорю вам как специалист.. . "," у нас так не принято... "," профессор сказал... »).

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (термин предложен Дениеллом. Беллом в 1962 году.). В свое время Д. Белл возглавлял "Комиссию 2000 года", созданную решением Конгресса США. Задачей этой комиссии была наработка прогнозов социально-экономического развития США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований, Дениелл Белл вместе с другими авторами написал книгу "Америка в 2000г.». В этой книге, в частности, приходилось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап Дениелл Белл и назвал "постиндустриальным".

Во второй половине XX в. в самых развитых странах мира, таких, как США, страны Западной Европы, Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, что уже в 70-х гг. XX в. ученые-социологи сделали вывод (как показало время - правильный), что в XXI в. неграмотными можно считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться снова.

В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества - все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка интегрируется в систему производства и - тем самым - преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центричным, то постиндустриальное общество характеризуется культуро центричность: растет роль "человеческого фактора" и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые компоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как заметил Дениелл Белл, "постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики". Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть "человеком экономической". Доминантными для нее становятся новые, "пост материалистические« ценности (табл. 4.1).

Первым «выходом на общественную арену" человека, для которого приоритетными являются "пост материалистические ценности", считают (Г. Маркузе, С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг. XX вот., Который задекларировал смерть протестантской трудовой этики как нравственного основания западной индустриальной цивилизации.

Таблица 4.1. Сравнение индустриального и постиндустриального общества

Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали ученые: Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер, Арон, Кеннепг Боулдинга, Уолт Ростоу и др. Правда, некоторые из них употребляли собственные сроки для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет Боулдинга называет его "постцивилизации". Збигнев Бжезинский отдает предпочтение термину "технотронное общество", подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин Тоффлер называет его "супериндустриальной обществом", обозначая им сложное мобильное общество, основанное на высоко передовой технологии и пост материалистической системе ценностей.

Элвин Тоффлер в 1970г. Писал: "Жители Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти две группы вместе составляют около 70% населения Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в. сформированы механизацией и массовой образованием, воспитанные на воспоминаниях о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они - люди современного.

Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио о миллионах людей можно сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриального общества ".

Можем дополнить Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:

изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные услуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую очередь - услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг. XX в. в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в США - 25% и 70% работающего населения; в Германии - 40% и 55%; в Японии - 36% и 60%); что больше - даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы производства, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятых;

изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому делению). Например, Дениелл Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;

центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главную институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях не менее двух главных задачи: создавать теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертов;

созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.).

Контрольные вопросы и задачи

1. Дайте определение термина "общество" и охарактеризуйте его основные признаки.

2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?

3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?

4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества.

5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки Ф. Тьонниса)?

6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества.

7. Что такое "аномия"? Охарактеризуйте основные признаки этого состояния общества.

8. Чем теория аномии Р. Мертона отличается от теории аномии Э. Дюркгейма?

9. Объясните разницу между понятиями "социальный прогресс" и "социальная эволюция".

10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией? Виды социальных революций вам известны?

11. Назовите известные Вам критерии типологии обществ.

12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ.

13. Сравните традиционное и индустриальное общества.

14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества.

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии служит выбор политических отношений , форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у и я общества различаются по типу государственного устройства : монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия . В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ .

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, . Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития , производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность , что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами : ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества .

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля , тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества . Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм . Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину , предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Основные типологии общества

В истории социальной мысли было предложено несколько типологий общества.

Типологии общества в период формирования социологической науки

Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:

  • стадия военного господства;
  • стадия феодального господства;
  • стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

Типологии общества в классический период развития социологии

Данные типологии отличаются от описанных выше. Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует механическая солидарность, потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных — органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка).
  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

В современном мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое общество; либерально-демократическое общество, построенное по принципам коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и т.д.

Типологии общества современной социологии

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое », т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.

Теория постэкономического общества связана с новой периодизацией истории человечества, в которой можно выделить три масштабные эпохи — доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личности и общества. Постэкономический тип общества определяется как такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и в силу этого вытесненных на периферию общества. Однако у каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

Социология выделяет несколько видов общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Разница между формациями колоссальна. При этом каждый тип устройства обладает уникальными признаками и чертами.

Разница заключается в отношении к человеку, способах организации экономической деятельности. Переход из традиционного к индустриальному и постиндустриальному (информационному) обществу происходит крайне сложно.

Традиционное

Представленный вид общественного строя сформировался первым. В этом случае в основе регулирования взаимоотношений между людьми лежит традиция. Аграрное общество, или традиционное, от индустриального и постиндустриального отличается прежде всего низкой мобильностью в социальной сфере. В таком укладе существует четкое распределение ролей, и переход из одного класса в другой практически невозможен. Пример — кастовая система в Индии. Структура этого общества отличается стабильностью и низким уровнем развития. В основе будущей роли человека лежит прежде всего его происхождение. Социальные лифты отсутствуют в принципе, в некотором роде они являются даже нежелательными. Переход индивидуумов из одного слоя в другой в иерархии может спровоцировать процесс разрушения всего привычного уклада жизни.

В аграрном обществе индивидуализм не приветствуется. Все действия человека направлены на поддержание жизнедеятельности общины. Свобода выбора в этом случае может привести к смене формации или вызвать деструкцию всего уклада. Экономические взаимоотношения между людьми регулируются жестко. При нормальных рыночных взаимоотношениях увеличивается граждан, то есть инициируются нежелательные для всего традиционного общества процессы.

Основа экономики

Экономика этого вида формации аграрная. То есть в основе богатства лежит именно земля. Чем больше индивидууму принадлежит наделов, тем выше его социальный статус. Орудия производства архаичны и практически не развиваются. Это касается и других сфер жизни. На ранних этапах становления традиционного общества преобладает натуральный обмен. Деньги как универсальный товар и мерило ценности остальных предметов отсутствуют в принципе.

Промышленного производства нет как такового. С развитием возникает ремесленное изготовление необходимых орудий труда и других изделий быта. Этот процесс долгий, так как большинство граждан, живущих в традиционном обществе, предпочитают производить все самостоятельно. Преобладает натуральное хозяйство.

Демография и быт

В аграрном строе большинство людей проживают в локальных сообществах. При этом смена места ведения деятельности происходит крайне медленно и болезненно. Важно учитывать и то, что на новом месте проживания нередко возникают проблемы с выделением земельного надела. Собственный участок с возможностью вырастить разные сельскохозяйственные культуры — основа жизни в традиционном обществе. Также добыча продуктов питания происходит за счет скотоводства, собирательства и охоты.

В традиционном обществе высокая рождаемость. Это вызвано прежде всего необходимостью выживания самой общины. Медицина отсутствует, поэтому нередко простые заболевания и травмы становятся смертельными. Средняя продолжительность жизни незначительная.

Быт организован с учетом устоев. Он также не подвержен каким-либо изменениям. При этом жизнь всех членов общества зависит от религии. Все каноны и устои в общине регламентированы верой. Изменения и попытка ухода от привычного бытия пресекаются религиозными догмами.

Смена формации

Переход от общества традиционного к индустриальному и постиндустриальному вероятен только с резким развитием технологии. Это стало возможным в 17-18 веках. Во многом развитие прогресса произошло из-за эпидемии чумы, охватившей Европу. Резкий спад численности населения спровоцировал развитие технологий, появление механизированных орудий производства.

Индустриальная формация

Социологи связывают переход от традиционного типа общества к индустриальному и постиндустриальному с изменением экономической составляющей уклада людей. Рост производственных мощностей привел к урбанизации, то есть оттоку части населения из села в город. Образовались крупные населенные пункты, в которых мобильность граждан повышалась в разы.

Структура формации отличается гибкостью и динамикой. Активно развивается машинное производство, труд автоматизирован выше. Применение новых (на тот момент) технологий характерно не только для промышленности, но и для сельского хозяйства. Общая доля занятости населения в аграрном секторе не превышает 10 %.

Главным фактором развития в индустриальном обществе становится предпринимательская деятельность. Поэтому положение индивидуума определяется его умениями и навыками, стремлением к развитию и образованию. Происхождение также остается важным, но постепенно его влияние уменьшается.

Форма правления

Постепенно с ростом производства и увеличением капитала в индустриальном обществе назревает конфликт между поколением предпринимателей и представителями старой аристократии. Во многих странах этот процесс завершился изменением самой структуры государства. Характерными примерами можно назвать Французскую революцию или возникновение конституционной монархии в Англии. После этих изменений архаичная аристократия утратила свои былые возможности влияния на жизнь государства (хотя в целом к их мнению продолжали прислушиваться).

Экономика индустриального общества

В основе экономики такой формации лежит экстенсивная эксплуатация природных ресурсов и рабочей силы. По Марксу, в капиталистическом индустриальном обществе главные роли отводятся непосредственно тем, кто владеет орудиями труда. Ресурсы вырабатываются зачастую во вред экологии, ухудшается состояние окружающей среды.

При этом производство растет ускоренными темпами. На первый план выходит качество персонала. Ручной труд также сохраняется, но для минимизации расходов промышленники и предприниматели начинают вкладывать деньги в развитие технологий.

Характерной чертой индустриальной формации становится сращивание банковского и промышленного капитала. В аграрном обществе, особенно на его начальных этапах развития, ростовщичество преследовалось. С развитием прогресса ссудный процент стал основой развития экономики.

Постиндустриальное

Постиндустриальное общество начало формироваться в середине прошлого века. Локомотивом развития стали страны Западной Европы, США и Япония. Особенности формации заключаются в увеличении доли во внутреннем валовом продукте информационных технологий. Преобразования затронули также промышленность и сельское хозяйство. Возросла производительность, снизился ручной труд.

Локомотивом дальнейшего развития стало формирование общества потребления. Увеличение доли качественных услуг и товаров привело к развитию технологий, повышению инвестиций в науку.

Концепцию постиндустриального общества сформировал преподаватель Гарвардского университета После его трудов некоторые социологи вывели также концепцию информационного общества, хотя во многом эти понятия синонимичны.

Мнения

В теории возникновения постиндустриального общества два мнения. С классической точки зрения, переход стал возможен благодаря:

  1. Автоматизации производства.
  2. Потребностям в высоком образовательном уровне персонала.
  3. Повышению спроса на качественные услуги.
  4. Увеличению доходов большей части населения развитых стран.

Марксисты на этот счет выдвинули свою теорию. По ней, переход к постиндустриальному (информационному) обществу с индустриального и традиционного стал возможен благодаря мировому разделению труда. Произошла концентрация отраслей в разных регионах планеты, в результате чего выросла квалификация обслуживающего персонала.

Деиндустриализация

Информационное общество породило другой социально-экономический процесс: деиндустриализацию. В развитых странах доля вовлеченных в промышленность работников снижается. Вместе с этим падает и влияние непосредственного производства на экономику государства. По статистике, с 1970 года по 2015-й доля промышленности в США и Западной Европе во внутреннем валовом продукте снизилась с 40 до 28 %. Часть производства была перенесена в другие регионы планеты. Этот процесс породил резкий рост развития в странах, ускорил темпы перехода от аграрного (традиционного) и индустриального типов общества к постиндустриальному.

Риски

Интенсивный путь развития и формирование экономики на основе научных знаний таит в себе разные риски. Резко вырос миграционный процесс. При этом некоторые отстающие в развитии страны начинают испытывать нехватку квалифицированных кадров, которые переезжают в регионы с информационным типом экономики. Эффект провоцирует развитие кризисных явлений, характерных в большей степени для индустриальной общественной формации.

Озабоченность экспертов вызывает и перекос демографии. Три этапа развития общества (традиционное, индустриальное и постиндустриальное) имеют разные отношения к семье и рождаемости. Для аграрной формации многодетная семья — базис выживания. Примерно такое же мнение существует и в индустриальном обществе. Переход к новой формации ознаменовался резким снижением рождаемости и старением населения. Поэтому страны с информационной экономикой активно привлекают квалифицированную, образованную молодежь из других регионов планеты, увеличивая тем самым разрыв в развитии.

Озабоченность экспертов вызывает и спад темпов роста общества постиндустриального. Традиционному (аграрному) и индустриальному еще есть куда развиваться, наращивать производство и менять формат экономики. Информационная формация — венец процесса эволюции. Новые технологии разрабатываются постоянно, но прорывные решения (например, переход на атомную энергетику, освоение космоса) возникают все реже и реже. Поэтому социологи предрекают увеличение кризисных явлений.

Сосуществование

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: индустриальное, постиндустриальное и традиционное общества вполне мирно сосуществуют в разных регионах планеты. Аграрная формация с соответствующим укладом жизни больше характерна для некоторых стран Африки и Азии. Индустриальное с постепенными эволюционными процессами к информационному наблюдается в Восточной Европе и СНГ.

Индустриальное, постиндустриальное и традиционное общество различны прежде всего в отношениях к человеческой личности. В первых двух случаях в основе развития лежит индивидуализм, во втором же преобладают коллективные начала. Любое проявление своенравности и попытка выделится осуждаются.

Социальные лифты

Социальные лифты характеризуют мобильность слоев населения внутри общества. В традиционной, индустриальной и постиндустриальной формациях они выражены дифференцированно. Для аграрного общества возможно только перемещение целого слоя населения, например, путем бунта или революции. В остальных случаях мобильность возможна и одного индивидуума. Итоговое положение зависит от знаний, приобретенных навыков и активности человека.

На самом деле различия между традиционным, индустриальным и постиндустриальным типами общества огромны. Исследованием их формирования и этапов развития занимаются социологи и философы.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

mob_info